Киевский князь Владимир , освящён в 1891 году; восстановлен из полуразрушенного состояния в 1990-е - начале 2000-х гг.

Православный собор
Владимирский собор в Херсонесе Таврическом
44°36′44″ с. ш. 33°29′36″ в. д. H G Я O L
Страна Россия /Украина
Город Херсонес Таврический , ул. Древняя, 1
Конфессия Православие
(РПЦ)
Епархия Симферопольская
Тип здания Собор
Архитектурный стиль Неовизантийский
Автор проекта Д. И. Гримм
Архитектор Гримм, Давид Иванович
Первое упоминание 1861 год
Строительство - годы
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 921510361060006 (ЕГРОКН)
Состояние действующий
Медиафайлы на Викискладе

Предыстория

По преданию и историческим свидетельствам, крещение Великого князя Владимира Святославича в 987 (или 988) году могло быть в городе Херсонесе (Корсуни ), в ходе подавления мятежа Варды Фоки . В «Повести временных лет» Нестор Летописец упоминает про городскую соборную церковь : «посреди града, где собираются корсунцы на торг», которая, как предполагают некоторые историки, могла быть наиболее вероятным местом судьбоносного для Руси события.

Впервые идея увековечивания места Крещения равноапостольного князя Владимира была высказана в 1825 году и принадлежала главнокомандующему Черноморским флотом и портов вице-адмиралу А. Грейгу . Грейг вручил находившемуся тогда в Севастополе императору Александру I докладную записку о необходимости в Херсонесе «соорудить небольшую изящной архитектуры церковь», посвященную крещению князя Владимира, «с устроением при оной богадельни для 30 человек дряхлых и неимущих, которые бы, прославляя имя Божие, имели надзор как за храмом, так и за самими развалинами».

В 1827 году начались археологические раскопки под руководством К. Крузе , которые обнаружили руины древних христианских храмов, и среди них - остатки крестоподобной в плане церкви в центре главной площади города. В начале 30-х годов XIX века историки Ф. Дюбуа де Монпере и Н. Мурзакевич предположили, что великий князь принял рещение именно в этой базилике .

В 1850 году, по ходатайству архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова) , здесь была основана киновия во имя святого равноапостольного князя Владимира (Херсонесский Князь-Владимирский мужской монастырь). Первый настоятель обители был игумен Василий (Юдин) († 1856).

Монастырские сооружения сильно острадали в ходе обороны Севастополя (1854-1855). В апреле 1857 года был освящён деревянный храм во имя Семи священномучеников Херсонесских , построенный иждивением севастопольского купца Петра Телятникова.

С 1857 по 1874 годы монастырём управлял архимандрит Евгений (Экштейн), который и предложил возвести Владимирский собор в два этажа. Император Александр II 29 июня 1859 года передал из малой церкви Зимнего дворца в Херсонесский монастырь частицу мощей святого князя Владимира в ковчеге в виде Евангелия.

А 23 августа 1861 года состоялась торжественная закладка собора, совершённая в присутствии Александра II и Марии Александровны, которые пожертвовали сребропозлащенный, украшенный драгоценными камнями оклад к Корсунской иконе .

Строительство

Автором проекта Владимирского собора в Херсонесе был академик архитектуры Давид Гримм . Собор возведён в неовизантийском стиле . Его строительство велось за счёт пожертвований и длилось 30 лет, с 1861 года до 1892 года. Собор - второй по величине на территории Крымского полуострова,а также самый крупный собор г. Севастополя: высота - 26 м.

Работы по убранству храма начались в преддверии празднования 900-летия Крещения Руси (1888). Расписать и украсить грандиозный собор до знаменательной даты не удалось, поэтому 13 июня 1888 года ко дню памяти равноапостольного князя Владимира был освящён только нижний храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы , в котором был установлен деревянный резной иконостас . В том же году начались работы по обустройству интерьера Верхнего храма, руководство которым было поручено архитектору Николаю Чагину . Росписи и иконы для центрального иконостаса Херсонесского собора исполнил академик живописи Алексей Корзухин . Кроме того в интерьере храма были использованы исполненные в 50-е годы XIX века живописные произведения академика Т. А. Нефф и художника Ф. Н. Рисса, иконы мастеров Н. А. Майкова и Евграф Сорокина . Мраморные работы (иконостас Верхнего храма, мозаичный пол собора, мраморная балюстрада вдоль солеи и т. д.) были исполнены итальянскими мастерами Й. Сеппи и братьями Баскарини.

