Наиболее известен читателям (и кинозрителям) по своему стихотворению "С любимыми не расставайтесь". Из этой статьи можно узнать биографию поэта. Какие еще произведения примечательны в его творчестве и как сложилась личная жизнь Александра Кочеткова?

Биография

Александр Сергеевич Кочетков родился 12 мая 1900 года в Московской области. Буквальным местом рождения будущего поэта является узловая так как его отец был железнодорожником и жилище семьи располагалось прямо за вокзалом. Часто можно увидеть ошибочное упоминание отчества поэта - Степанович. Однако неполный тезка поэта - Александр Степанович Кочетков - является кинооператором и совсем другой личностью.

В 1917 году Александр окончил гимназию в Лосиноостровске. Уже тогда юноша увлекался поэзией, а потому поступил на факультет филологии в МГУ. Во время учебы он познакомился с известными на тот момент поэтами Верой Меркурьевой и которые стали его поэтическими наставниками и учителями.

Творчество

Окончив университет, Александр Кочетков начал работать переводчиком. Произведения, которые он переводил с западных и восточных языков, широко издавались в двадцатых годах. В его переводе известны стихотворения Шиллера, Беранже, Гидаша, Корнеля, Расина, а также восточные эпосы и немецкие романы. Собственная же лирика Кочеткова, включавшая множество произведений, при жизни поэта была опубликована лишь однажды, в количестве трех стихотворений, вошедших в альманах "Золотая зурна". Этот сборник был напечатан во Владикавказе в 1926 году. Александр Кочетков был автором взрослой и детской поэзии, а также нескольких пьес в стихах, таких как "Вольные фламандцы", "Коперник",

Личная жизнь

В 1925 году Александр Сергеевич женился на уроженке Ставрополья, Инне Григорьевне Прозрителевой. Супруги не имели детей. Так как родители Александра рано умерли, тесть и теща заменили ему родных отца и мать. Супруги Кочетковы часто приезжали погостить в Ставрополь. Отец Инны был ученым, он основал главный краеведческий музей Ставропольского края, существующий по сей день. Александр искренне любил Григория Николаевича, в своих записках Инна писала, что они могли беседовать целыми ночами напролет, так как у них было очень много общих интересов.

Дружба с Цветаевой

Кочетков был большим другом поэтессы Марины Цветаевой и ее сына Георгия, ласково прозванного Муром, - их познакомила Вера Меркурьева в 1940 году. В 1941-м Цветаева и Мур гостили на даче у супругов Кочетковых. Георгий пошел купаться в Москве-реке и едва не утонул, его спас вовремя подоспевший Александр. Это укрепило дружбу поэтов. Во время эвакуации Марина Цветаева долго не могла решиться, ехать ли ей с сыном вместе с Кочетковыми в Туркменистан или же остаться и ждать эвакуации от Литфонда. После смерти поэтессы Кочетковы перевезли Мура с собой в Ташкент.

Смерть

Александр Кочетков скончался 1 мая 1953 года, в возрасте 52 лет. Нет никакой информации о причине его смерти и о дальнейшей судьбе его семьи. До 2013 года место его захоронения оставалось неизвестным, однако группой энтузиастов, именующих себя "Обществом некрополистов", была найдена урна с прахом поэта в одной из ячеек колумбария на Донском кладбище.

"С любимыми не расставайтесь..."

Стих Александра Кочеткова "Баллада о прокуренном вагоне", более известный под названием "С любимыми не расставайтесь", был написан в 1932 году. Вдохновением послужил трагический случай из жизни поэта. В этом году Александр и Инна гостили у ее родителей в городе Ставрополе. Александру Сергеевичу необходимо было уезжать, но Инна, не желавшая расставаться и с мужем, и с родителями, уговорила его сдать билет и остаться еще хотя бы на несколько дней. Поддавшись уговорам жены, в тот же день поэт с ужасом узнал, что поезд, на котором он передумал ехать, сошел с рельсов и потерпел крушение. Погибли его друзья, а те, кто ждал Александра в Москве, были уверены, что и он умер. Благополучно добравшись до Москвы спустя три дня, первым же письмом Кочетков отправил Инне свою "Балладу о прокуренном вагоне":

Как больно, милая, как странно,

Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-

Как больно, милая, как странно

Раздваиваться под пилой.

Не зарастет на сердце рана,

Прольется чистыми слезами,

Не зарастет на сердце рана -

Прольется пламенной смолой.

Пока жива, с тобой я буду

Душа и кровь нераздвоимы,

Пока жива, с тобой я буду

Любовь и смерть всегда вдвоем.

Ты понесешь с собой повсюду

Ты понесешь с собой, любимый,

Ты понесешь с собой повсюду

Родную землю, милый дом.

