. "Вести" узнали о традициях и обычаях этого праздника.

Начинают отмечать этот праздник еще накануне, 6 января. У вечера 6 января сразу несколько названий: Сочельник, Святий вечір или Коляды. По церковному уставу, в этот день соблюдается строгий пост: верующие полностью воздерживаются от пищи. "До первой звезды нельзя" - так говорили на Руси, и не вкушали съестного, пока на небе в этот вечер не появится первая звезда- как символ рождественской звезды, возвестившей в свое время волхвов о рождении младенца Христа.

Сочельник — это заключительный день Рождественского поста. И свое название он получил за то, что в этот день принято есть сочиво (кутю).

Это блюдо готовится из макового или миндального молока, которое смешивают с медом, и каши из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы. Также сюда добавляют целые или измельченные ядра грецких орехов, сладкого миндаля, растертого мака.

Кутей начинается трапеза как в Рождественский, так и в Крещенский сочельник. Согласно традициям, в Святой Вечер на рождественском столе должно быть 12 блюд.

Обычаи на Рождество в Украине

Что касается самого Рождества, то украинские традиции на Рождество тесно связаны с традициями Нового года: символом этого праздника тоже является елка, украшенная Вифлеемской звездой на верхушке. На ветки дерева вешают для детей различные сладости, а под саму елку кладут подарки. В старину, в полночь, все обменивались подарками, поздравляя друг друга и загадывая желания.

Среди девушек были распространены Рождественские гадания. Считалось, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют все-все задуманное. При этом все загаданное на Рождество обязательно должно быть добрым.

В некоторых регионах Украины есть традиция украшать стол Дидухом.

Дидух - это аутентичный украинский символ Рождества. Имеет вид снопа пшеницы или овса специальной формы: с тремя, пятью или семью ногами и большим количеством узлов. Это символ урожая, благополучия, богатства, бессмертия предков, оберега рода. Дидух заносили в дом с появлением на небе первой звезды 6 января и ставят в углу.

А вот на западной Украине (например, во Львовской области) вместо дидухов делают "пауков". Это память о паутинах, по легенде спасших Христову семью от воинов Ирода. Делают "пауков" из соломы, из тонких деревянных прутьев или из проволоки, а в местах соединения цепляли цветы, свечи или стеклянные елочные украшения.

Кое-где до сих пор, как и в старину, к Рождеству покрывают пол в домах свежим сеном, а стол — соломой, на которую затем стелют скатерть и ставят угощение. Это напоминает хозяевам и их гостям, что Спаситель родился не в царских чертогах, а в овечьем хлеву и был положен в ясли на солому.

Рождество Христово: как празднуют

Рождество - духовный праздник, и к тому же семейный. Поэтому утром 7 января всей семьей принято ходить в церковь на праздничную молитву, которая посвящается воспоминаниям о рождении Спасителя. Возвращаясь из церкви, люди радостно здороваются: "Христос родился! — Славьте его!" или "Со Святым Рождеством, будьте здоровы!"

У наших предков было принято, чтобы утром хозяин опять ставил свечу, обкуривал дом, кропил святой водой, а хозяйка мыла посуду - и только после этого все еще раз с молитвой садились за постный стол. После окончания церковной службы семья снова собиралась на праздничный обед, но тот уже не был постным.

В центре праздничного рождественского стола ставится кутя. Кроме того, к Рождеству специально подкармливали и кололи кабана, чтобы приготовить студень, сальтисон, колбасу, жаркое и сало - все, чего не хватало в Рождественский пост. Также запекали гуся (или утку - кому что больше нравится), подавали шулики медовые с маком, узвар, рождественский калач, блины и открывали различные соленья (огурцы, томаты и пр.).

Рождество Христово: праздничные мероприятия - колядование

Вечером начинали ходить колядники (иногда их еще называют христославы) с "Вифлеемской звездой".

При этом в разных регионах Украины колядуют в разное время: где-то - уже на Святой Вечер, кое-где - в первый день Рождества, а где-то - утром второго дня праздников.

