в К вопросу об амер. авианосце, устремляющимся в Черное море на помощь Украине.

Право прохода военных кораблей и торговых судов через черноморские проливы Босфор, Мраморное море и Дарданеллы определяет Конвенция от 20 июля 1936 года .
Она подписана всеми Черноморскими государствами, в том числе СССР, а также многими европейскими странами в г.Монтрё (Швейцария) и регулирует правовой режим прохода через черноморские проливы..
В обиходе ее называют - Конвенция Монтрё .
На положениях этой Конвенции я остановлюсь особо, поскольку Черноморские проливы являются важнейшим и единственным выходом для кораблей и судов нашего государства из Черного в Средиземное море и далее через Гибралтар - в Атлантику, а через Суэцкий канал - в Индийский и Тихий океаны.

Вопрос о режиме плавания через черноморские проливы Босфор и Дарданеллы - одна из давних международных проблем. Черноморские державы всегда стремились получить свободный выход в Средиземное море для своих кораблей и судов, при этом не должны были ущемляться интересы Турции, без которой любое соглашение по черноморским проливам было бы невозможно. Нечерноморские страны со своей стороны добивались разрешения на доступ своих кораблей в Черное море.
В мирное время торговые суда пользуются полной свободой прохода и плавания в черноморских проливах днем и ночью независимо от флага государства и перевозимого груза и без каких-либо формальностей. Лоцманская проводка в проливах необязательна. Конвенцией Монтрё предоставлено право Турции взимать с каждого проходящего судна сбор для покрытия расходов по санитарному контролю, навигационному ограждению и содержанию спасательной службы.

Порядок прохода через черноморские проливы военных кораблей регламентируется статьями 8-22 Конвенции. Из приложения IV к Конвенции о режиме проливов видно, что в составе флотов причерноморских государств могут быть корабли любого класса (т.е. и авианосцы). В момент прохода проливов запрещено выполнять полеты авиации, находящейся на борту кораблей.

Нечерноморским странам разрешается проводить через проливы в Черное море только легкие надводные корабли и вспомогательные суда водоизмещением одного корабля не более 10000т.
Суммарное водоизмещение отряда кораблей в момент прохода проливов не должно превышать 15000т. и их проход разрешен только в дневное время.
Нечерноморские государства не вправе вводить в Черное море авианосцы и подводные лодки. Общий тоннаж эскадры боевых кораблей нечерноморских стран, находящихся в Черном море, не должен превышать 45000т.

Время пребывания на Черном море отряда военных кораблей нечерноморских стран не должно превышать 21 день, независимо от цели прихода.

Турецкие власти должны быть извещены по дипломатическим каналам о проходе военных кораблей через черноморские проливы, для нечерноморских стран - за 15 суток, для черноморских - обычно за 8 суток, но не менее, чем за трое.

Регулируется проход иностранных военных кораблей через проливы и во время войны. Если Турция является воюющей стороной, то проход кораблей зависит исключительно от турецкого правительства.

Черноморские государства обязаны ежегодно по состоянию на 1 января и на 1 июля сообщать турецкому правительству общее водоизмещение кораблей своего флота.

Конвенция Монтрё заключена в 1936 году на 20 лет и автоматически продлевается на очередные 20 лет, если за два года до окончания срока действия нет замечаний со стороны государств, ее подписавших.
Конвенция Монтрё продолжает действовать и в настоящее время.

По документу, распространенному информационной службой "Новороссийска", в 1980 году через проливы прошло около 20 000 судов, из них более трети под флагом СССР (по данным Ллойда в 1967 году через проливы прошло 11926 судов, из них 2736 - советских. За 12 лет рост почти в два раза!). По турецким данным в 1977 году из 272-х военных кораблей, проходивших черноморские проливы, советские составляли 91%.

Владимир Викторович Волк - эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

Непонятно, до какой степени дойдет обострение отношений между Россией и Турцией и какие «ноу-хау» применят провокаторы военного противостояния в этом регионе, если учесть что наследники Османской империи нередко выступали в роли «стенобитной машины» на стороне англосаксонских партнеров. Российская сторона периодически вбрасывает в информационное пространство тезисы о собственной реакции на агрессию против выполнявших боевое задание Су-24. То, что Владимир Путин вернёт «должок» - не сомневается никто. Другой вопрос - как? И к каким результатам это может привести?

