Знакомясь с главой, подготовьте сообщения: 1. О том, что способ­ствовало созданию великих держав - Ассирийской, Вавилонской, Персидской (опорные слова: железо, конница, осадная техника, международная торговля). 2. О достижениях культуры древних на­родов Западной Азии, которые сохраняют значение в наши дни (опорные слова: законы, алфавит, Библия).

1. Страна двух рек. Она лежит между двумя больши­ми реками - Евфратом и Тигром. Отсюда и её назва­ние - Двуречье или Междуречье.

Почвы в Южном Двуречье удивитель­но плодородны. Так же как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой тё­плой стране. Но разливы рек проходили бурно: порой потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося и жилища, и загоны для скота. Приходилось строить насыпи по берегам, чтобы наводнением не смыло посевы на полях. Для орошения по­лей и садов рыли каналы. Государства воз­никли здесь приблизительно в то же время, что и в долине Нила, - более пяти тысяч лет назад.

2. Города из глиняных кирпичей. Древ­ним народом, создавшим первые государ­ства в Двуречье, были шумеры. Многие поселения древних шумеров, вырастая, превращались в города - центры неболь­ших государств. Города обычно стояли на берегу реки или возле канала. Жители пла­вали между ними на судёнышках, сплетён­ных из гибких веток и обтянутых кожей. Из многочисленных городов самыми круп­ными были Ур и Урук.

В Южном Двуречье нет ни гор, ни ле­сов, а значит, не могло быть строительства из камня и дерева. Дворцы, храмы, жи-

лые дома - всё здесь сооружали из боль­ших глиняных кирпичей. Дерево было до­рого - деревянные двери имелись лишь в богатых домах, в бедных вход закрывали циновкой.

Топлива в Двуречье было мало, и кир­пичи не обжигали, а просто сушили на солнце. Необожжённый кирпич легко крошится, поэтому оборонительную го­родскую стену приходилось делать такой толщины, что по верху могла бы проехать повозка.

3. Башни от земли до неба. Над при­земистыми городскими постройками воз­вышалась ступенчатая башня, уступы ко­торой поднимались к небу. Так выглядел храм бога - покровителя города. В одном городе это был бог Солнца Шамаш, в дру­гом - бог Луны Сан. Все почитали бога воды Эа - ведь он питает влагой поля, да­рит людям хлеб и жизнь. К богине плодо­родия и любви Иштар люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и о рождении детей.

Только жрецам было позволено подни­маться на вершину башни - в святилище. Те, кто оставался у подножия, верили, что жрецы там беседуют с богами. На этих баш­нях жрецы вели наблюдения за движением небесных богов: Солнца и Луны. Они со­ставляли календарь, вычисляя сроки лун­ных затмений. По звёздам предсказывали людям судьбу.

Учёные-жрецы занимались и математи­кой. Число 60 они считали священным. Под влиянием древних жителей Двуре­чья мы делим час на 60 минут, а окруж­ность - на 360 градусов.

Богиня Иштар. Древняя статуя.

4. Письмена на глиняных табличках. Раскапывая древние города Двуречья, ар-

хеологи находят таблички, покрытые знач­ками в виде клинышков. Значки эти вы­давлены на табличке из мягкой глины концом специально заострённой палочки. Для придания твёрдости исписанные та­блички обычно обжигали в печи.

Клинообразные значки - это особое письмо Двуречья, клинопись.

Каждый знак в клинописи происходит из рисунка и часто обозначает целое сло­во, например: звезда, нога, плуг. Но мно­гие знаки, выражающие короткие одно­сложные слова, употреблялись и для передачи сочетания звуков или слогов. Например, слово «гора» звучало как «кур» и значок «гора» обозначал также слог «кур» - как в наших ребусах.

В клинописи несколько сот знаков, и научиться читать и писать в Двуречье было не менее сложно, чем в Егип­те. Много лет надо было посещать школу писцов. Уроки продолжались ежедневно с восхода до заката. Мальчики старательно переписывали древние мифы и сказания, за­коны царей, таблички учёных-звездочётов, гадавших по звёздам.


Во главе школы стоял человек, которого почтительно именовали «отцом школы», ученики же считались «сыно­вьями школы». А один из работников школы назывался буквально так: «человек с палкой» - он следил за дисци­плиной.

