Личность как психофизиологическое существо. Теория личности З.Фрейда.

Концепции личности в западной психологии.

НЕКОТОРЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ.

Что требуется для построения реальной демократии в России?

В чем состоит главный национальный интерес России?

Почему советская партийно-государственная элита оказалась не в состоянии ответить на вызов времени?

Каковы основные недостатки проводимых реформ?

Почему были необходимы реформы в России?

Что случилось в России и почему это произошло?

5. С какой целью могли бы проводиться реформы в России?

РАЗДЕЛ 3. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ.

Задача раздела состоит в том, чтобы дать более отчетливое представление о различии психологического и социологического подходов к описанию личности. В нем дается краткое описание ряда концепций личности в психологии, построенных на принципиально отличных базовых представлениях, а также описывается ролевая концепция личности (как собственно социологическая).

Наибольшее количество различных теорий личности выдвинуто в психологии. При этом ряд подходов в описании этого феномена принципиально отличаются друг от друга. Так, Ж.Пиаже описывает личность по преимуществу как духовно-интеллектуальное существо, выделяя стадии развития ее познавательных способностей. З.Фрейд рассматривает ее как психофизиологическое существо, соотнося процесс развития личности со стадиями удовольствия, получаемого индивидом в процессе онтогенеза. Л.Колберг анализирует ее как нравственное существо (сближаясь в этом смысле с И.Кантом), выделяя стадии понимания и переживания добра и зла. Имеются попытки описать структуру личности (например, модели российских исследователей К.К.Платонова и В.А.Богданова) или раскрыть механизмы формирования личностных структур (концепция «зеркального Я» Дж.Г.Мида или стадии формирования личностной идентичности Э.Эриксона).

Западная психология содержит целый арсенал различных теорий личности. Рассмотрим некоторые из них подробнее, отметив при этом, что основное содержание их взято из работ Л.Хьелла и Д.Зиглера [Хъелл, Зиглер. 1997], Н.Смелзера [Смелзер. 1994], Л.Ф.Обуховой [Обухова. 1995], а также некоторых других.

Взгляды Фрейда на структуру личности менялись в течение его жизни. В ранний период своей научной и практической деятельности Фрейд, выступая качестве психоаналитика, применял так называемую топографическую модель личностной структуры. В основе ее лежит идея о том, что функционирование психики может протекать на разных уровнях осознанности. В зависимости от уровня можно выделить три сферы психики: сознание, предсознательное и бессознательное.



В сфере сознания находятся те наши мысли, переживания, ощущения и восприятия, которые мы способны осознать в данный отрезок времени. Так, в поле нашего сознания могут одновременно находиться мысли автора книги, которую мы читаем, зуд кожи после укуса комара, чувства холода или жажды, беспокоящие нас. По Фрейду, весьма небольшая часть психической деятельности может находиться в сфере сознания. Сознание избирательно удерживает информацию, которую продуцирует психика, а внимание переключается с одного объекта психики на другой, подчиняясь в значительной степени воздействию внешних сигналов.

В области предсознательного находится тот опыт, который, хотя не осознается в данный момент, может легко стать предметом сознания либо в результате небольшого волевого усилия, либо самопроизвольно. Это область «доступной памяти». Человек достаточно легко может вспомнить значимых для него людей (друзей, любимых), выученные в детстве стихи, пищу, съеденную за сегодняшним завтраком и т.п. Фрейд полагал, что предсознательное осуществляет связь между осознаваемым и неосознаваемым в психике человека.

Область бессознательного – наиболее глубокая сторона человеческой психики. В ней хранятся примитивные и мощные инстинктивные побуждения, а также чувства и воспоминания, которые несут в себе угрозу сознанию. Поэтому-то они и были подавлены и вытеснены в сферу бессознательного. В него удалены травмирующие детские воспоминания, нереализованные сексуальные желания, враждебные чувства к близким людям.

В начале 20-х годов Фрейд пересмотрел эту концептуальную модель и предложил другую, которая известна под названием структурная модель психической активности, введя в структуру личности три основных элемента - Ид, Эго и Суперэго. Именно эта модель обычно имеется в виду, когда говорят о структуре личности по Фрейду, хотя сам он склонен был рассматривать названные три элемента скорее как некие психические процессы, нежели структурные части личности.

Уровни психики в топографической модели и названные элементы модели структурной не совпадают между собой. Лишь Ид целиком функционирует в сфере бессознательного. Что же касается Эго и Суперэго, то они действуют на всех уровнях психики, т.е. сознания, предсознательного и бессознательного . В литературе на русском языке Ид нередко обозначается словом «Оно», Эго – «Я», Суперэго – «Сверх-Я», поскольку образованы от соответствующих латинских корней.

Ид. По Фрейду, Ид означает самые первоначальные, инстинктивные, врожденные стороны психики, действует целиком в области бессознательно и связано с природными потребностями (еда, сон, дефекация, копуляция). Ид – посредник между телесными и психическими процессами в организме и черпает свою энергию прямо из телесных процессов. Побуждения Ид, вызванные потребностями, дают энергию человеческому поведению. Ид свободно от всяких запретов и правил и, будучи самой старой, примитивной структурой психики, выражает самый первый принцип человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждения. Последние, если они по каким-то причинам не находят разрядки и сдерживаются, создают напряжение в психическом функционировании. А разрядка напряжения вызывает ощущение удовольствия. Ид стремится к получению удовольствия и функционирует на основе принципа удовольствия . Ид не ведает страха, тревоги и поэтому не прибегает к предосторожностям при достижении цели, что, как считал Фрейд, может быть опасно как для личности, так и для общества.

Согласно Фрейду, Ид избавляет личность от напряжения посредством двух механизмов: рефлекторных действий и первичных процессов . Первый механизм означает автоматический ответ Ид на действие сигнала возбуждения, в результате чего снимается напряжение, вызываемое раздражителем. Примеры подобных рефлекторных механизмов – чихание или слезы при механическом раздражении носа или глаз, зевота в случае нехватки кислорода в организме и пр. Но рефлекторные действия не всегда снижают уровень напряжения. Рефлекторное сосание пустышки не может утолить голод ребенка. В таких случаях возможен запуск другого механизма – первичных процессов представления, когда Ид формирует психический образ объекта, связанного с удовлетворением основной потребности. У голодного ребенка может возникнуть образ материнской груди или бутылочки молока. У

взрослых людей возникают разного рода галлюцинации, картины сновидений.

Но первичные процессы сами по себе также не в состоянии удовлетворить реальную потребность. С их помощью нельзя различить действительные предметы и их образы (например, воду и ее мираж у путника в пустыне). Смешение действительных предметов и их образов может быть смертельно опасно. Поэтому необходима психическая структура, позволяющая младенцу различать реальное и воображаемое, а на этой базе сдерживать удовлетворение первичных потребностей до подходящего момента (появления реальных предметов). Постепенно маленькие дети усваивают, что помимо их собственных нужд и желаний существует и внешний мир. По мере появления этого знания, возникает вторая структура личности – Эго.

Эго – структура психики, ответственная за принятие решений. Эго стремится удовлетворить требования Ид в соответствии с ограничениями, накладываемыми реальностью. В отличие от Ид, которое действует исходя из принципа удовольствия, Эго функционирует на основе принципа реальности , смысл которого в самосохранении организма путем откладывания удовлетворения потребностей до подходящего момента (нахождения предмета, наличия соответствующих условий во внешнем мире, а также надлежащего способа). Эго – порождение Ид, от последнего оно получает свою структуру и функции и заимствует у него часть энергии для собственной деятельности.

