Известно, что при общении друг с другом люди, сами того не подозревая, помимо речи, пользуются языком жестов. Что бы ни говорил вам ваш собеседник, стоит обращать внимание на его мимику, жесты и телодвижения. «Body language» — язык телодвижений – раскроет вам его истинные намерения и чувства. Даже улыбка и вашего собеседника многое может о нём рассказать:

Если человек при смехе прикрывает рот рукой , значит, он несколько робок и неуверен в себе. Такой человек не раскрывается окружающим, старается оставаться в тени, часто смущается.

Если собеседник смеётся громко с открытым ртом , то, вероятно, он принадлежит к подвижным и темпераментным людям. Он любит сам говорить, но не умеет слушать. Ему не помешало бы немного сдержанности и умеренности.

Когда при смехе человек запрокидывает голову , это говорит о его широкой душе, доверчивости и легковерности. Часто он совершает неожиданные поступки, руководствуясь лишь своими чувствами.

Если он морщит нос при смехе , вероятно, что это человек не консервативных взглядов. Его чувства и мнения быстро и часто меняются. Он не станет долго отстаивать свою точку зрения, если вы приведете несколько доводов, доказывающих обратное. Он эмоциональный и часто капризный, легко поддаётся сиюминутному настроению.

Когда смеётся, то прищуривает веки? Это свидетельствует об уверенности и уравновешенности собеседника. Это деятельный, настойчивый человек, обладающий незаурядным умом. Однако, в своей настойчивости он часто перегибает палку.

Если у человека нет определённой манеры смеяться , видимо, он принадлежит к индивидуалистам. Такие люди во всём и всегда руководствуются собственным мнением, пренебрегая взглядами других.

Немного о том, о чем говорит именно смех женщины и мужчины в отдельности:

Мудрая и сильная женщина смеется тихо, еле слышно при этом прищуривает глаза. Беспечная, добрая, но скромная девушка смеется легко и задорно. Умная женщина, обладающая тонким чувством романтизма, умеет смеяться переливчато, переходя от хохота до хихиканья. Рассмеяться от души, заразить окружающих своим звонким и ярким задором под силу натурам искренним, мягким, верящим в разные фантазии.

Запуганная, неуверенная в себе женщина когда смеется , то прикрывает рот рукой, как бы пытается сдержаться, спрятать свой смех от окружающих. Сильные, темпераментные упрямицы имеют яркую черту - смеяться во все зубы. Хорошо воспитанные, утонченные леди, уверенно шагающие по жизни, смеются «прилично», в рамках норм и правил поведения в общественных местах.

Психологи убеждены, если вы хотите побольше узнать о мужчине , раскрыть для себя новые грани его характера, то рассмешите его, рассказав несколько анекдотов, и просто понаблюдайте, как он смеется.

Громкий заливистый хохот без особого повода , с широко открытым ртом говорит о том, что такой мужчина очень подвижный, темпераментный человек. Но психика его нестабильна, он несдержан и легко переходит от стадии безудержного смеха к беспричинному гневу. Такие мужчины предпочитают много говорить, а не слушать.

Уравновешенный, уверенный в своих силах человек, настойчивый и деятельный смеется негромко, заразительно, слегка прикрыв глаза . Мужчина с ровным характером, с легкой примесью самолюбования и эгоизма, смеется спокойно, при этом даже не раскрывая рта. Такой тип мужчин является прекрасным собеседником, он с участием выслушает вас и даже выразит желание помочь, особенно если для этого не нужно куда-то бежать или что-то делать. Если мужчина не имеет определенной манеры смеяться, то он обладает яркой индивидуальностью. Его собственное «Я» главенствует в любом вопросе, а до мнения окружающих, ему ровным счетом нет никакого дела.

Смех продлевает жизнь, это общепризнанный факт. Положительные эмоции и радость могут сохранить вам здоровье, даже если медицина бессильна. Стресс и его последствия бесследно растают от смеха. Женщины, которые часто смеются и улыбаются более привлекательны и красивы для мужчин. Смейтесь от души, радуйтесь жизни и любви!

Зная эти маленькие хитрости и будучи наблюдательным человеком, можно составить представление о собеседнике. А ещё полезно понаблюдать за самим собой: что ваша улыбка говорит о вас?

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:

СМЕХ - психофизиологическое явление, лежащее в основе комизма и определяемых им литературных эффектов от просто смешного, забавного, до сатиры и комедии. Природа смеха и связанных с ним литературных явлений до сих пор представляется недостаточно уясненною.

Наиболее близкими к существу дела можно считать положения о природе смеха в жизни и литературе, развитые в работе Г. Бергсона: «Смех в жизни и на сцене» (СПБ. 1900), и согласующиеся в целом и частностях с обширными кругами явлений комического.
Смех - явление, свойственное исключительно человеку. Следовательно, смех как-то непосредственно связан с тем, что более всего отличает от животных человека, с его рассуждающим интеллектом. В то же время смех, начиная с улыбки, есть выражение какой-то жизненной радости, чувствуемой, и в той или иной мере осознанной. В смехе есть также некоторые элементы, утверждающие какое-то превосходство того, кто смеется, над тем, что вызывает смех, забаву над собой, осмеяние. Смех есть явление по преимуществу социальное; он доставляет человеку наибольшую долю удовольствия, когда разделен с кем-либо, в действительном общем заразительном смехе, напр., при представлении забавных сцен в театре или по крайней мере в воображении - при чтении комического произведения, напр., мы воображаем себе смеющегося автора и т. п.