Торжественное освящение главного престола Владимирского собора в присутствии обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева совершил 17 октября 1891 года архиепископ Таврический и Симферопольский Мартиниан (Муратовский) . Окончательное оформление интерьера храма было завершено только в 1894 году.

Правый придел собора был освящён 12 июля 1892 г. во имя святого благоверного Князя Александра Невского. Левый престол собора был освящён во имя святого Апостола Андрея Первозванного.

В нижнем храме собора также находился правый боковой придел святого Мартиниана. В этом приделе и были погребены тела архиепископа Мартиниана (Муратовского) , скончавшегося в 1898 г., и епископа Иннокентия (Солодчина) , скончавшегося в 1909 г.

Ещё в 1859 году из Малой домовой церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге в Херсонес было передано в мраморном ковчеге в виде Евангелия частичку мощей святого равноапостольного князя Владимира. Эту святыню после сооружения Владимирского собора поместили в Нижнем храме рядом с историческими руинами древней базилики. В алтаре верхнего храма находился список с чудотворной Корсунской иконы Божьей Матери , по преданиям, перенесенной князем Владимиром из Херсонеса. Всего в собор было передано мощи 115 святых.

В 1924 году Херсонесский монастырь был закрыт, Владимирский собор передан музею.

Воссоздание

Во время Великой Отечественной войны Владимирский собор дважды был поврежден. Во время осады города в купол собора попал крупнокалиберный снаряд. В период оккупации в черте собора немцы складировали те экспонаты музея, которые планировали вывезти с территории Херсонеса Таврического, однако осуществить запланированное захватчикам не удалось, так как 9 мая 1944 года г. Севастополь был освобождён. Тем не менее, перед отступлением немцы взорвали здание Свято-Владимирского Собора, сохранилось лишь 2/3 строения. Работы по его восстановлению начались в конце 1990-х годов, хотя активное развитие они получили только в 2000 году. Проект восстановления храма разрабатывался киевским институтом «Укрпроектреставрация» под руководством архитектора Евгения Осадчего, эскизы религиозной живописи внутреннего убранства собора выполнены художниками Санкт-Петербургской Академии художеств, А. И. Петровой , А. С. Пигарёвым в 2001 году.

С 2002 года во Владимирском соборе была воссоздана роспись художниками из Киева , Санкт-Петербурга и Крыма , которые восстановили утраченную живопись академиков А. И. Корзухина, Т. А. Неффа, монументальные композиции: в куполе «Святой Дух » (авторы - Л. Стебловская, Е. Ревенко), «Крещение Господне » (исполнитель А. Дмитренко по эскизу К. Поповского, фотоматериалам РГИА, ф.812), «Преображение Господне » (исполнители Л. и Н. Дмитренко по эскизу А. С. Пигарёва, фотоматериалам РГИА, ф.812), и центральная композиция в алтаре храма «

В Херсонесе - одно из самых выдающихся архитектурных сооружений Севастополя, поражающее величественностью, красотой и соразмерностью линий.

Его закладка состоялась в 1861 году в присутствии царской семьи и самого императора Александра II, который заложил первый камень будущего храма. Царь лично утвердил проект собора на территории Херсонесского монастыря. До этого в монастыре была только небольшая церковь в память святой княгини Ольги, бабки св. князя Владимира. Во время первой обороны Севастополя монастырь заняли французы. Церковь они превратили в огневую позицию и обстреливали отсюда русские войска, находившиеся за Карантинной бухтой. К концу обороны монастырь и церковь лежали в руинах. После Крымской войны Херсонесский монастырь был восстановлен, император Александр II повелел ежегодно 28 июля, в день памяти св. князя Владимира, совершать крестный ход из Севастополя в Херсонес и дал разрешение на строительство соборного храма. Собор должен был воплотить в себе память о величайшем событии - Крещении Руси, стать символом духовной преемственности между Византией и Россией. Это символ перехода восточно-славянского мира от язычества к христианству. Автор проекта, академик архитектуры Д. И. Гримм.

