Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) является важнейшим органом оперативной деятельности ООН по предоставлению помощи (финансовой, технической и иной) на цели развития. ПРООН создана в ноябре 1965 г.

Общее руководство Программой осуществляет Исполнительный совет в составе 36 членов, представляющих как развивающиеся, так и развитые страны. Возглавляет ПРООН Администратор, который назначается Генеральным секретарем ООН после консультаций с Исполнительным советом на срок, равный четырем годам. Его назначение утверждается Генеральной Ассамблеей ООН. С апреля 2009 года пост Администратора занимает г-жа Хелен Кларк (Новая Зеландия).

Целью ПРООН является содействие развивающимся странам и странам с переходной экономикой в укреплении потенциала развития. Финансовые средства ПРООН формируются из добровольных взносов государств - членов ООН, учреждений системы ООН, неправительственных организаций и частного сектора (в 2009 году - 4,7 млрд. долларов США в год).

Располагая офисами в 136 странах, ПРООН имеет самую крупную сеть представительств на местах из всех организаций системы ООН, оказывающих помощь в целях развития. Через эти представительства Программа поддерживает усилия в области развития в 166 странах, сотрудничая с правительствами и общественными организациями.

Руководители представительств Программы обычно совмещают должность резидента-координатора оперативной деятельности ООН и представляют другие структуры Организации на местах. Это же относится и к Представителю Программы развития ООН в Республике Беларусь Антониусу Бруку (Нидерланды). Г-н Брук совмещает эту должность с выполнением функций Резидента-координатора ООН в Беларуси.

Приоритетными направлениями работы ПРООН являются содействие в достижении программными странами Целей развития тысячелетия, ликвидация бедности, укрепление национальных институтов в области макроэкономического управления, защита окружающей среды, содействие занятости, улучшение положения женщин, борьба с распространением ВИЧ/СПИД и другие.

Сотрудничество Республики Беларусь и ПРООН началось в 1992 году с открытия в г. Минске постоянно действующего Представительства ООН/ПРООН и разработки Краткосрочной программы ПРООН для Беларуси на 1992 - 1994 годы. В рамках этой программы для решения социально-экономических задач Республике Беларусь выделено около 1,5 млн. долларов США.

В дальнейшем сотрудничество осуществлялось в области развития людских ресурсов, укрепления потенциала государственного управления, реструктуризации промышленности, конверсии военных городков, минимизации последствий аварии на ЧАЭС.

В период 1999-2001 и 2005−2007 годов Республика Беларусь входила в состав Исполнительного совета ПРООН.
В период 2001−2005 годов в Беларуси осуществлялись две программы ПРООН: Вторые страновые рамки сотрудничества (СРС) на 2001-2005 годы и Программа регионального сотрудничества ПРООН для стран Европы на 2002-2005 годы.

По линии СРС ПРООН оказывала поддержку Беларуси главным образом в социально-экономическом развитии, преодолении последствий аварии на ЧАЭС и здравоохранении. В период 2001 - 2004 годов в стране реализовано 28 проектов технической помощи ПРООН с объемом финансирования порядка 6 млн. долларов. К наиболее значимым из них можно отнести: “Содействие Правительству Республики Беларусь в формировании и реализации Национальной стратегии устойчивого развития”, “Укрепление механизмов партнерства и мобилизация ресурсов в целях уменьшения негативных последствий чернобыльской катастрофы”, “Совершенствование инфраструктуры инновационной деятельности в Республике Беларусь”, “Поддержка и развитие малого предпринимательства”.

В рамках Программы регионального сотрудничества осуществлялись проекты с участием Беларуси в области борьбы с нищетой, обеспечения равных условий в развитии, проведения открытой подотчетной антикоррупционной политики.

В целом деятельность ПРООН в Беларуси стала заметным фактором, способствующим решению социально-экономических задач переходного периода. Во многом это обусловлено неполитизированным подходом ПРООН к решению существующих проблем, ориентированностью Представительства на приоритеты развития и нужды нашей страны. За 1994−2005 годы (12 лет сотрудничества) по линии ПРООН в страну привлечено более 30 млн. долларов.

Третья страновая программа ПРООН для Беларуси на 2006-2010 годы утверждена Исполнительным советом ПРООН/ЮНФПА на январской сессии 2006 года. В разработке Программы принимали участие органы государственного управления Беларуси, что позволило включить в нее направления сотрудничества, которые отвечают национальным интересам страны.

В рамках программы в настоящее время реализуются более двадцати проектов международной технической помощи в пяти приоритетных областях:

  • экономический рост и повышение жизненного уровня граждан;
  • эффективное и ответственное государственное управление;
  • экологическая устойчивость;
  • реабилитация и устойчивое развитие территорий, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС;
  • трансграничное сотрудничество.