Со всех сторон звучат всевозможные прогнозы и предложения: от санкций на турецкий импорт и ассиметричного ответа с атаками на турецкие воздушные суда до поддержки курдского народно-освободительного движения в Турции, которое составляет около трети всего населения. Может ли Турция использовать против России тонкий, но весьма болезненный фактор проливов Босфор и Дарданеллы?

ОТ ТРОЯНСКОЙ ДО ПЕРВОЙ МИРОВОЙ

Справка: Проливы Босфор и Дарданеллы стоят друг от друга на расстоянии 190 км и разделяются Мраморным морем (площадью 11,5 тыс. км). Проливы соединяют открытое море (Средиземное) с закрытым (Черным). Морское судно, идущее из Черного в Средиземное море, входит в Босфор, на берегах которого расположилась бывшая столица Турции - Стамбул. Довольно узкий (в некоторых местах его ширина достигает 750 м) пролив длиной около 30 км у своих азиатских берегов образовывал бухту Золотой Рог длиной 12 км и глубиной до 33 м. Минуя Босфор, корабль входит в Мраморное море, а через некоторое время его встречает другой пролив - Дарданеллы. Он имеет длину 60 км, ширину в наиболее узкой его части 1,3 км, в на­иболее широкой - 7,5 км и разделяет собой Галлиполийский полуостров, относящийся к Европейскому материку, и северо-западный берег Малой Азии. Это единственный путь сообщения между Чёрным и Средиземным морями. Именно через них проходят танкеры с товарами из черноморских стран. Большая часть российского грузопотока, следующего этим маршрутом, - нефть и нефтепродукты. Снабжение российской авиагруппы в Латакии, как и снабжение сирийской армии, после демарша по американскому щелчку болгарских «братушек» осуществляется Россией также морским путем - через эти «каменные ворота».

Пролив Дарданеллы не только сейчас, но и с глубокой древности имел огромное стратегическое значение . Начало его военно-стратегической истории - Троянская война. Точная дата этой войны не установлена, при этом большинству историков представляется, что происходила она в XIII-XII вв. до н. э. По теории немецкого историка Пауля Кауэра, опубликованной в 1895 году и считающейся и сегодня одной из самых основательных, Троянская война - это противостояние эолийцев с жителями северо-западной части полуострова Малая Азия.

В эпохи Византийской империи (395–1453 гг.), а затем Османской империи (1299-1922 гг.) и Дарданеллы, и Босфор всецело принадлежали им, но, как только флот появился у России, возникает «вопрос о проливах», или Восточный вопрос. После затяжных переговоров в 1833 году между Россией и Турцией был заключен Уникяр-Искелесийский договор об оборонительном союзе. Секретная статья договора обязывала Турцию закрывать Босфор и Дарданеллы для военных кораблей всех третьих стран по требованию России. Это соглашение чрезвычайно обеспокоило Англию и Францию, и в 1841 году, когда срок его истек, немедленно была принята Лондонская конвенция о Проливах, восстановившая закон Османской империи, по которому Босфор и Дарданеллы объявлялись в мирное время закрытыми для военных судов всех стран.

Право на свободный проход российского флота через Босфор и Дарданеллы было одним из поводов Крымской войны 1853-1856 гг. за господство на Ближнем Востоке. Будучи изначально русско-турецкой, в мировой историографии эта война называется Восточной войной. Англия, Франция и Турция были в ней союзниками с 1854 года, в 1855-м к ним присоединилось Сардинское королевство. Россия в этой войне потерпела поражение. По условиям Парижского мирного договора 1856 году ей было запрещено иметь военный флот на Чёрном море. О выходе в проливы и речи не было. Но в Первую мировую войну Великобритания и Франция были уже противниками Турции. Ко времени подписания Севрского мирного договора 1920 году, наряду с Версальским договором, завершившим войну, большая часть Турции была оккупирована войсками Антанты.

Стоит добавить, что до революции, в 1915 году, было подписано секретное соглашение между странами Антанты, по которому Великобритания и Франция соглашались разрешить вековой Восточный вопрос путем передачи Константинополя с черноморскими проливами Российской империи в обмен на земли в азиатской части Османской империи. Однако Босфорская операция так и не состоялась - после Октябрьского переворота Владимир Ленин подписал в декабре 1917 года обращение к трудящимся мусульманам Востока, где разгласил существование секретного соглашения, заявив, что «тайные договоры свергнутого царя о захвате Константинополя, подтвержденные свергнутым Керенским, ныне порваны и уничтожены».

