В 2002 году над немецким озером Боден в районе города Юберлинген в ночь с 1 на 2 июля столкнулись два самолета: пассажирский Ту-154 «Башкирских авиалиний» и почтовый Боинг-757 американской авиалинии. Погибло 72 человека, в их числе 52 ребенка из Республики Башкирия, которые по решению ЮНЕСКО были признаны лучшими в учебе и получили двухнедельные каникулы в Испании в качестве подарка.

Архитектор Виталий Калоев, у которого погибли жена и двое детей нанес более 20 ножевых ранений авиадиспетчеру Петеру Нильсону, которого посчитал главным виновным в трагедии, случившейся 14 лет назад.

Случайный рейс

Семья Виталия Калоева попала на этот рейс случайно. Они летели к нему, своему отцу, известному архитектору, который заканчивает проект строительства дома недалеко от Барселоны. В Москве у Светланы с детьми была пересадка, но нужных билетов не было. Им предложили полететь на самолете «Башкирских авиалиний», который летел в Барселону.

Сожженные деревья

Жители Южной Германии увидели в ночном небе множество разноцветных огненных шаров, яркие искры, которые стремительно приближались к озеру и взрывались. Некоторые даже подумали, что это связано как-то с НЛО. Но это была одна из самых страшных и редких авиационных катастроф нашего времени.

Обломки самолетов упали на границе Германии и Швейцарии. Осколки и обломки были разбросаны в радиусе 40 квадратных километров. Деревья были сожжены. Целую неделю полицейские искали тела погибших. Они находили их в поле, около школы, около дорог.

Жемчужное ожерелье дочери

Виталий Калоев тем временем ждал свою семью в Барселоне. Он был одним из первых, кто приехал сюда, чтобы искать своих родных в сельской провинции Южной Германии. Полицейские не хотели его пускать на место трагедии, но пошли ему навстречу, когда узнали, что он будет вместе с ними искать погибших.

В лесу он нашел разорванное жемчужное ожерелье своей четырехлетней дочери Дианы. К удивлению спасателей, тело его дочери практически не пострадало. Обезображенные тела его жены Светланы и десятилетнего сына Константина поисковые службы найдут гораздо позже.

Неудачная попытка встретиться с диспетчером

После этого Виталий несколько раз подходил к руководству авиакомпании и задавал один и тот же вопрос, касающийся степени вины диспетчера в случавшейся катастрофе над озером. «Человека с бородой» директор компании испугался. Больше об этом руководство компании ничего не говорило. Авиационный диспетчер остался работать на своем месте.

Виталий на протяжении этого времени много раз ездил на кладбище к погибшей семье, во Владикавказе он установил им памятник.

Калоев неоднократно обращался к руководству компании Skyguide с просьбой о встрече с диспетчером. Сначала ему пошли навстречу, но потом отказали без объяснения причин. Когда проходили траурные мероприятия, посвященные годовщине трагедии, Калоев снова подошел к руководителям швейцарской компании, но никакого ответа от них не получил.

Версии крушения

Изначально в СМИ широко распространилась версия о том, что в ту роковую ночь авиационный диспетчер Питер Нильсен остался в комнате один, а его товарищи ушли отдыхать. Он следил за передвижениями самолетов с помощью двух экранов, расположенных друг от друга на расстоянии около метра. Это в компании было обычным делом: ночью оставался работать только один оператор. В эту ночь инженеры компании отключили часть аппаратуры потому, что проводили профилактическую работу с радарами.

По версии следствия, в тот день по роковой случайности авиадиспетчер не правильно рассчитал воздушных коридор для двух самолетов. Они набрали один и тот же эшелон высоты и начали стремительное сближение, действуя по командам с земли. В это время в воздушное пространство вошел третий самолет, который отвлекал внимание диспетчера. В радиосвязи возникли помехи. Спустя 22 месяца после катастрофы, немецкие следователи огласили две основные версии происшествия. Во-первых, Питер Нильсен слишком поздно заметил опасность столкновения, во-вторых, российский экипаж совершил ошибку, выполняя команды оператора, а не своей специальной бортовой системы, предупреждающей об опасном сближении. Следователи также указали руководству компании на недопустимость дежурства одного оператора.

Авиадиспетчер убит

Через полтора года эта трагедия имела продолжение. В 2004 году информационные агентства облетела еще одна страшная весть – на пороге своего дома 24 февраля был убит авиадиспетчер, который отвечал за обеспечение воздушного коридора для двух самолетов. Судмедэксперты насчитали на теле жертвы нападения более 20 ножевых ранений, нанесенные хаотично и с большой силой. От полученных ран диспетчер умер на пороге своего дома. У него осталось трое детей и жена.

Виталий Калоев, казалось бы, обычный человек, советский архитектор и строитель. Но событие, произошедшее 1 июля 2002 года, в корне поменяло жизнь мужчины, полностью лишив ее смысла.

В авиакатастрофе Виталий Константинович потерял жену и двух детей. Убитый горем отец и любящий муж решил наказать виновного в произошедшей трагедии диспетчера . Эта история приобрела мировой масштаб: о поступке Виталия говорят не только в России, но и в других странах.

Детство и юность

Биография Виталия Калоева началась 15 января 1956 года в Северной Осетии, в городе Владикавказе, бывшем Орджоникидзе. Рос мальчик в поселке Чермен в интеллигентной семье: его отец Константин Камболатович, осетин по национальности, преподавал в школе родной язык, а мать Ольга Газбеевна работала воспитательницей. У Виталия два брата и три сестры, среди них он младший.


В доме Калоевых на полках стояло много книг, так как отец семейства часто покупал литературу даже на последние деньги. Витя обожал читать эпос родной страны, а также произведения русских писателей. Маленький мальчик отличался умственными способностями: в 5 лет он уже спокойно учил стихи наизусть, в отличие от его братьев и сестер.

В средней школе одаренный мальчик учился с отличием, в его дневнике стояли одни пятерки. После окончания школы Калоев поступает в строительный техникум, а затем отправляется на службу в армию.

Карьера

После армии Виталий успешно сдал экзамены в Северокавказский горно-металлургический институт и поступил на архитектурный факультет. Время учебы Калоев не терял даром, талантливый студент подрабатывал прорабом на стройке, постигая азы профессии на практике. Бригада Калоева участвовала в возведении военного городка «Спутник» под Владикавказом.


Архитектор Виталий Калоев

В конце 80-х годов Виталий создал собственный строительный кооператив. Позднее архитектора пригласили на должность главы строительного управления в столице Северной Осетии. С 1999 года сотрудничал с испанской строительной фирмой, которая занималась возведением домов для выходцев с Кавказа.

Личная жизнь

По воспоминаниям Юрия, брата Виталия, со свадьбой младший Калоев не торопился. Константин Камболатович мечтал о женитьбе сына и даже вырастил четырех быков в качестве подарка на праздник, но Виталий сначала хотел встать на ноги, а потом заводить семью, чтобы обеспечить жену и детей.


С будущей невестой Светланой Гагиевской Калоев познакомился в банке, где та работала директором.

В 1991 году, зимой, влюбленные поженились, в семье Калоевых было масштабное торжество: наконец-то Виталий женился, да еще и невеста понравилась родственникам. У пары родились двое детей: сын Костя в 1991-м и дочка Диана в 1998-м.


Костик хорошо учился в школе, а также интересовался космонавтикой. Виталий старался воспитывать своих детей в мире и согласии: семья Калоевых жила дружно, у мужчины сохранились домашние съемки со счастливыми временами, когда все улыбались. На видео из семейного архива Калоев носил свою дочку на руках и все время смеялся.

Авиакатастрофа и убийство диспетчера

Летом 2002 года Виталий работал в Испании, строил коттедж для заказчика. Из-за пребывания за границей мужчина не видел жену и детей 9 месяцев. Светлана с детьми решили навестить мужа в солнечной стране.

Приехав в московский аэропорт, семья Калоевых не приобрела билеты в Барселону из-за отмены рейса, но за три часа до отправления в путь женщине предложили места на самолет «Башкирских авиалиний», и Светлана сразу же согласилась. Их встретил брат Виталия Юрий, и, по его воспоминаниям, женщина паниковала, так как не успевала на рейс.


Самолет летел в Барселону, почти все пассажиры на борту – дети, которые получили бесплатные путевки в Испанию от государства за хорошую учебу и победы на олимпиадах. Поэтому компания решила распродать оставшиеся восемь мест: на борту самолета был 71 человек.

