Конструкция самолета-истребителя отличается необыкновенной точностью: особый тип крыла и его стреловидность, оригинальное решение хвостовой части, обтекатель двигателя и, разумеется, абсолютно рассчитанный вес. Чтобы самолет полетел, все должно быть правильно.

Но знаете ли вы, что крошечный воробей, живущий у вас во дворе, был сконструирован для полета более точно?

Воробей по некоторым меркам стоит немного. Во времена Христа их можно было купить за грош пару. И все же Иисус говорил, что ни один воробей не упадет на землю не замеченным Его Отцом.

И мы говорим: «Это любовь, это забота. Мы можем надеяться, что любящий Господь не обойдет вниманием даже ничтожного воробья».

Но знаете ли вы, что воробью уже было уделено значительное внимание, прежде чем он впервые поднялся в небо? Действительно, конструируя воробья. Господь явно проявил не меньшую тщательность, чем при сотворении мира. Видите ли, воробьям не было предназначено падать на землю. Они были созданы для полета! Так же, как почти все остальные птицы (пингвины - знаменательное исключение, они великолепно приспособлены для «полета» в воде).

В древнегреческом мифе рассказывается об одном афинянине по имени Делал и его сыне Икаре, которые, находясь на службе у критского царя, впали в немилость и были сосланы на небольшой островок в Средиземном море. Естественно, они пытались найти способ бежать оттуда.

Делал старательно изучал строение крыльев морских птиц. Затем сам изготовил из перьев, скрепленных воском, две пары крыльев. Эти крылья позволили им бежать. Но все кончилось плачевно, так как Икар, возгордившийся своей новой способностью, слишком близко подлетел к солнцу. По словам поэта,

Когда неверных крыльев воск растаял,

Икар несчастный в волнах утонул.

Только через три тысячелетия человек научился летать. Но уже не с помощью крыльев, прикрепленных к телу. Человек ведь совершенно неприспособлен к полету, и чтобы исправить это положение, ему потребовалось придумать нечто

более радикальное.

С одной стороны, вес грудных мышц человека, приводящих в движение плечи и руки, составляет всего один процент от общего веса его тела, тогда как у некоторых птиц этот показатель достигает 30 процентов от общего веса.

С другой стороны, кости птицы очень легки, поскольку они полые. Размах крыльев буревестника, например, составляет примерно два метра, а кости весят всего сто-сто пятьдесят граммов. Подумайте об этом! Его оперение весит больше,

чем скелет! Но и перья, как вы знаете, очень легки.

Однако, несмотря на легкость, кости птицы весьма упруги и прочны. Безусловно, эти качества совершенно необходимы, чтобы преодолеть все трудности полета.

Вы, конечно, представляете, какая невероятная энергия требуется для осуществления полета. Но и в этом аспекте птицы прекрасно подготовлены: у них самая высокая температура тела среди всех животных, которая, наряду с эффективной пищеварительной системой и быстрым кровообращением, позволяет птице быстро утилизировать необыкновенно большое количество съедаемой пищи.

Кто-то подсчитал, что золотистая ржанка теряет во время перелета через океан с Лабрадора в центральную часть Южной Америки всего около пятидесяти граммов от своего веса - настолько целесообразно она устроена. Если бы небольшой самолет мог действовать с такой же эффективностью, ему хватило бы четырех литров топлива не на 30 км, как это происходит сейчас, а почти на 250 км!

У птиц, несомненно, должна быстро осуществляться подача энергии грудным мышцам. Что же, и это предусмотрено. У пернатых более высокое кровяное давление, чем у людей, а концентрация сахара в крови почти вдвое выше, чем у млекопитающих. У плохо летающих птиц, вроде домашнихкур, снабжение мышц груди кровью сравнительно слабое, вот почему их мясо имеет светлую окраску. Зато у хороших летунов кровообращение в этих мышцах интенсивное, и ткани у

них темно-красного цвета.

