• Самые читаемые статьи

    • 329 views

    • 211 views
    • 165 views
    • 146 views

    • 118 views

    • 99 views
    • 82 views

    • 81 views

    • 67 views
    • 64 views

    • 56 views
    • 55 views
    • 53 views

    • 49 views

    • 45 views
    • 44 views

    • 38 views
    • 36 views
    • 34 views
    • 33 views
    • 33 views

    • 32 views
    • 31 views
    • 28 views

    • 27 views
    • 27 views
    • 26 views
    • 23 views

    • 23 views

    • 22 views

    • 21 views
    • 20 views

    • 19 views
    • 17 views
    • 17 views

    • 16 views
    • 16 views

    • 16 views
    • 16 views

    • 14 views


    Олег родился в городе Люблино в Подмосковье. Род его отца восходит к знаменитому лингвисту, составителю словаря Владимиру Далю, а сам родитель будущего актера служил на железной дороге и занимал почетную должность. Мама Олега была учительницей, а помимо талантливого сына, супруги воспитывали его старшую сестру Ираиду Даль рос обычным подвижным мальчишкой. После войны (а он родился за месяц до вторжения фашистов в СССР), стал увлекаться спортом – играл в баскетбол. На одном из занятий ребенку стало плохо, после чего выяснилось, что у Олега врожденные проблемы с сердцем. Врачи тут же запретили ему спортивные нагрузки.

    Подростком он заинтересовался искусствами. Особенно увлекала Олега литература, но и изобразительное искусство пылкий юноша тоже не обделял своим вниманием. На школьных занятиях мальчик впервые прочел «Героя нашего времени». Печорин так поразил его, что Далю захотелось и самому стать этим знаменитым героем. Знал ли он тогда, что через 15 лет исполнит свою мечту?!

    Спустя некоторое время он понял, что его фантазию, пожалуй, можно воплотить. Для этого надо стать артистом! Своими догадками юноша поделился с родителями, но те восприняли планы сына в штыки, сказав, что заработки людей этой профессии слишком непостоянные, да к тому же Олег картавит!

    Поэтому поступать после школы он поехал, поссорившись с семейством. Читал на вступительных в «Щепку» Гоголя и своего обожаемого Лермонтова, и с первого раза поступил. Природную картавость, которая преследовала парня с детства, упорными занятиями речи Олег исправил уже на младших курсах.

    Интеллигент


    к/ф «Мой младший брат» (1962) Он был одним из самых талантливых студентов, потому его и выделили артисты «Современника», пришедшие посмотреть выпускной спектакль. Олегу предложили показаться главному режиссеру (им тогда был Олег Ефремов), и тот взял молодого актера в труппу.

    Даль быстро влился, ведь «Современник» всегда пропагандировал свою обособленность и на расстоянии чувствовал природное благородство артистов. Врожденная интеллигентность, тонки черты, синие глаза и изящные руки – вот что, помимо таланта, помогло артисту попасть именно в это театр.

    Однако целых пять лет актеру доверяли лишь роли второго плана. Его драматическую харизму показала всей театральной Москве Галина Волчек, когда поставила «На дне» и пригласила Даля на роль вора Васьки Пепла.

    Он по-особенному готовился к ней. Долгими вечерами бродил со своей партнершей Аллой Покровской по Москве, обсуждая тонкости, все грани характеров их персонажей и однажды сказал, что она должна сыграть пугливую козу.

    Алла оторопела: из уст такого интеллигента услышать сленг было по меньшей мере странным. Когда Олег стал объясняться, выяснилось, что он и не собирался использовать сленг. Даль действительно героиню Аллы ассоциирует с этим животным, вот и просит наделить ее дикими, животными замашками.

    Вся жизнь — театр


    к/ф «Хроника пикирующего бомбардировщика» (1967) Он всегда считался больше театральным, чем киноактером. Вот и перемены в личной жизни стали случаться с ним в театральной среде.

    Первой значительной любовью Даля была Нина Дорошина. Актриса, известная зрителю по одной из главных ролей в кинофильме «Любовь и голуби», она сыграла там Надежду, мать семейства, которое находится в центре повествования.

    Даль срочно решил жениться. Актриса была представлена семье жениха, свадьба назначена. Но, по воспоминаниям сестры актера, прямо на торжестве Нина куда-то исчезла, а вместе с ней скрылся и Олег Ефремов.

    Не было сомнений: они пропали вместе и не появлялись долгое время. Половину вечера на собственной свадьбе актер пробыл один, пока невеста так же внезапно не появилась снова. Вслед за ней в толпе гостей вдруг обнаружился и Ефремов.

    Олег не сомневался в предательстве любимой и в отместку сам исчез куда-то после свадьбы на целых три дня. После взаимных исчезновений молодые прожили вместе еще неделю. Видимо, прояснить отношения у них так и не получилось, потому, что через неделю они просто разъехались.

    Не ходок


    к/ф «Женя, Женечка и «катюша» (1967) Это происшествие было одним из тех, которые будут ломать артиста и постепенно делать его характер таким, каким Даля вспоминают близкие: тяжелым, негибким, бескомпромиссным.

    Он уже снялся в нескольких кинофильмах и стал известным, он уже формировался, как человек с неуемным темпераментом и бесконечной тоской в глазах, который будто съедает себя изнутри, будто и сам не знает чего ему хочется от жизни, когда встретил свою вторую жену – актрису Татьяну Лаврову.

    С ней совместное счастье тоже не задалось. Он уже начал показывать свои негативные качества и мало-помалу прикладываться к бутылке. Она, тоже творческая и темпераментная актриса, не смогла этого терпеть, к тому же и сама требовала повышенного внимания. Они быстро разошлись.

    В жизни Олега Даля не было много женщин. Его друзья вспоминают: ходоком Даль не был. А взрослея, действительно, скорее стремился домой, в семью. А может, дело было в его третьей жене, Елизавете Апраскиной, с которой он познакомился, работая на съемках «Короля Лир».

    Счастье в личной жизни


    к/ф «Плохой хороший человек» (1973) Лиза работала на кинофильме монтажером. Он сразу положил на нее глаз, а отказаться от стремительного красавца, в котором, по воспоминаниям близких актера, всегда чувствовалось мужское начало, было совершенно невозможно.

