Япония всегда считалась морской державой. Ее флот успешно соперничал даже с куда большими в военном и экономическом плане соседями на протяжении веков. Позже и в воздухе японцы приобрести опыт, позволяющий доминировать в своем регионе.

Но что касается сухопутных сил, то здесь японцы раз за разом оказывались в числе отстающих и зачастую терпели обидные поражения. На суше Япония уступала противнику в силе и подготовке пехоты, стрелковом оружии и артиллерии. Это же было характерно и для бронетанковых войск Страны восходящего солнца.

В 30-е годы 20 века японские военные быстро поняли, что повсеместно используемые ими танки проекта «Тип 89/94» совсем не удовлетворяют реалиям. Страна терпела большие потери машин сражение за сражением. Поэтому было принято решение в условиях тяжелой экономической ситуации максимально быстро спроектировать и поставить фронту новый танк, способный противостоять более удачным вражеским образцам. Так начинается боевой путь танка «Чи-Ха», что значит «средний третий».

История создания танка «Чи-Ха»

В период 30-х, начала 40-х годов прошлого века в Японии четко прослеживалось острое противостояние между двумя большими группировками внутри министерства обороны. Первая ячейка, включавшая в себя преимущественно представителей Генерального Штаба, была по понятным причинам более могущественна. Она продвигала идеи создания танка-саранчи.

По их мнению, нужно было строить легкие танки, простые в изготовлении и транспортировке. Противника следовало брать числом таких танков, то есть задавить количеством. Конечно, такие модели фактически были легкой мишенью даже для противотанковых ружей, не говоря о мощных и зачастую хорошо обученных танковых бригадах противника.

Вторая группа придерживалась мнения создать средний японский танк, с хорошей броней, приемлемыми ходовыми характеристиками и большой огневой мощью. На их стороне был тот козырь, что для такой машины характерна большая живучесть. Но производить такой средний танк было затратнее.
Нетрудно догадаться, что приближенная к власти первая группировка продвинула свою идею, и Япония скоро начала производить в промышленных объемах легкие танки «Чи-Ни».

Но надо отдать должное, работы по проектированию среднего танка типа 97 «Чи-Ха» не были свернуты, а велись параллельно. И это оказалось не зря, потому что уже после первых сражений потери японских бронетанковых войск с преимущественным использованием «Чи-ни» оказались настолько высокими, что превысили все допустимые пределы.

Власть страны в экстренном порядке распорядилась поставлять на фронт только что прошедшие испытания средние «Чи-Ха».

В целом, существует такой исторический факт, что японцам удалось совершить действительно качественный скачок в танкостроении, благодаря тому, что во время «китайского» конфликта они смогли захватить немецкий танк «Panzerkampfwagen II». Инженеры Страны восходящего солнца быстро разобрали захваченный образец до винтика, а потом смогли наладить производство собственных машин.

В то же время, японские образцы не были точными копиями немецких аналогов. На них применялись разработки и нововведения, благодаря которым удавалось даже превосходить по некоторым показателям лучшие европейские образцы. Но в целом, проект 97 «Чи-Ха» был на тот момент довольно устаревшим, имеющим массу уязвимостей.

Конструктивные особенности средних танков «Чи-Ха»

Бронирование

Танк «Чи-Ха» получил поверхностно-закаленную катаную стальную броню. Толщина лобовых листов и маска пушки достигала 25 миллиметров. Такой же толщиной отличалась защита кормовой части.

Башня получила 20 миллиметровые листы, а борты – 22 миллиметровые. Крыша машины достигала в толщине 12 мм.


Меньше всего танк «Чи-ха» защищался броней снизу, со стороны днища – стальные листы там обладали 8 мм толщиной.

Бортовая броня была вертикальная, а лобовая часть – ступенчатая. Все бронелисты крепились к стальному корпусу болтами и заклепками, что считалось явно устаревшей технологией, но позволяло быстро менять пришедшие в негодность элементы конструкции, иногда прямо на поле боя.

Вооружение

Башня была приспособлена для установки 57-мм орудия с длиной ствола 18,5 калибров. Его часто критиковали за откровенно плохие показатели бронебойности, но низкая пробивная способность компенсировалась малой массой и коротким откатом. Это было очень важное свойство в условиях компактности внутреннего пространства танка.

Еще одним большим минусом орудия были маленькие углы наведения ствола.

В вертикальной плоскости они достигали всего от -9 до 15 градусов, а в горизонтальной от -5 до +5. Для сравнения, самый передовой танк того времени – немецкий «Тигр» – по вертикальному наведению превосходил японца на 4 градуса, а в горизонтали больше чем в два раза – на 14 градусов.

Командир «Чи-Ха» должен был находиться справа от орудия, а заряжающий слева. Машина оснащалась двумя пулеметами:

  • один впереди корпуса (курсовой);
  • второй – в башне.

Калибр пулеметов составлял 7,7 мм.

Подвижность

Двигатель для танков «Чи-Ха» производился на заводах фирмы Mitsubishi. Его мощность составляла 170 л.с. Охлаждение было воздушным, запуск осуществлялся с помощью электрического стартера. Два топливных бака расположились по обе стороны моторного отделения и вмещали 120 и 115 литров соответственно.

