Маршак Самуил Яковлевич

Двенадцать месяцев (пьеса)

Драматическая сказка

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Старуха-мачеха.

Падчерица.

Посол Восточной державы.

Главный садовник.

Королева, девочка лет четырнадцати.

Гофмейстерина, высокая, тощая, старая дама.

Учитель Королевы, профессор арифметики и чистописания.

Начальник королевской стражи.

Офицер королевской стражи.

Королевский прокурор.

Посол Западной державы.

Посол Восточной державы.

Главный садовник.

Садовники.

Старый Солдат.

Молодой Солдат.

Старый Ворон.

Первая Белка.

Вторая Белка.

Двенадцать месяцев.

Первый Глашатай.

Второй Глашатай.

Придворные.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

КАРТИНА ПЕРВАЯ

На поляну выскакивает Заяц.

На ветвях рядом с прежней Белкой появляется еще одна.

ЗАЯЦ (хлопая лапкой о лапку). Холодно, холодно, холодно! От мороза дух захватывает, лапы на бегу к снегу примерзают. Белки, а белки, давайте играть в горелки. Солнце окликать, весну зазывать!

ПЕРВАЯ БЕЛКА. Давай, заяц. Кому первому гореть?

Косой, косой,

Не ходи босой,

А ходи обутый,

Лапочки закутай.

Если будешь ты обут,

Волки зайца не найдут,

Не найдет тебя медведь.

Выходи - тебе гореть!

(Заяц становится впереди. За ним - две Белки.)

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо -

Птички летят,

Колокольчики звенят!

ПЕРВАЯ БЕЛКА. Лови, заяц!

ВТОРАЯ БЕЛКА. Не догонишь!

Белки, обежав Зайца справа и слева, мчатся по снегу. Заяц - за ними. В это время на полянку выходит Падчерица. На ней большой рваный платок, старая кофта, стоптанные башмаки, грубые рукавицы. Она тянет за собой санки, за поясом у нее топорик. Девушка останавливается между деревьями и пристально смотрит на Зайца и Белок. Те так заняты игрой, что не замечают ее. Белки с разгона взбираются на дерево.

ЗАЯЦ. Вы куда, куда? Так нельзя, это нечестно! Я с вами больше не играю.

ПЕРВАЯ БЕЛКА. А ты, заяц, прыгни, прыгни!

ВТОРАЯ БЕЛКА. Подскочи, подскочи!

ПЕРВАЯ БЕЛКА. Хвостом махни - и на ветку!

ЗАЯЦ (пытаясь прыгнуть, жалобно). Да у меня хвост короткий...

(Белки смеются. Девушка тоже. Заяц и Белки быстро оглядываются на нее и прячутся.)

ПАДЧЕРИЦА (вытирая слезы рукавицей). Ох, не могу! До чего смешно! Хвост, говорит, у меня короткий. Так и говорит. (Смеется.)

На поляну выходит Солдат. За поясом у него большой топор. Он тоже тянет за собой санки. Солдат - усатый, бывалый, немолодой.

СОЛДАТ. Здравия желаю, красавица! Ты чему же это радуешься?

(Падчерица машет рукой и смеется еще звонче.)

Да ты скажи, с чего тебя смех разбирает. Может, и я посмеюсь с тобой вместе.

ПАДЧЕРИЦА. Да вы не поверите!

СОЛДАТ. Отчего же? Мы, солдаты, на своем веку всего наслышались, всего нагляделись. Верить - верим, а в обман не даемся.

ПАДЧЕРИЦА. Тут заяц с белками в горелки играл, на этом самом месте!

СОЛДАТ. Ну?

ПАДЧЕРИЦА. Чистая правда! Вот как наши ребятишки на улице играют. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло...» Он за ними, они от него, по снегу да на дерево. И еще дразнят: «Подскочи, подскочи, подпрыгни, подпрыгни!»

СОЛДАТ. Так по-нашему и говорят?

ПАДЧЕРИЦА. По-нашему.

СОЛДАТ. Скажите на милость!

ПАДЧЕРИЦА. Вот вы мне и не верите!

СОЛДАТ. Как не верить! Нынче день-то какой? Старому году конец, новому - начало. А я еще от деда своего слыхал, будто его дед ему рассказывал, что в этот день всякое на свете бывает - умей только подстеречь да подглядеть. Под Новый год и не такое случается.

ПАДЧЕРИЦА. А что же?

СОЛДАТ. Да так ли, нет ли, а говорил мой дед, что в самый канун Нового года довелось его деду со всеми двенадцатью месяцами встретиться.

ПАДЧЕРИЦА. Да ну?

СОЛДАТ. Чистая правда. Круглый год старик разом увидал: и зиму, и лето, и весну, и осень. ПАДЧЕРИЦА. Как же это можно, чтобы зима с летом и весна с осенью сошлись! Вместе им быть никак нельзя.

СОЛДАТ. Ну, что знаю, про то и говорю, а чего не знаю, того не скажу. А ты зачем сюда в такую стужу забрела? Я человек подневольный, меня начальство сюда отрядило, а тебя кто?

ПАДЧЕРИЦА. И я не своей волей пришла.

СОЛДАТ. В услужении ты, что ли?

ПАДЧЕРИЦА. Нет, дома живу.

СОЛДАТ. Да как же тебя мать отпустила?

ПАДЧЕРИЦА. Мать бы не отпустила, а вот мачеха послала - хворосту набрать, дров нарубить.

СОЛДАТ. Вон как! Значит, ты сирота? Ну, давай я тебе помогу, а потом и за своё дело примусь.

Падчерица и Солдат вместе собирают хворост и укладывают на санки.

ПАДЧЕРИЦА. А у вас какое дело?

СОЛДАТ. Елочку мне нужно вырубить, самую лучшую в лесу.

ПАДЧЕРИЦА. Это для кого же такая елка?

СОЛДАТ. Как - для кого? Для самой королевИШНЫ. Завтра у нас гостей полон дворец будет. Вот и надо нам всех удивить.

Падчерица. А что же у вас на елку повесят?

СОЛДАТ. Что все вешают, то и у нас повесят. Всякие игрушки, хлопушки да побрякушки - из чистого золота и алмазов. У других куклы и зайчики ватные, а у нас атласные.

ПАДЧЕРИЦА. Неужто королева еще в куклы играет?

СОЛДАТ. Отчего же ей не играть? Она хоть и королева, а не старше тебя.

ПАДЧЕРИЦА. Да я-то уж давно не играю.

СОЛДАТ. Ну, тебе, видать, некогда, а у нее время есть. Как померли ее родители - король с королевой, - так и осталась она полной хозяйкой и себе и другим.

ПАДЧЕРИЦА. Значит, и королева у нас сирота?

СОЛДАТ. Выходит, что сирота.

ПАДЧЕРИЦА. Жалко ее.

СОЛДАТ. Как не жалко! Некому поучить ее уму-разуму. Ну, твое дело сделано. А теперь пора мне елочку искать, а то попадет мне от нашей сироты. Она у нас шутить не любит.

ПАДЧЕРИЦА. Вот и мачеха у меня такая... И сестрица вся в нее. Что ни сделаешь, ничем им не угодишь.

СОЛДАТ. Погоди, не век тебе терпеть. Уж на что наша солдатская служба долгая, а и ей срок выходит.

ПАДЧЕРИЦА. Спасибо на добром слове и за хворост спасибо. Дайте-ка я вам ёлочку одну покажу. Уж такая красивая ёлочка - веточка в веточку.

СОЛДАТ. Что же, покажи. Ты, видно, здесь в лесу своя. Недаром белки с зайцами при тебе в горелки играют!

Падчерица и Солдат, оставив санки, скрываются в чаще. Мгновение сцена пуста. Потом ветви старых заснеженных елей раздвигаются, на поляну выходят два высоких старика: Январь-месяц в белой шубе и шапке и Декабрь-месяц в белой шубе с черными полосами и в белой шапке с черной опушкой.

ДЕКАБРЬ. Вот, брат, принимай хозяйство. Как будто всё у меня в порядке. Снегу нынче довольно: березкам по пояс, соснам по колено.

ЯНВАРЬ. Спасибо, брат. А теперь, братец, пора нам к нашему празднику приготовиться - снег в лесу обновить, ветви посеребрить. Махни-ка рукавом - ты ведь еще здесь хозяин.

ДЕКАБРЬ. А не рано ли? До вечера еще далеко. Да вон и санки чьи-то стоят, значит, люди по лесу бродят. Завалишь тропинки снегом - им отсюда и не выбраться.

ЯНВАРЬ. А ты полегоньку начинай. Подуй ветром, помети метелью - гости и догадаются, что домой пора.

ДЕКАБРЬ. Ну что ж, начнем помаленьку.

Верные слуги -

Снежные вьюги,

Заметите все пути,

Чтобы в чащу не пройти

Ни конному, ни пешему!

Ни леснику, ни лешему!

Начинается вьюга. Снег густо падает на землю, на деревья. За снежной завесой почти не видно стариков в белых шубах и шапках. Их не отличить от деревьев. На поляну возвращаются Падчерица и Солдат. Они идут с трудом, вязнут в сугробах, Закрывают лица от вьюги. Вдвоем они несут елку.

СОЛДАТ. Метель-то какая разыгралась - прямо сказать, новогодняя! Не видать ничего. Где мы тут с тобой санки оставили?