Владимирский собор - первое выдающееся сооружение, спроектированное Гриммом. Этот храм принес архитектору звание профессора и право преподавания в академии. Высота храма вместе с крестом превышала 34 метра. Стены его даже на уровне второго этажа достигали метровой толщины. Внутреннее убранство поражало своим великолепием - колонны из ценных сортов мрамора, мозаичные полы. Расписывали храм известные в то время художники - академик живописи А.И. Корзухин, принимавший участие в оформлении храма Христа Спасителя в Москве, профессор Т. Нефф, Н. Майков, И. Малышев. Работами руководил А. Чагин, автор проекта Форосской церкви. Средства на постройку Свято-Владимирского собора собирали по подписке всей Россией. Когда срок подписки закончился, народ потребовал продлить ее. Тем не менее из-за недостатка средств сооружение его затянулось на три десятилетия. На земле Херсонеса соединились судьбы святителя Климента Римского, равноапостольных Кирилла и Мефодия, давших славянским народам азбуку и грамматику, и святого Владимира-крестителя. После своего Крещения князь Владимир увез в Киев мощи святителя Климента. Прошло около девяти веков, и теперь уже в Херсонес повезли святые мощи князя Владимира. Частица их, хранившаяся в Малой церкви Зимнего дворца, была передана монастырю. Это закономерно, ведь сам собор был выстроен на месте, где принял Святое Крещение киевский князь. Поэтому Свято-Владимирский Херсонесский собор - всеправославная святыня, храм-памятник, увековечивающий принятие христианства князем Владимиром. В 1924 г. Херсонесский монастырь закрыли, а Владимирский собор передали музею. Во время Великой Отечественной войны храм получил серьезные повреждения, стены дали трещины, почти полностью было уничтожено внутреннее убранство. В таком виде собор находился до совсем недавнего времени. Много трудов и сил пришлось положить правящему архиерею, Владыке Лазарю, чтобы добиться восстановления этой великой святыни. Вопросы его восстановления решались на самом высоком государственном уровне. В 1992 г. здесь были возобновлены богослужения. Начало реставрации собора положила семья Президента Украины в 1998 году, когда Людмила Николаевна Кучма заложила памятную капсулу с обращением, подписанным главой государства.

Под патронатом Л.Д. Кучмы начались реставрационные работы. В 2002 году в соборе впервые за последние 77 лет была совершена пасхальная служба, отслуженная Митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем, на которой присутствовали Президент Украины Л. Д. Кучма и руководство Автономной Республики Крым. 3 апреля 2004 года Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир в присутствии Президента Украины Л. Д. Кучмы совершил чин освящения восстановленного Свято-Владимирского собора Херсонеса.


История храма

По церковным преданиям и историческим свидетельствам, крещение Великого князя Владимира Святославича состоялось в 988 году в городе Херсонесе, или Корсуне (так его называли древние русичи, а теперь — Национальный заповедник «Херсонес Таврический» в г. Севастополе). В «Повести временных лет» преподобный Нестор Летописец упоминает про городскую соборную церковь: «посреди града, где собираются корсунцы на торг», которая, как предполагают ученые, могла быть наиболее вероятным местом судьбоносного для всей Руси события.