По характеристикам хода танк «Чи-Ха» не обладал особенными качествами.

Если рассмотреть установку роликов, катков и ведущих колес на одном из бортов, то компоновка выглядела так:

  • Сдвоенные обрезиненные катки в количестве 6 штук (крайние катки были на пружинной подвеске, средние ставились на подвеске типа «Хара»);
  • 3 поддерживающих ролика;
  • Ведущее колесо, расположенное впереди машины;
  • Гусеница с мелкими звеньями (96 траков шириной 330 мм и шагом 120 мм).

Известно, что в процессе испытаний «Чи-Ха» было создано два прототипа. Ходовая часть первого из них была сразу утверждена, и с ней модель поступила в массовое производство. Второй же прототип отличался увеличенным количеством опорных обрезиненных колес. Их ставилось 8, благодаря чему танк получил плавный ход и, соответственно, точную стрельбу. Но производство таких машин стоило бы японскому руководству еще дороже, поэтому заводам было поручено строить массово более дешевые образцы.

Боевое применение

Первое появление танков «Чи-Ха» на поле боя можно отнести к относительно легким сражениям японской армии на Халкин Голе. Несмотря на превосходство японских частей, потери бронетанковых войск вызывали опасения командования.

Окончательно устаревшие на тот момент машины «Ха-Го» заметно проигрывали в живучести и эффективности пока еще незначительному количеству новых «Чи-Ха». По результатам сражений, руководство приняло решение массово производить новые образцы танков для всей армии.


В 1941 году начинается полноценный боевой путь «Чи-Ха». Япония вторгается в Малайю и Филиппины, где на многочисленных островах разворачивается театр тяжелых сражений. Чаще всего танки использовались для сопровождения пехоты и зачистки территорий. Но тяжесть сражений заключалась в том, что теперь японцам противостояли подготовленные и мощные американские танки «Стюарт».

Выяснилось, что первые серийные модели «Чи-Ха» проигрывают американским аналогам практически по всем показателям. Из-за этого на острова стали забрасывать новейшие, усовершенствованные «Шинхото Чи-Ха», обладающие новыми противотанковыми орудиями.

До этой модификации главный ствол «Чи-Ха» не пробивал танковую броню. Теперь же машина получила меньшее по калибру орудие (47 мм), но более длинный ствол и снаряд. За счет этого, снаряд обладал более высоким начальным ускорением и мощной пробивной силой, способной выводить из строя танки противника.

Бои в Малайе для Японии складывались значительно легче, так как гораздо хуже подготовленный, слабый противник практически не обладал тяжелым вооружением, наносящим вред бронетанковым соединениям. Поэтому потери боевых машин были незначительными.

Но в 1943 году на островах Япония вынуждена перейти в наступление, для чего в подразделения активно поставляются различные модификации «Шинхото Чи-Ха», в том числе и плавающие. Однако усиленные американской помощью части противника, оказывали ожесточенное сопротивление. В 1944 году, ввязавшись в очередную схватку с танками США, японцы вновь понесли существенные потери.

Примерно такой же сценарий ждал «Шинхото Чи-Ха» на острове Гуам.

В окончательной фазе войны японские танки оказывали героическое сопротивление на индонезийских островах, но превосходящие силы противника все равно сломили все оборонительные редуты.

Последние бои с участием «Шинхото Чи-Ха» состоялись в Бирме и Китае. В Бирме японские танки снова хоть и оказывали достойное сопротивление, но спасовали перед мощью . На территории Китая поначалу Япония действовала более удачно, но после вовлечения в сражения советской стороны, снова начала терпеть поражение за поражением.

Потери танков были катастрофическими. Да и сама война близилась к завершению, поэтому давление стремительно марширующих к победе союзных войск невозможно было сломить.

После Второй Мировой войны «Chi-Ha» еще можно было встретить в военных конфликтах. В Китае на Третьей гражданской войне обе враждующие стороны применяли эти боевые единицы в сражениях. В самой Японии танк использовался вплоть до 60-х годов 20 века, но преимущественно в качестве учебных машин.

Модификации

Если быть объективным, то танк «Чи-ха» был большим подспорьем, если дело касалось плохо обученного и неподготовленного противника. Он успешно воевал в Китае, на многочисленных островах до той поры, пока в игру не включались серьезные соперники, вроде СССР или США. Обе сверхдержавы в достатке обладали умеющими воевать соединениями и, главное, проверенными в серьезных боях машинами.

Япония выкупала проекты танков «Тигр» и «Пантера» – одних из флагманов танкового строения в те времена. Но успешные решения этих разработок были внедрены очень поздно, когда ход войны был окончательно сломлен, и Япония была вынуждена больше обороняться и контратаковать, соответственно, нести большие потери.


Но это не отменяет того, что успешнее танка «Чи-Ха» в Стране восходящего солнца попросту не было. Это легло в основу того, что на базе этого среднего танка было создано множество модификаций.

Самой известной и массовой модификацией танка «Чи-Ха» стала модель «Шинхото Чи-Ха». Уменьшенная в калибре пушка, но увеличенная длина ствола и снаряда позволяли машине эффективно бороться с танками противника.

По специальному заказу морской пехоты выпускалась также ограниченная версия «Чи-Ха» с пушкой 120-мм.

