Предпосылки к образованию университета в Италии

В 476 году под ударами варварских племен германцев пала Западная Римская империя – центр не только политической, но и интеллектуальной жизни мира в эпоху античности. Собственно, этим событием история античности и заканчивается – начинается новая эпоха, получившая в исторической литературе название «Средневековья». Англичане называют Средневековье не иначе как dark ages, то есть, «темные века». Действительно, как писал великий советский историк Евгений Тарле, «700-800 лет, отделяющих Западную Римскую империю от эпохи Возрождения весьма скудны светящимися точками, маяками и центрами Просвещения». Эти слова в полной мере относятся и ко всей Европе, и к Италии.

Неправильно думать, что Италия полностью растеряла традиции Цицерона и Вергилия. Из деятелей VI-X веков можно вспомнить Кассидора, Боэция, папу Сильвестра, до принятия столь высокого сана являвшегося блестящим математиком Гербертом. Определенный подъем культурной жизни вызвало так называемое «каролингское Возрождение». Тем не менее, от былой славы науки и изящной словесности не осталось практически ничего.

Начало XI столетия радикально изменило такое положение дел. Объясняется это тем фактом, что в это время Италия стала ареной непримиримой борьбы между партиями гвельфов и гибеллинов – партиями Римского папы и императора Священной римской империи. Для подтверждения своих позиций обе стороны активно использовали произведения публицистических жанров. Такая полемика привела к оживлению интеллектуальной деятельности страны. Это, а также позиция церкви (клерикалы обнаружили нехватку в своих рядах мощных интеллектуалов и также поспособствовали университетскому буму) привело к появлению в Италии целого ряда высших учебных заведений.

Болонский университет

Болонский университет, официально считается первым университетом не только в Италии, но и в Европе. Болонья расположена в области Ломбардия. Ломбардские торговые города еще с давних пор отличались не совсем типичным для средневековья стремлением знатных и богатых горожан дать своим детям хорошее (по тем временам) образование. Согласно древней легенде, уже в 433 году император Феодосий основал в Болонье высшую юридическую школу. Правда, эта легенда не пользуется доверием у ученых: скорее всего она была придумана в XIII веке теми юристами, которые хотели того, чтобы часть основанного к тому времени университета принадлежала императорам Священной римской империи.

Поэтому по-настоящему первым, кто занялся в Болонье преподаванием, считается доктор права Пепо, известный в летописях как legis doctor. Его лекции, однако, не пользовались особой популярностью. Зато больших высот добился его последователь Ирнерий, открывший в 1088 году специальную Болонскую юридическую школу.

Лекции Ирнерия не замедлили принести школе скорую популярность. У него появилось множество учеников, среди которых особенно выделяются четыре доктора права: Бульгар Мартин, Гозиа, Гуг и Жак де-ла-Порте Ревенанте. Очень скоро болонские профессора приобрели широкую известность и приобрели преимущество над другими учеными городами. Есть несколько причин такого успеха. Во-первых, научные преимущества метода преподавания. Болонские юристы совершили переворот в изучении римского права: они изучали и преподавали его не как придаток к риторике, а как самостоятельный предмет, и притом не отрывочно, а в полном объеме. И во-вторых, покровительство германского императора Фридриха І, бывшего в то же время королем Ломбардии. Император был весьма заинтересован в поощрении занятий римским правом, на авторитет которого всегда можно было опереться в случае различных домогательств короны.

В 1158 г. Фридрих І торжественно дал согласие предоставить отныне всем, явившимся в Болонью, следующие льготы:

1. Свободно путешествовать по всем странам под эгидою его авторитета, без необходимости поэтому подвергаться всевозможным неприятностям, испытываемым иностранцами;

2. Подлежать в городе исключительно суду профессоров или епископа.

Местоположение Болоньи, ее здоровый климат, богатство города, сам его статус благодаря недавно полученной автономии – все это объясняет причины чрезвычайной популярности юридической школы. Наряду с молодежью, люди уже зрелого возраста, часто оставив на родине семью, занятие, почетное положение стремятся в Болонью, чтобы сделаться scolarii. Дети коронованных особ, и те посылались в этот город для изучения права и изящных искусств. Популярность школы объясняется также тем, что в недра "фельзинского храма премудрости", как величали Болонский университет во времена Ирнерия и Аккурсия, допускались и женщины и, что самое главное, не только к слушанию лекций, но и в качестве преподавательниц (лектрисс).

Наметилась также основная черта, отличающая всю средневековую университетскую историю: корпоративное, цеховое начало было так сильно в те времена, что и университет, в сущности, являлся двумя объединенными цехами. Оба этих цеха, "учащихся" и "учащих", в зависимости от нации и специальности входящих в них лиц, подразделялись на более мелкие категории. В Болонье, в частности, было четыре нации: кампанская, тосканская, ломбардская и римская. Собрание всех студенческих корпораций под общим статутом и составило к концу ХІІ века университет в Болонье. Университет этот, являющийся (наряду с парижским, основанным в ту же эпоху – 1200 г.), самым старинным в Европе, уже со дня своего образования имел две особенные черты, вытекающие из самих условий его образования:

1. Это не была ассоциация профессоров (universitas magistrorum), власти которых исключительно должны были подчиняться ученики. Напротив, это была ассоциация studenti (universitas scholarium), сама выбирающая руководителей, которым, в свою очередь, подчинялись профессора. Болонские студенты делились на две части: ультрамонтанов и цитрамонтанов, из которых каждая ежегодно избирала ректора; обе части участвовали в управлении университетом. Профессора выбирались студентами на определенное время, получали гонорар по условию и обязывались нигде, кроме как в Болонье, не преподавать. Находясь по статуту, таким образом, в зависимости от университета и будучи свободными лишь в руководстве занятиями студентов, они могли приобрести авторитет и влияние на слушателей исключительно своими личными качествами и педагогическими талантами.

2. В противоположность Парижскому, который был вначале посвящен единственно теологии, Болонский был юридическим. Изучение римского права, положившего начало университету, а также канонического, введенного в программу с ХІІ века, остались главными, если не исключительными, предметами университетского преподавания.

Медицина и свободные искусства преподавались в нем, действительно, в течение ХІІІ в. знаменитыми профессорами, но слушатели их, тем не менее, считались принадлежащими к юридическому факультету, и только в ХІV в. наряду с ними образовались два других факультета: медицины и философии, а также теологии.

Самым блестящим периодом болонской школы права был промежуток времени между началом ХІІ ст. и второй половиной ХІІ ст., охватывающий собой лекции Ирнерия и преподавание глоссаторства Аккурсием. В этот период нашел самое широкое и плодотворное применение, как в устном изложении, так и в сочинениях глоссаторов, новый метод обучения. В течение этого длинного периода самыми известными из глоссаторов, после упомянутых ранее четырех докторов, были: Плацентин, работавший главным образом над кодексом Юстиниана и основавший школу в Монпелье; Бургундио – один из немногих глоссаторов, знавших греческий язык; Рожер, Жан Бассиэн, Пиллиус, Азо (работы которого пользовались такой популярностью, что даже сложилась поговорка: “Chi non ha Azo, non vado a palazzo"; и, наконец, Аккурсий, самый знаменитый из глоссаторов.

