Имя: Олег Даль (Oleg Dal)
Знак зодиака: Близнецы
Дата рождения: 25 мая 1941 года -
Возраст: 39 лет
Место рождения: Люблино
Дата смерти: 3 марта 1981 года
Деятельность: актер театра и кино, режиссер
Семейное положение: был женат на Елизавете Апраксиной
Википедия



Олег Даль - биография

Олег Даль - актер, который никогда не вписывался в рамки обыденности. Окружающие страдали от его колкости и прямолинейности, а он - от несправедливости и пошлости этого мира.

Детство, семья Олега Даля

Семья Олега Ивановича Даля интересна тем, что они являются потомками составителя известного толкового словаря Владимира Даля. Олег родился в семье, которая не только была далека от театрального искусства, но и не приветствовала его. Говорят, отец Олега Даля в молодые годы баловался написанием рассказов, которые печатал в литературном журнале под псевдонимом Даль (настоящей его фамилией была Жерко).

А когда в стране началась всеобщая паспортизация, взял себе новую фамилию - Даля. В семье, кроме Олега Ивановича, воспитывалась еще и Ираида, сестра будущего киноактера.


Олег жил в детские годы на улице Московский и от всех остальных дворовых ребят ничем не отличался, проводя большую часть своего времени на улице. Но когда он отправился в школу, то уже на первой медкомиссии неожиданно и для самого мальчика, и для его родителей врачи обнаружили сердечное заболевание. Это так сильно повлияло на взгляды Олега Даля, что он стал заниматься живописью, а потом и литературной деятельностью. К этому прибавилось еще и то, что он прекрасно стал понимать, что у него есть дефекты речи - он картавил.

Учеба Олега Даля

После окончания десяти классов, сдав экзамены, Олег Даль отправляется подавать документы в театральное училище. Так, в 1959 году он становится студентом Щепкинского училища, хотя его родители и были против такого выбора профессии. Даль был зачислен на курс Николая Аннекова, известного и заслуженного актера.

Олегу Далю повезло, и его сокурсниками стали известные ныне киноактеры Михаил Кононов и Виталий Соломин .

Карьера Олега Даля

Кинематографическая биография Олега Ивановича Даля начинается в 1962 году, когда он играл эпизодическую роль в киноленте «Мой младший брат». В этом фильме его заметил и пригласил сняться в его киноэпопее «Война и мир», где ему была предложена роль Николая Ростова». Но, к сожалению, пробы оказались неудачными. Но зато уже в другой киноленте Олег Даль сыграл главную роль, и этот детектив выходит на экраны в 1963 году. Но известности и популярности он сразу не получает. Поэтому продолжает играть в театрах.

В 1967 году известный актер Олег Даль был утвержден на главную роль в известном и популярном фильме «Женя, Женечка и «Катюша». Но только все это далось ему с большим трудом. Так, он до этого момента успел поменять уже три театра, где не складывались его отношения из – за вспыльчивости характера.


Да, и на эту роль, которая Олегу принесла успех, получилось лишь снять пробы с третьего раза, так как первые две он сорвал, находясь в нетрезвом виде. В 1967 году состоялась премьера киноленты, но вот чиновники остались недовольны ею и не давали разрешения показывать ее массовому зрителю. Кинолента вышла на экран лишь только после многочисленных споров и конфликтов. Так, Олег Даль стал известным актером.

Но самая большая популярность наступает в биографии талантливого актера после того, как он снялся в киноленте «Хроника пикирующего бомбардировщика», где Даль сыграл главную роль. После этого, в 1968 году, играет главные роли в нескольких сказках. Но все-таки одной из самых лучших и легендарных его работ стала роль Крестовского в киноленте «Земля Санникова», хотя самому актеру она и не нравилась.

Олег Даль: Театр

Снимаясь в кино, Олег Иванович не бросал своей работы в театре, постоянно развиваясь. Уже в 1963 году его пригласили работать в театре «Современник», но когда Даль согласился и перешел сюда работать, то на протяжении практически пяти лет ему совершенно не давали играть главные роли, и приходилось всегда быть лишь только на втором плане. Поэтому он решает попробовать себя в качестве режиссера. В 1969 году выходит его первый спектакль, где он сам играет и главную роль.


После этого он еще много раз меняет свое место работы. Так, он работал в Ленкоме, но при этом продолжал свою работу во МХАТе, работая в сотрудничестве с Олегом Ефремовым .

Пытаясь найти себя в этой актерской профессии, он решает поступить на курсы режиссеров, успешно поступает, но не доучился. Затем, разорвав свои отношения с театром «Современник», он переходит в театр на Малой Бронной. Но его кинематографические работы становятся все чаще и лучше, поэтому он легко завоевывает любовь зрителя. В 1980 году известный актер перешел в Малый театр.

Личная жизнь

Личная жизнь, как и творческая биография Олега Даля складывалась непросто. Женат известный актер был три раза. Детей у актера не было ни с одной из его жён.

Жены

Первой женой Даля стала актриса Нина Дорошина , которая убежала с их свадьбы.

Вторая жена – Татьяна Лаврова, с которой брак просуществовал только шесть месяцев.


Самая счастливая полоса в биографии актера наступила после того, как Олег Даль женился в третий раз. Его избранница – Лиза Апраксина всегда ждала его домой, и терпела все его пьяные выходки. Поэтому этот брак просуществовал долго.

Олег Даль причина смерти

Последняя роль оказалась самой сложной в его актерской биографии, так как его долго не желали утверждать на роль. Из-за этих проблем здоровье популярного актера было подорвано. Но к тому же, это повлияло и на то, что он стал много выпивать. Уже 3 марта 1981 года из – за сердечного приступа талантливый актер скончался в Киеве, где в то время он находился в командировке. Причиной смерти стал сердечный приступ, вследствии частого употребления алкоголя. Похоронен Олег Даль в Москве.


Автор биографии: Тати

Супруга знаменитого актера Лиза Даль предала гласности интимные письма знаменитого актера, по образности и искренности не уступающие пушкинским

Личная судьба Олега Даля изобилует крутыми поворотами. Актер был бескомпромиссным, резким и закрытым даже от друзей человеком. Неудовлетворенность собой, окружающими, ролями, которые приходилось играть, часто выливалась на близких. Учитывая пагубное пристрастие Даля к алкоголю, жизнь с ним назвать легкой язык не повернется. Тем удивительнее читать письма Олега Ивановича к своей супруге Лизе, с которой они прожили 10 лет, до самой смерти актера в 1981 году.