Школа в Двуре­чье. Рисунок на­шего времени.

Объясните значение слов: шумеры, клинопись, глиняная табличка, «отец школы», «сыновья школы».

Проверьте себя. 1. Кому принадлежат имена Шамаш, Син, Эа, Иштар? 2. Что общего в природных условиях Египта и Двуречья? В чём разли­чия? 3. Для чего в Южном Двуречье возводились ступенчатые башни? 4. Почему в клинописи гораздо больше знаков, чем в нашей азбуке букв?

Опишите рисунки нашего времени: 1. «Посёлок шумеров» (см. с. 66) - по плану: 1) река, каналы, растительность; 2) хижины и загоны для ско­та; 3) главные занятия; 4) колёсная повозка. 2. «Школа в Двуречье» (см. с. 68) - по плану: 1) ученики; 2) учитель; 3) работник, разминающий глину.

Подумайте. Почему в Южном Двуречье богатые люди указывали в за­вещании среди прочего имущества деревянную табуретку и дверь? Познакомьтесь с документами - отрывком из сказания о Гильгамеше и мифом о потопе (см. с. 69, 70). Почему именно в Двуречье возник миф о потопе?

Двуречье. Страну, где в древности жили шумеры и аккадцы, обычно называют Двуречьем, потому что свои деревни и города они строили по берегам двух больших рек — Тигра и Евфрата. Теперь там находится государство Ирак.

Тепло, вода, плодородная почва и трудолюбие жителей уже в глубокой древности превратили Двуречье в цветущий сад. Шумеры и аккадцы были не только трудолюбивы, но и необыкновенно изобретательны. В их стране не было ни камня, ни металла, ни дерева — одна глина. Эти великие труженики и изобретатели научились делать из глины всё: и детские игрушки, и храмы, и дворцы, и дороги. Они даже... писали на ней.

Глиняные книги. Мы пишем или печатаем на бумаге, а шумеры и аккадцы брали глину, размешивали её с водой и разминали до тех пор, пока не получалось густое и вязкое тесто. Это глиняное тесто раскатывали тонким слоем, нарезали на ровные прямоугольники и оставляли подсохнуть. Потом на эти слегка подсохшие, но ещё влажные и мягкие глиняные прямоугольные плитки наносили письменные знаки. Самой удобной для письма оказалась тростниковая палочка с острым концом. Чтобы она не скользила по глине, ее кончик делали треугольным.

Клинопись. С чего все начинают учиться письму? С написания палочек. Если понаблюдать за рукой при письме, легко заметить, что книзу нажим усиливается. На бумаге это мало заметно, а на мягкой глине треугольный конец палочки оставлял знак с утолщением. Каждый знак состоял из одной или нескольких черточек, которые выходили очень похожими на маленькие клинья. Письменность шумеров так и назвали — клинопись, а глиняные прямоугольные плитки — табличками.

Когда текст заполнял всю табличку, ей давали досохнуть. Если письмо, стихотворение, миф или какая-то другая запись не умещались на одной стороне, табличку переворачивали и писали на другой. Если нужно было исправить ошибку, табличку размачивали, заравнивали и вновь наносили текст. Мы говорим «стереть», а шумеры говорили «смочить». Овладеть грамотой было непросто. Для этого требовалось запомнить и научиться писать до 400 клинописных знаков.

Многие древние города со временем оказались разрушенными, их занесло толстым слоем земли и песка. Учёные-археологи во время раскопок в одном из этих городов нашли целую библиотеку «глиняных книг». Из них узнали о жизни шумеров и аккадцев, их богах и героях.

Боги Двуречья. Как и древние египтяне, жители Двуречья почитали многих богов. Самыми главными они считали бога Земли Энлиля, бога Воды Эа, бога Неба Ану и бога Солнца Шамаша, а любимым героем был силач и храбрец Гильгамеш, имя которого значит «всё видавший».

Конспект открытого урока по истории Древнего мира

Класс: 5

Дата: 28.10.2015.

Учитель: Кунакова Людмила Борисовна.

Тема: Древнее Двуречье.

Цель урока: Создание организационных и содержательных условий для формирования представлений о природных и климатических условиях Древнего Двуречья, занятиях его жителей.

Задачи урока:

Образовательные : дать представление о жизни древних шумер (быт, религия, письменность.)

