Составляющие голосового аппарата:

— дыхательный аппарат (механизм дыхания)
— речевой аппарат (артикуляционный)
— гортань с голосовыми связками и резонаторы

В механизм дыхания входит полость носа и глотки (носоглотка), трахея, бронхи, правое и левое легкое.

Легкие состоят из нежной пористой ткани. Эта нежная ткань представляет собой скопление пузырьков (альвеол). Трахея вместе с бронхами образует бронхиальное дерево. Внизу трахея переходит в бронхи, вверху – в гортань.
Легкие вмещают около пяти-шести литров воздуха. Обычный спокойный вдох — приблизительно пол-литра воздуха, а глубокий – полтора литра.

Речевой аппарат включает в себя нижнюю челюсть, губы, язык, зубы.

Гортань представляет собой конусообразную трубку. Состоит из хрящей: щитовидного, черпаловидного, рожкового, перстневидного.
Посредством хрящей в гортани прикрепляются голосовые связки.

Голосовые связки – это две мышечные складки. В отличие от других мышц, мышцы связок сокращаются в различных направлениях. Благодаря этому связки приобретают упругость и эластичность, и могут колебаться не только полностью, но и краями, серединой.

Между связками находится голосовая щель, которая похожа на треугольник во время фонации.
В здоровом состоянии связки напоминают цвет перламутра, цвет слоновой кости, а когда голос не в порядке – связки краснеют.
Связки – нежная и хрупкая часть голосового аппарата. К ним нужно относиться бережно, чтобы голос не уставал.

У мужчин и женщин длина и толщина связок разная. У низких басов толщина связок – около пяти миллиметров, длина – двадцать четыре-двадцать пять миллиметров. Длина голосовых связок у высоких сопрано – четырнадцать-девятнадцать миллиметров, а толщина – около двух миллиметров.

Голосовые резонаторы

Резонаторы, которые находятся выше гортани – верхние (головные) . Сюда входит полость глотки, рта, носа.
Те резонаторы, которые находятся ниже гортани – нижние (грудные) . Это трахея и бронхи.

Если мы правильно пользуемся резонаторами, правильно посылаем звук, то при звучании более низких звуков вибрирует грудная клетка, а при звучании высоких звуков – вибрирует переносица.

Атака звука

Звук появляется в тот момент, когда воздух прорывается через закрытую голосовую щель, и связки начинают колебаться.

Самый первый момент после взятия дыхания и появления звука – это атака звука.

Бывает три вида атаки звука:
— твердая
— мягкая
— придыхательная

Твердая атака
Твердая атака – полное смыкание связок до возникновения звука, а затем – энергичный прорыв связок воздухом. Твердая атака дает возможность точно переходить от звука к звуку без всяких «подъездов». Для выработки точной интонации помогут произведения, исполняемые на твердой атаке – волевые, маршеобразные, энергичные.

Мягкая атака
Мягкая атака – это смыкание связок в момент возникновения звука. Поэтому появляется едва заметное, спокойное пение. На мягкой атаке поются лирические, напевные произведения, например, колыбельные. Такие произведения рекомендованы для исполнения, если у вокалиста звук не «льется», не «тянется».

Придыхательная атака
Придыхательной атакой пользуются иногда, как средством художественной выразительности, как окраской. Звук появляется при не полном смыкании связок, а потом, как бы запаздывая, происходит полное смыкание связок.
В пении пользуются твердой и мягкой атакой. И лишь редко, например, для передачи интонаций вздоха, плача используют придыхательную атаку.

Речевой аппарат представлен системой взаимосвязанных органов, отвечающих за производство звуков и построение речи. Это система, благодаря которой люди могут общаться посредством речи. Состоит она из нескольких отделов и разных элементов человеческого организма, неразрывно связанных между собой.

Строение речевого аппарата – своеобразная система, в которой задействованы многие органы человека. Она включает органы дыхания, активные и пассивные составляющие речи, элементы головного мозга. Дыхательные органы играют важную роль, звуки не могут образовываться без выдоха. При сокращении диафрагмы взаимодействующей с межреберными мышцами, на которые опираются легкие, происходит вдох, при расслаблении – выдох. В итоге издается звук.

Пассивные органы не имеют особой подвижности. К ним относятся: челюстная область, носовая полость, гортанный орган, нёбо (твёрдое), глотка и альвеолы. Они являются опорной структурой для активных органов.

Активные элементы производят звук и производят одну из основных функций речи. Они представлены: областью губ, всеми частями языка, голосовыми связки, нёбом (мягким), надгортанником. Голосовые связки представлены двумя мускулистыми пучками, которые производят звуки при сокращении и расслаблении.

Головной мозг человека подает сигналы остальным органам и контролирует всю их работу, направляя речь согласно воле говорящего.

Строение речевого аппарата человека:

  • Носоглотка
  • Твёрдое небо и мягкое небо.
  • Губы.
  • Язык.
  • Резцы.
  • Область глотки.
  • Гортань, надгортанник.
  • Трахея.
  • Бронх с правой стороны и легкое.
  • Диафрагма.
  • Позвоночник.
  • Пищевод.

Перечисленные органы относятся к двум отделам, образующим речевой аппарат. Это центральный отдел периферический.

Периферический отдел: его строение и функционирование

Периферический речевой аппарат образуется тремя отделами. К первому отделу относятся дыхательные органы, которые играют основную роль в произношении звуков при выдохе. Этот отдел подает струи воздуха, без которых невозможно создать звук. Потоки воздуха при выходе выполняют две важные функции:

  • Голосообразующую.
  • Артикуляционную.

При нарушениях речевого дыхания искажаются и звуки.

Второй отдел состоит из пассивных органов речи человека, оказывающих основное воздействие на техническую составляющую речи. Они придают речи определенную окраску и силу, создавая характерные звуки. Это голосовой отдел, отвечающий за характерные черты речи человека:

  • Силу;
  • Тембр;
  • Высоту.

При сокращении голосовых связок поток воздуха на выходе преобразуется в колебание воздушных частиц. Именно эти пульсации, переданные во внешнюю воздушную среду, слышимы, как голос. Сила голоса зависит от интенсивности сокращений голосовых связок, которая регулируется воздушным потоком. Тембр зависит от формы вибраций колебания, а высота от силы давления на голосовые связки.

К третьему отделу относятся активные органы речи, непосредственно производящие звук и выполняющие основную работу при его образовании. Этот отдел играет роль создателя звуков.

Артикуляционный аппарат и его роль

Структура артикуляционного аппарата построена на основе следующих элементов:

  • Область губ;
  • Составляющие языка;
  • Мягкое и твердое небо;
  • Челюстной отдел;
  • Гортанная область;
  • Голосовые складки;
  • Носоглотку;
  • Резонаторы.

