Депозитная политика коммерческих банков

В статье дан комплексный анализ депозитной политики коммерческих банков, включая такие ее аспекты, как инструменты и этапы реализации. Особое внимание уделено моделям ценообразования на рынке депозитных услуг кредитных организаций, оценке качества депозитной базы банка.

Н. И. ВАЛЕНЦЕВА, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

Депозитная политика является составной частью общей банковской политики, определяет стратегию и тактику кредитной организации при осуществлении ее депозитной деятельности.

Инструменты депозитной политики банка

К инструментам депозитной политики относятся: виды депозитов, предлагаемых банком; виды депозитных ставок, модель ценообразования.

Известно, что в настоящее время в зарубежных странах применяются более 30 разнообразных видов депозитов. Причем каждый из них имеет свои особенности, наиболее полно отвечающие потребностям клиентов в услугах банка по сохранению и приросту денежных средств, обслуживанию текущей деятельности юридических лиц и мотивам сбережений физических лиц.

Для обслуживания сбережений и накоплений юридических и физических лиц зарубежные банки предлагают разные виды сберегательных и срочных депозитов, в том числе пенсионные сберегательные счета, беспроцентные срочные депозиты, депозитные сертификаты, индексные депозитные сертификаты, брокерские депозиты, депозитные сертификаты в иностранной валюте и др.

В России в последние годы также наметилась тенденция к развитию различных видов депозитных услуг для физических и юридических лиц. Количество депозитных продуктов в настоящее время достигает для юридических лиц - 13, физических лиц - 14, а в рамках этих продуктов выделяются разнообразные депозитные услуги. В последние годы получило развитие комплексное банковское обслуживание клиентов с предоставлением им специфических индивидуальных услуг.

К инструментам депозитной политики относятся также ставки различных видов, которые подразделяются на фиксированные и плавающие (в зависимости

от степени стабильности); реальные и номинальные (в зависимости от того, учтены ли в них темпы инфляции и отчисления в резервы); позитивные и негативные (в зависимости от степени защиты ресурсов и процентов от обесценения); договорные ставки и ставки межбанковского рынка (в зависимости от сектора депозитного рынка).

Инструментом депозитной политики является модель ценообразования. В зарубежных странах выделяется шесть моделей формирования цены применительно к оказываемым депозитным услугам:

■ установление процентных ставок по методу издержки (себестоимость депозитной операции) плюс прибыль;

■ установление цены по депозитам для проникновения на рынок, что означает предложение высоких процентных ставок (выше рыночного уровня) или низких тарифов комиссионных сборов в целях привлечения большего числа новых клиентов;

■ ценообразование на основе рыночных процентных ставок;

■ установление процентов по депозитам

в зависимости от минимального остатка на депозитном счете или «условное» ценообразование, т. е. зависящее от условия по соблюдению минимального уровня депозита;

■ ценообразование, нацеленное на привлечение У1Р-клиентов, т. е. клиентов с более высокими доходами, поскольку стратегия их обслуживания базируется на закреплении за каждым из них отдельного служащего банка и предоставлении индивидуальных услуг, в том числе депозитных;

■ ценообразование, зависящее от количества и качества услуг, предоставляемых клиентам (многофакторный способ ценообразования),

11В I БАНКОВСКОЕ ДЕЛО I №2 2013

т. е. клиенты, пользующиеся несколькими услугами, поощряются более низкими тарифами, что обеспечивает закрепление за банком лучших клиентов.

Российские коммерческие банки используют разные модели ценообразования. Для крупных банков доступна первая модель (издержки плюс прибыль), для средних и мелких банков эта модель затратна, они ориентируются в основном на рыночную модель.

Модели ценообразования

Модель формирования цены на депозитные ресурсы, привлекаемые банком, которая основывается на издержках банка, доступна в основном крупным банкам в силу их конкурентоспособности, системообразующей роли на рынке депозитных услуг и трудоемкости методик, реализующих эту модель. Обычно именно крупные банки определяют уровень депозитного процента.

Издержки банка по привлеченным депозитным ресурсам складываются из процентных расходов и себестоимости депозитной операции. К факторам, влияющим на уровень себестоимости, относятся структура банка, технология депозитной операции, бюджет подразделений банка, участвующих в привлечении ресурсов, затраты времени в каждом подразделении. Для расчета издержек могут использоваться два метода: традиционный, где основной единицей в технологии процесса является подразделение банка, и метод функционально-стоимостного анализа, когда в качестве основной технологической единицы выступает рабочее место.

В основе каждой из разновидностей рыночной модели лежат рыночные депозитные процентные ставки, которые сложились в прошлые периоды. На прогнозную величину рыночного процента влияют изменение спроса и предложения по депозитным услугам, ожидаемые темпы инфляции и норма отчисления в обязательные резервы.

Темпы инфляции относятся к внешним факторам, влияющим на уровень процентной ставки. Известно, что кредиторы проигрывают в связи с дальнейшим обесценением денег, а заемщики выигрывают. Поэтому инфляция повышает спрос на денежный капитал, а банки стараются сохранить от обесценения свои доходы. В связи с этим американский экономист И. Фишер впервые предложил учитывать темпы инфляции и ввел понятие реальных процентных ставок в отношении долгосрочных ставок и ставок денежного рынка в отличие от номинальных ставок. Формула Фишера:

ПСр = ПСн - И, (1)

где ПСр - реальная ставка; ПСн - номинальная ставка; И - темпы инфляции.

Этот подход И. Фишера получил развитие в трудах отечественных экономистов. В частности, А. Ю. Симановский предложил индексировать номинальную ставку на инфляцию, что защищает от обесценения не только доход, но и капитал кредитора:

Р/Яе = /0 х (1 + Я1) + Я1 = /0 + /0Я1 + Я1, (2)

где Р/Яе - позитивная ставка, сохраняющая стоимость перераспределяемых ресурсов (кредита) и доход кредитора; /0 - доинфляционная рыночная процентная ставка; Я1 - темпы инфляции.

Позитивная процентная ставка (Р/Яе) по депозитным ресурсам, рассчитанная на основе прогнозного изменения ее среднего рыночного уровня и ожидаемого прироста инфляции, может быть положена в основу базового процента по депозитным ресурсам. Следует учитывать также факторы, ограничивающие действия банков по повышению депозитного процента до уровня позитивной ставки.

Первый фактор носит социальный характер, одновременно затрагивающий и интересы банка по укреплению его стабильности. Этот фактор заключается в соотношении рентабельности производства и рентабельности депозитных вложений. Когда производителям станет более выгодно помещать средства в депозиты вместо вложения их в производство, начнется выход предпринимателей из бизнеса. Высокие темпы инфляции в первое время провоцируют рост производственной рентабельности, которая при прочих равных условиях сначала приводит к росту «депозитной» рентабельности и росту стоимости кредита, а затем -через рост издержек - к снижению самой производственной рентабельности, в силу чего банк начнет терять клиентов, относящихся к реальному сектору экономики.

Другой фактор, влияющий на ограничение уровня позитивной ставки, связан с тем, что вкладчик и банк имеют разные источники формирования прибыли. Если у вкладчика таким источником является процент по депозиту, то у банка - процентная маржа. Процентная маржа, представляющая собой разницу между полученными и уплаченными процентами, должна быть достаточной для покрытия общебанковских расходов непроцентного характера и формирования прибыли.

Достаточная процентная маржа, как известно, определяется на основе плановых или отчетных данных:

Расх. общ. - Расх.% - Дох. проч.

хШ + Рент., (3)

где МД - достаточная процентная маржа; Расх. общ. -общебанковские расходы по финансовому плану или

Abstract. This article presents Russian commercial bank deposit policy analysis, including its tools and implementation stages. We focus our particular attention on banking deposit market pricing models and banking deposit base quality assessment.

Keywords. Deposit, deposit policy, deposit business, banking deposit resources.

Ключевые слова. Депозит, депозитная политика, депозитная деятельности банка, депозитные ресурсы банка.

№2 2013 I БАНКОВСКОЕ ДЕЛО 117 1

его исполнению; Расх.% - плановые или фактические процентные расходы; Дох. проч. - прочие плановые или фактические непроцентные стабильные доходы от услуг и имущества; Рент. - необходимый уровень рентабельности; АД - средний остаток в периоде работающих активов (активов, приносящих доход).

Достаточная процентная маржа корректируется при планировании на ожидаемый прирост темпов инфляции.

Рост депозитных ставок до уровня позитивных ставок может сократить фактическую процентную маржу по сравнению с ее достаточным уровнем. Кроме того, на отклонение фактической процентной маржи от достаточной влияет еще один внешний фактор - государственное регулирование в виде нормы обязательных резервов. Отчисления в обязательные резервы приводят к удорожанию цены депозитных ресурсов, сокращают спред и маржу.

Таким образом, реальная процентная маржа (спред) для банка будет представлять собой разницу между позитивной ставкой по депозитам, скорректированной на норму обязательных резервов (РЩе), и процентной ставкой по ссудным операциям (УК). Эта разница не должна быть ниже достаточной маржи (МД):

УК - РЩс > МД. (4)

К внутренним факторам, влияющим на уровень депозитного процента, можно отнести стратегию завоевания рынка. В период быстрого роста рынков банк может выбрать стратегию ценообразования для проникновения на рынок. Эта стратегия заключается в предложении процентных ставок по депозитам выше рыночного уровня и низких тарифов по банковски

УЕМОВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА - 2013 г.

