При нарушениях законодательства в определенных случаях транспорт могут отправить на штрафстоянку. При этом, несмотря на специальный транспорт, используемый при транспортировке, и на профессионализм сотрудников эвакуационной службы, зачастую автомобилю наносятся повреждения.

Повод отправки на штрафстояку

Причины, являющиеся основанием для принудительной эвакуации транспорта, указаны в ст. 27.13 КоАП РФ .

Таким основаниями являются:

  • водитель управлял транспортом в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического);
  • грузовым транспортом не выполняются требования безопасности при транспортировке груза;
  • автомобиль поставлен в местах, не предназначенных для стоянки, создаются помехи для другого транспорта или пешеходов;
  • у лица, управлявшего транспортом, с собой не оказалось водительского удостоверения;
  • автомобиль после ДТП оказался неисправным;
  • обнаружены нарушения в работе рулевого управления или тормозной системы.

При двух последних пунктах собственник авто может самостоятельно решить, направить автомобиль на штрафную стоянку, либо нанять эвакуатор для доставки транспорта к личному гаражу или в автосервис для ремонта.

Какие документы составляются

Прежде чем задержать автомобиль и направить его на место принудительной стоянки инспектор ГИБДД должен:

Составить протокол о выявленном нарушении ПДД В документе указывается зафиксированное нарушение правил дорожного движения, ставшее основанием для транспортировки.Протокол составляется в двух экземплярах, если собственник авто присутствует при составлении бумаги, то ему вручается второй экземпляр. Если он отказывается его подписать, то в документе делается соответствующая отметка.
Оформить протокол о задержании транспорта Документ составляется в присутствии свидетелей, либо все действия записываются на видеокамеру.Требуется указать время, дату, место и причину эвакуации.
Составить опись с подробным описанием состояния машины Требуется указать все видимые внешние повреждения (царапки, сколы и т.д.), а также наличие вещей, находящихся в салоне автомобиля.Во избежание проникновения посторонних лиц машина опечатывается.

После того как все процессуальные нормы соблюдения автомобиль грузится на платформу погрузчика и доставляется к месту стоянки.

Подробнее расскажем о правилах составления акта приема-передачи автомобиля. Утвержденной формы не существует, но в каждом регионе может устанавливаться типовой бланк. Предлагаем рассмотреть какие общие пункты должны присутствовать в документе:

Раздел Описание
Название документа Указывается полное наименование бланка, а также дата и место оформления
Первый блок Вносится информация, касающаяся передвижения транспорта, а именно:сообщаются сведения обо всех участниках эвакуации (инспектора ГИБДД, работника транспортной компании, свидетеля – если он присутствовал);отражаются сведения об автомобиле (марка, модель, цвет, номера и др.);дополнительные сведения, например, об установке специализированного оборудования;перечисляются ценные вещи, оставшиеся в автомобиле;место, где было задержан транспорт и куда его доставят на хранение.
Второй блок Включаются сведения о фактическом месте и времени хранения:точная дата и время, когда машину приняли на хранение;информация об осмотре транспорта при приемке;перечень и описание повреждений в момент задержания транспорта;сведения об имеющихся фото и видеозаписях.
Третий блок Описывается процесс возврата машины его владельцу:информация о должностном лице, выдавшем транспорт;какой автомобиль выдается;дата и время, когда авто было передано его владельцу;сообщение от собственника, что автомобиль им получен;описываются вновь выявленные повреждений, ранее не заявленные, возможные причины их появления;

Все лица, присутствовавшие при составлении акта и включенные в состав комиссии должны поставить свои подписи под документом, что передача машины прошла без нарушений.

Порядок действий при обнаружении повреждения

Транспортировка автомобиля на штрафстоянку осуществляется по различным обстоятельствам. Поэтому машина может получить повреждения на любом из этапов эвакуации.

Узнаем, как именно действовать в том, или ином случае.

Если машину повредили в момент эвакуации

Как только автовладелец заметил нарушение, он должен действовать незамедлительно:

  • приостановить дальнейшую транспортировку и потребовать от сотрудника ГИБДД зафиксировать новые повреждения;
  • необходимо обратиться к независимым экспертам, чтобы узнать реальную сумму ущерба владельцу авто. Опытные специалисты проведут исследование повреждений, и выдадут заключение о причиненном вреде. В итоге, документ должен содержать информацию о свежих и застарелых повреждениях. Благодаря этой бумаге граждане обзаведутся весомым аргументом в спорной ситуации с эвакофирмой.
  • написать заявление с просьбой о выплате компенсации за причиненный имущественный ущерб;

После этого остается только дождаться перечисления денег, или обратиться в судебный орган для дальнейшего разбирательства.

