Афазия - это расстройства речи, наступающие при поражении коры больших полушарий мозга.

В первые дни после нарушения мозгового кровообращения речевые расстройства у больных проявляются в форме тотальной афазии, когда больной не говорит и не понимает обращенной к нему речи. Тотальная афазия через несколько дней или недель может смениться грубой моторной афазией: больной начинает понимать обращенную к нему речь, но общается с окружающими при помощи речевого «эмбола» - стереотипно повторяющегося звукосочетания, слога или слова, иногда хорошо интонируемого.

В некоторых случаях сохраняется повторение и называние, но появляются ошибки в согласовании слов в предложении, либо расстройства произношения. При сенсорной афазии нарушаются понимание речи. При этом больные могут очень много говорить, но из-за нарушения слухового контроля, в речи больных также может быть много замен звуков, замен одного слова другим.

Кроме того, при моторной и сенсорной афазии часто страдают чтение и письмо.

Помимо моторной и сенсорной афазии, встречается семантическая и амнестическая афазия: больные достаточно хорошо, свободно говорят, неплохо понимают обиходную речь. Однако при семантической афазии они затрудняются в понимании смысла пословиц, поговорок, сложных речевых конструкций. При амнестической афазии больные при относительно свободной речи затрудняются называть предметы.

Прежде чем начать занятия с больными, необходимо установить с ними контакт. Сначала необходимо ободрить больного, заверить его, что движения и речь у него постепенно восстановятся, но для этого надо заниматься. Беседовать с больным надо настойчиво, но спокойно, негромким голосом, с чувством убежденности в своих словах.

Близкие люди и родственники, ухаживающие за больным, должны иметь тесный контакт с врачом-логопедом и точно выполнять его рекомендации.

Кроме того, занятия с больным должны быть регулярными, без длительных перерывов в первые годы после инсульта, во время которых возможно восстановление речи.

Очень важно помнить следующее:

  • Не путайте нарушенную речь с нарушенным мышлением.
  • Общайтесь с больным с афазией как с равноправным партнером по диалогу.
  • Слушать его - означает ждать. Такой больной нуждается в большем времени для своего высказывания.
  • Будьте зачинщиком разговора, но не помогайте преждевременно словесными подсказками. Чтобы понять его, следует слушать сердцем!
  • Дайте больному с афазией возможность высказаться! Совместное обдумывание и точное наблюдение за ситуацией поможет в понимании.
  • При непонятных высказываниях не прерывайте больного, даже если смысл сказанного не ясен. Не поправляйте его постоянно.
  • При упрямстве больного с афазией, его намеренном повторении слов прервите и отвлеките его внимание.
  • Не сдавайтесь, не отказывайтесь от общения! Ключевая фраза: «Мы поймем друг друга - начинайте еще раз!»

При сенсорной афазии установить контакт бывает несколько сложнее.

Чтобы больной с сенсорной афазией осознал свой речевой дефект, необходимо использовать так называемые неречевые приемы установления контакта.

Для восстановления понимания речи у больных с сенсорной афазией используют картинки с подписями. Больным предлагается раскладывать подписи к картинкам (например: собака, дом, чашка, мяч), читать эти подписи, списывать их, показать, где изображен тот или иной предмет. Постепенно число картинок с подписями расширяется, у больного появляется возможность показывать окружающие предметы, он начинает дифференцировать слова, близкие по звучанию: стол-стул, шкаф-шарф, рак-лак, дом-том и т. д. Работа с предметными картинками приводит не только к восстановлению фонематического слуха, но и функции называния.

Больным с моторной афазией на ранней стадии желательно давать очень короткие инструкции, сопровождая их показом действий и предметов, с которыми надо сделать то-то и то-то.

Для восстановления на ранних этапах после инсульта устной, экспрессивной речи у больных с моторной афазией используют приемы стимулирования устного высказывания, причем не отдельных слов, а коротких, нужных для обихода фраз:

  • ты будешь обедать?
  • ты будешь спать?
  • ты будешь заниматься?

Затем задают специальные вопросы, провоцирующие ответ определенным словом, например «хочу»:

  • ты хочешь обедать? Хочу;
  • ты хочешь спать? Хочу.

Таким образом, в словаре помимо слова «будешь» появится еще слово «хочу» и т. д.

При более грубом нарушении речи, когда больной не может произнести по заданию ни одного звука, рекомендуется использовать речевые автоматизированные ряды: порядковый счет, называние дней недели, месяцев года, чтение хорошо знакомых четверостиший или начальных куплетов известных больному песен. При этом больной должен следить за губами говорящего, пытаться вместе с ним медленно повторять эти речевые ряды. Повторение речевых рядов приносит успех в течение 2 - 3 недель; речь больного сначала может быть нечеткой, не все звуки «всплывают» сразу. Больной должен не только повторять эти слова, но и пытаться их читать, сначала с родственником, а затем самостоятельно. Как только больному разрешат сидеть, следует начать зрительные диктанты проговариваемых слов (больной должен прочитать слово, по памяти его записать, а затем сравнить с образцом).

Если повторная речь быстро восстанавливается, то больше заниматься повторением не следует! - надо срочно начать отработку посильных для больного ответов на вопросы, в той или иной степени подсказывая эти ответы. Вся работа с больными с моторной афазией ведется с опорой не на предметные, а на сюжетные картинки для своевременного восстановления грамматически правильно построенного предложения.

При легкой выраженности речевого расстройства больным рекомендуется читать небольшие юмористические тексты объемом 1 - 2 страницы, пересказывать их и т. д.

Параллельно с занятиями по восстановлению навыков устной речи больных необходимо обучать чтению и письму, т. к. восстановление этих функций в значительной степени способствует и восстановлению речи. Если нет надежд на восстановление письма правой рукой (грубый парез), следует с самого начала учить больного писать левой рукой.

Надо подчеркнуть и такую особенность восстановления речи на раннем этапе после инсульта, как дозировка речевой нагрузки. Прежде всего желательно, чтобы больной находился в палате или комнате, где выключены радио, телевизор и т. п., т. е. больной нуждается в определенном слуховом режиме. Но это не значит, что с больным нельзя разговаривать. Больной должен слышать негромкую не травмирующую его, но так или иначе касающуюся его речь, для того чтобы стимулировать его к прислушиванию и слушанию речи.

Проводя с больным те или иные процедуры, необходимо сопровождать их негромкой речью, например: «Надо сменить рубашку, поднимите левую руку. Хорошо. Теперь освободим правую руку» и т. д. На тумбочке больного уже через 6- 10 дней должны лежать его любимые газеты и журналы, заголовки которых он должен просматривать, т. е. больного нельзя полностью выключать из привычной для него жизни. Уже через месяц после инсульта некоторые больные могут 10–15 мин смотреть по телевизору любимые передачи. Однако надо следить, чтобы больной не переутомлялся.

Речевые занятия в течение первых недель после инсульта длятся от 7 до 15 мин, через 1–2 месяца - до 30 мин. Иногда целесообразно эти занятия дробить и проводить 2–3 раза в день.

Дизартрия-нарушение произносительной стороны речи. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение качество произношения и плавности речи.

Речь при дизартрии смазанная, нечёткая. Нередко нарушен темп речи, который может быть ускоренным или замедленным. Иногда отмечаются чередования ускоренного и замедленного темпа речи. Фраза формулируется нечётко, недоговаривается, беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерны пропуски звуков, слов, бормотание к концу фразы. Наблюдаются и нарушения голоса: голос обычно тихий, часто неравномерный-то тихий, то громкий, монотонный, иногда гнусавый, часто хриплый.

В комплексе с расстройствами речи, часто наблюдается и нарушение глотания.

ПРОГРАММА ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ МОТОРНОЙ АФАЗИИ:

1. Преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи:

  • ответы утвердительным или отрицательным жестом(словом) на ситуативные вопросы;

2. Растормаживание произносительной стороны речи:

  • совместное и самостоятельное проговаривание автоматизированных речевых рядов (порядковый счет, названия дней недели), пение со словами, оканчивание пословиц и фраз с жестким (корова дает вкусное....), а позднее со свободным (в магазин привезли.....) контекстом.
  • совместное проговаривание простых слов и фраз;
  • введение речевого эмбола в слово или фразу;

3. Стимулирование примитивного диалога на бытовые темы, а позднее - развернутого высказывания в диалоге.

4. Стимулирование глобального(схватывание слова целиком, а не по слогам) чтения и письма:

  • раскладывание подписей под картинками;
  • письмо знакомых слов (мама, Москва) ;
  • списывание слов, чтение.

5. Восстановление аналитического чтения и письма(послогового, побуквенного)

6. Преодоление расстройств произносительной стороны речи.

7. Отработка чистоты произношения звуков.

8. Восстановление и коррекция фразовой речи:

  • составление фраз по сюжетной картинке, по опорным словам, развернутые ответы на вопросы, составление рассказов по серии сюжетных картинок, пересказ с помощью наводящих вопросов.

9. Восстановление понимания сложнооформленной речи:

  • выполнение сложных инструкций
  • объяснение пословиц, поговорок.

