1. Как ребёнок произносит звуки [Ш], [Ж]?

Шипящие звуки [Ш], [Ж] не всегда получаются даже у шестилетнего ребёнка. Вместо слова «шишка» можно услышать «сыска», «фыфка», «тытка», и даже… «хыхка». Ну, точь в точь, как в «Денискиных рассказах» В. Драгунского. В первом случае налицо замена шипящих на свистящий звук [С]. Во втором случае - губно-зубное произнесение шипящих, в третьем - призубное. В последнем случае мы наблюдаем заднеязычный вариант произнесения шипящих. Все эти дефекты не являются нормой. Они так же, как дефекты звуков [С], [С"], [З], [З" ], [Ц] имеют названия сигматизмы ипарасигматизмы .

До сих пор ведутся споры: считать ли дефектным нижнее произношение шипящих? При таком варианте произнесения звуков [Ш] и [Ж] широкий кончик языка располагается внизу ротовой полости, а спинка языка круто поднимается вверх, к нёбу, образуя щель. Логопеды старой формации исправляют подобное произношение. Молодые специалисты считают подобное положение вещей нормой и оставляют всё как есть.

2. Произношение шипящих в норме

Для того, чтобы правильно произнести шипящие [Ш], [Ж], язык должен занять определенное положение в ротовой полости. Он непременно широкий, передний край языка поднят вверх и образует щель с твердым нёбом возле верхних передних резцов, боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам. Важно, чтобы язык был абсолютно симметричен, в противном случае может получиться боковое произношение шипящих. Нам, взрослым, конечно, хорошо рассуждать и показывать, как всё должно быть. А каково ребёнку? Он ведь ещё не может в совершенстве управлять своими артикуляционными органами, да они его и не слушаются! Вот как, скажите на милость, сделать язык широким, если он упорно превращается в подобие шила, да ещё норовит съехать вбок! А поднять его вверх вообще не представляется возможным, т.к. этот «байбак» устроился во рту и лежит себе, полёживает.

3. Упражнения, которые помогут поставить шипящие звуки

а) Упражнения для языка

Придать языку нужную форму помогут специальные артикуляционные упражнения. Чтобы ребёнку было интересно их выполнять, облекаем всё это в сказочную форму. Самое время вспомнить о гномике Язычке и послушать его забавные истории. Если вы забыли, то напоминаем, что истории из жизни этого гномика рассказываются только сидя перед зеркалом. О чем же сегодняшняя? Все очень прозаично… Гномик Язычок завтракает.

«Завтрак Язычка»

«Гномик Язычок в задумчивости стоит на кухне и никак не может решить, что же приготовить на завтрак. Наконец, он берет сковородку. (Упражнение «Сковорода» : рот приоткрыт в улыбке, широкий передний край языка лежит на нижней губе, боковые края приподняты, по кромке языка образуется как бы валик. Удерживать в таком положении не менее 10 секунд.) «Нет, не буду ничего жарить!» Гномик убирает сковородку в шкаф. (Язык убрать, рот закрыть.) «А впрочем, можно попробовать!» Сковородка снова достается и ставится на плиту (Упражнение «Сковорода»). Тут взгляд Гномика падает на розовую чашечку. «Лучше чай!»- думает Язычок и достаёт чашечку. (Упражнение «Чашечка» : рот открыт, широкий язычок с высоко приподнятыми краями находится возле верхних зубов. Важно, чтобы нижняя губа при этом не «подсаживала» язык, и он удерживался в этом положении самостоятельно не менее 10 сек.) . В это время - звонок в дверь. Пришли друзья. Для каждого надо достать из буфета чашечку. (Упражнение «Чашечка» выполняется столько раз, сколько друзей пришло к гномику .)»

Просто замечательно, если оба эти упражнения малыш выполнил с первого раза правильно. А если проблемы? К примеру, не удаётся сделать язык широким. Придется упростить упражнение и наказать непослушный язычок, шлёпая его губами: «пя-пя-пя-…». Наконец, язык распластался и послушно лёг на нижнюю губу. Теперь самое время испечь блинчики. (Упражнения «Блинчик»: удерживать широкий язычок на нижней губе в спокойном состоянии не менее 10 секунд. ) Блинчики печем в достаточном количестве: их должно хватить на всех! Следите, чтобы они были правильной округлой формы с ровными краями. Ах, как же вкусно! От удовольствия оближем верхнюю губу. Но не из стороны в сторону, а широким язычком сверху вниз. И еще раз. И ещё…

Будем надеяться, что с одной проблемой мы справились: язычок научился быть широким . Переходим к следующему этапу: научим язычок удерживаться за верхними зубами. Но это уже следующая история:

«Смелый наездник собрался по грибы»

«Гномик Язычок обожает скакать на лошадке. Он берёт в руки поводья и умело управляет своим скакуном. (Упражнение «Лошадка»: звонко поцокать язычком.) Сначала лошадка скачет медленно, затем - все быстрее и быстрее. Куда же направляется наш смелый наездник? В лес. Сколько же здесь грибов! Вот под елкой спрятался крепкий боровичок. (Упражнение «Грибок»: широкий язык присасывается своей поверхностью к небу. Верхняя часть языка - шляпка гриба, подъязычная уздечка - ножка. Растянуть ее как можно больше, широко открыв при этом рот. Следите, чтобы ребёнок не просто поднял язычок вверх, а именно присосал его к нёбу! Удерживать в таком положении не менее 5 секунд.) Гномик срезал грибок (опустить язык на дно ротовой полости) и тут же увидел розовую волнушку (снова сделать «Грибок», удерживая язык в этом положении уже не менее 8 секунд).

На полянке возле молоденькой осинки росли два ярко-красных мухомора. Их шляпки были такими большими! Мухоморы раскачивались на своих тоненьких ножках, и, казалось, вот-вот должны упасть. (Ребенок и взрослый делают «Грибок» и удерживают язык как можно дольше. Идет как бы соревнование: чей грибок дольше простоит.)

Мухоморы гномик брать не стал: они ведь ядовиты! Зато он насобирал полную корзину других грибов: белых, подберезовиков, подосиновиков, рыжиков (еще несколько раз выполнить упражнение «Грибок»).»