ТУРЦИЯ САМА ОПРЕДЕЛЯЕТ - УГРОЖАЮТ ЛИ ЕЙ

Какой пролив, соединяет Чёрное и Средиземное море?

  1. Никакой пролив не соединяет, посмотри карту
  2. По данным http://ru.wikipedia.org

    Босфо#769;р (тур. #304;stanbul Bo#287;az#305; Стамбульский пролив) пролив между Европой и Малой Азией, соединяющий Чрное море с Мраморным, а в паре с Дарданеллами со Средиземным. Босфор является частью внутриевразийской границы. На обеих сторонах пролива расположен крупнейший турецкий город Стамбул.

    Длина пролива около 30 км. Максимальная ширина пролива 3700 м на севере, минимальная ширина 700 метров (это самый узкий межконтинентальный пролив) 1. Глубина фарватера от 33 до 80 м 2.

    По одной из наиболее распространнных легенд пролив получил сво название благодаря дочери древнейшего аргивского царя прекрасная возлюбленная Зевса по имени Ио была превращена им в белую корову, чтобы избежать гнева его жены Геры. Несчастная Ио избрала водный путь к спасению, нырнув в синеву пролива, который с тех пор и называется коровьим бродом или Босфором 3.

    Берега пролива соединяют два моста: Босфорский мост длиной 1074 метров (завершн в 1973) и Мост султана Мехмеда Фатиха длиной 1090 метров (построен в 1988) в 5 км к северу от первого моста. Планируется строительство третьего автодорожного моста в северной части пролива на побережье Черного Моря. Мост протяжнностью 1275 метров свяжет скоростную дорогу Northern Marmara с Трансъевропейской Магистралью. Предварительная цена проекта около 56 млрд долларов. Путь на мосту будет состоять из восьми полос 4. В настоящее время идет строительство железнодорожного тоннеля Marmaray5 (срок окончания 2013 год) , который объединит скоростные транспортные системы европейской и азиатской частей Стамбула.

    Предполагается (теория черноморского потопа) , что Босфор образовался лишь 75005000 лет назад. Прежде уровень Чрного и Средиземного морей был существенно ниже, и они не были связаны. В конце последнего ледникового периода в результате таяния крупных масс льда и снега уровень воды в обоих водомах резко повысился. Мощный поток воды всего за считанные дни пробил себе дорогу из одного моря в другое об этом свидетельствуют рельеф дна и другие признаки.

    Древние греки Босфором также называли Керченский пролив Боспор Киммерийский.

    Босфор является одним из важнейших проливов, так как обеспечивает доступ к Средиземному морю и мировым океанам большой части России, Украины, Закавказья и юго-восточной Европы. Помимо сельскохозяйственных и промышленных продуктов, большую роль в экспорте через Босфор играет нефть из России и Каспийского региона.

    В зимы 16211669 годов пролив покрывался льдом. Эти времена были характерны общим понижением температуры в регионе и получили название Малый ледниковый период.

