1. Уточнить и расширить представления детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном, трудовом.

2. Закрепить знания детей о лесе, как природном сообществе.

3. Развивать чуткость и восприятие красоты окружающего мира.

4. Воспитывать понимание того, что человек должен заботиться о лесе: правильно вести себя на отдыхе, не разрушать условий жизни лесных животных, собирать дары леса осторожно и в таком количестве, чтобы часть осталась самому лесу, беречь деревянные изделия, экономить чистую бумагу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по экологии

для детей подготовительной группы

на тему: « ЛЕС В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Воспитатель: Овчинникова Н.В.

с. Боговарово

2012г

Цель:

  1. Уточнить и расширить представления детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном, трудовом.
  2. Закрепить знания детей о лесе, как природном сообществе.
  3. Развивать чуткость и восприятие красоты окружающего мира.
  4. Воспитывать понимание того, что человек должен заботиться о лесе: правильно вести себя на отдыхе, не разрушать условий жизни лесных животных, собирать дары леса осторожно и в таком количестве, чтобы часть осталась самому лесу, беречь деревянные изделия, экономить чистую бумагу.

Материал:

Иллюстрации деревьев;

Картинки леса: хвойного, лиственного, смешанного;

Ветки хвойных деревьев;

Записи звуков леса;

Выставка «Дары леса»

Предварительная работа:

Чтение рассказов и стихов о природе, о лесе, о его пользе.

Отгадывание загадок.

Заучивание пословиц и поговорок.

Рассматривание и наблюдение за природой.

Экскурсии в лес

Ход:

Загадки: 1. Встал стеною до небес,

Перед нами чудо…….. (лес).

2. Весной веселит, летом холодит,

Грибами, ягодами одаривает.

Осенью умирает, весной оживает.

(лес)

Звучит музыкальная запись «Звуки природы: пение птиц».

Хочешь знать, что значит лес?

Это сосны до небес,

Ели да осины, да кусты калины.

Шелест листьев в синеве,

Утром пенье птичек,

И в некошеной траве

Огоньки лисичек.

Лес меняется, растёт

Долгими годами,

Всё живое в нём живёт,

Вечно дружит с нами.

Что такое лес? (Лес – это целый мир! В нём обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Лес называют природным сообществом).

Почему его так называют?

Когда-то очень давно в древнем лесном крае жили мудрые и очень добрые люди, которые понимали язык не только всех зверей и птиц, но даже деревьев. Они не могли рубить лес, потому что слышали, как кричит и стонет дерево, когда его валят на землю. И вот деревьев стало так много, что людям уже негде было жить. И тогда верховному правителю всей земли пришлось лишить людей возможности понимать язык деревьев, с тех пор они не слышали больше их голосов, леса заметно поредели.

Почему леса поредели?

А могут ли на месте вырубленных или сгоревших при пожаре деревьев появиться новые деревья?

Да деревья всё равно остаются самыми главными жителями леса, они высокие и могущест венные.

Какова роль леса в природе? (Лес - это дом для растений, животных, грибов, водоёмов, почв. Деревья обогащают воздух кислородом,)

Какова роль леса в жизни человека? (Лес – это место для отдыха человека, где он наслаждается тишиной, лесными запахами, звуками,

красотой природы, укрепляет своё здоровьё, это источник ягод, грибов, лекарственных растений, источник древесины )

Велик и загадочен наш лес. Он никогда не бывает скучным, однообразным, закрытым для пытливого взора. Каждая тропа, уводящая вдаль, таит в себе радость познания и свежесть новых открытий. Лес хорош в любую пору года. Весной - он весел от радости пробуждения природы и ликующего говора птиц. Летом - насыщен ароматом цветов и спелых ягод. Осенью – объят багрянцем красок и грибными туманами. Зимой – расписан снежными узорами и следами диких зверей.

Предлагаю закрыть глаза, послушать музыку леса и представить: что мы входим в лес с чистыми помыслами и открытой душой, пройдём по знакомым и глухим лесным тропам, послушаем, понаблюдаем, порадуемся, встретимся с осторожным зверем, прикоснёмся к тайнам живой природы.
- Дети, вот мы с вами и в лесу. Но лес не каждому открывает свои двери. Он открывает только добрым людям. Давайте с лесом поздороваемся.
Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – МЫ СВОИ.

А теперь отгадайте загадку, и мы узнаем, в какой лес мы попали:

Это дерево не ёлка,

Хоть есть шишки и иголки.

Как колонна каждый ствол,

Сверху крона, как шатёр.

(сосна)

Выставляю картину «Сосновый бор»

А как называется место, где растут одни сосны? (сосновый бор )

А почему полезно гулять в сосновом бору? (В нём чистый воздух, там светло и просторно)

- Одно из необыкновенных качеств сосны – стойкость. Сосне не страшны ни мороз, ни жара, ни засуха. Одного боится сосна – это темнота. И еще одно замечательное свойство сосны – это способность очищать воздух. Поэтому говорится, что «в сосновом лесу легче дышится».

Давайте и мы подышим воздухом от сосны и поиграем в игру «У медведя во бору»

Следующую загадку загадывает ребёнок.