Свою любовь к занятию юриспруденцией Аккурсий передал и своим детям, а дочь его Дота д’Аккорсо, удостоенная университетом степени доктора прав и допущенная к публичному преподаванию, была первой из женщин, упоминаемых в летописях университета.

В период наивысшего расцвета в Болонском университете права наряду с юриспруденцией начинают процветать и другие науки. Так, к тривиуму, комплексу наук раннего Средневековья, который состоял из грамматики, риторики и диалектики, прибавился в эту эпоху позднего Средневековья квадриум: арифметика, геометрия, астрономия и музыка плюс (чуть позднее) логика и математика. Процветают здесь и другие науки: философия, латинская и греческая литературы и медицина.

Однако за взлетом вскоре приходит и падение. Многое поспособствовало этому: борьба гвельфов и гибеллинов и, как следствие, участие самих профессоров университета в партийных распрях; постепенное подпадание профессоров под влияние городского муниципалитета, претендовавшего на регулирование профессорского преподавания, не считаясь с личными способностями преподавателя и с интересами науки. Таким образом, университет Болоньи постепенно утрачивал свое первенство в преподавании права. В довершение всего самые знаменитые легисты мало-помалу стали преподавать право уже в Пизе, Перузе, Падуе и Павии.

За время своего существования Болонская школа оказывала огромное влияние не только на Италию, но и на Западную Европу. Благодаря своим методам и доктрине, она в значительной степени обновила науку права и оказала на законодательство, учреждения и на сами идеи европейского общества огромное влияние, которое чувствовалось на протяжении всех Средних веков.

Болонский университет стал прообразом многих других подобных заведений в Европе. Даже более того, он стал "инициатором" образования многих юридических факультетов (университетов), как в Италии, так и за ее пределами. Профессора и студенты Болоньи рассеивались по Европе, распространяя науку, которую они сами получили там. Так, в Италии были образованы университеты в: Виченце (1203), Ареццо (1215), Падуе (1222). Во Франции же был основан университет в Монпелье (1137).

Образование Болонского университета 1158 г

Лимарев В.Н.

Средневековый квартал Болоньи. Болонский университет.

В центре итальянской Болоньи сохранился дух средневековья, на фоне ранних и поздних архитектурных нагромождений.

Древний римский акведук и современные новые постройки это ни лицо города, это вкрапление в архитектурный ансамбль древнего центра города.

История Болоньи:

С конца VI века до нашей эры Болонья, которая тогда называлась Фельсина, была столицей государства этрусков. От этой эпохи в городе и его окрестностях сохранились многочисленные этрусские некрополи (VI-IV века до нашей эры). С 189 года до нашей эры Болонья находилась под властью Рима. После падения Римской империи в городе побывали остготы, лангобарды, византийцы, франки. Император франков Карл Великий даровал Болонье права свободного города. С XI века Болонья - самоуправляемая городская коммуна. В XIII-XIV веках в Болонье, как и во многих других городах Северной Италии, развернулась кровопролитная борьба между гвельфами (сторонниками Папы Римского) и гибеллинами (сторонниками императора). В результате в 1511 году Болонья была включена в состав Папской области - теократического государства во главе с Папой Римским.

Город находился под властью пап до 1797 года, когда Болонью заняли наполеоновские войска. В том же году она вошла в состав зависимой от Франции Цизальпинской республики, а в 1805 году - в состав Итальянского королевства. По решению Венского конгресса 1814-1815 годов Болонья была возвращена папскому престолу.

В 1860 году город стал столицей области Романья в составе объединенной Италии.

Если Вы приехали в Болонью с целью познакомиться с городом на поезде, то не нужно искать тратить время на поиски транспорта, чтобы добраться до центра города, так как древняя Болонья находится рядом с вокзалом, вам только нужно ориентироваться на средневековые ворота Галльера, которые были входом в средневековый город.Пройдя через ворота, Вы упретесь в парк Монтаньола.

Зайдите в парк, там скульптурные композиции с русалками, эти скульптуры стали для меня истоком романистическое настроение, перед тем как я окунулся в атмосферу средневековой Болоньи. А затем, двигаясь по знаменитым галереям портикам (античные деревянные портики в домах римской эпохи, готические аркады, аркады эпохи Возрождения и периода барокко, практически все центральные улицы покрыты портиками, общая протяженность портиков 38 км.), вы дойдете до центра города.

Лично для меня центр города это две средневековые башни до небес, одна из них высотой почти 100 метров. В XII веке богатые семейства Болоньи вели соревнования – кто построит более высокую башню. Семейство Азинелли построило башню 97,2 метра, башня отклонилась от вертикали на 2,2 метра.

Это второе незабываемое впечатление от Болоньи, после скульптур парка Монтаньола.

Третье, огромный католический собор Церковь Святого Петрония – самая большая христианская базилика, построена базилика в конце 14 века.

Но об этих достопримечательностях Болоньи в справочниках упоминают реже, сосредотачивая внимание посетителей Болоньи на фонтане Нептуна; забавный фонтан, но не произвел на меня впечатление. Пишут много и о Болонском университете, старейшем в мире из ныне девствующих.

Болонский университет стал центром моего внимания.

Университет в Болонье возник на рубеже 10-11 века.В Болонье в 11 веке существовала «школа свободных искусств». (Семь свободных искусств: грамматика, риторика (умение составлять письма, юридические документы), диалектика, арифметика, астрономия (астрология), музыка, геометрия (фактически — география)

Позже под покровительство «императора священной риской империи германской нации» Фридриха 1 Барбароссы (1152-1190) университет стал учебным заведением, в котором делался упор на изучения права, включая риторики и римское право, т.е. болонский университет стал юридическим.

Медицина и свободные искусства преподавались, в нём в течение XIII столетия, но слушатели их, тем не менее, считались принадлежащими к юридическому университету, и только в XIV ст. наряду с ними образовались два других университета: 1) медицины и философии и 2) теологии. Замечательным следствием чисто юридического характера Болонского университета было то, что он не был подчинен, подобно Парижскому, верховному управлению пап, так как не было нужды в церковном разрешении для преподавания римского права, которое требовалось для занятий теологией

На учебу в Болонский университет приезжало много студентов из Германии, Чехии…

Стекавшиеся со всех концов Европы студенты создавали корпорации по образцу различных ремесленных и художественных цехов того времени. Корпорации студентов выбирали себе руководителей, которым подчинялись профессора. Ежегодно на собрании корпораций выбирали ректора и совет из различных национальностей.

Преподаватели университета занимали в городе Болонья высокое положение. Они были освобождены от налогов и военной службы и, хотя бы не родились в Болонье, получали все права граждан этого города.

В университете висит картина: Ирнерий (1055-1130), профессор права, основатель болонской школы юристов. (см. фото)

Университет в Болонье во внешнем облике и во внутренних интерьерах сохранил средневековую архитектуру. Внутри музея естьмузейные залы, в которых собраны шедевры Итальянского Возрождения.

