Осенний праздник в старшей группе ДОУ. Сценарий

Осенний бал проходит в виде тематического утренника для детей старшей разновозрастной группы. Это праздник по экологии о бережном отношении человека к природе. Перед детьми ставится проблемная ситуация и они её решают посредством игры при участии взрослого героя. Материал будет интересен для воспитателей старших групп.

(открывает бал Осень и дети, читают стихи)
Осень: В золотой карете, что с конём игривым,
Проскакала осень по лесам и нивам.
Добрая волшебница всё переиначила,
Ярко-жёлтым цветом землю разукрасила.
1-ый ребёнок :
Это праздник увяданья
Рощ, полей, лугов, садов.
Это с летом расставанье,
Ожиданье холодов!
2-ой ребёнок :
В платье пёстро-серебристом
Осень к нам явилась в зал,
Как прекрасная царица –
Открывает бал!
(Танец с листочками)

Осень : Ребята, а вы знаете, что осень богата грибами? Какие грибы вы знаете?

Если гриб не знаешь, лучше ты его не рви!
Если гриб не знаешь, с собой его ты не бери!
Грибы рви аккуратно, зря его ты не топчи,
Чтоб сюда другие люди после вас прийти могли!

Игра «Возьми съедобный гриб»
(два ребёнка собирают грибы, кто больше соберёт съедобных грибов,
тот и побеждает)

Осень:
Наблюдала в бору интересную игру:
На полянке, под сосной,
Прыгал весь народ лесной!

Игра «Змейка»
(две команды по сигналу обегают змейкой «извилистую тропинку», каждый ребёнок держится за плечи впереди стоящего; считается победителем та команда, которая не потеряет ни одного игрока и быстрее окажется у финиша).

Ребёнок:
Цветок на лугу я сорвал на бегу.
Сорвал, а зачем? Объяснить не могу.
В стакане он день простоял и завял,
А сколько бы он на лугу простоял!
Танец с цветочками (танцуют девочки)

Осень : Ребята, осень богата ещё и овощами. А какие овощи выросли у вас на грядке? (дети отвечают)

Осень: А хотите знать, почему помидор красный?

В давние времена жили на грядке овощи.
Выходят дети в масках овощей (огурец, лук, помидор белый) .
Хозяйка каждый день поливала огород.
Хозяйка : Я полью свой огород, он ведь тоже воду пьёт!
Осень: Овощи с каждым днём росли и зрели. Жили дружно, никогда не ссорились. Но однажды помидор решил, что лучше всех.
Помидор :
Я на свете всех вкуснее,
Всех круглее, зеленее.
Меня взрослые и дети
Любят больше всех на свете!

Огурец :
Слушай, это просто смех,
Хвастать, что ты лучше всех!

Лук:
Не поймёт никак он, братцы, -
Некрасиво задаваться!

Осень : Хвалился, хвалился и с куста свалился! Пришла Хозяйка, собрала все овощи, а Помидор остался: не заметила его хозяйка. Летела мимо Ворона.

Ворона:
Карр-карр! Позорр! Кошмарр!
Не хотел быть с овощами дружен –
Будешь никому не нужен!

Осень: Стыдно стало Помидору, он заплакал и покраснел.

Помидор:
Вы меня, друзья, простите,
Вы меня с собой возьмите! (одевает маску красного помидора)

Осень: Услышала хозяйка, что сказал Помидор, да и взяла его с собой. С тех пор все помидоры – красные!

(все овощи выходят на поклон)

Осень: Бал в разгаре, песни, смех,
Музыка зовёт нас всех!
Песня «Осень»

Ребёнок :
Я узнал, что у меня есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок.
Звери, птицы и жуки, муравьи и мотыльки.
Все, что рядышком со мною, -
Это всё моё родное.
Как же мне в краю родном
Не заботиться о нём?

Осень : Ребята, а вы знаете, что об окружающей нас природе нужно обязательно
заботиться, ухаживать, беречь?

(выходит печальный Лесовик)
Лесовик : Ой, мой лес, мой дивный лес!
Был высок он до небес!
Пели птицы до зари,
Заливались соловьи.
А теперь тишина, только мусор кругом. Баба Яга решила лес извести, птиц распугала, свои порядке хочет установить! А мне срочно нужно другой лес по проведывать. Не могу я этот лес оставить один без присмотра. Помогите мне, друзья!

Осень: Не переживай так Лесовик, мы тебе обязательно поможем. Мы посмотрим за лесом пока тебя не будет.
Лесовик : Вот спасибо, я скоро буду! (убегает)

(появляется Баба Яга с рогаткой и пакетом с мусором)
Баба Яга : По лесочку я хожу, из рогатки птиц я бью!
Я их всех перебью, а цветы растопчу! (топчит)
Ну и мусор принесу! (высыпает из пакета мусор)
(принюхивается ) Дух человеческий чую, кто-то к нам идёт, надо спрятаться. (прячется )
(выходят два ребёнка )

Мальчик:
На солнечной полянке тут и там –
Пустые банки
И, как будто нам на зло,
Всюду битое стекло.

Девочка :
Давай полянку приберём,
А потом здесь отдохнём!
Я полянку приберу, весь я мусор соберу!
Ой, я порезалась!

Осень : Ребята, а какая трава может помочь девочке (Имя)? (Подорожник)

Игра «Лекарственные травы»
(все дети встают в большой круг, Осень показывает картинку растения – если это растение лекарственное, то ребята вытягивают руки вперёд, а нет – прячут назад).

