Жители многоквартирных домов должны знать, кто контролирует работу управляющих компаний. Данный орган обязан компетентно выполнять работу, чтобы граждане не испытывали неудобств. Учитывая широкий спектр задач, который должна выполнять управляющая компания ЖКХ, требуется контроль. Организация может не соблюдать все требования или предоставлять услуги ненадлежащего качества. В этом случае гражданам следует знать, кто обязан контролировать этот орган, кому подать жалобу в случае неудовлетворительной работы.

Федеральный уровень

Рассматривая вопрос, кому подчиняются управляющие организации, можно выделить три уровня контроля – федеральный, региональный и местный. У каждого из них свои задачи, касающиеся надзора над работой компаний ЖКХ. Жильцы многоквартирных домов должны знать, какие государственные органы относятся к каждому уровню.

В первую очередь рассмотрим федеральный. Он не является основным способом надзора, однако отвечает за формирование общих принципов и издание методических указаний.

К нему можно отнести следующие органы.

  1. Минстрой Российской Федерации. Министерство обязано определять порядок принятия нормативов жилищно-коммунальных услуг, порядок их предоставления и стандарты качества. Также оно занимается регулированием экономической части учета воды и теплоэнергии.
  2. ФАС России (Федеральная антимонопольная служба). Отвечает за принципы ценообразования по части водоснабжения и теплоснабжения. Определяет уровни тарифов, устанавливает правила мониторинга оплаты коммуналки.
  3. Минэнерго РФ. В его компетенции – определять нормативы теплоснабжения домов, а также действующие схемы.

Вышеописанные инстанции отвечают за принципы деятельности управляющих компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Непосредственно контролем над деятельностью занимаются органы на других уровнях. Рассмотрим, кому подчиняется УК.

Региональный уровень

Контроль за деятельностью управляющих компаний входит в задачи региональных органов и муниципалитета. Непосредственно Госжилнадзор, который также известен как жилищная инспекция, должен наблюдать за выполнением положенных мероприятий и за их качеством. Опираясь на законодательство, установленный порядок и нормативы, вышестоящая инстанция обязана проводить проверку.

Госжилнадзор интересуют следующие параметры:

  • надлежащий уход и содержание жилых зон;
  • осуществление перепланировок жителями многоквартирных домов;
  • установленная сумма оплаты за содержание помещений, положенных для проживания;
  • подача коммунальных услуг, их оплата и способы перечисления средств;
  • создание фондов текущего и капитального ремонтов;
  • уход за общим имуществом многоэтажки и ремонтные работы.

Контролирующие инстанции (в частности, жилищная инспекция) должны не только проводить надзор, но и исправлять нарушения. При наличии у организации лицензии на управление домами Госжилнадзор должен убедиться, что деятельность компании соответствует условиям получения и сохранения разрешения.

Читайте также Управляющие компании: лицензионные требования

Также за некоторыми аспектами следит Роспотребнадзор, который в соответствии с санитарными правилами и нормами должен наблюдать за качеством жилищно-коммунальных услуг. Понадобится проверять радиологический, химический и биологический состав поставляемой воды, следить за уровнем шума, который идет от вентиляции, лифта и иных приспособлений. Нужно убедиться, что дезинсекционные и дезинфекционные меры своевременно предпринимаются. В задачи Роспотребнадзора входит наблюдение за влажностью, вентилированием и освещением в жилых зонах.

Если выясняется, что управляющими компаниями не соблюдаются нормы, не выполняются необходимые мероприятия, то их привлекают к ответственности. Они обязуются выполнять все, что от них по закону требуется. Сами граждане имеют право обратиться к тем, кто контролирует управляющие компании, с жалобой на недобросовестную работу УК. Тогда региональный орган осуществляет проверку и при обнаружении проблем предпринимает меры.

