Е. А. Евтушенко - знаменитый современный русский поэт, прозаик, публицист. Занимался кинематографической деятельностью.

Ранние годы

Родился Евгений Евтушенко в Сибири, на станции Зима в Иркутской области (по другим источникам - в г. Нижнеудинске той же области), 18.07.1932 года.

Его отец - Александр Рудольфович Гангнус - был прибалтийским немцем, по-любительски занимался поэзией. Мать звали Зинаида Ермолаевна Евтушенко. Она была геологом по профессии и актрисой по призванию. За свою работу получила звание Заслуженного деятеля культуры РСФСР.

На каком-то этапе мать решила поменять сыну неудачную фамилию Гангнус на свою девичью. Во время оформления необходимых документов была допущена ошибка: вместо 1932 года рождения был записан 1933-ий, так что, по паспорту Евтушенко оказался на год моложе. Факт смены отцовской фамилии на материнскую упоминается в поэме Евгения Александровича «Мама и нейтронная бомба».

Первые шаги в поэзии

Первое стихотворение Евтушенко появилось на страницах газеты «Советский спорт» в 1949 г. Потом была учеба в Литературном институте, куда его взяли даже без аттестата о среднем образовании, и почти сразу приняли в Союз писателей, учитывая, видимо, что к тому времени (1952) у него уже вышел первый сборник стихов «Разведчики грядущего». Позднее, кстати, сам автор оценивал эту книгу как слабую и незрелую. Из института Евтушенко исключили в 1957 г., мотивируя это «дисциплинарными взысканиями», а фактически за то, что он был в числе тех, кто поддержал роман В. Д. Дудинцева «Не хлебом единым».

Во время «хрущевской оттепели»

С конца 50-ых годов двадцатого столетия наступил период, когда в стране царил настоящий поэтический бум. У всех на устах были имена молодых поэтов Б. Ахмадулиной , А. Вознесенского, Р. Рождественского , Е. Евтушенко, а также более взрослого поэта и барда Б. Окуджавы . Их стихи переписывались из тетрадки в тетрадку (книги тогда были в большом дефиците), каждый уважающий себя студент в приятельских разговорах старался «блеснуть интеллектом» - процитировать наизусть строку этих поэтов. Их творчество и в самом деле было свежо, необычно и независимо.

Поэты выступали на огромные аудитории: на стадионах, в актовых залах университетов. И Евтушенко был тогда на пике популярности. А поэтические вечера в зале Политехнического музея с участием любимых всей страной поэтов названной плеяды стали своеобразным символом «оттепели». Именно в эти годы у Е. Евтушенко выходят несколько сборников, сразу приобретшие бешеную популярность: «Третий снег», «Шоссе энтузиастов», «Обещание», «Яблоко», «Нежность», «Взмах руки».

Разнообразие тематики

Поэзия Евтушенко отличалась широкой гаммой настроений, разнообразием тематики и жанров. В его стихотворениях и поэмах был и патриотический пафос, и тонкая интимная лиричность, и антивоенный дух, и размышления об исторических судьбах родины, о созидательном труде и политике. Названия произведений говорят сами за себя: «Братская ГЭС», «Северная надбавка», «Коррида», «Под кожей Статуи Свободы», «Голубь в Сантьяго», «Наследники Сталина», «Бабий Яр», «Просека», «Партбилеты», «Танки идут по Праге» и другие.

Успеху способствовали простота и доступность стихов Евтушенко, повествовательность и богатство образных деталей. Несмотря на множество скандалов вокруг его творчества, на негативные отзывы о нем как о поэте и человеке таких авторитетных людей, как Нобелевский лауреат Иосиф Бродский (1972), Андрей Тарковский, некоторые литературные критики, Евгений Евтушенко продолжал публиковать свои произведения в таких популярных журналах, как «Юность», «Знамя», «Новый мир», и выпускать все новые книги. А композитор Глеб Май написал даже рок-оперу на его стихи «Идут белые снеги», премьера которой проходила в 2007 г. на сцене спорткомплекса «Олимпийский».

В поддержку диссидентов

Известно, что Евтушенко был в числе тех немногих литераторов, кто публично выступал в защиту опальных диссидентов Бродского, Даниэля, Солженицына. Но это не мешало Иосифу Бродскому недолюбливать Евтушенко и резко критиковать. В начале 90-ых Евтушенко уехал в США преподавать в университете г. Талса (шт. Оклахома). Был четырежды женат, имеет пятерых сыновей. Умер 1.04.2017 года.

