Особый вид школьного сочинения - описание картины. Синтез изобразительного искусства и литературы несет в себе некоторые трудности: как выразить средствами языка то, что воспринимается зрением? Научиться понимать и описывать произведение живописи - особый навык. Для овладения им существует набор правил, которые помогут грамотно написать сочинение по картине.

Рылов “В голубом просторе” создавал в очень неспокойное время, что и отражено на полотне. На примере данного произведения в статье будет рассмотрен жанр сочинения-описания картины.

Жанр картины

Для начала дети должны иметь представление о художественных жанрах в живописи. Предлагаемая для сочинения картина может быть портретом, пейзажем, бытовой зарисовкой или натюрмортом. Не стоит забывать и об особенностях каждого отдельного жанра при написании сочинения.

“В голубом просторе” по жанру - пейзаж, а точнее, изображение природного ландшафта. Пейзаж не обязательно представляет нерукотворную природу - вид города также будет относиться к данному жанру живописи. В любом случае его цель - показать взаимоотношения человека и мира, которые могут быть гармоничны либо находиться в оппозиции друг к другу. Чтобы это увидеть, следует определить общее настроение картины: оно выражено посредством цветовой палитры и сюжета.

Слово об авторе. История создания картины

Подготовительный этап перед началом работы над сочинением по картине - знакомство с личностью художника, его творческой позицией и особенностями.

Сочинение по картине Рылова в “Голубом просторе” стоит начать с информации об авторе. Аркадий Александрович - художник, пейзажист начала XX века, писавший в стиле символизма. Предлагаемая к рассмотрению картина - одна из двух наиболее известных, вышедших из-под его кисти.

“В голубом просторе” была создана в переломное для сознания русского народа время - в 1918 году. После переживаний и тревог 1917 года не могло не произойти своеобразного вздоха облегчения, о чем свидетельствует умиротворенная атмосфера светлой по своему настроению картины.

Излюбленным жанром Рылова является пейзаж, а изображает он в основном свою родную природу - север России, реку Вятку, на которой вырос. Излюбленные цвета художника - зеленый и синий - передают колорит знакомой и понятной автору природы вокруг.

Кто или что изображено

Рассмотрев внимательно картину, необходимо определиться с ее основным содержанием. Если это портрет, то главный объект картины - человек. При дальнейшем составлении плана будет полезным выяснить при возможности, кто изображен на полотне.

Поскольку картина Рылова - это пейзаж, то основным изображенным объектом будет природа. Это суровая северная природа: скалистые острова земли, покрытые тающим снегом, окружены холодным волнующимся морем. Большая часть холста отведена под изображение неба: синее, по-утреннему яркое, с кучевыми облаками, по-весеннему легкими.

Важные составляющие картины, помимо природы, - это стая белых птиц и парусник на горизонте, вслед которому они летят. Поэтому так много неба на полотне: основное действие сконцентрировано на полёте лебедей. Их движение направлено внутрь картины, к горизонту и бескрайним просторам, которые скрываются за изображаемым. Птицы как будто стремятся улететь за пределы полотна, о чём свидетельствуют композиционные особенности произведения.

Композиционные средства и цветовое решение

Для того чтобы понять настроение и внутренний замысел автора, необходимо взглянуть на цветовую палитру и композицию всей картины.

Композиция - это особое расположение элементов на холсте, соответствующее идее полотна в общем.

Сочинение по картине Рылова “В голубом просторе” будет содержать наблюдение о горизонтальной перспективе всей картины: это и линия горизонта, и вытянувшиеся над ней кучевые облака, и расположение земли, и движение волн. Поскольку в картину заложена динамика, то именно горизонтальное расположение объектов будет определять движение; стая птиц также движется вдоль линии, где соединяются море и небо.

Низкий горизонт, как и изображение скалистой земли и северной природы, придаёт эпичности картине, приковывая внимание к пространству неба, в котором парят птицы.

Композиция находится в неразрывной связи с цветовым решение картины, поскольку цвет не только передает общее задуманное настроение, но и выделяет главное. На картине Рылова белые птицы спокойно и целеустремленно летят по голубому небу в пронизывающих чистых, ярких лучах света. В целом цветовая гамма светлая, создающая приподнятое настроение. Движение объектов картины устремлено к некоторой цели, поэтому возникает ожидание светлого будущего, уверенность и целеустремленность.

Общее впечатление от картины, настроение и оценка

Если попробовать в общих чертах набросать план сочинения по картине Рылова «В голубом просторе», то он, как и план для любого другого произведения живописи, будет содержать три пункта:

  1. Введение - это первая часть, она не особо большая. Во вступлении содержится слово об авторе и история создания картины. При разговоре о Рылове можно упомянуть, что полотно «В голубом просторе» признано одним из первых образцов советского искусства. Однако не стоит связывать содержание полотна исключительно с идеологией социализма: охватившее многих воодушевление после революции явилось следствием перенесенных потрясений.
  2. Основная часть сочинения. В данном отрывке приводится описание картины: что изображено, какие детали присутствуют, какова их роль. Каким образом построена композиция и в чем смысл цветового решения художника - элементы главной части сочинения.
  3. Заключение. Последние строки сочинения обычно посвящены выводам и обобщениям, формулировке собственного отношения к картине. Главное, что позиция «нравится - не нравится» должна быть подкреплена рассуждением и доказательствами.

Сочинение и сочинение-описание

Стоит различать между собой два различных вида письменных работ: сочинение-описание картины Рылова «В голубом просторе» будет отличаться от простого сочинения по произведению того же Рылова.

Сочинение-описание акцентирует внимание на сюжете картины, его цели. В первую очередь нужно грамотно описать содержание полотна средствами литературного языка. Немного другая задача у сочинения по картине: тут уже в первую очередь важно сформулировать свое видение предмета. Сочинение по картине Рылова «В голубом просторе» отразит светлый порыв вперед, выраженный посредством ясного утреннего неба с косяком величественных белых птиц.

Поскольку пишут подобные сочинения на уроках развития речи, то такая работа преимущественно будет походить на описание, однако с элементами субъективной оценки, что отмечено в общем плане для подобных работ.

Как же написать сочинение по картине Рылова «В голубом просторе»? Вначале предстоит подготовительная работа: знакомство с автором и его судьбой, внимательное изучение полотна и выявление перво- и второстепенных элементов. Ещё одно правило - перед написанием сочинения стоит проговорить основные мысли и положения. Также можно составить план: из основных пунктов и некоторого количества подпунктов. Грамотно составленный тезисный план очень часто становится залогом успешно написанной работы.

