ВЕРА МИХАЙЛОВНА ИНБЕР

СЕДАЯ САНДРИЛЬОНА: СТАЛИНСКАЯ ПРЕМИЯ ДЛЯ ПЛЕМЯННИЦЫ ТРОЦКОГО

Мужество так же заразительно, как и трусость.

Были ли ленинградцы героями? Не только ими: они были мучениками...

Приехала в Ленинград последним поездом перед началом блокады, вместе со своим мужем врачом Ильей Давыдовичем Страшуном. Вела патриотическую работу в воинских частях и среди населения города, выступала на радио. Защитникам Ленинграда посвящены сборник «Пулковский меридиан», книга очерков «Почти три года (Ленинградский дневник)», цикл рассказов о ленинградских детях, «Страницы дней перебирая…:». Награждена Сталинской премией. После войны работала в правлениях Союзов писателей СССР и РСФСР.

Стихи - это найденная формула

Веселая и озорная одесская поэтесса блестяще писала о парижской моде, в которой разбиралась не понаслышке после своих путешествий по Европе. Она учила дам одеваться и быть современными. Писала тонкие стихи в стиле акмеистов и вместе с тем забавные куплеты про грумма Вилли и девушку из Нагасаки:

Он юнга, родина его — Марсель,
Он обожает ссоры, брань и драки,
Он курит трубку, пьет крепчайший эль
И любит девушку из Нагасаки.

У ней такая маленькая грудь,
На ней татуированные знаки…
Но вот уходит юнга в дальний путь,
Расставшись с девушкой из Нагасаки…

Приехал он. Спешит, едва дыша,
И узнаёт, что господин во фраке
Однажды вечером, наевшись гашиша,
Зарезал девушку из Нагасаки.

Она и сама не знала, что это ее стихотворене ушло в народ и стало любимой песней не только в блатной Одессе, но и во всех лагерях ее родины (Евгений Голубовский «Открытый перелом судьбы").

Предполагают ее авторство и у других песен, в том числе песни о драке в Кейптаунском порту, где "С какао на борту "Жаннета" тировала такелаж..." - Про другой груз какао напишет точно она. «Вся команда катера была ранена, везли ценный груз. Но рулевой еще мог управлять. И довез все благополучно. Я спросила: «Что это был за груз?» Моряк ответил: «Какао и шоколад для ленинградских детей».

Вера Шпенцер (по фамилии первого мужа Инбер) родилась 10 июля 1890 года в Одессе. Единственная дочь известного одесского издателя Моисея Шпенцера и директрисы гимназии, учительницы русского языка и литературы Фанни Соломоновны. По поводу родства с Троцким версии противоречивы. Но Лев Троцкий оставил воспоминания, в которых сам пишет о том, что его матери Шпенцер приходился племянником, то есть ему самому - двоюродным братом. Лев Троцкий поступает в Одесскую гимназию в 1888 году в 10-летнем возрасте и живет в эти годы в семье Шпенцеров. Моисею Шпенцеру было тогда уже около 30 лет, как раз в это время и родилась его дочь Верочка. Встречам с высокопоставленным родственником в Кремле Вера даже посвятила стихи.

При свете ламп - зеленом свете -

Обычно на исходе дня,

В шестиколонном кабинете

Вы принимаете меня.

Затянут пол сукном червонным,

И, точно пушки на скале,

Четыре грозных телефона

Блестят на письменном столе...

Налево окна, а направо,
В междуколонной пустоте,
Висят соседние державы,
Распластанные на холсте.

И величавей, чем другие,
В кольце своих морей и гор,
Висит Советская Россия
Величиной с большой ковер.

А мы беседуем. И эти
Беседы медленно текут,
Покуда маятник отметит
Пятнадцать бронзовых минут.

И часовому донесенью
Я повинуюсь как солдат
Вы говорите "В воскресенье
Я вас увидеть буду рад"

И наклонившись над декретом,

И лоб рукою затеня,

Вы забываете об этом,

Как будто не было меня”.

С первым мужем, известным журналистом и литературным критиком Натаном Инбером она на несколько лет уезжала за границу. В Париже издала первую книжку стихов "Молодое вино". Затем вышли ее книги "Горькая услада" и "Бренные слова". После поездки в Константинополь Вера Инбер с 2-летней дочерью вернулась, а ее муж остался в эмиграции. В России в это время ее родственник Лев Троцкий делает революцию. Этот козырь она не собиралась упускать. Впоследствии у отца Натана Инбера во Франции долгое время будет жить их дочь Жанна, которая вернется в Россию к матери совершенной француженкой.

«Если первые двадцать с небольшим лет ее жизни определялись положением единственной дочери, то последующие пятьдесят — родством с «врагом народа» №1. О годах ее юности можно сказать — искусство жить, о зрелых — искусство выживать» (Алена Яворская).

