Всем известен и многими любим классик русской литературы Евгений Абрамович Баратынский. Биография писателя насыщена множеством различных событий, связанных с частыми переездами и долгой разлукой с родиной. Именно этим ярким моментам жизни автора посвящена наша статья.

Ранние годы

Год рождения Баратынского - 1800, в это время к власти приходит Александр I, либеральное правление которого в будущем будет сменено законами Николая I, что серьезно повлияет на жизнь писателя. 19 марта в имении старинного польского рода (Тамбовская губерния) появился на свет Евгений Баратынский. Воспитывался мальчик в имении Мара матерью и дядькой-итальянцем. Благодаря последнему он рано выучил итальянский язык. А к восьми годам мог свободно общаться и на французском. В 1808 году его отдали в петербургский немецкий пансион, где продолжилось обучение писателя.

После смерти отца Баратынский Евгений Абрамович возвращается в Мару. В это время мать занимается подготовкой сына к поступлению в Пажеский корпус. И благодаря ее стараниям мальчик в 1812 году становится воспитанником этого престижного заведения.

Тамбовская губерния

После окончания Пажеского корпуса Баратынский (биография этого периода не отличается яркими событиями) возвращается к семье в Тамбовскую губернию, где начинает писать стихи. Поначалу его произведения очень слабы с технической точки зрения, но постепенно поэт овладевает мастерством. К 1819 году формируется тот стиль Баратынского, которым писатель гордился и считал основным достоинством своей поэзии.

Петербург

В 1819 год ознаменовался переездом в Петербург и поступлением рядовым в Егерский полк. В этот период знакомится со столичным литературным обществом Баратынский. Биография писателя полна встреч с Дельвигом, Жуковским, Пушкиным, Кюхельбекером, Плетневым. Он становится желанным гостем в литературных салонах.

Благодаря стараниям Дельвига, впервые публикуются произведения Баратынского: «К Кюхельбекеру», «К Креницыну», поэма «Пиры». А в 1823 году появляются сборники стихов поэта.

Финляндия

В 1820 году Баратынского переводят в Нейшлоцкий полк, находящийся в Финляндии. Командует полком родственник поэта - Г. А. Лутковский, поэтому Баратынский живет у него, пользуется немалыми привилегиями и часто посещает Петербург. Однако самого писателя тяготит его положение. Он не принадлежит к солдатскому сословию, но ему не дают офицерского звания, а службу просить он не станет - такое поведение может быть воспринято как неуважение к власти. И со «светом» все меньше и меньше общего имеет Баратынский. Биография дворянина не предусматривала службы в солдатах, отчего писатель чувствовал свою ущербность.

В Финляндии Баратынский проводит пять лет - с 1820 по 1825 год. Это отлучение от родины ярко отразилось в его поэзии: стихотворениях «Водопад», «Финляндия», поэме «Эда».

В 1824 году благодаря ходатайствам друзей Баратынского переводят в Гельсингфорс, где он служит при штабе генерал-губернатора. В этот период поэт влюбляется в замужнюю женщину - А. Ф. Закревскую. Эта любовь принесла ему много страданий, но благодаря ей появились на свет такие стихи, как «Фея», «Оправдание», «Я безрассуден - и не дивно…» и многие другие.

Офицерское звание

То, что поэт долгое время не мог получить офицерское звание, было связано с независимой тональностью его творчества и рядом оппозиционных высказываний, которые очень часто позволял себе в свете Баратынский. Евгений Абрамович дослужился до долгожданного чина только через семь лет (в 1825 году). Это давало поэту возможность самому распоряжаться своей судьбой. В этом же году Баратынский едет в гости к матери в Москву и обратно уже не возвращается, а в 1826-ом он официально уходит в отставку.

Возвращение в Россию

Сразу по возвращении на родину поэт женится на Анастасии Львовне Энгельгардт и поступает на службу в Межевую канцелярию. Жизнь Баратынского становится унылой и монотонной. Семейный быт сглаживает все вызывающие, бунтарские черты характера писателя.

Подобное положение дел сильно повлияло и на творчество Евгения Абрамовича. Его произведения все меньше и меньше ценятся публикой, они уже не имеют столь грандиозного успеха, как ранние творения. Однако писатель не собирается отказываться от новых установок и новаторских идей. Поэзия Баратынского этого периода была не понята критиками и современниками, только Пушкин смог оценить ее. Особого же внимания этого великого писателя была удостоена поэма «Эда».