Зимой и летом одним цветом.

(Ель)

А как называется лес, где растут одни ели? (ельник)

А почему в ельнике так сыро и темно? (Ветки елей опускаются до самой земли и не пропускают свет. В таком лесу всегда темно и сыро. В летний жаркий день можно укрыться от жары в ельнике).

Предлагаю взять ветку сосны и ёлки рассмотреть их и сравнить.

У меня длинней иголки, чем у ёлки,

Очень прямо я расту в высоту.

А вы знаете, что ель и сосна выделяют приятно пахнущее вещество, которое называют смолой и когда капельки смолы застывают на стволе дерева, то они похожи на прозрачные бусинки янтаря. Сейчас мы пот рем ветку сосны, ощутим приятный запах смолы.

Загадка: Есть у родственницы ёлки неколючие иголки,

Но в отличие от ёлки – опадают все иголки.

(Лиственница)

А чем отличается ёлка от лиственницы?

Что используют в народной медицине от лиственницы? (Лиственничную бумагу использовали при порезах и нарывах; слой, расположенный между корой и древесиной).

А как называется лес, где растут одни ели, сосны, лиственницы? (Хвойный)

Почему?

Из хвои этих деревьев приготавливают таблетки, настои, особенно полезна хвоя лиственницы. Молодые побеги хвои лиственницы содержат витамин «С» в большом количестве (угощаю детей витамином ).

Загадка: Клейкие почки, зелёные листочки.

С белой корой расту под горой.

(Берёза)

Выставляю картины с берёзовой рощей.

Берёза – одно из самых красивых деревьев. Известно, что ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Каждый знает, что для жителей России береза не только рядовое дерево. Это символ Родины, олицетворение прекрасной, светлой русской земли.

Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь березки. Мила она русскому человеку. Есть такая старинная загадка:

«Стоит дерево, цветом белено, в этом дереве четыре угодья:

Первое – от темной ночи свет (лучина),

Второе – некопаный колодец (березовый сок),

Третье – старому – здоровье (банный веник),

Четвертое – разбитому связь (береста)».

Недаром русскую березку на Руси прославляли в песнях, стихах, сказках, художники писали картины.

Давайте вспомним стихотворение про берёзку:

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчике,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Как называется лес, в котором растут одни берёзы? (березняк, берёзовая роща)

Что весной собирают с деревьев берёзы? (Берёзовый сок – это явление называется «сокодвижением». Берёзовый сок очень полезен, в нём много витаминов, он утоляет жажду в жару. Сок собирают только со старых берёз, взрослых и высоких).

После сбора сока, что необходимо сделать с ранкой на стволе берёзы?

(залепить смолой сосны или пластилином).

Отгадайте, о каком дереве я сейчас загадаю загадку:

Темной он покрыт корой,

Лист красивый и резной,

А на кончиках ветвей,

Много-много желудей.

(дуб)

А как вы догадались? Правильно у этого дерева толстый, коряжистый необъятный ствол и кривые, толстые ветки. На ветках расположены крупные жесткие листья, которые долго остаются, на ветках, иногда до самой зимы. Своими корнями дуб крепко держится в земле и хорошо противостоит ветру. Дуб - долговечное дерево, живет 400 – 500 лет. Про него в народе говорят, что он символ могущества, си лы и крепости.

Как называют лес, в котором растут берёзы, осины, рябины? (лиственный)

Почему?

А смешанный лес – это какой? (В смешанном лесу ещё растут кустарники - это орешник, лесная малина, еще ниже, на земле, растут травы, маленькие ягодные кустарники).

Каких животных мы можем встретить в нашем лесу?

Как вы думаете, понимают животные друг друга?

Смогут ли они прожить без леса? Почему?

А что можно принести из леса, чтобы не нанести ему вреда? (человек от леса много получает для своего хозяйства: грибы, ягоды, орехи, древесину, лекарственные растения).

Тогда давайте попрощаемся с лесом и отправимся на выставку «Дары леса», где мы увидим всё, что даёт нам лес.
- Лес дремучий, до свиданья!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем

Добрый лес, могучий лес!

А вот мы и на выставке «Дары леса»

  1. Бумажно-картонные изделия из ели;
  2. Заготовки грибов и ягод;
  3. Предметы из дерева.

Одним из даров природы, которое человек научился использовать в своих нуждах, это дерево. Оно лёгкое и удобное в обработке. Мы ходим по деревянному полу, покрытыми досками, открываем и закрываем двери и окна из дерева, сидим на деревянных стульях, сидим за деревянными столами. Храним одежду в деревянных шкафах, игрушки и книги на деревянных полках. Из древесины делают различные предметы, посуду, игрушки, дома и бумагу. И поэтому мы должны бе речь деревянные изделия и экономить чистую бумагу.

Но прежде чем всё это сделать, кто же валит лес? (Лесорубы. Они валят деревья, обрубают ветки и вывозят из леса на больших машинах на деревообрабатывающий цех, завод. Где их распиливают на доски, брус разных размеров, а потом из них строят дома, заборы, мебель. 2. Лес – друг человека и его как друга надо беречь и охранять.
- А сейчас давайте вспомним правила, которые мы должны запомнить и не забывать, придя в лес. Я вам буду показывать карточки, а вы по очереди будете рассказывать какое правило обозначено на них.