Местный уровень

Органы местного уровня могут выполнять отдельные задачи, которые также имеются у региональной власти. Например, надзор может проводиться следующим образом. Проверяют помещения, предназначенные для проживания, на соответствие стандартам содержания и использования. Наблюдают за тем, как обращаются с общим имуществом в МКД.

На местном уровне может быть проверка поставляемых коммунальных услуг на предмет соответствия стандартам. Требуется следить за тем, чтобы платежи за коммуналку и ремонт вносились своевременно. У органов местного самоуправления есть право осуществлять лицензионный контроль над компаниями. Нередко вышеописанными задачами занимается Управление ЖКХ, которое находится при городской администрации.

Что касается проверок, то порядок их осуществления должен быть установлен муниципальными актами. В норме плановый надзор выполняется один раз в год. Однако возможны и внеплановые инспекции, которые назначаются в определенных ситуациях. К таким случаям можно отнести поступление жалобы от жителей дома, нарушение потребительских прав в коммунальных услугах, причинение вреда экологии или здоровью граждан. Проверку могут осуществить, если возникает риск угрозы для людей или окружающей среды. Когда инспекция окончена, специалисты составляют акт с заключениями.

Как проверить управляющую компанию

Жильцы многоквартирного дома могут обнаружить, что управляющая компания не выполняет свои задачи на достаточном уровне. Не стоит мириться с подобным поведением, ведь игнорирование проблемы затронет самих жильцов. Владельцы квартир подписывают договор со своей управляющей компанией, поэтому имеют полное право требовать, чтобы все его условия соблюдались. Если возникают сомнения по поводу УК, следует написать заявление в вышестоящий орган. В Москве и в любом другом городе коллективные жалобы рассматривают быстрее, поскольку они обладают большей силой.

Читайте также Нюансы отказа управляющей компании от управления домом

Когда выявляется факт нарушения условий договора, компания должна понести ответственность. К примеру, правильный денежный расчет и хорошее качество коммунальных услуг входят в обязанности УК. Важно грамотно затребовать проверку, причем рекомендуется действовать сообща. Чем больше людей подпишутся под жалобой, тем скорее ее рассмотрят и предпримут меры.

Важно! Первым этапом станет изучение обязательных платежей за коммуналку. Для этого нужно потребовать бумаги, где прописаны тарифы и их величина.

Стоит направить запрос в управляющую компанию – она должна дать ответ по первому требованию. Заявитель обязан написать о себе точную информацию – место жительства, ФИО, сведения из паспорта. Понадобятся два экземпляра: один будет у гражданина, а другой направляется на адрес компании. Рекомендуется лично вручить бланк, явившись в управляющую организацию. Если такой возможности нет, допускается отправить заказное письмо. Следует убедиться, что на двух экземплярах стоят входящий номер, срок получения и подпись адресата.

Второй этап – проверка правильности расчетов и их обоснованности. Когда появляются сомнения по поводу начисления, стоит потребовать у организации объяснить ситуацию в письменном виде. Что касается проверки, то ее можно осуществить самостоятельно или обратиться к экспертам. Во втором случае придется потратить деньги на услуги специалиста. Когда анализ существующих тарифов проведен, можно двигаться дальше.

На третьем этапе нужно проверить, все ли положенные по договору работы выполняются. Для этого нужно подать заявку с требованием предоставить отчет об осуществленных мероприятиях. Удобнее направлять заявление вместе с прошением по поводу коммунальных тарифов – удастся сэкономить время и сразу получить необходимые бумаги.

Кроме отчетов, понадобится убедиться, что к ним есть приложения, сметы расходов. Тогда получится понять, куда потратили деньги. Анализировать можно как самостоятельно, так и с помощью эксперта. Если люди обратились к специалисту, то можно получить письменный отчет. В нем будет указано, где управленцы нарушили условия договора. Речь идет о тех ситуациях, когда компания действительно не соблюдала права людей.