Надо сказать, что упражнение «Грибок» достаточно сложное, и не каждый малыш сможет выполнить его с первого раза. Наверняка, форма «шляпки» будет не круглой, язык присосётся к нёбу не всей поверхностью, а лишь кончиком. Придётся вернуться к упражнению «Лошадка» и попросить ребёнка не «отщелкивать» язык во время «цокота», а как можно дольше задержать (застрять) на нёбе. Должно получиться! С каждым разом время «застревания» продляется.

Больше всего малышам нравится упражнение «Фокус» . Это не только эффектное, но и очень эффективное упражнение. Оно применяется логопедами при постановке шипящих с давних пор. Широкий (в форме «чашечки») язычок высунуть изо рта, передний его край приподнять к носу, но ни в коем случае не прижимать к верхней губе! Между языком и верхней губой остается щель. Губы растянуты в улыбке, боковые края языка соприкасаются с уголками рта. Пока ребёнок будет выстраивать эту сложную конструкцию, вы кладёте ему на кончик носа кусочек ватки. А теперь малыш должен подуть на ватку, не теряя формы языка. Ватка летит вверх. Если этого не происходит, значит, струя воздуха пошла не в том направлении, например, в углы рта, или в щёки. А может быть, кроха не удержал язык, и тот «отполз» в рот.… Нужно вновь придать языку правильную форму. Возможно, на это уйдёт не одно занятие. Терпение, и ещё раз терпение. Воздушная струя очень важна при постановке шипящих. Но не менее важен путь её следования. В норме на звуках Ш, Ж, воздух идёт строго посередине языка. Следует также обратить внимание и на нижнюю губу. Она порой мешает: подворачивается за нижние зубы, излишне напрягается, «подсаживает» язык. От подобных «медвежьих» услуг придётся отказаться.

Ещё одно упражнение для освоения шипящих: «Болтун-болботун» («Индюк»): широкий язык выбрасывается изо рта и бьёт по верхней губе, издавая характерные звуки.

б) Упражнения для губ

Губы играют немаловажную роль при произнесении шипящих. Они должны вытягиваться вперёд «хоботком». Но подобную форму губам удаётся придать не сразу. Придётся вновь прибегнуть к артикуляционным упражнениям(«Трубочка», «Хоботок», «Воронка»)

Все эти упражнения, а также истории о Язычке вы найдёте на нашем сайте в разделах «Классическая артикуляционная гимнастика » и «Сказочные истории из жизни Язычка».

4. Как исправить боковое произношение шипящих

Наиболее сложный для исправления случай, - это боковой сигматизм шипяших . При нём один из боковых краёв языка всё время опускается и не желает удерживаться в верхнем положении. Звуки приобретают хлюпающее звучание, щека при этом вибрирует. Это может быть следствием гипотонуса мышц языка. В этом случае придётся прибегнуть к массажу и постановке звуков при помощи специальных зондов. Эти зонды есть у логопедов, а вот в семье они вряд ли найдутся. Зато чайные ложечки, думаю, есть у всех. Они-то и помогут выровнять язык при произнесение звуков [Ш], [Ж]. При выполнении упражнений «Чашечка », «Фокус » взрослый помогает ребёнку сформировать нужную форму языка с помощью черенка ложечки, приподнимая язык снизу вверх.

5. Постановка звуков [Ш], [Ж]

После того, как перечисленные выше упражнения будут выполняться ребёнком легко и непринужденно, стоит заняться и постановкой самих шипящих. Без игры здесь вряд ли обойтись.

Шипение, это привилегия змеи. Поэтому стоит изобразить её, используя … руку. Она-то и будет змеёй: кисть - голова, всё остальное - гибкое тело. Вот «змея» ползёт по столу. Потом приподнимает голову, делает стойку (опора на локоть ), вытягивает голову вперёд, и, раскрывая пасть, шипит: «Ш-ш-ш-…». При этом стоит обратить внимание ребёнка на то, что язык - «чашечка» поднят вверх, а губы вытягиваются вперёд трубочкой. Если с этим проблема, большим и указательным пальцами слегка надавите на щёки в районе углов рта, придавая губам форму «трубочки». Пусть кроха ещё раз изобразит змею и пошипит. Неужели вновь неудача? Не отчаивайтесь. На помощь вновь придёт черенок чайной ложечки. Если ребёнок чисто произносит звук [С], пусть воспроизведёт его, а вы в это время подводите черенок ложечки под язык, приподнимаете его вверх к нёбу и чуть-чуть отодвигаете назад. Будьте осторожны, не надавливайте сильно на язык. Получилось? Порадуйтесь вместе с ребёнком чистому звучанию [Ш_______]. Вместе с ребёнком вспомните, где ещё можно услышать этот звук?

Шипение воздуха, выходящего из сдуваемой шины;

Лес шумит на ветру;

Мышь скребётся под полом;

Шипение рассерженной кошки;

Шуршание осенней листвы под ногами и т.д.

Всё это ребёнок должен изобразить с помощью голоса и звука [Ш].

Аналогично идёт работа и над [Ж]. Только ставим его уже от звука [З]. Всё очень просто. Правда? Самое время изобразить доброго жука и пожужжать: «Ж-Ж-Ж-…». Кроме жука этот звук издают:

Работающие электромоторы

6. Автоматизация шипящих звуков в речи ребёнка

Закрепление звуков идёт сначала в изолированном произношении, затем - на материале слогов, потом слов, чистоговорок, потешек, скороговорок и текстов.

а) Закрепление шипящих звуков на материале слогов и слов

ША: шапка, шаг, шакал, шайба, шарф, шахта, шахтёр, шашка, шашки, шахматы

ШО-ШЁ: шов, шёл, шёлк, шёпот, шомпол, шок, шоколад, шёлковый

ШУ: шуба, шубка, шум, шут, шутка, шуршит, шутник, шустрый

ШИ: шина, шипы, шить, шиповник, ширь, широко, шибко

ШЕ: шесть, шерсть, шелка, шептать, шелестит, шести т.д.

ЖА: жар, жаба, жаровня, жабо, жасмин, жакет, жарко, жалюзи

ЖО-ЖЁ: Жора, жор, жёлтый, жёлуди, жёрдочка, жёрнов

ЖУ: жук, жучок, журавль, журчит, жужжит, жутко, жупан

ЖИ: жир, живот, жила, жить, животные, Житомир жимолость

ЖЕ: Женя, железо, жезл, желтеть, жена, жесть т.д.