Первые живописные пейзажи появляются в России во второй половине XVIII века — после того, как в 1757 году в Петербурге открывается Император-ская академия художеств, устроенная по образцу европейских академий, где в числе других жанровых классов есть и класс ландшафтной живописи. Тут же случается и спрос на «снятие видов» памятных и архитектурно значимых мест. Классицизм — а это время его господства — настраивает глаз на восприятие лишь того, что вызывает высокие ассоциации: величественные строения, могучие деревья, панорамы, напоминающие об античной героике. И природа, и городская ведута Жанром ведуты (от итальянского veduta — вид) называли изображение города с особен-но выгодной для обзора точки. должны быть представлены в идеальном обличье — такими, какими им надлежит быть.

Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова. Картина Семена Щедрина. 1796 год

Мельница и башня Пиль в Павловске. Картина Семена Щедрина. 1792 год Самарский областной художественный музей

Красная площадь в Москве. Картина Федора Алексеева. 1801 год Государственная Третьяковская галерея

Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости. Картина Федора Алексеева. 1810 год Государственная Третьяковская галерея

Пейзажи пишутся с натуры, но непременно дорабатываются в мастерской: пространство делится на три внятных плана, перспектива оживляется людскими фигурами — так называемым стаффажем, — а ком-позицион-ный порядок подкрепляется условным цветом. Так, Семен Щедрин изображает Гатчину и Павловск, а Федор Алексеев — московские площади и петербургские набережные; кстати, оба завершали свое художественное образование в Ита-лии.

2. Почему русские художники пишут итальянские пейзажи

В еще большей степени с Италией будет связана следующая стадия в развитии русского пейзажа — романтическая. Отправляясь туда в качестве пенсионеров, то есть на стажировку после успешного окончания Академии, художники пер-вой половины XIX века, как правило, не спешат обратно. Сам южный климат кажется им приметой отсутствующей на родине вольности, а внимание к кли-мату — это и стремление его изобразить: конкретные свет и воздух теплого свободного края, где всегда длится лето. Это открывает возможности освоения пленэрной живописи — умения строить цветовую гамму в зависимости от реаль-ного освещения и атмосферы. Прежний, классицистический пейзаж требовал героических декораций, сосредотачивался на значительном, вечном. Теперь природа становится средой, в которой живут люди. Конечно, романти-че-ский пейзаж (как и любой другой) тоже предполагает отбор — в кадр попа-дает лишь то, что кажется прекрасным: только это уже другое прекрасное. Ландшафты, существующие независимо от человека, но благосклонные к нему — такое представление о «правильной» природе совпадает с итальян-ской реальностью.

Лунная ночь в Неаполе. Картина Сильвестра Щедрина. 1828 год Государственная Третьяковская галерея

Грот Матроманио на острове Капри. Картина Сильвестра Щедрина. 1827 год Государственная Третьяковская галерея

Водопады в Тиволи. Картина Сильвестра Щедрина. Начало 1820-х годов Государственная Третьяковская галерея

Веранда, обвитая виноградом. Картина Сильвестра Щедрина. 1828 год Государственная Третьяковская галерея

Сильвестр Щедрин прожил в Италии 12 лет и за это время успел создать своего рода тематический словарь романтических пейзажных мотивов: лунная ночь, море и грот, откуда море открывается взгляду, водопады и террасы. Его при-рода сочетает в себе всемирное и интимное, простор и возможность укрыться от него в тени виноградной перголы. Эти перголы или тер-расы — как интерьер-ные выгородки в бесконечности, где с видом на Неаполитанский залив преда-ются блаженному ничегонеделанию бродяги лаццарони. Они как бы входят в сам состав пейзажа — свободные дети дикорастущей природы. Щедрин, как положено, дорабатывал свои картины в мастерской, однако его живописная манера демонстрирует романтиче-скую взволнованность: откры-тый мазок лепит формы и фактуры вещей как бы в темпе их мгновенного постижения и эмоционального отклика.

Явление Мессии (Явление Христа народу). Картина Александра Иванова. 1837–1857 годы Государственная Третьяковская галерея

Явление Христа народу. Первоначальный эскиз. 1834 год

Явление Христа народу. Эскиз, написанный после поездки в Венецию. 1839 год Государственная Третьяковская галерея

Явление Христа народу. «Строгановский» эскиз. 1830-е годы Государственная Третьяковская галерея

А вот Александр Иванов, младший современник Щедрина, открывает иную природу — не связанную с человеческими чувствами. Более 20 лет он работал над картиной «Явление Мессии», и пейзажи, как и все прочее, создавались в косвенной связи с ней: собственно, они часто и мыслились автором как этюды, но выполнялись с картинной тщательностью. С одной стороны, это безлюдные панорамы итальянских равнин и болот (мир, еще не очеловеченный христианством), с другой — крупные планы элементов натуры: одна ветка, камни в ручье и даже просто сухая земля, тоже данная панорамно, бесконеч-ным горизонтальным фризом Например, на картине «Почва около ворот церкви Св. Павла в Альбано », написанной в 1840-е годы. . Внимание к деталям чревато и вниманием к пленэрным эффектам: к тому, как небо отражается в воде, а бугристая почва ловит рефлексы от солнца, — но вся эта точность оборачивается чем-то фунда-ментальным, образом вечной природы в ее перво-основах. Предполагает-ся, что Иванов пользовался камерой-люцидой — устрой-ством, помогающим фрагмен-тировать видимое. Ею, вероятно, пользовался и Щедрин, однако с иным результатом.

3. Как появился первый русский пейзаж

До поры природа есть прекрасное и оттого чужое: своему в красоте отказано. «Русских итальянцев» не вдохновляет холодная Россия: ее климат связывается с несвободой, с оцепенелостью жизни. Но в ином кругу таких ассоциаций не возникает. Никифор Крылов, ученик Алексея Гавриловича Венецианова, не выезжавший за пределы отечества и далекий от романти-ческого мироощу-щения, вероятно, не знал слов Карла Брюллова о невозмож-ности написать снег и зиму («все выйдет пролитое молоко»). И в 1827 году создал первый нацио-наль--ный пейзаж — как раз зимний.