ПАДЧЕРИЦА. А вон два бугорочка рядом. (Веткой обметает санки.)

СОЛДАТ. Вот ёлочку привяжу, и тронемся. А ты не жди меня - иди себе домой, а то замёрзнешь в своей одежонке, да и метелью тебя заметёт.

ПАДЧЕРИЦА. Ничего, мне не в первый раз. (Помогает ему привязать елку.)

СОЛДАТ. Ну, готово. А теперь шагом марш, в путь-дорогу. Я - вперёд, а ты - за мной, по моим следам. Так-то тебе полегче будет. Ну, поехали!

ПАДЧЕРИЦА. Поехали.

Падчерица и Солдат уходят. Из-за деревьев опять появляются Старики.

ЯНВАРЬ. Ушли?

ДЕКАБРЬ. Ушли. (Смотрит вдаль из-под ладони.)

ЯНВАРЬ. Зови братьев новогодний костер разводить.

ДЕКАБРЬ. А кто дров припасёт?

ЯНВАРЬ. Мы, зимние месяцы.

ДЕКАБРЬ. Кто будет жар раздувать?

В глубине чащи в разных местах мелькают чьи-то фигуры. Сквозь ветви светятся огни.

ЯНВАРЬ. Что ж, брат, как будто все мы в сборе - весь круглый год. Запирай лес на ночь, чтобы ни хода, ни выхода не было.

ДЕКАБРЬ. Ладно, запру!

Вьюга белая - пурга,

Взбей летучие снега.

Ты курись, Ты дымись,

Пухом на землю вались,

Кутай землю пеленой,

Перед лесом стань стеной.

Вот ключ, Вот замок,

Чтоб никто пройти не мог!

Стена падающего снега закрывает лес.

КАРТИНА ВТОРАЯ

Дворец. Классная комната Королевы. Широкая доска в резной золотой раме. Парта из розового дерева. На бархатной подушке сидит и пишет длинным золотым пером четырнадцатилетняя Королева. Перед ней седобородый Профессор арифметики и чистописания, похожий на старинного астролога. Он в мантии, в докторском причудливом колпаке с кистью.

КОРОЛЕВА. Терпеть не могу писать. Все пальцы в чернилах!

ПРОФЕССОР. Вы совершенно правы, ваше величество. Это весьма неприятное занятие. Однако же осмелюсь попросить вас начертать собственной вашего величества рукой еще четыре строчки.

КОРОЛЕВА. Ладно уж, диктуйте.

ПРОФЕССОР.

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит!

КОРОЛЕВА. Я напишу только «Травка зеленеет». (Пишет.) Травка зе-не...

Входит Канцлер.

КАНЦЛЕР (низко кланяясь). Доброе утро, ваше величество. Осмелюсь почтительнейше просить вас подписать один ПРИКАЗ и три указа.

КОРОЛЕВА. Еще писать! Хорошо. Но уж тогда я не буду дописывать «зенелеет». Дайте сюда ваши бумажки! (Подписывает бумаги одну за другой.)

КАНЦЛЕР. Благодарю вас, ваше величество. А теперь позволю себе попросить вас начертать...

КОРОЛЕВА. Опять начертать!

КАНЦЛЕР. Только вашу высочайшую резолюцию на этой СПРАВОЧКЕ.

КОРОЛЕВА (нетерпеливо). Что же я должна написать?

КАНЦЛЕР. Одно из двух, ваше величество: либо «казнить», либо «помиловать».

КОРОЛЕВА (про себя). По-ми-ло-вать... Каз-нить... Лучше напишу «казнить» - это короче.

Канцлер берет бумаги, кланяется и уходит.

ПРОФЕССОР. Ах, ваше величество, чтО вы СДЕЛАЛИ!

КОРОЛЕВА. Я ошиблась?

ПРОФЕССОР. Нет, вы правильно написали это слово и все-таки сделали очень грубую ошибку.

КОРОЛЕВА. Какую же?

ПРОФЕССОР. Вы решили судьбу человека, даже не задумавшись!

КОРОЛЕВА. Ещё чего! Не могу же я писать и думать в одно и то же время.

ПРОФЕССОР. И не надо. Сначала надо подумать, а потом писать, ваше величество!

КОРОЛЕВА. Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала и под конец, наверно, сошла бы с ума или придумала бог знает что... Ну, что у вас там дальше? Спрашивайте скорее!

ПРОФЕССОР. Осмелюсь спросить, ваше величество: сколько будет семью восемь?

КОРОЛЕВА. Не помню что-то... Ну, прощайте, наш урок окончен. Сегодня, перед Новым годом, у меня очень много дела.

ПРОФЕССОР. Как угодно вашему величеству!.. (Грустно и покорно собирает книги.)

КОРОЛЕВА (ставит локти на стол и рассеянно следит за ним). Скажите, а что бы вы сделали с другой ученицей, если бы она отказалась ответить вам, сколько будет семью восемь?

ПРОФЕССОР. Не смею сказать, ваше величество!

КОРОЛЕВА. Ничего, я разрешаю.

ПРОФЕССОР (робко). Поставил бы в угол...

КОРОЛЕВА. Ха-ха-ха! И только?

ПРОФЕССОР. Я бы... Прошу прощения у вашего величества... я бы оставил ее без обеда.

КОРОЛЕВА. Вы, оказывается, очень жестокий старик. А вы знаете, что я могу вас казнить? И даже сегодня, если захочу!

ПРОФЕССОР (роняя книги). Ваше величество!..

КОРОЛЕВА. Да-да, могу. Почему бы нет?

ПРОФЕССОР. Но чем же я прогневал ваше величество?

КОРОЛЕВА. Вы очень своенравный человек. Что бы я ни сказала, вы говорите: неверно. Что бы ни написала, вы говорите: не так. А я люблю, когда со мной соглашаются!

ПРОФЕССОР. Ваше величество, клянусь жизнью, я больше не буду с вами спорить, если это вам не угодно!

КОРОЛЕВА. Клянётесь жизнью? Ну хорошо. Тогда давайте продолжать наш урок. Спросите у меня что-нибудь. (Садится за парту.)

ПРОФЕССОР. Сколько будет шестью шесть, ваше величество?

КОРОЛЕВА (смотрит на него, наклонив голову набок). Одиннадцать.

ПРОФЕССОР (грустно). Совершенно верно, ваше величество. А сколько будет восемью восемь?

КОРОЛЕВА. Три.

ПРОФЕССОР. Правильно, ваше величество. А сколько будет...

КОРОЛЕВА. Сколько да сколько! Вы любопытный человек... Спрашивает, спрашивает... Лучше сами расскажите мне что-нибудь интересное.

ПРОФЕССОР. О чем же? В каком роде?

КОРОЛЕВА. Ну, не знаю. Что-нибудь новогоднее... Ведь сегодня канун Нового года.

ПРОФЕССОР. (жест покорности) Год, ваше величество, состоит из двенадцати месяцев!

КОРОЛЕВА. Вот как? В самом деле?

ПРОФЕССОР. Совершенно точно, ваше величество. Месяцы называются: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль...

КОРОЛЕВА. Какая у вас замечательная память!

ПРОФЕССОР. Благодарю вас, ваше величество! Август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь.

КОРОЛЕВА. Подумать только!

ПРОФЕССОР. Месяцы идут один за другим. Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И никогда еще не бывало, чтобы февраль наступил раньше января, а сентябрь – раньше августа.

КОРОЛЕВА. А если бы я захотела, чтобы сейчас наступил апрель?

ПРОФЕССОР. Это невозможно, ваше величество.

КОРОЛЕВА. Вы - опять?

ПРОФЕССОР (умоляюще). Это не я возражаю вашему величеству. Это наука и природа!

КОРОЛЕВА. Скажите пожалуйста! А если я издам такой Закон и поставлю большую печать?

ПРОФЕССОР (беспомощно разводит руками). Боюсь, что и это не поможет. Но ведь каждый месяц приносит нам свои подарки и забавы. Декабрь, январь и февраль – катанье на коньках, новогоднюю ёлку, масленичные балаганы, в марте начинается снеготаяние, в апреле из-под снега выглядывают первые подснежники...

КОРОЛЕВА. Вот я и хочу, чтобы уже был апрель. Я очень люблю подснежники. Я их никогда не видала.

ПРОФЕССОР. До апреля осталось совсем немного, ваше величество. Всего каких-нибудь три месяца, или девяносто дней...

КОРОЛЕВА. Девяносто! Я не могу ждать и трёх дней. Завтра новогодний приём, и я хочу, чтобы у меня на столе были эти - как вы их там назвали? - подснежники.

ПРОФЕССОР. Ваше величество, но законы природы!..

КОРОЛЕВА (перебивая его). Я издам новый закон природы! (Хлопает в ладоши.) Пошлите ко мне Канцлера. (Профессору.) А вы садитесь и пишите. Теперь я вам буду диктовать. (Задумывается.) «Травка зенелеет, солнышко блестит, посему повелеваю доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски...» Что бы им такое пообещать? М! Пишите. «Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине и пожалуем ему бархатную шубу на седой лисе». Ну, написали? Как вы медленно пишете!

ПРОФЕССОР. «...на седой лисе...» Я давно уже не писал диктанта, ваше величество.

КОРОЛЕВА. Какой вы хитрый, сами не пишете, а меня заставляете! Ну, да уж ладно. Давайте перо – я начертаю своё высочайшее имя! (Быстро ставит закорючку и машет листком, чтобы чернила скорее высохли.)