  3. Пролив Босфор с греческого переводится как скотий брод. И это утверждение нужно воспринимать буквально, то есть это название возникло во времена, когда скот мог переходить пролив с одного берега на другой, при глубине брода около одного метра. И брод этот существовал по-видимому в месте донного порога Босфора с его глубиной 27,5 метров. Известны работы по определению террас размыва береговых склонов восточных и западных берегов Атлантического океана. Их ровно 31: с глубины 155 метров до самой поверхности океана. Их генезис - метеорит-болид-астероидный: при их последовательных выпадениях в океан его уровень периодически повышался. И для порога Босфора глубиной в 27,5 метра возраст перехлста этой высоты суши массой морской воды в 6 м высоты, равен возрасту - 146575 год до н. э. В 117260 году до н. э. такая катастрофа вновь повторилась. Исследователь
  4. орские проливы последовательно соединяют Чрное море с Мраморным, а Мраморное с Эгейским, которое является частью Средиземного. Они же отделяют Европу (Фракию) от Малой Азии (Анатолии) . Проливы обеспечивают доступ к Средиземному морю и мировым океанам большой части России, Украины, Закавказья и стран юго-восточной Европы. Помимо сельскохозяйственных и промышленных товаров, значимую долю экспорта через Проливы составляет нефть из России и остальных стран Прикаспия.
    Содержание убрать
    1 Описание
    1.1 Босфор
    1.2 Дарданеллы
    2 Вопрос о Проливах
    3 Примечания
    4 См. также
    5 Литература
    6 Ссылки
    править Босфор
    Босфо#769;р (тур. #304;stanbul Bo#287;az#305;, греч. #914;#972;#963;#960;#959;#961;#959;#962;) пролив, соединяющий Чрное море с Мраморным. Длина около 30 км, максимальная ширина 3 700 м на севере, минимальная ширина пролива 700 метров. Глубина фарватера от 36 до 124 м. На обеих сторонах Босфора расположен исторический город Константинополь, ныне Стамбул.
    Берега пролива соединяют два моста: Босфорский мост длиной 1074 метров (завершн в 1973 году) и Мост Султана Мехмеда Фатиха длиной 1090 метров (построен в 1988 году) в 5 км к северу от первого моста. Планируется третий автодорожный мост, но место строительства правительство Турции пока держит в секрете, чтобы избежать роста цен на землю. В настоящее время сооружается железнодорожный тоннель Мармарай (срок окончания 2012 год) , который объединит транспортные системы Стамбула, находящиеся в европейской и азиатской частях города.
    править Дарданеллы
    Дардане#769;ллы (тур. #199;anakkale Bo#287;az#305;, греч. #916;#945;#961;#948;#945;#957;#941;#955;#955;#953;#945;), древнегреческое название Геллеспо#769;нт. Пролив между европейским полуостровом Галлиполи и северо-западом Малой Азии. Он соединяет Мраморное море с Эгейским. Координаты Дарданелл 4015 северной широты и 2631 восточной долготы. Длина пролива составляет 61 километр, ширина от 1,2 до 6 километров. Средняя глубина фарватера 55 метров.
  5. Там есть пролив, но его мало кто отмечает. Это Босфор
  6. босфор - но не напрямую
  7. Чрное и Средиземное море не связаны напрямую. Чрное через Босфор связано с Мраморным морем, Мраморное через Дарданеллы связано со Эгейским, Эгейское через несколько проливов связано со Средиземным.
  8. Спасибо
  9. щас дарою, чуток осталось и назову твоим именем.
  10. Такого пролива не существует
  11. черноземный

Пролив Босфор

Отношения между Россией и Турцией значительно накалились в последние дни, после того как турецкие ВВС сбили российский Су-24 в Сирии. Москва уже ввела санкции против Анкары, но турецкие власти могут ответить блокированием важных проливов, обеспечивающих выход в Средиземное море.

30 ноября стало известно, что российские суда испытывают трудности с пересечением пролива Босфор, хотя позднее ситуация нормализовалась. Судя по всему, погодные условия не позволяли судам проходить пролив в установленном порядке.

Проливы Босфор и Дарданеллы являются важнейшими точками с точки зрения торгового и военного флота, и у Турции есть возможности прямого контроля.

Конвенция Монтре

С 1936 г. была принята Конвенция Монтре, согласно которой был восстановлен суверенитет Турции над Черноморскими проливами. Хотя в общем случае все торговые и военные суда имеют право свободного прохода через проливы, Турция может ограничивать проход торговых судов в ночное время и определять маршруты следования, в том случае если определит ситуацию как непосредственную военную опасность. При этом право полного свободного прохода военных кораблей в мирное время имеют только черноморские страны, и даже они должны предварительно уведомлять Турцию. Для других государств действуют более строгие ограничение, касающиеся классов, тоннажа и общего количество кораблей нечерноморских государств в Черном море.

Турция должна запрещать проход через пролив любых военных кораблей в случае войны, в которой она не участвует. В ином случае Турция имеет право сама определять степень опасности и разрешать или запрещать проход.

Грубо говоря, закрыть проход для военных кораблей Турция может только в случае официального объявления войны. При этом ООН может отменить решение при определенной процедуре голосования.

Но это теория, которая достаточно сильно отличается от практики. Турция на протяжении нескольких десятков лет принимала внутренние законы, которые осложняли использование положений конвенции, или пыталась это сделать.

Так, например, сейчас действует турецкий "Регламент судоходства в проливах", который позволяет перекрыть проход, прикрываясь необходимостью технических работ, специальной полицейской операцией и т. п.

В НАТО, как и в России, исключают возможность перекрытия проливов.

Важность Черноморских проливов

Проливы Босфор и Дарданеллы – это единственный выход из Черного моря в мировой океан.

Из портов Новороссийска по этому маршруту прежде всего экспортируются нефть, зерно, металл и удобрения.

Кроме того, по этому маршруту Россия осуществляет большую часть поставок для авиабазы в Сирии.

