Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1.1 Судебник 1497

1.2 Соборное Уложение 1649

1.3 Право при Петре 1

1.4 Первые преобразования

2. Реформы Петра 1. Их характер

2.1 Основа реформ

2.2 Формирование новой системы права

2.3 Реформа центрального управления

2.4 Военная реформа

2.5 Устройство сословий

2.6 Податная реформа

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложения

Введение

Изменения во всех отраслях и сферах социально-экономической и политической жизни страны, которые постепенно накапливались и назревали в XVII веке, переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок. Московская Русь превратилась в Российскую империю. В её экономике, уровне и форме развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные изменения. Коренным образом изменилось место и роль России в международных отношениях того времени.

Все эти изменения происходили на основе феодально-крепостнического строя, который постепенно становился главным тормозом для прогрессивного развития страны, вступал в стадию своего разложения. В стране всё более отчётливо проявлялись симптомы зарождения и развития новых капиталистических отношений. В связи с этим уже в первой четверти XVIII века прослеживается главное противоречие, свойственное периоду позднего феодализма. Интересы самодержавно-крепостнического государства и класса феодалов в целом, общенациональные интересы страны требовали развития производительных сил, активного содействия развитию промышленности, торговли, ликвидации технико-экономической отсталости страны. Но для решения этих задач было необходимо сокращение сферы деятельности крепостничества, образование рынка вольнонаёмного труда, ограничение и ликвидация сословных прав и привилегий дворянства. Происходило же прямо противоположное: распространение крепостничества вглубь и вширь, консолидация класса феодалов, закрепление, расширение и законодательное оформление его прав и привилегий. Поэтому развитие промышленности, товарных отношений, укрепление мощи государства сопровождалось резким ростом крепостнической эксплуатации, помещичьего произвола, укреплением власти дворян и чиновничье-бюрократического аппарата самодержавия. Это обостряло основное противоречие между господствующим классом и различными категориями крепостного крестьянства, составлявшего более 90% населения страны.

Замедленность формирования буржуазии и превращения её в класс, противостоящий классу феодалов-крепостников, приводило к тому, что купечество и заводчики оказывались втянутыми в сферу крепостнических отношений.

Сложность и противоречивость исторического развития страны в это время определили крайнюю противоречивость деятельности Петра I и осуществлённых им реформ.

С одной стороны, они имели огромное прогрессивное значение, шли навстречу общенациональным интересам и потребностям, способствовали значительному ускорению исторического развития страны и были нацелены на ликвидацию её отсталости. С другой стороны - осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступали всё сильнее и, вместо того, чтобы ликвидировать отсталость, консервировали её.

В результате петровских преобразований Россия быстро догоняла те европейские страны, где сохранялось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла ликвидировать отсталость от стран, вставших на капиталистический путь развития. Эта сложность и противоречивость со всей силой проявилась и в преобразовательной деятельности Петра I, которая отличалась неукротимой энергией, невиданным размахом, смелостью в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта. Прекрасно понимая значение развития торговли и промышленности, Пётр I осуществил ряд мероприятий, соответствовавших интересам купечества. Но он же укреплял крепостные порядки, обосновывал режим самодержавного деспотизма.

Действия Петра I отличались не только решительностью, но и крайней жестокостью "нетерпеливого самовластного помещика".

1. Допетровские источники права на Руси. Право при Петре 1

Прежде чем начать рассматривать правовые реформы Петра первого необходимо рассмотреть источники права сложившиеся и существовавшие на Руси в допетровскую эпоху, чтобы понять какое правовое наследие досталось Петру.

1.1 Судебник 1497

Судебник 1497 года, стал первым кодексом для Московского государства, а позднее и для нынешней России. Во второй половине 14 века в северо-восточной Руси усилилась тенденция к объединению земель. Центром объединения стало Московское княжество. Ослабление и распад Золотой Орды, развитие экономических международных связей и торговли, образование новых городов и укрепление социального слоя дворянства сыграли роль объединяющих факторов. В Московском княжестве интенсивно развивалась система поместных отношений: дворяне получали землю от великого князя за службу и на срок службы. Это ставило их в зависимость от князя и укрепляло его власть. Говоря о “централизации” следует иметь в виду два процесса - объединение русских земель вокруг нового центра - Москвы и создание централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве. В ходе централизации происходило преобразование всей политической системы. На месте множества самостоятельных княжеств образуется единое государство. Изменяется вся система сюзеренно-вассальных отношений: бывшие великие князья сами становятся вассалами московского великого князя, складывается сложная иерархия феодальных чинов.

Итак, к концу 15 века на материке Евразия на территории огромного размера из маленьких княжеств произошло одно. Оно уже вполне обладало такими признаками государства, как своя территория, публичная власть управление, налоги, суверенитет. А, государство, по одной из формулировок, - это политическая организация, которая осуществляет управление обществом с помощью правовых форм (выполняет волю народов через исполнение законов) . Для управления таким большим княжеством конечно же требовался определенный кодекс. Нормы обычного права и княжеская судебная практика Русской Правды оказались уже недостаточными для управления Московским княжеством. Тогда Иван III решил создать свой кодекс.

В 1497 году он создал этот кодекс, который был назван Судебником. Судебник заключил в себе 68 статей. Под преступлением судебник понимает не только нанесение материального или морального ущерба, “обиду”. На первый план выдвигается защита существующего социального и правового порядка. Преступление - это прежде всего нарушение установленных норм, предписаний и вместе с тем воли государя, которая неразрывно связывалась с интересами государства. Система наказаний по судебнику усложняется, формируются новые цели наказания: устрашение и изоляция преступника. Целью властей становится демонстрация их всесилия обвиняемым, над душой и телом. Высшей мерой наказания была смертная казнь, которая могла быть отменена помилованием со стороны государя. Процедура казни превращается в своего рода спектакль, появляются новые виды казней и наказаний. Для наказаний стали характерными жестокость и неопределенность их формулировки. Телесные наказания применялись как основной или дополнительный вид. Наиболее распространенным видом была “торговая казнь”, т.е. битье кнутом на торговой площади. Членовредительные наказания лишь начали вводиться в этот период. Кроме устрашения, эти виды наказаний выполняли важную символистическую функцию - выделение преступника из общей массы, “обозначение” его. Ст. 10. О ТАТЕХ (О ворах). А котораго татя поимают с какою татбою ни буди впервые, опроче церковные татбы и головные, а в ыной татбе в прежней довода на него не будет, ино его казнити торговою казнию, бити кнутием да исцево на нем доправя, да судие его подати. А не будет у того татя статка, чем исцево заплатить, ино его бив кнутиемъ, да исцу его выдать въ его гибели головою на продажю (отдать истцу обвиняемого в холопы в порядке возмещения ущерба), а судье не имати ничего на нем.

В качестве дополнительных наказаний часто применялись штрафы и денежные взыскания.

В первом общероссийском (великокняжеском) Судебнике 1497 года нашли применение нормы Русской Правды, обычного права, судебной практики и литовского законодательства. Главной целью Судебника были распространение юрисдикции великого князя на всю территорию централизованного государства, ликвидация правовых суверенитетов отдельных земель, уделов и областей. К моменту принятия Судебника далеко не все отношения регулировались централизованно. Учреждая свои судебные инстанции, московская власть некоторое время была вынуждена идти на компромиссы: наряду с центральными судебными учреждениями и разъездными судами, создавались смешанные (сместные) суды, состоявшие из представителей центра и мест. Если Русская Правда была сводом обычных норм и судебных прецедентов и своеобразным пособием для поиска нравственной и юридической истины, то Судебник стал, прежде всего “инструкцией” для организации судебного процесса.

1.2 Соборное Уложение 1649

Практически, на протяжении всего правления царя Алексея Михайловича (1645-1676гг.) страна была охвачена мелкими и крупными восстаниями городского населения. Необходимо было укрепить законодательную власть страны и 1 сентября 1648 года в Москве открылся Земский собор, работа которого завершилась принятием в начале 1649 года нового свода законов - Соборное Уложение. Составлен проект был специальной комиссией, а целиком и по частям его обсуждали члены Земского собора (“по палатам”). Напечатанный текст был разослан в приказы и на места.

Соборное Уложение 1649 года, обобщив и впитав в себя предшествующий опыт создания правовых норм, опиралось на:

Судебники;

Указные книги приказов;

Царские указы;

Думские приговоры;

Решения Земских соборов (большая часть статей была составлена по челобитным гласных собора);

- “Стоглав”;

Литовское и византийское законодательство;

Новоуказные статьи о “разбоях и душегубстве” (1669 г.), о поместьях и вотчинах (1677 г.), о торговле (1653 и 1677 г.), которые вошли в Уложение уже после 1649 года.

В Соборном Уложении глава государства - царь, определялся как самодержавный и наследственный монарх. Положение об утверждении (избрании) царя на Земском сборе обосновывало эти принципы. Всякие действия, направленные против персоны монарха, считались преступными и подлежали наказанию.

Уложение содержало комплекс норм, регулировавших важнейшие отрасли государственного управления. Эти нормы можно условно отнести к административным. Прикрепление крестьян к земле (гл.11 “Суд о крестьянах”); посадская реформа, изменившая положение “белых слобод” (гл.14); перемена статуса вотчины и поместья (гл.16 и 17); регламентация работы органов местного самоуправления (гл.21); режим въезда и выезда (ст.6) - все эти меры составили основу административно-полицейских преобразований.

С принятием Соборного Уложения изменения произошли в области судебного права. Был разработан ряд норм, касающихся организации и работы суда. Происходит еще большее по сравнению с Судебниками разделение на две формы: “суд” и “розыск”.