Особый дизайн библиотеки болонского университета,входв которую и галереи украшены рыцарскими гербами учеников университета, с особым почтением храниться раритеты университета.

Университет в Болонье это музей – музей истории университета и музей памяти выдающихся личностей, которые когда-то здесь учились.

Европы. Находится в итальянском городе Болонья . В арабском мире конкурентом Болонского является университет Аль-Карауин , старейший непрерывно существующий университет в мире, однако в отличие от европейских, арабские «университеты» не выдавали дипломов от имени самого учебного заведения. Входит в европейскую университетскую ассоциацию Утрехтская сеть .

История

Возникновение правовой школы

В Болонье, как и в других крупных центрах Италии, издревле изучали римское право и проводили его в жизнь. Точная дата основания университета неизвестна, но несомненно, что в Болонье существовала школа «свободных искусств », пользовавшаяся особенной известностью в и XI веках , где ученики в виде дополнительных занятий к курсу риторики изучали римское право .

Болонские студенты немецкой «нации» (землячества). Миниатюра XV века

Начало глубокому изучению права положил Ирнерий в конце XI столетия. Этот Ирнерий (иногда называемый Вернерием, Варнерием, Гарнерием) был преподавателем в школе свободных искусств; изучив сам, без помощи учителя, Юстинианово право , он приобрел репутацию легиста. По свидетельству Одфруа, болонского юриста XIII столетия , сочинения которого содержат исторические сведения относительно предшествовавших ему профессоров , Ирнерий открыл специальную юридическую школу по просьбе графини Матильды , бывшей владетельницы Тосканы и части Ломбардии . Вполне правдоподобно, что эта принцесса , будучи сторонницей папы римского , была против приглашения в свои суды легистов из Равенны , отличавшихся традиционной враждебностью к папскому престолу.

Ирнерий открыл свои публичные лекции в году, который считается годом основания его института, и занимал в нём кафедру до самой своей смерти (между и 1137 годами).

Приход известности

У Ирнерия оказалось много учеников, из которых самыми знаменитыми были четыре доктора права: Бульгар Мартин, Гозиа, Гуг и Жак де ла Порте Ревеннанте. В начале XII столетия школа права в Болонье была уже популярней равеннской. Однако ещё в середине этого столетия большей славой за пределами Италии пользовалась школа свободных искусств. Но уже к концу XII века болонские профессора права получили заметный перевес над прочими учёными Болоньи и приобрели европейскую известность. Это произошло благодаря, во-первых, научным преимуществам метода преподавания и, во-вторых, покровительству германского императора Фридриха I , который также являлся королем Ломбардии и был заинтересован в поддержке авторитета римского права, на который можно было опереться в случаях домогательств короны. После сейма в Ронкалье в 1158 году , на котором присутствовали болонские профессора и где были урегулированы взаимные правовые отношения между императором и итальянскими городами, Фридрих дал обязательство предоставить всем студентам, изучающим в Болонье римское право, следующие льготы : во-первых, свободно путешествовать по всем странам под эгидой его авторитета (что помогало избегать неприятностей, обычно испытываемых иностранцами), и во-вторых, подлежать в городе суду исключительно профессоров или епископа .

Популярности у иностранных студентов, особенно северян, добавил и замечательный климат города, и его развитость. Учиться приезжали не только юноши, но уже вполне взрослые, семейные люди. Среди них такие, как Куза, Коперник , Ульрих фон Гуттен , Олоандер. Коронованные особы и те посылали своих детей в Болонью для изучения права и изящных искусств. Удивительными для того времени особенностями университета были невозможность поступить благодаря только своему положению (знание требовалось равно и с сына ремесленника , и с сына короля), а также то, что в его недра допускались женщины , и как студентки, и как преподавательницы.

Испанский коллегиум, выстроенный в 1360-е гг.

Стекавшиеся со всех концов Европы студенты не замедлили образовать в своей среде настоящие корпорации по образцу различных ремесленных и художественных цехов того времени. Собрание всех студенческих корпораций под общим статутом составило к концу XII века университет в Болонье.

Особенности Болонского университета

Университет этот, являющийся наряду с парижским, основанным в ту же эпоху (1200 г.), самым старинным в Европе, со дня своего образования имел две особенности - черты, вытекающие из самых условий, при которых он образовался. Во-первых, это не была ассоциация профессоров (universitas magistrorum), власти которых исключительно должны были подчиняться ученики, посещающие их лекции, а ассоциация студентов (universitas scholarium), сама выбирающая руководителей, которым подчинялись профессора. Болонские студенты делились на две главные части, ультрамонтанов и цитрамонтанов, из которых каждая ежегодно избирала ректора и совет из различных национальностей, заведовавший вместе с ним управлением и университетской юрисдикцией. Профессора (doctores legentes) выбирались студентами на определенное время, получали гонорар по условию и обязывались не преподавать нигде, кроме Болоньи. Находясь по статуту, таким образом, в зависимости от университета и будучи лишь свободными в руководстве занятиями студентов, они могли приобрести авторитет и влияние на слушателей исключительно своими личными качествами и педагогическими талантами.

Вторая особенность Болонского университета состояла в том, по существу своему, что он был юридическим (universitas legum) в противоположность Парижскому, который вначале был посвящен единственно теологии. Изучение римского права, положившего начало самому университету, и канонического, введенного в программу университета с XII века, остались главными, если не исключительными, предметами университетского преподавания. Медицина и свободные искусства преподавались, действительно, в нём в течение XIII столетия знаменитыми профессорами; но слушатели их тем не менее считались принадлежащими к юридическому университету, и только в XIV ст. наряду с ними образовались два других университета: 1) медицины и философии и 2) теологии. Замечательным следствием чисто юридического характера Болонского университета было то, что он не был подчинен, подобно Парижскому, верховному управлению пап, так как не было нужды в церковном разрешении для преподавания римского права, которое требовалось для занятий теологией. Однако начиная с XIII в. папы, оказывавшие поддержку университету в его спорах с городским управлениям и утвердившие его статуты в 1253 году, в свою очередь имели над университетом известную нравственную власть и добились того, что болонский архидиакон от их имени являлся контролером на экзаменах и при выдаче дипломов, дабы убедиться в их правильности.

Расцвет

Самым блестящим периодом болонской школы права был промежуток времени между началом XII столетия и второй половиной XIII, охватывающий собою лекции Ирнерия и преподавание глоссаторства Аккурсием. В этот период нашёл самое широкое и плодотворное применение как в устном изложении, так и в сочинениях глоссаторов новый их метод обучения. В течение этого длинного периода самыми известными из глоссаторов после упомянутых выше четырёх докторов были: Плацентин , работавший главным образом над кодексом Юстиниана и основавший школу права в Монпелье, где он и умер в 1192 г.; Бургундио - один из немногих глоссаторов, знавший греческий язык, и переводчик греческих текстов пандектов; Рожер, Жан Бассиэн, Пиллиус, Азо - работы которого пользовались таким авторитетом, что даже сложилась поговорка: «Chi non ha Azo, non vado a palazzo»; Гуголен, продолжавший работы Азо Жак Бальдуини; Рофруа и, наконец, Аккурсий (1182-1258 г.), самый известный из глоссаторов, знаменитый главным образом своей огромной компиляцией, в которой он резюмировал работы своих предшественников.