ПРОГРАММА ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ СЕНСОРНОЙ АФАЗИИ:

1. Преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи:

  • показ предметов бытового окружения и их изображений;
  • показ частей тела на картинках и на собственном теле;
  • выбор правильного названия предмета и действия с опорой на картинку;
  • классификация слов по темам (овощи-фрукты) с опорой на картинки;
  • ответы утвердительным или отрицательным жестом (словом) на ситуативные вопросы;

2. Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи:

  • ответы на вопросы «да» и «нет» с помощью жеста;
  • выполнение простых устных инструкций;

3. Подготовка к восстановлению письменной речи:

  • раскладывание подписей к предметам и картинкам;
  • ответы на вопросы в простом диалоге с опорой на зрительное восприятие текста вопроса и ответа;
  • письмо слов, слогов, букв по памяти;

4. Восстановление понимания значения слова:

  • подбор обобщающих слов (овощи, посуда...),
  • подбор определений к словам (яблоко какое? - сочное, красное, круглое, сладкое...);
  • заполнение пропусков во фразах (я возьму зонт, потому что...);

5. Преодоление расстройств устной речи:

  • составление предложений с заданными словами;
  • составление предложений по сюжетным картинкам;
  • подбор синонимов и антонимов;

ПРОГРАММА ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ ПРИ ДИЗАРТРИИ

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА:

  • Попеременно высовывать узкий напряженный язык и широкий расслабленный.
  • С усилием упереть кончик языка в верхние зубы, затем расслабить. При этом рот приоткрыт.
  • Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удержать под счет до 5.
  • Оттянуть язык назад с усилием. Ощутить напряжение корня языка, затем расслабить, уложить на дно полости рта.
  • Удерживать широкий язык на нижней, потом на верхней губе.
  • «Крестообразные» движения кончика языка.
  • Скользить кончиком языка по твердому небу.
  • Выполнять движения языком вперед-назад.
  • Покусывать кончик языка по всей поверхности с продвижением вперед-назад.
  • Круговое движение языком между губами и зубами с закрытым ртом.

ДЛЯ МЫШЦ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ:

  • Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, вернуть в исходное положение.
  • Выполнять боковые движения нижней челюсти, затем принять исходное положение.
  • Выполнять круговые движения нижней челюстью.
  • Нижними зубами закусить верхнюю губу и наоборот, подержать на счет до 5, затем расслабить.
  • Выполнять движения нижней челюстью вперед-назад с одновременными наклонами головы вперед-назад.
  • Выполнять движения нижней челюстью попеременно вправо-влево с одновременным поворотом головы в ту же сторону.
  • Коснуться подбородком поочередно правого и левого плеча.
  • Коснуться подбородком груди.
  • Запрокинуть голову назад, медленно выдвигать и убирать подбородок.

ДЛЯ ГУБ:

  • Поочередно поднимать и опускать верхнюю и нижнюю губу; максимально обнажать верхние и нижние зубы.
  • Оттягивать уголки рта в стороны, затем вытягивать губы вперед трубочкой. Сначала имитация, затем произнесение звуков И-У-О-А.
  • Утрированно произносить звуки П-Б.
  • Многократно произносить сочетание губных согласных МБ БМ ПМ МП и губно-зубных ВМ МВ БВ ВБ и др.
  • Массажирование верхними зубами нижней губы. Затем нижними зубами - верхней губы.
  • Движение вытянутыми губами вправо-влево.
  • Натягивать губы на зубы при слегка открытом рте.

ДЛЯ МИМИЧЕСКИХ МЫШЦ:

  • Опустить углы рта при закрытом рте.
  • Нахмурить брови, расслабить.
  • Поднять брови, расслабить.
  • Прищурить один глаз, затем другой.
  • Зажмурить глаза, расслабить.
  • Надуть щеки, втянуть щеки, перекачивать воздух из одной щеки в другую попеременно, как при полоскании.
  • Максимально оскалить зубы.
  • Опустить верхнюю губу на нижнюю.
  • Натянуть нижнюю губу на верхнюю.
  • Поочередно обнажать верхние и нижние зубы.
  • Пошевелить ноздрями, как бы раздувая ими.
  • Наморщить лоб, расслабить.

Упражнения для формирования выдоха

Лечение дизартрии. Упражнения для формирования выдоха

А это упражнения для формирования выдоха. Оказывается мало воздух вдохнуть, надо еще и правильно выдохнуть. Вдыхаем воздух мы для кислорода, а выдыхаем для речи. В результате выполнения упражнений важно научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи. Для работы над дыханием на данном этапе созданы три комплекса упражнений

Упражнения по дифференциации ротового и носового выдохов.

Комплекс 1. Формирование фиксированного выдоха.

1.1. Широко открыть рот и спокойно подышать носом.

1.2. Закрыть одну ноздрю средним пальцем - вдох. Плавный выдох через другую ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.

1.3. Вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м......).

1.4. Вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать).

1.5. Вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыть, язык на нижних зубах - как греют руки) сначала без голоса, затем с голосом (а.....).

1.6. Вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы (ф.....).

1.7. Вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

1.8. Вдох через нос, выдох - высунуть язык (он должен быть расслаблен), поднять к верхней губе, подуть на нос (сдувать ватку с носа).

Комплекс 2. Формирование форсированного выдоха.

2.1. Вдох - носом, выдох через нос толчками.

2.2. Вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (ф! ф! ф!)

2.3. Рот широко открыть, высунуть язык, вдох и выдох ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака).

2.4. Вдох широко открытым ртом, толчкообразный выдох носом (рот не закрывать).

2.5. Выдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м! м! м!).

2.6. Вдох через нос, толчкообразный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

2.7. Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох через «трубочку» (у! у! у!)

Комплекс 3. Формирование умения сочетать фиксированный и форсированный выдохи.

3.1. Вдох носом, удлиненный выдох с усилением в конце (ф...ф! ф!).

3.2. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (ф! ф! ф...).

3.3. Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, удлиненный выдох через «трубочку» с усилением в конце (у...у! у!).

3.4. Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (у! у! у...).

3.5. Вдох через слегка сомкнутые губы, удлиненный выдох через нос с усилением в конце с голосом (м...м! м!).

3.6. Вдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (м! м! м...).

3.7. Губы в улыбке. Вдох носом, удлиненный выдох через рот (с...с! с!).

3.8. Губы в улыбке. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (с! с! с...).

3.9. Вдох носом. Длительно произносить звук «ш» с усилением в конце (ш...ш! ш!). Вдох носом. Кратко произносить звук «ш», удлинить выдох в конце произнесения (ш! ш! ш...).

Первый комплекс направлен на формирование фиксированных (плавных) выдохов через нос или рот и их чередований. Фиксированный выдох необходим для произнесения согласных звуков - ф, в, с, з, ш, ж, щ, х.

Второй комплекс предназначен для овладения форсированным (толчкообразным) выдохом через нос или рот и чередованием одного и другого. Форсированный выдох необходим для произнесения согласных звуков - п, б, т, д, к, г.

Третий комплекс должен помочь научиться сочетать фиксированный и форсированный выдохи. Это необходимо для произнесения звуков ц, ч и других согласных звуков.

После отработки первого комплекса необходимо последовательно переходить к следующим.
Главная особенность этих комплексов - сочетание дыхательных упражнений с работой артикуляционного и голосового аппаратов, что способствует развитию координации между дыханием, голосом и артикуляцией.

Самомассаж при дизартрии

Перед началом занятий необходимо проветрить помещение, вымыть лицо и руки.

БАТ 1 - снятие напряжения аргикуляционно-мимической мускулатуры.
БАТ 2 - тренировка ощущения грудного резонанса голоса.
БАТ 3 - тренировка ощущения головного резонанса голоса.
БАТ 4 - снятие напряжения нижней челюсти.
БАТ 5 - тренировка носового дыхания.
БАТ 6 - снятие напряжения мускулатуры шеи.
БАТ 7 - профилактика насморка.
БАТ 8-13 - снятие усталости голосового аппарата, улучшение памяти, повышение работоспособности при умственном переутомлении.

Упражнения, улучшающие функцию глотания

Имитировать знакомые движения:

  • покашливать " кхе-кхе«
  • зевать, широко раскрывая рот
  • изображать свист без звука, напрягая ротовую полость
  • полоскать горло
  • храпеть
  • глотать манную кашу- «ням, ням, ням и глоток»

2. Твердо, как бы тужась, произносить звуки «а» и «э» - 3-5 раз

3. Высунув язык, говорить звук «г»

4. Беззвучно произносить звук «ы», выдвигая вперед нижнюю челюсть

5. Глотать капли воды из пипетки.

6. Тянуть звук «м», сомкнув губы (на сколько хватает воздуха, т. есть выдоха).