Впервые идея увековечивания места Крещения равноапостольного князя Владимира была высказана в 1825 году и принадлежала главнокомандующему Черноморским флотом и портов вице-адмиралу А. Грейгу. Именно по его инициативе в Херсонесе в 1827 году были проведены археологические раскопки под руководством К. Крузе, которые обнаружили руины древних христианских храмов, и среди них — остатки крестоподобной в плане церкви в центре главной площади города. В начале 30-х годов XIX века историки Ф. Дюбуа де Монпере и Н. Мурзакевич предположили, что великий князь принял Святое Крещение именно в этой базилике. Таким образом все колебания по поводу определения места сооружения в Херсонесе храма во имя святого Владимира — крестителя Руси, развеялись, и он должен был предстать над руинами древней святыни. Уже в 1850 году ходатайством святителя Инокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, тут была основана Свято-Владимирская обитель, а через три года освящена скромная церковь святой Ольги, которая была разрушена во время войны. 23 августа 1861 года состоялась торжественная закладка собора в честь равноапостольного князя, совершённая в присутствии Императора Александра II и Императрицы Марии Александровны.


Строительство

Автором проекта Владимирского собора в Херсонесе был академик архитектуры Давид Гримм, по замыслу которого храм должен был быть возведен в византийском стиле. Его строительство длилось 15 лет и в 1874-76 годах с активным участием инженера-архитектора М. Ю. Арнольда было завершено. Это был один из самых больших соборов страны (высота — 36 м, общая площадь — 1726 кв.м., диаметр купола 10,5 м) который может вместить до тысячи верующих.

Работы по убранству храма начались только накануне празднования 900-летия Крещения Руси. Расписать и украсить грандиозный собор до знаменательной даты не удалось, поэтому 13 июня 1888 года ко дню памяти равноап. князя Владимира был освящен только Нижний храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в котором был установлен деревянный резной иконостас. В том же году начались работы по обустройству интерьера Верхнего храма, руководство которым было поручено архитектору Н. Чагину. Росписи и иконы для центрального иконостаса Херсонесского собора исполнил академик живописи А. Корзухин. Кроме того в интерьере храма были использованы исполненные в 50-е годы XIX века живописные произведения академика Т. Неффа и художника П. Рисса, иконы мастеров И. Майкова и Е. Сорокина. Мраморные работы (иконостас Верхнего храма, мозаичный пол собора, мраморная балюстрада вдоль солеи и т. д.) были исполнены итальянскими мастерами Й. Сеппи и братьями Баскарини. Торжественное освящение главного престола Князь- Владимирского собора совершил 17 октября 1891 года архиепископ Таврический и Симферопольский Мартиниан (Муратовский), хотя окончательное оформление храма было завершено только в 1894 году.

Правый придел собора был освящён 12 июля 1892 г. во имя святого благоверного Князя Александра Невского.




Левый престол собора был освящён во имя святого Апостола Андрея Первозванного.

В нижнем храме собора также находился правый боковой придел святого Мартиниана. В этом приделе и были погребены тела архиепископа Мартиниана, скончавшегося в 1898 г., и настоятеля монастыря преосвященного Иннокентия (Солотчина), скончавшегося в 1909 г.

Еще в 1859 году из Малой домовой церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге в Херсонес было передано в мраморном ковчеге в виде Евангелия частичку мощей св. равноап. князя Владимира. Эту святыню после сооружения Владимирского собора поместили в Нижнем храме рядом с историческими руинами древней базилики. В алтаре Верхнего храма находился список с чудотворной Корсунской иконы Божьей Матери, по преданиям, перенесенной князем Владимиром из Херсонеса. Всего в собор было передано мощи 115 святых.

Воссоздание

Во время Второй мировой войны Владимирский собор был разрушен. Работы по его восстановлению начались в конце 1990-х годов, хотя активное развитие они получили только в 2000 году. Проект воссоздания храма разрабатывался киевским институтом «Укрпоектреставрация» под руководством архитектора Евгения Осадчего, эскизы религиозной живописи внутреннего убранства собора выполнены художниками Санкт-Петербургской Академии художеств, А. И. Петровой, А. С. Пигарёвым в 2001 году. С 2002 года во Владимирском соборе была воссоздана роспись художниками из Киева, Санкт-Петербурга и Крыма, которые восстановили утраченную живопись академиков А. И. Корзухина, Т. А. Неффа, монументальные композиции: в куполе «Святой Дух» (авторы — Л. Стебловская, Е. Ревенко), « Крещение Господне» (исполнитель А. Дмитренко по по эскизу К. Поповского, фотоматериалам РГИА, ф.812), «Преображение Господне» (исполнители Л. и Н. Дмитренко по по эскизу А. С. Пигарёва, фотоматериалам РГИА, ф.812), и центральная композиция в алтаре храма «Тайная Вечеря» (в соавторстве А. Пигарёв, А. Петрова, К. Поповский). Иконы для мраморного иконостаса Верхнего храма были написаны художниками А. и Н. Дмитренко по по эскизам А. Пигарёва и А. Петровой, фотоматериалам РГИА, ф.812.