Все эти органы состоят из отдельных мышц, которые можно тренировать, работая тем самым над своей речью. Челюсти (нижняя и верхняя) при опущении и поднятии закрывают или открывают путь в полость носа. От этого зависит произношение некоторых гласных звуков. Форма и строение челюстей отражаются на произносимых звуках. Деформации этой части отдела приводят к нарушениям речи.

  • Главный элемент артикуляционного аппарата - язык. Он очень подвижен благодаря многочисленным мышцам. Это позволяет ему делаться более узким или широким, длинным или коротким, плоским или выгнутым, что важно для речи.

В структуре языка есть уздечка, значительно влияющая на произношение. При короткой уздечке нарушается воспроизведение глазных звуков. Но этот дефект легко устраним в современной логопедии.

  • Губы играют роль при артикуляции звуков, помогая своей подвижность принимать языку конкретное расположение. При изменении размера и форм губ обеспечивается артикуляционное создание гласных звуков.
  • Мягкое нёбо, продолжающее твёрдое, может опускаться или подниматься, обеспечивая отделение носоглотки от глотки. Оно в поднятом положении при образовании всех звуков, за исключением «Н» и «М». Если функционирование нёбной занавески нарушено, происходит искажение звуков, голос получается гнусавым, «носовым».
  • Твёрдое небо - это компонент язычно-небного затвора. От его вида и формы зависит сила напряжения, требуемая от языка при создании звуков. Конфигурации этого отдела артикуляционной системы бывают разными. В зависимости от их разновидностей формируются некоторые составляющие человеческого голоса.
  • От резонаторных полостей зависит громкость и четкость издаваемых звуков. Резонаторы находятся в надставной трубе. Это пространство над гортанью, представленное полостью ротовой и носовой, а также глоткой. Благодаря тому, что у человека ротоглотка - это одна полость, есть возможность создавать разные звуки. Трубка, которую образуют эти органы, называется надставной. Она играет основополагающую функцию резонатора. Меняя объем и форму, надставная труба участвует в создании резонанса, в итоге часть звуковых обертонов заглушается, часть – усиливается. В результате формируется речевой тембр.

Центральный аппарат и его строение

Центральный речевой аппарат – это элементы мозга человека. Его составляющие:

  • Мозговая кора (в основном левая ее часть).
  • Узлы под корой.
  • Ядра нервов и ствола.
  • Пути, проводящие сигналы.

Речь, как и все остальные проявления работы высшей нервной системы, развивается благодаря рефлексам. Эти рефлексы неразрывно связаны с работой мозга. Его некоторые отделы играют особую, главную роль в воспроизведении речи. Среди них: височная часть, лобная доля, теменная область и затылочная, относящиеся к левому полушарию. У правшей эту роль выполняет полушарие правой части мозга.

Нижние, они же лобные, извилины играют основную роль при создании устной речи. Извилины в области висков – слуховая часть, воспринимающая все звуковые раздражения. Благодаря ей можно слышать чужую речь. В процессе понимания звуков основную работу выполняет теменная область коры человеческого мозга. А затылочная часть отвечает за зрительную часть и восприятие речи в виде письма. У детей она активна при наблюдении артикуляции старших, приводит к развитию устной речи.

От подкорковых ядер зависит характерный окрас голоса.

С периферическими элементами системы мозг взаимодействует при помощи:

  • Путей центростремительных.
  • Путей центробежных.

Центробежные пути связывают кору с мышцами, которые регулируют работу периферического отдела. Начало центробежный путь берет в коре головного мозга. Мозг посылает по этим путям сигналы ко всем периферическим органам, производящим звуки.

Ответные сигналы к центральному отделу проходят по центростремительным путям. Их начало расположено в барорецепторах и проприорецепторах, находящихся внутри мышц, а также сухожилий и суставных поверхностях.

Центральный и периферический отделы неразрывно связаны и дисфункция одного неизбежно приведет к нарушению работы другого. Они составляют единую систему речевого аппарата, благодаря которому организм способен производить звуки. Артикуляционный отдел, как элемент периферической части, играет обособленную роль в постановке правильной и красивой речи.

Вопрос 1 и 2. Речевой аппарат

Под речевым аппаратом подразумевается система органов, принимающих участие в образовании звуков речи. Эта система включает два тесно связанных между собой отдела – центральный и периферический .

Центральный отдел речевого аппарата

Центральный отдел находится в головном мозге и состоит из корковых

центров, подкорковых узлов, проводящих путей и ядер соответствующих нервов.

Корковые центры. Речевой акт, как и другие проявления высшей нервной деятельности, носит рефлекторный характер. Речевые рефлексы связаны с деятельностью всей коры больших полушарий мозга. Однако некоторые участки имеют преимущественное значение в образовании речи. К ним относятся:

Центр (зона) Вернике – участок коры головного мозга, расположенный в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария (у правшей).

Обеспечивает процесс восприятия устной речи. При ее поражении возникают дефекты фонематического слуха (сенсорная афазия, сенсорная алалия ).

Центр (зона) Брока – участок коры головного мозга, расположенный в задней части нижней лобной извилины левого полушария (у правшей). Обеспечивает моторную организацию речи. При его поражении отмечается невозможность произнесения звуков речи, слогов или слов из-за дефектов объединения отдельных речевых движений в единый речевой акт (моторная афазия, моторная алалия ).

Левая лобная доля осуществляет функцию планирования, программирования и контроля речемыслительной деятельности. Поражение моторных областей лобных отделов ведет к нарушению произвольной регуляции двигательных функций (регуляторная апраксия ), которое проявляется преимущественно в форме нарушения речевой регуляции (динамическая афазия ).

При поражении корковых зон моторной области возникает корковая дизартрия.

Теменная доля коры связана с восприятием и анализом чувствительных раздражений, пространственной ориентацией, регуляцией целенаправленных движений. Следствием поражения корковых полей теменной области являются расстройства координации и управления различными движениями (апраксия ). При оральной апраксии нарушаются произвольные движения артикуляционного аппарата.

Височнаядоля связана с восприятием слуховых, вкусовых, обонятельных ощущений, анализом и синтезом речевых звуков, механизмами памяти. При поражении левой височной доли мозга возникают расстройства фонематического слуха , вследствие чего страдает целый комплекс речевых функций: письмо, чтение, активная речь.

Затылочная доля коры головного мозга является зрительной областью. При поражении левой затылочной доли утрачивается способность различать буквы (буквенная агнозия ). Вследствие нарушения зрительного восприятия возникают специфические нарушения чтения (оптические алексия и дислексия ) и письма (оптические аграфия и дисграфия ).