Необходимость соотносить свои инстинктивные потребности с реалиями внешнего мира побуждает человека запоминать, учиться, думать, рассуждать, принимать решения. Принцип реальности вносит в поведение человека меру разумности. Эго, в отличие от Ид, различает фантазию и реальность, меняется в зависимости от нового опыта, занимается познавательной деятельностью, способно выдержать умеренное напряжение. С помощью логического мышления (или вторичного процесса , как его называл Фрейд) Эго направляет поведение в безопасное для самого индивида и других русло.

Однако безопасность не является единственным условием для нормальной жизни в обществе. Чтобы личность «вписалась» в окружающий мир, ей необходимо согласовать свое поведение с норами и ценностями общества. Поэтому требуется еще один, более высокий уровень психики, наличие которого позволяет личности совместить себя с реальным обществом. Этот компонент, по Фрейду, носит название Суперэго.

Суперэго – усвоенная личностью версия общественных норм и принципов поведения, в которой отражены также принятые в обществе ценности. Нормы, принципы и ценности усваиваются в процессе «социализации», в результате которого и формируется Суперэго. Оно появляется тогда, когда дети начинают интересоваться проблемой, «что такое хорошо и что такое плохо» и учатся постепенно отличать хорошие поступки от дурных и правильные от неправильных (примерный возраст от 3 до 5 лет).

В самом начале в Суперэго отражены только родительские требования и ожидания относительно хорошего и дурного поведения. Ребенок учится оценивать свои поступки в соответствии с этими требованиями и согласовывать с ними свое поведение. По мере расширения социального мира ребенка (детский сад, школа, группы сверстников) в сферу Суперэго попадают нормы и требования различных социальных групп, в конечном счете, общества в целом. Суперэго нечто вроде «коллективной совести» общества, хотя ребенок может воспринять общественные ценности искаженным образом.

По Фрейду, в Суперэго имеются две подсистемы: совесть и эго-идеал . Совесть возникает как результат родительских наказаний за «плохое поведение». Она включает в себя способность к критической самооценке, наличие нравственных запретов и чувство в вины, если ребенок не сделал то, что должен был сделать. Эго-идеал есть следствие восприятия ребенком того, что одобряют или высоко ценят родители. Он способствует тому, что личность устанавливает для себя высокие стандарты поведения. Достижение высокой цели вызывает у ребенка чувство самоуважения и гордости.

Суперэго полностью складывается к тому моменту, когда родительский контроль полностью заменяется самоконтролем. Но принцип самоконтроля вовсе не служит принципу реальности. Суперэго направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях и действиях, тормозя любые импульсы Ид, противоречащие интересам общества. В целом, оно пытается убедить Эго в преимуществе идеалистических целей над реалистическими.

Стадии развития личности .

По Фрейду, личность в своем развитии проходит четыре последовательные стадии: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Кроме того, он ввел в общую схему развития так называемый латентный период , который заполняет временной промежуток между фаллической и генитальной стадиями. Названия стадий даны в соответствии с основными эрогенными зонами, т.е. участками телами, являющимися в данный период развития главными источниками удовольствия. Латентный период примечателен тем, что он не имеет собственной эрогенной зоны.

Оральная стадия. Она длится с момента рождения ребенка примерно до 18 месяцев. В этот период рот является главным источником удовольствия для младенца, главной эрогенной зоной. Это обусловлено тем, что удовлетворение важнейшей биологической потребности – потребности в пище – осуществляется через рот путем сосания. Ребенок получает удовольствие как от насыщения, так и от сосательных движений самих по себе. Поэтому рот и включенные в него структуры становятся главным предметом интереса и активности младенца.

Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью или через рожок. При этом отъем от груди связан с некоторыми трудностями, поскольку лишает ребенка главного и привычного удовольствия.

Анальная стадия . Она длится примерно с полутора до трех лет. Главной эрогенной зоной становится задний проход (анус), что связано с развитием способности у ребенка контролировать процессы выделения. Эта способность является в основном естественным результатом нервно-соматического развития ребенка, но большую роль в ее формировании играют и родители, приучая ребенка к горшку. Дети могут усиливать удовольствие от дефекации, задерживая опорожнение кишечника. На этой стадии ребенок должен научиться гармонизировать требования Ид (удовольствие от дефекации) с ограничениями, исходящими от родителей (выбор подходящего места и времени, требования опрятности, а, в конечном счете, самостоятельного контролирования процессов выделения). По Фрейду, дальнейшая способность человека к контролю и самоконтролю берет начало в анальной стадии.

Фаллическая стадия. В возрасте от трех до шести лет у ребенка, как считал Фрейд, появляется новая эрогенная зона – область половых органов. В течение фаллической стадии дети проявляют интерес к вопросам, которые касаются деторождения и половых отношений, могут исследовать половые органы, мастурбировать. Главным источником удовольствия становятся пенис или клитор.

В это время мальчики переживают конфликт, который получил название эдипов комплекс . Структуру этого комплекса Фрейд заимствовал из трагедии Софокла «Царь Эдип», в которой Эдип сначала непреднамеренно убивает своего отца, а потом женится на матери, вступая с ней в кровосмесительную связь, и становится царем Фив. Узнав о совершенном им чудовищном грехе, Эдип ослепил себя. Древнегреческий миф, описанный в трагедии, Фрейд считал символическим отображением одного из величайших психических конфликтов в человеческой жизни. Миф символизирует подсознательное желание каждого ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола. Аналогичный конфликт, который переживают девочки, получил название комплекс Электры . Электра, персонаж одного из греческих мифов, уговаривает своего брата Ореста убить их мать вместе с ее любовником, чтобы отомстить за смерть отца.

Эдипов комплекс у мальчиков протекает примерно следующим образом. С момента рождения мать является для мальчика главным источником удовлетворения. Позже он переносит на нее и свои сексуальные устремления, желает обладать ею. Своего же отца он воспринимает как конкурента, мешающего ему получить генитальное удовлетворение, следовательно, отец становится его главным соперником или врагом. Соперничество влечет страх, поскольку мальчик «знает», что занимает более низкое положение по сравнению с отцом и не может на равных конкурировать с ним. Мальчик боится, что отец лишит его пениса. Боязнь воображаемого возмездия Фрейд назвал страхом кастрации.

В период от пяти до семи лет эдипов комплекс разрешается тем, что мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои сексуальные устремления по отношению к матери и начинает отождествлять (идентифицировать) себя с отцом. В результате процесса идентификации мальчик усваивает ценности, нормы, установки мужского поведения , а также основные моральные нормы и заперты, идущие от родителей, что подготавливает почву для формирования Суперэго, которое оказывается следствием разрешения эдипова комплекса.

Аналогичный психический конфликт протекает у девочек существенно иначе. Изначально мать является первым объектом любви у девочки так же, как и мальчика. Но позже, на фаллической стадии, она осознает, что у нее нет пениса как у отца или брата. Ей хочется иметь этот орган, и у нее, по Фрейду, развивается зависть к пенису . Она может чувствовать себя в каком-то смысле неполноценной по сравнению с мальчиком и проявлять враждебность по отношению к матери за то, что та родила ее без пениса (или лишила ее его в наказание за какой-то проступок). Она стремится обладать отцом именно потому, что у того есть столь завидный орган. Отсутствие пениса фокусирует внимание девочки на клиторе, который в фантазии заменяет ей пенис, а клиторная мастурбация приносит сексуальное удовлетворение.