Изначально программа предусматривала мобилизацию ресурсов для реализации проектов в размере более 33 млн. долларов США. Из регулярного бюджета ПРООН запланировано выделение 4,1 млн. долларов. Ресурсы в размере 28 млн. долларов предполагалось привлечь из других учреждений системы ООН и от международных доноров. Порядка 2 млн. долларов было запланировано привлечь из национальных источников. Вместе с тем, на практике удалось значительно превзойти запланированные показатели по привлечению средств. Общий объем средств, которые будут освоены в рамках программы, на декабрь 2010 г. составит около 70 млн. долларов США. Только за 2010 год для этих целей израсходованы средства в размере почти 20 млн. долларов США.

Самые крупные проекты осуществляются во взаимодействии с Глобальным фондом для борьбы со СПИД, туберкулезом и малярией. Они связаны с профилактикой и лечением ВИЧ/СПИД и поддержкой Государственной программы “Туберкулез”.

Крупные проекты при поддержке и финансировании Европейской комиссии и других международных доноров осуществляются ПРООН в Беларуси в области повышения энергоэффективности экономики и энергосбережения, социально-экономического и экологического восстановления территорий, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, расширения микрофинансирования и микрокредитования, противодействия торговле людьми и других важных областях.

В 2010 году совместно Правительством Беларуси и Представительством ПРООН разработан проект четвертой страновой программы ПРООН для Республики Беларусь на период 2011 - 2015 годов с запланированным объемом финансирования проектов международной технической помощи свыше 80 млн. долларов США. В сентябре 2010 г. он утвержден Исполнительным советом ПРООН/ЮНФПА.
С 2011 года начнется реализация новой страновой программы. Она будет проходить в рамках определенных при разработке четырех приоритетных тематических областей:

  • экономическое развитие и социальная защита;
  • энергосбережение и охрана окружающей среды;
  • предотвращение распространения ВИЧ/СПИД и профилактика туберкулеза;
  • эффективное и ответственное государственное управление, безопасность человека.

По ходу реализации программы возможны коррективы, с тем чтобы обеспечить ее полную ориентацию на поддержку выполнения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы.

Программа развития Организации Объединенных Наций

Развитие потенциала:

расширение прав и полномочий людей и институтов

Е ж е г о д н ы й о т ч е т

2 Улучшение жизни людей путем развития потенциала

7 Роль ПРООН в системе развития ООН

11 Программы ПРООН: развитие потенциала в действии

13 Сильные институты, инклюзивный рост: сокращение бедности и достижение ЦРДТ

19 Расширение прав и полномочий граждан

в интересах развития: демократическое управление

24 Укрепление потенциала для снижения уязвимости: предотвращение кризиса и восстановление

28 «Экологически дружественный» рост: окружающая среда и устойчивое развитие

31 Развивать потенциал для достижения результатов

34 Ресурсы ПРООН

На обложке:

Участницы семинара в южновьетнамском городе Сок-Транг, посвященного современным методам сельскохозяйственного производства и рисоводства

ПРООН оказала помощь избирательной комиссии Бутана в подготовке впервые проводившихся в этой стране в 2008 г.

национальных выборов. На снимке: бутанский избиратель с гордостью демонстрирует свою регистрационную карту

Администратор Кемаль Дервиш посещает деревню в окрестностях Дар-эс-Салама (Танзания), которой ПРООН оказывает помощь в переходе на возобновляемые источники энергии

Укреплять потенциал, чтобы обеспечить перемены к лучшему

Н ачало минувшего года было многообещающим для усилий развивающихся стран по достижению Целей развития, сформулированных в Декларации тысячелетия (ЦРДТ), и решению других задач развития. В начале 2007 г. мировая экономика вступила в третий год исключительно быстрого роста, и этот прогресс позитивно воздействовал на сокращение бедности в целом и показатели наименее развитых стран, в част-

ности. Экономика стран Африки к югу от Сахары в 2007 г. выросла в среднем более чем на 6%. Бурный экономический рост в ряде крупных развивающихся стран, включая Китай, Индию и другие государства «восходящего Юга», служил дополнительным доказательством того, что быстрое продвижение вперед на пути к сокращению бедности и достижению ЦРДТ возможно.

Однако к середине 2007 г. стало ясно, что развивающимся странам придется реагировать на значительную неопределенность в развитии глобальной экономики. Превращение кризиса на американском рынке субстандартных ипотечных кредитов в масштабный кризис финансового сектора, затронувший США и Европу и породивший серьезные опасения в связи с возможностью резкого замедления темпов роста передовых экономик, в частности, экономики США, ныне угрожает серьезным обращением вспять процесса снижения бедности. Во многих странах cитуация усугубляется взлетом цен на энергию и продовольствие. Более того, экспансионистские макроэкономические стратегии, применение которых явилось неизбежной реакцией на трудности финансового сектора, создают инфляционное давление во всей мировой экономике. В дополнение к этому большинство доноров в настоящее время «сошли с дистанции» в плане выполнения принятых на себя финансовых обязательств по масштабному наращиванию помощи развитию, и им потребуются огромные усилия, чтобы достигнуть целевых показателей, которые были согласованы ими на период до 2010 г.

