Суть проблемы внимания. Невнимательность при чтении может быть выражена в том, что когда вы читаете, вам приходится возвращаться к предыдущему предложению, так как вы его механически прочитали, но не вникли в смысл. Чем чаще вы возвращаетесь, тем ниже ваша скорость. Потому первым шагом к увеличению скорости чтения является работа с вашим вниманием и концентрацией при чтении.

Внимание и интерес. Часто вы сами могли замечать, что в первые минуты чтения процесс идет гораздо медленнее, чем через полчаса после начала. Вы как бы «разгоняетесь». На самом деле, повышается ваш уровень внимания. Особенно, если книга интересная, и вы захвачены сюжетом. Чем более интересна для вас книга, тем больше ваше внимание и тем быстрее вы читаете.

Но можно ли сделать так, чтобы внимание было сконцентрировано на тексте даже не самом интересном уже в первые минуты, что, несомненно, повысит скорость чтения?

- Можно! Попробуйте выполнить указанные ниже упражнения и рекомендации.

Пытайтесь всегда находить что-то интересное в рутине, превращая любое действие в игру. Так поступают хорошие родители, которые хотят, чтобы их чадо выполнило какую-то скучную работу. Игры свойственны многим живым существам, это вложено в нас на генетическом уровне.

В игре важен азарт!

Азарт (франц. hasard) - увлечение, задор, запальчивость, излишняя горячность. (Большая советская энциклопедия). Чтобы создать азартную игру на основе предстоящего процесса чтения, вы должны определиться с правилами этой игры и установить четкие условия победы в этой игре. Если вам это дается сложно, то можете использовать приведенные ниже примеры и рекомендации.

Состязательность. Например, если вы читаете учебник перед экзаменом, можете устроить соревнования с товарищами, кто быстрее прочитает учебник или кто ответит на большее количество вопросов по учебнику, которые вы можете задать друг другу. Состязательность в учебном процессе - это главное оружие преподавателя (знаю на своем опыте), способное повысить интерес к процессу обучения. Подавляющее большинство людей азартны в попытке «быть лучше» соперника. Поэтому индивидуальные занятия не так эффективны как групповые. И в чтении вы можете найти себе соперника!

Личные рекорды. Еще одним фактором создающим азарт при чтении может стать борьба с самим собой для достижения определенного результата. К примеру, читая книгу, вы можете засекать скорость чтения, допустим количество страниц в час, затем стараться побить собственный рекорд. Личные рекорды можно ставить в скорости, в количестве страниц, в количестве книг, в освоенном материале и во многом другом.

Пытайтесь мотивировать себя тем, что читаемый материал может быть полезен вам. Попытайтесь перечислить все возможные преимущества, которые даст вам прочитанный текст. Пусть они не значительны, но главное их найти. Затем визуализируйте это, помечтайте и приступайте к чтению.

Даже если это скучный учебник, который нужно прочитать для подготовки к экзамену, вы должны понять, что эти знания вам пригодятся и, в конце концов, хорошая отметка по предмету порадует хотя бы вашу маму.

Упражнение 1.3. Внешние раздражители

Некоторые люди обладают одной очень важной способностью: они могут заниматься каким-то делом, когда вокруг них шум и суматоха. Часто это является делом привычки, например, когда человек живет в небольшой квартире или общежитии, и ему приходится адаптироваться к сложным условиям и уметь заниматься, не обращая ни на что внимание.

Сложные условия делают человека более внимательным, учат его отключаться от внешних раздражителей и заниматься тем, что ему нужно.

Попробуйте искусственно создавать себе сложные условия, пытайтесь концентрироваться на чтении в тот момент, когда вы слушаете музыку, когда вокруг ходят люди. Пойдите на улицу в парке в выходной день и читайте на скамейке, стараясь не обращать внимания на окружающих и прохожих.

Упражнение 1.4. Состояние транса

Состояние транса , по наблюдениям специалиста по гипнозу М. Эриксона, характеризуется повышенным вниманием, способностью не реагировать на внешние раздражители, а также возможностью игнорировать сигналы некоторых органов чувств. Так, в состоянии транса человек может принять позу, которая неудобна в обычном состоянии, и провести в этой позе достаточно длительное время.

