Латинские прилагательные согласуются с существительными, к которым они относятся, в роде, числе и падеже. Такое сочетание называют согласованным определением. В медицинской и ветеринарной терминологии прилагательные записываются после существительного. Cогласованное определение на русский язык переводится согласованным определением. Например: musculus latus – широкая мышца; intestinum caecum – слепая кишка.

При согласовании прилагательного с существительным нужно:

1) записать существительное и прилагательное в словарной форме;

2) выбрать прилагательное, соответствующее роду существительного;

3) написать определяемое существительное и приписать выбранную родовую форму прилагательного, образовав термин в именительном падеже единственного числа.

Примеры согласования прилагательных

1-й группы в Nom . sing .

термин существительное прилагательное

cедалищный нерв nervus, i, m ischiadicus, a, um

nervus ischiadicus

скуловой гребень crista, a , f zygomaticus, a, um

crista zygomatica

правое предсердие atrium, i, n dexter, tra, trum

atrium dextrum

Если существительное и согласованное с ним прилагательное относятся к одному и тому склонению, они имеют одинаковые падежные окончания.

NB ! Окончания существительного и прилагательного не всегда совпадают. Например: oculus sinister - левый глаз.

Анатомический термин с согласованным определением

В анатомической терминологии используется не только несогласованное, но и согласованное определение. Согласованное определение выражается прилагательным и отвечает на вопросы: какой, какая, какое?. При переводе терминов с согласованным определением необходимо соблюдать правильный порядок слов: в латинском языке прилагательное стоит после существительного, в русском языке – перед существительным, к которому оно относится. Например:

Vertebra thoracica Грудной позвонок

Сущ.Nom. Пр. Nom. Пр. Им. п. Сущ. Им.п.

Наружная косая мышца. Musculus obliquus externus

Пр.Им.п. Пр.Им.п. Сущ.Им.п Cущ.Nom. Пр.Nom. Пр.Nom.

УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение 1 . Согласуйте прилагательные с существительными и просклоняйте.

Fascia (latus, a, um), palatum (durus, a, um), musculus (rectus, a,um), lamina (palatinus, a, um), membrum (dexter, tra, trum), sulcus (cavernosus, a, um).

Упражнение 2. Переведите с русского языка на латинский, запишите в Nom. и Gen. sing.

Глубокая связка, длинное ребро, правый глаз, тазовая конечность, резцовая ямка, левый угол, срединная перегородка.

Упражнение 3. Просклоняйте по-латыни и по-русски.

Nodus lymphaticus – лимфатический узел, сosta vera – истинное ребро, intestinum caecum – слепая кишка.

Контрольные задания

1. Назовите вид определения.

Fundus ventriculi, musculus obliquus, cavum cranii, septa ossea, intestinum rectum, fracturae vertebrarum, medulla rubra.

2. Переведите письменно на латинский язык.

Внутренняя и наружная артерия, истинные и ложные рёбра, блуждающие нервы, красное и жёлтое ядро, грудная и тазовая конечность, сложные переломы, глубокие поперечные связки, правый и левый желудочек.

3. Просклоняйте, согласовав прилагательное с существительным.

Фиброзная капсула, поперечная ободочная кишка, средний палец, барабанная перепонка, твердое нёбо, правая доля.

Урок по теме

«Согласование имён прилагательных и существительных»

русский язык

4 класс

Иродовская Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов

КГУ «Новосветловская средняя школа»

Айыртауский район

Северо-Казахстанская область

Тип урока: комбинированный

Цель урока: Закрепление учащимися навыков определения рода, числа, падежа имени прилагательного в согласовании с именем существительным, умений выделять окончания имён прилагательных. Развитие орфографической зоркости у

Задачи урока:

1. Способствовать закреплению умения составлять словосочетания «прилагательное + существительное»;

2. Способствовать активизации, обогащению словаря прилагательных, развитию зрительного внимания, умения сравнивать;

3. Способствовать воспитанию познавательной активности к русскому языку как к учебному предмету, самоконтроля при выполнении письменных и устных заданий.

Методы: словесный и наглядный

Форма: индивидуальная и коллективная

ТСО: компьютер, интерактивная доска, презентация Power Point.

Ход урока:

I.Психологический настрой (Слайд 1)

Улыбкой ясная природа,

Сквозь сон встречает утро года.

Синея, блещут небеса

Еще прозрачные леса,

Как будто пухом зеленеют.