«Утром сего дня, бредя по желтым листьям, покрывающим холодеющую землю, подумал о тебе с прекрасной тоской, - пишет жене Олег Даль. - С прекрасной потому, что она была светлой. На душе у меня хорошо и покойно, потому что в мыслях моих ты. Настроение мое тихое и благостное. Делюсь им с тобой щедро, как осень. Тихонько и нежно обнимаю тебя и еле-еле касаюсь твоего лица, целую и дышу твоими глазами. Не знаю, что такое любовь. Не знаю, как понимать сие обозначение некоего чувства или смысла его. Но кажется мне, чувствую я что-то необычайное, как ребенок, который ждет пробуждения после новогодней ночи. В воздухе пахнет мандаринами, елкой, плюшевыми зайцами, и хочется как можно дольше не открывать глаза…»

Олега Даля нет с нами уже 35 лет, а до сих пор в его биографии множество загадок. Сам актер был очень закрытым человеком, почти никогда не давал интервью. После его ухода вдова Даля, Елизавета, прожила еще 22 года. И одним из немногих людей, кому она рассказывала о своей жизни с артистом и доверила переписку с мужем, был Александр Иванов - киновед, автор нескольких книг об Олеге Дале.

С Лизой, вдовой Олега Даля, я познакомился во второй половине 1980-х. Ей было едва за пятьдесят. Миловидная, даже красивая, очень гостеприимная женщина. Наше общение постепенно переросло в дружбу, продолжавшуюся более полутора десятилетий. Наши с Лизой беседы о ней и об Олеге Дале продолжались почти постоянно (иногда - ежедневно) девять лет. И если поначалу, еще в 80-х, мы мечтали о создании некой книги ее воспоминаний об Олеге, то уже через пару лет она очень нервозно задала вопрос одной нашей общей знакомой: «Саше я рассказываю о таком, чем не делилась даже с собственной матерью! Не слишком ли много откровенностей?!»

Вроде бы риторический вопрос разрешился 5 сентября 1997 года. В этот день мы с Лизой по привычной схеме беседовали «лишь на одну конкретную тему». То ли сам разговор неприлично надолго затянулся и окончательно утомил ее (мы проговорили о литературных опытах Олега Даля восемь с половиной часов!). То ли она именно в эту встречу ощутила некий финальный предел и поняла для себя: дальше не надо ни слова, но только в доме Олега Даля я больше не бывал ни разу. Расстались мы, между тем, по-хорошему, выражая надежду на завтрашнюю встречу. Был очень студеный вечер, и Лиза замотала мне шею прямо поверх джинсовки шерстяным шарфом Олега. На прощание мы расцеловались…

Потом было много телефонных разговоров, а наша личная встреча состоялась только в 2001 году. Лиза тогда меня спросила: «Ты хорошо бережешь материалы наших с тобой бесед?» - «Пуще собственного глаза». Она помолчала и говорит: «Интересно, как все это будут воспринимать лет через пятнадцать?.. Будут ли еще помнить об Олеге? Обо мне в его жизни? Опубликуешь?..» - «Посмотрим…»

И вот пролетели эти пятнадцать лет. 27 ноября исполнилось 46 лет с того дня, когда начался десятилетний супружеский путь двух человек: артиста Олега Даля и монтажера Лизы Апраксиной (девичья фамилия Елизаветы Алексеевны. - Прим. ред.), ставшей верным «оруженосцем» этого необыкновенного, сложного, противоречивого, подчас жестокого, талантливейшего человека. Вы знаете гениев, которые бывают другими?

Иногда приходится идти на некоторые… провокации, что ли. Поэтому, договорившись об очередной встрече с Лизой Даль в ее незанятый домашними делами день, я уже примерно представлял, о чем мы будем говорить. Ровно в полдень 31 марта 1996 года я позвонил в квартиру на Смоленском бульваре. Через пять минут мы сидели с Лизой напротив друг друга в кабинете Олега. Это было ее любимое место для разговоров тет-а-тет. Первый мой вопрос ее несколько озадачил: Лиза отложила в сторону вязание.

А.И.: Мы много и постоянно говорим о ваших с Олегом чувствах по отношению друг к другу. То одно выясняется, то другое. Но за много лет я ни разу не слышал того, что подтвердило бы его любовь к вам как к женщине. Не всякие там фигли-мигли, а Любовь. Есть такие тому примеры?

Она немного растерянно ответила:

Е.Д.: Ну… есть.

А.И.: Расскажите, пожалуйста, я очень прошу. В нашем деле никогда не знаешь, когда это может вдруг пригодиться. А то, что пригодится, - уверен­.

Е.Д.: Звучит убедительно. Хорошо! Я тебе расскажу «о Любви», но с одним условием.

А.И.: Каким?

Е.Д.: Ты нигде не будешь использовать… услышанное… пока я жива.

А.И.: Ну, ну, ну! Во-первых, я не хочу определять этим разговором длину вашей жизни! И потом… если это настолько личное…

Е.Д.: Нет уж! Сам напросился. Теперь сиди, слушай и записывай. О двух при­ездах Олега домой на такси… Первый - это в день окончания основной работы по фильму «В четверг и больше никогда». Олег попивал во время съемок. Временами - много. Но постепенно это сходило на нет. Потом он «зашился» в начале июля. Всё. Другой человек. А в тот день был его звонок по телефону. Откуда-то из автомата, но уже в Москве. Из Пущина вернулся, значит, с кем-то. «Прошу тебя, выйди из дома и встреть меня на улице».

Вышла на улицу. Вокруг нашей новостройки пустыри. Подъехать там ни черта было нельзя! И при этом все покрыто клевером, ромашками, сурепкой. И посередине растет огромный благоухающий куст шиповника, оставшегося еще от каких-то чуть ли не дореволюционных дачных садов, которые там когда-то были. Птицы поют дивно. Жарко очень. Тишь какая-то особая, послеобеденная. Пчелы и шмели жужжат. В общем, к любви располагает все. (Смеется.) Как не на окраине Москвы находишься. Слышу: дрын-дрын-дрын… По колдобинам медленно двигается такси. Подъезжает прямо ко мне. Из него выходит Олег. И, не расплатившись, не взяв вещи, подходит ко мне. Осторожно обнимает обеими руками и начинает целовать в губы. Так, с большой страстностью, я бы сказала.

Водитель просто обалдел. Привез Даля (он его узнал) куда-то на выселки, а тот с какой-то женщиной начал обниматься-целоваться! Я краем глаза вижу: мужик отвернулся, потом закурил, опершись на машину. Молчит. Ждет. Что дальше будет. Дальше Олежечка поднимает одну руку и запускает пальцы в мои волосы. И начинает кончиками пальцев гладить по голове. По затылку. При этом мы продолжаем целоваться. У меня ноги начинают подкашиваться, но он меня очень крепко держит другой рукой. Видимо, я одурела совершенно, потому что когда в какую-то секунду от него оторвала лицо, то сказала что-то… ну, так примерно: «Тын… пын… перестаньте… пож-жа… луйста…» Олег расхохотался. Потом забрал сумку с заднего сиденья, а водителю дал пять рублей. И говорит ему: «Шеф! А это - моя Лизонька». Тот отвечает: «Я понял, Олег Иванович, ехать можно?» Олег опять расхохотался. Вот такой… сюжет! Ну что - есть «Любовь»?