Далее, чтобы нормально летать, необходимо обладать острым зрением. Здесь у птиц все в полном порядке. Ястребы и другие хищники имеют в восемь-десять раз более острое зрение, чем человек. Это не означает, что ястребы обладают телескопическим зрением. Но строение глаза хищной птицы действительно обеспечивает большую разрешающую способность. Наиболее чувствительная часть ястребиного глаза содержит полтора миллиона фоторецепторов, тогда как глаз человека - только двести тысяч. Понятно, почему ястреб способен различать мельчайшие детали на огромном расстоянии.

Перья птиц удивительно приспособлены для защиты от жары и от холода, для отталкивания от воздуха и для придания телу обтекаемой формы. Незначительное изменение положения каждого перышка во время полета позволяет поглощать энергию из воздуха и максимально эффективно ее использовать. Подсчитано, что птичьи перья, учитывая их легкость, более прочны, чем любой материал, созданный человеком. Под слоем перьев у многих птиц имеется нижний покров из очень мягкого пуха, который служит своеобразной изоляцией.

Если вы рассмотрите строение отдельного махового пера под микроскопом, то увидите поистине изумительную картину. Это перо чрезвычайно сложно и в конструктивном, и в функциональном отношении. Специалисты утверждают, что главное маховое крыло голубя состоит более чем из миллиона частей. Это и опахала, и бородки, и бородочки, и крошечные зубчики. Все вместе они образуют структуру, напоминающую застежку-молнию. Как только она «раскрывается», ее легко восстановить, очищая перья клювом.

Когда вы в следующий раз найдете птичье перо, вспомните, как изумительно оно приспособлено для стремительного, длительного и маневренного полета.

Но это еще не все. Во время полета птица компенсирует малейшие изменения, происходящие в потоке воздуха. Оперение верхушки крыла действует наподобие пропеллера самолета. С его помощью птица регулирует угол наклона, чтобы справиться с меняющимся давлением воздуха вокруг нее. Основа крыла работает как крыло самолета. А второстепенные и третьестепенные перья крыла выполняют функции закрылков.

Слушайте дальше. У основания ствола каждого пера располагаются включенные в кожный слой нервные окончания, которые фактически превращают перья в чувствительные рецепторы. Они регистрируют точное положение каждого пера, а затем при помощи спинного мозга осуществляют непрерывную регуляцию более 12 000 мелких мышц, связанных с основанием каждого перышка!

Но погодите, это тоже еще не все. Точное положение тела птицы регистрируется полукружными каналами внутреннего уха. А внутреннее ухо информирует мозжечок об изменяющихся условиях. Что вы об этом скажете?

Когда вы наблюдаете за птицей в полете, очень трудно сказать, что происходит. Форма крыла постоянно меняется. Тем более невозможно рассмотреть движение внутренних мускулов.

Вообще, чем крупнее птица, тем медленнее она взмахивает крыльями. Колибри совершает за секунду около пятидесяти взмахов, а цапля - всего два. Взлет и приземление, естественно, требуют наибольшей концентрации энергии и координации движений.

Планирующий полет больше всего напоминает скольжение санок по склону, если не считать того, что птица скользит не по снегу, а по воздуху. Вот как это происходит. Если птица планирует по «воздушному откосу», теряя высоту со

скоростью три метра в секунду, а слой воздуха, в котором располагается этот «откос», набирает высоту с той же скоростью, то птица будет планировать в горизонтальном полете. И, безусловно, когда воздушные массы поднимаются быстрее, чем она планирует вниз, то птица будет набирать высоту вообще без приложения каких-либо усилий.

Если скорость ветра равна восходящей и нисходящей скорости планирующей птицы, она как бы застывает в воздухе.

Представьте, к примеру, что человек спускается по эскалатору с той же скоростью, с какой эскалатор поднимается; скорость перемещения человека в пространстве в этом случае равна нулю. То же происходит и с птицей в воздухе в последнем описанном нами случае.

Вы, вероятно, замечали парящих птиц с растопыренными, словно пальцы, кончиками крыльев. Такое положение перьев называется прорезанием и служит для предотвращения завихрений, когда птица заходит на посадку.

Некоторые пернатые совершают перемещения, напоминающие движения вертолета: вертикальный полет, задний ход, зависание на месте. Это чрезвычайно сложные образцы координации, механизм которых мы полностью не понимаем. Известно только, что эти воздушные акробаты используют не только восходящие, но и нисходящие силовые потоки.