По Фрейду, благополучное или неблагополучное разрешение обоих вариантов эдипова комплекса (комплекс Электры можно рассматривать как версию эдипова комплекса у девочек) имеет большое значение для появления (или отсутствия) неврозов, связанных с импотенцией и фригидностью.

Латентный период. Это период сексуального затишья. Он протекает в промежутке от 6-7 лет до начала половой зрелости и характерен тем, что энергия либидо направляется посредством сублимации в различные виды деятельности, не связанные с получением сексуального удовольствия – спорт, учеба, общение со сверстниками. Снижение сексуальной потребности в это время Фрейд объяснял отчасти физиологическими изменениями в организме, отчасти появлением Эго и Суперэго в структуре психики. Новые эрогенные зоны в этот период не появляются, сексуальный инстинкт дремлет, поэтому его не следует считать особой стадией психосексуального развития.

Генитальная стадия. Она длится с начала половой зрелости до смерти. С наступлением ее у подростков, помимо биохимических, физиологических и соматических изменений в организме, вновь начинают проявляться сексуальные и агрессивные побуждения. Растет интерес к противоположному полу, возрастает осознание этого интереса. При нормальном протекании этой стадии индивид переживает юношеские увлечения, завершающиеся выбором брачного партнера и созданием семьи. Главным источником удовольствия для человека становится половое сношение с представителем противоположного пола, хотя удовольствия, получаемые прежних эрогенных зон, в какой-то мере сохраняются.

Замечания к концепции. Эта концепция до сих пор остается одной из наиболее популярных как среди «образованной публики», так и в сфере научной психологии, что, надо сказать, несколько удивительно. Ведь даже не слишком пристальное внимание к ней показывает узость, если не сказать скудость, принципов, на которых она построена. И напрашиваются следующие критические замечания.

Во-первых, вызывает сомнение, что удовольствие может быть положено в качестве основы всего развития личности . Например, со времен Ницше известно, что человек может выдержать любое «Как», если у него есть «Зачем». Иначе говоря, человек нуждается в смысле своего существования ничуть не меньше, чем в удовольствии, получаемом от жизни. Этот вопрос достаточно исследован В.Франклом, который прямо указывал на ошибочность фрейдовской концепции. Ведь согласно Фрейду в трудных условиях поверхностный слой культуры должен был бы «стереться» с людей, различия между ними, обусловленные разницей в усвоении культуры, уничтожиться, а наружу выступить пресловутое вожделеющее начало. Люди должны были бы превратиться в серую однообразную массу. Однако в условиях фашистского концлагеря все случилось ровно наоборот. Действительно, культурные различия были во многом устранены, однако произошла резкая дифференциация одних людей от других, обусловленная их личным началом. Появились не только злодеи и грешники, но и святые [Франкл. 1990].

Во-вторых, несколько даже смешна мысль о том, что человек получает удовольствие только телесного плана, только через эрогенные зоны. Еще Платон, касаясь проблемы удовольствия отмечал, что оно может быть получено через разные виды деятельности и с помощью разных феноменов (философы-правители от интеллектуальных занятий, стражи-воины от почета, а представители производительного класса от обладания вещами и получения выгоды («сребролюбцы»). М.Полани рассказывает о невероятном восторге, охватившем И.Кеплера после того, как тот открыл свои законы движения небесных тел [Полани. 1985, с.26]. Фрейду непонятна или неизвестна мысль Чингиза, что для мужчины «высшее удовольствие – подавить возмутившегося и победить врага» [см.:Кычанов. 1995, с.19], и для него не существует образ Скупого рыцаря, наслаждающегося накопленными сокровищами. В теоретическом плане Фрейд делает шаг назад по сравнению с Платоном, от которого он, вероятно, заимствовал представление об Ид («вожделеющее начало» Платона), но не попытался включить в теоретическую конструкцию платоновское «яростное начало», вероятно, потому, что ему была неизвестна или непонятна древняя мудрость, что «лишенный гнева» не может «считаться мужчиной» (Махабхарата. 1976, с.261). Вообще же, если речь идет о выборе единого начала или принципа для построения теоретической модели личности, то, едва ли этим принципом может стать удовольствие. Ведь в этом случае человек уподобляется животному. Кроме того, удовольствие всего лишь элемент жизненного процесса. И чтобы «схватить» этот процесс целостным образом, следует, вероятно, исходить из представления о том, что любое живое существо, любой субъект должен, в первую очередь, утвердить себя в мире, как-то реализовать себя в нем, а все остальное – потом.

В-третьих, если коснуться некоторых существенных частностей, то сомнительно и представление о том, что Суперэго – всего лишь результат благополучного разрешения эдипова комплекса (даже если согласиться, что этот комплекс действительно существует). Если мы вспомним, что в стаде животных (в том числе, в стаде высших приматов) вожак нередко берет на себя защиту самок и детенышей, а это связано с самопожертвованием, то логично предположить наличие некоторого «врожденного благородства». Ибо трудно поверить, что некое пра-Суперэго возникло у вожака вследствие разрешения пра-эдипова комплекса у молодого самца. Вообще само слово «благородный» несет в себе именно тот оттенок смысла, что тот человек, к которому оно относится, именно по образу мыслей, по строю души выше, чем большинство. Причем эта «высота духа» – врожденное качество.

Может быть, фрейдистская концепции личности каким-то образом «схватывает» отдельные ущербные аспекты человеческой психики. Но, очевидно, она не может служить отражением нормального развития личности. Вообще достоверность научных данных, на которых основывал Фрейд свою концепцию, сомнительна, поскольку, как утверждают, Фрейд предлагал своим пациентам наркотические вещества [Дельфин. 2000, с5]. В целом же, она вообще неприменима в социологии, поскольку не содержит и намека на личность как на существо, участвующее в деятельностном обмене.

ГЛАВА 1.

ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ З. ФРЕЙДА

Цель: научить пониманию основных положений психоаналитической теории З. Фрейда с точки зрении ее влияния на психодинамическое направление в теории личности.

Задачи : сформировать представление

· об основных исследованиях в области бессознательного до психоаналитической теории З. Фрейда.

  • об основных фактах биографии З. Фрейда и об этапах развития его научно-практической деятельности.
  • о структуре личности по З.Фрейду как единства трех взаимосвязанных компонентов: Оно (ID); Я (EGO); Сверх - Я (SUPER-EGO)
  • об инстинктах жизни и смерти (либидо и мортидо) в теории З. Фрейда.
  • о функции тревоги в концепции психоанализа З.Фрейда.
  • о психологических механизмах защиты:

(вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия, отрицание, сублимация.)

  • о стадиях психосексуального развития личности:

1. Оральная 0-18 мес

2. Анальная 1-3 года,

3. фаллическая 3-6 лет

4. латентная -6-12 лет

5. генитальная 12-22 года

БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Фрейд Зигмунд - австрийский психиатр, психоаналитик. Родился 6 мая 1856 года в маленьком австрийском городке Фрайберге, Моравия (на территории современной Чехии), большую часть жизни прожил в Вене. Получил классическое образование. В 1873 году поступил на медицинский факультет Венского университета. Во время учебы испытал влияние знаменитого психолога Эрнста Брюкке, идеи которого позднее получили свое развитие во взглядах Фрейда на динамику психического функционирования. Фрейд отличался чрезвычайным честолюбием, которое толкало его к совершению какого-нибудь открытия, которое могло бы принести ему известность уже в студенческие годы.