А.И.: М-м-м. Да. Есть.

Е.Д.: Между прочим, на этом не кончилось. Это был день любви. Это была ночь любви. Это был рассвет любви, который мы встретили вместе. Сидя на подоконнике открытого настежь окна. Уж если Олег хотел, чтобы нам обоим было долго хорошо, он умел создавать такие праздники. А праздник был. Потому что я, сколько ни напрягаю память, никак не могу вспомнить: а где все это время была Оля?!» (Смеется.) (Лиза говорит о своей матери - Ольге Борисовне Эйхенбаум, с которой они жили вместе. - Прим. ред.)

«Второе такси». Так назовем другой сюжет. Это было там же, на улице Новаторов, 27 ноября того же 1977 года. Олег возвращался из Вильнюса. После выступлений от «Кинопропабанды» (Бюро кинопропаганды занималось организацией творческих вечеров кинематографистов по всей стране. - Прим. ред.), как он ее называл.

И так же, как и летом, он попросил меня выйти на улицу. Было холодно. Тоже приехал на такси. И выходит из него… с огромным букетом совершенно дивных алых роз. Какого-то неземного аромата. Мне летом исполнилось сорок. Он подарил сорок один цветок. В чет-нечет верил, как в примету. Потом, уже дома, говорит: «Может, ты у меня еще и подарки попросишь?» Я ответила: «А разве их просят?» - «Иногда… как бы и просят». Я подошла и села на пол возле его ног, а он сидел в кресле. И говорю: «Даль, а Даль! А где же мои подарки?» Он достал из сумки очень красивое зеркало, потрясающую расческу и записную книжку, где уже была сделана дарственная надпись. Пока я все это рассматривала, он осторожно и очень нежно гладил меня рукой по голове.

Я уже хотела встать, но было так приятно и хорошо где-то внутри, что посидела еще минут пять просто так. Наслаждаясь. Это была седьмая годовщина нашей свадьбы. Валя Никулин мне потом рассказывал, что Олег еще недели за три заметался и говорил ему: «Дата-то критическая! Куля, семь лет - это семь лет! Надо Лизку как-то… Того… Отметить!» При этом Олежечка постоянно делал вид, что никаких дат наших не помнит вовсе. Даже, было дело, демонстративно просил: «Напомни мне потом о нашем дне!» Хотя помнил лучше меня.

Годом ранее, пришел домой. Поел. Прилег отдохнуть. Говорит мне: «Елизавета Алексеевна, а мы с вами уже как долго… «законно состоим»?» Я только собралась «подскочить», как он достает из кармана брюк коробочку. А в ней перстень. С шестью камнями. Мне. На наше шестилетие. А его литовские подарки мне до сих пор служат! И зеркало, и расческа. И книжечка. Только Олег обижался и осуждал меня за то, что я стала в ней записывать кулинарные рецепты. «А что же мне в ней, по-твоему, писать надо?» - «Про меня бы лучше что-нибудь записывала! И в разлуке - перечитывала». Вообще он с годами все больше и больше давал волю своей сентиментальности. Что было совершенно не в его характере и правилах. На мои подарки, например, он неизменно реагировал с иронией. Но абсолютно беззлобной.

Наши любовные отношения не затухали с годами, а наоборот, развивались по возрастающей. И если поначалу Олег мог звать меня дома и просто: «Апраксина, подь сюды!» - то потом я стала Далюгой. А потом и Далюшей. Наступало «отепление». Которое закончилось принятием меня в его «клан людей». При этом осторожность в общении… не бережность, а именно осторожность, присутствовала во все годы нашей жизни. Это тоже имеет самое прямое отношение к понятию любви двух людей. И привело это к тому, что в конце лета 1980-го я вдруг перестала понимать: любит меня Олег или нет? Но там, правда, и год для него оказался редкостно поганым: страшные потери, дикие срывы, полное творческое одиночество. Какая уж тут любовь?..

Я вижу, дружочек, что тебе грустно все это слушать, да? - прервала нашу беседу Лиза. - А мне вот грустно вспоминать. Но - надо. Я хочу, чтобы это осталось так, как было. Вдребезги разбитый жизнью Олег в последние месяцы опирался все-таки на меня. И я как жена как могла его поддерживала. И человечески, и по части творчества… И этого - не вымарать. Всё. Расстроилась… Сейчас. Погоди. Не из-за твоих вопросов, нет. Это другое. Дошли до крайней точки откровения. Дальше о нашей с ним любви не говорим. Хочешь чаю? Сейчас попьем.

Так. Нормально. Я могу еще взять себя в руки. Это - хорошо. (Усмехается.) Давай закончим на веселом? Вот ты знаешь, а Олег ведь поначалу показал себя очень опытным провокатором. В первые месяцы нашей совместной жизни он доводил меня до слез в секунду. Элементарно. За меня заступалась мама. Один раз она не выдержала и буквально заорала на Олега: «Может быть, ты вообще ее НЕ ЛЮБИШЬ?!» Он очень запальчиво, грубым голосом ей ответил: «Да! НЕ ЛЮБЛЮ!» Я завыла, как идиотка в плохом итальянском фильме. Олег простонал: «О, боже, боже мой! В Москву! Только в Москву!» Пошел в прихожую и стал одеваться.

Я бросилась к нему и, рыдая, как полная дура, повисла у Даля на груди. Он меня подхватил, поставил на ноги. Потом прижал крепко-крепко к себе. Промокает своим платком мой мокрый нос и слезы на щеках и говорит: «Бедная ты моя женушка… Никто тебя не любит! Ну никто! Даже дочь профессора Эйхенбаума (отец Ольги - матери Лизы - Борис Эйхенбаум, известный литературовед, автор книг о творчестве Пушкина, Толстого, Ахматовой. - Прим. ред.). Один я у тебя в жизни и есть - на­дежда и опора…» Нет, ты представляешь: каким негодяем (в хорошем смысле слова) надо быть, чтобы устраивать такие семейные розыгрыши, доводя двух женщин до слез и истерики. Одно слово - Артист!

Из десяти прожитых с Олегом лет только первые три года мы жили в разных городах. В остальное время мы практически не расставались. Этим объясняется столь малое количество наших личных писем.

(А.И.: От себя добавлю еще один факт. Помню, как меня поразила «фотолетопись» их семьи. Есть серия фотографий из ленинградского загса, сделанная в день регистрации брака. Есть ряд снимков с Ваганьковского: Лиза прощается с Олегом у гроба. А посередине между двумя этими датами - десять лет «фотопустоты». От силы десяток случайных снимков. При том что существует около пятнадцати тысяч фотографий Олега Даля: от рождения до похорон. На мой взгляд - тоже говорящее обстоятельство. Во всех этих «семейных альбомах» Лиза и Олег просто не нуждались.)