Процедура суда описана в главе 10 Уложения. Суд основывался на двух процессах - собственно “суд” и “вершение”, т.е. вынесение приговора, решения. Суд начинался с “вчинания”, подачи челобитной жалобы. Ответчик вызывался в суд приставом, он мог представить поручителей, а также дважды не являться в суд, если на то имелись уважительные причины. Судом принимались и использовались различные доказательства: свидетельские показания (не менее десяти свидетелей), письменные доказательства (наиболее доверительные из них - официально заверенные документы), крестное целование (по спорам на сумму, не превышающую одного рубля), жребий. Для получения доказательств использовались обыск “общий” - опрос населения по поводу факта совершенного преступления, и обыск “повальный” - по поводу конкретного лица, подозреваемого в преступлении. В практику суда вводился так называемый “правеж”, когда ответчик (чаще всего неплатежеспособный должник) регулярно подвергался судом процедуре телесного наказания (битье розгами). Число таких процедур должно было быть эквивалентным сумме задолженности. Так, к примеру, за долг в сто рублей пороли в течение месяца. Правеж был не просто наказанием - это была также мера, побуждающая ответчика выполнить обязательство (самому или через поручителей). Судоговорение было устным, но протоколировалось в “судебном списке” и каждая стадия оформлялось особой грамотой.

Розыск или “сыск” применялся только по наиболее серьезным уголовным делам, причём особое место и внимание в розыске отводились преступлениям, в которых затрагивался государственный интерес (“слово и дело государево”). Дело в розыскном процессе могло начаться с заявления потерпевшего, с обнаружения факта преступления или с обычного наговора.

В главе 21 Соборного Уложения 1649 года впервые устанавливается такая процессуальная процедура, как пытка. Основанием для ее применения могли служить результаты “обыска”, когда свидетельские показания разделялись: часть в пользу подозреваемого, часть против него. Применение пытки регламентировалось: ее можно было применять не более трех раз, с определенным перерывом; а показания, данные на пытке (“оговор”), должны были быть перепроверены с помощью других процессуальных мер (допроса, присяги, обыска).

Были осуществлены следующие изменения и в области уголовного права - определялся круг субъектов преступления: ими могли быть как отдельные лица, так и группа лиц. Закон разделил субъектов преступления на главных и второстепенных, понимая под последними соучастников. В свою очередь соучастие могло быть физическим (содействие, практическая помощь, совершение тех же действий, что и главный субъект преступления) и интеллектуальным (например, подстрекательство к убийству в гл.22). В связи с этим, субъектом преступления стал признаваться даже раб, совершивший преступление по указанию своего господина. Вместе с этим, необходимо отметить, что от второстепенных субъектов преступления (соучастников) закон отличал лиц, только причастных к совершению преступления: пособников (лиц, создававших условия для совершения преступления), попустителей (лиц, обязанных предотвратить преступление и не сделавших этого), недоносителей (лиц, не сообщивших о подготовке и совершении преступления), укрывателей (лиц, скрывших преступника и следы преступления). Уложение также провело деление преступлений на умышленные, неосторожные и случайные. За неосторожное преступление виновный наказывался так же, как за умышленное преступное действие (наказание следовало не за мотив преступления, а за его результат). Но закон выделил также смягчающие и отягчающие обстоятельства. К смягчающим обстоятельствам относились: состояние опьянения; неконтролируемость действий, вызванная оскорблением или угрозой (аффект); а к отягчающим - повторность преступления, размер вреда, особый статус объекта и предмета преступления, совокупность нескольких преступлений.

Закон выделил три стадии преступного деяния: умысел (который сам по себе может быть наказуемым), покушение на преступление и совершение преступления, а также понятие рецидива, которое в Соборном Уложении совпадает с понятием “лихой человек”, и понятие крайней необходимости, которая является ненаказуемой только при соблюдении соразмерности ее реальной опасности со стороны преступника. Нарушение соразмерности означало превышение пределов необходимой обороны и наказывалось.

Объектами преступления по Соборному Уложению 1649 года определялись: церковь, государство, семья, личность, имущество и нравственность. Наиболее опасными считались преступления против церкви и впервые они были поставлены на первое место. Это объясняется тем, что церковь занимала особое место в общественной жизни, но главное, что она была взята под защиту государственных институтов и законов.

Большие изменения Соборного Уложения 1649 года касались области вещного, обязательственного и наследственного права. Сфера гражданско-правовых отношений была определена достаточно четко. К этому побуждали развитие товарно-денежных отношений, формирование новых типов и форм собственности, количественный рост гражданско-правовых сделок.

Субъектами гражданско-правовых отношений являлись как частные (физические), так и коллективные лица, причем постепенно расширялись юридические права частного лица за счет уступок со стороны лица коллективного. Для правоотношений, возникавших на основе норм, регламентирующих сферу имущественных отношений, характерна стала неустойчивость статуса самого субъекта прав и обязанностей. Прежде всего, это выражалось в расчленении нескольких правомочий, связанных с одним субъектом и одним правом (например, условное землевладение давало субъекту право владения и пользования, но не распоряжения предметом). С этим возникала сложность в определении истинного полноправного субъекта. Субъекты гражданского права должны были удовлетворять определенным требованиям, таким как пол (наблюдалось существенное возрастание правоспособности женщины по сравнению с предыдущим этапом), возраст (ценз в 15-20 лет давал возможность самостоятельного принятия поместья, кабальных обязательств и т.д.), социальное и имущественное положение.

Вещи по Соборному Уложению были предметом целого ряда правомочий, отношений и обязательств. Основными способами приобретения имущества считались захват, давность, находка, пожалование и непосредственно приобретение в обмене или при покупке.

Впервые в Соборном Уложении 1649 года регламентировался институт сервитутов - юридическое ограничение права собственности одного лица в интересах права пользования другого или других лиц. Личные сервитуты -это ограничения в пользу определенных лиц, специально оговоренных в законе, например, потрава лугов ратниками, находящимися на службе. Вещные сервитуты - это ограничение права собственности в интересах неопределенного числа субъектов. Они включали право владельца мельницы в производственных целях заливать нижележащий луг, принадлежащий другому лицу; возможность возводить печь у стены соседского дома или строить дом на меже чужого участка и т.д. (гл.10). Наряду с этим, право собственности ограничивалось либо прямым предписанием закона, либо установлением правового режима, который не гарантировал “вечной собственности”.

Система преступлений охватывала разнообразные стороны жизни общества, касалась как простого люда, так и зажиточных слоёв населения, государственных служащих и по Соборному Уложению 1649 года выглядела следующим образом:

Преступления против церкви: богохульство, совращение православного в иную веру, прерывание хода литургии в храме;

Государственные преступления: любые действия и даже умысел, направленный против личности государя или его семьи, бунт, заговор, измена. По этим преступлениям ответственность несли не только лица, их совершившие, но и их родственники и близкие;

Преступления против порядка управления: намеренная неявка ответчика в суд и сопротивление приставу, изготовление фальшивых грамот, актов и печатей, самовольный выезд за границу, фальшивомонетничество, содержание без разрешения питейных заведений и самогоноварение, принесение в суде ложной присяги, дача ложных свидетельских показаний, ”ябедничество” или ложное обвинение;

Преступления против благочиния: содержание притонов, укрывательство беглых, незаконная продажа имущества, недозволенная запись в заклад, обложение пошлинами освобожденных от них лиц;

Должностные преступления: лихоимство (взяточничество, неправомерные поборы, вымогательство), неправосудие (заведомо несправедливое решение дела, обусловленное корыстью или личной неприязнью), подлоги по службе (фальсификация документов, сведений, искажения в денежных бумагах и т.д.), воинские преступления (нанесение ущерба частным лицам, мародерство, побег из части);

Преступления против личности: убийство, разделявшееся на простое и квалифицированное (убийство родителей детьми, убийство господина рабом), нанесение увечья, побои, оскорбление чести (обида, клевета, распространение порочащих слухов). Вовсе не наказывалось убийство изменника или вора на месте преступления;

Имущественные преступления: татьба простая и квалифицированная (церковная, на службе, конокрадство, совершенная в государевом дворе, кража овощей из огорода и рыбы из садка), разбой (совершаемый в виде промысла) и грабеж обыкновенный или квалифицированный (совершенный служилыми людьми или детьми в отношении родителей), мошенничество (хищение, связанное с обманом, но без применения насилия), поджег (пойманного поджигателя бросали в огонь), насильственное завладение чужим имуществом (землей, животными), порча чужого имущества;

преступления против нравственности: непочитание детьми родителей, отказ от содержания престарелых родителей, сводничество, “блуд” жены (но не мужа), половая связь господина с рабыней.

В системе наказаний по Соборному уложению 1649 года основной упор делался на физическое устрашение (начиная от битья кнутом до отсечения рук и четвертования при смертной казни). Заключение преступника в тюрьму было второстепенной задачей и являлось дополнительным наказанием.

За одно и то же преступление могло быть установлено сразу несколько наказаний (множественность наказаний) - битье кнутом, урезание языка, ссылка, конфискация имущества. За кражу наказания устанавливались по нарастающей: за первую - битье кнутом, урезание уха, два года тюрьмы и ссылка; за вторую - битье кнутом, урезание уха и четыре года тюрьмы; за третью - смертная казнь.

В Соборном Уложении 1649 года применение смертной казни предусматривалось почти в шестидесяти случаях (даже курение табака наказывалось смертью). Смертная казнь делилась на простую (отсечение головы, повешение) и квалифицированную (колесование, четвертование, сожжение, залитие горла металлом, закапывание живьем в землю).