Вопрос 3. Подкорковые узлы. Подкорковые (базальные) узлы (центры, ядра) представляют собой большие скопления нервных клеток, расположенных в массе белого вещества больших полушарий головного мозга. К ним относятся хвостатое ядро, чечевицеобразное ядро, состоящее из скорлупы и бледного шара, ограда (группа клеточных образований) и миндалевидное тело.

Базальные узлы в сочетании с другими образованиями нервной системы состав-ляют так называемую экстрапирамидную систему , задача которой заключается в под-готовке и коррекции по ходу выполнения двигательного акта. Она участвует в осущес-твлении эмоционально-двигательных реакций – мимических движений. Данная система влияет на перераспределение тонуса мышц, делает их движения плавными. При ее пора-жении наступают грубые нарушения мышечных функций, что проявляется в изменениях тонуса произвольной мускулатуры, исчезновении содружественных движений и в появ-лении гиперкинезов. Характер нарушений речи зависит от нарастания мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре (смазанность речи, нечеткое звукопроизношение), изме-нения эмоционально-двигательной иннервации (монотонная, од-нообразная, немодули-рованная речь), появления гиперкинезов (грубые искажения речи).

Данный симптомокомплекс характерен для экстрапирамидной дизартрии .

Вопрос 4. Мозжечок и ствол мозга. Мозжечок обеспечивает точность целенаправленных движений, координирует действия мышц-антагонистов, регулирует мышечный тонус, поддерживает равновесие. Мозжечок имеет тесные связи со многими отделами центральной нервной системы. При его поражении возникает мозжечковая дизартрия . Речь становится затрудненной, замедленной, толчкообразной, скандированной. Отмечается пониженный тонус мышц языка и губ, мягкое небо провисает, мимика становится вялой.

Ствол мозга состоит из большого числа клеточных скоплений – ядер и проводников, связывающих головной мозг со спинным, а также отдельные части головного мозга между собой. Ядра ствола дают начало 12 парам черепно-мозговых нервов . Двигательные волокна черепно-мозговых нервов начинаются от двигательных ядер ствола головного мозга и оканчиваются непосредственно в мышце, куда и передают импульс.

Каждый нерв – это совокупность отростков нервных клеток (волокон). Они делятся на двигательные (эфферентные) и чувствительные (афферентные).

Анатомическое строение и физические характеристики артикуляторных органов человека хорошо приспособлены к производству человеческой речи. А, возможно, и наоборот – человеческая речь в том виде, в каком она сформировалась в процессе эволюции, определяется физическими характеристиками органов артикуляции человека и ограничениями, которые связаны с возможностями их изменения и перемещения в пространстве и времени.

В физиологическом отношении речь представляет собой сложный двигательный акт, осуществляемый по механизму условно-рефлекторной деятельности. Она образуется на основе кинестетических раздражений, исходящих из речевой мускулатуры, включая мышцы гортани и дыхательные мышцы.

Звуковая выразительность речи контролируется при помощи слухового анализатора, нормальная деятельность которого играет весьма важную роль в развитии речи у ребенка. Овладение речью происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающей средой, в частности с речевым окружением, являющимся для ребенка источником подражания. При этом ребенок пользуется не только звуковым, но и зрительным анализатором, имитируя соответствующие движения губ, языка и пр. Возникающие при этом кинестетические раздражения поступают в соответствующую область коры больших полушарий. Между тремя анализаторами (двигательным, слуховым и зрительным) устанавливается и закрепляется условнорефлекторная связь, обеспечивающая дальнейшее развитие нормальной речевой деятельности. Наблюдения над развитием речи у слепых детей показывают, что роль зрительного анализатора в формировании речи является второстепенной, так как речь у таких детей, хотя и имеет некоторые особенности, развивается, в общем, нормально и, как правило, без специального постороннего вмешательства. Таким образом, развитие речи связано в основном с деятельностью слухового и двигательного анализаторов.

Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Поэтому в речевом аппарате выделяют две тесно связанные между собой части: центральный (регулирующий) и периферический (исполнительный) речевой аппарат (рис. 10).

Рис. 10. Строение речевого аппарата

К центральному речевому аппарату относятся:

§ корковые концы анализаторов (прежде всего, слухового, зрительного и двигательного), участвующих в речевом акте. Корковый конец слухового анализатора находится в обеих височных долях, зрительного – в затылочных долях, а корковый отдел двигательного анализатора, обеспечивающий работу мускулатуры челюстей, губ, языка, мягкого неба, гортани, принимающей участие и в речевом акте, находится в нижних отделах этих извилин;



§ сенсорный речедвигательный аппарат представлен проприорецепторами, находящимися внутри мышц и сухожилий, участвующих в речевом акте, и возбуждающимися под действием сокращений речевых мышц. Барорецепторы находятся в глотке и возбуждаются при изменениях давления на них при произнесении речевых звуков;

§ афферентные (центростремительные) проводящие пути начинаются в проприорецепторах и в барорецепторах, и несут получаемую от них информацию к коре головного мозга. Центростремительный путь играет роль общего регулятора всей деятельности речевых органов;

§ корковые центры речи располагаются в лобной, височной, теменной и затылочной долях преимущественно левого полушария мозга. От участия правого полушария зависит эмоционально-образный компонент речи.

Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи. Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения. Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме) и артикуляции взрослых, также играющей немаловажную роль в развитии речи ребёнка;

§ специфические центры речи (сенсорный – Вернике и моторный – Брока), отвечающие за тонкий сенсорный анализ и нервно-мышечную координацию речи (рис. 11)

Слуховой сенсорный (чувствительный) речевой центр Вернике располагается в заднем отделе левой верхней височной извилины. При его повреждениях или заболеваниях возникают нарушения звукового восприятия. Возникает сенсорная афазия, при которой становится невозможным различение на слух элементов речи (фонем и слов), а, следовательно, и понимание речи, хотя острота слуха и способность различать неречевые звуки при этом остаются нормальными.

Слуховой моторный (двигательный) центр речи Брока располагается в заднем отделе второй и третьей лобной извилин левого полушария. Повреждения или заболевания моторного центра речи ведут к нарушению анализа и синтеза кинестетических (двигательных) раздражений, возникающих при произнесении звуков речи. Наступает моторная афазия, при которой становится невозможным произнесение слов и фраз, хотя движения речевых органов, не связанные с речевой деятельностью (движения языка и губ, открывание и закрывание рта, жевание, глотание и т. д.), не нарушаются.