Обычно с колядками ходят дети, взрослые парни и девушки. Взрослые ребята и девушки ходили колядовать отдельно. Но так как девушки колядовать ходили вечером, то с собой они брали фонарь в форме месяца или звезды. На Западной Украине колядовали еще и мужчины из церковного братства.

Колядники подходили к дому, становились под окнами и кричали все вместе, чтобы хозяева благословили их колядование. После получения разрешения начинали петь колядку, предназначенную лично хозяину или хозяйке, узнав заранее, как кого зовут. Когда пение заканчивалось, хозяева выносили колядникам сладости или денежку.

Колядовать ходили и ряженые, которые разыгрывали в ролях рождественские рассказы, а кроме того и другие христианские сюжеты, которые пользуются неизменным успехом в народе. К ним обычно входили Пастухи, Коза, Ирод, Цари, Жиды и даже Смерть.

Старинным рождественским обычаем является и хождение с вертепом - небольшим коробом, такой себе мини-кукольный театр, который изображает пещеру, где, по преданию, родился Христос. В нем народные умельцы разыгрывали целые спектакли на тему Рождества.

Еще одной народной традицией является традиция мириться в этот день, прощать друг другу вольные и невольные обиды, чтобы в полной мере ощутить радость жизни.

Святки-2018: традиции

Двенадцать дней после Рождества называются святыми днями или святками. Они отмечаются в период между Рождеством Христовым и Крещением и длятся 12 дней.

В 2018 году Святки пройдут с вечера 6 и до 19 января.

В эти дни нет поста. Однако Святки - это не только радость и веселье, в эти дни принято совершать дела милосердия. В эти дни щедро раздавали милостыню.


Украинские рождественские традиции – как в Украине праздновали Рождество в старину?

Праздник Рождества Христова пришел на Руcь вместе с христианством и стал одним из двух основных христианских праздников – в Православной Церкви Рождество Христово считается вторым праздником после Пасхи.

Рождество в Украине

Рождественский пост

Рождеству Христовому предшествует сорокадневный Рождественский пост (св. Четыредесятница), который также называют Филлиповым. Главная цель Рожденственского поста заключается в духовном очищении человека, чтобы встретить Рождество с чистой душой.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Запрещается мясо, сливочное масло, молоко, яйца. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла только после вечерни.

В остальные дни – вторник, четверг, субботу и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

В последнюю неделю перед праздником пост усиливается. Кроме поста телесного, церковь напоминает о посте духовном. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора.

Сколько дней празднуют Рождество?

В Украине Рождество начинают праздновать в Свят вечер – 6 января, тогда же и заканчивается рождественский пост. После Рождества наступают коляда или святки – 12 дней, в течение которых отмечается праздник.

На второй день Рождества, 8 января празднуется Собор Пресвятой Богородицы. Этот день посвящен прославлению Божией Матери, "радость миру родившей".

По традиции в дни празднования Рождества совершается память первых христианских мучеников: апостола первомученика и архидиакона Стефана, Никомидийских мучеников, пострадавших во время гонений на христиан в Малой Азии в IV веке, а также мучеников младенцев в Вифлееме избиенных.

Первое воскресенье после Рождества посвящается прославлению праведного Иосифа, Обручника Девы Марии, послужившего Богомладенцу своим земным отцовством; царя Давида, основателя рода, из которого ожидался Мессия и к которому принадлежала Дева Мария, и Иакова, брата Господня, который был свидетелем тайны Боговоплощения, сопровождал Марию, Иосифа и Младенца Иисуса во время их бегства в Египет, и который впоследствии возглавил первую христианскую общину в Иерусалиме.

Рождественский стол в Свят вечер перед Рождеством

Современным хозяйкам не следует путать ужин, приготовленный на Святой вечер, и семейный ужин на Рождество Христово.

В Украине вечерняя трапеза на Свят вечер, 6 января, сопровождается многими традициями и обрядами. Накануне Рождества церковь предписывала строгий пост – целый предрождественский день верующим нельзя было есть и пить. Ужин на Свят вечер был для них первой трапезой в этот день – им и заканчивался 40-дневный предрождественский пост. За стол можно было садиться с появлением на небе первой звезды, в память о Вифлеемской звезде, возвестившей пастухам о рождении Христа.

