В воскресенье, 16 апреля все православные христиане готовятся встречать большой церковный праздник – Пасху.

В воскресенье, 16 апреля все православные христиане готовятся встречать большой церковный праздник – Пасху. Подготовка к Пасхе идет всю Страстную неделю.

Начиная с понедельника Страстной недели все хозяйки в старину начинали наводить порядок в своих домах. Заканчивалась уборка традиционно в Чистый четверг – в четвертый день Страстной недели. После этого хозяйки начинали подготовку праздничного пасхального стола.

С самых давних времен на Пасху традиционно ставились такие блюда, как творожная пасха, кулич, крашеные яйца и пасхальный барашек. Эти блюда ставились на праздничный стол и были глубоко символичны.

Например, пасхальный кулич символизирует присутствие Божие в мире и в человеческой жизни, а его сладость и красота проявляют заботу Господа о всяком человеческом существе. Творожная пасха по традиции имеет форму усеченной пирамиды, что символизирует Гроб Господень. Пасхальный барашек (агнец) является напоминанием о жертвенной гибели Христа во искупление грехов всего человечества. Крашеные яйца обязательно должны были быть красного цвета и символизировали кровь Христа и Его Воскресение.

Пасха 2017: что должно быть на праздничном столе. В древности на Пасху всегда накрывался богатый стол, а в зажиточных семьях на стол ставилось 48 блюд – число дней Великого поста. Так, на столе всегда были в основном мясные блюда – это запеченные окорока, барашек или ветчина, фаршированные гуси, утки, индюшки, молочные поросята и домашняя колбаса. При этом все праздничные блюда ставились на стол холодными.

Помимо этого, праздничная трапеза на Пасху всегда проходила в два этапа. Первая трапеза совершалась сразу по приходе из церкви. Изначально выпивалась ложка подсолнечного масла, а после надо было съесть молочный кисель. Также обязательно надо было разговляться кусочком творожной пасхи, кусочком пасхального кулича и крашенным яйцом.

Уже утром накрывался праздничный стол, на который ставились все приготовленные ранее блюда. Причем стол стоял накрытым целый день и не убирался, так как в этот день принято приходить в гости без приглашения и пробовать все блюда, которые стоят на столе.

Как украсить праздничный стол на Пасху 2017. Согласно традициям, в центре пасхального стола всегда ставится блюдо с проросшими зернами пшеницы, овса или кресс-салата. Прорастать зерна хозяйки ставили заранее – примерно за неделю до праздника Пасхи. Для этого в неглубокое блюдце надо насыпать немного земли, в которую потом необходимо усадить хорошо помоченные зерна.

Затем блюдо надо поставить в теплое место и ждать, пока зерна прорастут. При этом необходимо не забывать время от времени поливать прорастающие зерна. В эту травку потом надо будет уложить крашенные яйца и поставить в центре стола. Также для укладки яиц можно испечь из дрожжевого теста специальный венок, куда потом укладывают яйца.

Еще одна традиция, которая присуща в наше время – есть яйца с майонезом. Это неправильно, так как на Пасху яйца надо есть с четверговой солью. Четверговая соль — это соль, которая готовится только в Чистый четверг на Страстной неделе. Это соль, которая пережигается в печи с квасным суслом, пряными травами или капустными листьями.

Стоит отметить, что после проведения богослужения на Пасху разрешается есть все виды пищи, поэтому на праздничном столе всегда было много мясных блюд. Однако не следует сразу наедаться. Особенно в употреблении пищи на Пасху надо быть осторожными тем людям, которые соблюдали Великий пост, так как после переедания могут возникнуть проблемы со здоровьем.

Пасха 2017: когда святить куличи и яйца. В Страстную субботу, которая в 2017 году приходится на 15 апреля, во всех церквях будут проходить всенощные службы перед главным событием — праздником Светлого Христова Воскресения. После всенощной батюшка начинает освящать куличи и яйца в корзинках, происходит это примерно в четыре часа утра, а заканчивается, когда люди перестают уже приходить.

Пасхальная всенощная литургия длится всю ночь, и примерно в четыре часа утра происходит пасхальный крестный ход, затем священники переоблачаются из темных одеяний в светлые и провозглашают слова: «Христос Воскресе!», на которые верующие отвечают: «Воистину Воскресе!». А уже после пасхального крестного хода священники начинают освящать куличи и яйца в корзинках. Также можно освятить и другие продукты, которые будут на праздничном пасхальном столе.

Пасха 2017: когда будут святить куличи и яйца в Москве. Точный график освящения пасхальных корзинок с куличами и яйцами можно уточнить в церкви, в которую собираетесь прийти освящать продукты для пасхального праздничного стола.

Расписание богослужений в Москве на Пасху в православных церквях и храмах говорит, что освящать куличи и яйца будут в субботу, 15 апреля после утренней Литургии.

В день Светлого Воскресения Христова яйцами обмениваются при встрече со всеми близкими и знакомыми. Пасхальные яйца подают нищим и оставляют их в церкви. Красный цвет пасхального яйца напоминает о том, что искупление человечества совершилось пролитием на кресте крови Христа Спасителя. Освященному яйцу приписываются магические свойства. Считалось, что оно может потушить пожар, если его кинуть в огонь, потому-то такие яйца даже хранили за иконой на случай пожара (и прежде чем бросить его в огонь, трижды обегали с ним вокруг дома). С пасхальным яйцом искали пропавшую или заблудившуюся в лесу корову или овец. Освященным пасхальным яйцом гладили скотину по хребту, чтобы она не болела и шерсть у нее была гладкая; делали это перед первым выгоном скота на пастбище.

Когда освящают яйца на Пасху

Отправляясь в церковь освящать куличи и яйца, лучше заранее поинтересоваться о времени и порядке пасхальной службы. Время в разных храмах отличается. В одном храме освятить продукты для праздничного стола можно в Великую субботу, в другом – рано утром в Светлое Воскресенье. В некоторых храмах службы проводятся таким образом, что верующие имеют возможность принести продукты на освящение дважды. Но перед тем, как отправляться на церковную службу, необходимо подготовиться.