О.И. Даль - Е.А. Апраксиной

«Миленькая моя!

Тоскую я по тебе все время. Видать, околдовала ты меня «колдовскою травой». Дай бог, чтоб все было так, как есть и как хочется! Целую тебя. Низкий поклон Ольге Борисовне и нежный привет Миньке (Даль имеет в виду плюшевого мишку, которого он подарил жене. - Прим. ред.).

P.S. (Ц и Л) Отгадай, что это такое. И ворвусь в твои владения на лихом коне и возьму тебя в свои наложницы. Знай это и трепещи!

6.9.70. Москва».

О.И. Даль - Е.А. Апраксиной

«Здравствуй, милая моя грустная и седенькая старушка! Не печалься! Держи хвост пистолетом. Всё будет тип-топ! Предрекаю тебе муку от меня неимоверную… Но ты люби меня! Ты мне нужна. Мне необходимо плечо твоё; ведь бедолага и безумец безвольный я.

Целую я тебя и обнимаю крепко.
Люби меня, как вкусные конфекты.
Люби, как осень, как дожди.
Люби, люби и очень жди!

Ну как? Жду рецензии.

(Т и К) - Отгадай!

16.IX.70г. Москва».

Е.Д.: (Ц и Л) - целую и люблю. (Т и К) - долго не могла отгадать. Т - тоскую. К - наверное, «кусаю», так было, например, в телеграмме от 2 октября 1970 года: «БУДУ 3 СТРЕЛОЙ ВСТРЕЧАТЬ НЕОБЯЗАТЕЛЬНО КУСАЮ ОД». Олег придерживался такого правила: если он куда-то улетал (все равно, на какой срок), он обязательно должен был либо позвонить, либо дать телеграмму, пусть даже несущественную по содержанию. Это был негласный уговор, мы не договаривались специально, но я к этому привыкла: если Олег летит самолетом, то я получаю весточку от него очень быстро. Это не было продиктовано боязнью, что будет какая-нибудь катастрофа, а связано с тем, что самолет вечно задерживается, отменяется вылет или что-то еще происходит.

Вообще, он любил, когда «за него не волнуются», поэтому в тех случаях, когда он попадал «в загул», уже ничего не соображал и пропадал, - это было ужасно. В общем-то, телеграммы часто были и не нужны, но это были именно сигналы о том, что он благополучно добрался, и он знал, что я спокойна. Это для него было важно. А вот такая телеграмма, как, например, «приеду тогда-то, встречать необязательно» - это просто шутка. Он терпеть не мог, когда я его провожала, и обычно запрещал мне это делать, но и очень любил, когда я его встречала, хотя прямо об этом никогда не говорил. Единственный раз за все годы он позвонил (я забыла откуда) и сказал: «Встречай меня, пожалуйста, потому что я везу столько книг, что сам не справлюсь». Он прекрасно понимал, что, если напишет «встречать необязательно», я примчусь на вокзал. Значит, так ему хотелось. А вообще, пользуясь услугами телеграфа, он всегда был предельно лаконичен. Например: «ПОРЯДОК ОЛЕГ» (Клайпеда) или «VSO CHOROSCHO OLEG» (Прага).

Е.А. Апраксина - О.И. Далю

«Приветствую Вас, Уважаемая Знаменитость!

Пользуясь Вашей благосклонностью, беру на себя смелость завладеть несколькими минутами Вашего драгоценного времени. Обратите внимание, что я стараюсь писать аккуратно и разборчиво. Это трудно. Позвольте мне порадоваться за Ваш успех, как на поприще искусства, так и у прекрасных Дам. (Чёрт бы их побрал!). Со всех сторон я слышу: Даль, Даль и т.д. Мне не хочется, дорогой знаменитый Даль, признаваться, что я ревную Вас. Но это так.

Правда, я женщина мужественная. До недавнего времени я была спокойна, считая, что Вы должны ценить чувства титулованной особы, в жилах которой течет голубая кровь. Вас полюбила графиня, правда, седеющая, но еще способная на высокие чувства. Внезапно моему покою пришел конец. В запыленном графском архиве были обнаружены фотографии, ставящие под сомнение мое благородное происхождение. Ребенок, с детства питающий страсть к заборам, не утративший этой страсти, будучи уже взрослым, вряд ли принадлежит к графскому роду. И легенда, к которой в нашем роду не относились серьезно, уже не легенда. Да, моя бабка, графиня, бросилась в объятия цыгана и произвела на свет моего отца. Беспутная старуха виною тому, что я, бедный ребенок, болтаюсь на заборе, и бог знает, что так влечет меня за этим забором. Допустим даже, что это случайность. Мала еще. Но вот еще один документ. Уже не ребенок сидит на заборе, и выражение лица отнюдь не графское. Таким образом, все стало на свои места. Еще хорошо, что на заборе, а не под ним.

Теперь, МОЙ ПОВЕЛИТЕЛЬ, Вы знаете все о моем бесславном происхождении. Фамилии, которую я ношу, я недостойна. Но, смею заметить, в этом что-то есть: полуграфиня, полуцыганка. Не бросайте меня, а?

Сегодня звонил мой бывший муж - К. <…> Спрашивал, правда ли мы с тобой женимся, и делал странные намеки. Я его послала приблизительно туда же, куда и ты своих Дам.

Теперь с радостью готовлюсь к работе. Думаю о тебе, с удовольствием отдаю все мои плечи, а может быть, тебе еще чего-нибудь? А то одно плечо! Да, пожалуйста, и впредь пиши стихами. Я издам их. <…> Целую тебя повсеместно. Приезжай-ка поскорее, посидим где-нибудь вместе на заборе. Поклонись Прасковье Петровне. Ольга Борисовна тебя нежно любит и ждет. Целуем все и Минька. Будь здоров. Лиза.

О.И. Даль - Е.А. Апраксиной

«After the rain»

Coltrane

Утром сего дня, бредя по желтым листьям, покрывающим холодеющую землю, подумал о тебе с прекрасной тоской. С прекрасной потому, что она была светлой. На душе у меня хорошо и покойно, потому что в мыслях моих ты. Настроение мое тихое и благостное. Делюсь им с тобой щедро, как осень. Тихонько и нежно обнимаю тебя и еле-еле касаюсь твоего лица, целую и дышу твоими глазами. Не знаю, что такое любовь. Не знаю, как понимать сие обозначение некоего чувства или смысла его. Но кажется мне, чувствую я что-то необычайное, как ребенок, который ждет пробуждения после новогодней ночи. В воздухе пахнет мандаринами, елкой, плюшевыми зайцами, и хочется как можно дольше не открывать глаза…

В.Об.Ц.Тв.О.Д.