Авиалайнер пролетал над Германией ближе к ночи, управлением воздушными рейсами занималась частная швейцарская компания Skyguide. В момент трагедии в диспетчерской работали 2 человека, один из которых отлучился на перерыв. 34-летнему Петеру Нильсену пришлось самостоятельно справляться с двумя пультами и давать команды пилотам.


В диспетчерской была отключена часть оборудования, а также не работала телефонная связь. Петер Нильсен поздно заметил, что «Боинг», который летел в Брюссель, находится на одном эшелоне с самолетом Ту-154 «Башкирских авиалиний». Петер попытался исправить ситуацию и давал команды рейсу 2937 снижаться. В то же время электронная автоматическая система TCAS дала такую же команду на снижение «Боингу».

Пилоты рейса 611 пытались сообщить Нильсену, что они выполнили команду TCAS, однако авиадиспетчер давал инструкцию другому экипажу и прослушал сообщение команды «Боинга».


Перед трагедией за считанные секунды пилоты «Боинга» и Ту-154 увидели друг друга и делали все возможное, чтобы аварии не произошло, полностью отклонив штурвалы.

Самолеты столкнулись под прямым углом над Боденским озером, неподалеку от городка Иберлинген в Германии 1 июля 2002 года в 21:35. Погибли все люди, находящиеся на борту обоих экипажей.

Виталий узнал о трагедии утром 2 июля. В 7 часов он позвонил брату Юрию и заплакал. Калоев незамедлительно вылетел из Барселоны в Швейцарию, а оттуда добрался до Иберлингена на место трагедии. Виталий вместе с полицейскими участвовал в поисковых операциях и вскоре самостоятельно нашел тело маленькой дочки.


После того как произошло столкновение двух самолетов, начались судебные процессы между авиакомпаниями. «Башкирские авиалинии» подали иск на Федеративную Республику Германия за то, что они пользуются услугами иностранных коммерческих организаций, и на Skyguide за халатность сотрудников и неисправность оборудования. Во время расследования Петер Нильсен не был уволен и по-прежнему продолжал выполнять свои рабочие обязанности. Winterthur, страховщик швейцарской авиафирмы, выплатили родственникам погибших компенсацию в размере $150 тысяч.

Похороны семьи состоялись на родине. Церемонию прощания посетили несколько тысяч соотечественников. После случившегося Виталий Калоев утратил смысл жизни, заключавшийся в семье. Практически каждый день убитый горем отец проводил на кладбище. Работа потеряла для него значение.


Виталий Калоев у могилы жены и детей

Единственное, в чем Виталий видел для себя цель – это обычные человеческие извинения и признание своей вины Петером Нильсеном, который, по мнению мужчины, виноват в произошедшей трагедии. Диспетчер отделался только штрафом и продолжал работать в Skyguide, живя нормальной жизнью с женой и маленькими детьми.

Летом 2003 года Виталий приехал в компанию «Скайгайд» в поисках справедливости. Мужчина надеялся дождаться извинений за сломанную жизнь. По воспоминаниям директора швейцарской организации Аллена Росьера, Виталий вел себя возбужденно, постоянно спрашивая у диспетчеров, виноват ли в случившемся Нильсен. Также он добивался встречи с Петером, который работал в тот день, но получил отказ.


Калоев перестал верить в Бога, продолжал самостоятельно искать справедливость. Зимой 2004 года, надеясь поговорить с Петером, Виталий отправляется в швейцарский городок Клотен. Соседка Нильсена подсказала мужчине, где находится дом авиадиспетчера.

Стоя на пороге с фото жены и детей, Виталий постучался в дверь виновника трагедии. Нильсен открыл. Калоев начал объясняться с диспетчером на ломаном немецком языке, показывая фото, надеясь, что преступник раскается. Вместо того, чтобы извиниться перед незнакомым мужчиной, Петер толкает его, и фотографии падают на землю.


24 февраля 2004 года Нильсен скончался от 12 ножевых ранений на пороге собственного дома в присутствии своих родных. Калоев не признавался в содеянном, но и не отрицал своей вины, потому что из-за помутнения рассудка не помнит, что произошло в тот день.

Швейцарский суд приговорил Калоева к 8 годам лишения свободы, доказав, что тот убил диспетчера. Когда Виталий Константинович отбывал срок, на его имя в тюрьму прибывали письма со всего мира от неизвестных людей, которые выражали соболезнования заключенному. Посланий было так много, что их считали на вес. За 2 года накопилось порядка 20 кг писем, которые архитектор забрал после освобождения.

Осенью 2008 года Виталий был выпущен досрочно за примерное поведение. В России этого человека встречали как настоящего героя. Калоев признается: ему было приятно, что его поддерживали сотни людей, но сам он себя героем не считает и не хочет, чтобы его жалели.


После освобождения Виталий сумел наладить личную жизнь. Мужчина обрел новую любовь и в 2012 году женился во второй раз. Его супругой стала Ирина Дзарасова, инженер ОАО «Севкавказэнерго». На свадьбе присутствовали только близкие молодоженов. А спустя несколько лет Калоев вновь стал отцом: 25 декабря 2018-го жена подарила мужчине двойняшек - сына Максима и дочь Софью.

Виталий Калоев сейчас

С 2008 года Виталий Калоев занимал пост заместителя министра строительства в Республике Северная Осетия. В день своего 60-летия вышел на пенсию. Несмотря на то, что трагедия над озером Боден произошла в 2002 году, об этом страшном событии помнят до сих пор.

7 апреля 2017 года вышел фильм «Последствия», снятый по мотивам реальных событий, в котором роль Виталия Калоева исполняет . Местом действия был выбран город Коламбус, штат Огайо. Имя главного героя и его история жизни изменены. В американской драме его зовут Виктор, и он – эмигрант из России.

Фильм "Последствия" - русский трейлер

Сам Виталий в интервью признается, что остался недоволен игрой знаменитого актера: по его словам, Арнольд стремится вызвать жалость у зрителей, что противоречит мировоззрению Калоева.

13 апреля 2017 года на Первом канале вышла передача «Пусть говорят», посвященная ужасной трагедии и памяти погибшим. Летом 2018-го на НТВ трагедии осетинского архитектора была посвящена программа «Новые русские сенсации: Виталий Калоев. Исповедь мстителя».

"Пусть говорят" - "Трагедия над Боденским озером. 15 лет спустя"

В российском кино также не смогли пройти мимо истории Виталия Калоева. стал режиссером драмы « », в которой главного героя представил на экране . Премьера состоялась 27 сентября 2018 года. Сам исполнитель главной роли считает эту работу лучшей в своей творческой карьере.

Фильм 2018 года "Непрощенный" - трейлер

В кинокартине также снялись , . На первом открытом кинофестивале «Хрустальный источникъ», который проходил в Ессентуках, фильм получил 3 награды.

Лайнер ТУ-154 маленькие пассажиры быстро превратили в шумный школьный автобус. На борту — 9 членов экипажа, 8 взрослых и 52 ребёнка. Оторвавшись от земли, все они навсегда останутся на небесах. В ночной мгле над Боденским озером на высоте 10634 метра грузовой Боинг практически под прямым углом врезался в фюзеляж российского лайнера. От удара пассажирский самолёт разорвало в воздухе на четыре части. Эта катастрофа стала самой страшной трагедией в истории гражданской авиации 21-го века. Погибли все: 69 россиян и двое пилотов Боинга. Всего – 71 человек. -72 человека, 72 человека.
Кто стал семьдесят второй жертвой катастрофы? Убитый ножом авиадиспетчер Петер Нильсен? Или он сам, похоронивший себя заживо вместе с погибшей семьёй?

Я не думаю, что время лечит. Когда эти воспоминания наплывают, человек не мирится с этим. Не мирится. За что? Понимаете, этот вопрос постоянно задаёт себе человек? За что?
В одну ночь Виталий Калоев потерял всё, что любил, ради чего жил. Жену Светлану, десятилетнего сына Костю и свою любимицу, четырёхлетнюю принцессу Диану. Не знаю, говорят, на небесах живут или где-то живут там ещё… Кто его знает. Может, и живут на небесах. Он проклял небеса и ждал только справедливости.
- Легче бы мне не стало, абсолютно легче бы не стало. Но вот то отношение, то отношение вот их… Это за рамки выходило всё это. Как они лгали, как они выкручивались.
Потеряв веру в закон и высшую справедливость, мужчина начал собственное расследование.
- Вот эти вот преступные команды давал один человек. Диспетчер. Он мог… Мог развести вот эти вот самолёты. Мог.
Следствие установит: Петер Нильсен, дежуривший в ту ночь, действительно совершил ошибку.
- Человека даже не отстранили от работы. Перевели на другую работу. И он работал себе спокойно, приходил.