Широко применялась платформа для создания самоходных артиллерийских установок и гаубиц. В общей сложности, таких машин было выпущено около 180 штук.
Большую помощь военным оказывала специальная модификация «Ка-Ха», которая за счет установленной динамо-машины могла уничтожать линии проводной связи.

Доподлинно неизвестно, применялась ли она в боевых действиях, но с завода сошло 4 образца. Модель «Ка-Со» являлась бронированной машиной для артиллерийских наблюдателей и наводчиков. «Хо-К» – лесоповальная версия, которая активно применялась в джунглях Новой Гвинеи и существенно обеспечивала быстрое продвижение японских частей и соединений.

«Чи-Ю» – минный трал, имеющий также башню и вооружение для защиты.

Заключение

Говорить о том, что танк «Чи-Ха» стал очень удачной моделью, не приходится. Его боевое применение говорит о том, что противостоять подготовленным соединениям более мощного противника японский аналог был не в состоянии.

Но боевая слава закрепилась за ним за счет смекалки и невероятной жертвенности японских танкистов.


Официальное обозначение: Тип 1 “Чи-ха”
Альтернативное обозначение: ?
Начало проектирования: 1936 г.
Дата постройки первого прототипа: 1937 г.
Стадия завершения работ: серийно выпускался в 1938-1945 гг., использовался японской армией до начала 1960-х гг.

Продолжительные боевые действия в Китае и общие мировые тенденции танкостроения, реализованные в середине 1930-х гг., весьма ясно давали понять Генеральному Штабу японской армии о несоответствии танков Тип 89\Тип 94 современным требованиям. В связи с этим, в 1936 году была выработана новая спецификация, предусматривавшая создание среднего танка с повышенными боевыми качествами.

В этот период наиболее ярко обострились отношения между двумя военно-промышленными группировками внутри японской армии. Представители первой из них, состоявшей из чиновников Генерального штаба и специалистов арсенала в Осаке, утверждали, что наземным силам требуется как можно больше недорогих и простых в эксплуатации болевых машин. Вторая группа, включавшая фронтовых офицеров и специалистов арсенала в Сагами, была убеждена, что «стада танкеток» не решат вопроса и лучше будет разработать более мощные танки, пусть даже в меньшем количестве. Таким образом, дискуссия о том, каким должен быть средний танк зашла в тупик, хотя Генеральный штаб играл тогда доминирующую роль. В результате было решено заказать для сравнительных испытаний по два прототипа двух различных танков. Арсенал в Осаке приступил к разработке танка под обозначением «Чи-ни» («четвертый средний»), отличавшегося достаточно скромной массой. Параллельно фирма Mitsubishi начала проектирование более тяжелой машины, известной впоследствии как Тип 97 «Чи-ха» («третий средний»).

Первым, в конце 1936 года, на испытания поступил «Чи-ни». Конструктивно этот танк соединил в себе как зарубежный, так и отечественный опыт танкостроения. Специалистами осакского арсенала была выбрана схема шасси, частично заимствованная у британского танка Vickers Mk.E (6-тонный), что позволило сэкономить немного массы и сделать ход более плавным. Вооружение, хотя и не вполне соответствовало требованиям (одна 37-мм пушка и один 7,7-мм пулемет), посчитали вполне достаточным. Приемлемой оказалась и защищенность танка – лобовая броня корпуса и башни имели толщину до 25 мм. По дорогам с твердым покрытием была показана максимальная скорость до 34 км\ч.

Поскольку в это время фирма Mitsubishi ещё только завершала работу над собственным проектом японское командование отдавало явное предпочтение «Чи-ни. Однако, после начала очередной войны с Китаем летом 1937 года, мнение относительно проекта осакского арсенала изменились. Выяснилось, что армии требуется несколько другой танк, оснащенный усиленным вооружением и имеющий лучшую защищенность. Доработать «Чи-ни» по изменившиеся требования не представлялось возможным – башня не была рассчитана на установку орудия большего калибра, а наращивание толщины бронирования неизбежно приводило к возрастанию массы и ухудшению ходовых качеств танка. Кроме того, экипаж «Чи-ни» состоял всего из трех человек и командир должен был совмещать обязанности наводчика и заряжающего.

Таким образом, более перспективным теперь считался проект фирмы Mitsubishi. Впрочем, не стоит думать, что «Чи-ха» являлся новаторским в конструктивном отношении. Скорее наоборот – японские инженеры активно использовали наработки по лёгкому танку «Ха-го», заимствовав от него ряд элементов как в конструкции корпуса, так и ходовой части.

По компоновке «Чи-ха» не сильно отличался от исходного лёгкого танка. Корпус имел смешанную конструкцию, но практически все бронелисты крепились на стальном каркасе при помощи болтов и заклёпок, что было явным анахронизмом, но позволяло производить замену отдельных компонентов в полевых условиях. Бронирование было дифференцированным и варьировалось в пределах от 8,5 до 27 мм – в этом отношении «Чи-ха» практически не отличался от «Чи-ни». В передней части корпуса, имевшей ступенчатую форму, устанавливались агрегаты трансмиссии (состоявшей из 4-скоростной коробки передач, многодискового главного фрикциона, планетарного механизма поворота, одноступенчатых бортовых редукторов и бортовых передач) за которыми размещались места для механика-водителя (в выступающей рубке с правой стороны) и пулеметчика. Верхний двухскатный бронелист, с двумя люками для обслуживания трансмиссии, имел наклон 80°, нижний – 62°.