Например, читая интересную книгу и положив ногу на ногу, через полчаса в перерыве вы можете обнаружить, что одна нога сильно затекла. Но во время чтения вы не думали о ноге, вы были в состоянии повышенного внимания к книге, у вас работало зрительное восприятие настолько сильно, что сигналы от остальных органов чувств просто не воспринимались мозгом.

Подробнее о вхождении в состояние транса вы можете .

Упражнение 1.5. Игра N-назад

Задача n-назад представляет собой задачу непрерывного выполнения, применяющуюся в области нейрофизиологии и предназначенную для активизации определённых участков мозга, а также использующуюся в психологии с целью оценки и развития способности к концентрации, логического мышления, рабочей памяти и подвижного интеллекта человека вообще. В игре вам будут по порядку показываться карточки и вам придется определить, была ли такая же карточка показана в прошлый раз.навыка поиска нужной информации в тексте, что также может помочь вам не возвращаться к уже прочитанному.

Примечание. Если Вы считаете, что предложенные упражнения даются Вам слишком легко, то можете перейти к следующим урокам. Ведь каждый человек индивидуален, и разные навыки могут даваться по-разному: одни - немного проще, другие - чуть сложнее.

Несмотря на важность техник по расширению угла зрения, а так же подавление проговаривания текста при чтении, следует отметить, что если читатель не будет сконцентрирован то скорость и качество усвоения материала будет на низком уровне.

Какие факторы влияют на концентрацию при чтении

  1. Физическое состояние организма.
  2. Не правильно подобранный материал для чтения.
  3. Посторонние раздражители.
  4. Недостаточная мотивация.

Как влияет состояние организма читателя на скорость чтения?

Если человек не выспался или не достаточно здоров, то процент усвоения информации будет на низком уровне. Чем более отдохнувшим будет читатель перед чтением, тем полнее будет запоминаться информация.

На запоминание информации влияют биологические ритмы:

Теоретическую информацию лучше усваивать по утрам, а техники, связанные с мышечной памятью – вечером.

Отдых и концентрация на деле

Между уроками следует делать перерывы. Отдых – это не обязательно прозябание на диване – наилучший отдых – это смена деятельности.

Существуют ли особые диеты для концентрации мозговых усилий?

Ученые разрабатывают специальные диеты для людей, занимающихся экстремальными видами деятельности. Например, специальные диеты существуют для космонавтов и политиков. Существует очень простое правило здоровья и хорошего самочувствия - 80% потребляемой пищи должно быть свежей - именно так питаются первые лица государства.

По замечанию людей, которые работают в Федеральной Службе Охраны, первые лица государства питаются очень сдержанной диетой. 80% того, что они едят – это сырые овощи или фрукты, а 20% мясные и переработанные продукты.

Измените диету согласно принципа 80/20 (80% сырых овощей и фруктов и 20% переработанной пищи), и способности вашего мозга увеличатся. Исчезнет усталость и головные боли.

Как тезаурус текста влияет на понимание и скорость чтения

Чем более простым и понятным языком написан текст, тем более просто он воспринимается читателем.

Что такое тезаурус

Тезаурус - специальная терминология, собрание сведений, корпус или свод, полномерно охватывающие понятия, определения и термины специальной области знаний или сферы деятельности. В отличие от толкового словаря, тезаурус позволяет выявить смысл не только с помощью определения, но и посредством соотнесения слова с другими понятиями и их группами, благодаря чему может использоваться для наполнения баз знаний систем искусственного интеллекта.

Как незнакомые слова влияют на скорость усвоения текстов?

Для того, чтобы было понятно, как незнакомая терминология влияет на скорость чтения давайте проведем небольшой эксперимент. Прочитайте фразу на разных языках и подумайте на сколько просто вам было понять текст.

На русском языке

Вы Замечали, что одни люди читают со скоростью света и внедряют прочитанное, тогда, как другим требуется года, чтобы открыть первую страницу книги?

Украинском языке

Ви помічали, що одні люди читають зі швидкістю світла і впроваджують прочитане, тоді, як іншим потрібно роки, щоб відкрити першу сторінку книги?

Английском языке

Have you ever noticed that some people read the speed of light and introduce old, whereas others require years to open the first page of the book?

Грузинском языке

ოდესმე შენიშნა , რომ ზოგიერთი ადამიანი წაკითხვის სინათლის სიჩქარით და დანერგვა წლის , ხოლო სხვები მოითხოვს წელი გახსნა პირველ გვერდზე წიგნი ?