Свою любовь к занятиям юриспруденцией Аккурсий передал и детям, а дочь его, Дота д’Аккорсо, удостоенная университетом степени доктора прав и допущенная к публичному преподаванию, была первой упоминаемой в летописях университета женщиной. За ней последовали другие женщины-юристки: Битгизия, Гоццацини, Новелла д’Андреа и др. Одновременно с римским правом в Болонском университете с успехом шло преподавание канонического права профессорами, которые в своих лекциях и сочинениях прямо следовали методе Ирнерия. Начиная со второй половины XII столетия в актах, относящихся к Болонскому университету, встречаются имена профессоров канонического права (doctores decretorum). Около 1148 г. в Болонье жил Грациан , монах, автор известных декреталий . После него ученики его Покапалия, Руфин, Роланд Бандинелли (ставший впоследствии Папой под именем Александра III), Гугуччио, а в XIII в. - Ричард Английский, Дамас, Танкред, известный своим «Ordo judiciarius», Бернард Пармский, Раймон из Пеньяфора - сделались главными представителями университетского преподавания канонического права в Болонье. Некоторое время профессора римского права (legum doctores) и канонисты (decretistae) составляли два отдельных класса; но мало-помалу канонисты стали рассматривать римское право как составную часть своего предмета, и наоборот, романистам приходилось делать ссылки в своих работах на церковные каноны; одни и те же ученые были часто профессорами того и другого права (doctores utriusque juris) и занимались преподаванием обеих этих отраслей права, тесно связанных между собою.

В период наивысшего расцвета в Болонском университете школы права наряду с юриспруденцией начинают процветать и другие науки: философия, латинская и греческая литература, а затем и медицина. Из профессоров-философов можно назвать Альбериго, читавшего в XII в., флорентийца Лота, преподававшего одновременно с философией и физику, монаха Монето. В числе филологов Б. университет имел Gaufrido di Vinisauf, англичанина по происхождению, учившего и писавшего в стихах и прозе, Бонкомпаньо, отличного знатока латинского языка. Изучение греческого языка, положившего начало эпохи гуманистов, привилось здесь раньше, чем в других итальянских университетах, и с XV века оно прочно утвердилось в Болонье, которая может гордиться тем, что в среде её философов жил Эразм Роттердамский. В Болонье же сделала значительный шаг вперед и медицина благодаря впервые введенному Люцином ди Луцци методу преподавания анатомии человеческого тела и животных на трупах. На поприще занятий медициной, а затем естественными науками, и отличались особенно женщины-профессора Болонского университета. В ряду их известны: имена Доротеи Букки (XIV-XV в.), занявшей после смерти своего отца Джиованни Букки кафедру практической медицины и нравственной философии, и более близких к нашему времени знаменитых болонских лектрис XVIII века - Лауры Басси, занимавшей кафедру экспериментальной физики и философии, гордости болонских женщин, соорудивших по подписке в честь своей прославленной соотечественницы памятник, который украшает лестницу, ведущую в музей и библиотеку университета, Гаэтаны Агнези , преподававшей аналитическую геометрию, Анны Моранди, по мужу Манцолини, известной своими работами по анатомии, Марии далле Донне, снискавшей уважение к себе Наполеона I.

Падение популярности

Духовный и нравственный авторитет, которым пользовались профессора болонской школы, сказывался не только в том успехе, который имели их лекции и сочинения, но также в том высоком положении, какое они занимали как в самой Болонье, так и за её пределами. Они были освобождены от налогов и военной службы и, хотя бы не родились в Болонье, получали все права граждан этого города. Им присвоен был титул dominus’a в отличие от наименования magistera, которое носили профессора школы свободных искусств, и числились рыцарями. Многие из них принимали деятельное участие в общественных делах в качестве судей, правителей города или посланников, как напр. Азо, Гуголин и Аккурсий - в Болонье, Бургундио - в Пизе, Бальдина - Генуе, Рофруа - Беневенге. Но часто Болонья забывала, что своим блеском она обязана университету, и вступала с ним в течение XII и XIII вв. в жестокие споры, грозившие часто уничтожить права и привилегии университета и прерывавшие занятия в нём. Борьба гвельфов и гибеллинов, разделившая Италию на две враждующие части, с особенной силой велась в Болонье, и университет не мог оставаться равнодушным к ней. Несмотря, однако, на эти споры и партийные раздоры, болонская школа долго процветала и в половине XIII стол. достигла высшей точки процветания. С этого времени начинает мало-помалу изменяться направление в прежней системе глоссаторов. Вместо того, чтобы предметом своих толкований брать исключительно тексты из первоисточников римского права, теперешние профессора принялись за истолкование глосс своих предшественников: в школе, так же как и в судах, glossa magistralis Аккурсия заняла место Corpus juris.

Сверх того, различные обстоятельства влияли на изменение к худшему того высокого положения, которым пользовались болонские профессора. Принимая участие в общественных делах, они поневоле вмешивались в партийные распри и благодаря этому теряли значительную долю своего нравственного обаяния. Затем к концу XIII в. город основал несколько кафедр для публичных лекций и назначил профессорам, занявшим эти кафедры, определенную плату взамен гонорара, который платили сами студенты, и мало-помалу большинство профессоров оказалось на жаловании у города; они подпали, таким образом, под власть городского муниципалитета, претендовавшего на регулирование профессорского преподавания, не считаясь с личными способностями преподавателей и с интересами науки. А в следующем столетии ещё одна новая мера нанесла смертельный удар болонской школе: политическая партия, все более и более захватывавшая в свои руки власть в городе, обнаружила желание предоставить право преподавания одним лишь гражданам Болоньи и притом лишь членам известных фамилий, очень немногочисленных. Болонский университет, таким образом, утрачивал постепенно свое превосходство в деле изучения римского права, так как самые знаменитые легисты этого времени отправились преподавать науку в Пизу, Перузу, Падую и Павию, которые оспаривали друт у друга пальму первенства.

Падение болонской школы вызвало в течение XIV ст. появление на свет школы комментаторов - в лице Бартола, которая господствовала в течение XIV и XV вв. Но в XVI ст. историческая школа взяла в свои руки дело глоссаторов, расширив и дополнив его при помощи всех средств, которые доставляли ей история и филология, обновленные трудами гуманистов эпохи Возрождения.

Влияние университета

За время своего существования болонская школа оказывала огромное влияние не только на Италию, но и на всю Западную Европу. Благодаря репутации своих профессоров Болонья рассматривалась как средоточие римского права: по общему мнению, только здесь можно было найти глубокое знание римских законов и церковных правил. Вот почему сюда стремилась молодежь со всех концов Европы услышать из уст самих профессоров науку права; по возвращении обратно на родину бывшие слушатели Болонского университета пропагандировали методу и доктрину глоссаторов. Во Франции Пьер де Блуа, Жак де Ревиньи, Гильом Дюран; в Англии - Вакариус, Ричард Английский, Франциск Аккурсий; в Испании Пон де Ларида; в Италии многочисленная группа легистов - распространяют путем своих лекций и сочинений ту науку, которую они сами получили в Болонье. Даже более того, в названных странах большинство юридических факультетов были основаны по образцу болонской школы её профессорами: в Италии - падуанский (1222), виченцский (1203) и др.; в Арагонии - перпиньянский (1343); во Франции - университет в Монпеллье, основанный Плацентином в конце XII столетия.

