Конспект осенины в старшей группе. Интегрированная непосредственная образовательная деятельность в старшей группе "Осенины" план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему. Вопросы для команды «Осенние листочки»
Куделина Анна Эдуардовна
ГБПОУ РО "ШПК" г. Шахты
студентка
Конспект НОД в подготовительной к школе группе
Тема: «Ах, какая осень!»
Цель: Обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные
Образовательные области:
- Речевое развитие
- Познавательное развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Эстетическое развитие
Задачи:
Обучающие:
- обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках
- уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме
- закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека
Развивающие:
- развивать внимание, память
- улучшать общую моторику и координацию движений
- развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы
Воспитательные:
- воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
- воспитывать чувство любви к родной природе
- воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным
Словарная работа:
- отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений
- активизировать словарь: «листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина, лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие»
Индивидуальная работа: включать в работу малоактивных детей: Анжелу Ж., Каролину А.; привлекать Руслана Г., Влада Г. к комментированию ответов других детей
Материал: кукла Петрушка; иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы; листочки с дидактическим упражнением «Вершки-корешки» на каждого ребенка, цветные карандаши; дидактические игры: «Времена года», «Животный мир», «С какого дерева листок», «Назови листок»
Предварительная работа:
Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.
Методы и приемы:
Информационно - рецептивный метод,
Словесный метод,
Наглядный метод,
Практический метод,
Игровой метод.
Ход ООД.
Звучит классическая музыка. П.И.Чайковский «Осень». Занятие начинается в познавательном уголке рядом с выставкой детских рисунков и поделок из природного материала.
Ребята, отгадайте загадку:
Он с бубенчиком в руке,
В сине - красном колпаке.
Он веселая игрушка,
А зовут его… Петрушка
Сегодня к нам в гости пришёл Петрушка, и мы ему расскажем, что мы знаем про осень. - Ну, что, ребята, расскажете? Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор П.И.Чайковский так и назвал: «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное. У нас прошел конкурс рисунков «Золотая осень», вы знаете о ней стихи, песни и загадки, мы очень много наблюдали за осенними изменениями, мастерили поделки из природного материала. Думаю, вам есть, что рассказать.
- Чтобы не запутаться, предлагаю всем подумать: о чем бы вы хотели рассказать нашему гостю? О чем будем говорить сначала? Потом? Вам помогут схемы-подсказки.
Неживая природа
Растительный мир
Животный мир
Неживая природа осенью.
- Когда приходит осень?
Какие осенние месяцы вы знаете?
Что мы относим к неживой природе? (К неживой природе мы относим явления природы, такие как осадки, облачность, ветер, долгота дня, погода.)
Назовите признаки осени в неживой природе?
Подробнее, расскажите, каким становится день? (Осенью день становится короче, а ночь - длиннее.
- Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной) -
Какие осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди, поздней осенью, в октябре у нас на Севере, даже выпадает снег.)
- Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда).
Марк, ты хочешь что - то добавить? (По утрам, на траве, я замечал капельки росы, когда я иду по улицам - сыро, слякоть.)
Петрушка: «Ой, как скучно!»
Да, Петрушка! Осень - унылая, но разноцветная пора.
Знаменитый русский поэт - А.С.Пушкин написал про осень много стихотворений.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы…
Ребята! А чтобы не было скучно Петрушке, мы попросим его помочь собрать листочки.
Дидактическая игра «С какого дерева листок? (Дети собирают разбросанные на полу листочки. Влад - клёна, Анжела - берёзы, Каролина -рябины, Саид - тополя, Петрушка-осины.) Молодцы, правильно.
Ой, Петрушка, разве это листья осины? Давайте поможем Петрушке собрать правильно листья.
Петрушка: «Спасибо. Ребята, теперь я запомнил!. А я предлагаю поиграть в мою любимую дидактическую игру « Назови листочек». Я называю дерево, а вы называете какой листочек.
дуб - дубовый
клён - кленовый
осина - осиновый
рябина - рябиновый
берёза - берёзовый
тополь - тополиный
калина - калиновый
Молодцы! Правильно
Растительный мир осенью
Дети рассаживаются на стульчики в познавательном уголке.
- Продолжаем наш рассказ. О чем будем говорить теперь? (мы будем говорить о растениях.
)
- Что мы относим к растительному миру? (К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.)
- Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? (Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточн.,листья меняют свой цвет и начинается листопад.)
Руслан, Шахла, что еще интересного вы можете добавить о листьях? (загадка о листьях.)
Летом вырастают зелёными,
А осенью опадают желтыми.
Под ногами лежат,
Зашагаешь — шуршат,
Яркие, цветные,
Краешки резные.
- Что же меняется в жизни трав и цветов? (Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света.)
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Ветер северный подул
(подуть на пальцы)
С-С-С все листочки с липы сдул
Полетели, закружились и на землю опустились.
(ладони зигзагами плавно опустить на стол)
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап - 2 раза,
(постучать пальцем по столу)
Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил.
(постучать кулачками по столу)
Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил,
(плавные движения вперед-назад кистями)
Одеялом их накрыл.
(ладони крепко к столу)
Животный мир осенью
Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного. (смена картин)
- Кого мы относим к животному миру? (К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных.)
- Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.)
- Даниил, ты хочешь что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.)
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.)
- что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.)
- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными.)
- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.)
Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком,и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)
- Верно. Такие птицы называются оседлыми.
И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.
Дидактическаяигра «Улетают - не улетают»
Дети встают около стульчиков.
Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.
Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец.
- Молодцы! Очень внимательны.
Петрушка: «Отгадайте загадку!»
Болтлива птичка - спору нет,
Расскажет новость и секрет!
Красива с виду, белобока
Кто? - Длиннохвостая... (сорока)
Эта птица перелётная или зимующая?
Человек осенью
Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? Как ты считаешь, Влад? (Мы будем говорить о заботах человека осенью.)
- Конечно. Петрушке, наверняка, не терпится узнать, чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Вы можете ему рассказать, как мы трудимся осенью? (выставляются картины)
- Какие работы выполняются в садах? - А в садах? (Нижнюю часть деревьев белят известью, чтобы их не погрызли зайцы. Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай)
- Саша, какие еще работы выполняются в саду? (Еще осенью в садах собирают урожай: яблоки, груши, картофель копают и морковь.)
- Саша М., что ты можешь добавить? (загадка о капусте)
- А как трудятся в деревне, на полях? (В селах убирают оставшийся хлеб, с полей убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Убранные поля удобряют и вспахивают. На вспаханные поля высеивают семена озимой ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.)
А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, дяде Фёдору, чтобы стало чисто.)
Кто хочет добавить? (Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья, маринады.
)
- Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.
Дидактическое упражнение «Вершки-корешки»
- У вас на столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием. Необходимо обвести зеленым цветом те овощи, у которых мы употребляем в пищу вершки, т.е. листья, зелень. Красным цветом - корешки. И синим цветом те овощи, у которых мы съедаем и то, и другое.
Мы приглашаем нашего гостя Петрушку поиграть с нами.
Каждый постарался на славу! Петрушка, тебе понравилось трудиться вместе с ребятами?
-Петрушка, подумай и скажи: обо всем ли мы рассказали, что задумывали? Ничего не упустили?
- Чьи ответы тебе понравились больше всего: у кого из ребят они были самыми полными и правильными?
- Спасибо за хорошую работу. Приходи ещё к нам в гости.
В устном народном творчестве как нигде сохранились представления о погоде, смене времен года, сезонных изменениях в природе. В пословицах и поговорках особое место занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программное содержание: Формировать представления детей о чередовании времен года. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Расширять представления об овощах, фруктах, грибах. Знакомить с традиционным народным календарем. Приобщать к русскому народному творчеству. Формировать эстетическое отношение к природе. Развивать познавательную активность, творчество.
Предварительная работа. Дидактическая игра «Узнай наощупь», « Что растет в огороде, что в саду?» Слушание и пение песен об осени. Заучивание закличек, стихов, поговорок об осенних явлениях. Отгадывание загадок об овощах и фруктах.
Материал и оборудование. Корзины с овощами и фруктами, поднос,;грамзапись русских народных мелодий; презентация «Осенины».
Методика проведения.
Вход детей под русскую народную мелодию в зал.
Педагог. Если надеревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется
Это время года осенью зовется
Нынче Осенины празднуют на Руси, кого хочешь ты спроси
Люди на полях трудились, и нисколько не ленились
Урожай все собирали да на зиму запасали.
Ребенок Осень, осень, в гости просим,
Погости недель восемь
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем
Ребенок Осень, осень пришла
Что ты нам принесла?