  • МЕХАНИЗМ ТРАНСФЕРТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ АНАЛИЗА АКТИВОВ И ПАССИВОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

    Министерство образования Московской области

    Московский государственный областной университет

    Курсовая работа по Легкой атлетики

    Развитие скорстно-силовых возможностей детей 12-14лет

    Выполнила студентка

    факультетата физической культуры

    Медведева А.А.

    Москва

    Введение

    Глава 1

    1.1 Анатомо-физиологические особенности подростков в возрасте 12-14лет

    1.2 Методика отбора детей для занятием бегом

    1.3 Средство развития скоростно-силовых качеств

        Методы развития скоростно-силовых качеств

    Введение

    Скоростные характеристики движений и действий объединены под общим названием – быстрота. В самых общих чертах она характеризует способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. В соответствии с современными представлениями, под быстротой понимается специфическая двигательная способность человека к экстренным двигательным реакциям и высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц, и не требующих больших энерготрат. 3, с. 15

    Физиологический механизм проявления быстроты, связанный, прежде всего, со скоростными характеристиками нервных процессов, представляется как многофункциональное свойство центральной нервной системы (ЦНС) и периферического нервно-мышечного аппарата (НМА).

    Различают несколько элементарных форм проявления быстроты:

    1. Быстроту простой и сложной двигательных реакций.

    2. Быстроту одиночного движения.

    3. Быстроту сложного (многосуставного) движения, связанного с изменением положения тела в пространстве или с переключением с одного действия на другое.

    4. Частоту ненагруженных движений.

    Выделяемые формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга и слабо связаны с уровнем общей физической подготовленности. Вместе с тем, в быту, спорте и профессиональной деятельности, связанной с выполнением физических нагрузок, людям приходится сталкиваться и с другими формами проявления быстроты. Это, прежде, всего, передвижения человека с максимальной скоростью, различные прыжковые упражнения, связанные с перемещением собственного тела, единоборства и спортивные игры.

    Такие, комплексные, формы проявления быстроты, принято называть скоростными способностями человека.

    Для их эффективного проявления, кроме высоких характеристик нервных процессов, необходимы еще достаточный уровень скоростно-силовой подготовленности двигательного аппарата, мощности анаэробных систем энергетического обеспечения, а также совершенство двигательных навыков выполняемых упражнений и действий.

    Основными средствами развития различных форм быстроты являются упражнения, требующие быстрых двигательных реакций, высокой скорости и частоты выполнения движений.

    Однако, при всем том, что все такие упражнения направлены на развитие быстроты, все-таки имеются существенные методические особенности развития различных ее форм.

    Цель исследования − изучить средства и методику развития скоростно-силовых способностей у детей 12-14лет.
    Задачи
    1. Рассмотреть анатомические и физиологические особенности юнных легкоатлетов
    2. Рассмотреть методику отбора детей для занятием бегом.
    3. Изучить средства и методику развития скоростно-силовых способностей у детей старшего школьного возраста.
    Объект − скоростно-силовые способности учеников старших классов.
    Предмет исследования − средства и методики развития скоростно-силовые способностей.

    1.1 Анатомо-физиологические особенности подростков в возрасте 12-14 лет

    В работе с юными легкоатлетами необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности детского организма, которые являются важными показателями.

    В процессе роста и развития организм ребенка во всех функциональных системах претерпевает постоянные изменения. Так, например, максимальные темпы роста у девочек в 11-12 лет, У мальчиков - в 13-14 лет, по 6-7см. в год. Максимальный прирост мышечной массы отмечается у девочек в возрасте 13, у мальчиков 14 лет, по 4-5кг. в год. К 14-15 годам развитие мышечно-связачного аппарата достигает высокого уровня, а тканевая дифференциация в скелетных мышцах уже мало отличается от мышц взрослых людей 1 .

    Одновременно с увеличением мышечной массы происходит интенсивное нарастание силы мышц, которое, правда, несколько отстает от роста массы тела. Активизируется деятельность половых и эндокринных желез, начинается половое созревание, которое вносит свои коррективы в процессы роста и развития. Однако, в функциональном отношении организм ребенка еще не устойчив, часто подвергается заболеваниям и срывам.

    В возрасте 11-15 лет определяется более четко соотношение различных частей тела, тип телосложения, которые имеют определяющее значение в выборе спортивной специализации. Учеными доказано, что тип телосложения и спортивные достижения тесно взаимосвязаны. При этом тип телосложения генетически обусловлен и почти не поддается влиянию тренировок 2 .

    На спортивные достижения в легкой атлетике влияют не только размеры тела (рост и вес), но и соотношение частей тела, конституционные особенности подростков.

    Наблюдаемые за последние 120-150 лет в разных странах ускорение темпов роста, увеличение тотальных размеров тела от поколения к поколению, более ранние сроки наступления полового созревания получили название «акселерация». Термин «акселерация» означает увеличение тотальных размеров тела, ускорение темпов роста и развития у представителей одновозрастной популяции по сравнению со сверстниками предыдущего поколения.

    Увеличение длиннотных и обхватных размеров в настоящее время отмечается уже в период перинатального развития, и дети рождаются с более крупными размерами тела. Особенно заметно увеличение длины и массы тела детей отмечается в некоторых европейских странах и США. .

    Эпохальный сдвиг и акселерация наложили отпечаток и на современный спорт. Ускорение роста и развития детей и подростков, а также увеличение размеров тела у детей и взрослых людей наблюдается и у спортсменов. Современные футболисты, пловцы, фехтовальщики, волейболисты имеют большую величину тотальных размеров тела, чем представители этих видов спорта в начале XX века.

    Существующая в настоящее время система подготовки спортсменов регламентирует возраст специализированных занятий отдельными видами спорта, масштаб и число соревнований в течение года. В программах для ДЮСШ приводятся сроки начала занятий определенными видами спорта, в соответствии с которыми с 7 лет разрешаются занятия фигурным катанием, плаванием, теннисом, спортивной и художественной гимнастикой; с 8 лет-акробатикой, прыжками в воду, слаломом; с 9 лет-биатлоном, лыжным двоеборьем, парусным спортом, прыжками на лыжах с трамплина, борьбой; с 10 лет--академической греблей, волейболом, баскетболом, фехтованием, конькобежным спортом; с 11 лет - хоккеем, современным пятиборьем, легкой атлетикой; с 12 лет- боксом, велосипедным спортом; с 13 лет-тяжелой атлетикой. Некоторые тренеры по фигурному катанию, спортивной и художественной гимнастике, плаванию, конькобежному спорту в нашей стране и за рубежом считают целесообразным на основании собственного опыта начинать тренировку на 2-3 года раньше указанных выше сроков.

    Начальная спортивная специализация и углубленная тренировка в большинстве видов спорта у современных юных спортсменов, как правило, приходится на возраст 13-15 лет, в котором у большинства мальчиков и девочек происходит половое созревание.

    Юные спортсмены 12-16 лет одного и того же паспортного возраста с различными темпами полового созревания значительно отличаются уровнем морфофункциональных показателей, причем характер физического развития, уровень проявления двигательных качеств (быстрота, выносливость, сила), особенности адаптивных реакций кровообращения и внешнего дыхания у них в большей степени связаны с индивидуальными особенностями роста и развития, чем с паспортным возрастом. Однако существующие возрастные границы и этапы подготовки юных спортсменов (предварительная подготовка, начальная спортивная специализация, углубленная тренировка в избранном виде спорта, спортивное совершенствование) основаны пока на учете только паспортного возраста и не учитывают индивидуальных особенностей роста и развития 3 .

    К сожалению, явление акселерации не всегда положительным образом сказывается на функциональных возможностях детского организма. Есть доказательства, что у акселерированных детей рост и развитие сердца отстает от роста тела. В результате нарушается его нормальная деятельность, создаются предпосылки для развития сердечно-сосудистых заболеваний..

    Один из вопросов, особенно занимающих сейчас исследователей, - какова роль акселерации в эволюции человека? Наследственные или ненаследственные изменения лежат в основе этого явления? Ответить на эти вопросы пока трудно, но научные данные последних лет свидетель-ствуют о снижении темпов физического развития детей и подростков. Очевидно, акселерация - явление временное, и связана она с модификационной изменчивостью ряда морфофункциональных признаков сдвигами функции внешнего дыхания.

