Андрей Бартенев - эпатажный художник, дизайнер, модельер, а также телеведущий. Российский создатель интерактивных инсталляций и скандальных перформансов. С 1996 года Андрей является членом Московского союза художников.

Биография

Биография Андрея Бартенева начинается в Норильске в 1965 году. С детства мальчик тянулся к творчеству: он мечтал обучиться игре на пианино, но поскольку Бартеневы жили крайне скромно, такой дорогостоящий инструмент они не могли себе позволить. Семья жила в маленькой комнате провинциальной коммунальной квартиры. Но тяга к прекрасному у Андрея никуда не пропала: он начинает рисовать, лепить, создавать коллажи и занимается другим творческим досугом.

Окончив 10-й класс в 16 лет, Андрей Бартенев покидает родной город и отправляется на учебу в Краснодарский институт искусств, где спустя несколько лет получает профессию театрального режиссера. Юг поразил художника своим теплом и буйством красок - на контрасте с холодным северным Норильском с его полярными ночами, вечными снегами и таинственным северным сиянием в небе Краснодар показался настоящим тропическим раем. Это немало повлияло не только на восприятие мира Андрея Бартенева, но и на восприятие цвета и живописи в целом. Его творчество стало чем-то большим, чем просто написание картин. Андрей сосредоточился на динамике в своих работах, что стало для него выигрышным в дальнейшем - на удачу это совпало с идеями эпохи, в которую художник органично влился.

Москва: первые успехи

Уже в 20 лет молодой человек отправляется в Москву по личному приглашению Жанны Агузаровой и ее директора. Попав в столицу, уже состоявшийся молодой художник Андрей Бартенев начинает активно сотрудничать и общаться с различными молодыми коллективами в разных сферах искусства и творчества. В этот период он ставит свои первые перформансы, которые моментально привлекли внимание не только именитых критиков, но и простых зевак, ранее не слышавших о юном даровании.

Позднее в галерее «Марс» Бартенев выставляет первые серьезные работы вместе со своим товарищем Петлюрой. В список работ Андрея Бартенева входят «Великая корякская чайка» и «Буйство на горе Ана-Дырь под пение никитинских рыбок». В то же время авторское представление «Ботанический балет» имело столь громкий успех, что Андрей едет на фестиваль в Ригу, где получает Гран-при за свой перфоманс.

Мировое внимание

Зарубежная пресса 90-х годов с любопытством наблюдала за развитием творчества эксцентричного русского. Европа была в восторге от его стиля проведения представлений, который напоминал произведения эпохи русского авангарда и футуризма. Но не только зарубежье заметило талант дерзкого автора - в 1996 году Бартенева принимают в Союз московских художников.

В 2000-х Андрея Бартенева пригласил поработать в центр Watermill в Хэмптонсе сам создатель этой организации - Роберт Уилсон. В США Андрей продемонстрировал одну из своих самых узнаваемых работ - «Лестница красного». В этом шоу приняли участие настоящие оперные вокалисты и оркестранты, но вместо музыкальных инструментов они использовали пустые жестяные банки. Кроме того, исполнители с балкона на сцену кидали макароны, что произвело особое впечатление на зрителей.

На Западе искусство перфоманса выделилось в отдельную дисциплину. Российский дизайнер смог найти единомышленников среди представителей зарубежной художественной элиты. Среди его друзей - такие яркие личности, как Кельвин Кляйн, Пако Робанн, Зандра Роуз, Эндрю Логан, Роберт Уилсон, Жан-Поль Готье и многие другие.

Бартенев-учитель

Сам Бартенев считает, что он прирожденный педагог: почти в самом начале своей творческой деятельности он получил своих первых учеников. Возможно, этому поспособствовал его опыт работы пионервожатым в детских лагерях. Андрею всегда удавалось налаживать социальные контакты и находить общий язык практически с каждым, кого он повстречает. Ученики Бартенева сейчас получают высокие оценки современников, работают артистами и сценографами в известных коллективах США и Европы.