Четвертый этап заключительный, и к нему следует перейти, если УК допустила нарушения. Ими могут оказаться завышенные тарифы, невыполненные обязательства, неполный объем работ. Рекомендуется обратиться к юристу, чтобы удалось добиться справедливости. Правильно составленный иск и знание подводных камней позволяют выиграть дело в суде. Тогда управленцы должны будут возместить незаконные поборы гражданам, причем не придется долго ждать подчинения судебному решению.

В России немало фундаментальных проблем, которые являются стереотипами. Когда говорится о нашей стране то замечают сразу же пару основных проблем – это неудовлетворительные дороги, низкий заработок, а также постоянные проблемы с жильем. На самом деле не везде все настолько ужасно, ведь проблемы с дорогами и деньгами по большей мере решаются, да и в целом народ в последнее время не жалуется. Но, к сожалению, проблема с жильем так и остается и от нее никак не получается избавиться.

И заключается она в следующем: в стране за каждый отдельный многоквартирный дом отвечает ЖКХ, которое в свою очередь полностью следит за домом, а также прилегающей к нему территорией, выполняет ремонт в случаях, когда это нужно. Если говорить просто, то жилищно-коммунальное хозяйство обеспечивает функционирование домов и делают так, чтобы людям было комфортно жить в этих самых зданиях. За свою деятельность эти организации получают определенную сумму денег.

Но не все так прозрачно, не каждая из них настолько честна перед жителями многоквартирных домов. Очень часто происходит так, что управляющая организация просто наглеет и начинает воровать деньги у жильцов, в прямом смысле этого слова, хотя многие могут даже ничего не подозревать. Именно поэтому есть орган, стоящий свыше, который осуществляет надзор за управляющими компаниями.

Организация контролирующих органов

Для того, чтобы понять, как проверить управляющую компанию, нужно понимать какие права вообще имеют жильцы и какие органы государственной власти должны это выполнять. Всего существует три уровня организации, проверяющей управляющие компании власти: местный, региональный, а также федеральный, все они имеют свои особенности и нужны с определенной целью.

Федеральный уровень

Далеко не главный уровень, среди тех, кто контролирует работу управляющих компаний. Этот способ не является основным, при этом они лишь издают некоторые указания, предписания о том, как вести жилищное хозяйство, вводят лишь некоторые принципы и особенности и состоит этот уровень из нескольких государственных частей:

  • ФАС России (федеральной антимонопольной службы России) – часть, которая контролирует тарифы в сферах водо- и теплоснабжения и определяет максимально возможную стоимость оплат, от которых должны отталкиваться ЖКХ.
  • Министерства строительства России – которое определяет чертежи и схемы отопления, а также водоснабжения домов.
  • Министерства энергетики России – которое определяет качество предоставляемых ЖКХ услуг. Описывает их законы, правила, разрешения и вообще всю концепцию управляющих компаний, а также выполняет проверку учета экономической части (Оплаты тепла и воды).

Региональный уровень

Тот самый уровень, который выполняет сам по себе контроль над управляющими компаниями. Проверяет то, как выполняются предписания свыше, законы и методические указания. Управляющие компании в таком случае подчиняются специальному органу – государственному жилищному надзору, который выполняет всевозможные проверки по следующим параметрам:

  • Насколько правильно ведется содержание и уход за жилищными помещениями.
  • Тарифы и размеры оплаты за различные услуги, предоставляемые управляющей компанией.
  • Проведение перепланировок зданий по определенными нормами.
  • Перевод из статуса жилых в статус нежилых и наоборот различных помещений.
  • Формирования фондов по ремонту жилья.

В случаях выявления нарушения орган может пресекать и устранять их за счет управляющей компании, допустившей их. Также стоит отметить, что, руководствуясь нормами СанПиН, эта часть также следит и за безопасностью, и качественными свойствами предоставляемых услуг: качества воды, ее состава, как химического, биологического, так и радиологического. К тому же проверяется уровень шума, влажности и качества вентиляции.