Если хозяина не было рядом

Бывают и такие случаи, когда собственник в момент эвакуации авто отсутствовал. Например, автомобиль был припаркован в неположенном месте, поэтому было принято решение о его направлении на штрафстоянку.

  • для начала хозяин должен узнать, где находится его автомобиль. Для этого он должен позвонить в дежурную часть или на горячую линию ГИБДД, куда поступает информация обо всех подобных случаях;
  • после этого он должен отправиться в подразделение автоинспекции, составившее протокол о принудительной транспортировке, чтобы получить разрешение на выдачу автомобиля с платной стоянки. Также выдается второй экземпляр акта приема-передачи из одной конторы в другую;
  • далее необходимо отправиться по указанному адресу, чтобы забрать автомобиль.

Прежде чем подписывать бумаги, что претензии к фирме перевозчику и ответственным за хранение авто, необходимо убедиться, что отсутствуют повреждения не указанные в протоколе передачи.

Следует составить акт осмотра при приеме автомобиля с места хранения. В документе описываются все имеющиеся повреждения. При необходимости привлекаются специалисты независимого центра для проведения экспертизы.



Если владелец обнаружит повреждения, не зафиксированные ранее, то он должен понимать, что урон нанесен не в момент передачи машины с места эвакуации, а в процессе транспортировки или в период хранения. Это значит, что ответственные лица допустили оплошность, и повредили транспорт.

Принятые меры позволят получить компенсацию за нанесенный урон в кратчайшие сроки.

Как составляется претензия

Расскажем о правилах оформления жалобы гражданами, получивших свой автомобиль после эвакуации с повреждениями:

  • нужно в письменном виде обратиться к непосредственному руководителю эвакуационной службы;
  • написать личные сведения о заявителе (ФИО, адрес проживания и др.);
  • сообщить дату и время транспортировки автомобиля;
  • высказать свои возражения по поводу допущенных нарушений со ссылкой на нормативные акты (ст. 1064 ГК РФ);
  • перечислить обнаруженные повреждения, а также указать сумму, которая потребуется для компенсации ремонтных работ;
  • написать просьбу, чтобы фирма, осуществлявшая доставку автомобиля до места хранения, возместила нанесенный ущерб.

Жалоба составляется в двух экземплярах, один передается в организацию, а второй остается у заявителя.

При передаче претензии в фирму, допустившую нарушение необходимо иметь подтверждение, что заявление было принято к рассмотрению.

Если документ был передан лично, то следует попросить поставить отметку о приеме жалобы. При невозможности личного вручения, претензия направляется почтой заказным письмом, к заявителю должно вернуться уведомление с отметкой о вручении письма должностному лицу.

Для подачи жалобы нужно подготовить определенный перечень документов.

В это список входят:

  • протокол о задержании, составленный инспектором ГИБДД;
  • документы, подтверждающие произведенные расходы (чеки, квитанции);
  • бумаги, дающие автомобилю право и основание находиться на штрафстоянке;
  • заключение независимых экспертов о нанесенных повреждениях и стоимости ремонта;
  • письменные объяснения от работника, переводившего автомобиль до места хранения;
  • иные документы при наличии, например, показания свидетелей.

Оригиналы имеющихся документов лучше оставить себе, если они будут утрачены по чьей-либо халатности, то с хранящихся подлинников всегда можно сделать дубликаты.

Как добиться компенсации

К сожалению, данный случай не является страховым, поэтому нет смысла обращаться за компенсацией к Страховщику в рамках действующего ОСАГО.

Автовладельцы могут решить спорный вопрос двумя путями:

  1. Добровольный порядок

После письменного обращения к руководству компании, доставлявшей транспорт до места штрафстоянки, пострадавший получил возмещение имущественного ущерба.

  1. Принудительное взыскание

Если при помощи первого способа не удалось решить вопрос, то собственник может обратиться с заявлением в суд. Претензия подается в письменном виде по месту регистрации фирмы нарушителя.