Не знаю, как вы, но я совершенно поражен! Птицы - будь то воробьи или колибри, ястребы или орлы - рождены для полета. Они фантастически оснащены для полета и замысловато созданы, для полета!

Здесь я хотел бы поблагодарить моего друга, орнитолога д-ра Эйзу Торесена за всю эту великолепную информацию о птицах!

Так удивительно ли, что Господь задавал Иову вопрос: «Твоею ли мудростью летает ястреб и направляет крылья свои на полдень? По твоему ли слову возносится орел и устрояет на высоте гнездо свое? Он живет на скале и ночует

на зубце утесов и на местах неприступных; оттуда высматривает себе пищу: глаза его смотрят далеко... и где труп, там и он» (Иов 39:26-30).

Скажите-ка, могло ли все это возникнуть по воле случая? Неужели все уникальные способности птиц просто развивались в течение долгих столетий? Неужели их фантастическая оснащенность для полета накапливалась постепенно?

Продумайте этот вопрос. Допустим, птица имела бы соответствующий тип крыла, но слишком слабые грудные мышцы. Смогла бы она летать? А что, если бы она не обладала возможностью быстро доставлять энергию к этим мышцам? Смогла бы она летать? А если бы птица имела слабое зрение? Что тогда?

Представьте себе, что птичьи перья имеют менее сложное строение - вроде чешуи рыб и рептилий, например? Что, если бы перья не могли бы в любой нужный момент менять форму крыла? А если бы эти изменения не регистрировались во внутреннем ухе и не пересылались бы в мозг для корректировки полета? Если бы хоть один элемент оснащения птицы не был предусмотрен или недоразвился,

смогла бы она летать?

Другими словами, если бы птица обладала не всеми, а только некоторыми из необходимых для полета качествами, смогла бы она выжить, ожидая, пока необходимые качества разовьются? Нет. Они необходимы птице все сразу. Птица

должна была родиться такой. Ее необходимо было создать такой. И это, друзья мои, не эволюция. Это Творение! Это и есть «в начале Бог»!

Именно Иов, как вы помните, посоветовал: «Спроси... у птицы небесной, и возвестит тебе» (Иов 12:7).

Спрашивайте у птиц, наблюдайте их в полете, изучайте, как они устроены. Послание это слишком внятно, чтобы не услышать его. Бог существует. Творец существует. В жизни есть смысл. Птицы не возникли ниоткуда, более того, они не являются результатом слепого и бессмысленного случая. И мы, кстати, тоже!

Но сначала обратимся за поддержкой к пчелам!

С удивлением и радостью неожиданно обнаружил, что эта крылатая (каламбур не случаен) фраза, ошибочно приписываемая Максиму Горькому, принадлежит Владимиру Галактионовичу Короленко (1853—1921). В его очерке "ПАРАДОКС" эти слова пишет ногой человек, безрукий от рождения. http://www.lib.ru/RUSSLIT/KOROLENKO/paradox.txt . Да, да, тому самому В.Г. Короленко, яростно выступившему против кровавого навета, в котором обвиняли вотяков в "Мултанском деле", а позднее Бейлиса.

общеизвестно.

Но вот эта крылатость души убогих, обделенных судьбой людей характерна именно для В.Г. Короленко не только в его очерке "Парадокс". Вспомните "Слепого музыканта". Это не горьковское "Рождённый ползать летать не может", может, летает!

Иван Бунин иронично переделал эту фразу Короленко:

Человек создан для счастья, как птица для ПАШТЕТА.

Некоторые иронизируют круче:

Человек создан для счастья, как птица для ПОМЁТА.

Человек создан для счастья, как рыба... для консервов.

Человек создан для счастья, как уж для ползания.

Человек создан для ХОДЬБЫ, как птица для полёта.

Птица создана для счастья, как человек для ходьбы...

Человек создан для счастья, как птица для полёта, только счастье не всегда создано для него . (Human beings are created for happiness as birds are created for flight, but happiness is not always created for them).

И даже так:

"Человек создан для счастья, как птица для полёта", - иронизируют над человеком страусы и пингвины.