Отношение к декабристам

Евгений Абрамович не был активным противником политического строя и не примыкал к декабристам, но сама идея тайных обществ его захватила. Однако творчество Баратынского все же отразило и оппозиционное отношение поэта к правительству. Например, элегия «Буря» показала все негодование и возмущение Баратынского, касающееся расправы над декабристами. Для поэта крах движения стал символом поражения идей свободы и лучших человеческих устремлений.

Журнал «Европеец»

В 1831 году друг Баратынского И. В. Киреевский начинает выпускать журнал «Европеец». Евгений Абрамович в знак поддержки стал писать для издания прозаические рассказы, среди которых можно отметить известный «Перстень». Статьи Баратынского для журнала были полны критических замечаний в адрес современных ему литераторов, отзывов о политических событиях. В «Европейце» предстал не только Баратынский-поэт, но и Баратынский-критик, а также политический деятель. Однако журнал был вскоре закрыт, что сильно огорчило писателя, и он впал в тоску.

Последние годы

В последние годы жизни отношения Баратынского с писателями-современниками сильно ухудшились, и поэт оказался в изоляции. Положение усугубляет разрыв со старыми друзьями - Киреевским, Пушкиным, Хомяковым. Итогом стало затворничество писателя и его семьи в имении Мураново, расположенном под Москвой.

Стихи Баратынского о любви в этот период творчества уходят на второй план, уступая место трагически-философским размышлениям о современности и одиночестве. Меняется и стилистика самих произведений - они отличаются разорванностью, нестройностью и крайним надрывом.

В 1843 году Баратынский со старшими детьми отправляется в путешествие за границу. За время поездки писатель посетил Германию, Париж, где свел знакомство с Н. И. Тургеневым, а также Францию. К поэту возвращается вера в будущее и бодрое настроение, что отражается и в творчестве (стихотворение «Пироскаф»).

Баратынский через Марсель морем отправляется в Неаполь, где пишет последнее свое произведение - стихотворение «Дядьке-итальянцу». Еще в Париже, незадолго до отъезда, Баратынский чувствовал себя нездорово, но пренебрег советами врача о вреде жаркого климата и продолжил путешествие. 28 июня 1844 года у поэта случился приступ сильной головной боли, за которым последовала лихорадка, и на следующий день он скончался.

Жена Баратынского, Анастасия Львовна, на 16 лет пережила мужа, а после смерти была похоронена рядом с ним на Тихвинском кладбище.

Особенности лирики

Стихи Баратынского о любви преобладают во всем творчестве поэта. Связано это с тем, что Евгений Абрамович относился к числу романтиков. В его творчестве отразились тяготы и горести современного поэту времени. Большой заслугой Баратынского является его способность ярко изображать внутренний мир человека со свойственными ему противоречиями и сложностями. Поэт очень страстно относился к тому, что описывал, его стихотворения полны беспокойства, тревоги и глубоких переживаний.

Основными для творчества Баратынский считал следующие моменты: мысль, своеобразие и простоту. И согласно этим трем составляющим, творил.

Евгений Баратынский: «Весна»

Знаменитое стихотворение «Весна, весна! Как воздух чист» представляет собой прекрасный образец пейзажной лирики Баратынского. В произведении с восторгом, трепетом и нежностью описывается возрождение природы. Лирический герой ликует, он счастлив, его душа поет.

Стихотворение просто и легко звучит. Оно не отличается излишне высоким слогом или сложностью структуры, но именно благодаря этому читать может ощутить восторг и трепет автора, его ликование и воспевание расцветающей природы.

Весна была любимым временем года поэта. В письме к матери, написанном в 1815 году, Баратынский отмечал, какое грандиозное влияние оказывает на его душу созерцание преображения и украшения природы в весеннее время. Говорил о радости и ликовании, наполняющем его сердце, о прогулках, дающих ему истинное наслаждение.

Сборник «Сумерки»

Он вышел в 1842 году и был последним сборником стихов Баратынского. В него вошли произведения, написанные с 1835 по 1842 год. Представлены они были лирическим циклом, объединенным образом, который и стал заглавием всей книги. Сумерки здесь предстают символом, который, с одной стороны, знаменует финал жизни и творчества самого Баратынского, а с другой - содержит намек на окончание существования духовности и культуры всего человечества.