В короба-холста, на гумно-зерна,
На пряжу-шерстинку, да молока крынку,
На стол-каравай, дождик, дождик, поливай!
Педагог. У матушки Осени трое сыновей, трое осенних месяцев. Кто знает, как их зовут? (ответы детей: сентябрь, октябрь, ноябрь).
Педагог. В народе сентябрь месяц называли листопадничек, хмурень. Говорили: « В сентябре и лист на дереве не держится.»
Ребенок. И в саду, и в поле тоже
Осени товар разложен
И на грядке в огороде,
И на дереве в лесу
А еще у нас в народе
Хвалят осень за красу.
Ребенок.Говорят, что «золотая», что «румяна» и «свежа»
Что укутана туманом, что багрянцем хороша
Педагог. Урожай везде поспел, все берут корзинки
Что ходили собирать вам придется угадать.
Загадки:
1.Сидит Игнатка на грядке весь в заплатках
Кто его трогает, тот заплачет (лук)
Предлагаю одному из ребят определить наощупь и достать из корзины лук. Лук кладут на поднос.
2.Кругла, да не месяц, желта, да не масло
С хвостом, да не мышь.(репа)
Предлагаю одному из ребят определить наощупь и достать из корзины репу. Репу кладут на поднос.
3.Круглое, румяное я расту на ветке
Любят меня взрослые и маленькие детки.(Яблоко)
Предлагаю одному из ребят определить наощупь и достать из корзины яблоко. Яблоко кладут на поднос.
4.Этот длинный рыжий нос по макушку в землю врос.(морковь)
Предлагаю одному из ребят определить наощупь и достать из корзины морковь. Морковь кладут на поднос.
5.Сочная, желтая, на лампочку похожая (груша)
Предлагаю одному из ребят определить наощупь и достать из корзины грушу. Грушу кладут на поднос.
6.Одну в землю закопали и сто дней не вынимали,
А копать под осень стали сразу десять штук достали.(картофель)
Предлагаю одному из ребят определить наощупь и достать из корзины картофель. Картофель кладут на поднос.
Педагог. За сентябрем идет месяц октябрь. Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь-капустой.
Октябрь месяц не простой, стол осенний не пустой. В октябре начинают квасить капусту. Давайте и мы с вами засолим капусту на зиму.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА « Мы капусту режем, режем…»
Педагог. Кто расскажет стихи про овощи?
Ребенок. Матушка репка уродилась крепка.,
Ни редка, ни густа, до великого поста.
Ребенок. Капуста виласта, не будь голенаста
Не будь голенаста, а будь пузаста.
Ребенок. Уродились бобы велики и круты
В поле густы, на столе вкусны
Ребенок. Тох-тох-торорох, уродился горох,
Ячмень в кустах, овес в усах, да лен в цветах.
ИГРА Хороводная «Есть у нас огород»
Педагог. В лесных кладовках у осени много ягод и грибов.
Кто какие грибы назовет? (ответы детей: боровик, белый гриб, сыроежки, лисички, маслята, подберезовик, подосиновик).
Ребенок. Боровик, боровик, красная головка
Покажись, покажись, дам тебе морковку.
Ребенок. Земелюшка добра, вырасти гриба
Гриба грибового, во бору борового.
Ребенок. В лес зеленый по тропинке мы несем грибы в корзинке
Соберем грибы опята, сыроежки и маслята
Рыжик прячется в листочках, боровик стоит на кочке.
ИГРА «У медведя во бору»
Педагог. Весь месяц у хлеборобов горячая пора. Им нужно успеть собрать урожай до холодов.
Ребенок. Осень хлебосольная, накрывай пиры,
Полюшко раздольное принесло дары.
Хлеба нынче вволюшку, хлебушек высок
Поклонюсь я полюшку, гнется колосок.
Ребенок. Уродилась пшеница, да и рожь ее сестрица
Они кормят за обедом нас душистым вкусным хлебом.
Педагог. Да, ребята хлеб-основной продукт питания всегда был и будет. Всякая пища приедается, а хлеб никогда. Русские люди относились к хлебу с уважением-не крошили, не роняли, и пословиц много про это сочиняли.
Ребенок. Хлеб-всему голова.
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Ребенок. Хочешь есть калачи-не сиди на печи.
