“Хочу выразить огромную благодарность за ваши молитвы, которые так помогают! Чудесное место Писания про сухие кости, которое я сегодня провозглашала, которое успокаивало, утешало и, самое главное, давало надежду. А также после вчерашнего служения прошла боль в ноге, в щиколотке, которую я подвернула года три назад, и ушла почти постоянная боль в левом боку, где находится…

    Исцелилась щиколотка и поджелудочная железа
  • “У меня очень сильно болело колено правой ноги. Не могла ходить по ступенькам, заметно хромала, по утрам колено скрипело, а по ночам не могла спать от боли. Врачи поставили диагноз артроз коленного сустава 2 степени. По-русски – это когда хрящ в суставе очень сильно стирается, что мешает естественному движению ноги, отсюда хруст, скрип, боль и…

    Исцелился артроз коленного сустава 2 степени
  • “У меня были шпоры на левой пятке, и это было очень болезненно. После молитвы исчезла не только боль, но каким-то чудом исчезли и сами шпоры. Спасибо Господу!” – Татьяна

    Исчезли шпоры
  • “Это удивительно и невозможно, но это факт! Прямо во время молитвы у меня выровнялся позвоночник. До этого у меня он был искривлен и поэтому одно плечо было выше другого. Сейчас плечи ровные!” – Влад

    Выровнялся позвоночник
  • “Церковь я стал посещать совсем недавно. Меня мучила проблема, с которой я ничего не мог сделать – я осуждал других людей. Это осуждение постоянно крутилось внутри меня. Стоило кому-то сделать что-то, что мне не очень нравилось, и я сразу же начинал осуждать этого человека. Это было так неприятно и тяжело. Но однажды на служении церкви…

    Освободился от осуждения
  • “Несколько месяцев назад я упала и сильно ушибла плечо. Рука стала неподвижна и любая попытка пошевелить ею вызывала сильнейшую боль. Врачи сказали, что так будет еще несколько месяцев. Но прямо во время служения в церкви, когда пастор молился за меня, моя рука была полностью исцелена! Моментально ушла боль и я сразу могла двигать рукой абсолютно…

    Исцелилась рука
  • Исцелились бронхи
  • “Пастор молился по телефону и у моей родственницы исчезла грыжа и нормализовалась температура тела (была высокой). А у моей тети после молитвы по телефону исчезла боль в суставах” – Сергей

    Исчезла грыжа
  • “У меня во время служения исчезла боль в сердце и выровнялся позвоночник, который был поврежден много лет назад. Господь творит чудеса!” – Влад

    Исчезла боль в сердце
  • “Мой позвоночник в грудном отделе был полностью восстановлен от хандроза! Седалищный нерв исцелен. Боли в крестцовом отделе ушли, а тазобедренный сустав я вообще новый получила. Господь сверхъестественно прооперировал меня!” – Катя

Исследователи также обнаружили, что, если клетки экспериментальной мыши вживить простым мышам, они тоже приобретают способность к регенерации. Эти открытия приближают тот день, когда и у человека появится возможность регенерировать утраченные или поврежденные органы, что откроет новую эру в медицине. Подробно об этом исследовании будет рассказано на следующей неделе на научной конференции по проблемам старения в Кембриджском университете. Эллен Хебер-Кац, профессор иммунологии в Институте Уистара, американском биомедицинском исследовательском центре, в лаборатории которой и вывели "чудо-мышь", отмечает, что за способность мышей к регенерации отвечает около десятка генов. Она до сих пор исследует механизмы функционирования этих генов, однако почти уверена, что у человека есть похожие гены. "Мы проводили эксперименты, в ходе которых ампутировали или наносили ущерб нескольким различным органам, таким как сердце, пальцы, хвост и уши, и просто наблюдали, как они отрастали заново, – рассказывает она. – Это довольно примечательно. Единственный орган, который не вырос снова, это мозг". "Когда мы вводили простым мышам эмбриональные печеночные клетки, взятые у экспериментальных животных, они тоже приобретали способность к регенерации. Мы установили, что эта способность сохранялась даже спустя шесть месяцев после введения". Хебер-Кац сделала свое открытие, когда заметила, что идентификационные дырочки, которые ученые прокалывают в ушах экспериментальных мышей, затянулись, не оставив никаких шрамов. Затем самоизлечивающихся мышей породы MRL подвергли ряду хирургических процедур. В ходе одной из них мышам ампутировали пальцы на задних лапах, но они отросли снова вместе с суставами. В ходе другого эксперимента у мышей отросли отрубленные хвосты. Затем исследователи с помощью азота заморозили части сердца животных, но эти части восстановились. Аналогичный феномен наблюдался при разрезании зрительного нерва и частичном повреждении печени. "Мы обнаружили, что клетки у мыши MRL делятся быстрее, – отметила Хебер-Кац. – Ее клетки живут и отмирают быстрее и заменяются быстрее. Это, похоже, связано со способностью к регенерации". Исследователи подозревают, что те же гены несут ответственность за более высокую продолжительность жизни и выживаемость этих мышей по сравнению с другими. Однако нынешним экспериментальным мышам всего 18 месяцев от роду, а нормальная продолжительность жизни у мышей составляет 2 года, так что делать выводы пока рано. Ученые уже давно установили, что у менее сложных живых созданий имеется впечатляющая способность к регенерации. Многие рыбы и амфибии могут восстанавливать внутренние органы и даже целые конечности. Человеческий организм в состоянии регенерировать печень при сохранности хотя бы четвертой ее части, а также кровь и наружные кожные покровы. Другие органы не восстанавливаются. Это, вероятно, объясняется тем, что, хотя большинство клеток у млекопитающих поначалу имеют потенциал развиться в клетку любого типа, очень скоро они становятся специализированными. Это позволяет млекопитающим развивать более сложную структуру мозга и тела, однако лишает их способности к регенерации. В отличие от млекопитающих, если, например, тритон теряет конечность, то клетки вокруг раны превращаются в так называемые "стволовые клетки", которые могут развиться в любой нужный тип клеток, включая костные, кожные и нервные. Джонатан Лик, The Sunday Times

В испанском городке Каланда (Calanda) расположенном в 118 км от Сарагоссы произошло «чудо из чудес» - «El milagro de los milagros». У двадцатитрехлетнего Мигуэля Хуана Пеллисера чудесным образом «отросла» ампутированная нога.

Многолетние исследования документов, связанных с этим чудом, закончились написанием книги под названием Il Miracolo («Чудо»). Ее автор – итальянский журналист Витторио Мессори (Vittorio Messori).

29 марта 1640 года вечером, между 22:00 и 22:30, когда Мигуэль Хуан Пеллисер спал в своем доме, у него «отросла» правая нога, которую ампутировали в сарагосской больнице 29 месяцами ранее. Исцеленный был горячим поклонником Пиларской Богородицы, и именно её заступничеству приписал происшедшее.