Практически не пишет в этом сборнике Баратынский о природе, поэт создает философский жанр эпиграммы, где происходит растворение объекта в отвлечении и обобщении. Примеры таких произведений: «Люблю я вас, богини перья», «На посев леса», «Коттерие» и многие другие.

Поэт выражает свои горестные мысли о судьбах искусства, человечества. Его волнует то, как общество воспринимает и будет воспринимать поэта. Делает много неутешительных выводов.

Поздние стихотворения Баратынского резко отличаются от его раннего творчества. Если раньше главными были четкость и ясность, то теперь писатель часто использует сложный синтаксис, архаическую лексику, ораторские приемы, что сильно затрудняет восприятие.

Музей Баратынского

Музей Евгения Абрамовича Баратынского находится в историческом центре Казани. Он расположен во флигеле усадьбы, когда-то принадлежащей супруге поэта. В имении долгое время жила семья самого писателя, а позднее - его многочисленные потомки.

История музея началась в 1977 году, когда при казанской школе № 34 открылась литературная выставка, посвященная наследию Баратынского. Лишь в 1981-ом музей приобрел статус государственного, а через десять лет переехал в усадьбу, которую так любил Баратынский.

Юбилей (2010 год) писателя отмечался в Казани с широким размахом, и музей принимал в этом активное участие. На его территории прошли лекции о жизни и творчестве Баратынского, были выставлены редкие экспонаты, проведены дополнительные экскурсии для школьников.

Евгений Абрамович Баратынский (1800-1844) - русский поэт, родился в семье генерал-адьютанта, владельца поместья в одном из сел Кирсановского уезда. Приближенность родителей к императорскому двору позволила дать мальчику превосходное интеллектуальное и эстетическое воспитание.

В 1812 году двенадцатилетний Баратынский поступает в Санкт-Петербургский немецкий пансион, откуда практически сразу его переводят в Пажеский корпус. Доучиться в этом заведении он не смог, так как был исключен за серьезный проступок. Сам поэт счел наказание слишком строгим, ведь помимо исключения, его последствия крайне негативно сказались на его дальнейшей карьере. Эта юношеская трагедия отпечаталась на всем его творчестве - все его поэтические опусы пронизаны грустью и меланхолией. Первые пробы пера, дошедшие до нас, датируются 1817 годом.

Военная служба

1819 год - начало военной службы в звании рядового лейб-гвардии Егерского полка. Огромное влияние на дальнейшую творческую судьбу начинающего литератора оказало знакомство с поэтом бароном Дельвигом. Общение с Пушкиным, Кюхельбеккером, поэтические вечера в салоне Пономаревой, литературные кружки Плетнева и Жуковского позволили поэту настолько овладеть поэтической техникой, что он занял достойное место среди известных поэтов-романтиков.

Служба в Финляндии

В начале 1820 года Баратынскому было присвоено звание унтер-офицера и его полк отправляется на службу в Финляндию. Суровая красота финских пейзажей и уединенный образ жизни повлияли на характер поэзии - она приобрела удивительный сосредоточенно-элегический характер («Финляндия», «Водопад», первая поэма «Эда»). В период службы в Финляндии стихотворения Баратынского печатаются в альманахе «Полярная звезда», созданном декабристами Бестужевым и Рылеевым.

В 1824 году, благодаря ходатайству друга - адьютанта генерал-губернатора Финляндии Путяты, Баратынский переводится в штаб генерала Закревского в Гельсингфорсе. Там он находит свою любовь - пылкая страсть к жене генерала Анастасии приносит поэту множество мучительных переживаний. Образ возлюбленной неоднократно отражается в творчестве талантливого молодого литератора (поэма «Бал», стихотворения «Мне с упоением заметным», «Нет, обманула вас молва», «Оправдание», «Фея», «Мы пьём в любви отраву сладкую», «Я безрассуден, и не диво…»).

Осенью 1825 года, получив весть о болезни матери, Баратынский отправляется в Москву, где через год, благодаря влиянию Дениса Давыдова, выходит в отставку. Так заканчивается военная карьера талантливого и перспективного молодого поэта.

Московский период.

Женитьба на дочери генерал-майора Анастасии Энгельгардт (они обвенчались летом 1826 года) принесла Баратынскому материальное благополучие и укрепила в московском свете его весьма шаткое положение. В этом же году были изданы поэмы «Эда» и «Пиры» - с этого момента к поэту пришла настоящая известность.

