Есть хорошая русская пословица: «Как аукнется — так и откликнется». Суть этого выражения очень красиво выложена в сказке о Лисе и Журавле. Замечательная русская народная сказка для детей. Оформлена красивыми большими картинками. Сказки с иллюстрациями немного интереснее читать детками. Они видят героев повествования и текст сказки воспринимается легче и понятнее.

Приятного вам чтения.

Лиса и Журавль

Русская народная сказка для детей

Жили — были лиса и журавль. Лиса с журавлем подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
- Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу.

Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:
- Покушай, голубчик-куманек, - сама стряпала.
Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал - ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела.

Кашу съела и говорит:
- Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.
Журавль ей отвечает:
- Спасибо, кума, и на этом. Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
- Кушай, кумушка. Право, больше нечем потчевать.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то - никак достать не может: не лезет голова в кувшин.
А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.
- Ну, не обессудь, кума! Больше нечем угощать.
Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла - несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось.


С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.


Сегодня мы продолжим играть с детьми по сказке “Лиса и журавль”.

Пожалуйста, оставляйте комментарии об играх – мне нужна обратная связь с вами!
Удобен ли такой формат подачи занятий? Как реагируют дети, ребенок? Что бы вы хотели добавить еще?

Напомню, что основное я буду выкладывать здесь, на блоге.

А дополнительные материалы будут находиться в нашей группе ВКонтакте .
Поэтому, кто еще не в группе, милости просим, присоединяйтесь к нам!

Поскольку я провожу занятия не с одним ребенком, а в группе (в центре), я буду писать ребята.

Дома, как вы понимаете у меня тоже мини-группа, и если мы играем, то все вместе. Старшим я отвожу, в таком случае, роль ведущих. И большинство вопросов по сказке уже задаю не я, а старшие дети.

Таким образом, мы отрабатываем речевые навыки, умение задавать вопросы, вести диалог. Получаются не только игры для младшего возраста, но старших детей – совместные игры.

Поэтому данное занятие, и последующие, вполне подойдут для детей разного возраста. Их лишь нужно немного адаптировать.

Начнем наше путешествие в сказку!

1.Отгадываем загадки.
Взрослый: ребята, сегодня мы идем в гости к сказке. Сказка называется «Лиса и журавль».
Давайте отгадывать загадки про персонажей сказки.
*Загадки на отдельном листе для распечатки.

2.Смотрим презентацию-сказку «Лиса и журавль».
*Презентация в приложении для скачивания.


3.Игра «Что изменилось?»
*Картинки в приложении.
Ребята, как вы знаете, журавль ел из плоской тарелочки. Давайте поиграем в игру с тарелочками.
Вырежьте тарелочки и положите перед детьми в ряд. Попросите запомнить их очередность расположения.
Пусть ребята закроют глаза, а вы, в это время, поменяйте тарелочки. Когда дети откроют глаза, попросите их сказать, что изменилось. Повторите так несколько раз.

4.Физкультминутка
Взрослый: А теперь детки, давайте поиграем. Я буду читать стишок, а вы изображать игру.

Норка лисоньки в земле,
(показываем рукой вниз)

Спит хитрющая в тепле.
(изображаем как спит лиса)

Рядом с ней лисята,
(изображаем лисят: ручки прижимаем к голове)

Два забавных брата.
(показываем два пальчика)

Только солнышко взойдет,
(складываем ладошки друг с другом,
поднимаем руки вверх и раскрываем)

На охоту их ведет,
(дружно шагаем)

Рыжая плутовка.
(изображаем лису)

В ловле есть сноровка.
(грозим пальцем).

5. Делаем оригами «Лиса»
*Схемы в приложении



6. Смотрим презентацию «Лиса»

*Презентация в приложении.




7.Найди отличия по картинке.

*Картинка в приложении.


8.Физкультминутка.
Взрослый: детки, про лису мы уже все узнали. Кто она, где живет, чем питается.
А теперь давайте послушаем стишок про журавля и поиграем.

За болотом травушка зеленая растет,
(изображаем траву руками)

По воде журавушка, журавушка идет.
(дети, идут друг за другом)

Ой, как ноги высоко поднимает!
(дети начинают поднимать высоко ноги,
изображая журавля)

Ой, как крылья широко раскрывает!
(отводим в сторону руки и медленно машем ими)

Погулять он по травушке хочет,
(изображаем траву)

Но боится, что ноги замочит.
(дети, изображают неуверенность при хождении)

А. Ахундова

9. Оригами «журавль».
*Схемы в приложении.
Взрослый: как здорово вы изображали журавлей, а теперь давайте сделаем журавликов из бумаги. Они могут быть разноцветные, совсем не обязательно делать их белыми. А я вам помогу.

