Сергей Соловьёв: Я вообще в достаточно затруднительном положении перед вами и публикой, очень уж интимная сфера. Я вообще буду говорить только о том, что можно говорить. Надеюсь, вы войдёте в моё положение? Помимо общедоступных вещей, есть вещи, о которых говорить можно, но я не стану этого делать. А ещё, а ещё немало других вещей, о которых просто не хочу говорить, да.

Режиссёр, сценарист, продюсер и народный артист Сергей Соловьёв о себе-то говорит не всегда охотно, не то что о своей третьей супруге Татьяне Друбич, и его вполне можно понять. С Таней Друбич их связывает куда большее, чем простые отношения, которые можно охарактеризовать стандартными словами. Он и она не просто режиссёр и актриса, да, они мужчина и женщина, и даже муж и жена, но… Таня Друбич - это открытие всей его жизни, рок, вещий сон и вдохновение. Открытие это произошло, когда Тане было всего 15 лет, она сыграла по приглашению в фильме Сергея «Сто дней после детства». Тогда ещё подростковая красавица Таня засияла на небосводе маленькой звездой, но не решилась связывать свою жизнь с кинематографом. Вместо роли кинозвезды, Таня примерила на себя белый халат и устремилась в медицинский ВУЗ. После она так и делила себя между двумя любимыми занятиями, и то и дело радовала своих поклонников очередными ролями в кинокартинах своего, уже, мужа Сергея Соловьёва.

Сегодня Татьяне исполняется сорок пять лет, и тот, кто не признаёт её кинозвездой, тот явно ошибается. Таинственная, загадочная, многозначительная, неразгаданная никем до конца, к ней сложно подступиться, а получить интервью ещё сложнее. Поэтому мы решили задать вопросы о ней её мужу, Сергею Соловьёву.

О том, как Таня выбрала профессию

Сергей Соловьёв: Да, это именно я посоветовал Танечке не идти во ВГИК или любой другой актёрско-театрально-киноинститут. Но не стоит думать, что это был простой выбор, тем более что Тане сразу же предложили место в группе Бондарчука, Сергея Фёдоровича. Его «мастерской» как раз не хватало такого юного бриллианта, Таня тогда ещё и школу закончить не успела. Ко мне тогда прибежали её родители и просили совета, как поступить, я тогда и ответил что думаю. А думал я, что Бондарчук, конечно, великая возможность, обрести мастерство, своё направление, но посоветовал, чтобы в таком выборе ему отказали, пусть и с благодарностью. Всё же Таня хотела уйти в медицину, она человек такой. Я и настоял: «Пусть поступает в медицинский». Всё же в этом было рациональное зерно, Татьяна могла заниматься кино и учиться всему уже на практике, на съёмочной площадке. А вот выбора лишать я не собирался, ибо в театральном искусстве есть один бзик, звучит он как «Хочу сыграть...», а дальше приписывает каждое своё. Я не хотел чтобы Татьяна лишалась выбора в жизни. Более того, Таня выросла с тех пор и стала не только профессиональной актрисой, она стала сверхпрофессионалом своего дела, и отсутствие профильного образования ей ничуть не помешало. У неё свой «ВУЗ» был, она снялась в десятке-двух моих фильмах и научилась всему, чему надо. Только не подумайте, что я призываю всех студентов-актёров быстро покинуть «альму матер» и бросаться в омут, у кино много ликов, и какой увидите вы и какой путь выберете - тот и правильный. Любое место в кинематографе важно, вся основная масса ролей должна быть сыграна, вы сможете найти своё. Просто, когда я впервые увидел Таню, я тут же всё понял, она и сейчас тонет в предложениях, но выбирает только те, что её интересуют, и это тоже правильно, она не разменивается.

О Тане, которая делает свой выбор

Сергей Соловьёв: Татьяна шла своим собственным путём, был ли он сложен? Безусловно, просто это её личный правильный путь. Она выбрала актёрское мастерство не как основную работу, в ней достаточно сил и желаний менять ситуацию вокруг себя в ту сторону, которая действительно ей нравится. Она решила, что не будет человеком, которого выбирают. Таня выбрала путь той, которая выбирает сама. И в этом ей действительно помогло то, что у неё есть дополнительное образование, белый халат. Это сделало её поистине независимой, и не только от кино, от моды, от внутрисемейной рутины. И не была она никогда просто моей женой, которую я заставлял сниматься в своих фильмах, не было этого, просто потому что это не для Татьяны Друбич. А медицина - она всегда при ней, она была практикующим врачом, сейчас она занимается бизнесом, тоже связанным с медициной.