Как освятить правилам? Церковная служба проводится по установленным канонам, которые допускают весьма незначительные отступления. По канону каждая служба сопровождается молитвенным песнопением, характерным для определенного события, времени суток, наличия ограничений по дням поста и памяти святых и так далее.

Пасхальная служба длится всю ночь, и обряд освящения продуктов, приготовленных для утренней праздничной трапезы, проводят в 4 часа утра. Эти продукты прихожане потом несут домой, и с них начинается завтрак.

Однако освящать продукты в Великую Субботу также допустимо. Обряд проводится в субботу на вечерней службе. После Страстной Пятницы Великая Суббота считается предпраздничным днем, священник уже одевает белые одежды, а песнопение церковного хора становится более радостным. Воскресение Христа близится.

Приходить на освящение продуктов лучше заранее. В праздничные дни в церкви бывает намного больше прихожан, чем обычно. Поставить свои продукты на стол, беспрепятственно пройти к нему, сразу удается не всегда. Вдобавок, служба может начаться немного раньше или позже положенного, а время освящения сдвинется. В небольших приходах такое случается обычно чаще.

Удобнее, если все продукты положены в корзинку, которая так и ставится на стол. Часто эту корзинку принято украшать цветами. Но форма и размеры ее пусть будут компактными и удобными. Кроме нее на столе будет много других, и места должно хватить всем. Корзинка выстилается салфетками или вышитым специально для праздника полотенцем. Во время транспортировки куличи и другие продукты можно будет накрыть тканью.

Освящать яйца и куличи в Великую Субботу удобнее, ведь для того, чтобы сделать это в воскресенье, необходимо посетить окончание всенощной службы. Рано вставать очень неудобно, и стоять всенощную в церкви позволить себе могут далеко не все. Поэтому традиция освящения продуктов накануне, в субботу, появилась достаточно давно. Хозяйки пекли куличи в ночь с пятницы или рано утром в субботу, вечером относили в церковь корзинку. А утро уже проходило дома.

Здравствуйте, дорогие читатели. Перед праздником, многие часто задаются вопросом, как собрать пасхальную корзинку, что можно освятить, а что нельзя, что положить в пасхальную корзинку? Давайте разберемся, сегодня, в этих вопросах. Праздник Пасхи, изначально, имел языческие корни. Славяне отмечали приход весны. Уже позже после крещения Руси, Пасха обрела христианский смысл, воскрешение Иисуса Христа. Православие никак не могло справиться с языческими праздниками, поэтому, вводились христианские праздники и обряды, а языческие ритуалы порицались. Но, их все равно не удалось искоренить до конца, и подобные традиции живы до сих пор в памяти народа. И многие путают народные традиции с христианскими. Но, сегодня Пасха — это уже всем известный праздник и символ Воскрешения. С детских лет нам знакомы традиции этого дня. Крашеные яички, вкусные куличи, торжественное настроение и посиделки всей семьей.

И все помнят этот замечательный вкус куличиков. А многие ходили по деревням христосоваться, получая от соседей в подарок яички (писанки, крашенки), монетки и конфеты.

В общем, к Пасхе все готовились заранее. В преддверии праздника еще раз вспомним все традиции, чтобы ничего не упустить.

Как собрать пасхальную корзинку — что можно святить в церкви на Пасху

Мастерицы и рукодельницы сами делают этот прекрасный атрибут из подручных материалов, но, если нет времени, то можно воспользоваться и обыкновенной: покупной.

Корзинка – это особая творческая традиция.

Корзинка нужна для того, чтобы освятить в церкви основные атрибуты праздника. Также, она подойдет в качестве подарка близким людям в этот светлый праздничный день.

Традиционно святить полагалось те продукты, от которых вы отказывались в период поста. Священник давал таким образом благословение на употребление продуктов.

Что положить в пасхальную корзину?

1. Украшения. Идеально подойдет расшитый рушник. Следует накрывать корзинку полотенечком.

2. Свечка. Это символ вашей связи с Богом. Она зажигается в процессе освящения и после, по возможности, стоит ее донести до дома. Но, это не всегда возможно в реалиях города. Поэтому, можно просто поставить свечку дома после освящения.

3. Пасхальный кулич. Лучше всего его приготовить самостоятельно, так он будет выполнен из самых качественных ингредиентов.

Не забывайте, выпечка куличей — это часть традиции, а сам кулич – символ богатства и благополучия. Традиционно разрезался кулич поперек, чтобы сохранить верхнюю часть.

4. Крашеные яички. К процессу украшения можно привлечь детей, так вы сможете привить им любовь к традиции. Яичко традиционно красилось в красный цвет. Скорлупа — символ камня, что закрывал вход в скалу с погребенным Христом. Красный цвет – это символ пролитой крови, но, также и символ царского достоинства.

Сейчас, продается очень много искусственных красителей и наклеек для пасхальных яиц, но мы, предпочитаем , луковую шелуху, сок черники и прочие.

5. Творожная (твороженная) паска. Это — условный символ царствия небесного.

6. Немного мясной продукции , например — домашняя колбаса, или кусочек сала. Но, здесь момент относительно спорный, так как именно в сам храм мясо заносить не следует.

7. Домашний хрен. Его кушают с вареными яичками.

8. Кагор. Это вино, которое используется для причастия.

9. Соль. Это неизменная защита от негатива, особенно — освященная. Также, признак гостеприимства, ведь встречают гостей хлебом и солью.

Нельзя освящать

1. Любой другой вид алкоголя, кроме вина.

2. Предметы роскоши и другие материальные ценности.

3. Кровяную колбасу.

4. Различные фрукты и овощи. Освящаются на Спас!

Какой-то продукт из нее (из корзинки) следует/можно отдать у церкви в качестве подаяния, на выходе из здания.

Ни в коем случае не следует выбрасывать освященные продукты. Их следует скушать с близкими людьми за праздничным столом.

Виды крашеных яиц

А знали ли вы, что все окрашенные яйца имеют свои особые названия и даже классификацию?

Крашенки – яички, которые однотонно окрашены.

Писанки – это яичко с изображением традиционного орнамента. В его росписи существуют собственные правила и традиции. Такое яйцо не варится, а расписывается сырым.

Малеванка – яичко, расписанное по фантазии автора, без соблюдения традиций писанок.