10.Смотрим Презентацию «Журавль»
*Презентация в приложении.
Взрослый: какие замечательные журавлики у нас получились. Что мы знаем про журавлей? Где они живут? Чем питаются?
Слушаем ответы детей.
А теперь давайте посмотрим с вами презентацию о журавле.



11. Аппликация «Лиса и журавль»
*Заготовки в приложении.
Взрослый: дети, о какой сказке мы сегодня ведем речь? Правильно, сказка называется «Лиса и журавль». А давайте теперь с вами сделаем аппликацию по этой сказке.
Я раздам вам листочки, на которых лиса и журавль не цветные. А нам нужно приклеить отдельные детальки, в нужные места на картинке, и наша картинка заиграет красками. Герои нашей сказки оживут, станут цветными.

12. Рассказываем сказку по сюжетным картинкам.
*Картинки в приложении
Взрослый: ребята, а давайте теперь сами расскажем сказку по картинкам. Я вам буду показывать картинки, а вы будете рассказывать сказку.

13.Герои сказки в разных городах
*Картинки в приложении.
Взрослый: как хорошо вы рассказали мне сказку. А вы знаете, что герои нашей сказки живут не только в книжках на картинках, но и в разных городах.
Давайте рассмотрим их на фотографиях.
Как их изобразили скульпторы? В каких городах они находятся? Как вы думаете, из какого материала они сделаны?



Все материалы к данному занятию, можно скачать, нажав на кнопку ниже.
Буду благодарна, если вы поделитесь данным занятием с друзьями, нажав на кнопки соц.сетей! Спасибо!

Журавль — птица из отряда Журавлеобразных семейства Журавлиные. Это птица водных и околоводных пространств. Селится она возле водоемов. У журавля длинные ноги и шея. Когда он летит, то всегда вытягивает ноги и шею в длину. Голова обычно маленькая. Может ходить по воде на мелководье, благодаря своим длинным и тонким ногам. Питается он водными насекомыми, которых вылавливает из толщи воды или достает, выкапывая из водного илистого грунта. Также может кушать семена, побеги и корни растений. На период размножения, как и многие птицы, образует пары. Строит гнездо на краю водоема, прячет его обычно в густой растительности. Птенцов бывает 2-5. Журавли — герои многих русских народных сказок. Часто они представлены в них очень умными созданиями. Нарисуем журавля поэтапно карандашом здесь на уроке.

Этап 1. Рисуем линии-помощники. Маленькая круглая головка, от которй спереди сразу же проводим две прямые черты, сходящиеся на конце и разделенные посередине прямой. Это клюв. От головы намечаем плавную S-изогнутую линию длинной шеи. Она соединяется с овальным туловищем. Снизу от него чертим ноги, согнутые в суставе.


Этап 2. Прорисовываем контуры головы, переходящей в шею. На голове обозначаем глаз со зрачком.

Этап 4. На боку туловища рисуем верхние перья крыла, сложенного в покое. После этого под первыми перьями показываем нижние перья.

Этап 5. Под брюхом журавля вдоль набросочных линий обозначаем ноги журавля. Они довольно тонки, утолщены лишь сверху и в месте сустава.

Этап 6. Внизу нарисуем его стопу с большими пальцами, три из которых направлены вперед, а один повернут назад. На пальцах покажем острые изогнутые когти.

Этап 7. А теперь оформим красивый пышный хвост птицы. Сзади туловища делаем перья, сначала верхний слой, затем нижний слой перьев.

Этап 8. Детализируем перышки, показывая ствол и бороздки первого порядка (см. наш урок по рисованию пера).

Этап 9. Вот так выглядит нераскрашенный журавль.

Этап 10. А теперь раскрасьте его так, как это сделали мы.

Старая поговорка гласит, что друг познается в беде. А мудрый тут же добавляет: и в еде. Действительно, ничто так сильно не объединяет, как общая трапеза. И в горе, и в радости люди садятся за стол, устраивают посиделки тихие или шумные - по ситуации. Нелегко забыть того, с кем ты разделил свой последний кусок хлеба. Невозможно вернуть друга, который, поделив с тобой этот кусок, тут же совершил предательство. Словом, всем ясно: пища - не только средство существования, питание для тела, но и нечто большее.

Кроме того, во время еды гость беззащитен, поэтому согласие на совместный перекус означает скорее доверие и положительный исход каких-либо переговоров, а вот получить отказ на предложение принять участие в трапезе - плохой знак. Поэтому, во избежание раздоров, стоит быть предупредительнее с сидящими за одним столом. Вы не удивитесь, наверное, узнав, что сказка на эту тему тоже есть.