Выходит Баба Яга .
Баба Яга : Чего-то я устала сидеть, прям спина затекла.
Осень: Это вы, бабушка, птичек распугали, мусор разбросали? А это что? (указывает на рогатку)
Баба Яга: Это не я! И рогатка не моя! (отбрасывает)
Осень : Ой, как не стыдно! Послушай, лучше, что тебе дети скажут.
1-ый ребёнок :
Чтоб могли леса цвести,
И сады и реки,
Всё живое береги
Ты на этом свете!
2-ой ребёнок :
Ты природу полюби,
Каждую травинку,
С птицами давай дружи,
Береги былинку!
3-ий ребёнок :
Мусор, друг, не оставляй
В лесу и на полянке,
Реки ты не засоряй,
Бой объявим склянке!
Не неси домой ужа,
Бабочку не трогай!
Дети! Помните всегда –
Их не так уж много!

Осень : А давайте, Бабе Яге покажем как нужно вести себя в лесу!

Игра «Собери мусор»
(разбрасывается мусор – пакеты, коробки, бумага, и разные растения, пеньки, шишки; двум детям по сигналу нужно собрать в пакет только мусор; побеждает тот, кто первым и без ошибок собрал весь мусор)

Баба Яга: Да, придётся убегать из вашего леса, больно вы грамотные! (убегает)

Выходит Лесовик.
Лесовик : Какая чистота в лесу, и птицы вновь запели! Спасибо вам, ребята! Дорогие дети! Берегите лес и всё живое в нём!

Осень : А я приглашаю всех в своё «Осеннее кафе», где вас угостят дарами осени.
Приятного вам аппетита!

Цель: показать детям красоту осенней поры.

Ход занятия

В зал входят дети становятся полукругом.

I. Вводная часть.

Ведущий.

Осень нас к себе на бал

Нынче пригласила,

Чтоб никто не опоздал,

Осень попросила.

И вот мы здесь.

Но где же Осень?

Давайте Осень позовем,

Ей песенку осеннюю споем.

Исполняется песня «Сарафан надела осень» (сл. И. Черниц- кой, муз. Т. Попатенко).

Входит Осень, раздает девочкам осенние веточки.

II. Встречаем гостей.

Осень.

Я - Осень золотая.

Я красоту повсюду навожу,

Уж золотом покрыт наш лес,

Скользнул луч солнца золотой с небес,

И на земле ковер весь золотой,

Вы только осенью увидите такой.

Ну, что же, детвора,

Открыть наш бал пора.

И зазвучит пусть юный вальс,

Закружит в танце вас.

Звучит музыка Д. Джойса «Осенний сон». Дети танцуют вальс с осенними ветками.

1-й ребенок.

Спасибо, Осень, что сейчас

Ты вместе с нами.

Тебя мы славим песнями, стихами.

Осень.

Наш бал продолжим

Мы, друзья,

На танец приглашаю я,

Кого так музыка зовет,

Повеселите-ка народ!

В записи звучит полька И. Штрауса. Дети исполняют танец «Дружные ребята».

Ведущий.

Осень золотая! Какой прекрасный бал!

На танец снова я ребят позвал.

Дети исполняют танец «Сударушка» под русскую народную мелодию.

2-й ребенок.

Гости новые, придите,

Бал осенний посетите!

Входят Холодина и Мокрина. У Мокрины в руках огромный зонт, на ногах - большие резиновые сапоги. Холодина в теплой лохматой шубе, в валенках.

Холодина и Moкрина (дрожат и поют).

Как только осень настает,

Приходит наш черед.

Тихонько сырость к вам ползет,

И дрожь внезапно бьёт.

Вот потому нас все ругают,

Бранят и всюду прогоняют.

Мокрина.

Я людям сырость навожу,

По лужам шлепаю, брожу.

Холодина.

Я, Холодина, вся дрожу

И стужу на ребят я навожу.

Мокрина . Холодина, послушай! Это нас, наверное, на бал позвали.

Холодина. Апчхи! (Чихает в платок.) Сколько лет на свете живу, никто никогда меня в гости не ждал и не звал.

Мокрина. Да и меня тоже!

Холодина (вздрагивает). Ой, а это кто? (Внимательно рассматривает Осень.)

Мокрина . Это королева бала - Осень.

Холодина . Золотая Осень!

Мокрина. Ну да! Ей тут песни поют и танцуют для нее.

Холодина (плачет). Надо же! Как ее все любят.

Мокрина (дрожит). А нас - нет.

Холодина . Ты, Мокрина, вон какую слякоть развела. Не реви! И так холодно. Лучше давай подумаем, как эту Осень проучить. Ишь, зазналась!

Мокрина. Давай ее заколдуем, слякоть разведем, да так, что она из золотой станет дождливой.

Холодина . Такой холод устроим! Бррр!

Мокрина . Превратим ее в мокрую, холодную, дождливую осень. Тогда ее с бала прогонят.

Холодина . Бррр!

Мокрина.

Я слякоть разведу,

Унынье позову!

Холодина . Бррр! А если она расколдуется?

Мокрина . Она может расколдоваться лишь тогда, когда ее ребята к себе в таком виде позовут.

Холодина . Да-да! Ведь люди любят, чтоб было сухо и тепло. Чем же мы ее заколдуем?

Мокрина . Давай позовем ее сюда!