Автовладельцы должны понимать, что если они сами не захотят отстаивать свои права, то никто это за них не сделает. Поэтому нужно запастись терпением и принимать меры, позволяющие наказать виновников и получить компенсацию за причиненный ущерб.

Бывает, что во время эвакуации машина получает самые разные повреждения. Неприятная ситуация, не правда ли? Не все знают, что делать и куда обращаться, поэтому сегодня автоинструкторы подробно нам об этом расскажут.

Обычный случай

Инструкторы по вождению рассказали нам вот какой случай, произошедший на обычной штрафстоянке столицы. Автомобиль Lexus эвакуировали за неправильную парковку. Уже спустя пару часов владелец машины приехал на спецстоянку забирать своего «железного коня». Но был сильно удивлен, увидев свой автомобиль с проломленной крышей…

Автомобиль был поврежден, скорее всего, во время погрузки или выгрузки. Но самое интересное, что это не является страховым случаем даже при наличии у автовладельца всех справок из ГИБДД . Эвакуаторщики в свою очередь заявили, что знать ничего не знаем, что эта проблема их абсолютно не касается, и они вообще-то не являются ответственным лицом.

Юристы говорят, что подобные случаи происходят часто. Если дело доходит до судебного разбирательства, то судья встает, как правило, на сторону потерпевшего.

Возможные повреждения

Больше всего страдают бамперы, крылья, отрываются брызговики и зеркала . Многие водители, паркуясь, специально выворачивают руль, чтобы эвакуатор не смог справиться с машиной. Однако такая уловка идет скорее во вред. В этом случае цепи эвакуатора повреждают крылья машины.

Многочисленные царапины и сколы — это всего лишь малая часть возможных повреждений. Иногда автомобили с эвакуаторов просто падают или скатываются, что приводит к более серьезным последствиям.

Осмотр обязателен

Перед тем как забрать свою «ласточку» со штрафстоянки, обязательно осмотрите его на наличие повреждений: вмятины, царапины, отсутствие деталей и т.д. Пока вы не проверите состояние автомобиля, не подписывайте документ о получении ТС!

В случае обнаружения повреждений, требуйте копию протокола , который составляется при погрузке автомобиля на эвакуатор.

Кстати, во время погрузки должны быть сделаны фотографии машины. Если в протоколе нет информации о повреждениях, то вызывайте полицию. Инспекторы должны составить протокол, который понадобится в суде.

Если из машины пропали вещи, действовать нужно так же.

Необходимые бумаги

  1. Самый главный документ, который нужно получить владельцу автомобиля, поврежденного при эвакуации, — это заключение независимой экспертизы. Оригинал остается у заказчика, а копия отправляется в службу эвакуации вместе с составленной заранее претензией.
  2. Если машина застрахована по ОСАГО , то получить выплаты быстро не получится. Как мы уже говорили, повреждение авто при перевозке его специальным транспортом, не является страховым случаем, так как авто не участвовал самостоятельно в дорожном движении. Поэтому получить компенсацию на ремонт можно только через судебный иск, написанный в адрес службы эвакуации. Иск направляется только после официального отказа в выплатах, полученного от эвакуационной компании.
  3. В случае с КАСКО получить денежную компенсацию будет проще, но если использовать дополнительный вариант развития событий. В страховой компании можно указать, что повреждения были получены не во время эвакуации, а в ходе злоумышленного деяния. Но и здесь могут появиться некоторые сложности. Первое — это получение справки из ГИБДД. Согласитесь, машина, стоящая на спецстоянке, выглядит не совсем убедительно для получения страховки по злоумышленному деянию.

Видео о том, что делать, если эвакуатор повредил авто:

Удачного и спокойного вам вождения!

В статье использовано изображение с сайта sochi-express.ru

За определенные нарушения на территории нашей страны предполагается эвакуация транспортного средства. При этом процесс таковой обычно подразумевает погрузку специальным манипулятором на предназначенную для таковых целей платформу.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Важно заметить, что нередки случаи, когда автомобиль по какой-то причине повреждается — порядок действий в таковом случае будет стандартным.

Фиксация при добровольной эвакуации

Нередки также случаи, когда автомобиль эвакуируется при добровольном участии самого собственника, водителя транспортного средства. В таковом случае следует отметить, что при наличии повреждений следует сразу же их зафиксировать.

В последствии это позволит избежать необходимости осуществлять ремонт собственного транспортного средства за свой счет. Процесс этот имеет ряд особенностей, тонкостей.