Но если мне укрыться нечем

От жалости неисцелимой,

Но если мне укрыться нечем

От холода и темноты?

За расставаньем будет встреча,

Не забывай меня, любимый,

За расставаньем будет встреча,

Вернемся оба - я и ты.

Но если я безвестно кану

Короткий свет луча дневного,

Но если я безвестно кану

За звездный пояс, в млечный дым?

Я за тебя молиться стану,

Чтоб не забыл пути земного,

Я за тебя молиться стану,

Чтоб ты вернулся невредим.

Трясясь в прокуренном вагоне,

Он стал бездомным и смиренным,

Трясясь в прокуренном вагоне,

Он полуплакал, полуспал,

Вдруг изогнулся страшным креном,

Когда состав на скользком склоне

От рельс колеса оторвал.

Нечеловеческая сила,

В одной давильне всех калеча,

Нечеловеческая сила

Земное сбросила с земли.

И никого не защитила

Вдали обещанная встреча,

И никого не защитила

Рука, зовущая вдали.

С любимыми не расставайтесь!

С любимыми не расставайтесь!

С любимыми не расставайтесь!

Всей кровью прорастайте в них,

И каждый раз навек прощайтесь!

И каждый раз навек прощайтесь!

Когда уходите на миг!

Несмотря на то, что первая публикация стихотворения состоялась лишь в 1966 году, баллада была известна, распространившись через знакомых. В военные годы это стихотворение стало негласным народным гимном при эвакуациях, стихи пересказывались и переписывались наизусть. Литературовед Илья Кукулин даже высказал мнение, что популярное военное стихотворение "Жди меня" поэт Константин Симонов мог написать именно под впечатлением от "Баллады". Выше представлено фото Александра с супругой и ее родителями, сделанное в Ставрополе в роковой день крушения поезда.

Особенную популярность стихотворение приобрело спустя десять лет после публикации, когда Эльдар Рязанов включил его исполнение Андреем Мягковым и Валентиной Талызиной в свой фильм "Ирония судьбы, или С легким паром!".

Также по строчке из "Баллады" была названа пьеса драматурга Александра Володина "С любимыми не расставайтесь", а еще одноименный фильм, снятый по пьесе в 1979 году.

Теперь об авторе, об Александре Сергеевиче Кочеткове. В 1974 году в издательстве "Советский писатель" отдельной книгой вышло самое крупное его произведение - драма в стихах "Николай Коперник". Были опубликованы две его одноактные стихотворные пьесы: "Голова Гомера" - о Рембрандте (в "Смене") и "Аделаида Граббе" - о Бетховене (в "Памире"). Вышли циклы лирических стихотворений в "Дне поэзии", "Памире", "Литературной Грузии". Вот пока и все. Остальная (весьма ценная) часть наследия (лирика, поэмы, драмы в стихах, переводы) остается все еще достоянием архива...

Александр Сергеевич Кочетков - ровесник 20 века.

Окончив Лосиноостровскую гимназию в 1917 году, он поступил на филологический факультет МГУ. Вскоре был мобилизован в Красную Армию. Годы 1918 -1919 - армейские годы поэта. Затем в разное время он работал то библиотекарем на Северном Кавказе, то в МОПРе (Международной организации помощи борцам революции), то литературным консультантом. И всегда, при всех - самых трудных - обстоятельствах жизни, продолжалась работа над стихом. Писать же Кочетков начал рано - с четырнадцати лет.


Прожил обидно мало. Написал, перевел, сочинил много. Любил и был любим прекраснейшей из женщин. На ней и был женат. Она, его очаровательная муза, - Инна Григорьевна Прозрителева, дочь ученого-краеведа и основателя Ставропольского краеведческого музея - Григория Николаевича Прозрителева. Его имя увековечено на памятной доске музея: «имени Г.Н.Прозрителева и Г.К.Праве».

В Ставрополе иногда жили в доме Прозрителева и «молодые». Но и Александра Сергеевича, и Инусю всегда притягивал Кисловодск, который они любили, любили свой знаменитый дом, на огонек которого, как бабочки на свет, слетались люди чувствительной души и горячего воображения.

Представляю: Кисловодск. Широкое полотно улицы Широкой. К калитке прекрасного особняка подходит вальяжный, большой, красивый человек, модно одетый, в шляпе и с тростью. Он стучит в калитку, ведущую к двухэтажному особняку, принадлежащему Инне Григорьевне Прозрителевой. Адрес этот хорошо знаком и жителям Кисловодска, и приезжим знаменитостям расположенной здесь читальней с журналами, книгами, газетами. Здесь читают стихи, звучит музыка…

Кто там?

Это не ошибка и не преувеличение. В 30-40-е годы желанными гостями в этом особняке были и Максимилиан Волошин, и Вячеслав Иванов, и представители местного поэтического «бомонда» - Михаил Долинский, Татьяна Чугай, Алексей Славянский, а также гости из Владикавказа - Вера Меркурьева, Евгений Архипов, Сергей Аргашев, Михаил Слободской.