Холодина и Мокрина (вместе).

Осень милая, приди

И напиток наш прими!

Они разводят в стакане слякоть. Дают выпить Осени, назвав напиток «Эликсир красоты». Осень засыпает.

Холодина (в руках у нее большой синий веер).

Ну, держитесь, детки,

Загоню в дома вас, в клетки.

3-й ребено к. Стойте! Что вы делаете? Вы же на праздник пришли!

Мокрина . Ах, на праздник! У меня для вас есть конфетки. (Вынимает из сумки конфеты.)

Холодина (читает на огромной конфете). Сни-керс.

Мокрина (гневно). Сама ты «Сникерс»! Это - «Насморке».

Холодина (опять читает). «Ба-ун-ти»!

Мокрина (со злом). Не «Баунти», а «Чихаунти». (Раздает конфеты.)

Ведущий (вбегает на сцену, останавливает детей, чтобы они не съели конфеты).

В рот конфеты не берите,

Болезнь в себя не заносите.

Сейчас мы снова Осень позовем,

Наш бал продолжим и споем.

Дети (поют).

Холодина и Мокрина, уходите,

И конфеты свои заберите!

Не хотим никак

Мы болеть.

Спортом надо заняться

Нам впредь.

Ведущий.

Давайте позовем королеву бала.

Она сегодня, милая, устала.

Дети (хором).

Осень, Осень, пробудись,

Перед нами появись!

Осень (устало).

Слышу, дети, дорогие,

Дни промчались золотые.

К нам в окно зима стучит,

На пороге ноябрь стоит.

Ведущий (обращается к Холодине и Мокрине).

Сейчас же уходите

И ноября вы подождите.

Там будет вам приют,

Где ветер, холод, дождь живут,

Поля чернеют, зимы ждут.

Дети (хором). Уходите, уходите!

Холодина и Мокрина, понурив головы, покидают бал.

III. Проводы осени.

4-й ребенок.

Осень золотую отпускаем,

Пусть уходит на покой

Перед будущей зимой.

Ведущий.

И вот окончен бал,

Который нас сюда созвал.

Благодарим мы

Осень золотую,

Ее мы в красках

Разноцветных

Нарисуем.

IV. Творческая работа.

Осень тихо уходит. Детям раздают альбомные листы для рисования иллюстраций на тему «Золотая осень». Затем проводится выставка работ.

V. Рефлексия.

Организованный обмен мнениями детей об иллюстрациях.

Программное содержание:
Расширять знания об изменениях природы с приходом осени.
Развивать творческие способности.
Воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа:
Подбор художественного и музыкального материала.
Разработка сценария «Осенний шумный бал гостей к себе позвал».
Разучивание музыкального материала.
Воспитателям подобрать стихи, побеседовать с детьми о том, как готовятся звери к зиме, о приметах осени.
Оформление музыкального зала к предстоящему празднику.
Родители вместе с детьми разрабатывают костюмы и атрибуты к празднику.

Действующие лица:

Ведущая, Грибок Боровичок - взрослые;

Девочка Катя, зайчик, лисичка, медведь, воробей - дети старшей группы.

Птицы: иволга, кукушка, филин, ворон, дятел - дети старшей группы.

Ход развлечения:

Под звуки вальса в зал заходят двое детей

На гроздья рябины дождинка упала,

Листочек кленовый кружит над землей

Ах, осень, опять ты врасплох нас застала

И снова надела наряд золотой.

Приносишь с собой ты печальную скрипку,

Чтоб грустный мотив над полями звучал,

Но мы тебя, осень, встречаем с улыбкой

И всех приглашаем в наш праздничный зал!

Звучит вальс, в зал забегают все дети, встают врассыпную.

Вновь осенняя пора

Ветром закружила,

Чудо-красками она

Всех заворожила:

Посмотри, какой ковер

Листьев у порога!

Только жаль, что светлых дней

Осенью немного. .

Дождь идет по всей земле,

Мокрая дорога

Много капель на стекле,

А тепла немного.

Спят березы в серебре,

Ярче зелень сосен,

Потому что на дворе

Золотая Осень.

Песня «Осень наступила», музыка С. Насауленко.

Звучат крики улетающих птиц.

Ой, ребята, что это значит?

Мне кажется что кто-то плачет?

Это птицы в стаи соберутся

Улетят, а весной к нам вернуться.

Высоко, высоко от земли,

Пролетели на юг журавли.

Над пожелтевшей травушкой,

Над рощей тополей

Летит на юг журавушка,

Со стаей журавлей.

Журавушка, журавушка,

Счастливого пути!

Журавушка, журавушка,

Весною прилети!

Песня «Грустный журавушка», музыка З. Роот.

Ну а мы грустить не будем!

Осень тоже хороша!

Все станцуем танец дружно,

Веселится пусть душа!

«Маленький танец» австрийская народная музыка «Танец в деревянных башмачках».

После танца мальчики провожают девочек на стульчики.

Ведущая: Пока на бал гостей мы ждем - стихи об осени прочтем.

Стихи:
..............
..............
..............

Воспитателю здесь отметить представление (о чем) стихотворения.

Звучит музыка, в зал заходит Грибок Боровичок.

Гриб: Здравствуйте, дети! Меня вы узнали?

Дети отвечают.

Гриб: Я самый большой Гриб Боровичок в нашем лесу! Я с праздником осенним вас поздравляю и все, все на свете знаю!