Основным транспортным узлом, через который проходят поставки по этим маршрутам, является морской порт Новороссийска, который является крупнейшим портом Черного моря. Грузооборот порта Новороссийск по итогам 2014 г. вырос на 8% к уровню 2013 г. до 121,59 млн тонн. Количество судозаходов выросло на 9,8% до 5780 ед. флота.

В целом стоимость товаров, прошедших через Новороссийскую таможню, по итогам прошлого года составила $9,852 млрд, за 10 месяцев текущего года показатель составил $5,641 млрд.

В структуре экспорта, как видно, лидирует Египет, что объясняется огромными объемами поставок зерна и металлургической продукции.

В структуре импорта через Новороссийск лидируют Китай, Турция, Египет, Израиль и Бразилия.

Ввозятся прежде всего фрукты и овощи из Египта, Турции и Израиля, а также машины и оборудование из Китая.

В ненефтяном экспорте злаки и черные металлы лидируют с большим отрывом, тогда как в импорте основную долю занимают овощи, фрукты и оборудование.

Экспортные группы
Товарная группа Наименование товарной группы Стоимость ($ млн) Доля, %
10 ЗЛАКИ 1 270,55 59,67%
72 ЧЕРНЫЕ МЕТАЛЛЫ 360,14 16,91%
31 УДОБРЕНИЯ 168,18 7,90%
15 ЖИРЫ И МАСЛА ЖИВОТНОГО
ИЛИ РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
133,08 6,25%
7 ОВОЩИ 51,34 2,41%
85 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ 23,4 1,10%
25 СЕРА; ЦЕМЕНТ 14,95 0,70%
29 ОРГАНИЧЕСКИЕ ХИМИЧЕСКИЕ
СОЕДИНЕНИЯ
12,98 0,61%
11 ПРОДУКЦИЯ
МУКОМОЛЬНО-КРУПЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
11,9 0,56%
39 ПЛАСТМАССЫ И ИЗДЕЛИЯ ИЗ
НИХ
10,25 0,48%
Импортные группы
Товарная группа Наименование товарной
группы
Стоимость
(млн долларов США)
Доля, %
7 ОВОЩИ 484,42 15,09%
8 СЪЕДОБНЫЕ ФРУКТЫ И ОРЕХИ 468,3 14,59%
84 ОБОРУДОВАНИЕ 328,68 10,24%
85 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ 138,29 4,31%
72 ЧЕРНЫЕ МЕТАЛЛЫ 138,25 4,31%
89 СУДА, ЛОДКИ И ПЛАВУЧИЕ КОНСТРУКЦИИ 134,04 4,18%
17 САХАР И КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ САХАРА 133,57 4,16%
20 ПРОДУКТЫ ПЕРЕРАБОТКИ ОВОЩЕЙ, ФРУКТОВ, 121,29 3,78%
9 КОФЕ, ЧАЙ, МАТЕ, ИЛИ ПАРАГВАЙСКИЙ ЧАЙ, И
ПРЯНОСТИ
97,71 3,04%
39 ПЛАСТМАССЫ И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НИХ 88,77 2,77%

Что касается энергоресурсов, то через проливы Босфор и Дарданеллы ежегодно проходит около 25 млн тонн нефти и еще около 37 млн нефтепродуктов из России. И если сырой нефти таким образом по данному маршруту экспортируется примерно около 5% от всей добычи, а большая часть поставляется с помощью трубопроводов, то доля нефтепродуктов еще выше, так как они транспортируются за счет морских перевозок.

Как видно, Турция вполне может нанести большой ущерб российской торговле, в том случае если пойдет на крайние меры и закроет проход через проливы. Но если подобное случится, то это будет весьма кратковременным решением.

С очень большой вероятностью НАТО будет давить на Анкару, так как дальнейшей эскалации в регионе никто не хочет. Кроме того, с юридической точки зрения Турция не может закрыть проливы только для российских судов, а значит, они будут закрыты полностью, что вызовет справедливое возмущение очень многих стран.

Также стоит учитывать, что большая часть зернового, нефтяного и стального экспорта осуществляется не под российскими флагами, а под либерийский, кипрскими и т. д. Это распространенная практика, которая снизит эффективность радикальных шагов Турции.

Удобные флаги

Так называемые «удобные флаги» используются повсеместно, по данным ЮНКАД в 2014 г. примерно 73% мирового национального тоннажа приходились на суда с иностранными флагами.