    После свадьбы молодые устроились у Лизы – жили с ее мамой в совсем небольшой квартире и только значительно позже семья получила свое, более просторное жилье. С этим тоже связана целая история.

    По словам вдовы актера, приходя домой, он никогда не начинал беседы, пока не вычистит свои ботинки, был у него такой пунктик. Вот и в этот день он натирал их с особой тщательностью, а потом заявил: «Едем смотреть новую квартиру. Вот ордер».

    Дом, куда Даль привез жену и тещу строился для старших военных чинов. Квартиры огромные, окна – на кремль, район – залюбуешься. Когда семья впервые вошла в последнее жилье Олега, комнаты были залиты полуденным солнцем.

    Супруга Даля отмечала: в новой квартире он стал лучшим семьянином. Тогда он уже по-настоящему беспробудно пил, но даже пьяным, обобранным до нитки уличными хулиганами или собутыльниками (приходил порой без обуви, без верхней одежды), глубокой ночью и рано утром, всегда шел домой.

    Был ли он счастлив? В любом случае со своей Лизой – намного больше счастлив, чем в другие периоды своей жизни.

    Пошел умирать


    к/ф «Тень» (1971) Нервный и взрывной, талантливый Даль всегда был как будто надломлен где-то глубоко внутри, но сильнее всего его печоринская отчужденность, ощущение бессмысленности бытия стала проявляться после смерти Владимира Высоцкого.

    Именно на похоронах он предсказал себе смерть: «Я следующий», — говорил актер, истерически хохоча.

    У них были непростые отношения, но после похорон великого актера и музыканта Даль как будто понял, как близко рядом с жизнью ходит смерть. Эта мысль меняла его на глазах. Вечное театральное определение: «он болен манией совершенства» теперь стало походить на настоящий диагноз.

    Олег Иванович стал более требовательным к другим, но самого высочайшего результата он всегда пытался добиться от себя самого.

    После очередного запоя Даль согласился «вшить торпеду» — закодироваться от алкоголизма принятым тогда способом. Он был на гастролях в Киеве, когда, выходя из-за столика в ресторане пояснил: «Пойду к себе умирать». Актеры, с которым гастролировал Даль решили, что это очередная порция черного юмора от маэстро. Связаться с нами.

    Они познакомились 19 августа 1969 года, когда она праздновала в ресторане свой тридцать второй день рождения. Это было в Нарве, на съемках «Короля Лира». Поженились почти что сразу.
    В 1973 году, опять же в день ее рождения, на съемках в Таллине «Варианта «Омега» он подарил ей ведро роз. Ровно тридцать шесть штук. И там же, в Таллине, представляя ее Ролану Быкову, сказал гордо и значительно: «Лиза Эйхенбаум, она же - графиня Апраксина, она же теперь - Даль».
    Она не собиралась менять свою девичью фамилию, но он в загсе так строго на нее посмотрел и так засиял, как ребенок, когда она согласилась взять его фамилию...
    «Новая газета» уже рассказывала об Олеге Дале, и последний раз - совсем недавно (№ 20(Д) от 25-28 мая 2000 г.). Среди читательских откликов на эту публикацию был и такой: «Единственно, чего не хватило, - фотографий жены Олега Даля и чуть-чуть побольше информации о ней». Я побывала еще раз у Елизаветы Алексеевны Даль, взяла фотографии, и мы поговорили о ней самой.
    Мне кажется, жизнь Лизы и без Олега Даля интересна. Хотя, конечно, это счастье, что Олег Даль в ее жизни был.
    Напомню любезному читателю, что Елизавета Алексеевна - внучка, а ее мама - Ольга Борисовна - дочь Бориса Михайловича Эйхенбаума, знаменитого литературоведа, историка литературы, ученого с мировым именем.
    8 августа с.г. исполнится год, как не стало Ольги Борисовны Эйхенбаум.
    А весной следующего года будет уже двадцать лет, как ушел из жизни Олег Иванович Даль.
    Джульетту Мазину как-то спросили: «Трудно ли быть женой гения?» Жена Федерико Феллини ответила: «Это лучше, чем быть женой дурака».
    Елизавета Алексеевна Даль была женой гения