С конца XII века благодаря трудам болонских глоссаторов и их учеников все более и более расширяется на З. рецепция римского права, которая по доктрине тогдашних ученых должна быть названа правом всеобщим, то есть ratio scripta, которая должна служить общему законодательству всех христианских народов. В то же время развивалось повсюду в Европе изучение канонического права, основание которому положено было болонской школой. Если, собственно говоря, нельзя сказать, что болонская школа вызвала вновь в XII столетии на свет изучение римского права, которое, в сущности, не прекращалось и в предыдущие века, тем не менее можно утверждать, что благодаря своей методе и доктрине она в значительной степени обновила науку права и оказала на законодательство, учреждения и на самые идеи европейского общества огромное влияние, которое чувствовалось на протяжении всех Средних веков вплоть до самого последнего времени. Вот почему в празднование Болоньей 800-летнего юбилея (1088-1888 г.) её университета мог так ярко сказаться международный характер празднества, на которое откликнулся весь европейский ученый мир. Современное его положение, начало которого может быть отнесено к 1859 г., когда он вновь получил светский характер, освободившись от сильного влияния папы, очень мало напоминает старый университет. При нём 4 факультета и целый ряд институтов, как инженерная школа, педагогич. семинария, школа политических наук, независимая от юридического факультета. Ректор назначается из среды профессоров, которых в 1888 г. считалось до 200. В их числе находятся знаменитый итальянский поэт Кардуччи, занимающий кафедру итальянской литературы и читающий параллельно этому курсу сравнительную историю романских литератур, и женщины-лектрисы - Джузеппина Каттани и Мальвина Огоновская, профессора славянских наречий.

Богатая библиотека университета заключает в себе более 200 т. томов.

Известные студенты и преподаватели

Источники

// Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

  • Boissier . Centenaire de l’université de Bologne // Revue de deux mondes. - .

См. также

  • AlmaSAT-1 - Первый спутник, разработанный университетом.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Университет в Болонье начал зарождаться в конце XXI века, когда к праву обратились преподаватели логики, риторики, грамматики. Началом независимого и свободного от церкви преподавания в Болонье считают 1088 год. В тот период значимой фигурой стал Ирнериус. Его деятельность по систематизации юридических римских материалов перешла через границы города.

Сначала обучение в университете в Италии оплачивали студенты. Они собирали деньги для того, чтобы компенсировать преподавателям их труд. Сбор осуществлялся на добровольной основе, ведь науку, дарованную Богом, нельзя было продавать. Постепенно университет в Болонье превратился в центр науки, а преподаватели стали получать настоящую зарплату.

Особенности возникновения

Возникновению университета в итальянском городе Болонья посодействовала напряженная и серьезная «борьба за инвеституру», которая велась между императором Священной Римской империи Генрихом IV и римским папой Григорием VII. В то время государи христианских стран назначали по своему желанию священников и епископов, а папа Григорий VII решил провозгласить верховенство церкви над светской властью, а доказательства для оправдания своего решения он искал в истории христианства. В Болонье к тому времени уже была школа «свободных искусств», которая пользовалась популярностью в X и XI веках. Ученики в качестве дополнительных занятий в ней изучали римское право и риторику. В сочинениях болонского юриста XIII столетия Годфруа есть исторические сведения об открытии юридической специальной школы по личной просьбе графини Матильды, которая была правительницей Тосканы и Ломбардии, сторонницей папы римского.

Борьба за влияние

В 11-12 века в европейской политике наблюдался переломный период. Именно тогда устанавливались взаимоотношения между церковью и государством. В борьбе основу составляли правовые вопросы, поэтому базой для самосознания Империи стало изучение юстиниановского права.

В 1158 году Мартино, Булгаро, Уго, Джакопо пригласил к себе на собрание Федерико I Барбаросс. Эксперты должны были продемонстрировать соблюдение в империи политических свобод. Трое из них (помимо Мартино) поддержали Империю, выразили свое признание Римскому закону. Федерико I Барбаросс принял закон, согласно которому школа становилась обществом учеников, во главе которого находился учитель. Империя обещала подобным заведениям, учителю защиту от политических притязаний.

Университет в Болонье стал тем местом, которое абсолютно свободно от воздействия властей. Это учебное заведение пережило своего защитника. Со стороны Коммуны были попытки контролировать это учебное заведение, но студенты, чтобы противостоять такому напору, объединились в одну команду.

Тринадцатый век стал временем контрастов. Университет в Болонье сумел преодолеть тысячи трудностей, он всегда вел борьбу за автономию, сопротивлялся политической власти, которая рассматривала его в качестве символа престижа. На тот момент в Болонье насчитывалось порядка двух тысяч студентов.

В 14 веке в его стенах начали изучать философию, медицину, арифметику, астрономию, логику, грамматику, риторику, теологию.

Талантливые студенты и преподаватели

Первый университет в Болонье гордится тем, что из его стен вышли такие знаменитые личности, как Франческо Петрарка, Чино Пистойя, Данте Алигьери, Чекко д’Асколи, Энзо, Гуидо Гуинидзелли, Колюччо Салютати, Салимбене Пармский и др.

С пятнадцатого века преподавание ведется на еврейском и греческом языках, а веком позже в Болонье студенты занимаются экспериментальными науками. Законы природы преподавал философ Пьетро Помпонацци.

Философ преподавал законы природы, несмотря на свои убеждения в теологии и философии. Существенный вклад в фармакопею внес Улиссе Альдрованди, занимающийся изучением ископаемых. Именно он создал их подробную классификацию.

В 16 веке впервые изучением пластической хирургии занимался Гаспаре Тальякоцци. Ему принадлежат серьезные исследования в данной области, которые стали базой для развития медицины.

Постепенно развивался университет Болоньи. Италия еще в Средневековье гордилась такими именитыми личностями, как Парацельс, Томас Беккет, Альбрехт Дюрер, Раймунд де Пеньяфорт, Карло Борромео, Карло Гольдони, Торквато Тассо. Именно здесь изучали каноническое право Леон Батист Альберти и Пико Мирандола. Папское право постигал в Болонье Николай Коперник еще до того, как он начал свои фундаментальные исследования в области астрономии. Во время промышленной революции университет благотворно влияет на развитие техники и науки. В данный период появляются работы Луиджи Гальвани, ставшего наряду с Александром Вольтом, Генри Кавендишем, Бенджамином Франклином основоположником современной электрохимии.

Эпоха подъема

Во время создания итальянского государства активно развивается Болонский университет. Италия приобретает такие важные фигуры, как Джованни Пасколи, Джакомо Чамичан, Джованни Капеллини, Аугусто Мурри, Аугусто Риги, Федериго Энрикес, Джозуэ Кардуччи. В конце девятнадцатого века университет сохраняет свою значимость на мировой культурной сцене. Он удерживает такую позицию до промежутка между двумя войнами, по праву включен в старейшие университеты Италии. Время не властно над этой итальянской «кузницей талантов».