Так коротко можно описать потрясающее чудо, которое местное население назвало «чудом из чудес» – El milagro de los milagros . Всемирно известный итальянский журналист несколько лет изучал многочисленные документы, находящиеся в разнообразных архивах, и пришел к однозначному выводу: с научной точки зрения не может быть никаких сомнений, что докуметны описывают неопровержимый исторический факт. Они свидетельствуют о том, что ампутированная нога снова «отросла», и несмотря на невероятность такого происшествия, нет никакой возможности его опровергнуть. Благодаря свидетельствам, которые были клятвенно подтверждены и записаны в нотариальном протоколе, и актам канонического процесса, начатого спустя 68 дней после происшествия, можно подробно воспроизвести события.

Несчастный случай и ампутация

Из приходских книг Каланды можно узнать, что Мигуэль Хуан Пеллисер родился 25.03.1617 года и был вторым из восьми детей Мигуэля Пеллисер Майя и Марии Бласко. Родители были бедными крестьянами, простыми и набожными людьми. Мигуэль Хуан рос в атмосфере искренней религиозности, ежедневно молился и регулярно принимал таинства Покаяния и Евхаристии, и был горячим поклонником Божьей Матери. В 1637 году, когда ему было двадцать лет, он покинул отчий дом в поисках работы.

Ему удалось найти работу у своего дяди Хамие Бланко, который жил в окрестностях Кастеллона. Но после нескольких месяцев пребывания у дяди, в июле 1637 года, произошел несчастный случай. Мигуэль ехал на двухколесной телеге, наполненной зерном, которую тащили два мула. Похоже, что во время езды Мигуэль задремал и свалился с воза. Падение было так неудачным, что колесо проехало по его правой ноге, круша кости. Мигуэля сразу же завезли в больницу в Валенсии, где в документах до сих пор сохранилась запись о его приеме в понедельник 3.08.1637 года.

В больнице ему ничем не могли помочь. Мигуэль был убежден, что сарагосские врачи в известной «Королевской и Общей Больнице нашей Милостивой Госпожи» сумеют вылечить его ногу. После долгих просьб ему разрешили переехать в больницу в Сарагоссе, которая находилась на расстоянии 300 км от Валенсии. Несмотря на срашную боль в раздавленной ноге и сильную жару, Мигуэль преодолел это расстояние в пятьдесят дней и в начале октября 1637 года прибыл в Сарагоссу. У него был жар, но он прежде всего отправился во храм Пилар, где и принял святое Причастие. В больнице врачи определили быстро распрострающуюся гангрену в сломанной ноге, и для спасения жизни пациента приняли решение сделать ампутацию. Решение отрезать распухшую и почерневшую от гангрены ногу принял председатель врачебного совета, известный во всей Арагонии профессор Хуан де Эстанга (Juan de Estanga), и хирурги Диего Милларуэло и Мигуэль Белтран. Именно они выполнили операцию, удаляя правую ногу. Известны мельчайшие подробности операции: нога была отрезана на расстоянии «четырех пальцев ниже колена», ее отрезали скальпелем и пилой, а после операции прижгли рану раскаленным железом. Единственным обезбаливающим средством в те времена был алкоголь, поэтому бедный Мигуэль был всю операцию в сознании, безустанно призывая на помощь Марию, Мать Иисуса Христа. В документах сохранилась запись даже того, что отрезанную ногу передали практиканту Хуану Лоренцо Гарсии (Juan Lorenzo Garciа), который вместе с коллегой похоронил ее на кладбище, в обозначенном месте, в глубокой яме длиной примерно 21 см. В те времена человеческое тело было окружено большим уважением и почтением, поэтому ампутированные части тела хоронили на кладбище. Пока рана от ампутации не зажила, Пеллисеру пришлось остаться в больнице еще несколько месяцев. Его выписали весной 1638 года, дав ему деревянный протез и костыль.

Двадцатитрехлетний мужчина без ноги в те времена не мог заработать себе на жизнь, поэтому он получил официальное разрешение просить милостыню у входа в Базилику дел Пилар в Сарагоссе. Это означало как бы лицензию на профессию нищего. Среди жителей Сарагоссы было принято хотя бы раз в день заходить в Базилику. Вид нищего юноши без ноги вызывал всеобщее сочувствие. Люди привыкли к нему и полюбили его, тем более, что Мигуэль Хуан ежедневно начинал день с участия в святой Мессе в капелле, где на колонне Эль Пилар находилась чудотворная фигура Богоматери. Лишь после этого он шел на свое «рабочее место» просить милостыню. Кроме того, он ежедневно просил прислугу церкви, чтобы ему давали немного оливкового масла из лампад, горящих в Базилике. Этим маслом он смазывал рану после ампутации, которая до конца не зажила. Спал он под портиком больничного коридора, где весь медицинский персонал его знал и радушно принимал. Когда у него были деньги, он позволял себе на ночлег в ближайшей корчме „de las Tablas”. Владелец корчмы Хуан де Мазаса (Juan de Mazasa) и его жена Ваталина Ксавиерре были также свидетелями в каноническом процессе, когда требовалось доказать, что Пеллисер с двумя ногами и есть тот же самый человек, который ночевал у них, будучи одноногим.

В начале марта 1640 года Мигуэль решил вернуться к родителям в Каланду. Путешествие домой (примерно 118 километров) заняло почти семь дней. Деревянный протез больно ранил оставшуюся ногу и приносил много страданий. Дома Мигуэля приняли с большой радостью. Поскольку он не мог помогать родителям в полевых работах, он решил ходить по соседним деревням просить милостыню. В те времена не считалось позором, если инвалид без средств к существованию просил милостыню, а люди считали своей обязанностью оказывать милосердие и помогать нуждающимся. Таким образом, Мигуэль начал объезжать на своем ослике соседствующие с Каландой деревни. Чтобы вызвать у людей жалость, он обычно обнажал остаток ноги с раной от ампутации. Таким образом тысячи людей стали свидетелями его инвалидства, а затем чудесного исцеления.

Потрясающее чудо

„Случай Пеллисера” – это событие, которое каждый исследователь может и должен признать „неопровержимо достоверным” и „определенно историческим”, разве что сам откажется от объективности своей профессии во имя предубеждения или какой-то идеологии.

В четверг 29 марта 1640 года Мигуэль Хуан не поехал просить милостыню. Он остался дома, чтобы помочь отцу наполнять навозом корзины, которые затем везли на осле на поле для удобрения. После целого дня тяжелой работы Мигуэль пришел домой очень усталым. Во время ужина все видели его ногу с зажившей раной, а некоторые гости ее даже трогали. В этот вечер отряд кавалеристов остановился в Каланде на ночлег, и семья Пеллисеров получила приказ принять к себе одного из солдат. Мигуэль Хуан был вынужден уступить солдату свою постель и спать на матраце в комнате родителей. Он накрылся плащом отца, который был слишком короток, чтобы накрыть его единственную ступню.