31 мая в Михайловском театре пройдет премьерный показ фильма Сергея СОЛОВЬЕВА «Анна Каренина». На пресс-конференции в ИТАР-ТАСС режиссер вместе с исполнительницей главной роли Анны Карениной актрисой Татьяной ДРУБИЧ рассказали о том, как делалась картина.

— Я занимаюсь коммерческим кино не с коммерческого конца, — рассказал Сергей Соловьев. — «Анна Каренина» — первый роман русского серебряного века, а вовсе не повод для бенефиса. Мне претит «попкорновская» эстетика. Когда над зрителем глумятся с помощью спецэффектов, стрелялок и пукалок, это не искусство.
Когда я делал картину, надо мной все время вилась тень величайшего русского художника Михаила Врубеля. Он сделал гениальнейшие иллюстрации к «Анне Карениной». Их мало, но это бесконечно прекрасная страница искусства. Тарковский, которого многие считают эстетствующим барином, тоже делал коммерческое кино. Сейчас его фильмы стоят по 200 тысяч евро.

Из Анны Карениной вышли Цветаева, Ахматова. У меня нет никаких других амбиций, кроме как сохранить не изуродованную, не придуманную русскую историю.

Болезненные потери

На другой день после пресс-конференции скончался народный артист СССР Олег Янковский , исполнивший в картине роль Каренина.
О роли Янковского в создании картины Соловьев сказал:
— Мы начали обсуждать с ним картину еще лет десять назад. Янковский был ее мощным «мотором». Он блистательно сыграл обаяние трагизма Каренина.
На вопрос, какова же основная тема картины? Соловьев ответил:
— Пред нами все время светился феноменальный образ Карениной, сыгранный Татьяной Самойловой. Но повторяться мы не собирались. Анна в исполнении Друбич — другая.
В романе Толстого главное — это любовь Анны к Вронскому. И та страшная цена, которая за нее была заплачена. Драма. Но ведь счастливых любовей не бывает. Мой собственный жизненный опыт лишь подтверждение этому правилу. Но, как видите, мы с Татьяной работаем вместе.

Наша дочь Анна (Анна Соловьева родилась в 1984 году. Ее знаменитые родители расстались в 1989-м. Но теплые дружеские отношения поддерживают. У них теперь есть любимый внучок — Б.К. ) — автор музыки к «Анне Карениной». Она сейчас заканчивает вступительную оркестровую и вокальную сюиту.

Немногословная Друбич

Татьяна Друбич сказала о своем отношении к Карениной:
— Я впервые прочитала роман в пятнадцать лет. Самая интересная Анна Каренина — толстовская. Она самая правильная и точная. Подсмотреть с кого-то, как делать этот образ, невозможно. Анны Карениной хватит надолго и на всех актрис. Ее душа — бездна. Подсмотреть можно только у себя, в своей душе. Самым сложным для меня было Каренину полюбить. Для меня единственная ценность в любви — любить самой. По жизни я человек романтичный, увлекающийся. Не умею просить и отказывать. А счастье понимаю как правильный выбор трех вещей: человека рядом, дела и места, где живешь.

СПРАВКА
В мире насчитывается около тридцати экранизаций «Анны Карениной». Главные роли играли Грета Гарбо, Вивьен Ли, Алла Тарасова, Татьяна Самойлова, Софи Марсо.
Владимир Набоков назвал произведение Льва Толстого «лучшим романом мира».








Татьяна Друбич одна из немногих женщин, которая не живет однообразием. Она мама, бабушка, врач, актриса – казалось бы, несовместимое — совместилось в одном человеке. У Татьяны очень интересная судьба, которой можно даже позавидовать. С юных лет, когда однажды ее будущий муж рассмотрел в ней актрису, жизнь девушки заиграла новыми красками. Правда, первое время роман с Сергеем Соловьевым попахивал уголовным делом, ведь девушка училась всего в восьмом классе, но в суете актерских будней об этом как то не думалось.

Муж Тани души в ней не чаял, а когда появилась их общая дочь Аня – вовсе с рук не спускал обеих. С ранних лет Аннушка была частым гостем съемочных площадок, успела снять собственный фильм, даже некоторое время копила деньги на съемки.

А в это время мама, Татьяна Друбич, кроме воспитания дочери и съемочных дней, была занята получением образование врача и учебой в ординатуре. Сергей был против, чтоб его муза щеголяла в белом халате по поликлинике, возможно расхождение взглядов на дальнейшую жизнь и привело к разводу двух любящих людей.