Ни мертвая природа, ни живая, без отношения к человеку, не возбуждает ни в каких случаях смеха; здесь забавны могут быть только редкие примеры игры случайности, напомнивших нам неожиданно мир человека (какая-нибудь скала, оказавшаяся неожиданно живым подобием уродливого лица или прыжки и движения животного, неожиданно напомнившие ухватки человека (цирковые эффекты животных, изображающих людей и т. п.). По остроумному объяснению Бергсона, наш смех есть выражение радости нашего осознанного бытия , той радости жизни как бы себялюбивой, которая невольно вспыхивает в нас, когда перед нами является нечто, свидетельствующее, что пред нами живая и полная жизнь была только что нарушена вторжением в эту жизнь какого-либо мертвого, косного, механического, автоматического начала. Сказавшись в человеческом существе или обществе, это чуждое жизни начало как-то умалило сейчас его жизненность. Мы это ощутили и на миг радуемся, что это умаление собственно нас не коснулось, что мы оказались выше его, и это себялюбивое удовольствие мы выражаем смехом.

Таким образом смех есть знак удовольствия от почувствованного нами своего превосходства над враждебным живому мертвым или косным началом. В этом легко убедиться, если проследить простейшие примеры комических эффектов - напр., от неожиданного забавного падения человека, которому это не повредило - продолжая более сложными эффектами, и кончая самыми тонкими и глубокими. Во всех явлениях смеха первенствующую роль играет именно это вторжение в жизнь чего-то косного. Поэтому и в основе всякой общественной сатиры лежат явления борьбы живой жизни с некоторою косностью и механичностью, излишнею устойчивостью общественного уклада; явления борьбы индивидуальной жизни против привычек и устойчивых обычаев. Смех следовательно является самозащитой общественных групп от их омертвения.

Смешны противоречия жизненности разной степени в людях и обществе (например, проказливая молодость и размеренное однообразие привычек стариковства и т. п.) или противоречия жизненности между людьми различных общественных групп (комизм, напр., барина, аристократа в сопоставлении его с трудовым людом в обстановке его привычного и гармонически идущего труда, а иногда и наоборот). То же подтверждается таким простейшим примером комического, как изображение живыми людьми механических фигур: принцип этого смехотворного противоречия объясняет, почему бывает так комична и вызывает смех всякая механизация жизни, ее регламентация и бюрократизация и т. д. и т. п. Против механизации живой органической жизни в смехе восстает все наше живое сознание. Но смех легко и часто гаснет. Над страшным непосредственно - смеяться трудно. Уродство вмешательства в живую жизнь косных и механических начал иногда приобретает пугающий характер, и мы боимся тогда победы этих начал над жизнью: во многих подобных случаях смех делается болезненным, истерическим и выражает не торжество человека над мертвым и косным, а трагический его ужас пред смертью, побеждающей живое («Мертвые Души» Гоголя, «Игрушечного дела люди» у Салтыкова, бездушные обыватели Чехова). Так мы, напр., болезненно воспринимаем некоторые эффекты пугающего смеха Гоголя (конец «Ревизора», некоторые страницы «Мертвых Душ») или смеха Салтыкова. Так начавшись с легкого, с усмешки, от жизнерадостно действующего - забавного, смех переходит иногда в свою прямую противоположность, к горьким слезам о гибели жизни. С этими особенностями связано и явление разложения смеха у многих сатириков и юмористов: у них в конце концов раскрывается нередко мрачное, вовсе не жизнерадостное созерцание. Известен классический анекдот о мрачном Полишинеле. Примеры: - Свифт, наш Гоголь, Глеб Успенский, Чехов, Салтыков. Разложение смеха у чистых юмористов связано с особенностью юмора (см. это слово), как настроения человеческой души, которое не только осмеивает ниже стоящий мир смехотворного, но и чувствует свое собственное тесное и теплое родство с ним; юмор нетолько обличает, как чистая рассудочная сатира, но и болеет за мир и людей, среда которых схватывает и чувствует достойные осмеяния элементы мертвого, косного и механического. Отсюда у юмористов, с отличающего их складкой живой чувствительности, особая легкость перехода к плачу о людях.

Угасание смеха у смехотворцев иного склада, у чистых сатириков, у которых преобладает рассудочное превосходство ума над глупой механической жизнью, переходит не в плач, а в пророческое обличение и негодование; под ударами сатирического бича люди уже не смеются (эффекты убийственно мрачной сатиры Свифта на человечество или сатиры Салтыкова, о которых передает Тургенев, что при чтении его очерков в обществе люди иногда не смеялись уже, а корчились в какой-то тягостной, мучительной судороге).

Смех в русской литературе освещен исследователями ее пока очень недостаточно. Русский смех то склоняется к светлому юмору (Пушкин, Гоголь, Островский, Глеб Успенский, Чехов), но так же и к жесткой сатире (Салтыков), при чем у нас ярко обрисовалось в истории юмора и сатиры вышеуказанное явление - разложение смеха у смехотворцев, что особенно сильно у Гоголя, Гл. Успенского, Чехова. Русский юмор окрашен также элементами малороссийского юмора - Гоголь и южанин Чехов и т. д. Каррикатура и летучая сатира и юмористика журналов не получили у нас, в связи с политическим гнетом (смех пуглив), достаточного развития, хотя моментами играли в литературе значительную роль (юмористика XVIII века, «Свисток» и «Искра» в 50-60-е г.г., вспышка политической сатиры после 1905 г.).
В. Чешихин-Ветринский.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского 1925

Потирание кончика носа

Одним из наиболее распространенных жестов, который сигнализирует нам о неискренности или обмане, является жест, когда человек прикасается к своему носу или делает несколько прикосновений к ямочке под носом.

Алан Пиз (известный толкователь телодвижений), объясняет этот жест примерно так: когда человек говорит неправду, он непроизвольно как бы хочет прикрыть рот рукой, но это действие прерывается, и получается более неочевидный и замаскированный жест.