В это время в дверях появляется Канцлер.

Ставьте печать - сюда и сюда! И позаботьтесь о том, чтобы все в городе знали мой приказ.

КАНЦЛЕР (быстро читает глазами). К этому - печать? Воля ваша, королева!..

КОРОЛЕВА. Да-да, воля моя, и вы должны её исполнить!..

Занавес опускается. Один за другим выходят два Глашатая с трубами и свитками в руках. Торжественные звуки фанфар.

Первый Глашатай

Под праздник новогодний

Издали мы приказ:

Пускай цветут сегодня

Подснежники у нас!

Второй Глашатай

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит!

Первый Глашатай

Кто отрицать посмеет,

Что ласточка летит,

Что травка зеленеет

И солнышко блестит?

Второй Глашатай

В лесу цветет подснежник,

А не метель метет,

И тот из вас мятежник,

Кто скажет: не цветет!

Ручьи бегут в долину,

Зиме пришел конец.

Первый Глашатай

Подснежников корзину

Несите во дворец!

Второй Глашатай

Нарвите до рассвета

Подснежников простых.

Первый Глашатай

И вам дадут за это

Корзину золотых!

Первый и Второй (вместе)

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит!

ПЕРВЫЙ ГЛАШАТАЙ (хлопая ладонью о ладонь) . Брр!.. Холодно!..

КАРТИНА ТРЕТЬЯ

Маленький домик на окраине города. Жарко топится печка. За окнами метель. Сумерки. Старуха раскатывает тесто. Дочка сидит перед огнем. Возле нее на полу несколько корзинок. Она перебирает корзинки. Сначала берет в руки маленькую, потом побольше, потом самую большую.

ДОЧКА (держа в руках маленькую корзинку). А что, мама, в эту корзинку много золота войдет?

СТАРУХА. Да, немало.

ДОЧКА. На шубку хватит?

СТАРУХА. Что там на шубку, доченька! На полное приданое хватит: и на шубки, и на юбки. Да еще на чулочки и платочки останется.

ДОЧКА. А в эту сколько войдет?

СТАРУХА. В эту еще больше. Тут и на дом каменный хватит, и на коня с уздечкой, и на барашка с овечкой.

ДОЧКА. Ну, а в эту?

СТАРУХА. А уж тут и говорить нечего. На золоте пить-есть будешь, в золото оденешься, в золото обуешься, золотом уши завесишь.

ДОЧКА. Ну, так я эту корзинку и возьму! (Вздыхая.) Одна беда - подснежников не найти. Видно, посмеяться над нами захотела королева.

СТАРУХА. Молода, вот и придумывает всякую всячину.

ДОЧКА. А вдруг кто-нибудь пойдет в лес да и наберет там подснежников. И достанется ему вот этакая корзина золота!

СТАРУХА. Ну, где там - наберет! Раньше весны подснежники и не покажутся. Вон сугробы-то какие намело - до самой крыши!

ДОЧКА. А может, под сугробами-то они и растут себе потихоньку. На то они и подснежники... Надену-ка я свою шубейку да попробую поискать.

СТАРУХА. Что ты, доченька! Да я тебя и за порог не выпущу. Погляди в окошко, какая метель разыгралась. А то ли еще к ночи будет!

ДОЧКА (хватает самую большую корзину). Нет, пойду и все тут. В кои-то веки во дворец попасть случай вышел, к самой королеве на праздник. Да еще целую корзину золота дадут.

СТАРУХА. Замерзнешь в лесу.

ДОЧКА. Ну, так вы сами в лес ступайте. Наберите подснежников, а я их во дворец отнесу.

СТАРУХА. Что же тебе, доченька, родной матери не жалко?

ДОЧКА. И вас жалко, и золота жалко, а больше всего себя жалко! Ну, что вам стоит? Эка невидаль - метель! Закутайтесь потеплее и пойдите.

СТАРУХА. Нечего сказать, хороша дочка! В такую погоду хозяин собаки на улицу не выгонит, а она мать гонит.

ДОЧКА. Как же! Вас выгонишь! Вы и шагу лишнего для дочки не ступите. Так и просидишь из-за вас весь праздник на кухне у печки. А другие с королевой в серебряных санях кататься будут, золото лопатой огребать... (Плачет.)

СТАРУХА. Ну, полно, доченька, полно, не плачь. Вот съешь-ка горяченького пирожка! (Вытаскивает из печки железный лист с пирожками). С пылу, с жару, кипит-шипит, чуть не говорит!

ДОЧКА (сквозь слезы). Не надо мне пирожков, хочу подснежников!.. Ну, если сами идти не хотите и меня не пускаете, так пусть хоть сестра сходит. Вот придет она из лесу, а вы ее опять туда пошлите.

СТАРУХА. А ведь и правда! Отчего бы ее не послать? Лес недалеко, сбегать недолго. Наберет она цветочков - мы с тобой их во дворец снесем, а замерзнет - ну, значит, такая ее судьба. Кто о ней плакать станет?

ДОЧКА. Да уж, верно, не я. До того она мне надоела, сказать не могу. За ворота выйти нельзя - все соседи только про нее и говорят: «Ах, сиротка несчастная!», «Работница - золотые руки!», «Красавица - глаз не отвести!» А чем я хуже ее?

СТАРУХА. Что ты, доченька, по мне - ты лучше, а не хуже. Да только не всякий это разглядит. Ведь она хитрая - подольститься умеет. Тому поклонится, этому улыбнется. Вот и жалеют ее все: сиротка да сиротка. А чего ей, сиротке, не хватает? Платок свой я ей отдала, совсем хороший платок, и семи лет его не проносила, а потом разве что квашню укутывала. Башмачки твои позапрошлогодние донашивать ей позволила - жалко, что ли? А уж хлеба сколько на нее идет! Утром кусок, да за обедом краюшка, да вечером горбушка. Сколько это в год выйдет - посчитай-ка. Дней-то в году много! Другая бы не знала, как отблагодарить, а от этой слова не услышишь.

ДОЧКА. Ну вот, пусть и сходит в лес. Дадим ей корзину побольше, что я для себя выбрала.

СТАРУХА. Что ты, доченька! Эта корзина новая, недавно куплена. Ищи ее потом в лесу. Вон ту дадим, - и пропадет, так не жалко.

ДОЧКА. Да уж больно мала!

Входит Падчерица. Платок ее весь засыпан снегом. Она снимает платок и стряхивает, потом подходит к печке и греет руки.

СТАРУХА. Что, на дворе метет?

ПАДЧЕРИЦА. Еле до дому добралась.

СТАРУХА. На то и зима, чтобы метель мела.

ПАДЧЕРИЦА. Нет, такой вьюги за целый год не было да и не будет.

ДОЧКА. А ты почем знаешь, что не будет?

ПАДЧЕРИЦА. Да ведь нынче последний день в году!

ДОЧКА. Вон как! Видно, ты не очень замерзла, если загадки загадываешь. Ну что, отдохнула, обогрелась? Надо тебе еще кое-куда сбегать.

ПАДЧЕРИЦА. Куда же это, далеко?

СТАРУХА. Не так уж близко, да и недалеко.

ДОЧКА. В лес!

ПАДЧЕРИЦА. В лес? Зачем? Я хворосту много привезла, на неделю хватит.

ДОЧКА. Да не за хворостом, а за подснежниками!

ПАДЧЕРИЦА (смеясь). Вот разве что за подснежниками - в такую вьюгу! А я-то сразу и не поняла, что ты шутишь. Испугалась. Нынче и пропасть не мудрено - так и кружит, так и валит с ног.

ДОЧКА. Ты что, про указ не слыхала?

ПАДЧЕРИЦА. Нет.

ДОЧКА. Ничего-то ты не слышишь, ничего не знаешь! Но всему городу про это говорят. Тому, кто нынче подснежников наберет, королева целую корзину золота даст, шубку на седой лисе пожалует и в своих санях кататься позволит.

ПАДЧЕРИЦА. Да какие же теперь подснежники - ведь зима...

СТАРУХА. Весной-то за подснежники не золотом платят, а медью!

ДОЧКА. Ну, что там разговаривать! Вот тебе корзинка.

ПАДЧЕРИЦА (смотрит в окно). Темнеет уж.

СТАРУХА. А ты бы еще дольше за хворостом ходила - так и совсем бы темно стало.

ПАДЧЕРИЦА. Может, завтра с утра пойти?

ДОЧКА. Тоже придумала - с утра! А если ты до вечера цветов не найдешь? Так и станут нас с тобой во дворне дожидаться. Ведь цветы-то к празднику нужны.

ПАДЧЕРИЦА. Никогда не слыхала, чтобы зимой цветы в лесу росли... Да разве разглядишь что в такую темень?

ДОЧКА (жуя пирожок). А ты пониже наклоняйся да получше гляди.

ПАДЧЕРИЦА. Не пойду я!

ДОЧКА. Как это - не пойдешь?

ПАДЧЕРИЦА. Не вернуться мне из лесу.

ДОЧКА. А что же - мне вместо тебя в лес идти?

ПАДЧЕРИЦА (опустив голову). Да ведь не мне золото нужно.

СТАРУХА. Понятно, тебе ничего не нужно. У тебя все есть, а чего нет, то у мачехи да у сестры найдется!