Муниципальный уровень

Чаще всего – это организация при городской организации, которая выполняет проверку управляющих компаний. На эти органы также возлагаются обязанности, которые должны осуществлять на региональном уровне. Все эти проверки по плану должны производиться раз в год. В случаях, если возникают жалобы от жильцов, то производятся и внеплановые проверки. По результатам обязательно должен быть составлен акт с заключением о проверке управляющей компании. Чаще всего такая проверка управляющей компании является действенной.

Жильцы в виде контролирующего органа

Жильцы также могут выступать в виде органа, который контролирует управляющую компанию ЖКХ, так как с ними заключен договор о предоставлении определенных услуг. Именно поэтому жильцы могут затребовать проверку, которая будет выполнена по отношению к качеству этих самых выполняемых ЖКХ услуг.

Жильцы могут запросить полную отчетность за 1 – 2 года, на основании которой будет ясно, насколько честно ведет учет управляющая организация. В случае если что-то не сходится, то жильцы могут обращаться в суд или в контролирующий орган. Важно обратить внимание на то, что коллективное письмо ускорит этот процесс. Чем больше жильцов подключаться, тем быстрее решится вопрос. В случае если суд подтвердит незаконные действия, то все поборы возместятся жильцам.

Аудиторские проверки

Аудиторская проверка заключается в том, чтобы проверить на прозрачность управляющую компанию ЖКХ, осуществляется она по некоторым критериям по которым и делается заключение проверки. Проверяется корректность оформления всех бумаг, деклараций и так далее. Делается это специальным человеком, называемым аудитом. В заключении аудит дает рекомендации по улучшению работы ЖКХ.

Проверка УК ЖКХ на честность в три этапа:

Контролирующие органы в сфере ЖКХ бывают не честны, поэтому приходится выполнять проверку таким образом, чтобы это было действительно быстро, минимально затратно как по времени, так и по ресурсам и соответственно имело максимальную отдачу.

Первый этап: Сбор информации

Для того, чтобы заняться проверкой управляющих компаний нужно уметь изучать документацию и быть довольно терпеливым и внимательным в этом плане. У УК собрать весь необходимый пакет, в котором прописана тарификация всех услуг, предоставляемых компанией. От лица собственников написать заявление, с которым и запросить расчеты. Требуется получить максимум бумаг.

Второй этап: Проверка расчетов и выполненных работ

Проверить правильность расчетов организации, а также обоснования, по какой причине производилась оплата за услуги. Также желательно проверить действительно ли были выполнены эти услуги в полной мере, а также их качество.

Если самостоятельно не получается выполнить перерасчеты, чтобы проверить их правильно, то за помощью стоит обратиться к профессионалам. Такие расходы, как правило, чаще всего окупаются, но стоит помнить, что приступать к этому действию нужно в тех случаях, когда действительно возникает подозрение по отношению к нечестности УК.

Третий этап: Заключительный

На этом собственно и заканчивается надзор в сфере ЖКХ. Если в заключении управляющая организация все же является нечистой, то далее – обращаться в суд, а также предупредить жильцов о том, что на УК придется написать жалобу.

Оформление и подача жалоб на управляющую компанию

Для того, чтобы была выполнена проверка финансово хозяйственной деятельности управляющей компании органами свыше чаще всего приходиться оформлять жалобу, которую в дальнейшем подавать в суд, прокуратуру, инспекцию или другую государственную часть, которая этим занимается.

Составление жалобы

До того, как обращаться в контролирующий орган нужно попробовать получить ответ от самой УК, если ответ не устроит или его вообще не будет, то можно будет приступить к оформлению жалобы. Делается это по образцам оформления жалоб на УК.

Жалоба в жилищную инспекцию

Работа этой государственной части направлено на защиту потребителей, то есть жильцов, но не стоит забывать, что она занимается только определенной частью возможных проблем, это было описано выше. В ином случае придется обращаться в другой госорган.

