18 февраля 2017

Судья шоу «Минута славы» на Первом канале рассказал о несбывшейся мечте стать музыкантом, любви к цирку и маленьком правнуке.

— Владимир Владимирович, сейчас, по ощущениям, вы - самый . Особенно в отношении юных участников - почти всегда голосуете против того, чтобы они шли дальше. Это ваша принципиальная позиция?

— Может быть, это жизненный опыт или еще что-то. Но я пришел к убеждению, что с детьми надо обращаться очень деликатно. Они более ранимы. Психика у них менее устойчива. Они переживают поражения гораздо сильнее и эмоциональнее, чем взрослые. Я уже говорил во время программы, что иногда встречаются вундеркинды. Но это совсем другое дело! Это особые, уникальные люди - как Моцарт или Менухин. При этом, например, тот же Рихтер и другие великие пианисты созревали позже. Хотя играли в детстве очень хорошо.

Так вот, выпускать на большую сцену маленького ребенка, внушив ему, что он должен победить, по-моему, неправильно. Это в основном побуждение родителей. Чаще матери, а не отца. И неспособность понимать, что, возможно, ребенку наносится настоящая травма. Поэтому я против этого. Другое дело, например, спортивные соревнования, где дети конкурируют между собой и это происходит не на сцене. Мы все играли в разные игры. Но когда ты выступаешь перед большой публикой, в «Минуте славы», достоинство твое должно быть не в том, что ты маленький, не в том, что у тебя очки и косички, а в том, как ты показываешь себя в искусстве. Вот сегодня была девочка. Она такая милая, такая хорошая. Но петь песню Земфиры она не может. В тексте переживания взрослого человека, испытавшего многое. Трудная песня. Очень! При внешней простоте. Нравится она девочке? Слава богу, пусть поет. Но выпускать ее с этим на сцену – ну, это просто, по-моему, бессердечно. Я сам чуть не ревел. Ребенка так жалко!

— Вы ведь впервые сидите в жюри «Минуте славы». Вот как вас вдруг занесло?

— Когда меня стали уговаривать, сказали: «Вот смотрите, будет ». Я очень высоко ее ценю – ее талант, совершеннейшую оригинальность, непохожесть. «Будет Сергей Юрский» – ну, это один из моих любимых актеров, и вообще человек, которого я очень уважаю. И я подумал: «Совсем другое жюри какое-то!». Но сразу сказал: «Имейте в виду, если соглашусь, не буду разводить сюсю-масю, всем «пятерки» ставить, хвалить: «Какие вы гениальные!». Так не будет». «Нет, — сказали мне. – И не надо». Тогда я подумал: «Ну, может быть, это будет забавно?». И в итоге согласился.


Фото: Евгения Гусева

— Программы отборочного тура сняли. Какие у вас впечатления?

— Есть несколько совершенно выдающихся артистов. Запомнился парень, который делает номер «Я другое дерево». И сегодняшние два армянина ских человека с ножом – это вообще! Я такого не видел никогда. Еще был блестящий фокусник. И пара гимнастов-чемпионов. В общем, есть четыре — максимум пять номеров, которые действительно на меня очень сильно подействовали.

— Когда вы оцениваете выступления, много рассказываете о цирке. Создается впечатление, что вы часто туда ходите, разбираетесь в жанрах.

— Я дружил с циркачами. Когда работал в Агентстве печати «Новости», там была целая группа молодых ребят, сложилась компания. Я занимался внешнеполитической пропагандой, работал в журнале, который выходил на США. Но были ребята, которые работали на советскую аудиторию, интервьюировали разных людей. И через них я познакомился в Енгибаровым. А это величайший клоун! И кстати, когда я еще в детстве жил в Америке, очень интересовался цирком. Часто бывал в цирке «Barnum & Bailey» — это цирк, где три сразу арены. И там одновременно происходят разные действия. Я всегда ходил туда, где акробаты, эквилибристы. Меня потрясают эти люди! А вот цирк с животными ненавижу. Мне их жалко. А вообще, циркачи - это особая публика, это братство, товарищество. Совершенно ни на кого не похожие, замечательные люди.

