" Рано утром Бендер раскрыл свой акушерский саквояж, вынул оттуда милицейскую фуражку с гербом города Киева и, засунув ее в карман, отправился к Александру Ивановичу Корейко. По дороге он задирал молочниц, ибо час этих оборотистых женщин уже наступил, в то время как час служащих еще не начинался, и мурлыкал слова романса: "И радость первого свиданья мне не волнует больше кровь". Великий комбинатор немного кривил душой. Первое свиданье с миллионером-конторщиком возбуждало его. Войдя в дом No 16 по Малой Касательной улице, он напялил на себя официальную фуражку и, сдвинув брови, постучал в дверь.

Посредине комнаты стоял Александр Иванович. Он был в сетке-безрукавке и успел уже надеть вдовьи брюки мелкого служащего. Комната была обставлена с примерной бедностью, принятой в дореволюционное время в сиротских приютах и тому подобных организациях, состоявших под покровительством императрицы Марии Федоровны. Здесь находились три предмета: железная лазаретная кроватка, кухонный стол с дверцами, снабженными деревянной щеколдой, какой обычно запираются дачные сортиры, и облезший венский стул. В углу лежали гантели и среди них две больших гири, утеха тяжелоатлета.

При виде милиционера Александр Иванович тяжело ступил вперед.

Гражданин Корейко? - спросил Остап, лучезарно улыбаясь.

Я, - ответил Александр Иванович, также выказывая радость по поводу встречи с представителем власти.

Александр Иванович? - осведомился Остап, улыбаясь еще лучезарнее.

Точно так, - подтвердил Корейко, подогревая свою радость сколько возможно.

После этого великому комбинатору оставалось только сесть на венский стул и учинить на лице сверхъестественную улыбку. Проделав все это, он посмотрел на Александра Ивановича. Но миллионер-конторщик напрягся и изобразил черт знает что: и умиление, и восторг, и восхищение, и немое обожание. И все это по поводу счастливой встречи с представителем власти.

Происшедшее нарастание улыбок и чувств напоминало рукопись композитора Франца Листа, где на первой странице указано "играть быстро", на второй - "очень быстро", на третьей - "гораздо быстрее", на четвертой - "быстро как только возможно", а все-таки на пятой - "еще быстрее".

Увидев, что Корейко достиг пятой страницы и дальнейшее соревнование невозможно, Остап приступил к делу:

А ведь я к вам с поручением, - сказал он, становясь серьезным.

Пожалуйста, пожалуйста, - заметил Александр Иванович, также затуманиваясь.

Хотим вас обрадовать.

Любопытно будет узнать.

И, безмерно грустя, Бендер полез в карман. Корейко следил за его действиями с совсем уже похоронным лицом. На свет появилась железная коробка от папирос "Кавказ". Однако ожидаемого Остапом возгласа удивления не последовало. Подпольный миллионер смотрел на коробку с полнейшим равнодушием. Остап вынул деньги, тщательно пересчитал их и, пододвинув пачку к Александру Ивановичу, сказал:

Ровно десять тысяч. Потрудитесь написать расписку в получении.

Вы ошиблись, товарищ, - сказал Корейко очень тихо, - какие десять тысяч? Какая расписка?

Как какая! Ведь вас вчера ограбили!

Меня никто не грабил.

Да как же не ограбили! - разволновался Остап. - Вчера у моря. И забрали десять тысяч. Грабители арестованы. Пишите расписку.

Да, ей-богу же, меня никто не грабил, - сказал Корейко, по лицу которого промелькнул светлый зайчик. - Тут явная ошибка.

Еще не осмыслив глубины своего поражения, великий комбинатор допустил неприличную суетливость, о чем всегда вспоминал впоследствии со стыдом. Он настаивал, сердился, совал деньги в руки Александра Ивановича и вообще, как говорят китайцы, потерял лицо. Корейко пожимал плечами, предупредительно улыбался, но денег не брал.