Развивающие: формировать умения анализировать прочитанный текст, работать с текстом учебника, делать выводы; развивать навыки умения работать с исторической картой.

Воспитательные: воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний, самовоспитанию и самоконтролю.

Планируемые результаты

ЛИЧНОСТНЫЕ

Осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений. Уважать культуру других народов, выстраивать конструктивные взаимоотношения в группе. Аргументировано оценивать свои и чужие поступки.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные: Определять цель, выдвигать версии, планировать деятельность. Оценивать степень и способы достижения цели.

Познавательные: Находить информацию в разных источниках, выделять главное. Определять понятия. Анализировать, доказывать. Владеть смысловым чтением. Делать выводы. Пользоваться приемами критического мышления: кластер, концептуальная таблица.

Коммуникативные : Умение вести диалог. Самостоятельно организовывать деятельность в группе.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Уметь описывать климатические условия Двуречья, занятия жителей, их культуру, показывать на карте местоположение Двуречья.

Работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; овладевать целостными представлениями об историческом пути жителей Двуречья.

Устанавливать причинно-следственные связи между географическими условиями обитания шумеров и их экономическим развитием.

Формы работы: парная, групповая.

Ведущая дидактическая цель : изучение нового материала.

Оборудование : настенная карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия» атласы, мультимедийная установка, ПК.

Ход урока:

Мотивационно – целевой этап.

Стадия вызова

/10 минут/

Прогнозирование темы урока.

Целеполагание.

Здравствуйте, ребята! На нашем сегодняшнем уроке присутствуют гости. Я прошу вас, не смущаться, и работать в нашем обычном режиме. Желаю всем нам сегодня, плодотворной работы, быть внимательными и активными .

Предлагаю с помощью смайликов отобразить своё настроение в начале урока.

- Ребята, какие реки вы знаете?

- Какая река протекает в нашем селе?

- А вы знаете место, где реки как будто встречаются друг с другом?

- А ведь такое место есть?

- Молодцы! Ответьте ещё на несколько вопросов:

- Сколько глаз у человека?

- Сколько ног у человека?

- Сколько туфелек было у Золушки?

- Самая плохая оценка?

Цифра 2 – это важная цифра, которая на нашем уроке будет самой главной.

1.1. Предлагает вспомнить, где возникли первые государства.

1.2. Задает вопрос : Историю какого государства Вы завершили изучать?

1.3. Сегодня мы начнем знакомиться с историей еще одной страны , а какой вы узнаете, если мы повторим поход воинов Тутмоса в Азию и посмотрим, как далеко стали простираться при нем, границы Египетского государства.

Организация работы с атласами, один показывает у доски, на настенной карте.

Задача: используя карту, проследить путь воинов Тутмоса в Азию.

1.4.Географическое положение и природа Двуречья.

Определите, на каком материке находится новая страна?

Определите по карте, в какой части света находится страна?

Как называются реки, которых мы достигли?

Где начало рек и куда они впадают?

Через какие страны мы добрались до этих рек?

Как называются современные государства, по территории которых протекают эти реки?

О каком государстве мы слышим каждый день в сообщениях СМИ?

Демонстрируется слайд с изображением карты «Древнее Двуречье»

Вопрос: Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат?

Как бы вы еще назвали эту страну?

Значит, что будет темой изучения нашего урока?

( Демонстрация слайда «ДВУРЕЧЬЕ»)

1.5. Организует учащихся на мозговую атаку , предлагая предположить, опираясь на знания по истории Древнего Египта, что необходимо знать при характеристике государства.

Организует обсуждение.

Результаты оформляются в виде кластера на доске и в тетрадях детей.

Демонстрация слайда «ПАМЯТКА КЛАСТЕР»

Контрольно – оценочная деятельность.

Кто согласен с выполненной работой?

С чем согласны?

Кто не согласен и с чем именно?

У кого возникли трудности? В чём?

П о с л е обсуждения:

Изучение Двуречья по этим вопросам и будет целью сегодняшнего урока.

Отвечают на вопросы

Примерные ответы: первые государства возникли в Африке и Азии.

    Отвечают: Историю Древнего Египта.

Примерные ответы:

    Воинам фараона нужно было переплыть на Синайский п-ов, вдоль побережья Средиземного моря, по Аравийскому п/о попадают на берег реки Евфрат (в Азию)

    Границы Египта при фараоне при Тутмосе достигли р. Евфрат.