Крапанка – яичко окрашенное в один основной цвет с нанесенным рисунком в виде пятнышек и полосочек.

Шкрябанок (шкрябанка) – яичко окрашивается в один цвет, после чего на нем «нацарапывается» узор.

Яйчата – это искусственные декоративные яички.

Народные приметы, традиции и ритуалы

Церковь данные суеверия, разумеется, не признает, но, зато признает народная крестьянская мудрость.

1. Девушки не касались руками соли, а то руки потеть будут.

2. Чтобы быть всегда красивой и свежей, принято было в пасхальные дни умываться исключительно «водичкой с красного яичка» — протирать щеки окрашенным яйцом.

3. Девушки стояли на топоре, считалось, что это обеспечит крепость тела.

4. Считается, что детки, рожденные в Пасху, будут здоровыми и счастливыми.

5. В праздничную ночь следует набрать воду из колодца и обрызгать ею дом, что защитит ваше жилище от любого зла.

6. Во время богослужения, молодые незамужние девушки просили у Бога — суженного.

7. Все с праздничного стола сохранялось после Пасхи и не выкидывалось. Множество традиций было у крестьян. Косточки и другие остатки «прикапывались» на огородах, чтобы защитить урожай. А во время грозы — кидались в костер, чтобы уберечь дом от молнии. А для обеспечения хорошего урожая, глава семьи съедал верхнюю часть куличка при посеве на пашне.

8. Чтобы прогнать из дома ссоры и неудачи, выжгите пасхальной свечкой крест на входной двери.

9. Если девушка не может забеременеть, то нужно ей, во время праздничной трапезы, поставить, рядом со своей, пустую тарелочку и положить туда немного кулича, и сказать: «Кулич для деток!». После — его скармливали птичкам.

10. Если семья испытывает финансовые трудности, то следует, обязательно, в Светлый Праздник, подать нищим несколько монет.

Помните: главное в пасхальной традиции – это вера в Бога и забота о ближних. Основные приготовления продуктов следует закончить до страстной пятницы.

А все обряды следует делать искренне, с хорошими помыслами и в отличном светлом настроении.

Очень важно – это служба и молитва, а перед ней — соблюдение поста. Постарайтесь вспомнить с вашими близкими истинное значение этого Праздника. Традиционно в этот день праздник отмечается с семьей.

, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове, г. Москва:

Освящать продукты к пасхальному столу никто не принуждает – это благочестивая традиция. Но освящение – это не просто нечто, что ты делаешь для себя. Человек приходит в храм с чем-то, в данном случае это традиционные пасхальные яства – творожные пасхи, крашеные яйца, куличи, мясо – с благодарностью к Богу за то, что это всё у него есть.

Ведь всё, что человек потребляет – дано ему от Бога. Потому часть принесенных продуктов мы оставляем в храме.

Мы помним обращение Христа, которое прозвучит на Страшном Суде: «Я был голоден, и вы накормили Меня» (Мф. 25: 35), потому, что «то, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне» (Мф. 25:40).

Оставляя в храме часть пищи, человек оставляет её для ближнего. Находящийся в крайней нужде может прийти в храм и получить творожную пасху, кулич, крашеные пасхальные яйца. Вот это и есть важная часть традиции освящения пищи.

Так что речь не о магии, не о претворении какого-то вещества в нечто особое, а о благодарности Богу, о нашей жертве Богу в лице тех людей, которые не имеют возможности приобрести себе эти продукты в силу различных обстоятельств.

Ситуация, когда мы приходим в магазин, и нам предлагают купить уже освященные здесь же куличи – это не православная традиция: у человека отнимается возможность прийти в храм с благодарственной жертвой. Или, например, в ресторане сообщается: «У нас все блюда освящены». Для чего? Речь об идоложертвенной пище?

Традиция благотворительности, чистосердечного участия в жизни ближнего живет в освящении различной пищи – яблок, меда, пасхальных яств. Кстати, такая традиция есть и в исламе, когда на мусульманские праздники каждый бедный человек получает часть бараньего мяса, которое было принесено в жертву по древней традиции.

Мы же заменяем это другими яствами, но это отсылает нас к тем древним, ветхозаветным традициям, которые уже не имеют силы в Рождестве и Воскресении Христовом, но, преображенные, дают возможность поучаствовать в жизни ближнего.

На самом деле освящение в Великую Субботу – не традиционное явление, а некая нужда наших многолюдных приходов. Традиционно яства освящались после ночного пасхального богослужения. То есть для тех, кто пришел в храм помолиться, а не только освятить.

Ситуация, когда освящать приходится в субботу, не плохая: человек имеет возможность приложиться к Плащанице, помолиться в храме, услышать во время освящения уже Пасхальные песнопения.

Но, с другой стороны, получается немного странно: ещё Великая суббота, еще Христос символично лежит в Плащанице посередине храма, а уже поются Пасхальные Песнопения. Многие незнающие люди потом возвращаются домой и начинают разговляться.

Это – пережиток советского времени, когда было мало храмов, когда многие не могли прийти на ночное Пасхальное богослужение.

В небольших сельских храмах, даже в Подмосковье, многие прихожане как раз освящают принесенные яства после ночного богослужения или после литургии утром.

Если же освящение происходит в субботу, а человек не смог прийти – ничего страшного. Факт, что он ест освященную еду или неосвященную, никак не приближает его к Богу и не отдаляет от Него. Об этом говорит и апостол Павел.

То, что на освящение в Великую субботу приходит много людей, которые в храм не ходят и церковной жизнью не живут – это замечательная возможность миссионерского служения.

Мы готовимся к этому дню, выпускаем специальные листовки, материалы, которые потом раздаются людям, чтобы они могли прочитать и понять: освящение – малая часть нашей духовной традиции, которая основана на твоем присутствии, ты должен себя отдать Богу.

Так что все штатные миссионеры у нас в храме обязаны в Великую Субботу выйти на дежурство, привлекать волонтеров к раздаче миссионерских листков, к разговорам, к общению с людьми.

Так что Великая Суббота – праздник для миссионеров, ведь появляется такая возможность говорить с людьми о Главном!

Спаситель говорит, что нивы «побелели и готовы к жатве» (Ин., 4:35). Когда дворы храмов заполняются людьми, пришедшими освящать пасхальные яства, – это та нива, с которой надо работать.