Значит, вас не ограбили?

Никто меня не грабил.

И десять тысяч у вас не брали?

Конечно, не брали. Ну, как вы думаете, откуда у меня может быть столько денег?

Верно, верно, - сказал Остап, поостыв. - Откуда у мелкого служащего такая уйма денег! Значит, у вас все в порядке?

Все, - ответил миллионер с чарующей улыбкой.

И желудок в порядке? - спросил Остап, улыбаясь еще обольстительнее.

В полнейшем. Вы знаете, я очень здоровый человек.

И тяжелые сны не мучат?

Конец весны или начало лета 1930 г. В кабинет арбатовского предисполкома входит гражданин, выдающий себя за сына лейтенанта Шмидта и нуждающийся по сей причине в денежном вспомоществовании.

Это Остап Бендер, спасённый хирургом от смерти после того, как Киса Воробьянинов, герой романа «Двенадцать стульев», полоснул его по горлу бритвой.

Получив немного денег и талоны на питание, Бендер видит, что в кабинет входит ещё один молодой человек, также представляющийся сыном лейтенанта Шмидта. Щекотливая ситуация разрешается тем, что «братья» узнают друг друга. Выйдя на крыльцо, они видят, что к зданию приближается ещё один «сын лейтенанта Шмидта» - Паниковский, немолодой уже гражданин в соломенной шляпе, коротких брюках и с золотым зубом во рту. Паниковского с позором выбрасывают в пыль. Как выясняется, за дело, ибо ещё за два года до того все «сыновья лейтенанта Шмидта» разделили на Сухаревке всю страну на эксплуатационные участки, и Паниковский просто вторгся на чужую территорию.

Остап Бендер рассказывает своему «молочному брату» Шуре Балаганову о мечте: взять разом пятьсот тысяч на блюдечке с голубой каёмочкой и уехать в Рио-де-Жанейро. «Раз в стране бродят какие-то денежные знаки, то должны же быть люди, у которых их много». Балаганов называет имя подпольного советского миллионера, живущего в городе Черноморске, - Корейко. Познакомившись с Адамом Козлевичем, владельцем единственного в Арбатове автомобиля марки «лорен-дитрих», переименованного Бендером в «Антилопу-Гну», молодые люди берут его с собой, а по дороге подбирают Паниковского, который украл гуся и спасается от преследователей.

Путешественники попадают на трассу автопробега, где их принимают за участников и торжественно встречают как головную машину. В городе Удоеве, отстоящем от Черноморска на тысячу километров, их ждёт обед и митинг. С застрявших на просёлке двух американцев Бендер берет двести рублей за рецепт самогона, который они ищут по деревням. Только в Лучанске самозванцев разоблачает пришедшая туда телеграмма, требующая задержать жуликов. Вскоре их обгоняет колонна участников автопробега.

В ближайшем городке зелёная «Антилопа-Гну», находящаяся в розыске, перекрашивается в яично-жёлтый цвет. Там же Остап Бендер обещает исцелить страдающего от советских снов монархиста Хворобьева, избавив его, по Фрейду, от первоисточника болезни - советской власти.

Тайный миллионер Александр Иванович Корейко был ничтожнейшим служащим финансово-счётного отдела некоего учреждения под названием «Геркулес». Никто не подозревал, что у него, получающего сорок шесть рублей в месяц, есть в камере хранения на вокзале чемоданчик с десятью миллионами рублей в валюте и советских дензнаках.

С некоторых пор он чувствует за собой чьё-то пристальное внимание. То нищий с золотым зубом нахально преследует его, бормоча: «Дай миллион, дай миллион!» То присылают безумные телеграммы, то книжку об американских миллионерах. Столуясь у ребусника старика Синицкого, Корейко безответно влюблён в его внучку Зосю. Однажды, гуляя с ней поздно вечером, он подвергается нападению Паниковского и Балаганова, похищающего у него железную коробочку с десятью тысячами рублей.