Ведущий: Не может быть!

Гриб: Я даже знаю, о чем вы, дети сейчас думаете.

Дети: О чем?

Гриб: О прошедшем лете, вы хотите, чтобы оно никогда не кончалось. Ну что угадал?

Ведущий: Да, Грибок Боровичок, детям очень хотелось, чтобы всегда было тепло, вот послушай стихотворение, которое так и называется «Промелькнуло быстро лето».

Промелькнуло быстро лето,

Пробежало по цветам,

За горами ходит где-то

И без нас скучает там.

Вслед за ним умчались птицы

В край, где жарко круглый год.

Осень в двери к нам стучится,

Осень в гости к нам идет!

Гриб: Дети, а вы хотели бы вернуть лето?

Дети: Да! Но разве это возможно?

Гриб: Для меня ничего невозможного нет! (Хлопает в ладоши) Пусть на мгновение лето будет тут - пусть весело птицы лесные поют!

После песни звучит гроза. Грибок пугается.

Гриб: А это что такое?

Ведущий: Всему свое время, свой черед, это осенняя гроза. Ведь за летом приходит осень с ливнями, с ветром. А вот, кажется, и дождь начинается.

Гриб: Я дождь очень люблю! Пока идет дождик - послушайте сказку.

Все сильней стучат дождинки

По ветвям и по тропинке.

Катя в лесу грибы собирает,

Зайчика вдруг на дорожке встречает.

Звучит музыка, выпрыгивает зайчик.

Холодает с каждым днем,

Очень зябко под дождем!

Весь дрожу я, весь промок,

Как осиновый листок!

Мне бы домик, да посуше,

Там согрел бы лапки, уши. Апчхи!

Катя раскрывает зонтик.

Тут раскрылся очень кстати

Зонт в руках у нашей Кати:

Катя (Зайчику):

Залезай под зонт, малыш,

Согреешь лапки - убежишь!

Зайчик прячется под зонтик, вбегает Лисичка.

Зонтик ваш такой чудесный,

Нам втроем не будет тесно!

Катя (Лисичке):

К нам, Лисичка, поспеши,

Хвост пушистый подсуши!

Лисичка прячется под зонтик, идет Медведь.

Медведь: Добрый день вам!

Все: Здравствуй, Мишка!

Медведь: Угощаю всех вас шишкой!

Все: Спасибо!

Можно мне под зонтик влезть.

Нос и уши обогреть?

Лисичка (в ужасе):

Ой-ой-ой! Очень уж велик твой рост!

Ты помнёшь мой пышный хвост!

Хватит места под зонтом!

Нам не тесно вчетвером!

(Зовет Мишку)

Летит Воробей.

Я под дождиком летал,

Всюду зернышки искал.

Крылышки отяжелели,

Я летаю еле-еле

К нам, Воробушек, лети,

Хватит места всем пяти!

Звучит светлая, радостная музыка.

Катя: Вот и дождик перестал! (Закрывает зонтик.)

Зайчик: Ну, тогда я поскакал! (Убегает.)

До свиданья, мне пора,

Там, в лесу, моя нора! (Убегает.)

Ну и мне пора в дорогу,

Спать пойду в свою берлогу! (Уходит.)

Полетел тогда и я,

До свидания, друзья! (Улетает.)

До свидания, зверята!

Побегу и я к ребятам.

Из осеннего лесочка

Принесу я всем грибочков!

(Показывает корзинку с грибами.)

Гриб: Какие чудесные грибочки. Хотите с ними поиграть, свою ловкость показать?

Проводиться аттракцион «Змейка» - грибы ставятся в два ряда, дети встают напротив грибов по трое и кладут друг другу руки на плечи. Надо обежать каждый грибок «змейкой», не сбив его. Добежав до центральной стены, возвращаются таким же образом. Побеждает команда, первой прибежавшая на финиш и не сбившая ни одного грибочка. Ведущий приглашает с начала детей, потом родителей.

Аттракцион «Змейка».

Осенний бал!

Улыбки, смех!

Музыка зовет нас всех!

Будем веселиться, танцевать!

В игру «Не опоздай» играть!

Руку смело дали другу,

Встали парами по кругу.

Игра «Не опоздай!» рус. н. м, обработка М. Раухвергера.

Играют все дети. Дети встают парами - мальчик с девочкой.

Дети садятся на стульчики.

Ведущая: А сейчас, для вас, ребятки, мамы и папы загадают загадки.

Выходят родители, загадывают загадки.

Красный спрятан корешок,

Сверху виден лишь верщок,

А подцепишь ловко -

И в руках. (морковка).

Там, на грядке, вырос куст,

Только слышно: хруст да хруст!

В щах, в солянке густо-

Сочная. (капуста).

Плачет бабка, плачет дед:

«Что же будет на обед?»

Ведь засела крепко

В огороде. (репка).

У меня тоже есть для вас загадка:

Банан на пальме - для мартышки,

А на сосне высокой. (шишки).

Вам, ребята, угощенье - шишки вкусные, сладкие

Ведущий: Что, Грибок Боровичок, у нас не зайчики не белочки, а мальчики и девочки. Они шишки не едят.

Гриб: А что же вы любите? (ответы). Что же делать?

Тут без волшебства не обойтись! А вы, ребята, мне помогать будете! Согласны?... Только смотрите, не подглядывайте, а то волшебство не получится!