Я-РАЗНЫЙ
ПОЭЗИЯ ЕВГЕНИЯ ЕВТУШЕНКО
Евтушенко – всесторонне талантливый очень популярный поэт нашего времени, многие его стихи, положенные на музыку, стали хитами. Также он режиссер, мне довелось сниматься в его фильме «Похороны Сталина», где он был еще и автором сценария, и, видимо, героем.
Как юноша из сибирского поселка Зима стал знаменитым поэтом?
Евтушенко очень жизненен он умеет талантливо написать обо всем – начиная от первого снега, кончая такой «производственной» темой, как строительство Братской ГЭС.
Его героям нет числа – это простые люди и люди труда – кассирша, бармены, продавщицы, лифтерши и джазмены. Поэт раскрывает не только их труд. Но и их душу. Так, грубоватая сотрудница «Балчуга» превращается благодаря теплу, в нежную девочку.
Поэт часто переходит к метафоре и перевоплощению. Вот вагон, который стал домом. Или «Когда взошло твое лицо», подобно Солнцу. Или он входит в образ кошелька, предлагающего свой клад.
Поэт и лирический герой – воплощение движения. Он любит новизну и устает от рутины.
«Я разный» пишет он. («Пролог»).
«Я знаю – вы мне скажете: где цельность?
О, в этом всем огромная есть ценность!»
Может, у него не хватает догматического стержня, его взгляды на жизнь меняются. Но зато его сильная сторона – знание жизни. Вот он пишет о станции и Зима. Какие детали в описании тихого поселка! Тут и биография его дедов –солдат, и воспоминания детства, когда теперь «все стало меньше». Теплый прием родни, и неоднозначное отношение людей к смерти Сталина. А сколько характеров: девушка, у которой пьет муж. Два дяди. Московский журналист, «сдувший паруса». Кто-то назвал ее «дырой». Но какая жизнь там, и как поэт ее описывает.
Тема Родины – сквозная для Евтушенко. Он любит ее, но не слепой любовью, а критически. Тогда, в 1953 году, «время думать». Думают все. Пятидесятые годы вообще – время исканий.
«Всё мыслит: доктор медицины,
Что в лодке сетует жене,
И женщина на мотоцикле,
Летя отвесно по скале».(«Парк»)
«У меня два любимых – это революция и ты».
Но он против помпезности праздничных годовщин. Позже, это особенно видно в «Братской ГЭС», он отвергая Сталина и сталинизм, взывает к Ленину.
Также в поэме есть его любимый герой – Владимир Маяковский – трибун и враг пошлости.
Не случайно героя фильма «Похороны Сталина» Женю в классе звали «Маяковский». Вот и сочувственное стихотворение «Мать Маяковского». Сам себя он сравнивает со Стенькой Разиным.
«Лучшие из поколения,
Возьмите меня трубачом!»
Но иногда в поэте появляется дух отрицания. «Я ругаю всё напропалую». «В погоне за дешевой популярностью» - говорят про него злые языки. Поэт выступает против заземленного мещанства. В тогдашнем благополучии Евтушенко видит эхо трагедии «Идут комиссары рядами стройными, погибшие за меня». И поэма «Братская ГЭС» увенчивается песней Булата Окуджавы «И комиссары в пыльных шлемах».
«Гражданственность – талант неловкий
Зачем тащить, как на веревке,
Надменно фыркающих – к ней».
И еще, ставшее хрестоматийным: «Уже кровать застелена,
А ты стоишь растерянно, и повторяешь шепотом: а что потом…» - это про смерть Сталина, или личное? И даже официоз: песня «Хотят ли русские войны?», но теперь мы знаем про войну не понаслышке.
Евтушенко – дитя войны, и много помнит о ней. На фронте были и отцы, и его старшие товарищи. «О, свадьбы в дни военные
Обманчивый уют
Слова неоткровенные
О том, что не убьют»…(«Свадьбы»)
Он был насквозь советским поэтом. Но после перестройки Евгений Евтушенко разочаровавшись в социализме, станет демократом.
Сам Евтушенко – Космополит. Он пишет про татар, и евреев. Ему «неловко не знать ни Буйнос-Айреса, ни Орко». Он ездит по миру, что выливается в цикл Американских стихов. В Америке есть великий Хемингуэй. Но он замечает и ее бездушность и отчуждение. Он прославляет национального кубинского героя Хосе Антонио.
В последние годы поэт живет в США.
В молодости у поэта уже было предвкушение славного будущего.
«Он встанет узнанным над миром
И скажет новые слова»
И новые слова были сказаны! Евтушенко спешит жить
«Не бойся ты быть молодым да ранним.
Быть молодым да поздним – вот беда!»
Но он с сочувствием пишет о неудачниках: «Во всяком деле есть случайный мальчик».
«Граждане, послушайте меня» - по сути о том, надо ли публиковаться, если стихи «не очень»? Сейчас, когда можно печатать любые стихи за свой счет, это особенно актуально.
Настоящая поэзия – это вызов.
«Большой талант всегда тревожит
И жаром головы кружа
Не на мятеж похож быть может,
А на начало мятежа».
Неординарность – всегда мятеж против обыденности – вольно или невольно.
Позже поэт понимая, что юность с ее максимализмом уходит, вдохновляет других бойцов:
«Давайте, мальчики, давайте, будьте смелыми».
Иногда смелость – это простая честность. Но и у молодежи придет миг и они начнут «От собственной жестокости добреть».
Стихи Евтушенко гуманны. В стихотворении «Памяти Ксении Некрасовой он пишет: «Людей неинтересных в мире нет». Интересны по-своему все люди.
«Он интересен был среди людей
Самою незаметностью своей».
Стихи поэта глубоко психологичны, томик Евтушенко заменит хороший учебник психологии!
«Я жаден до людей,
И жаден всё лютей» - признается он.
«Не понимать друг друга страшно…
Но так же страшно во всем друг друга понимать» Так же в стихотворении «Глубина»:
«Я знаю – есть порой опасность
В незамутненности волны,
Ведь ручейков звенящих ясность –
Еще не признак глубины.
Но и другое мне знакомо,
И я не ставлю ни на грош
Бессмысленно-глубокий омут,
Где ничего не разберешь.»
Он – не сторонник крайностей, ему близка золотая середина.
В стихотворении «Два города», автор мечется между ними – городом «Да», где все можно, но скучно, и тоскливым жестким городом «Нет», который, однако, придает нерв жизни.
Тонкость у него и в любовной лирике. Он хорошо передает все нюансы и всю сложность взаимоотношений.
«Ты – большая в любви. Ты – смелая
Я – робею на каждом шагу.
Я плохого тебе не сделаю,
А хорошее – вряд ли смогу». Поэт пишет о малодушии, и самому присущему.
«Мы любим лицемерно, осторожно
Мы дружим половинчато, несмело». Он полон надежд – и растерян.
«наделили меня богатством
Не сказали, что делать с ним» - это про молодость, или про талант?
«Я умника играю перед дурой
И становлюсь все больше дураком» - не в бровь, а в глаз!
У Евгения Евтушенко множество стихов о любви. Поэт понимает и сочувствует своим героиням-женщинам. Ему хочется, чтобы они освободились от печали, но он не в силах этого сделать.
Его герой понимает своих подруг, заботится о их покое. Но он и мечется, ищет, со стороны это выглядит. Как предательство, но без этого не обойтись.
Он автор знаменитой песни «Весенней ночью думай обо мне». Он был женат на Белле Ахмадулиной, посвящал ей свои стихи
«Но чувствую дыхание участья
И твое лицо плывет из темноты,
И дальний голос: «Вы не разлучайтесь…»
Товарища черты, и снова ты…Отношения были неровными, но посвящения ей вошли в бессмертие как песня из кинофильма «Ирония судьбы»:
«Со мною вот что происходит». Эти песни задушевны и глубоки. И оригинальна «Любимая, спи» - это колыбельная…женщине.
Любовь иногда, увы, лишняя как в стихотворении «Лишнее чудо». Красота врывается в устоявшийся порядок вещей незваным гостем.
«Ты добра, и к тебе не придраться,
Но в своей сердобольности зла.
Если б ты не была так прекрасна,
То бы страшной такой не была. "
"Любая женщина – вина
Дар – без возможности отдарка» («Предощущение стиха»)
А вот печальное стихотворение «Процессия с Мадонной» сначала – девочки в белом с надеждой, и портрет с Мадонной – символ, разделяющий их с будущим- женщинами в черном с тяжелым прошлым, обманом…
Позже к поэту приходит ощущение зрелости. Стихи становятся более выдержанными и отделанными. Он с ностальгией вспоминает о молодости.
Там - хорошо знакомые его «коллегам» тусовки поэтов «Пусть это кажется игрой
Не зря мы в спорах этих сипнем». Он пишет о веке: «Я старше себя на твоих 33», «Уходят матери».
Годы идут
«Пришли иные времена
Взошли иные имена».
Евтушенко здесь прибегает к интересной метафоре. Новые имена - теперь «вожди», но не в прямом смысле, вождями поэт называет молодежь, живущую на полную катушку. А у старших «Остался только опыт».
«Внутри меня – осенняя пора» - признает он. В стихотворении мысли о смысле жизни, о вечном. Стихотворение «Идут белые снеги», стало песней.
«Идут белые снеги
Как во все времена
Как при Пушкине. Стеньке,
И как после меня».
Евтушенко общался с поэтом Иосифом Бродским. На это стихотворение он и Бродский написали цинтон - чередование строк под общим псевдонимом Броденко.
Поэт обращается к теме классиков. И это неудивительно. Они глашатаи поколений, и еще они – предтечи.
Жизнь поэта трагична. «Поэты в России рождались
С дантесовской пулей в груди». («Лермонтов») Лермонтов имел сложную судьбу. Недаром он прожил так мало. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта» вызвало недовольство шефа жандармов Бенкендорфа.