– Необходимо ценить, любить и беречь природу, правильно использовать ее богатства, заботиться, чтобы природа нашей Родины – России не истощалась и еще долго служила людям и украшала их жизнь.
Очень важно беречь лес, и его жителей.

Дерево, трава, цветок и птица,

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.


Надежда Молчанова
Конспект занятия на тему «Забота о лесе»

Цель : Знакомство детей с профессией лесника - человека, который заботится о лесе .

Задачи :

Рассказать детям о профессии лесника;

Привить заботливое отношение к нашему природному богатству.

Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу.

Оборудование : картины , «Лесник спасает зайцев» , карточки, изображающие разное поведение в лесу.

Ход занятия.

Воспитатель : Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами познакомимся с замечательной и нужной профессией лесника.

Послушайте загадку :

Он природу охраняет,

Браконьеров прогоняет,

А зимою у кормушек

В гости ждёт лесных зверюшек.

Дети : (Лесник.)

Воспитатель : Дети - Что такое лес?

Дети - дают ответы.

Воспитатель : Лес состоит из большого количества различных деревьев, кустарников, трав и цветов, в котором, как в многоэтажном доме живут много жильцов -зверей и птиц.

Все они хорошо приспособлены к жизни в лесу и очень нужны друг другу. Но жизнь их полна трудностей.

Ребята, а где живут в лесу лесные жители - зверюшки и птички?

Дети : в норках, в дупле, в гнезде, в берлоге, под корягами.

Воспитатель : А скажите мне, как связаны лес и человек? Нужны ли они друг другу?

Дети : Они очень, нужны друг другу. Человеку без воздуха прожить никак нельзя.

Воспитатель : Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком в нём?

Дети : Лесник.

Воспитатель : Послушайте какие есть пословицы о лесе :

Лес по дереву не тужит.

Лес лесом, а бес бесом.

Лес сечь – не жалеть плеч.

И горою в лес, и под горою в лес, и лесом в лес.

Лес видит, а поле слышит.

Лесом шел, а дров не видал.

В лесу люди лесеют , в людях людеют.

Кто лес любит и знает, тому он помогает.

Хорошо в лесу, береги его красу.

Лесные дары для каждой поры.

Недорубленный лес скоро вырастает.

В лес дров не возят, в колодезь воды не льют.

Степь лесу не лучше.

В лесу медведь, а в дому мачеха.

Без счастья и в лес по грибы не ходи!

Лес без лешего не стоит

Воспитатель : Дети, а какие вы знаете пословицы о лесе ?

Воспитатель : Послушайте стихотворение, которое так и называется

«Лесник» .

Ходит по лесу лесник,

Он шагать в лесу привык.

Здесь ему, совсем как дома,

Всё давным - давно знакомо.

Взгляд лесничего остёр :

Тут недавно был костёр-

Под ветвями тлеет жар,

Не досмотришь, и - пожар.

Там - красавица-сосна.

Почему она грустна?

Причинил ей много бед

Жук зловредный - короед.

Нужно дерево спасти, Короеда извести.

Молодой ольхи кору.

Погоди, ушастый плут,

Должен всюду заглянуть,

Всё обследовать лесник,

Он бродить в лесу привык.

Знает он не зря в лицо

Каждый куст и деревцо.

(с интернета)

Воспитатель : Кто же такие лесники?

Дети : Лесники - это люди, хорошо знающие всех обитателей леса и старающиеся помочь им в трудное время. Их основное дело - забота о лесе .

Педагог показывает детям две картинки «Зимняя подкормка диких животных»

Ребятки давайте внимательно посмотрим на эти картинки. Скажите мне :

Вопросы :

1. Кто изображен на картине?

2. Что делает лесник?

3. Зачем он привёз в лес сено?

4. Кто его будет есть?

5. Как устроена кормушка?

6. Что лежит на земле возле кормушки?

7. Кому нужны ветки деревьев?

Дети : дают ответы.

Воспитатель : А теперь посмотрите на другую картину - «Лесник спасает зайцев» .

Почему зайцы оказались в беде и нуждаются в помощи?

Вопросы :

1. Кто изображен на картине?

2. Что в лодке у лесника?

3. Куда лесник направляет лодку?

4. Что будет с зайцем, если лесник их не спасёт?

5. Какого цвета зайцы?

6. Почему они пёстрые?

7. Что сделает лесник с зайцами?

Дети : дают ответы.

Воспитатель : А сейчас мы с вами поиграем в игру «Зоопарк» .

Правила игры :

Дети встают в круг. Будет звучать музыка (разная) Педагог называет животное (лошадь, слон, обязана, заяц, лягушка, жираф и т. д.) под музыку дети идут по кругу и изображают то животное, которое называет педагог.

Воспитатель : Лесники - важные для леса люди. Они заботятся о лесе - берегут его от пожара, помогают животным в трудную минуту - зимой в бескормицу,

весной в половодье. Они очищают лес от старых деревьев, намечают посадки

новых деревьев, борются с браконьерами.

