Парашют (рис. 1, 2) предназначен для учебно-тренировочных прыжков из транспортных самолетов.

Рис. 1. Схема раскрытия парашюта Д-5 серии 2:

1 - камера стабилизирующего купола; 2 - стабилизирующий купол; 3 - соединительное звено; 4 - камера основного купола; 5 - основной купол; 6 - ранец

Рис. 2. Общий вид уложенного парашюта Д-5 серии 2:

1 - карабин; 2 - лента зачековки

Тактико-технические данные парашюта

1. При общей массе парашютиста с парашютами не более 120 кг парашют Д-5 серии 2 обеспечивает:

  • не менее 80 применений на скорости полета до 400 км/ч по прибору и высотах до 8000 м при немедленном введении стабилизирующего парашюта в действие и последующем снижении на нем в течение 3 с и более;
  • устойчивость при снижении;
  • возможность прекращения снижения на стабилизирующем куполе в любой момент путем раскрытия двухконусного замка вытяжным кольцом;
  • минимальную безопасную высоту применения из горизонтально летящего самолета на скорости полета 160 км/ч по прибору со стабилизацией 3 с - 200 м, при этом время снижения на полностью наполненном куполе основного парашюта - не менее 10 с;
  • среднюю вертикальную скорость снижения, приведенную к стандартной атмосфере и общей массе парашютиста с парашютами 120 кг, на участке 30-35 м от земли - не более 5 м/с;
  • быструю потерю высоты при скольжении без явлений складывания купола;
  • применение двух страхующих приборов (основного и дублирующего) с длиной шланга 240 мм;
  • быстрое гашение купола после приземления при отсоединении правого свободного конца подвесной системы посредством замка ОСК-Д;
  • применение запасных парашютов типа 3-2 или 3-5 ;
  • усилие, необходимое для раскрытия двухконусного замка вытяжным кольцом или прибором, - не более 16 кгс.

2. Габаритные размеры уложенного парашюта, мм:

  • длина без стабилизирующего купола в камере, смонтированного на ранце, - 595+10;
  • ширина без парашютного прибора - 335+10;
  • высота - 220+10.

3. Масса парашюта без переносной сумки и приборов не более 13,8 кг.

Тактико-технические данные частей парашюта

1. Камера стабилизирующего купола цилиндрической формы, изготовлена из капронового авизента (арт. 56039). Длина камеры 300 мм, ширина в сложенном виде - 190 мм. В верхней части камеры имеется карабин, который крепится к камере капроновой лентой ЛТКкрП-26- 600 прочностью 600 кгс. В нижней части камеры нашиты диаметрально противоположно четыре кольца НП-25- 8 для контровки камеры с кольцами стабилизатора. В подгибку верхнего основания камеры вложен капроновый шнур-завязка ШКП-150 прочностью 150 кгс для затяжки верхнего основания камеры. В ушко карабина пропущена и прострочена зигзагообразной строчкой капроновая лента ЛТКкрП-26-600 прочностью 600 кгс для зачековки резиновой соты, смонтированной на ранце. Масса камеры - 0,155 кг.

Камера предназначена для укладки в нее стабилизирующего купола, строп и верхней части стабилизатора.

2. Стабилизирующий купол изготовлен из капронового полотна (арт. 56004П или 56008П) и состоит из основы и боковины. Купол имеет форму усеченного конуса с площадью большого основания 1,5 м². Для обеспечения наполняемости купола в его полюсной части нашито вытяжное устройство, состоящее из восьми карманов, материалом для которых служит крашеное каландрированное полотно (арт. 56005крПК или 56005крП). На внешнюю сторону основы купола настрочены в радиальном направлении усилительные ленты ЛТКП-15- 185 прочностью 185 кгс и круговые ленты ЛТКП-13- 70 прочностью 70 кгс. На куполе имеется 16 строп из капронового шнура ШКП-150 прочностью 150 кгс. Длина строп № 1,4, 5, 8, 9, 12, 13 и 16 в свободном состоянии от нижней кромки купола до петель стабилизатора - 520 мм, а строп № 2, 3, 6, 7, 10, 11, 14 и 15 - 500 мм.