    Таким образом, у негармонично акселерированных детей преобладают черты функциональной лабильности гомеостатического фона и гомеостатической регуляции адаптивных реакций кардиореспираторной системы. Поэтому ранняя специализированная тренировка с использованием значительных по объему и интенсивности физических нагрузок без учета индивидуальных особенностей организма может привести к предпатологии, а нередко и патологическим нарушениям (перетренировки, перенапряжения, нарушения сердечного ритма и т. д.). Очевидно, что при обследовании юных спортсменов необходимо учитывать изложенные выше проявления индивидуальной акселерации прежде, чем дать заключение о состоянии здоровья, особенностях физического» развития и функциональных возможностей исследованных лиц. Врачу не следует забывать, что не всегда индивидуумы с высока ли соматометрическими показателями опережают сверстников в темпах роста и развития, а индивидуумы с низкими показателями отстают. Поэтому в программу спортивно-медицинских исследований спортсменов целесообразно включить оценку биологического возраста. В современном спорте эмпирически сложилось два направления в подготовке юных спортсменов. Одно из них преследует цель достижения высоких спортивных результатов в раннем возрасте, второе-достижение высоких спортивных результатов в период морфофункциональной зрелости спортсмена. Тренеры - представители первого направления используют методику форсированной подготовки юных спортсменов, акцентируя направленность тренировочного процесса на преимущественное совершенствование «ведущей системы» или качеств. Очевидно, эта тенденция возникла вследствие того, что в каждой популяции имеются дети, опережающие сверстников в темпах роста и раз-вития организма и, в связи с этим, способные переносить значительные по объему и интенсивности тренировочные нагрузки и показывать высокие спортивные результаты. Второй подход к системе подготовки спортсменов высокого класса базируется на представлениях о том, что достижение высших результатов требует напряжения всех физических и психических сил и не может быть запланировано ранее достижения морфофункциональной зрелости. С позиций спортивной медицины более оправдана такая система спортивной тренировки, при которой в основу планирования характера, объема и интенсивности физических нагрузок положен учет морфофункциональной зрелости систем жизнеобеспечения. Хотя при подобном подходе к системе подготовки спортсменов высокого класса больше времени затрачивается на предварительный и начальный этапы спортивной специализации и высокие результаты планируются в более старшем возрасте, но при этом обеспечивается основной принцип системы физического воспитания, согласно которому физическая культура и спорт прежде всего должны использоваться для правильного физического развития, укрепления здоровья и повышения функциональных возможностей детей и подростков.

    Индивидуальные особенности роста и развития юных спортсменов, учитывая влияние акселерации на современный спорт, необходимо принимать во внимание и при отборе. Отбор детей, способных без вреда для здоровья в течение 6 -10 лет переносить значительные психоэмоциональные и физические нагрузки и в 15-19 лет показывать спортивные результаты международного класса, является важным элементом современной системы воспитания резерва спорта высших достижений 4 . Известно, что эта система предусматривает выделение основных этапов и направленности тренировочного процесса, выбор средств и методов технической, функциональной и психологиче-ской подготовки в зависимости от возраста, пола и индивидуальных морфофункциональных особенностей детей и подростков. Поэтому врачебные рекомендации при отборе детей для воспитания резерва спорта должны иметь описание задач и содержания каждого этапа многолетнего тренировочного процесса.

    1.2. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОТБОРА ЮННЫХ ЛЕГКАОТЛЕТОВ

    Особая роль в многолетней системе подготовки и достижении высоких спортивных показателей принадлежит отбору талантли-вых юных легкоатлетов. Отбор и спортивная ориентация юных легкоатлетов представляют собой сложный и длительный про-цесс, в котором можно выделить четыре этапа:

    1.набор в группы начальной подготовки ДЮСШ;

    2.отбор занимающихся в учебно-тренировочные группы: сприн-терского бега

    3.отбор для углубленной специализации

    4.отбор в сборные команды.

    В спортивной практике были выделены следующие критерии от-бора

    Морфофункциональные показатели (антропометрические признаки, биологический возраст);

      уровень физических качеств: силы, быстроты, выносливо-сти, ловкости, гибкости;

      координационные способности и способность к обучаемости сложным упражнениям;

      уровень морально-волевых (психологических) качеств;

      состояние ведущих функциональных систем;

      генетические факторы.

    Каждый из четырех выделенных этапов имеет свои особенно-сти и продолжительность.

    Для занятий в группах начальной подготовки обычно пригла-шаются все желающие. Опыт и научные исследования показали, что проведение отбора в группы начальной подготовки, а также после одного года занятий не дает необходимого эффекта. Только после 1,5-2-лет разносторонней предварительной подготовки на-чинает повышаться эффективность отбора. Поэтому отбор для за-нятий в учебно-тренировочные группы ДЮСШ и начальная под-готовка юных спортсменов представляет собой единый, взаимосвя-занный процесс.

    В то же время к 10-12 годам с успехом можно прогнозиро-вать такие важные для достижения успеха в отдельных видах лег-кой атлетики показатели, как рост и его физическая работоспособность. В последующем пубертатном пе-риоде корреляция между этими показателями значительно снижа-ется, а эффективность прогнозирования падает.

    На протяжении всего этапа начальной подготовки 2-4 раза в году для всех занимающихся должны проводиться тесты (бег на 60, 800 м, тройной прыжок с места, метание ядра снизу двумя руками, метание хоккейного мяча), несмотря на то что некоторые спортсмены по экспертным оценкам уже на 1-м или 2-м году обучения могут быть точно ориентированы на определенные виды легкой атлетики.

    Выборочно могут применяться и другие контрольные упражнения.

    Юные легкоатлеты с первых месяцев занятий в спортивной школе принимают участие в соревнованиях. Однако следует учитывать, что определение перспективности занимающихся только по спортивным результатам в этом возрасте недостаточно эффективно. Данные статистики показывают, что только 10% 13-летних юных легкоатлетов, которые входили в списки лучших этого возраста, остаются

    к юниорскому периоду в списках ведущих спортсменов.

    Поэтому именно сумма оценок тестов, физического развития, технической подготовленности и других факторов должна стать решающей в определении перспективности юных легкоатлетов.

    В 13-14 лет заканчивается этап начальной подготовки, и главной задачей теперь тренера и преподавателя является определение перспективности легкоатлетов для занятий спринтерским бегом. Анализ показателей тестов и контрольных упражнений, характеризующих разностороннюю физическую подготовленность, спортивные результаты занимающихся в многоборьях и в отдельных видах, темпы прироста их за 2-3 года, динамика морфологических и функциональных показателей - все это вместе с интуицией тренера помогает правильно определить направление начальной специализации юных легкоатлетов. На этом этапе сохраняются некоторые общие тесты, имеющие связь с избранной группой видов легкой атлетики, и включаются специфические контрольные упражнения. К окончанию этапа тренер-преподаватель должен точно определить будущую узкую специализацию легкоатлета. Главными критериями являются спортивные результаты, склонность самого атлета, а также динамика прироста показателей в тестах,контрольных упражнениях и морфологических и функциональных показателей спортсменов. К концу этапа наиболее перспективные занимающиеся выполняют норматив 1 спортивного разряда.

    У юных легкоатлетов 13-17 лет хорошими показателями темпа прироста результатов в контрольных упражнениях, характеризующих уровень физических качеств, считаются следующие: спринтерский бег (30-60 м) - 9,5-11,0%, в прыжковых тестах - 18,0-20,0, в бросковых тестах - 22,5-25,0, в силовых (жим лежа, приседание) -45,0-47,0, в беге на 300 м - 10,5-

    На этапе спортивного совершенствования продолжается отбор перспективных легкоатлетов для дальнейшего совершенствования в отдельных видах легкой атлетики с целью комплектования сборных команд спортивных школ, городов и областей. На последнем этапе отбора в сборные команды

    республик, ДСО, ведомств, страны главными критериями становятся уровень спортивных результатов молодых легкоатлетов, а также их стабильность, при этом чем выше ранг сборной команды, тем выше спортивные требования. На самых высших этапах отбора в сборные команды России добавляются новые критерии, связанные с высокими нравственными качествами российских спортсменов.

    Одним из дополнительных показателей отбора юных спринтеров для специализации на отдельной дистанции на этапе спортивного совершенствования может явиться показатель силы-чувствительности нервных процессов, или градиент силы (В. Д. Небылицын, 1966). Этот показатель, выраженный в относительных единицах, равен для бегунов на ЛОО, 200 м, 110, 100 м с/б 1,2-1,6, для бегунов на 400 м и 400 м с/б - 1,5-1,7.

    Для определения перспективности бегунов на короткие дистанции может быть использован метод биопсии, позволяющий определить соотношение быстрых (анаэробных), медленных (аэробных) и промежуточных мышечных волокон. Если мышечная ткань бегуна состоит на две трети из определенных волокон, то такой спортсмен считается перспективным к совершенствованию на соответствующих дистанциях.

    1.3 Средство развития скоростно-силовых качеств

    Средствами развития быстроты являются упражнения, выпол-няемые с предельной либо околопредельной скоростью (т.е. ско-ростные упражнения). Их можно разделить на три основные груп-пы

    1. Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компо-ненты скоростных способностей: а) быстроту реакции; б) ско-рость выполнения отдельных движений; в) улучшение частоты движений; г) улучшение стартовой скорости; д) скоростную выносливость; е) быстроту выполнения последовательных дви-гательных действий в целом (например, бега, плавания, веде-ния мяча).
    2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей (например, спортив-ные и подвижные игры, эстафеты, единоборства и т.д.).
    3. Упражнения сопряженного воздействия: а) на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость); б) на скорост-ные способности и совершенствование двигательных действий (в беге, плавании, спортивных играх и др.).
    В спортивной практике для развития быстроты отдельных дви-жений применяются те же упражнения, что и для развития взрыв-ной силы, но без отягощения или с таким отягощением, которое не снижает скорости движении. Кроме этого используются такие упражнения, которые выполняют с неполным размахом, с мак-симальной скоростью и с резкой остановкой движений, а также старты и спурты.
    Для развития частоты движений применяются: циклические упражнения в условиях, способствующих повышению темпа дви-жений; бег под уклон за мотоциклом, с тяговым устройством;
    быстрые движения ногами и руками, выполняемые в высоком темпе за счет сокращения размаха, а затем постепенного его уве-личения; упражнения на повышение скорости расслабления мы-шечных групп после их сокращения.
    Для развития скоростных возможностей в их комплексном вы-ражении применяются три группы упражнений: упражнения, ко-торые используются для развития быстроты реакции; упражне-ния, которые используются для развития скорости отдельных дви-жений, в том числе для передвижения на различных коротких отрезках (от 10 до 100 м); упражнения, характеризующиеся взрыв-ным характером.