Творчество

Свои картины Андрей Бартенев пишет в смешанных техниках, прибегая к декупажу, графике, пастельной живописи, коллажу. Среди самых известных работ художника - «Автопортрет в свадебном наряде райской птицы», «Спокойствие двух клоунесс», «Девочка с двумя фейерверками», «Портрет в сапогах», «Автопортрет в роли Арнольда Нижинского», «Я фей, я фей прекрасный». Стилистически его картины склонны к крайней степени абстракции, а скульптуры и вовсе сводят с ума простого обывателя.

Однако по-настоящему широко художник проявляет себя создавая зрелищные представления. Среди самых известных его перфомансов - «Фауст», «Снежная королева», «Нижнее белье для Африки», «Спящие красавицы». Также Андрей взял на себя роль организатора фестиваля иллюстрации «Институт улыбки», а также выставки «Люби кутюр!». Его представления всегда имели громкий успех, приковывая к себе любопытные взоры художественных критиков и простых любителей искусства.

Драматический театр

Такая разносторонняя творческая личность, как Андрей Бартенев, не могла не попробовать себя в качестве театрального актера. Еще в начале 2000-х, будучи на резком взлете своей карьеры, он поучаствовал в постановке Shlem.com, воссозданной по роману небезызвестного и также крайне эксцентричного писателя Виктора Пелевина. В данном экспериментальном спектакле авторы поставили перед собой цель соединить само представление с видеопроекцией и общением зрителей в интернет-пространстве. Постановка приняла участие в Фестивале современного искусства NET, но шоу не возымело ожидаемого успеха и не впечатлило критиков. Однако это событие показало Бартенева как художника, который находится в непрерывном поиске новых средств самовыражения и неочевидных форм искусства.

Модельер

Большинству российских зрителей художник знаком как эпатажный дизайнер Андрей Бартенев, нередко мелькающий в СМИ в своих ярких и удивительных нарядах. Андрей регулярно участвует в светских мероприятиях, где появляется в необычных костюмах. Его можно встретить в костюме гигантской ягоды или фантастическом костюме, напоминающем облик инопланетянина. Обладатель высокого роста (184 см), художник выглядит значительно моложе своих лет, чем активно пользуется, являясь прекрасной моделью для своих авторских экспериментальных нарядов. Но как бы странно ни выглядел Андрей в своих удивительных костюмах, это всегда смотрится безупречно стильно, хотя и категорически непривычно. Словно сошедший со сказочно-футуристических иллюстраций, Бартенев приковывает взгляды, разбивая вдребезги привычную картину обыкновенного мира. Возможно, именно поэтому Андрей Бартенев в «Модном приговоре» стал одним из временных ведущих - за необыкновенно тонкое чувство прекрасного и смелый подход к обыденным вещам.

Личная жизнь

Личную жизнь Андрей Бартенев тщательно скрывает. В некоторых интервью он, однако, высказывается о том, что в параллельном мире у него есть дружная и крепкая семья, состоящая из трех мужей и одной жены. Сложно понять, шутит художник или говорит всерьез - с такими оригинальными личностями вообще зачастую непросто разобраться, что к чему. Но что касается детей, отпрысков у него нет даже в этой «параллельной реальности». Возможно, это потому, что и сам модельер в душе остается ребенком. Говоря о реальной семье: не так давно Бартенев потерял маму, которая была самым близким ему человеком. Эту утрату художник переживал тяжело, но с присущей ему долей горького оптимизма и светлым взглядом в дальнейшее будущее.

Бартенев сейчас

В наши дни художественные акции Бартенева проводятся в столице, в основном в развлекательных центрах. Эксцентрик выбрал в свои инструменты буйство красок, множество ярких воздушных шаров и различных световых эффектов. Все работы Бартенева, в особенности самые свежие, наполнены радостью и позитивными эмоциями. Костюмы последних перформансов отличаются скромностью и простотой - они призваны в первую очередь не мешать свободному передвижению актеров.