Членовредительские наказания включали следующие: отсечение руки, ноги, урезание уха, носа, губы, вырывание глаза, ноздрей. Эти наказания могли применяться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных. Они должны были выделять преступника из окружающей массы людей.

Вообще, система наказаний по Соборному Уложению 1649 года характеризовалась следующими особенностями:

а) Индивидуализация наказания. Жена и дети преступника не отвечали за совершенное им деяние. Однако пережитки архаической системы наказаний сохранились в институте ответственности третьих лиц: помещик, убивший чужого крестьянина, должен был передать понесшему ущерб помещику другого крестьянина, сохранялась процедура “правежа”.

б) Сословный характер наказания. Этот признак выражался в том, что за одни и те же преступления разные субъекты несли разную ответственность (например, за аналогичное деяние боярин наказывался лишением чести, а простолюдин - кнутом. Глава 10).

в) Неопределенность в установлении наказания. Этот признак был связан с целью наказания - устрашением. В приговоре мог быть указан не сам вид наказания и использовались формулировки: “как государь укажет”, “по вине” или “наказать жестоко”.

Если даже вид наказания был определен, неясным оставался способ его исполнения (аналогичные формулировки типа “наказать смертью” или “бросить в тюрьму до государева указа”), т.е. неопределённость наказания.

Неопределенность в установлении наказания создавала дополнительное психологическое воздействие на преступника. Целям устрашения служила особая символика наказаний: заливание преступнику горла расплавленным металлом; применение к нему такого наказания, которое он желал бы для оклеветанного им человека. Публичность наказаний имела социально-психологическое назначение, поскольку многие наказания (сожжение, утопление, колесование) служили как бы аналогами адских мук.

г) Тюремное заключение, как специальный вид наказания, могло устанавливаться сроком от трех дней до четырех лет или на неопределенный срок. Как дополнительный вид наказания (а иногда как основной) назначалась ссылка (в отдаленные монастыри, остроги, крепости или боярские имения).

К представителям привилегированных сословий применялся такой вид наказания, как лишение чести и прав, варьирующийся от полной выдачи головой (превращение в холопа) до объявления “опалы” (изоляции, остракизма, государевой немилости). Обвиненного могли лишить чина, права заседать в Думе или приказе, лишить права обращаться с иском в суд.

С принятием Уложения 1649 года стали широко применяться имущественные санкции (глава 10 Уложения в семидесяти четырех случаях устанавливала градацию штрафов “за бесчестье” в зависимости от социального положения потерпевшего). Высшей санкцией этого вида была полная конфискация имущества преступника. Наконец, в систему санкций входили церковные наказания (покаяние, отлучение от церкви, ссылка в монастырь, заточение в одиночную келью и др.).

Существующая ранее в России судебно - правовая практика, опиравшаяся на судебники, указы, думские приговоры и т.д., носила разрозненный и часто противоречивый характер. С принятием Соборного Уложения в 1649 году впервые в истории российской государственности была сделана попытка создать единый свод всех действующих правовых норм, охватить им все стороны общественно - политической и экономической жизни России, а не отдельные группы общественных отношений. В результате кодификации Соборное Уложение было сведено в 25 глав и 967 статей, наметилось разделение норм по отраслям и институтам. И хотя основная цель не была достигнута, да и не могла быть достигнута в тех условиях, Соборное Уложение укрепило судебно - правовую систему России и явилось фундаментом, на котором в последующем она развивалась и дополнялась как свод законов феодально-крепостнической России.

1.3 Право при Петре 1

Переход к абсолютизму знаменовался широким развитием законодательства, причём автором законов часто являлся сам монарх. Особенно много внимания и сил уделял законотворчеству Пётр 1. Так, над воинским уставом Пётр работал целый год, а над Морским - пять лет. Генеральный регламент, определявший права и обязанности должностных лиц, подвергался редактированию 12 раз.

Петровское законодательство отличается от предыдущего значительно меньшей казуистичностью, более высоким уровнем обобщений, более чёткой схемой и последовательностью, что отражает более высокий уровень юридической техники. От формулировки закона Пётр требовал ясности и чёт кости: «Надлежит законы писать ясно, чтобы их не перетолковывать».

Появляются требования обязательной публикации закона. Указ 1720 г. требовал «письменных указов не посылать, как прежде бывало, а посылать печатные». Всё чаще находит место в законодательных актах положение об отсутствии обратной силы закона. Незнание закона не освобождало от ответственности при его нарушении, лишь учитывалось судом как смягчающие вину обстоятельство.

До второй половины 17в. все крупные законодательные акты были межотраслевыми и являлись как бы своеобразными сводами законов - маленькими и большими. Так строилась и Русская Правда, и Псковская судная грамота, и Соборное Уложение. В период становления абсолютизма рост числа законов сопровождается отраслевой дифференциацией законодательства, в соответствии с чем ведётся и систематизация права. Первоначально Пётр 1 хотел издать новое Уложение, долженствующее заменить собой Соборное Уложение 1649 г., однако затем он пошёл по линии создания отраслевых кодексов. При любви и внимании Петра ко всему военному в первую очередь подверглось кодификации военное право. Так возник Воинский артикул - первый в русском праве военно-уголовный кодекс, было издано Краткое изображение процессов, посвящённое целиком процессуальному праву и судоустройству в военной юстиции. Воинский и Морской уставы - тоже кодифицированные законы, регламентирующие соответствующие сферы жизни. По существу, значение кодекса наследственного права имеет и указ о единонаследии 1714 г.

Таким образом, система феодального права, развивавшаяся вместе с развитием феодального государства, при абсолютизме начинает оформляться в систему отраслевых законодательных актов, к тому же кодифицированных, то есть система права всё больше укладывается в систему законодательства.

В 1714 г. закончился процесс приравнивания правового режима поместья к режиму вотчины. Именной указ Петра 1 «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах» установил, что право распоряжения вотчинами и поместьями и их наследования становится одинаковым. Указ о единонаследии, перечисляя объекты, входящие в понятие недвижимого имущества, кроме вотчин и поместий включает сюда дворы и лавки, что является одним из показателей роста значения купечества, имущественные права которого важны для государства. Однако уравнивание поместий и вотчин не означало снятия ограничений с феодальной земельной собственности, которая продолжает оставаться собственностью с ограниченным правом распоряжения ею. Тот же указ о единонаследии запрещает отчуждать недвижимое имущество.

По указу о единонаследии можно было завещать недвижимое имущество только какому-нибудь одному родственнику, при этом сыновья имели преимущество перед дочерьми, а те - перед более дальними родственниками. Движимое имущество наследодатель мог распределить по своему усмотрению. Аналогичный порядок действовал и в отношении наследования по закону: всю недвижимость получал старший сын, остальные делили поровну движимое имущество.

Смысл такого порядка Петр 1 объяснил в своём указе. На первое место царь ставил податные цели и показывал вредность разделения земельного имущества. Если, считал Петр, у помещика была тысяча крестьянских дворов, а он разделил их между пятью сыновьями, то каждому достанется лишь по двести дворов. Поскольку же сыновья захотят жить так же, как жил отец, то повинности крестьянского двора возрастут в пять раз. Но если помещик будет так обирать крестьян, государству уже неудастся собрать с них подати.

Экономическое развитие страны нашло своё отражение в развитии обязательного права, прежде всего в правовом регулировании договоров.

Вследствие развития торговли и промышленности получил большое распространение имущественный наём. Предметом этого договора моголо быть как недвижимое, так и движимое имущество. Так, купцы часто нанимают земельные участки для сооружения лавок, складов. Развивается также наём судов - речных и морских.

Широко был известен и договор товарищества, при котором несколько лиц обязуются друг перед другом соединить свои капиталы и совместно действовать для достижения какой-либо общей хозяйственной цели. При этом Пётр 1 всячески способствовал образованию торговых и промышленных товариществ и компаний.

Большое распространение получили и договоры подряда и поставки, а так же договор хранения (поклажи).

Особую роль играло лесоохранное законодательство. В конце 17в. принимаются меры, направленные на охрану засечных лесов, которые на южных рубежах страны были предназначены для военной защиты государства и являлись частью укреплённой зоны. Засеки в это время устанавливались также в санитарных целях, в качестве препятствий на пути распространения эпидемий, возникающих в соседних странах. Леса защищались и в целях охраны диких зверей - источника ценной пушнины, составляющих важную часть государственных доходов.

Лесопользование стало более экономным. Так, указом 1701г. при валке леса запрещалось пользоваться топорами, поскольку применение пил давало меньше отходов. Наиболее же крупным мероприятием следует назвать введение категории заповедных лесов, рубка которых позволялась только для государственных целей, прежде всего для кораблестроения. При Петре 1 была учреждена специальная вальдмейстерская служба, занимавшаяся лесным хозяйством.

Кроме лесного хозяйства государство заботилось в это время и о рыбоохране, а также о природной среде в городах. Пётр принял строгие меры к поддержанию чистоты в городах, прежде всего в Петербурге.

Общая тенденция развития процессуального законодательства и судебной практики предшествующих веков - постепенное увеличение удельного веса розыска в ущерб так называемому суду, то есть замена состязательного принципа следственным, инквизиционным - привела к полной победе розыска в начале правления Петра 1 . Именным указом 21 февраля 1697г. полностью отменялся состязательный процесс с заменой его по всем делам инквизиционным процессом. Закон краток, в нём записаны лишь основные, принципиальные положения и не заменяет предыдущее законодательство о розыске, а наоборот, предполагает его использование в нужных пределах. Указ 21 февраля 1697г. был дополнен в марте 1715г. «Кратким изображением процессов или судебных тяжб», которое, основываясь на принципах указа 1697г., развивает их применительно к военной юстиции, военному судопроизводству, являясь, таким образом, специальным законом по отношению к общему закону.