При этом существует ряд стандартных процедур — осуществить в таковом случае их строго обязательно.

Алгоритм действий в таковом случае включает в себя следующие основные действия:

  • выполнение непосредственно фиксации самого повреждения транспортного средства — необходимо сразу же после обнаружения поломки обратиться по телефону 112 либо 02;
  • далее, после того как обращение было зафиксировано специальной диспетчерской службой, необходимо будет обратиться в полицию с составленным заявлением (образец такового не составит труда найти в интернете — работники полиции обязаны осуществить принятие и регистрацию заявления);
  • следующим этапом является получение решения результатов рассмотрения заявления:
    • если будет усмотрено отсутствие злого умысла при повреждении транспортного средства — уголовное дело не заводится, но при этом признается необходимость ответственного лица возместить весь причиненный ущерб;
    • если присутствует умышленное повреждение транспортного средства — то возбуждается уголовное дело по и ответственному придется не только возместить весь причиненный ущерб, но также оплатить штраф в размере 5 тыс. рублей .
  • если имеют место затруднения в вынесении решения в полиции, в возбуждении делопроизводства был получен отказ — следует обратиться к независимому оценщику для получения подтверждающей документации;
  • далее следует подготовить в суд исковое заявление и снабдить его всеми необходимыми дополнительными документами.

Повредили машину при эвакуации на штрафстоянку — явление достаточно частое. Потому важно заранее подготовиться к тому, что возмещение ущерба может занять некоторое время.

Несколько упрощает процесс получения средств, ремонта наличие специального . Важно заметить, что по получить возмещение будет невозможно либо чрезвычайной сложно.

Так как подразумевается, что таковой полис страхует водителя и его ответственность только лишь при . По определению повреждение при погрузке на эвакуатор не является страховым случаем.

Независимая экспертиза позволит установить полную стоимость ремонта. Важно проверить правильность составления протокола. Так как именно он в дальнейшем уже позволит избегнуть множества различных сложностей, затруднительных моментов.

Наличие всех необходимых бумаг позволит избегнуть проблем при осуществлении процедуры расчета. Также стоит попытаться договорить на месте по поводу возмещения в досудебном порядке. Таким образом возможно избегнуть дополнительных затрат времени.

Действия, если обнаружили повреждения авто на штрафстоянке

Нередки также случаи, когда автомобиль эвакуируется при отсутствии на месте его собственника. В таковом случае нередки повреждения, так как большая часть рабочих осуществляет все действия максимально быстро.

В таком случае нередко случается, что наличие повреждений на транспортном средстве обнаруживается только уже когда автомобиль найден на штрафной стоянке.

В таком случае порядок действий, осуществить которые нужно будет для возмещения, отличаться будет несущественно.

В случае если авто находится на штрафной стоянке следует предварительно проверить все составные части кузова.

Обратить в первую очередь внимание следует на отдельные моменты:

  • все ли компоненты кузова на месте;
  • нет ли каких-либо дефектов лако-красочного покрытия, всевозможных вмятин, другого;
  • не оторваны, деформированы ли какие-либо части кузова;
  • на месте ли зеркала, диски, бампера.

Важно заметить, что подписывать специальный акт приема-передачи о том, что автомобиль получен, следует лишь только после тщательной проверки.

Так как в противном случае предъявить претензии будет практически невозможно. Нередки случаи, когда обнаруживались повреждения уже после того, как акт приема-передачи был подписан и авто покинул штрафную стоянку.

Не стоит допускать подобного рода казусов. В противном случае ремонтировать авто нужно будет за свой собственный счет.

В случае когда авто эвакуирован при отсутствии владельца и в последствии осуществляется изъятие техники со штрафной стоянки необходимо будет обязательно обратить внимание на следующие моменты:

  • требуется наличие специального протокола, который составляется именно сотрудником ГИБДД — в данной документе обязательно обозначаются следующие важные моменты:
    • дата и время, место формирования документа;
    • персональные данные самого работника ГИБДД который осуществил составление документа;
    • основания для задержания автомобиля — таковые должны быть составлены с указанием статей законодательства;
    • точные данные о владельце самого транспортного средства;
    • полный перечень всех ценных вещей которые находились в салоне авто в момент эвакуации такового;
    • полный, подробный перечень всех неисправностей, повреждений — уже присутствующих на кузове транспортного средства.
  • копия указанного выше типа протокола обязательно должна иметься на руках у владельца транспортного средства;
  • в случае если эвакуация была осуществлена при отсутствии автовладельца при осуществлении такового процесса — важно потребовать данный протокол уже непосредственно на штрафной стоянке;
  • сегодня процесс эвакуации авто обязательно должен быть записан на специальную видеокамеру — собственник ТС имеет право требовать данный видео документ для предоставление в суд либо реализации иных целей, задач;
  • подписи, контактные данные очевидцев процесса эвакуации автомобиля.