Но жандарм слышит рефрен «Есть божий суд…» В поэме «Пушкинский перевал Евтушенко сравнивает себя с новым Чацким. Печальна судьба классиков пушкинской поры. Но они остались в веках. Но поэт ищет секреты их гениальности. И надеется преодолеть символический Пушкинский перевал.
«И надо не сдаваться перед ленью,
Самим себя ломать без полумер,
И у своих предтеч в преодоленье –
Не в слабостях искать себе пример».
Интересна история поэмы "Братская ГЭС" . Евтушенко заступался за диссидентов, и за это его "сослали" на север, на станцию Зима. И поэт для реабилитации себя пишет поэму о строителях электростанции в Братске, что в тех же краях. Возможно, там был социальный заказ? Жизнь сложна.
В поэме «Братская ГЭС» поэт также апеллирует к классикам. Для каждого он находит краткую и меткую характеристику. Поэма – не только о строителях она вместила в себя историю революционеров России и Советскую историю, она в лицах показывает участников строительства электростанции Крестьянскую девушку Нюшку, Большевика, но и местного крестьянина Ивана Степановича, который увидев ГЭС, умер от смятения… Она о нравственности, и ее изъянах, о любви и о поэзии. Она выполнена в форме спора Египетской Пирамиды, которые строили рабы, и Братской ГЭС, которую возводили энтузиасты, и Братская ГЭС побеждает. « Мы не рабы» - говорят люди, и эта поэма, песня социализма, много воспевается Ленин. Потом автор переменил отношение к этой поэме, и многое переделал. Но в октябре 2015 года он дал концерт в Лужниках "Поэт в России больше, чем поэт", в основу которой вошли его стихи из "Братской ГЭС", и стихи поэтов, о которых он там писал.
Время идет.
Евгений Евтушенко в литинституте увлекался формой. Он мастерски использует ее. В той же Братской ГЭС ритм передает настроение каждой части – от «лесенки» Маяковского до тяжелого слога части «В минуту слабости». Помимо традиционных рифм, у него есть много собственных изобретений. Так, он использует внутренние рифмы: «стилягами - с телятами», полные рифмы: «купишь – кукиш», «жалость – жадность». Стихотворение «Идут белые снеги», несмотря на сбой ударения и склонения пронзительно-задушевно.
Все эти достоинства – огромное разнообразие тем и стилей, афористичность, искренность, гражданственность и жизненность делает его великим поэтом, а его стихи – замечательной энциклопедией жизни.
ЧАСТЬ 2
Поздний Евтушенко в своих произведениях, чуть расставшись с легкостью и эмоциональностью, становится более зрелым, и порой трагичным. От идеализма он переходит к реализму. Вот стихотворение "к вашему сведению", где он констатирует: юность неповторима. Евтушенко сказал, что он отличается необычной биографией "Я прошел от Камчатки до Вологды". "Границы мне мешают" - писал он. И как будто в осуществление своих желаний - сам самым выездным поэтом: США, Португалия, Латинская Америка. И знакомил своими стихами и поэмами нас. читателей, с этими странами.
Художницу он сравнивает с немым кино - это не только психологизм, но и образность! В 1975 году поэт пишет замечательное стихотворение "Ольховая сережка", ставшее песней к кинофильму «И это все о нем». Многие песни, которые мы любим с детства,- это песни Евтушенко – «Со мною вот что происходит», «Хотят ли русские войны»! У Евтушенко большое чувство юмора. "До фени" - Феню олицетворяет прилипчивая некрасивая женщина. В стихотворении "ум и глупость" поэт опровергает традиционные критерии. "Ты не найдешь тепла в холодном змействе" "Человек - не человек, когда в нем нет блаженной глупости порывов". Как диалектик, Евтушенко делает вывод, что глупость – это тень ума.
"Что это означает поумнеть,
Когда душа безверья яд пригубит?
Пусть лучше изменяет память мне,
Но пусть со мной доверчивость пребудет!"
Евтушенко первым замечает позднесоветские гримасы - мещанство, бюрократизм, и высмеивает это. Это барышники, наживающиеся на памяти Высоцкого, и стиляги в "Маме и нейтронной бомбе", "мусор в котором весь мир увяз" -автомашины, "останкинская игла", на которую людей посадили, он первооткрыватель этого выражения. Поэт сетует на безветрие, символ "застоя". Он ждет ветра перемен... но ветер может снести и нужные прошлые вещи. и самого поэта. Поэт будто предвидел все парадоксы грядущей "перестройки", и сам был ее двигателем, фактически. Грустно стихотворение про "пьяную корову". которую ведут на убой. Поэт много пишет о грустном, но он - оптимист, в этом и секрет его успеха. Характерно стихотворение "Поэта вне народа нет" где поэт встает против и показухи и против невежества и чванства, и против "подпевал".
"Есть отчужденье подпевал
В чем связь с народом подпевалы?
Его пугают самосвалы,
он по лаптям затосковал".
Поэт вовсе не почвенник, тоскующим по крестьянской Руси. Он скорее западник. В поэме "Непрядва" он также касается спора "западников" и славянофилов". По его мнению, их уже давно помирил... Пушкин, объединив в себе все. Поэт готов воспевать такие признаки прогресса, как Камаз, нфтевышки, и - построенную Братскую ГЭС!. Он воспевает труд - труд строителя, труд рабочего, и хороший поэт - это тоже труженик! Ну а кто есть поэт? По его мнению - поэт - это не чистый эстет, но и не "рабочист", он должен знать культуру. Ну и получается невольно так, что поэт даже в соцстране... слегка буржуазен. В Евтушенко еще сильна советская романтика, революционность, но все же не "левачество". Ему ближе Сальвадор Альенде, чем крайние коммунисты ("Голубь из Сантьяго").
Вообще, по Евтушенко можно проследить жизнь в стране и ее перемены, он - историчен, историю он изучает и знает, много работал в архивах.
В поэме "Казанский университет" поэт отражает историю университета. Он подходит как всегда разносторонне: Казань и татарская столица, и родина университета, ну главный студент его – В.Ульянов. И получается, что поэма о вольнодумных борцах за революцию, и их противниках. Ленин - центральная фигура поэмы, но важен и фон, его взрастивший – время, предтечи и сподвижники, но "людей неинтересных в мире нет", они интересны сами по себе - поэт мастерски умеет описывать самого простого героя, что говорить об интересных? И эти герои - не идолы, а живые люди со своими слабостями, болезнями. И устами профессора Лесфарга он произносит вошедшее в перестройку слово "Гласность".
Эта поэма - экскурс во вчера, позволивший понять Сегодня и даже Завтра, которое произойдет в конце 20 го века.
В 1978 году прошел слух о самоубийстве Евтушенко. В это же время в Чили произошел переворот, и установилась диктатура генерала Пиночета. Поэт пишет поэму "Голубь из Сантьяго" о чилийских событиях. Сальвадор Альенде, левый социалист, не захотел и не смог предотвратить готовящегося переворота пиночетовцев. Все симпатии на стороне Альенде, которого "погубила чистоплотность". Евтушенко поднимает вопрос: допустимо ли уничтожать тех, кто может быть виновен в трагедии? Альенде не захотел предотвратить готовящийся мятеж. Но "кровь невинных меняет направление дороги и правильной она не может быть". Евтушенко был антисталинистом, и выступал против, когда это было не очень-то принято. Он вполне застал эту пору, когда исчезали прежние герои. От сталинизма у него самого пострадали два деда. Крайности сходятся, и автор на перепутье. Поэт поднимает еще один важный вопрос - двойственности. Он рассказывает историю, основанную на реальном случае. Двадцатилетний чилиец Энрике в жизни все время вынужден выбирать: между отцом и матерью, живущими раздельно, между сорокалетней актрисой, желающей продлить молодость, и девушкой-ровесницей, он художник, но и в высоких материях не все гладко - там идет спор между классикой и авангардом. Его два друга - жестянщики священник олицетворяют ультралевизну и консерватизм. Энрике -"над схваткой", но он вынужден разрываться между двумя конфликтующими друзьями. Надвое раскалывается и кинозал - символ народа, где половина "за" Альенде, и половина "против". Двойственнен и сам Альенде, не сумевший справиться со стихией хаоса.
"Как хорошо и просто быть бездушным
Безвыходно - родившимся с душой".
И эта двойственность героя во всем получает свою трагическую развязку. Юноша погибает, параллельно убив морально своих родных, друзей и...невинного голубя. Евгений Евтушенко подчеркивает параллель с собой. И он часто раздвоен, и сам подумывал на эту тему
"Все в моей жизни так переломалось,
Что это невозможно было склеить" И его обвиняли во всех грехах, в шаге влево или вправо. И те же тяжелые телефонные звонки...
Евтушенко касается темы фашизма, к сожалению неизжитого пишет про "подонков, с фашистинкой до времени прикрытой". Фашизм это не только Гитлер или Муссолини - он вырастает снизу, от злобы и подлости. "Я ненавижу смерть" - рефреном звучат слова поэта.
Читателей всегда интересует биография поэта. Это - ключ к пониманию творчества. И приоткрыв завесу своих корней, Евгений Евтушенко пишет поэму "Мама и нейтронная бомба". Лучшая биография - это автобиография самого поэта, и вопрос о его прошлом, наконец, в этой поэме находит ответ.
Биография и очерк творчества













