Новый начальник ГОМУ Генштаба генерал-лейтенант Евгений Бурдинский

На должность начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба (ГОМУ ГШ) Вооруженных сил назначен генерал-лейтенант Евгений Бурдинский.

До этого он более пяти лет отвечал за организацию призыва в ряды ВС РФ. На новой должности генерал займется оптимизацией штатной структуры российской армии с учетом опыта сирийской операции, а также внедрением в войска современных видов вооружения. Бывший морской пехотинец Евгений Бурдинский имеет большой опыт организационно-мобилизационной работы в Генштабе. Военные эксперты считают, что он готов к новому посту, так как обладает широким спектром теоретических знаний.

Как рассказали «Известиям» в Минобороны, генерал-лейтенант Евгений Бурдинский уже приступил к выполнению обязанностей начальника ГОМУ ГШ ­ - заместителя начальника Генштаба. Он окончил Уссурийское суворовское, а затем Благовещенское высшее военное танковое училище. Два года обучался в академии имени Фрунзе, затем в академии Генерального штаба. Начинал службу в бригаде морской пехоты на Балтийском флоте. При этом большая часть службы Евгения Бурдинского прошла в Генштабе. С 2004 года он - начальник направления призыва ГОМУ. В 2011 году был назначен начальником организационно-мобилизационного управления Западного военного округа.

Звание генерал-лейтенанта Евгению Бурдинскому было присвоено в 2015 году. Боевого опыта он не имеет, но в первую чеченскую кампанию занимался подготовкой батальона для отправки в ЧР. По отзывам коллег, новый начальник ГОМУ - жесткий и принципиальный командир.

Для того чтобы возглавить Главное организационно-мобилизационное управление ГШ, надо иметь хорошую военно-теоретическую и общевойсковую подготовку, - рассказал «Известиям» президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов. - То есть досконально знать структуру войск и их применение. У нового начальника ГОМУ всё это есть. Во-первых, он прошел все ступени военного образования от Суворовского училища до академии Генштаба. Во-вторых, у него есть опыт службы в войсках. И самое главное - он имеет большой опыт штабной работы, в том числе и в ГШ. Евгений Бурдинский знает войска и теорию современной войны.

Ранее пост начальника ГОМУ занимал генерал-полковник Василий Тонкошкуров. С начала мая он приступил к выполнению обязанностей начальника Главного штаба Сухопутных войск - первого заместителя главнокомандующего этим видом Вооруженных сил. Василий Тонкошкуров неоднократно участвовал в военных действиях и был награжден четырьмя боевыми орденами.

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Московский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Фроленкова И.Э., при секретаре Сидаковой З.И., с участием военного прокурора – старшего помощника военного прокурора 231 военной прокуратуры гарнизона капитана юстиции Афанасьева С.Н., заявителя полковника юстиции запаса Репина А.Г., представителя Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации Лапиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации полковника юстиции запаса Репина Александра Геннадьевича об оспаривании действий начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителя Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по городу Москве и Московской области» и начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, связанных с исключением из списков личного состава части без обеспечения положенными видами довольствия,

установил:

Репин А.Г. обратился в суд с заявлением, в котором просил:

Признать незаконными действия начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – ГОМУ ГШ ВС РФ), связанные изданием приказа от 29 ноября 2011 года № 302 в части исключения его из списков личного состава управления, а сам приказ незаконным и не действующим с момента его издания;

Обязать начальника ГОМУ ГШ ВС РФ восстановить его в списках личного состава управления и произвести перерасчет по всем видам довольствия на дату вынесения решения суда;

Обязать руководителя Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по городу Москве и Московской области» произвести перерасчет его денежного довольствия, включая единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение обязанностей военной службы, на дату восстановления в списках личного состава управления;

Обязать начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации определить орган военного управления, который обеспечит его вещевым имуществом.

В обоснование изложенных требований Репин А.Г. в своем заявлении указал, что на основании приказа Министра обороны Российской Федерации об увольнении с военной службы начальником ГОМУ ГШ ВС РФ был издан приказ об исключении его из списков личного состава управления с 14 декабря 2011 года. На указанную дату он, вопреки требованиям действующего законодательства, не был обеспечен довольствием за декабрь 2011 года, единовременным денежным вознаграждением за добросовестное исполнение обязанностей военной службы за 2011 год и единовременным денежным пособием при увольнению с военной службы, а также вещевым довольствием. Согласия на исключение из списков личного состава воинской части до проведения с ним окончательно расчета положенными видами довольствия он не давал.

Репин А.Г. поддержал заявленные требования и пояснил, что о необходимости прибытия в ГОМУ ГШ ВС РФ для получения вещевого имущества в связи с исключением его из списков личного состава части ему было доведено 27 декабря XXXX г.работником военного комиссариата в ходе телефонного разговора. Однако в ГОМУ ГШ ВС РФ он не пребыл, поскольку обратился в суд с настоящим заявлением. Далее Репин А.Г. пояснил, что отпуска за 2011 год ему были предоставлены в полном объеме. Положенным денежным довольствием он был обеспечен в полном объеме 16 декабря 2012 года. Вещевым имуществом он не обеспечен до настоящего времени.