    Евразия

    Азия

    р.Тигр и р.Ефрат

    Текут с гор Закавказья и впадают в Персидский залив

    Палестина,Сирия,Финикия.

    Турция,Сирия,Ирак.

    Сирия (сообщение о российской операции против терроризма в Сирии)

    Отвечают – Двуречье

    Междуречье

    История Двуречья

    Работа учащихся, выделение основных характеристик.

    Один ученик выполняет работу на доске

    Осмысление

/20 минут/

Физминутка(5 мин)

2.1. Задает вопрос : почему государство названо Двуречье?

Ещё эту страну называют Месопотамия. Месопотамия - это древнегреческое название, означающее «страна между двух рек» .

Итак, Древнее Двуречье возникло около 5 тыс. лет назад. В то же время, как и Египет.

Жителями Двуречья были шумеры – один из самых загадочных народов: откуда они пришли – никто не знает, по одной из легенд они называют своей родиной о. Дильмун в Персидском заливе.

По внешнему виду их трудно спутать с другими народами. Приземистые фигуры, смуглая кожа, длинные, прямые носы, темные прямые или курчавые волосы.

Земля, на которой жили шумеры, - плоская равнина с жарким и засушливым климатом. Дожди выпадали редко. А в период разлива рек бурные потоки воды обрушивались на поселки и пастбища, сносили жилища, посевы и загоны для скота. Память о катастрофических наводнениях сохранилась в шумерских мифах о потопе.

Вопрос: Какие реальные события могли подразумеваться под словом «потоп»?

Чтобы защищать поля от разливов Тигра и Евфрата, шумеры рыли каналы, сооружали плотины, копали колодцы. Благодаря этому страна стала плодородной. Труднее обстояло дело с сырьем необходимым для строительства. Дерево доставлялось с большим трудом. Дома приходилось строить из тростника. Потом обмазывали глиной. Из глины древние шумеры делали все. Посуду, игрушки. Даже орудия труда. С развитием ремесел появляются два крупных города Ур и Урук. Строили храмы и дворцы. Их язык очень долго не поддавался расшифровке.

Работа в парах . Выполняя задания, определить главные занятия жителей Двуречья.

Задание 1. Основой жизни здесь была вода. Зимой, в сезон дождей, а так же во время разлива вода была в избытке, в остальное время года её не хватало. Особенно остро недостаток воды ощущался в местах, удаленных от рек. Лишённая влаги, опалённая солнцем почва высыхала и трескалась. А в низовьях рек перенасыщенные водой земли заболачивались, превращаясь в непроходимые топи. Сооружение каналов и плотин было направлено на развитие этого занятия. О каком занятии идёт речь?

Задание 2. После орошения земли, когда земля хорошо пропитывалась водой, на поле выпускали быков с обвязанными копытами: они выравнивали поле и вытаптывали сорняки. Успехи в земледелии привели к росту поголовья скота: на пастбищах паслись стада коров, овец, коз и свиней. О каком занятии идёт речь?

Задание 3. В Южном Двуречье не хватало многих видов сырья (строительного камня, леса), но в избытке выращивали зерно, финики, производили шерсть. Товары, которые можно было обменять на те, в которых они нуждались. Как называется занятие, в ходе которого производится обмен одних товаров на другие с помощью денег? (Вместо денег в Двуречье использовали слитки серебра определённого веса.)

Предлагает для осмысления рассмотреть карту, иллюстрации слайдов, исторический документ и попытаться сравнить Древний Египет и Двуречье.

2.2. Организует работу - «Мозговая атака»

Цель: выяснить линии для сравнения

2.3.Организует, предлагая результаты оформить в концептуальной таблице, макет, которой по мере предложений возникает на доске.

    1. Организует обсуждение по вопросу, предлагает сделать вывод .

2.5. Физминутка

2.6.Предлагает решить задачу

СЛАЙД «Реши задачу»

В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены вместе с умершим десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же были найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др. какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Обоснуйте свое мнение.

2.7. Работа с текстом учебника стр.67. «Башни от земли до неба»

Демонстрация слайда «РЕЛИГИЯ ШУМЕРОВ»

Цель: подвести учеников к пониманию, что религия в Двуречье была языческой

Каким богам преклонялись жители Двуречья?