Изданный в 1827 году первый сборник лирических стихотворений подытожил первую половину творческого пути талантливого литератора. Продолжая развитие жанра поэмы («Бал» (1828), «Наложница» (1831)), Баратынский достиг непревзойденного мастерства формы и изящной легкости литературного слога. В это время поэт поступает на гражданскую службу, но вскоре все же решает посвятить себя исключительно литературному творчеству.В это время Баратынский активно участвует в литературной жизни столицы - его сочинения публикуются в альманахе Дельвига «Северные цветы» и журнале Полевого «Московский телеграф», он тесно общается с князем Вяземским и кружком известных столичных литераторов (И. Кириевским, А. Хомяковым, Н. Языковым).

В 1831 году Баратынский готовится сотрудничать с журналом «Европеец», который был основан И. Кириевским, но вскоре после открытия журнал был запрещен. С тех пор вплоть до 1835 года, поэт написал всего несколько стихотворений, он занимается редактированием старых произведений и готовит к изданию новый сборник стихотворений. Изданный в этом же году двухчастный стихотворный сборник представлялся Баратынскому итогом его работы.

Поэзия Баратынского 30-х годов обретает торжественно-скорбный риторический облик, он периодически обращается к архаизмам, лирическая составляющая занимает все менее значительное место в творчестве поэта. 1837 год ознаменовался полным разочарованием в российской современной действительности. Баратынский всерьез задумывается об отъезде за границу.

В 1842 году выходит последний, самый сильный и новаторский сборник стихотворений «Сумерки». Этот цикл отличается композиционной выстроенностью - все стихотворения представляют собой единое поэтическое повествование. Сборник был раскритикован Белинским - это привело к тяжелым моральным последствиям для тонкой ранимой души литератора.

Путешествие по Европе

В 1843 году чета Баратынских с тремя старшими детьми (их всего было 9) отправляется в путешествие по Европе. Проехав через всю Германию, семья останавливается во Франции, где Баратынский знакомится с выдающимися представителями французской литературной жизни того времени - Мериме, Тьерри, Ламартином, Альфредом де Виньи. Несмотря на столь интересные встречи, Европа все же разочаровала поэта. Весной 1844 года Баратынские морем переезжают в Италию. Во время переезда поэт пишет свое последнее стихотворение «Пироскаф». В Неаполе с супругой Баратынского Анастасией случился тяжелый нервный припадок, это ухудшило состояние Евгения Абрамовича, страдавшего интенсивными головными болями и 29 июня (ст. стиль)1844 года поэт скоропостижно умирает. Посмертное издание сочинений Баратынского было осуществлено его сыновьями в 1869, 1883 и 1884 годах.

И звестный русский поэт золотого века родился в дворянской семье. Отец его был помещик, отставной генерал-лейтенант. В детстве Боратынский учился в частном немецком пансионе в Петербурге, а в 12 лет его отдали в Пажеский корпус. Однако шалости и отказ подчиняться порядкам корпуса привели к тому, что через два года он был оттуда исключен с запретом поступать на военную службу, кроме как рядовым.

После этого несколько лет юноша жил в поместьях родных, начал писать стихи. В начале 1819 года Боратынский все-таки решил пойти по стопам предков и поступил рядовым в лейб-гвардии Егерский полк. Он поселился в одной квартире с Дельвигом, подружился с Пушкиным, Кюхельбекером, Гнедичем и начал печататься. В 1820 году Боратынский получил унтер-офицерский чин и был переведен в полк своего родственника, стоявший в Финляндии. Суровость северной природы произвела большое впечатление на этого поэта-романтика. В 1824 году он был назначен в штаб генерала Закревского, где увлекся его женой, «Медной Венерой» Пушкина. На следующий год он был произведен в офицеры. В 1826 году из-за болезни матери Боратынский вышел в отставку и поселился в Москве, женившись на Анастасии Энгельгардт - двоюродной сестре супруги Дениса Давыдова.

После издания поэм «Эда» и «Пиры» в 1826 году общественное мнение поставило его в ряды лучших поэтов своего времени. С 1828 по 1831 год Боратынский находился на гражданской службе, в частности как губернский секретарь. После выхода в отставку Боратынский ушел в частную жизнь, обустраивал приданое жены - поместье Мураново (позже - Музей Тютчева, родственника Энгельгардтов).