Современность

В 1988 году 900-летие отметил университет Болоньи. Факультеты приняли по такому случаю 430 ректоров с разных уголков нашей планеты. Альма-матер всех университетов и в настоящее время считается основным научным центром международного масштаба, сохраняет первенство по осуществлению исследовательских проектов.

Согласно классификации, составленной QS World University Rankings, университет в Болонье расположился на 182 месте в мире. Подобное положение учебного заведения в рейтинге свидетельствует о высоком уровне преподавания. Болонья - город в Италии, который по праву гордится этим храмом науки.

Структура университета

На данный момент в Болонском университете насчитывается порядка 85000 студентов. Это учебное заведение имеет необычную структуру - «мультикампус», включающее пять учреждений в городах:

  • Болонье;
  • Форли;
  • Чезене;
  • Равенне;
  • Римини.

Чем еще гордится Болонья? Регион Италии стал первым в стране, филиал университета которого был открыт за пределами страны - в Буэнос-Айресе стали преподаваться последипломные курсы, способствующие углублению разных аспектов взаимоотношений между Европейским Союзом и Латинской Америкой.

Образовательные программы данного высшего учебного заведения связаны с исследования в разных областях знаний. Курсы построены таким образом, чтобы они в полной мере отвечали всем запросам рынка труда. Особое внимание в Болонском университете уделяется международным связям.

Деятельность лабораторий и научно-исследовательских центров, высокий уровень получаемых результатов позволяют данному учебному заведению ежегодно принимать активное участие в престижных научных конкурсах и конференциях.

Абитуриенты, которые поступают в Болонский университет, могут рассчитывать на стипендию и контракты, предполагающие проживание и обучение за границей.

Факультеты университета

В настоящее время это престижное учебное заведение Италии включает в структуру несколько факультетов:

  • архитектурный;
  • аграрный;
  • экономический (в Болонье, Форли, Римини);
  • промышленно-химический;
  • факультет по сохранению культурного наследия;
  • юридический;
  • фармацевтический;
  • инженерный (Болонья, Чезена);
  • ветеринарный;
  • иностранных языков и литературы;
  • психологический;
  • ветеринарный;
  • медико-хирургический;
  • коммуникаций;
  • физической культуры;
  • естественнонаучный и математический;
  • политических наук;
  • высшая школа современных языков;
  • статистических наук.

Контакты и адреса

Располагается это учебное заведение в Болонье на улице Джамбони, по которой ежедневно проходят тысячи студентов. В данном районе расположено множество мест, которые связаны с университетом: стенды, кафе, аудитории. Посещение этой улицы позволяет понять историческую ценность города.

13 номер имеет центральное здание, в котором находится ректорат. Оно расположено напротив дворца Поджи. Есть в этом здании аудитория, которая посвящена Кардуччи, слушавшему здесь когда-то лекции по итальянской литературе.

Корпус Первого университета возвышается на площади Гальвани. С 1838 года во дворце расположилась библиотека Коммуны, но основное сокровище располагается в В наши дни он является основным доказательством университетских традиций в Болонье.

Специфика университета

В связи с тем, что основано это высшее учебное заведение было в двенадцатом веке, его по праву называют одним из самых старых в Европе. Болонский университет характеризуется двумя отличительными особенностями:

  • он не был ассоциацией профессора, которому должны были подчиняться ученики, приходящие на лекции;
  • у ассоциации слушателей было право выбора руководителей, которым подчинялись профессора.

Болонских студентов делили на две группы:

  • «ультрамонтанов», прибывших в Италию из других стран;
  • «цитрамонтанов», которые были жителями Италии.

Каждая группа выбирала ежегодно ректора и совет из представителей разных национальностей, который заведовал университетской юрисдикцией.

Выбирались профессора студентами на некоторый срок, они получали определенный гонорар, преподавали только в Болонье.

По статусу они были свободными только в занятиях со студентами. Во время лекционных и семинарских занятий профессора могли продемонстрировать свой педагогический талант и личные качества.

Еще одной особенностью Болонского университета было то, что он стал юридическим учебным заведением. Помимо римского и канонического права, в стенах этого итальянского учебного заведения преподавались медицина, свободные искусства.

Заключение

На протяжении периода своего существования болонской школе удалось оказать существенное влияние не только на Италию, но и на всю Западную Европу.

Положительная репутация профессоров Болоньи позволила рассматривать данное учебное заведение в качестве места сосредоточения римского права.

В настоящее время Болонский университет считают старейшим в мире учебным заведением, чья история не прерывалась с периода его основания до настоящего времени. Ежегодно тысячи студентов с разных точек земного шара стремятся в Болонью в надежде стать слушателями этого элитного учебного заведения.

Университет Болоньи — это один из самых старых университетов в мире, к тому же второй по величине в Италии. Это был первый университет, который был основан в Западном мире (дата основания — 1088 год н. э.). Болонский университет получил Хартию (право на основание высшего учебного заведения) от Фредерика I Барбароссы в 1158 году. Но в 19 веке группа историков во главе с Джиосу Кардуччи изучив и сопоставив исторические документы, сделала вывод, что Университет Болоньи основан в 1088 году. В Университете проходит обучаются около 100?000 студентов на 23 факультетах. У этого университета имеются региональные центры в Равенне, Форли, Цесене, Реджо-нель-Эмилии, Имоле, Римини, и один филиал в Буэнос-Айресе.

История Болонского Университета - это часть истории мыслителей и ученых эпохи Возрождения и Нового Времени. Упоминания об университете часто встречаются в заметках и обзорах европейской культуры того времени. Учреждение, которое мы в данный момент привыкли называть Университетом, начало складываться в Болонье в конце 11- века. Первыми преподавателями в Болонье были Пепоне и Ирнериус. В 1158 году, по настоянию четырех докторов, Фредерик Первый Барбаросса провозгласил существовавшую Университетом, где образование могло осуществляться независимо от политической власти. В средневековой Европе политическая власть сильно влияла на образование.

В 1364 году в университете был основан Богословский факультет. Среди известных людей, которые получили образование здесь можно выделить Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Секко д’Асколи, Гидо Гинизелли, Чино да Пистоья, Пе Энцо, Салимбене да Парма и Колуччио Салутати.

В 16 веке в Болонье Гаспаре Тагликоцци закончил свои исследования по пластической хирургии. 17 век называют «золотой эрой» Университета. Прежде всего из-за развития медицины, студенты начали использовать микроскоп для проведения опытов и исследований. В это время Университет пользуется популярностью по всей Европе. Среди известных ученых и студентов стоит выделить Рико Делла Мирандола и Леон Баттиста Альберти, Николай Коперник. С началом «Промышленной революции» в 18 веке, в Университете начинают проводиться технологичные исследования. После того как Итальянское государство объединилось, в Университете начинается период расцвета.

