Все возможно, если есть цель и большое желание ее добиться! История некоронованной королевы Франции жившей во времена Людовика XV повествует нам о безусловной женской победе! Никакие препятствия не могли остановить эту легендарную маркизу на пути к своему успеху. А ведь даже ее происхождение отнюдь не способствовало этому.


Судьбоносное предсказание

Жанна-Антуанетта Пуассон родилась в семье, статус которой, не позволял быть в списках высшего общества Франции. Ее официальный отец бывший лакей дослужившейся до статуса интенданта, вскоре проворовался, и сбежал из Франции, бросив жену и детей. Репутация матери была и того хуже.

До замужества мадам Пуассон состояла на содержании у мужчин, да и после того как она вышла замуж, жизнь ее не отличалась благочестием. Мать Жанны продолжала встречаться с давним любовником Ле Норманом де Турнэм. Кто в действительности был отцом Жанны, осталось неизвестным.

Когда девочке исполнилось девять лет, мать решила сводить ее к гадалке известной по тем временам мадам Лебон. Нужно было непременно узнать - сможет ли Жанна выйти замуж. Ведь именно удачное замужество могло обеспечить безбедную жизнь. Только лишь взглянув на угловатую девочку, предсказательница воскликнула: «Не может быть…! Передо мной будущая фаворитка короля!»

Действительно предсказание было абсолютно абсурдным. Стать фавориткой короля маленькая Жанна никак не могла. И дело было не в ее внешности или возрасте. Король к тому времени был уже взрослым мужчиной и имел жену и детей. Самое главное условие, которое могло бы позволить претендовать на столь почетную роль, должно было быть дано даме с рождения.

Фаворитками могли стать только женщины аристократки. Семья Жанны-Антуанетты была далека от аристократического общества. Конечно, король мог позволить себе интрижку и с женщиной не аристократических кровей, но присвоить ей статус фаворитки этикет Французского двора не позволил бы. К тому же король Людовик XV любил свою жену и был ей верен. В общем, сказать было столько - «Невозможно потому…».

Вера рождает идею. Идея порождает действие.

Другая женщина не обратила бы внимание на столь невероятное предсказание. Но мадам Пуассон поверила гадалке и внушила эту веру своей дочери. А что же маленькая Жанна? Как она отнеслась к этому пророчеству?

А король будет меня любить? - спросила Жанна. Этот вопрос волновал ее больше всего.

«Какие глупости содержатся в мыслях моей девочки» - подумала мадам Пуассон - «Разве главное любовь?! Стать фавориткой короля! Вот это честь, и возможности, о которых мечтают многие». Она не ответила дочери, но решила действовать.

В то время Жанна училась в обители урсулинок. Такое образование позволило бы ей стать примерной женой. Но для будущей фаворитки короля нужны совсем другие знания. Мадам Пуассон задумалась - где взять деньги на более достойное образование? Чтобы суметь очаровать короля девушка должна быть всесторонне развитой.

Уметь танцевать, музицировать, поддерживать светскую беседу и еще много чего другого. Как же быть? Мадам Пуассон очень хотела, чтобы предсказание гадалки сбылось. И тогда она решила внушить своему любовнику, что именно он, является отцом Жанны. Ле Норманн не имеющий до этого известия детей, был очень обрадован внезапному появлению дочери и выделил необходимые средства на образование любимицы.

А Жанна в юности, как наверное любая из нас, мечтала… Мечтала о КОРОЛЕ! Мечтала о встрече с НИМ, о любви! Она с упованием осваивала все премудрости обучения. Она так старалась!!! Ведь именно это приведет ее к мечте - стать возлюбленной короля!

Какая наивность! Такое образование в то время получали аристократки, но ведь она таковой не являлась!

Жанна подрастала и постепенно из гадкого утенка превратилась в миловидную девушку. Но далеко не красавицу. Она была не высокого роста слегка полноватая, и лишь большие глаза непонятного цвета выделяли ее среди других. Эти глаза нельзя было назвать ни голубыми, ни серыми, ни зелеными.

В них казалась, была заключена какая-то тайна. Эту тайну Жанна-Антуанетта пронесла через всю свою жизнь. Тайна о том, как очаровать короля и не просто очаровать, а суметь добиться такого влияния при дворе, которое позволило ей принимать участи в политических делах Франции, стать законодательницей мод, и самой влиятельной фавориткой.

Но это все в будущем. А пока Жанне исполнилось 19 лет, и она была очень далека не только от короля, но даже от Парижского общества. В салонах Парижа в те времена встречались представители буржуа и мелкая аристократия. Отнести себя к наивысшему обществу могли только те счастливчики, кому был позволен доступ в стены Версаля. Для того чтобы туда попасть нужно было родиться в семь аристократов.

Чего хочет женщина - того хочет бог! А если две женщины страстно идут к одной и той же цели? Что делать богу?!

Мадам Пуассон со своим любовником, решают выдать Жанну замуж за племянника Ле Нормана. Это замужество позволило юной девушке иметь достаток и приобрести более достойное имя - мадам Д Этиоль. Жанна стала появляться в Парижских салонах. Своим обаянием, чувством юмора и тактом она сумела очаровать многих.

Жанна обладала красивым, хоть и не глубоким голосом, умела страстно декламировать стихи, к тому же она была интересным собеседником. Вскоре кавалеры начали активно ухаживать за Жанной, предлагая ей свою любовь. А как же муж? Тогда измена, как со стороны мужа, так и со стороны жены была явлением обычным. А мужское внимание в этом вопросе лишь подтверждало женскую состоятельность. О времена! О нравы! Но Жанна уверенно заявляла всем обожателям: «Я изменю мужу только с королем!». Ее фраза воспринималась всеми как удачная уловка или шутка позволяющая хранить верность мужу.

Чем же был занят король в то время? Он уже не был столь благочестив и успел обзавестись не одной официальной фавориткой. Королева Мария Лещинская просчиталась, отказав в близости королю не один раз. Людовик XV был очень темпераментным мужчиной и не мог долго обходиться без плотских удовольствий.

Ох уж эти мужчины! В его постели успели побывать все сестры де Майи-Нель. Четвертая - графиня де Шатору была самой продуманной. Насмотревшись на ошибки сестер, она круто взяла в оборот короля, не позволяя ни одной красавице приближаться к его величеству.

Жанна узнавала о подробностях личной жизни короля у светских сплетниц. И продолжала надеяться и верить, что когда-нибудь она станет его возлюбленной. Ей представился счастливый случай. Король со своей свитой, и неизменно сопровождающей его повсюду спутницей мадам де Шатору, отправились отдыхать в замок Шуазель, который располагался не подалеку от имения д Этиоль.

Синарский лес, где охотился король - стал сценой для мадам д Этиоль. Каждый день, отправляясь на охоту, король неизменно встречал на своем пути прекрасную нимфу. Незнакомка была облачена в платья нежных оттенках то лилового, то розового цветов и восседая в открытой карете, уносилась прочь от кортежа короля.

Король был заинтригован. Но мадам де Шатору вовремя заметила интерес короля, и тут-же отправила послание запрещающее появляться на глаза королю наглой сопернице.

Ослушаться фаворитку короля было невозможно. Жанна страдала, ведь теперь ее мечта была не просто фантазией, она увидела КОРОЛЯ воочию. Он был высок и очень красив! Недаром его называли Людовик прекрасный! Мадам Д Этиоль влюбилась и начала мечтать о короле еще больше. Мечтала, страдала и надеялась!

Кто из нас не испытывал подобных чувств? Видеть любимого и рядом с ним другую женщину… Ревность, величие короля и понимание насколько недостижима ее мечта - все это только усиливало чувства.

Прошло какое то время, и сердце короля стало вновь свободным - скончалась его фаворитка мадам де Шатору.

Актриса или влюбленная женщина с чувством собственного достоинства?

Мадам д Этиооль понимала - нужно действовать! Пока король скорбит, его окружает множество прекрасных дам, каждая из которых только и мечтает занять вакантное место фаворитки. И они не бездействуют! Но как ей привлечь внимание любимого? Ведь у Жанны не было возможности даже увидеть короля!

Многие источники сообщают о том, что первая встреча Короля и мадам д Этиоль произошла на балу- маскараде в Парижской ратуше, где Жанна предстала в костюме Дианы охотницы и сумела привлечь внимание Людовика. В художественной книге Натальи Павлищевой события первой встречи короля и мадам д Этиоль описаны несколько в другой интерпретации.

Как знать возможно художественный вымысел более близок к реальным событиям… В любом случае их встреча не могла произойти без участия влиятельных людей. Интриги, интриги Парижского двора, я думаю, без них не обошлось! Кто-то сделал ставку на мадам д Этиоль.

Но познакомиться с королем и даже переспать с ним это лишь первый шаг. В этом шаге, возможно, кто-то помог Жанне. Но весь остальной спектакль был сыгран ей самой! Сыгран так виртуозно, что у короля просто не осталось шансов как без памяти влюбиться в эту женщину!

Отдавшись королю, Жанна исчезает из его поля зрения. Людовик в недоумении - как так - неужели ОН такой прекрасный и величественный, завоевавший не одно сердце красавицы не понравился этой мадам? Он думал, что насладившись интрижкой, сам прекратит это мимолетное увлечение.