Характер современной глобальной экономики подчеркивает нашу взаимозависимость и нашу потребность в гораздо более совершенных глобальных политических мерах. С другой стороны, каждое государство должно также заниматься решением собственных проблем. Основу деятельности ПРООН составляет оказание поддержки странам в определении действий и политических мер, необходимых для реагирования на те или иные многообразные и взаимосвязанные вызовы в области развития. Как показано в Докладе за этот год, мы осуществляем это, помогая странам развивать потенциал их народов и институтов с целью улучшения жизни людей и ускорения человеческого развития. Сообщество в области развития все больше признает, что укрепление потенциала – на местном уровне, на уровне общин и на национальном уровне – играет ключевую роль в решении задач развития. Вот почему в центре внимания ПРООН также находится расширение прав и полномочий людей и институтов путем развития их потенциала.

Настоящий доклад подчеркивает актуальность нашей деятельности и жизненно важное значение вышеперечисленной повестки дня, как в плане программной работы ПРООН, так и в аспекте выполняемой нами координирующей роли в качестве Председательствующего в Группе развития ООН и управляющего системой резидентов-координато- ров. В докладе показано, как внимание ПРООН акцентируется на четырех ключевых сферах: сокращении бедности и реализации ЦРДТ; демократическом управлении; предупреждении кризисов и восстановлении; окружающей среде и устойчивом развитии. Осуществляя эти и другие виды деятельности, ПРООН подтверждает свою приверженность поддержке стран в их усилиях, направленных на улучшение жизни людей.

Кемаль Дервиш

Администратор ПРООН

Ежегодный отчет ПРООН 2008

«Грант через неделю был бы уже израсходован, а вот долгосрочная помощь в обучении кадров и развитии потенциала оказалась для нас полезнее».

Крестьянка-рисовод Софулала Зега о результатах программы по обеспечению устойчивых средств к существованию для населения острова Ниас (Индонезия), которая финансировалась ПРООН

При содействии ПРООН в Бенине введено единое законодательство о предпринимательской деятельности, что

облегчает иностранным корпорациям инвестирование средств

ПРООН оказывает поддержку Международному научно-исследовательскому институту риса в Маниле (Филиппины), который вот уже более 30 лет занимается исследованиями в области сельского хозяйства и экологической устойчивости

2 Ежегодный отчет 2008: Улучшение жизни

Улучшение жизни людей путем развития потенциала

Е сли развитие человека рассматривается в мандате ПРООН как цель, то развитие потенциала – как средство. ПРООН определяет развитие потенциала как процесс, в котором индивиды, организа-

ции и общества приобретают, укрепляют и поддерживают способность устанавливать собственные цели развития и достигать их. Работая бок о бок с правительствами, гражданским обществом и другими партнерами из 166 стран, ПРООН стремится содействовать развитию человека, помогая людям получать доступ к знаниям, опыту и ресурсам, необходимым для строительства лучшей жизни.

ПРООН рассматривает развитие потенциала как свой всеобъемлющий вклад в развитие. В настоящее время основным документом, которым ПРООН руководствуется при взаимодействии с партнерами в области развития, является Стратегический план на 2008–2011 гг., в котором указывается, что ее «политические рекомендации, техническая поддержка, адвокатирование и укрепление согласованности в сфере глобального развития должны быть направлены на реальное улучшение жизни людей, расширение спектра их выбора и возможностей».

Улучшение жизни, выбора и возможностей достается одним легче, а другим труднее. Хотя некоторые развивающиеся страны извлекают выгоды из глобализации и догоняют богатые государства, сотни миллионов людей по-прежнему лишены возможности пользоваться плодами роста. Целые страны и регионы плетутся в хвосте развития, и даже в странах с хорошими экономическими показателями можно обнаружить обширные ниши социальной исключенности.

В условиях, когда темпы роста мировой экономики замедлились на неопределенный срок в связи с ситуацией

в финансовой сфере, роль ПРООН по-прежнему состоит

в том, чтобы содействовать ускорению прогресса в странах, быстро догоняющих богатые государства, при одновременном содействии ускорению прогресса в отсталых частях мира. Одним из путей достижения этого является помощь в создании эффективных институтов для более справедливого распределения результатов роста и развития, особенно в интересах бедняков.