На каждую боковую сторону пера нашито по ленте с кольцом для контровки с кольцами, нашитыми на камере стабилизирующего купола.

Масса стабилизирующего купола - 0,57 кг.

3. Соединительное звено из капроновой ленты ЛТКМкрП-27- 1200 прочностью 1200 кгс в два сложения, предназначено для соединения стабилизирующего купола с ранцем на этапе стабилизированного снижения и с основным куполом на всех этапах работы.

В верхней части соединительное звено образует петлю размером 130 мм для присоединения коуша стабилизатора. На расстоянии 410 мм от верхней петли пришита петля из капроновой ленты ЛТКкрП-26-600 прочностью 600 кгс для присоединения фала гибкой шпильки прибора. Нижняя часть соединительного звена разветвляется, образуя силовые ленты, в концы которых вшиты пряжки двухконусного замка.

На силовые ленты с двух сторон нашиты перемычки из капроновой ленты ЛТК-44- 1600 прочностью 1600 кгс. Между перемычками вшита капроновая лента прочностью 1200 кгс, образующая петлю для присоединения к уздечкам камеры и основного купола. Образовавшийся из лент соединительного звена треугольник с обеих сторон закрыт косынками, изготовленными из капроно-вого авизента серого цвета (арт. 56039).

Под одну из косынок соединительного звена с использованием капроновой ленты прочностью 600 кгс нашито направляющее кольцо для фала гибкой шпильки прибора. На силовых лентах около пряжек имеются стрелки для контроля правильности монтажа и постановки силовых лент на двухконусный замок. Длина соединительного звена - 1030 мм.

Масса соединительного звена - 0,275 кг.

4. Камера основного купола из капронового полотна серого цвета (арт. 56023крП), предназначенная для укладки основного купола и строп, имеет форму цилиндра высотой 635 мм и шириной (в сложенном виде) 450 мм. Продолжением нижнего основания служит специальный рукав, в подгибку которого вставлено эластичное кольцо для обеспечения упорядоченного выхода основного купола из камеры.

Поверхность камеры усилена двумя капроновыми лентами прочностью 600 кгс, которые образуют уздечку. Для удобства укладки купола на край камеры нашита косынка из капронового полотна серого цвета.

В подгибку верхнего основания для затяжки камеры

вложен капроновый шнур прочностью 150 кгс. В нижней части камеры прикреплены две пары съемных резиновых сот. На обратной стороне, на расстоянии 185 мм от нижнего основания камеры, пришит фартук, который имеет четыре окна, образованные люверсами, для пропуска съемных резиновых сот.

На камере нашиты один средний газырь, группа правых и группа левых газырей для укладки строп, три ленты распределителя сот с сотами из ранцевого шнура для удержания строп в газырях.

Для удобства укладки строп на газырях нашиты капроновые ленты прочностью 150 кгс.

Масса камеры - 0,44 кг.

5. Купол (Рис. 3) из капронового полотна (арт. 56009П) имеет форму двадцативосьмиугольника и предназначен для безопасного снижения и приземления парашютиста. Площадь купола равна 83 м².

Для увеличения прочности нижняя кромка купола прошита капроновыми лентами прочностью 200 кгс, а его центральная часть - лентами прочностью 70 кгс.

На куполе крепится 28 строп из капронового шнура прочностью 150 кгс и длиной 9000 мм.

Масса купола - 8,136 кг.

Рис. 3. Форма купола парашюта Д-5 серии 2 в плане.

Цифры по кругу - номера строп, цифры внутри круга - номера квадратов: 1 - полотнища купола; 2, 4 - усилительный каркас; 3 - петли для строп.

6. Подвесная система из капроновой ленты ЛТК-44-1600 прочностью 1600 кгс, предназначена для удобного размещения парашютиста и является соединительным звеном между парашютистом и куполом.