    Упражнения:

    1. Бег с ускорением на 50-80 м в 3/4 интенсивности от максимальной.

    2. Бег с ускорением и бегом по инерции (60-80 м).

    3. Бег с высоким подниманием бедра и загребающей постановкой ноги на дорожку (30-40 м).

    4. Семенящий бег с загребающей постановкой стопы (30-40 м).

    5. Бег с отведением бедра назад и забрасыванием голени (40-50 м).

    6. Бег прыжковыми шагами (30-60 м).

    7. Движения руками (подобно движениям во время бега).

    8. Выполнить 3, 4 и 6-е упражнения в повышенном темпе и перейти на обычный бег.

    9. Бег на 10–20 м со старта: 3–5 раз х 2–4 серии (отработка старта и стартового разбега).

    10. Бег на 40–60 м со старта: 3–4 раза х 1–2 серии с произвольным отдыхом до восстановления дыхания (переход от стартового разбега к бегу по дистанции и развитие максимальной скорости).

    11. Бег «с ходу» на 20–30 м с 20–30-метрового разбега: 2–4 раза х 1–2 серии с отдыхом до восстановления (развитие максимальной скорости бега).

    12. Повторный бег на 80–100 м со скоростью 90–95% от предельной: 5–6 раз х 1–2 серии через 3–8 минут отдыха до восстановления (развитие скоростной выносливости и совершенствование техники бега).

    13. Повторный бег и а 150–200 м со скоростью 85–95% от предельной: 2–4 раза с отдыхом 8–12 минут (совершенствование техники и скоростной выносливости).

    14. Повторный бег на 150–300 м предельно быстро: 1–2 раза с отдыхом до восстановления (совершенствование скоростной выносливости и техники бега).

    1.4 методы развития скоростно-силовых способностей

      методы строго регламентированного упражнения;

      соревновательный метод;

      игровой метод.

    Методы строго регламентированного упражнения включают в себя: а) методы повторного выполнения действий с установ-кой на максимальную скорость движения; б) методы вариатив-ного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях.

    При использовании метода вариативного упражнения череду-ют движения с высокой интенсивностью (в течение 4-5 с) и движения с меньшей интенсивностью - вначале наращивают ско-рость, затем поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторя-ют несколько раз подряд.

    Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы - Уравнительные соревнования) и финальных соревнований. Эф-фективность данного метода очень высокая, поскольку спортсме-нам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным Подъемом, проявляя максимальные волевые усилия.

    Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных Упражнений с максимально возможной скоростью в условиях Проведения подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без излишних напряжений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вари-ативность действий, препятствующую образованию «скоростного барьера».

    1 Акрушенко А.В., Ларина О.А., Катарьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008. – с. 57.

    Развитие психики и сознания (филогенез)Контрольная работа >> Психология

    В психическом развитии играет социальный фактор. Неравномерность развития . Проявляется она в неодинаковом развитии различных психических... , овладевает связную речь. Стадиальность развития . Психическое развитие происходит поэтапно, каждая возрастная стадия...

  • Развитие креативности посредством художественной деятельности

    Закон >> Психология

    В себе значительный потенциал умственного развития детей. Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном... и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом); б) развитость эстетического мировоззрения (эстетические идеалы, нормы...

  • Развитие оффшорного бизнеса в России (2)

    Реферат >> Астрономия развития коммуникаций, качеством подготовки... Российской Федерации проблема неравномерного развития инфраструктуры, а также распределения... . 2.3. Основные направления развития интернет-торговли Электронных товаров...
  • РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ 14 -15 ЛЕТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ В БЕГЕ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ.

    Актуальность выбранной темы: развитие скоростно- силовых качеств является неотъемлемой частью подготовки легкоатлетов бегунов, поэтому необходимо развивать и совершенствовать их в своей тренировочной деятельности. Для этого необходимо правильно строить свой тренировочный процесс и отбирать наиболее эффективные упражнения, чередовать нагрузку и отдых. Поэтому в исследовательской работе мы разработаем методику для развития скоростно-силовых качеств.

    Цель исследования: разработка методики для развития скоростно-силовых качеств. Объект исследования: учащиеся занимающиеся легкой атлетикой. Предмет исследования: развитие скоростносиловых качеств. Гипотеза исследования: мы предполагаем, если применить разработанную методику то это позволит улучшить показатели скоростно-силовых качеств детей среднего школьного возраста специализирующихся в легкой атлетике.

    Задачи исследования: 1. Изучение методической литературы. 2. Создание методики для развития скоростносиловых качеств. 3. Апробирование методики 4. Анализирование полученных результатов исследования. Методы исследования: 1. Педагогический эксперимент. 2. Математико-статистические методы обработки результатов (используется для обработки результатов исследования).

    ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ: на первом этапе проводится анализ уже существующих методик, с целью выбрать наиболее подходящие для данной возрастной группы; на втором этапе следует разработка экспериментальной методики с использованием перспективных научных разработок; на третьем этапе проводится тестирование группы до использования разработанной методики и после примененной методики; на четвёртом этапе происходит сравнение данных, полученных в результате эксперимента, делается вывод об эффективности разработанной методики.

    ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА: Эксперимент проводится в условиях учебного процесса Верхнеигринской сельской основной общеобразовательной школы. В испытании будут участвовать учащиеся 14 -15 лет, обучающиеся в 8 -9 классах. Перед началом эксперимента ученики будут выполнять комплекс ОРУ и других упражнений развивающего характера для подготовки организма. Для определения и оценки уровня физической подготовленности предполагается использование контрольных тестов:

    КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ: Челночный бег 10 х10 2. Выпрыгивания из полного приседа. 3. Ускорения из различных исходных положений 1.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Таким образом, при систематическом использовании данных упражнений у учащихся должен наблюдаться прирост скоростно-силовых качеств. Для этого необходимо чередовать упражнения по нагрузке, характеру выполнения, чередовать отдых, необходимо знать особенности всех учащихся, уровень их физической подготовленности. При правильном построении хода урока или тренировочного занятия упражнения будут оказывать благотворное влияние на организм и физические качества.

    1

    Проведен анализ мониторинга физической подготовленности школьников г. Омска. Уровень физической подготовленности мальчиков оценивался по тестам, характеризующим выносливость – бег 1000 м скоростно-силовые качества – прыжок в длину с места; силовые способности – подтягивание на перекладине; скоростные качества – бег 30 м. На основе мониторингового исследования зафиксированы низкие показатели развития отдельных физических качеств: быстроты и силы. Выносливость и скоростно-силовые качества соответствуют оптимальному уровню. Снижение естественной двигательной активности современных школьников требует воздействия на организм систематических занятий физическими упражнениями. Даны рекомендации по формированию основных физических качеств школьников: выносливости, скоростно-силовых, быстроты и силы. Результаты исследования могут быть использованы в лечебно-профилактических и образовательных учреждениях для профилактики и оздоровления подрастающего поколения.

    мониторинг

    школьники

    физическая подготовленность

    1. Приказ о проведении Всероссийской диспансеризации детей в 2002 году от 15 марта 2002 года № 81.

    2. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010 № 06-499 «О проведении мониторинга физического развития обучающихся».

    3. Бабин А.В. Методика оценки физической подготовленности школьников / А.В. Бабин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.М. Герцина. – 2006. – № 23 (т. 5). – С. 109–112.

    4. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2008. – 384 с.

    5. Давыдов В.Ю. Методика проведения общероссийского мониторинга физического развития и физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ, ссузов, вузов: учеб.-метод. пособие / В.Ю. Давыдов, А.И. Шамардин. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. – 92с.

    6. Денисов А.П. Репродуктивное поведение девушек подросткового возраста /А.И. Бабенко, А.П. Денисов, В.И. Спинов // Социология медицины. – 2008. – № 2. – С. 39–42.

    7. Ляпин В.А. Физическое здоровье детей крупного промышленного центра нефтехимической промышленности // Сибирь-Восток. – 2003. – № 4. – С. 18–20.

    8. Ляпин В.А. Потери здоровья детского населения в промышленном центре Западно-Сибирского региона / В.А. Ляпин, Н.В. Дедюлина // Сибирь-Восток. – 2005. – № 5(89). – С. 13–15.

    9. Ляпин В.А. Комплесная оценка потерь здоровья детей и подростков на территории крупного промышленного центра: учеб.-метод. пособие. – Омск: М-во здравоохр. Омск. Обл., 2007. – 96 с.