Мой папа так и не научился играть на фортепиано. Из-за Дмитрия Шостаковича

— Еще, судя по вашим замечаниям, вы хорошо разбираетесь в музыке.

— Я рос с музыкой. Потом, когда женился, долго был в музыкальной семье. Моя дочь закончила консерваторию. И сам я очень люблю музыку. Не стал музыкантом совершенно случайно. Если бы мама не настаивала на том, чтобы я играл на скрипке, может быть, все сложилось бы иначе.

— И на чем вы хотели играть?

— На гитаре. Но мама решила: «Нет. Гитара – потом. Давай сначала – скрипка». А мне было семь лет. И я ненавидел эту скрипку лютой ненавистью. В конце концов, случайно нашел карикатуру. Был такой замечательный американский карикатурист Чарльз Адамс. Именно он придумал знаменитую «Семейку Адамс». В общем, была у него карикатура-комикс. Значит, идет пухленький мальчик, в коротких штанишках, в бейсболке, и с футляром из-под скрипки – первый рисунок. Второй: он дошел до какого-то дома, звонит в дверь. Третий: дверь открывает такой носатый, патлатый преподаватель-скрипач. Четвертый: ребенок вошел и положил на рояль футляр. Пятый: он достает из футляра автомат и расстреливает профессора. Я это вырезал и повесил над кроватью. И мама сказала: «Ну, ладно». На этом мои уроки закончились. К сожалению, я не стал музыкантом. Но я очень люблю музыку и разбираюсь в ней.


Члены жюри шоу «Минута славы» актеры Сергей Юрский, Сергей Светлаков, Рената Литвинова и телеведущий Владимир Познер (слева направо) на съемках передачи на Первом канале. Фото: Михаил Фролов

— Значит, вы и дочери свою любовь передали, раз она отучилась в консерватории?

— Нет. Она просто родилась в музыкальной семье. Ее бабушка по маме Зара Левина была довольно известным композитором в Советском Союзе. И понимаете, когда ребенок в два года напевает вам симфонию, то все становится понятно. Это не значит, что его надо выпускать на сцену. Но с Катей было сразу ясно, что она точно станет музыкантом. Она закончила Московскую консерваторию и как пианист, и как композитор. У нее два красных диплома. И потом ее сын, Коля, мой внук — он тоже музыкант.

Вообще, это вещи, которые очень рано проявляются. Слух — есть или нет. Видно, потянет ребенок учебу или не справится. Когда человек учится в консерватории или даже в музыкальной школе при ней – это ведь работа. Минимум четыре часа в день за инструментом. А бывает, и 8 часов. Это сойти с ума! Но иначе пальцы не бегают. Это колоссальный труд. Вот мой папа не научился играть на фортепиано из-за Шостаковича.


— Почему?

— Они оба жили в Петрограде, еще до революции. Папе было 8 лет, а Шостаковичу, или Мите, как он его называл, было девять. Папа приходил на урок первым. И учительница его ругала, говорила: «Вот сейчас ты увидишь, как надо заниматься». И заходил Митя — вихрастый такой, в очках уже. И показывал тако-о-ое! Папа его возненавидел. Но куда там тягаться? Это действительно вундеркинд.

— Сейчас вы сами отец, дедушка…

— …прадед даже!

— Внучка Маша стала мамой? Вы ждали так этого.

— Уже почти три года назад. У нее родился мальчик, зовут его Валентин.

— Они за границей живут?

— В Берлине. Он и родился там. Его папа француз. При этом Маша говорит с сыном только по-русски. И он ходит в немецкий детский сад. Самое смешное, Валентину кажется, что это все один язык. Он пока не понимает, что русский, немецкий, французский — это три языка. Но знает точно, с кем как надо говорить. Необыкновенно интересно, как его мозг работает. Поразительная вещь!

— С вами он говорит по-русски?

— Со мной — да. И когда я недавно вдруг перешел на французский, он совершенно обалдел, прямо рот раскрыл. По-французски-то с ним только папа говорит, а тут вдруг Вова. Меня и внуки, и правнук так называют – Вова.