Подвесная система снабжена замком ОСК-Д и состоит из следующих основных частей: главной лямки с наспинно-плечевыми обхватами, одной пары отделяемых свободных концов, ножных обхватов.

На свободных концах подвесной системы закреплены разъемные пряжки. С обратной стороны главной лямки (справа - ниже замка ОСК-Д, слева - ниже изогнутой пряжки) пришиты с помощью капроновой ленты ЛТКкрП-43- 800 прочностью 800 кгс пряжки для крепления ремней грузового контейнера. В нижней части главная лямка раздвоена, ленты сшиты встык, а на них нашита ватная накладка для удобного сидения в подвесной системе.

В середине нижней части главной лямки с внешней стороны пришита петля из капроновой ленты прочностью 800 кгс для крепления звена грузового контейнера.

По обеим сторонам от петли на расстоянии 150-165 мм с использованием капроновой ленты прочностью 600 кгс пришиты пряжки-полукольца для подтягивания нижних углов ранца к главной лямке.

Плечевые обхваты, образовавшие грудную перемычку, далее проходят через окна главной лямки и при помощи прямоугольных пряжек, вшитых в концы плечевых обхватов, образуют поясной обхват.

Нижние концы наспинно-плечевых обхватов, пропущенные между лентами главной лямки и огибающие их нескольких местах, образуют ножные обхваты.

Масса подвесной системы 2 кг.

7. Ранец из капронового авизента состоит из дна, правого и левого клапанов. Дно ранца двойное, в него вставлена рама жесткости.

Ранец предназначен для размещения в нем купола со стропами, уложенными в камеру, части свободных концов подвесной системы и страхующего прибора. На ранце имеются двухконусный замок и гибкий шланг, обтянутый хлопчатобумажной лентой ЛХХ-40- 130 цвета лаки прочностью 130 кгс.

Длина шланга - 380 мм.

Масса ранца - 2 кг.

8. Вытяжное кольцо с тросом предназначено для раскрытия двухконусного замка. Оно изготовлено из стального прутка и состоит из корпуса, ограничителя, троса и проволочной петли.

Масса кольца - 0,1 кг. Длина троса - 600 мм.

9. Страхующий прибор (основной) АД-ЗУ- 240 , ППК-У- 240Б или КАП-ЗП- 240Б.

Длина шланга прибора 240 мм, длина троса 397 мм, длина петли 19 мм, длина фала гибкой шпильки - 360 мм.

Масса страхующего прибора - 0,95 кг.

При установке на парашют только одного прибора для раскрытия двухконусного замка прибор может быть укомплектован петлей длиной 42 мм. Серьга в этом случае не применяется.

10. Страхующий прибор (дублирующий) АД-ЗУ-240 , ППК-У-240Б или КАП-ЗП-240Б.

Длина шланга - 240 мм, длина троса - 397 мм, длина петли-19 мм, длина фала гибкой шпильки - 360 мм.

Масса прибора - 0,95 кг.

11. Серьга, предназначенная для соединения основного и дублирующего приборов, изготовлена из стали. Толщина серьги - 2,5 мм. Серьга имеет два отверстия: одно предназначено для конуса затвора замка, другое - для петель основного и дублирующего приборов.

12. Переносная сумка прямоугольной формы, изготовлена из грузового авизента.

Габариты сумки - 260х740х600 мм. Масса сумки - 0,725 кг.

13. Паспорт предназначен для записи сведений о приеме, передаче, эксплуатации и ремонте парашюта.

Укладку производят 2 человека – укладывающий (ответственный за укладку) и помогающий.

Укладка парашюта производится поэтапно:

а) проверка наличия, исправности частей парашюта

б) проверка и подготовка ППК – У.

а) укладка основного купола

б) надевание камеры на купол.