После ужина, примерно в десять часов вечера, Мигуэль Хуан пожелал спокойной ночи родителям и собравшимся гостям, оставил на кухне деревянный протез и костыль, и, прыгая на левой ноге, удалился спать. После молитвы, в которой он полностью отдал себя заботе Богоматери, Мигуэль глубоко заснул. К огда через некоторое время (примерно между 22:30 и 23:00) его мама вошла в комнату, где спал сын, она почувствовала удивительный «небесный запах». Она подняла выше фонарик и увидела, что из-под плаща, которым был накрыт Мигуэль, торчит не одна, а две ступни, заложенные одна на другую. Изумленная, она позвала мужа, который откинул плащ – и родители увидели спящего сына с двумя здоровыми ступнями. Они поняли, что произошло великое чудо.

Родители начали кричать и трясти Мигуэля, чтобы разбудить его, но он спал так крепко, что долго не реагировал. В конце концов он открыл глаза и увидел возбужденных родителей, которые кричали: «Смотри! У тебя отросла нога!» Можно без труда представить себе изумление и радость Мигуэля Хуана, который увидел и почувствовал, что у него две ноги, и что он уже не инвалид. В это время сбежались все домашние и с удивлением смотрели на его исцеленную ногу. Мигуэль не понимал, как это могло произойти. Он только помнил, что перед пробуждением ему снилось, как он смазывает искалеченную ногу оливковым маслом из лампады в Пилар. Он был убежден, что Иисус Христос совершил это чудо благодаря заступничеству Его и нашей Матери, Марии.

Когда первое возбуждение прошло, Мигуэль Хуан начал ощупывать и двигать ступней, как бы убеждаясь, что все происходит на самом деле. В мерцающем свете фонарей все видели чудесно «отросшую» ногу. На ней был заметен большой шрам от колеса телеги и три маленьких: от укуса собаки в детстве, от вырезанного чирея и от колючек, которыми он поранился много лет назад. Эти шрамы свидетельствовали, что к нему «вернулась» та самая нога, которую ампутировали и похоронили на кладбище два года и пять месяцев тому назад. Интересно, что сохранилась даже местная газета Aviso Historico , которая 4 июня 1640 года напечатала статью о том, что на больничном кладбище в Сарагоссе поиски не принесли никаких результатов – не было никаких следов от похороненной ноги в её «могиле».

Весть о чуде быстро разнеслась среди людей. Люди прибегали в бедный дом семьи Пеллисеров, громко благодарили Божью Матерь и Иисуса за великое чудо, вместе молились. Все приходящие ощущали чудесный «небесный» запах, господствующий в доме в течение нескольких дней. Утром следующего дня к ним прибыл также приходской священник о. Герреро (Herrero), а вместе с ним бургомистр, представители местных властей и хирурги, которые ощупывали ногу, чтобы официально подтвердить, что все происшедшее – правда. Уже 30 марта, т.е. на следующий день после чуда, судья первой инстанции Мартил Кореллано (Martin Corellano), ответственный за публичный порядок в Каланде, составил первый официальный документ, касавшийся необыкновенного события. А через три дня в доме Пеллисеров представители церковных и государственных властей в присутствии врача и нотариуса написали протокол, подтвержденный подписями десяти свидетелей, в котором указывалось на «Божье вмешательство». Исцеленного мужчину торжественно отвели в местную церковь, где собрались все жители Каланды, которые увидели его двуногим, хотя еще несколько дней назад видели его одноногим. В церкви Мигуэль Хуан сперва пошел к исповеди, а затем вместе со всеми жителями Каланды принял участие в торжественной благодарственной Мессе.

Отрезанная нога, которая в течение двух с половиной лет пребывания в земле совершенно сгнила, благодаря непосредственному вмешательству Бога была возвращена к жизни и присоединена к живому телу. Этот знак был дан нам Иисусом Христом, как знак и доказательство нашего Воскресения в День Его повторного прибытия на Последний Суд.

Творец, который поступил против законов природы, отнесся к ним с уважением, и поэтому лишь после нескольких месяцев Мигуэль Хуан обрел прежнюю способность владеть ногой.

25 апреля 1640 года Мигуэль Хуан вместе с родителями отправился в сарагосскую святыню, чтобы поблагодарить Богоматерь за чудо возвращения ноги. Все жители Сарагоссы прекрасно помнили одноногого нищего, который просил милостыню у входа в Базилику. Можно представить себе их изумление, когда они увидели его исцеленным. Но настоящий шок ждал хирурга, профессора Эстанга, который лично ампутировал ногу и потом два года делал перевязки. Теперь он мог убедиться, что отрезанная нога вернулась к жизни совершенно необъяснимым для медицины путем. Такой же шок пережили ассистенты профессора и весь медперсонал, который увидел Мигуэля двуногим.

Официальное признание El milagro de los milagros

Следует отметить, что 8 мая 1640 года государственные власти в Сарагоссе вышли с инициативой начать судебный процесс с целью выяснения всех фактов, связанным с чудом из Каланды, называемого чудом чудес (El milagro de los milagros ). Городской Совет назначил в качестве представителей двух известных профессоров и генерального прокурора короля Филиппа IV. Это был публичный процесс, в котором придерживались всех юридических правил. Современный историк Леонардо Айна Навал (Leonardo Aina Naval), который много лет изучал акты этого процесса, считает, что он был «примером серьезного отношения к делу, точности и юридической дисциплины».

Мы имеем дело с документами наивысшего уровня достоверности. В процессе принимали участие 10 членов судебной коллегии. Были выслушаны показания 24 свидетелей, при этом присутствовал сам архиепископ Педро Апаолаза Рамирез (Pedro Apaolaza Ramirez), а также 10 богословов и юристов. Свидетели, которыми были жители Сарагоссы, а также Каланды и соседних деревень, были погруппированы на пять групп: 1. Врачи и медперсонал, 2. Родственники и соседи, 3. Местные власти, 4. Священники, 5. Прочие. Каждый свидетель видел Мигуэля Хуала, стоявшего с открытыми до колен ногами. Из актов процесса следует, что факт чудесного возвращения на место ампутированной ноги был настолько очевидным и неопровержимым, что ни разу никто не выразил ни малейших сомнений. После одиннадцати месяцев работы судебной коллегии, 27 апреля 1641 года архиепископ Сарагоссы издал декрет, в котором утвеждалось, что возвращение ампутированной ноги Мигуэля Хуана могло произойти только и исключительно благодаря чудесному вмешательству Бога. Таким образом было подтверждено всеми жителями Сарагоссы, Каланды и окрестностей, а также государственными и церковными властями одно из наиболее потрясающих чудес в истории человечества.