— Насколько вы строги к детям, к внукам, и теперь уже – правнуку?

— Знаете, я обожаю моих детей и моих внуков. Мы очень близкие люди. Мне страшно повезло в жизни с этим – что мы так откровенны друг с другом. Я строг… Но как вам сказать?

— Требователен?

— Да. Я абсолютно твердо уверен в том, что самое главное воспитание – это твой пример. Нельзя говорить детям «Не кури», если ты сам куришь. «Не груби!», если ты сам грубишь. «Не жуй еду с открытым ртом», если ты так жуешь. И так далее. Я их очень сильно люблю, и они это чувствуют всегда. Я могу их тискать, держать на руках. Обычно женщины это делают. Но и мне это нравится. И детям это важно – вот это тактильное чувство. Меня мало родители обнимали, хотя очень любили.

— Это не принято было?

— Моя мама — строгая француженка. А папа и вовсе не обнимал. Я очень скучал по их прикосновениям. И поэтому по отношению к своим детям и внукам веду себя иначе. Я строг, но я их уважаю. Ведь и пятилетний ребенок — уже человек. И он может быть намного умнее 50-летнего. Сила взрослого – это не то, что убеждает ребенка. Хотя когда я был молодым, конечно, навалял дурака в этом смысле. Но все-таки довольно быстро это понял.

— В чем это выражалось?

— Моя дочь так плохо ела, что могла сидеть часами с полным ртом. И как-то раз я потерял терпение и дал ей пощечину.

— Стыдно?

— Да. И у нее кровь пошла из носа. Когда вспоминаю об этом, прямо мне плохо. Я перед ней много раз потом извинялся и просил прощения. Она забыла, а я никогда этого не забуду. Для меня это был урок — больше никогда так не делать. Просто исключено! Знаете, мой отец был очень строг со мной, потому что его родители были очень строги с ним. Мы переносим это из поколения в поколение. И вот тогда я понял, что играю роль моего отца по отношению к дочери. Когда осознал это, мне стало легко, я перестал так делать раз и навсегда.


Будущий мэтр телевидения (в центре) родился в семье эмигрировавшего из России Владимира Познера и француженки Жеральдин Люттен.Фото: Личный архив

— Люди, мечтаю об известности. Но у нее есть и отрицательные стороны. Но когда-нибудь испытывали это на себе?

— Слава, известность пришла ко мне в 52 года, поэтому я совсем по-другому к этому отношусь. Когда ты молод, это, конечно, очень сильно на тебя действует. Помните, в сказке: огонь, вода и медные трубы. Огонь и воду пережить просто, а вот медные трубы — очень тяжело. Но я их легко прошел. Потому что понимал: телевизионная слава мимолетна. Сегодня ты на экране, завтра нет - и все, тебя забыли. Ты ничего не создал. Книги не написал, музыки не сочинил, картины не нарисовал. Ты сиюминутный. Конечно, я благодарен людям, которые узнают меня, улыбаются, подходят. И вроде тепло относятся. Но я к этой славе отношусь очень скептически!

« »
По субботам/19.10, Первый

Все ждут от Владимира Познера размышлений о политике и журналистике. Но на эти темы он уже так много сказал, что мы решили поговорить о чем-то хорошем и личном. Например, о детях. И внуках. И правнуках.

- Владимир Владимирович, вы и отец, и дед...

И прадед даже! (Улыбается).

- Внучка Маша стала мамой?

Уже почти три года назад. У нее родился мальчик, зовут Валентин. Они живут в Берлине. Его папа француз. При этом Маша говорит с сыном только по-русски. И он ходит в немецкий детский сад. Самое смешное, Валентину кажется, что это все один язык. Он пока не понимает, что русский, немецкий, французский - это три языка. Но знает точно, с кем как надо говорить. Необыкновенно интересно, как его мозг работает.

- С вами он говорит по-русски?

Со мной да. И когда я недавно вдруг перешел на французский, он совершенно обалдел, рот раскрыл. По-французски-то с ним только папа говорит, а тут вдруг Вова. Меня внуки и правнук так и называют - Вова.