    10. Методические указания по организации системного подхода в определении региональных закономерностей формирования здоровья школьников, оценке управляемости факторов риска и резервов сбережения здоровья детей и подростков / И.И. Новикова, Г.А. Оглезнев. – Омск: Территориальное управление Роспотребнадзора по Омской области, Омская государственная академия, 2006. – 25с.

    11. Михеева Е.В. Гигиеническая оценка условий воспитания и обучения школьников в современных условиях / Е.В. Михеева, И.И. Новикова, Ю.В. Ерофеев // Здоровье населения и среда обитания. – 2011. – № 9. – С. 37–40.

    12. Обухов С.М. Динамика физической подготовленности учащихся при реализации различных вариантов спортизации физического воспитания в общеобразовательной школе / С.М. Обухов, Н.Б. Обухова, А.С. Снигирев // Теория и практика физической культуры. – 2011. – № 8. – С. 89–91.

    13. Турбинский В.В. Методические подходы разработки управленческих решений по снижению риска здоровью населения от загрязнения окружающей среды / В.В. Турбинский, А.С. Крига, Ю.В. Ерофеев, И.И. Новикова // Здоровье населения и среда обитания: Ежемес. Информ.бюллютень. – 2010. – № 7 (208). – С. 18–21.

    14. Тяпин А.Н. Состояние физической подготовленности и здоровья учащихся в учреждениях образования г. Москвы / А.Н. Тяпин, Ю.П. Пузырь. – М., 1998. – 56 с.

    15. Юречко О.В. Физическое развитие и физическая подготовленность в системе мониторинга состояния физического здоровья школьников // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 3. – С. 324–327.

    Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих ребенку. Физические качества подчиняются общим биологическим закономерностям возраста, пола и во многом зависят от природных данных и состояния здоровья, и развитие основных двигательных способностей наиболее благоприятно в школьном возрасте .

    Уровень физической подготовленности объективно отражает морфофункциональное состояние организма, определяющее потенциал здоровья. Показатели физической подготовленности современных школьников достигают лишь 60 % от результатов их сверстников начала XX века .

    Процесс физической подготовки должен быть направлен на овладение необходимым объемом физической подготовленности, который направлен на формирование здоровья и здорового образа жизни. При ежедневной умственной нагрузке большинство школьников, кроме обязательных занятий по физическому воспитанию, к физическим упражнениям больше не обращаются, и среди школьников только каждый седьмой ребенок имеет оптимальный уровень двигательной активности . Снижение двигательной активности современных школьников неблагоприятно отражается на показателях физической подготовленности, здоровья, а также на функциональных возможностях всего организма .

    Цель исследования - анализ результатов мониторинга физической подготовленности у мальчиков 12-14 лет.

    Материалы и методы исследования

    В основу оценки физической подготовленности школьников положена комбинированная процентная шкала многоуровневой градации с шагом в один процент .

    Уровень физической подготовленности школьников может быть представлен в виде качественной оценки, процентной и балльной (табл. 1).

    Таблица 1

    Структура оценочной шкалы физической подготовленности (А.Н. Тяпин, 1998)

    Результаты тестовых испытаний, имеющие базовый (оптимальный) уровень (тест выполнен), соответствуют диапазону от 70 до 100 % должного возрастно-полового уровня ребенка (5; 4; 3 балла). Дефицит развития качеств (тест не выполнен) находится в диапазоне 69 % и ниже (2; 1 балл).

    В соответствии с приказом № 81 для массовых исследований физической подготовленности школьников 7-17 лет предлагаются использовать следующие тестовые упражнения для мальчиков: подтягивание на перекладине и прыжок в длину с места .

    В рамках Федеральной целевой программы развития образования 2009 года реализация проекта «Совершенствование деятельности образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и развитию физической культуры» предполагает проведение общероссийского мониторинга физического развития обучающихся, который включает в себя четыре теста для оценки физической подготовленности школьников: подтягивание на перекладине; прыжок в длину с места; бег 30 м; бег 1000 м .

    Мониторинг физической подготовленности проводился в общеобразовательных учреждениях города Омска в 2007, 2010-2014 годах в конце каждого учебного года (май). В исследовании приняло участие 456 мальчиков 12-14 лет. Для изучения двигательных качеств использовались следующие тесты: бег 30 м (быстрота); прыжок в длину с места (скоростно-силовые способности); бег 1000 метров (выносливость); подтягивание на перекладине (сила).

    Математическая обработка фактического материала проводилась с помощью пакета Microsoft Office Excel.

    Результаты исследования и их обсуждение

    Анализ результатов уровня физической подготовленности в тесте «Бег 30 м» у мальчиков свидетельствует о том, что доля детей, имеющих базовый (оптимальный) уровень, была минимальной в 2007 году (25,5 %), максимальной - в 2013-2014 гг. (52 и 54,5 % соответственно). С 2010 по 2014 г. отмечается рост доли детей с оптимальным уровнем развития качества быстроты. Максимальная доля дефицита развития скоростных качества («тест не выполнен») наблюдалась в 2007 году (74,6 %), и к 2014 году доля таких детей снизилась в 1,6 раза (рис. 1).

    Наибольшая доля детей, выполнивших тест на выносливость, имела оценки «выше среднего» и «высокие» (4-5 баллов). В течение исследуемого периода доля детей, получивших «средние» оценки (3 балла), увеличилась в 2,1 раза, что повлияло на рост показателей базового уровня развития данного качества к 2014 году по сравнению с 2007 годом в 1,3 раза. В 2012, 2013, 2014 годах доля показателей базового уровня составляла 83,3; 87,3; 89,3 % соответственно. Средний показатель базового уровня в течение изучаемого периода составлял 82,1 %. Наибольшая доля дефицита развития качества выносливости отмечалась в 2007 году и составила 29,0 %, в 2014 году доля детей с дефицитом снизилась в 2,7 раза и составила 10,7 % (рис. 2).

    Рис. 1. Распределение мальчиков 12-14 лет по уровню физической подготовленности по тесту «Бег 30 метров» (%)

    Рис. 2. Распределение мальчиков 12-14 лет по уровню физической подготовленности по тесту «Бег 1000 метров» (%)

    Рис. 3. Распределение мальчиков 12-14 лет по уровню физической подготовленности по тесту «Прыжок в длину с места» (%)

    При изучении скоростно-силовых качеств у мальчиков отмечается тенденция к улучшению показателей в прыжке в длину с места. В 2007 году базовый уровень физической подготовленности составил 44,1 %, преобладающими являлись «средние» оценки (28,8 %). В 2014 году доля таких детей увеличилась в 3,2 раза за счет оценок «высоких» и «выше средних». Средний показатель базового уровня за период изучения составил 70,6 %. Численность детей с базовым уровнем к 2014 году увеличилась в 1,8 раза и составила 79,4 %. Наибольшая доля детей с дефицитом развития скоростно-силовых качеств отмечалась в 2007 году и составляла 55,9 %. В 2014 году доля детей, не выполнивших тест, снизилась в 2,7 раза и составила 20,6 % (рис. 3).

    Рис. 4. Распределение мальчиков 12-14 лет по уровню физической подготовленности по тесту «Подтягивание из виса на высокой перекладине» (%)

    За период изучения отмечено, что численность детей с дефицитом развития качества силы преобладала над имеющими оптимальный уровень физической подготовленности (88,1 % в 2007 г. и 66,7 % в 2014 г.). Соответственно доля детей со «средним» и «выше среднего» уровнем была также низкой (11,9 и 33,3 %) (рис. 4).

    Определенные возрастные периоды жизни ребенка имеют благоприятные периоды для воздействия на развитие физических качеств и функциональных возможностей организма. Это сенситивные периоды, которые играют особую роль в развитии уровня физической подготовленности ребенка .

    Благоприятным периодом развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13-14 до 17-18 лет; скоростных способностей - с 7 до 11 лет. Рост показателей быстроты продолжается с 11 до 14-15 лет. Наиболее интенсивный прирост выносливости наблюдается с 14 до 20 лет .

    Градации физической подготовленности обучающихся при выполнении тестов, оценивающих физические качества, характеризуются следующими критериями: должный возрастно-половой показатель - результат 100 %; базовый уровень (хорошее развитие) - результат 70-100 %; группа риска (плохое развитие) - результат ниже 69 %. У детей с уровнем подготовленности ниже 69 % рубежа могут быть выявлены отклонения в состоянии здоровья: избыточная масса тела, хронические и наследственные заболевания, частые простудные и респираторные инфекции в течение года, сниженная двигательная активность, трудности в освоении учебного материала.

    Заключение

    Результаты настоящего исследования свидетельствуют о недостаточности развития скоростных и силовых качеств у мальчиков 12-14 лет. Выносливость и скоростно-силовые качества развиты лучше и соответствуют оптимальному уровню.