7. Тянуть звук «и» то высоко, то низко на одном выдохе, одновременно вибрируя пальцами по гортани

  • Есть и пить можно только сидя, либо приподняв головной конец кровати.
  • После еды необходимо подождать 20-25 минут перед тем, как лечь в горизонтальное положение.
  • Есть надо маленькими порциями, медленно, немного опуская подбородок к груди - это облегчает глоток. Можно во время глотка сжимать поручень кровати или одеяло, это также помогает проглотить пищу.
  • В рационе должны преобладать густые напитки и еда (кисели, кисломолочные продукты, пюре, желе, муссы, котлеты, суфле и т. д.)
  • Запрещаются все крошащиеся продукты (хлебобулочные и кондитерские изделия, продукты со злаками, орехи), которые могут быть опасны - ими легко поперхнуться, а также не желательно есть мясо, цитрусовые (волокна тяжело пережевываются) !
  • Не рекомендуется смешивать напитки и еду во время приема пищи, пить нужно до или после еды.
  • После еды желательно прополоскать рот, либо салфеткой очистить ротовую полость, так как там может остаться еда (за щекой, на деснах). Если пациент поперхнулся, дать возможность откашляться, не поить, так как вода легче проникает в дыхательные пути.
  • При возвращении домой для лежачего пациента необходимо вызвать врача - терапевта или ВОП на дом. При возможности - явиться в поликлинику по месту жительства, чтобы продолжить реабилитацию. Реабилитация может продолжаться 1-2 года при условии, что пациет, родственник и врач составляют единую команду. Удачи вам!

Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку !

Учитывая особенности и возможности детей с гиперкинезами, приходится отказаться от использования некоторых конкретных методических приемов, в частности физминутки, работы учеников у доски, с наборным полотном, с буквенными и слоговыми кассами. В ряде случаев используются специальные и индивидуально подобранные методы и приемы обучения: утяжеленные ручки для письма, использование компьютеров, магнитных досок и т.д.

Для мозжечковой дизартрии характерна асинхронность между дыханием, фонацией и артикуляцией. Речь замедленная, толчкообразная, скандированная, с нарушенной модуляцией и затуханием голоса к концу фразы. Отмечается трудность воспроизведения и удержания артикуляционных укладов. В фонетическом отношении страдает произношение тех звуков, для которых требуются достаточная четкость и дифференцированность артикуляционных движений (переднеязычные)

Особенности коррекционно- логопедической работы при мозжечковой форме дизартрии

Мозжечковая дизартрия (атактическая) наблюдается при атонически- астатической форме церебрального паралича.

Основными разделами логопедической работы являются: выработка синхронности артикуляции, дыхания и фонации; развитие соразмерности и точности артикуляционных движений; усиление проприоцептивных ощущений и развитие речевого праксиса; речевая игротерапия, логоритмика, пение.

Учитывая все особенности нарушения при мозжечковой форме дизартрии можно выделить несколько основных этапов логопедической работы:

1. Формирование правильного дыхания:

Дать ощущение движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц живота с целью формирования навыка речевого нижнеребернодиафрагмального или груднобрюшного типа дыхания с тренировкой удлиненного выдоха;

Отработка диафрагмального дыхания без речевого сопровождения;

Сопровождение выдоха длительным звуком с интонацией удовольствия и неудовольствия А______И_______У;

Подбором соответствующей позы и успокающего массажа снять напряжение в мышцах шеи и гортани;

Отработка ровного, устойчивого, гибкого голоса и уверенного звучания любой высоты; при этом используется повышение и понижение голоса на сонорных согласных М,Н с паузами и без пауз;

5. Работа по развитию интонации:

Отработка интонации вопроса, утверждения, восклицания, повеления, убеждения, приглашения, просьбы, угрозы;

Отработка интонации при помощи логических ударений, выделения ударных слов, пауз, изменения темпа речи (при этом широко используются элементы драматизации и диалог).


Основные задачи по коррекции произносительной стороны речи у детей с дизартрией:

1) развитие моторики артикуляционного аппарата;

2) формирование навыков правильного произношения и различения звуков;

3) преодоление затруднений, связанных с произношением слов со сложной слоговой структурой.

Работу над произношением традиционно начинают с подготовительного этапа, который включает в себя:

· пассивную, пассивно- активную, активную артикуляционную гимнастику,

· формирование фонематических представлений.

Логопедический массаж нормализует мышечный тонус, ослабляет гиперкинезы, нормализует речевое дыхание. Выбор приемов логопедического массажа проводится дифференцированно, в зависимости от состояния и тонуса речевой мускулатуры. (рассказать отличие массажа)

При дизартрии наряду с сегментарным ручным массажем может быть использован и пальцевой точечный массаж (для ослабления гиперкинезов - - перекрестный точечный массаж К.А. Семеновой).

· У детей с тяжелой степенью дизартрии работу над речевой моторикой начинают с использования непроизвольных движений : зевание, жевание, глотание, покашливание .

Работа над развитием подвижности языка у детей с тяжелыми нарушениями артикуляции начинается с непроизвольного рефлекторного уровня:

1) для сокращения языка нужно положить кусочек сладкого на кончик языка или дотронуться до кончика языка шпателем;

2) для выработки движений языка в сторону положить кусочек сахара между щекой и зубами;

3) для выдвижения языка вперед к губам ребенка протягивают конфету или нижнюю губу намазывают вареньем.

Стимуляция мышц корня языка начинается с их рефлекторных сокращений путем раздражения корня языка шпателем. Закрепление осуществляется произвольным покашливанием.

Для активизации движений мягкого нёба обучают произвольному глотанию: логопед из пипетки капает на корневую часть языка капли воды, стимулируя кашлеподобные движения, зевания.

Пассивной гимнастикой называется такая ее форма, когда ребенок производит движение только при помощи механического воздействия – под нажимом руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя.

Упражнения для нижней челюсти:

1) с механической помощью: движения нижней челюсти вправо – влево, вверх – вниз (логопед держит ребенка за подбородок). Все движения выполняются перед зеркалом;

2) открывание рта через рефлекторное зевание. Облегченный прием – открыть рот в положении слегка запрокинутой головы; закрыть – в положении наклона головы;

3) активные движения: открывание и закрывание рта, щелканье зубами, удержание рта открытым под счет.

Упражнения для губ:

1) удержание губами различных предметов (например, пластмассовых трубочек) с постепенным уменьшением диаметра предмета;

2) вытягивание губ «хоботком» – растягивание губ при сжатых челюстях (сначала с механической помощью);

3) вытягивание губ – растягивание в улыбку при раскрытых челюстях;

4) вытягивание верхней губы вместе с языком (язык толкает верхнюю губу);

5) втягивание губ внутрь рта с плотным прижатием к губам;

6) прикусывание нижней губы верхними губами;

7) вытягивание верхней губы за нижнюю;

8) вращательные движения губ, вытянутых «хоботком».

Упражнения для языка:

1) движения языка вперед – назад производят захватыванием кончика языка через стерильную салфетку;

2) прикусывание кончика языка;

3) движения языка вправо – влево (выполнять сначала с механической помощью);

4) поднятие языка за верхние зубы (язык продвигается между губами, ребенок причмокивает губами и языком, губы отодвигаются логопедом, язык шпателем отодвигается внутрь - получается прищелкивание языка у альвеол верхних зубов);

5) присасывания языка к нёбу, которые вырабатываются сначала при закрытом рте. Затем логопед опускает нижнюю челюсть ребенка.

Отрабатываются произвольные мимические движения (хмурить брови, надувать щеки, улыбаться).

Параллельно с развитием подвижности артикуляционной мускулатуры на подготовительном этапе идет активная работа над коррекцией дыхания , голоса, формированием фонематических представлений.

Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально. Вызывается «аналог» звука Приближенное произношение звука является для ребенка с дизартрией определенной ступенью на пути к овладению нормативной артикуляцией. Овладение аналогом звука достаточно для того, чтобы ребенок мог оперировать им во время работы по развитию фонематических представлений и навыков звукового анализа. Особенностями логопедической работы над коррекцией звукопроизношения при дизартрии являются:

· значительно более длительные сроки работы над каждый звуком;

· необходимость одновременной работы над несколькими звуками, принадлежащими к разным артикуляционным группам;

· опора на компенсаторные возможности ребенка (сохранные анализаторы, правильно произносимые звуки, непроизвольные движения, звукосочетания);

· соблюдение определенной последовательности в работе над звуками.

Г.В. Чиркина указывает, что последовательность работы над звуками определяется следующими факторами:

· степенью доступности звуков для произношения и постепенностью перехода от меньших произносительных трудностей к большим;

· артикуляционной и акустической близостью звуков;

· возможностью подбора речевого материала, включающего звуки.

Степень доступности звуков зависит не только от легкости артикуляции, но и от возможности зрительного восприятия отдельных элементов артикуляции и наличия «орального образа звука». Звуками, имеющими видимую артикуляцию, считаются следующие: а, о, у, э, и, п, б, м, ф, в, ш, ж, л, с, т, к (по степени уменьшения видимых элементов артикуляции).

Среди согласных взрывные согласные усваиваются легче, чем фрикативные. Среди взрывных самый легкий звук – [п]. Среди фрикативных самые легкие звуки – [ф], [в], [х].

Коррекция звукопроизношения при дизартрии обычно сочетается с работой над совершенствованием интонационной выразительности речи (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, 2001).

2.2. Упражнения для обучения произносительной стороне речи

Формирование устойчивых слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков является длительным процессом, поэтому работа над произношением должна иметь место на всех ступенях обучения.