Спрашивает о том, где находится Владимирский собор, то чаще всего он подразумевает собор в Херсонесе и часто не догадывается даже, что с таким названием в городе два объекта, и оба - памятники архитектуры с большой и нелёгкой историей. Второй для отличия называют усыпальницей адмиралов. Они внешне даже немного похожи для неискушенного взгляда. Но оба храма - краеугольной важности православные святыни Севастополя.

Идея появления Владимирского собора в Херсонесе

Всем известна, хотя бы в общих чертах, история крещения князя Владимира в Корсуни (Херсонесе) в 988 году. От этой исторической точки стартует хронологический отсчет для православия на Руси. Одними историками этот факт ныне опровергается, другими ставится под сомнение искренность киевского князя при принятии новой веры. Ему, говорят они, просто нужен был союз с императором Византийской империи Василием, поэтому последний выставил условие крещения князя и его народа. Так это, или нет, но официальная версия церкви считает Владимира тем человеком, который открыл ворота православию на Киевскую Русь, хотя на него сильно давили католические и иудейские миссионеры. С точки зрения официальной церкви князь Владимир - святой.

Когда стал вопрос об открытии храма (а инициатором послужил главнокомандующий Черноморским флотом А.С. Грейг), дело стало за малым - определить место, где мог стоять древний храм, принявший крещение князя Владимира. Естественно, это должно было произойти на территории старого Херсонеса . Раскопки, которые проводились в 1827 году, открыли миру остатки старого храма в районе центральной площади Херсонеса.

Вид на Владимирский собор и
укрепительные стены Херсонеса
Вид на Владимирский собор
с городища Херсонес

Историки предположили, что именно здесь должен был креститься Владимир, так как очевидно, что раскопанная церковь занимала центральное положение в городе, а значит и главенствующее. Конечно же, это предположение. И довольно смелое, так как оно в итоге воплотилось в жизнь в виде нового Владимирского собора.

История Владимирского собора в Херсонесе

Архитектором Владимирского собора был назначен Давид Иванович Гримм, которому возведение этого храма принесло профессорское звание. Этот архитектор прославил своё имя постройками не только на территории Российской империи, но и за границей (например, красивая церковь Александра Невского в Копенгагене). Несмотря на то, что Гримм был поклонником русского стиля в архитектуре, Владимирский собор он решил строить в византийском, что было вполне оправдано - в Херсонесе времён Владимира все постройки испытывали сильнейшее влияние византийской зодческой школы.

Первый камень в основание будущего собора был заложен в 1861 году. На церемонии присутствовал император Александр II с семьёй. Император пожертвовал деньги на колокола, а ктитором церкви стал Великий князь Владимир Александрович. Именно он заложил камень в фундамент главного престола в 1867 году. Строительство началось под руководством Гримма, а заканчивалось под началом Максима Юрьевича Арнольда в 1876 году. В Крыму таких больших храмов ещё не было. Он легко мог вместить более тысячи человек одновременно. В ходе постройки использовали местный известняк из Гаспры, в отделке применялся дорогой каррарский белый мрамор. Покрытый цинковой черепицей купол увенчали крестом.

Интерьер Владимирского собора начали создавать с серьёзной задержкой, так как грандиозный размах строительства быстро поглотил все средства, и это привело к тому, что к девятисотлетнему юбилею крещения Руси расписать храм не успели. Верхний храм не был завершен, поэтому торжества и богослужения провели в Нижнем храме Рождества Пресвятой Богородицы. Средства всё же были найдены с помощью обер-прокурора Синода Победоносцева.