Не лишним будет вспомнить, что звуки [Ш], [Ж] появляются в «ласковых» словах. Пусть ребёнок не только потренируется в произношении шипящих, но и в образовании слов. Предложите ему для начала образовать уменьшительно-ласкательные формы имён: Настя - НастюШа, НастасьюШка; Илья - ИлюШа, ИлюШенька, Оля - ОлюШка и т.д. А теперь такие слова (со звуком [Ш]): голова - головуШка (сторона, изба, борода, ворона, камень, горе, перо, зерно, крыло, солнце, дно, пятно, поле, пальто, трус, заяц, волк, воробей, деревня и т.д.);

(со звуком [Ж]): сапог - сапоЖок (друг, пирог, круг, долг, берег, долг, творог, утюг, стог, флаг, шаг, нога, порог и т.д.)

Здесь же можно вспомнить животных и их детёнышей:

Ребёнок очень быстро втянется в подобное словотворчество а вам придется придумывать новые игры и подбирать для него более сложный речевой материал на звуки [Ш], [Ж]. Например, игра «Превосходнейшие слова» (звук Ш):

Как сказать о самом-самом?

Самом сильном, самом слабом?

Сильный - сильнейШий,

Слабый - слабейШий

свежий - …

(вкусный, простой, полезный, светлый, честный, новый, добрый, чистый и т.д.)

Нельзя обойти вниманием и наречия: близко - блиЖе, дорого - дороЖе (молодо, низко, поздно, плохо, редко, твёрдо, туго, узко, глубоко и т.д.)

И, конечно же, неоценимую помощь в деле автоматизации шипящих звуков окажут так называемые предметные картинки, в названии которых встречаются шипящие.

б) Закрепление шипящих звуков при помощи чистоговорок:

ША-ША-ША, ША-ША-ША: Мама любит (моет, кормит) малыША.

ШО-ШО-ШО, ШО-ШО-ШО: На прогулке (в наШЕм доме) хороШО.

ШУ-ШУ-ШУ, ШУ-ШУ-ШУ: ШАрф повяЖЕм (ШАпку свяЖЕм) малыШУ.

ШЕ-ШЕ-ШЕ, ШЕ-ШЕ-ШЕ: ШУба, ШАрф (ШАпка, ШАрф) на малыШЕ.

ШИ-ШИ-ШИ, ШИ-ШИ-ШИ: Игры (ШАШки) любят малыШИ. и т.д.

ЖА-ЖА-ЖА, ЖА-ЖА-ЖА: Есть еЖАта у еЖА (Есть морЖАта у морЖА).

ЖУ-ЖУ-ЖУ, ЖУ-ЖУ-ЖУ: Молока дадим еЖУ. Ты послушай, я скажу.

ЖИ-ЖИ-ЖИ, ЖИ-ЖИ-ЖИ: Очень славные еЖИ! А теперь и ты скаЖИ.

ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ, ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ: фильм посмотрим о еЖЕ (о морЖЕ). и т.д.

в) Закрепление шипящих звуков при помощи потешек:

Зайчишка

ЗайчиШка- трусиШка по полю беЖал,

В огород забеЖал.

Морковку наШёл, капустку наШёл

К нам в гости приШёл.

Павушка

ПавуШка летала,

ПерыШки роняла.

- Кому эти перыШки?

- Родимому ВовуШке.

- На что ему перыШки?

- Шапочку пуШить.

- На что Шапочка?

- ДедуШке дарить.

Дадим Вове каШи

В красной чаШе,

Хлебы краюШку,

Меда кадуШку,

ПыШки, лепеШки,

Куриные ноЖки.

Мария-солнышко

Мария -солныШко,

Полети на облыШко,

Принеси с небуШка

Меда да хлебуШка,

ПлюШек, преснуШек,

Сладких ватруШек.

Котишко

КотиШко-мурлыШко,

Серый хвостиШко.

Не лезь в плоШку

Не обиЖай АнтоШку.

НаШ АнтоШка малыШок,

Роста у него - верШок.

Топотушки

Топ-топ! ТопотуШки!

ПляШет зайка на опуШке,

ПляШет ёЖик на пеньке,

ПляШет чиЖик на сучке,

ПляШет Жучка на крылечке,

ПляШет коШка возле печки,

ПляШет мыШка возле норки ,

ПляШет миШенька на горке

А лоШадка - на дороЖке,

Тараканы - на пороЖке.

Топ-топ! ТопотуШки!

ХороШи у нас частуШки!

Улитка

Улитка, улитка,

Высунь роЖки,

Дадим лепёШки,

Свиные ноЖки,

КаШи горШок,

Хлеба вороШок.

г) скороговорки

Ш

Шила в мешке не утаишь.

Шутил, да вышутил.

Луша у душа мыла шею и уши.

Метил в лукошко - попал в окошко.

Наш Филат не виноват, и ваша Ната не виновата.

Не найду я ушки у нашей лягушки.

Пыхтит, как пышка, пухлый Мишка.

Я по камешкам пошёл, шубу шёлкову нашёл.

Тимошкина шавка тявкнула на Пашку. Бьёт Пашка шапкой Тимошкину шавку.

Ваша Парашка, а на ней наша рубашка.

Времена шатки, береги шапки.

Макар да кошка, комар да мошка.

Наш Гришка не берёт лишка.

Работай до поту - покушаешь в охоту!

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

Кошка на окошке шьёт рубашку для Ермошки.

По ремешку, по брёвешку боком проведу кобылку.

На окошке крошку-мошку ловко ловит лапой кошка.

Наша река широка, как Ока, так, как Ока, широка наша река.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

Ж

Живи да не тужи.

Не живут ужи, где живут ежи.

У ежа - ежата, у ужа - ужата.

Уже ужи в луже.

Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки.

Делай добро и жди добра.

Вожжи из кожи в хомут вхожи.

Жужжит над жимолостью жук. Тяжелый на жуке кожух.

Жутко жуку жить на суку.

жужжала муха, дожужжалась паука.

д) Закрепление шипящих звуков на материале текстов (в том числе и стихотворных)

Там - шипит, тут - шуршит .