а) зачековка камеры стропами

б) укладка купола в камеру

в) укладка строп в газырь камеры

г) подготовка стабилизирующего купола к укладке

а) складывание перьев стабилизатора и надевание камеры на стабилизирующий купол

б) контровка колец перьев стабилизатора с кольцами камеры

в) укладка стабилизирующего купола и строп в камеру

г) укладка камеры с уложенным осноным куполом и стропами на дно ранца

а) затяжка клапанов ранца

б) крепление камеры со стабилизирующим куполом на ранец парашюта

в) подготовка и монтаж ППК – У

г) заряжение двухконусного замка

а) подготовка подвесной системы

в) заполнение паспортов

г) проверка парашюта

г) укладка парашюта в переносную сумку и ее опечатывание

Инструмент для укладки: походное полотнище, крючок – вилка

При одевании парашюта перед прыжком переносную сумку укладывают под грудную перемычку.

После приземления нужно: отстегнуть запасной парашют, вытянуть купол «во флаг», свернуть стропы «бесконечной» петлей, купол свернуть в ру­лон: снять подвесную систему с ранцем (основного купола) и положить, в сумку прибором к верху. Ранец должен разделить сумку на две части: в одну половину укладывается подвесная система, а в другую - купол со стропами.

Тема № 4.

Парашютный страхующий прибор.

ППК-У

ППК-У – полуавтомат парашютный комбинированный унифицированный предназначенный для раскрытия ранца парашюта или введения других устройств; раскрывающих парашют через определенный промежуток времени или на определенной высоте. Прибор используется в качестве страхующего средства на спасательных, десантных, запасных, тренировочных и спортивных парашютах, когда парашютист сам, по каким-либо причинам не может раскрыть парашют с помощью вытяжного кольца.

1. Диапазон срабатывания прибора:

По времени – от 2 до 5 секунд;

По высоте – от 0,3 до 8 километров;

2. Прибор работает в интервале температур от +60 0 до -60 0 на высотах до 35 км.

3. Усилие силовых пружин во взведенном состояние не менее 28 кг.

4. Ход вытяжного кольца 70 мм.

5. Прибор устойчив к воздействию клея и росы.

6. Прибор защищен от попадания в него сора.

7. Прибор работоспособен после пребывания во взведенном состоянии непрерывно в течение 12 месяцев.

8. Полный технический ресурс составляет 1000 срабатываний.

Основные части прибора:

2. Анероидное устройство

3. Часовой механизм

4. Вытяжное устройство

5. Система блокировки

Кроме того, в комплект ППК-У входят:

1. Гибкая шпилька

2. Набор инструмента

3. Паспорт

Тема № 5

Теоретические основы прыжка с парашютом.

Воздух обладает определенными свойствами: массой, давлением и плотностью. Двигаясь в воздушной массе, тело испытывает при этом сопротивление воздуха. Главной причиной, создающей сопротивление, являются вихри, образующиеся около тела при его движении. У хорошо обтекаемых тел вихри появляются только сзади тела. У плохо обтекаемых тел, они образуются по всей поверхности. Тела, вызывающие сильные вихреобразования, всегда испытывают большое сопротивление воздуха. С увеличением размеров тела, растет его сопротивление. Сопротивление воздуха в направлении, противоположном движении тела, называется лобовым сопративленим.

О - сила лобового сопротивления.

Сх - коэффициент сопротивления.

@ - плотность воздуха

S - наибольшая площадь поперечного сечения.

V - скорость движения

Коэффициент сопротивления определяют опытным путем, чаше всего аэродинамических трубах. В безвоздушном пространстве скорость падения тела возрастает пропорцио­нально времени.

Раскрытие парашюта можно разделить на три периода;

Раскрытие вытяжного парашюта (стабилизирующего) и его наполнения.

Вытягивание чехла выход строп и стаскивакие чехла с купола.

Наполнение купола.

1-й период мало зависит от скорости падения и плотности воздуха. Этот период занимает 0,2 сек.

2-й период зависит от скорости движения и плотности воздуха и занимает в среднем 0,3 - 0,5 сек.