Педагог. Земля – матушка щедро отдает урожай, в который люди вложили много труда.
Ребенок. Что пожнешь, то и смолотишь, что смолотишь, то и в амбар положишь.
Ребенок. Есть терпенье, будет и уменье.
Умелые руки не знают скуки.
Ребенок. Кто землю лелеет, того и земля жалеет.
Педагог. Много пословиц вы знаете про труд, а я вам другую напомню: «Спишь, спишь, а отдохнуть некогда». Про кого это сказано? Про дрему, конечно.
ИНСЦЕНИРОВАННАЯ ХОРОВОДНАЯ ИГРА «Дрема».
Педагог. Ну а мы то с вами хорошо потрудились, а кто хорошо трудится, тому и каравай сам в рот просится!(Выносится каравай)
И с хорошим урожаем, и с румяным караваем
Угощенье принимайте, всех ребят вы угощайте!
Тара-бара, а нам пора ребят кормить, телят поить, коров доить.
(Дети под русскую мелодию уходят из зала)
Конспект ООД детей в старшей группе по теме «Что такое осень?»
Конспект организованной образовательной деятельности детей в старшей группе по теме «Что такое осень?"
Описание: Предлагаю вашему вниманию конспект проведения организованной образовательной деятельности для детей старшей группы (5 – 6 лет) по теме « Что такое осень?». Данный материал будет полезен воспитателям старших возрастных групп и начинающим воспитателям. Этот конспект занятия предназначен для интегративного развития старших дошкольников по теме "Осень».Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: активизация интереса детей к окружающему миру, речевой, изобразительной деятельности по теме «Осень".
Задачи по образовательным областям:
Речевое развитие: Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме "Осень". Уметь подбирать слова-признаки к слову "осень". Подбирать числительные от одного до десяти к существительным, существительные к отыменным прилагательным. Называть родственные слова. Упражнять в умении составлять описательный рассказ по плану-схеме, употреблять в рассказе распространенные сложноподчиненные предложения.
Познавательное развитие: Углублять знания детей об осени; активизировать познавательный интерес.
Художественно-эстетическое развитие: закреплять умение рисовать осенний пейзаж, отмечать изменения в природе и передавать их в рисунке. Стимулировать творчество дошкольников в процессе создания осенних образов.
Социально-коммуникативное развитие: развивать умение не перебивать друг друга, радоваться успехам товарищей; воспитывать дружелюбие, взаимопонимание.
Предварительная работа:
Беседа об осени.
Отгадывание загадок об осени, осенних явлениях.
Презентация об осени.
Экскурсия в осенний лес.
Предметно-пространственная развивающая среда:
Оборудование для педагога: ворота, репродукции пейзажных картин: А.Головин «Осень», И.Левитан «Дубовая роща. Осень»,письмо от жителей далеких планет, план-схема по теме «Осень», картинки: дождь, солнце, лист, рябина, зонт, туча, облако, гриб, береза, небо.
Оборудование для детей: бумага для рисования, палитры, кисточки, простые карандаши, восковые мелки, гуашь, непроливашки с водой, салфетки.
Ход образовательной деятельности:
-Ребята, к нам пришло сообщение из космоса.
Показываю письмо от жителей других планет.
Послушайте сообщение: «Дети Земли! Нам очень нравится ваша планета, особенно нам нравится ваше время года осень, у нас не бывает такого времени года. Могли бы вы прилететь к нам и рассказать об осени. Жители далёких планет»
-Хотите отправиться в путешествие?
Дети дают согласие на путешествие.
Для того чтобы отправится в путешествие надо выполнить ряд заданий.
-Пройти через волшебные ворота со словами, какая осень.
Дети проходят через волшебные ворота, говоря слова-признаки про осень.
Игра «Скажи, что бывает осеннее, осенняя, осенний?»
Дети называют существительные к отыменным прилагательным.
-Пересчитать картинки по порядку.
Игра «Веселый счет»
На доске расположены в ряд картинки: дождь, солнце, лист, рябина, зонт, туча, облако,
гриб, береза, небо.
Дети подбирают числительные от одного до десяти к существительным.
Игра «Слова-родственники»
-Назвать только те слова, которые нам подходят:
1.Вода, водяной, водный, водолей, водитель (Вода, водяной, водный, водолей)
2.Лист, листопад, листва, листоед, лисичка (Лист, листопад, листва, листоед)
3.Осень, осина, осенняя, осенины(Осень, осенины, осенняя)
4. Ветерок, ветер, ветреный, обветренный, ветка (Ветерок, ветер, ветреный, обветренный)
-Почему выбрали эти слова?