Биография и очерк творчества
Отец Евгения Евтушенко геолог и поэт-любитель А. Р. Гангнус (1910-1976).
В 1944, по возвращении из эвакуации со станции Зима в Москву, мать поэта, Зинаида Ермолаевна Евтушенко (1910-2002), поменяла фамилию сына на свою девичью (об этом - в поэме «Мама и нейтронная бомба»), - при оформлении документов для смены фамилии, была сознательно допущена ошибка в дате рождения: записали 1933 г., чтобы не получать пропуска, который положено было иметь в 12 лет.
Начал печататься в 1949, первое стихотворение опубликованно в газете «Советский спорт».
С 1952 по 1957 г. учился в Литературном институте им. М. Горького. Исключён за «дисциплинарные взыскания», а также - за поддержку романа Дудинцева «Не хлебом единым».
В 1952 году выходит первая книга стихов «Разведчики грядущего», - впоследствии автор оценил её, как юношескую и незрелую.
В 1952 году стал самым молодым членом Союза писателей СССР, минуя ступень кандидата в члены СП.
«Меня приняли в Литературный институт без аттестата зрелости и почти одновременно в Союз писателей, в обоих случаях сочтя достаточным основанием мою книгу. Но я знал ей цену. И я хотел писать по-другому». - Евтушенко, «Преждевременная автобиография».
В последующие годы печатает несколько сборников, которые приобретают большую популярность («Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960), «Нежность» (1962), «Взмах руки» (1962)).
Появление молодого поэта на литературной сцене совпало с хрущёвской оттепелью и частичной либерализацией советского общества. Свежие и яркие стихи Евтушенко резонировали с позитивными настроениями молодёжи.
Одним из символов оттепели стали вечера в Большой Аудитории Политехнического музея, в которых вместе с Робертом Рождественским, Беллой Ахмадулиной, Булатом Окуджавой и другими поэтами волны 1960-х годов, также принимал участие Евтушенко. На поэтических вечерах в Политехническом неоднозначно относились к трем авторам: Евтушенко, Вознесенскому, Ахмадулиной.
Одно из первых публичных выступлений Е. Евтушенко перед большой аудиторией состоялось в Центральном лектории Харькова в 1961 году. Организатором этого выступления был харьковский литературовед Л. Я. Лившиц.
Произведения его отличает широкая гамма настроений и жанровое разнообразие. Первые строки из пафосного вступления к поэме «Братская ГЭС» (1965): «Поэт в России больше чем поэт», - манифест творчества самого Евтушенко и крылатая фраза, которая устойчиво вошла в обиход. Поэту не чужда тонкая и интимная лирика: стихотворение «Бывало спит у ног собака» (1955). В поэме «Северная Надбавка» (1977) слагает настоящую оду пиву - любимому народному напитку, которого тогда так не хватало на Дальнем Севере. Поэт затрагивает самые разные, в том числе откровенно политические, темы.
Евтушенко объездил весь Советский Союз и весь Земной шар в поисках своих тем и героев. Пишет он и о людях труда, - зверобоях, строителях, геологах… («Северная надбавка», «Катер Связи»). Несколько поэм и циклов стихотворений посвящено зарубежной и антивоенной тематике: «Под кожей Статуи Свободы», «Коррида», «Итальянский цикл», «Голубь в Сантьяго», «Мама и нейтронная бомба».
Это поэма в прозе о мире и войне и возможной ядерной...
Он - сын МОПРовки, и в поэме лейтмотивом проходит борьба МОПРа и Роллинг Стоун - западной маскультуры, которая в итоге сейчас победила... Мать поэта пела в войну, и надорвала голос. Отдельная тема - Иисус Христос. Евгений Александрович был пионером, но он - за бога в душе, и переживает, что взорвали храм Христа-спасителя. В нем слились две крови - комсомолка - мать, и отец "удивительно некомсомольский".
Автор хлебнул все реалии войны, в том числе и безотцовщину, бедность, его отчим ушел от них, когда родилась сестренка «ребенок нон-грата» . И тогда, переписывая рапортички композиторов в помощь маме, автор задумывается и о своей славе. Поэт пишет о своей юности, первых ростках капитализма, богатых "стилягах" - детях элиты, а потом, в США он сам уже на равных с этими стилягами. Поэт обнажает темные стороны жизни - наркоманию всех мастей, пьянство, вещизм, и "наркомания власти и денег". А апофеоз всех - "лидер" наркоманов - "атомный наркоман".
Любая война - разрушение и смерть. Перед глазами проносится Освенцим, и поэт описывает жуткую бутафорию елки в пораженных войной странах. А что будет при ядерной войне? И поэт, с присущей ему богатой фантазией рисует подробно, пусть и немного затянуто, жуткую картину апокалипсиса ядерной войны - последней из войн. от которой не спасет даже бункер. Завтра может быть не светлым, а страшным. Мама поэта тонко замечает "Боже, до чего доводит жадность к вещам. Из-за этого, наверное, и придумали нейтронную бомбу". Войны боятся все герои и бывший стиляга Лева, и «профессор с глазами карбонария», а поэту ближе всего - подростки-пацифисты из Перуджи, написавшие "остановить нейтронную бомбу"!
Эта поэма сводит воедино нити жизни и мировоззрения поэта. Это - сильнейшая антивоенная поэма.
Евтушенко - не только поэт. Он -прекрасный чтец стихов, актер, режиссер...Он - многогранно одаренный человек.
ЕВТУШЕНКОВЕДЕНИЕ
В 1978 году в стихотворении, посвященном Юрию Нехорошеву, поэт констатирует с юмором «появились евтушенковеды». Но это появление не так плохо, и не случайно – это значит, что поэт достиг существенного уровня!
Об этих людях и о этапах своей биографии пишет Евтушенко в книге «Волчий билет». По его словам, первый евтушенковед был из Иркутска. В 1996 году В. Прищепа выпускает монографию «Семинарий» где сделан уникальный обзор и каталог всех граней творчества Евгения Евтушенко за прошедшие годы.
В этой книге поэт упоминает «евтушенковеда номер один – подводника Юру Нехорошева.» Интересно, что по словам Евтушенко, что тот начал серьезно изучать его творчество во время Карибского кризиса. « Евтушенковед Номер Один знал назубок всю «евтушенкиану», состоящую главным образом из разоблачений меня. Он меня не идеализировал, но не любил тех, кто меня не любил.» Ю. Нехорошев создал «Союз евтушенковедов», первый съезд которого ему все-таки удалось провести. В этом союзе состояли евтушенковеды-москвичи – председатель шахматного клуба, подводник, кибернетик, начальник охраны типографии, анестезиолог и его жена-кардиолог, ленинградцы – фармацевт, инженер, донецкий проектировщик, иркутский капитан милиции, зиминский журналист, алтайский филолог, мурманский народный депутат России…»
Евтушенковеды выступали с чтением стихов Евгения Евтушенко по всему Советскому Союзу …
Юрий Нехорошев написал «Библиографический указатель». Он – автор нескольких Собраний сочинений поэта и библиографических справочников (Нехорошев Ю., Шитов А. - Челябинск, 1981; Ю. С. Нехорошев - М.: Книга, 1984, т. 7), в которых даны многие критические рецензии, статьи, авторефераты диссертаций о произведениях писателя 1949-1982 гг
На сегодня о поэзии Е.Евтушенко написаны множество статей в журналах, книг и кандидатских и докторских диссертаций.
Наиболее яркий евтушенковед - Валерий Прищепа – уроженец Братского района. Закончил филфак Иркутского госуниверситета, ныне – профессор кафедры литературы Хакасского государственного университета. Защитил кандидатскую и докторскую диссертации по творчеству Евтушенко. Его коллега, Виталий Комин – иркутский журналист, в 1940–1950-е годы учился, жил и работал в Зиме. Более 50 лет он занимается изучением жизни и творчества поэта, сопровождал Евтушенко в его многочисленных поездках по Сибири
В журнале «Иркутский писатель» 1 за 2014 год, профессор В. Зоркин опубликовал статью «Вклад иркутян в евтушенковедение». Он высоко оценивает монографию иркутского журналиста В. Комина и абаканца, доктора филологических наук, В. Прищепы «Зима – столица Евгения Евтушенко», вышедшую в Иркутске в 2013 году, отмечает, что «подобных исследований ни в России, ни тем более за рубежом на сегодняшний день не существует…» Это далеко не первое обращение к творчеству нашего земляка. 22 июля 2015 года в ЗАО “Гелиос» (г. Братск) состоялась презентация книги «По ступеням лет», посвящённая поэту Евгению Евтушенко. Представляли книгу её авторы В.В.Комин и В.П.Прищепа, известные евтушенковеды. Для авторов, Виталия Комина и Валерия Прищепы. Совместно Виталий Комин и Валерий Прищепа ранее выпустили книги «Зима – столица Евгения Евтушенко» и «Он пришёл в XXI век: творческий путь Евгения Евтушенко».
Журналист Виталий Комин и профессор Хакасского университета Валерий Прищепа очень подробно рассказали о работе над новой книгой и представили документальный фильм о недавним посещении поэта городов Иркутска, Зимы и Ангарска. Руководство завода, в лице Смирнова Андрея Владимировича, а также все почитатели поэта пожелали авторам удачи в издании других интересных работ из запланированной ими серии «По ступеням лет». Ожидалось, что в этой серии будет 10 томов. Но при жизни поэта вышло только две. Недавно сибирские авторы завершили работу над третьей книгой...
Евгений Евтушенко умер 1 апреля в США в госпитале на 85м году жизни...