Представитель начальника ГОМУ ГШ ВС РФ требований заявителя не признала и пояснила, что приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 1150 об увольнении заявителя с военной службы поступил в ГОМУ ГШ ВС РФ 7 октября 2011 года. Приказом начальника ГОМУ ГШ ВС РФ от 29 ноября 2011 года № 302 Репин А.Г. после предоставления положенных отпусков был исключен из списков личного состава управления с 14 декабря 2011 года. Данный приказ был доведен заявителю ответственным должностным лицом подполковником Ефремовым А.С. 11 декабря 2011 года. Одновременно подполковник Ефремов А.С. довел заявителю информацию о необходимости прибытия в управление для получения выписки из указанного приказа, что Репиным А.Г. сделано не было. Расчет положенного к выдаче вещевого имущества заявителя был произведен 1 отделом обеспечения Вещевой службы центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации 13 января 2012 года. Для получения этого имущества Репину А.Г. необходимо обратиться в указанный отдел.

Руководитель Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не прибыл. От представителя указанного должностного лица в суд вместе с письменными возражениями относительно заявленных требований Репина А.Г. поступило ходатайство о рассмотрении гражданского дела без его участия. В возражениях представитель руководителя Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» указала следующее. Военнослужащие центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации зачислены на финансовое обеспечение в Федеральное казенное учреждение «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» с 1 октября 2011 года. Все положенные выплаты Репину А.Г. начислены и перечислены в полном объеме. Справка, на основании которой производятся выплаты компенсации вещевого имущества, заявителем в Федеральное казенное учреждение «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» не представлялась. Кроме того, сама по себе задолженность по выплате компенсации за вещевое имущество не может служить безусловным основанием для восстановления военнослужащего в списках личного состава части, а подлежит оценке в совокупном объеме реализации прав данного лица, с учетом возможности устранения допущенных нарушений в полном объеме без восстановления в указанных списках.

От начальника 1 отделения обеспечения Вещевой службы центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения заявления, в суд поступило письменное ходатайство о рассмотрении гражданского дела без его участия.

Начальник Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации и руководитель Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по городу Москве и Московской области», надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения заявления, в судебное заседание не прибыли, своих представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили.

Заслушав объяснения заявителя, представителя начальника ГОМУ ГШ ВС РФ, заключение прокурора, полагавшего необходимым обязать начальника ГОМУ ГШ ВС РФ внести изменения в приказ от 29 ноября 2011 года № 302 в части исключения заявителя из списков личного состава управления с 14 на 16 декабря 2011 года, а также обязать соответствующих должностных лиц обеспечить его денежным довольствием и вещевым имуществом по новую дату исключения, отказав в удовлетворении требований заявителя в остальной части, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с выпиской из приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 1150, полковник юстиции Репин А.Г. уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Выслуга лет в календарном исчислении составила 29 лет 10 месяцев.

Согласно копии приказа начальника ГОМУ ГШ ВС РФ от 29 ноября 2011 года № 302, полковник юстиции Репин А.Г. 14 декабря 2011 года исключен из списков личного состава ГОМУ ГШ ВС РФ. Этим же приказом Репину А.Г. установлено единовременное денежное пособие при увольнении с военной службы в размере 171100 рублей, единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение обязанностей военной службы за 2011 год в размере 23526 рублей, денежная компенсация за недополученные предметы вещевого имущества, право на которое возникло в течение последних 12 месяцев.

Копией расчетного листка Репина А.Г. за декабрь 2011 года и выпиской по контракту клиента «ВТБ24» (ЗАО) подтверждается, что выплата денежного довольствия за период с 1 по 14 декабря 2011 года, а также единовременного денежного пособия при увольнении с военной службы и единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение обязанностей военной службы за 2011 год произведена заявителю путем перечисления денежных средств на его расчетный счет 16 декабря 2012 года.

Согласно сообщению начальника 1 отделения обеспечения Вещевой службы центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации от 29 февраля 2012 года № 7, выписка из приказа начальника ГОМУ ГШ ВС РФ от 29 ноября 2011 года № 302 об исключении полковника Репина А.Г. из списков личного состава управления поступила в 1 отделение обеспечения Вещевой службы центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации в декабре 2011 года. В соответствии с директивой Министра обороны Российской Федерации от 20 сентября 2011 года д. XXX Вещевая служба (центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации и воинских частей центрального подчинения) 1 декабря XXXX г.расформирована. В этой связи по объективным причинам (проводились ликвидационные мероприятия) вещевое обеспечение военнослужащих было временно приостановлено. 10 января 2012 года служба вновь сформирована с подчинением войсковой части 96129. 13 января 2012 года полковнику Репину А.Г. произведен расчет – выписаны: справка на получение денежной компенсации № 7/3 от 13 января 2012 года на сумму 10331 рубль 70 копеек; накладная № 8/3 от 13 января 2012 года на остальное положенное выдаче вещевое имущество. Репин А.Г. до настоящего времени в 1 отделение обеспечения Вещевой службы центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации для получения вещевого имущества не обратился. Для получения этого имущества ему необходимо прибыть в указанное отделение.