В итоге внутренний вид храм поражал богатством замысла и исполнения. Верхний главный храм был доверен Николаю Михайловичу Чагину, который известен крымчанам как архитектор известной Форосской церкви Воскресения Христова . Росписью иконостаса занялся знаменитый русский живописец Алексей Иванович Корзухин. Итальянские мастера выполнили разноцветный мозаичный пол и мраморную балюстраду. Все основные работы были завершены в 1891 году, и Владимирский собор был освящен архиепископом Мартинианом, который будет похоронен в одном из боковых приделов семью годами позже. Косметические доработки продолжались ещё в течение трёх лет. Боковые приделы храма со своими престолами были названы в честь Александра Невского и апостола Андрея Первозванного.

Владимирский собор был богат на реликвии. Из Санкт-Петербурга была передана частица мощей князя Владимира, пожертвованная домовой церковью Зимнего дворца. В храме находилась почитаемая копия Корсунской иконы Божьей Матери, оригинал (по красивому преданию писаный с самой Богородицы) которой увёз с собой из Херсонеса в Киев князь Владимир. Потрясающей красоты иконостас был выполнен из мрамора, из мрамора же был изготовлен постамент для возложения почитаемых мощей Равноапостольного князя Владимира.

После окончания Гражданской войны в 1922 году из Владимирского собора были изъяты все реликвии. Прихожанам оставили только часть херсонесской обители. Но и это было ненадолго. Администрация Херсонесского музея выселила всех обитателей монастыря. Владимирский собор был закрыт окончательно. Всё не разграбленное имущество храма досталось музею. Многочисленные раки с мощами святых (а их до революции было 115) вскрывались в рамках правительственной кампании тех лет по разоблачению нетленных святынь. Последняя служба во Владимирском соборе была проведена в 1926 году.

Владимирский собор медленно разрушался без должного присмотра, хотя и числился как архитектурный и исторический памятник в составе музея Херсонеса. А в Великую Отечественную войну здание храма разделило судьбу множества построек Севастополя, прошедшего все круги ада. В храм угодила бомба, обрушившая купол. При отступлении немецкие оккупанты заминировали Владимирский собор. Взрыв превратил его в руины, которые и простояли мрачным напоминанием бездушию властей до развала Советского Союза. А ведь в 1988 году праздновалось тысячелетие крещения Руси.

В 1992 году переданный прихожанам Владимирский собор начал свою новую жизнь. В 1997 году было принято решение о его восстановлении, в 2001 возведены стены, на которых упокоился купол, к 2006 году была закончена внутренняя отделка храма, подняты колокола.

Вид на Владимирский собор
со стороны руин Херсонеса

Кстати, один из колоколов можно ныне увидеть среди развалин Херсонеса. Раньше он находился на колокольне Владимирского собора, куда попал из французского «плена», ведь ещё во времена Крымской войны был увезен во Францию (на колокольню Нотр-Дам де Пари), предварительно снятый с одного из местных монастырей.

На берегу его поставили в 1925 году и в дополнение лишили языка.

Владимирский собор в Херсонесе. Как добраться

Для того чтобы посетить Владимирский собор, для начала нужно приехать в историко-археологический музей-заповедник Херсонес на одноимённом полуострове. Туда ходит общественный транспорт, нужная остановка - улица Дмитрия Ульянова. По ней нужно будет спуститься в сторону Севастопольской бухты. Далее улица Дмитрия Ульянова вольется в улицу Ерошенко, которая в свою очередь - в улицу Древнюю. Гуляя по музею под открытым небом, вы не сможете не заметить Владимирский собор, ведь он стоит на открытом пространстве, представляющем собой местность, на которой археологические раскопки явили белому свету далёкое прошлое бывшей греческой колонии. Колокол стоит северо-западнее на берегу залива.

Владимирский собор (Усыпальница адмиралов)

Владимирский собор на Суворовской улице родился из той же идеи главнокомандующего Черноморским флотом Грейга о необходимости постройки посвященного Владимиру и его крещению собора. Однако адмирал М.П. Лазарев указал на отсутствие православных храмов в центре Севастополя, и предложил возвести его не в Херсонесе, а в центральной части города.