Тексты на русском языке воспринимать легче. Такую же закономерность можно наблюдать и при чтении специализированной литературы. Чем более близкий и понятный язык будет использоваться при написании текста, тем быстрее и проще он будет читаться.

Как правильно подобрать для чтения материал?

Руководствуйтесь при выборе литературы следующими принципами:

  • Перед чтением, просмотрите текст и отметьте, на сколько понятен язык автора.
  • Выпишите незнакомые слова. Чем больше будет непонятных слов, тем меньше будет скорость чтения.
  • Обратите внимание на примеры, которые приводит автор.

Если выбор книг не велик, то придерживайтесь следующего алгоритма чтения:

  1. Просмотрите книгу с пятого на десятое.
  2. Отложите текст на несколько дней.
  3. Прочитайте углубленно текст.
  4. Делайте заметки в блокноте.

Книги с непонятной терминологией читайте в два прохода. В первый раз вы знакомитесь с непонятными словами. Читая второй раз, вы подчищаете и усваиваете материал, при этом более полно усваивая структуру знаний.

А что делать, если психологически трудно убедить себя читать книгу второй раз?

Выберете 3-5 книг в нужной вам области и последовательно ускоренно прочитайте их. Такой алгоритм чтения позволит преодолеть психологический барьер «повторного чтения».

Как на работу мозга влияют посторонние раздражители?

Если вы "аудиалист" – то воспринимаете информацию через звуковые каналы, посторонний шум для вас будет представлять серьезную проблему во время чтения.

Вот несколько советов для тех, кого раздражают посторонние разговоры:

  1. Занимайтесь в библиотеке или там, где уровень шума минимален.
  2. Используйте во время занятий наушники. Включите спокойную музыку или шумы природы (крик чаек, или шелест листвы).
  3. Занимайтесь поздно вечером, когда все легли спать или рано утром.

Как отключить навязчивые мысли

Кроме аудиальных раздражителей существуют раздражители, засевшие в сознании, и требующие к себе внимания. Навязчивые мысли крутятся по кругу и не дают сосредоточиться на важном деле.

Вот пример навязчивых мыслей:

  • Закрыл ли я машину?...
  • Скоро срок сдачи отчета, я не успеваю...
  • Что написали мои "френды" в Фейсбуке?
  • Закрыл ли я машину? надо проверить...
  • Отчет на носу, а времени нет...

Если у вас в сознании крутятся подобные мысли, то очень трудно сосредоточиться и начать внимательно читать.

Приемы отключения навязчивых мыслей.

  1. Займитесь физической работой. В качестве минимального варианта – отожмитесь от пола 20 раз. Прогуляйтесь или выполните комплекс упражнений на растяжение.
  2. Замените раздражающую эмоцию на еще более сильную. Например представьте, что произойдет, если вы поддадитесь на пагубное влияние хандры.
  3. Пообещайте себе заняться вопросами, которые крутятся у вас в сознании чуть позже.

Важно!

Проводить процедуры по отключению мыслей не зависимо от того, ощущаете ли вы наплыв навязчивых мыслей или нет. Часто бывает так, что после очистительных процедур, как после горячего душа, тело начинает ощущать как оно было напряжено.


Недостаточная мотивация и скорость чтения

Важно отметить, что если у читателя нет интереса к книге, то скорость чтения и коэффициент усвоения прочитанного будет практически нулевым.

Как мотивировать себя на чтение?

Мотивировать в строгом понимании самого себя практически невозможно.

Что такое мотив?

"мотив " – это в буквальном переводе – палка для погони скота. Будете ли вы подгонять себя "палкой"? Другие могут вас мотивировать, пугая вас отчислением из института или сорванными заказами, а к себе следует подбирать более человеколюбивые меры.

Побудить себя на чтение можно только интересом и возможностью практического применения полученных знаний.

Как поддерживать интерес к занятиям на высоком уровне?

Для поддержания интереса к выполняемой работе попробуйте переключаться на другое дело как только фокус внимания начинает теряться. Это похоже на то, как спортсмены тренируются: пять раз отжался, пять раз присел, пять раз подтянулся, пробежал круг... и опять пять раз отжался.

У вас должен быть заранее подготовлен план переключений. Например, такой:

  • Редактирую статью "А"
  • Читаю книгу "Б".
  • Редактирую программу "В".