Первая книга об этом чуде, посвященная королю Карлу IV и получившая разрешение церковных властей (imprimatur ), вышла в 1641 году. Ее написал монах ордена Кармелитан Босых, Херонимо де Сан Хосе (Jeronimo de San Jose) на кастильском языке, и включил в нее содержание всех актов процесса. Спустя год появилась также книга на эту же тему немецкого врача Петера Нойрата (Peter Neurath), тоже с разрешения Церкви (nihil obstat ). В ней были добавлены слова иезуитского монаха Херомина Бриза, который написал: «По приказу достойного о. Габриэля де Алдамы, главного вице-короля в Мадриде, я изучил книгу доктора Нойрата на тему чуда Пресвятой Девы из Пилар, какого не видано и о каком не слышано в течение веков, но которого истину я лично испытал на себе, потому что я лично был знаком с молодым человеком без ноги, просившим милостыню у дверей храма в Сарагоссе, которого позднее встретил на приеме у Короля, Нашего Господина, уже с двумя ногами, и сам видел, как он ходил. Видел я и шрам, который Пресвятая Дева оставила в месте ампутации как достоверный знак, что нога была отрезана; и не только я, но видели это и все отцы Общества Иисусова из Королевской Коллегии в Мадриде. Я познакомился также с родителями исцеленного и с хирургом, который отрезал ногу».

Убогую спальню, в которой произошло чудо, сразу же переделали в капеллу, а позднее в месте, где стоял дом Пеллисеров, была построена большая церковь с высокой колокольней. Это была инициатива всех жителей Каланды, которые хотели выразить свою благодарность Богу и Пресвятой Матери. До сего дня жители Каланды каждый год 29 марта празднуют как большой празник, напоминающий о чудесном событии 1640 года. Апостольский Престол на этот день утвердил специальную литургическую формулу вместе с духовными привилегиями и .

Чудо исцеления отрезанной ноги стало известным фактом во всей Испании. О нем сообщили также королю Филиппу IV. Когда был закончен процесс, и объявлен его официальный результат, подтверждающий истинность чуда, испанский король пригласил исцеленного к себе на аудиенцию в октябре 1641 года. В приеме участвовал весь королевский дипломатический корпус, включая и английского посла лорда Хоптона (Hopton). Последний выслал английскому королю Карлу I подробный рапорт об этой необыкновенной аудиенции. Текст рапорта сохранился до наших дней. Король Карл I, который был одновременно главой Англиканской Церкви, был настолько убежден в достоверности чуда, что вступил даже в спор с англиканскими богословами, считавшими, что в Католической Церкви никакое чудо произойти не может.

Аудиенция у короля Филиппа IV протекала следующим образом. Исцеленного Мигуэля Хуана сопровождал первый нотариус Арагонии и главный архидиакон епископской капитулы. Каждый из них по очереди сообщил королю о чуде. Выслушав их свидетельство, король прослезился и сказал, что перед лицом таких фактов нет смысла дискутировать и измышлять доводы, а просто надо с радостью принять Тайну и воздать ей почести. Он встал с трона, подойдя к исцеленному, встал перед ним на колени, велел ему открыть правую ногу и поцеловал ее в месте, где она была отрезана, а после чудесным образом «присоединена» обратно. Это была трогательная церемония, когда властелин мировой империи, король Филипп IV, на коленях целовал ногу своему подданному – нищему и безграмотному.

Недавно найденные в сарагосском архиве документы говорят о том, что Мигуэль Пеллисер был позднее принят на работу в храме Дел Пилар в качестве каликатора (помощника органиста, который наполнял мехи воздухом). Он отвечал также за то, чтобы в лампадах в Чудесной Капелле всегда было оливковое масло.

День смерти Мигуэля нам известен благодаря записи в книге зарплат. Он покинул этот мир и отправился к своему и нашему Господу в день Богоматери дел Пилар, 12 октября 1654 года.

Заключение

В своей книге Витторио Мессори пишет: «Тот, кто отвергает истину о событии, происшедшем в Каланде в тот мартовский вечер Страстной Недели 1640 года, должен был бы подвергнуть сомнению всю историю человечества вместе с ее неопровержимыми фактами. (...) „Случай Пеллисера” – это событие, которое каждый исследователь может и должен признать „неопровержимо достоверным” и „определенно историческим”, разве что сам откажется от объективности своей профессии во имя предубеждения или какой-то идеологии. В словах, написанных архиепископом Сарагоссы в его подведении итога процесса этот факт выглядит настолько же простым, как и невероятным: ...как показал процесс, вышеуказанного Мигуэля Хуана видели сперва без одной ноги, а после с ногой; так что неизвестно, как можно в этом сомневаться . Вот и всё».

Моментальное исцеление ампутированной ноги М.Х. Пеллисера было спектакулярной манифестацией силы и власти Бога, неслыханным чудом в истории человечества. Это событие – знак, опровергающий иронические замечания атеистов, что, якобы, никогда не случилось «возвращение» ампутированных органов. Этот неопровержимый факт в точности соответствует тому, чего требовал Вольтер и ему подобные атеисты: исцеление, сразу же подтвержденное нотариусом, и утвержденное после допроса соответствующих свидетелей под присягой. Эрнст Ренан, агностик и яростный противник христианства, писал, что для опровержения атеизма достаточно было бы хотя бы одного достоверного чуда. К сожалению, в своем невежестве он был уверен, что в истории ни одно такое чудо не случилось.

Чудо из Каланды подтверждает, что у Бога нет ничего невозможного. Оно показывает не какого-то неопределенного Бога, а непосредственно Божественную Личность Иисуса Христа и Бога, единого в Троице. Это чудо – божественное подтверждение учения Католической Церкви и ее Таинств, ее традиции, почестей, отдаваемых Пресвятой Деве Марии и силе Её заступничества. «Мария совершила здесь то, чего не совершила ни в одном другом народе» – так поют верующие в Каланде и Сарагоссе каждый год во время праздника «Milagro» («чудо»).

Чудо из Каланды заставляет нас задуматься и поверить в воскресение нашего тела после смерти. Нога, которая гнила заживо из-за гангрены, а затем была отрезана и закопана на кладбище, через 29 месяцев вернулась к жизни благодаря вмешательству Бога. Этот факт подтверждает и укрепляет нашу веру в Воскресение Мертвых, мы можем быть уверены, что то же самое произойдет с телом каждого человека в день Последнего Суда.