Зимний пейзаж (Русская зима). Картина Никифора Крылова. 1827 год Государственный Русский музей

В школе, открытой им в деревне Сафонко-во Сейчас Венецианово. , Венецианов учил «ничего не изобра-жать иначе, чем в натуре является, и повиноваться ей одной» (в Академии, напротив, учили ориентироваться на образцы, на апробированное и идеальное). С высокого берега Тосны натура открывалась панорамно — в широ-кой перспективе. Панорама ритмически обжита, и фигуры людей не теряются в просторе, они ему соприродны. Много позже именно такие типажи «счастливого народа» — мужик, ведущий коня, крестьянка с коро-мыс-лом — обретут в живописи несколько сувенирный акцент, но пока что это их первый выход и отрисованы они с тщательностью ближнего зрения. Ровный свет снега и неба, голубые тени и прозрачные деревья представляют мир как идиллию, как средоточие покоя и правильного порядка. Еще острее это миро-восприятие воплотится в пейзажах другого ученика Венецианова, Григория Сороки.

Крепостной художник (Венецианов, друживший с его «владельцем», так и не смог выхлопотать любимому ученику вольную) Сорока — самый талант-ливый представитель так называемого русского бидермейера (так называют искусство питомцев школы Венецианова). Всю жизнь он писал интерьеры и окрестности имения, а после реформы 1861 года сделался крестьянским активистом, за что подвергся краткому аресту и, возможно, телесному наказа-нию, а после этого повесился. Другие подробности его биографии неизвестны, работ сохранилось немного.


Рыбаки. Вид в Спасском. Картина Григория Сороки. Вторая половина 1840-х годов Государственный Русский музей

Его «Рыбаки», кажется, самая «тихая» картина во всем корпусе русской живо-писи. И самая «равновесная». Все отражается во всем и со всем рифмуется: озеро, небо, строения и деревья, тени и блики, люди в домотканых белых одеж-дах. Опущенное в воду весло не вызывает ни всплеска, ни даже колыханья на водной глади. Жемчужные оттенки в холщовой белизне и темной зелени превращают цвет в свет — возможно, предвечерний, но в большей степени запредельный, райский: в разлитое спокойное сияние. Вроде бы ловля рыбы подразумевает действие, но его нет: недвижные фигуры не вносят в простран-ство жанрового элемента. И сами эти фигуры в крестьянских портах и рубахах выглядят не крестьянами, а персонажами эпического сказания или песни. Конкретный пейзаж с озером в селе Спасское превращается в идеальный образ природы, беззвучный и слегка сновидческий.

4. Как русский пейзаж фиксирует русскую жизнь

Живопись венециановцев в общем поле российского искусства занимала скром-ное место и в мейнстрим не попадала. Вплоть до начала 1870-х годов пейзаж развивался в русле романтической традиции, наращивающей эффекты и пышность; в нем преобладали итальянские памятники и руины, виды моря на закате и лунные ночи (такие пейзажи можно найти, например, у Айвазов-ского, а позже — у Куинджи). А на рубеже 1860-70-х случается резкий пе-ре-лом. Во-первых, он связан с выходом на сцену отечественной натуры, а во-вторых, с тем, что эта натура декларативно лишена всех признаков роман-ти-че-ской красоты. В 1871 году Федор Васильев написал «Оттепель», которую Павел Михайлович Третьяков немедленно приобрел для коллекции; в том же году Алексей Саврасов показал на первой передвижнической выставке своих впослед-ствии знаменитых «Грачей» (тогда картина называлась «Вот приле-тели грачи»).


Оттепель. Картина Федора Васильева. 1871 год Государственная Третьяковская галерея

И в «Оттепели», и в «Грачах» время года не определено: уже не зима, еще не весна. Критик Стасов восторгался тем, как у Саврасова «зиму слышишь», другие же зрители «слышали» как раз весну. Переходное, колеблющееся состояние природы давало возможность насытить живопись тонкими атмосферными рефлексами, сделать ее динамичной. Но в остальном эти ландшафты — о разном.

Грачи прилетели. Картина Алексея Саврасова. 1871 год Государственная Третьяковская галерея

У Васильева распутица концептуали-зируется — проецируется на совре-менную социальную жизнь: то же безвременье, унылое и безнадежное. Вся отечествен-ная литература, от революционно-демократических сочинений Василия Слеп-цова до антинигилистических романов Николая Лескова (название одного из этих романов — «Некуда» — могло бы стать названием картины), фиксиро-вала невозможность пути — ту тупиковую ситуацию, в которой оказываются затерянные в пейзаже мужчина и мальчик. Да и в пейза-же ли? Пространство лишено пейзажных координат, если не считать таковыми убогие заснеженные избы, древесный хлам, увязающий в слякоти, да покоси-вшиеся деревья на го-ри--зонте. Оно панорамное, но придавленное серым небом, не заслужи-ваю-щее света и цвета, — простор, в котором нет порядка. Иное у Саврасова. Он вроде бы тоже подчеркивает прозаизм мотива: церковь, которая могла бы стать объектом «видописи», уступила авансцену кривым березам, ноздрева-тому снегу и лужам талой воды. «Русское» означает «бедное», неказистое: «скудная природа», как у Тютчева. Но тот же Тютчев, воспевая «край родной долготер-пенья», писал: «Не поймет и не заметит / Гордый взор иноплеменный, / Что сквозит и тайно светит /В наготе твоей смиренной», — и в «Грачах» этот тайный свет есть. Небо занимает половину холста, и отсюда идет на землю вполне романтический «небесный луч», освещая стену храма, забор, воду пруда, — он знаменует первые шаги весны и дарит пейзажу его эмоционально-лирическую окраску. Впрочем, и у Васильева оттепель обещает весну, и этот оттенок смысла тоже возможно здесь при желании увидеть — или сюда вчитать.

5. Как развивалась русская пейзажная школа

Проселок. Картина Алексея Саврасова. 1873 год Государственная Третьяковская галерея

Вечер. Перелет птиц. Картина Алексея Саврасова. 1874 год Одеський художній музей

Саврасов — один из лучших русских колористов и один из самых «многоязыч-ных»: он равно умел написать интенсивным и праздничным цветом дорожную грязь («Проселок») или выстроить тончайшую минималистскую гармонию в ланд-шафте, состоящем только из земли и неба («Вечер. Перелет птиц»). Пре-пода-ватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества, он повлиял на многих; его виртуозная и открытая живописная манера продол-жится у По-ле-нова и Левитана, а мотивы отзовутся у Серова, Коровина и даже у Шишкина (большие дубы). Но как раз Шишкин воплощает другую идеоло-гию отече-ст-вен-ного пейзажа. Это представление о богатырстве (слегка былин-ного толка), о торжественном величии, силе и славе «национального» и «народного». В своем роде патриоти-ческий пафос: могучие сосны, одинако-вые в любое время года (пленэрная изменчивость была Шишкину решительно чужда, и он предпочитал писать хвойные деревья), собираются в лесное множество, и травы, выписанные со всей тщательностью, тоже образуют множество похожих трав, не представ-ляю-щих ботанического разнообразия. Характерно, что, например, в картине «Рожь» деревья заднего плана, умень-шаясь в разме-рах согласно линейной перспективе, не теряют отчетливости контуров, что было бы неизбежно при учете перспективы воздушной, но художнику важна незыблемость форм. Не удивительно, что его первая попытка изобразить световоздушную среду в картине «Утро в сосновом лесу» (написанной в соав-торстве с Константином Савицким — медведи его кисти) вызвала газетную эпиграмму: «Иван Иваныч, это вы ли? Какого, батюшка, тумана напустили».