В силу статей 2, 12, 13, 14 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие в период прохождения военной службы должны быть обеспечены денежным и вещевым довольствием, а также дополнительными выплатами.

Согласно пункту 11 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

В соответствии с пунктом 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех окончательных расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

Таким образом, как установлено в судебном заседании, приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 1150 полковник юстиции Репин А.Г. был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, а приказом начальника ГОМУ ГШ ВС РФ от 29 ноября 2011 года № 302 исключен из списков личного состава управления 14 декабря 2011 года. Своего согласия на исключение из списков личного состава воинской части без проведения с ним окончательного расчета положенными видами довольствия заявитель не давал. Вместе с тем, вопреки требованиям пункта 16 статьи 34 названного Положения о порядке прохождения военной службы, окончательный расчет установленным денежным довольствием с Репиным А.Г. произведен путем перечисления денежных средств на его расчетный счет лишь 16 декабря 2011 года, то есть после исключения его из списков личного состава. Этой же датой было перечислено установленное ему начальником ГОМУ ГШ ВС РФ единовременное денежное пособие при увольнении с военной службы и единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение обязанностей военной службы за 2011 год. Окончательный расчет вещевым довольствием с заявителем не произведен до настоящего времени.

Также в судебном заседании установлено, что военнослужащие ГОМУ ГШ ВС РФ на финансовом довольствии состоят в Федеральном казенном учреждении «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», а на вещевом обеспечении – в 1 отделении обеспечения Вещевой службы центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации.

Поскольку окончательный расчет денежным довольствием и вышеуказанными единовременными дополнительными выплатами с заявителем был произведен по независящим от него обстоятельствам только 16 декабря 2011 года, то суд, с учетом требований пункта 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, предусматривающего обеспечение военнослужащего всеми положенными видами довольствия на день исключения из списков личного состава, для восстановления прав и охраняемых законом интересов заявителя считает необходимым признать незаконными действия начальника ГОМУ ГШ ВС РФ, связанные изданием приказа от 29 ноября 2011 года № 302 в части исключения его из списков личного состава управления с 14 декабря 2011 года, обязать начальника ГОМУ ГШ ВС РФ внести изменения в приказ от 29 ноября 2011 года № 302 в части исключения его из списков личного состава управления с 14 на 16 декабря 2011 года, обязать руководителя Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» выплатить ему денежное довольствие по 16 декабря 2011 года, обязать начальника 1 отделения обеспечения Вещевой службы центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации произвести окончательный расчет с ним вещевым довольствием по 16 декабря 2011 года, удовлетворив тем самым заявленные требования Репина А.Г. в этой части.

По тем же основаниям суд отказывает в удовлетворении требований заявителя о признании приказа начальника ГОМУ ГШ ВС РФ от 29 ноября 2011 года № 302 в части исключения его из списков личного состава управления незаконным и не действующим с момента его издания, возложении обязанности на начальника ГОМУ ГШ ВС РФ по восстановлению его в списках личного состава управления и по производству перерасчета по всем видам довольствия на дату вынесения решения суда, возложении обязанности на руководителя Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по городу Москве и Московской области» по производству перерасчета его денежного довольствия, включая единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение обязанностей военной службы, на дату восстановления в списках личного состава управления.

Что же касается довода заявителя о том, что вещевым имуществом он не обеспечен до настоящего времени, то суд приходит к выводу о том, что в данном случае восстановление охраняемых законом прав и интересов заявителя возможно путем возложения обязанности на начальника 1 отделения обеспечения Вещевой службы центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации по производству окончательного расчета с ним вещевым довольствием по новую дату исключения из списков личного состава управления.

Поскольку, как отмечено выше, военнослужащие ГОМУ ГШ ВС РФ на вещевом обеспечении состоят в 1 отделении обеспечения Вещевой службы центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации и на начальника этого отделения возложена обязанность по производству окончательного расчета с заявителем вещевым довольствием, то суд не находит оснований для удовлетворения его требования о возложении обязанности на начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по определению органа военного управления, который обеспечит его вещевым имуществом.

В соответствии со статьей 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, присуждается возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Поскольку заявление Репина А.Г. подлежит удовлетворению частично, то понесенные им судебные расходы на оплату государственной пошлины при обращении в суд с заявлением в размере 200 рублей подлежат взысканию в его пользу с Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации».

Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198, 199 и 258 ГПК РФ,

решил:

заявление полковника юстиции запаса Репина Александра Геннадьевича - удовлетворить частично.

Признать незаконными действия начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, связанные изданием приказа от 29 ноября 2011 года № 302 в части исключения Репина Александра Геннадьевича из списков личного состава управления с 14 декабря 2011 года.

Обязать начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации внести изменения в приказ от 29 ноября 2011 года № 302 в части исключения Репина Александра Геннадьевича из списков личного состава управления с 14 на 16 декабря 2011 года.

Обязать руководителя Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» выплатить Репину Александру Геннадьевичу денежное довольствие по 16 декабря 2011 года.

Обязать начальника 1 отделения обеспечения Вещевой службы центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации произвести окончательный расчет с Репиным Александром Геннадьевичем вещевым довольствием по 16 декабря 2011 года.