У жеста может быть два значения, в зависимости от того, что делает человек: говорит или слушает. Если Рэм Вяхирев, иллюстрирующий этот жест, говорит сам, то держите ухо востро: похоже, он говорит совсем не то, что он думает на самом деле. Если же Рэм Вяхирев, проделывающий этот жест, в этот момент слушает кого-то, – то он не верит тому, что слышит от своего собеседника, или сомневается в искренности слов говорящего. Точно также мы можем понимать жест Михаила Пиотровского (директор Государственного Эрмитажа): все будет зависеть от того, говорит он в данное мгновение или слушает.

Еще одно значение этого жеста – умолчание правды, когда человек её знает, но говорит о том, что не знает. Соответственно, вы можете додумывать ситуации в зависимости от контекста, и на вопрос – «кто украл казенные деньги?» – ответ с потиранием носа – «я этого не делал» – означает, что человек лжет, а ответ с потиранием носа – «я не знаю, кто это сделал» – говорит о том, что человек знает, но не хочет или не находит возможным это сказать.

Из книги Язык телодвижений [Как читать мысли окружающих по их жестам] автора Пиз Алан

Жесты Кистей Рук. Потирание Ладоней Недавно к нам с женой приходила в гости наша приятельница, обсудить подробности нашей совместной предстоящей поездки в горы. Во время беседы она неожиданно откинулась в кресле, широко улыбнулась и, потирая ладони, воскликнула: «Не могу

Из книги Язык политических телодвижений автора Ценёв Вит

Потирание Большого Пальца об Указательный Потирание большого пальца об указательный или о кончики других пальцев обычно применяется для обозначения денег и ожидания поступления денег в качестве оплаты. Агенты по продаже часто используют этот жест при общении со своими

Из книги Диалог с собаками: сигналы примирения автора Ругос Тюрид

Потирание Века Мудрая обезьяна говорит: «Не вижу греха», закрывая глаза. Этот жест вызван тем, что в мозгу появляется желание скрыться от обмана, подозрения или лжи, с которыми он сталкивается, или желание избежать взгляда в глаза человеку, которому он говорит неправду.

Из книги Комплексная визуальная диагностика автора Самойлова Елена Святославовна

Почесывание и Потирание Уха Фактически этот жест вызван желанием слушающего отгородиться от слов, положив руку около или сверху уха. Этот жест является взрослой усовершенствованной модификацией жеста маленького ребенка, когда он затыкает уши, чтобы не выслушивать

Из книги Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм автора Либин Виктор Владимирович

Потирание Затылка и Хлопок по Лбу Утрированным вариантом жеста, выраженного оттягиванием воротничка, является потирание затылочной части шеи ладонью, то, что Калеро назвал жестом «ломит шею». Если человек проделывает этот жест во время произнесения лжи, он отводит глаза

Из книги Язык человеческого лица автора Ланге Фриц

Потирание века Человеку, который лжёт, достаточно трудно смотреть в глаза тому или тем, кто его слушает. Но если вы лжете и при этом избегаете встречаться глазами с вашими слушателями, то они заподозрят неладное, ибо сами так делают. Поэтому существует замаскированный

Из книги Мужские хитрости и женские уловки [Лучший справочник по распознаванию лжи! Книга-тренажер] автора Нарбут Алекс

Почёсывание и потирание уха Маленькие дети затыкают пальцами уши, чтобы не слышать своих родителей. Взрослый человек, конечно, сделать это не может. И, как и в случае, когда желание закрыть себе рот подменяется жестом мелькающей у рта руки, так и почёсывание уха или

Из книги Скрытые механизмы влияния на окружающих автора Уинтроп Саймон

ОБЛИЗЫВАНИЕ МОЧКИ НОСА Одним из сигналов примирения является облизывание мочки носа. Иногда собаки показывают его настолько быстро, что он выглядит как молниеносное, едва заметное движение.Собаки могут использовать этот сигнал при приближении к сородичам или к

Из книги Записки профайлера автора Гусева Евгения

Кончик носа Информацию об особенностях характера человека можно «прочесть», приглядевшись к кончику носа: кончик носа, напоминающий подвешенную каплю, обычно говорит о жизнерадостности, процветании и энергичности его хозяина; большой луковицеобразный нос

Из книги Французские дети всегда говорят «Спасибо!» автора Антье Эдвига

Кончик носа и крылья Если высота носа свидетельствует о социальном положении человека, то размер кончика и крылья говорят о его финансовом могуществе. Устойчивое финансовое положение уготовано судьбой людям с большим круглым кончиком носа, мясистыми крыльями и

Из книги автора

Изображение носа Нос относится к основным выразительным средствам лица наряду с глазами и ртом. Нос привлекает внимание, демонстративно выступая вперед по сравнению с остальными чертами лица. Символическое значение носа связано с его значением выдающейся вперед части

Из книги автора

Мышцы носа Нос обладает некоторыми важными мышцами. Они берут начало на костях, которые располагаются на костных и хрящевых пластинках и выходят непосредственно в кожу носа (рис. 36).В середине спинки носа берет начало procerus (рис. 36, Г), который называют также пирамидалис. У

Из книги автора

Строение носа и жизненная энергия Нос на человеческом лице символизирует жизненную энергию, от которой зависит состояние физического и психического здоровья. Классический нос. Классической формой носа во все времена считался прямой, не слишком тонкий, умеренной длины

Из книги автора

Правда на кончике носа В этом номере вы удивите зрителей способностью распознавать ложь, прямо как Патрик Джейн.Попросите друга зажать в одной руке за спиной сложенную купюру. Затем пусть он вытянет обе руки перед собой. Естественно, купюра должна быть спрятана надежно,

Из книги автора

Из книги автора

Промывание носа «Он мучается, но так ему станет лучше!»Во время процедуры он плачет, брыкается, задыхается? «Да, но это поможет ему выздороветь», – говорят родители и специалисты. Современная Франция придумывает все новые пытки, которым подвергаются малыши: не обрезание,

1) Прикрывание рта

Рука прикрывает рот, словно мозг подсознательно пытается подавить произнесение лживых слов. Иногда человек прикрывает рот лишь несколькими пальцами, иногда сжатым кулаком, но смысл жеста от этого не меняется.