Главными блюдами на украинский Святой вечер являются кутя – пшеничная или рисовая каша с медом, маком и изюмом, и узвар – компот из сухофруктов. Всего на столе в Свят вечер должно быть 12 постных блюд, среди которых в старину готовили постный борщ с грибами, горох, капустник, рыбные блюда, вареники с капустой, кашу гречневую, голубцы с рисом, постные блины, грибы, пироги.

После ужина, который обычно длился 3-4 часа, кутью и некоторые другие блюда со стола не убирали, а оставляли для духов умерших предков, которые, по верованию украинцев, также приходили «на рождественскую кутю».

А вот на само Рождество Христово (7 января) готовят большой семейный ужин. Пост окончился, поэтому на столе могут присутствовать разнообразные мясные блюда: домашняя колбаса, жареный поросенок, поросенок, фаршированный гречневой кашей, гусь или утка с антоновскими яблоками, утка с капустой, студень, окорок, буженина, бараний бок с кашей, а также блины, заливная рыба, пироги и пряники.


Украинские традиции празднования Рождества

Колядки
В Украине в первый день Рождества в гости почти не ходили. Только женатые дети (с невесткой или зятем) должны были посетить после обеда своих родителей, говорили, что везут „деду ужин".

Под вечер 7 января шли первые детские ватаги колядников, каждый имел через плечо котомку, куда складывали гостинцы. Спрашивали у хозяев кому колядовать, чаще всего колядовали сыну или дочери.

Рождественские гадания
Считается, что именно в "святые" дни можно наиболее точно предсказать будущее. Поэтому девушки пользовались моментом и участвовали в рождественских гаданиях. Интересовало их, прежде всего, выйдут ли они в следующем году замуж или останутся «в девках», будут ли богаты или бедны. Поэтому очень многие гадания связаны с поисками суженого.
Народные приметы, связанные с Рождеством

Существовали многочисленные народные приметы, связанные с погодой на Коляды (Рождество).

Когда, например, первый день Коляд ясный – будет неурожайный год, а если хмурый, снег идет – урожайный.

Если в колядный вечер и ночью на небе много звезд – летом будет много грибов; если в другой половине дня посыплет град – горох будет большой, если снег – будут хорошо роиться пчелы.


Украинские обычаи на Свят вечер – ночь перед Рождеством

Первым за стол садился хозяин, а за ним по старшинству и другие. Все почтенно продували скамьи, чтобы не присесть на Духа, потому что считалось, что на богатую кутью приходят духи предков. Во время святого ужина не гоже было вставать из-за стола (это могла делать лишь хозяйка, которая садилась перед столом), разговаривали почтенно и не громко.

В Вилию, в канун Святой Вечери, не гоже было ходить в гости или к другому дому, а также ничего не одалживали. Все пытались быть дома вместе и даже путешествующие предпочитали до этого дня вернуться домой. Начиная Святую Вечерю, хозяин с молитвой набирал из горшка в новую макитру кутью, добавлял тертого мака и медовую ситу и ставил на стол (где горела зажженная свеча, лежал кныш и каравай). В первую очередь кормили скот и домашнюю живность.

Потом самый старший хозяин брал ложкой кутью и говорил молитву за покойных дедов и родителей, приглашая их на ужин. Для них и отсутствующих членов семьи на столе специально ставили две рюмки и тарелки (из них никто не ел, и туда насыпали кутью). В некоторых районах сохранился обычай подбрасывать ложку кутьи к потолку, приговаривая, чтобы Бог послал много приплоду в хозяйстве. Потом хозяин подносил рюмку и произносил молитву за сущих членов семьи. За ужин рюмка очередью обходила всех взрослых родственников, а кушанья употребляли из общих мисок.

Считалось доброй приметой, если на Святую Вечерю приходили одинокие, бедные, неприкаянные люди. Их щедро принимали и угодничали.