    Когда Даль и Лиза поженились, стали менять ленинградскую квартиру на Москву. Меняли долго - два года. Нашли вариант на улице Новаторов («Олечка говорила: на выселках»), хрущевку, двухкомнатную. До театра Далю надо было добираться полтора часа. Такси стоило 5 рэ. А получал Олег в театре 160 рэ. От кино денег в особо крупных размерах тоже не было. Даль в кино снимался не для того, чтобы зарабатывать деньги. И больше отказывался, чем соглашался. Так вот: деньги на такси не всегда были, а автобусом Даль терпеть не мог ездить, его узнавали, приставали с расспросами, алкаши предлагали выпить.
    Квартира была крохотная, слышимость жуткая, внизу бабка возмущалась: ваши котята топают и мешают мне спать... Однако Даль не унывал. «Мы жили там вчетвером, - вспоминает Лиза. - Олег, я, мама и чувство юмора».
    Как-то Лиза вышла на минутку в магазин, а вернувшись, застала такую картину: Олег и мама лежат на полу и разной краской красят батарею. Батарея горячая, краска испаряется и пахнет, а маляры хохочут до слез и заставляют Лизу восхищаться их мастерством: батарея - всех цветов радуги, это ж - красиво, это ж - авангард! А на розовой двери их спальни Даль нарисовал голую бабу в райском саду. Лиза стыдливо зарисовала ей подробности. Потом, когда переезжали на Смоленский бульвар, люди, которые вселялись в их квартиру на улице Новаторов, разглядывая батарею и дверь, удивлялись: кто тут жил? детсад какой-то...
    С белым домом на Смоленском бульваре тоже всё было странно. Когда-то Даль с актером Игорем Васильевым проезжал мимо этого дома - он еще строился - и сказал: я буду здесь жить, это будет мой дом.
    Сказал - и забыл. Вспомнил лишь через десять лет, когда пришел сюда со смотровым ордером.
    Даль был счастлив в этой квартире. Три комнаты, огромный холл, а к окну подойдешь - много неба и видны крыши. «Это не квартира, - говорил Даль, - Это - сон». Еще на Новаторов он признался как-то Лизе: «Я мечтаю о такой квартире, чтобы, когда мне позвонят по телефону, ты могла бы, не кривя душой, сказать: «Я сейчас посмотрю, дома он или нет».
    Потом они сделали из холла ему кабинет. И счастье стало запредельным. Он мог, когда хотел, оставаться наедине с собой. Читал, писал, рисовал, слушал музыку.
    Теперь он говорил Елизавете Алексеевне серьезно и церемонно: «Сударыня! Вы на сегодня свободны. Я ночью буду писать. А засну потом на диванчике, в кабинете». Ольга Борисовна восклицала: «Олежечка! Но диванчик-то узенький». «Я тоже узенький», - успокаивал Даль тещу.
    На Смоленский бульвар Олег привез и свою маму. Обе мамы, и мама Олега, и мама Лизы, не работали, обе были пенсионерками. И Лиза не работала. Так хотел Олег. Он говорил: «Когда ты служишь мне, ты приносишь больше пользы кинематографии, чем сидя за монтажным столом. Там тебя могут заменить».
    И Лиза стала Олегу служить. И никогда не жалела об этом.
    Жена одного актера как-то запальчиво сказала Лизе: «Конечно, он тебя любит! А чего ж не любить... Ты ему каждый день с утра до вечера говоришь, что он - гений». Лиза рассмеялась. Она если и говорила Далю, что он - гений, то лишь в шутку, всерьез он ей этого не позволил бы...
    Майя Кристалинская, с которой Даль ее однажды в Доме кинематографистов познакомил, посмотрев внимательно на Лизу, сказала: «Вы, наверное, очень счастливая». Лиза задумалась и после паузы сказала: «Да». Но с тех пор на этот вопрос отвечала, не задумываясь.
    Елизавета Алексеевна говорит мне: очень важно знать, что ты счастлива именно в тот момент, когда ты действительно счастлива; не после, не потом, когда все пройдет и ты вдруг спохватишься и начнешь убиваться: ах, я, оказывается, была счастлива тогда и не знала, не догадывалась об этом; нет, надо знать о своем счастье в момент его рождения, в момент существования.
    Вначале она эгоистично обижалась, когда он, даже будучи трезвым, приходил домой в бешенстве и срывал зло на ней. Потом поняла, что это к ней не относится, что ему просто надо разрядиться. Она училась терпеть. И - научилась. А промолчав, не взбрыкнув, тут же, через пять минут, получала от него такую немую благодарность за то, что на себя все приняла, проглотила и улыбнулась, нисколько не обидевшись...
    Она почувствовала главное: ему это очень помогает - знать, что он может прийти домой такой, какой он есть, и его поймут. Ему не надо было тратить дополнительные силы на то, чтобы притворяться, играть, актерствовать еще и дома.

    Лиза познакомила Даля со Шкловским, с Андронниковым, Кавериным. Даль был одинок в актерской среде. А этих великих стариков обожал. И они его нежно любили.
    Шкловский называл Даля «человеком совершенного движения».
    Андронников, послушав стихи Лермонтова в исполнении Даля, сказал: «Он владеет секретом Яхонтова - секретом медленного чтения».
    А Каверин признался: «Я был глубоко потрясен, узнав о его безвременной кончине. Я надеялся, что со временем мы станем друзьями».

    Первая телеграмма, которую она получила от него (еще не были женаты): «Разрешите вас поцеловать».
    Потом были чудо-письма. Он любил писать ей с гастролей. Мог написать вдруг: «Ты мне снишься веселая и в сарафане».
    Или вот - от 27.9.70 г. Из Москвы - в Ленинград:
    «Утром сего дня, бредя по желтым листьям, покрывающим похолодевшую землю, подумал о тебе с прекрасной тоской.
    С прекрасной потому, что она была светлой.
    На душе у меня хорошо и покойно, потому что в мыслях моих ты.
    Настроение мое тихое и благостное. Делюсь им с тобой щедро, как осень.
    Тихонько и нежно обнимаю тебя и еле-еле касаюсь твоего лица, целую и дышу твоими глазами.
    Не знаю, что такое любовь. Не знаю, как понимать сие обозначение некоего чувства или смысла его.
    Но, кажется мне, чувствую я что-то необычайное, как ребенок, который ждет пробуждения после новогодней ночи. В воздухе пахнет мандаринами, елкой, плюшевыми зайцами, и хочется как можно дольше не открывать глаза...»

    В феврале 80-го Даль сказал: «Сначала уйдет Высоцкий, а потом я».
    Высоцкого не стало в июле 80-го. Даль умер 3 марта 1981 года.
    А за месяц до этого Лиза проснулась и обнаружила его сидящим перед телевизором. Он смотрел с утра пораньше мультики. Так серьезно, сосредоточенно смотрел, что она испугалась. Подошла, обняла его. Он поднял голову и тихо-тихо сказал: «Мне так жаль вас троих». Имея в виду ее и двух мам. «Почему, Олежка? - спросила Лиза. - Мы счастливы с тобой». - «Со мной... А без меня?»
    «После всего» приятельница сказала Лизе: «Теперь он тебе все время будет чудиться. Ты выйдешь из дома, и вдруг чья-то походка, чей-то поворот головы, чьи-то черты лица напомнят его».
    Но никто, никогда, нигде и ничем не напомнил ей его.
    «Еще до знакомства с Олегом, когда я только смотрела его в кино, он поражал меня какой-то нездешностью. Таким нездешним и остался».
    Он действительно так ни на кого не похож, что до сих пор невольно задумываешься: а земного ли он происхождения?
    Хочется верить, что земного. Иначе - обидно за человечество.

    P.S.
    Боюсь, у меня опять получилось не только о Лизе, а больше - об Олеге и Лизе, или даже Олега слишком много... Хотя, нет, Олега Даля не может быть много. Для нее.

    Елизавета Даль в первую очередь известна как супруга и верная спутница народного артиста Украины. Она была с ним рядом на протяжении довольно длительного времени, особенно сильно поддерживая актера в последние годы его жизни, когда тому приходилось бороться с творческим кризисом и алкогольной зависимостью. Многие из тех, кто лично был знаком с Елизаветой, отмечают, что это была добрая, сдержанная и чуткая женщина. Именно такая и была нужна неутомимой и кипучей натуре Даля, но даже она не смогла его уберечь от саморазрушения и последовавшей затем смерти.