Рожь. Картина Ивана Шишкина. 1878 год Государственная Третьяковская галерея

Утро в сосновом лесу. Картина Ивана Шишкина и Константина Савицкого. 1889 год Государственная Третьяковская галерея

У Шишкина не было последователей, и в целом русская пейзажная школа разви-валась, условно говоря, по саврасовской линии. То есть испытывая инте-рес к атмосферной динамике и культивируя этюдную свежесть и откры-тую манеру письма. На это накладывалось еще и увлечение импрессионизмом, почти всеобщее в 1890-е годы, и в целом жажда раскрепощенности — хотя бы раскрепощенности цвета и кистевой техники. Например, у Поленова — и не у не-го одного — разница между этюдом и картиной почти отсутствует. Ученики Саврасова, а затем и Левитана, сменившего Саврасова в руководстве пейзажным классом Московского училища, по-импрес -сионисти-чески остро реагировали на моментальные состояния природы, на случайный свет и вне-зап-ную перемену погоды — и эта острота и скорость реакции выражались в обнажении приемов, в том, как сквозь мотив и поверх мотива становился внятен сам процесс создания картины и воля художника, выбирающего те или иные выразительные средства. Пейзаж переставал быть вполне объек-тив-ным, личность автора претендовала на утверждение своей самостоятель-ной пози-ции — пока что в равновесии с видовой данностью. Обозначить эту пози-цию в полноте предстояло Левитану.

6. Чем закончилось пейзажное столетие

Исаак Левитан считается создателем «пейзажа настроения», то есть худож-ником, который в значительной мере проецирует на природу собственные чувства. И действи-тельно, в работах Левитана эта степень высока и диапазон эмоций проигрывается по всей клавиатуре, от тихой печали до торжествую-щего ликования.

Замыкая историю русского пейзажа XIX века, Левитан, кажется, синтезирует все ее движения, являя их напоследок со всей отчетливостью. В его живописи можно встретить и виртуозно написанные быстрые этюды, и эпические пано-рамы. Он в равной степени владел как импрессиони-ст-ской техникой лепки объема отдельными цветными мазками (подчас пре-восходя в дробности фак-ту-ры импрессионист-скую «норму)», так и постимпрес-сио-нист-ским методом пастозной красочной кладки широкими пластами. Умел видеть камерные ракурсы, интимную природу — но обнаруживал и любовь к открытым про-странствам (возможно, так компенсировалась память о черте оседлости — унизительная вероятность выселения из Москвы дамокло-вым мечом висела над художником и в пору известности, дважды вынуждая его к скоропали-тельному бегству из города).

Над вечным покоем. Картина Исаака Левитана. 1894 год Государственная Третьяковская галерея

Вечерний звон. Картина Исаака Левитана. 1892 год Государственная Третьяковская галерея

«Далевые виды» могли связыва-ться как с патриотически окрашенным ощу-щением раздолья («Свежий ветер. Волга»), так и выражать заунывную тоску — как в картине «Владимирка», где драматическая память места (по этому каторжному тракту вели в Сибирь конвойных) считывается без допол-нитель-ного антуража в самом изображении дороги, расхлябанной дождями или бы-лыми шествиями, под сумрач-ным небом. И, наконец, своего рода открытие Левитана — пейзажные элегии фило-софического толка, где природа становит-ся поводом для размыш-лений о круге бытия и о взыскании недостижимой гармонии: «Тихая обитель», «Над вечным покоем», «Вечерний звон».

Вероятно, последняя его картина, «Озеро. Русь», могла бы принадлежать этому ряду. Она и была задумана как целостный образ российской природы Левитан хотел назвать ее «Русь», но остано-вился на более нейтральном варианте; двой-ное название прижилось позже. , однако осталась незавершенной.Возможно, отчасти поэтому в ней оказались совме-щены противоречащие друг другу позиции: русский пейзаж в его вечном пре-бы--вании и импрессионис-тическая техник​а, внимательная к «мимолетно-стям».


Озеро. Русь. Картина Исаака Левитана. 1899-1900 годы Государственный Русский музей

Мы не можем знать, остались бы в окончательном варианте эта романтиче-ская форсированность цвета и кистевой размах. Но это промежуточное состоя-ние являет синтез в одной картине. Эпическая панорама, вечная и незыблемая природная данность, но внутри нее все движется — облака, ветер, рябь, тени и отражения. Широкие мазки фиксируют не ставшее, но становящееся, меняю-щееся — словно пытаясь успеть. С одной стороны, полнота летнего расцвета, торжественная мажорная трубность, с другой же — интенсивность жизни, готовой к переменам. Лето 1900 года; наступает новый век, в котором пейзаж-ная живопись — и не только пейзажная — будет выглядеть совершенно иначе.

Источники

  • Богемская К. История жанров. Пейзаж.
  • Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII - начала XX века.


Илья Ефимович Репин "Какой простор!", 1903. Холст, масло. 179 x 284,5, Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.

Одна из самых противоречивых работ Ильи Репина – картина «Какой простор!». И противоречие здесь кроется в отношении публике к полотну: художник поддался мимолётному настроению, создав живописный эмоциональный сюжет, а вот критики разразились бранью, обвиняя Репина то в легкомысленном следовании за западным импрессионистами, а то и вовсе усматривали в работе какие-то революционные аллегории.
Общество сетовало – художник, создавший монументальных «Бурлаков», «Ивана Грозного» увлёкся какими-то романтическими свиданиями.

Сын и дочь художника изображены в высоких волнах прибоя. Словно былые, еще не распятые души – олицетворение молодости – представлены на полотне. Веселье и радость жизни, переполняющие молодых людей, вполне соответствуют бушующему энергией состоянию окружающей их природы – могучим волнам прибоя, захлестывающим 2 беззащитные фигуры.

Но они улыбаются, смеются, их не смущают холод воды и непогода. Девушка придерживает шляпку, чтобы ее не унесло ветром и прячет лицо от его порывов, юноша же, напротив, распахнул шинель и стремится навстречу стихии со всей силой молодости.