Россия показывает один из самых высоких показателей по использованию «удобных флагов». Статистика ЕСИМО свидетельствует, что по состоянию на 2015 г. из 1387 судов, приходящихся на бенефициаров Российской Федерации, только 1110 плавают под российским флагом. По другим оценкам, доля «удобных флагов» превышает 70% отечественного тоннажа.

Тем не менее действующее законодательство дает возможность Анкаре заметно осложнить и замедлить работу торговых судов, вопрос только в политическом решении со стороны Эрдогана. Нельзя исключать, что ради собственных амбиций президент Турции окончательно решит настроить против себя почти все мировое сообщество.

Перекрыть проливы Бофсор и Дарданеллы Турция может несколькими способами. Во-первых, полностью запретить проход для определенных судов, например, под российским флагом или вышедшим из российских портов в Черном море. Это полностью противоречит действующему законодательству и является грубейшим нарушением, поэтому Россия вполне успешно может действовать через ООН и НАТО. Это практически самоубийственный шаг, который если и будет действовать, то вряд ли дольше нескольких дней.

Во-вторых, проливы могут быть частично перекрыты для всех судов, что Анкара может объяснять необходимостью технических работ или проводящимися специальными операциями. Хотя в этом случае речь не идет о полной официальной блокировке проливов, скорость прохождения по маршруту значительно снизится, что осложнит работу российских компаний. Досмотры, проверки, инспекции - все это турецкая сторона может использовать, но вряд ли подобные действия примут массовый характер. С большей вероятностью на подобные шаги турецкие власти решатся в отношении отдельных судов, представляющий наибольшую важность для России.

Говорить о полном закрытии проливов для всех судов всех стран вряд ли следует. Турция получает неплохие деньги за счет транзита, пользуясь своим уникальным географическим положением. Но если проливы будут закрыты, регион и весь мир окажется на грани коллапса в морских грузоперевозках, а реакция других стран, в том числе партнеров по НАТО, будет очень быстрой и, скорее всего, достаточно жесткой.

Согласно знаковой для этих мест античной легенде, всемогущий бог Зевс влюбился в Ио - дочь аргивского царя и речного бога, что не понравилось супруге Зевса Гере. Ио превратилась в белую корову и, пытаясь спастись, спустилась в воды пролива, который с тех пор называют «коровьим бродом», или Босфором.

На самом деле неизвестно точно, почему древние греки назвали пролив именно так: «бос» - бык, «порос» - брод, то есть - «бычий брод». Но закрепилось «коровий».
Не имеет однозначной версии происхождения Босфора и наука историческая геология. Самая распространенная - «Теория черноморского потопа» заключается в том, что Босфор образовался примерно 7500-5000 лет назад. По этой теории ранее уровень Черного и был ниже уровня Мирового океана на 120 м и моря никак не сообщались. В конце последнего ледникового периода в результате таяния громадных масс льда и снега уровень воды в обоих водоемах резко повысился - на 140 м, мощный водный поток пробил себе дорогу из одного моря в другое. На это указывает, в частности, рельеф дна, а также изменение водных растений и осадочных пород с пресноводных на соленые примерно в указанное выше время. Другой причиной появления пролива могло стать землетрясение.
Пролив Босфор имеет важнейшее геополитическое положение. Со времен Троянской войны XIII-XII вв. до н. э. он неоднократно становился причиной международной напряженности, особенно в периоды ослабления одной из основных великих держав.
При Византийской империи (IV-XV вв.), а после ее падения - во времена Османской империи пролив Босфор оставался внутренним делом этих государств.
Османский период в истории пролива оставил значительный след в архитектуре построек на берегах Босфора. После завоевания падишахи построили здесь много укреплений, и не только. Поначалу строительство велось в центральных районах города, но с появлением в XIX в. пароходов роскошные летние резиденции начали строиться на более удаленных от моря участках босфорского побережья.
В конце XVII в. на побережье Азовского и Черного морей закрепилась Российская империя, и тогда же возникла проблема Босфора и Дарданелл, получившая в истории название «Вопрос о проливах».
Во-первых, пролив Босфор очень узкий, поэтому его легко «запереть». Во-вторых, берега Босфора принадлежат одному государству Турции. В-третьих, пролив соединяет открытое Средиземное море с закрытым Черным. Во все времена Турция пользовалась своим исключительным положением на Босфоре и пропускала иностранные суда через пролив, выдавая им «фирманы» своего рода лицензии на право торговли с черноморскими странами. Босфор всегда был предметом споров России и Турции, став причиной нескольких русско-турецких войн. Россия сумела заставить Турцию подписать Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774 г., по которому русские суда могли беспрепятственно ходить по проливу.
После окончания Первой мировой войны, согласно Севрскому мирному договору 1920 г., Босфор был объявлен демилитаризованной зоной под контролем Лиги Наций. В настоящее время действует договор о режиме турецких проливов, подписанный в 1936 г., согласно которому Босфор является международной судоходной зоной. Сегодня с точки зрения современного международного права Босфор является «открытым морем»: торговые суда всех стран обладают свободой прохода через пролив как в мирное, так и в военное время. Но Турция сохранила за собой право ограничивать передвижение по проливу судов нечерноморских стран, в частности своего давнего врага - Греции, и ввела режим предварительного уведомления о проходе военных кораблей.