Какую роль играли жрецы в Двуречье?

2.8. Демонстрация слайдов, отображающих письменность Двуречья.

Задание: Определить по слайдам, какая письменность была у жителей Двуречья, на чем писали, чем?

Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено около 500 глиняных табличек, принадлежащих ученикам школы – будущим писцам. На этих клинописных табличках обозначены имена учеников, имена и профессии их отцов.

Что можно сказать по этим табличкам о жизни людей того времени?

Словарная работа.

Клинопись - вид письма древнего Двуречья.

Древнее письмо было рисуночным. Часто один рисунок имел много значений. Это вызывало затруднения. Чтение текстов иной раз превращалась в разгадывания ребусов. Только опытный мог написать без ошибок. Грамотность была привилегией. Не все могли учиться. В Двуречье было много школ. В них учили детей жрецов, чиновников и других высокопоставленных лиц.

Почему именно глина служила в качестве писчего материала? Ответ простой. Для деловой переписи был нужен дешёвый и простой материал. Но папирус на берегах Тигра и Евфрата не рос. Если документ был важный, то табличку обжигали, как кирпич. После этого её можно было хранить долго. Множество таких табличек сохранилось до наших дней. Позже из глины научились делать кирпичи, и строить из них дома, храмы, дворцы.

2.9. Просит вернуться к кластеру на доске и назвать, что еще не выяснили по истории Двуречья?

Демонстрация слайдов по КУЛЬТУРЕ ДВУРЕЧЬЯ

Цель: организация учащихся на самостоятельное определение, что было характерно для культуры Двуречья.

Результат должен быть озвучен при помощи учителя.

слайда ГЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ ДВУРЕЧЬЯ

Работа в группах

1 группа- рабочая тетрадь задание № 50 стр.39.

2 группа - рабочая тетрадь задание № 49 стр.39.

    Высказывают предположения, что, скорее всего из-за того, что возникло между рек.

Сообщение ученика: «Миф о потопе»

«Однажды рассердились боги на людей и решили устроить потоп. Но бог воды, добрый Эа, сообщил об этом одному человеку по имени Утнапишти. Тот построил корабль и погрузил туда весь скот и всю родню. И вот черная туча закрыла небо, грозно загремел бог грома. Когда же через 6 дней и 7 ночей закончилась буря, и выглянуло солнце, над водою был виден лишь маленький остров. Это была вершина высокой горы. Выпустил Утнапишти голубя, и прилетел тот обратно, не найдя сухого места. Выпустил ласточку, и ей пришлось вернуться. Выпустил ворона, и нашел ворон сушу. На вершине горы Утнапишти насыпал тростник, зажег огонь и принес богам жертву. Боги обрадовались приношению и простили людей, спасшихся от потопа. Сам же Утнапишти, единственный из людей, стал бессмертным»

Отвечают: Разливы рек Тигр и Ефрат.

Ответ: Земледелие.

Ответ: Скотоводство.

Ответ: Торговля.

    Работа, обсуждение, выделение основных характеристик.

    Запись на доске, отбор наиболее важных:

климат, почва, растительность, занятия

    Таблица после обсуждения

теплый климат

климат

теплый климат разливы рек сильнее

плодородная

почва

плодородная

растительность

земледелие, ремесло, строительство каналов.

занятия

земледелие, ремесло, строительство каналов, дома из глины

    Называют общие черты : разливы рек, плодородная почва, теплый климат, основные занятия : земледелие, ремесло, строительство каналов.

    Черты различия : разливы рек очень бурные - в Двуречье, строили дома там из глины.

    Примерные ответы учеников:

Жители Двуречья верили в жизнь после смерти, т. к. считали, что все перечисленное пригодится в царстве мертвых.

Читают.

    В одном городе богу солнца Шамашу, в другом – богу луны Сину, мудрым считали бога воды Эа, а к богине плодородия Иштар люди обращались с просьбой о богатых урожаях.

    Они были служителями храмов, могли общаться с богами

    Предлагают различные варианты, обсуждают, приходят к совместному решению, что религия в Двуречье была языческой.