Дети отвечают, что это слова-родственники.
-Расскажите об осени для жителей далеких планет.
Выставляю план-схему.
Дети составляют описательные рассказы об осени по плану-схеме.
Физкультминутка:
Наступает листопад (пальцы бегают по столу)
Листья кружатся, летят (поднять руки вверх и помахать ими)
Ветер кружит всю листву (руки вперед, машем кистями рук)
По полям и по двору.(похлопать в ладоши)
-Хотите ли нарисовать для жителей других планет осенние пейзажи,так как они хотят их оставить себе на память?
Дети выражают согласие и приступают к рисованию.
Потом ребята показывают свои работы.
- Чьи пейзажи понравились больше всего? Почему?
-Что больше всего понравилось в занятии? Как вы считаете, мы помогли жителям далеких планет?
-Вот и закончилось наше путешествие. Вы сделали доброе дело, рассказали инопланетянам об осени. Пора возвращаться домой.
-Три раза вокруг себя обернитесь и в группе окажитесь!
Татьяна Селезнева
Конспект занятия в старшей группе «Осенины»
Программные задачи : Дать детям элементарные представления о том, что такое «осенины » учить видеть и наблюдать изменение в природе; воспитывать любовь к родному краю, к традициям и обычаям русского народа. Познакомить детей с поэтическими представлениями русского народа об осени .
Предшествующая работа : Рассматривание иллюстрации картины Левитана «Золотая осень » , чтение А. Твардовского. «Лес осенью » , К. Паустовского «Прощанье с летом» , А. Майков «Осень » , русской народной сказки «Семь Симеонов – семь работников в обработке Карнауховий.
Оборудование : Корзина с овощами; веточки с гроздями калины; загадки об осени . Рисование с натуры загадки об овощах и овощи в корзине, веточки калины.
Ход занятия
Воспитатель. Загадка об осени :
Пришла без красок и без кистей
И перекрасила все листья;
Дни стали короче, длиннее стали ночи.
Кто знает, кто знает, когда это бывает? (Осенью ) .
По каким приметам вы узнали осень ? Сейчас какое время года? Какой месяц осени ? (Ответы детей, разговор о приметах осени ) .
Недаром говорится : «Осень – перемен восемь » . Как и у каждого времени года, у осени три месяца : сентябрь, октябрь, ноябрь. И каждый месяц не похож на другие, да и сам по себе каждый месяц вначале один, а к концу – другой. Самый красивый месяц – сентябрь. В первые дни в зеленом кокошнике и в таком же платьице, а к концу в ярком пышном золотом уборе, в пурпурных и багряных одеждах.
Воспитатель. Милые дети, сегодня мы будем праздновать Осенины – осени именины ! Осень – пора щедрая , богатая, хлебосольная! На огородах созрели овощи, в полях – хлеба, в лесах – грибы да ягоды. Издавна русский народ праздновал осенины как особый радостный праздник – праздник благодарности природе за щедрый урожай.
Чтение стихотворения Т. Шорыгиной.
Гроздья алые калина
Наклонила над водой
Нынче праздник – Осенины ,
День прозрачный, золотой.
Нашей матушке – землице
Низкий отдадим поклон,
И речной воде – быстрице
Мы поклонимся потом.
Солнце, что вставало рано;
Хвалим мы за урожай,
Из муки печем овсяной
Сдобный, пышный каравай.
Угостим мы караваем
И коровок, и коней,
Ведь они нам помогали
И трудились много дней.
Все лето крестьяне работали от зари до зари в поле, на огородах.
Воспитатель. - Подскажите мне, ребята, что же они выращивали на полях, на огородах.
От того, что все дни они были заняты , людям не хватало времени заниматься домашними делами! И вот, наконец, вся работа закончена : собран урожай, посеяны озимые. Настало время и для домашних дел. Надо засолить огурцы, помидоры, заготовить картофель, лук.
Какие вы еще знаете овощи? (Ответы детей – капусту, свеклу, редьку) .
Женщины вычищали избы, мыли окна, готовили зимнюю одежду, штопали ее, чинили.
А как вы думаете, кто был главным помощником у мам? (Дети) .