Звучит таинственная музыка. Гриб произносит волшебные слова:

Превращайтесь, шишки, еловые, сосновые,

В яблоки душистые, сочные, медовые!

Грибок: Ну, вот и все готово! Вот угощения для ребят!

Ведущая и дети благодарят Грибок за угощение.

Грибок прощается и уходит.

Ведущая: Какой чудесный праздник подарила нам Осень. Пришла пора поблагодарить её.

Дети под музыку выходят и встают врассыпную.

Спасибо тебе, Осень,

За щедрые подарки -

Ребенок: За лист узорный яркий,

За лесное угощенье -

За орехи и коренья,

За бруснику, за калину

И за спелую рябину.

Мы спасибо говорим,

Осень мы благодарим!

Дети под музыку выходят из зала.

Сценарий осеннего праздника в логопедической подготовительной группе совместно с родителями

Цель: Обобщение знаний детей об осени и её приметах через театральную деятельность. Создать атмосферу праздника.
Задачи: Способствовать развитию у детей музыкально - эстетического вкуса и чувств; воспитывать и развивать у детей чувство патриотизма и уважения к своей Родине; прививать любовь к родной природе и её красоте;продолжать развивать у детей чувства коллективизма и доброжелательного отношения друг к другу.
Действующие лица:
Взрослые: Ведущая - Сказочница, Царь,Фея.
Дети: Осень, 1 Гонец,2 Гонец, Глашатай,Сентябрь, Октябрь,Ноябрь.
Материалы и оборудования: Костюмы для Феи, Царя, Сказочницы,Осени, Гонцов, Глашатая,для месяцев Сентября, Октября, Ноября; листочки (по кол-ву детей),указ (для царя),билеты для конкурсов с родителями, мольберты, ватман, карандаши или фломастеры,ластик, стихи "наоборот", стол для подарков, трон для Царя, подарки от Сентября, Октября, Ноября, роза(для Принцессы Осени,муз.инструменты для родителей.

Ход праздника

Ведущая.
Добрый вечер, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашем Осеннем балу! Потому что Осень удивительная пора! От неё веет нежной гру­стью, печалью. Осень - самое красивое вре­мя года. Но есть две осени. Одна - радост­ная, пышно убранная, золотая, богатая урожаем и любят её за щед­рость. А другая - невидная собой, в лоскутьях опада­ющей листвы, грустная, с тихим плачем мел­кого дождя, это поздняя осень. И она хороша своими переживаниями чего-то торжествен­ного и величавого.

ВХОД ДЕТЕЙ. «Улетают Журавли» Муз. и сл. А.Евдотьевой
(на куплет дети поют, на поигрыш танцуют)
1 реб
Осень нас к себе на бал
Нынче пригласила
Чтоб никто не опоздал
Осень попросила.
2 реб
И вот мы здесь, сверкает зал,
Теплом согреты лица
Пришла пора открыть нам бал
И в танце закружиться.
3 реб
Но, где же Осень?
Вдруг она забыла к нам дорогу?
С делами, может быть, одна,
Замешкалась немного?
Давайте Осень позовем,
Песню про Листопад споем

ПЕСНЯ «Листопадная» Муз. А Евдотьевой
садятся на места
Ведущая:
Как красиво осенью в лесу. Осень побыва­ла здесь со своими яркими красками. Березы и клены она покрыла лимонной желтизной. Листья осинок разрумянила, как спелые яб­локи. А могучий столетний дуб - богатырь одела в медную кованую броню. Чудесная картина. Прямо настоящая осенняя сказка.
Намиг сейчас я удалюсь, в добрую Сказочницу превращусь. А вы тихонько посидите и сказку в гости пригласите!

Уходит за кулисы, одевает элементы костюма Сказочницы

Сказочница:
А вот и я, добрая Сказочница.
В некотором царстве,
В Берендеевом государстве
Жил был царь-отец, в важном деле - молодец.
И страна у него волшебная,
И вода-то в его реках целебная,
И народ мастеровой,
Всяк с руками, с головой...
И было у царя четверо детей.
Три - дочки, и четвертый - сыночек.
А звали их так: Весна, Осень,
Да Зима, а сыночка звали...
Да, сыночек - Лето! Угадали!
Весна красна ой да весела,
Лето трудится с рассвета,
Зима сурова уродилась.
Но бывало - веселилась!
А вот с осенью - беда!
С ней морозно иногда,
То дождливо, то туман,
То девчонкой в поле скачет.
То по две недели плачет,
А не то тоска найдет -
Так с постели не встает.
Так что бедный царь-отец!
С ней умаялся вконец...

Царь (поет). Ах ты, бедная моя, ты - дочурочка.
Посмотри, как исхудала фигурочка!
Чем же, чем же я тебя угощу?..
Осень (тоже поет). Ничего я не хочу!