По традиции, на Святвечер должно быть „богато" – 12 постных блюд: кутья, узвар, горох, капустник, рыбные блюда, голубцы, борщ, вареники, блины, каша, пирожки, грибы. После ужина, который длился несколько (3-4) часов, кутью и некоторые другие блюда не убирали со стола, а оставляли для духов, которые будут садиться за Святую Вечерю во второй раз. Для них также ставили стакан воды и чистое полотенце.

После ужина люди начинали петь колядки, которые еще с дохристианских времен посвящались сотворению Мира, Богу-солнцу, урожайности и приплоду домашней живности. Гадали по стебелькам, которые вытягивали из-под скатерки на столе. Потом родители одаривали детей, гостей и друг друга деньгами и подарками, что символизировало будущий достаток и богатство.

После Святой Вечери и угощений не гоже было спать, особенно хозяину и хозяйке, которые ложились отдохнуть одетыми, чтобы не заснуть. Пытались без надобности не выходить из дома или из двора и ничто не занимать до утра. Лишь дети могли отнести обрядовую еду дедушкам, бабушкам или крестным отцам, которые жили рядом.

Окошки жилищ всю ночь сверкали светом, потому что и свечи не гасили на Святой Вечер, они сами должны были догореть полностью. Все разговоры велись спокойно, почтенно и касались они предков рода и хозяйства. Нельзя было злиться, ссориться, говорить что-то плохое, потому что это могло сбыться, поскольку в эту ночь злые духи, ведьмы и другие недобрые силы блуждали под окнами и все слышали.

Празднование Рождества

Под утро до восхода солнца начинали ходить мальчики-виншувальники (девочкам ходить с приветствиями не годилось) и „виншували".

Виншувальникам очень радовались, потому что хозяева переживали, чтобы первой не пришла особа женского пола. Потому радостно одаривали ребят деньгами и гостинцами (конфетами, яблоками, орехами, книшиком и т.д.).

7 января праздновали первый день Рождества Христово (годилось отмечать три дня 7 - 9.01). Утром вся семья или несколько представителей шли в церковь на праздничную молитву, которая посвящалась воспоминаниям о рождении Иисуса Христа. Возвращаясь из церкви, люди радостно здоровались:

Христос родился! - Славите его! или - Со Святым Рождеством будьте здоровы!

Иногда, утром хозяин опять ставил свечу, обкуривал дом, обрызгивал святой водой, хозяйка мыла посуду и все еще раз с молитвой садились за постный стол. И только после этого еще раз мылись миски, ложки и накрывали скоромные блюда, люди разговлялись, потому что пост окончился. К Рождеству специально подкармливали и кололи кабана, чтобы приготовить колбасу, кишку (кровянку), студень, зельц, жаркое с гречишной кашей. Готовили также одно молочное блюдо.

После такого сытного обеда хозяин клал на пороге топор и домочадцы, переступая через него, выходили из дома. Хозяин шел хозяйничать со скотом, а пожилые люди и молодежь шли в село для общения. В первый день Рождества в гости почти не ходили. Только женатые дети (с невесткой или зятем) должны были посетить по обеде своих родителей, говорили, что везут „деду ужин".

Уже под вечер шли первые детские ватаги колядников, каждый имел через плечо котомку, куда складывали гостинцы. Спрашивали у хозяев кому колядовать (чаще всего сыну или дочери), становились перед „застольным окном" и распевали магические стихотворения-молитвы. Люди с верой, надеждой и уважением относились к таким чистосердечным „вестникам добра и счастья".

Вечером к общественной коляде „людно" готовились возле церкви или школы холостяцкие общества. Избирали своего руководителя – Березу (Березая), латкового (собирает сало и колбасы), хлебоношу, казначея, звездаря (носит зарю), звонарей, танцоров, скрипачей. Колядовать годилось несколько ночей, пока обойдут каждое жилище в поселении.


Скопируйте iframe

Украинские же православные верующие впервые празднуют Рождество в собственной независимой Православной церкви Украины. В честь праздника в Киев привезли Томос – декрет об автокефалии украинской церкви, подписанный Константинопольским архиепископом Варфоломеем. Документ имеет большое историческое и политическое значение.

Автокефальная Православная церковь Украины вошла в семью православных церквей как равная среди равных, но впереди еще много работы для ее усиления. Так определил сегодняшний день митрополит Киевский Епифаний во время праздничной литургии в Софийском соборе Киева.