Среднюю часть корпуса занимало боевое отделение. Борта были вертикальными и изготовлялись из бронелистов толщиной 20-25 мм, однако подбашенная коробка получила форму усеченной пирамиды и имела толщину брони 20 мм и наклоном бортов 40°. Лобовой лист боевого отделения устанавливался под углом всего 10°. На крыше коробки устанавливалась коническая башня со сдвинутой влево кормовой нишей и приземистой командирской башенкой с грибовидным колпаком. В задней стенке башни был сделан эвакуационный люк. В передней части башни выполнили прямоугольный вырез под установку 57-мм орудия Тип 97 с длиной ствола 18,5 калибров. Сектора его наведения оказались весьма скромным – от -9° до +15° в вертикальной плоскости и по 5° в горизонтальной плоскости. Несмотря на недостаточные характеристики бронепробиваемости 57-мм орудие обладало небольшой массой и коротким откатом ствола, что в условиях ограниченного башенного пространства было критически важно. Место командира танка находилось с правой стороны от орудия, место заряжающего – слева. Толщина стенок башни составляла 25 мм при углах их установки 10°-12°. Дополнительное вооружение включало курсовой и башенный 7,7-мм пулеметы Тип 97.

На танке «Чи-ха» устанавливался V-образный дизельный двигатель Mitsubishi мощностью 170 л.с. Система охлаждения – воздушная, с масляным воздухоочистителем. Запуск двигателя производился от электрического стартера. Топливные баки на 120 и 115 литров располагались вдоль бортов моторного отделения. Выхлопные трубы выводились по обоим бортам и оснащались глушителями, спереди защищенными бронированными щитками. Также в бортах были установлены жалюзи, закрываемые в боевом положении бронекрышками, которые на марше поднимались и фиксировались в горизонтальном положении.

Ходовая часть танка «Чи-ха» не отличалась особой оригинальностью. Применительно на один борт она состояла из следующих элементов:

— шесть сдвоенных обрезиненных катков; четыре средние блокировались попарно и оснащались подвеской типа Хара, а крайние катки оснащались индивидуальной пружинной подвеской;

— три поддерживающих ролика;

— направляющее колесо заднего расположения;

— ведущее колесо переднего расположения;

— мелкозвенчатая гусеница: 96 траков с одним гребнем шириной 330 мм и шагом 120 мм.

Таким образом, процесс унификации отдельных элементов, начатый с лёгкого танка «Ха-го», получил продолжение на среднем танке «Чи-ха». В целом, этот процесс имел рациональный смысл, поскольку в значительной степени облегчалось серийное производство танков различных типов.

Оба прототипа танка были построены в начале 1937 года. Первый из них оснащался стандартной ходовой частью, а второй получил ходовую часть . Количество опорных колес было увеличено до восьми, что положительно сказалось на плавности хода. При этом, крайние колеса сохранили индивидуальную подвеску, а шесть средних блокировались попарно в шахматном порядке (переднее спицованное слева, заднее с литым диском — справа). Также вместо трех поддерживающих роликов установили четыре. Определенные преимущества в подобной схеме несомненно присутствовали, но с эксплуатационной точки зрения более приемлемой всё же была подвеска типа Хара.

Сравнив технические характеристики, полученные в ходе испытаний опытных образцов «Чи-ха» и «Чи-ни» выбор был сделан в пользу первого. Безусловных преимуществ танк фирмы Mitsubishi не имел, но сказалось более мощное вооружение и лучшее распределение обязанностей между членами экипажа. К тому же, высадка и посадка танкистов могла осуществляться через башенный люк или через люк над головой пулеметчика. Вместе с тем, боевое отделение оказалось слишком тесным, из-за чего пришлось использовать надгусеничные ниши как у танка «Ха-го», а бронирование так и осталось противопульным. Кроме того, на танке отсутствовали какие-либо средства внешней связи.

Несмотря на явное несоответствие текущим мировым требованиям «Чи-ха» были приняты на вооружение японской армии. Производство было развернуто в 1938 году, когда на предприятиях фирмы Mitsubishi было собрано 110 предсерийных и серийных танков. Далее выпуск «Чи-ха» продолжался более крупными сериями:

1938 год — 110

1939 год — 202

1940 год — 315

1941 год — 507 (часть танков оснащалась 47-мм орудием)

1942 год – 28.

Таким образом, средние танки “Чи-ха” стали одними из самых массовых за всю историю японского танкостроения. Впрочем, на этом их выпуск не завершился.