В 2016 году Андрей провел несколько акций: «Дайте любви!», «Портреты счастливых людей», «Ногами - в воде, головой - в облаках». Эти представления возымели громкий успех и максимальную отдачу зрителя.

В начале 2017 года зрители первого канала были обрадованы новостью, что новым ведущим программы «Модный приговор» станет именно Андрей Бартеньев, который придет на смену Александру Васильеву. Но Андрея взяли лишь в качестве временного ведущего, однако он успел собрать несколько замечательных образов и помог личностно раскрыться участникам шоу.

Эксцентричный модельер и дизайнер, художник и актер, педагог и автор замечательных статей об истории искусства, Андрей Бартенев не просто эпатирует публику, но и вкладывает глубинный смысл в свои работы. Ко вкусам художника в выборе нарядов можно относиться по-разному, но глупо отрицать, что, так или иначе, ему присуще неповторимое чувство стиля, на грани с инопланетным, неземным. Как бы то ни было, Андрей продолжает творить, делая упор на исключительно положительном впечатлении, за что стоит его поблагодарить: в этом порой мрачном мире такая сумасшедшая толика радости способна не только встряхнуть и ободрить, но и заставить поверить в то, что мир не так однообразен и скучен, как казалось ранее.

Андре́й Барте́нев (род. 1969, Норильск) - российский художник, скульптор, экспериментатор и создатель многих провокационных, интерактивных инсталляций и перформансов. Один из самых востребованных в мире современных российских художников

Биография

Родился в 1969 году в Норильске . В детстве мечтал учиться играть на пианино, но, к сожалению, Бартеневы жили очень скромно и подобной роскоши позволить себе не могли. Когда Андрею исполнилось 16 лет, он покинул родной Норильск и поступил учиться в Художественный институт Краснодара. Там он получил профессию театрального режиссера. Его художественная карьера началась в Москве в конце восьмидесятых.

Творчество

Первого успеха Андрей Бартенев добился в 1992 году, благодаря своему перфомансу «Ботанический балет». Эта работа получила Гран-При на рижском фестивале. В 1996 году Бартенев становится членом Союза художников города Москва.

Наибольшей популярностью пользуются перфомансы Бартенева, яркие и необычные. При всей кажущейся спонтанности и беспорядочности шоу Бартенева, их внутренняя форма и динамика всегда тщательно отработаны.

Бартенев создает абсурдные, капризные, пикантные, провокационные, карнавальные фантазии. Они вдохновляются мифологией искусства, мечтами ученых, с помощью порно-аниме. Художник в своих диких костюмах и гриме сам по себе является арт-объектом. Таким образом, Бартенев продолжает и развивает идеи русского футуризма .

Бартенев известен и как создатель костюмов для театральных спектаклей. Ему принадлежат костюмы для постановки «Синей птицы » Мориса Метерлинка в Нью-Йорке , спектаклям Елизаветы Бам в Москве и сэра Питера Максвелл Дэвиса в Гамбурге. Автор театрализованных представлений для Watermill Center Роберта Уилсона в США.

В 2008 году работы Бартенева были представлены в американском художественном музее Visionary в Балтиморе и Национальном клубе искусств в Gramercy Park в Нью-Йорке.

В 2009 году он организовал и курировал Третий Международный фестиваль Иллюстрации (Москва), провёл семинары в Международной летней академии в Domaine де Boisbuchet, Центре Жоржа Помпиду, в международном Центре де Recherche и пр.

В 2012 году Бартенев сделал дизайн для выставки сокровищ в Королевской библиотеке, Дания.