В удовлетворении требований Репина Александра Геннадьевича о признании приказа начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 29 ноября 2011 года № 302 в части исключения его из списков личного состава управления незаконным и не действующим с момента его издания, возложении обязанности на начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по восстановлению его в списках личного состава управления и по производству перерасчета по всем видам довольствия на дату вынесения решения суда, возложении обязанности на руководителя Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по городу Москве и Московской области» по производству перерасчета его денежного довольствия, включая единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение обязанностей военной службы, на дату восстановления в списках личного состава управления, возложении обязанности на начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по определению органа военного управления, который обеспечит его вещевым имуществом, – отказать.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» в пользу Репина Александра Геннадьевича судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 200 (двести) рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

<данные изъяты>

Председательствующий И.Э. Фроленков

Секретарь судебного заседания З.И. Сидакова

7 марта 2014 года исполняется 50 лет со дня образования Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (ГОМУ ГШ ВС РФ).

Являясь центральным органом военного управления, ГОМУ ГШ ВС РФ предназначено для решения задач по организационному строительству Вооруженных Сил, их мобилизационной подготовке и мобилизации, подготовке мобилизационных ресурсов, организации призыва и комплектования войск (сил) солдатами, матросами, сержантами и старшинами, планированию обеспечения Вооруженных Сил вооружением, военной техникой и другими материальными средствами.

Подчиняется начальнику Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первому заместителю Министра обороны Российской Федерации. Главное организационно-мобилизационное управление является центральным органом военного управления и подчиняется начальнику Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первому заместителю Министра обороны Российской Федерации.

Главное организационно-мобилизационное управление является центральным органом военного управления и подчиняется начальнику Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первому заместителю Министра обороны Российской Федерации.

Основными задачами Главного организационно-мобилизационного управления являются:

  • планирование и организация проведения организационно-штатных мероприятий по совершенствованию структур органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил
  • планирование мобилизационного развертывания и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил
  • планирование комплектования мобилизационными ресурсами Вооруженных Сил и координация работы по ведению воинского учета граждан Российской Федерации
  • планирование обеспечения Вооруженных Сил основными видами вооружения, военной техникой и другими материальными средствами
  • организация комплектования Вооруженных Сил военнослужащими, проходящими военную службу на воинских должностях солдат, матросов, сержантов и старшин
  • организация призыва граждан на военную службу, их подготовка к военной службе
  • организационно-методическое обеспечение деятельности военных комиссариатов
  • ведение учета безвозвратных потерь личного состава Вооруженных Сил
  • обеспечение реализации в Вооруженных Силах законодательства Российской Федерации об альтернативной гражданской службе
  • организация научной работы по вопросам организационного строительства и мобилизационного развертывания Вооруженных Сил, организации призыва и комплектования войск (сил) солдатами, матросами, сержантами и старшинами, планирования обеспечения основными видами вооружения, военной и специальной техники и другими материальными средствами, участие в разработке, организации внедрения и применения автоматизированных систем управления для решения основных задач
Справка

Смирнов Василий Васильевич

Начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба ВС РФ, генерал-полковник в запасе. Заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

Биография

Окончил:

Московское высшее военное училище - в 1970 году

Военную академию имени М.В.Фрунзе - в 1977 году

Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - в 1988 году


Доктор военных наук


Службу проходил в должностях: командир взвода, командир роты, командир батальона, начальник штаба - заместитель командира полка.


С 1982 года в Главном организационно-мобилизационном управлении Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации: старший офицер-оператор, заместитель начальника направления, начальник направления, заместитель начальника управления.


С ноября 1993 года - начальник управления Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.


С декабря 1997 года - заместитель начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.


С 2002 года - начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба - заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.



Организация призыва граждан на военную службу, их подготовка к военной службе

Историческая справка

Впервые задачи организационно-мобилизационного характера были возложены на созданный в 1531 году Разрядный приказ. Наряду с некоторыми другими делами этот приказ вел в мирное время учет ратным людям на случай сбора войск. В начале XVIII века в ходе реформ Петра I полки и иные воинские структуры русской армии стали организовываться в соответствии с штатами.

В результате военной реформы, проведенной в России в 60 - 70 годов XIX века, русская армия была переведена на кадровую основу. При этом возникла необходимость решения вопросов мобилизационного характера. Данные вопросы решались подразделениями созданного в 1865 году Главного штаба.

К 1917 году все задачи организационно-мобилизационного характера были возложены на Главное управление Генерального штаба, которое имело в своем составе мобилизационный отдел и отдел по устройству и службе войск. С образованием Красной Армии начался новый этап в истории организационно-мобилизационных органов.

8 мая 1918 года создан Всероссийский главный штаб, который стал высшим военным органом, ведавшим учетом, обучением и мобилизацией военнообязанных, формированием, устройством и боевой подготовкой частей Красной армии.

На него возлагалась также разработка штатов, уставов, наставлений, инструкций и положений для войск, других вопросов, связанных с обороной Республики; ему же были подчинены (с 3 ноября 1918 года) окружные комиссариаты по военным делам и все другие местные военные органы.