Николай I поддержал эту идею и лично указал на Центральный городской холм как место основания будущего Владимирского собора. К тому времени был уже готов проект нового собора в исполнении знаменитого архитектора Константина Андреевича Тона, который прославил своё имя в первую очередь проектом Храма Христа Спасителя в Москве. Расчистка территории началась в 1845 году, скальный грунт приходилось взрывать пороховыми зарядами. Работа продвигалась крайне медленно. Вскоре должны были начаться работы и в херсонесском Владимирском соборе.

В 1851 году умирает прославленный и уважаемый адмирал Лазарев и принимается решение похоронить его в склепе, над которым возвысится в грядущем Владимирский собор. Адмирал был похоронен под оглушительный шум палящей корабельной артиллерии. 15 июля 1854 году состоялась церемония торжественного освящения строительства нового севастопольского храма. На ней присутствовал вице-адмирал Черноморского флота Владимир Алексеевич Корнилов, который и представить не мог, что его тело уже совсем скоро будет покоиться в склепе строящегося Владимирского собора.

Но дыхание Крымской войны уже коснулось Севастополя. И уже в октябре гибнет Корнилов, в марте следующего года - ещё один герой войны - Владимир Иванович Истомин. Как и Корнилов, контр-адмирал русского флота также опустился в склеп не построенного ещё храма. Следующей невосполнимой утратой русского командования стал адмирал Павел Степанович Нахимов, сражённый пулей на Малаховом кургане. И его тело упокоилось в склепе рядом с боевыми товарищами. Во время оккупации солдаты союзнических войск осквернили саркофаг с покоящимися там телами русских флотоводцев.

Мраморные плиты с именами русских адмиралов
на стенах Владимирского собора в Севастополе

После окончания Крымской войны, когда раны на теле Севастополя стали затягиваться, власти города снова вернулись к строительству Владимирского собора. Новым архитектором стал Алексей Александрович Авдеев. Он изменил первоначальный проект Тона. Вместо пяти куполов, которые его предшественник видел во главе храма, он предложил однокупольный храм в византийском стиле. Купол должен был покоиться на восьмигранном барабане, который со всех сторон подпирали бы двускатные треугольные фронтоны фасадов.

Владимирский собор, таким образом, стал усыпальницей четырех героев Крымской войны. Их могилы объединили в общую гробницу, представляющую собой большой черный крест, на каждом луче которого начертаны фамилии погибших за родину героев. Крест был увенчан золотым крестом. Позже здесь хоронили и других участников войны и командующих Черноморским флотом России.

Нижний храм во имя святителя Николая был освящен в 1881 году, Верхний во имя святого князя Владимира - в 1888 году. На его киоте стояла икона, написанная Айвазовским. Как и в одноимённом храме на Херсонесе, в этой церкви мозаичный пол изготовили мастера из Италии. В строительстве активно использовали мрамор разных цветов. Иконы и роспись стен выполнил академик и живописец Карнеев. Владимирский собор мало в чем уступал своему херсонесскому собрату в пышности и богатстве отделки.

Интересно, что Владимирский собор на Центральном городском холме не функционировал в привычном для нашего понимания режиме постоянного доступа прихожан. Богослужения велись только по воскресеньям, церковным праздникам и дням рождения членов императорской фамилии, а также в связи с памятными датами Крымской войны и Черноморского флота России. Дважды во время Первой мировой войны во Владимирском соборе молился Николай II, здесь же проходила торжественная литургия в честь вступления барона Петра Врангеля в должность Верховного командующего вооруженными силами Юга России.

После революции храм был закрыт, склеп осквернен вскрытием, останки адмиралов выброшены. Уже в девяностых годах были перезахоронены найденные в склепе останки. Обычная незавидная судьба святых мест Крыма при новом режиме была разделена и Владимирским собором. Здесь размещались мастерские и склады.