До этого все женщины, окружавшие Людовика, только вступив с ним в любовную связь, стремились оградить короля от внимания других женщин. Неожиданное поведение Жанны заинтриговало короля. Каково же было объяснение мадам д Этиоль?

Ах, Сир - Вы покорили мое сердце! Я бежала не от Вас! Я бежала от себя! Умничка Жанна!!! Теперь король вынужден был догонять. Он почувствовал себя в роли охотника, а не добычи. Было это виртуозной игрой или искренним порывом влюбленной женщины? Как знать… Возможно и то и другое.

Эта игра позволила Жане удержать интерес Людовика, но не приблизила ее к статусу фаворитки. Чтобы получить этот статус нужно было официальное представление ко двору. Даже влюбленный король не мог представить в качестве своей фаворитки женщину не аристократических кровей. Мадам д Этиоль понимала - король рано или поздно догонит ее, а что дальше? Тогда женщина предпринимает следующий шаг:

Подкупив придворных Жанна пробирается в покои короля. Уже интригующе! И сообщает Людовику, что ее муж, узнав о порочной связи жены, грозится расправой! Он изгонит Жанну и лишит ее общения с дочерью. Единственный мужчина, который может спасти мадам д Этиоль от расправы мужа - это Король!

Теперь Людовику была предложена благородная миссия рыцаря спасающего свою прекрасную даму сердца! Как он мог устоять??! Людовик совершает неслыханный поступок, идущий в разрез всем правилам этикета того времени. Жанне присваивают титул «маркиза Де Помпадур» и оставляют жить в Версале. И это еще не все! Король намерен вопреки всем противникам «наглой безродной девки» представить ее ко двору в качестве своей фаворитки.

Жанна старается не подвести любимого - она учит правила этикета. Что говорить, как ходить, кому улыбаться, а кому нет. Это целая наука, которую маркиза осваивает блестяще.

Маркиза Де Помпадур была любовницей короля на протяжении 5 лет. Но ее темперамент не соответствовал запросам Людовика. Что только не предпринимала Жанна, чтобы быть более сексуальной. Специальное меню с афродизиаками, различные снадобья. Но природа брала свое. Вскоре Жанна не стала устраивать короля в качестве любовницы. Людовик стал поглядывать на других женщин. И не только поглядывать.

Что следует за падением интереса Короля как мужчины? Обычно фаворитку отстраняют от двора, отослав куда подальше. Но легендарная маркиза даже в этой ситуации смогла выйти победительницей. Она так разыграла партию, что не только не была изгнана, но еще и получила новый титул - герцогини.


Еще 15 лет Де Помпадур была рядом с королем уже в качестве его друга, наставника и советчицы. Король не мог обходиться, без умной, всегда жизнерадостной, Помпадур. Чтобы король не скучал, она организовала камерный театр, который могли посещать только приближенные к королевской персоне.

Сама играла в этом театре различные роли. Помпадур даже пошла на то, что подбирала девушек для забав короля. По ее советам вершились государственные дела, и был построен не один замок. Она занималась изготовлением фарфора и покровительствовала поэтам и философам того времени. Маркиза Де Помпадур была единственной фавориткой сумевшей расположить к себе королеву - свою соперницу!

Не коронованная королева - так называли Де Пампадур. В то время все понимали, кто правит балом Франции! Даже последний путь легендарной маркизы напоминал сцену из продуманного и срежисированного ей спектакля.

Лишь королям и членам их семейства было позволено умирать в Версале. Для Помпадур Людовик сделал исключение. Она умирала в королевских покоях. А когда ее тело выносили, шел проливной дождь. Казалось даже природа скорбила, об утрате этой загадочной и влиятельной женщины.

Загадка маркизы

Влияние и почести, которым была удостоена маркиза Де Помпадур это безусловная женская победа! Оставаться всегда веселой и интересной для мужчины это титанический труд. Ей удалось добиться столь больших высот, не имея для этого ни исключительно красивой внешности, ни нужного происхождения, ни страстного темперамента, который так ценится мужчинами.

К тому же у Жанны было очень слабое здоровье. Она мучилась от чахотки и умерла в возрасте 43 лет, при этом оставив неизгладимый след в истории Франции. А если представить себе тот факт, что при общении с Людовиком ей нужно было помимо женских чар сочетать еще и почтительное общение с королем.

Ни о каком равноправии женщины и мужчины даже и речи быть не могло!

Была ли Помпадур виртуозной актрисой или любящей женщиной готовой на все ради того, чтобы иметь возможность общения со своим Людовиком?

Как знать… Эту загадку она унесла с собой.

История маркизы Де Помпадур говорит нам о том, что для женщины нет границ - все возможно! Что нужно для этого?

Любовь и вера, а может быть актерский талант?

А может быть, в этой истории главную роль сыграла цыганка?

Она склонила короля к союзу с Австрией , противоречившему традиционной политике Франции. Она удалила кардинала Берни из министерства иностранных дел, назначив вместо него своего любимца, герцога Шуазеля . По её желанию назначались главнокомандующие в армиях; она выдвинула герцога Ришелье, несмотря на его дурную репутацию, назначив его маршалом Франции . При ней министр финансов Машо пытался реформировать распределение налогов. Кенэ излагал ей основы своей теории.

Была знакома со многими выдающимися писателями своего времени. Её друзьями были Дюкло и Мармонтель . Старого Кребийона она спасла от нищеты, предоставив ему должность библиотекаря. Помпадур горячо поддерживала энциклопедистов и «Энциклопедию ». Вольтер восхищался ею, хотя, в то же время, подсмеивался над её мещанскими манерами. Известно, что Руссо был одним из немногих интеллектуалов того времени, не входивших в круг её знакомств.

Расточительство за счёт королевской казны

Увеселения, постройки, наряды Помпадур стоили дорого. За двадцать лет при дворе она потратила на свои туалеты 350 035 ливров, ей принадлежало свыше трёхсот ювелирных изделий, в том числе бриллиантовое колье стоимостью 9 359 франков . Её именем называли обстановку в квартирах (стиль «à la Reine»), постройки, костюмы. Она создавала моду своим умением роскошно и вместе с тем «небрежно» одеваться. Из всех королевских любовниц Помпадур считается самой блестящей, талантливой и безнравственной. Тем не менее, по отзывам современников, Людовик принял известие о её смерти равнодушно.

См. также

Примечания

Литература

  • Malassis, «Pompadour. Correspondance» (П., 1878);
  • «Lettres» (1753-62, П., 1814);
  • Мемуары Морепа, Шуазеля, Мармонтеля, д’Аржансона, Дюкло;
  • M-me du Hausset, «Mémoires History of the marchioness of Pompadour» (Л., 1758);
  • Soulavie, «Mémoires historiques et anecdotes de la cour de France pendant la faveur de M-me P.» (П., 1802);
  • Lessac de Meihan, «Portraits et caractères»;
  • Capefigue, «M-me de Pompadour» (П., 1858);
  • Carné, «Le gouvernement de M-me de P.» («Revue de Deux Mondes», 1859, 16 janvier);
  • E. et J. Concourt, «Les maîtresses de Louis XV» (Пар., 1861);
  • Bonhomme, «Madame de Pompadour général d’armée» (Пар., 1880);
  • Campardon , «M-me de P. et la cour de Louis XV» (Пар., 1867);
  • Pawlowski, «La marquise de P.» (1888);
  • Sainte-Beuve, «La marquise de P.».
  • Эвелин Левер, «Мадам де Помпадур». М.: «Терра-Книжный клуб», «Палмпсест», 2009. Перевод с французского В. Е. Климанова.
  • Так же ей посвящена одна из серий сериала Доктор кто

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 29 декабря
  • Родившиеся в 1721 году
  • Умершие 15 апреля
  • Умершие в 1764 году
  • Стилистически некорректные статьи ЭСБЕ
  • Маркизы Франции
  • Персоналии:Франция
  • История XVIII века
  • Фаворитки монархов Франции
  • Женщины XVIII века

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Маркиза де Помпадур" в других словарях:

    Антуанетта (маркиза де Помпадур, Pompadour; урожденная Пуассон, Poisson; в замужестве Ленорман д Этиоль) (29 декабря 1721, Париж 15 апреля 1764, Версаль), фаворитка французского короля Людовика XV Бурбона (см. ЛЮДОВИК XV Бурбон), оказывавшая… … Энциклопедический словарь

    Франсуа Буше. Портрет мадам де Помпадур. Ок. 1750. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург Маркиза де Помпадур (Жанна Антуанетта Пуассон, фр. Jeanne Antoinette Poisson, marquise de Pompadour, 29 декабря 1721 15 апреля 1764) с 1745 года… … Википедия

    Помпадур - администратор самодур. По имени маркизы Помпадур. Слово впервые появилось в сочинении М. Е. Салтыкова Щедрина «Помпадуры и помпадурши». Жанна Антуанетта Пуассон, маркиза де Помпадур Jeanne Antoinette Poisson, marquise de Pompadour (1721–1764)… … Судьба эпонимов. Словарь-справочник

    - (фр., от фамилии знаменитой фаворитки французск. короля Людовика XV го), 1) сатирическое название губернатора и вообще самодурствующего администратора в России. Помпадурша фаворитка губернатора. 2) легкий, элегантный рабочий мешок у дам. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    маркиза - ы, ж. marquise f. 1. Жена или дочь маркиза. БАС 1. Семнадцатилетняя Маркиза, Полина, была прекрасна, любезна и добродетельна. ММ 4 118. Домом заведует жена, маркиза Тереза, женщина умная, энергическая. Григорович Корабль Ретвизан. || перен. Во… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Легенда 18 века. Жанна Антуанетта Пуассон

родилась в 1721 году. Париж. Франция.