На кого возлагалась основная работа по дому? (На женщину) .
Воспитатель. Поэтому на Руси эту пору называли «бабьим летом» , оно продолжалось одну неделю, до 21 сентября. Устав от работы, девки (девушки, бабы (женщины, молодцы (парни) – вся деревня, выходили на улицу. Пели, плясали, водили хороводы, играли на гармонях, на балалайках, на ложках, играли в разные игры – веселились от души.
Есть такие народные приметы :
Много паутинок, летающих по ветру – к ясной осени и холодной зиме .
Много желудей в сентябре на дубу – к лютой зиме.
Ребята, вспомните летние вечера – рано ли смеркалось?
Когда наступал вечер, включали ли вы свет дома? (Нет) А почему? (Потому, что на улице было светло) .
Летом дни длиннее, а сейчас, осенью , они становятся короче, к вечеру уже темнеет.
Воспитатель. Ребята, а какие русские народные пословицы и поговорки про осень вы знаете ?
Осень – припасиха – зима – подбериха.
Холоден батюшка – сентябрь, да кормить горазд.
Холоден октябрь – батюшка, а ноябрь и его перехолодил.
Ноябрьские ночи до снега темны.
Если снег ляжет на сырую землю и не растает, то весною рано и дружно зацветут подснежники.
В ноябре снегу надует – хлеба прибудет.
Молодцы, ребята. Я вижу, что вы очень много знаете про осень , а сейчас давайте поиграем.
Появляется хозяин с корзиной овощей.
Урожай-то мой неплох –
И капуста, и горох.
Что поспело, угадайте?
На вопросы отвечайте.
У меня на грядке
Выросли загадки,
Сочные да круглые.
Вот такие круглые
Летом зеленеют,
Осенью краснеют : (Помидоры)
Без окон, без дверей
Полна горница людей? (Огурец)
Сто одежек
И все без застежек (Капуста)
Сидит дед во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает (Лук)
Хлебу присошка, сытая … (Картошка)
Круглая, да не деньги, красна, да не девка, с хвостом,
да не мышь, в земле сидит крепко, что это? (Репка)
(Объяснение слов, например : присошка –
значит где хлеб, там и картошка;
красна – красивая, привлекательная).
На полу изображается круг (можно использовать обруч) .
Дети отгадывают загадки, а хозяин складывает в круг муляжи овощей.
Игроки стоят за кругом. А в круге водящий – хозяин.
Хозяин поет и выполняет движения по смыслу :
Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу,
Огород свой сторожу,
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибегали
Волк и лисица,
Бобер и куница,
Заяц усатый,
Медведь толстопятый.
Дети стараются забежать в огород , схватить капусту и убежать. Кого хозяин запятнает, выбывает из игры. Побеждает тот, кто унесет больше всех овощей.
Воспитатель. - Наш хозяин очень устал сторожить свой урожай, да и много овощей у него утащили. Мы его попросим присесть отдохнуть. А я приглашаю вас присесть за столы и нарисовать овощи и фрукты для хозяина.
Урожай мы весь собрали,
А теперь пора прощаться, надо зиму в гости ждать.
Осенины , Осенины будем долго вспоминать.
Описание материала: Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) по теме «Сюрпризы Осени». Данный материал будет полезен воспитателям подготовительных групп. Это конспект познавательной деятельности, направленной на развитие познавательных способностей старших дошкольников, закрепление материала по теме «Осень».
Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Сюрпризы осени»
Программное содержание:
Коммуникация.
Совершенствовать умение составлять рассказ по опорным картинкам, свободно высказываться, используя свои знания и навыки связной речи.
Упражнять в образовании существительных (при помощи суффиксов чк, щ)
Закреплять умение детей отчетливо произносить согласный звук [р] [р/] (в начале, в середине, в конце слова, определить с помощью схем-бус)
Учить подбирать схемы к предложению
Развивать память, воображение.
Познание:
Углублять и расширять знания детей об осени
Вспомнить и обобщить с детьми все сезонные изменения, которые происходят в природе осенью
Обобщить с детьми все осенние наблюдения
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: корзина, овощи, опорные картинки об осени, мяч, плоскостные грибы, схемы для составления предложений, схемы-бусы.
Предварительная работа : наблюдение в природе, заучивание наизусть «Уж небо осенью дышало» (А.С. Пушкин).