Когда-то, в стародавние времена, животные в лесу не были звеньями пищевой цепи и даже ходили друг к другу в гости. Вот тогда Лиса и решила подружиться с Журавлём. Журавль - птица статная и умная, чем не пара для красавицы Лисы? Подумала она так, пригласила Журавля и принялась готовить угощение. Приготовила с душой, как и полагается для друга. Она сварила своё любимое блюдо - сладкую манную кашу. Потом достала самые красивые тарелки и уселась у окна в ожидании гостя.

Гость вскоре появился из лесных зарослей, стремительно пересёк опушку, шагая своими длинными ногами, и хозяйка с радушной улыбкой открыла дверь. Но уже вскоре стало понятно: что-то не заладилось. Лиса лизала и лизала кашу, а статный гость лишь иногда постукивал клювом по нарядной тарелке. Незаметно для себя Лиса принялась за порцию Журавля и прикончила её за считанные секунды. Дошла до пытливого читателя и финальная фраза этой сцены: «Не обессудь, куманёк! Больше потчевать нечем».

Долг платежом красен! Пригласил и Журавль Лису к себе на обед. Наготовил окрошки, налил в кувшин с узким горлышком, а что было дальше, всем известно. Лисе тоже не удалось угоститься, и слова она услышала будто эхом повторенные: «Кушай, кумушка! Право, потчевать больше нечем».

Печальный итог этой истории тоже все помнят: с тех пор и дружба у Лисы с Журавлём врозь!

Нарисуем незадачливых друзей! Давайте возьмём:

— Лист белой бумаги размера А4;
— Цветную бумагу синего и оранжевого цветов;
— Клей и ножницы;
— Фломастеры или цветные карандаши.

Многим художникам трудно преодолеть боязнь чистого листа. Особенно тем, что вышли из возраста, когда каляки-маляки ложатся на бумагу легко и радость возникает только от факта, что изобразительное средство оставляет след. Существуют разные способы борьбы с этой болезнью, и один из них мы рассмотрим прямо сейчас.

Картинка наша состоится путём смешения двух техник: аппликации и графики. Вырезаем из оранжевого листа цветной бумаги кружок и трапецию, а из синего - кружок и овал и вместе с маленьким художником составляем композицию из этих фигур с учётом того, что оранжевые заготовки - это Лиса, а синие - Журавль. Выбранные два оттенка составляют собой пару дополнительных цветов, что заранее обеспечивает успех работы, потому что дополнительные цвета наиболее ярко подчёркивают друг друга. Теперь достаём фломастеры и предлагаем нашему творцу дорисовать все остальные детали. Таким образом, составить композицию из готовых фигур значительно легче, ведь ход работы над картиной уже наполовину задан.

Можно добавить в рисунок красок, если для основы взять цветную бумагу. Главное только, чтобы ни синий Журавль, ни оранжевая Лиса на этом фоне не потерялись. Вот мы, например, взяли жёлтый лист.

Когда я читаю повествование о Лисе и Журавле, мне трудно поверить в то, что оно написано для детей. Мне кажется, что интерес ребёнка к этой сказке поддерживается скорее тем, что её герои - это животные, а именно милая рыжая зверушка и выразительная длинноногая птица. Не уверена, что дети могут отомстить так изощрённо, как Журавль, по крайней мере дети того возраста, для которого предназначена сказка. Скорее всего, Лиса и Журавль хотят предостеречь нас, взрослых: нельзя приучать детей жадничать и искать свою корысть, это никому не приносит счастья.

С течением времени мне стало понятно умиление, с которым бабушки смотрели на нас - детей, поглощающих одну за другой спелые ягоды клубники или свежеиспечённые блинчики. Помню счастье в те моменты, когда приходилось обедать или ужинать с подругами, как это роднило и сближало. И как больно было от понимания, что твоя бабушка старается подложить лучший кусок тебе, а не соседской девочке.

Счастья почти всегда не хватает. Можно думать, что это от недостаточного количества денег и прочих средств, можно грустить, что на свете мало осталось любящих тебя людей, можно искать сочувствия у случайных попутчиков. Но самый простой способ ощутить счастье - это угостить друзей своих детей, усадить их за один стол или даже просто насыпать в сложенные лодочкой ладошки горсть ягод или, допустим, конфет. И настроение сразу улучшится. Если не верите мне, то спросите у гостеприимных бабушек, они знают толк.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

3 Comment threads

1 Thread replies