Радушие хозяев не знало границ. Обворожительная Инна Григорьевна, которую иначе и неназывали, как Инуся, и ее муж Александр Сергеевич Кочетков составляли тот удивительный центр притяжения художественной интеллигенции, адрес которого был известен и в столичных кругах. Друзья называли Александра Сергеевича «наш Пушкин». Компании были веселыми, шумными, с чаепитиями и пирогами, с непреходящей благожелательностью и гостеприимством Инуси… И обязательно - со стихами, рожденными «по случаю» или просто по велению души. Не знал граф А. Н. Толстой, что стучаться в калитку на кисловодской улице Широкой не нужно. Она всегда была открыта.

Любимыми праздниками здесь были дни рождений, которые отмечались всем и всегда: приглашались друзья, обязательным был «именинный пирог». Свои даты Александр Сергеевич отмечать не любил, но друзьям охотно посвящал стихи.Это было главным подарком виновнику торжества. И особенно, если именинницей была его жена:

Ах, для чего в те дни,

В те ночи,

Я не пришел на твой

Призыв?..

Из казней - казни нет

Жесточе,

Как умереть, не долюбив!..

Хорошо известны мастерски выполненные им переводы. А это очень непростой труд. Недаром А. С. Пушкин утверждал, что «переводчики - это почтовые лошади просвещения». Как автор оригинальных произведений Александр Кочетков мало известен нашему читателю. А между тем его пьеса в стихах о Копернике шла в театре Московского Планетария (был такой весьма популярный театр). В соавторстве с Константином Липскеровым и Сергеем Шервинским он написал две пьесы в стихах, которые были поставлены и пользовались успехом. Первая - "Надежда Дурова", поставленная Ю. Завадским задолго до пьесы А. Гладкова "Давным-давно" - на ту же тему. Вторая - "Вольные фламандцы". Обе пьесы обогащают наше представление о поэтической драматургии довоенных лет. При упоминании имени Александра Кочеткова даже среди ярых любителей поэзии один скажет:

Ах, ведь он перевел "Волшебный рог" Арнимо и Брентано?!

Позвольте, это он дал ставший классическим перевод повести Бруно Франка о Сервантесе!- добавит другой.

О, ведь он переводил Хафиза, Анвари, Фаррухи, Унсари и других творцов поэтического Востока!- воскликнет третий.

А переводы произведений Шиллера, Корнеля, Расина, Беранже, грузинских, литовских, эстонских поэтов!- заметит четвертый.

Не забыть бы Антала Гидаша и Эс-хабиб Вафа, целой книги его стихов, и участие в переводах больших эпических полотен - "Давида Сасунского", "Алпамыша", "Калевипоэга"!- не преминет упомянуть пятый.

Так, перебивая и дополняя друг друга, знатоки поэзии вспомнят Кочеткова-переводчика, отдавшего столько сил и таланта высокому искусству поэтического перевода .

Александр Кочетков до самой смерти (1953) упоенно работал над стихом. Он казался мне одним из последних выучеников какой-то старой живописной школы, хранителем ее секретов, готовым передать эти секреты другим. Но секретами этими мало кто интересовался, как искусством инкрустации, изготовления крылаток, цилиндров и фаэтонов. Звездочет, он обожал Коперника. Меломан, он воссоздал образ оглохшего Бетховена. Живописец словом, он обратился к опыту великого нищего Рембрандта.

…Всю войну Кочетков прожил в Ташкенте, где едва сводил концы с концами литературными переводами, но зато находил огромную радость от общения с Марией Петровых и Анной Ахматовой, другими литераторами, кого война занесла в этот «город хлебный» во время эвакуации.

Поэзия согревала души людей в лютые годы всеобщей беды…

Сейчас, в XXI веке, наблюдается явственный спад «поэтической любви»… И все же! Думаю, «инспектируя» ХХ век, мы не должны забыть ни одного имени «поэтического столетия». Громкие и известные имена - всегда на слуху, но бывает, что и они не выдерживают испытания временем. Ведь не секрет, что стоявшие «у руля» поэты прежде всего издавали себя, а для приличия - немного других. И они «пролистали» имя Александра Кочеткова!.. Только в 1966 году появилось в альманахе «День поэзии» самое распространенное его стихотворение "Баллада о прокуренном вагоне"

За сочинениями Кочеткова возникает их творец - человек большой доброты и честности. Он обладал даром сострадания к чужой беде. Постоянно опекал старух и кошек. "Чудак этакий!" - скажут иные. Но он был художником во всем. Деньги у него не водились, а если и появлялись, то немедленно перекочевывали под подушки больных, в пустые кошельки нуждающихся.