После получения медицинской степени в 1881 году Фрейд занял должность в Институте анатомии мозга, где занялся изучением морфофизиологии центральной нервной системы.

В 1885 году Фрейд, благодаря полученной исследовательской стипендии, стажируется в Париже у одного из наиболее выдающихся неврологов того времени Жана Шарко. Используя внушение и гипноз, Шарко добивался появления или, наоборот, исчезновения истерических симптомов у своих пациентов. Эти клинические демонстрации произвели на Фрейда сильное впечатление. Он вернулся в Вену и переключился на исследования в области психопатологии.



Первая работа Фрейда появилась в 1895 году. Она была посвящена теме возникновения истерических симптомов из подавленных детских травматических переживаний. Этот момент можно назвать годом основания психоанализа и начала формирования психоаналитической теории.

Утверждения Фрейда о том, что в основе многих психических расстройств лежат проблемы, связанные с сексуальностью, привели к его исключению из Венского университета. В промежутке между 1860 и 1900 годами, Фрейд углубляется в интенсивный самоанализ, результатом которого стал не только личностный рост, но и появление первого и наиболее революционного труда, основанного на собственном опыте. Книга «Толкование сновидений» была проигнорирована консервативным научным сообществом, но это не остановило Фрейда на пути дальнейшего развития психоаналитической концепции. Период 1901 - 1905 годы стал особенно творческим. Было опубликовано ряд работ, посвященных исследованию сексуальности, психопатологии и структуре личности.

В 1909 году стал триумфальным для Фрейда. Цикл лекций, прочитанных в США, был воспринят очень хорошо и открыл путь психоаналитической концепции к международному признанию. Фрейд достиг огромной известности, его фигура стала поистине культовой. Пациенты практически со всего света записывались на его консультации. Тем не менее, смерть его 26-летней дочери и страх за судьбу двух сыновей, воевавших на фронте, омрачили его триумфальное шествие. Отчасти под влиянием атмосферы первой мировой войны, 64-х летний Фрейд дополняет свою теорию существованием универсального человеческого инстинкта - стремления к смерти. Книги того периода расходятся огромными тиражами по всему миру: «Будущее одной иллюзии», «По ту сторону принципа удовольствия», «Я и Оно». Фрейд был исключительно одаренным писателем, о чем свидетельствует награждение его премией Гете по литературе в 1930 году.

Усиление антисемитизма в 1930-х годах также оказало сильное влияние на его взгляды о социальной природе человека. Вскоре после вторжения в Вену гитлеровцев, Фрейд бежит в Англию.

Последние годы жизни Фрейда были тяжелыми. С 1923 года он страдал раковой опухолью глотки и челюсти, но упорно отказывался от, каких бы то ни было, лекарственных средств, в то же время, выкуривая в день до 20 кубинских сигар.

Фрейд умер 23 сентября 1939 года в Лондоне, оставив после себя многочисленных учеников и одну из наиболее революционных психологических теорий.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПО З. ФРЕЙДУ

В течение длительного времени Фрейд применял топографическую модель личности, в которой выделял три основных компонента: сознание, подсознание, бессознательное. Сознание - ощущения и переживания, которые осознаются человеком в данный конкретный момент времени. Область подсознательного - совокупность опыта, не осознаваемого на данный момент, но потенциально активируемая сознательным усилием. Бессознательное - совокупность примитивных инстинктов, эмоций и воспоминаний, подспудно, неосознанно влияющих на поведение человека.

В начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основные структуры: Ид, Эго, Суперэго . Причем предполагается, что эти три компонента являются скорее не структурными единицами, а параллельно протекающими процессами.

Хотя каждая из этих областей личности обладает собственными функциями, свойствами, компонентами, принципами действия, динамикой и механизмами, они взаимодействуют столь тесно, что трудно и даже невозможно распутать линии их влияния и взвесить их относительный вклад в человеческое поведение. Поведение почти всегда выступает как продукт взаимодействия этих трех систем; чрезвычайно редко одна из них действует без двух других.

Оно (ид) – совокупность врожденных, примитивных инстинктов (драйвов), наполняющих любое поведение энергией. Фрейд рассматривал Ид как посредника между соматическими и психическими процессами в организме, черпающего энергию из телесных процессов и питающих этой энергией психику.

Идесть изначальная система личности: это матрица, в которой впоследствии дифференцируются Эго и Суперэго. Ид включает все то психическое, что является врожденным и присутствует при рождении, включая инстинкты. Ид - резервуар психической энергии и обеспечивает энергию для двух других систем. Ид тесно связано с телесными процессами, откуда черпает свою энергию. Фрейд назвал Ид «истинной психической реальностью», поскольку она отражает внутренний мир субъективных переживаний и не знает об объективной реальности.

Когда энергия нарастает, Ид не может этого выдерживать, что переживается как дискомфортное состояние напряжения. Следовательно, когда уровень напряжения организма повышается - либо в результате внешней стимуляции, либо вследствие внутреннего возбуждения - Ид действует таким образом, чтобы немедленно снять напряжение и вернуть организм на удобный постоянный и низкий энергетический уровень. Принцип редукции напряжения, на основе которого действует Ид, называется принципом удовольствия.

Для того, чтобы выполнить свою задачу - избежать боли, получить удовольствие, - Ид располагает двумя процессами. Это рефлекторное действие и первичный процесс. Рефлекторные действия представляют собой врожденные автоматические реакции типа чихания и мигания; они обычно сразу снимают напряжение. Организм снабжен рядом таких рефлексов для того, чтобы справляться с относительно простыми формами возбуждения. Первичный процесс предполагает более сложную реакцию. Он пытается высвободить энергию через создание образа объекта, в связи с чем, энергия переместится. Например, первичный процесс даст голодному человеку ментальный образ пищи. Галлюцинаторное переживание, в котором желаемый объект представлен как образ памяти, называется исполнение желания. Лучшим примером первичного процесса у здорового человека является сновидение, которое, по Фрейду, всегда представляет исполнение или попытку исполнения желания. Галлюцинации и видения психотиков - также примеры первичного процесса. Ярко окрашено действием первичного процесса аутистическое мышление. Эти исполняющие желания ментальные образы являются единственной реальностью, известной Ид.

Очевидно, что сам по себе первичный процесс не способен снять напряжение. Голодный не может съесть образ еды. Следовательно, развивается новый, вторичный психический процесс, и с его появлением начинает оформляться вторая система личности - Эго.

Эго (Я) - компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремиться удовлетворить потребности организма в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго подчиняется принципу реальности, цель которого - сохранение целостности организма, путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достижения разрядки напряжения подходящим способом. Этот процесс Фрейд назвал вторичным процессом .

Эго появляется в связи с тем, что потребности организма требуют соответствующих взаимодействий с миром объективной реальности. Голодный человек должен искать, найти и съесть пищу прежде, чем будет снижено напряжение голода. Это означает, что человек должен научиться различать образ пищи, существующий в памяти, и актуальную перцепцию пищи, существующей во внешнем мире. Когда эта дифференциация осуществлена, необходимо преобразовать образ в перцепцию, что осуществляется как определение местонахождения пищи в среде. Иными словами, человек соотносит существующий в памяти образ пищи с видом или запахом пищи, приходящими через органы чувств. Основное различие между Ид и Эго заключается в том, что Ид знает только субъективную реальность, в то время как Эго различает внутреннее и внешнее.