Рис. 11. Области двигательного и слухового анализаторов

речи в коре головного мозга

1 – двигательный анализатор (переднецентральная извилина;

2 – двигательный (моторный) центр речи (Брока);

3 – сенсорный центр речи (Вернике)

§ подкорковые узлы и ядра ствола (прежде всего, продолговатого мозга), ведают ритмом, темпом и выразительностью речи;

§ эфферентные (центробежные) проводящие пути, соединяют кору головного мозга с дыхательными, голосовыми и артикуляторными мышцами, обеспечивающими речевой акт. Они начинаются в коре головного мозга в центре Брока.

В состав эфферентных проводящих путей включаются также черепно-мозговые нервы, которые берут начало в ядрах ствола головного мозга и иннервируют все органы периферического речевого аппарата.

Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть; лицевой нерв – мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движения губ, надувание и втягивание щек; языкоглоточный и блуждающий нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого нёба. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца. Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи, а подъязычный нерв снабжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений.

Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: 1) дыхательного; 2) голосового; 3) артикуляционного (или звуковоспроизводящего).

В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей (рис. 12). Роль дыхательного отдела в речеобразовании человека один к одному напоминает роль мехов духового музыкального инструмента – органа. Это – поставщик воздуха для звукообразования, поскольку речевые звуки с физической точки зрения есть не что иное, как механические колебания выдыхаемого воздуха различной частоты и силы, возникающие в последующем периферическом отделе речевого аппарата – голосовом.

1 – полость носа; 2 – полость рта; 3 – нёбо; 4 – носоглотка; 6 – ротовая часть глотки; 6 – надгортанник; 7 – подъязычная кость; 8 – гортань; 9 – пищевод; 10 – трахея; 11 – верхушка левого лёгкого; 12 – левое легкое; 13 – левый бронх; 14-15 – легочные пузырьки (альвеолы); 16 – правый бронх; 17 – правое легкое

Рис. 12. Дыхательные пути. Показаны разветвления бронхов в лёгких (бронхиальное дерево)

Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками (рис. 13–14). Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худых людей.

Сверху гортань переходит в глотку, снизу – в дыхательное горло (трахею) – (рис. 10). В глотке скрещиваются два пути – дыхательный и пищеварительный. Роль «стрелок» на этом скрещивании играют мягкое нёбо и надгортанник (рис. 15).

Рис. 13. Хрящевой остов гортани: (А – спереди; Б – сзади) 1 – трахея; 2 – перстневидный хрящ; 3 – щитовидный хрящ; 4 – черпаловидные хрящи; 5 – надгортанник

Рис. 14. Вертикальный разрез через гортань(видна передняя половина гортани изнутри)

1 – надгортанник; 2 – черпало-надгортанная складка; 3 – щитовидный хрящ; 4 – ложная голосовая связка; 5 – морганиев желудочек; 6 – истинная голосовая связка (складка); 7 – перстневидный хрящ; 8 – трахея

Мягкое нёбо служит продолжением твёрдого нёба кзади; оно представляет собой мышечное образование, покрытое слизистой оболочкой. Задняя часть мягкого нёба носит название нёбной занавески. При расслаблении нёбных мышц, нёбная занавеска свободно свисает вниз, а при их сокращении (что наблюдается при акте глотания) – поднимается кверху и кзади, перекрывая вход в носоглотку. В середине нёбной занавески имеется удлинённый отросток – язычок.

Надгортанник состоит из хрящевой ткани, имеющей форму язычка или лепестка. Передняя поверхность его обращена к языку, а задняя – к гортани. Надгортанник служит как бы клапаном: опускаясь при глотательном движении, он закрывает вход в гортань и предохраняет её полость от попадания пищи и слюны (рис. 15).

У мужчин гортань крупнее, а голосовые складки длиннее и толще, чем у женщин. Голосовые складки своей массой почти полностью застилают просвет гортани, оставляя сравнительно узкую голосовую щель. У детей гортань мала и растет в разные периоды неравномерно. Заметный рост её происходит в возрасте 5-7 лет, а затем – в пубертатный период: у девочек в 12-13 лет, у мальчиков в 13-15 лет. В это время размеры гортани у девочек плавно увеличиваются на одну треть, а у мальчиков этот процесс носит «взрывной» характер: начинает быстро обозначаться кадык, а существенно (на 2/3) увеличившиеся голосовые складки приводят к «смене голоса» – изменению его тембра.

Б – сбоку: 1 – задняя перстне-черпаловидная мышца; 2 – боковая перстне-черпаловидная мышца; 3 – щито-черпаловидная мышца

Рис. 17. Схема действия задней перстне-черпаловидной мышцы

§ в группу мышц, расширяющих голосовую щель, входит только одна мышца – задняя перстне-черпаловидная, называемая для краткости просто задняя мышца гортани. При своем сокращении она поворачивает черпаловидные хрящи вокруг вертикальной оси, вследствие чего голосовые отростки этих хрящей вместе с прикрепленными к ним задними концами истинных голосовых связок расходятся в стороны и раскрывают голосовую щель (рис. 17);

§ в группу мышц, суживающих голосовую щель, входят: боковая перстне-черпаловидная мышца, служащая антагонистом задней мышцы, и поперечная черпаловидная, или просто поперечная мышца, являющаяся единственной непарной мышцей гортани. При своем сокращении она сближает черпаловидные хрящи между собой, способствуя тем самым замыканию голосовой щели. Действие этой мышцы дополняется правой и левой косыми черпаловидными мышцами, перекрещивающимися между собой.

Иннервация гортани осуществляется чувствительной и двигательной ветвями блуждающего нерва.

Речевого аппарата

Анатомическое строение и физические характеристики артикуляторных органов человека хорошо приспособлены к производству человеческой речи. А, возможно, и наоборот – человеческая речь в том виде, в каком она сформировалась в процессе эволюции, определяется физическими характеристиками органов артикуляции человека и ограничениями, которые связаны с возможностями их изменения и перемещения в пространстве и времени.

В физиологическом отношении речь представляет собой сложный двигательный акт, осуществляемый по механизму условно-рефлекторной деятельности. Она образуется на основе кинестетических раздражений, исходящих из речевой мускулатуры, включая мышцы гортани и дыхательные мышцы.

Звуковая выразительность речи контролируется при помощи слухового анализатора, нормальная деятельность которого играет весьма важную роль в развитии речи у ребенка. Овладение речью происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающей сре­дой, в частности с речевым окружением, являющимся для ребенка источником подражания. При этом ребенок пользуется не только звуковым, но и зрительным анализатором, имитируя соответствую­щие движения губ, языка и пр. Возникающие при этом кинесте­тические раздражения поступают в соответствующую область коры больших полушарий. Между тремя анализаторами (двигательным, слуховым и зрительным) устанавливается и закрепляется условнорефлекторная связь, обеспечивающая дальнейшее развитие нор­мальной речевой деятельности.