Он был беспомощен в отношении устройства судьбы своих сочинений. Стеснялся относить их в редакцию. А если и относил, то стеснялся приходить за ответом. Боялся грубости и бестактности.

До сих пор мы в большом долгу перед памятью Александра Кочеткова. Он полностью не показан еще читающей публике. Надо надеяться, что это будет сделано в ближайшие годы.

Хочу самым беглым образом обрисовать его внешность. У него были длинные, зачесанные назад волосы. Он был легок в движениях, сами движения эти выдавали характер человека, действия которого направлялись внутренней пластикой. У него была походка, какую сейчас редко встретишь: мелодична, предупредительна, в ней чувствовалось что-то очень давнее. У него была трость, и носил он ее галантно, по-светски, чувствовался прошлый век, да и сама трость, казалось, была давняя, времен Грибоедова.

Продолжатель классических традиций русского стиха, Александр Кочетков казался некоторым поэтам и критикам тридцатых - сороковых годов этаким архаистом. Добротное и основательное принималось за отсталое и заскорузлое. Но он не был ни копиистом, ни реставратором. Он работал в тени и на глубине. Близкие по духу люди ценили его. Это относится, в первую очередь, к Сергею Шервинскому, Павлу Антокольскому, Арсению Тарковскому, Владимиру Державину, Виктору Витковичу, Льву Горнунгу, Нине Збруевой, Ксении Некрасовой и некоторым другим. Он был замечен и отмечен Вячеславом Ивановым. Более того: это была дружба двух русских поэтов - старшего поколения и молодого поколения. С интересом и дружеским вниманием относилась к Кочеткову Анна Ахматова.

Впервые я увидел и услышал Александра Сергеевича Кочеткова в Хоромном тупике в квартире Веры Звягинцевой. Помнится, тогда были с нами Клара Арсенева, Мария Петровых, Владимир Любин. Мы услышали стихи, которые мягко, душевно читал автор, необычайно мне понравившийся. В тот вечер он услышал в свой адрес много добрых слов, но вид у него был такой, будто все это говорилось не о нем, а о каком-то другом поэте, заслужившем похвалу в большей степени, чем он сам.

Он был приветлив и дружелюбен. Каким бы он ни был печальным или усталым, его собеседник этого не чувствовал.

Собеседник видел перед собой, рядом с собой милого, душевного, чуткого человека.

Даже в состоянии недуга, недосыпа, нужды, даже в пору законной обиды на невнимание редакций и издательств Александр Сергеевич делал все для того, чтобы его собеседнику или спутнику это состояние не передавалось, чтобы ему было легко. Именно с такой идущей от души легкостью он однажды обернулся ко мне и, мягко стукнув тростью по асфальту, сказал:

У меня имеется одно сочинение, представьте себе - драма в стихах. Не составит ли для вас труда познакомиться - хотя бы бегло - с этим сочинением? Не к спеху, когда скажете и если сможете...

Так, году в 1950-м, ко мне попала драматическая поэма "Николай Коперник".

Начав с истории одного стихотворения ("Баллада о прокуренном вагоне"), я обратился к его автору и его истории.

Они совпадают, эти истории. Судьба автора и судьбы его произведений накладываются друг на друга. И из этих историй, из этих судеб внимательный читатель создает образ поэта и размышляет о времени, в которое он жил.

От одного стихотворения тянется нить к другим произведениям, к личности поэта, так ему (читателю ) полюбившегося и ставшего для него близким другом и собеседником.

Эта книга избранных произведений поэта представляет разные жанры его творчества: лирику, драматические новеллы (так назвал их сам А. С. Кочетков), поэмы.

«Серый дворик завален рухлядью. Облачно-бледен голубоватый денек», - именно так начинается одно из стихотворений, описывающее просторный и скромный сельский двор. Написал его известный советско-русский поэт и переводчик Александр Кочетков. Он ушел из жизни в начале мая 1953 года, когда ему исполнилось 52 года. В память об этом замечательном авторе и просто хорошем человеке давайте вспомним самые яркие факты из его биографии. А также поговорим о его произведениях. Ну что ж. В путь!

Рождение будущего поэта: детские годы, семья, мечты

Родился Александр Кочетков, стихи которого мы так часто вспоминаем, 12 мая 1900 года в районе Лосиноостровской узловой железнодорожной станции Ярославского направления.

Его родители были обыкновенными работягами, у которых отсутствовала напускная спесь, присущая состоятельным людям и аристократам. Они учили своего сына только хорошему. Поэтому он и вырос достойным сыном своего времени. В детстве он мечтал стать путешественником.