    Детство

    Елизавета Даль родилась 27 августа 1937 года. Она появилась на свет в Ленинграде. Ее имя при рождении было Елизавета Эйхенбаум. Детство героини нашей статьи прошло вместе с родителями в небольшой надстройке к дому на набережной канала Грибоедова в Северной столице.

    Ее дедушка был известным в Советском Союзе литературоведом. Борис Михайлович Эйхенбаум имел степень доктора филологических наук, специализировался на изучении теории поэтического языка, считался одним из лучших представителей данного направления в стране. Девочка с детства росла в творческой и гостеприимной среде. В доме постоянно бывали гости, причем часто литературный бомонд. С Эйхенбаумом была дружна Анна Ахматова.

    Блокада Ленинграда

    Биография Елизаветы Даль очень непростая. Когда ей исполнилось всего четыре года, началась Великая Отечественная война. Вместе с родителями она оказалась фактически запертой в блокадном Ленинграде и стойко перенесла все лишения, голод и холод, хоть ее мать Ольга Борисовна потом неоднократно вспоминала, что девочка росла плаксивой. По всей видимости, свой отпечаток наложило нервное и беспокойное детство: Лиза плакала буквально по любому поводу.

    Когда она подросла, тяжелое блокадное время в семье вспоминали редко. В блокаду умерла сестра героини нашей статьи Татьяна и ее отец Алексей Алексеевич Апраксин. Живыми после войны остались только сама Лиза, ее дедушка и мама.

    Образование

    После войны девушка тщательно выбирала профессию, старалась прилежно учиться в школе, чтобы у нее было больше шансов поступить в престижное учебное заведение.

    К тому же на семейном совете было решено, что она возьмет фамилию отца, так как с еврейскими корнями строить карьеру в Советском Союзе было очень сложно. Так она стала Елизаветой Апраксиной.

    Получив среднее образование, Лиза поняла, что больше всего ее тянет к точным наукам, она даже загорелась идеей окончить мехмат. Но конкуренция во всех вузах на этом направлении была слишком высокой, к тому же преимущество отдавали парням. Многие преподаватели просто не могли поверить, что девушка сможет успешно учиться на мехмате.

    Потерпев неудачу, Лиза поступает в педагогический институт. Но диплома так и не получает. Эта профессия ей показалась слишком скучной, и она бросила учебу.

    Трудовая карьера

    После неудачи в педагогическом институте Лиза находит подработку в Зоологическом музее, затем какое-то время учится в Лесотехнической академии, но и в этом вузе понимает, что это не ее призвание. Академию она бросает через год.

    После работы в Зоологическом музее ее берут монтажером на «Ленфильм». Эта работа оказывается знаковой в биографии Елизаветы Даль, потому что именно на киностудии ей посчастливилось встретить человека, который стал ее судьбой и главной любовью жизни. Но до этого у героини нашей статьи был другой избранник.

    Первый муж

    Первым мужем героини нашей статьи стал Леонид Квинихидзе. Личная жизнь у Лизы с ним откровенно не сложилась. Это был очень несчастливый брак, супруги постоянно ссорились и ругались. Причины для недовольства друг другом они находили практически каждый день.

    Единственное, за что Лиза может быть благодарна Квинихидзе, так это за то, что именно он устроил ее на «Ленфильм». Без него девушку без образования навряд ли бы приняли на одну из крупнейших отечественных киностудий.

    Сам Леонид был известным сценаристом и режиссером, тоже родом из Ленинграда. Он работал в театре музыкальной комедии в Одессе, Новосибирском и Хабаровском музыкальных театрах. Среди его киноработ все зрители знают политический детектив «Миссия в Кабуле», научно-фантастическую драму «Крах инженера Гарина», музыкальную комедию «Соломенная шляпка», комедийный телефильм «Небесные ласточки», сказку для семейного просмотра «Мэри Поппинс, до свидания!».

    После развода с Леонидом Лиза, которая всегда была впечатлительной натурой, даже пообещала себе, что больше никогда не выйдет замуж. Но слово это не сдержала, наверное, ни разу об этом не пожалев. А вот ее экс-супруг женился во второй раз довольно скоро, его избранницей стала известная в то время советская балерина Наталья Макарова.

    Знакомство с Далем

    Жизнь героини нашей статьи буквально перевернуло знакомство с Олегом Далем. Познакомились они на съемках трагедии Григория Козинцева «Король Лир». Даль играл в этой картине Шута, а Лиза работала монтажером. На дворе стоял 1969 год.

    Сам Даль позже вспоминал, что когда только увидел ее первый раз в Нарве, именно там проходили съемки картины, сразу подумал: «Это будет моя баба». Хотя даже не знал, кто она и что они окажутся в одной съемочной группе.

    Интересно, что в самой Нарве отношений между ними тогда так и не завязалось, зато когда они вернулись в Ленинград, начался самый настоящий роман. Лиза вспоминала, что вместе с Далем у нее в гостях был Сергей Довлатов, все выпивали, а мужчины хотели пересидеть друг друга. Тогда она незаметно сказала Олегу, чтобы уходили вместе, а он потом вернулся. Ему это тогда сильно не понравилось. Как потом выяснила девушка, актер был жутко принципиальным, не умел и не любил хитрить, но все же сделал так, как она просила. А наутро, проснувшись в ее кровати, сразу отправился к будущей теще просить руки дочери.

    Сама Елизавета Даль удивлялась такой решительности и поспешности, считая, что можно обойтись без штампа в паспорте, по крайней мере, первое время. Но Даль был категоричен. Он заявил, что в этой стране жить вместе без регистрации унизительно, поэтому им стоит отправиться в ЗАГС. Она согласилась, несмотря на то что еще недавно после разрыва с Квинихидзе давала себе слово, что больше никогда не захочет жить с мужем.

    Третий брак Даля

    Для самого Даля этот брак был уже третьим. Его первой избранницей была актриса Нина Дорошина из театра «Современник». Она прославилась ролью жены Васи, Надежды, в лирической комедии Владимира Меньшова «Любовь и голуби». С Далем они поженились в 1963 году, но брак вскоре распался. Дорошина вышла замуж второй раз за мастера по свету из театра «Современник» Владимира Тышкова.

    Второй брак Даль заключил с актрисой Татьяной Лавровой, которая до этого несколько лет жила гражданским браком с трагически погибшим Евгением Урбанским. Среди ее известных работ драма Михаила Ромма «Девять дней одного года», в которой она снялась с Иннокентием Смоктуновским и Алексеем Баталовым. А играла она главную героиню - жену Гусева, Лели.