Полтора года Виталий Калоев упорно шёл по его следу.
- Я когда через год там был, в этой компании, да, я его и тогда спрашивал. Я говорю: «Приведите его, я хочу посмотреть на него». Его не привели. Я и не скрывал, что туда поеду. Понимаете? Я и не скрывал, что я приеду к нему.
Петер Нильсен погиб на пороге своего дома, на глазах жены и троих детей.
- Я ему на немецком ничего не сказал. Я просто посмотрел на него и понял, что с ним разговор не получится. У него вид такой был самонадеянный, такой самодовольный, спесивый. И он такой, знаете: «Чего ты стучишь, чего припёрся?»
- Он понял вообще, кто вы?
- Понял, конечно понял. Понял. Сразу понял.
Авиадиспетчер не понимал, что смотрит в глаза собственной смерти.
- Я посмотрел на него, он на меня смотрел. Ну, наверное, минуты две разглядывали друг друга. Кто чего стоит.
- Он спросил, что вы хотите?
- Да он понял, я же объясняю. Он понял, кто я такой. Для чего я пришёл.
С виновником гибели жены и детей Калоев поквитался по законам кровной мести. - Может быть, я жалею об одном — что иногда слишком строгий был с детьми. Вот об этом. А так — нет.
Вот уже 16 лет свой собственный ад он носит на дне души. Вспоминая те страшные события, Виталию Калоеву приходится снова переживать трагедию всей его жизни.
- Я до сих пор не смирился с тем, что погибли дети мои. Я не смирился до сих пор. Это всё равно очень тяжело. Очень.

Документалисты охотно снимают фильмы про Калоева, но без Калоева. Он не общается с журналистами, потому что вспоминать больно, а рассказывать – невыносимо.
- Если честно, то вы меня достали.
16 лет звенящей тишины и попыток договориться о встрече.
- Говорить нечего уже. Всё, что можно было, уже сказал.
Может быть, потому что не было согласованных вопросов и плана съёмки, он и согласился пустить нас в свою жизнь. Чтобы сказать вслух то, о чём молчал долгие годы.
- То есть мне просто расслабиться, опуститься, сидеть и плакать? Это не для меня. Каждое его слово – это приговор самому себе. И это будет больше, чем интервью. Публичная исповедь мстителя и отшельника Виталия Калоева. Виталий Калоев впервые нарушит обет молчания, который держал 16 лет. Какие знаки свыше указывали семье Калоева не лететь тем роковым рейсом? Что на самом деле случилось за несколько минут до катастрофы? Как Виталий Калоев сам нашёл, приговорил и казнил виновника трагедии? Что ему успел сказать Петер Нильсен перед смертью? Почему Калоев не стал прятаться после убийства и за что его боялись сокамерники? 12 смертельных ударов ножом, 4 года в швейцарской тюрьме и пожизненное отшельничество. Всё, что осталось за кадром чудовищной драмы.

Шестнадцать лет спецкоры пытались сесть ему на хвост и каждый раз возвращались ни с чем. Казалось, догнать Калоева - это утопия. С журналистами у него навсегда разошлись дороги, и уже давно своя колея.
Юг России, Северная Осетия. Дорога, как неутомимая горская лошадь, взбирается между скал всё выше, поближе к небу. Белый внедорожник тормозит на краю живописного ущелья.
- Очень приятно для нашего народа.
- Да?
- Мы гордимся вами.
- Что ты говоришь?
- Личным знакомством!
Перед объективом телекамеры Виталий Калоев заметно смущается. Высокий статный мужчина немного сутулится и медвежьей походкой идёт к своей машине. - В этих краях верят, что горы показывают человека таким, какой он и есть. Наверное, поэтому для откровенного разговора Калоев выбрал это место — у самой бездны. Поднимались. Смотрели. Оттуда сверху. Ну, это когда было… В той жизни. Разговор не клеится. Его взгляд говорит больше слов. В глазах отражается прошлое. Тоже боремся, тоже. Живём. Становится трудно дышать. Густой горный воздух, кажется, можно резать кавказским кинжалом. В гнетущей тишине хлопушка ассистента режиссёра звучит как пистолетный выстрел. Он никогда и ничего не делал по команде. Уж тем более режиссёра. Камеры работают в тишине, седой мужчина долго молчит. Как перед исповедью. Что сделаешь? Сколько сможем, столько будем помнить, столько будем… …нести этот крест.
Свой крест вот уже 16 лет он несёт один, не жалуясь и ни с кем не обсуждая. Но сил молчать больше нет. А значит, пришло время выговориться.
- Вообще-то, вот когда я… …и собирался туда, и… …думал об этом, и всё, я не думал, что, например… …вот и журналисты, и… …народ, и… вот те, кому дорога вот судьба детей, как бы, встанут на защиту, я вообще об этом не думал.
Глядя перед собой погасшими глазами, он вспоминает свою прежнюю жизнь. До катастрофы.
- Они вам снятся?
- Ну, это личное уже. Это не относится к сегодняшнему разговору, я ж говорю, это личное уже. Снятся — не снятся, это внутри меня, и это так и останется.
Жена Светлана. Даёт интервью местному телевидению. Менеджер банка. Они познакомились, когда Калоев пришёл за кредитом для своей строительной фирмы.
- А вы с женой долго были вместе, сколько вы прожили вообще?
- Одиннадцать лет.
По кавказским меркам у них был поздний брак. Лишь построив дом, Калоев решил, как говорится, родить сына и посадить дерево.
- Почему так поздно женился? Потому что себя не мог содержать, как я могу жену содержать? Вот себя не можешь, ещё женись и… Как? Как бы это выглядело? Зарплату получал. Минус холостяцкие, минус подоходные, минус это, и там не оставалось. Вот женись, и что потом?
Наивный женский вопрос про любовь вызывает только усмешку потомка древних аланов.
- Любовь — это когда уважаешь человека, когда ценишь его. Когда переживаешь за него. Вот… Скучаешь. Ну вот, всё это, наверное, вместе и любовь.
На сердце было тихо и спокойно. Сын рос мужчиной. Всего три секунды видео, навсегда оставшихся в сердце.
- Самый счастливый день в вашей жизни?
- Когда дети рождались.
- Вы имена давали?
- Сыну я дал, да, а дочери жена дала. Я строгий был с ними. Как вот, методом кнута и пряника, скажем так. Знаете, вот детей прямо с рождения надо воспитывать. Прямо с рождения, вот он лежит там в пелёнках, беспомощный, ему уже тогда, тогда надо говорить, каким должен быть ребёнок, каким должен быть человек, как он себя должен вести.

Наверное, ни с чем не сравнишь вот жизнь ребёнка, и… Это не только актуально, наверное, здесь у нас, но и в Европе тоже, наверное, и везде в мире. Поэтому их и интересует, наверное, вот вся эта история до сих пор.
Диана на 6 лет была младше брата. Поздний ребёнок, о котором родители просили небо. Чтобы Бог подарил дочь, Калоев на свои деньги построил храм.
- А этот вот тротуар ведёт к храму.
За рулём внедорожника он улыбается своим воспоминаниям. Кажется, в этот момент Виталий Константинович говорит не с нами, а самим собой.
- А я купался тоже. Я вот не в это, а в другое ущелье когда уезжал — там. Вот сына каждый август возил туда, я его заставлял тоже купаться и сам говорил: «кричи!»
- Да?
- Ну, холодная вода когда, орёшь же.
Он растил сына по законам предков — древним адатам осетинского народа.
- А на лошадях вы со скольки лет его учили?
- Ну, он сидел на лошади тоже, да, ну, маленький был. Сколько ему лет было? 7 лет, 8 лет…
Успешный предприниматель считал: бизнес подождёт, если семья хочет поехать отдохнуть в горы.
- В отпуске когда бывал, мы каждый год практически…
- С женой?
- Ездили. С женой и детьми тоже, да, постоянно.
В июле 2002-го Виталий Константинович позвал семью в Испанию. Там он закончил крупный объект и перед возвращением хотел сделать детям подарок. Первый раз летели. Радовались. Радость обернулась горем.