3-й период самый продолжительный по времени. Продолжительность третьего периода колеблется, от 0.5 до 1,5 сек.

Таким образом, раскрытие парашюта занимает 2-3 сек и расстояние 60 -90 метров, инерционная нагрузка при раскрытии парашюта возникает в результате быстрой потери скорости и воспринимается как удар.

Чем больше купол, тем нагрузка при раскрытий парашюта будет меньше. После раскрытия парашют попадает под власть воздушных течений. Если ветра нет, он опускается вертикально, но обычно, имеется какое-нибудь перемещение воздушной массы, и парашют несет парашютиста туда, куда дует ветер.

Приземление - наиболее сложный этап прыжка, требующий совершенного знания правил, хладнокровия, рассудительности и умения владеть парашю­том и своим телом. Факторами, влияющими на величину удара парашютиста о землю, являются: скорость снижения, способ приземления, скорость ветра, состояние грунта, устойчивость движения. Удар характеризует по­терю скорости парашютистом.

Таким образом, вес тела при ударе увеличивается в 17 раз. И при весе парашютиста 30 кг, превысит 1500 кг. Но даже сгибая колени и туловище при приземлении надо делать это правильно, иначе эффект будет недостаточным. Надо добиться того, чтобы напряжение ног и туловища соответствовало скорости приземления, кроме того, в искусстве мягкого призем­ления очень важно равномерное напряжение мыши в процессе всего удара.

Тема № 6

Правела передвижения по аэродрому.

Аэродромом называется земельный участок, специально оборудованный для обеспечения взлета, посадки, стоянки, обслуживания летательных аппара­тов. Аэродром, с целью определения рабочей части, должен иметь ограни­чительные знаки, обозначающие ВПП (взлетно-посадочная полоса) и РД (рулевая дорожка). Рядом с местом приземления са­молета, левее ВПП выкладывается посадочное Т. летом - белое, зимой - черное. Впереди и сзади «Т», из таких же полотнищ выкладываются ограничители. Из полотнищ выкладывается и «крест» - место точного приземления парашютистов. РД, места стоянки самолетов и технических средств на старте, место расположения людей обозначаются флажками и указателями. Из числа опытных спортсменов назначается стартовый наряд: дежурный по старту и дежурный по площадке приземления. Всем, находящимся на старте, необходимо располагаться в специально отведенном для людей месте «квадрате» (старт). Покидать его можно только с разрешения инструктора. Находиться за пределами квадрата, особенно сидеть или лежать в высо­кой траве опасно, водитель автомашины, обслуживающий полеты, может не заметить в траве человека и наехать на него.

Курить на аэродроме разрешается только в специально отведенном месте. В близи самолетов, парашютов и технических средств курить и пользо­ваться открытым огнем категорически запрещено. Прежде, чем идти по аэродрому, необходимо осмотреться вокруг. Чтобы не попасть под самолёт или снижающегося парашютиста. Если на пути стоит самолет, то обходить его надо с сзади, а вертолеты спереди, на расстоянии не ближе 10 м. Группы людей должны передвигаться по аэродрому только строем. Переходить ВПП можно только с разрешения РП (руководителя паллетов), убедившись, что самолет не взлетает и не идет на посадку. При необходимости перейти или переехать на другую сторону аэродрома, надо двигаться за пределами ВПП, а лучше по краю аэродрома. При этом следует быть внимательным в полосе воздушных подходов, вблизи начала и конца ВПП. Парашютист, приземляющийся на ВПП или РД должен, собрав парашют на руки, быстро освободить ее.

Тема № 7

Ознакомление с самолетом.