Francois Boucher. The Marquise de Pompadour,1755.
Когда девочке исполнилось 9 лет, мать решила отвести ее к одной из самых знаменитых гадалок того времени - госпоже Лебон. Гадалка внимательно посмотрела на хрупкую, некрасивую девочку и произнесла пророчество: "Эта малютка в один прекрасный день станет фавориткой короля!"


Итак, Жанне Антуанетте 19 лет, она не красива, не богата, не отличается крепким здоровьем. Каковы ее шансы составить приличную партию? Как ни странно, но жених для Жанны нашелся достаточно быстро - некий Шарль де Этиоль, племянник Нормана де Турнэма. Шарль, конечно, не сказочный принц, но он из хорошей семьи, к тому же богат. Другая бы руками и ногами ухватилась за такое предложение, другая, но не Жанна Антуанетта. Она тянет и тянет с окончательным ответом. Причина? Предсказание, сделанное мадам Лебон 10 лет назад. Какой Шарль, если в перспективе может быть король?


Ф. Буше. Маркиза де Помпадур.
Чтобы стать любовницей короля нужно для начала, чтобы король тебя увидел. Юная Жанна начинает регулярно ездить в Сенарский лес, где имел обыкновение охотиться король. Первый раз король проехал мимо, второй раз остановился и внимательно посмотрел на мадемуазель Пуассон... После чего к ее матери пришел человек, передавший "просьбу" маркизы де Шатору (тогдашней фаворитки Людовика) "избавить короля от назойливого внимания мадемуазель Пуассон".


Francois Boucher. Marquise de Pompadour 1750.
Это был крах ее надежд. Жанна выходит замуж за Шарля де Этиоля, но короля из списков не вычеркивает. Ведь гадалка не сказала, что она будет королевой, она будет фавориткой, значит, нужно быть как можно ближе к двору.


Натье Жан-Марк. Портрет Людовика XV.
В 1744 году неожиданно умирает маркиза де Шатору. Двор начинает лихорадить, сколачиваются "партии" в поддержку той или иной кандидатуры на роль фаворитки.

В марте 1745 года на балу внимание короля привлекает молодая дама в костюме Дианы-Охотницы. Прелестная маска интригует его и... скрывается в толпе, предварительно уронив надушенный платочек. Король, будучи галантным кавалером, поднимает платок, но, не имея возможности отдать его даме лично, бросает его через толпу. Конкурентки в трауре - платок брошен...


Madame de Pompadour. Jean-Marc Nattier 1748.
Пару слов о характере мужчины, за которого велась столь упорная борьба: Людовик XV стал королем в пятилетнем возрасте. К моменту знакомства с Жанной де Этиоль 35-летний Людовик перепробовал все возможные наслаждения и потому... дико скучал. Жанна Ануанетта интуитивно угадала, чем зацепить пресыщенного короля.


О, женщины, просиживающие вечерами в ожидании телефонного звонка от "единственного и неповторимого", берите пример с маркизы де Помпадур: если обстоятельства к вам не благоволят, сами создайте благоприятные обстоятельства.
Что стоило Жанне получить место рядом с королевской ложей - история умалчивает. Но сколько бы она за это ни заплатила, дивиденды были получены почти мгновенно - король пригласил ее на ужин... В этот вечер Жанна допустила единственную ошибку, которая, впрочем, могла оказаться фатальной. В этот вечер она отдалась королю.


Bonnet Louis Marin.
На следующий день Людовик, привыкший к определенной манере поведения "осчастливленных" им дам, приготовил несколько любезных фраз, чтобы раз и навсегда отбить охоту у претендентки. Наивный, он еще не знал, с кем связался.


Madame de Pompadour as Diana. Jean-Marc Nattier 1752.
Предусмотрительная Жанна подкупила одного из доверенных лиц короля. "Лицо" сообщило мадам, что король считает ее "не совсем бескорыстной", к тому же наследный принц, видевший Жанну в театре, нашел ее "несколько вульгарной".

Шли дни, а Диана-охотница так и не появлялась. Людовика стали посещать нормальные мужские сомнения - может быть, он не понравился ей в постели?


М. К. де Латур. Madame de Pompadour.
Наверное, родись Жанна Пуассон в другое время, она стала бы великой актрисой. Следующая встреча короля и будущей фаворитки проходила в традициях крепкой мелодрамы. Жанна тайно (с помощью подкупленных лиц) пробралась во дворец и пала к ногам короля. Заламывая руки, она поведала Его Величеству о безумной страсти, которую она давно к нему питает, о той опасности, которая подстерегает ее в лице ревнивца-мужа (посмотрел бы Людовик на чахлого Шарля де Этиоля в роли ревнивого Отелло). А дальше — «пускай погибну я...»

Это был гениальный ход - при таком раскладе скуки как не бывало. Король пообещал Жанне, что после возвращения из Фландрии, произведет ее в официальные фаворитки.


Ф. Буше 1759 г. Маркиза де Помпадур.
14 сентября 1745 года Людовик официально представил двору свою новую подругу. Двор принял ее в штыки: она была не знатного рода, поэтому получила прозвище Гризетка (этим приближенные короля явно давали понять Жанне, что не видят разницы между ней и уличными девками). Чтобы положить конец кривотолкам, король присваивает своей фаворитке титул маркиза де Помпадур.


Madame Pompadour in blue.
Как ни странно, но лучше всех к новой фаворитке отнеслась... супруга короля, урожденная Мария Лещинская. Очень набожная, очень правильная и совершенно равнодушная к сексуальным утехам королева (не удивительно - за первые 12 лет брака она родила королю 10 детей) почувствовала в Жанне родственную душу. Она не ошибалась - интимная сторона труднее всего давалась Жанне. Какие только афродизиаки она не перепробовала, чтобы соответствовать аппетитам своего любовника.


О том, что у новой фаворитки "проблемы с темпераментом" очень скоро стало известно всем. Естественно, многие дамы сочли это знаком свыше и попытались оттеснить маркизу от царственного ложа. Но, "даже самая красивая девушка не может дать больше того, что имеет". А в арсенале маркизы был тысяча и один способ удержать короля - достаточно было развеселить его.


Louis XV. Maurice Quentin de La Tour (1704-1788)
Она начинает покровительствовать талантливым людям, в ее гостиной король знакомится с выдающимися умами того времени. Изысканные беседы, прекрасное общество... Его Величеству не бывает скучно. Маркиза была женщиной весьма циничной, во всех сборниках афоризмов содержится ее знаменитое: "После нас? Хоть потоп".


Alexander Roslin. Portrait of Madame Pompadour.
Но этим не ограничивается ее «вклад» в культурное наследие человечества... Бриллианты, огранка которых называется "маркиз" (овальные камни), своей формой напоминают рот фаворитки. Шампанское разливается либо в узкие бокалы-тюльпаны, либо в конусообразные бокалы, появившиеся в эпоху правления Людовика XV - именно такой формы была грудь мадам де Помпадур. Маленькая сумочка ридикюль из мягкой кожа - тоже ее изобретение. Она ввела в моду высокие каблуки и высокие прически, потому что была маленького роста.


Буше Ф. Портрет маркизы де Помпадур.
В 1751 году свет увидел первый том французской Энциклопедии, или «Толкового словаря наук, искусства и ремесел», открывавший новую эпоху в познании и истолковании природы и общества. Автор идеи и главный редактор Энциклопедии — Дени Дидро. Другому представителю славной плеяды деятелей французского Просвещения — Жану Лерону д’Аламберу, она помогала материально, а незадолго до своей кончины успела выхлопотать ему пожизненную пенсию. Среди подопечных мадам Помпадур, по некоторым свидетельствам современников, был и знаменитый создатель памятника Петру I в Петербурге — скульптор Фальконе.


M. V. de Parédès Mozart by Madame de Pompadour , "Monde illustré" 1857.
Знаменитый вольнодумец Жан-Жак Руссо, хоть и обижался на маркизу за то, что она не представила его королю, все равно был благодарен ей за помощь в постановке на сцене его «Сибирского прорицателя», где маркиза с большим успехом выступила в мужской роли Коллена. Именно при содействии маркизы Помпадур Вольтер обрел славу и достойное место академика и главного историка Франции, получив к тому же звание придворного камергера.


Francois Boucher. Madame de Pompadour.
Именно с подачи маркизы в Париже создается Военная школа для сыновей ветеранов войны и обедневших дворян. Когда заканчиваются отпущенные на строительство деньги, маркиза вносит недостающую сумму. В октябре 1781 года в школу прибудет для обучения студент Наполеон Бонапарт.


Francois Boucher. Предположительный портрет Жанны Пуассон.
В 1756 году в имении Севр маркиза закладывает завод по производству фарфора. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь - Rose Pompadour. В Версале маркиза устроила большую выставку первой партии продукции, сама распродавала ее, заявляя во всеуслышание: «Если тот, у кого есть деньги, не покупает этот фарфор, он плохой гражданин своей страны».