Я и сам иронизировал по этому поводу:

Прошли года. Уже всё поздно.

Не пьётся и не курится.

А человек для счастья создан,

Как для полёта курица.

Считают птицу символом полёта,

А не производителем помёта.

Хоть далеко не всем присущ полёт,

Но всем без исключения - помёт.

И у обгаженного обелиска

Внезапно понимаешь, прослезясь:

Высокое и низкое - так близко,

Так неразрывна между ними связь!

Но я писал и о том, что рождённый ползать может летать:

Раскован стих. В нем бабочки паренье.
И незаметно всем, наверняка,
Мучительное чудо превращенья
Из червяка в красавца-мотылька.
Как гусеница кокон свой плетет
И тянет, словно жилы, паутины.
Наброски не видны из-за картины.
И муки творчества - они не в счет.
Недвижна куколка и не видны усилья,
Рождающие для полета крылья.
Мучительный процесс метаморфозы
В летящий стих из ползающей прозы,
Чтоб отразились в строчке на века
Еловый терпкий дух и белизна цветка.

Человек рожден РАБОТАТЬ, как птица летать.(L"homme naquit pour travailler, comme l"oiseau pour voler) - это Рабле. А Рабле, в свою очередь, цитирует Вульгату (латинский перевод) книги Иова, 5:7: homo ad laborem nascitur et avis ad volatum "человек рожден для ТРУДА/МУЧЕНИЯ, а птица для полета". В Синодальном переводе: "но человек рождается НА СТРАДАНИЕ, как искры, чтобы устремляться вверх". "Искры" и "птицы" - разные интерпретации древнееврейского "сыновья Решефа". Решеф - хтоническое божество, его культ был распространен в Древней Сирии и Палестине (http://en.wikipedia.org/wiki/Resheph). Возможно, на самом деле речь не о птицах или искрах, а о каких-то демонах.http://forum.lingvo.ru/actualthread.aspx?tid=75900

Не могу не упомянуть стихотворение Николая Гумилёва:

Шестое чувство

Прекрасно в нас влюбленное вино

И добрый хлеб, что в печь для нас садится

И женщина, которою дано,

Сперва измучившись, нам насладиться.

Но что нам делать с розовой зарей

Над холодеющими небесами,

Где тишина и неземной покой,

Что делать нам с бессмертными стихами?

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.

Мгновение бежит неудержимо,

И мы ломаем руки, но опять

Осуждены идти всё мимо, мимо.

Как мальчик, игры позабыв свои,

Следит порой за девичьим купаньем

И, ничего не зная о любви,

Всё ж мучится таинственным желаньем;

Как некогда в разросшихся хвощах

Ревела от сознания бессилья

Тварь скользкая, почуя на плечах

Еще не появившиеся крылья;

Так, век за веком — скоро ли, Господь? —

Под скальпелем природы и искусства,

Кричит наш дух, изнемогает плоть,

Рождая орган для шестого чувства.

А еще вспоминается прекрасное стихотворение землячки В.Г.Короленко - Лины Костенко.

И вправду, крылатым грунта не надо.
Нету земли, то небо отрада.
Нету и поля, то будет воля.
Нету пары, и тучи отарой.
В этом для птиц, верно, правда от века.
А как человеку? Что человеку?
Живёт на земле. Летать не умеет.
А крылья имеет. А крылья имеет!
И крылья те, не из пуха-перьев.
Из правды и чести они, из доверья.
Кого-то верность в любви окрыляет.
Кто-то в вечном порыве взлетает.
Кто-то своей окрылён работой.
Другому крылья - щедрость, забота.
Кому-то - из песен даны, иль надежды.
Кому - из поэзий, мечты безбрежной.
Как будто летать человек не умеет...
А крылья имеет. Крылья имеет!

(перевод Светланы Лесковой)

Невольно вспоминаются и картины Марка Шагала:

Всё-таки как замечательно сказал Владимир Галактионович Короленко:

ЧЕЛОВЕК СОЗДАН ДЛЯ СЧАСТЬЯ, КАК ПТИЦА ДЛЯ ПОЛЁТА!