Суд призван был стать быстрым и решительным орудием в руках государства для пресечения любых попыток нарушить установленный порядок. От судебных органов требовалось, чтобы они стремились не столько к установлению истины, сколько к устрашению народа. Этим задачам и отвечало процессуальное законодательство эпохи Петра 1 , усилившее также и наказание за «процессуальные преступления» (за лжеприсягу и лжесвидетельство отныне вводилась смертная казнь).

Большим достижением русской законодательной техники начала 18в. стало отделение процессуального права от материального, что прослеживается начиная с «Краткого изображения процессов», посвящённых почти целиком вопросам судоустройства и процесса.

В отличие от Соборного Уложения, «Краткое изображение процессов» построено весьма чётко. Здесь даётся основная схема судоустройства и некоторые общие положения процесса, затем идёт последовательное изложение хода процесса.

Значительно более чётки, нежели в Соборном Уложении, формулировки закона, часто даются общие определения важнейших процессуальных институтов и понятий. Законодатель прибегает к перечислению, классификации отдельных явлений и действий. Некоторые статьи закона содержат в себе не только норму права, но и её теоретическое обоснование, иногда с приведением различных точек зрения по данному вопросу.

Таким образом, по своей законодательной технике «Краткое изображение процессов» - достаточно совершенный документ.

Закон закрепляет стройную систему судебных органов, довольно чётко регламентирует вопросы подсудности. Для осуществления правосудия создаются уже специальные органы, однако они всё ещё не до конца отделены от администрации; судьями в военных судах являются строевые командиры, в качестве второй инстанции выступает соответствующий начальник, приговоры судов в ряде случаев утверждаются вышестоящим начальством. Нет пока и деления на органы, в соответствии с чем отсутствует деление на предварительное производство дел непосредственно в суде.

1.4 Первые преобразования

Говоря о первых преобразованиях Петра I, необходимо помнить, что их корни находились в уходящем 17 веке. Уже тогда были введены полки нового строя (солдатские, рейтарские, драгунские), основаны первые крупные железоделательные производства. В том же 17в. обозначились и сдвиги в области быта и культуры: при Федоре, в 1681 г., было приказано являться при дворе в коротких кафтанах, а не в традиционных охабнях и однорядках, появились немецкое платье, первые бритобородые щеголи; основана Славяно-греко-латинская академия и т.д.

Преобразования Петра I начались со строительства азовского флота с помощью натуральной государственной повинности и чрезвычайных поборов - способах, типичных для деспотического крепостнического государства. Организация постройки возлагалась на сформированные усилиями самих дворян, духовных чинов и горожан (по указу царя!) специальные “кумпанства”. Всего их было создано белее 30.

Строительство велось на Дону, в воронежских лесах. Лес заготовляли в соседних с Воронежем уездах. Срок работ по указу царя был чудовищно малым - 2 года. Столь стремительные темпы работ обеспечивались огромной массой насильно согнанных работных людей. Из-за рубежа были наняты за огромные деньга специалисты, но далеко не все из них оказались подлинными мастерами. В работе активно участвовали сам царь: и как “проектировщик”, и как простой плотник, и как “менеджер”.

Одновременно со строительством, и даже чуть раньше, Петр I обеспокоился о кадрах морских офицеров: для их подготовки было отправлено учиться за рубеж пятьдесят комнатных стольников и спальников.

В итоге, если не весь задуманный, флот, то целая эскадра была все-таки построена в срок. В марте 1699 г. уже готовились к предполагаемому Керченскому походу, ибо Петр I считал, что, не владея Керчью, флоту нельзя было войти в Черное море. Эскадра уже в конце апреля вышла из Воронежа и через месяц была у Азова. Летом же, 18 августа 1699 г. 22 российских корабля при громе пушечного салюта бросили якорь близ Керчи. В истории России это было великое событие, удивившее и озадачившее, в частности, и османского султана и крымского хана.

Преобразования затронули также и армию. В ноябре 1699г. появились указы о комплектовании профессиональной армии путем насильственного набора “даточных людей” (будущих рекрутов). Почти одновременно началось формирование полков из наемных вольных людей. Платили им в год до 11 руб., т.е. почти вдвое больше, чем стрельцам. В феврале 1700г. было обнародовано устное разрешение царя отпускать на волю холопов и крестьян, с тем, чтобы они шли на службу в солдаты.

В итоге первых шагов по созданию новой армии было сформировано 29 пехотных и два драгунских полка. Наряду с бывшими потешными полками (Преображенским, Семеновским, Лефортовским полками) они составили костяк новой армии.

Одновременно в новые земли Приазовья и в Азов отправляли всякого рода несостоятельных должников, а также осужденных разбойников и грабителей (кроме убийц) на поселение и заведение хозяйства в тех краях. Введены были в Азове и каторжные работы для строительства необходимых сооружений.

В области государственного управления важнейшей и первоочередной мерой стала, реформа суда и налогообложения городского населения. Это была попытка введения своеобразного городского самоуправления. Прекрасно понимая крепостническую суть статуса посадского человека (и купца, и ремесленника), которого нещадно давила законными и незаконными поборами архаичная машина государственного управления, Петр I решил изъять города из-под воеводского и приказного управления в собственное, царское, подчинение, рассчитывая при этом получить от налогов в бюджет больше денег, чем раньше. И эта была главная задача. 30 января 1699 г. Петр издал указ о самоуправлении городов и выборах бурмистров. Избранники образовывали собой бурмистерские палаты или ратуши, отныне ведавшие сбором доходов и управлением в городах. Главная Бурмистерская палата (Ратуша) в Москве ведала всеми выборными людьми в городах России, а ее члены с докладом прежде всего о денежных поступлениях входили прямо к государю.

Сначала система бурмистерских палат вводилась на местах на добровольных началах и с условием уплаты двойных налогов. В конечном счете, жизнь заставила и добровольность самоуправления, и двойные поборы отменить. Только тогда реформа городского управления получила реальное воплощение.

В первые годы царствования Петра I громоздкая и рыхлая приказная система государственного управления структурно почти не изменялась; первые преобразования лишь намечали контуры будущих отраслей государственного управления. Например, Иноземный и Рейтарский приказы слились в новый Приказ Военных дел, вместо Стрелецкого возник Приказ Земских дел и т.д. Наряду с новыми приказами (Морской, Артиллерии, Провиантский и др.) возникали некоторые канцелярии (Главная Ближняя Канцелярия, мундирная, банная и т.п.). Плавному изменению подверглось и ключевое звено государственного управления - Боярская дума. Из сосредоточения родовитости и знатности это учреждение превращалось в собрание деятелей разного происхождения: все больше появлялось выходцев из рядового дворянства и приказных людей. Первым лицом в Думе стал простой стольник князь Ф. Ю. Ромодановский. В думные бояре теперь почти не возводили, а в силу возраста прежние думные бояре становились меньшинством. Да и практическая деятельность Думы шла на убыль.

Немалая забота была проявлена и о казне. С легкой руки Алексея Курбатова, безвестного дотоле дворецкого Б. П. Шереметева, введена была гербовая бумага для деловых документов, что дало казне немалую выгоду: цена бумаги зависела от суммы заключаемой сделки. В 1700г. у владельцев территории торжков было отнято право сбора пошлин, отменены архаичные тарханы. В 1704 г. все постоялые дворы были взяты в казну (как и доходы с них).

Важные коррективы внесли в денежную систему. В конце 17в. серебряных копеек и денежек не хватало и вместо них распространились суррогаты: разрубленные пополам или на трети копейки, а также кожаные “жеребьи” (“доли” копейки) . По указу царя с марта 1700г. были введены вместо суррогатов медные денежки, полушки и полуполушки. С 1700г. стали входить в оборот и крупные золотые и серебряные монеты. За 1700-1702 гг. денежная масса в стране резко увеличилась (почти в десять раз). Началось неизбежное, хотя и медленное обесценивание монеты.

Важнейшим направлением реформ было форсированное строительство казной железоделательных заводов (доменных и молотовых комплексов, оружейных мастерских). Их строительство велось на северо-западе России (в Карелии на Олонце, Белозерье и в Устюжском крае) . Но особенно активно велось строительство на Урале, где уже в 1701 г. начали действовать Каменский и Невьянский заводы.

На манер судостроительных компаний была попытка (бесплодная) основать и купеческие компании, что растревожило западных негоциантов. Только на уровне проекта остались и намерения Петра I объединить управление городов и уездов, основав так называемые провинции.

Знаменитый Сенат был “рожден” Петром I как бы экспромтом. Отправляясь в Прутский поход в феврале 1711 г., Петр обнародовал указ: “Определили быть для отлучек наших правительствующий Сенат, для управления...”. Состав его был невелик (9 сенаторов) , да и создан он был как бы временно. Вдогонку первому указу 2 марта пришел второй с перечнем полномочий (попечение о правосудии, об устройстве государственных доходов, общем управлении, о торговле и хозяйстве). Вскоре Сенат стал высшим судебным и управленческим органом. Поначалу Сенат был коллегиальным органом из 9 сенаторов, обладавших равными голосами. Связь Сената с губерниями осуществляли губернские комиссары.