Через день, напялив милицейскую фуражку с гербом города Киева, Бендер отправляется к Корейко, чтобы отдать ему коробку с деньгами, но тот отказывается её принять, говоря, что никто его не грабил да и денег таких ему неоткуда было взять.

Бендер переезжает по газетному объявлению в одну из двух комнат Васисуалия Лоханкина, от которого жена Варвара ушла к инженеру Птибурдукову. Из-за склок и скандалов жильцов этой коммунальной квартиры её звали «Вороньей слободкой». Когда в ней появляется впервые Остап Бендер, на кухне как раз порют розгами Лоханкина за то, что он не тушит за собой свет в уборной.

Великий комбинатор Бендер открывает на украденные у Корейко десять тысяч контору по заготовке рогов и копыт. Формальным главой учреждения становится Фукс, работа которого заключается в том, что при любом режиме он сидит за чужие банкротства. Выясняя происхождение богатства Корейко, Бендер допрашивает бухгалтера Берлагу и других руководителей «Геркулеса». Он ездит по местам деятельности Корейко и в конце концов составляет подробное его жизнеописание, которое хочет продать ему же за миллион.

Не доверяя командору, Паниковский с Балагановым проникают на квартиру Корейко и крадут у него большие чёрные гири, думая, что они из золота. Шофёра «Антилопы-Гну» Козлевича охмуряют ксендзы, и требуется вмешательство Бендера и диспут с ксендзами, чтобы Козлевич вместе с машиной вернулся в «Рога и копыта».

Бендер заканчивает обвинительное заключение в «деле Корейко». Он раскрыл и похищение им поезда с продовольствием, и создание липовых артелей, и погубленную электростанцию, и спекуляцию валютой и мехами, и учреждение дутых акционерных обществ. Незаметный конторщик Корейко был и фактическим главой «Геркулеса», через который выкачивал огромные суммы.

Всю ночь Остап Бендер обвиняет Корейко. Наступает утро, и они отправляются вдвоём на вокзал, где лежит чемоданчик с миллионами, чтобы отдать Бендеру один из них. В это время в городе начинается учебная противохимическая тревога. Корейко, надев вдруг противогаз, становится неразличим в толпе ему подобных. Бендера, несмотря на сопротивление, относят на носилках в газоубежище, где он, кстати, знакомится с Зосей Синицкой, любимой девушкой подпольного миллионера.

Итак, Корейко исчез в неизвестном направлении. В «Рога и копыта» приезжает ревизия и отвозит Фукса в тюрьму. Ночью сгорает «Воронья слободка», где живут компаньоны: жильцы, кроме Лоханкина и старухи, не верящей ни в электричество, ни в страховку, застраховали своё имущество и сами подожгли жилище. От десяти тысяч, украденных у Корейко, практически ничего не остаётся. На последние деньги Бендер покупает большой букет роз и посылает его Зосе. Получив триста рублей за только что написанный и уже потерянный на кинофабрике сценарий «Шея», Бендер покупает подарки своим товарищам и с шиком ухаживает за Зосей. Неожиданно она говорит Остапу, что получила письмо от Корейко со строительства Восточной Магистрали, где он работает в Северном укладочном городке.

Сообщники срочно выезжают по новому адресу Александра Ивановича Корейко на своей «Антилопе-Гну». На просёлочной дороге машина разваливается. Они идут пешком. В ближайшей деревне Бендер берет пятнадцать рублей под вечерний спектакль, который они дадут своими силами, но Паниковский похищает здесь гуся, и приходится всем спасаться бегством. Паниковский не выдерживает тягот пути и умирает. На маленькой железнодорожной станции Балаганов и Козлевич отказываются следовать за своим командором.