Рассматривают слайды

    Предполагают, что писали на глиняных табличках, используя специальные палочки, письменность была - клинопись

    Называют - КУЛЬТУРА

    Примерный ответ : Для культуры Двуречья было характерно, что там были развиты - наука, литература, архитектура, скульптура, живопись

Работают в группах.

3. Рефлексия.

(5 мин)

3.1.На стадии рефлексии происходит возвращение учащихся к первоначальным записям на доске (кластеру)и в тетрадях.

слайда «Закончи предложения»

«Игра про Древнюю Русь» - Назовите основное занятие восточных славян. Восточные славяне 100. Крещение Руси 500. Не менее 4-х. Название соседской общины на Руси. И не было двора, где бы не горело. Культура Древней Руси 400. Определите значения принятия христианства на Руси. Вервь. князь Святослав. поход князя Олега на Царьград в 907 г.

«Древний Восток 5 класс» - Род войск,который впервые стали использовать ассирийцы. конница. Ной. Заповеди. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Восток». Палестина. Жрецов. Какое изобретение финикийцев в древности могли использовать только цари и жрецы? Оружие, которым библейский герой Давид сразил могучего Голиафа. К какой касте принадлежали цари Древней Индии?

«Страны Древнего Востока» - Самыми известными мореплавателями и изобретателями древнейшего алфавита были шумеры (финикийцы). Исторические лица: Игра «Колесо истории». Правильные ответы к тесту «Страны». Самыми известными мореплавателями и изобретателями древнейшего алфавита были шумеры. 4. Двуречье. Обеспечить системное усвоение знаний учащихся по теме «Древний Восток».

«Культура в Древней Руси» - КУЛЬТУРА – торжественное, поучающее обращение. Литература жития и хождения зодчество рост москвы иконопись. Домашнее задание: 1.Прочитать параграф №7, записи в тетрадях. 2.Подготовиться к проверочной работе. Что здесь лишнее и почему? Возвышение Москвы предопределило и особую роль московского летописания.

«Древняя Русь 3 класс» - Булочки. Выпечка. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Древняя Русь. Хлебец. Хлеб – всему голова! Зёрнышко. Пряха. Хлебный. Разобрать по составу. В каких названиях профессий мы выделяли основу? Письмо хлеборобов. Запишите предложение на бересте. Корочка. Редактирование заметки для газеты. Как правильно найти основу слова?

«Древняя Русь 6 класс» - Русь Древняя. ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ Найдите и исправьте ошибки. Вставьте пропущенные буквы и объясните значение слова. Правление князей Установите правильные соответствия. Большинство историков считают славян коренным населением Восточной Европы.

Класс: 5

Презентация к уроку









Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний

Цели урока:

  • Образовательные : сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших городов-государств Древнего Двуречья;
  • Воспитательные : воспитывать детей в духе уважения к истории прошлого;
  • Развивающие : развивать коммуникативные действия: умение полно и точно выражать свою мысль в соответствии с поставленными задачами.

Оборудование урока: компьютер, экран, презентация, карточки, рабочие тетради, карта «Египет и Передняя Азия в древности», атласы

Формы обучения: индивидуальная, парная.

Приёмы, методы: метод кластера, метод проблемного изложения, работа с учебником

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент
Мотивация
1. Предлагает вспомнить, где возникли первые государства?
2. Задает вопрос: Историю какого государства вы закончили изучать?
3. Вопрос:Что вы можете сказать об особенностях климата в Египте?
Примерные ответы: первые государства возникли в Африке и Азии.
Отвечают: Историю Древнего Египта.
Составляют словесный ряд: солнце, река, пустыня, жара
Личностные универсальные учебные действия : смыслообразование, то есть установление связей между целью учебной деятельности и её мотивом.
Регулятивные универсальные учебные действия : прогнозирование, целеполагание.
2. Актуализация знаний – Сегодня мы начнем знакомиться с историей еще одной страны, а какой вы
– Узнаете, если мы повторим поход воинов Тутмоса в Азию и посмотрим, как далеко стали простираться при нем, границы Египетского государства.
Задача используя карту проследить путь воинов Тутмоса в Азию
Ответы: Воинам фараона нужно было переплыть на Синайский п-в, чтобы попасть в Азию.
Границы Египта при фараоне Тутмосе достигли р. Ефрат
Личностные : активизация имевшихся раннее знаний
Познавательные : формирование умения извлекать информацию
Коммуникативные: формирование компетенции в общении
3. Постановка учебной задачи Демонстируется слайд с изображением карты «Древнее Двуречье»
Вопрос: Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Ефрат
– Значит, что будет темой изучения нашего урока.
Демонстрируется слайд»Двуречье»
Двуречье.