Да- да, именно любящих! Как утверждает дочь Анна, родители после развода не расставались, поэтому психологических травм у ребенка, бракоразводный процесс не вызвал. Аня была так же окружена любовью и заботой родителей, которые по–прежнему, кроме своей личной жизни, занимались и совместной работой в кино.

Татьяна Друбич в фильме «Десять негритят»

Мама Ане никогда не запрещала искать себя в жизни, и разрешала самой делать выбор в сторону любимого дела, ведь она считала, что здоровье и возраст человека на половину зависит от работы, приносящей удовольствие. Отец тоже был человеком без стереотипов, и считал, что творческая личность и индивидуальность не может учиться хорошо и получать хорошие оценки, это противоречит выбору своего пути в жизни. Анна стала успешным композитором и музыкантом. Три фильма Сергея Соловьева — «2-Асса-2», «Анна Каренина» и «Одноклассники» — получили от Ани музыкальное оформление. Татьяна Друбич конечно считала, что талант штука ненадежная, так как вдохновение непостоянно, и не рекомендовала дочери заниматься музыкой, но отец как-то сказал: «Не слушай ее! Мама — врач и ничего в этом не понимает!».

Татьяна Друбич в фильме «Анна Каренина»

Последней совместной работой пары Друбич-Соловьев стала экранизация Анны Карениной, где Татьяна сыграла главную героиню, ей как никому другому удалось воплотить в жизнь образ утонченной, запутавшейся и очень несчастной женщины, которая бросается под поезд, не видя для себя другого выхода. Фильм уже получил несколько высоких наград, и достоин самых лучших отзывов. Игра Друбич, Янковского, Бойко не поддаются описанию, как, впрочем и высокое качество режиссерской работы.

Как комментирует Татьяна, она давно отказалась от вопроса, какое занятие в ее жизни главное, ведь это все равно, что выбрать, какая из ног главнее, и от какой можно отказаться. В данный момент, Татьяна Друбич мама двух прекрасных дочек и молодая бабушка, которая запомнится всем навсегда как хрупкая и нежная девочка.

Сергей Александрович Соловьев

Те, с которыми я… Татьяна Друбич

© Соловьев С.А., 2017

© Государственный центральный музей кино. Фото, 2017

© ООО ТД «Белый город», дизайн обложки и макет, 2017

От издательства

Мы не случайно начали этот большой проект в 2016 году, объявленном президентом Российской Федерации Годом российского кино. Золотой фонд советского и российского кино является одним из ключевых пластов в нашей истории и культуре. Даже в тяжелые для России времена, в военный период или в сложные годы перестройки, великие артисты, режиссеры, сценаристы, писатели и художники – деятели культуры, которыми так богата наша большая страна, продолжали создавать свои произведения, творить на благо нашей страны.

Коллектив издательства заинтересован в том, чтобы и современная аудитория, и наше будущее поколение могли бы знакомиться с жизнью и творчеством великих людей, которые внесли свой весомый вклад в русскую культуру и искусство.

Одним из ярких представителей кинематографических деятелей является Сергей Александрович Соловьев – не только выдающийся сценарист и кинорежиссер, фильмы которого стали классикой отечественного экрана, но и яркий просветитель-телеведущий, вдумчивый педагог. Наконец, он еще и самобытный «кинематографический писатель», памятливый мемуарист. Его авторский цикл «Те, с которыми я…» для телеканала «Культура» создан с подкупающей искренностью, он пронизан трепетным отношением к выдающимся современникам, с которыми Сергея Соловьева сводила судьба на съемочной площадке и за ее пределами. Его словесные портреты выдающихся мастеров экрана лишены банальных черт, общеизвестных фактов, они согреты неповторимой личностной интонацией автора, который рассказывает о своих коллегах по искусству (в большинстве случаев они являются его друзьями) свободно, раскованно, иронично, но и нежно, с массой ярких деталей и подробностей, которые известны только ему.

На страницах каждой книги этого проекта мы старались передать живую речь Сергея Александровича, отрывки из его диалогов с героями передач, его мысли и воспоминания о моментах, проведенных вместе с ними. Книги написаны ярко и необычно, они как бы пронизаны голосами автора и его героев, погружают читателя в полноценную беседу.

Наши соотечественники за рубежом, которые по стечению различных обстоятельств находятся вдали от своей родины, также любят и помнят прекрасных артистов, на фильмах которых они выросли и которые пересматривают до сих пор. Мы уверены, что этот цикл книг будет востребован у наших соотечественников, у молодого поколения, проживающего в разных странах, которые (что вполне возможно) про некоторых деятелей культуры и искусства могут узнать впервые из этого проекта.