    Этот союз также оказался недолговечным. Супруги развелись примерно через полгода. Лаврова вышла замуж в третий раз, теперь уже за футболиста Владимира Михайлова.

    Обе женщины неоднократно признавались, что их союз распался из-за очень тяжелого характера мужа, с которым было сложно ужиться рядом.

    Вместе с мужем

    Годы, прожитые вместе с Олегом Далем, стали одними из самых важных и значимых в судьбе героини нашей статьи. Хоть жизнь отмерила им совсем немного. Одновременно было тяжело, но Лиза чувствовала, что человек, который находится рядом с ней, стоит этого.

    Она жила рядом с гениальным артистом своего времени, который был известен среди друзей и знакомых как своенравный и импульсивный человек, который не приемлет компромиссов. Окружающие считали, что он представляет собой классический образ настоящего творческого человека. Он мог внезапно уйти со съемочной площадки, если ему что-то не нравилось, отменить собственное участие в спектакле или съемках по совершенно необъяснимой причине. То есть вел себя как настоящая звезда, которая знает себе цену.

    Особенности семейной жизни

    И дома жена Олега Даля Елизавета Эйхенбаум часто сталкивалась с тем, что ее супруг был чересчур раздражителен, просто не умел справляться с распиравшими его эмоциями. Она старалась мудро погасить все вспышки гнева, помня всегда, что муж ее в действительности любит.

    Как это ни удивительно, съемки в кино не были основным источником заработка для Даля. Это был мир, в котором он ежедневно стремился проживать десятки жизней. Он запросто мог отказаться от какой-либо роли, если она его не устраивала, не обращая внимания на то, какой гонорар за нее обещают и как обстоят дела в семейном бюджете.

    Когда Елизавета познакомилась со своим будущим мужем, ей было 32 года. С тех пор как они начали жить вместе, они практически не расставались.

    Первое время после свадьбы жили в квартире в Ленинграде, но потом все-таки переехали в Москву, сменив несколько мест жительства в советской столице. Их последним пристанищем стала квартира на Смоленском бульваре, где жена Олега Даля жила с супругом и мамами с обеих сторон.

    Женщина не должна работать

    Этого принципа Даль придерживался в своей жизни. Когда они все вместе жили на Смоленском бульваре, в доме работал только он один. Обе мамы были уже в пенсионном возрасте, а супруге отправляться зарабатывать деньги он просто запрещал, искренне считая, что главным занятием жены актера должно быть ожидание его со съемок, обеспечение комфорта и уюта. И она ждала, делая все так, как он хотел.

    Квартира на Смоленском бульваре Далю очень нравилась. У него там был собственный кабинет с прекрасным видом из окна, в нем он любил находиться наедине с собой.

    Домашняя жена

    В то время героиня нашей статьи искренне считала, что нашла счастье в личной жизни. Елизавета Даль ждала мужа со съемок, посвящая всю себя семье и обеспечению в доме уюта. Единственным, что ее печалило, было отсутствие детей, которых у пары так и не появилось.

    Когда Олег умер, Лиза поняла, что ее семейное счастье окончательно рухнуло. Вместе с Далем она провела около десяти лет. Всю оставшуюся жизнь вдова хранила память о муже, который ушел из жизни, когда ему было всего 39 лет, в самом расцвете сил.

    Смерть Даля

    Даль умер 3 марта 1981 года. Уже за несколько лет до этого его дела сильно ухудшились. Цензура запретила фильм «Отпуск в сентябре», который он считал одной из своих лучших работ за последнее время. К тому же он часто отказывал именитым режиссерам, считая, что ему предлагают недостойные его роли, со многими конфликтовал, в результате из-за этого у него сложилась репутация опального актера.

    В 1980 году Даля с большим трудом смогли утвердить на главную роль в драме Леонида Марягина «Незваный друг». Тогда еще никто не мог предположить, что это будет его последняя роль в кино. Сложности возникли из-за конфликта с руководством «Мосфильма», который произошел у актера как раз накануне финальных проб. Даль его тяжело переживал. Его коллеги и друзья отмечали, что даже внешне он выглядел очень плохо, был физически и нервно сильно истощен.

    В последние годы жизни Даль начал злоупотреблять спиртным. Причем он понимал, что это серьезная проблема, принимал меры, лечился. С детства у него было слабое сердце, все это только ухудшало его общее состояние.

    Гостиница «Студийная»

    Смерть актера наступила в номере гостиницы «Студийная». Она находится в Киеве. В этот город Даль приехал в творческую командировку. Он готовился к пробам в картине «Яблоко на ладони» режиссера Николая Рашеева.

    По распространенной версии, которая активно обсуждалась в СМИ, актер умер в результате сердечного приступа, который был спровоцирован большой дозой спиртного. Она оказалась смертельной для Даля, так как он в то время лечился от алкогольной зависимости: был «зашит».

    Последние дни Елизаветы

    Оставшиеся годы Елизаветы прошли в одиночестве, у нее больше никогда не было серьезных отношений с мужчинами. После десяти лет, которые она провела дома, будучи замужем за Далем, ей снова пришлось искать работу. Сбережений, которые остались после смерти супруга, категорически не хватало.

    Причина смерти Елизаветы Даль - многочисленные болезни. В конце жизни она страдала от астмы, ишемии, имела проблемы с сердцем. Женщина ушла из жизни в 2003 году, в возрасте 65 лет.

    Олег родился в городе Люблино в Подмосковье. Род его отца восходит к знаменитому лингвисту, составителю словаря Владимиру Далю, а сам родитель будущего актера служил на железной дороге и занимал почетную должность. Мама Олега была учительницей, а помимо талантливого сына, супруги воспитывали его старшую сестру Ираиду.

    Даль рос обычным подвижным мальчишкой. После войны (а он родился за месяц до вторжения фашистов в СССР), стал увлекаться спортом — играл в баскетбол. На одном из занятий ребенку стало плохо, после чего выяснилось, что у Олега врожденные проблемы с сердцем. Врачи тут же запретили ему спортивные нагрузки.

    Подростком он заинтересовался искусствами. Особенно увлекала Олега литература, но и изобразительное искусство пылкий юноша тоже не обделял своим вниманием. На школьных занятиях мальчик впервые прочел «Героя нашего времени». Печорин так поразил его, что Далю захотелось и самому стать этим знаменитым героем. Знал ли он тогда, что через 15 лет исполнит свою мечту?!