Строительство было второй, после театра, страстью маркизы. Последним ее приобретением стал замок Менар, которым в его переоборудованном варианте ей так и не удалось попользоваться. Принцип изящной простоты и максимальной приближенности к живому миру природы был положен маркизой и в планировку парков. Она не любила больших разрегулированных пространств и излишней помпезности. Заросли жасмина, целые опушки нарциссов, фиалок, гвоздик, островки с беседками в сердцевине неглубоких озер, кусты роз излюбленного маркизой «оттенка утренней зари» — вот ее предпочтения в ландшафтном творчестве.


Самая удачливая любовница Франции вызывала ревность не только у сотен других претенденток на место в королевской спальне. Признанные мастера кулинарии тайно завидовали вторгшейся на их территорию «маркизе-кормилице». Другие восхищались ею. Тому свидетельство - десятки кулинарных шедевров, посвященных Помпадур. Тут и легендарные отбивные из ягненка, и фазаньи крокеты, и турнедо из молодого барашка под соусом Perigue, и заливное из рубленной гусиной печенки, и заливное из языков и грибов с трюфелями под соусом мадера, и абрикосовый десерт, и маленькие пирожные-птифуры…


К 1751 году маркиза поняла, что не сможет долго удерживать внимание короля - рано или поздно он обратит свой взор на более молодых женщин - мадам де Помпадур берет это дело в свои руки. Маркиза де Помпадур была только 5 лет любовницей короля, а еще 15 — другом и ближайшим советником по многим вопросам, порой и государственной важности.


Francois Boucher.
Холодный рассудок маркизы и ее железная воля подсказали ей выход из положения. В тишине двух ничем не примечательных парижских улиц она сняла дом в пять комнат, скрытый густой кроной деревьев. Этот дом, получивший название «Олений парк», стал местом свидания короля с дамами, приглашенными... маркизой.


Jean-Marc Nattier. Marquise de Pompadour (1722-1764).
Король появлялся здесь инкогнито, девушки принимали его за некоего важного господина. После того как мимолетная страсть короля к очередной красотке улетучивалась и оставалась без последствий, девушку, снабдив при этом приданным, выдавали замуж. Если же дело кончалось появлением ребенка, то после его рождения младенец вместе с матерью получал весьма значительную ренту. Многочисленные любовницы отбираются под личным руководством маркизы. Но ни одна из них не задерживается дольше, чем на год. Маркиза же продолжала оставаться официальной фавориткой Его Величества.


Маркиза же познакомит Людовика с Луизон Морфи. Связь продлится два года, но однажды, решив, что теперь она может все, Луизон спросит Его Величество: "Как там поживает старая кокетка?" Через три дня Луизон вместе с дочерью, которую она родила от Людовика, навсегда покидает знаменитый домик в Оленьем парке. К 1760 году суммы, отпускаемые королевской казной на содержание маркизы, уменьшились в 8 раз. Весной 1764 года маркиза де Помпадур серьезно заболела. Она продавала драгоценности и играла в карты — обычно ей везло. Но лечение требовало огромных денег, и их пришлось взять в долг. Уже будучи тяжелобольной, она даже обзавелась любовником. Но что такое маркиз Шуазель по сравнению с королем!


Madame Pompadour as a Vestal by Fran. David M. Stewart 1763.
По-прежнему всюду сопровождавшая Людовика маркиза в одной из поездок неожиданно потеряла сознание. Вскоре все поняли, что конец близок. И хотя право умирать в Версале имели только королевские особы, Людовик приказал перенести ее в дворцовые апартаменты.


Madame de Pompadour. DROUAIS Franзois-Hubert 1763-64.
15 апреля 1764 года королевский хронист записал: «Маркиза де Помпадур, придворная дама королевы, умерла около 7 часов вечера в личных покоях короля в возрасте 43 лет». Когда похоронная процессия повернула по направлению к Парижу, Людовик, стоя на балконе дворца под проливным дождем, сказал: «Какую отвратительную погоду вы выбрали для последней прогулки, мадам!» За этой, казалось бы, совсем неуместной шуткой скрывалась истинная печаль.
Маркиза де Помпадур была похоронена рядом с матерью и дочерью в усыпальнице монастыря капуцинов. Теперь на месте ее захоронения находится улица де ла Пэ, проходящая по территории снесенного в начале XIX века монастыря.


Paris Rue de la Paix.
Она раскрыла секрет, над которым ломают голову все женщины мира - как удержать около себя мужчину в течение 20 лет, если он даже не муж, и у вас давно нет интимных отношений.

Сегодня мы поговорим о судьбе такой интересной женщины, как мадам де Помпадур. Биография ее уникальна, как и сама Жанна (так звали эту женщину). История появления на свет Жанны-Антуанетты Пуассон покрыта мраком. Девочка родилась в 1721 году, 29 декабря, в семье Франсуа Пуассона. Этот человек выбился в шталмейстеры двора самого герцога Орлеанского из обычных лакеев. Однако вскоре Франсуа проворовался и, для того чтобы избежать виселицы, решил сбежать. Хотя отцом он был, судя по всему, лишь номинальным для Жанны. По слухам, настоящим отцом Жанны-Антуанетты был Ле Норман де Турнехем (Турнем), богатый дворянин. Как бы то ни было, именно он заботился об образовании и воспитании девочки, а после того, как она подросла, выдал Жанну замуж за собственного племянника. Однако этого было мало мадам де Помпадур. Личная жизнь ее не ограничилась связью со своим супругом. Жанне хотелось намного большего...

Предсказание гадалки

С детства выделялась незаурядными способностями и красотой будущая мадам де Помпадур. Фото, представленные далее, доказывают то, что она была действительно прекрасна. Жанна, кроме того, хорошо пела, играла на разных музыкальных инструментах, умела и любила рисовать, обладала бесспорными актерскими качествами. Согласно легенде, девочке в возрасте 9 лет гадалка предрекла удивительную судьбу, а также долгую любовную связь с самим королем. Жанна, став фавориткой монарха, нашла эту гадалку и начала ей выплачивать небольшую пенсию. Однако отнюдь не легким оказался для будущей фаворитки путь в королевскую спальню. Ее жизнь похожа в воспоминаниях современников на сказку. Трудно в них определить, где вымысел, где реальность. Да и стоит ли делать это? Главное - сказку создала сама Жанна.

План, созревший в голове Жанны

Став мадам д’Этиоль после замужества, она упрямо устремилась к своей цели, которую гадалка заронила в ее душу. Благодаря богатству и имени мужа девушка получила возможность бывать в высшем свете. Здесь она с большим усердием впитывала все касающееся двора и короля. Вскоре Жанна уже знала многие подробности его интимной жизни, знала, как он ведет себя с фаворитками и любовницами. И тогда у девушки созрел план. Жанна со всей серьезностью приступила к его выполнению.

Осуществление плана

У нее не было возможности познакомиться с Людовиком XV на придворных церемониях. Герцогиня де Шатору, тогдашняя фаворитка, умело отсекала от него всех возможных претенденток. Однако было место, где король непременно обратил бы внимание на очаровательную женщину. Это Сенарский лес, где монарх любил охотиться. Но девушке не повезло: Жанна попалась на глаза герцогине де Шатору, а не королю. Фаворитка интуитивно поняла, для чего она совершает лесные прогулки. После этого их пришлось прекратить, для того чтобы не нажить больших неприятностей мадам де Помпадур.

Краткая биография ее, однако, продолжается тем, что вскоре судьба улыбнулась Жанне. Герцогиня де Шатору умерла от воспаления легких, и оказался открытым путь к сердцу короля. На балу-маскараде, состоявшемся в Парижской ратуше в 1745 году, 28 февраля, король был заинтригован девушкой, которая препятствовала его желанию увидеть ее лицо. После того как любопытство монарха достигло предела, Жанна сняла маску. Король убедился, что не зря оказывал знаки внимания этой таинственной незнакомке.

Нужно отметить, что Людовик XV, которому исполнилось к этому времени 35 лет, считался утонченным ценителем женщин. Ему давно уже наскучила пресная семейная жизнь с Марией Лещинской, своей набожной женой, дочерью Станислава, польского короля. Поэтому монарх любил развлекаться с очередной фавориткой или же просто с симпатичной женщиной. Новое знакомство, таким образом, пришлось кстати.

Жанна согласилась отужинать с королем. Людовик утром посчитал, что можно на этом и закончить интрижку. Женщина, к его удивлению, безропотно удалилась. Она не давала больше знать о себе, что не было характерно для других его бывших любовниц. Вышло, что и она его отвергла, а это задевало мужское самолюбие. И Людовик XV не устоял.

Жанна становится официальной фавориткой

Жанна, вновь появившись во дворце, разыграла сцену своей искренней влюбленности, не просто тронув этим короля, но и зародив в нем что-то похожее на взаимное чувство. Так появилась у Людовика XV новая официальная фаворитка. Доходное место предоставили супругу госпожи д’Этуаль, а также нарисовали ему заманчивые перспективы дальнейшего служебного роста. Король подарил Жанне, чье происхождение было небезупречным, маркграфство Помпадур и, следовательно, титул маркизы.