«Украинская церковь получила свою независимость, получила Томос о признании своей автокефалии. Мы видим, что Господь явно помогает нам», – обратился к верующим митрополит автокефальной Православной Церкви Украины Епифаний (Сергей Думенко).

Томос – церковный декрет, утвержденный в Стамбуле Синодом Всемирного патриархата, сегодня показали украинским верующим. Президент Порошенко не скрывает своей радости – именно с его обращения в Патриархат, направленного еще в апреле, и возникла церковная независимость Украины.

«Нашу давнюю церковь, история которой восходит ко времени равноапостольного князя Владимира, мы наконец освободились из московской неволи», – высказался в Софийском соборе президент Украины Петр Порошенко.

Об ощущении счастья и радости нашим корреспондентам сегодня рассказывали и простые верующие, которые пришли специально для того, чтобы увидеть исторический документ.

«Чувство знаковости сегодняшнего события, понимание важности сегодняшней геополитической победы Украины в мире, и вместе с тем мне приятно, что это стало результатом деятельности многих поколений украинцев, которые шли не только к политической независимости, но и духовной самостоятельности и автокефалии Украинской церкви», – говорит украинский историк Владимир Омельчук.

В Московском Патриархате РПЦ заявляют, что и Всемирный Константинопольский патриархат с центром в Стамбуле, и независимый Киевский патриархат – раскольники. Самые радикальные из прихожан РПЦ говорят, что в Киеве обосновались сатанисты с Запада, даже менее эмоциональные говорят, что Православная церковь может быть только единая.

Вот что говорят прихожане церкви на Воробьевых горах в Москве:

«Разделение церквей от того, что Порошенко и его окружение хотят разделить богатство церкви».

«Наши близкие, родные, которые там живут, и в этой стране происходит такое несчастье, и не могут отметить этот праздник так, как мы привыкли».

«Мы единое целое. Мы даже не братский народ, мы один народ».

Это прихожане церкви Живоначальной Троицы в Москве. Их священник, Андрей Новиков , с 2000-го года работал в Синодальном отделе РПЦ для взаимодействия с вооруженными силами Украины в Одессе. Когда Россия аннексировала Крым, а ее гибридные силы вошли в Донецкую и Луганскую области, Андрей Новиков переехал в Москву.

«На Украине как была, так и действует каноническая украинская православная церковь Московского патриархата. Да, она подвергается гонениям, но в гонениях закаляется вера верующих», – заявляет журналистам игумен Святыни Живоначальной Троицы Андрей Новиков.

Однако кровопролития и насильственного отбирания святынь, которые пророчествовал Украине московский патриарх Кирилл , не происходит. Церкви переходят в Киевский патриархат автокефальной Православной церкви Украины по решению их общин.

«Мы разорвали последние узы, которые привязывали нас к Москве с ее фантазиями об Украине как канонической территории Русской православной церкви. Этого нет и уже не будет», – заявил сегодня Петр Порошенко.

Для Петра Порошенко, который подчеркивает свою преданность христианству, получение Украинской Церкви независимости – прежде всего успех политический. Уже в марте Украину ждут выборы президента.

Вот что сказали «Белсату» люди, которые стояли в очереди в Софийский собор в Киеве:

«То, что Порошенко сделал, мне кажется популизмом. Ведь все к этому шло, как и безвиз».

«Все-таки он сделал свое дело, ускорил события, и оно все же состоялось».

«Президент Порошенко почувствовал исторический момент времени. И это, наверное, принесет ему достаточно большую популярность в народе. То, что он войдет в учебник истории, – это факт».

«Может, это и надо было когда-то сделать, но как раз сейчас перед выборами Порошенко хочет себе больше баллов, и больше ничего».

«Он просто молодец. Хотя, как говорят, он не герой моего романа, но в этом случае нужно отдать должное. – Он победил Путина. – Да, да».

Украинская православная церковь всегда держалась на обочине от позиции РПЦ. Столичные святыни в Киеве открывали свои двери во время попыток подавления революции Достоинства свергнутым президентом Виктором Януковичем . В Кафедральном соборе тогда работал полевой госпиталь, и церкви отпевали протестующих, застреленных спецназом на площади.