ДОЧКА. Она у нас богатая, от целой корзины золота отказывается! Ну, пойдешь или не пойдешь? Отвечай прямо - не пойдешь? Где моя шубейка? (Со слезами в голосе). Пусть она здесь у печки греется, пироги ест, а я до полуночи по лесу ходить буду, в сугробах вязнуть... (Срывает с крючка шубку и бежит к дверям.)

СТАРУХА (хватает ее за полу). Ты куда? Кто тебе позволил? Садись на место, глупая! (Падчерице.) А ты - платок на голову, корзину в руки и ступай. Да смотри у меня: если узнаю, что ты у соседей где-нибудь просидела, в дом не пущу, - замерзай на дворе!

ДОЧКА. Иди и без подснежников не возвращайся!

Падчерица закутывается в платок, берет корзинку и уходит. Молчание.

СТАРУХА (оглянувшись на дверь). И дверь-то за собой как следует не прихлопнула. Дует как! Прикрой дверь хорошенько, доченька, и собирай на стол. Ужинать пора.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

КАРТИНА ПЕРВАЯ

Лес. На землю падают крупные хлопья снега. Густые сумерки. Падчерица пробирается через глубокие сугробы. Кутается в рваный платок. Дует на замерзшие руки. В лесу все больше и больше темнеет. С верхушки дерева шумно падает ком снега.

ПАДЧЕРИЦА (вздрагивает.) Ох, кто там? (Оглядывается.) Снеговая шапка упала, а мне уж почудилось, будто на меня кто с дерева прыгнул... А кому быть здесь в такую пору? Звери и те по своим норам попрятались. Одна я в лесу... (Пробирается дальше. Спотыкается, запутывается в буреломе, останавливается.) Не пойду дальше. Тут и останусь. Все равно, где замерзать. (Садится на поваленное дерево.) Темно-то как! И не знаю, куда я зашла. Ни вперед, ни назад дороги не найти. Вот и пришла моя смерть. Мало я хорошего в жизни видела, а все-таки страшно помирать... Разве закричать, на помощь позвать? Может, услышит кто - лесник, или дровосек запоздалый, или охотник какой? Ау! Помогите! Ау! Нет, никто не отзывается. Что же мне делать? Так и сидеть здесь, покуда конец не придет? Вон там хрустнуло что-то, будто крадется кто. Ой, боюсь! (Подходит к дереву, смотрит на толстые, узловатые, покрытые снегом ветви.) Взобраться, что ли? Там они меня не достанут. (Взбирается на одну из ветвей и усаживается в развилине. Начинает дремать.)

На дереве появляется Белка и сбрасывает на Падчерицу шишку.

БЕЛКА. Не спи - замерзнешь!

ПАДЧЕРИЦА. Что такое? Кто здесь, кто? А мне что-то хорошее приснилось, и теплее даже стало. Будто мать моя по дому с лампой идет и огонек прямо мне в глаза светит. (Поднимает голову, стряхивает рукой снег с ресниц.) А ведь и правда что-то светится - вон там, далеко... Так и дрожит, так и мерцает, будто звездочка в ветвях запуталась... Побегу! (Соскакивает с ветки.) Все еще светится. Может, тут и в самом деле избушка лесника недалеко или дровосеки огонь развели. Идти надо. Надо идти. Ох, ноги не идут, окоченели совсем! (Идет с трудом, проваливаясь в сугробы, перебираясь через бурелом и поваленные стволы.) Только бы огонек не погас!.. Нет, он не гаснет, он все ярче горит. И дымком теплым как будто запахло. Неужто костер? Так и есть. Чудится мне или нет, а слышу я, как хворост на огне потрескивает. (Идет дальше, раздвигая и приподнимая лапы густых высоких елей.)

Пьеса-сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

Цели:

Познакомить учащихся с пьесой-сказкой «Двенадцать месяцев».

Задачи:

    Дать представление о драматическом роде литературы, рассмотреть жанровые особенности произведения.

    Развитие умения работать с деталью, умения анализировать текст произведения, умения вступать в диалог по прочитанному произведению, умения сравнивать, развитие речи.

    Воспитание чувства ответственности за свои поступки.

Ход урока:

I . Орг. момент.

1 . Мотивация учащихся .

Я приглашаю вас, ребята в зимний лес,

Где много всяких сказочных чудес,

Где замела метелица дороги,

Где косолапый мишка спит в берлоге.

Где в ледяном дворце живёт сама

Красавица волшебница – Зима.

2. Психологический настрой.

При звуках этой музыки закройте глаза и постарайтесь представить себе картину, как идёт снег. Потом вы расскажите, какое настроение создаёт эта музыка, какие картины

вы себе представили.

3. Подготовка к восприятию.

Что вы себе представили? Дети передают свои впечатления.

В музыке слышно, как снежинки то спокойно танцуют, то кружатся, переливаясь, при дуновении ветра .

II . Повторение и закрепление изученного материала.

Зиме посвящается много рассказов, стихов. Русская зима воспета в народных песнях,

музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной

природы, зимние пейзажи. (Иллюстрация зимнего пейзажа)

Любите ли вы зиму? Да.

Да, мы любим зиму. Нигде нет такой зимы, как у нас, в России.

Как вы думаете, какой самый любимый зимний праздник у людей? Новый год.

Почему?

На Новый год люди загадывают желания и ждут свершения чуда- исполнения желания.

В произведениях, какого жанра могут происходить чудеса? В сказках.

Какие виды сказок вы знаете? Народные, авторские.

Как названа зима в сказках? Зима: волшебница, чародейка, гостья, матушка,

зимушка.

III . Работа по теме урока.

Всем нам было бы приятно встретиться с чудом.

Как вы думаете, сегодня на уроке произведение, какого автора нам в этом может помочь? Произведение С.Я.Маршака.

Учитель на доску вывешивает портрет С.Я.Маршака

Самуил Яковлевич Маршак считал, что книга учит нас жить, и очень хотел, чтобы дети любили читать книги.

Добрую сказку помню я с детства,

Хочу, чтобы сказку запомнил и ты.

Пусть подкрадётся к самому сердцу

И зародится зерно доброты.

Как называется произведение, которое нам предстоит сейчас анализировать?

Пьеса – сказка «Двенадцать месяцев»

Новогодняя сказка «Двенадцать месяцев» берет свое начало из славянского фольклора. Именно в древних сказаниях возникли человеческие образы времен года. Сама сказка-пьеса была написана детским писателем и драматургом С.Я.Маршаком в годы Великой Отечественной Войны.

Известно, что западнославянская легенда подсказала только завязку пьесы, а не весь сюжет.

"Я старался избегнуть в своей сказке навязчивой морали. Но мне хотелось, чтобы сказка рассказала о том, что только простодушным и честным людям открывается природа, ибо постичь ее тайны может только тот, кто соприкасается с трудом" (статья "Сказка на сцене").

И еще в самом начале работы над пьесой в письме к родным: "Тема углублена тем, что героиня пьесы "12 месяцев" живет в природе и в труде. Все месяцы ее знают: один видел ее у проруби, когда она ходила по воду, другой в лесу, когда она рубила дрова, третий на огороде, где она поливала рассаду, и т. д." (23 декабря 1942 г.).

2. Коллективное воссоздание прочитанного.

Понравилась ли вам эта сказка? Чем?

Какие основные чувства вызывает сказка? (Грусти, жалости, боли; и радости, связанной с теми чудесами, которые происходят в сказке)

Покажите на примерах.

Где и с кем происходят события, описанные в сказке?

- Кто герои этой сказки? Напоминают ли они народных героев? Какие герои этой пьесы часто встречаются в народных сказках? Какие герои явно литературные, не фольклорные?

Главные герои этой сказки: Падчерица, Мачеха, Дочка, Солдат, Королева, Учитель Королевы, Двенадцать месяцев.

Из них в народных сказках часто встречаются мачеха с дочкой и падчерицей, солдат, королева, волк, лиса, ворон, белка, заяц. Есть сказки и про двенадцать братьев Месяцев.

Есть в этой пьесе действующие лица явно не фольклорного, а литературного происхождения: Учитель Королевы, Гофмейстерина, Канцлер, Начальник королевской стражи, Королевский прокурор и другие члены свиты Королевы.

В каждой сказке есть свои символы. Есть они и в сказке “12 месяцев”. Перечислите их.

Дети: волшебное кольцо, весенний цветок подснежник

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь.

И расцвел подснежник.

Волшебное колечко

Ты катись, катись, колечко,

На весеннее крылечко,

В летние сени,

В теремок осенний

Да по зимнему ковру

К новогоднему шатру.

Как вы думаете, почему сказка называется так?

Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются. А в этой сказке Падчерица видела все 12месяцев сразу.

Кто же это Падчерица? (Учитель вывешивает карточку – падчерица)

Падчерица – неродная дочь

- Что вы можете сказать об этой девушке, какая она? Трудолюбивая, добрая,

терпеливая, приветливая.

На доске вывешиваются карточки.

трудолюбие

доброта

терпение

приветливость

Все ли люди, которые окружали девушку, любили её?

Мачеха её не любила. Она давала ей много работы.

Какую самую трудную работу мачеха приказала выполнить падчерице?

Зимой нарвать подснежников.

Зачем мачехе понадобились подснежники? (выборочное чтение)

« По воле королевы».

1.Под праздник новогодний 3.Нарвите до рассвета

Издали мы приказ Подснежников простых

Пускай цветут сегодня, И вам дадут за это

Подснежники у нас! Корзину золотых

2.Ручьи бегут в долине.