    В условиях снижения естественной двигательной активности школьников наиболее эффективным воздействием на организм следует считать систематические занятия физическими упражнениями. Поскольку быстрота движений зависит от силы мышц, эти качества целесообразно развивать параллельно. Для формирования скоростных качеств можно рекомендовать повторное выполнение движений с сознательным и сильным стремлением выполнить их с рекордной быстротой. Для развития силы рекомендуются разнообразные упражнения, характерной особенностью которых является наличие отягощения. Развитие общей выносливости осуществляется с помощью многократного повторения упражнений, ходьбы на лыжах, плавания, подвижных игр. Скоростно-силовые качества формируются с применением станционных занятий, подвижных игр и эстафет с упражнениями скоростно-силового характера. Для эффективной организации занятий по физическому воспитанию необходима совместная работа медицинских и педагогических работников, что позволит контролировать уровень здоровья и физической подготовленности детей на каждом этапе обучения.

    Рецензенты:

    Ляпин В.А., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой «Анатомия, физиология, спортивная медицина и гигиена», Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск;

    Новикова И.И., д.м.н., профессор, начальник отдела по надзору за условиями воспитания, обучения и питанием населения, Управление Роспотребнадзора по Омской области, г. Омск.

    Библиографическая ссылка

    Флянку И.П., Салова Ю.П., Приешкина А.Н., Павлов Г.К. ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 12–14 ЛЕТ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 1-9. – С. 1950-1954;
    URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38459 (дата обращения: 05.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    Характеристика футболиста 15 лет

    В возрасте 15 лет резко ускоряется рост тела, появляется некоторая дискоординация движений, довольно быстрая утомляемость, неуравновешенность, появляются новые черты характера.
    Длина тела увеличивается на 5-6 см в год, но у некоторых уже замедляется (а у некоторых вообще заканчивается) и явно преобладает рост в ширину. Чем выше уровень физического развития и степень полового созревания в этом возрасте, тем выше артериальное давление. Нередко отмечается систолическое давление больше 140 мм рт. ст. - так называемая юношеская гипертония. В большинстве случаев она носит преходящий характер.
    Средняя частота пульса в районе 70 ударов в минуту. При работе увеличивается до 170-190 уд. мин.
    В этот период происходит энергичный рост костной ткани.

    К 14-15 годам микроструктура основных элементов опорного аппарата все еще не стабилизируется, так как продолжаются процессы окостенения и анатомической перестройки костной ткани.
    Каждая мышца или группа мышц развивается по-своему. Наиболее высокими темпами роста обладают мышцы ног, меньшими - мышцы рук. Темп роста мышц разгибателей опережает развитие мышц сгибателей.
    К 13-15 годам достигается максимальная гибкость.
    Завершается функциональное созревание мышц и начинается бурное развитие мышечной силы.
    В возрасте 14-15 лет имеются благоприятные условия для использования специальных средств повышения мышечной силы.
    Наибольший прирост силы отдельных мышц происходит в период от 14 до 17 лет. В 15 лет средний показатель становой силы 90-100 кг.
    Этот период отмечается наибольшим запасом скорости у юных футболистов, однако из-за недостаточной выносливости они еще не могут ее поддерживать на высоком уровне и утомляются значительно быстрее и в большей степени, чем футболисты других возрастных групп.
    В период 12-15 лет увеличивать скорость бега можно главным образом в результате развития скоростно-силовых качеств и мышечной силы.
    Поэтому необходимо развивать скоростно-силовую подготовку. В тренировках давать упражнения на развитие слабых групп мышц (косые мышцы туловища, отводящие, приводящие, сгибатели, разгибатели - как верхнего плечевого пояса так и задней поверхности бедра).
    Значимость скоростно-силовой подготовки в этом возрасте увеличивается в отношении единоборств, скоростной подготовки для повышения эффективности ударов по воротам. Обнаруживается наибольшая значимость скоростной и скоростно-силовой подготовки для достижения конечного соревновательного эффекта.
    Конечно, наибольшее внимание надо уделять воспитанию быстроты, которая наиболее трудно поддается воспитанию.
    Чтобы избежать преждевременной стабилизации достигнутого уровня развития быстроты, необходимо наряду с повторным бегом на максимальной скорости широко использовать скоростно-силовые и собственно силовые упражнения.
    Стоит отметить, что между отдельными проявлениями быстроты не всегда существует надежная взаимосвязь. Так высокая скорость движения может сочетаться с замедленной двигательной реакцией.
    Снижение показателей выносливости в скоростном беге у 14-15 летних подростков расценивается как следствие перестройки организма в период полового созревания.
    В 14-15 лет необходимо наибольшее внимание уделять планированию тренировочных нагрузок.
    Интенсивность, объем тренировочных нагрузок планировать с учетом, в основном, уровня физической работоспособности, а не весо-ростовых показателей.
    В возрасте 14-15 лет имеет место снижение темпа прироста работоспособности. Связано это с тем, что все системы организма растут. Происходят изменения в сердечной системе, дыхательной и других системах. Наблюдается отставание функциональных систем от морфологических (рост, вес).
    Хотя методика проведения физической подготовки с футболистами 15 летнего возраста постепенно приближается к методике работы со взрослыми футболистами, и костно-мышечная система у подростка в 15-17 лет достаточно окрепла для того, чтобы выдерживать интенсивные и длительные физические нагрузки, тем не менее, очень важно в пределах разумного разнообразить условия, средства и методы тренировок, чтобы организм молодого футболиста научился дифференцировать (различать) малейшие изменения условий и отвечать на них тончайшим приспособлением.
    Интенсивные нагрузки следует применять осторожно и с достаточными паузами для восстановления.
    Это весьма важно, поскольку возможно проявление повышенной утомляемости от физических нагрузок, значительная эмоциональная возбудимость, раздражительность. Возможен замедленный темп роста спортивного мастерства.
    После нагрузки максимальной и большой мощности в возрасте от 14 до 18 лет, в большинстве случаев отмечается удлинение латентного времени двигательной реакции.
    Сюит отметить, что с 12 до 17 лет даже неспецифичесике нагрузки, в результате естественного роста и развития юноши, сопровождаются улучшением спортивных результатов.
    После целенаправленных продолжительных нагрузок необходимо устраивать достаточно продолжительные перерывы для восстановления.
    Особенно это касается периодов после игры, поскольку у юных футболистов в 14-16 лет функциональные сдвиги выражены в большей степени, чем после тренировок.
    Для развития и закрепления двигательных функций существуют оптимальные периоды.
    Именно в эти периоды наиболее легко и прочно закрепляются определенные функции, умения и навыки. Если эти сроки пропущены, то навыки формируются с трудом, путем более длительных упражнений, и обладают малой прочностью.
    Как раз это один из таких периодов, когда имеется благоприятная возможность для совершенствования двигательных способностей, которые в этот период развиваются наиболее интенсивно.
    В 14-15 лет в основном заканчивается возрастное развитие координации движений.
    Анализаторы, в том числе двигательный и вестибулярный достигают в этом возрасте высокого уровня развития, поэтому в двигательном анализаторе могут образовываться уже достаточно совершенные динамические стереотипы.
    Усиливается способность к дифференцированию. Значительно совершенствуются функции двигательного анализатора: обостряется мышечное чувство и уточняется управление движениями.
    Двигательные навыки начинают автоматизироваться, что очень важно для изучения техники и тактики игры, поскольку сознание играющих освобождается от постоянного контроля за выполнением приемов и переключается на решение тактических задач.
    Имеется благоприятная возможность для совершенствования двигательных способностей, которые в этот период развиваются особенно интенсивно.
    Необходимы систематические упражнения, помогающие совершенствовать максимальную частоту движений и выполнять много упражнений с реакцией на движущийся объект.
    В этот период быстрота и частота движений, способность поддерживать их максимальный темп достигают близких к предельным значениям.
    Следует совершенствовать все формы проявления быстроты и координации движении.
    С 14 лет увеличиваются темпы прироста технической оснащенности, а в возрасте 15 лет лучше и быстрее усваиваются навыки «ведущей» стороны.
    Кстати, на роль полузащитников следует выдвигать юношей, обладающих не только технико-тактическим мастерством, но и высокой физической работоспособностью.
    У нападающих же сочетаются режимы аэробной и анаэробной работы, требующий и развития скоростной выносливости.
    Существенная разница в физическом развитии и спортивном мастерстве у отдельных ребят заставляет переводить некоторых из них в старшие или наоборот в младшие группы.
    Следует учитывать, что юноши, не желая уподобляться маленьким, часто игнорируют черновую кропотливую работу по закреплению какого-либо технического приема или тактической комбинации.
    В связи с этим, особое внимание надо уделять воспитанию инициативы и самостоятельности, поскольку им уже самим приходится решать разнообразные вопросы коллективной тактики в сложной обстановке соревновательной борьбы.
    От игроков требуется большая активность, самостоятельность, более высокая ответственность за выполнение заданий тренера, за повышение результативности самой тренировки.
    Тренировки требуют и от тренеров большой самоотдачи, он должен стать как бы партнером каждого игрока. Игроки должны чувствовать, что тренер занимается лично с ним и понимает все его возможности. Никто из игроков не должен затеряться в группе или оказаться вне поля зрения тренера. Необходимо научить игроков понимать, что
    от его личной формы, подготовленности зависит успех команды.
    Тренер должен знать и умело направлять в нужную сторону их отношения и побуждения, предупреждая показательные для юношей факты недооценки сложности цели. В то же время тренер обязан предупредить вызванные сильной увлеченностью юношей случаи переоценки объективной значимости цели, что приводит порой к чрезмерной взволнованности и преждевременной трате сил.