Именно в этом режиме я пишу этот текст. Первоначально я составил план. Потом начал более подробно работать по каждому пункту плана. Как только я чувствую потерю интереса или усталость, то переключаюсь на другой вид деятельности, например, обрабатываю фотографии или пишу программы или рисую. Через небольшой промежуток времени я снова берусь за редактирование текста.

Этот режим поддержания сознания в тонусе хорошо работает поскольку сознание постоянно требует изменений. Если изменений нет, то мгновенно теряется интерес.

Психологическая возгонка перед чтением

Вы можете так же использовать другой способ возгонки интереса к чтению. Способ заключается в визуализации будущего результата.

Как раскачать воображение и заинтересоваться чтением

  1. Представьте в красках то, что вы хотите избежать. Окрасьте эту картину в темные тона. Например, представьте, как вы ходите на нудную и не интересную работу, выслушиваете приказания нервного начальника...
  2. Представьте в красках к чему вы стремитесь. Окрасьте картину будущего в светлые цвета. Например, вы занимаетесь любимым делом.
  3. Переменно вызывайте то положительную картину, то отрицательную картину, чередуйте их.

Следите за собой как бысо стороны, во время просмотра воображаемого фильма. Как только появляется интерес к планируемой вами деятельности, немедленно приступайте к работе!

Почему у медленно читающего человека нет интереса к чтению

Давайте вспомним себя на экзамене, когда вы не выучили вопрос, на который вам нужно отвечать. И вот, о чудо, ваш сосед дает вам подсмотреть шпаргалку. За какой промежуток времени вы запомните то, что написано в подсказке? Уверен, что одного мгновения будет достаточно.

Люди медленно читают потому что не представляют для чего им нужна получаемая информация . При этом следует иметь в виду, что мотивы типа «я выучу предметы, получу красный диплом, стану хорошим специалистом и буду заколачивать большую деньгу » это всего лишь слова - в них совершенно нет ни какой конкретики. В этой фразе имеется множество подвохов.

Перечислю некоторые из подвохов:

  1. На сколько качественно нужно учить, чтобы сдать предмет?
  2. Является ли диплом гарантией того, что я буду хорошим специалистом?
  3. Всегда ли хорошие специалисты получают большие деньги?
  4. На сколько эта мысль соответствует реалиям мира?

Как правило, медленно читающий человек берется за чтение в момент, когда у него наиболее снижен уровень психической энергии. И, как следствие читает без интереса с наименьшей скоростью.

Что нужно делать для повышения интереса к чтению?

Чем более конкретной будет задача, стоящая перед вами, тем четче вы будете понимать, что недостает вам для ее достижения, тем с большим интересом вы будете читать и запоминать текст.

Закономерности повышения интереса к делу очень простые:

  1. Без понимания практического применения читаемого материла – чтение будет простой тратой времени.
  2. Чем более четким будет представление будущего результата, тем сильнее мотивация.
  3. Если визуализация невозможна, как например со сдачей неинтересного экзамена, то представьте что произойдет после успешной сдачи и что произойдет если экзамен не будет сдан.

Развитие внимания и запоминание прочитанной информации

О человеке, у которого нет интереса к чтению говорят, что он не внимателен.

Отсутствие внимание проявляется следующим образом:

  • Периодически читатель теряет нить повествования. Он находится в сонном состоянии.
  • Читатель постоянно возвращается к одним и тем же участкам текста.
  • Читатель не понимает того, что он должен уяснить после чтения.

Что такое внимание:

Внимание – это способность удерживать фокус сознания на определенном предмете. Как и многие качества, внимание можно натренировать.

Как протестировать внимание?

Чаще всего, внимание тренируют выполнением монотонных операций. Например, просят умножать трехзначные числа. Может быть, на первый взгляд кажется что промежуточные результаты от вычислений невозможно удержать в голове, но, это говорит о недостаточном развитии внимания.

Навыки быстрого чтения очень важны в современном мире. Развитие в условиях постоянного притока новой информации становится жизненно важным умением, и одним из составляющих этого умения является на читаемом тексте.

Развитие концентрации внимания — процесс, которым можно целенаправленно заниматься. Отсутствие этого навыка выражается, например, в том, что Вам приходится постоянно возвращаться к прочитанному тексту, и заново перечитывать его. Чем чаще Вы возвращаетесь. тем ниже будет Ваша скорость чтения.