1921 году создается единый Штаб РККА. В его составе были сформированы организационное и мобилизационное управления, которые в 1924 году преобразованы в единое Организационно-мобилизационное управление, и на него возложены общие вопросы организации вооруженных сил в мирное и военное время, а также подготовка мобплана.

1926 году Организационно-мобилизационное управление Штаба РККА реорганизуется во 2-е управление Штаба РККА, которое в 1931 году разделяется на три самостоятельных управления Штаба РККА: 2-е (Организационное), 5-е (Материально-плановое) и 9-е (Войсковой мобилизации).

В середине 30-х годов в СССР была проведена вторая военная реформа, в ходе которой осуществлен переход от смешанной, территориально-кадровой системы строительства РККА к единому кадровому принципу комплектования армии и флота.

В 1935 году Штаб РККА был переименован в Генеральный штаб и организационно вошел в состав Наркомата обороны. Он включал в себя восемь отделов: оперативный, боевой подготовки, военных сообщений, организационный, материально-плановый, горючего, военно-топографической службы и шифровальный.

В 1938 году Организационный отдел Генерального штаба преобразован в Организационно-мобилизационный отдел, однако с 1 февраля 1939 году в составе Генерального штаба формируется самостоятельный мобилизационный отдел. В июне 1939 году эти отделы были объединены в Организационно-мобилизационное управление.

В августе 1940 году Генеральный штаб переводится на новый штат, которым предусматривалось создание в нем самостоятельных управлений: мобилизационного, организационного, по комплектованию войск и управления по устройству тыла и снабжения. В этой структуре организационно-мобилизационные органы и встретили войну Великую Отечественную войну.

В июле 1941 году структуры, занимавшиеся в Генеральном штабе организацией, мобилизацией, призывом и комплектованием войск были переданы в созданное Главное управление формирования и укомплектования Красной Армии (Главупраформ).

В апреле 1942 году организационное управление восстанавливается в составе генерального штаба, а в 1943 году на его основе образуется Главное организационное управление ГШ, которое просуществовало до 1955 года (в 1955 году Главное организационное управление вновь переформировывается в организационное управление ГШ).

В 1947 году в составе Главного организационного управления ГШ сформировано мобилизационное управление. С этого момента в Генеральном штабе сосредоточилось руководство организационно-штатным обеспечением, мобилизационной работой, комплектованием войск и мобилизационным планированием вооружения и снабжения армии и флота.

В 1964 году в Генеральном штабе создано Главное организационно-мобилизационное управление в составе организационного управления, мобилизационного управления, управления укомплектования и службы войск, а также отдела учета численности Вооруженных Сил.

В 1969 году по директиве Генерального штаба Главное организационно-мобилизационное управление (ГОМУ) переводится на штат, в соответствии с которым оно стало состоять из двух управлений: организационного, мобилизационного и укомплектования и самостоятельного отдела службы войск.

В 1970 году приказом начальника Генерального штаба в ГОМУ включается третье управление - управление мобилизационного планирования вооружения, военной техники и других материальных средств. В дальнейшем структура ГОМУ неоднократно изменялась.

С созданием Вооруженных Сил Российской Федерации ГОМУ переводится на новый штат, в соответствии с которым оно состоит из трех управлений: организационного, мобилизационного и планирования вооружения и техники, а в 1996 году в состав ГОМУ вводится 4-е управление - комплектования (войск по мирному времени).

В 2009 году в связи с переходом Вооруженных Сил на новый облик структура ГОМУ также претерпела изменения. Были перераспределены функции, сокращена штатная численность. В настоящее время ГОМУ Генерального штаба состоит из трех управлений.

7 марта 2014 г. исполняется 50 лет со дня образования Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (ГОМУ ГШ ВС РФ). Являясь центральным органом военного управления, Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба предназначено для решения задач по организационному строительству Вооруженных Сил, их мобилизационной подготовке и мобилизации, подготовке мобилизационных ресурсов, организации призыва и комплектования войск (сил) солдатами, матросами, сержантами и старшинами, планированию обеспечения Вооруженных Сил вооружением, военной техникой и другими материальными средствами. Подчиняется начальнику Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первому заместителю Министра обороны Российской Федерации.

Впервые в отечественной истории элементы организационно-мобилизационной работы встречаются в деятельности созданного в 1531 г. Разрядного приказа. В мирное время он вел учет ратных людей на случай сбора войск. В начале XVIII в. в ходе реформ Петра I были введены штаты полков и других воинских формирований русской армии. Крымская война 1853 - 1856 гг. вскрыла недостатки в создании в стране мобилизационных ресурсов. В ходе последовавших военных реформ решение этой задачи было возложено на подразделения созданного в 1865 г. Главного штаба. В его составе 23 июня (6 июля) 1875 г. был образован Комитет для подготовки данных к мобилизации войск. Позднее он стал называться Комитетом по мобилизации войск. В нем были сосредоточены данные по переводу войск с мирного на военное положение. В дальнейшем был создан исполнительный орган - канцелярия Комитета, вместо которой в апреле 1903 г. в составе Управления 2-го генерала-квартирмейстера Главного штаба был образован мобилизационный отдел. В 1906 г. согласно новому Положению о Главном штабе отдел был преобразован в Мобилизационное управление Главного штаба. К 1917 г. все задачи организационно-мобилизационного характера были возложены на Главное управление Генерального штаба, которое имело в своем составе мобилизационный отдел и отдел по устройству и службе войск.