Судьба предостерегала его. Всё было против этой поездки в Барселону. Сначала не было билетов, и супруга уже распаковывала чемоданы.
- Обзванивала вот эти авиакассы и вот наткнулась на эти билеты.
Математический склад ума Калоева отказывается воспринимать дальнейшую логику событий. Случайно, каким-то чудом купленные билеты за три часа до вылета оказались на рейс, где были одни дети. Случайно, абсолютно случайно. Кто его знает? Человек пошёл по дороге, с ним что-то случится. Вот наткнулись на эти билеты. И всё.
Роковые совпадения продолжились до самого вылета. Детей привезли не в тот аэропорт. Их борт улетел, но был выделен новый рейс. Когда лайнер уже выкатился на взлётную полосу, выяснилось, что на борт не загрузили еду. Пришлось вернуться в аэропорт и потратить ещё 15 минут.
Перед регистрацией Калоевых Диана потерялась в аэропорту. Когда её нашли, регистрация была уже закрыта, но их всё равно посадили в самолёт.

18:48 — рейс 2937 вылетает из Москвы.
21:06 — после промежуточной посадки в Бергамо грузовой Боинг поднимается в воздух. Когда оба самолёта находились над территорией Германии, движением лайнеров в небе управляли диспетчеры частной швейцарской компании «Скайгайд». - То, что они говорят, что там очень насыщенное небо, что там постоянно летают самолёты — это всё враньё тоже. Это всё враньё. Именно на тот момент в небе было всего 3 самолёта. 3 самолёта. Вот эти 2 самолёта, которые столкнулись: Ту-154 и Боинг, один самолёт садился в Германии. Там есть один небольшой городок. Вот он там пошёл на посадку, он сажал этот самолёт. Как будто его там на месте диспетчеры не могли посадить, или пилот сам не мог сесть.
Позже следствие установит, что за несколько минут до катастрофы один диспетчер ушел спать. Дежурить остался Петер Нильсен.
То, что он был один, и то, что он был один — это не значит то, что он не виноват. То, что его напарник пошёл отдохнуть или что-то – это не имеет значения. Абсолютно никакого.
Для него не важно: была ли это ошибка небесной канцелярии или отказ оборудования в диспетчерской. Важно лишь то, что диспетчер Нильсен поздно заметил опасное сближение самолётов.
- Я не знаю работу вот этих вот диспетчеров: как у них организована работа или что, или как? Но 3 самолёта развести — для этого много ума не надо. Да и по командам его видно, какие команды он подавал, по ним видно, что он специально там или как умышленно сделал всё это.

Высота 11 тысяч метров, до столкновения менее минуты. В эти мгновения Виталий Калоев в супермаркете расплачивается за две шоколадные плитки для дочери. Диспетчер Петер Нильсен даёт команду экипажу ТУ-154 снижаться. Автоматическая система предупреждения опасных сближений наоборот требует набрать высоту. Оба самолёта пошли вниз. Калоев садится в машину и трогается в сторону аэропорта Барселоны.

21 час 35 минут и 32 секунды.
Хвостовой стабилизатор «Боинга» разрубает пополам фюзеляж пассажирского лайнера, и российский самолёт прямо в воздухе разваливается на четыре части.
- Я был, я приехал даже за два часа до прилёта. Расписание — всё вроде обыкновенное. Потом пошло: задержка, задержка. Потом вообще пропал с табло рейс.
Виталий Калоев отгонял от себя смутный холодок тревоги. Может, сломалось табло. Может, вынужденная посадка. Надо успокоиться и просто ждать.
- Они сами не знали, аэропорт сам не знал. Пока не проверят информацию, никто и не скажет. Уточняли это всё.
Руки не слушаются, долго не получается закурить. Ещё два часа ожидания.
Вроде показывает, что самолёт прибудет вовремя, потом какая-то задержка, потом вообще… Конечно, была тревога какая-то внутренняя, а как без этого? Как вот? Места себе не находит себе человек, как там, что там? Потом вышли, и после катастрофы часа через два, наверное, вот так вот, сказали, что случилось. Он слышал всё как в тумане.
- Нас пригласили, вышли, я не помню уже, кто вышел. Ну какой-то представитель вышел, представительница вышли, позвали в какой-то зал отдельный. И вот сказали тогда там.
Что делать – он решает мгновенно. Надо срочно лететь! До Цюриха, а потом – не важно как, на место падения самолёта.
- А что я должен был делать?

Ту-154М, разрубленный хвостовым стабилизатором Боинга, развалился в воздухе на четыре части и упал на землю. 71 человек погиб.

Немецкий городок Юберлинген, случайно сделанные кадры. Поседевший за ночь мужчина в светлой рубашке решительно идёт за оцепление.
- Ну, видите, скажем так, они меня по ложному следу направили. Я оторвался. Они сказали, хорошо, раз настаиваешь, где-то там в каком-то квадрате ищи. Нашли какую-то запчасть от самолёта. А они-то уже сфотографировали сверху с самолёта. Практически все знали там, криминалисты, они там работали. Фотографировали, отмечали, что к чему, как. А потом забирали тела. Ну я видел тела эти. Я прямо проехал между ними.
По полям, засеянным пшеницей, человек с обезумевшим взглядом искал жену и детей.
- Я проехал рядом с сыном. Рядом с сыном. Не угадал, наверное. Не знаю, ничто мне не подсказало, что сын мой здесь лежит. Они ещё не прикрыты были, ничего не было вообще там. Вот эта операция, вот эта спасательная, только разворачивалась, когда я там был уже.
Фрагменты тел были разбросаны на десятки километров. Фруктовые и яблочные сады стали братской могилой 71 человека.
- Это же огромная территория. Они километров на десять раскиданы были. И всю эту территорию, а ещё и части самолёта, территорию надо было оцепить. Потом всю эту территорию надо было прочесать, вот так вот. Почти со всей земли Баден-Вюртемберга всех спасателей, полицейских пока собрали — это ж время надо.
На второй день поисков полицейские показали Калоеву место гибели дочери. За кадром он рассказал: «Я руки на землю положил — пытался понять, где душа осталась: на этом месте, в земле, или улетела».
- Это бусы дочери были. Бусы дочери. Вот место, где она упала, там я поставил руки и нащупал что-то такое… Поднял — бусинка. Начал дальше стал искать — вторая, третья, четвёртая.
Его маленькая принцесса Диана как будто спала, только большая ссадина на подбородке. Белое платьице, в волосы вплетены цветы. Сына и жену хоронили в закрытых гробах. Родственники были. Много было народу.
- Я не знаю, сколько, но много было. Точно не могу сказать. Несколько тысяч человек. После похорон в доме всё осталось как было. На детских кроватках — фотографии навсегда оставшихся маленькими детей и большой портрет жены Светланы.
- Почему… Туда заходят… И фотографии смотрят, и кровать их там, и ночуют. Мы пользуемся этой комнатой, всё как обычно.
Уже много лет ему снился один и тот же сон. -Скажи: “Папаша!” -Папа! -Когда его звала дочка, Калоев собирался и шёл к ней на кладбище.
- Тяжело не тяжело, но хожу. Хожу. Сниматься на кладбище или где-то — это не то. Да и вообще, я был бы самый счастливый человек сегодня, если бы меня никто не знал, и моя семья была жива.
На месте гибели Дианы жители городка Юберлинген установили памятник всем погибшим в катастрофе. Разорванные от удара бусы, раскинувшиеся на десятки метров.
- Это не я, это там уже… Вот. Я думаю, они лучше придумать не могли, дети всё-таки. Разорванные бусинки… Когда они узнали, что я нашёл разорванные бусинки дочери… Все же знали там… Когда всё начали обустраивать, оформлять, решили этот памятник сделать всем детям в виде оборванной жизни на месте трагедии.