У каждого своя мера религиозности

Протоиерей Максим Первозванский , главный редактор журнала «Наследник»:

Меня удивляет вопрос – обязательно ли освящать пасхальные яства? Так же можно спросить: а жениться человеку обязательно? Мне кажется, такая постановка вопроса некорректной.

В Церкви в этом смысле нет ничего обязательного. Господь по любви к нам дал нам возможность жить. И вполне естественно, что мы стараемся в этой жизни всё освятить – посвятить Богу. Православные стремятся освятить все, что можно освящать.

Всякий раз, когда мы вкушаем пищу, мы её освящаем – крестным знамением и молитвой.

Когда приближается Пасха после 49 дней поста, вполне естественно, что люди стремятся, чтобы на праздничном столе была пища, освященная в храме.

Точно так же, как существует вход в пост, когда читается молитва на начало Святой Четыредесятницы, так есть и выход из поста, в том числе – пищевого, каким и является освящение яиц, куличей и пасох.

Понятно, что не причаститься на Пасху – гораздо хуже, чем не освятить куличи. Кстати, освятить куличи можно и в храме после ночной литургии, если не удалось сделать это в Великую субботу.

Дискуссии людей, находящихся внутри Церкви о том, насколько важно или совсем не важно освящать пасхальные яства, появилась не вчера. Она уже давно существует между, очень условно говоря, «протестантами от православия» и теми, кто, возможно, даже чрезмерное внимание придает обрядовой стороне.

Эта дискуссия существует уже больше ста лет, а на западе со времен Реформации: зачем вообще нужны бороды и облачения священников, для чего нужны храмы с золотыми куполами и так далее. Дальше можно договориться до того, а зачем нужны иконы, святая вода, просфоры…

Поскольку мы состоим из души и тела, то наше тело тоже участвует в духовной жизни. Те же самые протестанты, отказавшись вроде бы от обрядов, все равно придумали потом свои, только более усеченные, как бы извиняющиеся: «Простите, но у нас все-таки есть какие-то обряды».

Обряд никогда не является самоценностью. Он – некая форма, которая выражает определенное содержание. Иногда, когда люди перестают чувствовать это содержание, оставляя только внешнюю форму, – это становится неправильным.

Освящение пасхальной пищи – тоже одна из форм. Она не является обязательной, это не элемент Символа веры, нигде не сказано «верую в освящение куличей и пасох, чаю пасхального стола». Хотя все мы, когда пост близится к концу, чаем, ожидаем и вкусной творожной пасхи, и куличей.

Но вполне можно представить себе православную культуру, где нет ни куличей, ни творожных пасох, ни освящения в Великую субботу. Тем более, что даже чисто литургически освящение в субботу не совсем правильно.

Понятно, что по чину литургия Великой субботы должна заканчиваться где-то к вечеру, после люди не расходятся из храма, происходит освящение вина и хлеба, чтобы люди, не выходя из церкви, могли подкрепиться. После чего люди дожидаются полунощницы, пасхального Крестного хода… А освящение куличей и пасох полагается после ночной пасхальной службы.

Но выдержать этого в современной жизни никто не может. И потому сегодня исторически сложилось иначе, и люди пасхальные яства освящают заранее. И мне кажется это правильным.

Да, традиция меняется: когда-то были строго расписаны дни, когда пеклись куличи, красились яйца. Современному человеку это не удобно.

Я не удивлюсь, если через сто лет не будет ни куличей, не пасох. А традиция красить яйца, думаю, останется.

Когда в Великую субботу освящать праздничную пищу приходят тысячи людей, которые в храм в течение года не ходят, я радуюсь. Так же, как когда вижу толпы людей у Крещенской купели.

Мера религиозности у каждого своя. Среднестатистический воцерковленный православный ходит в храм примерно три воскресенья из четырех в месяц и один раз в месяц причащается. Есть верующие, которые удивляются: «Как это можно – причащаться всего один раз в месяц?! Надо подходить к Чаше каждое воскресение!»

А кто-то не может не ходить в храм каждый день, а причащаются они четыре раза в неделю. И они могли бы сказать тем, кто причащается раз в месяц: «Ну, это разве религиозная жизнь?!»

Человек пришел раз в год и причастился в день праздника Входа Господня в Иерусалим? Слава Богу! Аллилуйа!!!

Если брать еще более низкий градус духовной жизни – человек приходит освящать куличи. Но он все-таки приходит к храму, делает хоть какой-то шаг. И это – здорово!

Помню свою советскую молодость, когда я работал в научно-исследовательском институте, и мой научный руководитель, никакого отношения к христианству не имеющий, на Светлой седмице приносил кулич и говорил со значением: «Освящённый!» – освящали кто-то из его домашних. У нас всех было ощущение, что мы прикасаемся к чему-то такому важному…

В Великую субботу к храмам текут потоки людей с пакетами, узелками, в которых яства для пасхального стола. Когда начинают освящать куличи и яйца на Пасху 2017? Освящение пасхальной пищи начинается в субботу, с 12.00 и примерно до 9 часов вечера. Но можно это сделать и в последующие дни после богослужений: и в воскресенье, и в понедельник, и во вторник.

Что можно святить на Пасху?

Не забывайте, что собрать пасхальную корзину нужно правильно и есть продукты, которые нести в церковь на освящение категорически запрещается.

Главными атрибутами Пасхи являются кршенки - крашеные яйца, куличи, пасхи – и соль (считается, что потом такая соль будет освящать всю еду), а также кагор и свечи.

Это тот набор, который одобряют священнослужители: яйца символизируют победу жизни над смертью, кулич – тело Христа и полноту жизни, пасха – райскую жизнь, соль – связь Бога с народом, достаток и смысл жизни, кагор – кровь Христа.

Кроме вышеперечисленных обязательных продуктов в пасхальную корзинку для освящения также кладут овощи, в частности хрен, как символ прочности и силы духа, а также фрукты, зелень. Церковь не приветствует крепкий алкоголь в пасхальной корзинке, но допускает Кагор.

Что нельзя святить на Пасху?