«Тема Птицы» - Зоб Мускулистый желудок Железистый желудок Воздушные мешки Клоака Восковица. Открытые задачи по теме «Птицы». Коноплянка. Какая птица поит своих птенцов при помощи оперения? В какое время суток больше перелётных птиц: а) ночью, б) днём, в) утром? Что такое лоток и леток? Тестовые задания по теме «Птицы».

«Развитие птиц» - Органы размножения птиц. Откладывание яиц и уход родителей за потомством повышают эффективность размножения. Яичник. Зимовка. Сезонные миграции. Улетают на зимовку за пределы гнездового ареала в «теплые» края. Разнообразие формы и цвета яиц. Где располагаются органы размножения? «Барабанная» дробь. Песня сообщает, что территория занята.

«Скелет птицы» - Сравнение скелетов ящерицы и голубя. Отдел скелета. Анализ скелетов. Строение костей. Скелет голубя. Скелет ящерицы. Способность летать. Кости птиц. Как полёт повлиял на скелет птицы. Скелеты. Полёт.

«Жизнь птиц» - «Птицы нашего леса». Вот некоторые из ответов: - Сопереживание полёта. Приглашение в проект. Что мы знаем о птицах нашего леса? Каково будущее птичьего населения? Какие виды птиц обитают в нашем лесу? Есть ли законы защищающие птиц?

«День птиц» - Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Отыщите названия птиц. 5 минут. Формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц. Но особенно я люблю несолёное сало. Живу я на дереве, в дупле. Девочка устроила столовые для птиц. Оказалось, тут удобное место, вообще голое место. Схема урока. Научиться выделять признаки сходства и различия у птиц.

«Строение птицы» - Что позволило птицам освоить полет как средство перемещения в пространстве? Толстая кишка впадает в клоаку. Птицы. Внешнее строение птиц. Птицы – теплокровные животные с интенсивным обменом веществ и температурой тела 38–45 °C. "Познакомиться с основными морфологическими и анатомическими особенностями организации птиц, связанных с полетом".

Разработка урока " Птицы , рожденные для полёта "

Проблема : По каким принципам устроены птицы - живые летательные аппараты ?

Цели урока :

изучить особенности внутреннего строения птиц связанные с полетом;

сравнить особенности биологической организации птиц и пресмыкающихся;

показать место птиц в системе живой природы, установить степень родства между живыми организмами на планете;

учить видеть прекрасное в мире птиц, показать единение человека и природы.

Форма урока : урок исследование

Тип урока : урок изучения нового материала

Дидактический материал : таблицы «Тип хордовые. Класс птицы. Внутренне строение голубя», «Тип хордовые. Внутреннее строение позвоночных», муляжи головного мозга пресмыкающихся и птиц, учебник «Биология животные» под редакцией В.М. Константинова, учебная презентация по изучаемой теме , конверт с заданиями для учащихся (задания №№1 – 5) , «птенец» - мягкая игрушка, разноцветные кружки для оценивания ответов учащихся.

Методы :

объяснительно-иллюстративный;

репродуктивный;

поисковый.

Прогнозируемый результат :

умение делать выводы о взаимосвязи строения органов с выполняемыми функциями;

проверка умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы;

умение работать с источниками информации;

умение вести монолог, диалог

Цель : Познакомить учащихся с классом птиц, показать особенности внешнего строения, связанные с полётом, дать определение птицам.

Задачи : 1) образовательные: ознакомить учащихся с классом птиц, дать определение птицам, показать особенности внешнего строения, связанные с полётом (наличие крыльев, обтекаемой формы тела, строение стопы). Также показать, что в связи с полётом птицы имеют легкий скелет, сильные мышцы, хорошо развитое зрение.

2) развивающие: развитие памяти, воображения, логико-мыслительных операций (сравнение, анализ). Совершенствование умений школьников проводить наблюдения за птицами, узнавать изученных птиц в природе, на видео, таблицах, рисунках, сравнивать их между собой. Продолжить формирование умений работать с учебником: находить в тексте необходимые сведения.