ЛИТЕРАТУРА:
1 Евгений Евтушенко. Собрание сочинений в 3 томах. МОСКВА, «Художественная литература», 1984 г.
2 Рунин Б. Уроки одной поэтической биографии (Заметки о лирике Евг. Евтушенко). – Вопросы литературы, 1969, № 2
3 Нехорошев Ю., Шитов А. Евгений Евтушенко. Научно-вспомогательный библиографический указатель. Челябинск, 1981
4 Сидоров Е. Евгений Евтушенко: Личность и творчество. М., 1995
5 Артемов В., Прищепа В. Человек, которого не победили: Критико-биографический очерк жизни и творчества Е.Евтушенко. Абакан, 1996

Родился будущий поэт в Сибири 18 июля 1932 года. Отец его был из прибалтийских немцев, поэтому мать Евгения Александровича после рождения сына снова взяла свою девичью фамилиюи записала ребенка на нее. Уже при эвакуации в начале Второй мировой, фактический год его появления на свет поменяли на 1933, чтобы избежать трудностей с бумагами.

Биография Евтушенко Евгения с детских лет тесно связана с творческой средой: его отец писал стихи, а мать была актрисой. В 1944 году они стали москвичами, но все вместе пробыли недолго – отец оставил их. Но литературной развитие сына продолжало оставаться для него важным – мальчика водили на творческие вечера Бориса Пастернака и Анны Ахматовой.

Первые шаги в творчестве

Неудивительно, что выросший в этой атмосфере ребенок рано начал проявлять себя. Он, в подражание друзьям родителей, писал стихи, и уже в 1949 году первое из них было опубликовано в “Советском спорте”.

Спустя два года он стал студентом Литературного института, но был быстро отчислен. Официально – за то, что не ходил на лекции, фактически – из-за того, что допускал неприемлемые для своего времени публичные высказывания. Кстати, высшее образование Евтушенко получил только в 2001 году, о чем упоминается даже в краткой биографии Евтушенко.

Впрочем, и без него одаренный молодой человек показывает себя очень ярко, выпуская в 1952 году первый поэтический сборник, названный “Разведчики будущего”. Благодаря этому двадцатилетний Евтушенко становится членом Союза писателей СССР.

Следующие несколько лет ушли на то, чтобы добиться признания – и вот поэт уже читал свои строки на вечерах поэзии.

Реализует он себя и как прозаик – в 1959 году опубликовали его дебютный рассказ.

Прозаические произведения и эмиграция

Уже признанный в творческих кругах, Евгений Евтушенко стал автором-романистом – “Ягодные места” вышли в 1982 году, а в 1993 он написал второй – “Куриный бог”.

Поэт Евгений Евтушенко принял решение эмигрировать в Штаты в девяностых годах. Там он не только продолжил выпускать поэтические произведения, но и преподавал.

Умер Евгений Евтушенко в первый день апреля 2017 года – остановилось сердце, похоронен рядом с Борисом Пастернаком в Переделкино.

Личная жизнь и интересные факты из биографии

Личная жизнь Евгения Евтушенко складывалась сложно – он женился четыре раза. Первый брак был довольно ранним – в 1954 году его женой стала Белла Ахмадулина, но два поэта не сиогли ужиться вместе, несмотря на общность интересов. Уже в 1961 году у Евгения Александровича появилась вторая жена – Галина Сокол-Луконина, которая подарила ему сына Петра.

Третьей избраннией поэта стала Джен Батлер из Ирландии, его яркая поклонница, но и этот брак стал недолгим, несмотря на двух детей, Александра и Антона.

И только с четвертой своей женой Евгений Александрович прожил до самой смерти – филолог Мария Новикова была для него верной опорой, способствовала творчеству и воспитывала двух детей – Дмитрия и Евгения.

Жизнь поэта была интересной и многогранной. Так, его стихи читал Пол МакКартни, который рассказывал, что сборник ему подарили друзья, и он периодически посвящал время чтению стихов евтушенко в перерывах между концертами.

Одним из самых важных событий в его жизни еще в советское время стала встреча с президентом США Ричардом Никсоном.

Тест по биографии

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Евгений Евтушенко - советский и российский поэт, пик популярности которого пришелся на шестидесятые годы. На его стихи написаны песни, которые прозвучали в самых популярных отечественных кинолентах. Он получил известность также как сценарист, прозаик и публицист.

Город с зимним названием

Биография Евгения Евтушенко начинается в 1933 году, в небольшом сибирском городе. Отец был геологом. Мать - актрисой. Населенный пункт, с которым связан ранний период биографии Евгения Евтушенко, имеет необычное название - Зима. Став известным, поэт посвятит родному городу лирическое произведение. "Откуда родом я? С сибирской станции Зима" - слова из стихотворения Евтушенко.

В мире иллюзий и литературы

Сочинительством он занимался с пяти лет. Уже в конце тридцатых годов создавал стихотворения, которые, не зная возраста автора, можно принять за произведения состоявшегося поэта. По крайней мере, так утверждает один из авторов биографии Евгения Евтушенко.

Родители поддерживали занятия литературой. Благодаря им будущий писатель часто посещал вечера поэзии. Отец мог часами говорить о творчестве великих русских и зарубежных писателей. В автобиографии Евгений Евтушенко однажды сказал: "В моей голове тогда был настоящий винегрет. Я жил в мире иллюзий, не замечал никого и ничего вокруг".


Родители

Они развелись в начале сороковых. С 1944 года Евгений с матерью жил в Москве. Но и с отцом у поэта всегда были хорошие отношения. Мать очень внимательно и бережно относилась к сочинениям своего сына. Она собирала его стихотворения, нередко показывала их бывшему мужу. И вместе они обсуждали поэтический дар Евгения. Но большая часть произведений поэта утрачена.

Важный период в биографии и творчестве Евгения Евтушенко - конец 50-х - начало 60-х. В те годы талантливые поэты собирали целые стадионы. Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава были настоящими знаменитостями, послушать их стихи приходили сотни поклонников.

Евтушенко не уступал в популярности Рождественскому и Ахмадулиной. Мастерство выступления он унаследовал от матери. Зинаида Ермолаевна Евтушенко, как уже было сказано, по профессии была актрисой. В 1938-м она стала солисткой Московского театра имени Станиславского. Правда, играла на сцене всего три года. Во время войны выступала на фронтах. После завершения актерской карьеры поступила в геологоразведочный институт.


Исключение из школы

В биографии поэта Евгения Евтушенко нет внезапных взлетов и падений. Жизнь его складывалась относительно благоприятно, чего нельзя сказать о большинстве его коллег, например Иосифе Бродском. Правда, в возрасте 15 лет Евтушенко был исключен из школы по обвинению в поджоге журнала. Отец тогда отправил Евгения в Казахстан, в геолого-разведывательную экспедицию. Некоторое время Евтушенко работал и на Алтае.

Первые произведения были опубликованы в 1949 году. Как ни странно, появились они в газете "Советский спорт". Аттестат о среднем образовании Евтушенко так и не получил. Однако в возрасте 19 лет поступил в Литературный институт имени Горького. Но был исключен за поддержку произведения Владимира Дудинцева.

Раннее творчество

В 1952 году вышел сборник стихов Евтушенко. Среди его ранних произведений немало восторженных, патриотических, посвященных Ленину и идеям коммунизма. Позже поэт скажет, что во всем виновата советская пропаганда, во власть которой он попал, будучи юным.

Даже в краткой биографии Евгения Евтушенко всегда упоминается членство в Союзе писателей СССР. Ему удалось не только стать студентом Литературного института, не имея аттестата зрелости, но и вступить в солидную и престижную по советским меркам организацию в возрасте 19 лет. Он стал самым молодым членом Союза писателей. Это удивительный факт в биографии Евгения Евтушенко. Кратко он упоминает об этом событии в одном из своих произведений так: "Меня приняли в институт и Союз писателей на основании написанной книги". Примерно в то же время Евтушенко стал секретарем комсомольской организации.


Поэтический бум

В начале шестидесятых годов начинается самый яркий период в биографии Евгения Александровича Евтушенко. Кратко свою позицию в литературе и в обществе он выразил так: "Поэт в России больше, чем поэт". Еще в пятидесятые годы Евтушенко опубликовал сборники "Третий снег", "Обещание", "Шоссе Энтузиастов", "Стихи разных лет". В начале своего творческого пути издал книги "Нежность", "Взмах руки", "Яблоко".

Ровно и благоприятно складывалась биография Евгения Евтушенко. В творчестве его, однако, наблюдалось удивительное разнообразие. Ему не чужда была интимная лирика. В юности он сочинял патриотические произведения. В семидесятые годы написал цикл стихотворений, посвященных антивоенной теме, например "Под кожей статуи Свободы", "Коррида", "Голубь в Сантьяго".

В годы "оттепели" в литературе появились новые имена. Одним из символов этого периода, пронизанного духом свободы, стали выступления в Политехническом музее. Свои стихии в аудитории этого вуза читали Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Булат Окуджава и, конечно, Евгений Евтушенко. Биография и личная жизнь поэта насыщены событиями. В 1957 году он женился впервые. Его избранницей стала знаменитая поэтесса Белла Ахмадулина. Всего женат он был четыре раза.


Белла Ахмадулина

В нее он влюбился заочно, прочитав стихотворение в журнале "Октябрь". Когда же увидел хрупкую фигуру и необычное неславянское лицо, понял, что пропал. Они прожили вместе три года. Вокруг Ахмадулиной всегда было много поклонников, что с трудом переносил ревнивый муж. В этом браке не было детей.