А, как вы думаете : «Вы, дети, и мы взрослые, можем как-то помочь лесникам?»

(Дети высказывают свои суждения по данному вопросу)

Например (сделать и повесить кормушки для птиц, кормить их, помочь посадить деревья.)

Воспитатель : Дети, в гости в лес к лесным жителям вас приглашает старичок -лесовичок. Он просит нас не забывать правила поведения в лесу.

Проводится Дидактическая игра «Как вести себя в лесу»

(показываются карточки, изображающие разное поведение в лесу. Дети, отбирают карточки, с правильным поведением в лесу)

Воспитатель : Вот ребята молодцы знают, как нужно правильно вести себя в лесу. А теперь мы с Вами дадим клятву лесу.

(произносит вместе с детьми) :

Ты расти на радость людям,

Мы дружить с тобою будем,

Добрый лес, могучий лес,

Полный, сказок и чудес!

Нор звериных, Птичьи гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Живётся с нами радостно всегда!

Все вместе : Клянемся.

Воспитатель : Мы хотим поблагодарить наших работников леса за их нелегкий труд и прочитать стихотворение.

1 ребенок : Зеленый лес и свежий воздух

Чтоб на планете мирно жить,

Должны природу мы любить.

2 ребенок : Чтоб дуб, сосну не вырубали,

И браконьерство исключали,

Чтоб за собою убирали,

Зверей и птиц не обижали.

3 ребенок : Гулять по лесу, слушать птиц

И наблюдать игру зарниц

Мы сможем также и потом,

Когда природу сбережем.

Воспитатель : Вот ребята, на каком замечательном занятии мы с вами побывали и сколько, много интересного узнали.

Давайте еще раз скажем большое спасибо всем работникам леса. За то, что они заботятся о наших лесах , птицах, животных и о богатстве нашего родного края.

Дети : Спасибо!

Публикации по теме:

Акция «Птицам нужна забота каждого из нас» Зима – это трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Зимой птицы гибнут не от мороза, а от нехватки корма. Поэтому так.

Конспект интегрированного занятия «Беседа о лесе» К О Н С П Е К Т интегрированного занятия «Беседа о лесе» воспитателя Коваль Ж. В. Цель: обогащать и систематизировать знания детей.

Что такое доброта и забота? Цели: формирование (актуализация) понятий «доброта», «забота» в ходе беседы и изучения творчества Агнии Барто;.

Консультация для педагогов «Безопасность-забота общая» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ - ЗАБОТА ОБЩАЯ» Воспитатель: Двойнишникова Е. А. Социальные проблемы современности особенно.

Цели:

Расширить знания детей о лесе и его обитателях.
Обогатить словарь детей по данной теме.
Познакомить детей с понятиями «темный» и «светлый».
Продолжать учить детей слушать музыкальное произведение.
Формировать устойчивые представления о цвете, форме, геометрических фигурах, количестве, величине, положении в пространстве.
Учить детей выполнять коллективную работу, не мешая товарищам.
Совершенствовать навыки лепки, нетрадиционного рисования (пальчиками и зубными щетками).
Упражнять в аккуратном наклеивании деталей изображения.
Развивать зрительное и слуховое сосредоточение, мышление, мелкую и общую моторику.

Оборудование:

Картинка-фон с изображением лесной опушки с вписанными в изображение геометрическими фигурами зеленого и коричневого цветов.
Квадраты темно-зеленого и светло-зеленого цветов.
Изображение дерева без листьев на большом листе бумаги, флексика: листья светло- и темно-зеленые.
Картинка-фон с изображением дерева с тенями-геометрическими фигурами, цветные изображения сов в виде этих геометрических фигур.
Картинка с изображением трех деревьев и одного гриба.
Заготовка для рисования «ива», зеленая гуашь, зубные щетки.
Картинка-фон с изображением леса (высокое и низкое дерево, ель, два облака, пенек, озеро, три лилии), силуэтные картинки (птица, 2 гриба, 3 цветка, змея, лягушка, солнце, утка).
Игра «Кто живет в лесу»: картинка-фон «лес», цветные силуэтные картинки зверей.
Игра «Чей хвост?»: картинка с изображением животных без хвостов, цветные силуэтные хвосты этих животных.
Картинка с изображением деревьев с дуплами трех величин, силуэтные картинки белок, листьев и желудей трех соответствующих величин.
Картинка-заготовка с изображением куста, пластилин коричневого цвета.
Лесные орехи. Шишки, корзина, блюдца из кукольной посуды.
Картинка-фон для аппликации, кроны деревьев, вырезанные из цветной бумаги, клей, пальчиковые краски.
Оборудование для динамической паузы: пеньки, искусственная елка, скамейка, «ручеек».
Аудиозаписи: «Утро в лесу» Э. Григ, «В лесу» Железнова, «Шум леса» Ференс Лист.

Ход занятия:

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Игровая ситуация «Едем в лес»

Сегодня мы отправляемся на прогулку в лес. Давайте построим из стульев автобус и отправимся в путь. (Можно использовать «Песенку друзей»).

Слушание музыки Эдварда Грига «Утро в лесу»

Воспроизводится аудиозапись.