Наблюдения над развитием речи у слепых детей показывают, что роль зрительного анализатора в формировании речи является вто­ростепенной , так как речь у таких детей, хотя и имеет некоторые особенности, развивается, в общем, нормально и, как правило, без специального постороннего вмешательства. Таким образом, развитие речи связано в основном с деятельно­стью слухового и двигательного анализаторов.

Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Поэтому в речевом аппарате выделяют две тесно связанные между собой части: центральный (регулирующий) и периферический (исполнительный) речевой аппарат (рис. 10).

Рис. 10. Строение речевого аппарата

К центральному речевому аппарату относятся:

корковые концы анализаторов (прежде всего, слухового, зрительного и двигательного), участвующих в речевом акте. Корковый конец слухового анализатора находится в обеих височных долях, зрительного – в затылочных долях, а корковый отдел двигательного анализатора, обеспечивающий работу мускулатуры челюстей, губ, языка, мяг­кого неба, гортани, принимающей участие и в речевом акте, находится в нижних отделах этих извилин;

сенсорный речедвигательный аппарат представлен проприорецепторами , находящимися внутри мышц и сухожилий, участвующих в речевом акте, и возбуждающимися под действием сокращений речевых мышц. Барорецепторы находятся в глотке и возбуждаются при изменениях давления на них при произнесении речевых звуков;

афферентные (центростремительные) проводящие пути начинаются в проприорецепторах и в барорецепторах, и несут получаемую от них информацию к коре головного мозга. Центростремительный путь играет роль общего регулятора всей деятельности речевых ор­ганов;

корковые центры речи располагаются в лобной, височной, теменной и заты­лочной долях преимущественно левого полушария мозга. От участия правого полушария зависит эмоционально-образный компонент речи.

Лоб­ные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образо­вании собственной устной речи. Височные извилины (верхние) яв­ляются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения. Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля яв­ляется зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (воспри­ятие буквенных изображений при чтении и письме) и артикуляции взрослых, также играющей немаловажную роль в развитии речи ребёнка;

специфические центры речи (сенсорный – Вернике и моторный – Брока), отвечающие за тонкий сенсорный анализ и нервно-мышечную координацию речи (рис. 11)

Слуховой сенсорный (чувствительный) речевой центр Вернике располагается в заднем отделе левой верхней височной извилины. При его повреждениях или заболеваниях возникают нарушения звукового восприятия. Воз­никает сенсорная афазия, при которой становится невозможным различение на слух элементов речи (фонем и слов), а, следовательно, и понимание речи, хотя острота слуха и способность различать неречевые звуки при этом остаются нормальными.

Слуховой моторный (двигательный) центр речи Брока располагается в заднем отделе второй и третьей лобной извилин левого полушария. Повреждения или заболевания моторного центра речи ведут к нарушению анализа и синтеза кинестетических (двигательных) раздражений, возникающих при произнесении звуков речи. Наступает моторная афазия, при которой становится невозможным произнесение слов и фраз, хотя движения речевых органов, не связанные с речевой деятельностью (движения языка и губ, открывание и закрывание рта, жевание, глотание и т. д.), не нарушаются.

Рис. 11. Области двигательного и слухового анализаторов

Речи в коре головного мозга

1 – двигательный анализатор (переднецентральная извилина;

2 – двигательный (моторный) центр речи (Брока);

3 – сенсорный центр речи (Вернике)

подкорковые узлы и ядра ствола (прежде всего, продолговатого мозга), ведают ритмом, темпом и выразительностью речи;

эфферентные (центробежные)проводящие пути, соединяют кору головного мозга с дыхательными, голосовыми и артикуляторными мышцами, обеспечивающими речевой акт. Они начинаются в коре головного мозга в центре Брока.

В состав эфферентных проводящих путей включаются также черепно-мозговые нервы , которые берут начало в ядрах ствола головного мозга и иннервируют все органы перифе­рического речевого аппарата.

Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть; лицевой нерв – мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуще­ствляющие движения губ, надувание и втягивание щек; языкоглоточный и блу­ждающий нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого нёба. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца. Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи, а подъязычный нерв снабжает мышцы языка двига­тельными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений.

Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: 1) дыхатель­ного; 2) голосового; 3) артикуляционного (или звуковоспроизводящего).

В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей (рис. 12). Роль дыхательного отдела в речеобразовании человека один к одному напоминает роль мехов духового музыкального инструмента – органа. Это – поставщик воздуха для звукообразования, поскольку речевые звуки с физической точки зрения есть не что иное, как механические колебания выдыхаемого воздуха различной частоты и силы, возникающие в последующем периферическом отделе речевого аппарата – голосовом.

Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками (рис. 13–14). Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худых людей.

Сверху гортань переходит в глотку, снизу – в дыхательное горло (трахею) – (рис. 10). В глотке скрещиваются два пути – дыхательный и пищеварительный. Роль «стрелок» на этом скрещивании играют мягкое нёбо и надгортанник (рис. 15).

Мягкое нёбо служит продолжением твёрдого нёба кзади; оно представляет собой мышечное образование, покрытое слизистой оболочкой. Задняя часть мягкого нёба носит название нёбной занавески . При расслаблении нёбных мышц, нёбная занавеска свободно свисает вниз, а при их сокращении (что наблюдается при акте глотания) – поднимается кверху и кзади, перекрывая вход в носоглотку. В середине нёбной занавески имеется удлинённый отросток – язычок.

Надгортанник состоит из хря­щевой ткани, имеющей форму язычка или лепестка. Передняя поверхность его обращена к языку, а задняя – к гортани. Надгортанник служит как бы клапаном: опускаясь при глотательном движении, он закрывает вход в гортань и предохра­няет её полость от попадания пищи и слюны (рис. 15).

У детей гортань мала и растет в разные периоды неравномерно. Заметный рост её происходит в возрасте 5-7 лет, а затем – в пубертатный пери­од: у девочек в 12-13 лет, у мальчиков в 13-15 лет. В это время размеры горта­ни у девочек плавно увеличиваются на одну треть, а у мальчиков этот процесс носит «взрывной» характер: начинает быстро обозначаться кадык, а существенно (на 2/3) увеличившиеся голосо­вые складки приводят к «смене голоса» – изменению его тембра.