Говорят, что эго подчиняется принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Цель принципа реальности - предотвратить разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен объект, подходящий для удовлетворения. Принцип реальности временно приостанавливает действие принципа удовольствия, хотя, в конечном счете, при обнаружении нужного объекта и снижении напряжения «обслуживается» именно принцип удовольствия. Принцип реальности связан с вопросом об истинности или ложности опыта - то есть, обладает ли он внешним существованием, - в то время как принцип удовольствия заинтересован лишь в том, приносит ли опыт страдание или наоборот.

Вторичный процесс - это реалистическое мышление. При помощи вторичного процесса эго формулирует план удовлетворения потребностей, а затем подвергает его проверке - как правило, некоторым действием, - чтобы выяснить, срабатывает ли он. Голодный человек думает о том, где можно найти пищу, а затем начинает именно там ее искать. Это называется проверка реальностью. Чтобы удовлетворительно играть свою роль, эго контролирует все когнитивные и интеллектуальные функции; эти высшие ментальные процессы обслуживают вторичный процесс.

Эго называют исполнительным органом личности, так как оно открывает двери действию, отбирает из среды то, чему действие должно соответствовать, и решает, какие инстинкты и каким образом должны быть удовлетворены. Осуществляя эти чрезвычайно важные исполнительские функции, Эго вынуждено стараться интегрировать часто противоречивые команды, исходящие от Ид, Супер-эго и внешнего мира. Это непростая задача, часто держащая Эго в напряжении.

Однако следует иметь в виду, что Эго - эта организованная часть ид - появляется для того, чтобы следовать целям Ид и не фрустрировать их и что вся его сила черпается из Ид. Эго не обладает существованием, отдельным от Ид, и в абсолютном смысле всегда зависимо от него. Его главная роль - быть посредником между инстинктивными запросами организма и условиями среды; его высшая цель - поддерживать жизнь организма и увидеть, что вид воспроизводится.

Суперэго (Сверх-Я) - третья и последняя развивающаяся система личности, интернализованная модель общественных норм и стандартов поведения. Это морально - этическая структура, которая появляется, когда ребенок начинает различать «правильно» и «неправильно», результат воспитания и социального обучения. Каждый поступок человека оценивается этим «внутренним цензором».

Суперэго - внутренняя репрезентация традиционных ценностей и идеалов общества в том виде, в каком они интерпретируются для ребенка родителями и насильственно прививаются посредством наград и наказаний, применяемых к ребенку. Суперэго - это моральная сила личности, оно представляет собой скорее идеал, чем реальность, и служит скорее для совершенствования, чем для удовольствия, Его основная задача - оценить правильность или неправильность чего-то, исходя из моральных стандартов, санкционированных обществом.

Суперэго как сопровождающий человека интернализированный моральный арбитр развивается в ответ на награды и наказания, исходящие от родителей. Чтобы получать награды и избегать наказаний, ребенок учится строить свое поведение в соответствии с требованиями родителей. То, что считают неправильным и за что наказывают ребенка, инкорпорируется в совесть - одну из подсистем Суперэго. То, что они одобряют и за что награждают ребенка, включается в его эго-идеал - другую подсистему Суперэго, Механизм обоих процессов называется интроекция. Ребенок принимает, или интроецирует, моральные нормы родителей. Совесть наказывает человека, заставляя чувствовать вину, эго-идеал награждает его, наполняя гордостью. С формированием Суперэго на место родительского контроля встает самоконтроль.

Основные функции самоконтроля: 1) препятствовать импульсам Ид, в частности, импульсам сексуального и агрессивного плана, ибо проявления их осуждаются обществом; 2) «уговорить» Эго сменить реалистические цели на моральные и 3) бороться за совершенство. Таким образом, Суперэго находится в оппозиции к Ид и к Эго и пытается строить мир по своему образу. Однако Суперэго подобно Ид в своей иррациональности и подобно Эго в стремлении контролировать инстинкты. В отличие от Эго Суперэго не просто отсрочивает удовлетворение инстинктивных потребностей, оно их постоянно блокирует.

В заключение этого краткого рассмотрения следует сказать, что Ид, Эго и Суперэго не следует рассматривать как неких человечков, управляющих нашей личностью. Это не более чем наименования для различных психических процессов, подчиняющихся системным принципам. В обычных обстоятельствах эти принципы не противоречат друг другу и не перечеркивают друг друга. Напротив, они работают как единая команда под руководством Эго. Личность в норме функционирует как единое целое, а не как нечто трехчастное.

В общем смысле Ид может рассматриваться как биологическая составляющая личности, Эго – как психологическая составляющая, Суперэго – как социальная составляющая.

Можно с уверенностью утверждать, что у истоков современной психологии стоят взгляды выдающегося австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда. Его по праву называют “отцом” современной психологии. Центральным в раннем описании личности во взглядах З. Фрейда являлась концепция неосознаваемых психических процессов. Однако в начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три структуры: ид, эго и суперэго .

Ид

Ид. Слово “ид” происходит от латинского “оно” и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид полностью функционирует в бессознательном и тесно связано с первичными потребностями (еда, сон, дефекация), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, ид — нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Являясь самой старой исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни — немедленный выплеск психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия . Ид следует из этого принципа, выражая себя в импульсивной, себялюбивой манере, не обращая внимания на последствия для других и вопреки самосохранению. Иначе говоря, ид можно сравнить со слепым королем, чья брутальная власть и авторитет заставляют подчиняться, но, чтобы реализовать власть, он вынужден опираться на своих подданных.

Фрейд описал два механизма, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы . В первом случае ид отвечает автоматически на сигналы возбуждения и, таким образом, сразу снимает напряжение, вызываемое раздражителем. Примеры подобных врожденных рефлекторных механизмов — кашель в ответ на раздражение верхних дыхательных путей и слезы, когда в глаз попадает соринка. Однако надо признать, что рефлекторные действия не всегда снижают уровень раздражения или напряжения. Так, ни одно рефлекторное движение не даст голодному ребенку достать пищу. Когда рефлекторное действие не может снизить напряжение, вступает в действие другая функция ид, называемая первичным процессом представления. Ид формирует психический образ объекта, первоначально связанного с удовлетворением основной потребности. В примере с голодным ребенком данный процесс может вызвать образ материнской груди или бутылочки молока. Другие примеры первичного процесса представления обнаруживаются в сновидениях, галлюцинациях или психозах.

Первичные процессы — нелогичная, иррациональная и фантазийная форма человеческих представлений, характеризующаяся неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное, “себя” и “не-себя”. Сложность поведения в соответствии с первичным процессом заключается в том, что индивидуум не может проводить различия между актуальным объектом, способным удовлетворять потребность, и его образом. Например, между водой и миражом воды для человека, бредущего по пустыне. Поэтому, утверждал Фрейд, для младенца является невыполнимой задача научиться откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. Способность к отсроченному удовлетворению впервые возникает, когда маленькие дети понимают, что, помимо их собственных нужд и желаний, есть еще и внешний мир. С появлением этого знания возникает вторая структура личности, эго.