Хотя мир прошел полпути к плановой дате – 2015 г., – когда должны быть достигнуты ЦРДТ, прогноз их осуществления далеко не однозначен. По сравнению с 2000 г., число детей, ежегодно умирающих от предотвратимых болезней, уменьшилось приблизительно на 3 млн, показатель охвата начальным образованием во всем мире растет, лечение от СПИДа получают на 2 млн чел. больше, а доля женщин в парламентах сегодня намного выше. Многие страны демонстрируют, что стремительный и широкомасштабный прогресс возможен. Он происходит там, где сильное государственное руководство, правильная политика, нацеленная на поддержку частных капиталовложений и повышение производительности, и здоровые стратегии наращивания государственных инвестиций подкрепляются адекватной финансовой и технической помощью со стороны международного сообщества. Двигаясь в этом направлении, многие страны Азии проложили путь к самому быстрому в истории сокращению бедности. Несмотря на эти достижения, значительное число госу-

З А М Ы К А Я К Р У Г: О Т П Р Е Д В А Р И Т Е Л Ь Н О Й К   О КО Н Ч АТ Е Л Ь Н О Й О Ц Е Н К Е П О Т Е Н Ц И А Л А

ПРООН определяет укрепление потенциала как процесс, в ходе которого индивиды, организации и общества приобретают, усиливают и поддерживают способность определять собственные цели развития и со временем достигать их.

Привлечение партнеров Э та п 5: и достижение консенсуса

Мониторинг и оценка результатов осуществления стратегий укрепления потенциала

Осуществление стратегий

укрепления потенциала

Формулирование стратегий укрепления потенциала

Источник: Бюро по вопросам политики в области развития ПРООН.

В Кандагаре (Афганистан) члены местной ассамблеи по вопросам развития (АВР) обсуждают приоритеты развития провинции. ПРООН оказывает поддержку новой модели развития на базе общин, при которой АВР непосредственно участвуют

в разработке и осуществлении инфраструктурных проектов и одновременно обеспечивают безопасность проектного персонала

дарств остается на обочине развития, особенно во мно-

Однако эту поддержку она оказывает не в изоляции: опи-

гих регионах африканского континента и в группе наиме-

раясь на свое сравнительное преимущество в качестве

нее развитых стран (НРС). Даже некоторые государства

доверительного партнера в области развития, ПРООН

Южной Азии, развивающиеся наиболее высокими тем-

создает партнерства в самых разных сферах влияния – от

пами, сталкиваются с серьезными вызовами в сфере улуч-

национальных, муниципальных и местных органов власти

шения питания и достижения некоторых других Целей.

до неправительственных организаций и организаций

А ряд латиноамериканским стран со средним доходом

гражданского общества (ОГО), включая массовые объ-

борются за ликвидацию очагов нищеты. Крайняя нищета

единения, религиозные группы, академические учрежде-

повсеместно сократилась, однако корректировка оценок

ния, а также частный сектор и международных доноров.

покупательной способности, как ожидается, приведет во

В каждом случае ПРООН отдает приоритет максималь-

многих странах к пересмотру уровня реальных доходов

ному использованию местных ресурсов и укреплению

в сторону понижения. ЦРДТ достижимы, однако их осу-

сотрудничества по линии Юг-Юг. Это включает тесное

ществление требует, чтобы развитые и развивающиеся

взаимодействие с ОГО, которое имеет жизненно важное

страны выполняли принятые ими обязательства.

значение для общенационального применения резуль-

В то же время прогресс на пути достижения ЦРДТ

татов совместной работы, обеспечения подотчетности,

может оказаться под угрозой из-за отсутствия всесторон-

качественного государственного управления, децентрали-

ней скоординированной реакции на изменения климата.

зации, демократизации сотрудничества в области разви-

Один из главных вызовов развитию нынешнего поколе-

тия, а также повышения качества и актуальности офици-

ния людей – глобальное потепление – может привести

альных программ развития. ПРООН активно продвигает

к серьезному обращению вспять показателей сокращения

и поддерживает консультативные комитеты по вопросам

бедности, питания, здоровья и образования. Первыми его

гражданского общества при страновых представительс-

наиболее губительное воздействие почувствуют на себе

твах ООН как механизм политического адвокатирования

беднейшие слои населения земного шара, те, кто в на-

и дискуссии, инструмент консультирования при опре-

именьшей степени несет ответственность за факторы,

делении направлений деятельности ПРООН и системы

лежащие в основе этой проблемы: выбросы парнико-

ООН и средство освоения ПРООН и системой ООН мест­

вых газов и высокий уровень потребления энергии угле-

ных знаний и опыта. ПРООН использует такую институ-

родных видов топлива. Недавно одобренный Балийский

циональную форму участия внешних заинтересованных

план действий может заложить основу для будущих пере-

сторон в принятии управленческих решений высокого

говоров и установления целей в отношении смягчающих

уровня, как консультативный комитет по вопросам граж-

и адаптационных стратегий, однако политическая воля

данского общества при Администраторе, в который вхо-

стран неодинакова, а «окно» возможностей ограничено.