3) воспитательные: формирование научного мировоззрения учащихся, используя знания о приспособленности птиц к полёту. Осуществление экологического воспитания, развитие бережного отношения к пернатым, как важного компонента среды обитания. Расширить политехнический кругозор на основе знаний физических явлений в жизни птицы. Также осуществлять патриотическое и эстетическое воспитание.

Структура урока :

1. Организационный момент.

2. Вводное слово. Цель урока.

Проблема: Можно ли назвать птиц живыми летательными аппаратами?

Цели урока:

  • изучить особенности внутреннего строения птиц связанные с полетом;
  • сравнить особенности биологической организации птиц и пресмыкающихся;
  • показать место птиц в системе живой природы, установить степень родства между живыми организмами на планете;
  • учить видеть прекрасное в мире птиц, показать единение человека и природы.

Форма урока: урок исследование

Тип урока: урок изучения нового материала

Дидактический материал: таблицы «Тип хордовые. Класс птицы. Внутренне строение голубя», «Тип хордовые. Внутреннее строение позвоночных», муляжи головного мозга пресмыкающихся и птиц, учебник «Биология животные» под редакцией В.М. Константинова, учебная презентация по изучаемой теме , конверт с заданиями для учащихся (задания №№1 – 5) , «птенец» - мягкая игрушка, разноцветные кружки для оценивания ответов учащихся.

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • поисковый.

Прогнозируемый результат:

  • умение делать выводы о взаимосвязи строения органов с выполняемыми функциями;
  • проверка умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы;
  • умение работать с источниками информации;
  • умение вести монолог, диалог

Ход урока

1. Организационный момент, мотивация:

Приветствие. Сегодня я хочу предложить вам необычное начало урока. Звучит пение соловья. Сегодня мы будем говорить о птицах.

Что изучает наука зоология? Что изучает наука экология? Как называется раздел зоологии, который изучает птиц?

Как знать, возможно, когда вы вырастите, кто-то из вас станет зоологом, орнитологом, экологом. Все с чего-то начинается, все имеет свои истоки. Дедушка знаменитого ученого эволюциониста Чарльза Дарвина, Эразм Дарвин был натуралистом, врачом, поэтом, имел естественнонаучные взгляды. Его поэма «Храм природы» известна в литературе. Семья Бернхарда Гржимека, известного на весь мир немецкого зоолога много усилий приложила для организации национального парка Серенгети на севере Танзании. В настоящее время в резервате Нгоронгоро действует Международный научно-исследовательский институт и лаборатория для изучения диких африканских животных и сохранения их численности на планете. Семья Жака Ив Кусто изучает подводный мир океана. Замечательно, что для этих людей девиз Киплинга «Мы с тобой одной крови», сказанный устами Маугли стал девизом жизни. «Спасись сам и с тобой спасутся тысячи», - это заповедь Серафима Саровского также актуальна. Мы с вами живем в стремительный век преобразований и ускорений. Редко задумываемся об окружающей нас природе, мало отводим времени для её познания. Скажите, у кого из вас дома есть животные? Какие они? Часто ли у вас есть возможность пообщаться с животными на природе? Умеете ли вы это делать? Мне бы хотелось затронуть вопросы экологической культуры.

2. Изучение нового материала

Тема урока «Птицы: рожденные для полета»

Проблема: можно ли назвать птиц живыми летательными аппаратами?

Задачи, которые мы будем решать:

  • «Мы с тобой одной крови, ты и я» справедливы ли слова Киплинга?
  • Что отличает нас от птиц?
  • Почему птицы рождены для полета?

1этап: мы все живущие на планете Земля одна «большая семья».

Индивидуальная работа: цель - тренинг внимания и зрительной памяти.

Выполнение задания №1. Где в этой семье, в системе живой природы находятся птицы? (Вспомним систематику и классификацию. Систематика – наука о взаимоотношениях и степени родства живых организмов. Классификация – наука о системе соподчиненных понятий)

Империя ядерные

Царство животные

Тип хордовые

Класс птицы

(надотряды плавающие, бегающие, типичные, отряд, семейство, род, вид)

Птицы (пернатые) – представители типа хордовые (позвоночные), тело покрыто перьями, передние конечности крылья, двуногие животные.

2этап: особенности строения пищеварительной системы.