Прикрывание рта


Некоторые пытаются оправдать этот жест имитацией кашля. Актеры, играющие гангстеров или преступников, часто используют этот жест в сценах обсуждения преступных действий или полицейских допросов. Зрители сразу же понимают, что их герои что-то скрывают или просто обманывают.

Если такой жест использует ваш собеседник, можете быть уверены в том, что он вас обманывает. Если же собеседник прикрывает рот в тот момент, когда говорите вы, значит, ему кажется, что это вы обманываете его. Это самый неприятный жест, какой только может увидеть человек, выступающий публично. Заметив его, нужно остановиться и спросить: «Не хочет ли кто-нибудь задать вопрос?» или сказать: «Я вижу, что некоторые со мной не согласны. Задавайте вопросы, пожалуйста». Это позволит слушателям открыто высказать свои сомнения, а оратору - уточнить определенные моменты своего выступления и ответить на вопросы. Точно так же следует поступить, заметив, что слушатели начинают скрещивать руки.


Если ваши родители или воспитатели часто использовали такой жест в вашем детстве, то, скорее всего, он прочно войдет в ваш «лексикон» телодвижений


Иногда люди прикрывают рот одним пальцем, словно призывая к тишине. Скорее всего, родители такого человека часто пользовались этим жестом, когда он был маленьким. Во взрослой жизни он использует его в попытке не выдавать своих подлинных чувств. Такой жест сразу же дает понять, что собеседник что-то утаивает.

2. Прикосновение к носу


Иногда человек касается кончика носа легким, почти неуловимым движением, порой энергично потирает пространство между верхней губой и носом. Женщины совершают это движение более незаметно, чем мужчины, вероятно, боясь испортить макияж.

Очень важно помнить, что такой жест нужно истолковывать только во взаимосвязи и в контексте. Вполне возможно, что у вашего собеседника просто насморк.

Ученые обнаружили, что, когда человек лжет, в его организме вырабатываются вещества, называемые катехоламинами, воздействующие на слизистую носа. С помощью специального оборудования ученые смогли проконтролировать кровоток в организме и пришли к выводу, что умышленная ложь приводит также к повышению кровяного давления. Именно поэтому люди краснеют. Также с этим связан «эффект Пиноккио». Повышенное кровяное давление воздействует на нос и на нервные окончания, расположенные в нем. Нос начинает чесаться, и человек непроизвольно потирает его.

Заметить увеличение носа невооруженным глазом невозможно, но прикосновение к носу скрыть очень трудно. То же самое происходит, когда человек встревожен, обижен или рассержен.

Американские ученые - невропатолог Алан Хирш и психиатр Чарльз Вульф провели тщательный анализ выступления Билла Клинтона перед Большим Жюри во время разбора его отношений с Моникой Левински. Ученые обнаружили, что, когда президент говорил правду, он почти не касался носа. Когда же Клинтон лгал, он на мгновение нахмуривался перед ответом и каждые четыре минуты касался носа. Хирш и Вульф насчитали 26 прикосновений. Когда же Клинтон отвечал честно, он вовсе не прикасался к носу.

Исследования, проведенные с помощью специального оборудования, показали, что, когда мужчина лжет, его пенис наполняется кровью и увеличивается. Может быть, Большому Жюри стоило снять с Клинтона брюки?


«У меня не было сексуальных отношений с этой женщиной»


3. Почесывание носа

Обычно зуд в носу проходит после энергичного почесывания или потирания. Этим подобный жест отличается от прикосновения к носу, о котором мы только что говорили. Как и в случае с прикрыванием рта, к носу могут прикасаться и говорящий, пытающийся скрыть обман, и слушатель, сомневающийся в услышанном. Почесывание носа, как правило, представляет собой изолированный повторяющийся жест.

4. Потирание глаз

«Ничего не вижу» - говорит одна из мудрых обезьянок. Когда ребенок не хочет на что-то смотреть, он закрывает глаза одной или обеими ладонями. Когда взрослый не хочет видеть что-то неприятное, он начинает потирать глаза. Такой жест свидетельствует о попытке мозга блокировать обман, сомнение или неприятное зрелище.

Мужчины обычно потирают глаза энергично, словно обман - это соринка, попавшая им в глаз. Женщины потирают глаза значительно реже. Вместо этого они легким движением касаются нижнего века, что и неудивительно, поскольку им не хочется портить макияж. При этом женщины также смотрят в сторону.


«Я просто не могу этого видеть!»


«Ложь сквозь зубы» - довольно распространенное выражение. Под ним подразумевается целая цепочка жестов: стискивание зубов, фальшивая улыбка и потирание глаз. Такую цепочку часто используют в кино для изображения неискренности. Также она довольно распространена, например, в Англии, поскольку англичане почти никогда не говорят собеседнику о своих мыслях.

5. Потирание мочки уха


«Я не хочу этого слышать!»


Представьте, что вы говорите человеку: «Этот товар стоит всего триста фунтов», а он начинает потирать мочку уха, смотреть в сторону, но при этом говорит: «Звучит заманчиво». Жесты человека выдают символическую попытку «ничего не слышать». Он пытается блокировать услышанное, прикладывая руку к уху и потирая мочку. Налицо взрослый вариант детского жеста: когда ребенок не хочет слышать упреков взрослых, он закрывает уши обеими ладонями. Некоторые люди начинают потирать шею за ухом, ковырять в ухе, растягивать мочку или скручивать ухо таким образом, чтобы раковина закрыла слуховое отверстие.