Личная жизнь Евгения Евтушенко, биография которого является темой нашего обзора, после разрыва с Ахмадулиной складывалась хорошо. Уже в 1961-м он женился на Галине Сокол-Лукониной, в том же году на свет появился первенец поэта Петр. Ахмадулиной же не везло. Она долго не могла забеременеть. Многие годы Евтушенко полагал, что в этом виновен он – в 1961-м Белла забеременела, а он настоял на аборте.


Личная жизнь

От второго брака, продолжавшегося около десяти лет, у поэта сын. В 1978 году Евтушенко женился на ирландке Джен Батлер - страстной поклоннице его творчества. В этом браке на свет появились еще сыновья - Антон и Александр. В 1989 году поэт женился на Марии Новиковой, которая родила ему еще двух сыновей – Евгения и Дмитрия.


Эмиграция

В середине восьмидесятых Евтушенко занял должность секретаря правления Союза писателей. В 1989-м стал членом правозащитного общества "Мемориал". А в 1991 году уехал в США. Много лет Евтушенко читал лекции в университете города Талсе.

Последние годы

В весьма преклонном возрасте поэт перенес недуг, который закончился ампутацией ноги. Но и после операции он продолжал встречаться с поклонниками и даже снялся в документальной киноленте "Диалоги с Евгением Евтушенко". Даже в последние годы своей жизни, будучи очень больным человеком, он продолжал работать. В 2012 году Евтушенко издал сборник стихов "Счастья и расплаты". В 2013-м - "Не умею прощаться". В последние годы он также работал над антологией "Поэт в России больше, чем поэт".


Смерть

В марте 2017 года поэта госпитализировали. У Евтушенко был обнаружен рак четвертой стадии. За шесть лет до этого ему сделали операцию по удалению почки, что и привело, по мнению врачей, к онкологическому заболеванию. Знаменитый поэт умер 1 апреля 2017 года от остановки сердца. Спустя девять дней в городе Зима, в котором прошли ранние годы Евтушенко, был объявлен траур.

Советского и российского поэта, легенду XX века похоронили в Переделкино, рядом с Борисом Пастернаком. Отпевание прошло в храме, расположенном в писательском поселке.

Произведения

Интересные факты из биографии Евгения Александровича Евтушенко можно найти в книге "Волчий паспорт", изданной впервые в 1998 году. В этом произведении автор вспоминает прожитые годы, ранний период творчества. К мемуарной прозе, созданной Евгением Евтушенко, относятся книги "Шести-десантник" и «Я пришел к тебе, Бабий Яр…». Последняя вышла в печать за пять лет до смерти автора.

К произведениям Евгения Евтушенко, изданным в 60-е годы, относятся поэмы "Бабий Яр", "Братская ГЭС", "Пушкинский перевал". Он автор трех романов - "Ягодные места", "Берингов тоннель", "Не умирай прежде смерти".

Кинематограф

Евгений Евтушенко снялся в пяти фильмах. В 1965 году он исполнил эпизодическую роль в картине "Застава Ильича". В 1967-м сыграл поэта в фильме «Я любопытна - фильм в желтом». Другие картины с участием Евтушенко: "Детский сад", "Взлет", "Похороны Сталина". К последнему поэт написал сценарий.

Многие помнят произведения Евгения Евтушенко по фильмам Эльдара Рязанова. В "Служебном романе" прозвучала песня на его стихи - "Нас в набитых трамваях болтает…". Музыку написал Андрей Петров. В фильме "Ирония судьбы, или С легким паром" Сергей Никитин исполняет песню "Со мною вот что происходит..." (музыка Микаэла Таривердиева). Стихи Евтушенко звучат также в картинах «И это все о нем», «В небе „ночные ведьмы“», «Карьера Димы Горина».

Бродский о Евтушенко

Не все восхищались литературным стилем этого поэта. Главным критиком его творчества стал Иосиф Бродский. Он утверждал: "Евтушенко - плохой поэт, а человек еще худший". А однажды Бродский, человек, пострадавший от советской власти, произнес фразу, которая стала легендарной: "Евтушенко против колхозов? Тогда я - за!"

Критика

Поэт несколько раз менял гражданскую позицию, что вызывало острую критику у коллег. Многим не нравилась манера Евтушенко восхвалять свой литературный дар. Весьма негативную оценку дал его прозе режиссер Андрей Тарковский. Прочитав повесть Евтушенко «Казанский университет», он назвал автора бездарью. О поэте как о личности Тарковский сказал: «Он всем хочет нравиться: и Хрущеву, и Брежневу, и девушкам».

Не лучшим образом о личных качествах Евгения Евтушенко отзывалась Марина Влади. В своей книге "Владимир, или Прерванный полет" она утверждала, что он с удовольствием общался с Высоцким, но относился к нему, как и Вознесенский, с высокомерием. Кроме того, не раз обещал помочь в публикации произведений опального поэта, но обещаний своих не сдержал.

Общественная позиция

Отдельные факты из биографии Евгения Евтушенко могут показаться подозрительными. В середине шестидесятых он опубликовал несколько стихотворений, вызвавших большой резонанс в обществе. Одно из них называется "Танки идут по Праге". За подобное произведение автор запросто мог угодить за решетку или в психиатрической лечебницу, что нередко происходило с теми, чье творчество не соответствовало официальной идеологии.

Однако Евтушенко не преследовали. Его книги не запрещали. Он продолжал печататься, ездил по всему Советскому Союзу и даже в 70-е не раз бывал за границей. В то же время он поддерживал писателей-диссидентов - Солженицына, Даниеля и Бродского, который о его творчестве отзывался весьма нелестно. Согласно воспоминаниям Михаила Веллера, Евтушенко не раз помогал коллеге, несмотря на его резкую критику.


Интересные факты из биографии и личной жизни Евгения Евтушенко

  • Есть версия, что поэт сотрудничал с властями. Она якобы и объясняет причины беспрепятственных поездок за границу, которые Евтушенко совершал даже в эпоху застоя. Эту точку зрения высказал разведчик Павел Судоплатов в своей книге воспоминаний, но скорее в форме предположения. Впрочем, такие обвинения нужно подтверждать документально, а никаких доказательств предоставлено не было.
  • В Переделкино - писательском поселке, в котором когда-то проживали Борис Пастернак, Марина Цветаева и другие поэты, - в 2010 году Евтушенко открыл галерею. Здесь представлена его личная коллекция. Картины подарены поэту художниками Пикассо, Шагалом. Среди произведений живописи есть и работа Эрнста - живописца, который стоял у истоков сюрреализма.
  • В конце шестидесятых Евгений Евтушенко посетил Португалию. Это была полулегальная поездка. Приезд советского поэта организовала Сну Абекассиш - издательница, у которой появились позже проблемы с органами госбезопасности Португалии. Под впечатлением от этой поездки поэт написал произведение "Любовь по-португальски".
  • Некоторые факты из биографии поэта можно узнать из романа Василия Аксенова "Таинственная связь", экранизированного в 2017 году. В названии этого произведения – слова из стихотворения первой жены Евтушенко, Беллы Ахмадулиной. В первых главах книги показаны события начала шестидесятых. Однако в предисловии автор предупреждает, что в его романе, как в каждом художественном произведении, присутствует и доля вымысла.
  • По мнению Евтушенко, лучшее его произведение - "Голубь Сантьяго". Поэт утверждал, что стихотворение спасло более трехсот человек от самоубийства.
  • В 1963 году Евтушенко номинировали на Нобелевскую премию.

Евгений Александрович Евтушенко родился 18 июля 1932 г. в Сибири (10. Рис. 31). Вырос в Москве. На долю семьи выпало множество испытаний, однако разностороннее развитие детей всегда было на первом месте у этой семьи.

С детства Евтушенко был привязан к книгам. Родители учили сына познавать мир с помощью книг и регулярного общения. Евтушенко вспоминает: «Отец часами мог рассказывать мне, еще несмышленому ребенку, и о падении Вавилона, и об испанской инквизиции, и о войне Алой и Белой роз, и о Вильгельме Оранском... Благодаря отцу я уже в 6 лет научился читать и писать, залпом читал без разбора Дюма, Флобера, Боккаччо, Сервантеса и Уэллса. В моей голове был невообразимый винегрет. Я жил в иллюзорном мире, не замечал никого и ничего вокруг...». «Он любил поэзию и свою любовь передал мне. Прекрасно читал на память и, если я что-то не понимал, объяснял, но не рационально, а именно красотой чтения, подчёркиванием ритмической, образной силы строк, и не только Пушкина и Лермонтова, но и современных поэтов, упиваясь стихом, особенно понравившемся ему» . Также отец водил его на поэтические вечера. Не удивительно, что его сын начал рано писать стихи.