Университет в Болонье поддерживал свою главную роль в общемирововй культуре до Второй мировой войны. Затем влияние универсистета уменьшилось, другие вышли на лидирующие позиции. В связи с этим было принято решение о создании филлиалов в других городах, что благоприятно сказалось на самом университете.

Это может быть полезно, designstudy.ru — современная школа дизайна. Предлагает курсы как для взрослых, так и для детей. Все профессии востребованы — это ландшафтный дизайн,Курсы AutoCAD для дизайнера интерьера, дизайн одежды и другие. Обучение ведут опытные преподаватели, давно зарекомендовавшие себя.

Болонский университет положил основу европейского образования.

Болонский университет
Оригинальное название итал. Università di Bologna
Девиз Alma Mater Studiorum
Год основания 1088
Президент Франческо Убертини (Francesco Ubertini)
Студенты 86.014
Иностранные студенты 2.280
Расположение Болонья
Кампус Болонья
(главный кампус),
Форли , Чезена , Равенна , Римини
Сайт unibo.it/en/homepage

История

Возникновение Болонской школы права

По свидетельству итальянского юриста XIII столетия Одофреда , Болонья стала местом нахождения школы права, которая ранее базировалась в Равенне , а ещё раньше в Риме . В трактате 964 года, который был заключён между императором Оттоном I Великим и папой Львом VIII , поименованы проживавшие в Риме доктора права. Также известно, что в 1055 году Dominicum legis Doctorem выдавал в Равенне дипломы учителям и ученикам права. В Болонье первым преподавал юриспруденцию Пепо , получивший степень доктора права в 1075 году .

Однако настоящее основание Болонской школы права связано с именем Ирнерия . Первоначально он являлся magister artium liberalium , но затем стал специализироваться на правоведении. По версии Германа Фиттинга , причиной смены интересов Ирнерия было желание маркграфини Матильды Тосканской создать конкурента Равеннской школе права. Во время борьбы за инвеституру графиня активно поддерживала папу Григория VII , в то время как юристы из Равенны отличались враждебностью к папскому престолу. По преданию, Ирнерий начал преподавать в Болонье право в 1088 году .

Приход известности

Возле Ирнерия образовался вскоре круг учеников, самыми знаменитыми из которых были четверо (Quatuor Doctores): Бульгар , Мартин Гозиа , Якоб де Борагине и Гуго де Порта Ревеннате . С них началась школа глоссаторов .

В начале XII столетия школа права в Болонье была уже популярнее равеннской. Однако ещё в середине этого столетия большей славой за пределами Италии пользовалась школа свободных искусств. Но уже к концу XII века болонские профессора права получили заметный перевес над прочими учёными Болоньи и приобрели европейскую известность. Это произошло благодаря, во-первых, научным преимуществам метода преподавания и, во-вторых, покровительству германского императора (1152-1190) Фридриха I Барбароссы , который также являлся королём Ломбардии и был заинтересован в поддержании авторитета римского права, на который можно было опереться при домогательствах короны. После сейма в Ронкалье (Пьяченца) в 1158 году , на котором присутствовали болонские профессора и где были урегулированы правовые взаимоотношения между императором и итальянскими городами, Фридрих дал обязательство предоставить всем студентам, изучающим в Болонье римское право, следующие льготы : во-первых, свободно путешествовать по всем странам под эгидой его авторитета (что помогало избегать неприятностей, обычно испытываемых иностранцами), и во-вторых, подлежать в городе суду исключительно профессоров или епископа .

Популярности университета способствовало также развитие города и его прекрасный климат. Учиться приезжали не только юноши, но и взрослые, семейные люди. В Болонье учились Николай Коперник , Ульрих фон Гуттен , Олоандер. Коронованные особы также посылали своих детей в Болонью для изучения права и свободных искусств . Удивительными для того времени особенностями университета были невозможность поступить благодаря только своему положению (знания требовались равно и от сына ремесленника, и от сына короля), а также то, женщины допускались и как студентки, и как преподавательницы.

Стекавшиеся со всех концов Европы студенты не замедлили образовать в своей среде настоящие корпорации по образцу различных ремесленных и художественных цехов того времени. Собрание всех студенческих корпораций под общим статутом составило к концу XII века университет в Болонье.

Особенности Болонского университета

Университет этот, являющийся наряду с парижским, основанным в ту же эпоху (1200), самым старинным в Европе, со дня своего образования имел две особенности, вытекающие из самих условий, при которых он образовался. Во-первых, это не была ассоциация профессоров (universitas magistrorum), власти которых исключительно должны были подчиняться ученики, посещающие их лекции, а ассоциация студентов (universitas scholarium), сама выбирающая руководителей, которым подчинялись профессора. Болонские студенты делились на две главные части, «ультрамонтанов» (из-за гор, то есть из стран вне Италии, за Альпами) и «цитрамонтанов» (из Италии, по сю сторону Альп), из которых каждая ежегодно избирала ректора и совет из различных национальностей, заведовавший вместе с ним управлением и университетской юрисдикцией. Профессора (doctores legentes) выбирались студентами на определенное время, получали гонорар по условию и обязывались не преподавать нигде, кроме Болоньи. Находясь по статуту, таким образом, в зависимости от университета и будучи свободны лишь в руководстве занятиями студентов, они могли приобрести авторитет и влияние на слушателей исключительно своими знаниями, личными качествами и педагогическим талантом.

Вторая особенность Болонского университета состояла в том, что он был юридическим (universitas legum) в противоположность Парижскому , который вначале был посвящён единственно теологии . Изучение римского права , положившее начало самому университету, и канонического права , введенного в программу университета в XII веке, остались главными предметами университетского преподавания. Медицина и свободные искусства преподавались в нём в течение XIII столетия знаменитыми профессорами; но слушатели их тем не менее считались принадлежащими к юридическому университету, и только в XIV веке наряду с ним образовались два других университета: 1) медицины и философии и 2) теологии. Замечательным следствием юридического характера Болонского университета было то, что он не был подчинен папе , подобно Парижскому, так как не было нужды в церковном разрешении для преподавания римского права, которое требовалось для занятий теологией. Однако начиная с XIII века папы, оказывавшие поддержку университету в его спорах с городским управлениям, и утвердившие его статуты в 1253 году, в свою очередь пробрели над университетом некоторую власть, и добились того, что болонский архидиакон являлся контролером на экзаменах и при выдаче дипломов от их имени, «дабы убедиться в их правильности».

Расцвет

Самым блестящим периодом болонской школы права был промежуток времени между началом XII столетия и второй половиной XIII, охватывающий собою лекции Ирнерия и преподавание глоссаторства Аккурсием. В этот период нашёл самое широкое и плодотворное применение как в устном изложении, так и в сочинениях глоссаторов новый их метод обучения. В течение этого длинного периода самыми известными из глоссаторов после упомянутых выше четырёх докторов были: Плацентин , работавший главным образом над кодексом Юстиниана и основавший школу права в Монпелье, где он и умер в 1192 г.; Бургундио - один из немногих глоссаторов, знавший греческий язык, и переводчик греческих текстов пандектов; Рожер, Жан Бассиэн, Пиллиус, Азо - работы которого пользовались таким авторитетом, что даже сложилась поговорка: «Chi non ha Azo, non vado a palazzo»; Гуголен, продолжавший работы Азо Жак Бальдуини; Рофруа и, наконец, Аккурсий (1182-1258 г.), самый известный из глоссаторов, знаменитый главным образом своей огромной компиляцией, в которой он резюмировал работы своих предшественников.