Растирание уха показывает, что человек услышал достаточно или хочет что-то сказать сам. Этот жест, как и прикосновение к носу, используется людьми, испытывающими чувство тревоги. Принц Чарльз часто потирает ухо и прикасается к носу, когда входит в зал, наполненный людьми, или проходит мимо толпы. Этижесты выдают его тревожность. Но мы никогда не видели снимков подобных жестов, когда принц Чарльз находится внутри своей машины, то есть в относительной безопасности.

В Италии же потирание уха означает, что мужчина - гомосексуалист или просто выглядит слишком женственно.

6. Почесывание шеи


Проявление неуверенности


Указательный палец (как правило, той руки, которой человек пишет) почесывает шею под мочкой уха. Наши наблюдения показывают, что человек в среднем почесывает шею пять раз. Очень редко количество почесываний меньше пяти. Больше пяти раз почесывают шею лишь единицы. Этот жест выдает сомнения или неуверенность. Человек словно говорит вам: «Не уверен, что могу согласиться». Особенно заметен этот жест, когда слова человека ему противоречат. Если человек говорит: «Могу понять, что вы чувствуете», но при этом почесывает шею, то он и понятия не имеет, каково вам сейчас.

7. Оттягивание воротничка

Десмонд Моррис первым обнаружил, что ложь вызывает покалывание в тканях лица и шеи, поэтому человек начинает почесывать и потирать их. Теперь становится ясно, почему неуверенные люди постоянно почесывают шею. Говоря неправду и опасаясь быть пойманными на лжи, некоторые оттягивают воротничок, словно им жарко. Обман приводит к повышению кровяного давления и усиленному потоотделению, особенно усиливающемуся в тех случаях, когда обманщик боится, что его уличат.

Такой же жест появляется, когда человек рассержен или подавлен. Он бессознательно оттягивает воротничок, чтобы немного остыть. Если вы видите, что собеседник оттягивает воротник, попросите его повторить или разъяснить сказанное. Это заставит обманщика призадуматься о своих действиях и, возможно, сказать правду.



8. Пальцы во рту

Это бессознательная попытка человека вернуться в состояние безопасности, памятное ему еще с младенчества, когда он сосал материнскую грудь. Такой жест возникает, когда человек чувствует себя под давлением. Маленький ребенок заменяет грудь матери большим пальцем или одеялом. Взрослый же человек сосет палец, сигарету, трубку, ручку, дужку очков или жует резинку.

Большинство прикосновений ко рту связаны с обманом и ложью. Однако палец во рту говорит о том, что человек испытывает внутреннюю потребность в ободрении. Поддержите собеседника, дайте ему определенные гарантии - и это позволит вам продвинуться в позитивном направлении.


Эти люди нуждаются в ободрении

Жесты оценки и оттягивания

Хорошим оратором считают тех, кто «инстинктивно» чувствует заинтересованность аудитории, а также умеет вовремя закончить выступление. Хороший продавец чувствует, когда ему удается затронуть покупателя, и умеет выявить его подлинные интересы. Любому, кто хотя бы раз проводил презентацию, знакомо неприятное чувство, когда клиенты почти ничего не говорят и просто наблюдают за ходом процесса. К счастью, существует множество жестов, которые можно использовать для определения отношения собеседника к сказанному и оценки достигнутого прогресса.

Скука

Когда слушатель подпирает голову рукой, значит, ему безумно скучно. Рука помогает удержать голову в вертикальном положении и не заснуть. Обратите внимание на то, с какой силой щека налегает на подпирающую ее руку. Сначала голова опирается на пальцы, а по мере убывания интереса - на всю ладонь или на кулак Полное отсутствие интереса проиллюстрировано на рисунке. Такая поза может сопровождаться еще и легким похрапыванием.


Если же рука человека не служит ему подпоркой, а он просто прикладывает ее к щеке, то этот жест означает то, что человек с интересом вас оценивает. Если же в итоге получилась негативная оценка – то такой жест может легко перейти в жест скуки.

Руки, как и другие части тела, иногда говорят о человеке, его мыслях и эмоциях гораздо больше, чем он выражает вербально. Но, заметим, нельзя рассматривать жесты рук отдельно от позы, мимики, взгляда и других невербальных знаков . Любой сигнал, подаваемый телом, идет в комплексе.

Например, раскрытые ладони, но опущенный взгляд говорит о поражении, а не об открытости. В статье мы остановимся на тех жестах рук, которые наиболее однозначно говорят об определенных мыслях или чувствах человека. Пометкой «Nota Bene!» выделены те движения рук, которые стоит трактовать очень внимательно.

Чувства и желания в руках собеседника

Если человек пользуется указательным пальцем (показывает на кого-то реального или воображаемого), это говорит о его желании доминировать и руководить теми, с кем он на данный момент общается, даже если тема разговора не касается отношений.

Доминирующими жестами также являются:

  • засунутые руки в карманы, при этом большой палец остается снаружи.
  • руки, сложенные клином, большие пальцы также остаются снаружи. Заметим, если человек демонстрирует собеседнику свои большие пальцы – он желает власти над ним, возможно, даже хочет добиться своего с помощью .
  • кончики пальцев соединены «домиком».
  • крепкое рукопожатие, при котором ладонь лежит поверх ладони собеседника.
  • руки, упертые в бока. Так стоят полицейские, родители, воспитатели и… люди, неуверенные в себе. Это знак не столько выражает желание доминировать, сколько говорит о стремлении выглядеть более уверенно. Человек, желающий быть в глазах собеседника шире, больше, заметнее, часто упирается руками в талию.

Если у собеседника, помимо этих жестов, есть также кольцо на большом пальце, это еще один сигнал постоянного стремления доминировать, руководить.

Открытость и готовность к сотрудничеству? Да, если это частая демонстрация ладоней во время дружелюбной беседы, при которой взгляд человека устремлен на собеседника. Этот древний знак «посмотри, я без оружия» усиливается, если в процессе разговора человек расстегивает пиджак или кофту, снимает часы, кольца, браслеты.