Две королевы

Легче было завоевать короля, чем добиться признания высшего света. Новоявленная маркиза для аристократии еще долгое время была всего лишь обыкновенной гризеткой - данное прозвище получила Жанна в великосветских салонах. Примечательно, что с самой королевой установила практически дружеские отношения маркиза де Помпадур. Фото, представленное ниже, - портрет Марии Лещинской, супруги короля.

В то время на улицах Парижа можно было нередко услышать выкрики простолюдинов: "Королевы едут!" Две главные женщины государства не только мирно делили какое-то время королевское ложе, но и разделили официальные обязанности: одна из них царствовала на троне, другая правила.

Более 20 лет оставалась Жанна рядом с королем - поразительный срок для обыкновенной фаворитки. В России чуть позже столь же длительное время фаворитом был Григорий Потемкин. Его судьба, кстати, похожа чем-то на судьбу Жанны де Помпадур. Перестав делить с монархом его ложе, еще в течение 15 лет она оставалась для него советчиком и близким другом.

Салон мадам де Помпадур

Короля не удержать долгое время одними любовными утехами. Поэтому маркиза стала вникать в дела государства. Она превратила свой салон в место, где встречалась научная и художественная элита Франции. Людовик XV это интеллектуальное общество, новое для него, встретил с любопытством. Оно не только развлекало короля, но, что важнее, давало пищу его уму. Новый круг общения монарха в обществе также воспринимали с большой заинтересованностью. Возможность общаться с Людовиком XV в неформальной обстановке была для гостей маркизы чрезвычайно важной. Это давало значительную поддержку и повышало их статус в обществе.

Что сделала для Франции Жанна?

Во Франции с легкой руки Жанны стали тратиться значительные средства на искусство, литературу и науку. Например, при помощи этой маркизы появилась Энциклопедия Дени Дидро, а также Камерный театр в Версальском дворце, который открылся постановкой "Тартюфа" Мольера. Жанна нередко блистала на сцене этого престижного, хотя и маленького, французского театра, поражая искусством перевоплощения самого короля.

Обширен был круг интересов этой женщины. Во Франции при ее содействии появилась, например, Военная школа для ветеранов войн и сынов дворян, которую через некоторое время закончил сам Наполеон Бонапарт. Мадам де Помпадур наладила в стране производство фарфора, основав образцовую фабрику в своем имении Севр. Нежно-розовый фарфор из Севра называли в память о ней Rose Pompadour. Нужно отметить, что с именем этой женщины также было связано появление множества аксессуаров и мелочей, милых дамскому сердцу: высокие каблуки, сумочка-ридикюль, замысловатые высокие прически, бокалы для шампанского, называемые "тюльпан", а также особый стиль огранки бриллиантов под названием "маркиза".

Мадам де Помпадур смело вторгалась в дела государства, нередко подвигая короля на кардинальные политические решения. Франция, всегда находившаяся в союзнических отношениях с Пруссией, благодаря ей переориентировалась на союз с Австрией. Людовик по настоянию Жанны запретил деятельность Ордена иезуитов в государстве. Маркиза проявляла в политике, так же как и в любви, мудрость и женскую интуицию, никогда не подводившую ее.

Новое развлечение в Европе

Не стоит полагать, что жизнь этой женщины была безоблачной. У нее хватало врагов. Жанну пыталась сместить каждая новая фаворитка, однако никому не удалось поколебать положение маркизы де Помпадур. В Европе даже возникло новое развлечение - заключались пари на то, когда мадам де Помпадур потеряет влияние на Людовика XV. Были проиграны все подобные пари.

Смерть Жанны

Эта женщина удостоилась высшей чести даже в смерти. Она отошла в мир иной в присутствии самого короля. В королевской хронике в 1764 году, 15 апреля, появилась запись о том, что маркиза де Помпадур умерла около 7 вечера. Это произошло в личных покоях Людовика XV. В возрасте 43 лет скончалась мадам де Помпадур. История ее жизни вызывает большой интерес и сегодня.

Величественная фигура женщины с гордым взглядом темных глаз, окутанная правильными складками тяжелого шелка. Она родилась в родовом замке, росла, дыша ароматом монастырского ладана, жила в строгих залах и садах Людовика XIV и умирала в монастырских покоях Сен-Сира. А на смену ей, из сверкающей пены жизни, вынырнула другая фигура. Кокетливая, изящная, в напудренном парике на маленькой головке, в мушках. Для нее нет закона, кроме ее каприза. Где-то работал и страдал народ, где-то решались мировые вопросы и готовилась будущая катастрофа Франции. Шелковые занавеси плотно закрывали дверь в изящный будуар. И здесь, среди ароматов и пудры, царил всегда смеющийся, всегда капризный бог наслаждений - Рококо. И царицей этого царства была маркиза Помпадур. Век прекрасного… И все прекрасное в искусстве, литературе, ремесле носит на себе печать маркизы Помпадур.

29 декабря 1721 года у Франсуа Пуассон, шталмейстера двора герцога Орлеанского, родилась дочь. Дали ей имя Жанна-Антуанетта. Франсуа Пуассон, замешанный в одно очень некрасивое дело по интендантству, был приговорен к повешению и спасся только бегством в Германию. Маленькая Жанна осталась на руках матери, женщины очень красивой и умной, но по-видимому, нравов нестрогих. Есть сильное основание предполагать, что настоящим отцом Жанны был не Франсуа Пуассон, а генерал Ленор-ман-де-Турнехем. Во всяком случае в судьбе Жанны он принимал очень живое участие. Прежде всего он озаботился дать ей прекрасное воспитание и образование, а потом решил выдать ее замуж за своего племянника. И вот 9 марта 1741 года, а Париже, в церкви св. Евти-хия, пятнадцатилетняя Жанна Пуассон повенчалась с Карлом Ленорман д Этиоль. Маленького роста некрасивый жених, стройная, с интересным бледным лицом, невеста.

К свадьбе генерал подарил своему племяннику половину своих поместий, остальное обещал оставить после своей смерти. Молодой д’Этиоль женился по любви, мадемуазель Пуассон выходила замуж по расчету. На свой брак она смотрела, как на неизбежный этап своей жизни. Когда ей было девять лет, одна гадалка предсказала ей, что она будет фавориткой короля. М-ль Пуассон твердо верила этому предсказанию и всей своей жизнью готовилась к нему.

Выйдя замуж, Жанна, несмотря на свой юный возраст, сумела собрать вокруг себя интересных людей. В замке Этиоль, где она поселилась, у нее бывало много писателей, художников, ученых - среди них были такие крупные имена, как аббат Берни, Вольтер, Фонтенель. Через них она познакомилась с искусством, литературой, политикой.

Нельзя сказать, чтобы она была красива, но она была очаровательна. Очень бледное, бесконечно подвижное лицо, прекрасные глаза, цвет которых нельзя было определить,- иногда они казались черными, иногда синими, чарующая улыбка, великолепные светлые волосы, прекрасные руки, стройная, среднего роста фигура. Свою внешность она очень хорошо знала и умела ею пользоваться.

У нее была прелестная дочь Александра, которую она нежно любила. С очаровательной улыбкой, обмахиваясь веером, на котором была нарисована Габриель д’Эстрэ, а у ног ее Генрих IV, она говорила своим многочисленным поклонникам: «Только с королем я могла бы изменить моему мужу». Самые злые языки в то время не могли сказать о ней ничего дурного,- жизнь ее была безупречна.

Однако ее можно было часто встретить близ Этиоля, в лесах Сенара, где происходили королевские охоты. Она в голубой с розовым амазонке, с соколом в руке, как средневековая дама… Или она - в голубом фаэтоне, вся в розовом. Ее заметили, о ней заговорили, называли нимфой лесов Сенара. Король невольно обратил внимание на одетую в цвета утренней зари амазонку. Любопытный взгляд короля встречается со взглядом неверных глаз мадам Этиоль. Около Людовика XV была в то время мадам Шатору. Появление на его горизонте юной амазонки ей не понравилось. Мадам Этиоль это дали понять. Она перестала появляться на королевской охоте, но целью ее жизни был по-прежнему король.

В 1745 году городом Парижем был устроен большой маскарад в честь помолвки дофина. Мадам Этиоль знала, что на нем будет король. Графиня Шатору незадолго до того внезапно умерла, и теперь король был свободен. На балу к Людовику XV подошла изящная маска в костюме Дианы-Охотницы. Король заинтересовался ее остроумным разговором, но маска скрылась, успев, однако, уронить надушенный тонкими духами носовой платок.

Через несколько дней, в Версале, на спектакле Итальянской комедии, ложа мадам Этиоль была очень близка к королевской. Спустя еще некоторое время король ужинал с мадам Этиоль наедине. После этого ужина Людовик точно испугался своего нового увлечения и много дней не вспоминал о мадам Этиоль. Тщетно старался его камердинер Бинэ, дальний родственник мадам Этиоль, напомнить ему о ней. Наконец, король все-таки заговорил о ней с Бинэ. Он сознался, что она ему очень понравилась, но показалась более честолюбивой и властной, чем любящей. Бинэ уверял его, конечно, что мадам Этиоль безумно влюблена в него и теперь, изменив с ним обожающему ее мужу, она думает только о смерти.

Король пожелал видеть мадам Этиоль еще раз.