В 1843 году Боратынский с женой и тремя из своих девяти детей отправился в заграничное путешествие. В Неаполе он скончался от разрыва сердца.

Наряду с написанием фамилии через О - Боратынский, более распространенным в течение долгого времени был вариант с буквой А. Он закрепился в энциклопедиях и словарях, а не последнюю роль в решении этого вопроса сыграло то, что Пушкин, отзываясь о поэзии друга, писал о нем «Баратынский».

Между тем написание фамилии через О доминирует в литературоведении начиная с 1990-х годов и подтверждается биографическими сведениями. Так, фамилия рода Боратынских, как утверждалось в работе племянника поэта, происходит от названия замка Боратын в Галиции. После того как один из представителей рода перешел в русское подданство, из-за особенностей нового языка в написании стала преобладать буква А. Известно, что двойной вариант фамилии доставлял немало хлопот, когда речь шла об официальных документах. Так, сохранилось письмо сына поэта, Николая Евгеньевича Боратынского, в котором он указывает на ошибку в бумагах и объясняет ее происхождение: «...позвольте обратить Ваше внимание на то обстоятельство, что в предъявляемых документах фамилия моя написана Ба-, а не Боратынский, между тем как коренная орфография - Боратынский... <...> Чуждая буква произошла от обыкновения русских выговаривать О как А, в письмах же часто можно принять эту букву за вторую…»

Сам Боратынский подписывал первые стихи как «Евгений Абрамов сын Баратынской». Однако в официальной публикации произведений и в последнем своем сборнике он использовал в подписи другой вариант - «Боратынский». Так же - через О - его фамилия увековечена на надгробии поэта в Александро-Невской лавре.

Оригинальный подход к феномену смерти представляет автор в стихотворении «Смерть». Оно имеет две редакции. В первой Баратынский ярко показал различие между своей точкой зрения на данную тему и мнением общества. Во второй же он совсем убрал традиционное описание смерти как страшного конца, с которого начинается первая редакция:

О смерть! твое именованье

Нам в суеверную боязнь:

Ты в нашей мысли тьмы созданье,

Паденьем вызванная казнь!

Непонимаемая светом,

Рисуешься в его глазах

Ты отвратительным скелетом

Баратынский персонифицирует образ смерти. Она предстает скелетом с косою в руках. Такое изображение традиционно. Люди обычно бояться смерти, так как никому неизвестно, что нас ждет после неё. Из-за этой неизвестности возникают различные суеверия, связанные с ней. Например, то, что она воплощение тьмы и приносит только боль и страдания. Смерть, отвратительный скелет, с пустыми глазницами, в черном плаще, возвышается над всем человечеством, держа в костлявых руках косу, которой будет, как крестьянин рожь, косить всех без разбора, правых и неправых, виновных и невинных. Эпитеты «отвратительным», «уродливой» подчеркивают негативное отношение к ней. Поэт также связывает ее с мотивом рока, который заменяется словом «казнь». Таким образом, он удваивает страх перед смертью. Она перестает быть естественной.

Такое трагической восприятие смерти – особенность индивидуального сознания. Такой она видится свету, т.е. обычным людям, не задумывающимся о ее глобальном, мировом значении. Не зря автор употребляет в первых двух строфах местоимение «нам», «нашей», а также называет боязнь смерти «суеверной», то есть не имеющей под собой реальной основы («Суеверие, суеверство ср. ошибочное, пустое, вздорное, ложное верованье во что-либо; вера в чудесное, сверхъестественное, в ворожбу, гадания, в приметы, знаменья; вера в причину и последствие, где никакой причинной связи не видно»). Это субъективное мнение о смерти, принадлежащее свету, но оно не обязательно истинно. Далее автор высказывает свое мнение об образе смерти, о ее значении, трансформируя его таким образом. Смерть предстает в совсем другом свете:

Ты дочь верховного Эфира,

Ты светозарная краса:

В руке твоей олива мира,

Такой неожиданный поворот вполне ожидаем, если посмотреть на авторскую манеру описания. Стихотворение начинается с торжественного обращения: «О смерть!». Патетичность придает ему одический характер. Мы можем предположить поэтому, что далее автор будет восхвалять смерть с воодушевлением и торжественностью, как это и принято в одах. Более того, уже во второй строфе можно заметить сочувственное отношение поэта к ней из слов «непонимаемая светом», характерное для романтиков, который свет не понимает. Общество неправильно трактует ее образ, ее функцию, считаю ее бедою и наказанием. У Баратынского же совершенно противоположное мнение о ней.