Он любил смотреть книжки с картинками, где была изображена природа, море, корабли. А когда научился читать, долгое время изучал одни и те же книги, описывающие приключения бывалых моряков. Его любимой забавой на тот момент была игра в кораблики. Смастерит он из обычной палочки или тростиночки мачту, закрепит на ней березовые или липовые листочки и пустит по реке. Они плывут. А детские глаза их все провожают…

Первые мысли о творчестве

Находясь в легкой прострации от своих грез, Александр Кочетков стал сочинять стихи. Поначалу это были простенькие и наивные строчки, исходящие из чистой детской души. Позднее он увлечется ими серьезно и очень надолго. Однако о карьере поэта наш герой совсем и не думал. Поэтому время от времени забрасывал свое новое хобби в долгий ящик и снова возвращался к просмотру книг и журналов о занимательных путешествиях.

Учеба в школе и получение высшего образования

Немного повзрослев, Александр Кочетков-младший отправился в школу. Там ему предстояло освоить азы гуманитарных и точных наук. Во время учебы он склонялся именно к литературе, искусству, музыке. Любил он слушать, как декламирует стихи его первая учительница.

Несмотря на то, что особо он ничем не выделялся, его запомнили, как умного, не по годам серьезного и крайне любознательного мальчика. Именно так о нем говорят бывшие соотечественники и близкие друзья, дожившие до нашего времени.

После школы Александр Кочетков (биография его подробно описана в этой статье) решается поступить в Лосиноостровскую гимназию Российской империи. Там он снова вернулся к написанию стихов, на которые его вдохновила светловолосая девочка, сидящая рядом. Это и была его первая влюбленность, о которой он писал в своем авторском дневнике. Правда, это были лишь наброски. До серьезного стихосложения на тот момент автор так и не дошел.

Окончив любимую гимназию, Кочетков Александр Сергеевич удачно сдал экзамены и поступил в МГУ. Это был заветный филологический факультет, где автор научился многому интересному. Например, он частично состоялся как талантливый переводчик известных литературных произведений. А новые впечатления легли в основу его первых серьезных поэм.

Знакомство с известными авторами и наставниками

Поддавшись творческому импульсу, Александр Кочетков (поэт с большой буквы) регулярно посещал разнообразные тематические вечера. Многие из них были посвящены поэзии, авторам минувшего столетия, художникам, музыкантам и прочим творческим личностям.

На одном из таких мероприятий он познакомился с поэтессой Верой Меркурьевой. Несмотря на то, что его новая знакомая была гораздо старше нашего героя, они сразу же подружились.

И именно ей, одной из первых, Александр впервые показал свои робкие стихотворные наброски. И они ей настолько понравились, что она даже взяла их с собой почитать на досуге. Сделав несколько исправлений и замечаний, профессиональная поэтесса сумела разглядеть талант нашего автора. Она вернула назад все стихи Александра Кочеткова и взяла его под свою личную опеку. Так, будущий известный поэт стал учеником поэтессы, давно публикующей свои произведения в популярных журналах и альманахах.

А поскольку Меркурьева была близко знакома с поэтом-символистом, философом, драматургом и критиком Вячеславом Ивановичем Ивановым, то он также стал одним из близких друзей нашего героя. Спустя время об их знакомстве Иванов напишет, что ему посчастливилось познакомиться с удивительным человеком, талант которого только начинает проявляться.

Пробы пера и неоцененная работа

Невзирая на чрезвычайное желание нашего автора стать знаменитым, стихи Кочеткова Александра Сергеевича так и не были оценены по достоинству при его жизни. Причин этому много. Возможно, одной из них является отсутствие элементарного везения. Ну и, конечно, в то время не было современных менеджеров и рекламщиков, которые могли бы вовремя заметить звезду и всерьез заняться ее раскруткой.

Единственной прижизненной публикацией, которую достойно выдержал Александр Кочетков (биография его подтверждает данный факт), стала печать одного из стихотворений автора в «Золотой зурне» (альманах 1926 года).

Мало кто знает, что в то время у героя в запасе уже была солидная коллекция пьес, написанных им на досуге. Например, он стал одним из немногих авторов, кто посвятил поэтическое произведение Копернику. О нем поэт написал настоящую балладу в стихах. При содействии Сергея Шервинского и Константина Липскерова автор переписал свою «Надежду Дурову» и пьесу «Вольные фламандцы». Однако даже эти известные произведения не были опубликованы при жизни поэта.

Работа переводчиком: самые известные наброски автора

Кочетков Александр Сергеевич без труда совмещал написание стихов собственного сочинения и переводы известных иностранных авторов. Так, наш автор стал печататься в различных журналах, газетах и сборниках, но только как переводчик. Он работал над прозой и поэзией, написанной восточными и западными авторами. Например, Александр сделал перевод известного произведения Бруно Франка, писавшего о Сервантесе. Работал он над стихами следующих авторов: Хафиза, Шиллера, Анвари, Фаррухи. Принимал участие в переводе «Давида Сасунского» и описывал особенности стихотворений эстонских, грузинских и литовских авторов.