Самый первый запрет на крепкий алкоголь, так как в церкви не место пьяным, да и напиваться «за здоровье Христа» - не лучшая идея , поэтому водку с коньяком оставляем дома.

Деньги и прочие материальные ценности на освящение также лучше не носить. Горожане любят посвятить ключи от дома и машины, кошельки или купюры, но церковь такого не жалует.

Кровянка. Если же в вашей церкви соглашаются освятить мясную продукцию, то эта колбаса вообще не признается православными служителями в качестве годной к употреблению.

Верующим также следует помнить, что традиционное обжорство на Пасху также церковью не приветствуется. Еды нужно освятить немного – она предназначена для более легкого выхода с Великого поста, а остальное рекомендуется раздать неимущим.

Что должно быть на пасхальном столе?

После Пасхальной службы дается разрешение на все виды пищи. Только, конечно, все должно быть в меру. Если человек держал пост, то не нужно сразу переедать: это может быть опасно для здоровья. Все должно быть в меру, особенно это касается алкоголя.

За пасхальный стол садятся после службы - в четыре часа утра или уже воскресным днем. Вся семья, включая детей, помолившись, садится за стол и вкушает освященную пищу. Праздник продолжается в течение сорока дней, особенно торжественно отмечаясь в первые две недели после дня Воскресения Христова.

Запомните, на Пасху нельзя сквернословить, ругаться, ссориться, драться. Нельзя напиваться. Дурные поступки не нужно совершать и в обычные дни, но омрачать ими светлый праздник - тем более.

Время, когда святят куличи в разных храмах, отличается. В одном храме освятить продукты для праздничного стола можно в субботу, в другом - рано утром в воскресенье. В некоторых храмах службы проводятся таким образом, что верующие имеют возможность принести продукты на освящение дважды.

Поэтому перед тем, как отправиться в церковь святить куличи, лучше заранее поинтересоваться о времени и порядке пасхальной службы. Это можно сделать у служителей церкви. Но перед тем, как отправляться на церковную службу, необходимо подготовиться.

Когда положено святить куличи по правилам?

Церковная служба проводится по установленным канонам, которые допускают весьма незначительные отступления. По канону каждая служба сопровождается молитвенным песнопением, характерным для определенного события, времени суток, наличия ограничений по дням поста и памяти святых и так далее. Пасхальная служба длится всю ночь, и обряд освящения продуктов, приготовленных для утренней праздничной трапезы, проводят в 4 часа утра. Эти продукты прихожане потом несут домой, и с них начинается завтрак.

Однако освящать продукты в Великую Субботу тоже допустимо. Обряд проводится в субботу вечером, на вечерней службе.

После Страстной Пятницы Великая Суббота считается предпраздничным днем, священник уже одевает белые одежды, а песнопение церковного хора становится более радостным. Воскресение Христа близится.

Святить куличи в Великую Субботу удобнее, ведь для того, чтобы сделать это в воскресенье, необходимо посетить окончание всенощной службы. Рано вставать очень неудобно, и стоять всенощную в церкви позволить себе могут далеко не все. Поэтому традиция освящать продукты накануне, в субботу, появилась достаточно давно. Хозяйки пекли куличи в ночь с пятницы или рано утром в субботу, вечером относили в церковь. А утро уже проходило дома, потому что после уборки в Чистый Четверг, молитвенного и телесного подвига в Страстную Пятницу, приготовлений в Великую Субботу силы на всенощную оставались не у всех.

Какую еду можно освящать на Пасху.

Куличи, творожные пасхи, яйца, мясо и вино - вот продукты, которые по обычаю приносятся в церковь для освящения. Необязательно приносить много продуктов, так как освящение мяса и вина, скоромной пищи, носит символический характер. Таким образом разрешается закончить пост. Но разговление начинается либо яйцами, либо кусочком кулича или пасхи. Поэтому нести в церковь нужно в первую очередь именно эти продукты.

Необязательно приносить всю выпечку, которая была приготовлена накануне. Достаточно одного или двух куличей. Первый съедают во время утреней трапезы, разделяя между членами семьи, второй хранится еще неделю и даже больше, может быть, до следующей Пасхи. Но так сейчас поступают очень редко. Даже самый лучший кулич постепенно черствеет, поэтому его стараются съесть поскорее, пока он свежий. Крашеные яйца стоит принести все, ведь их дарят, дают на обмен, чаще сохраняют на память о празднике.

Другие продукты несут в церковь, если это позволяет достаток. При этом следует помнить, что не все прихожане могут позволить себе приобрести хорошее вино и мясные продукты даже на праздник. Поэтому добрым делом будет угостить других прихожан в церкви после службы частью принесенных продуктов, или оставить для тех, кто остается на специально организованную при церкви трапезу. Также следует поинтересоваться заранее, какие продукты можно было бы принести в церковь вместе с куличами. Некоторые священники не позволяют ставить мясо и вино, даже если церковная традиция не имеет ничего против.

Помимо куличей и творожных пасх, можно выставлять другую выпечку: пирожки, булочки, печенье, пасхальный сладкий хлеб , пирог. Можно освятить сладости и фрукты.

Запрещенных продуктов в списке получается немного. В первую очередь, не стоит пытаться принести водку и другие спиртные напитки кроме вина. Вино, кстати, необязательно должно быть красным. Но белое вино признается далеко не во всех церквях.

Приходить на освящение куличей лучше заранее. В праздничные дни в церкви бывает намного больше прихожан, чем обычно. Поставить свои продукты на стол, беспрепятственно пройти к нему, сразу удается не всегда. Вдобавок, служба может начаться немного раньше или позже положенного, а время освящения сдвинется. В небольших приходах такое случается обычно чаще.

Удобнее, если все продукты положены в корзинку, которая так и ставится на стол. Часто эту корзинку принято украшать цветами. Но форма и размеры ее пусть будут компактными и удобными. Кроме нее на столе будет много других, и места должно хватить всем. Корзинка выстилается салфетками или вышитым специально для праздника полотенцем. Во время транспортировки куличи и другие продукты можно будет накрыть тканью.

, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове, г. Москва:

Освящать продукты к пасхальному столу никто не принуждает – это благочестивая традиция. Но освящение – это не просто нечто, что ты делаешь для себя. Человек приходит в храм с чем-то, в данном случае это традиционные пасхальные яства – творожные пасхи, крашеные яйца, куличи, мясо – с благодарностью к Богу за то, что это всё у него есть.