Зиме пришёл конец.

Подснежников корзину

Несите во дворец.

3.Коллективное обсуждение прочитанного.

« Действие первое, картина вторая»

Почему профессор был недоволен желанием королевы?

Этим приказом нарушался закон-изменение времён года.

Как бы вы отнеслись к такому приказу?

Я бы не рада была этому. Подснежники растут в природе. Мы должны бережно относиться к природе.

Как отнеслись к такому приказу жители того королевства?

«Многие считали, что королева придумала всякую Всячину».

«Старухина дочка захотела попасть на новогодний праздник в королевство и стала отправлять старуху мать в лес за подснежниками».

4. Пересказ прочитанного детьми.

Кто расскажет о том, как решили мачеха с дочерью нарвать подснежники?

Пересказ прочитанного произведения детьми.

Легко ли было выполнить Падчерице это задание?

Зимой подснежники не растут в лесу.

    Словарная работа.

ПОДСНЕЖНИКИ

ПЕРВОЦВЕТЫ

Что же такое подснежники?

Подснежник - травянистое растение с цветками светлой окраски, распускающиеся сразу после таяния снега.

Первоцветы – мать-и-мачеха (начало апреля), медуница, ветреница, первоцвет весенний (конец апреля), ландыш(май).

По народному календарю мать-и-мачеха зацветает 7 апреля. От этого дня наши предки вели отсчёт сроков полевых работ. На 14 день – готовили грядки к посеву; на 11 день – выставляли ульи, сажали фруктовые деревья; на 30 день – зацветает берёза и тополь, наступала пора садить картофель.

В сказке «12 месяцев» речь идёт о подснежнике с научным названием – ГАЛАНТУС. Зацветает в апреле-мае. Его название переводится:

По латыни – «Молочные цветки»;

По- английски – «Капли снега»;

По-немецки - «Снежные колокольчики»;

По-французки – «Снегосверлители».

6. « Действие второе, картина первая»

    Рассмотрение жанровых особенностей произведения.

Что необычного есть в данном произведении?

Пьеса - литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.

Рассмотрение текста пьесы-сказки позволяет сделать некоторые первоначальные выводы о своеобразии драматического рода литературы: наличие афиши (списка действующих лиц), диалогов и монологов (при отсутствии авторского повествования), деление пьесы на действия, картины, наличие кратких ремарок.

- Были ли вы в театре? Какие пьесы вы видели?

- Рассмотрим список действующих лиц к драматической сказке «Двенадцать месяцев»

- Что надо сделать, чтобы выразительно прочитать реплики «своего» героя?

Надо представить характер этого героя, мысленно увидеть поступки, которые он совершает, передать мысли и настроения действующего лица.

    Распределяем роли. Читаем отрывок из сказки.

Словарная работа.

играть в горелки, амуниция, играть туш, шапка с черной опушкой, куцых зайцев сорок штук, держава, канцлер, профессор, прокурор, гофмейстерина, муфта.

    Вывод о прочитанном.

- Чтение и анализ сцены встречи Падчерицы и месяцев. (см. приложение).

- Что в сказке жизненно, правдиво, а что неправдоподобно, фантастично? Чего достигает автор этим сочетанием фантастического и реального? Кого мы осуждаем, кому сочувствуем, над чем смеемся?

В пьесе-сказке Маршака жизненны и правдивы характеры героев, их поступки. Правдиво изображены капризы Королевы, неискреннее поведение придворных, например Гофмейстерины, злоба и жадность Мачехи и Дочки, доброта Солдата, верность и сердечность Падчерицы.

Неправдоподобно, фантастично само существование братьев-Месяцев в виде людей, встреча девочки с ними у костра в лесу, превращение зимы в весну и потом быстрая смена всех времен года за короткое время.

Таким сочетанием фантастического и реального Маршак достигает удивительного результата: зрители и читатели начинают верить в то, что братья-Месяцы вправду существуют. Маршак учит нас добру и состраданию, но делает это не в форме занудных поучений, а в форме сказки, которая доходит до самого сердца. Мы осуждаем жадную Мачеху с Дочкой, своенравную Королеву, глупую и неискреннюю Гофмейстерину, сочувствуем Падчерице и Учителю Королевы. Мы смеемся над жадностью, глупостью и ложью и верим в добро и справедливость.

V . Итог урока.

1. Вывод главной мысли произведения.

Произошел весьма редкий и замечательный случай. Апрель месяц не наступил, а подснежники уже расцвели.

Как вы считаете, что произошло? Произошло чудо.

Какое чудо? Исполнилось желание.

Когда могут исполняться желания? Помогают волшебники.

Когда помогают люди

расценить правду по справедливости.

2. Самостоятельная работа (работа в паре).

Прочтите предложения:

«Красив тот, кто красиво поступает».

«Не одежда красит человека, а его добрые дела».

Выберите по смыслу подходящую пословицу к нашей сказке.

«Живи добрее – будешь всем милее».

Почему вы так считаете?

VI . Домашнее задание.

Развитие сценического искусства .

Инсценировка.

Вообразите себе. Если бы вам пришлось поставить спектакль к этой сказке, то кто из вас какую роль мог бы исполнить.

(Учащиеся сами определяют свою роль.)

Режиссер. Я буду режиссером и считаю, что нужно поставить Сцену встречи Падчерицы с братьями месяцами.

Оформитель . Для оформления спектакля необходимо использовать: посох, корзинку, макет костра, декорации леса.

Актёры будут играть роль: Падчерицы, рассказчицы, братьев-месяцев: январь, март, апрель.

Проводится режиссерско-постановочная работа сцены- пьесы

« Действие второе, картина первая»

VII . Рефлексивная деятельность

1.Подведение успешности учащихся на уроке.

Звучит грамзапись П.И.Чайковского

У каждого из вас есть снежинка. Приклейте её на доску напротив того качества, над которым вам ещё необходимо поработать.

2.Напутствующее слово.

Пусть добрым будет разум ваш

И сердце умным будет.

Вам от души желаю я -

Всего хорошего, друзья.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

2. Злая мачеха

3. Родная дочь мачехи

4. Падчерица-Настенька

5. Принцесса

6. Профессор

7. Министр

8. Первый глашатый

9. Второй глашатый

20. Первая белка

21. Вторая белка

22. Заяц

СЦЕНЫ:

1. Во дворце

2. В доме мачехи

3. В зимнем лесу

4. В доме мачехи

5. Во дворце

6. В зимнем лесу

НАЧАЛО: Музыкальное вступление.

Сцена I (в зимнем лесу).

На сцене, на ветке сидит белка. На поляну выскакивает Заяц. На ветвях рядом с прежней Белкой появляется еще одна.

Заяц (хлопая лапкой о лапку). Холодно, холодно, холодно! От мороза дух захватывает, лапы на бегу к снегу примерзают. Белки, а белки, давайте играть в горелки. Солнце окликать, весну зазывать!

Первая Белка: Давай, заяц. Кому первому гореть?

Косой, косой,

Не ходи босой,

А ходи обутый,

Лапочки закутай.

Если будешь ты обут,

Волки зайца не найдут,

Не найдет тебя медведь.

Выходи – тебе гореть!

Заяц становится впереди. За ним – две Белки.

Заяц: Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо –

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Первая Белка : Лови, заяц!

Вторая Белка: Не догонишь!

Белки, обежав Зайца справа и слева, мчатся по снегу. Заяц – за ними. В это время на полянку выходит Падчерица. На ней большой рваный платок, старая кофта, стоптанные башмаки, грубые рукавицы. Она тянет за собой санки, за поясом у нее топорик. Девушка останавливается между деревьями и пристально смотрит на Зайца и Белок. Те так заняты игрой, что не замечают ее. Белки с разгона взбираются на дерево.

Заяц: Вы куда, куда? Так нельзя, это нечестно! Я с вами больше не играю.

Первая Белка: А ты, заяц, прыгни, прыгни!

Вторая Белка: Подскочи, подскочи!

Первая Белка: Хвостом махни – и на ветку!

Заяц (пытаясь прыгнуть, жалобно): Да у меня хвост короткий…

Белки смеются. Девушка тоже. Заяц и Белки быстро оглядываются на нее и прячутся.

Падчерица, собрав хворост, уходит из леса.

Сцена II во дворце.

(Принцесса, профессор, министр)

Антураж: дворцовые покои, зал для уроков, стол, кресло, чернильница

Уже прошло 5 лет, как король оставил этот мир, оставив профессору заботу о принцессе. А юная принцесса мнит себя королевой, капризна и беспечна. Что ж сделаешь, с рождения росла без матери и привыкла всем указывать.

На сцену выходит профессор.

Принцесса (за сценой):

– Профессор, где вы?

Профессор:

– Я здесь дитя! Пора начинать наш урок. Приступим, Ваше Величество. Повторим правила написания.

Принцесса:

– О, право это все так скучно. Каждый раз одно и то же: учись, учись…

Профессор:

– Ваше Величество, вы бываете, упрямы, но если вы хотите стать королевой, то вам нужно учиться!

Принцесса:

– Надоело, учиться, учиться, учиться… Только это и знаете. Вот издам сейчас указ и велю всех казнить. (Топает ногой)

– Вы забываете, что слово “помиловать”, писать длиннее, чем слово “казнить”

Профессор:

– Помилуйте, Ваше Величество, за что такая немилость?!