Поэт поднимает образ смерти до богов (Эфир как верхний слой неба, обитель богов), равняет ее с Зевсом (Эфир как бог, отец Зевса). Она становится светлой, красивой, что совершенно нетипично для ее изображения. В руке она держит оливу мира.

«Такая замена атрибута смерти существенна: и в греческой мифологии, и в христианской традиции с оливой связаны значения мира, плодородия, Божьего благословения. Смерть призвана охранять миропорядок от хаоса, сохранять «равновесье диких сил»» .

Она представлена в этом стихотворении с положительной точки зрения. Автор в корне меняет представление читателя о ней, трансформирует установившийся в литературе образ смерти.

Баратынский сравнивает смерть с героями древнегреческой мифологии, следуя традициям классицизма. В одах XVIII века такие сопоставления были обязательны. Восхваляемой личности придается тем самым божественный статус, самой оде – торжественность и патетичность. Например, у М. Ломоносова:

…Являя, что Елисавета

В России усугубит света

Державой и венцем своим.

Ермий, наукам предводитель,

И Марс, на брани победитель,

Блистают совокупно с ним.

Там муж, звездами испещренный,

Свой светлый напрягает лук,

Диана стрелы позлащенны

С ним мещет из прекрасных рук .

(«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, Самодержицы Всероссийский», 1746 года).

В этой оде императрица Елисавета равняется богу Марсу и Гермесу, а русский воин поставлен рядом с богиней Дианой.

Как ежели на Римлян злился

Плутон, являя гнев и власть,

И если Град тому чудился,

Что Курций, видя мрачну пасть,

Презрел и младость, и породу,

Погиб за Римскую свободу,

С разъезду в оную скочив, -

То ей! Квириты, Марк ваш жив

Во всяком Россе, что без страху

Чрез огнь и рвы течет с размаху.

(Ода на прибытие Ея Величества великия Государыни Императрицы Елисаветы Петровны из Москвы в Санкт-Петербург 1742 года по коронации).

В этой оде восхваляются русские воины. Они сравниваются с Марком Курцием, героем римских преданий.

Для античной философии весьма характерно положительное отношение к смерти. Сократ и его ученик Платон считали её благом. Она освобождает души от материального тела, от темницы, в которой они томились. Душа получает возможность вернуться в тот мир, где она обитала до земного существования. В христианском же мировоззрении смерть – это кара за грехи. Она страшна и горька, после нее неправедные души попадут в ад, где должны будут мучиться вечно. Современное поэту мнение света о смерти основаны на христианском её понимании. Баратынский, в свою очередь, смотрит на смерть с античной точки зрения, для которой такие сравнения вполне приемлемы:

Когда возникнул мир цветущий

Из равновесья диких сил,

В твое храненье Всемогущий

Его устройство поручил.

И ты летаешь над созданьем,

Забвенье бед везде лия

И прохлаждающим дыханьем

Баратынский показывает нам роль смерти вселенского масштаба. Он смотрит на нее не с точки зрения отдельного человека, для которого смерть, конечно же, будет страшна, а с точки зрения бога, возвышающегося над миром. Он видит, что на самом деле смерть – не порождение тьмы, а дочь света, которая создана для охраны миропорядка и природного равновесия. Это задача очень сложная, ведь мир изначально «дикий» и состоит из противоположностей. Всемогущий привел их в равновесие, которое трудно сохранить. В любой момент мир может в своем буйстве и непокорности выйти из-под контроля. Тьма не уживается со светом, добро со злом, любовь с ненавистью. Смерть же обладает даром забвенья. Беды, разногласия забываются с уходом их причин. Она напоминает людям, что есть нечто высшее, важнее их мелких жизненных ссор, заставляет их объединяться в горе или борьбе.

Глобальное, мировое значение смерти – это постоянное движение и развитие. Если бы не было ее, не было бы прогресса. Поколения должны сменять друг друга, чтобы приносить в этот мир новые идеи, исправлять ошибки предков и решать собственные. Старые короли и полководцы должны уходить, предоставляя молодым, более успешным и готовым к новому, возможность приводить историю и человечество в движение. Они не помнят ошибки предшественников и могут наступить на те же грабли, но, возможно, как раз у них и получится найти выход. Если бы не было смерти, то войны длились бы вечно, не сменяя друг друга, а просто не прекращаясь. Она останавливает конфликты, являясь самым страшным их последствием, открывая людям глаза на их заблуждения, ошибки через горе и шок. Если же они не понимают ее урока, она и их забирает, таким образом «смиряя буйство бытия».