Многие искренние, дружелюбные натуры любят носить кольцо на мизинце. Это еще один знак открытости натуры. Если ладони демонстрируются в беседе, но нет контакта глаз, то это сигнал капитуляции или желание уйти от ответственности.

Защита

Этот знак имеет множество вариантов. Мы рассмотрим общие тенденции. Обычно, если человек готовится защищать себя от атаки или просто боится нападения, то он принимает позу, в которой «закрывает» руками части тела. Это может быть грудь, горло, живот, половые органы.

Крепко обхватив одной рукой другую руку, человек также выражает еще и волнение, он как бы пытается «взять себя в руки» в буквальном смысле слов. Чем выше лежит рука на руке, тем большее волнение испытывает собеседник. Нередко можно наблюдать, как школьники или студенты держат одной рукой локоть второй.

Они так пытаются сдержать волнение и защитить себя от возможных «атак» преподавателя.

Это не относится к случаю, когда рука обхватывает кисть другой руки за спиной во время прогулки или беседы. Такой жест говорит об уверенности в себе. Человек открыл все самые уязвимые части своего тела, спрятав руки, – он доверяет собеседнику и не боится его.

Недоверие, сомнение выражается с помощью «молитвенно» сложенных рук. Также собеседник не очень верит словам, которые слышит, если прикрывает руками рот, нос, потирает пальцами губы, веки.

Это агрессия, нервозность, если вы видите, как собеседник сжимает кулаки, пощипывает ладони. Человек, который собирает ворсинки с одежды, не согласен с тем, что говорит оппонент, он не готов защищать свою позицию, но агрессия есть.

Неуверенность, перевозбуждение выражаются в желании опереться на что-то, теребя при этом предмет в руках или играя с ним. Человек хочет с помощью вещей, материальной опоры успокоить себя, стать тверже.

Неуверенный человек на протяжении беседы пользуется лишь несколькими жестами, которые повторяются часто и не зависят от того, о чем идет речь в данный конкретный момент. Он просто, например, регулярно потирает кисть одной руки, притрагивается к карману или манжету, поправляет воротник.

На страже безопасности

Веселый жизнерадостный человек, открытый и желающий сообщить какую-то радостную новость обычно активно и хаотично жестикулирует. Этими же жестами пользуются манипуляторы. Будьте внимательны, если с вами говорит не очень знакомый человек, активно жестикулирующий и смотрящий на вас в упор.

Если при этом он как бы невзначай притрагивается к вашей одежде, сумке, плечам – это, скорее всего, мошенник, который пытается завоевать расположение мнимым позитивом.

Человек, который во время беседы трет кончики большого и указательного или среднего пальцев, желает получить выгоду от собеседника. Он либо будет просить денег, либо хочет предложить сделку или товар. Потирание ладоней также говорит о том, что собеседник думает о денежной стороне разговора.

Собеседник нередко хочет буквально прикрыть руками. Он может закрывать рот, нос, чесать переносицу, глаза или уши. Когда человек прибегает ко лжи, тело испытывает стресс, дискомфорт. Часто это как раз и провоцирует легкий, едва заметный зуд на лице.

Закрывание рта (не обязательно самыми руками – это может быть книга, лист бумаги, ложка) – подсознательное желание спрятаться от ответственности за неправду (вспомните самые старые истории об Адаме и Еве, Каине и Авеле, тот, кто лгал, прятался).

Руки всегда отображают мысли и желания. Заметим, это не касается профессиональных ораторов, тренеров, преподавателей, актеров. Эти люди изучают «язык» рук, поэтому чаще всего понять их с помощью наблюдения за руками и жестами очень сложно.

А вот обычного человека можно «прочесть» по рукам. Но умение правильно разгадывать движения рук требуют знаний теории, практических упражнений и наблюдательности.

Наша статья – лишь небольшое руководство. Гораздо больше можно прочесть в книгах «Язык мыслей» Питера Коллета, «Язык телодвижений» Алана Пиза и других.

Руки многое могут рассказать о человеке. Рукой мы почесываем в затылке и потираем подбородок, можем держать руки за спиной или скрестить их на груди. Это самые типичные движения, свойственные любому из нас. Мы часто совершаем их бессознательно, но они многое говорят о наших личных качествах, чертах характера и желаниях. Вот анализ некоторых из них.

Протянутая рука. Во многих странах типичной формой приветствия знакомого человека является рукопожатие. В западной культуре этот жест используется также на переговорах, когда, наконец, бывает достигнуто соглашение или подписывается контракт. Но тем не менее европейцам свойственно держать дистанцию в отношениях друг с другом, поэтому, даже пожимая руку другому человеку, они держатся от него на некотором расстоянии. В странах, где между членами семьи мужского пола не принято обниматься или целоваться, можно часто увидеть, как братья или отец с сыном приветствуют друг друга пожатием руки. Участие рук в ритуале приветствия - обычай, пришедший из далекой древности, так как с незапамятных времен люди показывали открытые ладони в знак того, что они не вооружены, а также проявляя дружественные и честные намерения. Римляне, к примеру, прикладывали руку к груди, а североамериканские индейцы поднимали руки вверх. В наше время берберы, например, прощаясь, подают руку, а потом прикладывают ее к груди, словно говоря, что уходящий человек остается у них в сердце.
Само по себе рукопожатие несет немало информации. Если оно у человека крепкое, то это указывает на его твердые намерения или сильный характер, в то время как вялое или слабое рукопожатие говорит об обратном. Тем не менее следует иметь в виду, что люди, для которых кисти рук являются орудием труда, - скажем, музыканты или хирурги, - могут пожать вам руку бережно и с осторожностью. Поэтому никогда не следует делать поспешные выводы.