Упражнения, направленные на формирование слухо-произносительных навыков, принято делить на две большие группы:

1. Упражнения в слушании.

2.Упражнения в воспроизведении.

Эти две группы тесно связанны друг с другом, и они обе необходимы для развития как слуховых, так и произносительных навыков.

Упражнения в слушании. Количество видов собственно фонетических упражнений в слушании сравнительно невелико, и все они направлены преимущественно на развитие фонетического слуха и установление дифференцированных признаков изучаемых или повторяемых фонем и интонем.

Слушание должно быть активным, поэтому оно всегда должно сопровождаться заданием, концентрирующим произвольное внимание ученика на определенной характеристике фонемы или интонемы.

Упражнения могут выполняться на слух и с использованием графической опоры.

В качестве примера первых упражнений можно привести следующие задания:

Прослушайте ряд звуков/слов, поднимите руку, когда услышите звук [...]; прослушайте пары звуков и поднимите руку, когда оба звука пары одинаковы; прослушайте предложение и скажите, сколько раз в нем встретился звук [...].

Упражнения в воспроизведении. Эффективность данной группы упражнений, направленных на формирование собственно произносительных навыков учеников, значительно возрастает, если воспроизведению предшествует прослушивание образца, независимо от того, тренируется новый материал или повторяется ранее изученный.

Материалом этих упражнений служат отдельные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения. Они могут быть организованны:

По принципу аналогии (все примеры содержат один и тот же признак).

По принципу оппозиции (примеры подобраны так, что в них противопоставляется какой-либо признак).

Либо даны в произвольной последовательности.

В первых двух случаях упражнения выполняют тренировочную функцию, а в последнем - преимущественно контрольную.

Примеры заданий выполняемых на слух:

Произнесите звуки/ слоги/ слова/ словосочетания/ предложения, обращая внимание на (указывается признак) вслед за учителем;

припомните слова содержащие звук [...]; повторите предложение, добавляя к нему подсказанное учителем слово.

Помимо специальных упражнений для подстановки, поддержания и совершенствования произношения учеников широко используется заучивание наизусть скороговорок, рифмовок, стихотворений, диалогов, отрывков из прозы и чтение вслух отрывков текстов, изучаемых по учебнику. Эти виды работ преследуют две цели: добиться, во-первых, максимальной правильности произношения и, во-вторых, его беглости.

Соответственно различают две стадии работы.

На первой стадии текст заучивается под руководством учителя, в результате ученики получают оценку за правильность чтения. Только после этого наступает вторая стадия работы, направленная на ускорение чтения уже разученного стихотворения/ диалога/ отрывка из текста: от ученика требуется не только правильное, но и беглое произношение.

Перечисленные выше и аналогичные им упражнения используются на всех ступенях обучения, хотя их назначение при этом несколько различно: на начальной ступени их целью является формирование слухо-произносительных навыков; на средней и старшей ступенях они направлены на предупреждение ошибок. Поэтому их следует выполнять при овладении новым языковым материалом, перед соответствующими упражнениями в устной речи и перед чтением текстов.

С теми же целями в начале каждого урока рекомендуется производить так называемые фонетические зарядки, в которые учитель включает наиболее трудный в фонетическом отношении материал из предстоящего урока: ту или иную ритмико-интонационную модель, группу звуков и т. д. Зарядка может включать 1-2 задания приведенных выше видов, которые выполняются учеником и хором, и по очереди.

Упражнения, направленные на формирование ритмико-интонационных навыков в различных типах предложений: вопросительных, побудительных, сложноподчиненных и сложносочиненных предложениях

При оценке правильности речи ученика следует различать фонетические и фонологические ошибки. Первые искажают качество звучания, но не нарушают смысла высказывания; вторые искажают содержание высказывания и тем самым делают речь непонятной для собеседника. В соответствии с принятой аппроксимацией наличие ошибок первого вида допускаются в речи ученика и при оценке ответа во внимание не принимаются, фонологические же ошибки расцениваются как нарушение правильности речи.

И.Л.Бим говорит о том, что можно разграничить фонетические упражнения по уровням организации материала; а именно:

1. Упражнения на уровне отдельных звуков.

Задача: отработка произношения изолированных звуков, например, в упражнениях типа Hört zu und sprecht nach. Beachtet...(указывается, на что обратить внимание): а, е, i, о, u - aus bist du!

2. Упражнения на уровне звукосочетаний.

Задача: предотвратить "палатализацию и т. п. Задание может быть сформулировано так же, как в 1:

Didi-dada-dede-dudu; didl-dadl-dumm-dumm; li- li, le-le, la-la, lo-lo, lu-lu и т.д.

3. Упражнения на уровне слова.

Задача: отработать развитие фонематического слуха, например: Hort zu und sprecht nur die Worter mit nach:

Liegen - legen; Lies - lesen; sehen - sieht; ihr - er и т.д.

Сюда относятся упражнения на ударение в простых, производных и сложных словах.

4. Упражнения на уровне словосочетания. Задача: отработать твердый приступ. Задание как в 1:

Ich auch; aus bist du; ich heiβe; auch du; das ist и т. д. Особое значение имеет работа над интонационным оформлением словосочетания, например:

Hört zu und sprecht nach. Macht keine Pausen in der Mitte: In der Schule; in der Klasse; auf dem Tisch и т. д.


Информация о работе «Фонетическая зарядка как средство формирования произносительных навыков у учащихся начальной школы при обучении иностранному языку»

Говорения и чтения и развития внутренней речи как психофизиологической основы для внешней речи . ГЛАВА II.ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 2.1 Роль и место фонетической зарядки на уроках немецкого языка у младших школьников Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения можно...


Управление образования и науки администрации Белгородской области Алексеевский педагогический колледжПриложения к выпускной квалификационной работе по методике преподавания иностранного языка «Роль чтения в процессе обучения иностранным языкам на начальном этапе в средней школе».Башкирева Елена Ивановна Специальность: 0303 Иностранный язык курс 5, группа 50 Руководитель: Гембаp ...

Произведений. Однако, как правило, музыкальные произведения используются фрагментарно, бессистемно, и поэтому не могут быть в традиционной форме использования восприняты как полноправное средство обучения иностранному языку. В большинстве случаев работа с песней сводится к прочтению текста, переводу незнакомых слов и выражений и записи их в тетрадь, прослушиванию песни и воспроизведению ее. По...

Начинается в I классе. В X-XI классах вводятся интегративные модульные курсы и преподавание отдельных предметов на иностранном языке. На изучение иностранного языка выделяется не менее 46 часов в I-XI классах. Очевидно, что возможности использования дополнительного материала, каковыми являются информационные ресурсы Интернета, в каждой из указанных моделей разные. Однако и учащиеся в каждом типе...

  • Массаж для реабилитации речи

Инсульт приводит к серьезным нарушениям в работе мозга. В зависимости от локализации поражения, у пациента наблюдается атрофия зрительного нерва, потеря речевой и двигательной функции. Вызванные нарушения речи могут быть временными или хроническими.

Оптимальное время восстановления, первые несколько дней после приступа. Курс терапии зависит от типа афазии. Решая, как восстановить речь после инсульта, невролог в тесном сотрудничестве с логопедом, подбирает наиболее эффективное лечение, в зависимости от вида нарушений.

Почему при инсульте люди теряют способность говорить

Потеря или ухудшение речи, вследствие развития инсульта, называется афазией. Причиной патологических изменений является острое нарушение кровоснабжения мозга, вызывающее атрофию тканей, особенно отделов, непосредственно отвечающих за восприятие информации.

Отсутствие речи наблюдается сразу после приступа. Локализация поражения сосредоточена в корковых долях префронтальных областей. Атрофия и некротические проявления являются необратимыми. Поэтому, чтобы восстановить нарушение речи после инсульта, потребуется длительный период времени, необходимый, чтобы речевые функции научились выполнять неповрежденные участки мозга.

Сколько времени восстанавливается речь

Период времени, в течение которого пациент заново научиться говорить, зависит от типа афазии, а также локализации и объема нарушения мозгового кровообращения. На прогноз реабилитации влияет также скорость оказания первой медицинской помощи. Развивать речь необходимо как можно раньше.

Принято различать несколько видов нарушений, в зависимости от стадии развития патологии:

  • Тотальная афазия – возникает в первые несколько дней после инсульта. В этот момент пациент не понимает прямого обращения, не помнит ничего и никого.
  • Моторная афазия после инсульта – при благоприятном стечении обстоятельств, на смену тотальным нарушениям приходит моторная дисфункция. На этом этапе больной понимает речь, обращенную к нему, но ответить не в состоянии, в лучшем случае от пациента может исходить путаная речь.

  • Сенсорная афазия – особенностью нарушения речевых функций является полное или частичное отсутствие возможности звукового анализа речи. Пациент перестает распознавать слога и звуки, не понимает смысла отдельных слов и предложений. Даже родная речь для пострадавшего, звучит как иностранный язык.

При диагностировании нарушений составляется медицинский протокол исследования речи больного, перенесшего инсульт. Информация, занесенная в историю болезни, существенно облегчает дальнейшую терапию. По записям можно проследить тенденции к улучшению самочувствия пациента и при необходимости скорректировать подход к лечению.