Получив новые танки, Генштаб потребовал улучшить их тактико-технические характеристики. В конструкцию серийных танков «Чи-ха» вносились минимальные изменения. В частности, командирские машины начали оснащать радиостанциями с поручневой антенной, но полностью радиофицировать все танки не стали. Предстояло провести более серьёзную модернизацию, которая в значительной мере была ускорена боями на Халхин-Голе, где в очень резкой форме выявилось преимущество советских танков и бронемашин, оснащенных 45-мм пушками 20К. Трехмесячое сражение более чем убедительно показало, что японские средние танки оказаись менее эффективны, чем лёгкие советские БТ-7 и Т-26. Наиболее актуальным являлся вопрос оснащения “Чи-ха” более мощной танковой артсистемой. В качестве замены была выбрана 47-мм пушка Тип 97, обладавшая намного лучшими показателями. Так, при длине ствола 48 калибров, бронебойный снаряд массой 1,4-кг получал начальную скорость 825 м\с. На дистанции до 500 метров он пробивал вертикально установленный лист брони толщиной 50 мм, что считалось хорошим показателем. Пушка устанавливалась в маске с толщиной стенок 30 мм. В боекомплект входило 120 бронебойных и осколочно-бронебойных выстрелов. Боекомплект для пулеметов был увеличен с 3825 до 4025 патронов.

В связи с установкой нового вооружения пришлось изменить конструкцию башни. Она стало заметно выше и шире, а также получила развитую кормовую нишу. В крыше башни оставили командирскую башенку и верхний люк (с левой стороны) и установили перед ней перископический прибор наблюдения. Также имелся кормовой люк для загрузки боекомплекта и демонтажа орудия. Рядом с ним, со смещением к левому борту, устанавливался 7,7-мм пулемет. В остальном танк изменений не претерпел.
Первый прототип улучшенного танка, известный как Тип 97 Каи или «Шинхото Чи-ха» («третий средний с новой артиллерийской башней»), был предъявлен на испытания в 1940 году. Успех обновленной конструкции был очевиден и со следующего года началось переоснащение серийных танков «Чи-ха» новыми башнями с 47-мм орудиями. Полноценное производство «Шинхото Чи-ха» удалось развернуть только в 1942 году, когда было собрано 503 машины. В 1943 году заводы фирмы Mitsubishi выпустили ещё 427 танков, после чего сборка «Шинхото Чи-ха» была прекращена.

Машины новой постройки получили модернизированную систему вентиляции моторного отсека, установлены полноценные бронированные коробки глушителей, а на корме корпуса крепился ящик ЗИП. Также была введена световая 12-кнопочная сигнализация для связи внутри танка. Танки позднего выпуска стали оснащать дымовыми гранатометами. Первоначально четырехствольный гранатомет крепился на раме на борту башни, но более удачной оказалась их установка над максой орудия.

Несмотря на достаточно посредственные боевые качества танк «Чи-ха» стал хорошей базой для гусеничных машин, которую можно разделить на две категории: специальные и ремонтно-технические.

Специальные бронемашины:

– уникальная модификация машины уничтожения линий проводной связи, имеющая в зарубежных источниках название High-Voltage Dynamo Vehicle «Ka-Ha» . Доработки танка сводились к демонтажу орудия и установке динамо-машины с генератором постоянного тока напряжением 10000 Вольт. По замыслу создателей, электрический импульс, посылаемый по телеграфному проводу, должен был уничтожать средства связи и вражеских связистов, имевших несчастье в это же время осуществлять переговоры по этим устройствам. Всего было построено четыре “Ка-Ха”, которые были переданы в распоряжение 27-го независимого инженерного полка, дислоцированного в Манчжурии. Об их использовании данных найти не удалось.

«Ка-со» – бронемашина артиллерийских наблюдателей без вооружения в башне.

– бронированная лесоповалочная машина, выпущена ограниченная серия для применения в Сибири, но в конечном итоге они нашли применение в джунглях Новой Гвинеи.

«Чи-ки» – командирский танк, отличавшийся модернизированной башней с измененной командирской башенкой и вторым люком в крыше, а также улучшенной радиостанцией, навигационными приборами, дополнительными сигнальными устройствами. Кроме отсутствия 57-мм орудия командирские танки отличались поручневой антенной на башне. Вместе с тем, для компенсации ослабленного состава вооружения, вместо курсового пулемета в лобовом листе корпуса устанавливалось 37-мм или 57-мм орудие в рамке. Позднее к башенной орудийной установке всё же пришлось вернуться, а на двух высоких стержнях монтировалась горизонтальная антенна. Работы по модификации «Чи-ки» проводились параллельно с проектированиес среднего танка, причем первый опытный образец оснащался опытной ходовой частью с тремя двухкактовыми тележками. Лишь после проведения испытаний была проведена унификация и танк стал оснащеться стандартной подвеской.

«Чи-ю» – модификация бронированного минного трала. Башня и вооружение не демонтировались, но к передней части корпуса крепилась рама, в передней части которой устанавливался бойковый минный трал. Количество собранных образцов неизвестно.

Ремонтно-технические бронемашины:

«Се-ри» – бронированная ремонтно-эвакуационная машина. Вместо стандартной башни устанавливалась небольшая коническая башенка с 7,7-мм пулеметом Тип 97, а в кормовой части устанавливалась стрела крана грузоподъёмностью в 5 тонн. Установленный на БРЭМ форсированный двигатель Mitsubishi Type 100 развивал мощность 240 л.с., что в сочетании с лебёдкой позволяло осуществлять в полевых условиях ремонт и эвакуацию средних танков. Серийной эта машина так и не стала – выпуск ограничился 2 или 3 экземплярами.