Самолет Ан-2 создан в качестве "воздушного грузовика", мощность двигателя 1000 л.с. Максимальный взлетный вес 5500 кг. Биплан, с передним расположением основных стоек шасси. Основные части самолета фюзеляж (полумонокок): крылья, двигатель, шасси хвостовое оперение, оборудование. Благодаря силовой установке (двигатель с винтом), он может приобретать определенные поступательные движения. При этом воздушные поток обтекает крылья и на них, благодаря профилю, создается подъемная сила, способная оборвать самолет от земли. Хвостовое оперение и элероны служат для управления самолетом в трех, плоскостях во время полета. Фюзеляж служит для размещения полезного груза, в данном случае, парашютистов. На борту самолета Ан-2, в зависимости от загрузки, разрешается брать до 10 парашютистов с выпускающим. Посадка в самолет парашютистов производят в последовательности, обратной очередности прыжка, т.е. первым заходит парашютист, прыгающий последним. В первую очередь занимают места с правой стороны грузовой кабины. После посадки в самолет всей группы, выпускающий инструктор убирает подножку, закрывает дверь, зацепляет карабины за переходники и докладывает летчику. После набора высоты 700 м выпускающий разблокированные приборы на запасных парашютах. Прыжки с самолета Ан-2 выполняются как одиночно, так и серией от двух до 10 человек. По команде «приготовиться» парашютисты, сидящие на левом борту и назначенные выпускающим на прыжок в данном заходе, поворачиваются липом к двери и принимают изготовочную позу. Дверь открывает выпускающий. Сигналы для прыжка подаются летчиком: «приготовиться» - два коротких сигнала сирены; «пошел» - продолжительный гудок сирены; «отставить» - частые гудки сирены. Выпускающий дублирует сигналы голосом. По команде «пошел» парашютисты друг за другом с интервалом в 1-3 сек, отделяются от самолета «солдатиком». Чтобы правильно отделиться от самолета, парашютист должен левую ногу поставить серединой ступни в левый нижний угол проема двери. Правая нога в этот момент находится на полшага сзади и полупрогнувшись отделиться от самолета, сохраняя положение тела. Нужно показать кур­сантам правильное отделение от самолета «солдатиком», а после этого практически отработать этот прием с каждым курсантом

Назначение:

Парашют Д – 5 серии 2 предназначен для совершения учебно-тренировочных и боевых прыжков из военно-транспортных самолетов. Он отличается высокой надежностью в раскрытии. В отличии от других парашютов Д – 5 серии 2 имеет единый метод укладки. Части парашюта неотделимые – это сокращает время на сбор материальной части после приземления.

Т. Т. Д.:

Максимальная скорость самолета, при совершении прыжков – 400 км/ч

Максимальная высота, с которой можно совершить прыжок – 1000метров.

Минимальная безопасная высота при стабилизации 3 сек., скорость самолета 160 км/ч – 200 метров.

Скорость снижения при весе парашютиста – 120 кг:

а) при стабилизации – 35 м/сек.

б) на основном куполе – 5 м/сек.

Усилие необходимое для выдергивание кольца вытяжного парашюта не более 16 кгс.

Масса без страхующего прибора и сумки – 13,8 кг

Масса в полном комплекте – 15,5 кг

Применяется прибор ППК – У – 240, запасные парашюты: З – 5 и З– 3

Комплект парашюта:

1. Камера стабилизирующего купола

2. Стабилизирующий купол

3. Соединительное звено

4. Камера основного купола

5. Основной купол

6. Подвесная система

8. Двух конусный замок

9. Вытяжное кольцо

10. ППК – У – 240

11. Переносная сумка

12. Паспорт

КАМЕРА СТАБИЛИЗИРУЮЩЕГО КУПОЛА: предназначена для укладки в нее стабилизирующего купола, строп и верхней части стабилизатора. Камера имеет цилиндрическую форму, изготовлена из капронового авиазента. В верхней части основы камеры имеется карабин с помощью, кото­рого камера крепится к удлинителю в самолете. Карабин крепится к камере с помощью капроновой ленты прочностью 600 кг.

В нижней части камеры диаметрально противоположно нашиты 4 кольца для контровки камеры с кольцами стабилизатора. В подгибку верхнего основания камеры вложен шнур-завязка. В ушко кара­бина пропущена и сострочена зигзаг-строчкая лента зачековки.