Ведь всё, что человек потребляет – дано ему от Бога. Потому часть принесенных продуктов мы оставляем в храме.

Мы помним обращение Христа, которое прозвучит на Страшном Суде: «Я был голоден, и вы накормили Меня» (Мф. 25: 35), потому, что «то, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне» (Мф. 25:40).

Оставляя в храме часть пищи, человек оставляет её для ближнего. Находящийся в крайней нужде может прийти в храм и получить творожную пасху, кулич, крашеные пасхальные яйца. Вот это и есть важная часть традиции освящения пищи.

Так что речь не о магии, не о претворении какого-то вещества в нечто особое, а о благодарности Богу, о нашей жертве Богу в лице тех людей, которые не имеют возможности приобрести себе эти продукты в силу различных обстоятельств.

Ситуация, когда мы приходим в магазин, и нам предлагают купить уже освященные здесь же куличи – это не православная традиция: у человека отнимается возможность прийти в храм с благодарственной жертвой. Или, например, в ресторане сообщается: «У нас все блюда освящены». Для чего? Речь об идоложертвенной пище?

Традиция благотворительности, чистосердечного участия в жизни ближнего живет в освящении различной пищи – яблок, меда, пасхальных яств. Кстати, такая традиция есть и в исламе, когда на мусульманские праздники каждый бедный человек получает часть бараньего мяса, которое было принесено в жертву по древней традиции.

Мы же заменяем это другими яствами, но это отсылает нас к тем древним, ветхозаветным традициям, которые уже не имеют силы в Рождестве и Воскресении Христовом, но, преображенные, дают возможность поучаствовать в жизни ближнего.

На самом деле освящение в Великую Субботу – не традиционное явление, а некая нужда наших многолюдных приходов. Традиционно яства освящались после ночного пасхального богослужения. То есть для тех, кто пришел в храм помолиться, а не только освятить.

Ситуация, когда освящать приходится в субботу, не плохая: человек имеет возможность приложиться к Плащанице, помолиться в храме, услышать во время освящения уже Пасхальные песнопения.

Но, с другой стороны, получается немного странно: ещё Великая суббота, еще Христос символично лежит в Плащанице посередине храма, а уже поются Пасхальные Песнопения. Многие незнающие люди потом возвращаются домой и начинают разговляться.

Это – пережиток советского времени, когда было мало храмов, когда многие не могли прийти на ночное Пасхальное богослужение.

В небольших сельских храмах, даже в Подмосковье, многие прихожане как раз освящают принесенные яства после ночного богослужения или после литургии утром.

Если же освящение происходит в субботу, а человек не смог прийти – ничего страшного. Факт, что он ест освященную еду или неосвященную, никак не приближает его к Богу и не отдаляет от Него. Об этом говорит и апостол Павел.

То, что на освящение в Великую субботу приходит много людей, которые в храм не ходят и церковной жизнью не живут – это замечательная возможность миссионерского служения.

Мы готовимся к этому дню, выпускаем специальные листовки, материалы, которые потом раздаются людям, чтобы они могли прочитать и понять: освящение – малая часть нашей духовной традиции, которая основана на твоем присутствии, ты должен себя отдать Богу.

Так что все штатные миссионеры у нас в храме обязаны в Великую Субботу выйти на дежурство, привлекать волонтеров к раздаче миссионерских листков, к разговорам, к общению с людьми.

Так что Великая Суббота – праздник для миссионеров, ведь появляется такая возможность говорить с людьми о Главном!

Спаситель говорит, что нивы «побелели и готовы к жатве» (Ин., 4:35). Когда дворы храмов заполняются людьми, пришедшими освящать пасхальные яства, – это та нива, с которой надо работать.

У каждого своя мера религиозности

Протоиерей Максим Первозванский , главный редактор журнала «Наследник»:

Меня удивляет вопрос – обязательно ли освящать пасхальные яства? Так же можно спросить: а жениться человеку обязательно? Мне кажется, такая постановка вопроса некорректной.

В Церкви в этом смысле нет ничего обязательного. Господь по любви к нам дал нам возможность жить. И вполне естественно, что мы стараемся в этой жизни всё освятить – посвятить Богу. Православные стремятся освятить все, что можно освящать.

Всякий раз, когда мы вкушаем пищу, мы её освящаем – крестным знамением и молитвой.

Когда приближается Пасха после 49 дней поста, вполне естественно, что люди стремятся, чтобы на праздничном столе была пища, освященная в храме.

Точно так же, как существует вход в пост, когда читается молитва на начало Святой Четыредесятницы, так есть и выход из поста, в том числе – пищевого, каким и является освящение яиц, куличей и пасох.

Понятно, что не причаститься на Пасху – гораздо хуже, чем не освятить куличи. Кстати, освятить куличи можно и в храме после ночной литургии, если не удалось сделать это в Великую субботу.

Дискуссии людей, находящихся внутри Церкви о том, насколько важно или совсем не важно освящать пасхальные яства, появилась не вчера. Она уже давно существует между, очень условно говоря, «протестантами от православия» и теми, кто, возможно, даже чрезмерное внимание придает обрядовой стороне.

Эта дискуссия существует уже больше ста лет, а на западе со времен Реформации: зачем вообще нужны бороды и облачения священников, для чего нужны храмы с золотыми куполами и так далее. Дальше можно договориться до того, а зачем нужны иконы, святая вода, просфоры…

Поскольку мы состоим из души и тела, то наше тело тоже участвует в духовной жизни. Те же самые протестанты, отказавшись вроде бы от обрядов, все равно придумали потом свои, только более усеченные, как бы извиняющиеся: «Простите, но у нас все-таки есть какие-то обряды».


Обряд никогда не является самоценностью. Он – некая форма, которая выражает определенное содержание. Иногда, когда люди перестают чувствовать это содержание, оставляя только внешнюю форму, – это становится неправильным.

Освящение пасхальной пищи – тоже одна из форм. Она не является обязательной, это не элемент Символа веры, нигде не сказано «верую в освящение куличей и пасох, чаю пасхального стола». Хотя все мы, когда пост близится к концу, чаем, ожидаем и вкусной творожной пасхи, и куличей.