Обычно штрафные стоянки находятся совсем рядом с офисами, отделениями ГИБДД. Потому не составляет труда получить необходимую информацию.

Важно помнить, что внимательность и знание свои прав, законодательных норм позволит избежать различных сложных, проблемных ситуаций. Потому стоит предварительно проработать все законодательные нормы касательно эвакуации.

Если должный опыт в данной сфере не имеется — следует обратиться к квалифицированному юристу. Таким способом опять же можно будет не допустить многих трудностей.

Как составить акт приема-передачи авто

Именно специальному акту приема-передачи ТС необходимо уделить максимум внимания. Так как данный документ определяет все особенности, тонкости процесса.

Сделать это возможно будет предварительно. Важно отметить, что типовая форма акта рассматриваемого типа в каждом городе своя.

Тем не менее нередко используется установленная специальным нормативно-правовым документом. Таковым является от 26.10.12 г.

Но вне зависимости от места заполнения соответствующего документа акт обязательно должен в себя включать следующие базовые данные:

  • полное наименование документа, дата и место составления акта;
  • первый раздел включает в себя все данные по поводу перемещения транспортного средства:
    • обозначается номер и дата — составления акта;
    • указываются точные данные всех присутствующих сторон при эвакуации (самого эвакуаторщика, работника ГИБДД и свидетеля — таковой привлекается обязательно);
    • прописываются подробные сведения об автомобиле (марка, модель, государственный регистрационный номер, цвет и другое);
    • указывается второстепенная информация — о дополнительном установленном оборудовании и другое;
    • подробные сведения о всех расположенных в салоне ценностях, другое;
    • место задержания транспортного средства и последующего хранения;
    • данная часть обязательно удостоверяется подписями всех лиц, которые каким-либо образом участвовали в эвакуации.
  • следующий, второй пункт обязательно включает в себя подробные данные уже непосредственно о самом факте хранения автомобиля:
    • точные дата и время принятия на хранение транспортного средства;
    • подробный отчет о результатах осмотра автомобиля;
    • опись всех механических повреждений имеющих место быть на момент задержания автомобиля;
    • подробные сведения и ведущихся фото и видео съемки;
    • подписи участников о приеме автомобиля на хранения и его передаче.
  • последним пунктов является процесс возврата автомобиля его владельцу:
    • подробные персональные данные должностного лица;
    • какого транспортного средства выдача осуществляется;
    • точные дата и время выдачи автомобиля его собственнику;
    • расписка собственника автомобиля в получении такового на руки;
    • ход осмотра всех повреждений, установление причины возникновения таковых — если подобное имеет место;
    • подписи сторон.

Важно отметить, что при эвакуации автомобиля по причине нарушения и добровольная эвакуация — по альтернативных причинам — с точки зрения юридической различаются.

При этом во втором случае составляется другой документ. Обозначается он как «акт выполненных работ». Таковой документ включает в себя несколько иные данные. Опять же найти образец такового документа в интернете не составит большого труда.

Как написать претензию на службу эвакуации

При наличии претензий к эвакуационной службе понадобится составить специальный документ. Таковой включает в себя следующее:

  • обращение непосредственно к заведующему конкретным предприятием;
  • далее в обязательном порядке обозначаются персоональные данные самого обратившегося за получением — персональные данные собственника;
  • обозначается число, время, а также дата осуществления процесса эвакуации;
  • основания для возражения — очень важно сделать ссылки на соответствующие законодательные нормы;
  • далее обязательно должен быть внесен перечень повреждений, а также на какую сумму ремонта рассчитывает собственник;
  • в нижней части документа обозначается просьба с возмещение ущерба организацией, занимающейся эвакуацией.