Как и чем лечить нарушение речи после инсульта

Коррекцией речевых нарушений занимается логопед. При назначении терапии, специалист ориентируется на результаты предварительных обследований. Так, пациенты, у которых парализована левая сторона тела, имеют более благоприятный прогноз лечения. Обычно парализация происходит в зеркальном отражении от поврежденного участка мозга. Следовательно, мозговые ткани, отвечающие за речь, и расположенные в левом полушарии, остались неповрежденными.

О поражении речевого центра головного мозга свидетельствует правосторонний парализ. Поэтому, пациенты, у которых парализована правая сторона, имеют более неблагоприятный прогноз.


Сроки восстановления речи напрямую зависят от степени поражения мозговых тканей и локализации кровоизлияния. Речевая терапия назначается сразу после того, как пациент пришел в сознание. Раннее лечение увеличивает шансы на полное восстановление.

Препараты для восстановления речи

Время восстановления речи после инсульта можно сократить к минимуму, если приступить к занятиям с логопедом уже на 1-3 неделе после приступа. Одновременно с логопедической помощью, специальными упражнениями и приемами, назначаются медикаментозные препараты, улучшающие речь.

Курс терапии направлен на восстановление функций поврежденных тканей. Новые методики логопедии постинсультных больных предусматривают использование сразу нескольких лечебных приемов, для поддержания пациента:

Устранение нарушений развернутой фразовой речи, даже после выписки, проходит исключительно под руководством логопеда. Хорошие результаты приносит использование музыкотерапии и регулярный прием ноотропных протекторов. Внезапное замедление речи в период восстановления может указывать на повторный инсульт. Необходима госпитализация и дополнительное обследование у специалиста.

Как вернуть речь народными средствами

В большинстве случаев, восстановление речи после инсульта наблюдается в домашних условиях. Причем происходит это неожиданно, как для самого пациента, так и его близких родственников.

Быстрее восстановить речь после инсульта поможет использование следующих рецептов народной медицины:


Методы народной медицины направлены на восстановление функции мозговых тканей. Так как некоторые травы и растения имеют противопоказания, перед применением следует проконсультироваться с лечащим врачом.

Массаж для реабилитации речи

Логопедическая работа с больными, перенесшими инсульт, включает не только работу по восстановлению утраченных речевых функций.

Кровоизлияние приводит к атрофии мышечной системы. Нередко у пациента наблюдается онемение языка. Логопед проводит регулярную стимуляцию всех речевых зон. Язык при инсульте может занять неправильное анатомическое положение, что сделает невозможным для пациента проговаривать звуки.


Регулярное проведение сеансов логопедического массажа способствует быстрому восстановлению пациента.

Какими упражнениями можно восстановить способность говорить

После выписки потребуется продолжать выполнять артикуляционные упражнения. Практические логопедические занятия по восстановлению речи в домашних условиях помогут постепенно улучшить состояние пациента, даже в тех случаях, когда результат не был очевиден во время медикаментозной терапии и занятий с логопедом.

Упражнения для восстановления и развития речи после инсульта включают в себя следующее:

Скороговорки для людей после инсульта

Проговаривание скороговорок прочно ассоциируется с детством. Удивительно, на данный прием используется не только детским логопедом. Скороговорки используются для развития речи.

Подбор текстов лучше оставить за лечащим врачом. Он сможет подобрать словосочетания, помогающие восстановить подвижность языка и улучшить дикцию пациента.

Скороговорки обычно направлены на выговаривание определенной буквы из алфавита. Подбирая словосочетания для развития речи, логопед подберет наиболее подходящие, с учетом существующих дефектов дикции.

Оптимистичный настрой и тесное соблюдение рекомендаций, как пациентом, так и его родственниками, существенно улучшает шансы на полное восстановление утраченных речевых функций. Не следует надеяться на быстрый результат. Лучше постепенно идти к поставленной цели, радуясь любым успехам.

ponchikov.net

Статистика знает и предостерегает

Что это такое, инсульт, как возникает и, соответственно, что можно сделать для его предотвращения? Для нормального функционирования мозга требуется обеспечить его в достатке кислородом. А он доставляется к органам кровью. Если происходит закупорка либо разрыв кровеносных сосудов, клетки испытывают дефицит кислорода и погибают. А ведь мозг является регулятором определенных функций организма. Допустим, если поврежденным оказался участок мозга, отвечающий за движение правой руки, то именно эта функция и будет нарушена.

О профилактике скажем чуть ниже. Но почему столь важна тема своевременного и полноценного восстановления после инсульта?


В нашей стране на долю этого недуга приходится в среднем 175 смертей на каждые 100 тысяч человек. В абсолютных цифрах статистика такова: около полумиллиона человек переносят инсульт в России ежегодно. И половина из них умирает. Из числа выживших порядка 90 % (даже больше) становятся инвалидами.

Есть и другие впечатляющие цифры: только 8 процентов из выживших после «удара» в состоянии вернуться к трудовой деятельности. Около 31 процента нуждаются в помощи других людей, а 20 процентов даже не могут ходить самостоятельно. Немногим лучше ситуации в мире в целом: 6 миллионов смертей в год и еще больше инвалидностей с параличом конечностей, серьезными нарушениями речи и других функций.

Виды инсультов, признаки и основы профилактики

Основных видов инсультов два:

  • Ишемический иначе называют инфарктом мозга. Он выражается в закупорке сосудов, из-за чего кровоток прекращается.
  • Геморрагический - это нетравматическое внутримозговое кровоизлияние с разрывом сосуда. Кровь в этом случае изливается в мозговую ткань.

Есть и частные случаи, гораздо более редкие: cубарахноидальное кровоизлияние, атеротромботический и гемодинамический инсульт. Пару слов скажу лишь о последнем: обычно проблемы случаются при высоком давлении, но гемодинамический инсульт происходит, напротив, на фоне низкого АД. Все крайности вредны!

Как понять, что это инсульт? Основных признаков несколько:

  • Резкая слабость, ощущение онемения, нарушение чувствительности, чаще всего, с одной стороны туловища.
  • Внезапная асимметрия лица.
  • Нарушение речи и понимания.
  • Сильная головная боль.
  • Головокружение, нарушение координации движений, трудности при ходьбе.
  • Резкое нарушение зрения, двоение.

Главное правило: не затягивать с обращением к врачу, вызывать скорую помощь, иначе опасность летального исхода или инвалидности резко возрастает. Помощь должна прийти в первые 2-3 часа. Подробно обо всем написано в статье Первая помощь при инсульте

Факторами риска инсульта, помимо высокого АД, являются курение, алкоголь, высокий уровень холестерина, ожирение, сахарный диабет, аритмия.

Процесс восстановления

Сколько времени потребуется на восстановление и можно ли восстановиться после инсульта? Все зависит от множества факторов. Каков вид инсульта, насколько велика зона поражения мозга, какой именно участок пострадал, сколько времени прошло с момента приступа до попадания в стационар, была ли квалифицированно организована первая помощь и т.д.

В зависимости от сочетания разных условий процесс может занять от 2-3 месяцев до нескольких лет. Причем, если поражения мозга оказались существенными, то возможно лишь частичное восстановление различных функций.

Восстановительные мероприятия начинаются в условиях стационара. Потом эта забота перекладывается на плечи родственников. Придется восстанавливать кровоснабжение конечностей и всего тела, работать над речью, развивать ментальные способности, учиться заново ходить, обслуживать себя хотя бы на уровне простейших навыков: одеваться, держать ложку и т.д.

Грамотное восстановление всегда является комплексным: массаж и лечебная физкультура, использование медикаментов и средств физиотерапии, иглорефлексотерапия, тренажеры и занятия с логопедом и т.д. Немаловажным будет создание комфортной психологической среды, моральная поддержка близких. Все это вкупе станет и приемами восстановления после инсульта в домашних условиях, и одновременно профилактикой повторных приступов и осложнений.

Восстановление двигательных функций после инсульта

Как только минуют дни кризиса, еще в стенах больницы, начинается работа по восстановлению способности к движению. Какие назначают процедуры после инсульта? Обычно это массаж, электрофорез, иные физиопроцедуры, все используется, чтобы мышцы не атрофировались, кровообращение не застаивалось.

Огромная роль в этом процессе отводится лечебной физкультуре. Даже лежа пациент пытается производить простейшие посильные движения. С помощью родных и медработников начинает поворачиваться с боку на бок, поднимать и опускать конечности, производить иные манипуляции. Если очаг поражение невелик, процесс идет быстрее, вскоре больному разрешать потихоньку привставать у кровати, а потом и начинать двигаться по палате с помощью ходунков.

Обрести вновь радость движения крайне важно как в физическом плане, так и в психологическом: если здесь будут успехи, то и настрой на дальнейшее выздоровление обязательно появится. К тому же, не надо забывать о таких физиологических реакциях как накопление «гормонов радости» в результате активных движений.

Сложнее тем, у кого поражение мозга оказалось глубоким. Есть опасность образования пролежней, серьезной атрофии мышц, тут роль окружающих особенно велика. Помогать, брать на себя функции «сестер милосердия» придется родным.