Кот шипит, подравшись с кошкой: Ш-ш-ш-…

Гусь - гоняясь за Антошкой: Ш-ш-ш-…

А змея - увидев мышку: Ш-ш-ш-…

Пар - подняв в кастрюле крышку: Ш-ш-ш…

Лист шуршит, упав под ноги: Ш-ш-ш-…

Ёж - газетой на дороге: Ш-ш-ш-…

То шипенье, то шуршанье…

Повторим это звучание: Ш-ш-ш-…

(Е.Г.Карельская)

Карельская Елена Германовна, учитель-логопед высшей категории

(В статье даны стихотворения, сказочные истории и артикуляционные сказки автора из книг «Растим говорунов», «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев» М. изд. «Дрофа» 2007 г..)

Нравится

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

ДЛЯ ЧЕГО?

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой дети смогут овладеть правильным произношением гораздо быстрее и эффективнее: дети смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, ведь их мышцы будут уже подготовлены к воспроизведению звуков.

КАК?

Занимаемся с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)? Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, и малыш не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж.

ГРУППА ЗВУКОВ

НАЗВАНИЕ

ОПИСАНИЕ

Упражнения на постановку свистящих звуков

«Загнать мяч в ворота»

"Змейка"

"Лопаточка"

«Почистим зубки»

Улыбнуться. Показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

«Горка»

Рот приоткрыть, улыбнуться. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы (если подуть, получится звук С).

"Катушка"

Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык " выкатывать" вперед и убирать вглубь рта.

ДЛЯ КАЖДОГО ЗВУКА СУЩЕСТВУЕТ СВОЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ.

ГРУППА ЗВУКОВ

НАЗВАНИЕ

ОПИСАНИЕ

Упражнения на постановку шипящих звуков

«Загнать мяч в ворота»

Вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками)

Улыбнуться. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу, и как бы произнося длительный звук Ф сдуть ватку на противоположный край стола.

"Змейка"

Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта.

"Лопаточка"

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал.

"Трубочка"

Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе

"Вкусное варенье"

Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

"Чашечка"

«Маляр»

"Лошадка"

"Грибок"

ДЛЯ КАЖДОГО ЗВУКА СУЩЕСТВУЕТ СВОЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ.

ГРУППА ЗВУКОВ

НАЗВАНИЕ

ОПИСАНИЕ

Упражнения на постановку сонорных звуков Л-ЛЬ-Р-РЬ

"Лопаточка"

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал.

"Чашечка"

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их.

«Маляр»

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Медленно ведём язычком по нёбу от зубов вглубь ротовой полости и обратно (белим потолок).

"Лошадка"

Цокать языком. Тянуть подъязычную связку.

"Грибок"

Открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть

«Пароход»

Улыбнуться, приоткрыть рот, слегка прикусить кончик языка и подуть /длительно произносить звук Ы/ (гудит пароход), получается звук Л.

«Барабанщик»

Улыбнуться, приоткрыть рот, в разном темпе произносить звук Т. Следить, чтобы двигался только кончик языка, челюсть при выполнении упражнения не двигается.

«Имитация стрельбы»

Длительное произношение сочетания звуков ТР (при длительном произношении слышится звук Р)

«Балалайка»

Улыбнуться. Поднять широкий кончик языка к верхним зубам, завести указательный палец правой руки под язык. При длительном произношении звука З или Ж быстро водим пальчиком под языком (получается звук близкий по звучанию к Р)

«Качели»

Улыбнуться, открыть рот. Тянемся языком к верхним и нижним зубкам поочередно, имитируя взлет качелей.


Предлагаю вниманию логопедов картотеку индивидуальных занятий с детьми с ОНР. Картотека предназначается для автоматизации и дифференциации шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста. Занятия комплексные и охватывают все разделы логопедической работы с детьми.

Звук [Ш]

Занятие № 1

2. Пальчиковая гимнастика:

3. Постановка звука [Ш]

Утка — , утюг — , улитка — , улица — ;
Антенна — , арбуз — , аптека — , ананас — ;
Ива — , индюк — , иволга — , игрушка — ;
Обруч — , Оля — , ослик — ,

7. Игра «Внимательные ушки» — выделение гласных звуков: А,У,И,О,Ы из ряда звуков:

И,О,А,О,У, Ы
А,И,Ы,О,У,А
О,Ы,У,И,О,А
У,О,Ы,И,А,У

Звук [Ш]

Занятие № 2

1. Артикуляционная гимнастика для звука [Ш]

«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Блинчик», «Чашечка», «Грибок», «Лошадки».

2. Пальчиковая гимнастика:

«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Бегают человечки»

3. Развитие воздушной струи – упражнение «Послушный ветерок».

4. Постановка звука [Ш]

5. Игра «4 лишний» (по теме недели).

6. Игра «Найди звук» (А,У,И,О) в начале и конце слов

7. Развитие связной речи — пересказ рассказа «Овощи»

8. Слоговая структура (игры)

9. Игра «Найди отличия»

Звук [Ш]

Занятие № 3

1. Звук [Ш] –рассматривание положения артикуляционных органов, губы слегка вытянуты и округлены, зубы «заборчиком со щелью», язык поднят вверх, воздух теплый, струя направлена вверх.

2. Слоги и слова:

Ша-ша-ша – шапка шо-шо-шо – шов
Ша-ша-ша – шаль шо-шо-шо – шёпот
Ша-ша-ша— — шахматы шо-шо-шо – шок
Ши –ши-ши – шина шу-шу-шу – шуба
Ши-ши-ши – шипы шу-шу-шу – шутка
Ши-ши-ши – шиповник шу-шу-шу – шум

3. Слоговые ряды:

Ша-шо-шу-ши шу-ши-ша-шо
Шо-шу-ши-ша ши-ша-шо-шу

4. Слова и предложения

а) Маша наши
Даша ваши
наша уши
каша шея

б) Маша под душем моет шею и уши.
Наша Маша под душем моет шею и уши.
Даша под душем моет шею и уши.

5. Игра в мяч – припоминание слов со звуком Ш.

6. Игра «Запомни, повтори»
Шапка – шуба – шиповник – шёпот

7. Игра «Назови ласково»: Маша — , Саша — , Даша — ,

Звук [Ш]

Занятие № 4

1. Звук [Ш] (длительное и многократное произнесение)

2. Слоги и слова:

Аш-аш-аш – ваш уш-уш-уш – мушка
Аш-аш-аш – наш уш-уш-уш – ушки
Аш-аш-аш – башня уш-уш-уш – пушка
Аш-аш-аш – кашка иш-иш-иш – мишка
Ош-ош-ош – кошка ыш-ыш-ыш – мышка
Ош-ош-ош – мошка ыш-ыш-ыш – пышка

3. Слоговые ряды:

Аш-ош-уш-ыш уш-ыш-аш-ош
Ош-уш-ыш-аш ыш-аш-ош-уш

4. Выбор слов со звуком [Ш] из рассказа «Кошка и мышка».