    Спустя некоторое время он понял, что его фантазию, пожалуй, можно воплотить. Для этого надо стать артистом! Своими догадками юноша поделился с родителями, но те восприняли планы сына в штыки, сказав, что заработки людей этой профессии слишком непостоянные, да к тому же Олег картавит!

    Поэтому поступать после школы он поехал, поссорившись с семейством. Читал на вступительных в «Щепку» Гоголя и своего обожаемого Лермонтова, и с первого раза поступил. Природную картавость, которая преследовала парня с детства, упорными занятиями речи Олег исправил уже на младших курсах.

    Интеллигент


    к/ф «Мой младший брат» (1962)

    Он был одним из самых талантливых студентов, потому его и выделили артисты «Современника», пришедшие посмотреть выпускной спектакль. Олегу предложили показаться главному режиссеру (им тогда был Олег Ефремов), и тот взял молодого актера в труппу.

    Даль быстро влился, ведь «Современник» всегда пропагандировал свою обособленность и на расстоянии чувствовал природное благородство артистов. Врожденная интеллигентность, тонки черты, синие глаза и изящные руки — вот что, помимо таланта, помогло артисту попасть именно в это театр.

    Однако целых пять лет актеру доверяли лишь роли второго плана. Его драматическую харизму показала всей театральной Москве Галина Волчек, когда поставила «На дне» и пригласила Даля на роль вора Васьки Пепла.

    Он по-особенному готовился к ней. Долгими вечерами бродил со своей партнершей Аллой Покровской по Москве, обсуждая тонкости, все грани характеров их персонажей и однажды сказал, что она должна сыграть пугливую козу.

    Алла оторопела: из уст такого интеллигента услышать сленг было по меньшей мере странным. Когда Олег стал объясняться, выяснилось, что он и не собирался использовать сленг. Даль действительно героиню Аллы ассоциирует с этим животным, вот и просит наделить ее дикими, животными замашками.

    Вся жизнь — театр


    к/ф «Хроника пикирующего бомбардировщика» (1967)

    Он всегда считался больше театральным, чем киноактером. Вот и перемены в личной жизни стали случаться с ним в театральной среде.

    Первой значительной любовью Даля была Нина Дорошина. Актриса, известная зрителю по одной из главных ролей в кинофильме «Любовь и голуби», она сыграла там Надежду, мать семейства, которое находится в центре повествования.

    Даль срочно решил жениться. Актриса была представлена семье жениха, свадьба назначена. Но, по воспоминаниям сестры актера, прямо на торжестве Нина куда-то исчезла, а вместе с ней скрылся и Олег Ефремов.

    Не было сомнений: они пропали вместе и не появлялись долгое время. Половину вечера на собственной свадьбе актер пробыл один, пока невеста так же внезапно не появилась снова. Вслед за ней в толпе гостей вдруг обнаружился и Ефремов.

    Олег не сомневался в предательстве любимой и в отместку сам исчез куда-то после свадьбы на целых три дня. После взаимных исчезновений молодые прожили вместе еще неделю. Видимо, прояснить отношения у них так и не получилось, потому, что через неделю они просто разъехались.

    Не ходок


    к/ф «Женя, Женечка и «катюша» (1967)

    Это происшествие было одним из тех, которые будут ломать артиста и постепенно делать его характер таким, каким Даля вспоминают близкие: тяжелым, негибким, бескомпромиссным.

    Он уже снялся в нескольких кинофильмах и стал известным, он уже формировался, как человек с неуемным темпераментом и бесконечной тоской в глазах, который будто съедает себя изнутри, будто и сам не знает чего ему хочется от жизни, когда встретил свою вторую жену — актрису Татьяну Лаврову.

    С ней совместное счастье тоже не задалось. Он уже начал показывать свои негативные качества и мало-помалу прикладываться к бутылке. Она, тоже творческая и темпераментная актриса, не смогла этого терпеть, к тому же и сама требовала повышенного внимания. Они быстро разошлись.

    В жизни Олега Даля не было много женщин. Его друзья вспоминают: ходоком Даль не был. А взрослея, действительно, скорее стремился домой, в семью. А может, дело было в его третьей жене, Елизавете Апраскиной, с которой он познакомился, работая на съемках «Короля Лир».

    Счастье в личной жизни


    к/ф «Плохой хороший человек» (1973)

    Лиза работала на кинофильме монтажером. Он сразу положил на нее глаз, а отказаться от стремительного красавца, в котором, по воспоминаниям близких актера, всегда чувствовалось мужское начало, было совершенно невозможно.

    После свадьбы молодые устроились у Лизы — жили с ее мамой в совсем небольшой квартире и только значительно позже семья получила свое, более просторное жилье. С этим тоже связана целая история.

    По словам вдовы актера, приходя домой, он никогда не начинал беседы, пока не вычистит свои ботинки, был у него такой пунктик. Вот и в этот день он натирал их с особой тщательностью, а потом заявил: «Едем смотреть новую квартиру. Вот ордер».

    Дом, куда Даль привез жену и тещу строился для старших военных чинов. Квартиры огромные, окна — на кремль, район — залюбуешься. Когда семья впервые вошла в последнее жилье Олега, комнаты были залиты полуденным солнцем.

    Супруга Даля отмечала: в новой квартире он стал лучшим семьянином. Тогда он уже по‑настоящему беспробудно пил, но даже пьяным, обобранным до нитки уличными хулиганами или собутыльниками (приходил порой без обуви, без верхней одежды), глубокой ночью и рано утром, всегда шел домой.

    Был ли он счастлив? В любом случае со своей Лизой — намного больше счастлив, чем в другие периоды своей жизни.

    Пошел умирать


    к/ф «Тень» (1971)

    Нервный и взрывной, талантливый Даль всегда был как будто надломлен где-то глубоко внутри, но сильнее всего его печоринская отчужденность, ощущение бессмысленности бытия стала проявляться после смерти Владимира Высоцкого.

    Именно на похоронах он предсказал себе смерть: «Я следующий», — говорил актер, истерически хохоча.