И все это должно делаться в точном согласии с рекомендациями врача. Особенно, в части индивидуальной нагрузки. Вредно излишне жалеть больного, но и форсировать события, увеличивать нагрузку до непосильной значит подвергать своего близкого риску повторного инсульта. С еще более тяжелыми последствиями.

Врач даст точные советы по тем конкретным упражнениям, которые наиболее показаны в вашем индивидуальном случае. Подскажет дозу, даст иные советы, будут на связи, к нему можно и нужно обращаться в случае затруднений.

ЛФК (лечебная физкультура) после инсульта. Упражнения в домашних условиях. Видео

А сейчас я предлагаю вам посмотреть комплекс упражнений по восстановлению после инсульта в видеоматериале. Врач по лечебной физкультуре рассказывает, какие делать упражнения дома, если больной уже может сидеть и появляются первые движения конечностей.

Главная разруха - точно, в головах!

А по поводу индивидуальности нагрузок и вообще реакции организма расскажу такой реальный случай.

Приходила навещать родственницу в отделении сосудистых патологий. Ее соседками по палате оказалась колоритная бабушка 84 лет и женщина лет 50. Зрелая дама постоянно ныла, донимала родственников, требуя очередных подношений и нереальных проявлений заботы. Она достала и соседей по палате, и медперсонал постоянными капризами и упреками. Домой ее уносили на носилках. Нянечки и сестрички облегченно выдохнули и перекрестились.

У бабули через пару дней после поступления случился криз. Пересказывать детали не буду, приятного мало, поверьте на слово: практически все, включая дочерей бабули, были уверены: все, утром не встанет. Настало утро, бабушка села на кровать и громогласно возмутилась: «Ну, где они там, уху обещали, и не несут!» И попыталась встать к окну. Потом шутила, рассказывала о своей бурной молодости и строила планы на будущий дачный сезон. Домой ушла на своих ногах, хотя и с костылями.

Восстановление речи после инсульта. Упражнения

Как работать с речью? Еще сложнее дело обстоит с восстановлением речи и мыслительных процессов после инсульта Все это занимает несколько лет, и не всегда бывает абсолютно успешным. Здесь, как и в случае с двигательными навыками, потребуется настойчивая, длительна работа, нужна система. Не занятия урывками, изредка, а именно планомерная работа.

Нервные клетки обладают высокой инертностью, «расшевелить» те, что расположены в области пораженного центра речи, будет непросто. Это надо понимать, быть реалистами. Что можно посоветовать из упражнений?

Просто разговаривать, пытаться произносить фразы, отдельные слова и даже звуки. А потом уже декламировать стихи и обращаться к иным более сложным речевым построениям.

Не надо начинать со скороговорок и просто сложных конструкций, восстановление должно идти логично. Как мы занимаемся с маленькими детьми? Учим азбуку, пытаемся оттачивать отдельные труднопроизносимые звуки, потом читать по слогам, и только дальше овладеваем целыми словами и предложениями. Так и здесь, принцип тот же.

Навык вернется скорее, если пытаться пропевать нужные фразы. Или просто петь любимые хиты, так речь рождается более естественно, легко.

Иногда потребуется помощь логопеда, который поможет делать специальную гимнастику речевого аппарата для восстановления нужных функций. Так, полезны сворачивание губ трубочку; движения языком вперед и обратно, облизывание губ языком по кругу и т.д.

Решаем задачи по восстановлению памяти

Восстановление и улучшение памяти после инсульта –непростая, но очень важная задача. Начинать эту работу надо как можно раньше, как только снята опасность повторного инсульта.

В первую очередь врачи прибегают к помощи современных лекарственных средств, которые призваны поддержать пораженные нейроны. Для этого пациентам назначают внутривенно ведение ноотропов, то есть тех препаратов, что могут существенно улучшить метаболические процессы в мозговом веществе и параллельно позитивно повлиять на память.

На этапе амбулаторного лечения прием данных препаратов продолжается, только уже в виде таблеток. Самые часто назначаемые, они же, наиболее эффективные ноотропы - это тиоцетам, пирацетам, фезам, луцетам, ноотропил. Их действие не бывает быстрым, необходим длительный курс лечения с постепенным накоплением результатов. Поэтому большую ошибку совершают пациенты, прекращающие прием лекарств вскоре после выписки. Курс, как правило, составляет 3 месяца, а потом, после небольшого перерыва, его следует повторить.

Функционально-восстановительное лечение тоже важно. Это постоянная тренировка ментальных навыков, особенно, способности к запоминанию. Запоминать полезно номера телефонов, стихи, неплохо помогают различные настольные игры типа пазлов. Одновременно будет и мелкая моторика рук развиваться, и речевые функции улучшаться.

Преодоление депрессии

Пожалуй, самый важный и самый сложный аспект восстановления после инсульта - это преодоление стрессовой ситуации. Особенно, когда приступ случился в трудоспособном возрасте. Человек, на полном ходу, вынужден остановиться. Теряет рабочие навыки, а заодно и веру в себя. Начинается депрессия, порой, весьма глубокая.

И далеко не всегда все «рассасывается» само собой. И даже постоянная поддержка близких не является гарантом успеха, хотя она и крайне важна. Приходится обращаться за профессиональной поддержкой специалиста, психолога или психиатра.

И снова здесь говорю о настрое родных, о необходимости запастись терпением. Нам иногда кажется, что плаксивость или агрессивность, резкие перепады настроения, раздражительность - это капризы больного. Но это естественные последствия поражения мозга, вот о чем надо знать и не забывать.

После первой энергичной эмоциональной реакции часто наступает апатия. Что называется, опускаются руки, ничего не хочется делать, человек безучастно ждет, что как-то все рано или поздно разрешится само собой. Это самый негативный сценарий, такого «Обломова» трудно бывает переубедить, побудить тренироваться, заниматься саморазвитием. А зачем? Он уверяет себя и окружающих, что былого здоровья и трудоспособности не вернуть, а напрягаться постоянно, чтобы руки, ноги, мозг заработали хотя бы вполсилы, не считает нужным.

Особенно тяжело приходится тем, кто много работал, привык отвечать за себя и близких. Не все способны преодолеть этот кризис с болезненной «ломкой» самолюбия. Придется подключать и специалистов, и антидепрессанты.

Что поспособствует улучшению настроения? Та же двигательная активность, посильные дела по дому, даче, общение с детьми и внуками, общение. Замечательно, если не забудут коллеги, будут хотя бы звонить, советоваться, иногда забегать в гости. Водные процедуры, прогулки, общение с природой, чтение, игры с внуками - все работает в комплексе. Главное - не терять ощущения нужности, не чувствовать себя обузой.

Мотивацией может стать хобби, для которого всегда не хватало времени. Допустим, рыбалка. Одного, конечно, нельзя отпускать, даже если ходить стал лучше. Но семейная «вылазка» с удочками может стать великолепным сеансом психотерапии. Кто-то начнет учиться плести корзинки, делать игрушки или овладеет иными народными ремеслами.

Опять же, заниматься этим надо постоянно. Восстановление после инсульта - процесс не просто длительный, он пожизненный. Если этого не бояться, настраиваться на позитив, можно долгие годы жить вполне полноценно, интересно, учиться новому и радовать близких, самому наслаждаясь жизнью.

irinazaytseva.ru

Надо отметить, что такой процесс не отличается простотой. Современной медициной в этом направлении широко применяются стволовые клетки. Помимо этого восстановление нервных импульсов проходит при занятиях с логопедом.

Применение стволовых клеток

Можно ли восстановить речь после инсульта посредством стволовых клеток? Современная медицина доказывает, что с подобной терапией организм получает дополнительные душевные силы, у человека повышается стремление к выздоровлению, улучшается настроение. Максимальной результативностью данный метод обладает в том случае, если он был применен в первые дни после случившегося инсульта.

Как восстановить речь после инсульта стволовыми клетками? Такая процедура проводится при амбулаторном лечении. Требуется две процедуры, между которыми должен быть трехмесячный отдых. Лечение начинается с восстановления сосудов. Проводятся процедуры по устранению ишемии, атеросклероза и тромбоза, ликвидируются спазмы.

Сосуды приобретают эластичность, оптимизируется толщина их стенок и сами русла. В тех областях, где был закупорен и разорван сосуд, начинаются образовываться новые коллатеральные пути.

Речь после инсульта

Сроки восстановления речевой функции тесно связаны с площадью поражения нервных клеток в коре головного мозга, которые отвечают за речь. Чем обширнее повреждение мозга, тем более медленными темпами восстанавливается способность говорить. Если за год еще есть надежда вернуть утраченную речь, то со временем темпы реабилитации замедляются.

Организм человека, перенесшего инсульт, постепенно адаптируется к оставшимся дефектам в речи. Поэтому окружающие люди должны проявлять понимание. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы больной замкнулся в себе и был изолирован от людей. Чтобы восстановить утраченную функцию, человек должен больше общаться, принимать участие в различных обсуждениях, выполнять упражнения несложного характера.