Из открытых источников

Отмечает праздник Рождества по юлианскому календарю, то есть 7 января, но есть еще григорианский, по которому Рождество празднуют 25 декабря. То есть вопрос не может стоять о переносе Рождества, а лишь о возможном переходе на григорианский календарь, в любой другой трактовке – это абсурд.

Необходимо также отметить, что очень часто 25 декабря принято "в народе" называть католическим Рождеством – это не так. Не существует понятий "католическое Рождество", "греко-католическое Рождество" или "протестантское Рождество". Имеет место исключительно одно и единое понимание – празднование праздника Рождества Христова различными христианскими конфессиями по разным календарям.

Определение ВРУ 25 декабря как выходного дня является абсолютно уместным и долгожданным решением, поскольку Украина является многоконфессиональным государством и праздник Рождества имеют право полноценно праздновать все верующие христиане, независимо от того, по какому календарю правит его церковь. Праздник Рождества Христова должен объединять всех православных верующих мирян и ни в коем случае не нести элементов религиозного раскола и так в достаточно наэлектризованное украинское общество.

Новости по теме

С исторической точки зрения, признание нового летоисчисления было принято в 1924 году по результатам Всеправославного конгресса (1923), который проходил в Стамбуле под руководством тогдашнего Вселенского патриарха. С того времени православные патриархи, в своем большинстве, приняли дату празднования Рождества Христова – 25 декабря.

Рождество по юлианскому календарю встречают только такие православные церкви, как Русская, Иерусалимская, Сербская и Грузинская, афонские монастыри, а также православные и греко-католики Украины и Белоруссии, что составляет примерно 25% православных церквей в мире. Большинство из этих церквей непосредственно находились под влиянием Русской православной церкви, а это автоматически указывает на значительную политическую роль Кремля в "церковных делах".

Вместе с тем, необходимо отметить, что Латвийская православная церковь Русского патриархата с 1921 года по благословлению патриарха Тихона отмечает Рождество 25 декабря, и это является ярким примером, что Рождество никуда не переносится, а соответственно отмечается в две разные даты по разным календарям.

Интересный факт, что, по церковным подсчетам, в 2101 году по юлианскому календарю Рождество будут уже отмечать не 7 января, а уже 8-го.

Также для полноты необходимо упомянуть, что у Армянской апостольской церкви, которая является одной из древнейших православных церквей мира, есть Надвечерье, и она празднует Рождество 6 января. Так, Надвечерие Богоявления – 5 января, Богоявление (Рождество и Крещение Господне) – 6 января, рождественские дни (6 дней) с 7 по 12 января согласно раннехристианской традиции II века. Предшествует празднику Рождественский пост, который длится семь дней: с 30 декабря до вечера 5 января.

Новости по теме

Следовательно, необходимо понимать, что празднование Рождества не является в православном мире абсолютно каноническим и отсчитывается по-разному – "по старому" и "по новому" стилю. Это вызвано объективными временными отклонениями.

Так, за полтора тысячелетия юлианский календарь опередил цикл движения солнца на целых 10 дней и, по совету астрологов и математиков, Папа Римский реформировал календарь: в 1582 году после 4 октября наступило сразу 15 октября.

Был введен в 1582 году и прослужил до 1918 года.

Позиция Епифания (предстоятель Православной церкви Украины с 15 декабря 2018 года) по поводу "мудрого и умного" подхода к переходу на григорианский календарь понятна и уместна. Поскольку на сегодня и 7 января, и 25 декабря являются государственными праздниками и нет никаких дискриминаций в этом вопросе.

А радикальные изменения, которые могут негативно восприниматься в обществе, абсолютно не нужны с учетом того, что согласованное получение Томоса состоится после сослужения предстоятеля УПЦ и Вселенского патриарха на Фанаре именно 6 января 2019 года.

Алексей Буряченко

Редакция может не соглашаться с мнением автора.