Теперь она была более осторожна. Глубоко затаив свое честолюбие и властность, она была перед королем только бесконечно любящей женщиной. В ответ на свою нежность она почувствовала, что теперь она сильна, но ей было важно не покидать Версаля. И вот, еще в объятиях короля, мадам Этиоль стала приходить в отчаяние от того, что ее ожидает дома, она уверяла короля, что безумно боится мужа, что он ревновал ее и раньше, но теперь гнев его будет ужасен. Король поверил ее страху и слезам и предложил ей укрыться временно от гнева мужа в дальних покоях Версальского дворца.

По совести говоря, муж мадам Этиоль был более жалок, чем страшен. Он искренно любил свою жену, и, когда его дядя, генерал Ленорман сообщил ему, что она его покинула, то он лишился чувств, а придя в себя, пытался много раз лишить себя жизни. Изгнанный королем из Парижа, он долго и серьезно болел в Авиньоне.

Когда Людовик XV уезжал к своим войскам во Фландрию, мадам Этиоль не поехала с ним. Она поселилась в Этиоле и жила там очень замкнуто, занятая почти исключительно перепиской с королем. Тем временем для нее в Версале отделывали комнаты, которые раньше занимала покойная мадам Шатору. Мадам Этиоль знала, что с приездом короля она будет объявлена официальной фавориткой. Одно из последних писем короля было адресовано ей уже не как мадам Этиоль, но как маркизе Помпадур,- в письме были документы на этот титул.

Через несколько дней по возвращении короля из Фландрии новая маркиза была предоставлена ко двору. Она сильно волновалась, но со своей задачей справилась умно и тактично. Только один момент растерялась она,- это было у королевы.

Королева Мария Лещинская давно перестала ревновать короля, и маркиза Помпадур была для нее лишь новым именем, а не новым огорчением. И теперь, когда маркиза готовилась услышать от королевы заготовленную заранее готовую банальную фразу о своем туалете, Мария Лещинская вдруг ласково спросила ее об одной знакомой даме. Маркиза растерялась, и у нее вырвалось неловкое, но искреннее восклицание:

«Самое мое горячее желание - понравиться Вашему Величеству». Смущение маркизы быстро прошло, а за ласковые слова она надолго сохранила благодарность к королеве.

Отличительной чертой XVIII века во Франции, века смеха и игры, была скука. Скука царила всюду. Она возникала внизу, где приводила к частым самоубийствам, увеличивалась со ступенями положения и богатства, и полным ее воплощением, казалось, был сам король Людовик XV. Скука была единственная любовница, которой он был верен всю жизнь, скука была тот злой гений, послушный которому Людовик говорил: «После нас хоть потоп».

Красивый, обаятельный, окруженный не только придворными, но и искренними друзьями, король скучал. И вот, вооруженная своим живым умом и вкусом, маркиза решила заставить короля не скучать. И вся тайна ее влияния на Людовика была в умении этого достигнуть. Для этого у нее был редкий дар ни в чем, начиная со внешности, никогда не быть однообразной. Всегда неожиданная, всегда умная и интересная по-новому, она быстро сумела всецело овладеть умом и душой ленивого, апатичного короля.

От ее зоркого глаза не укрывается ни одно маленькое облачко на челе царственного возлюбленного. Она умеет согнать его своей лаской, своей веселостью. Сна играет на клавесине, поет, рассказывает новый анекдот.

С самой ранней юности маркиза любила искусства и занималась ими. Теперь, когда волей судьбы она приблизилась к французскому двору, вместе с нею приблизились искусства и литература. Хотя лично Людовик XV был ко всему этому равнодушен, она сумела заинтересовать и его.

Два раза в неделю у нее в салоне собирались художники, писатели, философы,- Бушардон, Бушэ, Латур, Верна, архитектор Габриэль, Вольтер… Возникали интересные темы разговоров, горячие споры. Маркиза принимала в этом большое участие, невольно стал принимать в этом участие и король. Во дворце Шуази, по мысли маркизы, возникает театр, под названием «Театр Малых Покоев», интимный, изысканный театр для сорока человек зрителей.

Строил этот театр Габриэль по личному плану маркизы, расписывал его внутри ее любимый художник Буше. Входным билетом была небольшая карточка, на которой была нарисована кокетливая Коломбина, около нее влюбленный Леандр, из-за занавески выглядывал обманутый Пьеро. Публику составляла почти всегда королеская семья во главе с Людовиком XV, родные и близкие маркизы. Сидя на простом стуле, король мог без утомительного для себя этикета смотреть представление.

Труппу составляли не профессиональные актеры, а придворные, добившиеся, как большой чести, играть здесь. Главные актеры были Мориц Саксонский, герцог Дюра, Ришелье, Д Эстрад, директором был герцог де-Лавальер. Руководила всем и первой актрисой была маркиза Помпадур

Еще у себя в Этиоле она устраивала спектакли и пока зала себя хорошей актрисой и приятной певицей. Теперь она могла развернуться и проявить всю тонкость и изящество женского кокетства, все очарование и нежность своего гибкого голоса. В самом деле, где, кроме театра, можно быть так разнообразно красивой, можно менять столько пленительных обликов! Нежная пастушка, страстная одалиска, гордая римлянка… Какой простор была сцена для тонкого вкуса маркизы. Не даром, после одного из спектаклей, Людовик сказал ей: «Вы - самая очаровательная женщина Франции».

Репертуар театра тоже составляла сама маркиза. На открытии шла комедия Мольера «Тартюф», дальше пьесы Вольтера, Руссо, Кребильона.

После спектакля король с самыми близкими, в числе не более четырнадцати лиц, обычно оставался на ужин. Приглашенные входили с ним вместе в салон, изысканно меблированный, на стенах которого была живопись Латура, Ватто, Бушэ. Сюжетом этой живописи были роскошные пиры, но в самом салоне не было и намека на ужин.

Когда король переступал порог, к нему приближались два пажа и спрашивали приказаний насчет начала. Едва король успевал сделать знак, что можно подавать, расступался пол и, как во дворце Армиды, снизу поднимался роскошно сервированный стол. Пажи быстро вносили кушанья и начинался ужин. Здесь не было пьянства и разгула. Елись легкие, вкусные блюда, пились тонкие вина, возникали веселые изящные разговоры, легкая пикантность которых никогда не переходила в непристойность.

Король не должен скучать - вот цель маркизы. Поэтому во время постов, когда запрещены разные увеселения, она устраивает во дворце духовные концерты, где поет и сама. Когда она чувствует, что королю уже надоедают развлечения, она увлекает его в путешествия. Он посещает незнакомые для себя города своего королевства, принимает приветствия от своих подданных, никогда еще не видавших его раньше.

Влияние маркизы на Людовика не могло нравиться придворным. Она пришла не из их круга, а из буржуазии. Все в ней, начиная с ее манер и кончая ее языком, шокировало строгий этикет двора. Дофин и дочери короля были против нее, королева была безмолвна и не была ни за, ни против. Но маркиза была честолюбива. Ее влияние на личность короля ее не удовлетворяло - она хотела влияния на всю политику Франции. И несмотря на протесты двора и на восстановленный против нее придворными кругами Париж, изливший всю злобу на нее в целом ряде песенок, называвшихся по ее девичьей фамилии «пуассонадами», маркиза твердо идет к своей цели.

Среди развлечений и путешествий она знакомится с делами королевства.

Насчет своих врагов маркиза никогда не заблуждалась и по достоинству оценивала их. В противовес им она употребляет все усилия, чтобы приобрести друзей. Но последнее ей плохо удавалось. Этому мешали два ее крупных недостатка - она была мстительна и злопамятна. Она никогда ничего не прощала, и ее близкие больше всего боялись ее, чем любили. Относительно дофина ее месть была бессильна, но с другими своими врагами маркиза была беспошадна Она добивается отставки Орри, министра финансов, пользовавшегося большой популярностью. Изгнан из Парижа за насмешливые куплеты о ней любимец короля Морепа.

Почтительно, но твердо борется маркиза с королевской семьей, надменно с придворными, успешно с иезуитами, терпеливо с парламентом.

Власть маркизы с каждым днем становится сильней Она делается негласной правительницей Франции. Иностранные державы ищут ее расположения. Через~нее добивается императрица Мария-Терезия союза с Францией, благодаря которому возникает неудачная для Франции семилетняя война с Германией и Англией.

При дворе своем маркиза вводит строгий этикет. В ее приемном покое только одно кресло для нее, все приходящие должны стоять. Под предлогом частого нездоровья, она не вставала даже при принцах крови. В театре она сидела в королевской ложе, в капелле Версаля для нее было выстроено особое возвышение. Штат ее дома состоял из шестидесяти человек. Ее выездной лакей был из обедневшего, но старинного дворянского рода.

В своем величии маркизе хотелось как бы вычеркнуть свое скромное происхождение. Своего отца, господина Пуассон, маркиза превращает в пэра Франции, владельца поместья де-Мареньи, своего брата - в маркиза де-Ведриер, впоследствии маркиза де-Мареньи Она покупает у фамилии Креки их склеп в церкви Капуцинов на площади Вандом и переносит туда тело своей матери.