Эго

Эго (от лат. “ego” — “Я”) — это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Таким образом, эго помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма. Например, голодный человек в поисках еды должен различать образ пищи, возникающий в представлении, и образ пищи в реальности. То есть человек должен научиться доставать и потреблять пищу прежде, чем напряжение снизится. Эта цель заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать, запоминать и т.п. Соответственно эго использует когнитивные и перцептивные процессы в своем стремлении удовлетворять желания и потребности ид. В отличии от ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, эго подчиняется принципу реальности , цель которого — сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом или будут найдены соответствующие условия во внешней среде.

Суперэго

Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе “социализации”; на языке структурной модели психоанализа — посредством формирования суперэго (от лат. “super” — “сверх” и “ego” — “Я”).

Суперэго последний компонент развивающейся личности. С точки зрения Фрейда, организм не рождается с суперэго. Скорее, дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими “формирующими” фигурами. Будучи морально-этической силой, суперэго является следствием продолжительной зависимости ребенка от родителей. Оно начинает проявляться, когда ребенок начинает различать “правильно” и “неправильно” (примерно в возрасте от 3 до 5 лет).

Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и эго-идеал . Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она связана с такими поступками, которые родители называют “непослушным поведением” и за которые ребенок получает выговор. Совесть включает в себя способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины. Поощрительный аспект суперэго — это эго-идеал. Он формируется из того, что значимые люди одобряют или высоко ценят. И, если цель достигнута, вызывает чувство самоуважения и гордости.

Суперэго считается полностью сформированным, когда родительский контроль сменяется самоконтролем. Суперэго, пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны ид, пытается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. То есть, оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических целей над реалистичными.

Психосексуальные стадии развития личности

Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках. Первая, или генетическая предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личности индивида закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет. Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадии , коренящихся в инстинктивных процессах организма.

Фрейду принадлежит гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической и генитальной . В общую схему развития Фрейд включил и латентный период, который приходится на промежуток примерно между 6-7 годами жизни ребенка и началом половой зрелости. Но, строго говоря, латентный период — это не стадия. Первые три стадии развития охватывают возраст от рождения до пяти лет и называются прегенитальными стадиями, поскольку зона половых органов еще не приобрела главенствующей роли в становлении личности. Четвертая стадия совпадает с началом пубертата. Наименования стадий основаны на названиях областей тела, стимуляция которых приводит к разрядке энергии либидо. В таблице дается описание стадий психосексуального развития по Фрейду.

Стадии психосексуального развития по Фрейду

Возрастной период

Зона сосредоточения либидо

Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития

Оральная

0 -18 месяцев

Рот (сосание, жевание, кусание)

Отвыкание (от груди). Отделение себя от материнского тела

Анальная

Анус (удержание или выталкивание фекалий)

Приучение к туалету (самоконтроль)

Фаллическая

Половые органы (мастурбация)

Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания

Латентная

Отсутствует (сексуальное бездействие)

Расширение социальных контактов со сверстниками

Генитальная

Пубертат (половое созревание)

Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям)

Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество

Так как Фрейд делал основной акцент на биологических факторах, все стадии тесно связаны с эрогенными зонами, то есть чувствительными участками тела, которые функционируют как локусы выражения побуждений либидо. Эрогенные зоны включают уши, глаза, рот (губы), молочные железы, анус и половые органы.

В термине “психосексуальный” подчеркивается, что главным фактором, определяющим развитие личности, является сексуальный инстинкт , прогрессирующий от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека. Согласно теории Фрейда, на каждой стадии развития определенный участок тела стремится к определенному объекту или действиям, чтобы вызвать приятное напряжение. Социальный опыт индивидуума, как правило, привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей.

Логика теоретических построений Фрейда основывается на двух факторах: фрустрации и сверхзаботливости . В случаях фрустрации психосексуальные потребности ребенка (например, сосание, кусание и жевание) пресекаются родителями или воспитателями и поэтому не находят оптимального удовлетворения. При сверхзаботливости со стороны родителей ребенку предоставляется мало возможностей (или их вовсе нет) самому управлять своими внутренними функциями (например, осуществлять контроль над выделительными функциями). По этой причине у ребенка формируется чувство зависимости и некомпетентности. В любом случае, как полагал Фрейд, в результате происходит чрезмерное скопление либидо, что впоследствии, в зрелые годы может выразиться в виде “остаточного” поведения (черты характера, ценности, установки), связанного с той психосексуальной стадией, на которую пришлись фрустрация или сверхзаботливость.

Основные инстинкты поведения человека

Психоаналитическая теория основывается на представлении, согласно которому люди являются сложными энергетическими системами. Сообразуясь с достижениями физики и физиологии XIX века, Фрейд считал, что поведение человека активируется единой энергией, согласно закону сохранения энергии (то есть она может переходить из одного состояния в другое, но качество ее остается при этом тем же самым). Фрейд взял этот общий принцип природы, перевел его на язык психологических терминов и заключил, что источником психической энергии является нейрофизиологическое состояние возбуждения. Далее он постулировал: у каждого человека имеется определенное ограниченное количество энергии, питающей психическую активность. По Фрейду, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами . Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяется инстинктами.

Хотя количество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд признавал существование двух основных групп: инстинктов жизни и смерти . Первая группа (под общим названием Эрос ) включает все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение человеческого рода. Признавая большое значение инстинктов жизни, наиболее существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов получила название либидо (от лат. “хотеть” или “желать”).

Либидо — это определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в сексуальном поведении.

Вторая группа — инстинкты смерти, называемые Танатос , — лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств. В отличии от энергии либидо, как энергии инстинктов жизни, энергия инстинктов смерти не получила особого наименования. Он полагал, что инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии (то есть закону термодинамики, согласно которому любая энергетическая система стремится к сохранению динамического равновесия). Ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд утверждал: “ Цель жизни является смерть”.

Личность состоит из трех основных систем: Оно, Я и Сверх-Я.* Хотя каждая из этих областей личности обладает собственными функциями, свойствами, компонентами, принципами действия, динамикой и механизмами, они взаимодействуют столь тесно, что трудно и даже невозможно распутать линии их влияния и взвесить их относительный вклад в человеческое поведение. Поведение почти всегда выступает как продукт взаимодействия этих трех систем; чрезвычайно редко одна из них действует без двух других.

* В английских переводах с немецкого и англоязычной психоаналитической литературе используются термины ид, эго и супер-эго. – Прим.ред .

Оно (Ид)

Оно есть изначальная система личности: это матрица, в которой впоследствии дифференцируются Я и Сверх-Я. Оно включает все то психическое, что является врожденным и присутствует при рождении, включая инстинкты. Оно – резервуар психической энергии и обеспечивает энергию для двух других систем. Оно тесно связано с телесными процессами, откуда черпает свою энергию. Фрейд назвал Оно "истинной психической реальностью", поскольку она отражает внутренний мир субъективных переживаний и не знает об объективной реальности. (Обсуждение Оно см. в работе Schur, 1966).

Когда энергия нарастает, Оно не может этого выдерживать, что переживается как дискомфортное состояние напряжения. Следовательно, когда уровень напряжения организма повышается – либо в результате внешней стимуляции, либо вследствие внутреннего возбуждения – Оно действует таким образом, чтобы немедленно снять напряжение и вернуть организм на удобный постоянный и низкий энергетический уровень. Принцип редукции напряжения, на основе которого действует Оно, называется принципом удовольствия.