На Восточную Магистраль к месту смычки двух рельсовых путей идёт специальный литерный поезд для членов правительства, ударников, советских и зарубежных журналистов. В нем оказывается и Остап Бендер. Спутники принимают его за провинциального корреспондента, догнавшего поезд на аэроплане, подкармливают домашней провизией. Бендер рассказывает притчу о Вечном Жиде, гулявшем по Рио-де-Жанейро в белых штанах, а после перехода с контрабандой румынской границы порубленном петлюровцами. В безденежье он также продаёт одному из журналистов пособие для сочинения статей, фельетонов и стихов к знаменательным случаям.

Наконец на праздновании смычки железной дороги в Гремящем Ключе Бендер находит подпольного миллионера. Корейко вынужден отдать ему миллион и в обмен сжигает в печке досье на себя. Возвращение в Москву затруднено отсутствием билета на литерный поезд и спецрейс самолёта. Приходится, купив верблюдов, добираться на них через пустыню. Ближайший среднеазиатский город в оазисе, куда попадают Бендер с Корейко, уже перестроен на социалистических началах.

За месяц дороги Бендеру не удалось попасть ни в одну гостиницу, ни в театр, ни купить одежду, кроме как в комиссионном магазине. В Советской стране все решают не деньги, а броня и распределение. Бендеру, имея миллион, приходится выдавать себя за инженера, дирижёра и даже опять за сына лейтенанта Шмидта. В Москве на Рязанском вокзале он встречает Балаганова и даёт ему «для полного счастья» пятьдесят тысяч. Но в переполненном трамвае на Калачевке Балаганов машинально крадёт грошовую дамскую сумочку, и на глазах Бендера его волокут в милицию.

Ни дом купить, ни даже поговорить с индийским философом о смысле жизни отдельный индивид вне советского коллектива не имеет возможности. Вспомнив о Зосе, Бендер едет на поезде в Черноморск. Вечером его попутчики в купе говорят о получении миллионных наследств, утром - о миллионах тонн чугуна. Бендер показывает студентам, с которыми подружился, свой миллион, после чего дружба кончается и студенты разбегаются. Даже новый автомобиль Козлевичу Остап Бендер не может купить. Он не знает, что ему делать с деньгами - потерять? отправить наркому финансов? Зося вышла замуж за молодого человека по фамилии Фемиди. «Рога и копыта», придуманные Бендером, развернулись в большое госпредприятие. 33-летнему, находящемуся в возрасте Христа, Бендеру нет места на Советской земле.

Мартовской ночью 1931 г. он переходит румынскую границу. На нем двойная шуба, множество валюты и драгоценностей, в том числе редкий орден Золотого Руна, который он называет Золотым Телёнком. Но румынские пограничники грабят Бендера до нитки. Случайно у него остаётся только орден. Приходится возвращаться на советский берег. Монте-Кристо из Остапа не получилось. Остаётся переквалифицироваться в управдомы.

Люблю на досуге моделировать жизнь персонажей любимых книг. Что с ними произойдет (могло произойти) потом, за пределами сюжета. А поскольку я сейчас очарован книгой «Повседневная жизнь советских людей во время фашистской оккупации», у меня раскрутился сюжет последующей жизни подпольного миллионера Александра Ивановича Корейко (надо же, его, оказывается, как покойного губернатора Лебедя звали) — после того, как он расстался с Бендером в предпредпредпоследней главе «Золотого теленка».

Там он, помните, берет чемодан и говорит, что хочет остаться в маленьком среднеазиатском городке, устроиться туда счетоводом и вести тихую жизнь. Да только вряд ли Корейко там надолго остался. Во-первых, среднеазиатский климат ему явно не подходит, во-вторых, в Черноморске у него, напомню, собственная комната в коммуналке, а это по меркам 30-х годов было ого-го. В-третьих, спрятать чемодан со своими миллионами в маленьком городишке в Средней Азии, где любой приезжий на виду (да и не так много там было приезжих, думаю, Восточную Магистраль-то уже построили), затруднительно. Тем более в «Золотом теленке» говорится, что в Черноморске четыре вокзала, и на каждом камера хранения, то есть хитрый Корейко, может, по этому принципу и подбирал себе город на жительство — чтобы не светиться лишний раз.