27.IX.70 г. Москва».

Е.А. Апраксина - О.И. Далю

«Здравствуй, Синеглазенький!

После твоего письма голова моя пошла кругом от радости и нежности к тебе, села я писать письмо, а перед глазами круги. Извини, по кругам и пишу. Спасибо тебе, мой хороший, за золотые листья, за золотые слова, за нежность и тоску. Спасибо и за грусть о тебе, за то, что жду тебя и впереди жизнь. Я хочу с тобой бродить и по листьям, и по снегу, и по весне, и по морю. А еще пить пиво. Не боюсь я, что ты непутевый, все равно, вроде нам по пути. Знаешь, очень трудно писать, когда голова кружится. Дела мои ничего себе, работаю спокойно, все сложилось совсем просто. Сегодня видела мельком Григ. Мих., он спешил, успел только передать тебе привет. А Шапиро чересчур нежно расцеловал меня, и выражение лица у него было умильное. «Лир» у финиша. Дома у нас холодно, сидим на кухне и греемся у духовки. Картина моя кончается 30 ноября, так что можно попробовать как-нибудь на «Тень». Посмотрим. Ну вот, мой О.Д., попробую раскручиваться. Думаю, что перечитывать это письмо ты не будешь. Я тебя крепко целую, очень жду и еще хочу, чтобы ты был совсем рядом.

Ц.Т.Г.П. и т.д.

Лиза 29/IX 70 г.»

Е.Д.: Я думала, как необыкновенно, невозможно и совершенно нереально то, что Олег - тот самый Олег, которого я очень любила и хорошо знала, -мог найти время, освободить голову от всего и писать для меня письма. У меня вообще было несколько трепетное отношение к нашему семейному союзу. И не потому, что он был знаменитый артист, а потому, что он являлся и остается для меня какой-то недосягаемой загадкой. В общении живом, непосредственном он был гораздо более скуп на слова и эмоции, кроме того, быт и жизнь - это вещи, в которых растворяются чувства. Когда же получаешь слова на бумаге - это совсем другое. В этом сила писем. И поэтому каждое его письмо ко мне было удивительным праздником. Иногда я их перечитываю теперь, и у меня возникает такое ощущение: да могло ли это быть? И вовсе не потому, что я задаюсь вопросом: а мог ли вообще Олег меня любить? Я считаю, что он меня любил. Но все равно - это чудо и это необыкновенно, что при его отношении к жизни, к словам он мог сесть за стол, от всего отключиться и написать мне хотя бы несколько строчек, иногда выливавшихся в целое письмо. Это для меня всегда было чудом: и тогда и сейчас…

О последних неделях жизни Олега Даля Лиза вспоминала: «Зимой 1981 года Олег стал очень много и долго спать. Иногда я просыпалась ночью и, с ужасом подскакивая, слушала: дышит ли? Дышит. Едва слышно и как-то нечасто. Сон удивительно глубокий. Такого не было даже во время отдыха в Репине, которое я считаю эталоном его личного покоя. Почти сразу по прибытии в Монино он начал очень много писать. Стихи, эссе, прозаические зарисовки, какие-то письменные планы своих будущих работ. Все это каким-то потоком прорывалось наружу. Поработает час-другой и приходит ко мне на кухню: «Послушай-ка». Читает только что написанное… Однажды, я уезжала по делам в Москву. С Олегом осталась Оля. Утром я вернулась. Он говорит: «Я хорошо пишу?» - «Ты пишешь прекрасно! А будешь писать еще лучше. Олежечка, у тебя к этому есть и склонность и дар». Потом говорит: «А я закончил инсценировку по Олеше. Надо бы показать Виктору Борисовичу…» (Шкловскому - А.И.) «Какую инсценировку? Когда закончил?!» А он там, в Монине, сделал «Зависть» - на раз. В несколько заходов. Думаю, как ответ на попытку Володи Седова инсценировать «Фому Гордеева» в Малом. Не очень Олегу нравилась вся эта история… с вымарыванием роли Ежова. Он взял - и сам для себя написал материал для работы.

Из последних стихов… я не могу вспомнить, что именно. Пришел ко мне. Жарится омлет с колбаской. «Можно я тебе почитаю?» - «Ну конечно!» Прочел очень тихо. Я подошла и поцеловала его в щеку. Он так застеснялся, как ребенок! Господи, кого? Меня? Покраснел, опустил голову и вышел из кухни. Оборачиваюсь, а на сковородке все начисто сгорело!

А вот это стихотворение, написанное в феврале 1981 года в Монине очень рано утром, он читал мне в этот день трижды…

«Если душу человека
Измолоть на порошок,
Если плюнуть с горки в реку
И подпрыгнуть на вершок,
Поднатужиться, напрячься,
Отвернуться, не кивать
И ни с чем не соглашаться –
Можно голову сломать!»

Сначала он прочел его за завтраком. Ну, я послушала: «Хорошо!» Потом он в обед спустился и говорит на кухне: «Я тебе хочу… прочесть стихи… утренние». Читает то же самое. Но как-то… вот как… «в душу вламываясь»… Так говорят, да? Выслушала я молча. Вечером, перед сном уже: «Лиза, послушай мои стихи. Те. Утренние…» И начал снова их читать. Я уже не выдержала и, перебив его, говорю: «Олежечка! Как ты себя чувствуешь?!» Он ответил, весь напрягшись: «Нормально… А что такое?!» Ну меня уж тут совсем понесло: «Нет! Ненормально! На хрена ты мне третий раз всё читаешь?! Я же не идиотка! Ты что?! Что с тобой?! Скажи! Скажи, я прошу! Тебе плохо?!» Олег так странно на меня посмотрел… Я испугалась. Сине-фиолетовые губы. И абсолютно пустые глаза. Ну, мне… самой поплохело… Выпил он свои таблетки. Я - валидол… Потом просила у него прощения за крик. Он отмалчивался. Вырывал руку у меня из ладоней: я хотела ее погладить. Ледяные пальцы в жарком доме. Ледяные… Вот с этого вечера… пошли… началось… Я не буду тебе… об этом. Ладно? Не обижайся - я не хочу… Знаешь… это было в субботу, 28 февраля 1981 года… Мы приезжали в Монино на сутки. Забрать вещи. Кое-что, нужное ему для поездки в Киев на следующий день».

Олега Даля не стало 3 марта 1981 го­да. Его обнаружили в номере гостиницы сотрудники Киевской киностудии, обеспокоенные отсутствием Олега на съемках. Лиза пережила мужа на 22 года…

Детство актера Олега Даля

Олег Иванович Даль появился на свет в подмосковном городе Люблино в семье потомков легендарного русского филолога, составителя толкового словаря Владимира Даля. Отец будущего актера Иван Зиновьевич занимал важный пост в железнодорожных инженерных службах. Мать Павла Петровна работала учителем в школе. У Олега Даля была сестра Ираида.