Чувство победы над страхом, воли, открытой стихии владеет зрителем. Картина написана в «Пенатах», вдали от столицы. Так что версия о предчувствии Репиным общественных движений и реющих над Россией могучих грозовых вихрях отдает приоритет теме радости жизни, ее близости к миру природы, ликованию юности. От картины веет счастьем и теплом, как и от всех репинских портретных полотен, посвященных его семье.

В характерной для художника манере «любви-вражды» он выражает свое отношение к новому поколению.

Мастерски изображена водная стихия – зеленовато-прозрачная на переднем плане, она переходит в сурово-синюю на заднем. Вскидывающая водные брызги и белую пену вода предстает как сила, безудержная и неутомимая. Финский залив и Невские берега вдохновили художника.

Среди шумной бури, раскинувши руки,

Стоит смело парень, кричащий подруге:

«Смотри, что за сила! Простор и свобода!

И даже во гневе прекрасна природа!»…

Не каждый свиданье устроить решится

В тот час и в том месте, где шторму не спится.

Влюбленным же это совсем безразлично,

Там, где они вместе, и место отлично!».

(Н. Алешкова)

Техника живописца здесь очень близка к импрессионистской, однако, такой неровный мазок только способствовал реалистичности воплощения. Мало кто поспорит, что в изображении моря Репин вполне достоин самого известного мариниста Айвазовского. Фактура, характер, динамика – стихия очень эмоциональна и правдива. Тем сильнее впечатление от реакции на неё смелых молодых людей.

Черту всем пересудам по поводу скрытых смыслов картины подвёл критик Стасов, который увидел в работе могучую силу русской молодёжи, готовой противостоять и встречать с улыбкой все невзгоды и возможные беды.

Пусть что угодно говорят о начале советской живописи, об эпичности и символичности, «В голубом просторе» (картина Рылова) явно демонстрирует романтику, переполнявшую автора полотна, написанного в суровом, холодном и голодном 1918 году в Петрограде.

Аркадий Рылов: краткая справка

Будущий художник родился в холодных северных местах в 1870 году. Учился в Императорской Академии художеств. Одним из его учителей был А. И. Куинджи, пейзажист-экспериментатор, много работавший на пленэре. Не подражая своим учителям, Рылов ищет свой путь и находит его в увлечении животными. С 1902 года он ведет занятия в «классе рисования животных». Это отражается в его лиричном автопортрете с белкой.

А также в работах, которые предшествовали появлению произведения «В голубом просторе». Картина Рылова - пейзаж, отражающий романтически восторженное отношение к жизни.

Чайки

Первой пробой кисти стали «Чайки», написанные в 1910 году. Это камерная работа, в которой имеются и морской пейзаж, и суровые голые скалы, и мирно греющиеся под нежарким северным солнцем сидящие птицы.

Здесь нет зовущего за собой пространства, простора, но интересен сине-зеленый колорит воды, отблески которой сверкают голубыми тенями на белом оперении птиц. Нерезко выражен и треугольник камня (он скруглен), на котором расположилась стайка. Иначе решено полотно «В голубом просторе». Картина Рылова будет иметь другую округлую форму овала, которая войдет в ее композицию.

Предварительный этюд?

«Лебеди над Камой» написаны в 1912 году. Пустынен скалистый пейзаж, две трети полотна занимает бурлящая Кама, выполненная в коричневато-зеленоватых тонах, которые оживляют белые барашки волн. Не хватает простора, небо «давит» на пару летящих лебедей, помещенных в центр картины.

Живописец не показал, где будет их пристанище. Вокруг низко летящих белых птиц только вода без конца и без края. Считается, что «Лебеди над Камой» предваряют появление полотна «В голубом просторе». Картина Рылова, написанная шесть лет спустя, выглядит совершенно другим, мажорным образом.

Романтическая душа

Художник неслучайно дал название своей картине. Взгляд просто приковывает голубой простор огромного неба с кучевыми белоснежными облаками, и вспоминаются работы Якоба ван Рёйсдала, у которого небо - важнейшая часть композиции. Перед вами репродукция картины Рылова «В голубом просторе».

На огромной высоте, касаясь облаков, летят белоснежные птицы, изумительно выписанные белым по белому. Лебеди летят клином, вожака не видно, он где-то впереди. И на облаках, и на лебедях играют зеленовато-голубоватые тени. Между ними ярко сверкает насыщенная просинь небес, которая высветляется, спускаясь к горизонту, приобретая зеленоватые оттенки. Взор останавливается на паруснике, белеющем вдали. Он стоит на якоре на спокойном холодном море, которое слабо волнуется под легким ветерком. У его борта закипает волна крутого посола. Вымпелы гордо расправлены. Цвет его парусов неоднороден. Он переливается голубоватыми и зеленоватыми отблесками моря. Только у романтика в век паровозов и пароходов зашумят над головой паруса под неверным северным ветром. Только над романтиком на ветру запоет тугое полотно. Холодны скалы, покрытые снегом.

Зрителю дается описание картины Рылова «В голубом просторе». Ведь настоящее произведение искусства чем привлекательно? Тем, что каждый может наполнить его личным содержанием. На холодные скалы, занесенные снегом, можно мысленно поставить тонкую фигурку Ассоль, которая ждет, что под закатными лучами солнца паруса станут алыми и наконец сбудется ее мечта. Настоящий художник всегда ждет непредвзятого взгляда зрителя и того, что он дополнит его картину своими мыслями, мечтами и фантазиями. Именно тогда она и оживает, а не когда подвергается холодному разбору по заданному плану. Именно сердце подсказывает, как дать описание картины Рылова «В голубом просторе». Искусствоведение интересно как наука и многому учит, но иногда надо отвлекаться от академических знаний и просто удивляться и говорить: «Ах! Как это хорошо, не знаю - почему!»

Для неискушенных людей писал Аркадий Рылов. «В голубом просторе» - картина, в которой можно затеряться, остановившись перед ней, а потом иначе смотреть на жизнь природы, восхищаясь тем, что художник дал новое направление чувствам.

Легко и свободно летят прекрасные белые птицы на своих огромных крыльях. Они словно купаются в этом пронизанном светом голубом просторе, то свободно паря, то повертываясь в воздухе, то изредка взмахивая крыльями.