Практически одновременно с Сенатом Петр I основал новый контрольно-ревизионный институт так называемых фискалов. Это была целая армия официальных лиц, действовавших тайным образом и выявлявших все неправедные действия, наносившие ущерб государству (казнокрадство, взяточничество, нарушение законопорядка и т.д.). Во главе фискалив стоял обер-фискал при Сенате. У него в подчинении было 4 фискала (два от купечества и два от дворянства). При губернских правлениях было также по 4 фискала, в городах - 1-2 фискала. Фискалы не получали жалованья, в награду за труды им полагалась в первые годы половина, а том треть конфискованного имущества. Фискалы все свои наблюдения отправляли в Расправную палату, откуда дела поступали в Сенат. Над самим Сенатом с 1715г. надзирал специальный сенатский генерал-ревизор, а с 1721г. контроль вели помесячно штаб-офицеры гвардии.

Постепенно пробивала себе дорогу и такая, форма государственного управления, как коллегия. Еще в 1711г. был дан проект организации особой коллегии для руководства горной промышленностью. В следующем году появились проекты организации Коммерц-коллегии и Ревизион-коллегии, а 1715г. Коммерц-коллегия стала уже функционировать. Того же, в 1715 г., начата была проработка, вопроса об организации центральных органов управлениями изучения опыта Дании, Швеции и Австрии. Три наиболее важные коллегии Военная, Адмиралтейская и Иностранная) стали работать уже в 1718 г. Всего было учреждено 11 коллегий (остальные восемь: Берг-коллегия. Мануфактур-коллегия, Коммерц-колгия, Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Вотчинная коллегия, Ревизион-коллегия и Юстиц-коллегия). Структура функции коллегий вплоть до организации делопроизводства, процедуры заседаний были подробно разработаны в Генеральном регламенте и регламентах отдельных коллегий. Так была заложена основа унификации и бюрократизации государственного управления.

К числу центральных учреждений должен был принадлежать Синод, или Духовная коллегия. В свое время после смерти патриарха Адриана царь назначил на этот пост лишь исполняющего обязанности (местоблюстителя), а выборы патриарха не провел. Причиной тому было сдержанное, если враждебное, отношение духовенства к преобразованиям царя, причастность духовенства к делу царевича Алексея. В итоге в 1721г. был образован Синод во главе с президентом, бывшим местоблюстителем престарелым Стефаном Яворским. Фактическим главой Синода был вице-президент невский архиепископ Феофан Прокапович. Именно он сочинил Духовный регламент - свод важнейших организационных и идеологических установлений церковной организации в новых условиях абсолютизма. По Регламенту члены Синода присягали, как и все чиновники, на верность царю и обязывались “в мирские дела и обряды не входить ни для чего”. За всем этим незримо стояла не забытая опасность гордыни патриарха Никона. Теми же мотивами были продиктованы принципы коллегиального управления церковью и вменено в обязанность священникам нарушение тайны исповеди в случаях, “грозящих государственным интересам”. Внешне все это, по рассказам, выглядело довольно устрашающе. Как пишет Н. И. Павленко, царь, на встрече с иерархами церкви уяснив, что они хотят избрать патриарха, поднял Духовный регламент и заявил: “Вы просите патриарха вот вам духовный патриарх”. А на ропот недовольных он обнажил кортик и со словами: “А противомыслящим вот булатный патриарх”, - ударил им в стол.

В 1718-1722 гг. Сенат был реформирован. В частности, его членами стали все президенты коллегий. Была введена должность генерал-прокурора. С появлением его стала действовать целая армия прокуроров во всех центральных и губернских учреждениях. Ему же подчинялись и все фискалы империи. Генерал-прокурор и обер-прокурор Сената подчинялись только государю. Он мог опротестовать и приостановить решение Сената. Основная функция прокурорского контроля - забота о соблюдении правопорядка. Первым генерал-прокурором был Павел Иванович Ягужинский.

В 1720г. в Петербурге был воссоздан на правах центрального учреждения Главный Магистрат и утверждён регламент, а на местах вновь образованы городские магистраты, в какой-то мере отражавшие сословные интересы купечества. Наконец, в дополнение к Преображенскому приказу для решения дел политического сыска в Петербурге был учреждена Тайная Канцелярия.

Реформа центральных и местных органов власти была огромным шагом вперед по сравнению со старой приказно-воеводской системой государственной власти. Создана была система органов управления, каждое звено которой отличалось от других строго определенными функциями на всей территории страны. Новые органы управления имели коллегиальный характер. При этом все члены коллегии - от президента до асессора - были наемными чиновниками, получавшими государственное жалованье. Такое положение в свою очередь подразумевало профессионализм каждого чиновника. Это коренным образом отличало новую систему управления абсолютной монархии от старой феодальной системы. В новой системе логика развития чиновной бюрократии начисто отвергала старые порядки. Отныне попытки использовать власть, должность, чин в корыстных целях были уже правонарушением.

Однако строительство новой бюрократической машины государственного управления шло отнюдь не гладко. Первая губернская реформа очень скоро выявила свою неэффективность. Трехуровневое управление оказалось излишне сложным. Поэтому уже с 1719 г. стала проводиться в жизнь вторая губернская реформа. Губернии были сохранены, но основной административной единицей становится провинция. Из 50-ти провинций наиболее важные, “знатные”, возглавлялись генерал-губернатором, губернатором, вице-губернатором или обер-комендантом. Во главе остальных стояли воеводы. Провинции, созданные реформой 1719г., стали предшественницами екатерининских губерний. Губернаторы всех 11-ти губерний имели реальную власть лишь в губернском городе и одноименной провинции. Круг полномочий воеводы был теперь очень широк: “во всем царского величества интерес и государственную пользу тщательно остерегать”. Это финансовые, военно-хозяйственные, полицейские, торговые и многие другие направления деятельности. Число и структура провинциальных контор при воеводе не только сохранились, но умножились.

Провинция, как и в первой реформе, по-прежнему делилась на дистрикты. Во главе их теперь стояли земские комиссары. Они собирали налоги, передавая их в рентерею, ведали полицией. Им подчинялись так называемые нижние земские комиссары, у которых, в свою очередь, были в подчинении сельские сотские и десятские, старосты и разного рода выборные люди, т.е. общинные структуры поддержания порядка.

Поначалу воеводам подчинялись города и городские магистраты. Но с 1721 г. магистраты подчинялись только главному магистру и городское население было исключено из ведения воевод. В период проведения первой ревизии система гражданской власти была существенно деформирована. В провинциях были созданы переписные канцелярии, а в дистриктах - полковые дворы со штаб- и обер-офицерами и воинскими командами. Переписные канцелярии главенствовали над гражданской администрацией. Помимо прямой обязанности контролировать сбор подушной подати, полковые дворы, подменяя гражданскую власть, выполняли полицейские и даже судебные обязанности. Правда, у воеводы оставалась судебная власть.

Важнейшим звеном административных реформ было создание системы судебных органов. На верху этой системы были Сенат и Юстиц-коллегия. В провинциях - хофгерихты, или надворные апелляционные суды в крупных городах России, и так называемые провинциальные коллегиальные нижние суды, которые тоже функционировали в крупных городах. В ведении провинциальных судов были гражданские и уголовные дела всех сельских жителей (исключая монастырских крестьян) , а также горожан, не входящих в посад. Во всех остальных случаях действовал городовой (или земский) судья. Это был так называемый единоличный (тоже нижний) суд. Таким образом, реформаторы стремились создать суд, не - зависимый от исполнительной власти. Но на практике из этого ничего не вышло. Очень скоро воевода обрел право контроля за судебными инстанциями провинции. В 1722г. нижние суды были уничтожены. В тех же провинциях, где не было надворных судов, были введены новые провинциальные суды, возглавляемые уже воеводой.

Подобные документы

    Общая характеристика правления Петра I. Начало царствования Петра I. Становление абсолютной монархии в России. Государственные реформы Петра I. Сущность военной реформы. Финансовая реформа государства. Реформа центрального и местного управления.

    реферат , добавлен 03.11.2008

    Соборное уложение 1649 года как источник права русского централизованного государства периода сословно-представительной монархии. Предпосылки, обусловившие принятие Соборного уложения. Упорядочение законодательства и оформление его в едином кодексе.

    реферат , добавлен 22.02.2010

    Предпосылки петровских реформ. Реформы Петра Великого. Военная реформа. Административная реформа. Экономическая реформа. Итоги реформ. Цель работы - проанализировать ситуацию, имевшую место в 18-ом столетии в России.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2005

    Судебник 1497 и 1550 г.: общее описание и сравнительная характеристика, анализ основных правовых институтов. Соборное уложение 1649 г.: история и предпосылки формирования, общее содержание и значение. Церковное законодательство, его разработка и роль.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2015

    Соборное Уложение 1649 года явилось новым этапом в развитии юридической техники, стало первым печатным памятником русского права и в значительно исключало возможность совершать злоупотребления воеводами и приказными чинами, ведавшими судопроизводством.

    реферат , добавлен 26.05.2008

    Древнерусское право. Два Судебника – 1497 и 1550 годов. Единственный источник Судебника - уставные грамоты, нормы же обычного права употреблены в незначительной степени. Условия возмещения ущерба. Уставная Книга Разбойного приказа и Соборное Уложение.

    реферат , добавлен 25.01.2009

    Основа правовой системы Российской империи - Соборное уложение 1649 г. Создание уложенных комиссий. Указ Петра I о единонаследии 1714 г. Проект и содержание Гражданского уложения. Кассационная практика. Процесс смешения начал уголовных и гражданских.