Все ушли из дома. Одна кошка сидит на окошке. Кошка видит мышку. А мышка не видит кошку. Мышка шмыг на кухню. Там на столе пышка. Мышка ест пышку. А кошка – с окошка и за мышкой.

5. Слоговая структура слов (игры)

6. Звуковой анализ: АШ, ОШ, УШ, ЫШ

7. Игра «Один и много» (слова со звуком [Ш])

8. Игра «Назови ласково»: машина — …, шишка — …,

9. Игра «Телеграф» (деление слов на слоги): шапка, шарф, шина, машина, шары, шиповник.

Звук [Ш]

Занятие № 5

1. Артикуляционная гимнастика для звука [Ш]

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Звук [Ш] (длительное и многократное произнесение)

4. Слоговые ряды:

Шка-шко-шку-шки ашк-ошк-ушк-ишк
Шко-шку-шки-шка ошк-ушк-ишк-ашк
Шку-шки-шка-шко ушк-ишк-ашк-ошк
Шки-шка-шко-шку ишк-ашк-ошк-ушк

5. Заучивание скороговорки:

«Тише, мыши, тише, мыши,
Кот сидит и еле дышит»

6. Подбор предметов к признакам:

Плюшевый плюшевая плюшевое
Пушистый пушистая пушистое

7. Связная речь: составление рассказа по опорным словам с использованием сюжетной картинки «Мишка» (Алёша, машина, шесть, бабушка,дедушка, мишка, плюшевый)

8. Звуко-слоговой анализ (Маша, душ)

9. Слоговая структура (игры)

10. Игра «Запомни-повтори)

Каша – машина – шишка – кукушка
Мышка – кошка – шапка – пушка
Мошка – уши – Даша – Саша

Дифференциация [С]-[Ш]

Занятие № 1

2. Повторение звука С, слоговых рядов, слов, чистоговорок.

3. Повторение звука Ш, слоговых рядов, слов, чистоговорок.

4. Слоговые ряды:

са-ша ша-са са-са-ша ша-ша-са
со-шо шо-со са-ша-ша ша-са-са
су-шу шу-са са -ша-са ша-са-ша
сы-ши ши-сы

5. Игра «Подарим картинки Сане и Маше»

(носки, аист, коляска, шуба, шкаф, мышь, сумка, вишни, ступеньки, мешок, стакан, шишки, космонавт, подушка, кувшин, кукушка, сосна, пылесос)

6. Игры на развитие памяти и внимания с этими картинками «Что изменилось?», «Отгадай указанную картинку».

7. Упражнение в согласовании – игра «1-2-5» с этими картинками.

8. Звуковой анализ слов: сам, шум (схема)

9. Слоговая структура слов (игры)

10. Связная речь – составление предложений из з-х слов
(схема предложений)

Дифференциация [С]-[Ш]

Занятие № 2

1. Звуки [С]-[Ш] (попеременное произнесение)

2. Игра «Наоборот»

а) слоги: са-са-са — ша-ша-ша аш-аш-аш – ас-ас-ас
со-со-со - ош-ош-ош –
су-су-су - уш-уш-уш –
сы-сы-сы - иш-иш-иш –
б) слова: уши – усы вас – ваш
шутки - посол –
кашка - масса –
Машка - Сашка –
Мишка - саман –
шины - басня –
наш - мыс –

3. Заучивание чистоговорки:

«Наша большая пушистая кошка сидит на окошке,
А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка»

4. Подбор признаков и действий на звуки [С]-[Ш] к предмету:

Кошка
Большая спешит
Пушистая дышит
Смешная шалит
Ушастая спит
Плюшевая ест

5. Звуковой анализ: шуба, сады

6. Игры «Один-много».

Дифференциация [С]-[Ш]

Занятие №3

1. Звуки [С]-[Ш] (попеременное произнесение).

2. Слоговые ряды:

Сна-сно-сну-сны асн-осн-усн-ысн
Сно-сну-сны-сна осн-усн-ысн-асн
Сну-сны-сна-сно усн-ысн-асн-осн
Сны-сна-сно-сну ысн-асн-осн-усн

Шна-шно-шну-шны ашн-ошн-ушн-ышн
Шно-шну-шны-шна ошн-ушн-ышн-ашн
Шну-шны-шна-шно ушн-ышн-ашн-ошн
Шны-шна-шно-шну ышн-ашн-ошн-ушн

3. Рассказ «Сосна» (заучивание или пересказ)

Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. А высоко, на самой макушке,- большие шишки. Шишки с шумом падают вниз, на землю. Под сосной много шишек. Саша и Маша поднимают шишки. С пакетом шишек они спешат домой. А сзади доносится шум соснового леса.

4. Выделение из рассказа слов

Со звуком С;
- со звуком Ш.

5. Отгадывание загадок — описаний о перелетных птицах.

6. Игра «Телеграф» (деление слов на слоги):

сам, шуба, сок, шары, сапоги, салют, шапка, шины, самокат, шиповник, шум, сын, сани.

Звук [Ж]

Занятие № 1

«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Блинчик», «Чашечка».

2. Пальчиковая гимнастика:

«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Бегают человечки»

3. Постановка звука [Ж]

4. Игра «4 лишний» (по теме недели)

5. Игра «Один – много» (существ. ед и мн. числа)
Стол — …, диван — …, кровать — …, шкаф — … и т.д.

6. Слоговая структура слов (игры)

7. Игра «Внимательные ушки» — выделение звука [Ж] из ряда звуков, из начала слов (шум, жук, чай, живот, кот, Женя, Галя, животные …)

8. Связная речь: игра «Собери цветок»

9. Развитие внимания, памяти: игры «Что изменилось?», «Запомни – назови».

Звук [Ж]

Занятие №2

1. Артикуляционная гимнастика для звука [Ж]

«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Блинчик», «Чашечка».