Работа с родителями : оформление выставки «Осень золотая»
Ход НОД:
Дети заняты своими любимыми играми.
Воспитатель вносит в группу корзину прикрытую салфеткой.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что находится в этой корзине? (ответы детей)
Воспитатель: - А может быть здесь лежит помидор?
Как ласково можно сказать про него? (помидорчик).
А если здесь лежит большой помидор, как мы про него скажем? (помидорище)
Воспитатель : Молодцы! Ребята, как вы думаете, кто нам выслал эту корзинку?
Дети: Бабушка, старичок-лесовичок и т.д.
Воспитатель : Ой, детки посмотрите, на клиновом листочке что-то написано, а написана загадка, слушайте внимательно, может быть она нам поможет узнать чья это корзина.
Прошла по лугам
По лесам, по полям,
Припасы она заготовила вам
Упрятала их в погреба, в закрома
Сказала, за мною нагрянет зима.
(дети присаживаются за столы)
Воспитатель : Но прежде чем заглянуть в корзину, мы должны произнести волшебные слова, повторяйте за мной.
Воспитатель: Осень выслала огурчик.
Давайте мы с вами приготовим язычок и вспомним чистоговорку об огурцах.
Цы-цы-цы-поспели огурцы
Ец-ец-ец-очень вкусный огурец
(хором, индивидуально)
Осень не только огурцы вам прислала, но и морковь, помидор, картошку, капусту, лук.
Д/игра: «Звук потерялся»
Цель: закреплять умения выделять звук в слове, развивать фонематический слух.
Воспитатель : Ребята в слове помидор, где стоит звук [р](в начале, в середине, в конце слова).
Определить звук [р] с помощью схем в словах (морковь, картофель, капуста, помидор, лук).
Воспитатель : Замечательно, умницы.
Вам интересно узнать, какие, еще сюрпризы приготовила вам осень, вспомним волшебные слова.
«корзинка-корзиночка, что же в ней лежит,
корзинку-корзиночку нам пора открыть»
Д/игра «Кузовок с грибами»
Цель: развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Воспитатель: Ай да осень, она выслала грибочки, а грибочки непростые, они вам помогут прочитать пословицу
(осень-перемен-восемь)
Воспитатель : Какие вы еще знаете пословицы об осени?
Дети: возможные ответы
Коли ясно, то и осень прекрасна
Осень идет, и дождь за собой ведет
От осени к лету, поворота нету
Грибок в кузовок, зимой будет пирожок
Воспитатель: Вспомните приметы осени
Дети:
Гром в сентябре, теплая осень
Облака редкие, будет ясно и холодно
Осенью иней к ветру
Д/игра «Составь схему»
Цель: закреплять умения подбирать схему к предложениям, определять, сколько слов в предложении.
Воспитатель: Да, какие вы умницы!
Интересно, какие еще сюрпризы приготовила осень, скажем волшебные слова
«корзинка-корзиночка, что же в ней лежит,
корзинку-корзиночку нам пора открыть»
Воспитатель : Осень подарила нам разноцветный мяч.
Мяч осенний и волшебный будет в руки к нам скакать и вопросы задавать. (дети встают в круг)
Физ. Минутка:
Ребята, а какая бывает погода осенью?
Когда идет дождь - дождливая
Когда дует ветер — ветреная
Когда низкая температура люди одевают теплую одежду - холодная
Когда светит солнышко - ясная
Воспитатель: Замечательно, присаживаетесь.
Дети, мы снова обращаемся к нашей корзине. Может быть еще не все сюрпризы закончились, говорим волшебные слова
«корзинка-корзиночка, что же в ней лежит,
корзинку-корзиночку нам пора открыть»
Воспитатель: Осень хотела бы, чтобы вы рассказали о ней, а для этого она вам приготовила опорные картинки (индивидуально на каждого ребенка.)
Д/игра «Расскажем рассказ вместе»
Цель: закреплять умение составлять рассказ с помощью нескольких картинок, развивать умение оценивать ответы своих товарищей.
Воспитатель: Ребята, чем мы занимались сегодня на занятии?
Дети : - Определяли где находится звук [р](в начале, в середине, в конце) в словах помидор, картофель, морковь; звук [р/] в словах редька, репа, редис (с помощью схем-бус)
Вспоминали пословицы, приметы
Подбирали схему к предложениям
Составляли рассказ по опорным картинкам