Но главный предмет ее забот и честолюбивых замыслов это - ее единственная и нежно любимая дочь Александра, похожая на мать характером и внешностью. Она воспитывалась в аристократическом монастыре д’Ассомпсьон, где ее называли, как детей королевской крови, по имени: Александра. Ей маркиза готовила блестящую будущность. Но судьба разбивает все ее мечты. Десяти лет от роду Александра неожиданно умерла. Подозревали яд, месть иезуитов, но вскрытие ничего не обнаружило.

Яд вообще маркиза предполагала всюду и много раз предостерегала против него короля. Сама она ничего не начинала есть первой. Правда, у нее был перед глазами пример - неожиданная смерть мадам Шатору, очень похожая на отравление. Даже близким своим маркиза не могла доверять. Ее родственница и лучшая подруга, мадам д’Эстрад оказалась шпионкой при ней и любовницей ее врага, министра иностранных дел Аржан-сона.

Среди блеска, на вершине своего могущества, маркиза была очень одинока. Много сил, и душевных и физических, ей нужно было затрачивать, чтобы держаться на достойной высоте. Захватив в свои руки власть над Францией, маркиза навсегда отреклась от спокойной жизни. И много раз дома, оставшись одна со своей камеристкой мадам Хосэ, она жаловалась на судьбу и на необходимость вести с окружающими людьми и событиями «вечную битву», как она называла свою жизнь.

В слабом и болезненном теле маркизы Помпадур жила безумная энергия. Казалось, ни одного часа своей жизни она не проводила в бездействии. Она вникала во все. Картинная выставка, по поводу которой она выслушивает мнение других и высказывает свое… Антиквары, у которых она часто покупает прекрасные вещи для своих дворцов,- мебель, саксонский фарфор, китайский фарфор… Беседы с архитекторами, художниками… Устроенная ею в Версале типография, где на ее глазах печатались «Rodo-gune» Корнеля и некоторые произведения Вольтера… Обсуждение с Клероном театральных туалетов… Работа ее личная над офортом, гравюрой или геммой… Некоторые из ее работ дошли до нас -- конечно, они слабей, чем произведения окружающих маркизу художников, но они все же очень интересны.

Маркиза вела огромную переписку со многими замечательными людьми. «Мне еще нужно написать около двадцати писем»--говорит она, прощаясь вечером со своим отцом.

Маркиза любила книги, и ее колоссальная библиотека служила ей не только для вида. Там были книги по истории, гражданскому праву, политической экономии, философии,- в них она черпала знания для той роли, какую она хотела занимать во Франции. И дейстительно, если маркиза не всегда была компетентна в каком-либо вопросе, она всегда знала достаточно, чтобы не казаться в нем невеждой… Кроме того, у нее было великолепное собрание книг по театру и вообще по искусствам.

Но больше всего у маркизы было книг о любви Романы испанских, итальянских, французских писателей, рыцарские романы, героические, исторические, моралистические, политические, сатирические, комические, фантастические. Ее библиотека была храмом романа Читая, маркиза переживала тысячи жизней, посвященных любви, и, уходя от действительности, отдыхала от нее в иной, творимой жизни.

По мысли маркизы основывается военное училище. За постройкой здания маркиза следит сама, и даже ею лично рисованы проекты некоторых его украшений. Французские гобелены давно победили восточные ковры, французский хрусталь был также прекрасен, как венецианский, но французский фарфор не мог соперничать с саксонским и китайским. Маркиза, любившая его и понимавшая в нем толк, задалась целью создать французский фарфор, который был бы лучше саксонского. В 1756 году государственный фарфоровый завод, бывший в Венсене, переводят в Севр.

Здесь строят великолепные здания для художников и работников завода. Здания окружены прекрасными садами, где бьют фонтаны и насажены очаровательные боскеты. Вдали виден густой лес, где живущие на заводе могут охотиться.

Под началом мастера, обладающего секретом изготовления хорошей фарфоровой массы и ее окраски, работает пятьсот человек, из которых шестьдесят - опытные художники.

Маркиза избрала Севр местом своих обычных прогулок. Она ободряет художников, дает им советы, помогает в выборе красок и форм. Прекрасный розовый цве назван ее именем «Rose Pompadour». Очень быстро произведения Севра достигают необычайной высоты, и им не страшны сравнения с саксонским и китайским фарфором. Для распространения севрских изделий маркиза устраивает их выставку в Версале, где сама их продает. Торгуя, она расхваливает их так убедительно, что трудно у нее не купить.

Однажды во время прогулки в Севр маркизу пленил раскинувшийся перед ней пейзаж. Она стояла на очаровательном зеленом холме, откуда было видно Версаль, Сен-Клу и еще дальше Сен-Жермен. Маркиза решила построить здесь дворец. В прекрасный летний день она собирает сюда архитекторов, художников, садовников и, сидя на зеленой траве, обсуждает с ними план постройки. И вот, под руководством архитектора Ландюро, художников Буша, Ванлоо и садовника Делиль, на живописном холме, как в сказке, вырастает дворец Белль-Вю.

В первом дворе было два здания,- одно для конюшен, другое для театральных представлений. Дальше второй двор, окруженный с трех сторон зданиями дворца, а с четвертой к нему примыкает сад с террасой, откуда открывается вид на Сену, Булонский лес, на зеленеющие острова и деревни. От террасы к Сене спускалась зеленая лестница из цветущих померанцев и лимонов, а в парке, под куполом из деревьев, высился бюст короля и маркизы. Внутренность дворца была не менее хороша. Картины, мрамор, фарфор… Маркиза понимала и любила прекрасное.

В день первого приезда короля в Белль-Вю, в театре, отделанном в китайском стиле, был дан балет «Амур-архитектор», изящная шутка на тему о постройке Белль-Вю. Вечером, после спектакля, маркиза повела короля в зимний сад.

Горело много огней, тысячи цветов струили свой аромат. Король был удивлен, что маркиза по обыкновению не срывает для него цветов и решил это сделать сам. Но сорвать цветы было нельзя,- они были из Севрского фарфора, а в их чашечки были налиты соответствующие каждому духи.

Маркиза обладала не только дворцом Белль-Вю. Она часто покупала новые земли и дворцы и иногда продавала их с большим для себя убытком. Ее владения были огромны, и во многих из них она очень редко бывала. Большой дворец Кресси, стоивший колоссальную сумму, небольшой дворец Ла-Сель, простой маленький павильон у Версальского парка, отделанный персидскими обоями и живописными панно, окруженный садом, представлявшим собой боскет из роз, в зелени которого укрывался белый, мраморный Адонис; маленький домик в Фонтенбло с множеством кур разных пород, домик в Компьене; роскошный дворец в Париже.

Вообще маркизе ни одна из затей не кажется чересчур дорогой, и она, не задумываясь, покупает все, что ей хотелось бы видеть своим. Но несмотря на то, что эти покупки стоили Франции очень дорого, их общей суммы нельзя сравнить с другой цифрой. Дороже всего стоила Франции вся плеяда архитекторов, художников, скульпторов и садовников, которых маркиза возила за собой в каждое свое владение, где они переделывали от начала до конца все по ее вкусу. Это стоило государству тридцать миллионов ливров.

Маркиза не ограничивалась перестройкой своих дворцов и домов, которые она занимала. Она также переделывала все дворцы короля, в которых он ее принимал. В этом, как и во всем, маркиза старалась найти развлечение для скучающего короля. Ей хотелось, чтобы ни один из его дворцов не был похож на другой и был ему по-новому интересен.

Жизнь маркизы Помпадур была не только «вечной битвой» с интригами врагов, но и «вечной битвой» с самой собой, битвой со своей душой, со своим слабым болезненным телом, даже со своим холодным темпераментом. Ее видят всегда веселой, спокойной, с улыбкой и песнью на устах. Только из записок ее камеристки мадам Хосе, дошедших до нас, мы узнаем ее интимную жизнь, ее бессонные ночи, полные тревоги и слез.

«Дорогая моя! Я боюсь потерять сердце короля, перестать быть ему приятной. Вы знаете, мужчины придают большое значение некоторым вещам, а у меня, к несчастию, очень холодный темперамент. Я решила применить к себе несколько возбуждающий режим, чтобы исправить этот недостаток, и вот в эти два дня этот элексир мне помог, или, по крайней мере, мне так показалось». Так говорит маркиза своему другу, герцогине де-Бранка.

Для возбуждения темперамента она пьет также шоколад с большим количеством ванили, ест салат из сельдерея и трюфелей.

Но отношение к ней короля становится холоднее.

Когда Дамьен ранил его кинжалом в 1757 году, маркиза одиннадцать дней, запершись в своих покоях, не знала, что ее ожидает. Она плакала, падала в обморок, придя в себя, снова плакала и снова лишалась чувств. Доктор Кезнэ из покоев короля все время ходил к ней и обратно, стараясь, как мог, ее успокоить. Сам король ее к себе не звал и не давал о себе знать. После одиннадцати дней мучительного ожидания король прислал к маркизе своего министра Машо, ее же ставленника, с приказом от имени короля немедленно покинуть Версальский дворец. Маркиза уже решила выполнить это приказание, но одна из ее подруг, жена маршала, Миренуа, ее отговорила. Сделав вид, что покидает дворец, маркиза на самом деле оставалась там, выжидая событий. Совету мадам Миренуа маркиза последовала не зря, через несколько дней король с ней увиделся, и она снова заняла свое положение.