Поэт Александр Биск вспоминал: «Дом Инберов (в Одессе) был своего рода филиалом Литературки (литературного общества). И там всегда бывали Толстые, Волошин и другие приезжие гости. Там царила Вера, которая читала за ужином свои жеманные, очень женственные стихи» . Она была очень маленького роста (полтора метра с каблуками), но даже это она ввела в моду".

Октябрьские и последующие за ними события заставили многих оставлять столичную жизнь и стекаться в солнечную беззаботную Одессу, из которой, при случае, можно было бежать за границу. Упоминает Одессу Бунин в "Окаянных днях" (январская запись 1918 года): "Был вчера на собрании "Среды". Много было молодых. Маяковский держался вполне пристойно... Читали Эренбург, Вера Инбер..." Стихи Веры Инбер тех дет говорили о рождении нового имени в литературе и поэзии. В начале века критики писали наравне о стихах Ахматовой и Инбер, это символично, если считать Ахматову камертоном поэзии XX века.

«Культурная жизнь в Одессе не замирала, - пишет Владимир Купченко в своей книге «Максимилиан Волошин в Одессе», - Выходило 20 газет! Афиши сообщали о концертах Иды Кремер, А.Вертинского, Н.Плевицкой, Леонида Утесова. Иван Поддубный выступал в цирке Труцци. Кружок поэтов «Зеленая лампа» объединял поэтов Аделину Адамес, Эдуарда Багрицкого, Александра Биска, Леонида Гроссмана, Веру Инбер, Валентина Катаева, Юрия Олешу, Зинаиду Шишову. Это были местные поэты. Из приезжих в Одессе находилитсь: Иван Бунин, Дон-Аминадо, Влас Дорошевич, Наталья Крандиевская-Толстая, Алексей Толстой, Тэффи, Татьяна Щепкина-Куперник. А еще профессора, художники, адвокаты, журналисты…» Именно из одесской литературы вышли самые яркие советские писатели и поэты - Ильф и Петров, Валентин Катаев, Юрий Олеша, Бабель, Багрицкий..

Впоследствии пути поэтесс пересекались и в столицах. Наталья Крандиевская-Толстая отметила в своих воспоминаниях открытие нового литературного кафе "Трилистник" на Кузнецком мосту в Москве. На помосте между столиками выступали поэты - Эренбург, Вера Инбер, Владислав Ходасевич, Марина Цветаева, Амари (Цетлин), Борис Зайцев, Андрей Соболь, Осоргин, Шмелев. Выступали там и Алексей Толсой, и Наталья Крандиевская.

Вера Инбер, в свою очередь, в статье «Каким мне запомнился Алексей Толстой», написанной в 1955 году, рассказала о знакомстве с ним в 1918 году. О том, как переехала в дом, где жили Толстые и поселилась на соседнем этаже. "Толстые «взяли шефство» надо мной, приехавшей в Москву совсем недавно. С Толстыми я начала бывать в уже догорающих литературных салонах и в недавно рожденных кафе, где выступали прозаики и поэты…»

Поэтесса долгое время принадлежит Литературному цеху конструктивистов, возглавляемому Сельвинским. В качестве журналистки много ездит по стране и за рубежом. Ее много печатают. В 1927 году принимает участие в написании коллективного романа "Большие пожары", который печатается в журнале "Огонек".

Наконец, наступил момент, когда родство с Троцким из плюса превратилось в смертельную опасность. После высылки Троцкого и объявления войны "троцкизму" его родственникам не поздоровилось в первую очередь. Уничтожены были все. Уцелела одна Вера Инбер. Более того, ей удалось сделать блестящую партийную карьеру. После пережитого страха так легко, заразительно и поэтично она больше никогда писать не будет. Исследователи советсой литературы по сей день задаются вопросом - почему же Сталин ее не тронул? Так или иначе, но образ салоной поэтессы остается в прошлом и его место занимает бескромиссная литературная комиссарша, как ее назовет Евгений Евтушенко.

Поэт Биск писал в конце 1940-х в Америке: «Вера Инбер стала большим человеком в Советской России. Справедливость требует признать, что она сумела найти приемлемый не подхалимский тон в своих произведениях». Но это не совсем так. Сохранились свидетельства о публичном отречении ее от Троцкого, чем она продемонстрировала пример единственно возможного отношения к врагам народа. Награждена орденом. В будущем она будет негодующе осуждать всех неугодных власти писателей и поэтов. В конце концов она станет недосягаемой для несчастий, тех, которые зависят от человеческой воли. Но от рока судьбы уйти не удалось - она переживет своего внука, умершего в эвакуации, мужа и единственную дочь.

Писателей, поэтов и членов их семей отправляли в эвакуацию в Чистополь. Туда же должа была отправиться и Инбер. Но, позаботившись о дочери с полугодовалым внуком, сама Инбер едет вместе с мужем, профессором Страшуном, которого направляют в Ленинград на работу. На территории личного мужества лицом к лицу с врагом эта маленька женщина ничего не боялась. Статус мужа, личный автомобиль, собственные заслуги перед партией обеспечивали больший шанс на выживание, чем у многих других, но в блокадном Ленинграде не было безопасных мест и кашу, неосторожно вывернутую на угли, приходилось есть с пеплом.