В следующих книгах серии будут представлены и другие яркие представители своей творческой профессии: Алексей Баталов, Михаил Жванецкий, Олег Янковский, Юрий Соломин, Исаак Шварц, Марлен Хуциев и многие-многие другие.

Мы надеемся, что эти блестяще написанные книги сохранят память обо всех ныне живущих и тех, кто, к сожалению, уже ушел в другой мир. Память об этих людях – наше бесценное духовное наследие и богатство.

Сергей Соловьев о Татьяне Друбич

С нитью жемчуга сравнила я свою жизнь.

Порвется – пускай, ведь с годами ослабну, не удержу своих тайн.

Принцесса Сёкуси, вторая половина XII века.

«С нитью жемчуга… Порвется – пускай, ведь с годами ослабну, не удержу своих тайн»… Вот, наверное, если говорить о том, что есть такая мощная традиция в честь женщин слагать стихи, то, я думаю, удачнее, чем это сочинение древней японской принцессы Сёкуси, нет. Удачнее про Таню Друбич никак не скажешь.

Мы с ней познакомились давно, где-то в начале 70-х годов. Я начинал «Сто дней после детства», и ассистентка наша притащила чуть ли не на третий или на четвертый день Таню на какой-то массированный подростковый кастинг по картине. Там были сотни, сотни людей. И среди этих сотен сидела в углу мрачная такая девочка. Была то ли зима, то ли осень – исключительно противная погода. И сидела девочка в черных рейтузах с вытянутыми коленками и смотрела куда-то в сторону, как бы вообще не интересуясь процессом кастинга. Дошла до нее очередь. Я говорю: «Как тебя зовут?» Она говорит: «Меня – Таня Друбич». Я говорю: «Сколько тебе лет?» Она говорит: «Ну, мне сейчас тринадцать, но скоро будет четырнадцать.» Я говорю: «Ты хочешь сниматься в кино?» Она говорит: «Нет, я не хочу сниматься в кино». Это был такой удивительный ответ, потому что все эти сотни кастингующихся детей очень даже хотели сниматься в кино. Я говорю: «А почему это ты не хочешь сниматься?» Она говорит: «Да я уже снималась в кино». И я говорю: «Где?» Она говорит: «На студии Горького, у режиссера Инны Туманян. В кинофильме "Пятнадцатая весна" я играла главную роль. И музыку там писал Таривердиев».

Вот с этого и началось наше с Таней знакомство, которое тут же и закончилось. Во-первых, меня очень обидело, что ей не хочется сниматься в кино. Всем хочется, а ей не хочется. Это мне не нравилось. А во-вторых, когда мы еще работали над сценарием, я имел в виду очень ясный женский облик, который мне необходим для того, чтобы получилась картина «Сто дней после детства».

Сто дней после детства

Мне нужна была молодая Ира Купченко. А так как я тогда был совершенно ошеломлен картиной Кончаловского «Дворянское гнездо», где очень молодая, но все-таки недостаточно молодая для «Ста дней после детства» Ира Купченко играла Лизу Калитину. И вот то, что она делала у Андрона, было полно немыслимого очарования юной женственности. Того, что я никак не мог вытрясти у себя из головы. И Таня никак, ну никак не подходила к этому облику. Но всей группе она очень понравилась. И все стали шумно говорить: «Ты что, с ума сошел? Вон она пришла – Ерголина! То, что нам нужно! Давай бери ее, бери скорей, хватай! Закрываем все кастинги». Я говорю: «Не, не, не, ребят… Это пусть судьба решит». Как говорит там Фуриков в картине «Сто дней после детства», вытаскивая из шляпы, кого кому играть в спектакле по драме Лермонтова «Маскарад»: «Пусть судьба решит». А все закричали: «Как, как? Она уже решила. Хватай ее, хватай ее, скорей, скорей бери». Но я был очень принципиальный молодой кинематографический автор, и я сказал: «Давайте, ребят, кончайте базар. Хватит облегчать себе жизнь любыми способами. Ищите то, чего я сказал. Ищите молодую Купченко». И поиск этот продолжался до каких-то безумных времен. Мы уже начали снимать картину. Я, не желая этого делать, утвердил Таню, просто поддавшись уговорам съемочной группы и, в частности, благодаря совершенно замечательной пробе. Ее сделали без меня художник по костюмам – замечательного вкуса и художественной одаренности женщина – Мила Кусакова и оператор Леонид Иванович Калашников. Они сняли пробу Тани в венке. Это все было без меня, все это без меня. Они хотели, чтобы на меня это произвело, наконец, впечатление.