Только через Босфор могут сообщаться Россия, Украина и Закавказье со стороны Черного моря со Средиземным и далее с Мировым океаном.
Значительная часть перевозок через пролив приходится на нефть из России и Каспийского региона, доставляемую в Западную Европу и США танкерами, загружающимися на терминалах российского порта Новороссийск.
Проход пролива Босфор связан со значительными трудностями. Фарватер, которым идут суда, весьма извилист, имеет S-образную конфигурацию, повторяет не менее извилистую линию побережья. Благодаря исключительно слаженной работе береговых служб на маяках и в диспетчерских современная история пролива не знает крупных катастроф. Начиная с 1960 г здесь произошло всего два десятка инцидентов без значительных человеческих жертв и ущерба для экологии.
Флора и фауна Босфора ничем не отличаются от средиземноморской, и главный промысловый вид рыбы здесь - скумбрия.
Идея моста через Босфор родилась еще в античные времена. Но лишь во второй половине XX в., после долгих и острых дискуссий, были построены два моста, соединившие берега пролива.
Босфорский мост - первый висячий мост через пролив - общей длиной 1510 м был открыт для проезда в 1973 г. Он носит имя Ататюрка, но местные жители чаще называют его Богазики (по-турецки - «пролив»). Он соединяет европейскую и азиатскую части Стамбула. Высота над водой - 64 м. Ежедневно через мост перевозят более полумиллиона человек. Проезд по мосту платный, для пешеходов он закрыт В первые четыре года по нему ходили люди, но впоследствии это запретили, потому что мостом регулярно пытались воспользоваться те, кто решил свести счеты с жизнью. Пешеходам предложено пользоваться паромами, которые ходят между берегами Босфора еще со времен персидского царя Дария I (V-IV вв. до н. а.).
Мост султана Мехмеда Фатиха имеет ту же общую длину, что и его старший брат, и его строительство было завершено в 1988 г. На него также не пускают пешеходов. Мосты отстоят друг от друга на 5 км.
Для удобства передвижения по проливу здесь поставлено несколько башен контроля морского трафика, или попросту маяков. Все они не похожи друг на друга. Первая башня-маяк была установлена византийским императором Алексеем I Комниным в 1110 г Девичья башня, или башня Леандра, - один из символов Стамбула, многократно реставрированный.
На европейском побережье Босфора находится один из самых старых и престижных районов Стамбула Бешикташ. Здесь же расположен один из стамбульских портов, откуда отходят паромы на азиатский берег Босфора. Самая впечатляющая площадь Стамбула площадь Барбаросса - также находится в районе Бешикташ, и здесь же расположен музей Навал и мавзолей императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы, погибшего, по одной из версий, при переправе через Босфор во время Третьего крестового похода в 1190 г.
Если день солнечный, местное население купается в Босфоре, заходя в воду с набережной Кеннеди, в районе Султанахмет, даже несмотря на береговые укрепления в виде беспорядочно набросанных валунов, постоянно проходящие мимо суда и, мягко говоря, не совсем чистую воду. Такую бесшабашность, вероятно, можно объяснить тем фактом, что за последнее время население города заметно изменилось и по численности, и по составу: стало больше выходцев из дальних сельских провинций.
И коренные стамбульцы сюда уже не ходят.
Наибольшее количество достопримечательностей на Босфоре сосредоточено в районе Султанахмет. Это самые известные исторические памятники Стамбула: Айя-София (Софийский собор), Голубая мечеть (мечеть Ахмедие, в честь султана Ахмеда), Ипподром, дворец Топкапы, Цистерна Базилика, Археологический музей Стамбула и мечеть Сулеймание. В 1985 г этот район был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Общая информация