2. Пальчиковая гимнастика:

«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Бегают человечки»

3. Постановка звука [Ж]

4. Игра «4 лишний» (по теме недели)

5. Игра «Назови ласково»

Стакан — …, ложка — , чашка -…

6. Слоговая структура слов (игры)

7. Игра «Внимательные ушки» — выделение звука [Ж] из слов (шум, жук, чай, живот, кот, Женя, Галя, животные …)

8. Связная речь: составление рассказа – описания по схеме (по теме недели)

9. Звуковой анализ слов (схема): жук, жаба

10. Развитие внимания, памяти: игры «Что изменилось?», «Запомни – назови».

Звук [Ж]

Занятие №3

4. Звук Ж –Ж – Ж (длительное произнесение)

5. Слоговые ряды:

Жа-жа – жа-жа-жа жа-жо-жу-жи
Жо-жо – жо-жо-жо жо-жу-жи-жа
Жу-жу – жу-жу-жу жу-жи-жа-жо
Жи-жи – жи-жи-жи жи-жа-жо-жу

Жаба жёлудь жук
Кожа жёлтый ежи
Лужа флажок ужи
Лежать снежок лыжи
Ножи лужок скажи

7. Игра «Длинные и короткие слова» (жук, жираф)

8. Договаривание предложений (добавляется словосочетание ежиха с ежатами в разных падежах)

Женя побежал к лесу и увидел …
- Он подбежал поближе к …
- От Жени убежали в глубь леса …
- Женя обежал всю опушку и не нашел …
Женя очень жалел, что не может показать, где живут …

9. Игра «Логопедическое лото» (звук [Ж])

10. Игра «Запомни – повтори»

Жить – ужинать – жевать, жук – жаба – жираф и т.д.

Звук [Ж]

Занятие № 4

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Самомассаж кистей и пальцев рук

3. Длительная воздушная струя – «Вертушка»

4. Звук Ж – Ж – Ж (длительное произнесение).

5. Слоговые ряды:

Жма – жмо – жму – жмы ажм – ожм – ужм – ыжм
Жмо – жму – жмы – жма ожм – ужм – ыжм – ажм
Жму – жмы – жма – жмо ужм – ыжм – ажм – ожм
Жмы – жма – жмо – жму ыжм – ажм – ожм – ужм

6. Слова – игра «Логопедическое лото» (на зв. [Ж])

7. Заучивание – «Жук»

Жук упал и встать не может:
Ждет он, кто ему поможет.

8. Фонематическое восприятие – выделение слов на звук Ж из чистоговорки о жуке.

9. Подбор признаков и действий к предмету

Жук
Маленький летит
Жужжащий сидит
Живой жужжит

10. Звуковой анализ (схема) — жук.

11. Игра «Телеграф» — деление слов (по теме недели) на слоги.

Звук [Ч]

Занятие № 1

«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Блинчик», «Чашечка».

2. Пальчиковая гимнастика:

«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Бегают человечки»

3. Постановка звука [Ч]

4. Игра «4 лишний» (по теме недели)

5. Игра «Посчитай» (согласование числительных с существительными в роде и падеже) (словарь по теме недели)

6. Слоговая структура слов (игры)

7. Игра «Внимательные ушки» — выделение звука Ч из ряда звуков, из начала слов (чашка, жук, чай, живот, чемодан, Женя, Галя, черный, чайник…)

8. Связная речь: распространение предложений путем введения в них однородных членов предложения.

9. Развитие внимания, памяти: игры «Что изменилось?», «Запомни – назови».

Звук [Ч]

Занятие №2

1. Артикуляционная гимнастика для звука [Ч]

«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Блинчик», «Чашечка».

2. Пальчиковая гимнастика: игра с пальчиками.

3. Постановка звука [Ч].

4. Звукоподражание:

как чикают ножницы: чик-чик-чик
паровоз: ч-ч-ч-ч-ч
вагоны: ч-ч-ч-ч-ч

5. Повтори за мной:

Слоги – ач-оч-уч-ич, уч-оч-ач, ич-оч-уч-яч.
Слова: плач, ткач, калач, дочь, ночь, печь, ключ, меч, мяч, колючка.

6. Слоговая структура слов (игры)

7. Связная речь – выучить диалог: «В магазине»

Сколько стоит кабачок? – Кабачок? Пятачок.
-Дайте два кабачка. – Дайте два пятачка.
-Пятачок и пятачок… — Нате, гривенничек.

8. Звуковой анализ слов (схема): чум, чижи

9. Развитие внимания, памяти: игры «Что изменилось?», «Запомни – назови».

Звук [Ч]

Занятие №3

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Длительная воздушная струя – «Загони мяч в ворота», «Послушный ветерок»

3. Звук Ч-Ч-Ч-Ч (длительное произнесение)

4. Повтори чистоговорки

Ча-ча-ча в комнате свеча
Чу-чу-чу молоточком я стучу
Чо-чо- чо у меня болит плечо
Чи-чи-чи у меня ключи
Чок-чок-чок у нас пятачок
Ач-ач-ач дайте мне калач
Оч-оч-оч наступила ночь и т.д.

5. Игра «Раздели слова на слоги» — тачка, бочка, водичка, ночка, печь, мяч и т.д.

6. Игра «Скажи ласково»

Цветок -… сундук — … бок — … шапка — … каблук — … замок — … подушка

7. Игра «Логопедическое лото» (звук [Ч])

8. Игра «Составь предложения» со словами: дочка, чай, почта, часы.

Звук [Ч]

Занятие №4

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Длительная воздушная струя – «Загони мяч в ворота», «Послушный ветерок»

3. Звук и буква Ч. Чтение слогов, печатанье.

4. Ответить на вопросы полным предложением:

Чем отпирают замок?
-Что пьют из чашки?
-Когда светит луна?
-Кто учит учеников в школе?
-Кто приносит газеты и письма?

5. Объясни значение пословицы: «хочешь есть калачи, не сиди на печи».

6. Игра «Скажи ласково»

Цветок -… сундук — … бок — … шапка — … каблук — … замок — … подушка — …

7. Запомни и назови ряды слов:

Ночь-ночка-ночной
Почта-почтальон-почтовый
Печь-печи-выпечка

8. Выучить загадку:

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Я стучу, стучу, стучу,
Я лечу, лечу, лечу,
Опоздать я не хочу
(поезд)

Звук [Ч]

Занятие №5

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Звук и буква Ч. Чтение слогов, слов, печатанье в тетради.