Собирает нас звонок

На замечательный урок!

Подравнялись, тихо встали,

Глазки на меня подняли! Садитесь!

II. Актуализация опорных знаний. (Слайд 2)

Что называется именем существительным?

Как изменяются имена существительные?

Что называется именем прилагательных?

(Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?)

Как изменяются имена прилагательные?

(По родам, числам, падежам)

Как определить род, число и падеж имен прилагательных?

(По имени существительному, с которым оно согласуется)


III. Ввод в тему. (Слайд 3)

Ребята, к вам прилетели снежинки. Соберите их вместе и прочитайте тему нашего урока.

«Согласование имён прилагательных с именами существительными».


IV. Запись в тетрадь числа. (Слайд 4)

Восьмое декабря.


V. Минутка чистописания. (Слайд 5)

___________________________________

Кружась легко и неумело,

Снежинка села на стекло.

Шел ночью снег густой и белый -

От снега в комнате светло.

(Александр Твардовский «Опять зима»)

Спишите.

Найдите в четверостишие имена прилагательные.

С каким существительным они согласуются? Определите род, число и падеж имен прилагательных.

(густой и белый снег – м.р., ед.ч., Имен.падеж.)

VI. Словарная работа. (слайд 6)

Одежда

Одежда - совокупность предметов (из ткани, меха и т.п.),

которыми покрывают тело или которые надевают на него.

Одежда – существительное, неодушевлённое, женского рода, 1-го склонения.

О –приставка

дежд – корень

а - окончание

Какой бывает одежда?

(Ответы детей)


Игра «Раскрась слово» (Слайд 7)


VII. Работа над темой урока.

1.Слово учителя. (Слайд 8)

«Существительное обозначает предмет, а прилагательное признак предмета, то есть признак существительного. Мы с вами уже знаем, что эти две части речи тесно связаны между собой. Прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе и падеже. Сегодня на уроке мы будем упражняться согласовывать имена прилагательные с именами существительными». Имя прилагательное всегда дружит с именем существительным, поэтому имеет те же грамматические признаки, что и существительное, с которым оно связанно. Называется эта особенность согласование.


2. Работа с учебником. (Слайд 9)

Страница 108 упражнение 282 (у доски и в тетрадях)

Прочитай неполные предложения. Вставь нужные по смыслу имена прилагательные. Спиши. Определи их род.

1. Река ….., а ручей …. . 2. Камень …., а вата … 3.Сметана …, а чай …. .

4. Сажа …, а снег …. 5. Зимой день …., а ночь ….. 6. Нитка …., а канат …. .

7. Ворона ….., а воробей …...

3. Игра с мячом (Слайд 10)

(превращение формы единственного числа в форму множественного числа, и наоборот). Дети образуют формы единственного и множественного числа.


Сильный мороз - … Родные просторы - …

Выносливый парень - … Любимые страны - …

Храбрый волк - … Надежная подруга - …

Пушистый снег - … Снежные зимы - …

Огромный сугроб - … Красивые дома - …

Морозный день - … Зимние узоры - …

4. Физминутка «Грамматический чай». (Слайд 11)

Ребята, как вы уже, наверное, заметили, наш урок украшает зимняя тема. И чтобы нам немного согреться, давайте на нашей физминутке попьем чай. Но чай будет не простой – грамматический.

С кем же мы сегодня будем пить грамматический чай? Давайте познакомимся. Поднимите руку те гости, которые…

Считают русский язык своим любимым школьным предметом

Имеют дома словари русского языка

Знают, сколько букв в русском алфавите

Могут без запинки и правильно произнести все буквы русского алфавита

Умеют разгадывать ребусы

Могут произнести слово «звонит» с правильным ударением

Никогда не произносят слово «блин» в качестве ругательного

(Дети и гости пьют чай)


5. Задание «Склоняем ….. лимон» (Слайд 12)

Ребята, посмотрите, что у вас находится в чае? (Лимон)

Подберите прилагательные к слову лимон. (Кислый, вкусный, желтый, сочный и т.д.)

Давайте, просклоняем словосочетание кислый лимон по падежам и выделим окончания прилагательных.

И.п. лимон (какой?) кислый

Р.п. лимона (какого?) кислого

Д.п. лимону (какому?) кислому

В.п. лимон (какой?) кислый

Т.п. лимоном (каким?) кислым

П.п. о лимоне (каком?) кислом

6. Задание «Работаем быстро!!!» (Слайд 13)

А теперь внимание.