Для того, чтобы выполнить свою задачу – избежать боли, получить удовольствие, – Оно располагает двумя процессами. Это рефлекторное действие и первичный процесс. Рефлекторные действия представляют собой врожденные автоматические реакции типа чихания и мигания; они обычно сразу снимают напряжение. Организм снабжен рядом таких рефлексов для того, чтобы справляться с относительно простыми формами возбуждения. Первичный процесс предполагает более сложную реакцию. Он пытается высвободить энергию через создание образа объекта, в связи с чем энергия переместится. Например, первичный процесс даст голодному человеку ментальный образ пищи. Галлюцинаторное переживание, в котором желаемый объект представлен как образ памяти, называется исполнение желания. Лучшим примером первичного процесса у здорового человека является сновидение, которое, по Фрейду, всегда представляет исполнение или попытку исполнения желания. Галлюцинации и видения психотиков – также примеры первичного процесса. Ярко окрашено действием первичного процесса аутистическое мышление. Эти исполняющие желания ментальные образы являются единственной реальностью, известной Оно.

Очевидно, что сам по себе первичный процесс не способен снять напряжение. Голодный не может съесть образ еды. Следовательно, развивается новый, вторичный психический процесс, и с его появлением начинает оформляться вторая система личности – Я.

Я (Эго)

Я появляется в связи с тем, что потребности организма требуют соответствующих взаимодействий с миром объективной реальности. Голодный человек должен искать, найти и съесть пищу прежде, чем будет снижено напряжение голода. Это означает, что человек должен научиться различать образ пищи, существующий в памяти, и наличное восприятие пищи, существующей во внешнем мире. Когда эта дифференциация осуществлена, необходимо преобразовать образ в восприятие, что осуществляется как определение местонахождения пищи в среде. Иными словами, человек соотносит существующий в памяти образ пищи с видом или запахом пищи, приходящими через органы чувств. Основное различие между Оно и Я заключается в том, что Оно знает только субъективною реальность, в то время как Я различает внутреннее и внешнее.

Говорят, что Я подчиняется принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Цель принципа реальности – предотвратить разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен объект, подходящий для удовлетворения. Принцип реальности временно приостанавливает действие принципа удовольствия, хотя, в конечном счете, при обнаружении нужного объекта и снижении напряжения "обслуживается" именно принцип удовольствия. Принцип реальности связан с вопросом об истинности или ложности опыта – то есть обладает ли он внешним существованием, – в то время как принцип удовольствия заинтересован лишь в том, приносит ли опыт страдание или наоборот.

Вторичный процесс – это реалистическое мышление. При помощи вторичного процесса Я формулирует план удовлетворения потребностей, а затем подвергает его проверке – как правило, некоторым действием, – чтобы выяснить, срабатывает ли он. Голодный человек думает о том, где можно найти пищу, а затем начинает именно там ее искать. Это называется проверка реальностью. Чтобы удовлетворительно играть свою роль, Я контролирует все когнитивные и интеллектуальные функции; эти высшие ментальные процессы обслуживают вторичный процесс.

Я называют исполнительным органом личности, так как оно открывает двери действию, отбирает из среды то, чему действие должно соответствовать, и решает, какие инстинкты и каким образом должны быть удовлетворены. Осуществляя эти чрезвычайно важные исполнительские функции, Я вынуждено стараться интегрировать часто противоречивые команды, исходящие от Оно, Сверх-Я и внешнего мира. Это непростая задача, часто держащая Я в напряжении.

Однако следует иметь в виду, что Я – эта организованная часть Оно появляется для того, чтобы следовать целям Оно и не фрустрировать их и что вся его сила черпается из Оно. Я не обладает существованием, отдельным от Оно, и в абсолютном смысле всегда зависимо от него. Его главная роль – быть посредником между инстинктивными запросами организма и условиями среды; его высшая цель – поддерживать жизнь организма и увидеть, что вид воспроизводится.

Сверх-Я (Супер-Эго)

Третья и последняя развивающаяся система личности – Сверх-Я. Это внутренняя репрезентация традиционных ценностей и идеалов общества в том виде, в каком они интерпретируются для ребенка родителями и насильственно прививаются посредством наград и наказаний, применяемых к ребенку. Сверх-Я – это моральная сила личности, оно представляет собой скорее идеал, чем реальность, и служит скорее для совершенствования, чем для удовольствия. Его основная задача – оценить правильность или неправильность чего-то, исходя из моральных стандартов, санкционированных обществом.

Сверх-Я как сопровождающий человека интернализированный моральный арбитр развивается в ответ на награды и наказания, исходящие от родителей. Чтобы получать награды и избегать наказаний, ребенок учится строить свое поведение в соответствии с требованиями родителей. То, что считают неправильным и за что наказывают ребенка, инкорпорируется в совесть – одну из подсистем Сверх-Я. То, что они одобряют и за что награждают ребенка, включается в его идеальное Я – другую подсистему Сверх-Я. Механизм обоих процессов называется интроекция.

Ребенок принимает, или интроецирует, моральные нормы родителей. Совесть наказывает человека, заставляя чувствовать вину, идеальное Я награждает его, наполняя гордостью. С формированием Сверх-Я на место родительского контроля встает самоконтроль.

Основные функции самоконтроля: 1) препятствовать импульсам Оно, в частности, импульсам сексуального и агрессивного плана, ибо проявления их осуждаются обществом; 2) "уговорить" Я сменить реалистические цели на моральные и 3) бороться за совершенство. Таким образом, Сверх-Я находится в оппозиции к Оно и к Я и пытается строить мир по своему образу. Однако Сверх-Я подобно Оно в своей иррациональности и подобно Я в стремлении контролировать инстинкты.* В отличие от Я, Сверх-Я не просто отсрочивает удовлетворение инстинктивных потребностей: оно их постоянно блокирует. (Анализ Сверх-Я дан Turiell, 1967).

* Оригинальный термин Фрейда переводится как влечение, однако в переводах с английского традиционно используется калька "инстинкт", соответствующая принятому в англоязычной психоаналитической литературе.

В заключение этого краткого рассмотрения следует сказать, что Оно, Я и Сверх-Я не следует рассматривать как неких человечков, управляющих нашей личностью. Это не более, чем наименования для различных психических процессов, подчиняющихся системным принципам. В обычных обстоятельствах эти принципы не противоречат друг другу и не перечеркивают друг друга. Напротив, они работают как единая команда под руководством Я. Личность в норме функционирует как единое целое, а не как нечто трехчастное. В очень общем смысле Оно может рассматриваться как биологическая составляющая личности, Я – как психологическая составляющая, Сверх-Я – как социальная составляющая.


1. Введение

Одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной социологии классического периода, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс фрейдистских доктрин, оказавших значительное воздействие на всю социальную мысль.

Создав первоначально новый психотерапевтический метод лечения психонервных заболеваний - психоанализ, австрийский врач и психолог, профессор Зигмунд Фрейд (1856-1939) развил свои идеи, в частности, в таких работах, как «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913), «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921), «Беспокойство в культуре» (1929) и др., и довел их до уровня своеобразного психосоциологического учения о бытии человека в норме и патологии.

Философско-социологическая доктрина Фрейда (фрейдизм, «глубинная психология») существенно трансформировала доминирующие традиции психологического направления западной социологии, содействовала определенному синтезу его различных течений, их модернизации.

Наиболее существенная часть психоаналитической социологии Фрейда - учение о человеке, представляющее собой совокупность разнопорядковых концепций о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности, причинах и механизмах деятельности и поведения человека в различных социальных общностях.