Сочинения по картине «В голубом просторе» А.А. Рылова

Вариант 1

Детские и юношеские годы Аркадия Александровича Рылова прошли на севере, в Вятке. Он искренне любил свою родину, поэтому частенько на его полотнах были изображены пейзажи родных мест, о которых он никогда не забывал. Картина Рылова «В голубом просторе», написанная в 1918 году, тоже открывает перед нами бескрайние просторы севера, где вот-вот растают все снега и куда снова нагрянет весна с ее теплом и солнечным светом.

На картине зрители видят бескрайние море и небо, которые сливаются на горизонте воедино, создавая ощущение бесконечности времени и пространства. Море на картине синее-синее, оно лишь слегка волнуется от дуновения ветерка. Небо соприкасающееся с морем кажется голубым-голубым, затем оно становится лазурным, потом синим, а на самом верху картины небо уже почти фиолетовое.

А на небе проплывают большие пушистые облака, мягкие, удивительные, бегущие туда, куда их позовет весенний ветерок. Рядом с этими облаками свободно и гордо летят вперед красивые белые лебеди. Они легко разрезают синеву небес своими крыльями и стремятся поскорее добраться домой, принеся с собой весеннее тепло.

Внизу, под бескрайним небом, по морю мчится парусник с белыми парусами. Кажется, будто он и не плывет по морю, а летит над ним, соревнуясь с птицами. Его белоснежные паруса наполнены ветром, и он скользит бесшумно по волнам, большим и маленьким, покрытым белыми буранами, куда-то вдаль от заснеженных берегов.

Но самое главное, что эта картина – она живая. Смотришь на нее, и слышишь легкий плеск волн, шелест лебединых крыльев, чувствуешь едва заметный весенний ветерок. Но самое главное, ощущается весенняя свежесть пробуждения природы, когда от пьянящего запаха кружится голова. И все это завораживает зрителя, приковывает его взгляд к картине и заставляет сердце биться от восторга.

Смотрите также: Картина Зинаиды Серебряковой “ ” (второе название - “За завтраком”) относится к числу наиболее известных работ художницы. Датой её написания является 1914 год. Сегодня оригинал картины находится в Государственной Третьяковской галерее.

Вариант 2

Аркадий Рылов – это имя связывают с эпохой становления нового искусства в живописи советского периода. По мнению исследователей, именно его произведения являются первыми значительными творениями живописи того времени. Высоко оценивают критики картину А. Рылова «В голубом просторе».

Она написана в 1918 году. Картина завораживает зрителя огромным простором, жизнеутверждающей силой. Все пространство произведения занимает море и небо. Сливаясь в одно целое на горизонте, они создают впечатление бесконечности, бескрайности окружающего пространства. И в этом бескрайнем голубом просторе летит по небу стая лебедей, а по морю плывет парусник под белоснежными парусами.

Лебеди движутся навстречу солнцу. Его лучи ярко освещает белых гордых красавцев, свободно и непринужденно парящих над синей гладью моря. Лебеди то парят в свободном полете, то рвутся вперед одним взмахом мощных крыльев. А над ними и под ними плывут в том же направлении легкие пушистые облака.

В синем морском просторе движению птиц вторит парусник, летящий над волнами, почти не касаясь их. Такое впечатление, что он тоже парит, только в другом пространстве. Раздутые белоснежные паруса также ярко освещены солнцем, как и белые лебеди в небе, и облака. Вместе с кораблем, птицами, облаками движутся волны, покрытые белыми бурунами.

На картине А.Рылова все движется. Кажется, что и снежный берег плывет куда-то вслед за всеми, туда, где яркое солнце, неизвестные дали. Художник удивительным образом создал бесконечное движение, полное жизни и света.

Вариант 3

Передо мной картина Рылова «В голубом просторе». Эта картина посвящена морской тематике, ее можно увидеть в Третьяковской галерее.

Ясный летний день, солнце высоко в небе, его лучи слепят глаза. На картине изображен бескрайний простор, огромное бездонное синее небо, темное блестящее море, вода в нем переливается под яркими лучами солнца, дует теплый ветер, от этого волны бушуют в море, на их гребнях появилась белая пена. Все полотно картины занимают небо и море. По голубому небу летит стая лебедей.

Лебеди летят к солнцу, в теплые края. Солнце освещает их широкие крылья, птицы летят уверенно и свободно по направлению к своей цели. Рядом с ними также быстро летят пушистые легкие перистые облака, они напоминают легкие перышки, которые витают в воздухе. По морю плывет корабль, развеяв свои паруса, он летит по волнам. Его белые паруса, как будто горят под солнечными лучами. На заднем плане мы видим горы, они окутаны снегом, а облака касаются макушек гор.

От картины веет соленым и свежим бризом. Главные цвета картины это синий и белый, темно-синим цветом изображается море, а светлым небо, плавный переход цвета отлично передает атмосферу, которую хочет передать художник.

Что может быть лучше всего летом? Конечно же, только, лето, проведённое на море. Сочинение на тему « ». Период самых длинных школьных каникул, жаркого Солнца и свежих фруктов, гораздо приятней проводить возле воды. Причём, чем больше этот водоем и чем чище в нём вода, там лучше останутся впечатления.

Как написать сочинение по картине?

Чтобы написать сочинение-описание картины, нужно внимательно ее рассмотреть и найти ответы на вопросы:

  • жанр картины (натюрморт, пейзаж, портрет)
  • что изображено
  • настроение, отраженное на холсте
  • основные микротемы картины
  • художественно-выразительные средства (композиция, свет, палитра)
  • роль этих средств в выражении авторского замысла и идеи произведения

Что будет полезно знать о картине А.А. Рылова «В голубом просторе».

Она написана в 1918 году, сейчас находится в Третьяковской галерее. Это произведение принято считать точкой отчета Советской живописи. Искусствовед Федоров-Давыдов говорил о ней:» Это ощущение вырвавшейся на свободу жизни, радостного рождения светлого, нового мира и выразил Рылов в своём пейзаже, пронизанном светом и воздухом…»

Художник изобразил морской пейзаж в солнечный день, картина пронизана светом, краски яркие, пронзительные.

Читайте также: Сочинение по картине А.В. Тропинина « ».

Сочинение по картине «В голубом просторе» - 7 класс

Вариант 1

План сочинения

  • Вступление. Несколько слов об авторе картины.
  • Основная часть. Описание картины.
  • Птицы
  • Время года
  • Заключение. Впечатления от картины.

Русский живописец А. Рылов всегда был увлечён водной тематикой. Почти на всех своих картинах он изображал море, речку или озеро. У воды очень часто присутствовали птицы, которые довольно гармонично вписывались в водный пейзаж. Немаловажная роль отводилась и небу. Оно всегда было разным и таким выразительным, что не могло не привлекать к себе внимание зрителя. «В голубом просторе» - одна из таких картин.