Рождественская литургия в Софийском соборе Киева в этом году имела особое значение для Украины. 7 января в древнейшем киевском храме выставили пергамент с текстом томоса об автокефалии Православной церкви Украины (ПЦУ).

Документ, окончательно разделивший украинскую и российскую церкви, был подписан 5 января Вселенским патриархом Варфоломеем. В этот день назвали трагическим в истории православия.

В воскресенье в соборе святого Георгия в Стамбуле состоялась церемония вручения томоса об автокефалии. Предстоятелем ПЦУ стал митрополит Епифаний, он же и получил документ во время воскресной службы. Таким образом, процесс создания новой церкви на Украине почти завершился.

Рождественскую литургию в Киеве Епифаний впервые провел как глава поместной церкви. На праздничную службу в Софийский собор прибыли главные политические деятели страны.

Президент Украины Петр , который добивался предоставления автокефалии еще с апреля прошлого года, присутствовал и на церемонии передачи томоса в Стамбуле, и на праздничной литургии в Софийском соборе. Кроме него на службу пришли также члены кабинета министров, экс-премьер и экс-президент , который, по его словам, в свое время также пытался добиться автокефалии украинской церкви.

На Софийской площади был установлен экран, на котором горожане могли увидеть, как проходит служба. Трансляцию литургии также вели некоторые украинские телеканалы.

Перед началом службы в храм торжественно занесли томос об автокефалии. Как сообщает , украинский президент и предстоятель ПЦУ развернули пергамент с текстом томоса и установили его перед алтарем. После литургии документ будет находиться в Трапезном храме Софии Киевской, где любой желающий сможет посмотреть на него.

Однако сперва томос привезут обратно в Стамбул, поскольку сейчас он подписан только Вселенским патриархом. Для вступления документа в силу его должны подписать все члены Святейшего Синода Константинопольского патриархата, сообщил руководитель департамента по делам религий и национальностей министерства культуры Украины Андрей Юраш.

Во время праздничной литургии священнослужители молились за украинскую армию и независимость Украины.

Также митрополит Епифаний сравнил рождение Христа с рождением новой самостоятельной церкви на Украине, которое произошло в одно и то же время.

Политические руководители Украины поздравили граждан с Рождеством. Петр Порошенко, разумеется, в своем поздравлении отметил значимость произошедших событий и поздравил граждан с «рождением независимой Православной церкви Украины».

«В этом году Рождество для нас — особенно большой и торжественный праздник, потому что Православная церковь Украины получила томос об автокефалии. Мы, наконец, освободили нашу церковь из плена московской неволи, и она, равная среди равных, вошла в семью, которая теперь состоит из 15 независимых православных церквей», — сказал президент.

Он также выразил надежду на скорое прекращение военных действий. «В эти праздничные дни особенно молимся за наших воинов. Пусть Господь сохранит их жизни и всю нашу страну от всякого зла. Пусть новорожденный Спаситель Иисус Христос пошлет нам долгожданный мир и благословит каждую украинскую семью и каждого украинца», — говорится в обращении.

Митрополит Епифаний также последовал примеру президента и в своем поздравлении отметил, что Украина получила большой дар. «Мы празднуем не только эту большую радость прихода в мир Спасителя нашего, который пришел ради нашего спасения. Мы радуемся и возлагаем в дальнейшем нашу надежду на Бога и верим, что в будущем новом 2019 году, получив этот великий дар — признание автокефалии Украинской православной церкви, мы объединим все украинское православие вокруг киевского престола.

Мы верим в то, что в следующем году воцарится тот долгожданный мир в Украине: будет завершена война на востоке, мы вернем оккупированные территории, вернем Крым и все у нас будет идти так, как мы этого хотим», — сказал глава ПЦУ.

Каноничная Украинская православная церковь, оставшаяся частью РПЦ, отмечала Рождество в Киево-Печерской лавре. В сочельник в храме прошло всенощное бдение с освящением хлебов, а утром митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий возглавил торжественную литургию. Он совершил сугубую молитву о мире на Украине. Также была вознесена молитва о единстве Православной Церкви. Трансляцию праздничной службы вели телеканалы «Интер» и «Глас».