Рис. 15. Положение мягкого неба и надгортанника

При дыхании (А) и глотании (Б)

1 – мягкое нёбо; 2 – надгортанник; 3 – трахея; 4 – пищевод

мышцы, натягивающие голосовые связки щито-черпаловидная (или голосовая перстне-щитовидная мышцы. Первые, вместе с покрывающей их слизистой оболочкой, образуют истинные голосовые связки (складки), между которыми находится голосовая щель . При сокращении щито-черпаловидной мышцы голосовые связки натягиваются и, увеличиваясь в поперечнике, несколько су­живают голосовую щель. При сокращении перстне-щитовидной мышцы, за счёт наклонения щитовидного хряща, также происходит натяжение голосовых связок;

– в группу мышц, расширяющих голосовую щель , входит только одна мышца – задняя перстне-черпаловидная, называемая для крат­кости просто задняя мышца гортани. При своем сокращении она поворачива­ет черпаловидные хрящи вокруг вертикальной оси, вследствие чего голосовые отростки этих хрящей вместе с прикрепленными к ним задними концами истинных голосовых связок расходятся в сторо­ны и раскрывают голосовую щель (рис. 17);

– в группу мышц, суживающих голосовую щель , входят: боковая перстне-черпаловидная мышца, служащая антагонистом задней мышцы, и поперечная черпаловидная, или просто поперечная мышца, являющаяся единственной непарной мышцей гортани. При своем сокращении она сближает черпаловидные хрящи между собой, способствуя тем самым замыка­нию голосовой щели. Действие этой мышцы дополняется правой и левой косыми черпаловидными мышцами, перекрещивающимися между собой.

Иннервация гортани осуществляется чувствительной и двигательной ветвями блуждающего нерва.

Артикуляционный отдел. Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, осталь­ные – неподвижными (рис. 18).

Главным органом артикуляции является язык. Язык – массивный мышеч­ный орган. При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость. Передняя часть языка подвижна, задняя фиксирована и носит название корня языка. В подвижной части языка различают кончик, передний край (лезвие), бо­ковые края и спинку. Сложно переплетенная система мышц языка (рис. 19), разнообразие точек их прикрепления, обеспечивают возможность в больших пределах изменять форму, положение и степень напряжения языка. Это играет не только большую роль в процессе произношения звуков речи, так как язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных), но и обеспечивает про­цессы жевания и глотания.

Мышцы языка (рис. 19) делят на две группы. Мыш­цы одной группы начинаются от костного скелета и заканчиваются в том или ином месте внутренней по­верхности слизистой оболочки языка. Эта группа мышц обеспечивает движение языка как це­лого. Мышцы другой группы обоими свои­ми концами прикрепляются к раз­личным участкам слизистой оболочки и при сокращении изменяют форму и положе­ние отдельных частей языка. Все мыш­цы языка парные.

К первой группе мышц языка отно­сятся:

1) подбородочно-язычная мышца – выдвигает язык вперед (высовывание языка изо рта);

2) подъязычно-язычная – осаживает язык книзу;

3) шило-язычная мышца – являясь антагонистом первой (подбородочно-язычной), она втягивает язык в полость рта.

Во вторую группу мышц языка входят:

1) верхняя продольная мышца – при сокращении укорачивает язык и загибает его кончик кверху;

2) нижняя продольная мышца – сокращаясь, сгорбливает язык и заги­бает кончик его книзу;

3) поперечная мышца языка – умень­шает поперечный размер языка (суживает его и заостряет).

Двигательную иннервацию язык получает от подъязычного нерва (XII пара черепно-мозговых нервов), чувствительную – от тройничного, вкусовую – от языкоглоточного (IX пара).

Слизистая оболочка нижней поверхности языка, переходя на дно полости рта, образует по средней линии складку – так называемую уздечку языка. В некоторых случаях, уздечка, оказываясь недостаточно эластичной или слишком короткой, ограничивает движения языка, затрудняя его артикуляцию.

Важная роль в образовании звуков речи принадлежит также нижней челюсти, губам, зубам, твердому и мягкому нёбу, альвеолам. Ар­тикуляция и состоит в том, что перечисленные органы образуют щели, или смычки, возникающие при приближении или прикосновении языка к нёбу, аль­веолам, зубам, а также при сжатии губ или прижатии их к зубам.

Формирование речевых звуков в значительной мере зависит и от артикуляции губ, обеспечиваемой частью аппарата лицевых мышц (рис. 20).

Кроме круговой мышцы рта , которая расположена в толще губ и при своем сокращении прижимает губы друг к другу, вокруг рото­вого отверстия расположены многочисленные мышцы, обес­печивающие разнообразные движения губ: мышца, поднимающая верхнюю губу, малая скуловая мышца, большая скуловая мышца, санториниева мышца смеха и др. К системе мышц, изменяющих форму ротового отверстия, сле­дует отнести также группу жевательных мышц. Например, жевательная и височная мышцы подни­мают опущенную нижнюю челюсть;крыловидные мышцы, сокра­щаясь одновременно с обеих сторон, выдвигают челюсть вперед, а при их сокращении на одной стороне челюсть движется в противоположную сторону. Опускание нижней челюсти при открыва­нии рта происходит главным образом в силу её собственной тяже­сти (жевательные мышцы при этом расслаблены) и, отчасти, вслед­ствие сокращения шейных мышц.

Мышцы губ и щек иннервируются лицевым нервом, а жевательные мышцы получают иннервацию от двигательного корешка тройничного нерва.

Звучащая речь является результатом последовательного взаимодействия четырех артикуляционных процессов:

1) формирования воздушной струи, которая образуется в тот момент, когда воздух с силой выталкивается из легких;

2) процесса фонации (звучания), когда воздушный поток начинает вибри-ровать, проходя через голосовые связки;

3) процесса собственно артикуляции, когда вибрация в струе воздуха обретает особую форму благодаря резонаторам, сформированным в ротовой
и носовой полостях органами артикуляции;

4) распространения воздушной волны особой формы в окружающую среду.

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе вы­доха, при этом в процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции. Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда чело­век молчит. Понятно, что для более длительного выдоха необходим и больший запас воздуха. Поэтому в момент речи значительно увеличивается объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (примерно в 3 раза). Вдох при речи становится более ко­ротким и более глубоким, выдох намного (в 5-8 раз) длиннее вдоха (в то время как вне речи продолжи­тельность вдоха и выдоха примерно одинакова) и осуществляется при активном участии выдыхатель­ных мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц). Это обеспечи­вает его наибольшую длительность и глубину и, кроме того, увеличивает давле­ние воздушной струи, без чего невозможна звучная речь. Кроме того, в момент речи чис­ло дыхательных движений вдвое меньше (8-10 в мин), чем при обычном (без речи) дыхании (16-20 в мин).

Особенности речевого дыхания более наглядно представлены в табл. 1.