Разорванная жемчужная нить. Памятник на месте авиакатастрофы, где оборвались жизни многих, в том числе и детей

Это только в сериалах мужчины не плачут. Плачут и остаются мужчинами.
- Плачут, конечно плачут. Не для кого-то, чтоб тебя видели, чтоб тебя пожелали, да? А руки опустятся — это тоже слабость. Это тоже слабость. Какой бы ни был человек, какое горе у него бы ни случилось, надо держаться всегда, надо держать себя в руках.
После гибели семьи Виталий Калоев требовал от швейцарской компании только одного — справедливости.
- Я был в «Скайгайде», мы приезжали туда. Я их не просил, чтоб меня пожалели. Я от них требовал всё это, и жёстко требовал я от них всё это. Жестко требовал, узнавал, почему до сих пор они себя так ведут. И вопросы ставил так, чтоб они конкретно отвечали, не уходили куда-то, что-то. Они начинали нести что-то, я их останавливал, говорил: «Это мне не надо. Это надо. Ты мне скажи конкретно несколькими словами — да или нет».
Почти два года Виталий Калоев обивал пороги швейцарских инстанций, а в ответ тишина.
- Мне бы легче не стало, если бы они извинились. Должно быть определённое поведение у каждого человека, как он должен себя вести. Если меня не считают за человека, значит, надо заставить их считаться с этим.
Заставить считаться поначалу он пытался исключительно по закону.
Я их заставил признать ошибку, я их заставил. Все, кто там присутствовал, а нас не так много было, 3 или 4 человека, все это видели, что они согласились, что они виноваты.
Вместо искреннего раскаяния швейцарцы предложили Виталию Калоеву солидную компенсацию — 60 тысяч швейцарских франков за жену, 50 тысяч — за сына, ещё 50 — за 4-летнюю Диану.
- Они предложили компенсацию, взамен мы должны были дать расписку, что мы отказываемся от всех прав на своих детей. Что мы их забыли, стёрли из памяти. Это письмо и дома есть, и в уголовном деле присутствует.
Получив это письмо, Виталий Калоев разнёс мебель в собственном доме.
- Меня воспитали так, что не всё измеряется деньгами. Не всё измеряется деньгами. Вот. То, что у них всё переведено на товарно-денежные отношения, это ясно. Они всё считают, там, франками, центами или чем-то ещё, там, евро. А для меня это абсолютно не важно было, какую они компенсацию выделили, сколько они дадут, что дадут. Жизнь моих детей, моих детей, моей семьи для меня была важнее, важнее любых денег, любых денег, любого богатства. Если они этого не поняли, если они не поняли… Ну, что делать тогда?
Преступление авиадиспетчера тоже осталось без наказания. Он продолжал работу на прежнем месте.
- Совесть его не мучила. Ничего его не мучило. Спокойно спал, радовался, отдыхал. Делал что хотел. Все эти подробности, вот эти вот все подробности, это я не придумал, это всё мне во время следствия, во время бесед вот с прокурорами…
За два года после гибели семьи Виталий Калоев не смирился с утратой и несправедливостью. Он сам вынес приговор, сам решил привести его в исполнение. - Я, единственное, хотел, чтобы мне дали адрес, и всё. А то, что я говорил, что мне нужны фотографии, в газете я хочу напечатать, там, или что то… Я это говорил… Я про адрес вообще слова не говорил. Если бы я про адрес хоть слово сказал, мне бы никто не помог тогда. Никто бы мне не сказал ничего. Я просто понимал, что если мне дадут фотографии, сто процентов адрес там будет присутствовать.
Фотографии с адресом авиадиспетчера, виновного в смерти жены, добыли частные детективы. Оставалось только добраться до Цюриха. Виталий Калоев купил билет в один конец.
- Я ему на немецком ничего не сказал. Я просто посмотрел на него и понял, что с ним разговор не получится. У него вид такой был самонадеянный, такой самодовольный, такой спесивый, такой этот… И он, знаете, с видом, мол, чего ты стучишь, чего ты припёрся. Понял, конечно, понял. Понял, сразу понял.
Калоев протянул Петеру Нильсену фотографии сына, дочери и жены. Авиадиспетчер отмахнулся, и снимки упали на землю.
- Когда в прокуратуре говорили, что я ему не оставил шансов… Наоборот, у него было намного больше шансов, чем у моей семьи. Я не жалею ни о чём.
Виталий Калоев расскажет, как нашёл, приговорил и казнил виновника чудовищной авиакатастрофы. Что ему успел сказать авиадиспетчер Петер Нильсен перед смертью? Почему Калоев не сбежал после убийства? И почему не встал перед судьёй во время оглашения приговора? Как мстителя встретили в швейцарской тюрьме? И почему его боялись сокамерники?

Этот камень он никогда не снимет с души. Одно надгробье на всех с одной и той же датой смерти – 1 июля 2002-го.
В ноябре 2007-го Виталий Калоев первый и единственный раз появился на кладбище перед телекамерами. С букетом ромашек, хризантем и своей бедой. На осетинском кладбище – десятки журналистов и, кажется, едва ли не весь Владикавказ. В мёртвой тишине слышны только сдавленные рыдания сгорбленного мужчины и треск фотоаппаратов. С тех пор Виталий Константинович ездит к своим на кладбище только в одиночку.
- Если бы вы меня там начали снимать, у меня просто бы это было, что я как-то пиарюсь или что-то хочу там выпячить, или что-то как-то…
С любимыми он не расстаётся с момента их гибели. Всегда и везде с ним фотографии погибшей семьи.
- Это вот сколько уже — 15 лет. Видишь, даже вот стёрлись они, оттого что я их часто доставал, наверное. И в тюрьме они были со мной тоже — именно вот эти фотографии. Я тоже молодой был тогда ещё.
Дыхание перехватывает, в горле комок… В такие минуты любые, даже самые правильные слова — это всего лишь пустой звук.
- У меня все слёзы вытекли уже. Ну, давай заканчивай уже, хватит.
В память о погибших он объявил войну живому.

2002 год, Женева. Виталий Калоев требует назвать виновных в случившемся.

Легче бы мне не стало, абсолютно легче бы не стало. Но вот то отношение, их отношение ко всему происходящему — это выходило за рамки. Как они лгали, как они выкручивались, как они вообще отказывались встречаться с адвокатами или с кем-то ещё, с родственниками.
Виновных не было, извинений он не дождался. И тогда Калоев сам решил покарать диспетчера, на совести которого осталась эта чудовищная трагедия.
- Я скажу так, что мне даже повезло, что я его застал там, потому что он с первого апреля хотел уволиться, перейти на другую работу, потому что ему там мало платили, куда его перевели.
Не добившись справедливости по закону, Виталий Калоев вспомнил древний обычай — кровь за кровь.
- Там трудно было найти этот дом, но я его довольно быстро нашёл. И там было две квартиры, я же не знал, в какой квартире он живёт. Постучался в первую, которая рядом была, вышла женщина. Опять языковой барьер, я написал на бумаге, кто мне нужен, и она мне показала на соседнюю дверь: вот, он там живёт. Он сам открыл, как будто ждал, моментально открыл. Я даже стучать не закончил, когда дверь открылась.
- Ну что об этом тут говорить ещё? Что случилось, то случилось. Я не жалею об этом. У него была возможность защищаться.
- Но он не стал, да?
- Почему? Защищался. Как не защищался? Защищался.
На теле швейцарского авиадиспетчера Петера Нильсена эксперты-криминалисты насчитают 12 ножевых ранений.
- Я вам всё предельно ясно объясняю. У него была возможность защищаться.
Когда всё было кончено, он не стал заметать следы. Главную улику против себя – перочинный швейцарский нож — он просто отшвырнул в сторону. Пешком добрёл до гостиницы и стал ждать. Полиция пришла только наутро.
- У меня была возможность уехать. Но я посчитал это ниже своего достоинства — сбежать. Почему я должен был уехать или сбежать? Или что-то? Что бы потом, например, про меня сказали люди? Не дай бог, что бы дети там подумали обо мне? Их отец испугался и сбежал? Они же могли так подумать, наверное. Говорят же, что там есть какая-то жизнь. Или что-то есть, или как-то есть. Вот я подумал об этом, что скажут мои дети, если я сбегу. Они стоят большего, мои дети, чем сбегать от кого-то.