В общем, думаю, что Корейко возвращается в Черноморск, сдает чемодан в камеру хранения, устраивается снова на работу в «Геркулес» рядовым счетоводом и ведет себе тихую жизнь.
Кстати. Если четыре вокзала в Черноморске — значит, это крупный транспортный узел. Название Черноморск говорит само за себя — где-то возле Черного моря. Соответственно, когда в 1941 году начинается война, город, где живет тихий счетовод Александр Иванович, попадает в зону оккупации. То есть Корейко оказывается «под немцами».

А вот дальше интересный может быть сюжет. Ведь Корейко чего ждал, если верить Ильфу и Петрову? Когда закончится советская власть, и он сможет распорядиться своими миллионами. Насчет того, дали бы ему оккупационные власти распорядиться богатством, не уверен, но то, что тихий счетовод скорее всего попросился бы к ним на службу — очень может быть. В упомянутой «Повседневной жизни в оккупации» как раз рассказываются многочисленные случаи, как администрацию оккупированных городов, всяких там бургомистров и начальников полиции составляли из людей, обиженных советской властью — отсидевших, лишенных прав или социально неблагонадежных, «из бывших». Так что подпольный миллионер Корейко в оккупированном Черноморске стал бы каким-нибудь чином в местной управе. Уполномоченным по снабжению германских войск — были такие должности, туда охотно брали бывших совслужащих. По своей привычной осторожности Корейко не стал бы лезть «в политику» (в бургомистры, в полицию, в зондеркоманды, в немецкие газеты, восхваляющие новые власти). А вот что-нибудь по снабжению — самое то. Проявил бы себя. Заслужил какую-нибудь грамоту от местного гауляйтера.

Потом Черноморск освобождают, Корейко не может уйти с немцами, потому что надо же ему как-то свои капиталы беречь. Он закапывает чемодан (вряд ли в Черноморске после освобождения сохранились вокзалы с камерами хранения) и снова устраивается на какую-нибудь тихую должность. Тут его берут под белы ручки и как пособника фашистов, но не участвовавшего непосредственно в борьбе с партизанами или истреблении евреев, судят особым порядком и дают десятку. Чаще всего такие сроки давали тем, кто работал у фашистов, но не замарал себя кровью — бухгалтерам, медсестрам из немецких госпиталей.

Тем более что всех этих пособников в 1947 году освободили по амнистии. И вот не прошло трех лет, подпольный миллионер Корейко возвращается в Черноморск. Но на нем клеймо, что он сидел как пособник. Устроиться на работу сложно. С большим трудом он находит место и сидит себе там тихо. Снова ждет, когда закончится советская власть. Живет себе незаметно, тихо и даже не знаю, вспоминает ли веселого пройдоху Бендера, который так изящно когда-то развел его на бабки.

А советская власть все не кончается и не кончается. И тут — бабах! — 1961 год, денежная реформа. Конфискационная. Все капиталы меняют по новому курсу — десять к одному. А Корейко уже пожилой человек (в «Золотом теленке», это 1930 год, ему под сороковник, то есть во время реформы где-то под 70). И он остается ни с чем — без карьеры, без работы, с порушенной репутацией, да еще и без капиталов своих. А с валютой он, как мы помним из «Золотого теленка», принципиально не связывался. Да и немцы за валютные операции расстреливали без разговоров. Побоялся бы.

Таким я вижу финал жизни подпольного миллионера Корейко. Одинокий старик, мелкая конторская крыса, которому профком как «пособнику» даже чайник на проводах на пенсию не подарит. Да и пенсию ему назначат ниже низшего (была такая практика в советских кадрах для тех, кто на немцев работал). Больной, несчастный, детей нет, семьи нет, а под занавес еще и нищий. Ужасно.