Царь (поет) .
Ах ты, бедная моя, горемычная,
Скушай, деточка, яйцо экзотичное!
Может, стоит обратиться к врачу?
Осень (поет). Ничего я не хочу!
Царь (поет).
Для поправки твоего настроения
Не устроить нам сейчас представление?
Хочешь бал я для тебя закачу?
Осень (поет). Что ж, пожалуй, хочу!
Царь (хлопает в ладоши)
вбегают 2 гонца
Эй, удалые гонцы,
Шлю я вас во все концы!
Разнесите-ка сейчас
Королевский наш указ!
Читает Указ
Царь.
Итак, читаю мой Указ
Добрым людям про любовь наказ!
Всем, кто с дочкою знаком.
Срочно выехать в мой дом,
Во дворце немедля быть!
Да с собою захватить:
Сто стихов и песнопений,
Шуток, танцев иль печений...
И еще сюда бы надо
Что из сказочного сада.
Кто какую б мог усладу...
Лишь бы дочь была бы рада!
Кто же Осени польстит,
Кто ей чем-то угодит -
Будет тотчас обручен.
На полцарства посажен!
Ну, скорей, друзья, в дорогу!
Вручает Гонцам указ, они с поклоном удаляются
Сказочница
И рванули тут гонцы
Во всю прыть, во все концы!
Царь:
Но а я повелеваю....
В гости Фею приглашаю
Входит Фея кланяется
Фея:
Здравствуй, батюшка наш Царь
Всемогущий государь!
Царь.
Вот что, умница моя.
Знаю я давно тебя,
Я тебе хочу сказать
Часиков, ну так на пять...
Горожан всех собери -
Олимпиаду проведи,
Выбрать самых умных надо,
Самых ловких, наконец,
Что б позвать всех во дворец!
Им заданья ты давай
И на бал билет вручай
Лишь тому, кто много знает,
Кто умеет рисовать,
Петь, плясать иль танцевать!
Полька с поворотами (муз. Чичкова)
Царь вручает билеты на которых написано «Художественный конкурс», «Вокальный конкурс», «Поэтический конкурс» и уходит. А Фея устремляется к зрителям и раздает билеты желающим родителям.
Фея:
Я прошу выйти ко мне, у кого написано на билете «Художественный конкурс».
Выходят два (три) Участника
Сказочница:
Осень – прекрасная пора для написания пейзажей. А умеют ли рисовать наши участники, сейчас мы это узнаем. Вам необходимо с вашими детьми за определенное время нарисовать осенний пейзаж. А у кого получится лучше, определят наши зрители. Можно приступать!
(два мольберта, два ватмана, флоастеры, карандаши, ластик)
Фея: Пока наши участники рисуют, предлагаю вашему вниманию для вдохновения замечательную песню

ПЕСНЯ «Разноцветные листочки» (Муз. А Евдотьевой)

Сказочница: Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось.

«Художники» демонстрируют свои шедевры. Дети участвующим родителям, дарят
зараннее приготовленные осенние подарки

Фея: Следующий конкурс музыкальный. У кого на билете написано «Вокальный конкурс» я прошу вас выйти ко мне.
Выходят участники вокального конкурса от 3-6 чел
Сказочница:
-Скажите у вас хороший музыкальный слух и голос?
Сейчас мы это проверим. У вас в руках слова песни. Ваша задача – артистично, музыкально исполнить её. Вам будут помогать ваши дети. Вы начинаете петь запев, а дети продолжают припев.

Исполняют песню «Антошка»
(дети участвующим родителям, дарят зараннее приготовленные осенние подарки)

Фея: Следующий конкурс поэтический, в нём участвуют у кого на билете написано «Поэтический конкурс».
Я вам раздам листочки, на них написано несколько стишков про Осень "задом наперед". Ваша задача составить быстро и правильно стихотворные строки про осень, а затем его выразительно прочитать. Задание понятно? Итак приступаем, вам могут помогать ваши детки.
Сказочница: А пока готовятся наши участники я приглашаю вас дети поиграть.
ИГРА "Осень по садочку ходила"
Фея: Итак, участники поэтического конкурса готовы, я вас приглашаю пройти ко мне.
Выходят участники поэтического конкурса и читают стихотворения
(см. в конце сценария)
(дети участвующим родителям, дарят зараннее приготовленные осенние подарки)

Фея: Спасибо всем участникам, я думаю, что у нас победила дружба, все вы получили прекрасные подарки от своих детей, сделанные их руками, тем они и будут для вас дороги. Аплодисменты.
Сказочница.
День уж близится к концу,
Все удачно потрудились
Песни пели, веселились....
Фея с детками простилась
И степенно удалилась.

Фея уходит. Выходит Царь с Осенью (дочерью) и подходит к окну
Сказочник.
Вот уж день, другой проходит.
Царь-отец к окну подходит...
(Царь глядит в окно.)
Царь.
Дочка, золотце, смотри -
Показалось, что вдали?
Осень.
Вижу, облако пылит,
Всадник соколом летит,
А за ним, что стая птиц,
Много всяких колесниц!
Царь .
То-то радость наконец!
Прикажу убрать дворец.
Хлопает в ладоши. Вбе­гают Гонцы, вносят трон
и ставят стол с красивой скатертью для подарков.