Вера Инбер написала в блокадном Ленинграде поэму "Пулковский меридиан", читала ее по радио, на заводах, в лютые морозы ездила на фронт по в воинским частям, на военные корабли. Патриотические выступления маленькой, очень энергичной женщины поддерживали дух блокадных ленинградцев. Ее сравнивали с "Седьмой" Шостаковича, стихами Ольги Берггольц, она стала частью истории блокадного Ленинграда.

Обидно было бы умереть сейчас, когда так хочется жить.

Никогда не забыть мне Ленинграда, всех его обличий.

Если только останусь жить, еще много напишу о нем.

Приехала в Ленинград поэтесса со своим мужем Ильей Давыдовичем Страшуном, назначенным директором 1 Медицинского института едва ли не последним поездом Москва-Ленинград. Первый день в Ленинграде - 24 августа 1941 г., на следующий день после их приезда Мга взята немцами.

Слово Вере Кетлинской: «В один из августовских дней… дверь кабинета раскрылась и на пороге остановилась маленькая, изящная женщина в светлом пальто колоколом, в кокетливой шляпке, из-под которой выбивались кудряшки седеющих волос.

- Здравствуйте! Я - Вера Инбер, - жизнерадостно произнесла она и протопала через комнату на высоких, звонких каблучках, - …Пришла, как полагается встать на учет, мы с мужем переехали жить в Ленинград. Не знаю, надолго ли, но по крайней мере до весны.

Все онемели от удивления. Что это, святое неведение? Фашистские армии обложили город, его судьба будет решаться, быть может, на улицах… Видимо, это все надо сообщить беспечной поэтессе? Малоприятную обязанность, не сговариваясь, предоставили мне - кабинет быстро опустел. Я приступила к нелегкому объяснению…

- Все знаю, - перебила Вера Михайловна, - мы ведь проскочили через Мгу последним поездом! Но, понимаете, мужу предоставили выбор - начальником госпиталя в Архангельск или в Ленинград. Мы подумали и решили: дочка с внуком эвакуирована, а мне, поэту, во время войны нужно быть в центре событий. В Ленинграде, конечно, будет гораздо интересней.

- Но…

- Все понимаю. Но, во-первых, я верю, что Ленинград не отдадут, а во-вторых… Ну, мы ведь не молодые, пожили, а спасаться в тыл как-то стыдно.
Так появилась в нашем небольшом отряде ленинградских писателей-горожан Вера Инбер…»

Вера Инбер ведет дневник, который позже будет издан под названием "Почти три года". В нем мало размышлений или оценок, это почти сводка: перечень событий, свидетельницей которых она стала, - налеты, бомбежки, описание поездок на фронт, бытовые мелочи, описание своей работы, творческих планов, фронтовые сводки. Сегодня, по прошествии многих лет его все так же интересно читать.

Среди записей такие:
"27 января 1942. Сегодня Мишеньке исполнился год".
"19 февраля 1942. Получила письмо дочери, отправленное еще в декабре, из которого узнала о смерти внука, не дожившего до года. Переложила погремушку, напоминающую о внуке, в письменный стол".

Поэтесса постоянно работает, не позволяя себе отдыхать - "Нельзя давать ослабеть хоть в какой-то мере душевному напряжению. Это трудно - всегда быть натянутой, но это нужно. От этого зависит все. И работа, и успех, и оправдание жизни в Ленинграде. А мне нужно это оправдание. Я ведь заплатила за Ленинград жизнью Жанниного ребенка. Это я твердо знаю (3 июня 1942 года)".

О том, как пришло название "Пулковский меридиан" Инбер пишет: "Это необычайная удача, что Пулковский меридиан проходит через Ботанический сад (Вера Инбер живет напротив него во время блокады). Я то ведь не знала этого. Узнала случайно от Успенского. А для меня это страшно важно... Я пришла бы, конечно, к меридиану, но кружным путем, а тут - прямой".


Главное здание Первого медицинского института (ул.Льва Толстого, 6), директором которого в 1941-43 гг был Илья Давыдович Страшун, муж Веры Инбер.

Одна из первых записей в ленинградском дневнике Веры Инбер «Почти три года» (26 августа 1941 г. ) - о ее квартире: «Наша квартира на Песочной, на пятом этаже, - высокая, светлая, полупустая. Только книжные полки и тарелки на стенах в изобилии. Неувядаемые елисаветинские и екатерининские розы, николаевский, синий с золотом орнамент. Серо-белый фаянс. Хрупкое хозяйство. Куда с ним сейчас?!