о. Мечислав ПетровскийSChr

Евангельское повествование о распятии Иисуса Христа являясь краеугольным камнем Нового Завета и Христианской религии, вот уже почти две тысячи лет привлекает к себе внимание многих миллионов людей, как христиан, так и представителей иных религий и убеждений.

Если в предыдущие столетия распятие рассматривали преимущественно с теологических и исторических позиций, то ХХ век ознаменовался всплеском научных исследований медико-биологического характера, посвященным исследованию звеньев танатогенеза при распятии.

Однако, внимательный анализ предложенных концепций наступления смерти при распятии показывает, что не все они состоятельны, более того, некоторые авторы иногда не только не учитывают имеющиеся исторические факты. В опубликованных работах не только не проводится анализ исходного, греческого текста Евангелий, но и порой пренебрегают самими Евангелиями.

Всё это, безусловно, сказывается как на качестве проведенных исследований, так и на адекватности сделанных выводов.

В то же время, представляется очевидным, что достоверная теория, объясняющая физическую смерть Иисуса Христа, может быть построена только лишь в полном соответствии с текстами Евангелий, а также должна максимально учитывать имеющиеся исторические и археологические сведения и базироваться на фундаментальных медицинских данных.

Считается, что распятие как способ казни изобрели вавилоняне, не желавшие осквернять землю, посвященную Ахурамазде, мертвыми телами казненных преступников. Об этом можно встретить упоминания в сохранившихся трудах Геродота (III, 132; 159; IV, 43; VI, 30; VII, 194), а также других античных авторов.

В IV веке до н.э., после завоевания Персии Александром Македонским, данный вид наказания распространился по всем покоренным им землям, получив применение в Греции, странах Ближнего Востока, Египте и Финикии. Римляне же переняли распятие у своих злейших врагов, - карфагенян, которыми эта казнь использовалась достаточно часто (Валерий Максим II, 7; Силий Италик II, 334, Полибий I, 24).В древнем мире было крайне негативное отношению к казни посредством распятия.

Греки полагали эту казнь как крайне унизительную и недостойную, евреи считали всех повешенных на кресте проклятыми. Римлянами распятие воспринималась как позорная казнь, servile supplicium - наказание для рабов (Тацит. История IV, 11; Ювенал. Сатиры. VI, 219).

Как в свое время греческий закон, так и позже и римский запрещали повергать распятию свободных граждан. Однако распятие широко применялось в Римской республике для наказания рабов, дезертиров и государственных преступников.

Так, например, после разгрома Спартака по приказанию Помпея 6000 тысяч восставших рабов были распяты вдоль Апиевой дороги, ведущей в Рим. После превращения Рима в империю, охватившую все Средиземноморье, распятие, как эффективное средство устрашения, стало применяться римлянами еще и к жителям покоренных провинций.

Иосиф Флавий, называя распятие «самой мучительной из смертей» (Иудейская война. VII, 6, 4) отмечал большое количество подобных казней, проводившимися римлянами в Палестине, особенно в ходе восстания 66-70 гг. н. э. (Древности. 17, 10; 20, 6; Иудейская война. II, 12, 6; 13, 2; 14, 9; III, 7, 33; V, 11, 1; VII, 10, 1). Изначально процедура казни четко не регламентировалась, осужденных на распятие просто привязывали к дереву, либо к вертикально врытому деревянному столбу, таким образом, чтобы ноги осужденного не касались земли.

Однако, для придания осужденному максимальной боли и продления его страданий, римляне со временем не только значительно усовершенствовали технику распятия, но и достаточно подробно легитимизовали процедуру его применения.

Обычная форма приговора на крестную смерть при этом выражалась словами судьи: «ibis ad (или in) crucem» - «иди (пойдешь) на крест!». После чего осужденного к смерти подвергали бичеванию. С этой целью с него снимали одежду и привязывали за руки к столбу на территории суда.

Затем его пороли короткой плетью, называемой flagrum (или flagellum). Плеть состояла из рукояти, к которой были прикреплены кожаные ремни разной длины, в концы которых были вплетены куски свинца, а по длине - зазубренные фрагменты костей. У римлян не было законодательного ограничения количества наносимых ударов, в то время как по еврейским законам во время бичевания нельзя было наносить более сорока ударов.

Поэтому, следившие за бичеванием фарисеи чтобы не нарушить закон, если по случайности они ошибутся в счете, ограничивали число ударов тридцатью девятью. Римляне же иудейские законы не соблюдали и могли не придерживаться точного счета ударов.

Удары флагрумом наносились одним или двумя исполнителями наказаний (ликторами) по спине, ягодицам и бедрам осужденного. Избегали только наносить удары в проекцию сердца, потому что это могло привести к преждевременному наступлению смерти. Последствия такого бичевания были поистине ужасающими. В местах ударов ремней флагрума кожа разрывалась, а подлежащие мягкие ткани размозжались.

Не случайно плеть для наказаний иногда также называли flagrum taxillatum – язвящая плеть, «бич, наводящий ужас».Рис. Бич для наказаний. В то же время, бичевание, вызывая обширные повреждения мягких тканей спины, не могло привести к значительной кровопотере, так как не приводило к повреждению сколь либо крупных кровеносных сосудов.

Кровотечение же из поврежденных при экзекуции кровеносных сосудов кожи и подкожно-жировой клетчатки было относительно незначительно, и достаточно скоро прекращалось. После бичевания осужденного вновь одевали и заставляли нести крест на своих плечах до места казни, что было большим издевательством над распинаемым, его естественной любви к жизни и ненависти к орудию своей смерти .

Крест изготовлялся заранее, и использовался для исполнения наказаний многократно. Состоял он из двух основных частей - горизонтальной балки (patibulum), и вертикальной части (staticulum). Согласно имеющимся археологическим и историческим данным вес всего креста в сборе мог достигать 136 кг и более.

Нести такой груз было крайне тяжело даже здоровому человеку, а только что подвергнутому бичеванию, было и вовсе не под силам. Вследствие этого осужденный иногда нес не весь крест целиком, а только патибулум, который весил по разным источникам от 34 до 57 кг.

Обессиленный после бичевания Христос также с трудом мог нести свой крест и поэтому «И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом» (Лк. 23. 26). После того, как крест либо его части закрепляли на спине осужденного, его в последнем шествии до места казни сопровождала вооруженная охрана из отряда римских солдат под предводительством центуриона (сотника).

Один из солдат шел впереди и нес табличку (titulus), на которой было написано имя осужденного и его преступление.

Начиная с этой минуты охрана уже не покидала осужденного вплоть до того момента, пока полностью не убеждалась в наступлении его смерти. Римляне использовали для распятия разные виды орудий, среди которых были наиболее распространены crux simplex (простой столб без перекладины), crux сommissa (крест связанный, в форме буквы «Т»), crux immissa (крест вбитый, в форме знака «†») и crux decussata (крест сбитый, в форме буквы «Х»). Однако есть все основания полагать, что Иисус Христос был распят на четырехконечном кресте (crux immissa).