В 2017 году Андрей Бартенев пробовал себя в новой роли, становясь временным ведущим телешоу «

Родился в 1969 г. в г. Норильске. Окончил Краснодарский художественный институт. С 1996 г. - член Московского Союза художников. Работы А.Бартенева неоднократно выставлялись в крупнейших музеях современного искусства за рубежом, находятся в российских и зарубежных галереях, частных и корпоративных собраниях:Расо Rabanne, Andrew Logan, Brian Eno, Zandra Rhodes, Zimmerli Museum Collection, New Jersey, Новая Академия Тимура Новикова, Спб, Музей уникальных кукол, Москва, Музейный комплекс Царицино, Москва. - художник, график, дизайнер, модельер, автор ряда известных скульптурных перформансов, таких как «Гоголь-моголь, или приключения невидимых червячков в России», в котором были полностью воплощены арт-идеи о падающей скульптуре, «Ботанический Балет», «Снежная королева», «Минеральная вода», «Королевская семья возвращается», «Охота на нерпу» в Manhattan Express и других. Художник, работающий в жанре зрелищного синтетического перформанса. Работы Бартенева неоднократно выставлялись в крупнейших российских и зарубежных музеях, его произведения находятся в лучших собраниях современного искусства по всему миру. Выступал в роли соавтора проектов с выдающимися художниками и режиссерами современности, среди которых Эндрю Логан и Роберт Уилсон. Любые попытки вписать произведения Бартенева в границы одного из жанров - мода, скульптура, театр, contemporary art, терпят фиаско, потому художник принимает условия существования в междисциплинарном пространстве как неизбежное следствие творческой свободы. «Искусство для меня - это единый поток, и мне все равно, в какие формы он выливается». Его лозунг: "Мне близко не пассивное, а активное проживание жизни. В ходе постоянного внутреннего эксперимента происходят неожиданные вещи - столько всего фантазируется и эмоционируется. Складывается ощущение, что находишься внутри огромного водяного, летящего вверх потока. Он проходит через тебя, а ты успеваешь фиксировать лишь малую его часть. Когда мне кажется, что мои силы и идеи иссякают, это обманчивое впечатление. Когда я продолжаю опыт, надеясь повторить его в новом качестве, он всегда повторяется иначе - в новом качестве эмоции. Этот поток, летящий вверх (а не падающий вниз мертвым грузом), поражает своей нескончаемостью".

Российский художник, модельер, скульптор стал известен благодаря своим провокационным перформансам и интерактивным инсталляциям, а еще необычным костюмам, которые сложно назвать простой одеждой. Наверняка, нет ни одного человека, который хотя бы раз не удивился, глядя на его яркие невообразимых расцветок костюмы, которые дизайнер, нередко демонстрирует на себе, привлекая всеобщее внимание.

Несмотря на то, что он фигура достаточно заметная в столичной тусовке, о его личной жизни и биографии почти ничего неизвестно - эти сферы художник предпочитает держать в тайне.

Биография Андрея Бартенева

Бартенев родился в 1965 году далеко от российской столицы - в северном Норильске в простой рабочей семье, а его детство прошло в обычной советской коммуналке. Из-за стесненных жилищных условий Андрею не удалось осуществить свою детскую мечту - научиться играть на фортепьяно, поскольку разместить инструмент в небольшой комнате было просто невозможно.

В шестнадцать лет Андрей уехал в Краснодар и поступил в Художественный институт, окончив который, получил специальность театрального режиссера. Из Краснодара Андрей перебрался в Сочи, где познакомился с Жанной Агузаровой, директор которой Сергей Гагарин посоветовал ему отправляться в Москву, что он и сделал, и дальнейшее развитие его творческая биография получила в российской столице, где он быстро заинтересовал публику своими необычными творениями.

В качестве материалов для своих первых произведений Андрей Бартенев использовал светодиоды, которыми подсвечивал инсталляции из стеклянных банок и пластиковых бутылок. В 1992 году он получил свою первую награду - Гран-При за представленную на фестивале авангардной моды в Юрмале композицию «Ботанический балет», а через четыре года был принят в члены Союза художников Москвы.

Его первый выезд за границу состоялся в 1993 году - на арт-фестиваль во Франкфурт-на-Майне, и после этого Бартенев стал завсегдатаем многих европейских выставок и фестивалей, куда периодически вывозит свои скульптуры и картины.