Виды нарушения речи после инсульта

Любой вид нарушения речи после инсульта можно постепенно ликвидировать. Чтобы реабилитация проходила удачно и быстро, следует разобраться в специфике дефекта и правильно подобрать лечебную методику. Встречаются такие нарушения, как сенсорная и моторная афазия.

При моторной афазии речь воспринимается больным на слух и даже понятна ему. Однако для человека составляет огромную трудность произносить слова самостоятельно или формулировать мысли. Пациент с трудом читает и пишет. Чаще всего эти функции вовсе утрачиваются.

Что такое сенсорная афазия? Больной может бормотать что-то бессвязное, речь не подлежит его контролю. Навык чтения не утрачивается, но для пациента смысл написанного непонятен. Способность к написанию слов полностью отсутствует.

В результате перенесенного инсульта речи больного присуща сумбурность. При говорении он усиленно жестикулирует, включает экспрессивную мимику и множество различных интонаций. Человек пытается сформулировать свои мысли, но это у него не получается, так как правильное произношение и подбор нужных слов утрачен. Пациент может проявлять агрессию, зачастую плачет. Состояние у него нервозное. После инсульта утрачивается адекватное восприятие окружающего мира.

Как проходит восстановление речи?

Как восстановить речь после ишемического инсульта? После стабилизации состояния больного врачи советуют незамедлительно приступить к мероприятиям, способствующим восстановлению навыков говорения. Чтобы темпы реабилитации были быстрыми, с пациентом должен работать профессиональный логопед, но психологическая поддержка родных людей также крайне важна.

Как восстановить речь после инсульта? Упражнения, разработанные специально для этой цели, широко применяются логопедами. Работа специалиста построена на поэтапном возвращении утраченной функции посредством разных заданий: работы с карточками, раскладывания детского лото, произношения слов по слогам и полностью. Врач может научить больного компенсировать недостаток словесного выражения жестами.

Занятия нельзя приостанавливать даже в том случае, если желаемый эффект долго не достигается. Рано или поздно упорные старания врача и пациента дадут свои результаты.

Как восстановить после инсульта средней тяжести речь? Рекомендации относительно того, как проводить упражнения по ее восстановлению, отличаются четкостью. Главной целью занятий является заставить клетки, расположенные в пораженной области мозга, выполнять утраченные функции. Это достигается посредством постоянных тренировок. Больному необходимо слышать живую речь. С ним следует постоянно общаться. Это поможет ему начать воспроизводить звуки.

Что касается произношения целых слов, то в случае полного отсутствия навыка говорения пациенту предлагается произносить отдельные звуки и слоги. С этой целью человеку говорят часть слова или фразы. При этом окончания не договариваются. Пациент должен сам их произнести.

Благотворное влияние на развитие способности к воспроизведению слов оказывает пение. Если петь больному и предлагать ему подпевать, то он намного быстрее восстановит речь. Такой метод отличается высоким уровнем эффективности.

Очень важным является восстановление способности произношения звуков. Возможно, человек способен разговаривать, но за счет сильного нарушения иннервации мимических и жевательных мышц происходит их застывание.

Упражнения для разработки мышц

Как восстановить речь после инсульта? В обязательном порядке требуется разработка лицевых мышц.

Пациенту предлагается:

  • складывать губы в трубочку;
  • оскаливать зубы;
  • максимально выдвигать язык вперед;
  • слегка прикусывать челюстями то верхнюю, то нижнюю губу;
  • облизывать губы языком в обоих направлениях.

Работа логопеда

После того как будет проведено обследование больного и определен тип афазии, следует немедленно приступить к занятиям с логопедом. Следует отметить, что у трети людей, перенесших инсульт, на момент выписки из больницы речь полностью восстановлена. Конечно, такое возможно, если в больнице имеется логопед, который проводит занятия с пациентом с первой же недели его болезни.

Что такое логопедия?

Логопедия — наука, занимающаяся изучением нарушений речи, разработкой путей их преодоления и предупреждения, методами коррекционной работы. Больные, которые даже после занятий с врачом выписываются с тяжелым нарушением речи, при последующей работе, проводимой с регулярностью, могут справиться с недостатками и приступить к работе.

Методы, применяемые логопедами

С самого начала логопедом проводится «размораживание» нарушенных функций речи на основе прежних стереотипов. Врач проверяет реакцию больного на слабые раздражители, к примеру приглушенное говорение. Работа построена про принципу нарастания уровня заданий от легких к сложным.

Здесь учитывается тот немаловажный нюанс, что подборка упражнений осуществляется индивидуально, с учетом степени поражения речевого аппарата пациента. Принимается во внимание и тип афазии.

Для одного человека будет легко называть предметы, для другого — поддерживать диалог и т. д. Но нельзя постоянно давать легкие задания. Их сложность должна неуклонно расти.

Первое занятие не должно стать для пациента обременительным. В начале реабилитации рекомендуется использование материала, имеющего эмоциональную значимость для больного. Также подбирается и соответствующая смысловая нагрузка.

Что нельзя предлагать на начальных этапах лечения?

Проведение начальных этапов лечения имеет огромное значение. Не рекомендуется предлагать прорабатывать отдельные слова вне контекста и подключать звуки. Для восстановления речи логопедом должны быть созданы всяческие условия для того, чтобы больной как можно быстрее смог поддержать беседу.

Применение пения

После инсульта быстрее восстановить речь поможет пение. Занятия логопеда с включением элементов музыки дают положительные результаты. Если пациент затрудняется закончить предложение, которое начал логопед, то можно предложить прослушивание и пение любимых песен. Необходимо выяснить, какие песни любит и знает больной. В процессе пения слова сначала произносятся пациентом нечетко. Постепенно произношение их улучшается. Такое задание должно протекать в позитивной атмосфере. Больному оно приносит удовольствие.

Сразу после того как пациент сможет произносить слова, следует вызвать у него интерес к самостоятельным занятиям. К примеру, предложить ему вставить в предложения пропущенные буквы или предлоги.

Какие методы применяются для людей с сенсорной афазией?

Для людей с сенсорной афазией применяются наглядные материалы. Больному показывается картинка, которую предлагается срисовать, если это позволяет сделать его состояние. Затем называется слово, символизирующее изображение. Все действия, которые проводятся логопедом, сопровождаются доброжелательными спокойными комментариями: «Давайте поправим подушку», «Поднимите, пожалуйста, голову», «Теперь можете положить голову на подушку». Так можно восстановить речь после инсульта при наличии сенсорной афазии.

Больные с подобным нарушением плохо различают близкие по звучанию слова. Подходящим упражнением является применение рисунков. Пациент должен показать названный предмет. К примеру, выбираются такие пары созвучных слов, как «том — дом», «точка — почка» и т. п.

Продолжительность занятий

Продолжительность занятий и промежутки между ними зависят от индивидуальных возможностей пациента. Средним показателем является 7-15 минут. Через два месяца упражнения можно проводить в течение получаса. Следует также держать под контролем нагрузку речевого и слухового аппарата пациента.

В палате должно быть спокойно, не должно быть включено радио или телевизор.

Помощь логопеда на поздних этапах

Если помощь логопеда не была оказана в первые недели заболевания, то нарушения в речи отличаются стойкостью. И в этом случае восстановить утраченную функцию можно, но работать с больным должен афазиолог, который обладает своими методами.

Поддержка человека, перенесшего инсульт

Очень важно поддержание в больном оптимистического настроя. Персонал больницы, родственники пациента и логопед не должны дать почувствовать человеку, что он инвалид. Иначе человек замкнется в себе и воспримет болезнь как приговор. После инсульта эмоциональная восприимчивость пациентов слишком высока. Ласковое обращение будет в этом случае лучшим помощником в деле восстановления утраченной способности к говорению.

Можно ли проводить самостоятельные занятия под руководством близких людей?

Как восстановить речь после инсульта в домашних условиях? Самостоятельные занятия родственники могут проводить только с разрешения врача. Здесь важно не переусердствовать. Не следует излишне перегружать больного или же давать ему непосильные задания.

Родственникам зачастую не хватает терпения, и они хотят достичь желаемого результата в короткие сроки. Малая успешность в выздоровлении вызывает у них разочарование, которое выражается в мимике и жестах. Пациент, уловив такую реакцию близких людей, теряет оптимизм и впоследствии может отказаться от проведения лечения. Поэтому на занятиях с логопедом родственники пациента не присутствуют.

Важные замечания

Чтобы восстановить речь и память после инсульта, рекомендуется настойчиво заставлять больного проговаривать названия окружающих предметов. Доказано, что пациенты лучше запоминают предметы, нежели действия.

При общении с человеком, перенесшим инсульт, важно учитывать, что во время параллельного разговора нескольких человек больным плохо различаются звуки и слова.

Тем, кто перенес инсульт, нельзя осуществлять просмотр телевизора более 2 часов в день. Следует подбирать только спокойные интересные передачи. К примеру, любителей спорта спортивная передача побудит к комментариям, что окажет свое воздействие на восстановление речи.

Народные средства

Могут ли восстановить речь после инсульта народные средства? Испытанным методом, употребляемым в народе, является использование нарезанной тонкими ломтями или натертой черной редьки. Ее следует держать во рту. При этом в ротовой полости возникает чувство жжения и покалывания. Также из редьки делается компресс. Его прикладывают к поврежденному лицевому нерву.