Самое известное стихотворение Александра Кочеткова

Как видите, Кочетков был очень талантливым и любознательным человеком. Он много читал, учился и любил познавать нечто новое. Однако купаться в лучах славы при жизни ему так и не удалось. Зато его дар таки был оценен по достоинству, правда, с этого момента прошло уж очень много времени.

Причиной народного признания стало произведение Кочеткова, которое называлось «Баллада о прокуренном вагоне». Стихи из данной работы впервые появились в комедии «Ирония судьбы или с легким паром». Так, песню «С любимыми не расставайтесь!» стали петь абсолютно все, кто успел посмотреть данный фильм. И тут наш автор впервые проснулся знаменитым. Однако мало кто знает, что создание этого стихотворения, вошедшего в популярную киноленту, имеет свою интересную историю…

Короткая и интересная сказка о реальных приключениях поэта

Эту удивительную историю рассказала супруга автора Прозрителева Нина Григорьевна. Именно ее она в деталях и красках описала в одном из своих дневников, посвященных поэту. Итак, история началась в далеком 1932 году, когда супруги отдыхали в доме у своих родственников.

По определенным причинам Александру предстояло уехать, а Нина планировала еще немного задержаться. Наш автор приобрел билет, согласно которому должен был ехать до станции Кавказской. А уж с нее ему необходимо было перескочить в скорый поезд, следовавший по маршруту Сочи - Москва. Наступил день отъезда. Супруга Кочеткова, конечно же, пошла его провожать. Однако ей так не хотелось с ним расставаться, что она в буквальном смысле сняла любимого с поезда и уговорила сдать билет.

В итоге Александр Кочетков (стихи его описывают данный случай немного завуалировано) решил побыть с супругой еще три дня и снова попытать счастье на железнодорожном вокзале. Спустя это время он сел на поезд и уехал в Москву. Но каково же было его удивление, когда ему объявили о собственной смерти. Как оказалось, тот поезд, на котором должен был ехать автор, попал в ужасную аварию, унесшую жизни многих людей. В итоге, друзья поэта уже давно оплакивали Кочеткова, думая, что именно он погиб в данном крушении. Вот и получается, что любовь жены спасла жизнь поэту.

После этого случая наш автор задумался над тем, насколько скоротечна и непредсказуема жизнь. Свои переживания и мысли он вылил на бумагу. Так и появилось известное стихотворение «Баллада о прокуренном вагоне». Первым человеком, кто удостоился чести ее увидеть, стала супруга автора. Ее он и отправил в письме Нине после приезда в столицу.

Признание, но с большой задержкой

Как мы уже и говорили, коронное стихотворение автора о невероятной воле случая было написано в 1932 году. Однако в печать оно попало не сразу. Как оказалось, его отложили на пыльную полку и достали спустя 34 года. В этот момент оно впервые было опубликовано в известном российском сборнике под названием «День поэзии». Зато уже на следующий день после публикации «Баллада о прокуренном вагоне» стала настоящим отечественным хитом.

Иногда о поэте читатель и слушатель узнают по одному стихотворению, которое - случайно или не случайно узнал. Для поэта Александра Кочеткова, автора "Баллады о прокуренном вагоне", это тот самый случай. Хотя оно не является единственным замечательным творением. А эта поэма, вы видите, действительно прекрасное стихотворение, редкая удача.

Об истории появления "Баллады" рассказывает жена поэта Нина Григорьевна Прозрителева в оставшихся после ее смерти и до сих пор не опубликованныхзаписках: "Лето 1932 года мы проводили в Ставрополе у моего отца. Осенью Александр Сергеевич уезжал раньше, я должна была приехать в Москву позднее. Билет был уже куплен - Ставропольская ветка до станции Кавказской, там на прямой поезд Сочи - Москва. Расставаться было трудно, и мы оттягивали как могли. Накануне отъезда мы решили продать билет и хоть на три дня отсрочить отъезд. Эти же дни - подарок судьбы - переживать как сплошной праздник.

Кончилась отсрочка, ехать было необходимо. Опять куплен билет, и Александр Сергеевич уехал. Письмо от него со станции Кавказской иллюстрирует настроение, в каком он ехал. (В этом письме есть выражение "полугрущу, полусплю". В стихотворении - "полуплакал, полуспал".)

В Москве, у друзей, которых он извещал о первом дне приезда, его появление было принято как чудо воскрешения, так как его считали погибшим в страшном крушении, которое произошло с сочинским поездом на станции Москва-товарная. Погибли знакомые, возвращавшиеся из сочинского санатория. Александр Сергеевич избежал гибели потому, что продал билет на этот поезд и задержался в Ставрополе.