Принцесса (капризно):

– За то, что я снова разозлилась. Вы меня все время поучаете, надоело. Ладно, сделаю одно задание, и велите обед нести. Ну, что там у вас?

Профессор (диктует):

– “Травка зеленеет, солнышко блестит, Ласточка с весною в сени к нам летит!”

Принцесса (капризно):

– Этот стих такой длинный, и сейчас не весна, а Рождество. Не буду так писать.

Профессор:

– Но ведь поэт написал так

Принцесса:

– А я вот хочу написать “Травка блестит” или только “Травка зеленеет”. И попробуйте мне только возразить. Я – королева, а не ребенок!

Принцесса начинает старательно выводить строчку, и в то же время смотрит в окно.

Принцесса:

– Какая метель за окном, завывает и метет. Хочу весны. Точно, пусть придет весна!

Профессор:

– Но, Ваше Величество, этого не может быть. Весна наступит, лишь, когда кончится зима.

Принцесса:

– Вот опять вы мне перечите.

Принцесса зовет министра.

Принцесса (Министру):

– Прикажите зиме, пусть она уходит, а весна пусть наступить. Хочу, чтобы сугробы растаяли, а травка зеленела и росла. И птички пусть поют.

Профессор:

– Но, Ваше Величество, а как же праздники? Новый год, Рождество?

Принцесса:

– Праздники отменить. Пока не доставят цветы мне в покои, никакого Нового года не будет!

Профессор:

– Но, первые цветы появятся только в апреле…

Принцесса (удивленно):

– В апреле? А что за цветы?

Профессор:

– Подснежники.

Принцесса:

– Да как они смеют, только в апреле…

Профессор:

– В середине зимы подснежников не бывает – это закон природы. А в конце декабря весны не будет.

Принцесса:

– А сегодня что?

Профессор:

– Конец декабря. А после, начало января. Потом февраль, март, и только потом апрель.

Принцесса:

– Нет, января не будет до тех пор, пока мне не принесут подснежники. А кто принесет эти цветы, велю обменять их на золотые монеты.

Принцесса (обращается к Министру):

– Министр! Немедленно готовьте Указ: Цветы во дворец!

Сцена III. В доме мачехи.

(Мачеха, Дочка, Падчерица)

Антураж: деревенская избушка.

Мачеха (дочке):

Сегодня – Рождество! В церкви целый день песни поют. Надоело дома сидеть. Может к кому в гости сходить…

Первый глашатый: Жители королевства! Слушайте королевский указ!

Второй глашатый: Тому кто принесет корзину подснежников под Новый год королева насыплет целую корзину золота!!!

Мачеха (дочке):

– Слышала? Где наша корзина?! Да побольше ищи, побольше!!!

Начинают искать.

Мачеха (о Падчерице):

– Где эта лентяйка ходит. Мы её пошлем!

Появляется Падчерица с вязанкой дров.

Мачеха:

– Где ты ходишь?! Мы уже целый час тебя ждем.

Дочка:

Вечно где-то ходишь, бродишь…

Падчерица (Настенька):

– Ходила за хворостом.

Дочка и мачеха (хором):

– А теперь пойдешь в лес за подснежниками!

Падчерица (Настенька):

Что вы, какие в лесу подснежники зимой?

Мачеха:

– Опять споришь? Сказано, бери корзину, ступай в лес и без подснежников не смей возвращаться!

Выталкивает падчерицу за дверь.

Мачеха (дочери):

– Если эта лентяйка наберет подснежников, то мы отнесем их королеве, получим много денег. Ох, и заживем тогда!

Сцена IV. Заснеженный лес.

Итак, Настеньке пришлось опять отправиться в лес! А что делать? Ведь мачеха велела, нельзя ослушаться! Но как найти подснежники зимой? Не бывает ведь такого… Долго бродила Настенька, замерзла! Все тропинки в лесу снегом замело! Как обратно выбираться будет? Вдруг смотрит, костер, а около костра двенадцать человек греются. Все разного возраста, от детей-подростков до стариков с бородами. Пошла к костру Настенька, может быть, пустят ее обогреться?

(Падчерица, братья-месяцы)

Падчерица (Настенька):

– Целый день брожу по снегу, и метелица метет. Страшно-то, как и холодно. Сил нет уже, и домой идти боюсь. Видно, придется мне здесь смерть свою встречать…

Вдруг Падчерица замечает костер среди деревьев.

Открывается картина: у волшебного костра сидят братья-месяцы.

На сцене стоят Двенадцать месяцев вокруг костра. Зимние месяцы с бородами. Чем дальше месяц от текущего месяца (от декабря, января), тем они моложе выглядят, т.е. осенние месяцы еще дети. Можно, чтобы было яснее, на каждый месяц, на грудь повесить крупно написанное название месяца.)

Январь:

Все: Гори, гори ясно! Чтобы не погасло!

Месяц Февраль:

– Кто это там бродит среди деревьев? Выходи на свет.

Падчерица:

– Здравствуйте. Можно мне немного погреться у вашего костра?

Январь:

– Проходи к огню, дитя. Ближе, садись.

Декабрь:

– Я её здесь часто вижу.

Апрель:

– Что же ты делаешь в лесу в такое время?

Падчерица (Настенька):

– Мачеха послала меня в лес за подснежниками. И сказала без них не возвращаться. А какие подснежники зимой?

И Девочка заплакала.

Месяц Январь (говорит остальным):

– Ну что братцы, поможем?

Братья (хором):

– Поможем.

Братья передают друг другу посох и стучат им об землю. Последним берет посох Апрель.

Апрель:

– Иди, скорей, собирай свои подснежники. Мы на полчаса для тебя весну сделали.

Девочка убегает собирать подснежники и возвращается с корзинкой цветов.

Падчерица (Настенька): (радостно):

– Большое спасибо, дорогие братцы-месяцы! Вы меня спасли от лютой смерти.

Апрель:

– За добро всегда добром платят. Ну, теперь иди домой смело. И вот что еще…

Протягивает Девочке кольцо.

Апрель:

– Вот тебе кольцо волшебное. Если мы тебе будем нужны, просто брось его, и мы придем. Только никому не говори о том, что видела и слышала у этого костра.

Сцена V. В доме Мачехи

Дочь:

– Кто-то в дверь стучится. Может зверь? Или метель бьется?

Входит в дверь Падчерица и ставит корзину перед Мачехой и ее Дочкой.

Падчерица (Настенька): (устало):

– Вот вам подснежники. Ну, я пошла, отдохну и погреюсь возле печки.

Дочка:

– Мамка, смотри, принесла-таки! Чего мы ждем? Бежим во дворец за наградой!!!

Спешно одеваются и уходят.

Сцена VI. Во дворце.

(Профессор, Министр, Принцесса)

Антураж: тронный зал, наряженная елка, на троне сидит принцесса.

Профессор:

– С Новым годом вас, Ваше Величество!

Министр:

– И с Рождеством!

Принцесса:

– Вы что, совсем не понимаете? Я же сказала, что без цветов Новый год и Рождество не наступит!

Профессор (нервно):

– Ваше Величество – это же шутка?

Принцесса:

– Мне не до шуток. Так, где цветы? Принесите мне их срочно!

Профессор:

– Но, Ваше Величество, в канун Рождества в лесу – только метели!

Принцесса (раздраженно):

– Вы снова мне посмели перечить?!

Вдруг за сценой слышится шум. Министр уходит узнать, что там такое.

Появляются Министр, Мачеха и Дочка.

Профессор (увидев цветы):

– Я, наверное, схожу с ума. Там – цветы!!! Весна – зимой? О, Боже!!!

Принцесса (радостно):

– профессор, ну, что я вам говорила? Давайте цветы сюда! Где вы их взяли?

Мачеха (запинаясь):

– Мы с утра с Дочкой и всю ночь среди сугробов в лесу плутали, плутали и вдруг нашли цветы.

Принцесса (удивленно):

Мачеха (толкая дочку локтем):

– Продолжай ты!

Дочка:

– Ну, вот идем, по лесу и видим птичка сидит и зовет весну…

Принцесса:

Кого зовет?

Дочка (толкая в бок Мачеху):

– Продолжай!

Мачеха:

– Ну, весну зовет, ну… солнце там,… цветенье! И расцвели цветы от ее пенья…

Министр (недоверчиво):

– Не может быть!

Принцесса:

Мачеха:

– Ну мы быстрей наВрали целую корзину!

Дочка (толкает Мачеху в бок):

– Не наВрали, а НаРвали!

Мачеха:

– А я что говорю, нарвали сразу во дворец.

Дочка:

– Чтобы за них получить золото. Вот.

Принцесса (важно и величественно):

– Министр, наградите их. Насыпьте корзину золота.

Принцесса (обращается к мачехе и дочке):

– Немедленно отведите нас туда, где вы нашли цветы! Иначе прикажу вас казнить!

Мачеха и Дочь падают на колени в испуге.

Мачеха:

– Ваше Величество, помилуйте. Спасите, пощадите! Это не мы цветы нашли, а наша лентяйка.

Дочка:

– Да, да это все моя сестра. Вы у нее спросите.

Принцесса:

Сестру сюда доставьте! Нет, лучше мы за ней заедем по дороге. Карету мне. Немедленно!

Сцена VII. В зимнем лесу.

(Принцесса, Профессор, Министр, Мачеха с Дочкой, Падчерица, 12 братьев-месяцев)

На сцене Принцесса, Мачеха и Дочка. Мачеха молча показывает на Падчерицу.