Как же развить концентрацию внимания? Одним из наиболее действенных методов является повышение интереса к читаемому тексту. Интерес и внимание взаимосвязаны. Вы наверное, сами не раз замечали, как при чтении интересной книги скорость усвоения информации увеличивается.

Чтобы усилить интерес, попробуйте превратить чтение даже неинтересного материала в игру. В игре важен азарт. Попробуйте максимально четко определить правила игры, и условия победы в ней. Это может быть соревнование с друзьями, а может быть и установка личных рекордов — в скорость, в количестве страниц, в количестве времени, в качестве освоенной информации, в скорости достижения поставленной цели.

Также для повышения интереса нелишне будет повысить мотивацию. Перечислите для себя все преимущества, который Вы получите, изучив нужный материал. После этого визуализируйте их, используя , списки, рисунки, и приступайте к работе.

Попробуйте войти в состояние транса, который характеризуется повышенной внимательностью и концентрацией. Такое состояние часто называют творческим вдохновением, но на самом деле, это не совсем точное определение, потому что такое состояние можно вызывать по желанию.

На концентрацию внимания при чтении влияет также физическое состояние организма. Если человек не выспался, или плохо себя чувствует, или чем-то расстроен, то и концентрация внимания будет оставлять желать лучшего. Чем больше Вы отдохнете перед чтением, чем спокойнее и менее подвержены эмоциям будете, тем лучше будет Ваша способность усваивать прочитанное.

Делайте перерывы, причем не обязательно отдых должен быть бездельем — просто меняйте вид деятельности.

Используйте биологические ритмы. Теоретическую информацию лучше усваивать в первой половине дня, а умения, связанные с работой мышц — во второй половине.

Не забывайте про правильное питание . Очень хорошее правило можно применять для развития концентрации внимания, для здоровья и хорошего самочувствия — 80% пищи должно быть сырыми овощами и фруктами, а 20% — обработанной пищей, включая злаки, мясо и рыбу. Начните так питаться, и способности Вашего мозга увеличатся, Вы перестанете уставать, и будете чувствовать себя отлично.

Также на скорость чтения влияет то, как просто и понятно написан текст. Как только Вам попадается незнакомое слово — все, дальше можно не читать, смысл ускользает, внимание рассеивается. Поэтому важно понимать полностью все, что написано.

Отключите навязчивые посторонние мысли, которые могут отвлекать Вас от чтения. Сосредоточьтесь на читаемом материале. Если боитесь что-то забыть постороннее — не держите в памяти, запишите на листе бумаги.

Управление вниманием при чтении в первую очередь включает в себя умение создать благоприятные условия.

Лишние отвлекающие факторы следует исключить, но, поскольку абсолютная тишина утомляет и усыпляет, необходимо помнить о стимулирующих помехах. Свойства внимания таковы, что отвлечение внимания, возникновение необходимости его переключения наступают через 15-20 минут. Усвоение значительно ухудшается из-за ослабленности внимания, и в такой ситуации лучше отвлечься сознательно.

Любого рода переключения способствуют сохранению длительной устойчивости внимания . Можно прикрыть глаза ладонью и посидеть несколько секунд; посмотреть в окно на облака, деревья, соседний дом либо какой-то другой предмет. Повернуть голову сначала влево, затем вправо, вперед и назад. Подобная разминка снимет напряжение и усталость.

Прочитав несколько страниц, можно остановиться, сделать необходимые выписки, обдумать прочитанное.

Непроизвольное внимание привлекается и поддерживается не только силой и неожиданностью раздражителя, но и его яркостью, необычностью, новизной. Если само содержание текста недостаточно захватывает, а изучить материал необходимо, следует принять меры по обеспечению устойчивого внимания. Использование разнообразных помех, стимулирующих восприятие, поможет в этом.

При чтении можно использовать карандаш или указку, чтобы задать нужный темп и поддерживать его при чтении. Допустимо периодически делать пометки в тексте.

Нежелательно читать с равномерной скоростью: это вызывает сонливость. Монотонность преодолевается посредством эмоционального отношения к прочитанному, даже если это сухой научный текст. Если нет интереса, читатель теряет нить повествования, возвращается к прочитанному, заставляет себя читать внимательнее, но через некоторое время снова отвлекается. В конце концов желание приняться за чтение пропадает надолго.