В первом же письме, которое я получила от Александра Сергеевича из Москвы, было стихотворение "Вагон" ("Баллада о прокуренном вагоне")..."

Убереженный судьбой от происшедшего накануне крушения поезда, поэт не мог не думать над природой случайности в жизни человека, над смыслом встречи и разлуки, над судьбой двух любящих друг друга существ.

Так мы узнаем дату написания - 1932 год - и исполненную драматизма историю стихотворения, которое было напечатано спустя тридцать четыре года. Но иненапечатанное, оно в изустной версии, передаваемое от одного человека к другому, получило огромную огласку. Знали стихи его в дни войны, многим оно казалось написанным на фронте. Оно вошло в число любимых.

Впервые "Баллада о прокуренном вагоне" была опубликована (со вступительной заметкой о поэте) в сборнике "День поэзии" (1966). Затем "Баллада" вошла в антологию "Песнь любви" (1967), печаталась в "Московском комсомольце" и с тех пор все чаще и охотнее включается в различного рода сборники и антологии. Строфы "Баллады" берутся авторами в качестве эпиграфов: строка из "Баллады" стала названием пьесы А. Володина "С любимыми не расставайтесь", чтецы включают "Балладу" в свой репертуар. Она вошла и в фильм Эльдара Рязанова "Ирония судьбы..." Можно сказать уверенно: стала хрестоматийной.

Это - о стихотворении. Теперь несколько слов об авторе, об Александре Сергеевиче Кочеткове.

В 1974 году в издательстве "Советский писатель" отдельной книгой вышло самое крупное его произведение - драма в стихах "Николай Коперник". Были опубликованы две его одноактные стихотворные пьесы: "Голова Гомера" - о Рембрандте (в "Смене") и "Аделаида Граббе" - о Бетховене (в "Памире"). Вышли циклы лирических стихотворений в "Дне поэзии", "Памире", "Литературной Грузии". Вот пока и все.

Остальная (весьма ценная) часть наследия (лирика, поэмы, драмы в стихах, переводы) остается все еще достоянием архива...

Александр Сергеевич Кочетков - ровесник нашего века. Окончив Лосиноостровскую гимназию в 1917 году, он поступил на филологический факультет МГУ. Вскоре был мобилизован в Красную Армию. Годы 1918-1919 - армейские годы поэта. Затем в разное время он работал то библиотекарем на Северном Кавказе, то в МОПРе (Международной организации помощи борцам революции) то литературным консультантом. И всегда, при всех - самых трудных - обстоятельствах жизни, продолжалась работа над стихом. Писать же Кочетков начал рано - с четырнадцати лет.

Хорошо известны мастерски выполненные им переводы. Как автор оригинальных произведений Александр Кочетков мало известен нашему читателю.

А между тем его пьеса в стихах о Копернике шла в театре Московского Планетария (был такой весьма популярный театр). А между тем в соавторстве с Константином Липскеровым и Сергеем Шервинским он написал две пьесы в стихах, которые были поставлены и пользовались успехом. Первая - "Надежда Дурова", поставленная Ю. Завадским задолго до пьесы А. Гладкова "Давным-давно (Фильм Рязанова "Гусарская Баллада")" - на ту же тему. Вторая - "Вольные фламандцы". Обе пьесы обогащают наше представление о поэтической драматургии довоенных лет.

Я прочитала в воспоминаниях его издателя,что "При упоминании имени Александра Кочеткова даже среди ярых любителей поэзии один скажет:

Ах, ведь он перевел "Волшебный рог" Арнимо и Брентано?!

Позвольте, это он дал ставший классическим перевод повести Бруно Франка о Сервантесе!- добавит другой.

О, ведь он переводил Хафиза, Анвари, Фаррухи, Унсари и других творцов поэтического Востока!- воскликнет третий.

А переводы произведений Шиллера, Корнеля, Расина, Беранже, грузинских, литовских, эстонских поэтов!- заметит четвертый. "

Так, перебивая и дополняя друг друга, знатоки поэзии вспомнят Кочеткова-переводчика, отдавшего столько сил и таланта высокому искусству поэтического перевода.

Александр Кочетков до самой смерти (1953) упоенно работал над стихом.

За сочинениями Кочеткова возникает их творец - человек большой доброты и честности. Он обладал даром сострадания к чужой беде. Постоянно опекал старух и кошек. "Чудак этакий!" - скажут иные. Но он был художником во всем. Деньги у него не водились, а если и появлялись, то немедленно перекочевывали под подушки больных, в пустые кошельки нуждающихся.

Он был беспомощен в отношении устройства судьбы своих сочинений. Стеснялся относить их в редакцию. А если и относил, то стеснялся приходить за ответом. Боялся грубости и бестактности.