Ты фивских братьев примирила,

Ты в неумеренной крови

Безумной Федры погасила

Огонь мучительной любви…

Ты предстаешь, святая дева!

И с остывающих ланит

Бегут мгновенно пятна гнева,

Стиль Баратынского в этом стихотворении во многом напоминает громогласный стиль Ломоносова. Все стихотворение напоминает оду своим величественно-торжественный, приподнятым, пышным настроением. Это и риторические восклицания («О смерть!», «Ты предстаешь, святая дева!»), и славянизмы («властелина», «краса», «прохлаждающим», «принужденье»), и устаревшая лексика («ланит», «лия»). Баратынский так же, как и Ломоносов, обращается к античным мифам и их героям, приводить примеры именно оттуда. Кроме «верховного Эфира» здесь представлены фивские братья Этеокл и Полиник, сыновья Эдипа и Иокасты. Узнав правду о своём рождении и о том, что женат на своей матери, Эдип проклял сыновей и удалился в изгнание. Братья решили править поочерёдно, но по окончании срока Этеокл отказался отдавать трон брату. Это привело к войне и выступлению «семерых против Фив». Братья убили друг друга в поединке. Есть версия, что, когда их сжигали на одном костре, пламя разделилось надвое, поэтому неизвестно точно, примирила их смерть или нет. Федра – дочь царя Миноса, жена афинского царя Тесея. Она полюбила своего пасынка Ипполита, но тот отверг ее, за что Федра его оклеветала. Из-за этого Ипполит погиб. Федра не смогла справиться с угрызениями совести и покончила с собой. Более того, Баратынский здесь аллегорически изображает смерть, что также характерно для одического стиля Ломоносова. Она предстает святой девой, светозарной богиней, дочерью верховного бога. Она парит над миром, охраняя его законы, и милосердно дает смертным успокоение от земных страданий.

Смерть гасит все страсти, всю злобу и сводит все эмоции, свойственные живым, к спокойствию, равнодушию мертвых. В этом Баратынский видит пользу смерти:

И краски жизни беспокойной,

С их невоздержной пестротой,

Вдруг заменяются пристойной,

Однообразной белизной.

Дружится кроткою тобою

Людей недружная судьба:

Ласкаешь тою же рукою

Смерть уравнивает все и всех. Она приводит всё к одной черте. Это восхищает поэта. В человеческих страстях, гневе, чувствах он видит только беспокойство, невоздержанность. Они кажутся ему бессмысленными. Смерть же убирает их и оставляет покой, заменяет бурю эмоций «пристойной, однообразной белизной». Белый цвет в европейской традиции – цвет божества. Он ассоциируется еще со времен античности с дневным светом, чистотой, добродетелью, невинностью, прозрачностью. Не зря белые одеяния носят боги, ангелы и святые. «Белизна» у Баратынского – это ясность мыслей, понимание смысла бытия, принятие всех истин, очищение от эмоций. Такое состояние наступает после смерти.

Не только в этом стихотворении поэт негативно относится к земным страстям. Во всей его лирике присутствует мотив их бессмысленности. Они – участь живых. Эмоции, желания не дают людям увидеть и понять истину. Земная жизнь охарактеризована эпитетами: «беспокойной», «невоздержанной», «недружная», «неумеренной», «мучительной». Все определения дают ей негативную окраску. Почти у всех есть приставки не -, без-, показывающие неполноценность жизни. Из самих страстей в стихотворении представлены только деструктивные: безумие, гнев, любострастие. Даже любовь, светлое, по сути, чувство, не приносит радости и счастья, а лишь мучения. Смерти же соответствуют эпитеты: «кроткая», «пристойная», «святая», «светозарная», своим значением подчеркивающие данный ей белый цвет. Особенно интересен первый. В словаре Даля сказано:

«Кроткий, о человеке тихий, скромный, смиренный, любящий, снисходительный; не вспыльчивый, негневливый, многотерпеливый. Кроткое обращение, ровное и доброжелательное…» .

Смерть не желает зла людям. Она наоборот жалеет их, симпатизирует им, не заставляет их страдать, а избавляет от страданий. Жизнь и смерть противопоставлены в этом стихотворении на лексическом уровне, причем вторая описана с негативной точки зрения, а первая – с положительной.