Какие документы приложить

К самой таковой претензии понадобиться приложить обширный перечень документов. В стандартный набор входит следующее:

  • протокол задержания — данный документ составляется работником ГИБДД;
  • всевозможные документы, подтверждающие определенные расходы — чеки, квитанции;
  • документы, устанавливающие правомочное расположение автомобиля на территории ;
  • копия заключения независимого эксперта;
  • пояснительная записка непосредственно от работника, выполняющего процесс эвакуации.

Куда обращаться с жалобой

Обращаться с жалобой необходимо в следующие органы в аналогичной порядке:

  • необходимо мирным путем попытаться урегулировать вопрос — через руководство службы эвакуации;
  • если первый способ не принес успеха — то следует попросту обратиться в суд по месту регистрации юридического лица.

Являются ли такие повреждения страховым случаем

Повреждения подобного рода по ОСАГО страховым случаем не являются. Именно поэтому стоит заранее быть готовым к тому, что от страховой компании получить возмещение будет попросту невозможно.

Исключением является лишь заключение специального дополнительного соглашения по КАСКО. С его помощью возможно будет избежать подобных проблем.

Возмещение ущерба

Добиться возмещения ущерба возможно в досудебном порядке. Но процесс таковой осуществляется достаточно редко — так как многие эвакуационные компании попросту отказываются от признания подобного рода повреждений.

Вы аккуратный водитель и хорошо ухаживаете за автомобилем, но однажды сталкиваетесь с ситуацией, когда, выйдя из офиса или магазина, не обнаруживаете транспортное средство там, где оставили его пару часов назад. Торопились, припарковались под знаком, и эвакуатор увез машину на штрафстоянку. Звоните в ГИБДД, узнаете местонахождения автомобиля, приходите его забирать и обнаруживаете новую вмятину, помятый диск, царапину на покрытии или что-то еще в этом роде. Как поступить в данном случае и кто должен возместить расходы на ремонт - страховая, служба эвакуации или придется доставать деньги из своего кармана? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, требуется разобрать ситуацию детально.

Если повреждения нанесены в процессе эвакуации

Прежде всего, необходимы доказательства, что до того, как автомобиль начали грузить на эвакуатор, на нем отсутствовали повреждения, за которые вы хотите получить компенсацию. Тот факт, что владелец отсутствовал при погрузке и транспортировке, не означает, что некому подтвердить его первоначальное состояние. В случае принудительной эвакуации ее инициатор, сотрудник ГИБДД, обязан составить акт, в котором фиксируется наличие или отсутствие видимых повреждений автомобиля. Документ оформляется в трех экземплярах. Также сотрудник дорожной полиции обязан зафиксировать факт причинения повреждений, если они возникли в процессе погрузки, перевозки или выгрузки на штрафстоянке.

Итак, первое, что вы должны сделать, обнаружив повреждения автомобиля во время его осмотра на штрафстоянке - затребовать свой экземпляр акта ГИБДД. Если в нем отражено, что повреждения нанесены в процессе эвакуации, ваша страховая, скорее всего, оплачивать ремонт не будет. Претензии следует предъявлять компании, осуществлявшей доставку транспортного средства на штрафстоянку. Как правило, такие ситуации решаются во внесудебном порядке, особенно если вы заранее оформите заключение независимого эксперта о стоимости ремонта.

Бывает, что компании, осуществляющие эвакуацию, отказываются в добровольном порядке возмещать ущерб. Не тратьте время и нервы на попытки самостоятельно «выбить» из них деньги - просто подавайте судебный иск по месту своего жительства. Кстати, можете в него, помимо суммы ущерба, включить возмещение морального вреда и комиссию за пользование вашими средствами (не выплачивая вовремя деньги, компания, по сути, берет их у вас в кредит). В абсолютном большинстве случаев суды принимают сторону автовладельцев.

Если автомобиль поврежден на штрафстоянке

Если вы пришли забирать автомобиль со штрафстоянки, не имея на руках документа, составленного сотрудником ГИБДД, и обнаружили повреждения, требуйте оформления акта приема-передачи транспортного средства со штрафстоянки. При этом проследите, чтобы в нем были отражены все имеющиеся видимые дефекты. После этого, получив на руки акт ГИБДД, проверьте - указаны ли в нем данные повреждения. Если нет, то обратитесь с заявлением в ОВД по месту нахождения штрафстоянки и получите там постановление о возбуждении (или отказе в возбуждении) уголовного дела по факту повреждения имущества. С этими документами отправляйтесь к страховщику - в данном случае возмещение ущерба является его задачей, поскольку повреждение автомобиля на штрафстоянке попадает в категорию злоумышленных действий третьих лиц.