Это действительно уникальные кадры, сделанные в швейцарской тюрьме. С Виталием Калоевым работали психологи, но советы европейских специалистов показались странными человеку с Кавказа.
- Они мне сказали здесь, сволочи, что теперь мне должно быть лучше, потому что таких, как я, много.
На следствии Виталий Калоев молчал, за него говорили улики.
- Я без двух месяцев 4 года провёл в заключении. 8 лет дали, восемь лет. Я не боялся этого суда. Я им даже не встал, когда они мне предлагали, что суд зашёл, встать надо. Я им сказал: «Кому вставать? Я их не считаю за судей. Надо мной нет судей». Они в замешательстве были. Посовещались, говорят: «Хорошо, пусть сидит, не надо вставать». Я не понял: 8 лет сидеть или просто сесть.
Если бы было доказано, что этот странный русский совершил предумышленное убийство, вместо восьми лет он получил бы восемнадцать. Калоев говорит, ему было всё равно. Он сделал то, что должен был сделать.
- Тюрьма есть тюрьма, какая бы она ни была, какие бы камеры ни были, там с мягким диваном или с чем-то. В любом случае тюрьма есть тюрьма. Но что мне помогало? Мои дети и помогали мне выдержать всё это. Мысли о них мне и помогали. Настроение хорошее!
Это единственная запись, сделанная в тюрьме. Старший брат, Юрий Калоев, приехал к Виталию.
- Как вы здесь общаетесь с персоналом? Все же на немецком говорят. -Я их научил по-русски уже.
За решёткой Виталий Калоев быстро приобрел авторитет среди русскоговорящей братвы.
- Там молдаванин был, еврей был и два грузина. Один нормальный, а другой ненормальный. Наркоман, весь жёлтый. Постоянно руки протягивал. Я говорил: «Убери руки»! Я вообще никому руку не жал. Потому что там вот этих… Откуда я знаю, педофил, или за другое что-то сидит. Пожмёшь руку, а потом отрезать её, что ли? Ещё хохол один был с западной Украины.
- Они все знали?
- Ну, знали, да. Хохол попросил, чтоб его в другую тюрьму перевели из-за меня.
- А почему?
- Я его всегда обзывал, он опустился, понимаешь?
- Это вот мне одноклассники Костика на день рождения его письма прислали. “Хочется по-человечески вас поддержать. Нелегко терять детей. Это для нас самое дорогое”.
Слова имеют вес. Слова, которые дают надежду, каждое — на вес золота. За четыре года в тюрьме у него накопилось двадцать килограммов писем, которые он получал с воли.
- Через два года мне отдали эти письма. Когда режим поменяли, режим поменяли, мне отдали эти письма. Мне отдали эти письма. А когда почти через 4 года меня освобождали, сказали, что 15 килограмм я могу взять вещей только — и всё. А этих писем только 15… больше было. Я даже конверты повыбрасывал, чтобы уложиться в этот вес. А вещи оставил. Ну, вроде сжалились надо мной, дали и вещи.

В московском аэропорту «Домодедово» швейцарского узника встречали с кавказским гостеприимством. В ВИП-зале самые уважаемые люди – старейшины диаспоры и родные. Юрий Калоев душит своего брата Виталия в объятиях.
- Не делай так, спину сорвёшь.
Приятно находиться на родине. В родной республике его освобождения ждали с особым трепетом. Для каждого осетина теперь повод для гордости и особая честь пригласить за свой стол Виталия Калоева.
Если бы Гагарин был осетином и прилетел бы, то ему, кроме почётного бокала, никто ничего бы не дал. Выше этого у нас ничего нет.
- Я ничего особенного не сделал, я даже не понимаю.
Тогда он, как и в первый день после катастрофы, по-прежнему соблюдал траур и даже представить себе не мог, что у него появится новая семья. Тогда это казалось невероятным, а спустя годы это неожиданно станет правдой. Но Виталий Калоев тщательно спрячет от всех своё новое счастье.

Как сегодня живёт Виталий Калоев? Неужели мститель, обрёкший себя на пожизненное отшельничество, женился и вновь готовится стать отцом?

Это был долгий путь длиною в 16 лет по самому краю бездны. Он и сам не до конца понимает, что помогло ему не сорваться в пропасть после трагедии. Возможно, какой-то внутренний стержень. Ну и конечно — родственники и друзья.
- Здравствуйте! Сказали, вы самый главный тут хозяин горы.
- Ты это, как его там, разводи огонь, они голодные. Мы сейчас проедем по ущелью, минут 30. Обратно вернёмся… Чай… Сыр есть у тебя совсем свежий. Вот, всё, давай.
Давайте выпьем за большого Бога, потому что всё в руках Всевышнего. И только он нас направляет, только он помогает, только он делает нас такими, какие мы есть.
Второй тост – за Святого Георгия, покровителя всех путников.
Третий — за виновника торжества. У нас третий тост всегда бывает за то, по какому поводу мы собрались за этим столом.
Виталий Калоев это не то чтобы скрывал, просто никому ещё не рассказывал. Ирина – его новая жена.
- Если осетинская свадьба была, то всё. А ЗАГС — это бумажка какая-то. Идёшь, ставишь штамп, и всё. Когда я женился первый раз, у нас вообще ЗАГСа не было. Когда сын родился, чтобы ему свидетельство о рождении оформили, я пошёл — и поставили мне эти штампы, и всё. -У нас на свадьбе все родственники собираются. Все уже знают, женился уже, всё. -Вот это для нас как бы ЗАГС. -Раз пошла такая свадьба, хочется подробностей, как это было. -На колени не вставал.
- Просто «пойдёшь за меня?»
- Ну как? Сказал, что хочу создать семью. Ты хочешь или нет?
Кажется, он уже испил свою горькую чашу скорби до дна, но на дне души, конечно, остался тяжёлый свинцовый осадок. Наверное, что заслужил, то и имею.
Друзья поднимают бокалы за Виталия, который, по их мнению, заслужил счастье.- - Здоровья тебе, это самое главное. И ещё мы очень хотим, чтоб у Виталика родился ещё маленький. Дай Бог, чтоб такой день тоже настал. За тебя.
- Дай Бог.
Он шёл по ущелью одинокий, неся на своих плечах страшное прошлое и тяжкий грех. Жизнь идёт дальше. А личная жизнь вроде бы даже налаживается. После трагедии над Боденским озером прошли годы, но боль не утихла. И даже кровь врага её не смогла смыть. -Ну что его делить, прошлое, одна жизнь. Я ж говорю, до того как было всё хорошо, и после того, как случилась эта трагедия, уже по-другому живёт человек, думает. Что до того всё, что делал, уже бесполезно было, для чего?! Старался человек… Отвечу словами Островского: чтоб не было стыдно за прожитую жизнь! Это самое главное. Это самое главное, да.

Наиболее полная реконструкция этой страшной авиакатастрофы была сделана каналом National Geographic в рамках сериала .

О Виталии Константиновиче Калоеве и его судьбе после гибели его семьи в авиакатастрофе есть

Самолёт «Башкирских авиалиний» выполнял чартерный рейс из Москвы в Барселону. Большинством пассажиров Ту-154 были дети, которые направлялись в Испанию на отдых. Комитет Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО предоставил им путёвки в качестве поощрения за высокие достижения в учёбе. Грузовой Boeing 757-200PF совершал рейс DHX 611 из Бахрейна в Брюссель (Бельгия) с промежуточной посадкой в Бергамо (Италия). В результате столкновения погиб 71 человек: члены экипажей обоих самолётов и все пассажиры Ту-154.

Роковые секунды

Российский самолёт вылетел из Москвы в 18:48, грузовой лайнер из Бергамо — в 21:06.

На момент катастрофы оба воздушных судна находились над территорией Германии, но движением лайнеров в небе управляли диспетчеры частной швейцарской компании Skyguide. В ночь трагедии в Цюрихе дежурили два авиадиспетчера. За несколько минут до столкновения самолётов один из операторов ушёл на перерыв. Поэтому работать одновременно за двумя пультами пришлось 34-летнему диспетчеру Питеру Нильсену.

Как выяснилось в ходе следствия, часть оборудования диспетчерской — основная аппаратура телефонной связи и автоматическое оповещение персонала об опасном сближении лайнеров — была отключена. Это и стало причиной трагедии: Нильсен слишком поздно подал российским пилотам сигнал о снижении.

  • Швейцарские диспетчеры воздушного движения контролируют полеты в аэропорту Цюриха 2 июля 2002 года
  • Reuters

Два самолёта двигались перпендикулярно друг другу на одном эшелоне FL360. До их столкновения оставалось меньше минуты, когда диспетчер заметил опасное сближение. Он передал команду российскому судну на снижение, и пилоты тотчас же приступили к выполнению его указания. Но в этот момент в кабинах обоих самолётов сработала автоматическая система предупреждения об опасном сближении (TCAS). Автоматика дала команду пассажирскому лайнеру немедленно набирать высоту, а грузовому — снижаться. Однако российские пилоты продолжили выполнять указания диспетчера.

Но грузовой борт тоже снижался, следуя командам TCAS. Пилоты сообщили об этом Нильсену, однако он этого не услышал.

В последние секунды перед трагедией экипажи заметили друг друга и попытались избежать катастрофы, но было уже слишком поздно. В 21:35 рейсы 2937 и 611 столкнулись практически под прямым углом на высоте 10 634 метра.