Стихотворение Баратынский заканчивает традиционным для него выводом, который присутствует во многих его стихотворениях:

Недоуменье, принужденье,

Условье смутных наших дней:

Ты всех загадок разрешенье,

Цепочка контекстуальных синонимов («недоуменье, принужденье», «условье», «разрешенье») характеризует смерть. Она приводит людей в недоумение своим неожиданным появлением и таким простым разрешением конфликтов. Очень часто она принуждает человека последовать за ней, если он не осознает ее значения, ее пользы, сам не готов уйти в другой мир. И, конечно же, она во многих ситуациях является единственным возможным разрешением, выходом, а в смутные времена и обязательным. Умирая, человек осознает истину, ему открывается тайный смысл его жизни и пути, смысл бытия всего человечества в целом. По крайней мере, поэт надеется на это. Слово «разрешенье» в конце повторяется дважды. Это также является традиционным, излюбленным приемом Баратынского (как повторение одного и того же корня, только здесь не однокоренное, а то же самое слово). Он акцентирует внимание на нем, еще раз утверждает его, доказывает его точность. Это подчеркивается и повторением местоимений «ты», «всех», анафорой («Ты всех загадок разрешенье, ты разрешенье всех цепей»). Смерть – это именно разрешенье всех споров, всех сомнений и раздумий. Она дает ответы на риторические вопросы, она освобождает душу человека от бренного тела, разум человека от тяжелых поисков истины.

В этом стихотворении Баратынский меняет взгляд читателей на образ смерти, трансформирует его. Он использует нетрадиционные эпитеты для описания смерти («светозарная», «святая»), связывает ее с мотивами мира, плодородия, света, нетипичными для данной темы. Читатель буквально испытывает когнитивный диссонанс, когда автор представляет ее как прекрасную богиню, охраняющую устройство мира, секреты его создания, дарящая покой душам. Поэт пишет ей оду, воспевает ее, боготворит. Это не единственный раз, когда Баратынский трансформирует традиционные мотивы, изображая их в совсем иной ключе.

Другая редакция этого стихотворения написана в том же году и содержит несколько важных изменений:

Тебя из тьмы не изведу я,

О смерть! и, детскою мечтой

Гробовый стан тебе даруя,

Не ополчу тебя косой.

Ты укрощаешь восстающий

В безумной силе ураган,

Ты, на брега свои бегущий,

Вспять повращаешь океан.

Даешь пределы ты растенью,

Чтоб не покрыл безмерный лес

Земли губительною тенью,

Злак не восстал бы до небес.

А человек! Святая дева!

Перед тобой с его ланит

Мгновенно сходят пятна гнева,

Баратынский убрал вступительную часть, где смерть описывается традиционно. Он сразу прямо заявляет, что не придает ей установленных людьми образов, форм. Для него совершенно не важны каноничные представления, он, наоборот, совсем от них отказывается. Таким образом, он полностью противопоставляет себя свету, не принимает его мнения. Он прямо говорит, что «не ополчит» смерть косой.

Более того, поэт здесь развивает свою идею смерти как хранительницы мировых порядков и законов. Она не только милосердно защищает людей от их страстей, но и смиряет океан в его буйстве, не дает растению вырасти до небес, хотя оно имеет такую силу. Здесь четко прослеживается смысл смерти в ограничении той безудержной мощи, которая есть у каждого человека в его душе, способной разрушить весь мир, устроить хаос, есть в глубинах океана, что может уничтожить всё живое на суше в один миг, есть внутри деревьев, которые, дай им волю, под светом солнца разрастутся по всей планете. Смерть сохраняет золотую середину, уравнивает сильных и слабых, чтобы все могли существовать в мире, соблюдая правило природного равновесия. И человек включен в этот ряд.

Если смотреть на нее с этой точки зрения, то она действительно не кажется несправедливой, жестокой, страшной, а наоборот, разумным, мудрым существом. Нужно только осознать ее роль в мировом масштабе. Как раз это и доказывает поэт.

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 2. С. 509.

Баратынский Е. А. Полн. собр. соч.: В 2 т. / Гл. ред. М.Л. Гофман. Т. 1. С. 107.

Баратынский Е. А. Полн. собр. соч.: В 2 т. / Гл. ред. М.Л. Гофман. Т. 1. С. 188.