- Знаю, вы хорошо разбираетесь в музыке.

Я рос с музыкой. Потом, когда женился, долго был в музыкальной семье. Моя дочь окончила консерваторию. И сам я не стал музыкантом совершенно случайно. Если бы мама не настаивала на том, чтобы я играл на скрипке, может быть, все сложилось бы иначе.

- И на чем вы хотели играть?

На гитаре. Но мама решила: "Нет. Гитара - потом. Давай сначала - скрипка". А мне было семь лет. И я ненавидел эту скрипку лютой ненавистью. В конце концов, случайно нашел карикатуру-комикс. Значит, идет пухленький мальчик в коротких штанишках, бейсболке и с футляром из-под скрипки - первый рисунок. Второй: он дошел до какого-то дома, звонит в дверь. Третий: дверь открывает такой носатый, патлатый преподаватель-скрипач. Четвертый: ребенок вошел и положил на рояль футляр. Пятый: он достает из футляра автомат и расстреливает профессора. Я это вырезал и повесил над кроватью. И мама сказала: "Ну ладно". На этом мои уроки закончились.

ОЧЕНЬ ЛИЧНОЕ

"Когда был молодым, навалял дурака"

Я абсолютно твердо уверен в том, что самое главное воспитание - это твой пример, - говорит Познер. - Нельзя говорить детям "Не кури", если ты сам куришь. "Не груби!", если ты сам грубишь. "Не жуй еду с открытым ртом", если ты так жуешь. И так далее. Я очень сильно люблю своих внуков, правнука, и они это чувствуют всегда. Я могу их тискать, держать на руках. И детям это важно - вот это тактильное чувство. Меня мало родители обнимали, хотя очень любили.

- Это не принято было?

Моя мама - строгая француженка. А папа и вовсе не обнимал. Я очень скучал по их прикосновениям. И поэтому по отношению к своим детям и внукам веду себя иначе. Я строг, но я их уважаю. Ведь и пятилетний ребенок - уже человек. И он может быть намного умнее 50-летнего. Сила взрослого - это не то, что убеждает ребенка. Хотя когда я был молодым, конечно, навалял дурака в этом смысле.

- В чем это выражалось?

Моя дочь так плохо ела, что могла сидеть часами с полным ртом. И как-то раз я потерял терпение и дал ей пощечину.

- Стыдно?

Да. И у нее кровь пошла из носа. Когда вспоминаю об этом, прямо мне плохо. Я перед ней много раз потом извинялся и просил прощения. Она забыла, а я никогда этого не забуду.

Мария Лобанова - журналист, светская львица. Известна своим умением рассказывать читателям о необычных путешествиях, светских раутах и новинках индустрии моды увлекательно и интересно. Тонкий юмор и обилие ярких деталей всегда сопровождают ее обзоры. Ее авторские колонки выходили во многих изданиях: Forbes Style, Harper"s Bazaar, Vogue, «Домовой», L’Officiel.

Биография Марии Лобановой

Родилась в Лондоне 13 декабря в интеллигентной семье. Ее папа Лобанов Владимир Яковлевич имеет три диплома о высшем образовании, свободно владеет тремя языками, объездил весь мир в качестве внешнеторгового представителя. Сейчас он - очень увлеченный дачник.

Дедушка - Черкасов Владимир Георгиевич - имел различные правительственные награды и свободно говорил на семи языках. Мария считает себя профессорской внучкой.

Окончила журфак Московского государственного университета им. Ломоносова. Училась на профессиональных курсах в Лондоне.

Во время учебы в Великобритании Мария Лобанова занималась организацией благотворительных мероприятий и участвовала в создании британского общества Friends of the Bolshoi. Занималась организацией благотворительной премьеры фильма «Онегин» Марты Файнс с братом, актером Рэйфом Файнсом в главной роли.

Карьера

Профессиональную карьеру Мария Лобанова начинала репортером на ТВ-6. Затем начала писать для В профессию ее вводил работавший тогда редактором «Домового» Сергей Николаевич, нынешний главный редактор «Сноба».