Чрезвычайно ценным, решающим в этом вопросе доказательством является замечание евангелиста Матфея: «и поставили над головой Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37). Здесь евангелист говорит о табличке, на которой была обозначена мнимая вина Спасителя.

Но вполне очевидно, что для того, чтобы поместить над головой Христа такую дощечку, необходимо, чтобы основной вертикальный столб имел продолжение вверху, над поперечным брусом, т.е. необходимо, чтобы крест был четырехконечный, а не трехконечный связанный (в виде буквы Т), а также не сбитый (в виде буквы Х). В произведениях античных писателей (Тертуллиана, Оригена и др.) и в некоторых археологических свидетельствах (монетах, монограммах, древнехристианских изображениях) есть указания и на трехконечный Крест Христов.

Однако это свидетельствует лишь о том, сама ранняя Христианская Церковь не сразу решила вопрос относительно формы того священного древа Креста, на котором был распят Иисус Христос. И разногласие в этом случае тем естественней и понятней, что христианство принимали те же римляне, которым было известно несколько форм креста. После прибытия на место распятия осужденного раздевали донага, а его одежу отдавали воинам, охранявшим крест.

Однако в Иудее, идя навстречу религиозным убеждением евреев (Быт. 9:22-23; Лев. 18:6-19; 20:17; Ос. 2:3), римляне оставляли осужденным набедренную повязку (Мишна. Санхедрин. 6:3; Тосефта.

Санхедрин. 9:6). После этого осужденного помещали на крест. Фиксация тела распинаемого к кресту могла осуществляться различно. Согласно одному из способов для распятия, осужденного клали на спину с руками, распростертыми вдоль патибулума, после чего их прибивали к нему кованными четырехгранными гвоздями, которые достигали 13 - 18 сантиметров в длину и около 1 см в поперечнике, либо привязывали веревками .

Затем патибулум вместе с пригвожденным к нему человеком поднимали с помощью особого рода вил (furcilla) и помещали на заранее вкопанный в землю вертикальный столб (Цицерон. In С. Verrem. 5:66; Иосиф Флавий. Иудейская война VII. 6:4).

После этого ноги распинаемого несколько сгибали в коленях и прибивали к статикулуму гвоздями либо фиксировали веревками. Осужденных могли также распинать и на уже целиком собранных крестах, лежащих вначале на земле, а потом поднимаемых вертикально, а также и на крестах, уже вкопанных в землю. Для того, чтобы поднять на уже закрепленный в земле крест осужденного и прибить его гвоздями требовались определенные усилия. К патибулуму приставлялись лестницы.

На них поднимались двое из исполнявших казнь солдат, которые при помощи веревок поднимали тело осужденного, а остававшиеся внизу помогали им. Распинаемый, поднятый до надлежащей высоты, за руки привязывался веревками к патибулуму, после чего на его запястья ставили два железных гвоздя, которые ударом молота вгоняли в дерево.

Солдаты, стоявшие внизу, в это время привязывали либо прибивали к статикулуму ноги осужденного. Для этого их ему либо складывали таким образом, чтобы одна стопа покрывала другую, после чего через обе стопы разом вбивали один гвоздь, либо прибивали гвоздями каждую стопу по отдельности.

Как были прибиты ноги Иисуса Христа, одним или двумя гвоздями, точно не известно. Одни отцы Христианской Церкви (свв. Григорий Назианзин, египетский епископ Нонн) указывали на один гвоздь, а другие (свв. Григорий Турский, Киприан) говорят о четырех гвоздях - двух для рук и двух для ног.

Иконография Православной Церкви приняла второе предание, а Римско-католической - первое. Для того, чтобы распятый человек мог оставаться на кресте живым как можно большее время и таким образом продлить муки жертвы, римляне применяли разные устройства, обеспечивавшие некоторую поддержку для тела жертвы (это может объяснять фразу «сидеть на кресте», использовавшуюся римлянами). С этой целью иногда использовался небольшой уступ или седалище (sedile), которое размещали на статикулуме таким образом, чтобы это седалище проходило между ногами осужденного.

Чтобы увеличить страдания жертвы, сиденье иногда делалось остроконечным. Вместо седалища иногда делали упор для ног в виде прибитой внизу статикулума дощечки (pedale, или suppedaneum) что было менее болезненно, чем нахождение на заостренном седалище, но также продлевала страдания осужденного. В этих обоих случаях распятый человек скорее не висел на кресте, а сидел или стоял, пригвожденный к нему.

Традиционная христианская иконография и живопись изображают Распятого с руками, пробитыми гвоздями посредине ладоней. Однако исследования, выполненные в первой половине ХХ века Pierre Barbet – главным хирургом в Парижской больнице Св. Иосифа, показали, что христианские художники в этом плане достаточно сильно заблуждались. Проведя ряд экспериментов с ампутированными руками, а также с трупами, P.Barbet, обнаружил неожиданные на то время факты.

Оказалось, что при прибивании к кресту на уровне середины ладоней, кисти срывались с гвоздей при нагрузке около 39 кг (88 фунтов). Экспериментальные данные подтвердили математические вычисления, показавшие, что при положении на кресте, во время которого руки распинаемого отходят от туловища к патибулуму под углом близким к 68º, тело осужденного обязательно сорвется с креста.

Ища анатомическое место, которое могло бы с одной стороны максимально полно соответствовать Евангельскому тексту и историческим хроникам, а с другой - надежно удерживать на гвоздях вес распинаемого, P.Barbet пришел к выводу, что этого наиболее хорошо походит имеющееся на запястье пространство Десто (Destot) . рис. Пространство Десто.

В случае, если гвоздь забивался в расположенное между трехгранной, головчатой и крючковидной костями запястья, пространство Десто полностью отвечает требованиям, руки распятого надежно удерживалось на кресте независимо от его массы тела.

Важным обстоятельством явился также тот факт, что при прохождении гвоздей через пространство Десто кровотечение из пробитых запястий относительно незначительно, так как при этом не происходит повреждения крупных магистральных кровеносных сосудов.

Следует особо отметить, тот факт, что выявленные P.Barbet анатомические данные о фиксации тела распинаемых к кресту в целом соответствуют тексту Нового Завета. Употребленное в Евангелии от Иоанна древнегреческое слово χειρ означало как руку в целом, так и запястье - καί ἰδε τᾶς χειράς μου - и посмотри руки Мои (Ин 20:27) (χειράςбукв. - раны на руках, запястьях ).