Падчерица в это время рассматривает колечко и любуется им.

Принцесса подкрадывается к Падчерице.

Принцесса:

– Ну-ка покажи мне свое колечко и покажи, где растут подснежники зимой!

Падчерица (Настенька): (испуганно):

– Ты кто?

Принцесса (нетерпеливо):

– Я – Королева! А ну живо рассказывай.

Падчерица:

– Но там нет больше цветов.

Принцесса (нетерпеливо):

– А где взяла их?

Падчерица (Настенька):

– Я не могу сказать. Это секрет!

Принцесса (в гневе):

– Что?! От меня секреты!!! Казнить!!! Ах, да… давай сюда кольцо!

Вырывает колечко, оно падает и катится.

Падчерица (Настенька):

– Ах, милый братцы, придите мне на помощь.

Братья-месяцы выходят на сцену

Январь:

– Звала ты нас? Мы пришли.

Мачеха:

– А это кто?

Принцесса (Январю):

– Кто ты такой!

Мачеха (громко, догадалась):

– Наверное, он – Снеговик!

Дочка (ехидно на Мачеху): тогда вы- Снежная баба!

Мачеха:

– Да как посмела родную мать бабой снежною обозвать?

Дочка:

– А вы точно как снежная баба. Такая же холодная и злая, как собака.

Мачеха и Дочка начинают ругаться и друг друга обзывать.

Май:

– Вот сцепились, словно собаки. По делам и награда!

Март:

– Глянь, превратились в двух собак.

Падчерица (Настенька): (испугано):

– Я, хоть и Королева, но я боюсь. Я не хотела вас обидеть.

Принцесса (показывает на министра):

– Это все он. Он писал указы.

Министр:

– Ну, вот опять нашла крайнего.

Январь (Принцессе):

– Ты лучше попроси прощенья и у людей и у Бога.

Принцесса (кается):

– Простите меня за то, что я была горда, упряма, капризна, не учтива. Обещаю, я исправлюсь.

Принцесса (обращается к Падчерице):

– И ты, меня прости за все. Мы с тобою обе сиротки.

Падчерица (Настенька):

– В святое Рождество – всех нас господь простит!

Все встают полукругом и хором говорят:

– С Рождеством Христовым!

ЗАНАВЕС

Двенадцать месяцев - сказка С. Я. Маршака, которую полюбило не одно поколение детей. В сказке рассказывается о жизни девушки в доме с мачехой и сводной сестрой. Однажды услышав приказ юной королевы, мачеха отправляет падчерицу в новогоднюю ночь за подснежниками в лес. Девушка понимает, что ей грозит гибель, но идёт на поиски цветов в стужу. Найдёт ли она заветные подснежники, за которые обещана щедрая награда? Узнайте вместе с детьми, что приключится с сиротой в лесу из сказки о добре и зле, жадности, трудолюбии и умении прощать обиды.

Словацкая сказка в обработке С. Маршака

Знаешь ли ты, сколько месяцев в году?

Двенадцать.

А как их зовут?

Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы февраль пришёл раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал бы апрель.

Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.

Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу.

Как же это случилось? А вот как.

В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица — всё не так, как ни повернётся — всё не в ту сторону.

Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то бельё на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.

Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь. Потому-то, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом.

Была зима. Шёл январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер.

Люди сидели в домах и топили печки.

В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метёт вьюга, а потом вернулась к тёплой печке и сказала падчерице:

— Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница.

Посмотрела на мачеху девочка: шутит она или вправду посылает её в лес? Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники! Раньше марта месяца они и не появятся на свет, сколько их ни ищи. Только пропадёшь в лесу, увязнешь в сугробах. А сестра говорит ей:

— Если и пропадёшь, так плакать о тебе никто не станет! Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка.

Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей.

Ветер снегом ей глаза порошит, платок с неё рвёт. Идёт она, еле ноги из сугробов вытягивает.

Всё темнее становится кругом. Небо чёрное, ни одной звёздочкой на землю не глядит, а земля чуть посветлее. Это от снега.

Вот и лес. Тут уж совсем темно — рук своих не разглядишь. Села девочка на поваленное дерево и сидит. Всё равно, думает, где замерзать.

И вдруг далеко меж деревьев сверкнул огонёк — будто звезда среди ветвей запуталась.

Поднялась девочка и пошла на этот огонёк. Тонет в сугробах, через бурелом перелезает. «Только бы, — думает, — огонёк не погас!» А он не гаснет, он всё ярче горит. Уж и тёплым дымком запахло, и слышно стало, как потрескивает в огне хворост. Девочка прибавила шагу и вышла на полянку. Да так и замерла.

Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костёр горит, чуть ли не до самого неба достаёт. А вокруг костра сидят люди — кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют.

Смотрит на них девочка и думает: кто же они такие? На охотников будто не похожи, на дровосеков ещё того меньше: вон они какие нарядные — кто в серебре, кто в золоте, кто в зелёном бархате.

И вдруг обернулся один старик — самый высокий, бородатый, бровастый — и поглядел в ту сторону, где стояла девочка.

Испугалась она, хотела убежать, да поздно. Спрашивает её старик громко:

— Ты откуда пришла, чего тебе здесь нужно? Девочка показала ему свою пустую корзинку и говорит:

— Нужно мне набрать в эту корзинку подснежников. Засмеялся старик:

— Это в январе-то подснежников? Вон чего выдумала!

— Не я выдумала, — отвечает девочка, — а прислала меня сюда за подснежниками моя мачеха и не велела мне с пустой корзинкой домой возвращаться.

Тут все двенадцать поглядели на неё и стали между собой переговариваться.

Стоит девочка, слушает, а слов не понимает — будто это не люди разговаривают, а деревья шумят.

Поговорили они, поговорили и замолчали.

А высокий старик опять обернулся и спрашивает:

— Что же ты делать будешь, если не найдёшь подснежников? Ведь раньше марта месяца они и не выглянут.

— В лесу останусь, — говорит девочка. — Буду марта месяца ждать. Уж лучше мне в лесу замёрзнуть, чем домой без подснежников вернуться.

Сказала это и заплакала.

И вдруг один из двенадцати, самый молодой, весёлый, в шубке на одном плече, встал и подошёл к старику:

— Братец Январь, уступи мне на час своё место! Погладил свою длинную бороду старик и говорит:

— Я бы уступил, да не бывать Марту прежде Февраля.

— Ладно уж, — проворчал другой старик, весь лохматый, с растрёпанной бородой. — Уступи, я спорить не стану! Мы все хорошо её знаем: то у проруби её встретишь с вёдрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя. Надо ей помочь.

— Ну, будь по-вашему, — сказал Январь. Он стукнул о землю своим ледяным посохом и заговорил:

Не трещите, морозы,

В заповедном бору,

У сосны, у берёзы

Не грызите кору!

Полно вам вороньё

Замораживать,

Человечье жильё

Выхолаживать!

Замолчал старик, и тихо стало в лесу. Перестали потрескивать от мороза деревья, а снег начал падать густо, большими, мягкими хлопьями.

— Ну, теперь твой черёд, братец, — сказал Январь и отдал посох меньшому брату, лохматому Февралю. Тот стукнул посохом, мотнул бородой и загудел:

Ветры, бури, ураганы,

Дуйте что есть мочи!

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи!

В облаках трубите громко,

Вейтесь над землёю.

Пусть бежит в полях позёмка

Белою змеёю!

Только он это сказал, как зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер. Закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри. А Февраль отдал свой ледяной посох младшему брату и сказал:

— Теперь твой черёд, братец Март. Взял младший брат посох и ударил о землю. Смотрит девочка, а это уже не посох. Это большая ветка, вся покрытая почками.

Усмехнулся Март и запел звонко, во весь свой мальчишеский голос:

Разбегайтесь, ручьи,

Растекайтесь, лужи,

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи!

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.

Девочка даже руками всплеснула. Куда девались высокие сугробы? Где ледяные сосульки, что висели на каждой ветке?

Под ногами у неё — мягкая весенняя земля. Кругом каплет, течёт, журчит. Почки на ветвях надулись, и уже выглядывают из-под тёмной кожуры первые зелёные листики.

Глядит девочка — наглядеться не может.

— Что же ты стоишь? — говорит ей Март.- Торопись, нам с тобой всего один часок братья мои подарили.

Девочка очнулась и побежала в чащу подснежники искать. А их видимо-невидимо! Под кустами и под камнями, на кочках и под кочками — куда ни поглядишь. Набрала она полную корзину, полный передник — и скорее опять на полянку, где костёр горел, где двенадцать братьев сидели.

А там уже ни костра, ни братьев нет: Светло на поляне, да не по-прежнему. Не от огня свет, а от полного месяца, что взошёл над лесом.

Пожалела девочка, что поблагодарить ей некого, и побежала домой. А месяц за нею поплыл.

Не чуя под собой ног, добежала она до своих дверей — и только вошла в дом, как за окошками опять загудела зимняя вьюга, а месяц спрятался в тучи.

— Ну, что, — спросили её мачеха и сестра, — уже домой вернулась? А подснежники где?

Ничего не ответила девочка, только высыпала из передника на лавку подснежники и поставила рядом корзинку.

Мачеха и сестра так и ахнули:

— Да где же ты их взяла?