Окна спальни и балкон выходит на Ботанический сад. Хотя еще жарко, но какие-то деревья уже готовятся к осени: вырядились во все золотое и алое. А что еще будет в сентябре! С балкона хорошо видна громадная пальмовая оранжерея, вся из стекла. Народу в саду мало. Я еще не была там ни разу. Пойдем в воскресенье..."

9 сентября 1941 года . «Днем, как обычно, было несколько тревог, но мы все же решили пойти в Музкомедию, на «Летучую мышь»… В антракте между первым и вторым действием началась очередная тревога. В фойе вышел администратор и тем же тоном, каким, вероятно, сообщал о замене исполнителя по болезни, внятно произнес: «Просьба к гражданам стать как можно ближе к стенам, поскольку здесь (он указал рукой на громадный пролет потолка) нет перекрытий». Мы повиновались и стояли у стен минут сорок. Где-то вдали били зенитки. После отбоя спектакль продолжался, хотя и в убыстренном темпе: были опущены второстепенные арии и дуэты…. Когда машина обогнула площадь, внезапно нам открылись черные клубящиеся горы дыма, подсвеченные снизу пламенем. Все это громоздилось в небе, взбухало, пускало страшные завитки и отроги. Ковров (шофер) повернулся и сказал глухо: «Немец бомбы бросил и поджег продовольственные склады». …Дома долго стояли на балконе, все смотрели на горящие Бадаевские склады. В одиннадцать легли спать. Но в два часа ночи пришлось (первый раз в Ленинграде) спуститься в убежище. ..»

Уже 17 сентября переехали в институт «на казарменное положение». «Наша комната очень мала: письменный стол у окна, две железные кровати, этажерка, кресло и два стула. Для умывания приходится вносить табурет и таз. По стенам - портреты ученых. В комнате - круглая железная печка. За окном - могучие тополя. Мы внушили себе, что они защитят нас от осколков. Да и сама комната хорошо расположена. В глубине буквы «П», между крыльями дома…» Но в городе уже не было безопасных мест.

Одна из бомб попадет зимой в пальмовую оранжерею - пальмы погибнут от холода уже к утру. Медсестрам в белых халатах запретят перебегать по двору (сентябрь 1941). Раненый пленный немец, придя в себя, истерично требует перевести его отсюда. Его успокаивают - это госпиталь. Оказывается, его пугает именно это - немецкие летчики стараются бомбить их в первую очередь. Больница, при которой Вера Инбер прожила всю блокаду в списке военных объектов, в первую очередь подлежащих уничтожению, - значилась под номером 89. Перед глазами Веры Инбер во время блокады проходит жизнь института, ставшего военным госпиталем, в который свозили раненых горожан и бойцов.

В пролет меж двух больничных корпусов,

В листву, в деревья золотого тона,

Упала утром бомба, весом в тонну.

Упала, не взорвавшись: был металл

Добрей того, кто смерть сюда метал.

Здесь госпиталь. Больница. Лазарет.

Здесь красный крест и белые халаты,

Здесь воздух состраданием согрет…

В.Инбер у разрушенного дома на ул.Льва Толстого, апрель 1942 (наверное где-то здесь выдавали "мервишель", упомянутую в стихах Крандиевской). Фотограф В.Капустин

12 февраля 1942 «Вид города ужасен. Встретила шесть или семь мертвецов на салазках. (В «Слове о полку Игореве» есть «смертные сани». А у нас салазки. Два или три были в гробах… Город без птиц, хотя сегодня на Неве какие-то три птицы, не то вороны, не то галки, прыгали по льду, пили воду. Раннее, раннее предчувствие весны». 5 августа 1942 г. «Вообще у меня такое ощущение, что, только пока я работаю, со мной не может случиться ничего дурного».

Пока я работаю - пуля меня не возьмет.

Пока я работаю - сердце мое не замрет.

16 сентября 1942 года «От имени всего цеха мальчик поблагодарил меня. Я спросила его: любит ли он стихи? Он помолчал, потом ответил: «Так ведь это же не стихи. Это правда…»

Холодный, цвета стали,

Суровый горизонт...

Трамвай идет к заставе,

Трамвай идет на фронт.

Фанера вместо стекол,

Но это ничего,

И граждане потоком

Вливаются в него.


Поэтесса пишет о городе, домах, скульптуре не меньше, чем о людях. В Ленинграде невозможно не писать о красоте города.

Он все такой же, как и до войны,

Он очень мало изменился внешне.

Но, вглядываясь, видишь: он не прежний,

Не все дома по-прежнему стройны.

Они в закатный этот час осенний

Стоят, как люди после потрясений…

Осколок у подъезда изувечил

Кариатиды мраморную грудь.

Страдания легли на эти плечи

Тяжелым грузом - их не разогнуть.

Но все же, как поддержка и защита,

По-прежнему стоит кариатида…

28 декабря 1943 года «И.Д. ушел в город по делам до вечера, и это очень волнует меня. Мы повздорили перед уходом и не простились. А в Ленинграде нельзя расставаться, не прощаясь.