Жалоба в прокуратуру

Прокуратура не является тем, кто контролирует работу управляющих компаний ЖКХ, но все же в случаях с незаконными действиями, но она может выполнить работу, если нарушения будут связанны с денежным оборотом. По итогам дела можно будет привлечь организацию к уголовной ответственности за совершение неправомерных действий.

Жалоба в суд

Когда органы, контролирующие порядок работы управляющих компаний ЖКХ, не справляются возможно обратиться к судье и решить конфликты и вопросы, связанные с УК и в судебном порядке. Это требует больше времени и сил, но практичнее, по отношению к другим способам.

Жалоба в Роспотребнадзор

Этот орган опять же не относится к тем, кто контролирует деятельность управляющих компаний, но при этом , когда нарушаются права и законы “О защите прав потребителей”, в случаях, когда услуги предоставлены не в полной мере, или вовсе не предоставлены.

Как выявить нарушения в работе управляющей компании и что делать, если такие нарушения обнаружены? Куда обратиться, если УК не выполняет обязанности, прописанные в договоре, или необоснованно завышает тарифы на свои услуги?

Евгения Владимирова, руководитель проекта «Рамблер.Недвижимость» Rambler&Co

В идеале управляющая компания должна избавить собственников жилья от всевозможных хлопот по содержанию недвижимости. Однако зачастую управляющие компании, напротив, могут создавать жильцам дополнительные проблемы. Можно сказать, что наиболее частые претензии к УК – это нецелевое расходование денежных средств, необоснованное повышение тарифов, неудовлетворительное выполнение прописанных в договоре обязанностей. Чтобы избавить себя от неприятных сюрпризов, рекомендуется регулярно узнавать, какие работы выполняет УК и по каким тарифам, требовать устранения недостатков в работе, если они обнаружены. Если представители управляющей компании игнорируют данные требования, стоит идти с жалобами в Госжилинспекцию. Также собственник квартиры может обратиться в суд.

Стоит отметить, что в настоящее время управляющие компании не могут работать без лицензии. Аттестация УК должна повысить качество предоставляемых услуг, поскольку лицензию на обслуживание многоквартирного дома могут или изначально не дать, или аннулировать после выявления каких-либо проблем в работе.

Ирина Генцлер, руководитель жилищного сектора Фонда «Институт экономики города»

Контроль со стороны жильцов чрезвычайно необходим. Жильцы платят приличные деньги управляющей организации и должны понимать, что они за эти деньги получают, действительно ли общее имущество в доме содержится надлежащим образом. Зачастую управляющие компании выполняют видимые дешевые работы – уборка подъезда, двора, вывоз мусора. Тогда как о состоянии крыш и внутридомовых инженерных систем никто не думает. Все живут одним днем, а потом оказывается, что из-за плохого текущего обслуживания требуется дорогостоящий капитальный ремонт, за который собственники должны заплатить отдельно.

Во-первых, необходимо требовать регулярный отчет от управляющей компании – как минимум 1 раз в год – с информацией о том, какие работы были запланированы, какие выполнены, какие не выполнены и по какой причине, заслушивать и обсуждать этот отчет на общем собрании. Во-вторых, нужно анализировать сведения, которые управляющая организация размещает на официальном сайте и своем сайте в соответствии с требованиями стандарта раскрытия информации, насколько они соответствуют реальности. И очень важна активная работа совета многоквартирного дома по регулярному контролю выполняемых управляющей организацией услуг и работ.

Алена Абрамович, руководитель практики «Коммерческое право» юридической компании «Rights».

В настоящее время имеется большое количество споров с управляющими компаниями, в том числе и из-за завышенных тарифов. Зачастую собственники помещений пренебрегают своими правами и обязанностями по контролю за деятельностью управляющих компаний, что приводит к дополнительной плате по тарифам за услуги.