Я думаю, этот поэт заслужил, чтобы его читали и помнили, хотя полностью плоды его титанического труда не показаны еще читающей публике. Надо надеяться, что это будет сделано российскими издателями (а может быть и зарубежными, теми, кого это волнует) в ближайшие годы.

В России есть одно из последних переизданий избранных произведений поэта.

Александр Кочетков. С любимыми не расставайтесь! Стихотворения и поэмы. Москва: Советский писатель, 1985.

Лев Озеров

БАЛЛАДА О ПРОКУРЕННОМ ВАГОНЕ

Как больно, милая, как странно,

Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-

Как больно, милая, как странно

Раздваиваться под пилой.

Не зарастет на сердце рана,

Прольется чистыми слезами,

Не зарастет на сердце рана -

Прольется пламенной смолой.

- Пока жива, с тобой я буду -

Душа и кровь нераздвоимы,-

Пока жива, с тобой я буду -

Любовь и смерть всегда вдвоем.

Ты понесешь с собой повсюду -

16 сентября 1932 года у станции Люблино потерпел крушение пассажирский поезд Сочи - Москва. Эта крупная трагедия унесла много человеческих жизней, а также стала важной вехой в жизни поэта Александра Кочеткова, билет которого на злополучный поезд был сдан им по настоянию жены накануне отъезда. «С любимыми не расставайтесь!» напишет Кочетков в своем самом знаменитом стихотворении, когда, спустя 3 дня после трагедии, приедет в Москву и осознает, что пророческая любовь жены спасла ему жизнь.
Еще 20 лет жизни подарит судьба поэту: Александр Кочетков умер 1 мая 1953 года. И пройдет еще 23 года после его смерти, прежде чем песня на уже упомянутые стихи Александра Кочеткова прозвучит в популярнейшем советском кинофильме «Ирония Судьбы или С легким паром!». Это событие принесет поэту народное призвание, которого он был лишен при жизни.

Ранние годы и начало творческого пути.
Александр Кочетков родился 12 мая 1900 года на Лосином Острове, близ Москвы. Нам мало известно о детских годах поэта. В 1917 году он окончил Лосиноостровскую Гимназию и поступил на филологический факультет МГУ. Впрочем, проучился недолго, и уже в 1918 был призван в Красную Армию, где прослужил до 1919го. После этого работал библиотекарем, литературным консультантом, начал заниматься переводами, в чем значительно преуспел: многие стихи Шиллера, Корнеля, Хафиза и многих других авторов зазвучали на русском языке усилиями поэта.
Что касается собственного творчества, Александр Кочетков стихи начал писать с 14 лет.

Зрелые годы поэта. Кисловодск. Москва. Ташкент.
Двумя главными городами в жизни поэта Кочеткова были Москва и Кисловодск. В столице поэт родился и вырос, а вот Ставрополье стало счастливым пристанищем его взрослой жизни. Поэт состоял в счастливом браке с Инной Прозрителевой, дочерью влиятельного местного активиста. Уютный дом этой красивой пары был широко известен в литературных кругах: здесь проходили творческие вечера, звучали стихи гостей, и стихи Александра Кочеткова, обсуждались новости культуры, театра, литературы. По воспоминаниям современников, Александр был высокого роста, с длинными, зачесанными назад волосами, носил трость, чем походил на представителя ушедшего века. «Наш Пушкин» - шутя называли его друзья, имея ввиду и несколько «старомодный» стиль поэта, и тот факт, что Кочетков был тезкой великого поэта по имени и отчеству.
Кочетков был счастлив в браке и старался не разлучатся с любимой женой. Именно нежелание расставаться уберегло поэта от упомянутой катастрофы 1932 года. Тем не менее, Александр жил на два города - часто бывал в Москве как по делам, так и для встреч с друзьями и коллегами по цеху. Так, увлекшись драматургией, Александр Кочетков написал в соавторстве Липскеровым и Шервинским несколько пьес в стихах, постановка которых пользовалась значительным успехом.
Годы войны, начиная с 1942го, Александр Кочетков провел в эвакуации в Ташкенте, где, в частности, проводил время в обществе Анны Ахматовой и Марии Петровых.

Позднее призвание. Первый авторский сборник стихов.
Александр Кочетков стихи считал главным делом своей жизни, но, будучи вполне светским человеком, совершенно не умел «пристраивать» свои произведения в печать. По воспоминаниям современников, Александр Сергеевич был человеком скромным, добрым, чутким к чужим проблемам, но ему чужда была необходимая для редакционных кабинетов настойчивость. Наверное, именно этим объясняется невероятный факт: первый полноценный сборник стихов Кочеткова «С любимыми не расставайтесь!» увидел свет только в 1985 году.
Поэт умер в Москве 1 мая 1953 года, так и не получив при жизни заслуженного призвания.

Poembook, 2014
Все права защищены.