дят 15 политических лидеров ОГО со всего мира.

Сталкиваясь с этими вызовами на пути развития,

Краткий перечень некоторых работ, проведенных

ПРООН усилила работу по поддержке организационного

ПРООН за последний год, свидетельствует о размахе ее

потенциала – укреплению институтов с целью расши-

партнерской деятельности и масштабности мер вмеша-

рения прав и возможностей людей, которым эти инсти-

тельства, направленных на развитие организационного

туты служат. Она поддерживает институты, защищающие

потенциала в мире. В Нигере ПРООН помогла сформи-

политическую и экономическую стабильность, содейст­

ровать корпус местных волонтеров в рамках националь-

вующие справедливому распределению ресурсов, укреп-

ной добровольческой схемы, поддерживаемой ДООН.

ляющие общественную прозрачность и подотчетность,

Клиентами первых 100 добровольцев стали новоизбран-

улучшающие условия для устойчивого развития человека.

ные администраторы сельских районов страны, которые

4 Ежегодный отчет ПРООН 2008: Улучшение жизни

При поддержке ПРООН Иордания проводит разминирование

в районе Вади-Эль-Араба с целью развития туристического сектора

и предоставления доступа к земельным угодьям для беднейших общин, проживающих

в долине реки Иордан

обратились к своим согражданам в поисках квалифицированных специалистов для предоставления общественных услуг. В Иордании ПРООН совместно с правительством занималась разработкой устойчивой стратегии обезвреживания мин, которая позволила этой стране выполнить свои обязательства в отношении международной конвенции по запрещению и уничтожению противопехотных мин. Среди очищенных от мин территорий южный район Вади-Эль-Араба – зона обширных иностранных инвестиций в туристический сектор – и долина реки Иордан, где проживают многие беднейшие иорданские общины. ВАлбании ПРООН поддержала создание в Интернете базы данных Brain Gain, позволяющей высококвалифицированным специалистам из албанской диаспоры за рубежом помогать развитию академических учреждений, частного сектора и других сфер жизни на родине.

Роль ПРООН как надежного партнера в области развития находит отражение в расширяющемся спектре ее партнерств с частным сектором. Ведущие компании, такие как Banyan Tree, Cisco, Coca-Cola, Engro, Global Alumina, Google, Kevian, Microsoft,Pao de Azucar , Pfizer, Visa и др., присоединяются к правительствам и ПРООН в усилиях по реализации ЦРДТ, признавая, что инклюзивный рост сулит долговременные выгоды всем участникам партнерства. ПРООН остается ведущим специализированным учреждением ООН в развивающихся странах в области продвижения Глобального договора – рамок взаимодействия системы ООН с частным сектором. Сейчас ПРООН координирует деятельность более 80 страновых и региональных сетей в рамках Глобального договора.

Плодом Глобального договора стала инициатива «Развитие устойчивой предпринимательской деятельности» (РУПД), представляющая собой платформу для участия компаний в коммерческой деятельности в интересах бедняков в развивающихся странах, обладающих многообещающей деловой средой. Выходя за рамки социальных инвестиций и филантропии, РУПД предлагает национальным и международным фирмам механизм разработки коммерчески жизнеспособных бизнес-проек-

тов с целью увеличения прибылей и/или выхода на новые рынки. Сегодня РУПД взаимодействует с 75 компаниями – от многонациональных фирм Севера до местных малых и средних предприятий, – поддерживая инвестиции объемом от 10 тыс. до 4 млн. долл. США.

ПРООН помогает Албании оборудовать средние школы компьютерными классами, которыми воспользуются около 140 тысяч учащихся

По мере того, как ПРООН продолжает оказывать поддержку этим и другим усилиям по развитию потенциала, вырисовываются некоторые обнадеживающие тенденции. Одна из них состоит в последовательной ориентации внимания на укрепление национальных исполнительских потенциалов в сфере управления программами, проектами, финансами, материально-техническим снабжением и человеческими ресурсами. Это вытекает из рекомендаций Стратегического плана и отражает возросший потенциал организаций, предоставляющих услуги на местах. Вторая тенденция – эволюция реформы гражданской службы, переход от формирования исполнительских навыков к качественному повышению компетенции руководителей, системам стимулирования, механизмам продвижения этических стандартов и антикоррупционных мер. Третья тенденция – это возобновившееся внимание к непрерывному и высшему образованию, что, в сочетании с инновационным ответом на «утечку мозгов» в жизненно важных секторах, направлено на использование преимуществ возрастающей мобильности глобального рынка труда и превращение потенциальных угроз в благоприятные возможности.