Мать прививала Евгению любовь к искусству. Зинаида Ивановна была солисткой театра имени Станиславского, постоянно гастролировала по стране. Ее частыми гостями были артисты, которые в будущем стали знаменитыми на эстрадной сцене. Научила сына великолепно играть на фортепиано. Он рос очень эрудированным ребенком и многие сверстники даже завидовали ему.

В 1952 г. Евтушенко входит в состав Союза писателей СССР, причем он являлся самым молодым в этом сообществе. Продолжает принимать участие в поэтических вечерах рядом с устоявшимися и известными поэтами.

Евтушенко безразмерен, парадоксален, непредсказуем и, несмотря на исповедальность многих его произведений, весьма многосложен и неоднозначен.

Поэта Евгения Евтушенко можно назвать поэтом-гражданином. Мироощущение, умонастроение его складывались под воздействием сдвигов в самосознании общества, вызванных первыми разоблачениями культа личности Сталина. При всей тогдашней робости, половинчатости, непоследовательности поэты стимулировали начавшееся отречение от идеологии и морали сталинизма, создавали в жизни новый духовный климат «оттепели». Обнадёживающие ветры перемен молодой Е. Евтушенко почувствовал раньше и воспринял острее многих.



Его поэзия касается, пожалуй, каждого уголка жизни: Родина, история, время, отношения, творчество, дружба. В первых его произведениях отразилось влияние творчества Маяковского, в частности в форме. Однако с первых стихов определилась его манера: разнообразие образных средств, разговорность интонации, честность, простодушие, противоречивость и бунтарство лирического героя и т.д. Писатель много путешествует, побывав на всех континентах, кроме Антарктиды. Это помогло ему научиться мастерски читать человеческие души.

Евтушенко принимает все очень близко, его взгляд на мир поражает. Так, например, он по-особенному понимает Родину, как живое существо. Говорит, что она состоит из женщин, детей, людей, которых мы встретили в жизни. Родина – это не набор политических лозунгов и фраз. Любовь к Родине – это не любовь к политической системе. Это даже не любовь к природе (хотя природа тоже живое существо), но прежде всего это люди.

«Не сотвори из Родины кумира,

но и не рвись в её поводыри.

Спасибо, что она тебя вскормила,

но на коленях не благодари.

Она сама во многом виновата,

и все мы виноваты вместе с ней.

Обожествлять Россию - пошловато,

но презирать её - ещё пошлей».

Поэт пишет от собственного лица. Не мудрено, что открытие чужих душ началось с открытия самого себя. И исследовав себя, он не боится заявить громко во всеуслышание о результатах:

«Я разный -

я натруженный и праздный.

и нецелесообразный.

Я весь несовместимый,

неудобный,

застенчивый и наглый,

злой и добрый…».

Некоторые обвиняли его в разнообразие интересов, однако это делает автора неповторимым в своем роде. Взаимоотношения Евтушенко с критикой – тема особая и зачастую драматичная. Поэт прав, сетуя на её чрезмерное пристрастие к себе:

«Мне и везло, и не везло.

Одни, галдя, меня хвалили

И мёд мне на дорогу лили,

Другие дёготь лили зло».

Многие критики не понимали и не принимали произведения поэта. Он всегда был во главе каких-то скандалов и провокаций. Однако самый строгий критик в его творчестве – это он сам.

Его называют поэтом Времени и каждодневности, поэтом немедленного отклика, а также глубоким интернационалистом.

Евтушенко создал галерею лирических портретов, тем самым подтвердив свою известную строку: «Людей неинтересных в мире нет». Любовью к людям поэт выражает любовь к Родине. К любви и к женщине он относится почтительно, возвышая их, пишет трогательно и с особым теплом.

В конце 90-х гг. и в первые годы нового века заметно снижение поэтической активности Евтушенко. Объясняется это не только длительным пребыванием на преподавательской работе в США, но и всё более интенсивными творческими исканиями в других литературных жанрах и видах искусства.

Кроме стихов автор также пишет поэмы, рассказы, песни (поэт-песенник), статьи и даже несколько романов и повестей. Он работал в мире кино: сценаристом, режиссером и актером, в театре, читая стихи со сцены и участвуя в постановке пьес.

Как поэт-гражданин он безбоязненно выступал в поддержку преследуемых талантов, в защиту достоинства литературы и искусства, свободы творчества, прав человека.

Произведения Евтушенко переведены более чем на 70 языков, они изданы во многих странах мира. В 1991 г. Евтушенко подписывает контракт преподавать в одном университете в США. Он забирает свою семью и уезжает на постоянное место жительство в Америку, где живет по настоящее время.

Был женат четыре раза. С 1954 г. состоял в браке с известной поэтессой Изабеллой Ахмадулиной. Вторая супруга - Галина Сокол-Луконина (брак заключен в 1961 г.), третья - Джен Батлер, ирландка (с 1978 г.). В настоящее время его супруга - Мария Владимировна (1961 г.р.), врач, филолог. У Евгения Евтушенко пять сыновей.

В 2007 г. состоялась премьера рок-оперы «Идут белые снеги» композитора Глеба Мая на стихи Евгения Евтушенко.

Он награжден орденами «Знак Почета» (1969 г.), Трудового Красного Знамени (1983 г.), Дружбы народов (1993 г.), «За заслуги перед Отечеством» III степени (2004 г.).

Лауреат Государственной премии СССР (1984 г.), Государственной премии РФ в области литературы и искусства (2009 г.), премии «Тэфи» за лучшую просветительскую программу «Поэт в России - больше, чем поэт» (1998 г.) и др.

Почетный член Российской академии художеств, Американской академии искусств, Академии изящных искусств в Малаге, действительный член Европейской академии искусств и наук. Почетный профессор «Нonoris Causa» Университета новой школы в Нью-Йорке и Королевского колледжа в Квинсе. Профессор в Питсбургском университете, в университете Санто- Доминго.

Почетный гражданин г. Петрозаводска.

17 июля 2010 г. Евгений Евтушенко открыл в Переделкино собственный музей, который он завещал государству. Планируется, что «Музей-галерея Евтушенко» станет филиалом Государственного центрального музея современной истории России.

В 1994 г. его именем названа малая планета Солнечной систем.

2.2 Несколько слов о стихах, выбранных для иллюстрирования

Первое стихотворение, которое сразу бросилось мне в глаза, считают программным к творчеству писателя.


Я разный -

я натруженный и праздный.

и нецелесообразный.

Я весь несовместимый,

неудобный,

застенчивый и наглый,

злой и добрый.

Я так люблю,

чтоб все перемежалось!

И столько всякого во мне перемешалось

от запада

и до востока,

от зависти

и до восторга!

Я знаю - вы мне скажете:

"Где цельность?"

О, в этом всем огромная есть ценность!

Я вам необходим.

Я доверху завален,

как сеном молодым

сквозь ветки, свет и щебет,

сквозь щели!

Да здравствуют движение и жаркость,

и жадность,

торжествующая жадность!

Границы мне мешают...

Мне неловко

не знать Буэнос-Айреса,

Нью-Йорка.

Хочу шататься, сколько надо, Лондоном,

со всеми говорить -

пускай на ломаном.

Мальчишкой,

на автобусе повисшим,

Хочу проехать утренним Парижем!

Хочу искусства разного,

Пусть мне искусство не дает житья

и обступает пусть со всех сторон...

Да я и так искусством осажден.

Я в самом разном сам собой увиден.

Мне близки

и Есенин,

и Уитмен,

и Мусоргским охваченная сцена,

и девственные линии Гогена.

Мне нравится

и на коньках кататься,

и, черкая пером,

не спать ночей.

Мне нравится

в лицо врагу смеяться

и женщину нести через ручей.

Вгрызаюсь в книги

и дрова таскаю,

чего-то смутного ищу,

и алыми морозными кусками

арбуза августовского хрущу.

Пою и пью,

не думая о смерти,

раскинув руки,

падаю в траву,

и если я умру

на белом свете,

то я умру от счастья,

что живу.


В то время, когда Евтушенко начал печататься, для многих поэтов существовал обобщенный образ лирического героя. Про это стихотворение уже было немного сказано. Прочитав немного о его деятельности, становится понятно, что заявленную программу Евтушенко выполнил сполна. Стихи эти знаменовали собой поворот к более пристальному взгляду на человеческий характер, а не просто появление нового лирического героя.