Конструирование «На лесной опушке»

Выложите геометрические фигуры на свои места. Покажите узкую тропинку, широкую тропинку. Какого цвета круг, овал и треугольник? Зеленого цвета. Какого цвета квадрат и прямоугольник? Коричневого цвета.

Знакомим детей с оттенками зеленого цвета

Перед вами квадраты. Какого они цвета? Зеленого. И этот цвет зеленый и тот цвет зеленый, но они разные. Вот этот зеленый - светлый, а этот зеленый - темный.
Покажите светло-зеленый цвет, темно-зеленый цвет.

Коллективная аппликация «Дерево»

Сейчас мы наклеим на это дерево листочки светло-зеленые и темно-зеленые.

Дидактическая игра «Совы на дереве»

Рассадите сов на дереве. Каждую сову посадите на ее тень, подходящую по форме.

Дидактическое упражнение «Что лишнее?»

Посмотрите внимательно на картинку и скажите, что на ней лишнее? Лишний гриб, потому что все остальные - деревья.

Рисование зубными щетками «Ива»

У дерева ивы веточки опущены вниз, нарисуйте зеленые ветки с листьями. Для рисования используйте зубные щетки.

Музыкальное упражнение «В лесу»

Дети ходят по комнате под слова песни «В лесу» Железновой. Затем произносят «ау».

Дидактическая игра «В лесу»

Дети выкладывают мелкие цветные силуэтные изображения на картинку-фон.

Перед вами картинка, на которой нарисован лес. Давайте дополним эту красивую картинку.
Пусть на самом высоком дереве сидит птица. А под низким деревом вырастет два гриба.
А вокруг пенька расцвели три цветка. На пенек залезла змея. На елке выросли шишки. На небе ярко светит солнце. Возле озера сидит лягушка, а по озеру плывет утка. Сосчитайте, сколько кувшинок расцвело в озере? Сколько облаков на небе?

Дидактическая игра «Кто живет в лесу?»

Давайте разложим на картинке жителей леса и назовем каждого из них.

Дидактическая игра «Белки»

Помогите каждой белке найти свое дупло. Угостите белку желудем. Подбирайте дупло и желудь по размеру каждой белке. А теперь попробуйте угадать, с какого дерева упали эти листья.

Лепка «Ореховый куст»

На ореховом кусте поспели орехи. Давайте сделаем их из пластилина. Какого цвета пластилин? Коричневого цвета. Отрывайте кусочки пластилина, скатывайте из них шарики-орехи, прикладывайте к кусту и придавливайте пальчиком.

Динамическая пауза «Прогулка по лесу»

Дети ходят по пенькам, обходят вокруг елки, перепрыгивают через ручеек, проходят по скамейке. (Воспроизводится аудиозапись «Шум леса» Ференса Листа).

Дидактическое упражнение «Чей хвост?»

Помогите зверям найти свои хвосты.

Изобразительная деятельность «Лес»

Приложите листву к стволам деревьев. Вот какие деревья в лесу! Наклейте их. А листочки на березке нарисуйте пальчиком.

Игры с шишками

Сосчитай шишки, забрось шишку в корзину, не урони шишку (пронеси на блюдце).

Дегустация лесных орехов

На прощание лес приготовил для нас подарок - лесные орехи. Попробуйте их.

Ф.И.О. Ковшова Альбина Владимировна

Старший воспитатель Муниципального бюджетное дошкольного образовательного учреждения детского сада № 10 «Белочка» комбинированного вида.

Образовательная область Познание

Тема занятия «Краса леса - деревья»»

Программное содержание:

- формировать представления о лесе, о разновидностях деревьев, растущих в лесу;

Обобщить знания детей о живой и неживой природе, о животных;

Развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: мультимедийная презентация, мел на каждого ребенка, два пластиковых стаканчика, вода.

Пропедевтическая работа: чтение книг о природе, рассматривание иллюстраций леса, рассматривание живых и неживых объектов природы

Развитие речи: краса леса, резная крыша

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 «Белочка» комбинированного вида

Схема конспекта занятия

Образовательная область: Познание

Тема занятия: « Краса леса – деревья»

Выполнила старший воспитатель:

Ковшова Альбина Владимировна

г. Кулебаки 2013г

Ф.И.О. Ковшова Альбина Владимировна

Должность, образовательное учреждение Старший воспитатель Муниципального бюджетное дошкольного образовательного учреждения детского сада № 10 «Белочка» комбинированного вида.

Образовательная область Познание

Тема занятия «Краса леса - деревья»»

Программное содержание:

- формировать представления о лесе, о разновидностях деревьев, растущих в лесу;

Обобщить знания детей о живой и неживой природе, о животных;

Развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: мультимедийная презентация, мел на каждого ребенка, два пластиковых стаканчика, вода.

Пропедевтическая работа: чтение книг о природе, рассматривание иллюстраций леса, рассматривание живых и неживых объектов природы

Развитие речи: краса леса, резная крыша

Этапы работы

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Организационный момент

  • создание игровой мотивации;
  • сюрпризный момент

Вводная часть . Она составляет 3-4 мин.