В то время как страны продолжают продвигаться

к достижению своих национальных целей, их партнерство с ПРООН позволяет им брать на себя все бόльшую ответственность за глобальное развитие. Двенадцать новых членов Европейского союза, включая «дипломированных» реципиентов программ, таких как Эстония и Латвия, недавно собрались, чтобы впервые обсудить свою роль в обеспечении помощи развитию.

С ростом потенциала стран важными компонентами деятельности ПРООН становятся гибкость и адаптивность. Эти факторы имеют существенное значение в контексте работы ПРООН в странах со средним доходом. Участники этой группы стран, где проживает половина населения мира, нередко сталкиваются с вызовами оптимального использования своего человеческого и финансового капитала и эффективного распределения ресурсов на основе рационального планирования. Хотя многие из них уже вышли за рамки программ адресной помощи и сами стали вносить вклад в базовые ресурсы ПРООН, они продолжают извлекать пользу из доступа к глобальной сети ПРООН, содействуя организации партнерств в области развития, специализирующихся на развитии институционального потенциала и потенциала разработки поли-

тики в этих странах. ПРООН продолжает сотрудничать со странами со средним доходом, поддерживая развитие их потенциала на субнациональном уровне, работая с муниципальными органами и районными администрациями в сфере совершенствования интегрированного планирования, управления финансами для нужд развития и повышения исполнительских возможностей оказания услуг на местах. ПРООН также оказывает поддержку разработчикам политики в принятии мер по ужесточению реакции на изменения климата, содействию гендерному равенству, поддержке обездоленных слоев населения и укреплению государственных институтов.

В процессе изменения основ стандартной системы помощи возникла растущая потребность в расширении возможностей доступа, обсуждения и реализации новых форм развития. Механизмы координации и управления национальной помощью должны были быстро реагировать на растущее давление в пользу расширения масштабов деятельности и получения результатов. Поэтому подход ПРООН к развитию потенциала постоянно совершенствуется, выходя за рамки выполнения индивидуальных проектов и обращаясь к формированию институционального потенциала страны. Сотрудничая с партнерами в области развития для повышения эффективности работы организаций и институтов, ПРООН вносит свой вклад в глобальные усилия по улучшению жизни людей.

Недорогие многофункциональные платформы, внедряемые при поддержке ПРООН, помогают женщинам Буркина-Фасо, Мали и Сенегала повышать производительность труда и доходы. Недавно Фонд Билла и Мелинды Гейтс выделил на этот проект 19 миллионов долларов США

6 Ежегодный отчет ПРООН 2008: Улучшение жизни

«Если бы мне потребовалось в самой краткой форме выразить свое мнение об Организации Объединенных Наций и ее сегодняшней работе, я бы выделил дух принципиального прагматизма. По своему праву и предназначению ООН обязана быть голосом совести мира. Часть этого морального долга состоит в том, чтобы оправдывать связанные с нами надежды и ожидания, и добиваться результатов».

Пан Ги Мун, Генеральный секретарь ООН. The Economist: The World in 2008

Роль ПРООН в системе развития ООН

няет свою часть работы по обеспечению согласованности

ретарь вступил в должность, он обозначил ряд

деятельности ООН с национальными задачами.

приоритетов деятельности на период своего

В начале 2007 г. ООН совместно с правительствами

срока полномочий. В их числе были продол-

восьми стран, поддержавших ее усилия по повышению

жение процесса реформы, направленной на достижение

согласованности и эффективности, начала осуществле-

более тесной гармонии в семье ООН, а также мобилиза-

ние пилотных программ «Единство действий» в Албании ,

ция политической воли и сохранение приверженности

Вьетнаме, Кабо-Верде, Мозамбике, Пакистане, Руанде,

мировых лидеров задачам ЦРДТ, позволяющие обеспе-

Танзании иУругвае . Выполняемые в рамках сотрудни-

чить выделение адекватных средств на цели развития.

чества национальных партнеров со страновыми груп-

По обоим этим обязательствам достигнут прогресс.