С образованием Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) начался новый этап в истории организационно-мобилизационных органов. Так, 8 мая 1918 г. был создан Всероссийский главный штаб (Всероглавштаб), который стал высшим военным органом, ведавшим учетом, обучением и мобилизацией военнообязанных; формированием, устройством и боевой подготовкой частей Красной Армии. На него возлагалась также разработка штатов, уставов, наставлений, инструкций и положений для войск. 2 октября 1918 г. был образован Полевой штаб Реввоенсовета Республики с передачей ему всех оперативных функций Всероглавштаба с оставлением функций организационно-мобилизационной работы. 24 октября 1918 г. в его составе было создано Мобилизационное управление. С 3 ноября 1918 г. Всероглавштабу подчинили все окружные комиссариаты по военным делам и другие местные военные органы. Мобилизационное управление, активно функционируя с ноября 1918 г., сумело организовать и наладить учет личного состава РККА, а с 1 января 1919 г. вело учет не только полевых войск, но и войск вспомогательного назначения. К 19 февраля 1919 г. управлением был разработан проект нового плана формирования армии. Также была проведена реформа, включавшая нарезку прифронтовых (тыловых) полос и создание новых военных округов. В годы Гражданской войны и военной интервенции 1917-1922 гг. Всероглавштабом была проделана значительная работа по организации и проведению призыва военнообязанных. При этом важную роль сыграло Мобилизационное управление. Так, в апреле-мае 1919 г. под руководством Всероглавштаба в военных округах были сформированы: 9 стрелковых и 2 кавалерийские дивизии; 6 стрелковых и 1 кавалерийская бригада; 3 армейские артиллерийские бригады и ряд подразделений технических родов войск. Всего к концу 1920 г. в Красной Армии имелось 78 стрелковых и 22 кавалерийские дивизии, 35 отдельных стрелковых и 5 отдельных кавалерийских бригад. В рядах РККА насчитывалось 5,5 млн человек.

10 февраля 1921 г. на базе Полевого штаба и Всероглавштаба был создан Штаб РККА. В него вошло и Мобилизационное управление. С этого времени в Красной Армии начинается мобилизационное планирование. В октябре 1921 г. Мобилизационное управление Штаба РККА приступило к разработке первого в Красной Армии мобилизационного расписания (плана). В этой сложной работе Управление и другие подразделения Штаба РККА, принимавшие участие в разработке первого мобилизационного расписания, опирались на опыт работы старой русской армии, а также на опыт проведения мероприятий по формированию частей Красной Армии и призыву граждан на военную службу в годы Гражданской войны.

В 1922 - 1924 гг. были приняты нормативные документы о воинской и автотранспортной повинности. Они явились основой организации мобилизационной работы не только в Красной Армии, но и в целом в стране. 6 июня 1924 г. введено в действие Положение о Мобилизационном управлении Штаба РККА. Однако в ходе военной реформы 1924-1925 гг. по предложению М.Н. Тухачевского Организационное и Мобилизационное управления были объединены в единое целое - Организационно-мобилизационное управление. В то же время была введена территориальная система комплектования армии личным составом. В последующем наименование, оргструктура и подчиненность Оргмобуправления неоднократно изменялись. Так, приказом наркома по военным и морским делам от 12 июля 1926 г. в Штабе РККА сосредоточивались все функции по подготовке страны и армии к войне. Организационно-мобилизационное управление Штаба РККА с 1931 г. было разделено на 3 самостоятельных управления: 2-е (Организационное), 5-е (Материально-плановое) и 9-е (Войсковой мобилизации). В середине 1930-х годов был осуществлен переход от смешанной, территориально-кадровой системы строительства РККА к единому кадровому принципу комплектования армии и флота. 22 сентября 1935 г. Штаб РККА был реорганизован, переименован в Генеральный штаб и организационно вошел в состав Наркомата обороны. В 8 отделов Генштаба входили организационный и материально-плановый отделы. В 1938 г. организационный отдел Генерального штаба был преобразован в организационно-мобилизационный отдел, однако через год из его состава выделился мобилизационный отдел. А в июне 1939 г. на их базе создали Организационно-мобилизационное управление. В августе 1940 г. Генеральный штаб перешел на новый штат, включавший в том числе Мобилизационное, Организационное и Комплектования войск управления, а также Управление по устройству тыла и снабжения. С этой структурой организационно-мобилизационные органы вступили в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг.