1 Гонцы:
Досточтимый царь-отец!
Князь, прибывший во дворец,
2 Гонцы:
Просит Вас его впустить,
Чтоб принцессе услужить!
Царь.
Что же, доченька, готова
Встретить гостя удалого?
(Та царственно кивает головой.)
Гонцы.
Двери царские открыть!
И гостей просим впустить!
(Гонцы расходятся по сторонам. Заходит глашатай, бьет посохом об пол и оглашает.)
Глашатай
Князь Сентябрь... Со своей свитой (2 чел) и подарками урожая
Входит Сентябрь
Сентябрь.
Ясным утром сентября
Хлеб молотят села,
Нравится мне дочь твоя,
Государь, прими меня.
Глашатай. Князь Октябрь!....Со своей свитой (2 чел) и подарками (листья, цветы, экибаны)
Входит Октябрь
Октябрь.
Я месяц осенний, я брежу тобою.
Ты стала навеки моею судьбою.
С мольбою прошу, прими ты дары
Этой прекрасной осенней поры.
Глашатай. Князь Ноябрь!... Со своей свитой (2 чел) и подарками...
Входит Ноябрь
Ноябрь.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Спешил на бал по всему свету
Милее твоей дочки нету.
(Каждый князь занимает место почетного гостя у трона Царя)
Царь.
Что ж, принцесса, гости в сборе,
Званый бал начнется вскоре.
Гостей ровно привечай.
Кротко, ласково встречай.
А где же Фея - я не вижу
Её тоже пригласите!!
Входит Фея
к Принцессе
Что ж сердечко - все молчало?
Ничего не подсказало?
Ты с ответом не спеши,
Мне намеком покажи.
(Царь передает принцессе розу. Она встает и идет к князьям. Князья выпрямляются ей навстречу. Один раскланивается - делает реверанс. Другой бьет земной поклон. Третий становится на колено... Принцесса вручает одному из них розу.) Аплодисменты
Сказочница.
Осень, дева молодая,
Розу трепетно вручая,
Вся румянцем залилась,
Зарумянился и князь. (обходят кружок)
Батюшка отцовским оком
Наблюдал все ненароком.
Дочкин выбор уважая,
Ждать и медлить не желая,
Исполняя свой указ,
Обручить велел тотчас! (останавливаются посередине)
Царь (хлопает в ладоши, вбегают глаша­тай в руках свиток. Это карта цар­ства.)
Слово я хочу сдержать.
Дочку с князем - повенчать.
На полцарства - посадить!
Попрошу, подать мне царство!
Глашатай подает свиток. Царь встает с тро­на и подходит к Осени и Князю
Царь.
Ваш союз благословляю.
Жить в согласье поручаю
И полцарства вам вручаю!
(Подает свиток)
Сказочница (обращаясь к залу) .
Дело близится к развязке,
Вот и бал - как в каждой сказке.
Кто Принцессе помогал
Прошу выйти к нам на бал.
Все вокруг детей вставайте
Инструменты разбирайте
Будем весело играть
Бал осенний завершать!!
Родители выходят берут любые музыкальные инструменты и аккомпанируют, а дети танцуют
ТАНЕЦ МЕНУЭТ
Праздник окончен, дети под музыку обходят зал

Приложение
ЗАДАНИЕ - СТИХИ НАОБОРОТ

1.ходит осень в нашем парке,
дарит осень всем подарки:
фартук розовый - осинке,
бусы красные - рябинке,
зонтик жёлтый - тополям,
фрукты осень дарит нам.

Тидох ьнесо в мешан екрап
тирад ьнесо месв икрадоп:
кутраф йывозор - екнисо,
ысуб еынсарк - екнибяр,
китноз йытлёж - мялопот,
ыткурф ьнесо тирад ман.

2.в саду осеннем,
у дорожки,
осина хлопает
в ладошки.
вот почему
на той неделе
ее ладошки
покраснели.

В удас меннесо
у икжород,
анисо теаполх
в икшодал.
тов умечоп
ан йот еледен
ее икшодал
иленсаркоп.

3. дождик, дождик, кап да кап!
ты не капал бы на пап,
ты не капал бы на мам -
приходил бы лучше к нам:
папам - сыро, мамам - грязно,
нам с тобою - распрекрасно!

Киджод, киджод, пак ад пак!
ыт ен лапак ыб ан пап,
ыт ен лапак ыб ан мам-
лидохирп ыб ешчул к ман:
мапап-орыс, мамам-онзярг,
ман с юобот-онсаркерпсар!

Сценарий осеннего бала

«Осенние приключения»


(Дети под музыку «Осень золотая» входят в зал, садятся на стульчики)

Ведущая: - Сэлеметсiз бе, балалар! Дети сегодня у нас праздник осени! Посмотрите как красиво в нашем зале!

Падают, падают листья

В нашем саду листопад.

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают:

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

Дети, вы хотите, чтобы Осень к нам в гости пришла?

Дети: - Да!
- Тогда позовите ее!
1 . Арина

Снова осень за окошком,

Дождик сыплется горошком.

Листья падают шурша

Как же осень хороша!

2.Серёжа

Листья золотом расшиты

Тропки дождиком умыты,

В ярких шапочках грибы

Всё нам, осень даришь ты!

3.Алина

Всюду ходит - бродит осень,

Вот листву и тополь сбросил.

Посмотрите - у рябины покраснели щечки.

На дорожку полетели желтые листочки.

4.Данил

Ветер листьями играет

Листья с веток обрывает.

Листья желтые летят

Прямо под ноги ребят.

5. Ульяна

Журавли на юг летят,

Здравствуй, здравствуй, осень!

Приходи на праздник к нам!

Очень, очень просим!

6. Влад

Здесь мы праздник радостный

Весело встречаем.

Приходи, мы ждем тебя,

Осень золотая!