Запускала российский GQ в качестве PR-специалиста, потом работала в Harper"s Bazaar. Несколько лет продвигала люкс ювелирной торговой марки Carrera & Carrera в России.

В 2007 году в качестве главного редактора выпустила журнал для тридцатилетних женщин, ориентированных на карьеру, Sex and the City. Предложение о создании пришло неожиданно, но оказалось по силам - хотелось сделать что-то полезное для общества.

Мария сама разработала его концепцию, сделав близким по духу одноименному американскому сериалу. Журнал уникальный и не имеет аналогов в мире. Это не типичное женское глянцевое чтиво, а издание, заставляющее думать.

В 2011 году журнал был переименован в SNC. В 2012 году Мария передает бразды правления Ксении Собчак и покидает журнал. Она возвращается к работе в созданной в 2005 году своей пиар-консультации.

Личная жизнь

Несмотря на свою публичность, личную жизнь предпочитает не афишировать и даже скрывать. Известно, что Мария Лобанова замужем и мечтает стать матерью.

Является поклонницей здорового образа жизни. Ее интересуют проблемы экологии, отношения людей, а также развитие общества и влияние на него отдельных личностей.

В людях ценит умение красиво вести беседу и держать дистанцию, хорошие манеры. Не терпит панибратства и обращения на "ты". Любит, когда ее поздравляют с удачным интервью или статьей.

Сейчас Мария занимается продвижением авторского кино и современного искусства в качестве PR-консультанта. Одним из своих удачных проектов считает PR-компанию к фильму «Танец Дели» Ивана Вырыпаева. Картину приняли даже в далеких от авторского кино гламурных кругах.

Но и о журналистике не забывает. Сотрудничает с Vanity Fair - изданием, которое посвящено моде, политике и другим аспектам массовой культуры.

Лобанова Мария – начинающая юная актриса российского кино. Мария любит танцевать и петь. Занимается конным спортом и отлично знает все правила для наездников. Обожает лепить из кинетического песка, который помогает развивать творческие способности и мелкую моторику пальцев рук. Юной актрисе очень нравится проводить время в играх со своей родной сестрой Ярославой. Также катается на сноуборде и коньках.

Кроме общеобразовательной школы девочка посещает занятия актёрской детской школы «Талантино» в городе Москва.

Основателем Медиахолдинга «Талантино» является Анна Яшина (актриса), которая также считается агентом Марии. Анна занимается организацией кастингов, интервью для девочки и всеми процессами, связанными со съёмками.

В «Талантино» Мария учится актёрскому мастерству , сценическому движению и речи, основам грима, умению работать на камеру, озвучиванию и многому другому.

Мария профессионально занимается пением. Имеет много побед на разных вокальных конкурсах и фестивалях : первое место в городе Сочи на международном фестивале «Кинотаврик»(2015г.), три раза (2015, 2016, 2017) завоевала гран-при «Звезда Талисмана», два раза лауреата городского конкурса «Московский соловей».

Профессиональная деятельность

У Марии уже достаточно большой опыт в съёмочном процессе. Начала девочка свою творческую деятельность в 2015 году с озвучивания треков к мультфильмам для телеканала Карусель:

  • «Томас и его друзья»;
  • «Марин и его друзья»;
  • «Дуда и Дада»;
  • «Врумиз» и другие.

В этом же году принимала участие в съёмках заставок для каналов Дождь и Карусель. В 2016 году Маша приняла участие в социальном ролике , где играла главную роль вместе с Полиной Гагариной, посвящённого Всемирному дню борьбы с диабетом.

Дебютировала в кино девочка в десять лет (2016 год) в детективном мини-сериале режиссёра Юрия Поповича «Дилетант». В фильме Маша сыграла дочь главной героини Киры – Агату.

В 2017 году снялась в мелодраме «Держи меня за руку» (другое название фильма «Три сестры»), где сыграла роль Снежаны.