Но скорее всего так и сложилась бы судьба подпольного миллионера Корейко. Честно говоря, «модели последующей жизни» других персонажей романа — что Бендера, что Балаганова, да того же Адама Козлевича — получаются, если подумать, куда более оптимистичными.

Владислав Толстов

Д ействие фильма начинается с титров и сцен из немого кино. Оказывается, что Остап Бендер (Сергей Юрский) выбрал кинотеатр для краткого отдыха. В кинотеатре великий комбинатор, глядя напрямую в камеру, произносит в первый раз знаменитую фразу: «Нет, здесь не Рио-де-Жанейро!» Подобное открытое обращение к зрителям, подчеркивая условность происходящего, режиссер будет применять на протяжении всего фильма.

Итак, главный герой оказался в некоем городке Арбатове, где попытался использовать легенду «сына лейтенанта Шмидта». В итоге познакомился с двумя «братьями»: мелким жуликом Шурой Балагановым (Леонид Куравлев) и великовозрастным неудачником Паниковским (Зиновий Гердт).

Услышав от Шуры про подпольного миллионера Корейко (Евгений Евстигнеев), Остап Бендер понял, что у него появился шанс осуществить мечту о Рио-де-Жанейро. Корейко живет в Черноморске, но Остап уговорил отправиться туда местного водителя, обладателя авто марки, по словам владельца, «Лорен-Дитрих» Адама Козлевича (Николай Боярский). По дороге компания подбирает Паниковского и вливается в марафон скоростного автопробега Москва - Харьков - Москва. Предприимчивый Остап выступает на митингах, добывая своим подельникам еду, а машине, которую переименовали в «Антилопу-Гну» бензин, запчасти.

Корейко же живет в Черноморске, как скромный конторщик, ведь использовать свое богатство он не может. Неуверенного в себе, влюбленного в прекрасную Зосю Синицкую (Светлана Старикова) миллионера поджидает еще одна беда - психологические и даже физические атаки шайки Бендера...

Но в итоге «мечта идиота» сбылась, Остап заполучил деньги. Осталось только осуществить переход границы СССР. Но алчные румынские пограничники отнимают у Бендера все ценности. Униженный и избитый, он обращается к зрителям: «Не надо оваций! Графа Монте-Кристо из меня не вышло. Придется переквалифицироваться в управдомы».

Экранизация радует актерскими работами. И Сергей Юрский, и Леонид Куравлев, и Зиновий Гердт, и Евгений Евстигнеев, и Николай Боярский сыграли своих персонажей так, что сложно представить на их месте других артистов.

Михаил Швейцер постарался в экранизации передать атмосферу 1930-х годов и сохранить максимум ситуаций и диалогов, фраз, придуманных Ильфом и Петровым. Поэтому можно сказать, что в рубрике «Крылатые фразы из кинофильмов» проще процитировать весь плутовской роман, давно уже ставшим народным достоянием.

- «Золотой теленок» - роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова (1931). Это продолжение приключений Остапа Бендера после романа «Двенадцать стульев» (1928).

Съемки проходили в павильонах «Мосфильма», в городе Юрьев-Польский Владимирской области и его окрестностях (сцены в Арбатове и автопробег), в Одессе и Каракумах (эпизоды в пустыне).

В 1969 году картина заняла в прокате 17-е место по посещаемости.

Кадр из фильма. Фотография: kino-teatr.ru

Кадр из фильма. Фотография: kino-teatr.ru

Сергей Юрский: «В картине вместо Зиновия Гердта, Евгения Евстигнеева, Леонида Куравлева могли сыграть совсем другие актеры. Например, на роль Бендера претендовали Владимир Высоцкий, Владимир Басов, Александр Пороховщиков, Арчил Гомиашвили (позже он сыграл Бендера в «12 стульях» Леонида Гайдая). На съемочной площадке режиссер был очень требовательным. Снимали десятки дублей. Швейцеру постоянно казалось, что где-то что-то не так. Там можно было лучше, здесь недотянул актер. И начинали сначала. Процесс длился слишком медленно. Но все замечания режиссера принимались безоговорочно. Никто не спорил с ним… Бендер - один из моих любимых образов. Ведь он принес мне известность и любовь зрителей. Я и сам был влюблен в произведение Ильфа и Петрова, в режиссера и актеров» (интервью газете «Факты», 22.02.2013).