В Великую отечественную войну храм сильно пострадал от обстрелов. Восстанавливаться Владимирский собор начал раньше других бывших храмов Крымского полуострова по причине того, что стал филиалом Музея обороны и освобождения Севастополя. Уже в восьмидесятых годах прошлого столетия здесь велись масштабные реставрационные работы. Владимирский собор снова становился привлекательным и чистым храмом, каким и был до революции. Восстановлена усыпальница, обновлены росписи, снова в мраморном иконостасе красуются иконы. И хотя после распада Советского союза в здании церкви стали снова проводиться богослужения, музей всё так же располагается в стенах Владимирского собора.

Владимирский собор (Усыпальница адмиралов). Как добраться

Найти Владимирский собор не составит труда. Он находится в центре Севастополя в окружении массы исторических и архитектурных достопримечательностей. Если вы приехали на железнодорожный вокзал, можно посоветовать оттуда маршруткой доехать до площади Суворова (там же памятник этому полководцу), откуда пройти метров двести в северном направлении по улице Ленина для того, чтобы, взглянув налево, увидеть Собор Святых Апостолов Петра и Павла . Продолжайте свой путь по улице Ленина до пересечения с улицей Марата, поворачивайте налево и через пару сотен метров вы увидите Владимирский собор на Центральном холме.

Вернувшись на улицу Ленина, пройдите в северном направлении ещё с полкилометра, пока не увидите храм Архистратига Михаила, который ныне является частью Музея истории Черноморского флота России. Заканчивается улица Ленина памятником адмиралу Нахимову, за которым раскинулся Приморский бульвар, невероятно насыщенный достопримечательностями: Памятник затопленным кораблям, Графская пристань, адмиралтейский якорь и другими памятниками и мемориалами.

По маршруту 5-й км - пр. генерала Острякова, центральный рынок, ул. Дм. Ульянова, ул. Ерошенко и до ворот музея-заповедника ходит автобус № 22.

Либо по этому же маршруту до ост. ул. Дм. Ульянова на автобусах № 2, 105.

По маршруту бухта Камышовая, бухта Омега, проспект Октябрьской революции, ул. адм. Юмашева, Студгородок, ЦуМ до ост. ул. Репина (или ЦУМ) также можно добраться на автобусах.

Два Владимирских собора в Севастополе несколько похожи друг на друга, и не только названием, но каждый несёт свою историю, оба они возродились из руин, оба вынырнули из забвения. Без них сложно представить облик современного города-героя.

olegman37

Владимирские соборы Севастополя

В Крыму на территории Херсонеса находится необычный золотокупольный Владимирский собор, который видно из любой точки древнего города

Именно во Владимирском соборе , согласно церковным преданиям, в 988 году произошло крещение князя Владимира

В 1825 году главнокомандующему Черноморским флотом А. Грейгу пришла в голову идея увековечить место крещения великого князя, в связи с чем в 1827 году в Херсонесе были проведены раскопки, в результате которых были обнаружены руины древних храмов, среди которых была и древняя церковь, находившаяся некогда в самом центре города. Именно в ней, по мнению историков, князь Владимир и принял Крещение


Прошло совсем немного времени - и вот уже в 1850 году на этом самом месте была основана Свято-Владимирская обитель, а 23 августа 1861 года началось возведение самого Владимирского собора


Строительство одного из самых больших храмов страны длилось 15 лет и к 1876 году было полностью завершено


Оформление собора началось лишь накануне празднования 900-летия Крещения Руси, а 13 июня 1888 года был освящён Нижний храм. Освящение же Владимирского собора состоялось лишь 17 октября 1891 года, хотя полностью его оформление было завершено только к 1894 году


В 1859 году из Малой домовой церкви петербургского Зимнего дворца в Херсонес была передана частица мощей князя Владимира, которую после окончания строительства Владимирского собора разместили в Нижнем храме. Всего сюда были перенесены мощи 115 святых!


Вторая мировая война тяжело далась собору - он был полностью разрушен, а восстанавливаться начал лишь в конце века. В 2002 году трудами множества мастеров нашего времени была восстановлена утраченная живопись собора