Расхождение выявленных в работах P.Barbet данных с традиционной иконографией можно объяснить тем простым фактом, что, начиная с IV н.э., после эдикта Константина Великого, в христианском мире казнь посредством распятия была запрещена и многие знания об этой процедуре были со временем забыты. Первые научные работы, посвященные изучению механизма смерти при распятии были выполнены в 20-е годы ХХ века французским врачом А. LeBec. Им первым было выдвинуто предположение, что смерть при распятии наступала вследствие удушья .

Данное предположение было поддержано в дальнейшем многими учеными и в настоящее время принято, как основная причина смерти при распятии, рассматриваясь как один из вариантов смерти при позиционной асфиксии .

В ставших уже классическими опытах P. Barbet было убедительно продемонстрировано, что в случае распятия на кресте c руками, несколько согнутыми в локтях и распростертыми вдоль патибулума, и с ногами, полусогнутыми в коленных суставах и стопами, фиксированными к статикулуму, приговоренный к распятию человек мог принимать на кресте только два основных положения.

Первое – с распрямленными в коленях ногами и руками, вытянутыми вдоль патибулума (по P. Barbet - выпрямленная позиция). Осужденный при этом опирался на ноги, на которые в этой позиции приходилась нагрузка практически всей массы тела.

Второе – с ногами, согнутыми в коленных суставах. В этом случае распятого человека туловище провисало вниз и несколько вперед, а руки отходили от туловища к patibulum вверх и в стороны под углом, близким к 60-65º. В подобной позиции запястьям осужденного приходилось выдерживать всю массу его тела, По мере нарастания мышечной усталости распятый все больше и больше времени проводил во второй позиции.

Под действием веса собственного тела перерастяжение грудной клетки достаточно быстро приводило к нарастанию усталости межреберных мышц и брюшной диафрагмы, которые и отвечают за акт дыхания в норме. В этих условиях становится возможным вдох, но резко затруднен выдох, что приводит к накоплению в организме углекислого газа, а также других продуктов метаболизма, выводимых их организма в процессе дыхания через легкие.

Распятый мог компенсировать это состояние, только приняв первую позицию, для чего надо было выпрямить ноги в коленных суставах, и переместить тело вверх по кресту. Однако на запястья, руки и плечевые суставы распятого, под действием веса его собственного тела начинало действовать значительная нагрузка, которая постепенно приводила к дислокации суставных соединений пояса верхних конечностей.

По мере развития усталости, руки распинаемого, все чаще находились в положении, когда они направлены кзади и верх, а туловище обвисало на согнутых в коленях ногах вперед и вниз, что затрудняло работу дополнительных дыхательных мышц.

Помимо этого, при каждой попытке изменить положение на кресте кости запястья и стоп проворачивались вокруг вбитых гвоздей, а поврежденные при бичевании мягкие ткани спины обдирались о стабилум, что доставляло распятому сильнейшую боль.

Так как для того, чтобы говорить человек должен набрать в легкие достаточное количество воздуха, то для произнесения каждого слова распятому также надо было подниматься на кресте. Для этого ему каждый раз, обдирая надкостницу, ему надо было опереться на пронзенные гвоздями ноги и одновременно подтянуться на прибитых к кресту руках. Можно представить, какую сильнейшую боль приносило распятому человеку каждое произнесенное на кресте слово.

Чем дольше времени проходило от момента распятия на кресте, тем больше сил терял казнимый, у него нарастали судороги и мышечная боль, все более выраженной становилась дислокация суставов пояса верхних конечностей, и всё чаще он принимал положение, препятствующее нормальному дыханию. Вдох осуществлялся только за счет диафрагмы, что постепенно приводило к развитию выраженного удушья, от которого он в конечном итоге распятый человек и погибал.

Такое состояние продолжалось многие мучительные часы. Римский историк Ориген писал о том, что видел распятого, который прожил всю ночь и следующий день.

Пример, когда три распятых еврея оставались живыми на кресте в течение трех дней можно найти в сочинениях Иосифа Флавия (Иосиф Флавий Древности XIV). Во время массовых казней, последовавших после восстания Спартака, некоторые из распятых повстанцев общались с солдатами в течение трех дней (Appian. B.Civ. I,20). Для того, чтобы сократить время мучений распятых на кресте, существовал обычай crurifragium (skelokopia), который применялся в тех случаях, когда по каким-либо причинам принималось решение ускорить наступление смерти осужденных

В ходе скелокопии распятым молотом перебивали кости голеней, после чего тело осужденного лишалось точки опоры и повисало на руках. В этих условиях быстро наступало перерастяжение грудной клетки и удушье наступало значительно быстрее – в течении нескольких десятков минут и даже быстрее.

Это положение было убедительно доказано K-S.D. Schulte, который в серии контролируемых экспериментов на добровольцах показал, что если распятие происходило только за счет висения на руках, без опоры на ноги, то у всех испытуемых уже на 6-ой минуте объем вдыхаемого воздуха уменьшался приблизительно на 70 %, артериальное давление падало на 50 % от нормы, а частота сердечных сокращений увеличивалась вдвое. Спустя 12 минут дыхание осуществлялось только за счет движений диафрагмы и наступала потеря сознания.

Когда же добровольцам разрешили при распятии периодически (один раз в течение 20 секунд) опираться на ноги, то происходила выраженная нормализация деятельности сердечно-сосудистой системы и дыхания. Эксперимент в последнем случае продолжался до 30-40 минут, после чего у испытуемых наступала выраженная боль в запястьях и эксперимент на этом прекращался .

Теория P. Barbet о том, что о том, что смерть осужденных на распятие наступала вследствие позиционной асфиксии, обусловленной положением тела распинаемого на кресте, представляется вполне убедительной, аргументировано объясняя наступление летального исхода у распинаемых людей, и в настоящее время принята практически всеми исследователями. Однако, отдавая должное пионерским работам P. Barbet, следует все же признать, что раскрыв особенности наступления смерти при распятии, он так и не смог адекватно объяснить один конкретный случай – смерть Иисуса Христа на кресте.

Действительно, удушье в целом, а в особенности обусловленное невозможностью сделать адекватный выдох, делает невозможными все попытки не только к произношению каких-либо слов, но и отдельных членораздельных звуков. Однако, во время распятия Иисус Христос мог вполне внятно говорить на кресте до последних мгновений своей земной жизни. Об этом говорится во всех четырех Евангелиях.

Так, в частности в Евангелии от Луки сказано: «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» (Лк, 23 46). Следующим, достаточно важным, возражением против удушья, как причины смерти Иисуса Христа является само время его нахождения на кресте.

Распятые могли находились на кресте до момента наступления смерти несколько суток, а смерть Христа наступила спустя всего около 3-х часов после пригвождения к кресту, о чем достаточно четко написано в Евангелиях: «Был час третий, и распяли Его» (Мк 15 25) и «Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух». (Лк 23 44-46).