Контекст

В 2006-м на Первом канале состоялась премьера 8-серийного телесериала «Золотой теленок». В роли Остапа Бендера снимался Олег Меньшиков, Шуру Балаганова сыграл Никита Татаренков, Паниковского - Леонид Окунев.

Крылатые фразы

Остап: «Автомобиль, товарищи, не роскошь, а средство передвижения!«, «Бензин ваш, а идеи наши!», «Вам нечего терять, кроме запасных цепей», «Взвейтесь, соколы, орлами!», «Заседание продолжается, господа присяжные заседатели!», «С таким счастьем - и на свободе!», «Командовать парадом буду я!», «Материализация духов и раздача… слонов!», «Не делайте из еды культа!», «Пилите, Шура, пилите!», «Полное спокойствие может дать человеку только страховой полис», «С деньгами надо расставаться легко, без стонов», «…Я чту Уголовный кодекс - это моя слабость», «Я подаю только по субботам».

Паниковский: «Вставлю себе золотые зубы и женюсь!», «Я очень бедный… я год не был в бане… я старый… меня девушки не любят…».

Остап - Балаганов: «Узнаешь, узнаешь брата Колю? - Узнаю, узнаю брата Колю!»

Подпольный миллионер Корейко — один из главных персонажей книги "Золотой теленок", в которой рассказывается о приключениях "великого комбинатора" Остапа Бендера. Именно его миллионы были главной целью Остапа. Какой же личностью был этот персонаж?

Краткая характеристика героя

Описание подпольного миллионера Корейко нужно начать с того, что это был целеустремленный человек, который стремился быть финансово обеспеченным. Александр Иванович был предприимчивым, поэтому придумывал различные способы обогащения.

Корейко ненавидел социализм и мечтал о том, что эпоха капитализма когда-нибудь вернется. И эта мечта, а не только простое желание разбогатеть, мотивировало его на дальнейшую работу. Подпольный миллионер Корейко экономил на всем, берег свое здоровье, потому что верил в то, что когда наступит капитализм, он сможет сполна наслаждаться жизнью.

Такая чрезмерная бережливость сделала из него скупого человека, для которого важнее всего финансы. При этом Александр Иванович ухаживал за но даже его чувства и симпатия к девушке оказались не так сильны, как любовь к деньгам.

Подпольный миллионер Корейко был хитрым человеком, которому удавалось ловко выглядеть в глазах окружающих простачком и незначительным человеком. И лишь только Остап Бендер смог разглядеть в нем такого же комбинатора, как и он.

Начало его деятельности

Начал свою предпринимательскую деятельность подпольный миллионер Корейко после того как началась революция, молодой человек поселился в пустую квартиру коммерсанта. Он ел его продукты, пил его вино и продавал вещи этого коммерсанта на базаре. За тунеядство его арестовали советские власти, и тогда Александр Корейко понял, что нужно копить финансы и тратить их тайно от советской власти.

Первые финансы будущий миллионер сделал на продаже медикаментов и сахара. В стране случилась эпидемия тифа, и на ней он смог заработать свои первые миллионы. Но из-за инфляции все его сбережения пропали.

Другие аферы комбинатора

Затем предприимчивый Корейко провернул аферу с поездом с продовольствием, которое везли в Поволжье. Александр Иванович смог забрать себе все продукты, просто переведя его на другой поезд. Но деятельная и предприимчивая натура подпольного миллионера Корейко требовала обогащения.