    реферат , добавлен 25.01.2009

    Ознакомление с причинами принятия (усиление власти великого князя, появление аппарата управления централизованным государством), источниками и содержанием (деятельность центрального суда, нормы уголовного права, гражданское право) Судебника 1497 года.

    реферат , добавлен 27.05.2010

    Соборное уложение 1649 года как свод законов Московского государства, регулирующих различные области жизни, памятник русского права XVII века. Причины принятия Соборного Уложения. Система наказаний и их цели. Законодательная защита достоинства церкви.

    презентация , добавлен 23.02.2015

    Изучение предпосылок и обоснование необходимости реформ Петра I. Рост в экономической сфере, к которому привела реформаторская деятельность. Административные и социально-политические преобразования. Отличительные черты формирования абсолютизма в России.

3.1 Судебник 1497 г.

Рукопись Судебника была найдена в одном экземпляре в 1817 г. и впервые опубликована в 1819 г. До этой находки исследователи были знакомы с Судебником только по извлечениям из него в переводе на латынь в книге Герберштейна “Комментарии о московитских делах”. Текст не имеет постатейной нумерации, материал разбит с помощью заголовков и инициалов Орлов А. С., Георгиев В. А. и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. - М., 1999. - С. 175 .

Судебник 1497 г. по своему содержанию направлен на ликвидацию остатков феодальной раздробленности, на создание центрального и местного аппарата власти, разработку норм уголовного и гражданского права, судоустройства и судопроизводства. Очевидна и классовая направленность Судебника. В этом плане особый интерес представляет статья, устанавливающая Юрьев день - единственный разрешенный в году срок крестьянского перехода.

Большое место занимают в Судебнике нормы, регулирующие суд и процесс. Учитывая важность данного памятника права, эти нормы будут рассмотрены достаточно подробно.

Судебник устанавливал следующие виды судебных органов: государственные, духовные, вотчинные и помещичьи.

Государственные судебные органы делились на центральные и местные. Центральными государственными судебными органами были Великий князь, Боярская дума, путные бояре, чины, ведавшие отдельными отраслями дворцового управления, и приказы.

Центральные судебные органы были высшей инстанцией для суда наместников и волостелей. Дела могли переходить из низшей инстанции в высшую по докладу суда низшей инстанции или по жалобе стороны (пересуд).

Великий князь рассматривал дела в качестве суда первой инстанции по отношению к жителям своего домена, особо важные дела или дела, совершенные лицами, имеющими привилегию на суд князя, к которым обычно относились обладатели тарханных грамот и служилые люди (начиная с чина стольника), а также дела, поданные лично на имя великого князя.

Помимо этого князь рассматривал дела, направляемые ему "по докладу" из нижестоящего суда для утверждения или отмены принятого судом решения, а также являлся высшей апелляционной инстанцией по делам, решенным нижестоящими судами, осуществляя так называемый "пересуд" Кучкин, В.А. Судебник 1497 г. и договорные грамоты московских князей XIV-XV веков // Отеч. история. - 2000. - №1. - С. 106 . Наряду с самостоятельным рассмотрением дел, Великий князь мог поручить разбор дела различным судебным органам или специально назначенным князем лицам - путным боярам и другим чинам, ведавшим отдельными отраслями дворцового управления.

Связующим звеном между судом Великого князя и остальными судебными инстанциями была Боярская дума. Боярская дума состояла из "введенных бояр" - людей, введенных во дворец Великого князя в качестве постоянных помощников в управлении, бывших удельных князей, возведенных в чин думского боярина, и окольничих - лиц, занимавших высшую придворную должность. Вопросами суда и управления ведали высшие чины Боярской думы - бояре и окольничие. Однако дворянство, стремясь ограничить права бояр, добились того, что судопроизводство проводилось в присутствии его представителей - дьяков.

Выдающиеся черты Ивана III как государственного деятеля

Рукопись Судебника была найдена в одном экземпляре в 1817 г. и впервые опубликована в 1819 г...

Древнерусское государство

Судебник Ивамна IV, Судебник 1550 года -- сборник законов периода сословной монархии в России, памятник русского права XVI века, первый в русской истории нормативно-правовой акт, провозглашенный единственным источником права...

Завершение объединения русских земель в конце XV – начале XVI вв.

Усиление власти московских государей неизбежно должно было сказаться на их взаимоотношениях с церковью. Однако московские митрополиты не сразу смирились с новыми историческими условиями...

Завершение политической централизации Руси

В 1497 г. был принят новый свод законов Российского государства? Судебник Ивана 3-го. Судебник содержал 68 статей и отражал усиление роли центральной власти в государственном устройстве и судопроизводстве страны...

Софья Палеолог и Иван III

В 1497 г. государь всея Руси Иван III утвердил общегосударственный Судебник, заменивший Русскую правду. Судебник - первый кодекс законов единой России - закрепил единое устройство и управление в государстве...

Формирование единого государства Московская Русь. Единый общерусский Судебник 1497 год

Судебник Ивана III был первым на Руси законодательным сборником, который собрал в своем составе юридические нормы, общие для всей России. Практически выполнив задачу политического объединения земель в единое государство, которое с конца XV в...

Формирование централизованного государства

В 1550 г. Иваном IV и его правительством был составлен новый законодательный кодекс - Судебник, основанный на Судебнике 1497 г., но значительно расширенный, лучше систематизированный и учитывающий накопившуюся судебную практику...

Северо-Западный филиал

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Российская академия правосудия»

(г.Санкт-Петербург)

ФАКУЛЬТЕТ ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

Кафедра Общетеоретических правовых дисциплин

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине:«Судебное право»

Судебник 1497 года: материальное, договорное, наследственное право.

Выполнил :

Студент 2 курса, 213 группы

Очной формы обучения

Мешков Антон Владимирович

Преподаватель :

Старший преподаватель кафедры

Андрейчук Татьяна Вячеславовна

Дата представления работы:

Санкт-Петербург

Введение............................................................................................................стр.3

Глава 1. Общая характеристика Судебника 1497 года..................................стр.5

Глава 2. Материальное право...........................................................................стр.7

Глава 3. Договорное право.............................................................................стр.13

Глава 4. Наследственное право......................................................................стр.14

Заключение......................................................................................................стр.15

Список использованной литературы.............................................................стр.16

Список источников по теме...........................................................................стр.17

Введение

В XV веке развитие феодальных отношений и образование централизованного государства потребовали создания существенно новых законодательных актов. Самым значительным памятником права этого периода стал Судебник 1497 г. В отличие от более ранних актов, в первую очередь близких по кругу предметов Двинской и Белозерской грамот, а равно Псковской судной грамоты, уложение не имеет конкретного адресата, а относится ко всем лицам, долженствующим применять его, т. е. к судьям. Соответственно, по семантической нагруженности «уложение» лишено оттенка изъятия, исключения, особенного постановления по определенному случаю или в отношении какого-либо конкретного лица (в широком смысле, т. е., в том числе, монастыря, местной общины и т. п.), что отделяет его от ранее употреблявшегося термина «пожалование» или «пожаловал великий князь». Таким образом, уложению присущ безличный характер общего веления государственной власти. По мнению Ю. Г. Алексеева, таковая терминологическая перемена «может свидетельствовать о формировании новой, государственной, а не княжеской ментальности».
Судебник 1497 г. внес единообразие в судебную практику Русского государства. Он имел и другую цель - закрепить новые общественные порядки, в частности постепенное выдвижение мелких и средних феодалов – дворян и детей боярских. В угоду этим социальным группам он внес новые ограничения в судебную деятельность кормленщиков, а главное, положил начало всеобщему закрепощению, введя повсеместно так называемый Юрьев день.
Принятие Судебника составило целую эпоху в истории русского законодательства, однако долгое время текст Судебника был известен историкам лишь в выдержках. Только в 1817 г. был обнаружен единственный список Судебника. История его происхождения, источники, место в жизни Московской Руси XV - первой половины XVI в. пока изучены неудовлетворительно. Между тем значение этого юридического кодекса выходит далеко за рамки истории правовой мысли древней Руси, поскольку в Западной Европе того времени подобного свода законодательных норм не существовало.



Глава 1. Общая характеристика Судебника 1497 года

Судебник, ставший результатом первого опыта кодификации законодательства Московской Руси, был разработан одним из приближенных Ивана III Владимиром Гусевым. Был утвержден князем и Боярской думой в сентябре 1497 г.
Судебник 1497 г. был написан не с «чистого листа», а на основе ряда существующих источников права. Точно установлено, что источниками для первого Судебника послужили Русская Правда (к ней восходят 25 из 68 статей), Псковская судная (с ней связаны 9 статей Судебника) и уставные грамоты (10 статей). Некоторые специалисты считают, что составители нового свода законов могли опираться на существовавшие судебные прецеденты, а также нормы обычного права. Последнее предположение, правда, вызывает возражение со стороны историков права. Основываясь на прямых упоминаниях и косвенных данных, исследователи Судебника высказывали предположение, что в его основе могли лежать также особые великокняжеские «наказы», направлявшиеся на места при решении важных судебных вопросов, а также какие-то сборники процессуального права, которыми руководствовались в своих действиях представители власти на местах. Кроме того, целый ряд статей Судебника был сформулирован заново. Вероятно, при этом использовались тексты Номоканона (Моисеева и Византийского законодательства). Совершенно не решен вопрос о степени прямого и косвенного влияния ветхозаветных юридических норм на новые формулировки, составленные для Судебника 1497 г.
Судебник определял порядок судопроизводства, «как судити боярам и окольничим». Первые 36 статей посвящены суду центральному, следующие 8 статей – суду провинциальному, наместничьему (ст. ст. 37–44), последние статьи содержат материальное право (о наследстве, давности, договорах займа, купли-продажи и пр.). В этой же части содержатся нормы уголовного права. Иногда выделяются две заключительные статьи (67 и 68), имеющие дополнительный характер: о запрещении давать посулы судьям и о правилах судебных поединков. Небольшое количество норм гражданского права объясняется крайней сложностью, с которой сталкивались кодификаторы при попытке согласовать противоречивые нормы права, бытовавшие в разных русских землях.
В последующие годы Судебник постоянно дорабатывался. По мнению С.В. Юшкова, принципиально нового законодательного кодекса ни Василий III, ни Иван Грозный, ни Федор не создали. Судебник Василия III, так называемый Царский Судебник 1550 г., и так называемый Судебник Федора Иоанновича в значительной степени были новым изданием Судебника 1497 г., исправленным и дополненным.