Все. - Осень, Осень, в гости просим!
(Под музыку, кружась, входит Осень )
Осень . - Меня вы звали? Это я!
Привет осенний вам, друзья!
Я пришла на праздник к вам
Петь и веселиться!
Я хочу со всеми здесь
Крепко подружиться!
Ведущая . - Осень, дети готовились к встрече с тобой, выучили стихи и песни. Особенно нам понравилась песня «Осень, осень, осень...»
Песня «Осень, осень, осень…»
Осень . - Я тоже не просто так на праздник к вам пришла
Осенние листочки всем детям принесла.
Ну-ка, листики берите!
С ними весело пляшите!
(Осень разбрасывает листья по полу, дети берут по два листочка, садятся в круг )
Танец с листочками под песню «Листик-листопад»
(В конце песни дети приседают и прячутся за листья)

Осень. - Сколько листьев золотых! Соберу скорее их!
Ой, да это детки спрятались!?
Как подует ветерок, улетай скорей, листок!
(Дети убегают на стулья. Взрослые собирают листья)
Ведущая . - А теперь мы отдохнем и еще стихи прочтем!
1. Валерия

Дует, дует ветер,
Дует, задувает.
Желтые листочки
С дерева срывает.

2. Катя Яненко
И летят листочки,
Кружат по дорожке.
Падают листочки
Прямо нам под ножки.

3. Хамила
Пожелтел кудрявый сад,
Листья кружатся, летят.
Дождик часто моросит,
Нам гулять он не велит.

4. Жасмин

Осень по тропинке

С дождиком шагает.

Клёны и рябинки

Тихо раздевает.

5.Рассул

Утром мы во двор идем

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

6. Никита

Осень нас к себе на бал

Нынче пригласила.

Чтоб никто не опоздал,

Осень попросила.

Ведущая: - У меня есть веселый дождик. (показывает палочку-дождик)
Хотите с ним поиграть?
- Если тучка хмурится и грозит дождем,
Спрячемся под зонтиком, дождик переждем.
- Если светит солнышко, можно погулять,
Хлопать, топать весело, в садике играть.
Игра «Солнышко и дождик»
(пока дети играют в это время на стул усаживается Лесовичок. После игры дети усаживаются на стульчики. Слышат громкий смех.)

Лесовичок: - Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!

Ведущая: - Ой, ребятки, посмотрите, кто к нам в гости пришел!

Осень : - Это мой дружок старичок – лесовичок. Ох, и веселый же он,

даже сны ему веселые снятся. Слышите как хохочет. Нужно его разбудить!

Ведущая: - Просыпайся лесовичек, (будит, не просыпается)

Давайте вместе попробуем разбудить его. (будит с ребятами)

Лесовичок (потягивается): - Здравствуйте ребятки-трулялятки! Ох и насмешил он меня!

Ведущая: - Кто?

Лесовичок : - Да старичок-лесовичок!

Ведущая: - Так это же ты!?

Лесовичок: - Так я сам себя и рассмешил, хотите и вас рассмешу?

Дети: - Да!

Ведущая: - Конечно, хотим!

Лесовичок: - Давайте с вами поиграем в «Съедобное, не съедобное». Если съедобное,то вы говорите «Ням-ням-ням», если нет, то «фу-фу-фу»

Игра «Съедобное, не съедобное»

1. Булочки – хрустяшие (ням-ням-ням)

2. Тапки - заволящие (фу-фу-фу)

3. Пирожки - слоенные

4. Валенки - варенные

5. Шарики - сырные

6. Салфетки - жирные

7. Пряники - вкуснящие

8. Яблоки - хрустящие

Лесовичок: - Какие вы внимательные. Ну я вас посмешил, насмешил! А теперь и вы меня порадуйте. Очень я люблю, когда танцуют,

Ведущая: - Лесовичок, мы с ребятами тоже очень любим танцевать. Сейчас мы станцуем для тебя!

1.Арина

Зачем ты, дождик, нас опять пугаешь?

Мы не трусишки – ты ведь это знаешь.

Откроем зонтики свои цветные:

И красные, и голубые.

2.Алина

И не пугают нас большие лужи,

Ведь мы давно все с зонтиками дружим.

Они под серым небом расцветают,

И всё сияют, и всё сверкают.

3.Хамила

Мы зонтики раскрыли, как букеты.

С хорошим настроеньем день мы встретим.

И нипочём нам дождь и сильный ветер,

Когда есть зонтики на белом свете!

Танец «Под зонтиком» (девочки)

Лесовичок: - Какой замечательный танец! Как сильно мне он понравился! Ребята вы такие молодцы, спасибо вам!

Ведущая: - А ещё наши детки любят отгадывать загадки. И сейчас мы вам это покажем.

Загадки про осень.

1 .Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает?

(Осенью)

2 .Ветер тучу позовёт,

Туча по небу плывёт.

И поверх садов и рощ,

Моросит холодный …

(Дождь)

3 .Листья в воздухе кружатся

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад –

Это просто - …

(Листопад)

4. В сером небе низко

Тучи ходят близко,

Закрывают горизонт

Будет дождь, мы взяли …

(Зонт)

Осень: - Молодцы, ребятки!

С вами весело играть,

Песни петь и танцевать!

Я за все благодарю

И вам яблоки дарю.

Угощайтесь малыши!

Ведущая: - Мы потом их раздадим –

Всем по яблоку дадим.

И осенние листочки мы возьмем,

В нашу группу отнесем.

Будем группу украшать,

Тебя осень вспоминать.

Осень: - Весело на празднике у вас, но пора мне и лесовичку в лес возвращаться, у меня ещё много дел в лесу, успеть бы до зимы.

(Осень и лесовичок прощаются и уходят)

Песня «Ах, какая осень»

Ведущая: - На этом наш праздник заканчивается! Всем спасибо!