Воспитатель: Ребята, с егодня мы отправимся в путешествие. А куда - отгадайте : (Слайд 1)

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом -
Чудеса увидишь в нем.

Дети: лес

Воспитатель: Да, ребята, в лес. Сегодня мы с вами рассмотрим красоту природы. Если мы говорим о природе, то, прежде всего, имеем в виду лес. Нет такого произведения, где бы ни описывалась природа. Там, где лес, - там чистый воздух. Это дом для зверей и птиц, это грибные поляны и душистая, вкусная земляника. (Слайд 2)

Создание игровой мотивации – заинтересовать, мотивировать детей.

Введение детей в тему занятия – формировать представление о лесе

Дети отгадывают загадку

Основная часть

разрешение проблемы с помощью:

  • описания методов и приемов совместной деятельности педагога и воспитанника для решения проблемы;
  • использования здоровьесберегающих технологий;
  • использования коррекционно-развивающих технологий

Беседа

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое природа?

Дети : Природа – это то, что существует независимо от человека

Воспитатель: А что мы не можем назвать природой?

Дети: Мы не можем назвать природой то, что сделано руками человека

Воспитатель: Ребята, вы правильно сказали, что природа существует независимо от человека.

Природа еще бывает живой и неживой. И прежде чем отправиться в путешествие, мы должны это знать.

Скажите, что мы отнесем к живой природе?

Дети: К живой природе мы отнесем птиц, животных, насекомых, рыб.

Воспитатель: Почему вы их отнесли к живой природе?

Дети: Потому что они рождаются, питаются, дышат, размножаются, двигаются, умирают

Воспитатель: Вы ответили правильно, но это еще не все, что относится к живой природе.

Есть такие представители природы, которые не умеют двигаться, всегда стоят на одном месте, но они тоже живые. Они рождаются из маленького семечка, растут, едят, пьют, вырастают очень большие и приносят нам с вами огромную пользу.

Вы догадались, о чем я говорю?

Дети: Вы говорите о деревьях

Воспитатель: Правильно, я говорю о деревьях. Но не только деревья мы относим к живой природе, а и все растения тоже.

Что относиться к неживой природе?

Дети: камень, песок, земля

Экспериментирование

Воспитатель: Правильно, неживая природа – это вода, снег, камни, земля.

Посмотрите на ваши столы, на них кусочки мела и стаканчики – один пустой, другой с водой. Возьмите мел и разломите его. Что стало с мелом? Он перестал, быть мелом или нет?

Дети: нет

Воспитатель: Правильно, мел остался мелом, только кусочки его стали меньше. Возьмите воду и перелейте часть воды в другой стаканчик.

Что стало с водой, она перестала быть водой или нет?

Дети: нет

Воспитатель: А что будет с бабочкой, жучком, цветком, деревом, птицей, если мы их разделим на части?

Дети: Они погибнут

Игра «Живое – неживое» Если объекты живой природы, то дети двигаются, если объекты неживой природы – дети стоят. (Слайд 3)

Воспитатель: Итак, мы отправляемся в лес. Но вначале нам нужно вспомнить правила, как вести себя в лесу.

Поиграем в игру «Можно-нельзя» (Если можно, то вы хлопаете в ладоши, если нельзя, то вы топаете ногами). (Слайд 4)

Ломать деревья и ветки.

Сажать больше деревьев.

Ходить и топтать на лугах цветы.
Ходить только по тропинкам.
Рвать большие букеты цветов.
Любоваться ими.
Оставлять мусор в лесу.
Собрать мусор в яму и закопать.
Разжигать костры в лесу.

В лесу шуметь.

Воспитатель: А теперь можно отправиться в лес. Для этого нам достаточно только закрыть глазки. (Звучат «Звуки леса»)

Вот мы с вами и в лесу.

(Слайд 5)
Воспитатель: Ребятки, лес не каждому открывает свои двери. Он открывает только добрым людям. Давайте с лесом поздороваемся.

Здравствуй, лес, дремучий лес
Полон сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою,

Что нам шепчешь на заре?
Кто в глуши твоей таится?
Все открой! Не утаи,
Ты же видишь, мы свои…

Воспитатель: А что такое лес? Как вы его себе представляете?

Дети: где много деревьев

Воспитатель : Ребята! Лес – это целый мир! Есть вещи, которые кажутся нам настолько обычными, что мы их не замечаем. А если и замечаем, то не задумываемся над ними.

Например: Человек дышит воздухом. Что тут особенного? Иначе ведь и быть не может. Как жить без воздуха? Чистый воздух, насыщенный кислородом, - богатство всей планеты Земля.

Воспитатель: Но, откуда, же берется чистый воздух? Как вы думаете?

Дети: нам дают его деревья

Воспитатель: Да, ребята, правильно – нам дают деревья. Зеленое вещество в листьях растений – хлорофилл на свету поглощает избыток углекислоты и выделяет чистый кислород. Этот процесс называется фотосинтезом. И выдающая роль в этом процессе принадлежит деревьям.

Воспитатель: А какие деревья вы знаете?