Отвечают: История Двуречья.

Регулятивные : самостоятельное определение темы урока
4. Проблемное изложение нового знания Проблема: Что было общего и различного в Египте и Двуречье.
Цель: Узнать как жили люди, чем занимались
Предлагает предположить на знания по истории Древнего Египта, что необходимо знать при характеристике государства.
Организует обсуждение.
Демонстрация слайда «Памятка кластер»
Работают в парах
Один ученик выполняет работу на доске.
Результаты оформляются в виде кластера на доске и в тетрадях детей.
Государство: расположено в…, природа занятие жителей, культура, письменность, религия
Регулятивные : формирование умения работать в парах.
Познавательные : развитие умения получать информацию
- Изучать Двуречье и будем по этим вопросам:
1. Задает вопрос: почему государство Названо Двуречье?
2. Предлагает для осмысления рассмотреть карту, иллюстрации слайдов, исторический документ и попытаться сравнить Древний Египет и Двуречье.

Основным источником для групп станет текст параграфа

Организует работу в парах

Цель: выявить линии для сравнения.
Организует работу в группах, предлагая результаты оформить в концептуальной таблице.

Вопрос: Какие изменения можно сделать в кластере?

Задает вопросы:
– Как называли жителей Двуречья?
– Чем еще могли заниматься шумеры, благодаря географическому положению страны?

Слайд. Карта Двуречь

Вопрос: Какие изменения можем сделать в Кластере?

Высказывют предположение, что скорее всего из-за того, что возникло между рек.
Работа в парах, обсуждение, выделение основных характеристик.

Климат, почва, растительность, занятия.
Таблица после обсуждения

Египет Линии Двуречье
сравнен.

теплый климат теплый климат
климат разливы рек
сильнее
плодор. Почва плодор.

Растительность----------

Землед. Землед.
Ремесло Ремесло
Строит. Строит. каналов каналов
дома из глины

Называют общие черты: разливы рек, плодородная почва, теплый климат, основные занятия: земледелие, ремесло, строительство каналов.
Черты различия: разливы рек: очень бурные в Двуречье, строили дома из глины.

На доске и в тетрадях изменения

Отвечают – шумеры.

Предполагают: торговлей, т.к. реки и страна на пересечении торговых путей

На доске и в тетради изменения в кластере

Предлагает решить задачу.

В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены вместе с умершим десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же были найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др. какие выводы можно сделать на основании этих погребении? Обоснуйте свое мнение.

Демонстрация слайда «Религия шумеров».

Предлагает рассмотреть материал учебника п.13 (с.65-66)
Определить какая письменность была у жителей Двуречья, на чем писали, чем

Примерные ответы: жители Двуречья верили в жизнь после смерти, т.к. считали, что все перечисленное пригодится в царстве мертвых

Предполагают различные варианты, обсуждают приходят к совместному решению, что религия шумеров в Двуречье была языческой

Читают материал в учебнике.
Преполагают, что писали на глиняных табличках, используя специальные палочки, письменность была – клинопись.

5. Первичное закрепление знаний учащихся Работа с контурной картой стр. 32 задания 2,3,4 – рабочая тетрадь № 1. Личностные : применение на практике и последующее повторение нового материала
6. Практическая работа с взаимопроверкой Предлагает выполнить тест

Выполняют тест и проводят взаимопроверку

Регулятивные : взаимоконтроль и внесение корректив
7. Домашнее задание Домашнее задание: параграф 13, рабочая тетрадь стр.13-14
Заполнить кроссворд
Описать рисунок нашего времени с. 66 «Школа в Двуречье», используя ключевые слова: ученики, учитель, работник разминающий глину.(творческое задание)

Записывают дом.задание по выбору

8. Рефлексия – Что наиболее важным было на уроке?
– Какая информация представляется ценной для вас?
– Как это может помочь в учебе?
– Что было интересным?
Высказывания учащихся о достижении целей урока Коммуникативные : оценка и самооценка учебной деятельности, обобщение и систематизация знаний, формирование умений полно и точно выражать свои мысли