Но вполне можно представить себе православную культуру, где нет ни куличей, ни творожных пасох, ни освящения в Великую субботу. Тем более, что даже чисто литургически освящение в субботу не совсем правильно.

Понятно, что по чину литургия Великой субботы должна заканчиваться где-то к вечеру, после люди не расходятся из храма, происходит освящение вина и хлеба, чтобы люди, не выходя из церкви, могли подкрепиться. После чего люди дожидаются полунощницы, пасхального Крестного хода… А освящение куличей и пасох полагается после ночной пасхальной службы.

Но выдержать этого в современной жизни никто не может. И потому сегодня исторически сложилось иначе, и люди пасхальные яства освящают заранее. И мне кажется это правильным.

Да, традиция меняется: когда-то были строго расписаны дни, когда пеклись куличи, красились яйца. Современному человеку это не удобно.

Я не удивлюсь, если через сто лет не будет ни куличей, не пасох. А традиция красить яйца, думаю, останется.

Когда в Великую субботу освящать праздничную пищу приходят тысячи людей, которые в храм в течение года не ходят, я радуюсь. Так же, как когда вижу толпы людей у Крещенской купели.

Мера религиозности у каждого своя. Среднестатистический воцерковленный православный ходит в храм примерно три воскресенья из четырех в месяц и один раз в месяц причащается. Есть верующие, которые удивляются: «Как это можно – причащаться всего один раз в месяц?! Надо подходить к Чаше каждое воскресение!»

А кто-то не может не ходить в храм каждый день, а причащаются они четыре раза в неделю. И они могли бы сказать тем, кто причащается раз в месяц: «Ну, это разве религиозная жизнь?!»

Человек пришел раз в год и причастился в день праздника Входа Господня в Иерусалим? Слава Богу! Аллилуйа!!!

Если брать еще более низкий градус духовной жизни – человек приходит освящать куличи. Но он все-таки приходит к храму, делает хоть какой-то шаг. И это – здорово!

Помню свою советскую молодость, когда я работал в научно-исследовательском институте, и мой научный руководитель, никакого отношения к христианству не имеющий, на Светлой седмице приносил кулич и говорил со значением: «Освящённый!» – освящали кто-то из его домашних. У нас всех было ощущение, что мы прикасаемся к чему-то такому важному…

Когда святить куличи на Пасху 2017

Подготовка к Пасхе для каждого христианина не менее важна, чем сам праздник. Ведь до этого момента верующим нужно успеть сделать очень многое. За сорок восемь дней до Великого праздника начинается пост, во время которого каждый человек должен успеть покаяться в своих грехах, исповедоваться, причаститься, а также очиститься духовно и телесно.
Самой трудной неделей считается Страстная седмица, ведь это время особенно строгого поста, когда почти всю неделю можно есть только сырую пищу без масла. А вообще можно только пить воду. Однако, при этом у людей полно забот: нужно прибраться в чистый четверг, сходить в храм в пятницу, а также проснуться рано утром в субботу, напечь куличей, покрасить яйца и приготовить праздничные блюда . Когда хозяйки справятся с этой работой, то должны будут собрать корзинку и отправиться с ней в храм. Все эти действия люди совершают из года в год, но многие до сих пор точно не знают, когда святить куличи на Пасху, когда нужно приходить в храм и когда можно съесть первое яйцо.

Освящение куличей в храмах
Так получилось, что в последнее время в каждом храме устанавливаются свои правила. Поэтому прихожанам лучше заранее поинтересоваться,
когда святить куличи на Пасху 2017. Ведь в разных церквях этот обряд совершают в разные дни. Где-то освещение еды происходит еще в Великую субботу, где-то в ночь перед Пасхой, а где-то – рано утром в воскресенье.
Бывает и так, что в храмах, куда приходит на Пасху огромное количество людей, освящают куличи в течение всего дня и ночи. Поэтому лучше всего верующим спросить у священнослужителей в храме, когда необходимо будет принести еду на освящение.


Освящение пищи по церковным правилам

Все обряды в церквях совершаются по определенным канонам, и Пасхальная служба не исключение. Правда в некоторых случаях допускается небольшое отклонение.
По правилам, которым следуют служители церкви уже много-много лет, в ночь с субботы на воскресенье начинается служба с песнопениями. И длится она до самого утра. Но освящение еды, которую приносят верующие, проводят обычно в четыре часа утра, когда наступил уже праздничный день.
Но это не значит, что нельзя освящать еду вечером в субботу. Этот день также имеет огромное значение, священники уже выходят к прихожанам в белых одеждах, а хор поет радостные песни, потому что все предчувствуют Воскрешение Спасителя. Именно поэтому допускается освящение куличей и в субботу. Причем, в некоторых храмах это правило ввели еще очень давно.
А все потому, что наши предки рассуждали логически. Если хозяйкам приходится рано вставать в субботу, весь день работать, печь и готовить, то понятно, что им будет трудно выстоять всенощную службу. Поэтому еду относили в храм вечером. Однако, самые религиозные люди, по-прежнему считают, что освящение пищи должно проводиться только после того, как человек отстоит всю ночную службу.



Советы для тех, кто пойдет в храм с едой
Пасха такой же Великий праздник, как и Рождеству, поэтому тем, кто собирается пойти с едой в храм впервые, стоит готовиться к огромному скоплению людей. Особенно непросто жителям больших городов, возле столов для освящения пищи часто начинается настоящая давка. Поэтому лучше всего прийти в церковь как можно раньше. Так можно будет чувствовать себя спокойно, ведь если даже время освящения поменяется, не придется бежать в церковь, сломя голову.
Также, следуя традициям, стоит позаботиться о том, чтобы найти для продуктов хорошую емкость, или корзинку. Именно корзинки считаются самыми удобными, ведь все что там есть – на виду. Если нет желания показывать содержание корзинки другим прихожанам, можно закрыть корзинку вышитой салфеткой. Сейчас в магазинах продается огромное количество различных емкостей, куда также можно будет сложить пасхальный набор продуктов. Но стоит учитывать, что коробочки должны быть компактными, ведь нужно постараться, чтобы места на столе для освящения хватило всем.
празднуется 16 апреля, а значит, оправиться с корзинкой в храм можно будет уже 15 апреля вечером. Считается, что люди, которые достойно пройдут все испытания постом, а также отстоят всенощную, получат благословение Господа на долгое время.