И Муза, на сияние лампадки

Притянутая нитью лучевой,

Являлась ночью, под сирены вой,

В исхлестанной ветрами плащ-палптке,

С блистанием волос под капюшоном,

С рукой, карандашом вооруженной…

Она шептала пишущим: «Дружок,

Не бойся, я с тобой перезимую».

Чтобы согреть симфонию Седьмую,

Дыханьем раздувала очажок…

Вера Инбер много выступает со своими стихами - на фабриках, заводах, перед бойцами на фронте. Она пересекала Ладожское озеро, летала в Москву, в другие города. Ее везде принимали очень тепло - она была вестником блокадного города. 24 июля 1942 года «На моем вечере народу было множество: пришли все наши чистопольцы. Точнее москвичи, собранные здесь войной. В президиуме: Исаковский, Пастернак, Сельвинский, Асеев. Необычно все это было. Я очень волновалась, но не так как всегда, а иным, более глубоким, более… как бы это сказать… ответственным волнением… В каком-то смысле я выступала здесь от имени Ленинграда. Все ждали от меня именно этого..»

В Чистополе во время эвакуации жила дочь Веры Инбер - Жанна Гаузнер, по фамилии первого мужа, тоже писательница и переводчица. C 1925 по 1932 она жила у отца в Париже. Я не нашла определенных данных на этот счет, но, возможно, отъезд 13-летней дочери Инбер не случаен. Хотя Троцкий выслан из страны в 1927 году, после смерти Ленина в 1924 году противостояние между Сталиным и Троцким было очевидным. Возможно, Вера Инбер таким образом пыталась уберечь дочь от опасностей. После возвращения в Москву к матери Жанна поступает в Литературный институт. Жанна Гаузнер была одной из последних, кто общался с Мариной Цветаевой в эвакуации - (Наталья Громова. Странники войны. Воспоминания детей писателей). Умерла от болезни печени в 1962 году.

Узнав о прорыве блокады поэтесса азартно начинает строить планы. Одна из последних записей: «Мои волосы цвета пепла. Это седая Сандрильона. Но она хочет на бал. И, возможно, поедет».


Здание Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии, бывший особняк Трусевича, прозванный "таблеткой" на углу Аптекарского пр. и профессора Попова (до 1940 г.- улица Песочная). Архитектор А.Оль, построен в 1911-1912 гг. В нем во время блокады жила поэтесса Вера Инбер.

Из дневника Веры Инбер: Дом, где мы живем, занят Фармацевтическим институтом. Рядом с нами, за стеной, общежитие студенток. Здесь же, совсем близко, перейти только речку Карповку, - Первый медицинский институт и его «клиническая база» - бывшая Петропавловская больница, а теперь больница имени Эрисмана…Больница его имени и Первый медицинский институт - это целый городок: множество больших и мелких корпусов среди прекрасных старых деревьев времен еще «архиерейской рощи». Когда-то здесь было архиерейское подворье, и еще раньше - в эпоху основания Петербурга - мыза Феофана Прокоповича. Места, богатые воспоминаниями».

По сохранившемуся в стенах медицинского университета преданию - памятник медикам, погибшим в годы войны, установлен на том самом месте, куда упала невзорвавшаяся бомба во время блокады Ленинграда

Л. В. Крючковв информационном бюллетене Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии «Аптекарский проспект» N 1-2 (36-37) (23 февраля 2001) с радостью пишет об обнаружении в дневнике Инбер строк о квартире в ЛХФИ: «Какая это Песчаная, думаю, не Песочная ли?... Боже мой! Ведь этот вид знаком всем, кто работает и учится в доме на углу Аптекарского и Попова. Дальнейший текст бесценен — он вводит нас в те блокадные дни, которые пережили не все, в атмосферу, которая царила в стенах того дома, который мы знаем не хуже, чем свой собственный, с которым мы срослись и душой и телом. К которому мы (муравьи наоборот) каждое утро, когда еще темно, упорно стремимся из разных концов города, и который с такой неохотой покидаем, когда за окном уже нет дневного света…» Из дневников бережно выбраны все отрывки, связанные с жизнью института, предполагается включить фрагменты этих записей в подготавливаемую кафедрой гуманитарных наук историю СПХФА. В интернете, правда, подробной блокадной истории СПХВА мне найти не удалось.

Разве не удивительно, что построил это здание архитектор А.Оль, который жил и встретил начало войны в доме Бенуа, где жила и Н.Крандиевская, он же построил дом-коммуну "Слеза социализма" на нынешней Рубинштейна для Ольги Берггольц - то есть связан с 3 поэтессами из 5. Воистину дома подобны людям. Еще один знаменитый дом, обязанный ему своим архитектурным решением - здание ОГПУ-НКВД на Литейном,4.