– достаточно оригинальная модификация бронированного мостоукладчика. В целях сокращения времени укладки была разработана уникальная конструкция сброса моста с применением двух ракет. Фактически, мост вылетал на несколько метров вперед, в результате чего весь процесс занимал несколько секунд. Ещё одной положительной стороной, как это ни странно, была его небольшая грузоподъёмность. Мост мог спокойно выдержать любой японский лёгкий танк, но не американский. Тем не менее, серийное производство мостоукладчиков «Т-г» налажено не было.

«С-К» – точные данные отсутствуют. Предположительно под обозначением Experimental Trench Excavator S-K имелся ввиду траншеекопатель, оснащенный стальным плугом, закреплённым в носовой части корпуса.

Кроме того, на базе танков “Чи-ха” различных серий выпускалось множество моделей улучшенных средних танков и самоходных орудий, рассказ о которых выходит за рамки данной статьи.

Источники:
П.Сергеев «Танки Японии во Второй мировой войне». 2000
С.Федосеев «Средний танк Чи-ха» (Бронеколлекция МК 1998-05)
С.Федосеев «Бронетанковая техника Японии 1939-1945» («Историческая серия», приложение к журналу «Техника-молодежи»). 2003
Steven Zaloga, Tony Bryan «Japanese Tanks 1939-45»
Axis History Forum: Knocked out Japanese tanks

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА
«Чи-ха» образца 1938 г.

БОЕВАЯ МАССА 14000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5730
Ширина, мм 2330
Высота, мм 2420
Клиренс, мм 420
ВООРУЖЕНИЕ одна 57-мм пушка Тип 97 и два 7,7-мм пулемета Тип 97
БОЕКОМПЛЕКТ 120 выстрелов и 3825 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный и оптические пулеметные прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 25 мм
борт — 22 мм
корма — 25 мм
башня — 20 мм
маска пушки — 25 мм
крыша — 12 мм
днище — 8 мм
ДВИГАТЕЛЬ Mitsubushi Type 100, 12-цилиндровый, дизельный, воздушного охлаждения; мощность 170 л.с. при 2000 об/мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа: редуктор, коробка передач с понижающей передачей (8 + 2), карданный вал, бортовые фрикционы, бортовые однорядные редукторы
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) четыре опорных катка с подвеской типа Хара, два катка с индивидуальной пружинной подвеской, три поддерживающих ролика (все обрезинены); гусеница мелкозвенчатая, с одним гребнем, шириной 330 мм
СКОРОСТЬ 44 км\ч по дороге
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 210 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 30°-35°
Высота стенки, м 0,76
Глубина брода, м 1,00
Ширина рва, м 2,50
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Type 97 Chi-Ha Kai

Основные характеристики

Кратко

Подробно

2.0 / 2.0 / 2.0 БР

5 человек Экипаж

Подвижность

15,0 тонн Масса

4 вперёд
1 назад КПП

Вооружение

104 снарядов боезапас

15° / 20° УВН

одноплоскостной
вертикальный стабилизатор

3 000 снарядов боезапас

20 снарядов размер обоймы

499 выстрелов/мин скорострельность

Экономика

Описание


Type 97 Chi-Ha Kai - японский средний танк времён Второй мировой войны, созданный на базе танка «Chi-Ha» в 1939-1941 годы. Частично сменил базовый танк в производстве; кроме того, значительная часть «Chi-Ha Kai» была получена переделкой из обычных «Chi-Ha». Название танка переводится как «Чи-Ха (средний третий) с новой артиллерийской башней».

В игре он также отличается от оригинального «Chi-Ha» новой башней и другим 47-мм орудием.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Расскажите о бронезащите. Отметьте самые защищённые и самые уязвимые зоны. Оцените компоновку узлов и агрегатов, а также численность и расположение членов экипажа. Адекватен ли уровень бронезащиты, способствует ли компоновка выживаемости в бою?

При необходимости используйте наглядный шаблон для указания наиболее защищённых и уязвимых зон брони.

Подвижность

Вооружение

Основное орудие

Дайте читателю информацию о характеристиках основного орудия. Оцените его эффективность в бою исходя из скорости перезарядки, баллистики и потенциального урона. Не забудьте о скорострельности по распределённым целям: как быстро орудие может навестись на одну цель, произвести по ней выстрел и навестись на следующую цель. Добавьте ссылку на основную статью по орудию: {{main|Название орудия}}

Опишите доступные для основного орудия боеприпасы. Дайте рекомендации по их использованию и по наполнению боеукладки.

Дополнительное орудие

Некоторые танки вооружены несколькими орудиями, расположенными в одной или нескольких башнях. Оцените вспомогательное орудие и дайте советы по его применению. Если дополнительных орудий нет, уберите этот подраздел.

Опишите доступные для дополнительного орудия боеприпасы. Дайте рекомендации по их использованию и по наполнению боеукладки.

Пулемётное вооружение

Курсовые и зенитные пулеметы не только позволяют сражаться с самолётами, они также эффективны и против легкобронированной техники. Оцените пулемётное вооружение и дайте рекомендации по его использованию.