Министр Машо получил отставку. Пришел день, когда маркизе пришлось оставить надежду удержать короля-любовника. Измученная внутренней и внешней борьбой, развлечениями через силу, под вечным страхом соперниц, она не вынесла, и ее слабое здоровье пошатнулось.

Первые измены короля она побеждала легко.

Устранена и неожиданно умирает (есть подозрение, что ее отравили по приказу маркизы) обольстительная маде-маузель Шуазель-Романэ. Но теперь маркиза понимала, что дальше уже не так просто. И вот она решается на поступок, заклеймивший ее в веках. С ее разрешения возникает так называемый «Олений Парк», нечто вроде маленького гарема для короля, где одновременно было не больше двух девушек. Кто их возлюбленный, девушки не знали. Им намекали, что это польский принц, родственник королевы. Скромные, необразованные девушки были не страшны маркизе. «Мне нужно его сердце»,- говорила она о короле.

Когда какая-нибудь из девушек беременела, ее увозили оттуда, ребенка обеспечивали, а мать с небольшим приданым выдавали замуж в провинцию. Все это устраивала сама маркиза, и трудно сказать, во имя любви или во имя честолюбия приняла она на себя эту двусмысленную роль

С сжатым сердцем и холодным умом стала маркиза Помпадур уже не возлюбленной, а другом и поверенной короля Людовика. Она покидает верхние интимные покои Версальского дворца и поселяется внизу, где до нее жили только принцы крови. И как бы объявляя всем о перемене своего положения, она ставит в парке Белль-Вю свою статую в виде богини Дружбы.

Но теперь маркизе было важно иметь официальное положение при дворе, и король просит королеву принять ее в свою свиту. Но даже кроткую Марию Лещинскую эта просьба возмутила. Не имея смелости прямо отказать королю, она говорит, что не может принять к себе женщину, бросившую своего мужа и за это осужденную церковью. Тогда маркиза пишет своему мужу, господину Ленор-ман Д Этиоль письмо, полное раскаяния, где, сознавая все свои ошибки, всю свою вину перед ним, она умоляет простить ее и принять обратно к себе.

Одновременно с этим письмом отправляется верный человек сказать ему, что, если он не желает навлечь на себя неудовольствие короля, ему советуют отказать.

Муж маркизы давно примирился со своей судьбой и жил, развлекаясь вином и легкими любовными интригами. На свое письмо маркиза получила от него вежлизый ответ, где он писал ей, что от всего сердца прощает ей ее вину перед ним, но принять к себе не желает. Получив нетерпеливо жданный ответ, маркиза разражается потоком жалоб. Она виновата, она раскаялась, что ей делать, если муж ее теперь отталкивает, только религия может ее утешить.

Каждый день в часовне Версаля, но не наверху, не на своем почетном месте, а внизу, в толпе, и долго по окончании службы она стоит коленопреклоненная у алтаря. После долгого колебания и нерешительности иезуита отца де Сасси, после ее письма к Папе, она, наконец, получает прощение церкви. Марии Лещинской теперь ничего не остается, как только покориться воле короля.

«Государь! У меня один царь на небе, который дает мне силы переносить мое горе, и один король на земле, воле которого я всегда покорна»,- говорит она королю, принимая новую даму в свою свиту. Враждебного отношения иезуитов во время своего покаяния маркиза не забыла. Двенадцать лет спустя иезуиты были изгнаны из Франции. Король, связанный с маркизой единственно силой привычки и ее ума, искал новой любви. Его короткие романы в «Оленьем Парке» его не удовлетворяли. Враги маркизы старались выдвинуть новую фаворитку.

Перед королем проходит длинная вереница женщин, из которых каждая доставляет несколько дней тревоги и горя маркизе. Когда на горизонте короля появляется мадемуазель Роман, маркиза видит, что король влюблен уже по-настоящему. У мадемуазель Роман был сын от Людовика.

С бьющимся сердцем идет маркиза в Булонский лес, где на траве, заколов роскошные черные волосы бриллиантовым гребнем, кормит грудью мадемуазель Роман своего сына, Людовика Бурбонского. Прикрыв, как бы от сильной зубной боли, свое лицо платком, маркиза наблюдает за ней и даже заговаривает с ней. Вернувшись домой, она говорит с грустью мадам Хосе «Надо сознаться, и мать, и ребенок, очень красивы».

Но этот роман короля, более серьезный, чем другие, не порвал цепей, которыми он был прикован к маркизе Помпадур. Эта победа несколько успокаивает маркизу, но она, все еще веселая внешне, грустна, разочарована и одинока.

«Чем я становлюсь старше, мой дорогой брат, тем более философскими становятся мои суждения. Я уверена, что также думаете и Вы. Кроме счастья быть с королем, которое, конечно, меня во всем утешает, все остальное только ткань из злобы, пошлости,- вообще из всех грехов, на которые способно бедное человечество. Хороший материал для размышления, особенно для тех, кто, как я, родился философствующим над всем»,- пишет она своему брату

В другом письме она говорит:

«Всюду, где есть люди, Вы найдете все пороки, ложь, все на какие они способны. Жить в одиночестве было бы очень скучно, потому нужно терпеть их недостатки и делать вид, что их не замечаешь».

Но из всех огорчений маркизы было наибольшим то, что вместо славы Франции, с которой бы в веках было связано ее имя, ее вмешательство в дела государства принесло стране разорение и несчастные войны. Она повторяет, смеясь: «После нас хоть потоп». Но на самом деле она очень заботилась о своем имени в потомстве.

«Нужно отказаться от всякой мысли о славе. Это тяжелая необходимость, но это единственное, что нам остается. Ваше усердие и преданность королю еще могут быть ему нужны»,- пишет она во время Семилетней войны герцогу д’Этион.

Когда она увидела, что все ее мечты о славе не удались, она действительно оставила их, и навсегда удручена этим. Близкий ей человек, ее любимый министр и, говорят, даже любовник, герцог Шуазель, говорит о ней:

«Я боюсь, чтобы меланхолия не завладела ею всецело и она не умерла бы от горя».

Как странно звучит это. Всесильная маркиза Помпадур, умирающая от горя. Уже с 1756 года маркиза стала чувствовать себя очень плохо. Но она усиленно скрывает свои болезни от короля. Веселая улыбка и искусный грим маскировали от посторонних глаз ее болезненный вид. Некогда гадалка предсказала маркизе ее блестящее возвышение. И теперь переодетая, с приклеенным носом, маркиза пробирается к другой гадалке, узнать, как она умрет. Она получает ответ: «Вы успеете раскаяться». Это предсказание, как и первое, сбылось.

У маркизы в детстве шла горлом кровь. Ее жизнь погубила вконец ее здоровье. Но она не хотела сдаваться до последней возможности. В 1764 году, после одной увеселительной прогулки в Шуази, она слегла. Около нее несколько друзей, герцог Шуазель, мадемуазель Мирепуа и принц Субиз, самый преданный ей человек. За несколько дней до смерти наступило неожиданное улучшение. Маркизу перевезли в Версальский дворец. Здесь, во дворце, где по этикету могли умирать только принцы крови, умирала маркиза Помпадур. Умирала спокойная, и все еще красивая, несмотря на болезнь. Когда приближался ее конец, король лично сказал ей, что настало время причаститься. Она не могла лежать из-за одышки и сидела, обложенная подушками в кресле, сильно страдая. Перед смертью она набрасывает рисунок прекрасного фасада церкви св. Магдалины в Париже. Когда священник св. Магдалины собирался уходить, она с улыбкой сказала ему: «Подождите минутку, святой отец, мы уйдем вместе». Через несколько минут она умерла.

Ей было 42 года от роду, и она двадцать лет правила Францией. Из них только пять первых она была возлюбленной короля. Перед смертью она велела надеть на себя монашеское платье, большие четки ордена Францисканцев и деревянный крест на грудь. Сейчас же после смерти ее тело вынесли из Версаля. В день похорон шел сильный дождь. Король вместе со своим камердинером Шамплостом стоял на балконе с непокрытой головой, следил, как шла мимо дворца ее погребальная процессия. Когда она скрылась за углом, глаза его были полны слез: «Вот единственная почесть, которую я могу ей оказать».

Своим душеприказчиком маркиза назначила принца Субиз. В завещании все было ясно обдумано, она составила его с любовью к предметам искусства, которые она оставляла после себя в огромном количестве. В этом, как и во всей своей жизни, она была больше эстеткой, чем доброй христианкой. Она награждала дружбу, но в то же время охраняла для будущего свои многочисленные коллекции.

Ее похоронили в склепе на площади Вандом, где уже стоял гроб ее матери.

Дидро говорит о ней жестоко: «Итак, что осталось от этой женщины, которая погубила столько человеческих жизней, истратила столько денег, оставила нас без чести и энергии и разрушила политическую систему Европы? Версальский договор, который продлится известное время, Амур Бушардона, которым будут всегда восхищаться, несколько гравированных камней, которые приведут в восторг антикваров будущего, хорошенькая маленькая картина Ванлоо, на которую будут иногда смотреть, и… горсть пепла». Но маркиза любила искусство, любила литературу, и имена Бушэ, Фрагонара, Латура, Ванлоо, Греза, Монтескье, Вольтера и еще многих крупных людей ее эпохи окружают ореолом ее облик в веках. История против нее, но за нее искусство.