Как кто-сказал, личное и политическое мужество - разные вещи. Вера Инбер была личностью сильной даже в то время, когда писала свои изящные юношеские стихи. Маленькая женщина, сражавшаяся с чудовищным маховиком государственных репрессий один на один - думала ли она, что жертвует поэтическим даром? Да и была ли жертва - новое время, другие песни. Вспомнилась ахматовская молитва 1915 - об отречении от таинственного песенного дара. Жертва Ахматовой не была принята.

Многие не простили Вере Инбер верноподданического стиля и преданности власти. Может быть и простили бы за ранние стихи и за блокаду, если бы не участие в травле неугодных власти поэтов и писателей. Самые непримиримые слова о ней написаны Еленой Куракиной: «… злобно мстила за утрату дара талантливым поэтам - Дмитрию Кедрину, Иосифу Бродскому, даже Семену Кирсанову. Ее голос был не последним в своре, травившей поэтов. Наверное, и другим. Память этой мести хранят протоколы в архиве СП СССР. И книги - пустые, гладкие, никакие, написанные никаким автором, который, может, родился и жил в Одессе, но на нем это никак не отразилось…»

Уже в поздние годы жизни Ахматовой будет присуждена премия лучшего поэта века. Кто-то из чиновников будет уговаривать ее не ехать, чтобы от ее имени представительство вела Инбер. Ахматова скажет: "Вера Михайловна Инбер может представительствовать от моего имени только в преисподней". Вера Инбер, выступая против Пастернака, Лидии Чуковской, поддерживающая гонения поэтов после войны в связи с Постановлением о журналах "Звезда" и "Ленинград", была по другую сторону баррикад.

По сохранившейся многолетней привычке вести дневник Вера Инбер добавила в него еще несколько строк: "Бог меня жестоко покарал. Пропорхала молодость, улетучилась зрелость, она прошла безмятежно, путешествовала, любила, меня любили, встречи были вишнево-сиреневые, горячие как крымское солнце. Старость надвинулась беспощадная, ужасающе-скрипучая..." Вера Инбер умерла в ноябре 1972 года, пережив мужа, дочь и внука.

Как тяжко жить зимой на свете сиром,

Как тяжко видеть сны,

Что мухи белые владеют миром,

А мы побеждены.

P.S. Колоритной одесситке с характером не раз доставалось от острой на язык писательской братии. Пародист Александр Архангельский посвятил пэтессе эпиграмму: У Инбер - детское сопрано, уютный жест. Но эта хрупкая Диана и тигра съест". Корней Чуковский вспоминал (Вера Имбер тоже жила на даче в Переделкино) слова ее садовника: "Сам Верэнбер - хороший мужик. Душевный. Но жена у него... не дай Боже!!" Чуковский, кстати, тоже был одесситом. Верэнбером садовник называл ее мужа, академика Илью Страшуна, которому иной раз нелегко приходилось с властной женой. Она усадила его на строгую диету, а когда академик начинал бунтовать и требовать расширения рациона - Вера Инбер пресекала всякое сопротивление. Прямо-таки прототип Маргариты Павловны из "Покровских ворот"... Точнее, прототип Людочки в молодости, с возрастом превратившийся в прототип Маргариты Павловны Хотя поэтесса писала о том, что ее именем улицу не назовут - в Одессе не только есть улица Веры Инбер, но в городе очень бережно сохраняется память об этой незаурядной женщине, поэтессе и писательнице.

Биография

Вера Инбер родилась а в Одессе. Её отец Моисей (Моня) Филиппович (Липович) Шпенцер был владельцем типографии и одним из руководителей научного издательства «Матезис» (1904-1925). Мать её, Фанни Соломоновна Шпенцер (Бронштейн), двоюродная сестра Л. Д. Троцкого, была учительницей русского языка и заведующей казённым еврейским девичьим училищем.

В их семье жил и воспитывался Лев Троцкий в пору своей учёбы в Одессе в 1889-1895 годах.

Вера Инбер краткое время посещала историко-филологический факультет на одесских Высших женских курсах. Первая публикация появилась в одесских газетах в 1910 году («Севильские дамы»).

Вместе с первым мужем, Натаном Инбером, жила в Париже и Швейцарии в течение четырёх лет - в 1910-1914. В Париже она издала за свой счёт первый сборник стихов.

В 1914 году переехала в Москву. В ранних двадцатых годах, как и многие другие поэты, принадлежала к литературной группе, в её случае, к «Литературному центру конструктивистов». В 1920-е годы работала журналистом, писала прозу и очерки, ездила по стране и за рубеж (в 1924-1926 годах в качестве корреспондента жила в Париже, Брюсселе и Берлине).

Второй раз с 1920 года была замужем за знаменитым электрохимиком профессором А. Н. Фрумкиным. В 1927 году приняла участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк». Одна из авторов книги «Канал имени Сталина» (1934).

Проведя три года в блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны, Инбер отобразила жизнь и борьбу жителей в стихах и прозе. Во время блокады в 1943 году стала членом ВКП(б). Третий её муж, профессор медицины Илья Давыдович Страшун, работал в 1-м Медицинском институте в осаждённом городе.