(Судебник великокняжеский) был первым на Руси законодательным сборником, вобравшим в себя юридические нормы, общие для всего государства. Практически выполнив задачу политического объединения земель в единое государство, московские великие князья нуждались в сборнике правовых норм, определявших права и обязанности должностных лиц, ответственных за преступления, порядок судопроизводства и пр. Основные тенденции развития российского права формировались в соответствии с политикой централизации: единому государству требовалось и единое право. Для этого следовало провести систематизацию действовавших норм.

Несмотря на то, что полный текст Судебника известен уже почти 200 лет, многие вопросы, касающиеся истории его создания, остаются нерешенными. Неизвестны составители Судебника, нет единого мнения и о дате его принятия. Изучение Судебника усложняется тем, что в распоряжении исследователей имеется только одна его копия.

Из известных летописей о принятии Судебника сообщает лишь одна. Следуя ей, долгое время считали, что составителем Судебника был Владимир Гусев, сын боярский, казненный в декабре 1497 г. за участие в заговоре во время династического кризиса 1497–1498 гг. Впоследствии эта версия была опровергнута.

Хотя автор Судебника неизвестен, исследователи сходятся во мнении, что создание кодекса было предпринято по инициативе самого Ивана III. Судебник был необходим ему для утверждения проводимой им политики централизации и формирования государственного аппарата на самодержавных началах.

Из заголовка Судебника следует, что он был принят (утвержден) именно в 1497 г. Бо́льшая часть Судебника посвящена вопросам судоустройства. Высшей судебной инстанцией, выносившей окончательное решение, был суд великого князя и его детей. Суд бояр и окольничих был высшей инстанцией для местного суда (на уровне волостелей) и первой инстанцией – для центрального суда. Впервые провозглашалось, что суд – это не только их право, но и обязанность.

Уже первые статьи Судебника ограничивали произвол судей, так как устанавливали, что на суде бояр и окольничих должны присутствовать дьяки (они же и составляли необходимые документы), а суд наместников должен проходить в присутствии представителей местной администрации и верхушки черных крестьян и посадских людей.

Документ подтверждал начало процесса подчинения бюрократического аппарата центру: строже определялась компетенция представителей центральной власти на местах (кормление "с судом боярским" и без), вводился контроль представителей местного населения за деятельностью наместников, определялся порядок обжалования действий должностных лиц наместничьего управления.

Впервые в общегосударственном масштабе суд провозглашался нелицеприятным и беспристрастным, запрещалась дача взятки ("посула").

Статья 57, определявшая право крестьян переходить к другому владельцу 1 раз в год (на "Юрьев день", осенний), вызывает неослабевающий интерес специалистов. Одни считают, что, установив единый срок для перехода крестьян при условии выплаты "пожилого" прежнему хозяину, Судебник сделал шаг к установлению крепостного права. По мнению других, новизна статьи была в том, что срок крестьянского "отказа" для разных местностей страны стал одинаковым, а это свидетельствовало о достижении политического единства государства. Выплата крестьянином "пожилого" владельцу за пользование двором было делом нелегким, но все же возможным.

Сравнение судебника с действовавшими тогда юридическими нормами показало, что многие его положения были определены под влиянием "Русской Правды", Новгородской и Псковской судных грамот, Кормленых грамот, всевозможных указов и грамот, касавшихся суда и управления. Около 40 статей Судебника не имеют аналогов в известных памятниках права; они могли быть извлечены из несохранившихся законодательных актов или являлись нововведениями. Заимствованные нормы перерабатывались и дополнялись в соответствии с целями и назначениями Судебника.

Судебник 1497 г. состоит из четырех частей: первая включает статьи, в которых регламентируется деятельность центрального суда; вторая – статьи, относящиеся к организации и деятельности местных судов; третья – статьи по гражданскому праву и процессу; четвертая – статьи по судебному процессу.

Важнейшими источниками Судебника 1497 г. были уставные, жалованные и судные грамоты. Именно на их основе обобщалась юридическая практика. Такие грамоты издавались и после опубликования Судебника.

Историческое значение Судебника 1497 г. заключается в том, что нормы процессуального, гражданского и частного административного права Московской земли были систематизированы и распространены на всю территорию государства. Несмотря на то, что в его нормах и статьях было мало новизны и даже не отразились важные реалии нового государственного устройства, сделано было главное: унифицированы правовые установления, упорядочен процесс судопроизводства и порядок функционирования судебных инстанций в центре и на местах. Московское право стало общероссийским правом.

Общая тенденция к централизации страны и государственного аппарата повлекли за собой издание нового сборника законов – Судебника 1550 г. ("Царский" Судебник). Взяв за основу Судебник Ивана III, составители нового Судебника внесли в него изменения, связанные с усилением центральной власти. В нем подтверждалось право перехода крестьян в "Юрьев день" и была увеличена плата за "пожилое". Феодал теперь отвечал за преступления своих крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина. Впервые было введено наказание за взяточничество.

В "Царском" Судебнике более трети статей были новыми. Известна версия, что в состав "Царского" Судебника вошли также статьи из Судебника князя Василия Ивановича – отца Ивана Грозного (якобы утраченного и до сего времени не обнаруженного).

Структура второго Судебника во многом совпадает со структурой первого, но материалы почти 100 сто статей более систематизированы. В этом Судебнике расширен перечень вопросов, регулируемых центром (в том числе отношений имущественного характера).

Судебник предусматривал порядок дополнения и изменения содержавшегося в нем материала новыми законодательными актами – царскими указами и боярскими приговорами. За период с 1550 до 1640-х гг. было издано много новых актов, и постоянно существовала потребность в их систематизации. Такую работу выполняли приказы, составлявшие "указные книги": в них вносились новые указы, выходившие уже после 1550 г. и имевшие отношение к обязанностям конкретного приказа.

О значении Судебника 1550 г. Η. М. Карамзин писал: "Иоанн и добрые его советники искали в труде своем не блеска, не суетной славы, а верной, явной пользы, с ревностною любовию к справедливости, к благоустройству; не действовали воображением, умом, не обгоняли настоящего порядка вещей, не терялись мыслями в возможностях будущего, но смотрели вокруг себя, исправляли злоупотребления, не изменяя главной, древней основы законодательства; все оставили, как было, и чем народ казался довольным: устраняли только причину известных жалоб; хотели лучшего, не думая о совершенстве – и без учености, без теории, не зная ничего, кроме России, но, зная хорошо Россию, написали книгу, которая будет всегда любопытною, доколе стоит наше отечество: ибо она есть верное зерцало нравов и понятий века".

В 1589 г. при Федоре Ивановиче был издан Судебник, систематизировавший накопленный опыт (историками он обычно рассматривается только в качестве проекта).

Сформулированные в Судебнике 1550 г. общие определения о силе действия закона во времени и порядке составления новых законов помогли за столетие – от его издания до издания Уложения 1649 г. – выработать ту форму судопроизводства, которая превратилась уже в целую систему.

Большинство самодержцев XVII в. избирались Земскими соборами, но право на царствование считалось результатом нс сословного волеизъявления, а божественного. Хотя самодержавная власть в XVII в. не имела законодательного закрепления и ограничивалась только православной нравственностью и традициями, в массовом сознании образ царя носил священный (обрядовый) характер. Священность власти московского государя закреплялась обрядом венчания на царство, совершавшимся патриархом (митрополитом или собором иерархов): царя облачали в порфиру, возлагали на его голову корону (венец) и барм, вручали скипетр и державу, произносили символы веры.

Наиболее ощутимые результаты в укреплении государственной власти и управления были достигнуты в период царствования Алексея Михайловича (1645–1676 гг.), также избранного Земским собором. С точки зрения масштабов и глубины происходивших в обществе изменений это было наиболее насыщенное событиями время, в полной мере сравнимое с эпохой Петра Великого. Исследователей всегда поражала напряженность государственной, особенно законодательной, деятельности правительства Алексея Михайловича, что нашло выражение в создании Соборного уложения (подтверждающего высочайший профессионализм русских дьяков в XVII в.), издании Новоторгового устава, Кормчей книги и многих других законоположений. В то время страну будоражили проблемы религиозно-нравственного характера, отношения церкви с государством, связанные с церковной реформой патриарха Никона, закончившиеся в итоге расколом. Происходили мощные народные выступления, бунты и крестьянские восстания. Стремясь вытащить страну из разрухи, восстановить ее целостность и укрепить могущество, правительство шло на крайние, часто непопулярные меры.