Сцепленные за спиной руки. Многие люди ходят, заложив руки за спину. Такая поза очень характерна для политиков и вообще для людей, занимающих ответственные посты. Если человек заложил руки за спину, перехватив одну другой, это говорит о том, что он, видимо, ощущает некоторое превосходство над остальными, а также что он уверен в себе, своей жизненной позиции и в своем особом положении в обществе. Этот жест выражает высокое доверие к собеседнику: очевидно, что тело человека с заведенными назад руками открыто и уязвимо, а стало быть, он чувствует себя в безопасности и не ожидает никакого нападения. Как правило, в подобном случае он стоит или ходит с поднятой головой, слегка выпятив грудь. Однако если одной из заложенных за спину рук человек держит другую руку не за пальцы, а за запястье либо еще выше, ближе к локтю, то это уже является признаком фрустрации, говорит об отсутствии у него контроля над ситуацией или о попытке как-то приободрить себя. Чем сильнее сжимает одна рука кисть или локоть другой руки, тем выше внутреннее напряжение человека и тем больше степень его неуверенности в себе; чем большую робость ощущает человек, тем дальше его руки заведены за спину. Но в обычной ситуации он принимает такую позу, когда стоит или ходит, при этом он часто почесывает в затылке, то и дело поправляет галстук или ворот рубашки. Речь здесь, как правило, идет о плохом настроении человека. Убирая руки из поля зрения своего собеседника, человек пытается скрыть состояние озабоченности, стресса, душевное волнение или фрустрацию.

Руки, скрещенные на груди. Сложенные на груди руки обычно указывают на то, что индивидуум чем-то обеспокоен или погружен в собственные мысли. Руки в таком положении могут являться также своего рода защитным барьером, который мы бессознательно ставим, чтобы никто и ничто не могло проникнуть в наше сердце. Исследования в области человеческого поведения показывают: если женщина сидит, скрестив руки на груди, это означает, что находящийся рядом субъект ей совсем не симпатичен.

Руки, опущенные вдоль тела . Если при опущенных вдоль тела руках стоящий или сидящий человек держит спину прямо, это свидетельствует о том, что он спокоен и уверен в себе. Тем не менее, когда у него не только опущены руки, но и поникли плечи, это может быть признаком огорчения, скуки или депрессии.

Поднятые руки. Это типичный жест одержавших победу спортсменов. Однако в зависимости от обстоятельств он может иметь и другие значения. Например, жертва поднимет вверх руки, как бы говоря «сдаюсь!», если ей угрожают пистолетом или каким-то другим оружием. Поднятые вверх, но одновременно разведенные в стороны руки могут истолковываться также как распростертое объятие и восприниматься как знак приветствия или расположения к собеседнику. Размахивающего руками человека лучше видно на расстоянии. Так что если мы хотим привлечь чье-то внимание, попросить кого-то о помощи или просто поприветствовать, то тоже поднимем одну или обе руки.

Руки, стискивающие одна другую. Этот жест, производимый собеседником во время разговора, может означать его скрытое напряжение или ярость. Вероятно, он пребывает в состоянии крайнего раздражения и делает над собой усилие, чтобы не взорваться. Если при этом человек сидит, то, возможно, он еще и скрестит ноги под стулом.

Руки, сжатые в кулаки. Этот жест выражает ярость или угрозу. В подобной ситуации весьма уместно присмотреться, не побелели ли у собеседника костяшки пальцев. Важно также обратить внимание на то, где именно держит он сжатые в кулаки руки: если человек при этом сидит, то, возможно, он положит их на стол; если стоит, то, вероятнее всего, опустит достаточно низко. Согласно результатам последних исследований, высота, на которой человек держит сжатые кисти рук, имеет прямую связь со степенью его фрустрации: чем выше находится кулак, тем острее неприязнь к собеседнику.
Относительно сжатых кулаков исследователи пришли и к другим неожиданным выводам. Так, например, обнаружили, что женщины очень редко прибегают к этому жесту во время разговора, из чего следует, что, по крайней мере, в качестве бессознательного действия он более свойственен мужчинам. Кроме того, выяснилось, что люди, сидящие на деловых встречах, сжав руки, редко заключают выгодные сделки, потому что их потенциальные компаньоны не всегда хотят заниматься бизнесом с теми, кто не держит на виду открытых ладоней: на подсознательном уровне это воспринимается как отсутствие порядочности или нечестность.

Заламывание рук. Трактовка данного телесного знака сходна с той, которая дается рукам, сжатым в кулаки. Заламывание рук обычно указывает на то, что человек пребывает в состоянии напряжения и тревоги, беспокойно ждет чего-то и ощущает надвигающуюся опасность. Постукивание пальцами или костяшками пальцев по столу.
Этот жест, как правило, тоже является признаком стресса, фрустрации или тревоги. Он может также указывать на скуку или подозрительное отношение к словам собеседника. Часто этот жест выражает нетерпение человека, желающего сменить тему разговора, а то и вообще поскорее закончить общение.

Руки, сложенные как при молитве. Человек, который использует этот жест, всеми силами старается убедить в чем-то своего собеседника или же хочет особо подчеркнуть что-то весьма важное в своей речи.

Потирать ладони рук. Этот жест является очевидным признаком удовлетворения тем, что уже произошло или должно произойти. Здесь бывает важна интенсивность, с которой производится само действие, потому что от этого зависит трактовка намерений человека, потирающего руки. Например, когда торговому агенту на самом деле небезразлично удовлетворение запросов клиента, в разговоре с ним он станет потирать руки быстро и энергично; если же он просто старается «подсластить пилюлю», то его движения будут более медлительными.

Подпирать рукой щеку или подбородок. Такое движение говорит о том, что собеседник анализирует все «за» и «против» и пытается сформулировать собственное мнение по обсуждаемому вопросу. Это классическая поза, в которой сидит «Мыслитель» французского скульптора Родена.