Применение в бою

Опишите приемы игры на машине, особенности использования в команде и советы по тактике. Воздержитесь от создания "гайда" - не навязывайте единственную точку зрения, но дайте читателю пищу для размышлений. Расскажите о самых опасных противниках и дайте рекомендации по борьбе с ними. При необходимости отметьте специфику игры в разных режимах (АБ, РБ, СБ).

Достоинства и недостатки

Достоинства:

Недостатки:

Историческая справка

Расскажите об истории создания и боевого применения машины. Если историческая справка получится большой, вынесите её в отдельную статью и добавьте сюда ссылку на неё при помощи шаблона main . В конце обязательно укажите ссылки на источники.

Медиа

Прекрасным дополнением к статье станут видеогайды, а также скриншоты из игры и фотографии.

См. также

  • ссылка на семейство техники;
  • ссылки на приблизительные аналоги в других нациях и ветках.
  • тема на оф. форуме игры;
  • страница на Википедии;
  • страница на Aviarmor.net;
  • другая литература.
· Японские средние танки
На базе Chi-Ha

Самый массовый и наиболее удачный японский танк периода Второй мировой войны. Разработан фирмой "Мицубиси Дзюкоге КК" в 1936 г. Принят на вооружение в 1937 г. Выпускался с 1938 по 1945 г. фирмами "Мицубиси", "Хитачи Сейсакушо", "Нихон Сейкушо" и арсенал в Сагами (Сагами Рикугун Зохей- шо").

КОНСТРУКЦИЯ И МОДИФИКАЦИИ

Тип 2597 "Чи-ха" – корпус и башня клепаные. Бронелисты лобовой части и бортов корпуса располагались под углами 10 – 80° к вертикали. Башня – конической формы с кормовой нишей и командирской башенкой. Вооружение: 57-мм пушка с длиной ствола 18,5 калибра и два пулемета – курсовой в корпусе и кормовой в башне. Стволы пулеметов защищались коробчатыми бронекожухами.

"Шинхото Чи-ха" (Тип 97 кай – "Чиха" с новой башней и вооружением). 47мм пушка "Тип 1" с длиной ствола в 48 калибров. Боекомплект 104 выстрела. Маска пушки допускала качание орудие плечевым упором в горизонтальной плоскости без поворота башни. Башня – клепаная с развитой кормовой нишей и командирской башенкой. Боевая масса 15,8 т. Габариты; 5500x2330x2380 мм. Экипаж 4 человека. Большинство новых танков представляли собой переделку уже выпущенных "Чи-ха". Вновь изготовленные машины отличались системой вентиляции моторного отделения и наличием светозвуковой связи командира и механика-водителя.

Изготовлено 1220единиц "Чи-ха" и "Шинхото Чи-ха".

Тип 1 "Чи-хе" – сварной корпус упрощенной конструкции. Спрямленный лобовой лист корпуса увеличенной толщины. Башня и вооружение остались такими же, как у "Шинхото Чи-ха". Боевая масса 17,2 т. Габариты: 5730x2330x2420 мм. Бронирование – 20…50 мм. Экипаж 5 человек. Дизельный двигатель мощностью 240 л.с. Изготовлено 600 единиц.

Тип 2 "Хо-ни" – штурмовой танк на базе "Чи-хе" с 75-мм короткоствольным орудием Тип 99, предназначавшийся для огневой поддержки линейных танков и пехоты в бою. Боевая масса 16,7 т. Изготовлены 33 единицы.

Тип 3 "Чи-ну" – "Чи-хе" с новой сварной шестигранной башней. Вооружение: 75-мм пушка Тип 3 с длиной ствола 38 калибров. Боевая масса 18,8 т. Экипаж 5 человек. Изготовлено 60 единиц.

Боевое крещение "Чи-ха" получили в 1939 г. во время боев с советскими войсками в Монголии, у р, Халхин-Гол. В составе 3-го танкового полка Квантунской армии имелись четыре боевые машины этого типа.

На Филиппинах в декабре 1941 г. "Чиха" впервые столкнулись с американскими танками. Главную роль в боях сыграли легкие "Ха-го", но "Чи-ха" тоже участвовали в боевых действиях, обычно возглавляя атаки пехоты. Уже первые бои показали малую эффективность 57мм орудий "Чи-ха" в танковых боях с высокоподвижными, маневренными "стюартами", к тому же способными вести огонь с больших дистанций. Поэтому в состав подразделений наряду с "Чи-ха" стали включать танки "Шинхото Чиха".


Танки 23-го танкового полка Квантунской армии. На переднем плане – машина командира взвода средний танк "Чи-ха", на заднем – легкий танк "Ха-го". Хорошо видны полукруглая выступающая вперед рубка механика – водителя и форма створок крышки люка командирской башенки



Трофейный танк "Чи-ха", захваченный американцами на о. Гвадалканал (вверху и внизу)




В боях в Малайе действовали "Чи-ха" 1, 6 и 14-го танковых полков. Двигаться им приходилось в основном колоннами по редким дорогам в джунглях. В этих условиях танки использовались еще и как транспортное средство для перевозки имущества.

В Бирме зимой – весной 1942 г. танки "Чи-ха" вновь участвовали в боях в основном со "стюартами".