пами ООН, эти пилотные программы призваны повы-

Опираясь в качестве партнера в области развития на

сить согласованность и эффективность операций ООН

национальном уровне на уже предпринимаемые усилия

в сфере развития, использовать знания и опыт других

по повышению согласованности и эффективности сис-

подразделений системы развития ООН, сократить опера-

темы развития ООН, ПРООН взаимодействует со сво-

ционные издержки и обеспечить успешное взаимодейс-

ими партнерами по системе ООН, внося вклад благодаря

твие при оказании поддержки странам в выполнении их

своей двуединой роли: в качестве управляющего системы

национальных планов развития. Предварительные дан-

резидентов-координаторов (РК) и в качестве действую-

ные, поступившие от восьми «пилотных» правительств

щего участника процесса развития, предоставляющего

и страновых групп ООН по результатам 2007 г., пока-

программную поддержку и политические и технические

зывают, что благодаря применению структурной схемы

консультации национальным партнерам. В 2007 г. Гене-

«четырех единиц» (единая программа, единая бюджетная

ральная Ассамблея ООН утвердила новый Трехгодичный

схема, единый лидер, единый офис), страновые группы

всеобъемлющий обзор политики, которым направляется

ООН более эффективно увязывают помощь ООН в об-

деятельность системы развития ООН. В этом документе

ласти развития с национальными планами и приорите-

подтверждается центральная роль РК в осуществлении

координации оперативной деятельности в области раз-

Ч И С Л Е Н Н О С Т Ь Р Е З И Д Е Н ТО В -

вития с целью улучшения реагирования системы ООН

К О О РД И Н АТО Р О В (Р К) О О Н *

на национальные приоритеты. В нем также подтверж-

дается, что РК играют ключевую роль как инструмент

результативной и эффективной гармонизации деятель-

ности ООН в сфере развития на уровне стран. ПРООН

работает над укреплением механизма управления систе-

мой РК с тем, чтобы функция РК осуществлялась систе-

мой развития ООН на основе коллегиальности, равного

участия и прозрачности. Во многих странах ПРООН учре-

дила должность директора по стране, занимающегося

исключительно управлением программой ПРООН, давая

возможность РК сосредоточить усилия на координации

РК из стран Юга

РК – женщины

работы страновой группы ООН для более успешного

РК, ранее не работавшие в ПРООН

соответствия национальным приоритетам. Входя в состав

Группы развития ООН (ГРООН), ПРООН также выпол-

Программа развития ООН (ПРООН)

Во-первых, ПРООН исследует связи между "утечкой умов" и потенциалом развития, во-вторых, способствует передаче знаний через репатриантов.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

МБРР является крупнейшим в мире источником помощи на развитие. С помощью займов, политических советов и технической помощи он поддерживает множество программ, направленных на снижение бедности и улучшение уровня жизни в развивающихся странах через эффективное инвестирование в человеческий капитал, здравоохранение и образование.

На региональном уровне также ведется активная работа по данному направлению . Так, три положения, закрепленных в ст. 1 Устава Совета Европы 1949 г., получили преломление в миграционной сфере. Прежде всего как организация, имеющая одной из своих главнейших целей защиту нрав человека, Совет Европы внес немалый вклад в разработку гуманитарной составляющей регулирования миграции. Протокол 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятый в 1963 г., закрепил право на свободу передвижения, а также запрет высылки граждан и запрет коллективный высылки иностранцев. В Европейской социальной хартии 1961 г. (в ред. 1996 г.) содержатся право мигрантов заниматься оплачиваемой деятельностью на территории других стран и право на помощь и защиту.

Новеллой в деятельности Совета Европы являются действия в сфере борьбы с торговлей людьми, расизмом и ксенофобией. Так, в 2005 г. была принята Конвенция Совета Европы о противодействии торговле людьми, вступившая в силу 1 февраля 2008 г.

Деятельность ОБСЕ касается экономических и социальных вопросов миграции рабочей силы, а также контактов между людьми. В рамках первого направления деятельности ОБСЕ опирается на необходимость обеспечить потенциальных мигрантов достойной работой в родной стране. Основными элементами данного направления являются упорядоченность передвижения, равноправие и благожелательность к мигрантам и социальная интеграция (язык адаптации, образование детей, воссоединение семей и т.д.).

Кроме этого, в контексте предотвращения конфликтов, управления кризисными ситуациями и постконфликтного строительства ОБСЕ действует в трех тематических областях: пограничные службы и подготовка их сотрудников; обмен информацией и координация; помощь в создании систем регистрации населения при соблюдении принципа свободы передвижения.

Постепенно ОБСЕ стала формировать свою позицию по вопросам недопустимости дискриминации (с Московского совещания 1991 г.), этнических чисток, депортаций, вынужденной миграции (с встречи в Стокгольме в 1992 г.), расизма и ксенофобии (с встречи в Софии в 2004 г.).

На Африканском континенте значительную работу по международно-правовому регулированию миграции выполняет Африканский союз (АС) . В Договоре о создании АС, принятом на саммите в Ломе (Того, 2000 г.) и вступившем в силу в 2001 г., прописан довольно пространный перечень целей деятельности организации, среди которых – "содействие устойчивому развитию на экономическом, социальном и культурном уровнях, а также интеграции африканских экономик" и "координация и гармонизация политик создаваемых региональных экономических объединений для поэтапного достижения целей Союза" . Именно в рамках этих направлений идет работа АС по вопросам миграции.