    Общая физическая подготовка

    1. Стартовая, дистанционная и собственно скорость..
    Тест проводится на дистанции 30 м. Для фиксации времени используются три секундомера. После старта включаются два секундомера одновременно. Один фиксирует время пробегания отрезка в 15 м (стартовая скорость), другой - время пробегания всего отрезка 30 м. (скорость). Третий секундомер включается в момент пробегания отметки 15 м и выключается на финише 30 м (дистанционная скорость). Две попытки.
    2. Становая сила.
    175% от собственного веса - плохо,
    175-190% от собственного веса - удовлетворительно,
    190-210% от собственного веса хорошо,
    > 210% от собственного веса отлично.
    Измеряется обычным способом. Одна попытка.
    3. Общая выносливость.
    Измеряется посредством теста «12-минутного бега» на беговой дорожке стадиона. Со старта включается секундомер и через 12 минут бега он выключается. Фиксируется расстояние, которое пробегал футболист за это время. Одна попытка.
    4. Скоростная выносливость.
    Измеряется время челночного бега 7x50 м.
    Одна попытка.
    5. Скоростно-силовая подготовленность.
    Используются два теста: «Прыжок в длину с места толчком двух ног» и «Прыжок вверх толчком двух ног».
    Прыжок в длину измеряется обычным способом. Три попытки.
    Прыжок вверх толчком двух ног можно измерить разными способами.
    Один из них предполагает использование так называемой «ленты Абалакова».
    При другом, можно использовать баскетбольный щит или обычную стену, на которых на некоторой высоте наносится разметка.
    Испытуемый, стоя на носках ног и подняв вытянутую руку вверх, делает первую отметку на разметке. Затем, подпрыгнув максимально вверх со взмахом рук, делает вторую отметку. Разница между двумя результатами позволяет определить высоту выпрыгивания.
    Можно использовать и специальную прыжковую платформу с электронным оборудованием. Три попытки.

    Специальная физ. подготовка

    Ведение мяча 30 м.
    Ведение мяча 30 м с высокого старта; делать не менее трех касаний мяча, последнее на отрезке от 20 до 30 метров. Две попытки.
    2. Вбрасывание мяча (Полевые игроки)..
    И.п. Вбрасывающий находится в 3-4 шагах от линии вбрасывания с мячом в руках. В момент выполнения 2-3-х
    шагов к линии вбрасывания, руки с мячом, несколько согнутые в локтевых суставах, поднимаются вверх за голову. Туловище отклоняется назад.
    При последнем шаге перед вбрасыванием, ноги слегка сгибаются в коленных суставах, вес тела переносится на сзади располагающуюся ногу (при положении шага).
    Рабочая фаза - бросок, начинается слитно с движением игрока и энергичным выпрямлением ног, туловища, рук и завершается кистевым усилием в сторону вбрасывания. Завершающей фазой может быть и падение на руки с амортизирующим движением при опоре на поверхность поля. Дается три попытки. Засчитывается лучшая.
    3. Вбрасывание мяча (вратарем).
    И.п. Вратарь находится в 5-6 шагах от линии вбрасывания с мячом в руках. В момент выполнении последних шагов перед вбрасыванием, выполняется замах. Рука с мячом сгибается в локтевом суставе, отводится через сторону назад и поднимается до уровня головы (или несколько выше). В сторону замаха несколько поворачивается и наклоняется туловище. Вес тела переносится на сзади располагающуюся незначительно согнутую ногу.
    Рабочая фаза - бросковое движение, начинается слитно с движением игрока и выпрямлением ноги с поворотом туловища в сторону броска. Затем следует активное разгибание руки и движение ее в сторону броска, которое заканчивается энергичным направляющим движением кисти руки. Вес тела переносится на впереди стоящую ногу. Дается три попытки. Засчитывается лучшая.
    4. Удар на дальность (для всех игроков).
    Удар выполняется с разбега по неподвижному мячу.
    (По две попытки правой и левой ногой. Сумма дальности полета мяча в метрах и характеризует качество выполнения упражнения.)
    5. Удар на дальность с рук (для вратарей)
    Удар с рук выполняется с 3-4 шагов разбега.
    Зачитывается лучшая попытка.
    6. Оценка ловкости вратарей А
    1. Повернуться прыжком на 360, обежать три стойки и финишировать.
    Время:
    4,0-4,1 = 1 очко, 4,2-4,3 = 0,9, 4,4-4,5 = 0,8 и т.д.
    2. Быстро пробежать четыре отрезка по 18 м (челночный бег) с касанием рукой финишной и стартовой линии.
    Время:
    13,6-13,7 = 1 очко, 13,8-13,9 = 0,9, 14,0-14,1 = 0,8 и т.д. По две попытки.
    7. Ловкость в передвижениях (для вратарей).
    От «А» с высокого старта, Мх быстро к стойке «Б» приставными шагами правым (левым) боком.
    Затем от «Б» лицом вперед, обежав три стойки (причем первую с правой стороны), повернуться за стойкой «В» спиной к «А» и финишировать.
    Секундомер включать по началу движения. Две попытки, в зачет - лучшая.

    Техническая подготовка

    1. Ведение, обводка стоек, удар по воротам.
    На отрезке прямой 30м от центра дуги штрафной площади в сторону поля, ставится 4 стойки в 1 м одна от другой.
    По сигналу, ведение до первой стойки, обводка трех стоек и при выходе из-под четвертой, не входя в штрафную площадь, удар по воротам.
    Аналогично ставятся стойки и проводятся удары с одного и другого фланга.
    На ведение, обводку и удары по воротам дается по две попытки с каждого направления.
    Время фиксируется по началу движения со старта и до момента пересечения мяча линии ворот.
    Необходимо учитывать следующее обстоятельство, что когда стойка обводится с правой стороны, то мяч под правой ногой, а когда стока обводится с левой стороны, то мяч под левой ногой.
    2. Удар на точность.
    С линии штрафной площади в ворота, разделенные на три части пробиваются по 5 ударов правой и левой ногой. Мяч должен пересечь линию ворот по воздуху.
    За попадание в крайние зоны (2 м) начисляется 3 очка, в среднюю - 2 очка, в штангу - 1 очко. Суммируется общая сумма очков каждой ногой.
    3. Ловкость в обращении с мячом..
    Подбросить мяч над головой, выполнить три удара головой (жонглирование), третьим ударом послать мяч на ногу и, не давая ему опуститься на площадку, 4 раза подряд подбросить его вверх (жонглирование) поочередно одной и другой ногой, а пятым ударом послать мяч в гандбольные ворота, расположенные на расстоянии 10-12 м от линии старта.
    За каждый удар по мячу головой, ногой начисляются - 0,1 очка, за попадание мячом в ворота - 0,3 очка. Если упражнение выполняется не полностью, оценивается правильно выполненная часть.
    Дается три попытки, лучшая учитывается.
    4. Удар мяча головой.
    1. Стоя на месте, без прыжка, удар серединой лба мяча, летящего навстречу.
    И.п. Два игрока стоят в пяти метрах друг от друга, у одного в руках мяч. Партнер мягко набрасывает мяч другому для удара головой.
    Оценивается техника удара мяча головой. Дается 3 попытки.
    2. Стоя на месте, в прыжке, удар серединой лба мяча, летящего навстречу. И.п. То же, что в № 1. Оценивается техника удара. Дается 3 попытки.
    3. Удар серединой лба в движении без прыжка мяча, летящего навстречу.
    И.п. Два игрока стоят в десяти метрах друг от друга, у одного в руках мяч. Игрок без мяча начинает движение вперед, и когда он сделает 5-6 шагов, партнер набрасывает ему мяч для удара головой.
    Оценивается техника выхода на мяч и техника удара головой. Дается три попытки.
    4. Удар серединой лба в движении, в прыжке мяча, летящего навстречу.
    И.п. То же, что в № 3. Оценивается техника выхода под мяч и техника удара головой. Дается 3 попытки
    5. Техническая подготовка вратарей..
    1. И.п. Вратарь занимает позицию в воротах. В И м от ворот, напротив боковых стоек располагаются два игрока с мячами.
    Игроки поочередно посылают ногами мячи низом в нижние углы ворот. Вратари, перемещаясь, в броске ловят мячи.
    Делается по три попытки в каждую сторону. Оценивается техника перемещения, бросков, ловли мяча и приземления.
    2. И.п. Вратарь занимает позицию в воротах. В 11 м от линии ворот, напротив боковых стоек располагаются два игрока с мячами.
    Игроки поочередно мягко бросают мяч в сторону ворот близко к боковым стойкам на средней высоте (1 м над поверхностью поля) и на высоте роста вратаря.
    Вратарь, перемещаясь, в броске ловит мячи. Дается по 4 попытки в каждую сторону, на разновысокие мячи (2 броска на мяч на средней высоте, 2 броска на мяч на высоте роста вратаря).