Особенно драматичными были первые годы царствования Алексея Михайловича. Дядя Алексея Михайловича, опытный царедворец Морозов, тесть царя Милославский и многочисленные родственники молодого неопытного царя (ему исполнилось 16 лет, когда он оказался у власти) беззастенчиво использовали свое положение для личного обогащения, притесняли простой народ. В начале июня 1648 г. это вызвало бунт в Москве. Чтобы успокоить взбунтовавшийся народ, царь выслал Морозова из Москвы, а руководителя "Пушкарского приказа" и судью "Земского приказа", навлекших на себя наибольшую ненависть народа своим лихоимством, казнил. Московские события положили начало народным бунтам, вскоре волнения захлестнули и другие города. Большинство из них были направлены против мздоимства и произвола власти.

В конце XV века русские земли переживали новую веху своей истории. В это время московским князьям приходилось принимать решения, которые помогли бы скрепить все земли и удержать их вместе. Первый Судебник был издан именно с этой целью.

Государство до принятия важного документа

С 1132 года в русской истории начинается период раздробленности. Древнерусское государство с центром в Киеве фактически прекратило свое существование. Хоть князья и боролись за киевский престол, все же их победа не означала, что они возьмут в руки власть над всеми русскими землями. Очень скоро киевские владения были разграблены, а жители города сбегали в другие земли, чтобы там найти для себя спасение от кочевников и войн.

В ситуации, когда брат шел войной на брата, а сын - на отца, русские земли были легкой добычей для племен кочевников. В эти годы мощь набирали монголо-татарские племена. Разобщенность русских князей и отсутствие общего командования помогли завоевателям поработить Древнерусское государство на долгие годы.

Со временем несколько городов набрали достаточно сил для того, чтобы стать центром нового государства. Благодаря выгодному географическому положению, мудрости и хитрости местных князей и поддержке православной церкви Москва смогла одержать победу в этом противостоянии.

Московские князья на протяжении десятилетий собирали русские земли. Закончил оформление нового государства Иван III. Это потребовало создания свода законов, по которому оно могло бы существовать. Царь осознавал эту необходимость. Первый Судебник был издан в 1497 году.

Иван III

Иван Васильевич родился в Москве в 1440 году. Его отцом был Василий II, прозванный Темным. Отец Ивана Васильевича принимал участие в княжеских усобицах. Именно тогда он заслужил свое прозвище. Стремясь лишить Василия силы и возможности сражаться, его пленили и выкололи ему глаза. Василий II выжил и занял престол. Но ему нужна была помощь.

Помощником стал тот человек, которому Василий Темный доверял так же, как себе. Иван Васильевич, его сын, стал принимать участие в решении государственных проблем после того, как ему исполнилось 16 лет. Спустя 6 лет после этого события Василий Темный умер.

Ивану III предстояло присоединить к своим землям Новгород, Тверь и многие другие богатые территории. Именно при этом правителе закончилось оформление русского государства. И именно при нем произошли перемены в управлении, которые определят историю Отечества на долгие годы.

Похоронив первую супругу, Иван III решает жениться вновь. На этот раз его избранницей становится племянница последнего правителя Византии Софья Палеолог. После долгих переговоров она прибывает в Москву и становится женой русского правителя.

Современники писали, что Софья была на редкость умной и хитрой женщиной. Она влияла на своего мужа и внушала ему, что только византийский образ жизни можно назвать единственно правильным. Речи жены нравились Ивану III, потому вскоре после свадьбы он принялся за реформы.

Византийский двор отличался пышностью и богатством обстановки. Церемонии, во время которых подданные признавали свою ничтожность по сравнению с государем, возвеличивали правителя и подчеркивали божественное происхождение его власти. После свадьбы с Иван III установил такие же правила и в своей родной стране. Кроме традиций был перенят герб Византии. Иван III и его потомки теперь считались главными защитниками православной веры, наследниками Византии.

Сохранение традиций

Иван III не решился рисковать и вносить большие изменения в устоявшиеся традиции ведения внутренней политики. Многие нормы, принятые в прежние времена, сохраняли свое существование. Среди таковых оказалось "кормление". В годы раздробленности на месте Киевской Руси появилось несколько мелких княжеств, которые различались между собой по размерам и богатству. В большинстве из них правители самостоятельно управляли своими землями, в некоторых им приходилось советоваться с боярами.

Если земля была слишком велика для того, чтобы управлять ею самостоятельно, князь рассылал своих наместников. Они не получали жалования, но, однако, вели безбедное существование: им разрешалось наживать богатство на подвластных им землях. Наместники без стыда грабили крестьян и ремесленников. Они имели право брать большие налоги в виде денег и продуктов.

Судебник 1497 года сохранял "кормления", несмотря на то, что они наносили огромный удар по крестьянству. Но после издания свода законов был установлен их точный размер, превышать который никто не мог.

Суд и судопроизводство

Создавая первый Судебник, Иван III распорядился, чтобы особое внимание было уделено не законам, а судопроизводству. Потому в данном документе отдельно прописано, кто и как должен принимать решения.

Судили бояре, окольничии и дьяки. В том случае, если преступление было серьезным, а разрешить его было непросто, суд вершил сам великий князь.

Первый Судебник был издан еще и для того, чтобы обеспечить справедливость наказания, потому были введены первые законы, направленные против взяточничества. Судьям запрещалось принимать подарки и деньги от участников разбирательства и выносить решения, исходя из личных пристрастий.

В том случае, если было трудно выявить, кто прав, а кто виноват, суд решался поединком. Чтобы определить исход дела, истец и ответчик в доспехах сражались друг с другом до тех пор, пока один из них не одерживал победу. При этом ни один из участников не должен был погибнуть. За этим следили специальные люди. В том случае, если одна из сторон не могла сражаться (женщина, пожилой человек, калека), она должна была найти кого-то, кто согласится отстаивать ее интересы.

Наказания

Судебник 1497 года содержал и список наказаний, которым подвергались преступники. Отныне жители государства не имели права самостоятельно вершить суд и наказывать обидчиков. Также была под запретом кровная месть.

Впервые среди наказаний появилась Высшей мере подвергались преступники, совершившие убийство, поджог, святотатство и т. д. Кроме того, казнили тех, кто во второй раз совершил кражу. За первую преступника пороли плетьми на площади, чтобы как можно больше людей видело его позор.

В том случае, если вина была практически доказана, но человек отказывался признавать её, Судебник 1497 года разрешал применять пытки. Такой способ получения признательного показания также появился впервые.

Положение крестьян

Особо сильно раздробленность и гнет монголо-татар отразились на крестьянстве. Одни были уведены в рабство, другие - убиты. Только после того как монголо-татары отступили, государство постепенно начало возрождаться из пепла.

В тот момент, когда первый Судебник был создан, уже существовали зависимые крестьяне. Их называли холопами, чье положение ничем не отличалось от положения рабов в других странах. Теряли свою свободу те люди, которые не имели средств вести независимое существование или попавшие в плен во время военных действий. Становясь холопом, человек обрекал на рабство всех своих потомков. Это положение передавалось по наследству, а ребенок холопки становился холопом даже в том случае, если его отец был свободным человеком.

Отношения крестьян и землевладельцев до Судебника 1497 года

До того года, когда первый Судебник был издан, крестьяне (не холопы) имели право перейти от одного землевладельца к другому. За работу на земле крестьянин получал ссуду в виде семян растений, орудий труда и денег. Некоторые землевладельцы также обеспечивали своих работников жильем.

За полученную ссуду крестьянин обязывался посадить семена, ухаживать за растениями и собрать урожай, чтобы затем отдать долг землевладельцу. Но никто не мог помешать ему уйти до того, как урожай будет собран. Тогда землевладельцу приходилось спешно разыскивать людей, которые согласятся собрать урожай, чтобы не понести еще большие убытки. Землевладельцы жаждали, чтобы Судебник 1497 года исправил эту несправедливость.

Юрьев день

Иван III не мог обойти вниманием эту проблему. Потому в Судебнике появилось первое ограничение, которое касалось крестьянства.

Принятие Судебника устанавливало срок, когда крестьянин мог переходить от одного землевладельца к другому. Таким периодом стала неделя до Юрьева дня (26 октября) и неделя после него. В это время урожай собран, крестьяне могут заплатить пожилое (плата за проживание на чужой земле, пользование чужими орудиями труда) землевладельцу и перейти к другому.

Не всем понравилась такая реформа. Потому некоторых крестьян принятие Судебника заставило бежать на Дон, где складывался особый мир - казачество.

Последствия принятия документа

Судебник - это не только сборник законов, но и отражение суровой жизни русского народа в то время. Именно по этому документу можно изучать и быт жителей государства.

Во время нашествия монголо-татар в упадок пришла государства. Если до прихода кочевников русский народ мог считаться одним из самых грамотных во всей Европе, то за несколько столетий все изменилось. Также гнет монголо-татар изменил народа, что можно увидеть на примере Судебника.

Принятие первого Судебника означало появление смертной казни, пыток. Никогда прежде не было таких суровых наказаний за преступления. А с годами появится только больше их видов.

Большевики, описывая последствия Судебника 1497 года, считали, что именно тогда началось закрепощение крестьянства. Но они ошибались. Хоть и было ограничено время перехода крестьян от одного землевладельца к другому, этот факт еще нельзя назвать предвестником Оно начало оформляться при наследниках Ивана III. А отменено было только после реформы Александра II - представителя другой правящей династии.

Первый Судебник был создан для того, чтобы урегулировать жизнь нового государства с центром в Москве. В документе впервые появляются новые правила, некоторые были взяты из Русской правды - первого свода законов. Но все нормы, которые представляет первый русский Судебник, являются отражением непростой жизни русской земли, восстанавливающейся после гнета монголо-татар.