Большую часть картины занимает небо. Вблизи оно более яркое. Его насыщенный синий цвет, вступая в контраст с белоснежными кучевыми облаками, поражает своей красотой. Но к горизонту цвет неба постепенно меняется, становясь практически белым. Там слишком много перистых облаков, почти полностью укрывающих небо.

На фоне красивого неба художник запечатлел семь белых птиц, летящих над водой. Они изображены так близко, что каждую из них можно хорошо рассмотреть. У них крупное телосложение, маленькая голова, длинная шея, короткие клюв и лапы. Их сильные крылья широко расправлены, а движения необычайно грациозны. От птиц невозможно оторвать глаз. Без всякого сомнения, это лебеди. Они летят на юг, навстречу яркому солнцу. На родную землю пришла зима.

Изображенное на картине тёмно-синее море не покрыто льдом, но на его многочисленных островах уже лежит снег. Дует свежий морозный ветерок. Он нагоняет на воде лёгкие волны и надувает паруса плывущему вдали кораблю. Однако птиц не пугает ни лёгкий морозец, ни холодный ветер. Они ещё только в начале своего долгого пути на юг и полны сил. В тёплых краях лебеди проведут всю зиму, а весной обязательно вернутся домой, вновь радуя своим появлением жителей родного края.

Выбранная художником цветовая палитра – это холодные цвета и оттенки. И они не только подчеркивают ощущение холодного времени года. Сочетание белого цвета со светлыми и тёмными оттенками синего делают это произведение изумительно ярким предметом живописи. А небольшое количество серого, чёрного и коричневого цветов только усиливают этот эффект.

Стоит отметить, что картина имеет очень реалистичный вид. С трудом верится, что это изображение не фотография. Мелкие детали настолько чётко выведены, что зритель невольно сможет почувствовать себя участником этого сюжета. Всё происходит как будто на самом деле. Всё настоящее: и взволнованное ветром море, и заснеженные каменистые острова, и двухмачтовое парусное судно, и голубое облачное небо, и величавые белые птицы.

Вариант 2

Передо мной картина Рылова ”В голубом просторе”. Эта картина посвящена морской тематике, ее можно увидеть в Третьяковской галерее.

Ясный летний день, солнце высоко в небе, его лучи слепят глаза. На картине изображен бескрайний простор, огромное бездонное синее небо, темное блестящее море, вода в нем переливается под яркими лучами солнца, дует теплый ветер, от этого волны бушуют в море, на их гребнях появилась белая пена. Все полотно картины занимают небо и море. По голубому небу летит стая лебедей. Лебеди летят к солнцу, в теплые края. Солнце освещает их широкие крылья, птицы летят уверенно и свободно по направлению к своей цели. Рядом с ними также быстро летят пушистые легкие перистые облака, они напоминают легкие перышки, которые витают в воздухе. По морю плывет корабль, развеяв свои паруса, он летит по волнам. Его белые паруса, как будто горят под солнечными лучами. На заднем плане мы видим горы, они окутаны снегом, а облака касаются макушек гор. От картины веет соленым и свежим бризом. Главные цвета картины это синий и белый, темно-синим цветом изображается море, а светлым небо, плавный переход цвета отлично передает атмосферу, которую хочет передать художник.

Все, что изображено на картине Рылова движется, художнику мастерски удалось показать движение моря, облаков, корабля и лебедей. Когда смотришь на картину, ощущаешь эту деятельность. Посмотрев на такой морской пейзаж, воображение начинает разыгрываться, начинаешь мечтать о море, представляешь пушистые облака.

Так хочется очутиться на берегу этого моря, услышать шум моря, плеск воды, посмотреть на плывущий корабль, полюбоваться ясным небом и облаками.

Вариант 3

В голубом просторе

Выбор морской тематики при написании картины - беспроигрышный способ взволновать соображение зрителя. Но вряд ли художник ставил перед собой такую цель. Ему удалось запечатлеть довольно редкое и невероятно красивое сочетание природных явлений.

Все, изображенное на картине поразительно гармонично, но в то же время живет какой-то своей тайной, неизведанной жизнью. Пять “действующих” лиц-образов нам являет художник: лебеди, фрегат, островок с горным массивом, море и облака. Всех их объединяет одно - динамика, стремление куда-то вдаль, туда, что неподвластно человеческому взору и осознанию. Даже несмотря на то, что островок, казалось бы, статичная природная организация, все же создается впечатление, что он, подобно фрегату, подгоняемый ветром, мирно раскачивается на ласковых волнах.

Парусник на картине

Сюжет невольно отсылает к Лермонтовскому белому “парусу одинокому в тумане моря голубом”. Тут есть и белый и парус, и одиночество. Хотя, на первый взгляд, он окружен немалым количеством образов - лебеди, островок, облака. Но, это мнимое постоянство: вот-вот лебеди улетят с поля зрения, островок не станет причалом, облака рассеются…

Лебеди на картине

Можно предположить, что центральным образом, притягивающим взор, является парусник, идущий нам навстречу. С древних пор корабль, заходящий в порт был символом удачи и богатства, которое приносил он с собой на борту. Но не только такая отсылка возникает в воображении. Достаточно вспомнить Гриновскую Ассоль или “Робинзона Крузо”, у которых паруса и фрегат были символами веры в чудо, приключений, чего-то необыкновенного. Это же “чудо” подтверждает выбранный мастером цвет парусов - белый. Чистота и прелесть этого цвета непередаваемы. В природе истинный белый цвет встречается во многом: это и снег (который мы видим на склонах гор, что на островке), это облака, которые весело роятся в небе, создавая причудливые образы и картинки, это лебеди, возвещающие о наступлении теплых и солнечных дней, это едва видимые вспененные морские “барашки”. Собравшись воедино в целом все, они рождают чистоту наших помыслов, ожидание чудес и наступления гармонии.

Еще один цвет, выбранный художником - голубой. В нескольких его ипостасях - от светлого, лазурного, небесного до темного, пучинного, морского. Вместе, фактически растворяясь друг в друге, цвета представляют бесконечность, природную круговерть, за которой можно наблюдать сколько угодно много. И верить, верить, верить…

Вариант 4

На картине Рылова «В голубом просторе» изображен необычайно красивый морской пейзаж. Этой картиной можно полюбоваться в Третьяковской галерее.