Boeing врезался в фюзеляж пассажирского Ту-154. От удара самолёт развалился в воздухе на четыре части. Грузовой лайнер потерял управление и упал на землю в 7 км от российского Ту-154.

Суд отца и мужа

К июлю 2002 года российский архитектор Виталий Калоев уже два года работал в Испании. Он закончил объект под Барселоной, сдал его заказчику и ждал семью, которую не видел девять месяцев. Его жена с детьми к тому моменту была уже в Москве, но возникла проблема с покупкой билетов. И тут ей предложили «горящие» — на тот самый рейс «Башкирских авиалиний».

Узнав о случившемся, Виталий Калоев сразу же вылетел из Барселоны в Цюрих, а затем в Юберлинген, где произошла катастрофа.

Ответственность за случившееся тогда не взял на себя никто — никто не попросил прощения у безутешных родителей. Суды тянулись годами и не приводили ни к какому результату. Диспетчер, допустивший столкновение двух самолётов, тоже отказывался признать свою вину.

  • Виталий Калоев подходит к могиле своей семьи

Через полтора года после трагедии Виталий Калоев решил встретиться с Питером Нильсеном. Он узнал его адрес и приехал к нему домой. Калоев не говорил по-немецки, поэтому когда Нильсен открыл дверь, он протянул ему фотографии с телами его детей, и произнес по-испански только одно слово: «Посмотри». Но вместо извинений Нильсен ударил его по руке, выбив фотографии. Что было дальше Виталий Калоев, по его словам, не помнит — слёзы брызнули из глаз, сознание отключилось. Позднее следователи насчитали на теле Нильсена 12 ножевых ранений.

Швейцарский суд признал Виталия Калоева виновным в убийстве и приговорил его к восьми годам лишения свободы, но через два года мужчину отпустили за примерное поведение, и он вернулся в Осетию.

Эта история получила широкий резонанс. Обсуждая случившееся, общество разделилось на два лагеря: тех, кто понимает, почему семьянин, человек, ранее никогда не нарушавший закон, мог совершить подобное, и тех, кто осуждает поступок Калоева.

Ксения Каспари — автор книги «Столкновение. Откровенная история Виталия Калоева» — в беседе с RT рассказала, что она провела достаточное количество времени с Виталием Калоевым и увидела в нём человека «очень интеллигентного, доброго, адекватного и образованного».

Каспари отметила, что Калоев, в отличие от других родственников погибших, своими глазами видел место трагедии и тела своих родных. В силу этого ему психологически было тяжелее, чем остальным.

  • Ксения Каспари – автор книги о Калоеве
  • Издательство "Эксмо"

«Родственники погибших детей прилетели, возложили венки, сдали ДНК-тесты, улетели и получили запечатанные цинковые гробы. А Калоев, пусть и не участвовал непосредственно в поисках, но на второй день ему показали фотографии уже найденных тел, и на одном из первых снимков он увидел свою дочь. Её нашли в числе первых, она упала на дерево и выглядела практически неповреждённой. Он её опознал», — рассказала Каспари RT.

«Он оказался на месте катастрофы, когда только-только начались поисковые операции. Он, видя фрагменты тел, различные свидетельства оборванных жизней, понимал и представлял, какой смертью погибли его дети», — говорит Ксения Каспари.

В 2017 году на экраны вышел американский фильм «Последствия», в основу сюжета которого легла реальная история осетинского архитектора. Роль Виталия Калоева сыграл Арнольд Шварценеггер.

В разговоре с RT Ксения Каспари упомянула о том, что катастрофе над Боденским озером предшествовал целый ряд случайных обстоятельств.

Лучшие школьники Уфы летели на каникулы в Испанию через столицу. Но сначала у них возникли проблемы с визами, потом детей по ошибке отвезли в аэропорт Шереметьево, хотя вылет был из Домодедова. Самолёт улетел без них. Тогда группе школьников выделили новый рейс, но когда лайнер уже выкатился на взлётно-посадочную полосу, выяснилось, что на борт не загрузили еду. Пришлось вернуться в аэропорт и потратить ещё некоторое время на загрузку контейнеров с питанием.

В то же время жена и дети Калоева, у которых также были билеты на роковой рейс, опоздали на посадку, но их всё равно зарегистрировали.

«Как будто какая-то неведомая рука вела к трагедии. Чтобы развести самолёты не хватило нескольких секунд — минуты, которые ушли на все эти детали, оказались судьбоносными», — отметила Каспари.

В поисках виновного

За 15 лет и в Германии, на территории которой произошла катастрофа, и в Швейцарии, где базируется Skyguide, и в Испании — пункте назначения российского лайнера, состоялось множество судов по делу о крушении самолётов над Боденским озером.

Было много вопросов как к диспетчерской компании, так и к германской стороне, которая не имела права поручать частной швейцарской фирме руководить полётом. Но представители Skyguide сразу после трагедии заявили, что вина лежит на российских пилотах, которые якобы не поняли указаний операторов центра полётов, из-за чего и произошло столкновение.

Тем не менее в 2004 году Германия опубликовала документ с итогами расследования, где в заключение было сказано, что в столкновении Ту‑154 с Boeing виноваты швейцарские диспетчеры. Skyguide вынуждена была признать вину, и через два года после трагедии директор диспетчерской компании принёс извинения семьям погибших.

  • Reuters

Окончательный вердикт в отношении восьми сотрудников компании Skyguide был вынесен в 2007 году. Четырёх менеджеров признали виновными в причинении смерти по неосторожности, троих суд приговорил к условному заключению, одному был выписан штраф. Ещё четверых обвиняемых суд оправдал.

Семьям погибших диспетчерская компания выплатила денежные компенсации, сумма которых не озвучивалась. Однако помимо претензий к Skyguide родственники подали иски на две американские компании, которые отвечали за автоматизированную систему безопасности самолётов TСAS.

Исполнительный директор Общества независимых расследователей авиационных происшествий Валерий Постников в беседе с RT подчеркнул, что обвинять в авиационных катастрофах кого-то одного неправильно.

«В авиации нет случаев, когда можно однозначно ответить на вопрос: «Кто виноват?» Трагедии всегда предшествует многообразие причин — целая череда событий и людей», — говорит Постников.

Собеседник RT отметил, что вся система построена на взаимосвязи инструментальных и человеческих факторов, которые не должны позволить катастрофе произойти. При этом он добавил, что столкновение воздушных судов в небе — одно из самых редких событий, случающихся в авиации.

В интервью RT Постников заявил, что в крушении самолётов над Боденским озером «нельзя вешать всю вину на одного диспетчера».

«В этой ситуации виноваты и диспетчеры, и наши пилоты. Это сочетание недостатков, ошибок, недопонимание в работе диспетчеров и экипажа. Но конечно, то, что за терминалами остался один оператор, что была отключена вся система, — это абсолютно неприемлемо», — заключил эксперт.

В результате катастрофы погиб 71 человек: два пилота, находившиеся на борту грузового «Боинга» немецкой компании DHL, а также экипаж и пассажиры рейса «Башкирских авиалиний» - всего 69 человек, в том числе 52 ребенка. Трагедия и последовавшая за ней история кровной мести легли в основу сразу нескольких художественных произведений.

Как развивались события в ночь столкновения, почему большая часть погибших в ту ночь не должна была оказаться в небе и как проходило расследование - в материале «Известий».

Случайные пассажиры

Основную часть пассажиров Ту-154 составляла группа детей из расположенной в Башкирии специализированной школы ЮНЕСКО для одаренных ребят. Все они получили путевки на отдых в Испанию за хорошую учебу.

Эта группа должна была вылететь накануне, однако опоздала на рейс. «Башкирские авиалинии» по просьбе сопровождавшей группу туркомпании в экстренном порядке организовали для группы вылет чартера. Билеты на этот рейс авиакомпания также предложила другим пассажирам, ожидавшим вылета в Испанию, - всего было куплено восемь билетов. Три из них приобрела семья Калоевых - 44-летняя Светлана летела в Барселону вместе с детьми - четырехлетней Дианой и 10-летним Костей.

В Испании их ждал отец, Виталий Калоев, бывший глава строительного управления во Владикавказе, в 1999 году по контракту уехавший в Испанию работать архитектором. Накануне он сдал заказчику очередной проект. Светлана с детьми жила в Северной Осетии, в Барселону они летели через Москву, где она и купила билет на рейс «Башкирских авиалиний».