29 июля 1941 г. по приказу наркома обороны структуры, занимавшиеся в Генштабе организацией, мобилизацией, призывом и комплектованием войск, были переданы в созданное Главное управление формирования и укомплектования войск Красной Армии (Главупраформ). На Главупраформ возлагались следующие задачи: разработка мероприятий по развитию Красной Армии и формированию войсковых частей (кроме авиационных, бронетанковых, мотоциклетных и моторизованных); укомплектование Красной Армии военнообязанными младшего командного и рядового состава, конским составом, обозом, упряжью и мехтранспортом из народного хозяйства; руководство запасными частями и организация отправки пополнения в действующую армию; определение потребности в вооружении, боевой технике и материально-технических средствах новых формирований, запасных частей и маршевых пополнений. Главупраформ состоял из управлений: организационно-штатного, мобилизации и укомплектования армии, формирования частей и соединений, запасных частей и маршевых пополнений фронта, вооружения и снабжения (в январе 1942 г. расформирован), инспектирования и подготовки новых формирований (с января 1942 г.), подготовки младшего комсостава в учебных бригадах и полках (с августа 1942 г.), а также ряда отделов. 4 мая 1943 г. приказом наркома обороны в Генштабе на базе Организационного управления Генштаба и Организационно-штатного управления Главупраформа было создано Главное организационное управление. В связи с этим основными задачами Главупраформа остались: формирование и комплектование стрелковых войск, подготовка маршевого пополнения, накопление стратегических резервов и контроль за поступлением пополнения из запасных и учебных частей в действующие фронты. Важным направлением деятельности с конца первого периода войны стало формирование воинских частей и соединений, укомплектованных иностранцами - гражданами стран - союзниц СССР по антигитлеровской коалиции. Планирование перевода Вооруженных Сил с военного на мирное положение Генеральный штаб начал еще в начале 1945 г. Результаты этой работы нашли отражение в Постановлении Государственного Комитета Обороны от 20 апреля 1945 г. «Об установлении состава, численности и организации Красной Армии после окончания войны с Германией». В феврале 1946 г. Главупраформ был расформирован, и на его базе созданы аппарат главнокомандующего Сухопутными войсками и Главный штаб Сухопутных войск, в состав которого вошло и Мобилизационное управление. В это же время в составе Главного организационного управления Генерального штаба было создано Мобилизационно-плановое управление. В июне 1947 г. эти две структуры были объединены в Мобилизационное управление Главного организационного управления Генерального штаба.

К середине 1950-х гг. страна полностью завершила переход к мирному строительству и развитию. Новые условия требовали дальнейшего совершенствования мобилизационной структуры. Для осуществления организационно-мобилизационной работы 7 марта 1964 г. в Генеральном штабе создано Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. В течение 1964 и 1965 гг. проводились тщательная оценка мобилизационных ресурсов, базы мобилизационного развертывания войск, системы управления мобилизацией и другие важные мероприятия. В это же время был создан новый вид Вооруженных Сил - Ракетные войска стратегического назначения, произошли существенные изменения в организационном строительстве и перевооружении войск, которые коснулись артиллерии, авиации, Войск противовоздушной обороны (ПВО) страны и флота. Большие и важные перемены потребовали напряженной и активной работы всего личного состава ГОМУ ГШ ВС и получили свое отражение в мобилизационном планировании. Вместе с тем, к 1980 г. назрела необходимость в новой переработке всего оперативного и мобилизационного планирования. При всестороннем и непосредственном участии ГОМУ ГШ ВС в разработке новых мобилизационных планов и под его контролем началась работа по обеспечению их выполнения. В больших масштабах осуществлялись мероприятия по подготовке и накоплению мобилизационных людских ресурсов нужных военных специальностей. Проводились крупные учения войск с обязательным их доукомплектованием или развертыванием до штатов военного времени и приемом военнообязанных. В достаточно больших объемах проводилась подготовка военнообязанных по должностным военно-учетным специальностям и многое другое. В масштабе этих преобразований важнейшим направлением деятельности ГОМУ ГШ ВС с 1964 г. становится руководство военными комиссариатами, основными задачами которых являются: мобилизационное планирование и мобилизационная подготовка, планирование и подготовка мероприятий по мобилизации людских и транспортных ресурсов на случай перевода Вооруженных Сил с мирного на военное время; учет граждан, пребывающих в запасе, распределение их по разрядам и предназначение в команды, согласованные с воинскими частями; учет транспортных ресурсов и материальных средств, предназначенных для выполнения мобилизационного плана; организация оповещения мобилизационных людских ресурсов, организаций и учреждений на случай мобилизации, а также задачи подготовки к военной службе и призыва на военную службу (такие, как первоначальная постановка граждан на воинский учет, их подготовка к военной службе, осуществление призыва граждан на военную службу) и другие. Под руководством ГОМУ ГШ ВС эти задачи выполнялись в полном объеме и с высоким качеством.