Таблица 1

Особенности речевого дыхания

При обычном дыхании голосовая щель широко раскрыта и имеет форму равнобедренного треугольника. Вдыхаемый и выдыхаемый воздух при этом без­звучно проходит через широкую голосовую щель. При фонации же (звукопроизнесении) голосовые складки находятся в сомкнутом состоянии (рис. 21). Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые го­лосовые складки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а также под действием гортанных мышц, суживающих голосовую щель, голосовые складки возвращаются в исходное, т. е. срединное положение, с тем, чтобы в результате продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны и т. д. Смыкания и размыкания продолжаются до тех пор, пока не прекратится давление голосообразующей вы­дыхательной струи. Таким образом, при фонации происходят колебания голосо­вых складок. Эти колебания совершаются в поперечном, а не в продольном на­правлении, т. е. голосовые складки перемещаются кнутри и кнаружи, а не кверху и книзу.

Однако одна гортань не может создать специфического речевого звука; он образуется не только в гортани, но и в так называемых резонаторах , формирующих громкость и отчетливость речевых звуков.Резонаторы расположены в надставной трубе – отделе дыхательно-пищеварительного тракта, расположенном выше гортани: глотке, ро­товой и носовой полостях. Изменения формы и объема надставной трубы создают явления резонанса, в результате чего одни обертоны рече­вых звуков усиливаются, другие – заглушаются. Таким образом, возникает специфический речевой спектр звуков, отличающийся силой, высотой и тембром.

Сила голоса зависит в основном от амплитуды (размаха) колебаний голо­совых складок, которая определяется величиной воздушного давления, т. е. си­лой выдоха, а также влиянием резонаторных полостей надставной трубы, которые являются усилителями звука.

Величина и форма резонаторных полостей, а также особенности строения гортани влияют на индивидуальную «окраску» голоса, или тембр. Именно бла­годаря тембру мы различаем людей по голосу.

Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых складок, а она, в свою очередь, зависит от их длины, толщины и степени напряжения. Чем длиннее голосовые складки, чем они толще и чем меньше напряжены, тем ниже звук го­лоса. Кроме того, высота голоса зависит от давления воздушной струи на голо­совые складки, от степени их натяжения.

Особенность надставной трубы голосового аппарата человека, по сравнению, например, с надставной трубой духового музыкального инструмента – органа, состоит в том, что она не только усиливает голос и придаёт ему индивидуальную окраску (тембр), но и служит местом образования звуков речи.

В русском языке достаточно богатая система фоне­тических средств – 42 самостоятельных звукотипа с выделением 6 гласных, а также 36 сонорных и шумных, звонких и глухих согласных. При произношении русских звуков практически не задействованы гортань и гортанная часть глотки (как это имеет место в кавказских языках), зубо-губные сочетания (типичные для английско­го языка), а также звуки-дифтонги, двойные гласные, среднее между а и е (типичные для прибалтийских языков). Впрочем, если учесть, что существуют языки с очень лаконичной системой речевых звуков (до 15 – в языках некоторых африканских народов), то русская фонетическая система может считаться достаточно богатой.

При образовании звуков речи надставная труба выполняет функ­цию шумового вибратора (функцию звукового вибратора выпол­няют голосовые складки, которые находятся в гортани). Шумовым вибратором являются щели между губами, между языком и зу­бами, между языком и твердым нёбом, между языком и альвеолами, между губа­ми и зубами, а также прорываемые струей воздуха смычки между этими органа­ми, которые создаются разнообразными движениями языка и губ. При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные, т. е. образующиеся без участия голоса, а при од­новременном включении тонового вибратора (колебаний голосовых складок) об­разуются звонкие (образующиеся при помощи шума и в сопровождении голоса), и сонорные (образуемые при помощи голоса, при слабо выраженном шуме – м, н, л, р ) согласные.

Большинство не сонорных согласных распределяются парами «звонкие–глухие»: п–б , ф–в , ш–ж и др. Непарными глухими являются х , ц , ч , щ , а непарным звонким – j (йот).

Деятельность активных органов произношения (нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба) называется артикуляцией и обеспечивает образование собственно звуков речи . Ротовая полость и глотка принимают участие в произнесении всех звуков русского языка и каждому гласному звуку соответствует особое расположение активных органов произношения – языка, губ, мягкого нёба. Например, при произнесении звука а ротовая полость расширяется, а глотка сужается и вытягивается. При произнесении же звука и, наоборот, ротовая полость сжимается, а глотка расширяется. В результате, один и тот же звук, возникший в гортани, приобретает в надставной трубе, главным образом – в ротовой полости, характерную для того или иного гласного звука окраску. При этом движения языка вперёд и назад, большее или меньшее его поднятие к определённой части нёба, изменяют объём и форму резонирующей полости. Губы, вытягиваясь вперёд и округляясь, образуют отверстие резонатора и удлиняют резонирующую полость.

Если у человека правильное произношение, то носовой резона­тор участвует только в произнесении звуков м и н и их мягких вариантов. При произнесении остальных звуков нёбная занавеска, образуемая мягким нёбом и маленьким язычком, закрывает вход в полость носа и он не участвует в звукообразовании.

Итак, первый отдел периферического речевого аппарата служит для пода­чи воздуха, второй – для образования голоса, третий является резонатором, кото­рый дает звуку силу и окраску и, таким образом, образует характерные звуки на­шей речи, возникающие в результате деятельности отдельных активных органов артикуляционного аппарата. Но для того, чтобы было осуществлено произношение слов в соответствии с задуманной информацией, в коре головного мозга производится отбор команд для организации речевых движений. Эти команды носят название артикуляторной программы, которая реализуется в исполнительной части речедвигательного анализатора – в дыхательной, фонаторной и резонаторной системах. Речевые (артикуляторные) движения осуществляются настолько точно, что в результате воз­никают определенные звуки речи и формируется устная (или экспрессивная) речь.

Как уже указывалось, звукопроизношение у человека связано с функцией дыхания, голосообразования в гортани и надставной трубе и правильным воспроизведением артикуляторной программы органов произношения. Нашей задачей является рассмотрение тех патологических процессов, которые представляют интерес для педагогов, то есть, главным образом, стойких изменений в строении и функциях речевых органов, приводящих к нарушению голосо- и речеобразования. При этом мы не склонны затрагивать рассмотрение патологии центральных механизмов речи, поскольку это – предмет и задача курса невропатологии.

3.3.1. Основные виды речевых нарушений. Расстройства речи, при которых вследствие поражения корковых отделов речевого анализатора частично или полностью утрачивается возможность пользоваться словами для выражения мыслей и общения с окружающими людьми, называются алалией.