После войны Вера Инбер получила Сталинскую премию 1946 года за блокадную поэму «Пулковский меридиан».

Переводила поэтические произведения Т. Г. Шевченко и М. Ф. Рыльского с украинского, а также таких зарубежных поэтов, как П. Элюар, Ш. Петефи, Я. Райнис и других.

Инбер начинала как одарённая поэтесса, но растеряла свой талант в попытках приспособиться к системе. Её безыскусно рифмованные стихи порождены рассудком, а не сердцем; ее стихи о Пушкине, Ленине и Сталине носят повествовательный характер. Отличительными особенностями поэм Инбер, посвящённых актуальным темам советской действительности, являются однообразие, растянутость; они далеко не оригинальны.

Награды и премии

  • Сталинская премия второй степени (1946) - за поэму «Пулковский меридиан» и ленинградский дневник «Почти три года»
  • два ордена Трудового Красного Знамени
  • орден «Знак Почёта»

Адреса в Ленинграде

08.1941 - 1946 - улица Толстого, 6.

Литературные легенды

По легенде, Владимир Маяковский посвятил Вере Инбер, с которой они не сошлись в некоторых литературных оценках, довольно едкую эпиграмму, особенно жёстко воспринимаемую на слух:

Ах у Инбер, ах у Инбер что за глазки, что за лоб!
Так всю жизнь бы любовался, любовался на неё б.

Считается, что Вера Инбер не обиделась.

Данное двустишие якобы стало ответом на строчки самой Инбер:

Ой ты гой еси царь батюшка,
Сруби лихую голову!

Адреса в Москве

«Дом писательского кооператива» - Камергерский переулок, 2

Избранные сборники и произведения

  • Сборник стихов «Печальное вино» (1914)
  • Сборник стихов «Горькая услада» (1917)
  • Сборник стихов «Бренные слова» Одесса, изд. автора (1922)
  • Сборник стихов «Цель и путь» М.: ГИЗ (1925)
  • Рассказы «Уравнение с одним неизвестным» М.: ЗиФ (1926)
  • Сборник стихов «Мальчик с веснушками» М.: Огонек (1926)
  • Рассказы «Ловец комет» М.(1927)
  • Сборник стихов «Сыну, которого нет» (1927)
  • Роман «Место под солнцем» (1928)
  • «Так начинается день»
  • Сборник стихов «Избранные стихи» (1933)
  • Путевые записки «Америка в Париже» (1928)
  • Автобиография «Место под солнцем» (1928)
  • Сборник стихов «Вполголоса» (1932)
  • Комедия в стихах «Союз матерей» (1938)
  • Поэма «Путевой дневник» (1939)
  • Поэма «Овидий» (1939)
  • Поэма «Весна в Самарканде» (1940)
  • Сборник стихов «Душа Ленинграда» (1942)
  • Поэма «Пулковский меридиан» (1942)
  • Дневник «Почти три года» (1946)
  • Очерки «Три недели в Иране» (1946)
  • Сборник стихов «Путь воды» (1951)
  • Книга «Как я была маленькая» (1954) - автобиографическая повесть для детей
  • Статьи «Вдохновение и мастерство» (1957)
  • Сборник стихов «Апрель» (1960)
  • Сборник стихов «Книга и сердце» (1961)
  • Сборник статей «За много лет» (1964)
  • Книга «Страницы дней перебирая» (1967)
  • Сборник стихов «Анкета времени» (1971)

Ве́ра Миха́йловна И́нбер (урождённая Шпенцер ; 1890— 1972) — русская советская поэтесса и прозаик. Лауреат Сталинской премиивторой степени (1946).

Вера Инбер родилась в 1890 году в Одессе. Её отец, Моисей (Моня) Липович (Филиппович) Шпенцер, был владельцем типографии и одним из руководителей научного издательства «Матезис» (1904—1925). Мать её, Фанни Соломоновна Шпенцер (Бронштейн), двоюродная сестра Льва Троцкого, была учительницей русского языка и заведующей казённым еврейским девичьим училищем. В их семье жил и воспитывался Лев Троцкий в пору своей учёбы в Одессе в 1889—1895 годах.

Вера Инбер краткое время посещала историко-филологический факультет на одесских Высших женских курсах. Первая публикация появилась в одесских газетах в 1910 году ("Севильские дамы"). Вместе с первым мужем, Натаном Инбером, жила в Париже и Швейцарии в течение четырёх лет (1910—1914). В 1914 переехала в Москву. В ранних двадцатых годах, как и многие другие поэты, принадлежала к литературной группе, в её случае, к «Литературному центру конструктивистов». В 1920-е годы работала журналистом, писала прозу и очерки, ездила по стране и за рубеж. Была замужем за электрохимиком А.Н. Фрумкиным.