В начале нулевых Андрей Бартенев поехал в США, чтобы работать и творить в центре Watermill в Хэмптоне. В настоящее время Андрей читает лекции в российских и европейских учебных заведениях, сотрудничает с такими известнейшими представителями мировой моды, как Жан-Поль Готье, Кельвин Кляйн, Роберт Уилсон и многими другими.

Картины и костюмы Андрея Бартенева

Произведения Бартенева отличает буйство красок, а его картины представляют собой не застывшую на полотнах реальность, а воплощение постоянного движения. Свои первые работы - «Буйство красок на горе Ана-Дырь под пение никитинских рыбок» и «Великая корякская чайка» Андрей создал вместе с Петлюрой и представил в галерее «М’АРС».

Одну из своих известнейших работ, Андрей Бартенев создал в центре Watermill - это было целое представление под названием «Лестница красного», в котором были задействованы музыканты и оперные певцы, а вместо традиционных музыкальных инструментов оркестранты использовали пустые железные банки. Во время представления прямо на сцену сбрасывались с балкона вареные макароны.

Из более поздних, но не менее знаменитых перформансов Бартенева - постановка «Снежная королева», в которой участвовали движущиеся скульптуры, украшенные разнообразными геометрическими фигурами ярких цветов, напоминающими палитру Малевича и Кандинского. Кроме того, российский художник создал такие далекие по стилистике от пределов реализма произведения, как «Автопортрет в свадебном наряде райской птицы», «Девочка с двумя фейерверками», «Портрет в сапогах», «Монпансье в зоопарке», «Я фей, я - фей прекрасный», а одна из них - «Спокойствие двух клоунесс», была приобретена на аукционе Сотбис в частную коллекцию в Торонто.

Андрей Бартенев работает в самых разнообразных жанрах - он известен своими работами в стилях декупажа, линейной графики, коллажа, инсталляции, пастели. На различных тусовках Андрей Бартенев неизменно появляется в костюмах собственного изготовления, привлекающими внимание необычными формами и яркими расцветками.

Он любит эпатировать публику, и его ни с кем не перепутаешь. Бартенев не раз говорил, что всегда одевается так, как хочет, хотя в России порой его яркая необычная внешность вызывает агрессию, и только за рубежом реакцией на его образы служит любопытная доброжелательность.

Художник любит устраивать выставки своих работ и фестивали в больших общественных пространствах - в торговых центрах, аэропортах, на стадионах. Так, в 2016 году Бартенев открыл выставку «Дайте любви!» в торгово-развлекательном центре Москвы Кунцево Плаза. Кроме того, в этом же году он провел выставки «Портреты счастливых людей», «Ногами в воде, головой в облаках», пользовавшиеся огромной популярностью у посетителей.

Личная жизнь Андрея Бартенева

Во всех интервью на вопросы о своей личной жизни Бартенев старается отшучиваться и не посвящать аудиторию в ее подробности. Известно, что в свои пятьдесят два года он ни разу не был женат, хотя говорит, что серьезные отношения у него случались. Андрей признается, что чем старше он становится, тем меньше у него шансов испытать сильное чувство, поскольку настоящая любовь - это удел молодых.

маргарита вирова

Кажется, ежедневно художник Андрей Бартенев успевает сделать примерно миллион вещей: он создаёт костюмы для театральных постановок, ставит перформансы и курирует фестивали, преподаёт на курсе , где помогает желающим понять основы современного искусства. Этой весной он примерил ещё и роль ведущего «Модного приговора», где произвёл фурор, призывая участников программы, в общем-то, не стесняться быть тем, кем хочется - и сам блистал в необычных, сложных и весёлых костюмах. Мы поговорили с Андреем Бартеневым, превращающим в акт искусства почти каждый свой выход, о свободе быть собой, красоте и эгоизме.