Рассказала им девочка всё, как было. Слушают они обе и головами качают — верят и не верят. Трудно поверить, да ведь вот на лавке целый ворох подснежников, свежих, голубеньких. Так и веет от них мартом месяцем!

Переглянулись мачеха с дочкой и спрашивают:

— А больше тебе ничего месяцы не дали?

— Да я больше ничего и не просила.

— Вот дура так дура! — говорит сестра.- В кои-то веки со всеми двенадцатью месяцами встретилась, а ничего, кроме подснежников, не выпросила! Ну, будь я на твоём месте, я бы знала, чего просить. У одного — яблок да груш сладких, у другого — земляники спелой, у третьего грибов беленьких, у четвёртого — свежих огурчиков!

— Умница, доченька! — говорит мачеха.- Зимой землянике да грушам цены нет. Продали бы мы это и сколько бы денег выручили. А эта дурочка подснежников натаскала! Одевайся, дочка, потеплее да сходи на полянку. Уж тебя они не проведут, хоть их двенадцать, а ты одна.

— Где им! — отвечает дочка, а сама — руки в рукава, платок на голову.

Мать ей вслед кричит:

— Рукавички надень, шубку застегни!

А дочка уже за дверью. Убежала в лес!

Идёт по сестриным следам, торопится. «Скорее бы, — думает, — до полянки добраться!»

Лес всё гуще, всё темней. Сугробы всё выше, бурелом стеной стоит.

«Ох, — думает мачехина дочка, — и зачем только я в лес пошла! Лежала бы сейчас дома в тёплой постели, а теперь ходи да мёрзни! Ещё пропадёшь тут!»

И только она это подумала, как увидела вдалеке огонёк — точно звёздочка в ветвях запуталась.

Пошла она на огонёк. Шла, шла и вышла на полянку. Посреди полянки большой костёр горит, а вокруг костра сидят двенадцать братьев, двенадцать месяцев. Сидят и тихо беседуют.

Подошла мачехина дочка к самому костру, не поклонилась, приветливого слова не сказала, а выбрала место, где пожарче, и стала греться.

Замолчали братья-месяцы. Тихо стало в лесу. И вдруг стукнул Январь-месяц посохом о землю.

— Ты кто такая? — спрашивает. — Откуда взялась?

— Из дому, — отвечает мачехина дочка. — Вы нынче моей сестре целую корзинку подснежников дали. Вот я и пришла по её следам.

— Сестру твою мы знаем, — говорит Январь-месяц, — а тебя и в глаза не видали. Ты зачем к нам пожаловала?

— За подарками. Пусть Июнь-месяц мне земляники в корзинку насыплет, да покрупней. А Июль-месяц — огурцов свежих и грибов белых, а месяц Август — яблок да груш сладких. А Сентябрь-месяц — орехов спелых. А Октябрь:

— Погоди, — говорит Январь-месяц. — Не бывать лету перед весной, а весне перед зимой. Далеко ещё до июня-месяца. Я теперь лесу хозяин, тридцать один день здесь царствовать буду.

— Ишь какой сердитый! — говорит мачехина дочка.- Да я не к тебе и пришла — от тебя, кроме снега да инея, ничего не дождёшься. Мне летних месяцев надо.

Нахмурился Январь-месяц.

— Ищи лета зимой! — говорит.

Махнул он широким рукавом, и поднялась в лесу метель от земли до неба — заволокла и деревья и полянку, на которой братья-месяцы сидели. Не видно стало за снегом и костра, а только слышно было, как свистит где-то огонь, потрескивает, полыхает.

Испугалась мачехина дочка.

— Перестань! — кричит. — Хватит!

Да где там!

Кружит её метель, глаза ей слепит, дух перехватывает. Свалилась она в сугроб, и замело её снегом.

А мачеха ждала-ждала свою дочку, в окошко смотрела, за дверь выбегала — нет её, да и только. Закуталась она потеплее и пошла в лес. Да разве найдёшь кого-нибудь в чаще в такую метель и темень!

Ходила она, ходила, искала-искала, пока и сама не замёрзла.

Так и остались они обе в лесу лета ждать.

А падчерица долго на свете жила, большая выросла, замуж вышла и детей вырастила.

И был у неё, рассказывают, около дома сад — да такой чудесный, какого и свет не видывал. Раньше, чем у всех, расцветали в этом саду цветы, поспевали ягоды, наливались яблоки и груши. В жару было там прохладно, в метель тихо.

— У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят! — говорили люди.

Кто знает — может, так оно и было.

Маршак Самуил

Двенадцать месяцев

ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ

Знаешь ли ты, сколько месяцев в году?

Двенадцать.

А как их зовут?

Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель.

Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.

Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу.

Как же это случилось? А вот как.

В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица - все не гак, как ни повернется - все не в ту сторону.

Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то белье на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.

Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь. Потому-то, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом.

Была зима. Шел январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер.

Люди сидели в домах и топили печки.

В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь и поглядела, как метет вьюга, а потом вернулась к теплой печке и сказала падчерице:

Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница.

Посмотрела на мачеху девочка: шутит она или вправду посылает ее в лес? Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники? Раньше марта месяца они и не появятся на свет, сколько их ни ищи. Только пропадешь в лесу, увязнешь в сугробах.

А сестра говорит ей:

Если и пропадешь, так плакать о тебе никто не станет. Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка.

Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей.

Ветер снегом ей глаза порошит, платок с нее рвет. Идет она, еле ноги из сугробов вытягивает.

Все темнее становится кругом. Небо черное, ни одной звездочкой на землю не глядит, а земля чуть посветлее. Это от снега.

Вот и лес. Тут уж совсем темно - рук своих не разглядишь. Села девочка на поваленное дерево и сидит. Все равно, думает, где замерзать.

И вдруг далеко меж деревьев сверкнул огонек - будто звезда среди ветвей запуталась.

Поднялась девочка и пошла на этот огонек. Тонет в сугробах, через бурелом перелезает. "Только бы, - думает, - огонек не погас!" А он не гаснет, он все ярче горит. Уж и теплым дымком запахло и слышно стало, как потрескивает в огне хворост. Девочка прибавила шагу и вышла на полянку. Да так и замерла.

Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костер горит, чуть ли не до самого неба достает. А вокруг костра сидят люди кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют.

Смотрит на них девочка и думает: кто же они такие? На охотников будто не похожи, на дровосеков еще того меньше: вон они какие нарядные - кто в серебре, кто в золоте, кто в зеленом бархате.

Молодые у самого огня сидят, а старики - поодаль.

И вдруг обернулся один старик - самый высокий, бородатый, бровастый и поглядел в ту сторону, где стояла девочка.

Испугалась она, хотела убежать, да поздно. Спрашивает ее старик громко:

Ты откуда пришла, чего тебе здесь нужно?

Девочка показала ему свою пустую корзинку и говорит:

Нужно мне набрать в эту корзинку подснежников.

Засмеялся старик:

Это в январе-то подснежников? Вон чего выдумала!

Не я выдумала, - отвечает девочка, - а прислала меня сюда за подснежниками моя мачеха и не велела мне с пустой корзинкой домой возвращаться.

Тут все двенадцать поглядели на нее и стали между собой переговариваться.

Стоит девочка, слушает, а слов не понимает - будто это не люди разговаривают, а деревья шумят.

Поговорили они, поговорили и замолчали.

А высокий старик опять обернулся и спрашивает:

Что же ты делать будешь, если не найдешь подснежников? Ведь раньше марта месяца они и не выглянут.

В лесу останусь, - говорит девочка. - Буду марта месяца ждать. Уж лучше мне в лесу замерзнуть, чем домой без подснежников вернуться.

Сказала это и заплакала.

И вдруг один из двенадцати, самый молодой, веселый, в шубке на одном плече, встал и подошел к старику:

Братец Январь, уступи мне на час свое место!

Погладил свою длинную бороду старик и говорит:

Я бы уступил, да не бывать Марту прежде Февраля.

Ладно уж, - проворчал другой старик, весь лохматый, с растрепанной бородой. - Уступи, я спорить не стану! Мы все хорошо ее знаем: то у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя. Надо ей помочь.

Ну, будь по-вашему, - сказал Январь.

Он стукнул о землю своим ледяным посохом и заговорил:

Не трещите, морозы,

В заповедном бору,

У сосны, у березы

Не грызите кору!

Полно вам воронье

Замораживать,

Человечье жилье

Выхолаживать!

Замолчал старик, и тихо стало в лесу. Перестали потрескивать от мороза деревья, а снег начал падать густо, большими, мягкими хлопьями.

Ну, теперь твой черед, братец, - сказал Январь и отдал посох меньшому брату, лохматому Февралю.

Тот стукнул посохом, мотнул бородой и загудел:

Ветры, бури, ураганы,

Дуйте что есть мочи!

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи!

В облаках трубите громко,

Вейтесь над землею.

Пусть бежит в полях поземка

Белою змеею!

Только он это сказал, как зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер. Закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри.

А Февраль отдал свой ледяной посох младшему брату и сказал:

Теперь твой черед, братец Март.

Взял младший брат посох и ударил о землю.

Смотрит девочка, а это уже не посох. Это большая ветка, вся покрытая почками.

Усмехнулся Март и запел звонко, во весь свой мальчишеский голос:

Разбегайтесь, ручьи,

Растекайтесь, лужи,

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи!

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

Девочка даже руками всплеснула. Куда девались высокие сугробы? Где ледяные сосульки, что висели на каждой ветке!