Однако основным театром боевого применения японских танков вообще и танков "Чи-ха" в частности были острова Тихого океана. Правда, в силу специфичности географии танковые бои здесь не были массовыми. Например, на о. Гуа- далканал в 1942 г. действовала только одна японская танковая рота. Кульминацией стала попытка японцев форсировать р. Матеника и атаковать позиции американской морской пехоты на противоположном берегу. Из 12 "Чи-ха", пытавшихся перейти реку вброд, большинство было потеряно от огня 37-мм противотанковых пушек. На этом танковые бои на острове и закончились.

На Сайпане в 1944 г. японцы использовали свои танки для контратак совместно с пехотой и несли при этом тяжелые потери от огня пехотных противотанковых средств и танков "Шерман" Подобной тактики японцы придерживались и на о. Гуам. Удачную атаку провели, например, пять "Чи-ха" в ночь с 8 на 9 августа на позиции американских морских пехотинцев, чьи "базуки" оказались выведены из строя из-за дождя. Правда, уже на следующий день "Шерманы" атаковали японский опорный пункт, подбили два танка и захватили семь.



Экипажи 4-го танкового полка осматривают первые поступившие к ним "Чи-ха", На втором плане – средний танк 2594



Средний танк "Шинхото Чи-ха". Бирма, 1944 г.


Сайпан и Гуам стали местом наиболее интенсивного применения японских танков на Тихоокеанском ТВД. 16 июня на Сайпане они провели и свою последнюю массированную атаку. Бои здесь продемонстрировали и полное несоответствие "Чи-ха" требованиям времени – они легко подбивались огнем "базук", танковых и противотанковых пушек, имели место и случаи поражения этих машин огнем крупнокалиберных пулеметов и винтовочными гранатами.

На о. Лейте японские танки не сумели провести ни одной более или менее удачной контратаки и оказались в большинстве своем подбиты. Оставшиеся танки использовались в качестве неподвижных огневых точек. К 5 мая 1945 г. американцы уничтожили на Филиппинах 203 танка "Чи-ха" и "Шинхото Чи-ха".

На континенте танки этого типа воевали в Бирме и Китае в составе 14-го танкового полка и 3-й танковой дивизии соответственно.

К началу Маньчжурской наступательной операции советских войск в 1945 г. Квантунская армия имела в своем составе 1-ю и 9-ю отдельные танковые бригады и 35-й танковый полк. 9-я бригада служила танковым резервом Квантунской армии. Японские танковые силы были значительно ослаблены потерями в осеннем наступлении 1944 г. в Китае и перебросками части подразделений и техники на Японские острова. Всего Квантунская группировка вместе с 17-м Корейским фронтом к августу 1945 г. имела 1215 танков различных типов. Советские войска насчитывали 1,7 млн. человек и 5200 танков и САУ. В боях японские танки почти не участвовали и все были захвачены. Войскам Забайкальского и 1-го Дальневосточного фронтов, например, досталось до 600 исправных японских танков.




Средний танк Тип 1 "Чи-хе"


Артиллерийский средний танк "Хо-и", захваченный американцами в 1945 г.



Так и не вступившие в бой "Чи-ну", предназначавшиеся для обороны Японии. 1945 г.


По иному развивались события на островах Курильской гряды. "Чи-ха" и "Шинхото Чи-ха" 11-го танкового полка вместе с частями 91-й пехотной дивизии находились на островах Шумшу и Парамушир. Они приняли участие в боях с советскими войсками, проводившими Курильскую десантную операцию. Кроме того, на Курилах японцы имели две отдельные танковые роты. Для противодействия советскому десанту (101-я стрелковая дивизия с батальоном морской пехоты) на о.Шумшу 18 – 20 августа 1945 г. японцы дополнительно перебросили танки с о.Парамушир.

Шумшу и Парамушир были очищены от японцев 23 августа, а все Курильские острова – к 1 сентября.

После капитуляции Японии "Чи-ха" и "Шинхото Чи-ха" продолжили свою боевую службу – в ходе Третьей гражданской войны е Китае (1945 – 1949 гг.). Исправные машины, взятые у Каантунской армии, включая 350 "Чи-ха", советские войска передали Народно-освободительной армии. С другой стороны, значительное число японских танков, с содействия американцев, получили гоминдановские войска Чан Кайши.

Что касается танков "Чи-ну" поступили в 4-ю танковую дивизию, предназначенную для обороны метрополии, и участия в боевых действиях не принимали.

Одновременно с "Чи-ха" на вооружение был принят специализированный командирский танк "Чи-ки" для штабов полкового звена. Эта машина оснащалась более мощной радиостанцией, навигационными приборами и дополнительными сигнальными устройствами. 57-мм пушка была демонтирована, а в качестве компенсации вместо курсового пулемета в лобовом листе корпуса устанавливалась 37-мм пушка. В свою очередь на базе "Чи-хе" производились командирские танки "Ка-со". 47-мм пушка на них заменялась макетом, таким образом, освобождалось место для дополнительной радиостанции.

В Японии сохранившиеся "Чи-ха" и "Чи-хе" оставались на вооружении до 1960-х годов и использовались в качестве учебных.



Советские военнослужащие осматривают японские танки "Чи-ха" на выставке трофеев Красной Армии в ЦПКиО им. Горького. Москва, 1945 г.