Свою любовь к занятиям юриспруденцией Аккурсий передал и детям, а дочь его, Дота д’Аккорсо, удостоенная университетом степени доктора прав и допущенная к публичному преподаванию, была первой упоминаемой в летописях университета женщиной. За ней последовали другие женщины-юристки: Битгизия, Гоццацини, Новелла д’Андреа и др. Одновременно с римским правом в Болонском университете с успехом шло преподавание канонического права профессорами, которые в своих лекциях и сочинениях прямо следовали методе Ирнерия. Начиная со второй половины XII столетия в актах, относящихся к Болонскому университету, встречаются имена профессоров канонического права (doctores decretorum). Около 1148 г. в Болонье жил Грациан , монах, автор известных декреталий . После него ученики его Покапалия, Руфин, Роланд Бандинелли (ставший впоследствии Папой под именем Александра III), Гугуччио, а в XIII в. - Ричард Английский, Дамас, Танкред, известный своим «Ordo judiciarius», Бернард Пармский, Раймон из Пеньяфора - сделались главными представителями университетского преподавания канонического права в Болонье. Некоторое время профессора римского права (legum doctores) и канонисты (decretistae) составляли два отдельных класса; но мало-помалу канонисты стали рассматривать римское право как составную часть своего предмета, и наоборот, романистам приходилось делать ссылки в своих работах на церковные каноны; одни и те же учёные были часто профессорами того и другого права (doctores utriusque juris) и занимались преподаванием обеих этих отраслей права, тесно связанных между собою.

В период наивысшего расцвета в Болонском университете школы права, наряду с юриспруденцией начинают процветать и другие науки: философия, латинская и греческая литература, а затем и медицина. Из профессоров-философов можно назвать Альбериго, читавшего в XII в., флорентийца Лота, преподававшего одновременно с философией и физику, монаха Монето. В числе филологов Болонского университета были Gaufrido di Vinisauf, англичанин по происхождению, учивший и писавший в стихах и прозе, Бонкомпаньо, отличный знаток латинского языка. Изучение греческого языка, положившего начало эпохе гуманистов, привилось здесь раньше, чем в других итальянских университетах, и с XV века оно прочно утвердилось в Болонье, которая может гордиться тем, что в среде её философов жил Эразм Роттердамский . В Болонье же сделала значительный шаг вперед и медицина благодаря впервые введенному Люцином ди Луцци методу преподавания анатомии человеческого тела и животных на трупах. На поприще занятий медициной, а затем естественными науками, и отличались особенно женщины-профессора Болонского университета. В ряду их известны имена Доротеи Букки (XIV-XV вв), занявшей после смерти своего отца Джиованни Букки кафедру практической медицины и нравственной философии, и более близких к нашему времени знаменитых болонских лектрис XVIII века - Лауры Басси , занимавшей кафедру экспериментальной физики и философии, гордости болонских женщин, соорудивших по подписке в честь своей прославленной соотечественницы памятник, который украшает лестницу, ведущую в музей и библиотеку университета, Гаэтаны Агнези , преподававшей аналитическую геометрию, Анны Моранди , по мужу Манцолини, известной своими работами по анатомии, Марии далле Донне , снискавшей уважение к себе Наполеона I.

Падение популярности

Духовный и нравственный авторитет, которым пользовались профессора болонской школы, сказывался не только в том успехе, который имели их лекции и сочинения, но также в том высоком положении, какое они занимали как в самой Болонье, так и за её пределами. Они были освобождены от налогов и военной службы и, получали все права граждан Болоньи, даже если не были рождены в этом городе. Их титуловали dominus (владетельный господин), в отличие от наименования magister , которое носили профессора школы свободных искусств, и они числились рыцарями. Многие из них принимали деятельное участие в общественных делах в качестве судей, правителей города или посланников, как, например, Азо, Гуголин и Аккурсий - в Болонье, Бургундио - в Пизе, Бальдина - Генуе, Рофруа - Беневенге. Но часто Болонья забывала, что своим блеском она обязана университету, и вступала с ним в течение XII и XIII вв. в жестокие споры, грозившие часто уничтожить права и привилегии университета и прерывавшие занятия в нём. Борьба гвельфов и гибеллинов , разделившая Италию на две враждующие части, с особенной силой велась в Болонье, и университет не мог оставаться равнодушным к ней. Несмотря, однако, на эти споры и партийные раздоры, болонская школа к половине XIII в. достигла высшей точки процветания. С этого времени начинает мало-помалу изменяться направление в прежней системе глоссаторов. Вместо того, чтобы предметом своих толкований брать исключительно тексты из первоисточников римского права, теперешние профессора принялись за истолкование глосс своих предшественников: в школе, так же как и в судах, glossa magistralis Аккурсия заняла место Corpus juris.

Сверх того, различные обстоятельства влияли на изменение к худшему того высокого положения, которым пользовались болонские профессора. Принимая участие в общественных делах, они поневоле вмешивались в партийные распри и благодаря этому теряли значительную долю своего нравственного влияния. К концу XIII в. город основал несколько кафедр для публичных лекций и назначил профессорам, занявшим эти кафедры, определенную плату взамен гонорара, который платили сами студенты, и мало-помалу большинство профессоров оказалось на жаловании у города; они подпали, таким образом, под власть городского муниципалитета, претендовавшего на регулирование профессорского преподавания, не считаясь с личными способностями преподавателей и с интересами науки. А в следующем столетии ещё одна новая мера нанесла смертельный удар болонской школе: политическая партия, все более и более захватывавшая в свои руки власть в городе, обнаружила желание предоставить право преподавания одним лишь гражданам Болоньи и притом лишь членам известных фамилий, очень немногочисленных. Болонский университет, таким образом, утрачивал постепенно своё превосходство в деле изучения римского права, так как самые знаменитые легисты этого времени отправились преподавать в Пизу , Перуджу , Падую и Павию , которые оспаривали друг у друга пальму первенства.

Падение болонской школы вызвало в течение XIV в. появление на свет школы комментаторов (в лице Бартоло), которая господствовала в течение XIV и XV вв. Но в XVI в. историческая школа взяла в свои руки дело глоссаторов , расширив и дополнив его при помощи всех средств, которые доставляли ей история и филология, обновлённые трудами гуманистов эпохи Возрождения .

Влияние университета

За время своего существования болонская школа оказывала огромное влияние не только на Италию, но и на всю Западную Европу. Благодаря репутации своих профессоров Болонья рассматривалась как средоточие римского права: по общему мнению, только здесь можно было найти глубокое знание римских законов и церковных правил. Вот почему сюда стремилась молодёжь со всех концов Европы услышать из уст самих профессоров науку права; по возвращении обратно на родину бывшие слушатели Болонского университета пропагандировали методу и доктрину глоссаторов. Во Франции