Одной из отличительных особенностей учения Фрейда было утверждение принципа всеобщей детерминации психической деятельности, что обусловило значительное расширение исследовательских горизонтов и многомерную интерпретацию мотивов человеческого поведения

2. Основные идеи во взглядах З.Фрейда на человека и его личность

По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму.

Недооценивая сознание и социальное окружение в процессе формирования и бытия человека. Фрейд утверждал, что ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют различного рода биологические механизмы. В частности, он полагал, что в каждом человеке от рождения заложены влечения инцеста (кровосмешения), каннибализма (людоедства) и жажда убийства, которые оказывают большое влияние на всю психическую деятельность человека и его поведение.

Сформулировав психоаналитический парафраз филогенетического закона Геккеля-Мюллера, Фрейд настаивал на том. что духовное развитие индивидуума вкратце повторяет ход развития человечества, в силу чего в своих психических структурах каждый человек несет бремя переживаний отдаленных предков.

Согласно учению Фрейда, главенствующая роль в организации человеческого поведения принадлежит инстинктам. Умозрительная теория инстинктов Фрейда основывалась на понимании и толковании инстинктов как «психического отражения» потребностей человеческого организма и как своеобразного биологического и психического неделимого стереотипа поведения человека.

Фрейд утверждал, что особо важную роль в формировании человека и его жизни играют два всеобщих космических инстинкта: Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт деструкции, инстинкт разрушения).

Представляя человеческую жизнедеятельность как результат борьбы двух вечных сил Эроса и Танатоса, Фрейд считал, что эти инстинкты являются основными двигателями прогресса. Единство и борьба Эроса и Танатоса, по Фрейду, не только обусловливают конечность бытия индивида, но и весьма существенно определяют деятельность различных социальных групп, народов и государств.

Занимаясь терапией психоневрозов и исследованием причин, порождающих их, Фрейд обнаружил неврозы, возможной причиной возникновения которых был конфликт между сексуальными влечениями и желаниями, с одной стороны, и морально-волевыми ограничениями - с другой. В этой связи он предположил, что неврозы (и другие невротические состояния) могут возникать вследствие подавления эротического влечения. Приняв это предположение за доказанный факт, он выдвинул гипотезу о том, что расстройство психики человека (неизбежно ведущее к изменению его личности) обусловлено либо непосредственными эротическими переживаниями, либо этими же переживаниями, унаследованными индивидом от предшествующих поколений, либо комбинацией непосредственных и наследуемых переживаний.

Неправомерно распространяя частные выводы своей клинической практики на человечество в целом (по Фрейду, отличие невротика от здорового человека не имеет принципиального значения), он возвел эти выводы в догму своей метапсихологии и провозгласил сексуальный инстинкт основной детерминантой человеческой деятельности.

По мнению Фрейда, подавление и реализация сексуального инстинкта, состоящего из парциальных инстинктов, проистекающих из разнообразных органических источников, составляют основу всех проявлений психической деятельности, а также формирования личности, мотивации ее поведения и складывания наиболее существенных черт человека.

Пытаясь обосновать эти воззрения, Фрейд выдвинул еще несколько гипотез, призванных объяснить механизмы полового инстинкта и причины исключительного влияния его на формирование и функционирование личности,

По Фрейду, носителем полового инстинкта является всеобщая психическая энергия, имеющая сексуальную окраску (либидо), которая иногда трактовалась им как энергия сексуального влечения или половой голод.

В теории Фрейда концепции либидо принадлежит весьма важная роль. Учитывая это, необходимо отметить, что Фрейд не сумел выработать однозначной трактовки либидо и в зависимости от тех или иных поворотов теоретических изысканий истолковывал либидо то в одном, то в другом смысле.

В одних случаях Фрейд говорил о либидо как о меняющейся количественно силе и заявлял, что это либидо мы отличаем от энергии, которую следует положить вообще в основу душевных процессов. В других - утверждал, что либидо в глубочайшей основе своей и в конечном результате составляет только продукт дифференциации энергии, действующей вообще в психике. Он определил либидо как половой голод, отражающий половые потребности человека и животных, как всеобщую сексуально окрашенную психическую энергию. (Позже Фрейд предположил также существование другого важного момента психической жизни - мортидо - влечения к смерти, агрессивного влечения.)

Фрейд трактовал либидо как исключительно мощное мотивационное начало, оказывающее решающее воздействие на поведение человека. Он считал, что энергия сексуального влечения может сублимироваться (преобразовываться и переноситься) на различные объекты и находить выход в многообразных видах человеческой деятельности, приемлемых индивидом и обществом. При этом Фрейд приписывал формам проявления либидо исключительно широкий диапазон - от элементарных физиологических актов до научного и художественного творчества. Впоследствии энергия сексуального влечения и механизм сублимации были провозглашены Фрейдом основой и двигателем человеческой жизнедеятельности.

Это положение предопределило характер его учения, одной из отличительных черт которого стал пансексуализм - объяснение феноменов человеческого существования преимущественно или исключительно сексуальными устремлениями индивидов.

Существенно важной частью учения Фрейда стала его теория комплексов. Заимствовав у К. Юнга идею комплекса как группы представлений, связанных одним аффектом, Фрейд разработал концепцию комплексов как совокупности неосознаваемых эмоционально окрашенных представлений, влияющих на поведение и здоровье человека.

Считая, что источником психоневрозов являются особенности переживания и подавления эротического влечения, Фрейд уделил значительное внимание разработке комплексов Эдипа, кастрации и неполноценности.

По мысли Фрейда, наиболее важную роль в формировании и жизнедеятельности человека играет комплекс Эдипа. Исследуя сновидения своих пациентов, Фрейд обратил внимание на то, что значительная часть их с возмущением и негодованием сообщали ему о сновидениях, основным мотивом которых была половая связь с матерью.

Усмотрев в этом определенную тенденцию, 3. Фрейд предположил, что подобные сновидения дают известные основания считать, что первое социальное побуждение человека направлено на мать, в то время как первое насильственное желание и ненависть направлены на отца.

Эту предполагаемую неосознаваемую установку, основным содержанием которой считалось эротическое влечение ребенка к матери и связанное с ним агрессивное чувство к отцу. Фрейд назвал комплексом Эдипа (Эдиповым комплексом). Наименование, данное Фрейдом этому комплексу, не случайно. Оно связано с его психоанаиитическим толкованием греческого мифа о царе Эдипе в одноименной трагедии Софокла, когда фиванский царь Эдип, вопреки своей воле и не ведая того, убивает отца (Лаия), женится на матери (Иокасте) и становится отцом детей, которые в то же время являются его братьями по материнской линии.

Основная идея фрейдовской интерпретации Эдиповой ситуации предельно проста: действия царя Эдипа представляют собой лишь осуществление желаний нашего детства. По мысли Фрейда, Эдипов комплекс извечно тяготеет над всеми мужчинами - каждый мальчик испытывает сексуальное влечение к матери, воспринимая своего отца как сексуального соперника, которого он боится и ненавидит. При этом необходимо подчеркнуть, что данные тенденции и влечения по своему характеру сублиминальны, т. е. они не осознаются их носителями.

Таким образом, как полагал Фрейд, в психике человека существуют диаметрально противоположные осознаваемые и неосознаваемые чувства, направленные на один и тот же объект, что само по себе объясняет известную противоречивость психической организации человека.