Проведя три года в блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны, Инбер отобразила жизнь и борьбу жителей в стихах и прозе. Её другой муж, профессор медицины Илья Давыдович Страшун, работал в 1-м Медицинском институте в осаждённом городе.

В 1946 года получила Сталинскую премию за блокадную поэму «Пулковский меридиан». Награждена тремя орденами и медалями.

Переводила поэтические произведения Тараса Шевченко и Максима Рыльского с украинского, а также таких зарубежных поэтов, как П. Элюар, Ш. Петефи, Я. Райнис и других.

Похоронена на Введенском кладбище в Москве.

Известна и до настоящих дней дошла жесткая эпиграмма, которую написал на нее поэт Владимир Маяковский, c которым они не сошлись в некоторых литературных оценках: "Ах, у Инбер, ах, у Инбер / - Что за челка, что за лоб! / - Все смотрел бы, все смотрел бы/". Надо сказать, что эпиграмма не привела ни к какому серьезному разрыву, колкостями привычно обменивались все кто мог, в них даже соревновались. Лишь потом, со становлением тоталитарной советской власти, этот вид искусства почти полностью исчез.

Избранные сборники и произведения

  • Сборник стихов «Печальное вино» (1914)
  • Сборник стихов «Горькая услада» (1917)
  • Сборник стихов «Бренные слова» Одесса, изд. автора (1922)
  • Сборник стихов «Цель и путь» М.: ГИЗ (1925)
  • Рассказы «Уравнение с одним неизвестным» М.: ЗиФ (1926)
  • Сборник стихов «Мальчик с веснушками» М.: Огонек (1926)
  • Рассказы «Ловец комет» М.(1927)
  • Сборник стихов «Сыну, которого нет» (1927)
  • Роман «Место под солнцем» (1928)
  • «Так начинается день»
  • Сборник стихов «Избранные стихи» (1933)
  • Путевые записки «Америка в Париже» (1928)
  • Автобиография «Место под солнцем» (1928)
  • Сборник стихов «Вполголоса» (1932)
  • Комедия в стихах «Союз матерей» (1938)
  • Поэма «Путевой дневник» (1939)
  • Поэма «Овидий» (1939)
  • Поэма «Весна в Самарканде» (1940)
  • Сборник стихов «Душа Ленинграда» (1942)
  • Поэма «Пулковский меридиан» (1942)
  • Дневник «Почти три года» (1946)
  • Очерки «Три недели в Иране» (1946)
  • Сборник стихов «Путь воды» (1951)
  • Книга «Как я была маленькая» (1954) — автобиографическая повесть для детей
  • Статьи «Вдохновение и мастерство» (1957)
  • Сборник стихов «Апрель» (1960)
  • Сборник стихов «Книга и сердце» (1961)
  • Сборник статей «За много лет» (1964)
  • Книга «Страницы дней перебирая» (1967)
  • Сборник стихов «Анкета времени» (1971)

сайт информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах.
На сайт Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте.
сайт подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых.
Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей.
Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на сайт.
Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности.
Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям.
А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.
Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.

Родилась 28 июня (10 июля н.с.) в Одессе в семье владельца научного издательства. С детства писала стихи. По окончании гимназии поступила на Одесские высшие женские курсы на историко-филологический факультет, но вскоре уехала в Западную Европу, где провела, изредка возвращаясь домой, около четырех лет (год в Швейцарии, остальное время - в Париже).


В 1912 в русской типографии в Париже был напечатан ее первый стихотворный сборник "Печальное вино". В 1914 вернулась в Россию, решив обосноваться в Москве. Вышли еще два сборника стихов - "Горькая услада" (1917) и "Бренные слова" (1922). В 1923 в Москве был издан сборник "Цель и путь", с которого, по мнению Инбер, началась ее подлинная писательская биография.

В середине 1920-х сближается с конструктивистами, в эти же годы начинает писать прозу, очерки и статьи. Как журналист много ездила по стране, выезжала за рубеж. В 1927-29 были написаны книги очерков "Так начинается день" и путевые записки "Америка в Париже". В 1928 выходит автобиографическая хроника "Место под солнцем".

В 1930-е публикует поэмы "Путевой дневник", "Овидий", выступает как прозаик и очеркист.

В годы Отечественной войны Инбер находилась в осажденном Ленинграде (1941-44). Героическая оборона города запечатлена ею в стихах сборника "Душа Ленинграда" (1942), поэме "Пулковский меридиан" (1943), в ленинградском дневнике "Почти три года" (1946).

В послевоенные годы Инбер писала произведения для детей, публиковала свои поэтические сборники - "Путь воды" (1951), "Книга и сердце" (1961), "Анкета времени" (1971) и др. В 1957 вышел сборник ее статей о литературном труде - "Вдохновение и мастерство", в 1967 - книга воспоминаний "Страницы дней перебирая".

Продолжала много ездить по Союзу, побывала в Иране, Чехословакии и Румынии в составе делегаций деятелей советской культуры. В 1972 В.Инбер скончалась.