3. Д/игра «Звук заблудился»

На болоте нет дорог
Я по кошкам (кочкам)
Скок да скок.
Синее море пере нами
Летают майки (чайки) над волнами.

4. Звуковой анализ слов: мяч, часы

5. Запомни и назови ряды слов:

Ночь-ночка-ночной
Почта-почтальон-почтовый
Печь-печи-выпечка

6. Составить предложение по картинке с предлогами: из-за, из-под. Определить количество слов в предложении. Составить схему предложения.

7. Пересказ рассказа «Бабочка» с добавлением нового эпизода. Совершенствовать навык употребления сложных предлогов.
(поезд)

Звук [Щ]

Занятие №1

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

3. Слоги и слова

Ащ-ащ-ащ – плащ
Ощ-ощ-ощ – хвощ, овощ, помощь
Ещ-ещ-ещ – вещь, лещ
Ящ-ящ-ящ – хрящ
Ющ-ющ-ющ- плющ

4. Слоговые ряды

Ащ-ощ-ущ-ищ ущ-ищ-ащ-ощ
Ощ-ущ-ищ-ащ ищ-ащ-ощ-ущ

Борщ, клещ, прыщ, мощь
Хищный, хищник, товарищ
Мощный, овощной, сведущ

6. Чистоговорка

Ащ-ащ-ащ – у Тани новый плащ
Ещ-ещ-ещ – в реке плывет лещ
Ощ-ощ-ощ – у нас вкусный борщ

7. Звуковой анализ слов: щука, щит

8. Игра «Запомни, повтори»(см. п. 2,4)

9. Подбор предметов к признакам:

Хищный хищная хищное
Мощный мощная мощное
Овощной овощная овощное

10. Печатание буквы Щ, слогов, слов.

Звук [Щ]

Занятие №2-4

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Звук Щ (многократное произнесение)

3. Слоги и слова

Ща-ща-ща – щавель, роща, пищать
Щи-щи-щи — щит, ищи
Щу-щу-щу – щука, щупальцы
Щё-щё-щё – щётка, щёки, ещё
Ще- ще-ще – щель, щепка, щенок

4. Слоговые ряды

Ща-що-щу-щи
Що-щу-щи-ща
Щу-щи-ща-що
Щи-ща-що-щу

Площадь роща ущелье пещера ящерица щеколда площадка щипцы ящик угощать прощать сварщик защитник пища прищепка

«Вишневое варенье» . Широкими краями языка нужно облизывать нижнюю губу (в одну сторону, а затем в другую).

«Лошадка» . Попросите ребенка «пощелкать» языком так, как едет лошадка.

«Чашечка» . Рот приоткрыт. Широкий язык опустить на нижнюю губу, а затем приподнять его кончик и боковые края вверх. В средней части языка образуется углубление.

«Качели» . Поднимать и опускать широкий язык за зубами, касаясь его кончиком верхней десны, затем - нижней.

Развитие фонематического восприятия

Очень часто дети не только испытывают трудности при произношении определенных звуков, но и не могут выделить (распознать) их в речи .

Игра «Поймай бабочку» . Это упражнение можно использовать на этапе проверки фонематического восприятия и для его развития тоже.

Взрослый предлагает поймать бабочку ладошками, которую зовут «Ш». Взрослый произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши тогда, когда услышит нужный звук.

Если у ребенка нарушены другие звуки, не рекомендуется давать их в этом упражнении. Если малыш испытывает сложности при различении шипящих звуков (например, путает «Ш» и «Ж»), можно предложить поиграть таким образом, чтобы он хлопал на звук «Ш», а на «Ж» поднимал руки вверх.

Упражнение на определение позиции звука в слове

Оно подойдет для детей старшего дошкольного возраста. Нужно произнести слова и попросить определить, где находится звук «Ш» (в начале, середине или конце слова).

Слова могут быть такими: шапка, кошка, пушка, малыш, крепыш, шуруп, шорты, шпага.

Упражнения на постановку звука Ш

Чтобы добиться произношения изолированного звука, можно при помощи шпателя или простой ложки поставить язык в правильное положение .

Если ребенок хорошо произносит «С», попросить произнести его этот звук долго (с-с-с-с-с) или слог «СА», а в это время приподнять кончик языка с помощью ложки за верхние зубы, на альвеолы («С» превратится в «Ш»).

В этот момент постарайтесь переключить все внимание ребенка на то, как он произносит звук. Он должен понять и запомнить правильное положение органов артикуляции.

Многие логопеды пробуют ставить звук «Ш» от «Р» . Когда ребенок произносит длительный «Р», нужно остановить вибрацию кончика языка с помощью ложки или шпателя. Звук «Р» лучше произносить шепотом.

Постановка звуков осуществляется поэтапно. Как правило, вначале отрабатывается звук в слогах, а затем в словах, фразах и предложениях. Этот процесс называется автоматизацией звука.

Для того, чтобы отработать звук в слогах , ребенку предлагается повторить: ША – ША – ША, ШО – ШО – ШО, ШЕ – ШЕ – ШЕ, ШУ – ШУ – ШУ; АША – ОШО – УШУ и т.д.

После того, когда в слогах звук хорошо отработан, можно приступать к автоматизации в словах. Сначала подбираются слова, где Ш стоит в начале слова:

  • ША : шайба, шарфик, шахта, шаг;
  • ШО : шоколадка, шорох, шов;
  • ШУ : шустрый, Шурик, Шура, шум;
  • ШЕ : шелест, шептать, шесть, шерсть;
  • ШИ : шифр, шина, шиповник, шибко, шипы.

После этого подбираются слова, где звук занимает позицию в середине и конце слов.

На следующем этапе отрабатывается произношение в предложениях . Можно разучить с ребенком чистоговорки или короткие четверостишия, попросить повторить фразы или составить рассказ из набора слов: Как страшно мышке жить в норушке или Шила кукушка кукушонку капюшон. Как кукушонок в нем смешон .

Чтобы составить рассказ, нужно дать ребенку ряд опорных слов: матрешка, шар, шерты, шкаф, шапка, Наташа, Паша. Дайте название вашему рассказу (как мишка гостил в детском садике, как праздновали день рождения Мишка и Наташка).

Малыш должен составить рассказ опираясь на предложенные слова.