Работа в паре: цель- развитие умения работать с тестом учебника, др. источниками информации

Выполнение задания №2

Что вы знаете об особенностях пищеварительной системы пресмыкающихся?

(рот – глотка – пищевод – желудок – тонкая кишка – толстая кишка). Самостоятельная работа: сложите цепочку. (Рот – глотка – пищевод – зоб – железистый желудок – мускульный желудок тонкий кишечник – толстый кишечник – клоака). Объясните поговорку: «Курицу не накормишь – девицу не нарядишь». (Предположительный ответ: интенсивный обмен веществ, большие затраты энергии при полете, быстрое переваривание). Ягоды рябины свиристели переваривают за 8-10 минут, гусениц трясогузки переваривают за 15–20 минут.

Кто из вас живет в частном доме? Кто из вас имеет огород? Можно ли защитить свой огород от нашествия насекомых, их личинок – гусениц? Как? (Позвать на помощь птиц «Мы с тобой одной крови, ты и я». Подкармливать птиц в зимнее время, развешивать скворечники, дуплянки, ставить поилки летом).

3этап: особенности строения дыхательной системы.

Работа в паре: цель - развитие логики, опора на аналогию

Выполнение задания №3

Сейчас мы с вами проведем небольшое исследование – разминку. Я попрошу вас усиленно махать руками в течение 30 секунд, подсчитать количество сделанных взмахов. Поделитесь полученными впечатлениями.

Вопросы: Как дышат птицы? Почему они не задыхаются в полете? Почему не перегреваются? (Ноздри – носовая полсть - трахея – центральные бронхи – нижняя гортань – легкие - воздушные мешки).

Значение воздушных мешков

  • уменьшают плотность тела птицы;
  • предохраняют тело птицы от перегрева во время полета.

Значение дыхательных путей:

  • согревание воздуха;
  • проведение в легкие;

трахея из хрящевых колец – просвет открыт, есть возможность для постоянного поступления воздуха. Итак, обмен веществ интенсивный, газообмен эффективный, следовательно, кислород и питательные вещества быстро разносятся по организму.

4этап: особенности строения кровеносной системы.

Цель - развитие логики, опора на аналогию.

Выполнение задания №4 Какова кровеносная система пресмыкающихся? (капилляры, артерии, вены, трехкамерное сердце). Перегородка в желудочке сердца неполная, следовательно, температура тела непостоянная, зависит от окружающей среды.

(капилляры, артерии, вены, четырехкамерное сердце, два круга кровообращения) Вопросы: Каково значение кровеносной системы? Что общего у млекопитающих и птиц?

Этап5: особенности строения нервной системы.

Задание классу: цель развитие мышления

Выполнение задания №5

Зачем в нашем организме нервная система? Ребята, давайте прислушаемся. Что мы наблюдали, когда было тихо? Мы слышали другие окружающие нас звуки. Нервная система отвечает за связь организма с окружающей средой.

Задание: сравните головной мозг голубя и прыткой ящерицы.

Сходство: единый план строения.

Отличия: крупные размеры переднего мозга, мозжечка, большие зрительные доли.

Особенности поведения птиц связаны с особенностями строения нервной системы.

  • метят участок;
  • привлекают внимание партнерши;
  • громкие крики предупреждают об опасности.

Особенности поведения птиц: зачатки рассудительной деятельности, способность к счету, запечатление, распознавание сложных объектов, пространственная ориентация, сложные формы группового поведения, высокая экологическая пластичность.

Мне хочется зачитать вам рассказ Виталия Бианки: «Загадали мне загадку: «Без рук, без топоренка построена избенка». Что такое? Оказывается птичье гнездо. Поглядели – верно! Вот сорочье гнездо: как из бревен, все из сучьев сложено; пол глиной вымазан, соломой устлан; посередине вход; крыша из веток. Чем не избенка? А топора сорока никогда и в лапах не держала. Крепко я тут пожалел птицу: трудно, ох как трудно, поди, им горемычным, свои жилища без рук, без топоренка строить».