Дети: берёза, дуб, осина, ёлка

Воспитатель: Ель – это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба-Яга, Леший и другие герои сказок, потому что даже в жаркий день в еловом лесу прохладно и темно. (Слайд 6)

Белоснежная береза - Многие части берёзы используются в хозяйстве: древесина, кора, берёста (поверхностный слой коры), березовый сок. Почки и листья применяют в медицине. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну до 200 л сока. (Слайд 7)

Дуб - Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Корни его уходят глубоко в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. Посев желудей является основным способом восстановления дубовых лесов. Жёлуди служат хорошим кормом для животных. (Слайд 8)

Сосна – удивительное дерево. Растет она быстро, не боится ни заморозков, ни ветра, живет долго. Сосны вечнозеленые, хвойные, богатые смолой деревья. (Слайд 9)

Вопросы к детям: (Слайд 10)

  • Ребята, а что общего у всех деревьев? (ствол, корни, ветви, лист, плод с семенами)
  • Какие части растений расположены под землей, над землей?
  • Что нужно для роста растений?
  • Знаете ли вы, что даёт нам лес? Как человек использует его?

Воспитатель: Лес - это книжки с картинками, тетради для учеников, это паркет и мебель в квартирах. Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес дает нам топливо, мебель, спички, различные изделия. Вот видите, ребятки, какую пользу приносят нам деревья. Значит, их надо беречь. А ведь лес является еще и домом птиц и животных. Истребляя деревья, мы разрушаем их дом.

Физкультминутка

А мы по лесу гуляли,

И лисичку повстречали.

Под кустом она сидит –

Видно, зайку сторожит.

А мы по лесу гуляли,

И зайчонка повстречали.

Зайка скачет по дорожке,

Быстрые у зайки ножки.

А мы по лесу гуляли,

Ёжика мы повстречали

По дорожке он идет,

На спине грибок несет.

А мы по лесу гуляли,

Белочку мы повстречали.

Белка кушает без спешки,

Зубками грызет орешки.

А мы по лесу гуляли,

И медведя повстречали.

Мишка по лесу шагает,

Ребятишек он пугает.

Мы от страха задрожали,

И от мишки убежали.

Воспитатель: Гуляя по лесу много разных животных мы повстречали. Ребята, а как называются животные, которые живут в лесу? (Слайд 12)

  • Чем питаются животные?
  • Как готовится к зиме медведь?
  • Как готовится к зиме белка?
  • Что случится, если волк и лиса не будут, есть зайцев?

Воспитатель: В наших лесах живут дикие животные. Эти животные приспособились к нашему климату, одни из них питаются растительной пищей, другие – едят животных, и мы их называем хищниками. Если разведется много зайцев, то они уничтожат все деревья, кусты, траву, они объедят всю кору, и деревья погибнут. А ведь деревья – это самое главное богатство леса.

Воспитатель: А сейчас, ребятки, мы с земли поднимемся в небо. (Слайд 13)

  • Кто живет в воздухе?
  • Чем отличаются птицы от животных?
  • Как называют птиц, которые улетают на зиму?
  • Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?
  • Почему птицы улетают?
  • Чем питаются птицы?

Воспитатель: Среда обитания птиц – воздух. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют всегда или на земле, или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют – пернатые. Одни птицы с наступление холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. Те птицы, которые остаются с нами зимовать, называются зимующими. Они могут найти корм самостоятельно, но мы должны им помогать.

Воспитатель: Посмотрите, как много здесь нарисовано небольших существ.

  • Назовите их. (Дети перечисляют)
  • Как можно назвать одним словом всех, кто тут нарисован?

Дети: Насекомые

  • Кому нужны насекомые на земле?

Дети : Насекомые нужны птицам. Они ими питаются.

Воспитатель: Что будет, если исчезнут все насекомые? (Ответы детей)

Исчезнут насекомые, исчезнут все птицы, которыми питались насекомые. Не будет птиц, погибнут деревья, потому что их съедят вредители. Не будет деревьев, негде будет жить животным. Высохнут все маленькие ручейки, обмелеют и исчезнут реки. Не будет воды на земле, будет пустыня, и погибнет человек. Звери, птицы, насекомые не могут жить без растений, а растения не могут жить без насекомых, птиц, зверей. Насекомые опыляют растения, птицы и животные помогают разносить их семена по земле.

Задаёт вопрос – развитие мышления у детей

Развитие умений детей отвечать на вопросы полным предложением

Обобщение знаний детей о живой и неживой природе

Формирование представлений о лесе

Развитие воображения детей, экспериментальных способностей

Развитие наблюдательности у детей

Умение анализировать, делать выводы

Умение детей различать живые и неживые природные объекты

Воспитание бережного отношения к природе, правил поведения в природе

Развитие внимания

Снятие психоэмоционального напряжения

Развитие речи детей

Формирование представлений о лесе, деревьях, растущих в нём

Задаёт вопросы – развитие мыслительных процессов, умение устанавливать причинно-следственные связи

Закрепление знаний детей о деревьях

Обобщение, уточнение знаний детей о деревьях

Расширение знаний детей о предметах, сделанных из дерева

Развитие двигательной активности детей

Закрепление знаний детей о животных леса

Умение детей устанавливать пищеварительные цепочки

Закрепление знаний детей о птицах

Закрепить знание детей о перелётных и зимующих птицах, о среде обитания


Людмила Буданова
Комплексно-тематическое занятие по теме «Лес» в средней группе

Цель : формирование представлений детей о многообразии лесного мира, обеспечивающего жизнь и деятельность людей.