Сто дней после детства

Но на меня впечатления ничего не производило, кроме Купченко в фильме «Дворянское гнездо». И вот мы уже снимали картину, и Таня уже приехала в Калугу вместе с мамой и бабушкой. И я ее не снимал. Месяц мы снимали, а я ее не снимал. Снимал всех, кроме Тани. И больше того, я еще придумал совершенно адскую вещь. Мы очень активно снимали все эпизоды. И картина уже как бы двигалась сама по себе. Она уже сама снималась. А Таню я так и не снимал. Потому что, конечно же, временами профессия режиссера – подлая. Потому что я дал тайное распоряжение параллельно с нашими съемками в Калуге, чтобы в Москве мои ассистенты продолжали искать молодую Купченко. И вот однажды, это было в день моего рождения – мне исполнилось тогда тридцать лет. Мы поехали. Уже все было снято без Тани. Дальше нужно было снимать Таню или останавливать картину. И я в отчаянии поехал с Таней на декорацию купальни. И на декорации купальни мы начали снимать самую трудную сцену картины – финальное объяснение героини Лены Ерголиной с несчастным Митей Лопухиным, так искренне, так преданно, так нежно влюбленным в эту самую Лену Ерголину.

7 июня отметит юбилей . К этой дате телеканал «Россия К» приурочил показ художественного фильма «Избранные» (6 июня) и премьерной авторской программы Сергея Соловьева «Татьяна Друбич» (6 июня) из цикла «Те, с которыми я».

Вся кинокарьера актрисы Татьяны Друбич - это цепь случайных, порой сложных и непонятных совпадений. Сама она никогда не планировала становиться актрисой, за нее все решили случай и - Сергей Соловьев.

Именно об этом рассказывает режиссер в новом фильме из своего авторского цикла «Те, с которыми я...», а кроме того - делится со зрителями своими режиссерскими и человеческими наблюдениями над самобытной личностью Татьяны Друбич.

«Я начинал «Сто дней после детства», и моя ассистентка на третий или четвертый день притащила Таню на подростковый кастинг.

Там были сотни детей, среди которых сидела в углу такая мрачная девочка. Она была в черных рейтузах с вытянутыми коленками и смотрела в сторону, совсем не интересуясь происходящим, - вспоминает Соловьев. - Она еще сказала мне, что сниматься ей неинтересно. Я слегка обиделся, силком мы никого не тащили. Впрочем, впечатления эта девочка на меня все равно не произвела».

Еще во время работы над сценарием Сергей Соловьев ясно представлял себе облик исполнительницы главной роли.

Фото: Итар-Тасс

«Мне нужна была молодая Ира Купченко. Я тогда был совершенно ошеломлен картиной Кончаловского «Дворянское гнездо», где Купченко играла Лизу Калитину. И Таня никак не подходила к этому образу». В отличие от режиссера всей съемочной группе юная Друбич понравилась. Подходило время съемок. Никаких других кандидатур, кроме Тани, на роль Лены Ерголиной не было. Судьба распорядилась Таню снимать! «Мы начали снимать с самой трудной сцены. Но тут внезапно потемнело, потом полил дождь. Все разбежались по автобусам, а мы с Таней остались вдвоем на декорации купальни. И мы сидели часа полтора, наверное. Сидели и ничего вообще-то не говорили друг другу, но когда дождь закончился и мы вышли, у меня было ощущение, что мы знакомы лет сто, что она мне очень близкий человек, которого я хорошо понимаю.

Я понял, что Таня имеет ко мне огромное отношение и именно сейчас. Я тогда еще не знал и не подозревал, что ощущение это продлится практически целую жизнь».

Маленькая симпатия, возникшая на декорации купальни, переросла в большое чувство. Большое чувство привело к тому, что в кинематографе родился новый дуэт - вместе Друбич и Соловьев работали над созданием картин «Спасатель», «Наследница по прямой», «Избранные», «Асса», «Черная роза эмблема печали, красная роза эмблема любви», «Анна Каренина» и другими. Долгое время считалось, что Татьяна Друбич снимается только в картинах Соловьева, хотя она сыграла целый ряд ролей в фильмах таких прекрасных режиссеров, как Павел Чухрай, Роман Балаян, Иван Дыховичный, Станислав Говорухин, Эльдар Рязанов.

В программе о Татьяне Друбич расскажут Юрий Соломин, Станислав Говорухин, Юрий Башмет, Вадим Юсов, Рената Литвинова, Анна Соловьева (дочь Татьяны Друбич и Сергея Соловьева).


Фото: Итар-Тасс

Использованы фрагменты из фильмов с участием актрисы, фото- и видеоматериалы из личного архива Сергея Соловьева.