Ущерб при эвакуации автомобиля после ДТП или поломки

Когда вы самостоятельно вызываете эвакуатор для перевозки автомобиля после ДТП или в случае поломки, то, при невозможности сопровождать транспортное средство, потребуется оформить доверенность на водителя спецмашины и передать ему ключи. Законодательство не требует при этом составлять акт о состоянии автомобиля и опись имущества. Так что вам придется самостоятельно подготовиться в данных вопросах.

При наличии под рукой фотоаппарата (камеры в мобильном телефоне) сфотографируйте автомобиль со всех сторон, не забыв установить дату съемки. Составьте подробную опись имущества, которое остается в автомобиле (в салоне и багажнике). При этом желательно, чтобы кроме вас этот документ подписал еще один человек. Идеально, если это будет водитель эвакуатора. В последующем, если автомобилю будут нанесены дополнительные повреждения или что-то из вещей пропадет, подготовленные документы и фотографии помогут вам при общении с компанией, осуществлявшей эвакуацию, а в случае отказа с ее стороны добровольно возместить ущерб - при разбирательстве в суде.

По разным причинам с дорог эвакуируют автомобили. Не всегда эвакуация проходит гладко: царапают дно, затаскивают машины на тормозах, колеса не вписываются... Налицо ущерб автовладельцу. О том, кто за это отвечает и как взыскать ущерб, нам рассказала.

- Какие законы и нормативные правовые акты регулируют принудительную эвакуацию автомобилей?

Основными нормативно правовыми актами, регулирующими задержание транспортного средства, помещение его на стоянку и хранение (принудительная эвакуация автомобиля) являются кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (КоАП РФ), а также пункты 146-148 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России от 02.03.2009 №185.

- В каких случаях сотрудники ГИБДД имеют право эвакуировать автомобиль?

Перечень ситуаций, при которых применяется задержание автомобиля, то есть его эвакуация на специализированную охраняемую автостоянку до устранения причины задержания, приведен в статье 27.13 КОАП РФ. К данным нарушениям относятся:

Управление автомобилем с заведомо неисправной тормозной системой или рулевым управлением, а также если на передней части транспортного средства установлены световые приборы, цвет и режим работы которых не соответствует требованиям основных положений по допуску транспортного средства к эксплуатации (часть 2 статьи 12.5).

Управление автомобилем лицом, не имеющим такого права или лишенным его (части 1-2 статьи 12.7). Еще недавно эвакуация была возможна, если водитель автомобиля управлял транспортным средством при отсутствии документов, предусмотренных правилами дорожного движения (часть 1 статьи 12.3). В связи с последними изменениями законодательства, если владелец автомобиля забыл права дома, ему грозит лишь штраф в размере 500 рублей, инспектор ГИБДД сможет проверить наличие действующего удостоверения по базе данных. Если же водительских прав у автомобилиста никогда не было (либо он был их лишен), эвакуация неизбежна.

Управление автомобилем водителем, находящимся в состоянии опьянения (нетрезвым водителем) (части 1, 3, 4 статьи 12.8).

Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств (части 4, 5 статьи 12.16). Это самая распространенная причина принудительной эвакуации.

Нарушение правил стоянки или остановки на проезжей части, повлекшее создание препятствий для других транспортных средств (части 2, 3, 4, 6 статьи 12.19).

Несоблюдение правил крупногабаритной и тяжеловесной грузовой перевозки (части 1-3 статьи 12.21.1).

Нарушение правил перевозки опасных грузов (часть 1 статьи 12.21.2).

Отказ от медицинского освидетельствования при подозрении на опьянение (статья 12.26).

Употребление алкоголя, наркотиков или психотропных веществ после ДТП до проведения медицинского освидетельствования (часть 3 статьи 12.27).

Указанный перечень исчерпывающий. Эвакуировать автомобиль по другим основаниям незаконно. Также, согласно последним поправкам в законодательстве, инспектор обязан дождаться, пока машина встанет на платформу, а эвакуатор начнет движение. Если же погрузчик еще не тронулся с места, а нарушитель оказался рядом со своей машиной, то он может забрать ее.