Поэтому Александр Иванович открыл контору под названием "Промысловая артель химических продуктов "Реванш", но это была очередная махинация героя. Официально контора занималась производством химикатов. Корейко даже оборудовал свое предприятие, чтобы клиенты были уверены в его деятельности. Хитрый предприниматель получал сырье для производства и кредиты, а потом он перепродавал все это другим предприятиям. Когда его афера раскрылась, то Корейко уже не было.

Афера в отрасли строительства

Подпольный миллионер Корейко после успеха с артелью "Реванш" отправился в одну республику, в которой велось строительство электрической станции. Авторам проекта не хватало денег, и Александр Иванович любезно предложил помочь им, создав подсобное предприятие. Так была открыта типография, в которой занимались производством открыток. На работу типографии выделяли деньги из строительства электрической станции.

Продажа открыток была успешной и прибыльной. Так, все забыли о строительстве электростанции и сосредоточились на производстве и продаже открыток. И, конечно, Корейко получал большую часть доходов, которые он и откладывал. И до приезда проверяющей комиссии Александр Иванович смог уехать вместе с деньгами.

Махинации в "Геркулесе"

Подпольным миллионером Корейко Остап Бендер заинтересовался, когда тот начал производить махинации в организации "Геркулес". И в этом нет ничего удивительного — ведь Бендер тоже мечтал обогатиться и уехать в Рио-де-Жанейро. Тогда контроль за коммерческой деятельностью усилился, и Александр Иванович понял, что сделать состояние он сможет только на подпольной торговле.

Поэтому Корейко устроился на маленькую должность в "Геркулес" и договорился с руководителем предприятия. И таким образом он смог проделывать через эту компанию разнообразные махинации, связанные с продуктами питания и текстилем. Он организовывал различные фиктивные предприятия. Именно тогда его деятельностью заинтересовался Остап Бендер. Хотя "великий комбинатор" не нанес слишком большого ущерба финансовому благополучию Корейко, забрав лишь малую часть от его миллионов.

Высказывания героя

Цитаты подпольного миллионера Корейко, как и высказывания других героев "Золотого теленка", стали крылатыми.

"Можете не пересчитывать — у меня как в банке."

Этим высказыванием можно описать личность Александра Ивановича. Он очень бережно относился к деньгам, не делал лишних трат. Ведь "он берег себя для капитализма".

"Для хорошего человека и миллиона не жалко."

Эту фразу Корейко сказал с иронией — он не собирался так легко отдать Бендеру свои миллионы. И, конечно, он не считал Остапа "хорошим человеком", ведь тот тоже был таким же аферистом, как и Корейко.

" — Так дела не делают, — сказал Корейко с купеческой улыбкой.

— Может быть, — вздохнул Остап, — но я, знаете, не финансист. Я — свободный художник и холодный философ."

Эти два персонажа — Остап Бендер и Александр Корейко — во многом различаются, но также во многом они и похожи. Они оба — комбинаторы, которые стремятся стать миллионерами, не прилагая никаких особых усилий. Оба они считают, что капитализм гораздо лучше социализма. Также Бендер и Корейко отличаются предприимчивостью и хорошим пониманием психологии людей.

Только если Корейко стал скупым и просто существовал, то Остап же старался получать удовольствие от жизни. Бендер обладал особым обаянием, которого не хватало подпольному миллионеру. Именно поэтому многие симпатизировали "великому комбинатору", несмотря на то, что он собирался взять накопления у Александра Ивановича.

На фото подпольный миллионер Корейко изображен актер, который сыграл его, — Евгений Евстигнеев. Ему удалось передать характер этого персонажа, чтобы зритель увидел человека не просто экономящего на всем из-за скупости, а верящего в то, что он сможет насладиться жизнью в эпоху капитализма. Подпольный миллионер Корейко из "Золотого теленка" — это достойный соперник для Остапа Бендера, но не такой обаятельный. Но их соревнование в изобретательности и уме является основной линией в повествовании о приключениях "великого комбинатора".