    У них были непростые отношения, но после похорон великого актера и музыканта Даль как будто понял, как близко рядом с жизнью ходит смерть. Эта мысль меняла его на глазах. Вечное театральное определение: «он болен манией совершенства» теперь стало походить на настоящий диагноз.

    Олег Иванович стал более требовательным к другим, но самого высочайшего результата он всегда пытался добиться от себя самого.

    После очередного запоя Даль согласился «вшить торпеду» — закодироваться от алкоголизма принятым тогда способом. Он был на гастролях в Киеве, когда, выходя из-за столика в ресторане пояснил: «Пойду к себе умирать». Актеры, с которым гастролировал Даль решили, что это очередная порция черного юмора от маэстро.

    Утром Олега Ивановича нашли мертвым на полу в своем номере. Официальным диагнозом была «остановка сердца», а коллеги по цеху констатировали: вернувшись из ресторана, он выпил бутылку водки. В момент смерти на его лице отпечатались спокойствие и улыбка.


    В четверг и больше никогда (1977)

    Олег Даль являлся безумно талантливым актером, довольно неплохим сценаристом, а его чтение стихов было просто умопомрачительным. Толпы людей ценили, и что самое главное уважали его творчество. Артист достаточно привлекателен собой, и что не маловажно, харизматичен. Он так отыгрывал роли, что просто перехватывало дух, мог донести до зрителя все чувства и эмоции.

    Его замечательную игру часто называли совершенством, чего нельзя было сказать о его личной судьбе, которую он собственно ручно погубил своими вредными привычками. А ведь ему светило великое будущее, возможно даже мировая известность.

    Артист запал в душу большому количеству почитателей, которые помнят и любят его, а фильмы с его участием просматривают и сейчас.

    Рост, вес, возраст. Сколько лет Олегу Далю

    Внешность артиста довольно запоминающаяся, Олег был строен, красив и весьма молод. По характеру мужчина был тяжелым на подъем, упертый, в некотором смысле взрывным и импульсивным, особенно это сказывалось в рабочем коллективе. Но и в то же время он относиться к типу людей, которые достаточно заботливы и ласковы в семейном кругу. А в работе артист просто растворялся и был самим совершенством, можно даже сказать идеалом для большинства зрителей.

    Многие дамы были влюблены не только в его персонажей, но и в самого актера. Поэтому и не удивительно, что о нем интересовались и интересуются и сейчас, его параметрами как: рост, вес, возраст. Сколько лет Олегу Далю было, когда он ушел из жизни.

    Все элементарно просто, рост артиста составлял 185 сантиметров. Олег Даль был молод, можно сказать, мужчина в самом расцвете сил, но к несчастью, не дожил до своего сорокалетия всего пару месяцев, и умер в возрасте 39 лет.

    Биография Олега Даля

    Появился на свет мальчик 25 мая 1941 года в самый разгар Великой Отечественной Войны, в простой работящей семье. Он был вторым ребенком, еще у мальчика была старшая сестра. Мальчик рос достаточно активным и смышленым, уже в раннем детстве проявлялся его сложный характер, постоянно конфликтовал со сверстниками. Учился парень хорошо и после окончания школы решает поступать в Щепкинский театральный. Родители некоторое время были против выбора сына, мол это не профессия, но через время смирились и даже стали гордиться за своего мальчика.

    Парень был очень трудолюбивый и уже учась в институте, он параллельно стал сниматься в кино и театре и именно с этого момента началась творческая биография Олега Даля.

    Фильмография: фильмы с участием Олега Даля

    Фильмография артиста просто зашкаливает количеством отснятых фильмов с его участием и многочисленными театральными постановками.

    В 1962 году была первая сыгранная роль Олега Даля в фильме «Мой младший брат», где сыграл главную роль творческого мальчишки Алика Крамера. После чего ему поступило сразу несколько предложений, но уже в самом начале артист тщательно подбирал себе роли по душе и не разменивался по мелочам. Затем снялся в психологической кинокартине «Человек который сомневается».

    Уже в 1967 году Олегу пришла известность благодаря фильму «Хроника пикирующего бомбардировщика», где актер был в роли стрелка-радиста, именно этой ролью покорил сердца многих поклонников, в особенности женского пола.

    В 1968 году артист снялся в чудесной постановке «Старая, старая сказка», где он сыграл одновременно две совершенно разные по типажу роли солдата и веселого кукольника. Только самые талантливые люди могут отыграть в одном сюжете, нескольких персонажей, и по мнению критиков, обе роли ему удались превосходно, к каждой он нашел свой личный тонкий подход и выразил всю мощь постановки.

    Затем актер большое количество времени посвятил театру, он сам считал, что он в первую очередь театрал и именно эта сцена создана для него, а кино стояло для него на втором плане. Несмотря на это он продолжал сниматься в кинокартинах.

    У артиста было свое понимание прекрасного, и он часто не сходилось с мнением коллег и режиссеров, поэтому Олегу приходилось менять место работы.

    Самым важным участием в фильме Даля считал роли в сюжетах «В четверг и больше никогда» и «Отпуск в сентябре», которые он сыграл просто восхитительно, вложив в них все силы и чувства передавая зрителю все самое значимое.

    В конце 70х годов артист все чаще стал отказываться от предложений в съемках и тем самым заработал себе не очень хорошую репутацию. Стал все больше выпивать и отдаляться от всех. А 3 марта 1981 года ушел из жизни великий талант и кумир многих поклонников.

    Личная жизнь Олега Даля

    Наш актер относился к такому типу людей, как весьма взрывной, как ураган, его характер тяжелый, и в то же время притягивал своей харизмой и невероятным талантом. Сам артист был зачастую самой противоположностью своих персонажей, казалось, что этот человек невероятно счастливый и жизнерадостный человек, стремящийся к саморазвитию. Однако все это была лишь маска, и само собой безумный талант артиста.

    Личная жизнь Олега Даля отмечается большим количеством разнообразия женского пола. В его жизни было три законных брака. Каждый из которых был чудесен по-своему, мужчина долгое время пытался найти ту самую единственную, которая смогла бы вытерпеть его склочный характер. Именно такую он нашел, в своем третьем браке Елизавету Апраскину, которая сумела скрасить, его в последнее время, унылое настроение, и дать желание к самой жизни, но от плохой привычки, тяге к алкоголю, так и не отучила.