Трогать нос, потирать или поглаживать его. Подобные действия человека являются явным признаком его неуверенности в себе. Он чувствует себя неуютно в окружающей его обстановке и, кроме того, настроен негативно по отношению к происходящему. Если этот жест производит говорящий что-то человек, есть вероятность, что он пытается обмануть собеседника, хотя подтверждение догадке необходимо искать в других телесных знаках. Может и так случиться, что у человека просто зачесался нос. Как правило, тот, кто говорит неправду, не только прикасается к носу или потирает его, но и избегает встречаться глазами с собеседником, пытаясь дистанцироваться от него или опасаясь оказаться с ним лицом к лицу.
Если в ответ на слишком энергичные уговоры ретивого продавца человек потирает свой нос, это чаще всего означает его скептическое отношение к услышанному.

Потирать ухо или касаться мочки уха. Подобные действия человек совершает, когда обсуждаемая тема не слишком волнует его и он либо не желает вникать в нее, либо хочет забыть услышанное. Но иногда в такой деликатной форме он намекает, что ему есть что сказать и что он только и ждет удобного момента, чтобы включиться в разговор. Доказано, что за минуту человек может произнести около семисот слов, так что когда людям приходится долго ждать своей очереди, они часто прибегают к этому жесту, а иногда даже поднимают руку, изъявляя таким образом желание вставить свое слово.

Почесывать различные части тела. Это может быть признаком того, что человек лжет или что-то скрывает, а также означать сомнения или неуверенность в себе. Хотя, не исключена возможность, что у него и впрямь где-то зачесалось!
Почесывать шею сбоку одним или двумя пальцами. Если подобные действия совершает говорящий, можно не сомневаться, что он неискренен или не слишком уверен в правоте своих слов. Этот жест бывает характерен для оратора, который на публичном выступлении произносит речь, написанную кем-то другим. В свою очередь, если шею почесывает слушатель, возможно, он подозревает другого человека во лжи или же еще не сформировал определенного отношения к услышанному. По результатам некоторых исследований, в подобных ситуациях человек повторяет этот жест в среднем пятикратно.

Тереть или опускать глаза и недоверчиво приподнимать брови. Это типичные жесты, свидетельствующие о неискренности и возможном обмане. Человек опускает глаза, чтобы избежать визуального контакта и не выдать себя. Тем не менее, если ваш собеседник просто потер глаз, не отводя взгляда, то это, как правило, означает просто сомнение.

Ослабить ворот рубашки. Этот жест указывает на то, что человек испытывает раздражение и крайнюю степень фрустрации. Он может также свидетельствовать о том, что говорящий сообщает неправду. У некоторых людей, когда они лгут, начинается что-то вроде зуда в области шеи и на лице, и, чтобы избавиться от этого ощущения, они делают попытку ослабить контакт с одеждой, оттягивая воротник. Наблюдая у кого-нибудь подобные жесты, следует учитывать температуру в помещении и прочие факторы такого же рода, потому что очень часто человек ослабляет ворот рубашки просто оттого, что ему жарко.

Приложить руку к груди. Многие люди прибегают к этому жесту, когда чувствуют недоверие со стороны собеседника и необходимость доказывать собственное чистосердечие и порядочность. В таких случаях они инстинктивно подносят руку к сердцу, чтобы подчеркнуть искренность своих слов.

Направлять указательный палец на человека или на группу людей. Это командный жест, являющийся проявлением авторитарности. Согласно правилам хорошего тона использовать его не следует, за исключением тех случаев, когда нужно указать собеседнику направление движения и взгляда. Люди довольно часто прибегают к этому жесту в перепалках, например, при дорожно-транспортном происшествии, когда два водителя спорят, кто прав, кто виноват. Пальцем тыкают также, отчитывая детей. Возможно, именно поэтому многие из нас чувствуют себя не в своей тарелке, когда чей-то палец указывает в нашу сторону: подсознательно мы ощущаем себя в роли провинившегося ребенка, а для взрослого человека это довольно унизительно.

Держать руки в карманах. Эта поза больше свойственна мужчинам и часто говорит о состоянии некоторой нервозности, в которой находится субъект, а также о том, что ему необходимо как-то разрядиться.

Стоять подбоченясь. Про эту позу еще говорят - «упереть руки в боки». Она отражает состояние некоторой агрессивности человека и передает его определенную угрозу окружающим. Она показывает, что человек готов к действию, особенно в ситуации, в которой он чувствует себя неуютно. Женщинам свойственно стоять подбоченясь, делая таким образом акцент на формах собственного тела: в подобном случае поза приобретает подчеркнуто чувственный характер.

Так же, существуют нюансы, зачастую ускользающие от внимания неподготовленного человека, которые тем не менее были выявлены исследователями в результате наблюдения за множеством людей. Так, говоря о будущем, человек жестикулирует обычно правой рукой; а если в отдельных случаях он использует левую руку, то его движения направлены в правую сторону. По всей очевидности, будущее ассоциируется у людей с направлением движения направо или вперед. И наоборот, когда люди говорят о прошлом, нетрудно заметить, что они указывают налево или назад. В то же время, если речь идет о происходящем в настоящий момент, жесты человека ориентированы на то, что находится прямо перед ним. Скорость жестикуляции тут значения не имеет, однако может рассказать многое относительно степени возбуждения, удовлетворенности или скованности человека в ходе беседы.

Приведенный выше список далеко не исчерпывающий. Есть множество других распространенных жестов, однако невозможно учесть все движения рук и комбинации с их участием.

Каждый раз, когда человек сознательно или инстинктивно сопровождает свои слова каким-либо жестом, он тем самым передает параллельное послание, которое иногда совпадает по смыслу с тем, что он выразил словами, а иногда нет. Когда мы оказываемся перед необходимостью разобраться в происходящем, вынести суждение о ком-то или успешно решить определенную задачу, умение истолковывать смысл наиболее распространенных телодвижений приобретает исключительную важность.