В продаже есть много интересных логопедических пособий . В них приведены разные интересные игры, наборы слогов, слов, предложений, стихов, которые можно использовать для домашних занятий с ребенком.

Старайтесь больше фантазировать, преподнести задания интересно.

В каких случаях следует обратиться к логопеду?

В норме, у ребенка к 4-5 годам должна сформироваться правильная речь .

Если вы заметили, что ребенок неправильно говорит, нужно попробовать исправить это самостоятельно. Если нет положительного результата, стоит обратиться к специалисту.

Многие родители обращаются к логопеду с просьбой дать рекомендации. Логопед может провести комплексное обследование речи , выявить вид нарушений и дать рекомендации родителям по исправлению этих нарушений.

Логопед может показать, как правильно работать с малышом , подобрать хорошие упражнения для домашних занятий.

Когда речевое нарушение выступает в роли вторичного нарушения, помощь специалиста обязательна.

Если вы стали замечать, что ребенок отстает в развитии от своих сверстников, нет фразовой речи после трех лет, поведение малыша отличается от других, обязательно обратитесь к специалисту для проведения обследования .

Чтобы ребенок развивался правильно и своевременно, взрослые должны уделять ему много внимания и заниматься с ним.

Если вы заметили, что у малыша нарушено звукопроизношение, нужно постараться исправить это.

Неправильная речь будет мешать общению со сверстниками, успешному обучению и может привести к возникновению сопутствующих дефектов.

Недостаток произношения всех шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) называется сигматизмом, который аналогичен сигматизму свистящих (С, 3, Ц). Это объясняется тем, что у шипящих и свистящих общий способ образования, при котором направленная струя воздуха проходит через щель, по желобку, расположенному вдоль, по середине языка.

Виды сигматизма те же, что и у свистящих.

Межзубно-боковой сигматизм — кончик языка попадает между передними зубами, а один край языка (правый или левый) отрывается от коренных зубов, отчего весь язык разворачивается набок.

Боковой сигматизм — оба края языка (или один) отрываются от коренных зубов, отчего образуется щель между краем (краями) языка и коренными зубами. В образовавшуюся щель устремляется воздух, а кончик языка упирается в нёбо, отчего получается неприятный хлюпающий звук.

Губно-зубной сигматизм — губы сильно выпячиваются вперед. Верхние резцы прижимаются к нижней губе, образуя с ней щель, куда устремляется ток воздуха. Язык в образовании звука участия не принимает, слышится звук близкий к Ф.

Щёчный сигматизм — язык пассивно лежит на дне рта. Воздух раздувает обе щеки.

Смягчённый звук Ш — как правило, смягчённое произношение звука Ш бывает при нижней его артикуляции или в результате слишком близкого положения кончика языка к передним зубам.

Носовой сигматизм (или частичная гнусавость) — дефект возникает, если во время произнесения Ш мягкое нёбо опускается и воздух попадает в носовую по-лость.

Замещение звука Ш другими звуками (например, С, Т и др. как правильно, так и неправильно артикулируемыми) называется парасигматизмом и относится к специфическому дефекту.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ш

Если ребёнок имеет правильную артикуляцию звука С или овладел его произношением, постановка звука Ш не представляет трудности.

1. Лучше всего звук Ш ставить от звука С. Для этого предложите обучающимся произнести С (долгий звук с-с) или слог СА и в момент произнесения приподнимите его кончик языка с помощью шпателя, зонда или пальца за верхние зубы, на альвеолы. Вместо С или СА слышится Ш или ША. Сосредоточив внимание ребёнка на верхнем положении кончика языка (следите, чтобы он не втыкал язык в нёбо!), предложите послушать, что получилось: «ГоворилСА, а получилось что?»

2. Звук Ш легко поставить от звука Р, затормозив вибрацию кончика языка с механической помощью (зондом). Можно остановить «раскаты» звука Р, например, словом «стоп!», предложить удержать артикуляцию и запомнить место за верхними резцами, где произносился звук Р. На «этом месте», за верхними зубами, сказать «са» и послушать, что получилось. Звук Ш может быть также поставлен от шепотного звука Р.

3. В исключительных случаях можно поставить нижний звук Ш, отодвинув шпателем кончик языка назад в момент произнесения длительного звука С — с-с. Поставленный звук закрепляется в слогах, словах и автоматизируется в отдельных фразах, предложениях и текстах.

Нормальная установка органов артикуляции при произнесении звука «Ш».

  • Кончик языка в форме «чашечки» поднят к передней части нёба (у альвеол);
  • Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам;
  • Мышцы языка не слишком напряжены;
  • Губы округлены и выдвинуты вперёд в форме «рупора»;
  • Между зубами маленькая щелочка;
  • Воздух выдыхается равномерно посередине языка;
  • На ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая струя воздуха.
  • Голосовой моторчик не работает.

Подготовительные упражнения для звука «Ш».

Упражнения для губ . Сомкнуть зубы. Округлить губы и вытянуть вперёд, как при произнесении звука «О». Углы губ при этом не должны соприкасаться. Губы не закрывают зубов. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

Примечание. Губы слишком вытянуты вперёд (как при произнесении звука «У»). При этом углы губ соприкасаются и, следовательно, вовлекаются в работу, тогда как они должны быть неподвижны. Кроме того, создаётся дополнительное препятствие для выходящего воздуха.

Упражнение для развития выдоха . Округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой, выдыхать воздух. Контроль упражнения ладонью руки - ощущается тёплая струя. На положение языка не обращать внимания. Многократным упражнением добиться у ребёнка необходимой силы воздуха.

Упражнение для языка . Поднять язык к передней части нёба с помощью плоской палочки (плоского конца чайной ложки), подложенной под язык. Кончик языка поднять к нёбу. Зубы разомкнуть на ширину полутора пальцев. Губы округлить. Удерживать язык в верхнем положении некоторое время. Повторить упражнение много раз.

Повторить упражнение без использования палочки. При этом язык должен свободно подниматься и удерживаться у нёба.

Упражнение . Произнесение длительного звука «Ш». Поднять язык к передней части нёба с помощью плоской палочки. Не вынимая палочки, сомкнуть зубы. Округлить и вытянуть вперёд губы, углы губ при этом не должны соприкасаться. Равномерно, с силой, выдыхать воздух, контролируя струю ладонью руки. Слышится длительный звук «Ш - Ш - Ш».