В апреле 2018 года на экраны выйдет первая полнометражная работа режиссёра , который снял спортивную драму «Тренер». В фильме Мария снялась в роли Даши. В этом же году находится в производстве комедия «Папа, сдохни» режиссёра Кирилла Соколова, в котором юная актриса сыграла эпизодическую роль девочки Оли.

Несмотря на юный возраст, фильмография Марии насчитывает более четырёх работ в кино. Начиная с первого фильма, юную актрису постоянно приглашают режиссёры принять участие в своих кинокартинах.

Сейчас девочка снимается в новом фильме, в котором ради роли она обрезала свои длинные волосы и сделала короткую стрижку. Название нового фильма пока держится в секрете.

Вы самый строгий судья в «Ми­нуте славы». Особенно в отношении юных участников, почти всегда голосу­ете против того, чтобы они шли дальше.

Может быть, это жизненный опыт. Но я пришел к убеждению, что с деть­ми надо обращаться очень деликатно. Они более ранимы. Психика у них ме­нее устойчива. Они переживают по­ражения гораздо сильнее и эмоцио­нальнее , чем взрослые. Я уже гово­рил во время программы, что иногда встречаются вундеркинды. Но это со­всем другое дело! Это особые, уни­кальные люди. Так вот, выпускать на большую сцену маленького ребенка, внушив ему, что он должен победить, по-моему, неправильно. Это в основ­ном побуждение родителей. Чаще ма­тери, а не отца. И неспособность по­нимать, что, возможно, ребенку на­носится настоящая травма. Поэтому я против этого. Другое дело, напри­мер, спортивные соревнования, где дети конкурируют между собой и это происходит не на сцене. Мы все игра­ли в разные игры. Но когда ты вы­ступаешь перед большой публикой, в «Минуте славы», достоинство твое должно быть не в том, что ты малень­кий, не в том, что у тебя очки и косич­ки, а в том, как ты показываешь себя в искусстве. Вот сегодня на съемках бы­ла девочка. Она такая милая, такая хо­рошая. Но петь песню Земфиры она не может. В тексте переживания взрос­лого человека, испытавшего многое. Трудная песня. Очень! При внешней простоте. Нравится она девочке? Сла­ва богу, пусть поет. Но выпускать ее с этим на сцену - ну, это просто, по- моему, бессердечно. Я сам чуть не ре­вел. Ребенка так жалко!

- Сейчас вы сами отец, дедушка…

Прадед даже!

- Внучка Маша стала мамой?

Уже почти три года назад. У нее ро­дился мальчик, зовут Валентин. Они живут в Берлине . Его папа француз. При этом Маша говорит с сыном только по- русски. И он ходит в немецкий детский сад. Самое смешное, Валентину кажет­ся, что это все один язык. Он пока не по­нимает, что русский, немецкий, фран­цузский - это три языка. Но знает точно, с кем как надо говорить. Необыкновен­но интересно, как его мозг работает.

- С вами он говорит по-русски?

Со мной да. И когда я недавно вдруг перешел на французский, он совершенно обалдел, рот раскрыл. По- французски-то с ним только папа го­ворит, а тут вдруг Вова. Меня внуки и правнук так и называют - Вова.

- Насколько вы строги к детям, к вну­кам, правнуку?

Знаете, я их обожаю, мы очень близкие люди. Мне страшно повез­ло в жизни с этим - что мы так откро­венны друг с другом.

«Я не стал музыкантом совершенно случайно»

- Судя по вашим замечаниям, вы хо­рошо разбираетесь в музыке.

Я рос с музыкой. Потом, когда же­нился, долго был в музыкальной се­мье. Моя дочь окончила консерва­торию. И сам я очень люблю музы­ку. Не стал музыкантом совершенно случайно. Если бы мама не настаива­ла на том, чтобы я играл на скрипке, может быть, все сложилось бы иначе.

- И на чем вы хотели играть?