Пролив между Европой и Малой Азией.
Соединяет с Мраморны м, а вместе с Дарданеллами - с , таким образом со всем бассейном Средиземного моря.
Административная принадлежность: Турция, Мраморноморский регион, провинция Стамбул.
Крупнейший город: Стамбул.
Язык: турецкий.
Денежная единица: турецкая лира.
Религия: ислам

Цифры

Длина: 31 км.
Ширина: 3329 м на северном входе, 2826 м на южном входе.
Максимальная ширина: 3420 м.
Минимальная ширина: 700 м.
Глубина на фарватере: от 36 до 124 м.
Средняя глубина: 65 м.
Максимальная глубина: 110 м.
Минимальная глубина: 18 м на севере, 13 м на юге.
Население: около 17 млн чел. (2001 г.).

Экономика

Судоходство: 48 тыс судов в год.
Туризм .

Климат и погода

Умеренно континентальный, окраинная зона субтропического . Влияние холодных ветров с севера.
Среднегодовая температура воздуха: +15°С.
Среднегодовая температура воды: +14+18°С.
Среднегодовое количество осадков: 850 мм.
Относительная влажность воздуха: 71,5%.
Соленость воды: в поверхностном течении преобладает распресненная (18%о) черноморская вода,а во встречном глубинном течении соленость воды составляет 38%о.
Проблемы: туман, плохая видимость, сильный ветер.

Достопримечательности

Европейский берег

Бухта Золотой Рог ;
Здания : крепость Румелихисар (середина XV в.), замок Топхане (середина XIX в.), дворец Чифте Сарайлар (середина XIX а.), дворец Долмабахче (середина XIX в.);
Культовые сооружения : мечеть Кылыч Али Паша Джами (конец XVI в.), мечеть Долмабахче Джами (середина XIX в.), мечеть Ортакей (середина XIX в.);
Музеи : Музей изящных искусств, Морской музей;
Парк Йылдыз ;
Рыбный базар Сарыер ;

Азиатская сторона

Башня Леандра (XII в.);
Культовые сооружения : мечеть Михриман Султан Джами (середина XVI в.), мечеть Ени Валиде Джами (начало XVIII в.);
Здания : крепость Анадолухисары (конец XIV в.), дворец Вейлербейи (середина XIX е.), вилла Кючкжсу (середина XIX в.), вокзал Хайдар Паша Тары (XIX-XX вв.);
Порт Хайдар Паша Лиманы (конец XIX в.);
Холм Чамлыджа ;

Прочее

Мосты : мост Ататюрка (Богазики), мост султана Мехмеда Фатиха;
Адапар (Принцевы острова, Мраморное море).

Любопытные факты

■ На поверхности Босфора течение обычно направляется из Черного моря в Мраморное. На некоторой глубине течение меняет направление и идет в противоположную сторону.
■ В зимы 1621-1669 гг пролив покрывался льдом. Это время отличалось общим понижением температуры в регионе и в климатологии получило название «Малый ледниковый период».
■ «Черноморский потоп» мог послужить основой легенды о Всемирном потопе, которая присутствует в фольклоре всех народов, населяющих или населявших этот регион, а также мог стать основой для истории о «Дардановом потопе» из сказаний о Трое.
■ Ежегодно в Стамбуле в середине лета проходит межконтинентальный заплыв через Босфор, в котором может принять участие любой, кто успеет зарегистрироваться.
■ 27 ноября 2010 г. севастопольский пловец-марафонец Олег Софяник проплыл пролив Босфор вдоль за шесть часов. Заплыв был посвящен сохранению природной среды Босфора. Спортсмену помогали плыть сильный южный ветер и попутное течение Температура воды составляла 14 градусов.
■ 15 мая 2005 г. американская звезда тенниса Винус Уильяме провела показательную игру с турецкой теннисисткой Ипек Сеноглу на мосту Богазики. Это был первый в буквальном смысле «межконтинентальный» матч.
■ Уже ведется строительство железнодорожного тоннеля Marmaray между берегами Босфора, закончить его планируется в 2013 г. В 2010 г. турецкое правительство объявило общественности о том, что планируется строительство еще одного автодорожного моста через Босфор - в северной части пролива, на побережье Черного моря. Восьмиполосный мост протяженностью 1275 метров свяжет скоростную дорогу Northern Marmara с трансъевропейской магистралью.