Не ожидали столь быстрой смерти Христа и фарисеи, следившие за распятием. Требуя утром казни, они понимали, что распятые пробудут на крестах сутки и более. А это значило, что Ветхозаветная Пасха, которая должна была начаться в субботу будет омрачена казнью, что было серьезным нарушением иудейского закона. С другой стороны, они боялись, что если суд и казнь будут отложены на дни, следующие за пасхальными, то это даст время Пилату все передумать и отменить казнь.

Таким образом, они сами себя загнали в ловушку - перенести казнь они боялись, а оскорбить Пасху смертной казнью, означало не просто нарушить, но и серьезно оскорбить закон. Поэтому они были вынуждены просить Пилата разрешить акт милосердии к распинаемым - перебить им голени, что ускорило бы их смерть, и позволило бы снять тела казненных с крестов до начала ветхозаветной Пасхи. «Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, - ибо та суббота была день великий, - просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их» (Ин. 19: 31).

Пилат это позволил, после чего солдаты пришли и перебили голени разбойникам. Когда же они подошли к Иисусу Христу, то увидели, что Он уже умер и потому процедуру скелокопию по отношению к Нему не применили, так как она стала не нужна.

На этот факт в Евангельском тексте обращается особое внимание. «Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, - ибо та суббота была день великий, - просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. «Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней» (Ин. 19 31 -33).

Тогда один из римских солдат, желая убедиться в том, что Христос умер, пронзил его тело копьем.

«Но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили». (Ин. 19 34-35)

Люди античного мира, а особенно солдаты, постоянно видели в своей жизни насилие, и хорошо могли по особенностям вытекания крови определить, из живого либо мертвого тела она выделяется. Истечение крови и воды из раны Христа вполне убедило как римских солдат, так и евреев в наступлении физической смерти Христа.

Следует отметить, что столь быстрая смерть Христа удивила не только присутствующих, но и много повидавшего Пилата. «пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу» (Мк 15. 43-45).

Отмеченный ряд обстоятельств смерти Иисуса Христа, который приводится в Евангелиях, а именно – относительно скорое наступление смерти, способность Иисуса Христа к четкому произнесению слов до последних минут жизни, ясность сознания, сохраняемая Распятым до самой смерти, а также поток крови и воды, истекшие из раны, нанесенной Ему посмертно копьем, позволяют усомниться в обоснованности асфиксического генеза смерти Христа.

Это побудило многих исследователей к поискам других, отличных от асфиксической, теорий, которые могли бы объяснить Его земную смерть.

Об этом сообщила пресс-служба Симферопольской епархии. Процитирую сообщение целиком:

18.07.2007. СИМФЕРОПОЛЬ. Митрополит Лазарь принял мальчика, которого исцелил Святитель Лука

Летом 2002 г. семья Стадниченко приехала из далекого Мурманска в Феодосию на отдых. Назарий неоднократно бывавший летом у бабушки в Феодосии и представить себе не мог, как изменится его жизнь после этих каникул. Мальчик учился в музыкальной школе, серьезно занимался и решил свою жизнь связать с музыкой. Лето в Крыму жаркое, поэтому и двери и окна в тот день были нараспашку. После очередного занятий у инструмента Назарий встал и пошел в соседнюю комнату где сидели члены семьи. Рука автоматически оперлась о косяк двери. В следующее мгновение от резкой боли в пальцах он потерял сознание. Порыв ветра захлопнул дверь и фаланги 3 и 4 пальцев превратились в кровавое месиво. Первая мысль, которая появилась в проясняющемся сознании ребенка была о том, что он уже никогда не сможет играть на фортепиано. А это могло стать для него настоящей катастрофой. Когда приехали в Феодосийскую больницу и сделали рентген стало ясно, что пальцы уже не спасти, необходима срочная ампутация. Родители и бабушка как могли пытались успокоить ребенка, но было тщетно. Во время операции хирург ампутировал две фаланги, полностью удалив суставные сумки.

После операции через несколько дней бабушка – Варвара Шаврина, видя как страдает любимый внук рассказала, что в Симферополе есть мощи великого угодника Божия –Святителя Луки, который исцеляет людей от разных болезней и каждый, кто приходит с верой к его нетленным мощам получает от Господа просимое. Родители взяли ребенка и поехали в Симферополь. Добравшись до Свято-Троицкой женской обители они припали к раке с мощами и стали просить для своего сына исцеления. Конечно же, никому и в голову не могло прийти то, что произощло через несколько месяцев. На память о посещении святыни Назарию купили ламинированную икону Святителя и масло от его мощей.

Мальчик попросил прибинтовать к его искалеченным пальцам эту икону и каждый день помазывал маслом. Спустя несколько недель, когда боль утихла, он стал ощущать небольшой дискомфорт в месте ампутации, позднее эти места стали чесаться и семья обратилась к врачу. При осмотре пальцев на месте ампутации были обнаружены небольшие бугорки, которые со временем стали увеличиваться до тех пор, пока не приобрели формы и размера нормальных фаланг, еще через некоторое время отросли ногти.

Когда хирург из Феодосии, делавший операцию, узнал о случившемся он не поверил, сказал, что это глупости какие-то, такого в природе не бывает: ампутированный сустав восстановиться не может. Он потребовал рентгеновские снимки. Они показали, что суставы и кости, которые были удалены полностью - восстановились. Врач констатировал, что произошло просто чудо.

Сегодня отросшие пальцы практически неотличимы от других, за исключением того, что на мочках чуть меньше мышечной ткани, чем на других фалангах, отчего они выглядят несколько тоньше чем другие.

Неисповедимыми путями Господними судьба Назария переплетается с жизнью Святителя. Он родился в Черкасской области, где долгое время жили родители Святителя Луки и где он сам бывал несколько раз. Святое Крещение Назарий принял из рук протоиерея Анатолия Чепеля (г. Феодосия), который был рукоположен в священный сан Святителем Лукой.

После полученного исцеления семья Стадниченко несколько раз уже приезжала к мощам Святителя поблагодарить за полученное исцеление. В этом году состоялась теплая встреча Владыки Лазаря с Назарием и его семьей. Митрополит Лазарь в присутствии родителей мальчика, крымских журналистов рассказал о происшедшем чуде и сказал, что «…наша жизнь в руце Господней, и если Господу угодно, то может произойти такое чудо, которое не будет вписываться ни в один из законов материального мира. Мы все чада Божии и по вере нашей подается нам».
В конце встречи Владыка подарил Назарию в благословение большую икону Святителя Луки и предложил ему поступать в возрожденную Таврическую духовную семинарию.

Сегодня Назарий с семьей живет подмосковном Подольске и учится в московском музыкальном училище по классу фортепиано.