Митрополит Онуфрий в своем обращении пожелал каждому найти свою звезду, которая проведет через все сложности жизни. «Пусть каждый из нас пытается сделать свое сердце наподобие вифлеемской пещеры, чтобы в нас вместился невместимый Бог, чтобы в нашем сердце вместилось Царство Божье, потому что, где Бог — там его Царство, — сказал митрополит. — Пусть каждый из нас ищет свою звезду, которая ведет человека к , чтобы эта звезда провела нас через запутанную, сложную земную жизнь, чтобы мы нашли то, ради чего Господь нас создал — нашли Христа и в нем спасение и вечную жизнь. Еще раз поздравляю Вас с Рождеством Христовым. Пусть Бог всех нас благословит».

Руководитель информационного отдела УПЦ, архиепископ Ирпенский Климент сообщил ТАСС, что

отметить Рождество в храмы Украинской православной церкви пришли миллионы верующих.

«Недавняя трансляция богослужения в Киево-Печерской лавре показала, что храм молитвы полностью заполнен верующими. То же можно сказать и о храмах УПЦ по всей Украине. Миллионы верующих поддерживают каноническую церковь, несмотря на агитацию провластных телеканалов и призывы переходить в новую церковную структуру сомнительного содержания», — сказал он. Архиепископ также сообщил, что на сегодняшний день церковь сохраняет 12,5 тыс. приходов, и, тем самым, остается самой большой в стране.

По данным Министерства внутренних дел Украины, около 4 млн граждан приняли участие в праздничных богослужениях по всей стране.

Свое рождественское поздравление украинцам направил также и глава РПЦ, патриарх Кирилл. По традиции, его послание ежегодно зачитывается в ходе праздничной литургии седьмого января. Однако в этом году украинская таможня не пропустила тираж рождественского послания патриарха Кирилла.

Глава РПЦ, к слову, до последнего призывал патриарха Варфоломея остановить процесс автокефалии. После того, как процедура все же была совершена, в РПЦ заявили, что поместные церкви на Украине должны выбрать, к какой религиозной структуре они будут относиться.

Процесс сепарации украинской церкви можно назвать завершенным. При этом остается еще одна важная часть: признание автокефалии ПЦУ другими поместными церквями.

Здесь пока нельзя дать однозначных прогнозов, однако, если категорическая позиция патриарха Кирилла получит поддержку, то независимость новой церкви останется в подвешенном состоянии. Также не стоит забывать и о таком важном факторе, как численность приходов. Здесь преимущество на данный момент остается у УПЦ.

Таким образом, это Рождество действительно стало историческим событием для россиян и украинцев. Архиепископ УПЦ Климент уже заявил, что проведение совместных служб с новой церковью не является возможным.

«Новая церковь является неканонической религиозной организацией. Это означает, что, как православная церковь, которая имеет власть совершать полноту всех таинств, эта религиозная организация таковой не является. Поэтому сослужить с религиозными деятелями этой церкви мы не имеем никакой возможности», — цитирует слова архиепископа.

Кроме того, в 2019 году главный православный праздник все же приобрел политический окрас. Об этом свидетельствуют заявления политических руководителей Украины. Петр Порошенко, например, после церемонии в Стамбуле заявил, что получение томоса об автокефалии — это еще один атрибут независимости Украины.

«Он завершит утверждение самостоятельности Украинского государства, укрепит религиозную свободу, межконфессионный мир. Он усилит права и свободы граждан, особенно тех, которые находились вне общения со Вселенским православием, которых несправедливо клеймили неканоничностью», — заявил украинский президент.

Он также пообещал, что граждане страны по-прежнему могут свободно выбирать вероисповедание. «Я как президент гарантирую от имени государства, что Украина будет уважать религиозный выбор, свободу вероисповедания каждого гражданина», — отметил Порошенко.

Украинские политики долго шли к этому событию. Для президента Украины Петра Порошенко этот шаг дал возможность полностью сформировать лояльную себе церковь. Кроме того, открытая поддержка ПЦУ государством также говорит о том, что власть рассматривает это важное в религиозном мире событие как инструмент создания украинской идентичности и полного разрыва отношений с Россией.