Рос Даль в городке Люблино, дворовое детство будущего актера проходило у дома №63 по улице Московской. Еще в школе у него было обнаружено заболевание сердца. Тогда же мальчик начал увлекаться живописью и литературным творчеством.

После окончания десятилетки, в 1959-м, сильно картавивший с детства Олег Даль, вопреки родительской воле, принял решение стать студентом Щепкинского театрального училища.

Начало творческого пути Олега Даля

Творческий экзамен в «Щепку» Даль сдавал с программой, в которую выходил монолог Ноздрёва в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя и отрывкок из поэмы «Мцыри» М.Ю. Лермонтова. По результатам конкурса, юноша был зачислен актерский курс мастера Николая Анненкова, актера Малого театра, Народного артиста СССР, трижды лауреата Сталинской премии. Однокурсниками Олега были такие ставшие позднее известными артисты как Михаил Кононов и Виталий Соломин.

В кино Даль дебютировал в 1962 году в роли Алика Крамера, в ленте «Мой младший брат», снятой по мотивам повести Аксёнова «Звёздный билет». После этого по приглашению Сергея Бондарчука молодой актер пробовался на роль Николая Ростова в киноэпопее «Война и мир», но пробы не прошёл. В 1963 году в прокате появился напряженный психологический детектив Аграновича «Человек, который смеется», в котором артист сыграл главную роль.

Олег Даль. Между прошлым и будущим

Олег Даль и первая популярность

В 1967 году, поссорившийся со всеми театрами из-за своего вспыльчивого характера Олег Даль, с третьих проб (первые две он сорвал, находясь под воздействием алкоголя), был утвержден руководством «Ленфильма» на роль в трагикомической военной ленте режиссера Мотыля «Женя, Женечка и «катюша». В августе 1967 года состоялась премьера этого фильма. Правда, советские чиновники признал картину «вредной», и предоставили ей прокатную лицензию лишь в третьесортных кинотеатрах страны. Фильм появился на больших экранах только после того, как получил огромное количество позитивных рецензий от адмиралов и высшего командного состава Балтийского и Северного флотов.

Окончательно укрепить популярность у зрителя, обеспечить себе регулярные приглашения сниматься у именитых режиссеров Олегу Далю удалось после участия в съемках фильма о жизни летчиков во время Великой Отечественной войны «Хроника пикирующего бомбардировщика». В этом фильме актер сыграл главную роль – стрелка-радиста Жени Соболевского.

В 1968 Даль сыграл роль солдата в музыкальном фильме по мотивам сказок Г.Х.Андересена «Старая, старая сказка». В 1970 году на широкие экраны вышла двухсерийная экранизация «Короля Лира» Шекспира. В этом фильме Олег Иванович создал интереснейший образ Шута.


Одной из самых известных работ Даля стала роль Евгения Крестовского в «Земле Санникова» о которой, кстати, сам актер впоследствии отзывался негативно. Серию сказочных фильмов с участием актера продолжила постановка в 1972 году «Тени» Евгения Шварца, где артист выступил в роли Христиана-Теодора, ученого и его Тени.

Карьера Олега Даля в театре

Снимаясь в кино, Даль параллельно активно развивался в качестве театрального актера. С 1963 года начинающего артиста пригласили работать в театр «Современник». Правда, первые пять лет он исполнял там роли преимущественно второго плана.

В 1968-м сыграл вора Васю Пепла в поставленной Галиной Волчек пьесе «На дне». Эта роль стала одной из самых заметных работ артиста на сцене «Современника».

Первый режиссерский опыт Даля – постановка «Принцесса и дровосек» (1969), где он также сыграл в одной из главных ролей.

Имея собственное представление о внутренней «творческой кухне», Олег Даль неоднократно сменил место работы и режиссера. В начале 70-х гг. он трудился в Ленкоме, одновременно репетируя во МХАТе у Олега Ефремова. В 1975, прекратив сотрудничество с театром «Современник», артист поступил на курсы режиссеров в мастерскую Хейфеца во ВГИКе. Правда, на них он так и не доучился - бросил. В конце 70-х Олег Даль входил в труппу театра на Малой Бронной.

Олег Даль. Последние 24 часа

За два года (1973-74) Даль, снялся в пяти кинолентах подряд, таких как «Звезда пленительного счастья» (реж. В.Мотыль), «Операция «Омега» (реж. А.-Я.Воязос) и других.

Последние работы Олега Даля

Одной из самых замечательных работ в последние годы жизни Олега Даля стала роль в фильме «Отпуск в сентябре» которая вышла на экраны только после смерти актера, в 1987 году. В ноябре 1980-го Даль стал работать в составе труппы Малого театра, где сыграл роль Алекса в спектакле «Берег».

Последнюю роль актер сыграл в ленте «Незваный друг». Фильм вышел в 1980 году. Правда, утверждали Олега Ивановича на эту роль «со скрипом». Из-за конфликта оказалось подорвано здоровье артиста. В последние месяцы жизни актер сильно пил. Осознавая проблему – Олег Даль предпринимал попытки «завязать» с гибельной привычкой.


Работа до изнеможения, частые конфликты с режиссерами и руководством киностудий, опала (Даль называл себя «инородным артистом»), невозможность выезжать за границу, чрезмерное употребление алкоголя, - все эти факторы привели к тому, что 3 марта 1981 года Олега Ивановича Даля не стало вследствие сердечного приступа. Актер умер в номере гостиницы в Киеве, где пребывал в творческой командировке. Могила артиста находится на Ваганьковском кладбище в Москве.

Любимый актер остается в памяти своих телезрителей своими искусно сыгранными ролями, постановками и спектаклями, а еще исключительному умению читать стихи. Он умел вживаться в своего героя и доносить зрителю истинный смысл всей картины.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Олегу Далю

Олег Иванович Даль был очень требователен как к себе, так и к своим ролям, поэтому со всех приглашений кинорежиссеров, а также театральных сценаристов, он выбирал только те – что ему по душе, которые он чувствовал и знал, что может сыграть превосходно. Именно поэтому каждая его роль – шедевр.

Зрителей всегда интересовала его личность, рост, вес, возраст, сколько лет Олегу Далю. Он имел широкий спектр актерской игры, играя в комедиях, трагедиях, сказках и драмах, и все его герои были нестандартные и предельно оригинальные личности.

Биография Олега Даля

Олег Даль пришел в этот мир в одном из сегодняшних районов российской столицы, а когда-то городе Люблино двадцать пятого мая 1941-го. Там и прошло его детство в доме номер 63 на ул. Московской, которая сегодня носит название Люблинская. Олег любил спорт с детства, увлекался баскетболом, но из-за болезни сердца — это занятие пришлось оставить. Он увлекался рисованием и классической литературой. После получения аттестата в самом конце пятидесятых годов, несмотря на противостояние родителей, Олег Даль становится студентом «щепки». Параллельно с началом учебы и начинается знаменитая биография Олега Даля.