Одной из основных задач Ассамблеи АС является определение общей политики на уровне Союза, в том числе по вопросам миграции и беженцев. К компетенции Исполнительного совета АС относятся координация и принятие конкретных решений по вопросам, представляющим общий интерес: гражданство, проживание на территории иностранного государства и иммиграция. Подготовка проектов решений и программ с их последующим внесением в Исполнительный совет, наблюдение за имплементацией странами- членами решений органов АС, а также координация проектов и программ АС возложены на специализированные комитеты АС, среди которых вопросами миграции занимается Комитет по торговле, таможенным и иммиграционным вопросам.

Основным органом АС, принимающим решения по вопросам миграции, является Исполнительный совет АС. Одним из первых подобных решений была резолюция по определению стратегических приоритетов миграционной политики в Африке , принятая на саммите в Лусаке, Замбия, в 2001 г. В ходе заседания Совета министров в Банджуле в 2006 г. была принята общая позиция африканских стран по вопросам миграции и развития , а на заседании Исполнительного совета АС в Аккре (Гана) в 2007 г. – программа АС по имплементации свободного передвижения лиц в Африке .

Большое значение для становления правового регулирования миграции на уровне АС имела Трипольская министерская конференция ЕС и АС по миграции и развитию, состоявшаяся 22–23 ноября 2006 г. в Ливии. На ней были приняты Трипольская декларация, впервые закрепившая основы стратегического партнерства ЕС и АС по вопросам миграции, а также план действий по борьбе с торговлей людьми, известный как план Уагадугу , который позднее стал одним из основополагающих документов по борьбе с нелегальной иммиграцией из Африки и торговлей людьми. Трипольская совместная министерская конференция ЕС и АС имела решающее значение для активизации сотрудничества африканских стран в рамках Афросоюза по вопросам миграции и предоставления убежища.

Для активизации сотрудничества по проблеме беженцев на уровне АС был создан Координационный комитет по оказанию помощи и защиты беженцам и внутри перемещенным лицам, а в рамках Комитета постоянных представителей при АС – Подкомитет по беженцам, репатриантам и лицам, перемещенным внутри страны. Для проверки достоверности статистической информации по вынужденно переселенным лицам при Комиссии АС был учрежден специализированный орган (механизм).

Финансирование мероприятий по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам осуществляется за счет средств специального фонда АС по оказанию помощи беженцам в чрезвычайных обстоятельствах и специального фонда АС по оказанию помощи в чрезвычайных обстоятельствах при борьбе с засухой и голодом в Африке, а также помощи со стороны мирового сообщества.

Среди основополагающих документов, принятых по проблеме беженцев на региональном уровне, следует назвать Конвенцию ОАЕ о некоторых аспектах проблемы беженцев в Африке 1969 г., а также Конвенцию АС о защите внутренне перемещенных лиц в Африке и оказании им помощи, принятую на специальном саммите АС в Кампале 22 ноября 2009 г. и вступившую в силу 6 декабря 2012 г.

Одной из наиболее важных форм межгосударственного сотрудничества по вопросам миграции на субрегиональном уровне остается политический диалог. Один из первых подобных диалогов начался в 2001 г. между странами Западной Африки, входящими в субрегиональную организацию экономического сотрудничества ЭКОВАС. Главными вопросами в рамках западноафриканского диалога по миграции стали трудовая миграция, совместное управление границами, защита прав мигрантов, борьба с нелегальной миграцией, торговлей людьми и организацией каналов перевозки нелегальных мигрантов, возвращение нелегалов на родину с их последующей реинтеграцией и т.д. В аналогичном формате миграционный диалог в Южной Африке был начат в 2000 г. между странами-членами САДК, а страны – члены Межправительственной организации по развитию (ИГАД) договорились о создании регионального консультативного процесса по миграции в 2008 г.

Подводя итоги, следует еще раз подчеркнуть, что к международно-правовому регулированию миграции имеет отношение значительное число международных организаций, исчерпывающий перечень которых дать невозможно. Каждая организация рассматривает миграцию с позиций своей основной компетенции. Ключевым вопросом современности касательно миграции в деятельности международных организаний является установление, поддержание и усиление координации осуществляемой работы.

  • Нашедший значительное отражение в юридической литературе вопрос о регулировании миграции ЕС сознательно оставлен без внимания в настоящей работе. О праве и практике ЕС см., например: Абашидзе А., Киселева Е. Реадмиссии в отношениях России и ЕС: Перспективы заключения соглашения // Обозреватель-Observer. 2004. № 2. С. 48–53; Иншакова А. О., Киселева Е. В. Основы шенгенского права // Основы европейского интеграционного права. М., 2012. С. 432–450; Четвериков А. О. Правовой режим пересечения людьми внутренних и внешних границ государств – членов Европейского Союза: учеб, пособие. М., 2010; Мйпг R., Collett Е. The Future of European Migration; Policy Options for the European Union and its Member States. World Migration 2010// Background Paper. IOM, 2010.