Одной из форм алалии является афазия, когда органические нарушения речи коркового происхождения наблюдаются на фоне сохранённой функции артикуляционного аппарата, зрения и слуха (больной мог мы говорить, но не «умеет»).

Афазия центрально-коркового происхождения, но функционального характера (истерического происхождения, или на фоне сильного эмоционального стресса), носит название логоневроза и проявляется в формеанартрии (потери речи), или дизартрии (нарушений речи, обусловленных расстройством артикуляции, затруднениями в произношении речевых звуков из-за пареза, спазма и других нарушений речевой мускулатуры). Дизартрии могут наблюдаться и при локализации поражения мозга в области структур, обеспечивающих речедвигательный механизм речи.

Дислалия – разновидность дизартрического нарушения звукопроизношения. Нарушения звукопроизношения при дислалии связаны с аномалией строения артикуляционного аппарата, либо особенностями речевого воспитания. В связи с этим различают механическую и функциональную дислалию. Механическая (органическая) дислалия связана с нарушением строения артикуляционного аппарата: неправильный прикус, неправильное строение зубов и т. д. Функциональная дислалия связана с неправильным речевым общением в семье.

Ринолалия – нарушение звукопроизношения и тембра голоса, связанное с конкретным врождённым дефектом строения артикуляционного аппарата (расщелиной нёба и пр.).

Заикание(логоневроз) – нарушение плавности речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата.

Нарушения голоса – это отсутствие или расстройство голосообразования (фонации) вследствие патологических изменений голосового аппарата. Различают частичное нарушение голоса – дисфонию и полное отстутствие – афонию .

Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами дислексия и дисграфия . Причины связаны с нарушением взаимодействия различных анализаторных систем коры больших полушарий.

3.3.2. Патология дыхательного отдела речевого аппарата в основном связана с врождёнными и приобретенными изменениями воздухопроводящих путей, особенно в тех отделах, которые связаны с речевой функцией (гортань, органы надставной трубы). Однако нельзя не отметить «дыхательный» след в патологии звуковоспроизведения у лиц с выраженными степенями дыхательной недостаточности, в силу самых различных причин (астматический статус, ранения лёгких и пр.), когда возможности звукоартикуляции сохранены в полном объёме.

Врождённые аномалии верхних дыхательных путей встречаются сравнительно редко и могут проявляться частичной или полной атрезией (заращением) носовых ходов или хоан (отверстий, соединяющих полость носа с полостью глотки), что затрудняет прохождение воздуха в полость носа. К аномалиям, затрудняющим носовое дыхание, могут быть отнесены: искривление носовой перегородки, последствия травматического повреждения носовых костей, инородные тела (обычно, у детей, и часто длительно не диагносцируемые), острый ринит (насморк), сопровождаемый закладыванием носа, хронический ринит, имеющий частым исходом атрофические или гипертрофические изменения слизистой носа и лимфоидной ткани (гипертрофия аденоидов, нёбных миндалин), фиброма (полипы) носа, паралич мягкого нёба и др. Однако эти аномалии и формы патологии не могут повлиять на функцию голосообразования, поскольку речевое дыхание осуществляется через рот, но могут нарушать резонаторную функцию носа (гнусавость, невнятность речи, нарушение тембра голоса и пр.).

3.3.3. Патология голосообразующего аппарата. Голосообразование – приоритетная функция гортани. Аномалии развития гортани чаще всего связаны с отклонениями в строении надгортанника, но особого влияния на голосообразование дефекты надгортанника обычно не оказывают.

Очень редко наблюдается врождённая диафрагма гортани – тонкая перепонка между истинными голосовыми связками, или под ними, оставляющая небольшой просвет, через который проходит дыхательный воздух. Соответственно, прежде всего, отмечается большее или меньшее затруднение дыхания, охриплость и другие дефекты голоса.

Острое воспаление слизистой оболочки гортани (острый ларингит ) развивается чаще всего как часть разлитого поражения слизистой верхних дыхательных путей при гриппе или сезонном катаре верхних дыхательных путей. Возникновению воспалительного процесса в гортани способствует общее и местное охлаждение, а факторами риска являются курение и перенапряжение голоса. Болезнь проявляется в ощущении сухости, царапания в горле, затем присоединяется сухой кашель, голос становится хриплым, а иногда и пропадает (афония ).

У детей острый ларингит нередко сопровождается «ложным крупом» – значительным припуханием слизистой оболочки гортани над истинными голосовыми связками, что приводит к сужению дыхательной щели. У ребёнка появляется «лающий» кашель, а нередко и затруднённое дыхание в виде приступов удушья. Эти приступы, как правило, наступают внезапно и ночью, длятся 1-2 часа, после чего дыхание в большинстве случаев самостоятельно восстанавливается и ребёнок сразу чувствует облегчение. Иногда же требуется срочное врачебное вмешательство.

Главная опасность ложного крупа – не прозевать истинного дифтерийного крупа, с которым он очень схож симптомами.

Частые острые ларингиты, длительное голосовое перенапряжение приводят к постепенному развитию хронического ларингита , главным признаком которого является дисфония (изменение голоса) – от небольшого нарушения звучности голоса, до резкой охриплости и даже афонии. Сопутствующими симптомами являются чувство «першения», царапания в горле и сухой кашель.

При чрезмерном и длительном напряжении голоса на истинных голосовых связках могут образовываться так называемые узелки – ограниченные припухлости, расположенные симметрично на свободном крае истинных голосовых связок. Это препятствует их полному смыканию во время фонации. Между связками образуется щель, через которую происходит утечка воздуха, в результате чего голос становится хриплым. Узелки голосовых связок наблюдаются иногда у много и сильно кричащих детей, у певцов с непоставленным голосом, хористов, чрезмерно форсирующих голос при пении. Предрасполагающей причиной являются частые острые ларингиты.

Фиброма (полип) гортани представляет округлую опухоль с гладкой поверхностью, образующаяся, как правило, на одной из истинных голосовых связок, по её свободному краю. Её размер может быть от просяного зёрнышка до горошины. Препятствуя плотному смыканию связок, фиброма вызывает хрипоту голоса. Лечение – только хирургическое.

Папиллома гортани – доброкачественная опухоль, имеющая вид бугристых гроздьевидных наростов, похожих на цветную капусту, расположенных на истинных или ложных голосовых связках. Чаще встречается у детей от 2 до 8 лет, растёт медленно, приводя к прогрессирующей охриплости. В далеко зашедших случаях может наступить полная потеря голоса (афония) и развиться затруднение дыхания. Лечение хирургическое.

Рак гортани чаще наблюдается у людей