Новое испытание.

Вставьте окончания

В эти словосочетания.

В этих прилагательных «потерялось окончание». Вы должны вставить окончание и прочитать словосочетание в быстром темпе.


утренн ___ туман

после грибн ___ дождя

к русск ___ человеку

в космическ ___ корабле

долгожданн ___ телеграмму

красн ___ карандашом

от зимн____ мороза

с лучш…. приятелем

в ночн_____ небе

современн____ кино

новогодн____ песни

богат ____ урожай

модн ____ блузка

в больш____ сугробе

7. Задание «Исправь ошибки» (Слайд 14)

Мальчик Боря на доске написал такое:

Плывёт лодка по реке серое, большое,

А на лодке плывут весёлая друзья,

И везут они с собой забавная игра.

Что же это за игра?

Вам я не скажу.

В небе звёзды яркая светят и горят,

А друзья с вопросами к вам уже спешат.

Мальчик Боря отошёл, ещё раз он всё прочёл,

Но ошибок не нашёл.

Он решил запутать вас.

Кто исправит весь рассказ?

Чего не знал Боря?

Как нужно поступить, чтобы правильно написать окончания прилагательных?

Это правило можно сформулировать в шутливой форме: не хочешь оставаться с носом, проверяй окончания вопросом.

Выпишем те словосочетания, в которых Боря допустил ошибки, укажите число, род, падеж.(1 человек у доски).

8. Задание «Образуй прилагательное». (Слайд 15)

Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой.

Записать названия магазинов по видам товаров, которые в них продаются. Выделить окончания, обозначить род.

(Книги, хлеб, продукты, овощи, мебель, посуда)


VIII. Обобщение (Слайд 16)

Итак, ребята, над чем работали сегодня на уроке?

В чем согласуются имена прилагательные с именами существительными?

(В роде, числе и падеже)

Выставление оценок.

IX. Рефлексия (Слайд 17)

В конце занятия давайте немного пошутим, ответим на мои вопросы.

Это верно или нет?

Что как сажа чёрный снег?

Сахар горький, уголь белый?

Ну а трус, как заяц смелый?

Урок сегодня был удачный?

Не прошёл для вас он зря?

Вы все очень постарались?

Вам понравилось, друзья?

X. Домашнее задание (Слайд 18)

Страница 109 упражнение 284

Сегодня мы получим полезную информацию об имени прилагательном в испанском языке (Nombre adjetivo). Прилагательное испанского языка разделяется на две большие подгруппы:

  • качественные имена прилагательные (calificativos ):
  • относительные имена прилагательные (relativos ):

    el plan anual (годовой план),
    la región agrícola (сельскохозяйственный регион),
    el día estival (летний день)

Эта группа прилагательных по своему значению схожа с прилагательными русского языка. Они обозначают качество, свойства и признаки предмета или явления, которое описывают.

Качественные прилагательные имеют 3 степени сравнения: положительную, сравнительную, превосходную.

Например:

Относительные имена прилагательные

Эта группа также указывает на признак предмета, но при этом обязательно указание на его отношение к лицу, явлению, действию или еще одному предмету.

Эти прилагательные образуются от уже имеющихся названий предметов, действий или явлений, через которые они выражают признак. Они могут указывать на:

  • материал, из которого сделан предмет (férreo — железный);
  • обстоятельства времени, места… (madrileño — мадридский);
  • отношение к лицу или животному (felino – кошачий);
  • отношение к предмету или понятию (marítimo – морской)
  • отношение к действию или понятию (corriente – текущий).

В современном испанском языке часто используют предлог de + существительное , вместо одного прилагательного, если говорят о материале, из которого изготовлен предмет: la caja de cartón (картонная коробка) вместо la caja cartonera .

Особенность испанских прилагательных состоит в том, что качественных прилагательных намного больше, чем относительных. И, плюс ко всему, в испанском языке отсутствуют притяжательные прилагательные, такие как мамин, бабушкино, отцовский и тому подобное.

Согласование имен прилагательных с существительными

Прилагательное испанского языка всегда около себя имеет существительное, которое оно описывает. Имя существительное в большинстве случаев стоит перед именем прилагательным. Также прилагательное согласуется с существительным в роде и числе. Прилагательное, согласуясь с существительным в роде, имеет такое же окончание, как и существительное (не считая некоторых исключений, о них немного позже).