Помимо первого и второго пилотов, в составе экипажа находился проверяющий авиакомпании - пилот 1-го класса, который в этом полете должен был в рамках стандартной процедуры проверки оценить действия КВС борта Александра Гросса. В салоне самолета помимо бортпроводников находились еще трое сотрудников авиакомпании: Шамиль Рахматуллин, авиатехник Юрий Пензин и сопровождавший рейс флайт-менеджер Артем Гусев.

Поздно вечером 1 июля самолеты оказались в воздушном пространстве над немецким Боденским озером - несмотря на то что это была территория Германии, управление полетами здесь было передано частной диспетчерской компании «Скайгайд», расположенной в Швейцарии.

Диспетчерская

На дежурстве в диспетчерском центре в этот момент находился один специалист - 34-летний Петер Нильсен. Второй диспетчер с согласия Нильсена в этот момент ушел на перерыв, и на попечении Нильсена и оставшейся с ним ассистентки остались сразу два диспетчерских терминала.

Кроме того, как впоследствии установило следствие, часть диспетчерского оборудования, которая должна информировать диспетчеров об опасном сближении между самолетами, в эту ночь находилась на техобслуживании.

Когда стало понятно, что самолеты двигаются на пересекающихся курсах, обратить внимание коллеги на опасную ситуацию пытался другой диспетчер, работавший в Карлсруэ. Он 11 раз пытался связаться с Нильсеном по телефону, но одна из телефонных линий также находилась на обслуживании, а запасная вышла из строя. По той же причине сам Нильсен не мог попросить аэропорт Фридрихсхафена взять на себя еще один, третий рейс, следовавший с задержкой. Переговоры с командиром этого борта несколько минут до катастрофы не позволят Нильсену расслышать сообщения от летчиков «Боинга» и Ту-154.

Сам Нильсен заметил сближение двух самолетов, двигавшихся на встречных курсах, слишком поздно. Первое сообщение командиру Ту-154 с требованием снизить высоту он отдал меньше чем за минуту до столкновения. Однако в это время в кабине второго самолета уже сработала система предупреждения о возможном столкновении TCAS-RA.

В кабине

Система TCAS была создана специально для предупреждения пилотов об опасных сближениях в ситуации, когда по каким-то причинам это не было сделано диспетчером. Для того чтобы система сработала, необходимо, чтобы на втором самолете также стоял ее датчик, - после этого каждый из лайнеров получает согласованный сигнал о маневре, который необходимо совершить, чтобы предотвратить столкновение.

По международным правилам системой должны быть оборудованы все самолеты, сертифицированные для перевозки 19 пассажиров и более. TCAS была установлена и на Ту-154, и на немецком «Боинге». Но из-за того, что диспетчер попытался предотвратить столкновение слишком поздно, его распоряжения вошли в противоречие с командами TCAS.

Почти сразу после того, как Нильсен вышел на связь с капитаном самолета «Башкирских авиалиний» и потребовал снизиться, TCAS передала российскому лайнеру команду начать набор высоты, а немецкому, напротив, - снижаться. Командир «Боинга», не получавший никаких распоряжений от Нильсена, выполнил команду компьютера. Командир Ту-154 в этот момент уже выполнял аналогичное распоряжение диспетчера и к компьютеру не прислушался. При этом экипаж немецкого грузового самолета сообщил о своих действиях на землю, но Нильсен, занятый в этот момент переговорами с третьим бортом, этого сообщения не услышал.

Два самолета одновременно перешли в снижение на встречных курсах.

Фото: Global Look Press/Anvar Galeev

Разорванное ожерелье

Пилоты «Боинга» и Ту-154 увидели друг друга уже в последние секунды - самолеты столкнулись под прямым углом, при этом хвостовой стабилизатор «Боинга» ударил в середину фюзеляжа пассажирского самолета, отчего тот развалился в воздухе. Лишившийся хвостового управления «Боинг» потерял управление и также рухнул на землю.

Катастрофа произошла около 23.30 по местному времени, однако первые сообщения о ней начали поступать уже после полуночи. Утром 2 июля о случившемся узнал Виталий Калоев, ожидавший свою семью в Барселоне. В тот же день он вылетел в Швейцарию, а оттуда выехал в немецкий город Юберлинген, рядом с которым произошла катастрофа.

Сообщив полицейским в оцеплении, что в упавшем самолете находились его жена и дети, Калоев присоединился к поисковым работам на месте крушения. Позднее он рассказал телеканалу National Geographic, что сам нашел свою дочь, четырехлетнюю Диану, - сначала увидел на земле ее порванные бусы, а затем обнаружил и тело ребенка. Именно этот образ лег в основу мемориала, установленного на месте трагедии и названного «Разорванное ожерелье».

В книге «Столкновение», также со слов Виталия Калоева, описывается другая версия развития событий - во время поисковой операции его привезли на место обнаружения тела для опознания, где он и увидел лежавшее в стороне украшение.

Расследованием обстоятельств крушения занималось Немецкое федеральное бюро расследований авиационных происшествий. В мае 2004 года было опубликовано заключение бюро. В нем говорилось, что в столкновении виновна диспетчерская компания «Скайгайд», не сумевшая обеспечить безопасность воздушного движения, и ее диспетчер. Кроме того, в документе отмечалось, что пилоты Ту-154 совершили маневр вопреки требованиям системы TCAS, а интеграция самой системы была неполной, инструкции к ней не были стандартизированы.

Авиакомпания «Башкирские авиалинии» также подала в суд на Федеративную Республику Германия, в воздушном пространстве которой произошло столкновение. В 2006 году районный суд расположенного на Боденском озере города Констанц постановил, что передача управления движением самолетов частной компании, находящейся на территории другой страны, противоречит немецким законам. Вся ответственность за катастрофу, согласно решению суда, ложилась на Федеративную Республику Германия. Это решение было оспорено ФРГ, впоследствии спор между Германией и «Башкирскими авиалиниями» был урегулирован в досудебном порядке.

В сентябре 2007 года было вынесено судебное решение по делу восьми сотрудников компании «Скайгайд» - четверо обвиняемых были оправданы, четверо признаны виновными в причинении смерти по неосторожности. Трое из них получили условные сроки, один был приговорен к штрафу.

Убийство

Первое время личность диспетчера, находившегося на дежурстве в момент катастрофы, не раскрывалась. Впоследствии представители компании «Скайгайд» сообщили журналистам, что Петер Нильсен был глубоко потрясен трагедией. Вскоре после столкновения он взял длительный отпуск, через несколько месяцев вернулся в компанию, но перешел на офисную работу и управлением воздушным движением больше никогда не занимался.

Спустя почти два года после катастрофы, однако до публикации официального заключения комиссии по ее расследованию, 24 февраля 2004 года к его дому подошел седой человек, одетый во всё черное, и попытался «привлечь к себе внимание» хозяина. Нильсен, в доме которого находились жена и трое детей, вышел к нему. После короткого разговора человек нанес ему несколько ножевых ранений и скрылся с места преступления.

Полиция сразу заявила, что «не исключает» версии мести диспетчеру за катастрофу над Боденским озером, а диспетчерская компания до выяснения всех обстоятельств усилила охрану остальных сотрудников. По подозрению в убийстве вскоре был задержан Виталий Калоев. Следователям он рассказал, что хотел добиться от диспетчера извинений. По словам Калоева, он показал Нильсену фотографию своей погибшей семьи, однако Нильсен выбил фотографии у него из рук и, согласно некоторым источникам, засмеялся. Что происходило после этого, Калоев не помнит.

В октябре 2005 года он был признан виновным в убийстве и приговорен к восьми годам лишения свободы, в 2006 году срок заключения был сокращен, а в 2007-м Калоев был освобожден досрочно за примерное поведение и отправлен в Россию. В Северной Осетии Виталия Калоева встретили как героя. Через год, в 2008 году, он занял пост заместителя министра строительства республики.

«Столкновение» и «Последствия»

Про обстоятельства катастрофы было снято сразу несколько документальных фильмов в России и за рубежом.

В апреле 2017 года на экраны в США вышел художественный фильм «Последствия», в основу которого легли события 2002–2004 годов. Роль главного героя, прототипом которого стал Виталий Калоев, исполнил Арнольд Шварценеггер. Сам Калоев после премьеры раскритиковал фильм за ряд неточностей и искажений.

Тогда же, в апреле 2017-го, в России вышла книга «Столкновение: Откровенная история Виталия Калоева». В ней со слов Виталия Калоева описываются обстоятельства проведения поисковой операции и его последняя встреча с диспетчером Нильсеном.