В случае же отсутствия водителя инспектор дорожной полиции имеет право эвакуировать автомобиль, составив протокол о задержании в присутствии двух свидетелей (часть 8 статьи 27.13 КоАП РФ).

Каков должен быть алгоритм действий автовладельца, если во время принудительной эвакуации его автомобиль повредили? Может ли он рассчитывать на компенсацию ущерба?

До начала погрузки автомобиля эвакуатором инспектор должен составить акт осмотра автомобиля в трех экземплярах. В данном акте указывается наличие или отсутствие видимых повреждений автомобиля как при погрузке, так и при перевозке или выгрузке транспортного средства. Данный акт необходимо потребовать у инспекторов.

Обнаружив царапину, вмятину, трещину или потертость, требуйте с работников штрафстоянки составить акт приема-передачи транспортного средства с указанием всех выявленных дефектов.

Кроме того, при обнаружении повреждений владельцу транспортного средства следует обратиться в ОВД по месту нахождения штрафстоянки для того, чтобы впоследствии иметь на руках документ, подтверждающий факт противоправных действий третьих лиц с перечнем повреждений, а также постановление о возбуждении (отказе в возбуждении) уголовного дела по факту причинения ущерба.

При наличии зафиксированных повреждений в акте приема-передачи и отсутствии их в первом акте следует, что автомобиль повредили во время эвакуации. В данном случае есть два варианта получения компенсации ущерба:

1. Предъявление искового требования к службе эвакуаторов о возмещении причиненного во время транспортировки ущерба. Для этого необходимо вначале обратиться к независимому эксперту для проведения экспертизы поврежденного транспортного средства. После получения заключения эксперта, отражающего факт ущерба и его сумму, следует направить его копию с претензией в адрес службы эвакуаторов. Если виновный отказывается оплачивать ремонт автомобиля, то автовладелец может подавать иск в суд по месту жительства и требовать сумму за моральные издержки и за пользование ответчиком чужими денежными средствами.

2. Обращение в страховую компанию при наличии полиса КАСКО. При этом событие чаще всего рассматривается как «злоумышленное действие», а не как «повреждение во время погрузки, разгрузки или транспортировки транспортного средства». Во всех страховых компаниях «противоправные действия третьих лиц» безоговорочно относятся к страховым случаям. Если автомобиль повредили до погрузки или в период его нахождения на штрафстоянке, целесообразно обращаться за компенсацией нанесенного ущерба в страховую компанию. Страховая компания при этом получит права требования к виновной стороне. При этом автовладельцу необходимо сохранить все акты и другие документы, которые фигурировали при эвакуации транспорта.

Существует ошибочное мнение о том, что ущерб, причиненный при эвакуации автомобиля, покрывается полисом ОСАГО, который имеется у эвакуатора. Это не так, повреждение транспортного средства при данных обстоятельствах не является страховым случаем по договору ОСАГО, так как автомобиль не участвовал в дорожном движении (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

Насколько часто кировчане обращаются за юридической помощью в случае, если их автомобиль повредили в ходе эвакуации? В чью пользу чаще всего разрешается эта ситуация?

В нашем городе ежедневно эвакуируют десятки автомобилей, тем не менее обращения за юридической помощью, связанные с повреждениями транспортных средств в результате эвакуации, происходят достаточно редко. Однако каждому водителю стоит знать о том, что процесс эвакуации несет в себе опасность нанести транспортному средству повреждения как снаружи, так и внутри. В тоже время у автовладельца есть возможность защитить себя с помощью получения компенсации за ущерб.

Решения проблем в случае эвакуации автомобиля на штрафстоянку или его повреждения всегда бывают разные, и их исход будет зависеть от того, кем был нанесен ущерб и по какой причине. В абсолютном большинстве случаев суды принимают сторону автовладельцев.

На Ваш взгляд, нуждается ли законодательство, регулирующее принудительную эвакуацию автомобилей, в поправках и дополнениях?

В нашей стране история использования эвакуаторов сводится к тому, что власти борются с незаконными парковками, автовладельцы - с незаконными поборами. В последнее время конфликты между водителями и эвакуаторщиками участились. Последние поправки в Кодекс об административных нарушениях должны навести порядок в применении эвакуаторов, ограничив определенным образом их сферу действия и дав возможность водителям устранить нарушение до принятия жестких решений.