Задачи : показать лес, как общий дом живых существ, живущих рядом с человеком;

развивать интерес к природному миру, стремление к его систематизации по определённым признакам;

воспитывать потребность беречь лес, как условие сохранения человека и всех лесных обитателей.

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Коммуникация» , «Социализация» , «Здоровье» , «Чтение художественной литературы» , «Художественное творчество» .

Планируемые результаты : проявляет интерес к информации,которую получает во время общения; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; умеет поддержать беседу, высказывает свою точку зрения; интересуется изобразительной деятельностью; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при прослушивании стихотворения Е. Серовой.

Демонстрационный материал : письмо в конверте (форма листика,аудиозапись «Голоса птиц» ,картинки детёныши зверей и птиц, листья деревьев, альбом «Береги лес» ,ноутбук (слайды по стихотворению Е. Серовой материал : «Человек – Великан» ,эмблемы для команд.

Раздаточный материал : картинки различных животных (домашние, экзотические, дикие,картинки растений (лесные, садовые, экзотические, картинки насекомых и грибов,1\2 альбомного листа,фломастеры.

1. Организационный момент.

Ребята,к нам в группу пришло необычное письмо. Кто хочет познакомиться с его содержанием,может располагаться на стульчиках в кругу. (дети рассаживаются)

Итак, я думаю, что все кому интересно, что же написано в письме собрались в кругу. Откроем и прочитаем? (Да)

«Дорогие дети, пишет вам гном Лесовичок. Недавно я вернулся из поездки в свой родной и любимый лес. Но своего домика и лесных жителей я не нашёл,т. к произошёл пожар и все обитатели ушли в другие леса. Живу я недалеко от вашего города. Помогите мне восстановить лес и вернуть моих друзей. С уважением гном Лесовичок.»

Грустное письмо,неправда ли,ребята?

Я готова помочь Лесовичку. Авы хотите участвовать в этом процессе.

2. Беседа по вопросам.

О каком лесе пишет гномик?

Каким он должен быть?

Какие деревья должны расти в этом лесу?

А цветы есть в этом лесу? Какие?

Какие животные будут жить в лесу?

Какие птицы обитают в этом лесу?

А насекомые будут в лесу? Какие?

3. Задание «Выбери картинку» .

Итак вы готовы помочь гномику? Работать мы будем по командам :

1команда «Деревца» - отбирает деревья

2команда «Цветики» - травянистые растения и грибы

3команда «Букашки» - насекомые

4команда «Птенчики» отбирает птиц

5команда «Зверята» - отбирает зверей

Все выбранные картинки мы поместим на ковралин – это наш лес для гномика.

* «Какой листик?»

У меня в руках лист берёзы,значит он какой. (берёзовый) Крепим к берёзке. Если лист осины, то он….

Если иголка сосны,то она…

Если игла ели, то она…

*«Детёныши потерялись» .

Ребята, слышите,кто-то плачет (Воспитатель достаёт картинки детёнышей. Дети называют их. Педагог помещает их рядом с определённым животным.)

* «Один – много»

Бабочка - ,пчела -, кузнечик -, муравей -, комар -, жук - … .

*«Кто как кричит»

5. Чтение стихотворения Е. Серовой «Человек – Великан»

Какой замечательный лес вы создали ребята для гномика. Я уверена, что Лесовичку будет в нём комфортно и уютно. Но, чтобы сохранить его таким,каждый из вас должен быть умным и добрым Человеком – Великаном, о котором нам рассказала поэтесса Е. Серова. Послушайте его (Воспитатель читает стихотворение и показывает слайды по тексту)

Я шагаю по лужайке –

Великан в трусах и майке,

Сверху мне видна

Вся зелёная страна

Вот улитка – добрый гномик,

На себе таскает домик.

Вот квартира для жука –

Дырка старого пенька.

Вот стоит высотный дом –

Муравьи хлопочут в нём.

Вот цветок ромашка,

В нём живут букашки.

Эта малая страна

Вся кругом заселена!

Если я великан, захочу,

Как лихой ураган, налечу,

Все дома я могу разломать

Всех жильцов на лугу растоптать!

Только я не хочу!

Я – добрый Великан.

6. Беседа о значении правил поведения в лесу.

Какие правила мы должны соблюдать,находясь в лесу?

(Рассматривание альбома «Береги лес» )

Почему мы должны это делать?

7. Оформление стенда «Люби и охраняй природу» .

Ребята, для того чтобы все дети нашего детского сада помнили и знали правила леса, мы вместе оформим стенд «Люби и охраняй природу» .Как вести себя вовремя отдыха в лесу;при встрече с детёнышами животных; при сборе лесных ягод и грибов; при разжигании костра и т. д.

8. Рефлексия.

Чем мы сегодня занимались?

Что вам больше понравилось?

Мы можем оповещать вас о новых статьях,
чтобы вы всегда были в курсе самого интересного.