На гитаре. Но мама решила: «Нет. Гитара - потом. Давай сначала - скрип­ка». А мне было семь лет. И я ненавидел эту скрипку лютой ненавистью. В кон­це концов, случайно нашел карикату­ру. Был такой замечательный амери­канский карикатурист Чарльз Аддамс . Именно он придумал знаменитую «Се­мейку Аддамс». В общем, была у него карикатура-комикс. Значит, идет пух­ленький мальчик в коротких штаниш­ках, бейсболке и с футляром из-под скрипки - первый рисунок. Второй: он дошел до какого-то дома, звонит в дверь. Третий: дверь открывает та­кой носатый, патлатый преподаватель- скрипач. Четвертый: ребенок вошел и положил на рояль футляр. Пятый: он достает из футляра автомат и расстре ­ливает профессора. Я это вырезал и по­весил над кроватью. И мама сказала: «Ну ладно». На этом мои уроки закон- чились.

- Значит, вы и дочери свою любовь к музыке передали, раз она отучилась в консерватории?

Нет. Она просто родилась в музы­кальной семье. Ее бабушка по маме Зара Левина была довольно извест­ным композитором в Советском Со­юзе. И понимаете, когда ребенок в два года напевает вам симфонию, то все становится понятно. Это не значит, что его надо выпускать на сцену. Но с Катей было сразу ясно, что она точ­но станет музыкантом. Она окончи­ла Московскую консерваторию и как пианист, и как композитор. У нее два красных диплома. И потом ее сын, Коля, мой внук - он тоже музыкант.

Вообще это вещи, которые очень рано проявляются. Слух - есть или нет. Видно, потянет ребенок учебу или не справится. Когда человек учит­ся в консерватории или даже в музы­кальной школе при ней - это ведь ра­бота. Минимум четыре часа в день за инструментом. А бывает, и 8 часов. Это сойти с ума! Но иначе пальцы не бегают. Это колоссальный труд. Вот мой папа не научился играть на фор­тепиано из-за Шостаковича .

- Почему?

Они оба жили в Петрограде , еще до революции. Папе было 8 лет, а Шостаковичу, или Мите, как он его называл, было девять. Папа при­ходил на урок первым. И учительница его ругала, говорила: «Вот сейчас ты увидишь, как надо заниматься». И за­ходил Митя - вихрастый такой, в оч­ках уже. И показывал тако-о-ое! Папа его возненавидел. Но куда там тягать­ся? Это действительно вундеркинд.

«Когда был молодым, навалял дурака»

Я абсолютно твердо уверен в том, что самое главное воспитание - это твой пример, - говорит Познер . - Нельзя говорить детям «Не кури», ес ли ты сам куришь. «Не груби!», ес­ли ты сам грубишь. «Не жуй еду с от­крытым ртом», если ты так жуешь. И так далее. Я очень сильно люблю своих внуков, правнука, и они это чувствуют всегда. Я могу их тискать, держать на руках. Обычно женщины это делают. Но и мне это нравится. И детям это важно - вот это тактильное чувство. Меня мало родители обни­мали , хотя очень любили.

- Это не принято было?

Моя мама - строгая француженка. А папа и вовсе не обнимал. Я очень скучал по их прикосновениям. И по­этому по отношению к своим детям и внукам веду себя иначе. Я строг, но я их уважаю. Ведь и пятилетний ребе­нок - уже человек. И он может быть намного умнее 50-летнего. Сила взрос­лого - это не то, что убеждает ребен­ка. Хотя когда я был молодым, конеч­но, навалял дурака в этом смысле. Но все-таки довольно быстро это понял.

- В чем это выражалось?

Моя дочь так плохо ела, что могла сидеть часами с полным ртом. И как- то раз я потерял терпение и дал ей пощечину.

- Стыдно?

Да. И у нее кровь пошла из носа. Когда вспоминаю об этом, прямо мне плохо. Я перед ней много раз потом извинялся и просил прощения. Она забыла, а я никогда этого не забуду. Для меня это был урок - больше ни­когда так не делать. Просто исключе­но! Знаете, мой отец был очень строг со мной, потому что его родители бы­ли очень строги с ним. Мы переносим это из поколения в поколение. И вот тогда я понял, что играю роль моего отца по отношению к дочери. Когда осознал это, мне стало легко, я пере­стал так делать раз и навсегда.