Если говорить об экспериментах с внешним видом, то все мои костюмы - это, конечно же, скафандры. Когда мы выходим в безвоздушное пространство - достаём один скафандр, попадаем в водную среду - достаём другой, в пустыне надеваем третий, в городе, перенасыщенном разными людьми, - четвёртый. Вот этим я и занимаюсь. Причём задача моих скафандров в том, чтобы либо защищать моё слабое человеческое тело, либо выявлять его сильные стороны, либо изменять его структуру. Я всегда это делал и всегда буду делать.

Процент людей, которые

имеют редкие представления

о прекрасном,

не меняется

Я не слежу за тем, что происходит в моде. Если и слежу, то лишь за небольшой группой европейских дизайнеров, а это всего лишь пять имён, которые мне любопытны. Но то, что я вижу, они практикуют вне каких-либо тенденций, то, что они создают, рассчитано на очень ограниченную аудиторию. И потом я же и сам могу всё это делать.

Я думаю, что воспринимать одежду и образ как способ самовыражения легче всего большим эгоистам. Для проявления мощности эгоизма требуется противопоставление себя окружающей среде, попадение в ситуацию, где ты отличаешься и отчуждаешься от общей массы.

А вот избавление от стереотипов зависит исключительно от вашей свободной воли - берите и избавляйтесь. Будьте не таким, как все, это намного проще, чем вы думаете, и намного легче, чем быть привязанным к тем страхам, которые вас сдерживают.

Я думаю, что нет никакого движения в сторону «некрасивости» - это скорее журналистский штамп. На самом деле все эти инопланетные, клоунские, странные образы были всегда. Просто медиа то подхватывают их на остриё новостей, то бросают. Соответственно, эта культура то возвращается, то исчезает. Я думаю, что процент людей, которые имеют такие редкие представления о прекрасном, не меняется. Просто любопытство и степень продаваемости информации меняется. Вот сейчас, наверное, это опять стало возможным продавать, и все стали об этом говорить. Конечно же, индустрия наших ухищрений, «самоуродования», тоже развивается. Но и раньше были другие фрики, всё-таки процент чудачества постоянен.

Эталоны красоты меняются, потому что наш мир меняется, а мы человеческая цивилизация: песни о красоте находятся в новых словах и новых мыслях. Если бы мы не находили новые способы рассказывать о красоте, то остановилась бы интеллектуальная эволюция. Поэтический, фантазийный мир нашего мышления всё время выдаёт нам новые версии понимания красоты. Новые звуки, слова, цифры. Почему нужны все музыканты, художники, литераторы? Потому что они должны написать свои рассказы о красоте, соответствующие эпохе, в которой они живут.

Со мной всё очень просто: диктат моего мышления гораздо сильнее диктата мнений. И своему внутреннему голосу я доверяю намного больше, чем хору внешних авторитетов. В конце концов, этот голос тебе даётся небом - и он звучит, а ты ничего не можешь сделать. И именно он является мерилом всех твоих поступков. Я не хотел делать то, что делали люди вокруг, намеренно шёл по пути отрицания и услышал, что нужно мне. Я сразу же понял, то, что осталось, - это моё, и этого не так уж мало, этого хватит на всю мою длинную жизнь.

Своему внутреннему голосу я доверяю намного больше,

чем хору внешних авторитетов

Для определённых людей мода является визуальным языком, который сигнализирует: «Я свой, прими меня в свою команду». Посмотреть хотя бы на художников, которые занимаются стрит-артом: они выглядят похоже, потому что они все из одной культурной ячейки. Так это и работает, мода существует для того, чтобы с помощью внешнего вида человек мог найти друзей, товарищей, которые его поймут. Одежда, конечно же, является языком так же, как граффити на городских стенах. Это нормально, и это знание, которым нужно пользоваться. Если же вы не хотите попасть в какую-то категорию, придумывайте себя сами. Я могу играть во всё что угодно, и мне это нравится. Я могу быть вне категорий - а могу быть в любой из них.