Он уже параллельно с учебой начинает первые шаги в кино, а также выступления на сцене Государственного академического Малого театра. Дебютная роль в фильме «Мой младший брат» (1962г.) где он представляет публике интеллектуального юношу с московского двора, дала ему билет в большой мир кино. За этой лентой последовали новые роли, новые успехи, всенародная слава и зрительская любовь.

Фильмография: фильмы с участием Олега Даля в главной роли

Фильмография Олега Даля — это больше 20 театральных постановок, больше тридцати фильмов с его участием, десятки озвученных голосов и научных фильмов. В основном герои Даля — это его сверстники, которым он присваивал черты своего характера, свое нежное, но в то же время грустное обаяние. Колоссальным успехом была его игра Жени Колышкина в ленте «Женя, Женечка и «катюша», вышедшая в шестьдесят седьмом году. Хотя лента так и не вышла на большой экран, а была разрешена только в небольших поселках, Олег запомнился зрителю и вызвал любопытство. А его дебют как режиссера был представлен в постановке «Принцесса и дровосек» в конце шестидесятых, где он сыграл главную роль.

Укрепляет Олег Даль зрительскую любовь своими безупречными двумя ролями в 1968-м году в «Старой, старой сказке», роль кукольника и солдата. Только по истине талантливый актер может справиться с кардинальными перевоплощениями в рамках одной картины. Также игру двух ролей, он демонстрирует в картине «Тень» (1971).

А вот картина «Земля Санникова», Далю не очень полюбилась из-за запрета режиссера спеть в фильме «Есть только миг», отдав предпочтение в ее исполнении О.Анофриеву.


В 1975 году сбывается его давняя детская мечта, А.Эфос предоставляет возможность Олегу Далю попробовать себя в роле Печорина во фрагменте романа М.Ю.Лермонтова «По страницам журнала Печорина». Прочитав этот роман будучи еще мальчиком, Олег твердо решил — станет актером и сыграет Печорина.

Мечты сыграть философской драме «Отпуск в сентябре» осуществились в самом конце семидесятых, Олег был уверен что роль Виталия Зилова является его биографией, как будто с него и писалась, но вот в прокат картина вышла уже спустя восемь лет после смерти актера.

В самом начале 80-х актера принимают в театральные ряды Государственного академического Малого театра, но сыграть у него получилось там только единственную роль в постановке «Берег» реж. В.Андреева. А финальной работой была игра в кинокартине «Незваный друг», что запускается на экраны в год его смертного часа (1981г.).

Личная жизнь Олега Даля

Этот известный актер — очень импульсивная личность, привлекающая своей харизмой, стилем и непревзойденным талантом. Личная жизнь Олега Даля пестрит множеством романов, любовных историй и переживаний, некоторые с таких связей заканчивались свадьбой.

Олег делал несколько попыток построить семью и встретить женщину, которая станет ему надежным другом, любящей и верной женой, советчицей и самым преданным зрителем. На его жизненном пути было три брака, два их которых из-за скандального характера актера, а также из-за его пристрастия к спиртному потерпели фиаско.

Он был человеком со сложным характером, с обостренным чувством справедливости, очень самокритичен к себе и своей игре, но его пристрастие к выпивке брало верх над ним. Он часто попадал в передряги с режиссерами, его штрафовали за появление в нетрезвом состоянии на съёмочных площадках, а после смерти его друга В. Высоцкого он и вовсе заговорил о собственной смерти. Именно такой личность был Олег Даль. Смерть, по какой причине, почему так рано, почему именно Олег? – эти вопросы вертелись в голове родных, близких, знакомых и всей зрительской аудитории.

Ведь никому не укладывалось в голове, что еще совсем молодой, всеми любимый актер, сценарист и режиссер больше не будет радовать зрителя своими новыми творениями. На тот момент Олег Даль находился в глубоком кризисе и бросить свое пристрастие к алкоголю ему уже не представлялось возможным, он якобы сам зазывал смерть своими поступками. Именно алкоголь — это причина смерти Олега Ивановича в 1981 г. Всеми любимый Олег Даль не дожил до своего сорокалетия два с половиной месяца. В последние два месяца его жизни они с женой переехали жить в небольшой домик в деревне.

Похороны Олега Даля. Причина смерти по какой причине?

Смерть настигла актера в столице Украины, в гостинице 3-го марта 1981 года, куда Олег приехал на пробы киноленты «Яблоко на ладони». Вечером этого дня он вышел с автомобиля друзей, возле гостиницы сказав им: «Прощай !». Даль закрылся в номере, взяв с собой бутылку крепкого алкоголя, и выпил ее до дна.


Ампула, которую в простонародье именуют «торпеда», была вшита в его организм, она резко повысила артериальное давление, что привело к внутреннему кровоизлиянию и смерти актера. Когда тело Олега Даля обнаружили на утро, на его лице был покой, умиротворение и своего рода облегчении.

Могила Олега Даля

Похороны актера прошли седьмого марта 1981-го г. на Ваганьковском кладбище Москвы.

Семья Олега Даля

Олегу выпало судьбой родится в самом начале военных действий в 1941-м году. Мать – была педагогом, а отец – работал инженером железнодорожником.

Существуют догадки, что Олег в пятом поколении является правнуком В.И. Даля, который написал всем известный «Толковый словарь великорусского языка».

Олег Даль — второй ребенком в семействе Ивана и Павлы Даль, они имели еще и старшую дочь Ираиду. Мать с детьми из-за военных действий в спешке покинули родные места на переполненном поезде, в который им помогла попасть добродушная проводница. По окончании войны они вернулись, но маленькому Олегу еще долго снился гул самолетов и бомбежка родного города, в такие моменты мать читала ему стихи А.С.Пушкина.


Мать души не чаяла в своем сыне. Он радовал ее, когда выступал в хоре имени Дунаевского и играл в драмкружке, когда демонстрировал свою игру на пианино и гитаре. Он сочинял лучшие творения в школе и самостоятельно сумел справиться со своим дефектом речи. Свой талант он проявлял во всем за что брался, это тешило родительские сердца и согревало души.

Дети Олега Даля

Олег Даль проживал каждую свою роль, он не просто играл, а переживал, радовался, грустил и влюблялся с каждым своим героем. Он часто импровизировал, фантазировал, продумывал каждую фразу, деталь, относился к своей работе с огромной ответственностью. Он считал, что его роли — это дети Олега Даля и они просто обязаны быть идеальными.