Данное повышение тарифов является самым простым способом «нажиться» на собственниках помещений через договорные отношения с иными компаниями, зачастую аффилированными с управляющей компанией. Проследить корректность выставленных счетов проблематично, особенно по платежным поручениям. Более того, в договор на управление домом включаются положение об изменении тарифов в одностороннем порядке в связи с инфляцией. На основании такого пункта управляющие компании могут поднимать и менять тарифы на услуги как им вздумается.

Таким образом, контроль за деятельностью управляющих компаний помогает не только уменьшить возможность совершения мошеннических действий по необоснованному завышению тарифов, но и реально проследить на что «уходят» деньги собственников.

Если каких-либо улучшений в доме не имеется, а цены растут – это первый «маячок» чтобы сменить управляющую компанию.

Основными способами по контролю за деятельностью управляющих компаний (собственно, как и ТСЖ), в соответствии с Жилищным кодексом, являются:

  • ежегодная отчетность управляющей компании на собраниях собственников жилья (с предоставлением отчета о проведенной работе, заключенных договорах, новых тарифах и обоснованности их принятия и т.д.);
  • обязательное предоставление любой документации, связанной с исполнением обязанностей управляющей компанией по содержанию многоквартирного дома, по запросу собственников многоквартирного дома (в любое время);
  • возможность сменить управляющую компанию на общем собрании собственников в любое время.

Естественно, начинать лучше с общих собраний. Внимательно проанализировать отчетность, пообщаться с представителем управляющей компании. Если возникают какие-то уже весомые сложности, то просто общим собранием сменить компанию. Более того, ЖК РФ предусматривает возможность как сменить способ управления многоквартирным домом, так и просто выбрать другую управляющую компанию.

Александр Арский, доцент кафедры «Маркетинг и логистика» ФГОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Делегирование полномочий по управлению жилым домом – это своеобразный коммунальный аутсорсинг, реализуемый сторонами на основе коммерческого договора. Из этого следуют права и обязанности сторон договора к которым также относится представление отчета о деятельности аутсорсера за определенный период.

Платежи имеют целевое назначение, соответственно нецелевое использование средств аутсорсером является нарушением договора, так же как и некачественное или недобросовестное выполнение своих обязательств.

Эффективность контроля зависит от условий, прописанных в договоре. Так, например, предусмотрев возможность внезапной проверки движения денежных средств на расчетном счету аутсорсера, инициативная группа(«народные контролеры», «актив дома») могут запросить детализацию платежей за определенный период времени и при возникновении вопросов или подозрений на неэффективное их использование «призвать к ответу» аутсорсера.

Особое внимание следует уделять проведению плановых ремонтов силами аутсорсера за счет жильцов дома. Назначение представителей жильцов дома при промежуточном актировании строительно-монтажных работ позволят предотвратить их некачественное выполнение или завышение ставок в строительной смете.

Алексей Гордейчик, адвокат, кандидат юридических наук

В соответствии с законодательством Российской Федерации бремя содержания имущества несут собственники. Положения Жилищного кодекса РФ, предусматривающие различные способы управления многоквартирных домом, включая заключение договора с управляющей компанией, призваны облегчить, упростить порядок содержания общего имущества, но не освобождают собственников от ответственности, связанной с наличием у них недвижимого имущества. Поэтому контролировать деятельность управляющей компании можно и должно.

Способов контроля за ее деятельностью масса. В первую очередь, управляющая компания подотчетна общему собранию собственников, ее права и обязанности по отношению к предмету управления должны определяться договором. Во-вторых, деятельность предприятий ЖКХ контролирует масса административных органов. Начиная от пожарных и прокуратуры, заканчивая органами тарифного регулирования субъектов. В-третьих, нельзя пренебрегать с вопросами судебной защиты. Например, ремонт в подъезде должен производиться раз в 5 лет. УК запаздывает? Чем не повод для иска?