Солнечный, летний денек и ясное сияющее солнышко высоко светит в небе. Огромное безграничное лазурное небо над висло над темно-синим морем. Вода в нем играет яркими лучиками солнца и дует легкий ветерок. Волны бушуют на синем просторе укрывая море белой пеной. По нежно лазурному небу летит стая ослепительно белых лебедей. Они летят к солнышку, в жаркие края. Птицы летят свободно и легко нависая над темно-синим морем. Рядом с ними плывут белоснежно белые облака- легкие и пушистые. Вдали виднеется кораблик его легко качают волны.

На заднем фланге видно горы. Они легко окутаны снежком, а облака едва касаются их. От картины пахнет легким бризом. Основными цветами этой картины являются нежно лазурный и белоснежно белый цвет. Главные переходы этих цветов отлично играют на этой картине. Автор хотел передать всю красоту и легкость этой картины. Необычайные пейзажи и переходы цветов придают этой картине изящности и утонченности. Вся картина находится в движении и мастерство автора нам это показывает. Увидев эту картину начинаешь сразу ощущать себя на море, где веет легкий ветерок и нежно сияют пушистые облака.

Вариант 5

На картине Рылова «В голубом просторе» изображен морской пейзаж. Мы видим летнее голубое небо. По нему проплывают легкие, пушистые облака. Над бескрайним морским простором летит стая белоснежных лебедей. Стремительный взмах их крыльев навевает мысли о свободе, о бесконечной радости жизни.

На центральном плане данного произведения мы видим море. Синее, с пенными гребнями волн, оно блестит на солнце и волнуется под порывами ветра. Небесное светило присутствует на картине незримо. Однако сразу становится понятно, что оно ярко освещает всю картину – и птиц, и облака, и морские волны.

Вдали, на горизонте виден большой корабль с белыми парусами. На всех парусах, раздуваемых ветром, он мчится к земле. Справа от судна виднеется горная гряда, покрытая снежным покровом. Пики гор цепляются за облака.

Автору удалось вписать в картину столько живых, словно движущихся подробностей и деталей, что зрителю кажется, словно холст оживает под взглядом. Мы словно ощущаем морской воздух и порывы ветра, слышим шум морской стихии и крики птиц, словно становимся участником событий.

На картине изображено небо и море, поэтому цветовая гамма полотна сине-голубая. Все переходы и полутона мастерски вписаны в полотно, вся композиция очень гармонична.

Это интересно: Живописное произведение - картина Игоря Эммануиловича Грабаря « » написанная в 1904 году обладает особой поэзией. Февраль – это месяц борьбы между зимой, не желающей уступать свои права и всего лишь предчувствием приближения весны, ее легким дуновением. Долгим ожиданием пробуждения всей природы после тихого зимнего сна.

Описание картины Аркадия Рылова «В голубом просторе»

История

Аркадий Рылов с молодых лет интересовался темами, связанными с морскими и речными просторами. В частности, он изображал птиц у воды («Чайки», 1910 год). Будучи на Каме, художник написал серию пейзажей, из которых наиболее известно полотно с изображением птиц, летящих над водой - «Лебеди над Камой» (1912 год), которое впоследствии несколько раз им повторялось.

Аркадий Рылов писал картину «В голубом просторе» в 1918 году.

Описание

На картине на фоне голубого неба и белых кучевых облаков изображены лебеди, летящие над тёмно-синей волнистой поверхностью моря.

Легко и свободно летят прекрасные белые птицы на своих огромных крыльях. Они словно купаются в этом пронизанном светом голубом просторе, то свободно паря в воздухе, то изредка взмахивая крыльями. И так же свободно и вольно, спокойно и плавно клубятся в воздухе большие кучевые облака. А внизу, под ними, линии перистых облаков как бы подчеркивают общее направление движения, те горизонтали, на которых строится основа композиции.

Этому спокойному, парящему движению птиц и облаков соответствует также спокойное колыхание небольших синих волн тяжелой океанской воды, легкое, плавное скольжение корабля. На всех парусах он несется по волнам, как птица, словно лишь слегка касаясь поверхности воды. Корабль, также, как и птицы – олицетворение того же свободного, беспрепятственного и бесшумного, летящего движения.

Это ощущение летящего, скользящего движения так захватывает зрителя, он так переживает полет птиц и движение корабля, что ему, как человеку, находящемуся на движущемся предмете, начинает казаться, что движется скалистый берег.

При этом как бы «плывущем» характере изображения оно смотрится весьма устойчивым, а потому само движение становится непрекращающимся, вечным. Композиционное расположение предметов и цветовых пятен создает равновесие композиции и утверждает передний план картины. Движение развивается справа налево, параллельно картинной плоскости. Она подчеркивается и цветом. Общая, голубая с зеленоватым, красочная гамма картины строится по классическому принципу ослабления и усветления цвета в глубину. Небо, синее наверху, держит передний план, и этому соответствует темно-голубой цвет воды внизу с зелеными тенями и белыми барашками. Небо становится голубым ниже и глубже, а к горизонту зеленеет, приобретая справа, над теплым коричневым цветом скал, уже совсем бирюзовый оттенок. Фиолетовые тени на облаках и нижних плоскостях крыльев птиц хорошо подчеркивают их освещенность.

Движение, начинаясь в полете лебедей у правого края картины, развивается по волнистой линии, но, доходя до левого края картины, как бы идет вниз в двух более малых по размерам птицах с тем, чтобы через белый парусник и пятна снега на скалистом берегу возвратиться снова к правому краю внизу картины. Мелкие белые облачка внизу, расположенные параллельно горизонту, как и белые буруны на волнах, связываясь с верхним рядом птиц, подчеркивают горизонтальность композиции.

Не выходящее за пределы картины движение по овалу создаёт ощущение как бы качания в воздухе, выражающего эту песню о безмятежной радости и гармонической свободе. В этом и выявляется тема полотна: как бы погружения в «голубой простор» и птиц, и корабля, и самого зрителя. Берег не просто обозначен силуэтом, но ясно виден – суровый, скалистый, покрытый вечными снегами, указывающий на то, что местом действия является далекий Север. Парусник вызывает ассоциации, связанные с романтикой дальних плаваний, с морскими просторами сурового Севера. То, что именно эта, обычно столь мрачная и бурная, природа сейчас так безмятежно улыбается, еще усиливает чувство гармонии, радости и счастья, которым веет от картины, радости жизни в сочетании со спокойной гармонией с морем и небом. Свободный полет лебедей над морскими просторами пронизан светом и воздухом.

Это пейзаж-симфония, торжественная и радостная, симфония света, голубой лазури. Ощущение вырвавшейся на свободу жизни, радостного рождения светлого, нового мира выразил Рылов в своём пейзаже, пронизанном светом и воздухом…