Детей у Олега Даля — нет. Такая непростая судьба, сложный характер, пагубные привычки, трагическое восприятия мира, и вместе с этим очень тонкая и хрупкая натура сочетались в одном человеке. Как ни странно, при наличии поразительного таланта, огромной фильмографии, зрительского признания и уважение коллег Олег Даль не успел стать Народным артистом и ни разу не получал премий и наград. Но это не помешало актеру навсегда врезаться в память всем зрителям советского кинематографа, и стать актером с большой буквы.

Бывшая жена Олега Даля – Нина Дорошина

Свою первую большую любовь Олег Даль встретил в театре, куда пришел играть уже, будучи звездой кино. Бывшая жена Олега Даля – Нина Дорошина работала в том же «Современнике», как и большинство девушек, была покорена создателем театра Олегом Николаевичем Ефремовым.

Двадцати двух летний Олег Даль был до беспамятства влюблен в Нину Дорошину, и не видел ничего вокруг, даже всем очевидную любовную связь Нины и Ефремова. Находясь в плену амура, он предлагает ей свою руку и сердце. Они играют свадьбу, с которой Нину уводит Олег Ефремов. Из-за романа Дорошиной и Ефремова, который девушка даже не скрывала, первый брак Олега Даля просуществовал один день, так и не успев толком начаться.

Бывшая жена Олега Даля – Татьяна Лаврова

После короткого, неудачного первого брака Олег Даль, полон надежд на счастливую семейную жизнь, встречает Татьяну Лаврову, она и становится его второй законной супругой. Бывшая жена Олега Даля – Татьяна Лаврова тоже была актрисой и играла в театре.

Но и эти отношения продлились не долго, после двух лет совместной жизни Татьяна Лаврова уходит от Олега. Актер никогда не комментировал этот брак, лишь однажды открылся своей матери, сказав, что «Татьяна была злая ». После ухода супруги он упал в жуткую депрессию, что и усилило его пристрастие к алкоголю.

Жена Олега Даля – Елизавета Алексеевна Апраксина

И вот, Олег встречает прекрасную девушку, с тонкой натурой, очень образованную и начитанную Елизавету Апраксину. Она развеяла его одиночество, скрасила его серую жизнь и дала поверить в себя, но вот отвадить его от пагубной привычки не смогла.

Жена Олега Даля – Елизавета Алексеевна Апраксина работала монтажёром, была внучкой Бориса Эйхенбаума, известного литературоведа. Она была старше Олега на четыре года и последние двадцать два года своей жизни прожила без него. По ее словам, это были года скорби за ее любимым Олегом, «он меня сделал, но он же меня и забрал» — говорила она.


Один из самых любимых советских актёров, Олег Даль не получил звания заслуженного, ни, тем более, – народного артиста. В своей недолгой жизни он для многих был неугодным, требовательным и неудобным. Фильмов, в которых он снимался, могло быть больше, а театров, которые он часто менял – меньше. Но так распорядилась с этим талантливым и неординарным человеком его беспокойная судьба. Причиной смерти Олега Даля стал сердечный приступ.

Он родился в 1941 году в Люблино, которое ещё не было Москвой, в интеллигентной семье и самого детства имел проблемы с сердцем. Ещё мальчиком, Даль проявлял способности к живописи, музыке и литературе. После окончания средней школы он, вопреки пволе родителей, захотелстать актёром и даже самостоятельно избавился от дефекта речи – картавости. Олег поступил в Щепкинское театральное училище и, после получения диплома, стал актёром Малого театра. Потом он пришёл в «Современник» к Олегу Ефремову, уже имея хорошую репутацию актёра. Там он встретил свою первую любовь – актрису Нину Дорошину, которая в 1963 году стала его женой. Но этот брак быстро распался: Дорошина, влюблённая в Ефремова, ему изменила.

Роли, которые Даль играл в «Современнике», были не слишком большими. Но в некоторых он, всё же, сумел выразить своё видение образа и московские театралы часто ходили в театр смотреть именно его игру. Дебютом Олега в кино стала драма «Мой младший брат», в которой он сыграл Алика. В 1966 году ему досталась интересная роль в военной комедии «Женя, Женечка и «Катюша», где его заметили зрители, а роль Соболевского в следующем фильме «Хроника пикирующего бомбардировщика» сделала Олега Даля известным. Затем были блестящие роли в сказках, которые раскрыли талант актёра во всей его полноте: «Старая, старая сказка» и «Тень», роль шута в «Короле Лире» и Крестовского в «Земле Санникова», которую сам актёр не любил.

Становясь всё более популярным у зрителей, Даль не становился более счастливым. Его второй брак с актрисой Татьяной Лавровой тоже не был удачным и длился полгода. Его часто не устраивали предлагаемые в спектаклях роли и он был требователен не только к себе, но и к режиссёрам, коллегам по сцене. Анатолий Эфрос вспоминал, что «Даль был замкнут, нервен и нетерпелив, убийственно остроумен, а иногда невыносим» и в нём всегда чувствовался «мятеж… против… нелепостей жизни… её уродств». Олег часто отказывался от эффектных ролей и переходил из театра в театр. И ещё он пил, зная о том, что это вредно для сердца и может плохо кончиться.

Далю повезло сняться для ТВ в роли Печорина, о которой он мечтал, сыграть советского разведчика в мини-сериале «Вариант Омега», воплотив в жизнь мечту любого русского актёра и создать романтический образ принца Флоризеля. На театральной сцене у него тоже были интересные, отмеченные публикой и критикой удачи. Несмотря на то, что вся страна полюбила его за роли в кино, Даль был, в первую очередь, великолепным театральным актёром: чутким, тонким и изобретательным. Он играл «в собственном неповторимом образе» – по определению Вениамина Каверина. Но всё это было на каком-то изломе, с вечной возможностью сорваться, отказаться, броситься в омут забвения.

Его третьей женой стала Елизавета Эйхенбаум, которая сумела создать для мужа уют, заботу и стабильность в доме, но изменить его творческую жизнь ей было не под силу. Даль конфликтовал с начальством и окружающими и запивал. Во время творческой командировки в Киев, он, уехав от опеки жены, выпил, хотя держался уже несколько лет. Противоалкогольная ампула, вшитая ему врачами в 1973 году, вызвала соответствующую реакцию сосудов и наступил кризис. Вдова актёра выступала против этой версии, настаивая на том, что Даля сразил обычный сердечный приступ, но о «торпеде» упоминали многие из друзей Олега Ивановича.

Однако вопрос, почему умер Олег Даль, в 1981 году, в возрасте 39 лет, оказался не таким важным, как решение о его захоронении: ни на одном из главных столичных кладбищ не нашлось места для этого актёра. Проблему решали на высоком уровне и, наконец, власти обязали директора Ваганьковского кладбища отыскать подходящий участок в центре. Его нашли на заброшенной могиле русской балерины ХIХ века Рославлёвой. Там, в тесноте, и похоронен Олег Даль.

6469 Просмотров