Стихотворение очень гармоничное не только жизни писателя, но и в самой структуре. Лирический герой мечется. Он понимает, что перед ним необъятный мир, который богат на историю, культуру, характеры, события и т.д. Ему интересно все и сразу, т.к. он понимает благодаря своей образованности и широте души, что ценно абсолютно все. Его стремление попробовать и окунуться во все абсолютно понятно. Он смело мечтает, действует, творит. Не боится ничего. Мир не делится на хорошее и плохое. В нем воплотилась вся динамика современной жизни, стремление знать и почувствовать все, что может предложить человеку жизнь. Только тогда не страшна смерть, ведь зачем ее бояться, если прожил столь насыщенный век. И только тогда себя по праву можно назвать творцом искусства.

Продолжение этого буйства стремлений и желаний становится следующее стихотворение. Однако в нем появляется новая тема, столь классическая для литературы: тема любви.


Нет, мне ни в чем не надо половины!

Мне – дай все небо! Землю всю положь!

Моря и реки, горные лавины

Мои – не соглашаюсь на дележ!

Нет, жизнь, меня ты не заластишь частью.

Все полностью! Мне это по плечу!

Я не хочу ни половины счастья,

Ни половины горя не хочу!

Хочу лишь половину той подушки,

Где, бережно прижатое к щеке,

Беспомощной звездой, звездой падучей

Кольцо мерцает на твоей руке.


Пожалуй, все же в бушующем мире лирического героя есть сила, которая его защищает, успокаивает, дает возможность набраться силами для новых побед: это семья и любовь. Какой бы ни была насыщенной жизнь, однако и для такой натуры необходима родная душа. Любовь, как тихая гавань, в которой можно подумать о Вечном.

Следующее стихотворение очень поразило меня. Оно способно затронуть самые потаенные уголки сердца и задуматься. Поэтический текст словно продолжает классическую тему русской литературе о маленьком человеке, который живет своей жизнью и всем кажется серым и неинтересным. А ведь если бы можно было по-настоящему читать людские души! Не догадываться, не воспринимать их через призму себя, не коверкать смысл через ненужные слова, а общаться интуитивно, духовно. Тогда мы бы смогли оценить мир и потрясающий опыт каждого, даже самого маленького человека.

Казалось бы, человек проживает достаточно большой срок, однако как мало мы успеваем узнать о тех, кто рядом с нами. Как мало мы успеваем сказать друг другу по-настоящему ценных слов. И когда люди умирают, остается лишь некий образ от них, материальный мир, но духовное богатство исчезает навсегда.

Поэт призывает к внимательному и бережному отношению к человеку, к его духовному миру, тонкости мировосприятия, к пониманию его индивидуальной ценности. Это стихотворение-упрек, стихотворение-призыв.

Сравнение человека с миром высоко поднимает значение духовного начала в нем: воспринятых от предыдущих поколений и сформированных в индивидуальном опыте интеллектуальных, эмоциональных, нравственных ценностей; человек - мир, планета, он имеет «тайный личный мир», который умирает вместе со смертью самого человека, несмотря на то, что людям остаются творения его рук и ума. Сравнение с мирами людей говорит об огромности тех духовных ценностей, что делают человека индивидуальной личностью и составляют его основное достояние.

Его лирика философская. Жизнь и смерть являются привычными составляющими этой лирики. Человек – это загадка, ведь каждый проживает свой неповторимый опыт в этом многогранном мире, о котором автор писал в прошлых стихотворениях. Строфы проникнуты грустью и восторгом (снова два, пожалуй, непримиримых состояния).


Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы - как истории планет.

У каждой все особое, свое,

и нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил

и с этой незаметностью дружил,

он интересен был среди людей

самой незаметностью своей.

У каждого - свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,

с ним умирает первый его снег,

и первый поцелуй, и первый бой...

Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,

машины и художников холсты,

да, многому остаться суждено,

но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры.

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных.

А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,

что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего

мы, зная все, не знаем ничего.

Уходят люди... Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

от этой невозвратности кричать.


Песня написана Микаэлом Таривердиевым на стихи Евгения Евтушенко. Это стихотворение было создано в 1957 г., примерно за 18 лет до появления фильма «Ирония судьбы». Называлось оно «Б. Ахмадулиной». К тому времени поэт был женат на поэтессе Белле Ахмадулинной уже три года. На её стих «По улице моей...» в этом фильме тоже звучит песня.

Еще одно потрясающее, очень душевное произведение. В нем уже нет той лихорадочности жизни, что слышится в предыдущих стихах. Лирический герой чувствует «осатаненность». Мне кажется, что здесь показана обратная сторона суматошного многогранного мира. Не умея «читать» души друг друга, увлекаясь самой жизнью, думая о простых приземленных вещах, у людей нет сил, возможности или желания отыскать ту родственную душу, которая бы подарила покой, о котором говорил ранее автор. Лирический герой окружен большим количеством людей именуемых друзьями, любимыми, однако его подсознание подсказывает ему, что он живет не своей жизнью, что он упускает что-то важное.

Близость с чужими по духу людьми порождает в результате не нужные раздоры, расставания, переживания и, как следствие, разочарование. Жизнь словно проходит мимо, ведь не найдено самого главного – гармонии.


Со мною вот что происходит:

ко мне мой старый друг не ходит,

а ходят в мелкой суете

разнообразные не те.

не с теми ходит где-то

и тоже понимает это,

и наш раздор необъясним,

и оба мучимся мы с ним.

Со мною вот что происходит:

совсем не та ко мне приходит,

мне руки на плечи кладёт

и у другой меня крадёт.

скажите, бога ради,

кому на плечи руки класть?

у которой я украден,

в отместку тоже станет красть.

Не сразу этим же ответит,

а будет жить с собой в борьбе

и неосознанно наметит

кого-то дальнего себе.

О, сколько нервных

и недужных,

ненужных связей,

дружб ненужных!

Во мне уже осатаненность!

О, кто-нибудь,

чужих людей

соединенность

и разобщенность

близких душ!


И последнее стихотворение, на котором было остановлено внимание:

БЛАГОДАРНОСТЬ


Она сказала: «Он уже уснул!»,-

задернув полог над кроваткой сына,

и верхний свет неловко погасила,

и, съежившись, халат упал на стул.

Мы с ней не говорили про любовь,

Она шептала что-то, чуть картавя,

звук «р», как виноградину, катая

за белою оградою зубов.

«А знаешь: я ведь плюнула давно

на жизнь свою...

И вдруг так огорошить!

Мужчина в юбке. Ломовая лошадь.

И вдруг - я снова женщина... Смешно?»

Быть благодарным - это мой был долг.

Ища защиту в беззащитном теле,

зарылся я, зафлаженный, как волк,

в доверчивый сугроб ее постели.

Но, как волчонок загнанный, одна,

она в слезах мне щеки обшептала.

и то, что благодарна мне она,

меня стыдом студеным обжигало.

Мне б окружить ее блокадой рифм,

теряться, то бледнея, то краснея,

но женщина! меня! благодарит!

за то, что я! мужчина! нежен с нею!

Как получиться в мире так могло?

Забыв про смысл ее первопричинный,

мы женщину сместили. Мы ее

унизили до равенства с мужчиной.

Какой занятный общества этап,

коварно подготовленный веками:

мужчины стали чем-то вроде баб,

а женщины - почти что мужиками.

О, господи, как сгиб ее плеча

мне вмялся в пальцы голодно и голо

и как глаза неведомого пола

преображались в женские, крича!

Потом их сумрак полузаволок.

Они мерцали тихими свечами...

Как мало надо женщине - мой Бог! Чтобы ее за женщину считали.


Очень трогательное и вместе с тем грустное стихотворение, отражающее стремительно развивающуюся ситуацию современности, когда женщины теряют свою природную гармонию, созерцательность, чувство уважение к себе и своим корням. В бешеном ритме жизни на хрупкие плечи ложится тяжкий груз забот. Обесценивание брачного союза и отношений приводит к одиночеству и самоуничтожению. Все это особенно губительно для женской сущности, чье предназначение привносить в мир гармонию, связь с жизнью, лоном природы, рода. Одиночество приводит к депрессии и комплексам, а те, в свою очередь полностью уничтожают самоуважение. Как следствие встречаются потерянные люди, сближаются. Но их близость не продиктована природным единением. Скорее это защита, своеобразная подпитка для сердец и одичалых душ. Здесь нет места любви. Однако есть понимание, жалость, что приводит к само рефлексии.