Самый значимый праздник православия имеет различные значения в Церквях Ветхого и Нового Завета. В новозаветной Церкви Пасха означает «прехождение» и отмечается в честь Воскресения Христа.
День Святой Пасхи является переходящим праздником и отмечается по окончании Великого поста, который наступает после масленицы. Едва начав поститься, верующие стали задаваться вопросом, когда святить куличи в 2017 году. Ежегодно освещение пасхальных продуктов происходит в субботу, которая в страстной неделе значится как Великая Суббота. В 2017 году этот день выпадает на 15 апреля.

В некоторых церквях освещение продуктов проводят дважды, в субботу и в воскресенье после всенощной службы. Точное время проведения службы и освещения продуктов лучше уточнить у служителей церкви. Обряд пасхальной службы проводится на протяжении всей ночи, а завершает действо процесс освещения куличей и крашеных яиц, приготовленных хозяйками к пасхальному столу.
Посещение всенощной службы абсолютно добровольное мероприятие, если по каким-либо причинам верующие не могут позволить себе отстоять целую ночную службу, то освещение продуктов предпочтительней провести в Великую Субботу.
День Святого Воскресения следует начинать с завтрака освещенными продуктами, это своего рода очищение.

Седмица


Седмица или страстная неделя предшествует пасхе. Каждый день этой недели несет особое значение.

Чистый понедельник

Его еще называют страшной или великий понедельник . Принято наводить порядок в доме, если в жилище проводится косметический ремонт, его необходимо закончить именно в этот день. В старину христиане старались в этот и следующий день держать дома только постную «чистую» пищу.

Чистый вторник

Женщины готовили особый напиток из семян и молока, этот напиток давали домашнему скоту для предостережения от хвори.

Страстная среда

День, когда Иуда предал Христа. Деревенские жители в этот день обливают домашних животных талой водой.

Чистый четверг

По традиции в этот день до восхода солнца всем членам семьи следует омыть свое тело. Делается это во избежание болезней и недугов. В этот день с вечернего богослужения следует принести церковную свечу и обновить ей «живой огонь» в доме. В чистый четверг начинали потихоньку выпекать пасхи и куличи.

Страстная пятница

Это траурный день, в пятницу распяли Христа. Посеянные в этот день горох и хлеб будут стойкими к морозам и ветрам.

Страстная суббота

Второе название красильная суббота. Это канун Великого Воскресения Христа.

Кулич во главе стола


Неотъемлемыми атрибутами пасхального стола являются крашеные куриные яйца, пасхальные куличи и творожные пасхи.
Хозяйки заранее заготавливают лучшие продукты , которые пойдут на приготовление блюд к праздничному столу.
Традиция выпекать куличи на Воскресение Христово уходит корнями в далекие крестьянские деревни, в которых хлеб почитался во все времена. Особое таинство выпекания пасхальных куличей включало в себя наговор молитвы при замесе теста, считалось, что такой заговоренный молитвами кулич имеет огромную силу, способную уберечь вкушающих от болезней, черных наговоров и дурного влияния.
В большинстве регионов России пасхальный кулич напоминает по форме артос - церковный высокий пресный хлеб, который выпекают в начале страстной недели , благословляют молитвами, окропляют святой водой и раздают прихожанам в Страстную Субботу после специальной молитвы.

В отличие от пресного артоса, пасхальный кулич готовят сдобным, как символ райской жизни и победы над смертью.

После Великого поста попробовать кусочек сдобной выпечки считается высшей мерой наслаждения и поощрения.

Правильная нарезка пасхального кулича


По традиции пасхальный кулич нарезают поперек круглыми ломтями, получившиеся хлебные кольца можно есть в любом порядке, не трогая самую верхушку кулича, ее оставляют, пока последний кусочек кулича не будет съеден, и только после этого можно полакомиться хлебной макушкой.
Для каждого члена семьи выпекается отдельный кулич, который следует полностью съесть.
Православный кулич обладает легкой структуре, что способствует быстрому усвоению после длительного воздержания от тяжелой пищи.

Приготовление пасхального кулича


Для приготовления пасхального кулича не нужно обладать поварским разрядом, с простым рецептом легко справится обычная хозяйка.
Пошаговый рецепт кулича.

Стакан теплой воды вылить в большую емкость и добавить пакетик сухих дрожжей. Всыпать стакан муки, тщательно перемешать и убрать на пол часа в теплое место.

Растопить и остудить 100 грамм сливочного масла . Добавить четыре куриных яйца , пол чайной ложки соли и 160 грамм коричневого сахара. Для приятного аромата можно добавить пару чайных ложек ванильного сахара . В полученную массу влить 120 мл. 20% сливок, хорошенько взбить все венчиком.

В полученную жидкую массу постепенно добавить 500 грамм просеянной муки, тесто следует хорошенько вымесить до стадии отставания от рук. Дать тесту отстояться пару часов в теплом месте.

Специальные кексницы или формы для выпечки куличей наполовину заполнить тестом и поместить в разогретую до 180 градусов духовку. Готовность сдобы легко проверить с помощью зубочистки, если она останется сухой - выпечку пора вынимать.

После остывания каждый кулич можно украсить сахарной пудрой или полить сахарным сиропом.
По желанию в пасхальные куличи можно добавлять орехи, изюм и цукаты, это придаст куличу более тонкий и оригинальный вкус.

Воскресение Господне


Светлый праздник Христова Воскресения издавна почитают и уважают на Руси, процесс подготовки к празднованию этого дня начинается задолго до самого праздника пасхи, хозяйки со всей ответственностью подходят к сервировке воскресного стола.

В пасху принято ходить друг к другу в гости и обмениваться крашенками и пасхальными куличами. Для приветствия в этот день следует использовать фразу «Христос Воскрес!», на что собеседник должен ответить «Воистину Воскрес!». Теперь вы не будете задаваться вопросом: «Когда святить куличи в 2017 году?» С наступающим праздником)

Хорошего дня. Христос Воскрес))