Заключение

В статье были рассмотрено, как восстановить речь после инсульта. Процесс этот долгий и кропотливый. Он требует усердия как пациента, так и врача. Терпение, поддержка близких людей, спокойный настрой и четкое следование рекомендациям врача помогут заболевшему человеку справиться с недугом.

fb.ru

Более точно определить вид речевого расстройства и какого плана нарушения произошли в организме, может только специалист. Как правило, это профессиональный логопед.

В процессе обследования врач может определить следующие виды нарушения речи:

При любой форме послеинсультной потери речи нужно наблюдаться у логопеда. Врач назначит специальные упражнения и расскажет об эффективных методах ее восстановления.

Логопед в процессе обследования определяет вид общего расстройства и на их основании назначает соответствующие варианты для полноценного восстановления речи.

Врач будет прослеживать динамику процесса и вносить соответствующие изменения, направленные на решение вопроса, как вернуть речь.

Если своевременно начать восстановительные процессы, такие неприятные симптомы, как потеря возможности разговаривать и невнятная речь, достаточно быстро уходят, и человек начинает полноценно общаться с окружающими.

С вопросом, можно ли восстановить речь после инсульта, все понятно, да это вполне возможно. Следующим вопросом, которым задаются сами пациенты и их близкие, является начало восстановительного процесса, то есть в какое время нужно начать процесс восстановления речи.

Здесь можно отметить, что на полное или максимально частичное восстановление речи после инсульта в среднем тратится достаточно много времени . В некоторых случаях терапия занимает несколько лет, нередко положительного результата можно достигнуть примерно через три месяца.

Можно восстановить речь полностью после того, как она была серьезно затруднена или полностью отсутствовала.

Чем раньше начать лечебные и восстановительные мероприятия, тем большего положительного результата можно будет достигнуть.

Профессиональный логопед уже через две недели после приступа может определить тип нарушения речи и на его основании разрабатывает процесс лечения. Многие методики можно применять в обычных домашних условиях.

Пациенту будут обозначены особенности упражнений, частота занятий, возможность комбинирования и чередование разных методик. При самостоятельном восстановлении речи, важно опираться на рекомендации специалистов и первые занятия проводить под его контролем.

Самолечение в данном случае не приведет к положительным результатам в решении такого вопроса, как восстановить речь после инсульта.

Логопедические упражнения после инсульта в домашних условиях, особенно на первоначальных этапах, лучше проводить под контролем специалистов. Это важно по той причине, что в процессе восстановления необходимо придерживаться определенных правил.

Среди самых основных правил и условий, которых четко придерживается специалист, можно отметить:

Даже если по началу процесс восстановления идет сложно, не стоит опускать руки. Здесь важно постоянство и регулярность.

Перед началом курса восстановления речи в домашних условиях под руководством специалиста или самостоятельно, требуется составить программу мероприятий, которые будут направлены на лечение сбоя в речи.

В процессе составления подобной схемы, врач идет в двух направлениях:

  1. Медикаментозное лечение , когда назначаются таблетки для улучшения речи после инсульта. Это особая терапия, основное действие которой направляется на предупреждение разных осложнений и рецидивов, на восстановление пораженного отдела нервной системы и на улучшение общих мозговых структур.
  2. Занятия по речи с логопедом или по его инструкции и под его периодическим контролем.

Практические упражнения для восстановления речи у больных после инсульта назначаются в обязательном порядке, так как без этого просто невозможно вернуть нормальную речь.

Стоит отметить, что это могут быть не только слова и предложения, но также восстановление общей моторики. Подобные упражнения также оказывают влияние на общую скорость восстановления речи после приступа.

Современная медицина предлагает большое количество разных методик, направленных на восстановление основных речевых функций. Профессиональный логопед подберет особую методику для каждого конкретного случая.

Вот самые популярные и действенные упражнения, которые помогут достаточно быстро восстановить речь после инсульта:

Достаточно серьезного эффекта можно добиться в процессе лечения и восстановления в групповых занятиях .

Пациенты, которые перенесли инсульт, с намного большим удовольствием делятся информацией и общаются. Все это намного быстрее восстанавливает функции речи, более того, помогает обзавестись новыми знакомствами.

В процессе восстановления после приступа можно делать не только упражнения, направленные на налаживание мысленного процесса. Стоит заняться специальной гимнастикой для разработки речевого аппарата.

Среди данных упражнений можно отметить следующие:

Это идеальная возможность быстро восстановить мускулатуру и гибкость, что максимально положительно сказывается на общем речевом аппарате.

Пациент обязательно должен выполнять полный комплекс грамотно разработанных мероприятий. Только после их четкого выполнения можно говорить о получении тех или иных положительных результатов.

Чтобы восстановительный процесс прошел как можно быстрее, первое время человек, переживший инсульт, должен заниматься вместе с родственниками.

Основная работа, направленная на развитие речи в самое первое время не должна превышать 15 минут. В дальнейшем длительность занятий может достигать 30 минут.

Оптимальным вариантом является несколько подходов в течении дня по 10 минут . Вне занятий также нужно стараться как можно больше разговаривать, например, описывая свои действия.

Больному нужно постоянно задавать вопросы, сначала для получения односложных вопросов, потом более развернутых.

Времени на упражнения тратится относительно немного, потому можно дополнять терапию такие методами лечения и восстановления, как физиотерапия, иглорефлексотерапия, а также функциональное биоуправление.

Современная физиотерапия предназначена для эффективной электростимуляции всей речевой мускулатуры в целом. Процедуры очень хорошо корректируют общую артикуляцию, а также улучшают звено речевой деятельности.

В процессе восстановления речевых процессов и функций после инсульта, можно использовать методы народной медицины. Их так же, как упражнения нужно согласовывать с лечащим врачом, так как самостоятельное лечение может привести к определенным проблемам, с которыми потом очень сложно справиться.

Чтобы быстро вернуть и восстановить речь после приступа, можно пользоваться следующими народными средствами:

Рецепты народной медицины предназначены для возвращения исходного функционирования тканей мозга.

В сочетании с медицинскими препаратами, современными физиотерапевтическими процедурами, а также логопедическими упражнениями рецепты народной медицины в состоянии оказать уникальный положительный эффект, позволяя организму очень быстро восстановиться.

Первая помощь при инфаркте миокарда Народные средства от гипертонии эффективные

В настоящее время катастрофически растет число больных с инсультом. Среди заболевших постоянно увеличивается число людей молодого и юного возраста. Наиболее частым последствием инсульта, черепно-мозговой травмы и других заболеваний центральной нервной системы являются нарушения высших психических функций, в том числе нарушения речи. Через некоторое время после начала заболевания или черепно-мозговой травмы больной начинает оценивать свое состояние: невозможность речевого общения, самообслуживания и самостоятельного передвижения или значительное ограничение этих функций; потерю трудоспособности и социального статуса. Все это приводит к тяжелым депрессиям и ряду других психических расстройств. Нарушения высших психических и двигательных функций являются основной причиной полной или частичной потери трудоспособности, причем важнейшим фактором считаются именно нарушения речи, проявляющиеся в форме афазий и дизартрии.

Примеры.
Подобрать существительное:
Образец: ЗЕЛЕНАЯ (что?) трава
ИНДИЙСКИЙ (ЧТО?)
ДЕРЕВЯННЫЙ (ЧТО?)
СТЕКЛЯННЫЙ (ЧТО?)
ХВОЙНОЕ (ЧТО?)
ХРУСТАЛЬНЫЙ (ЧТО?)
АКВАРЕЛЬНЫЕ (ЧТО?)
ПАССАЖИРСКИЙ (ЧТО?)
РАСТВОРИМЫЙ (ЧТО?)
Слова для справок:
СТУЛ, СТАКАН, ПОЕЗД, ДЕРЕВО, КОФЕ. ФУЖЕР. ЧАЙ. КРАСКИ.

Подобрать существительное:
Образец: ШОКОЛАДНЫЕ (ЧТО?) конфеты
КОНТУРНАЯ (ЧТО?)
ФУТБОЛЬНЫЙ (ЧТО?)
ШКОЛЬНАЯ (ЧТО?)
МЕХОВАЯ (ЧТО?)
ТОЧНЫЕ (ЧТО?)
КОЛОКОЛЬНЫЙ (ЧТО?)
БЕРЕЗОВАЯ (ЧТО?)
ПЕВЧАЯ (КТО?)
Слове для справок:
МЯЧ. ПТИЦА. КАРТА. РОЩА, ШАПКА, ПАРТА. ЗВОН, ЧАСЫ.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Библиотека логопеда, Практические упражнения для восстановления речи у больных после инсульта, черепно-мозговой травмы и других заболеваний головного мозга, Амосова Н.Н., Каплина Н.И. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Экстренная токсикология, Софронов Г.А., Александров М.В., 2012
  • Цитогенетические, молекулярные и клинические основы генетически обусловленных болезней, Юров И.Ю., Ворсанова С.Г., Воинова В.Ю., Чурносов М.И., Юров Ю.Б., 2019