    Как и у всех звезд бывают кризисы в жизни, некоторые справляются и вновь поднимаются на пьедестал, а некоторые замыкаются в себе. Даль относится к тому типу, которые не смогли справиться с самим собой, и плюс его пристрастие к алкоголю внесло окончательную лепту в жизнь мужчины. Никто себе представить не мог что причина смерти будет алкоголизм. Тяжело было поверить в погибель такого чудесного таланта, и многие задавались вопросом: «Олег Даль смерть по какой причине». Не маловажным фактом, повлиявшим на его погибель, стало то, что молодой мужчина был закодирован, и приняв большое количество спиртного спровоцировало кровоизлияние и мгновенную смерть. Похороны прошли с большим терзанием в сердцах у всех поклонников, знакомых и друзей.

    Похороны Олега Даля. Причина смерти, по какой причине?

    Новость о потере такого таланта пролетела мгновенно, все были в шоке от случившегося. Никто не мог даже представить себе такую скорую потерю, достаточно молодого артиста, и постоянно задавались вопросами: «Похороны Олега Даля. Причина смерти, по какой причине?». Ведь о пристрастии к алкоголю знали только самые близкие люди звезды.

    Прощание с блистательным талантом проходили 7 марта 1981 года на Ваганьковском кладбище в самой столице. Увидеть в последний раз актера, пришло большое количество поклонников, друзей, коллег и родственников, все были опечалены такой утратой, а некоторые ходили в растерянности от случившегося.

    Память об Олеге Дали будет с нами вечна, поклонники его творчества постоянно просматривают фильмы с его участием и восхищаются таким талантом по сей день.

    Семья Олега Даля

    Мальчик был рожден в самой обыкновенной семье, мать была преподавателем в местной школе, а отец работал инженером на железной дороге. Его появление пришло на самый разгар Великой Отечественной Войны, так что детство сложилось у парня не ахти. У Олега была еще старшая сестричка Ираида, с которой у него были очень теплые отношения. Семья Олега Даля была очень дружно, несмотря на все сложившиеся события их жизни.

    Сам артист безумно хотел семью, он долгое время был в поисках той самой женщины, которая заставит его душу сиять изнутри. Он хотел найти женщину, которая будет ценить семейный очаг и в то же время быть ему единомышленником. Для своей возлюбленной он был готов на все, лишь бы она давала все свое тепло, в котором мужчина так нуждался. У него было две не очень удачных попытки, а третья увенчалась успехом, как говориться в народе «Бог любит троицу».

    Дети Олега Даля

    Своим самым большим детищем артист считал, отыгранные им роли. Он вкладывал в них душу, вместе с ролями вырастал его профессионализм и с ними изучал все новые тонкости аспекта идеальной роли.

    Из-за его очень скверного характера и пристрастия к алкоголю у молодого человека так и не появились продолжатели его рода. А также повлиял, факт преждевременного ухода из жизни, ведь артист был еще молод и красив. Поклонники считают, что если бы у него были наследники, то непременно дети Олега Дали стали не менее талантливыми и успешными людьми.

    Бывшая жена Олега Даля – Нина Дорошина

    Встретил свою первую даму сердца Олег в театре «Современник», где они оба работали, ее звали Нина Дорошина. Артистка прославилась такими кинокартинами, как «Любовь и голуби», где она сыграла главную роль, которая стала ее визитной карточкой в мире кинематографа.

    Девушка была достаточно молода, привлекательна и талантлива, у многих от нее просто вскрикивало голову, и наш актер не стал исключением. Артист сразу влюбился и стремительно начал ухаживать за девушкой, хотя она на то время крутила роман с Ефремовым, но нашему герою удалось привлечь свое внимание на себя и пара вскоре поженилась. Не прошло и дня со свадьбы, как уже бывшая жена Олега Даля – Нина Дорошина, не скрываясь, снова стала встречаться с Олегом Ефремовым. Первый брак увенчался разочарованием и большим провалом. Сама Нина говорила, что их браку не суждено было продлится долго, так как они были совершенно разними и просто не сошлись характерами.

    Бывшая жена Олега Даля – Татьяна Лаврова

    После первой неразделенной любви, через небольшой промежуток времени, Олег встречает актрису Татьяну Лаврову. Она была хороша собой и также весьма талантлива, и умна. Мужчине так сильно хотелось простого семейного счастья, что он не задумываясь жениться на очередной избраннице. Для Лавровой это был уже второй брак, который так же не продлился и пару тройку лет. Прожив с ней совместные два года, Татьяна решает уйти от артиста, объясняя это тем что он не тот, кто ей нужен. Молодой человек безумно расстроился, что опять у него не вышло семейного счастья, о котором он так мечтал, по его словам, Татьяна была черства в отношениях, а ему хотелось больше нежности и ласки.

    Большинство друзей и родственников считают, что бывшая жена Олега Даля – Татьяна Лаврова подтолкнула его на путь алкоголизма. Так как после развода мужчина был сильно подавлен и разочарован в собственной жизни.

    Жена Олега Даля – Елизавета Алексеевна Апраксина

    Со своей будущей женой Лизой актер познакомился в ресторане, где женщина праздновала свой день рождение в окружении своих коллег по съемочной площадке, ведь она работала монтажером. В шутливой форме она пригласила его к себе в гости в Ленинград. Недолго думая Олег приезжает к ней в город, и через пару дней он уже предложил ей выйти за него замуж. Такой поступок был достаточно рискованным, ведь за плечами у молодого человека выло уже два неудачных опыта, но Олега это никак не испугало. Они вскоре поженились и жили душа в душу. Артист наконец нашел ту самую, которую так долго искал, она была не только хороша собой, а и нежна, умна и очень образованна, супругам всегда было о чем поговорить, им казалось, что у них даже одинаковый взгляд на мир. Пара была на седьмом небе от счастья, но от пагубной привычки своего мужа женщина так и не смогла отвадить. Жена Олега Даля – Елизавета Алексеевна Апратская была со своим супругом до последних его дней, они прожили совместно долгих 10 лет. Смерть для женщины стала настоящей трагедией и шоком. Как утверждает сама Лиза вместе с мужем умерла, и частичка ее души и в дальнейшем она не жила, а существовала.

    Всем очень жаль, что так рано нас покинул великолепный артист, ведь он мог радовать нас своей игрой еще долгие годы. Таких талантов как Олег Даль просто невозможно забыть, он будет жить в сердцах каждого почитателя его творчества.