    Другие виды подготовки

    1. Оценка памяти. Хорошая память создает предпосылки для уяснения структуры, смысла того или иного движения, действия. Особое внимание следует уделять двигательной памяти.
    2. Оценка способности к вероятностному прогнозированию.
    В ходе состязаний футболистам приходится непрерывно решать все новые и новые задачи, как правило, в условиях дефицита времени.
    Атакующий спортсмен должен предугадывать события для того, чтобы в ответ на предполагаемое ответное действие соперника сыграть неожиданно, в отдельных случаях «нелогично» для данной ситуации с целью получить хоть на мгновение преимущество в позиции, во времени и реализовать это преимущество.
    Обороняющиеся полевые игроки и вратари обязаны предугадывать события, в связи с тем, что атакующие имеют преимущество во времени.
    Для оценки этой способности очень важны наблюдения тренера за футболистами в процессе подвижных игр и состязаний.
    В результате всех испытаний каждый может набрать Мх 1 очко. Кол-во набранных очков характеризует уровень этой способности. Периодически повторяемые испытания дают возможность судить о темпах развития способности у каждого футболиста.
    3. Изучение способности оценивать ситуацию, выбирать наиболее оптимальные способы решения тактических задач. (метод экспертной оценки группой тренеров)
    Быстрота осмысливания обстановки, составления программы действий, эффективность ее реализации во многом определяют интеллектуальные, технико-тактические возможности и перспективность спортсмена.
    Признаки, характеризующие способность футболистов быстро оценивать ситуацию и действовать в соответствии с ней:
    1. При организации и завершении атакующих действий:
    - быстрый, своевременный выход на добивание мяча, отскочившего от вратаря после удара по воротам (добивание мяча);
    - своевременное и обоснованное ситуацией предложение партнеру сыграть «в стенку»;
    - своевременная «игра в стенку» (партнер готов, зона за спиной соперников открыта);
    - пасы мяча быстрому партнеру в свободную зону за спину уставшему или медленному противнику;
    - не сильный, но точный удар по воротам, неосмотрительно покинутые вратарем.
    2. При переходе команды от атаки к обороне:
    - после потери мяча - немедленная борьба с соперником имеющим возможность выполнить острый пас за спину атаковавшим игрокам;
    - в случаях, когда партнер атакует владеющего мячом соперника, находящегося в неудобной позиции, - плотная опека ближайшего к мячу соперника с целью лишить возможности владеющего мячом использовать помощь партнера по команде.
    3. При осуществлении оборонительных действий:
    - перехваты мяча, адресованные подопечному игроку (здесь ярко проявляется и важная способность предугадывать ход противника);
    - своевременная подстраховка вратаря в моментах, когда он может потерять мяч или допустить ошибку (игра на мокром ровном поле, при сильном ветре и т.п.);
    - своевременная и обоснованная смена позиции с целью подстраховки партнера.
    4. При переходе от обороны к атаке:
    - после отбора мяча - немедленно длинный пас за спину группы соперников, принимавших участие в атаке, и активная смена позиции (выбор перспективной позиции для развит, атаки);
    - быстрое «открывание» для получения мяча от партнера, овладевшего мячом, но находящегося в неудобной позиции (атакуют соперники).
    Приняв выраженную способность различать обстановку и действовать в соответствии с ней за 0,25 очка, слабо проявляющуюся способность за 0,15 очка, мы можем предположить, что спортсмены, обладающие развитыми способностями оценивать обстановку в атаке, обороне, при переходах от атаки к обороне и наоборот, будут характеризоваться оценкой в 1 очко (0,25+0,25+0,25+0,25). Футболисты, не обладающие выраженной способностью осмысливать обстановку и принимать оптимальные решения, получат оценки от 0,6 до 0,9 очка.
    Сопоставление цифровых выражений способностей футболистов оценивать обстановку дает возможность тренерам не только сравнивать игроков на отдельных этапах подготовки, но и судить о темпах развития этой способности у каждого спортсмена.
    4. Оценка оперативности мышления и способности к творчеству Целесообразно использовать тесты-модели игровых ситуаций. Футболисту показывают поочередно четыре игровые ситуации. Он должен предельно быстро найти разумное решение тактической задачи за игрока атакующей команды (владеющего и не владеющего мячом), а также за игрока обороняющейся команда.
    В ситуации № 1 футболист «А» должен решить задачу за игрока, владеющего мячом.
    Большое внимание следует уделять скорости принимаемых решений.
    Любую из 4-х задач можно решить несколькими способами. За оригинально найденное, наиболее разумное решение каждой задачи начисляется 0,2 очка, за примитивное решение 0,1 очка, за неверное решение очки не начисляются.
    Для облегчения оценки оперативности решения тактического задания целесообразно выразить и скорость выбора способа действия в очках: быстрее 3 сек. = 0,05 очка; от 3,1 до 5 сек. = 0,025 очка; от 5,1 до 7 сек. = 0,01 очка; свыше 7 сек. = 0 очков.
    В результате испытаний каждый футболист может получить за решение 4-х задач от 1 до 0 очков (Мх за каждую задачу 0,25 очка).
    Подростки, проявляющие творческое отношение к решению игровых задач, заслуживают особого внимания.
    Уловить способность к творчеству нелегко. И все же у отдельных подростков она проявляется достаточно часто в ходе атакующих действий: попытка сыграть «в стенку», привлечь к этой и другим комбинациям партнеров; стремление применять при пасах «подрезки», «подсечки», использовать «крученые» удары и т.п.
    5. Оценка способности критически оценивать свою деятельность.
    Поступательное движение в футболе немыслимо без осознанной деятельности юных спортсменов, способности каждого из них критически анализировать и оценивать результаты выполнения упражнений, заданий, установок.
    Трудно переоценить значение самостоятельной работы футболистов. Стремление к самосовершенствованию говорит о серьезных намерениях футболиста. Такие подростки имеют большие потенциальные возможности в овладении техникой, тактикой игры. Для облегчения выявления и регистрации этих способностей можно использовать перечень признаков. Каждый признак = 0,1 очка.
    1. Внимательное, терпеливое выслушивание критических замечаний.
    2. Просьба к тренеру или товарищу высказать замечания о недостатках в выполнении технических приемов.
    3. Попытка уточнить правильность решений (верно ли сыграл в такой ситуации, если неверно, то как следовало бы действовать и почему это выгодно и т.п.).
    4. Во время разбора тренером игры - разумная оценка собственных действий и взаимодействий с партнерами.
    5. Отсутствие намерений оправдать то или иное собственное действие.
    6. Консультации с тренером по вопросу подбора упражнений, способствующих повышению уровня физической подготовленности.
    7. Консультации с тренером, игроками команды мастеров по вопросу целесообразности применения в самостоятельной тренировке различных упражнений для повышения уровня технической подготовленности (активный поиск путей самосовершенствования).
    8. Посещение тренировок команды мастеров. Внимательное выслушивание замечаний тренера другим футболистам. Попытки уяснить тонкости в технике выполнения сложных приемов.
    9. Изучение литературы по футболу и использование приобретенных знаний в подборе средств и методов самосовершенствования.
    10. Частые самостоятельные упражнения с мячом и без него.
    6. Оценка способности дифференцировать усилия, пространственно-временные характеристики движений.
    Эффективность процесса обучения и совершенствования в игровой деятельности находится в прямой зависимости от уровня способности футболиста дифференцировать усилия, пространственно-временные характеристики движений. Быстрее овладеет сложными техническими приемами тот, кто лучше различает усилия, тоньше дифференцирует их в связи с пространственно-временными характеристиками движущихся объектов, быстрее и точнее вносит поправки в движении в зависимости от ощущений, полученных в процессе выполнения двигательных задач.
    При оценке этой способности можно использовать упражнения:
    1. Ударом подъёмом по неподвижному мячу послать его последовательно на расстояние 2S; 10; 25; 15, 2S м. Мяч должен пролететь по воздуху. 2 попытки.
    2. То же самое, но после «челночного бега» (4x15 м). Две попытки.
    3. То же, что в упр. № 1, но после пяти глубоких приседаний и подскоков (не более 5 сек.). Две попытки.
    Сумма ошибок в трех упражнениях (шести попытках) характеризует способность различать усилия и управлять ими.
    4. Ударом внутренней стороны стопы по мячу (с мест®) попасть в катящийся мяч с расстояния 15 м. Сигналом для каждого удара является скатывание мяча по наклонной плоскости, пять попыток.
    5. То же, но после подскоков (десяти подряд, каждый не ниже 20 см и предельно быстрого бега на месте - 5 сек. Дается 5 попыток. В конце каждой попытки фиксируется отклонение от цели (движущийся мяч) в метрах.
    Сумма ошибок в пяти попытках и характеризует изучаемую способность каждого участника. Тренеров особо должны интересовать темпы развития данной способности, так как это характеризует перспективность юных спортсменов в овладении футболом.
    Под агрессивностью в футболе следует понимать настойчивое стремление спортсмена взять ворота соперников посредством удара по воротам ногой или головой, добивания мяча, отскочившего от вратаря, завершения атаки после прострельных передач, а также попытки немедленно отобрать мяч у соперника вблизи его ворот с целью продолжения атаки, создания остроты, напряженности в игре для достижения победы в каждом моменте игры. Это качество необходимо всемерно поощрять и развивать.
    Агрессивность оказывает прямое влияние на результативность и во многом определяет ее.
    Оценив высокий уровень агрессивности в 1 очко, средний в 0,5 очка, низкий в 0,1 очко, тренеры получают возможность оценить агрессивность каждого подростка и сравнить их по этому признаку.