Если существительное женского рода, тогда у прилагательного будет окончание – а . При существительном мужского рода будет стоять прилагательное с окончанием – о . Их называют прилагательными двух окончаний.

Например:

el papel blanco (белая бумага)

la mesa blanca (белый стол)

Прилагательные одного окончания характеризуются окончанием на любую согласную или гласную кроме – о . Их окончания не меняются в зависимости от рода существительного.

Например:

el libro común (общая книга)

la causa común (общая причина)

el papel verde (зеленая бумага)

la mesa verde (зеленый стол)

la casa grande (большой дом)

el país grande (большая страна)

Все прилагательные с конечным суффиксом –ista относятся к прилагательным одного окончания:

socialista (социалистический)

idealista (идеологический)

Прилагательные, которые указывают на национальность, оканчиваясь в мужском роде на согласную, и прилагательные, которые оканчиваются на — an , — on , — or , в женском роде добавляют окончание – а :

Например:

el periódico inglés (английская газета)

la revista inglesa (английский журнал)

el baile andaluz (андалузский танец)

la canción andaluza (андалузская песня)

От положения прилагательного относительно имени существительного (перед или после) может меняться смысл всего выражения.

Это относится к таким прилагательным:

Испанский вариант слова

Перевод в положении перед существительным

Перевод в положении после существительного

недавно приобретенный

недавно сделанный

несчастный

обыкновенный

грустный

определенный

известный

Например:

un buen hombre (добрый человек)

un hombre bueno (хороший человек)

un triste empleado (обыкновенный служащий)

un empleado triste (грустный служащий)

Следует помнить, что если указанные прилагательные сочетаются с наречием или каким-либо другим словом, то в этом случае они независимо от выражаемого смысла стоят после существительного. Правильно будет сказать Juan es un hombre muy bueno (Хуан очень добрый человек). Вместо фразы Juan es un muy buen hombre .

Усеченные формы прилагательных

Иногда случается употребление качественных прилагательных перед существительным в единственном числе. В этом случае следует употреблять усеченную форму прилагательных grande (великий, большой), malo (плохой), bueno (хороший).

Например:

el gran hombre (великий человек)

un buen camino (хорошая дорога)

el mal libro (скверная книга)

Прилагательные bueno , malo могут употребляться в усеченной форме только перед существительными мужского рода.

Описывая качества группы существительных, прилагательное обычно согласуется в роде и числе только с первым существительным из группы:

En el barrio hay nuevos almacenes, peluquería y cine (В квартале есть новые магазины, парикмахерская и кино­театр).

Прилагательные испанского языка – это не так сложно, как кажется. Лексическое значение нужно, конечно, заучивать, а вот употребление и согласование с существительными с практикой доходит до автоматизма, и вы легко их употребляете в речи. В изучении любого иностранного языка важна практика его использования в разговоре.

Ознакомиться с правилами употребления прилагательных можно еще и здесь

Задание 7.

Закончите предложения, добавив недостающие слова. Перескажите текст, как запомнили.

(Если учащимся трудно выполнить задание самостоятельно, логопед может использовать картинки. Читая предложения, логопед должен выделять незаконченность предложения соответствующей интонацией. При ответе учащихся следить за правильным согласованием глагола с существительным.)

а) Набежало... . Скрылось... . Подул... . Помялась... . Потемнел. . . . Полил. . . . Загремел. . . . Сверкнула. . .

Слова для справок: облако, солнце, ветер, пыль, лес, дождь, гром, молния.

б) Облако... Солнце... Ветер... Пыль... Лес... Дождь...Гром... Молния...

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе

Конспект занятия

Тема . Согласование имени прилагательного с именем существительным.

Цель . Учить детей правильно согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде и числе.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед выясняет у учащихся, какое сегодня число, день недели, месяц.

II. Образование имен прилагательных. Составление словосочеаний.

Логопед задает вопросы ученикам, не требуя развернутого ответа:

Какая сегодня погода? (Хорошая.)

Почему хорошая? (Светит солнце, тепло, нет ветра, нет дождя.)

Какой бывает день, когда тепло? (Теплый.)

Какой бывает день, когда светит солнце? (Солнечный.)

А когда нет ветра? (Безветренный.)

Логопед. Уточним, какой сегодня день. (День теплый, соленный, безветренный.) Как мы скажем про погоду, у нее те же призаки? (Погода теплая, солнечная, безветренная.)