Читать то, что требуется, помогает осознание долга, обязанности, важности чтения. Результаты, достигнутые волевыми усилиями, становятся стимулом к дальнейшему чтению. Формируется послепроизвольное внимание и постепенно - интерес к результатам чтения и к содержанию читаемого. Понимание необходимости во внимательном чтении любой литературы воспитывает готовность к волевым усилиям.

Большую роль играют целеустремленность, исполнительность, строгий режим чтения, стремление, несмотря ни на что, следовать составленному плану. Рассеянность характерна для тех, кто не признает режима чтения, берется то за одно, то за другое. Четкое выполнение запланированного способствует формированию высокой сосредоточенности, устойчивого внимания.

Контроль за чтением, закрепление прочитанного в памяти способствуют воспитанию внимания. Если же какие-либо мысли отвлекают от чтения и не помогает даже значительное волевое усилие, следует переключиться, заняться чем-то другим. Это поможет прийти в уравновешенное состояние и спустя некоторое время снова взяться за чтение.

Итак, внимание есть общее свойство явлений и процессов, составляющих психическую деятельность человека . Оно направляет и целесообразно организует такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, сопровождая каждый из них.

Человек в бодрствующем состоянии неспособен быть абсолютно невнимательным. Его внимание всегда бывает сосредоточено на том или ином объекте деятельности, вызывая более ясное и отчетливое протекание психических процессов, имеющих отношение к этому объекту. Внимательное восприятие является своего рода фильтром для не связанных с выбранным объектом раздражений.

В процессе работы необходим периодический анализ внимания по наиболее важным показателям:

Концентрация внимания;
устойчивость внимания;
распределение внимания,
переключение внимания;
объем внимания.

Лучший способ воспитания внимания - всегда стараться быть внимательным . Л. С. Выготский выдвинул и обосновал следующее положение: управление собой - более сложный процесс, чем управление другими. Переход к управлению самим собой, шаг от подчинения к самоуправлению есть более высокая ступень личностного развития.

16. Общая характеристика памяти. Физиологические механизмы памяти. Значение памяти в жизни и деятельности человека.

Внимание - катализатор чтения
Роль внимания при чтении исключительно велика. Внимание определяет также в значительной степени эффективность многих других видов человеческой деятельности. Внимание-один из признаков воли. Степень сосредоточения или организации внимания есть показатель скорости чтения.
По образному выражению К. Д. Ушинского, “внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира”.
Итак, внимание играет огромное значение в жизни человека. Именно с его помощью другие психические процессы становятся полноценными. Где нет внимания, там нет и сознательного отношения человека к тому, что он делает.
Что же такое внимание? Его нельзя считать самостоятельным психическим процессом подобно эмоциям, мышлению, памяти. Оно не существует вне их. Мы можем внимательно воспринимать, думать, запоминать, но быть просто внимательным, независимо от восприятия, мышления, запоминания, невозможно.
Психологи называют вниманием избирательную направленность создания при выполнении определенной работы. Чтение - вид деятельности, в котором значение внимания особенно велико. В самом деле, можно изучить метод быстрого чтения как теорию, но без умения сосредоточиться, организовать внимание вряд ли удастся этот метод применить. Значит, обучение быстрому чтению должно включать в себя как обязательный элемент развития навыков умственной концентрации сосредоточение. А для этого в первую очередь необходимо знать причины, вызывающие образование устойчивого внимания, его поддержание и исчезновение.
С точки зрения физиологии, согласно учению И. П. Павлова, внимание может быть объяснено законом индукции нервных процессов. Согласно этому закону процессы возбуждения, возникающие в одной области коры головного мозга, вызывают торможение в других областях (отрицательная индукция).И наоборот, торможение в одной части коры влечет за собой возбуждение в других частях коры (положительная индукция). Явление индукции возникает тотчас же, как только в том или ином пункте коры появляется достаточно концентрированный очаг возбуждения или торможения.
Таким образом, в каждый момент времени в коре головного мозга думающего человека имеется определенный очаг повышенной возбудимости, характеризующийся наиболее благоприятными, оптимальными энергетическими условиями для возбуждения. “Если бы можно было,- говорил И. П. Павлов,-видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью’ светилось, то мы увидели бы в думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью”.
Именно этому “светлому пятну”, которое может охватывать одновременно различные области коры, и соответствует более ясное осознание того, что воздействует на нас извне и вызывает это повышенное возбуждение, т. е. эффект сосредоточения.