Гнезда птицы строят из различного материала: птица - печник из грязи, фламинго из грязи и ила, саланганы из слюны. Гнезда саланган из одной затвердевшей слюны (так называемые ласточкины гнезда) употребляют в пищу. По вкусовым качествам гнезда саланган сравнивают с икрой осетровых рыб. Из таких гнезд готовят деликатесные супы. Если у саланганы взято гнездо, она немедленно строит второе, может построить и третье. Но последующие гнезда загрязнены разного рода примесями. Более всего ценятся первые гнезда, и особенно те, которые находятся в известковых пещерах. Загрязненные гнезда отправляются на очистку, из них производится желатин, который приготовляется в виде стружек. Добыча гнезд саланган трудна, но она рентабельна благодаря тому, что саланганы гнездятся большими колониями в сотни тысяч и более пар. В одной из пещер на острове Калимантан исследователи насчитали около двух миллионов гнезд большой саланганы.

Стрижи-саланганы встречаются в Юго-Восточной Азии, на островах Индийского и Тихого океана. Можно привести примеры, о том, как преданно защищаются от кошек, собак, других хищных птиц галки, ласточки-береговушки. Птицы – это «братья наши меньшие». Мир птиц очень интересен и разнообразен.

3. Итог урока

Конечно, не все вопросы биологии птиц мы с вами рассмотрели подробно. Многое еще предстоит узнать. В начале урока стояла проблема: можно ли назвать птиц живыми летательными аппаратами? Решена ли эта проблема? Вам слово. Давайте подведем итог урока. Я прошу вас этого «птенца» передавать друг другу, как эстафетную палочку называя особенности биологии птиц связанные с полетом.

  • в полете ничего лишнего; скелет легок, длинные кости - полые трубки, клюв легкий;
  • шейный отдел очень подвижен;
  • процесс пищеварения занимает 20-30 минут;
  • дыхание эффективное, в полете двойное дыхание;
  • кровообращение совершенное;
  • нервная система высокоразвитая, есть органы чувств. (Зрение: грифы видят трупы на высоте 3000-4000 метров, соколы – 1000 метров).

Вы, наверное, уже смогли убедиться в том, что птицы удивительные животные. Они всегда живут рядом с нами. Все цивилизованное человечество 1 апреля отмечает День Птиц. Союз охраны птиц России объявлял 2005 год - годом Совы, 2006 - годом чайки, 2007 год – годом аиста.

Международный день птиц отмечается с 1906 года. В этом году 1 апреля была подписана Международная конвенция по охране птиц, к которой Россия присоединилась в 1927 году. В апреле большинство крылатых странников, преодолевая все препятствия, возвращаются к родным гнездам.

На Земле существует свыше 10000 видов птиц. Их можно встретить в любой точке планеты и у каждого народа складывается свое отношение к ним. В России всегда с особой любовью относились к птицам, считая их живым символом свободы, красоты, счастья. Птицы населяют не только наши леса и поля, но и былины, сказки, песни. Они - неотъемлемая часть российской природы и культуры. Не случайно некоторые дни напрямую связаны с прилетом птиц. Так на Благовещенье (7 апреля) положено было выпускать певчих птиц из клеток на волю, перед днем весеннего равноденствия пекли жаворонков. В честь появления первых грачей в середине марта (17 марта) день Святого Герасима получил название "грачевника". Птица утка считается символом семейного счастья. В нашей школе мы уже третий год подряд проводим праздник День птиц.

4. Домашнее задание

Параграф 46, задание классу.

Я предлагаю вашему классу тоже включиться в эту благородную акцию и стать участниками международного праздника, отметить это событие дома в кругу семьи, развесить скворечники, дуплянки, синичники. 1 семья птиц за время выкармливания птенцов уничтожает огромное количество вредителей сада. Вы можете составить вопросы птичьей викторины для учащихся начальной школы и опубликовать их на страницах «Школьного вестника». «Мы с тобой одной крови, ты и я» в заключении мне опять хочется вспомнить слова Киплинга. Именно природа учит понимать нас прекрасное. Сколько радости дарит нам окружающий мир: распускающийся бутон, песня соловья на рассвете, шелест дождя, курлыканье журавлей над порогом дома – как это можно не любить? Мы и природа одна большая семья и должны жить дружно.