После распада СССР и создания Министерства обороны и Вооруженных Сил Российской Федерации начался новый этап в истории ГОМУ ГШ ВС. С 22 июня 1992 г. ГОМУ ГШ ВС было переведено на новый штат, включавший 3 управления: Организационное, Мобилизационное и Планирования вооружения и техники. В 1996 г. в состав ГОМУ ГШ ВС было введено 4-е управление - Комплектования войск (по мирному времени). Мобилизационным органам видов Вооруженных Сил, военных округов (флотов) и военным комиссариатам с большими усилиями приходилось решать задачи комплектования войск. Многие годы не проводились мероприятия мобилизационной подготовки (учения и мобилизационные тренировки), ухудшилось качество призывных ресурсов, в запущенном состоянии оказался воинский учет. Для выправления сложившегося положения в ГОМУ ГШ ВС была проведена большая работа по совершенствованию нормативно-правовой базы в целях создания такой системы, которая бы гарантированно обеспечивала комплектование Вооруженных Сил и других войск людскими и транспортными ресурсами на качественной основе и в установленные сроки. Отражением этого большого и сложного процесса явилось дальнейшее реформирование системы органов военного управления в соответствии с федеральным устройством государства. ГОМУ ГШ ВС приняло непосредственное участие в реализации федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей». Это позволило с 1 января 2008 г. перейти на одногодичный срок военной службы по призыву, начать планомерную и целенаправленную работу по повышению статуса и авторитета младших командиров. Проведена реорганизация системы военных комиссариатов. В новых условиях от ГОМУ ГШ ВС РФ потребовалось пересмотреть, уточнить и провести заново все мобилизационное планирование. Оно должно было соответствовать новому политическому и экономическому устройству страны, отвечать новой законодательной и нормативно-правовой базе, сложившейся реальной обстановке. В 2009 г. в связи с проводимыми в Вооруженных Силах реформами структура ГОМУ ГШ ВС также претерпела изменения. Были перераспределены функции, сокращена штатная численность. В данный момент ГОМУ ГШ ВС РФ состоит из 3 управлений. За истекшие 50 лет Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации возглавляли генералы С.М. Штеменко , А.В. Волков, В.Я. Аболинс, Г.А. Морозов, Г.Ф. Кривошеев, М.П. Колесников, В.И. Бологов, В.В. Жеребцов, М.В. Клишин, В.Н. Путилин, В.В. Смирнов и В.П. Тонкошкуров (с 2013 г.).

На всех этапах деятельности организационно-мобилизационную работу вели замечательные, добросовестные и преданные своему делу люди - военнослужащие и гражданский персонал. И сегодня их повседневный труд, высокие нравственные и профессиональные качества, обостренное чувство ответственности за мобилизационную готовность и мобилизационную подготовку Вооруженных Сил Российской Федерации убедительно свидетельствуют о том, что поставленные перед Главным организационно-мобилизационным управлением Генерального штаба задачи и впредь будут выполняться с высоким качеством.

Материал подготовлен Научно-исследовательским
институтом военной истории
Военной академии Генерального штаба
Вооруженных Сил Российской Федерации

На должность начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба (ГОМУ ГШ) Вооруженных сил назначен генерал-лейтенант Евгений Бурдинский. До этого он более пяти лет отвечал за организацию призыва в ряды ВС РФ. На новой должности генерал займется оптимизацией штатной структуры российской армии с учетом опыта сирийской операции, а также внедрением в войска современных видов вооружения. Бывший морской пехотинец Евгений Бурдинский имеет большой опыт организационно-мобилизационной работы в Генштабе. Военные эксперты считают, что он готов к новому посту, так как обладает широким спектром теоретических знаний.

Как рассказали «Известиям» в Минобороны, генерал-лейтенант Евгений Бурдинский уже приступил к выполнению обязанностей начальника ГОМУ ГШ ­ - заместителя начальника Генштаба. Он окончил Уссурийское суворовское, а затем Благовещенское высшее военное танковое училище. Два года обучался в академии имени Фрунзе, затем в академии Генерального штаба. Начинал службу в бригаде морской пехоты на Балтийском флоте. При этом большая часть службы Евгения Бурдинского прошла в Генштабе. С 2004 года он - начальник направления призыва ГОМУ. В 2011 году был назначен начальником организационно-мобилизационного управления Западного военного округа.

Звание генерал-лейтенанта Евгению Бурдинскому было присвоено в 2015 году. Боевого опыта он не имеет, но в первую чеченскую кампанию занимался подготовкой батальона для отправки в ЧР. По отзывам коллег, новый начальник ГОМУ - жесткий и принципиальный командир.

Для того чтобы возглавить Главное организационно-мобилизационное управление ГШ, надо иметь хорошую военно-теоретическую и общевойсковую подготовку, - рассказал «Известиям» президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов. - То есть досконально знать структуру войск и их применение. У нового начальника ГОМУ всё это есть. Во-первых, он прошел все ступени военного образования от Суворовского училища до академии Генштаба. Во-вторых, у него есть опыт службы в войсках. И самое главное - он имеет большой опыт штабной работы, в том числе и в ГШ. Евгений Бурдинский знает войска и теорию современной войны.

Ранее пост начальника ГОМУ занимал генерал-полковник Василий Тонкошкуров. С начала мая он приступил к выполнению обязанностей начальника Главного штаба Сухопутных войск - первого заместителя главнокомандующего этим видом Вооруженных сил. Василий Тонкошкуров неоднократно участвовал в военных действиях и был награжден четырьмя боевыми орденами.

Справка «Известий»

ГОМУ является центральным органом военного управления. Эта структура Генштаба предназначена для решения задач по организационному строительству Вооруженных сил. Планирует обеспечение армии вооружением, военной техникой и другими материальными средствами. Организует призыв и комплектование частей и соединений военнослужащими срочной службы. ГОМУ ГШ также отвечает за мобилизационную подготовку, мобилизацию и необходимые для нее ресурсы.