СТАБИЛИЗИРУШИЙ КУПОЛ: предназначен для обеспечения стабилизиро­ванного снижения парашютиста и извлечения камеры с уложенным в нее куполом и стропами из ранца. Стабилизирующий купол состоит из основы ку­пола, строп и стабилизатора. Купол имеет форму усеченного конуса с площадью 1,5 м. Купол изготовлен из капронового по­лотна. Для обеспечения наполняемости купола в его верхней части нашито вытяжное устройство, состоящее из восьми карманов, изготовленных из крашеного полотна. На внешнюю сторону основы купола настрочены в радиальном направлении усилительные лен­ты прочностью 185 кг и круговые ленты прочностью 70 кг. Кромка купола усилена подгибкой ткани на внешнюю сторону и настрочены капроновые ленты прочностью 185 кг. Длина строп 50см. Стабилизатор состоит из четырех перьев, образованных из двух равнобедренных треугольников, сострочен­ных по центру и изготовленных из капронового полотна. На каждую боковую сторону пера нашито по ленте, с кольцом для контровки их с кольцами, нашитыми на камере стабилизирую­щего купола.

СОЕДИНИТЕЛЬНОЕ ЗВЕНО: предназначено для соединения стабилизирующего купола с ранцем на этапе стабилизированного снижения и с основным куполом на всех этапах работы. Оно изготовлено из капроновой ленты прочностью 1200 кг в два сложения. В верхней части оно образует петлю для присоединения коуша стабилизатора. На расстоянии 41 см от верхней петли пришита петля капроновой ленты, для присоеди­нения фалов гибкой шпильки прибора. Нижняя часть соединительного звена разветвляется, образуя силовые, ленты. В концы силовых лент вшиты пряжки двухконусного замка. Между перемычками вшита капроновая лента (1200кг) образующая петлю для присоединения к уздечкам камеры основного купола. Образовавшийся из лент соединительного звена треу­гольник с обеих сторон закрыт косынками из капронового авиазента. По одну сторону из косынок соединительного звена нашито направляющее кольцо для фала гибкой шпильки прибора. На силовых лентах около пряжек имеются стрелки кон­троля правильности монтажа и постановки силовых лент на двухконусный замок.

Длина соединительного звена 1,03 м.

КАМЕРА ОСНОВНОГО КУПОЛА: предназначена для укладки в нее основного купола и строп. Камера имеет форму, цилиндра и изготовлена из капронового полотна, в нижнею часть которой вставлено эластичное кольцо для обеспечения упорядоченного выхода купола из камеры. Поверхность каме­ры усилена двумя капроновыми лентами, первая проходит по камере с двух сторон, вторая - с одной стороны. Ленты образуют на камере уздечку. В подгибку верхнего основания камеры вложен капроновый шнур для ее затяжки, на внешней стороне на­шиты газыри, для укладки строп, один центральный, группа правых и левых газырей. В нижней части камеры находятся две пары съемных резиновых сот. На обрат­ной стороне пришит фартук, который имеет четыре окна (люверсы), для пропуска съемных сот.

ОСНОВНОЙ КУПОЛ: предназначен для безопасного снижения и приземления парашютиста. Имеет форму двадцативосьми угольника из капронового полотна. Площадь купола 83 м 2 . Нижняя кромка купола усилена прокладкой из капроновой ленты прочностью 200 кг. Для увеличения прочности купола с внешней стороны нашит каркас из капроновых лент прочностью 70 кг. которые, пересекаясь, образуют на поверхности купола сетку, а по периметру купола 28 петель для крепления строп. В центре купола настрочена петля - уздечка из капро­новой ленты прочностью 600 кг. К петлям купола петлей-удавкой с последующей застрочкой прикреплены стропы из капронового шнура прочностью 150 кг. Вторые концы строп привязаны к четырем пряжкам свободных концов подвесной системы и пристрочены зигзаг-строчкой. Для облегчения контроля укладки купола стропы 1 и 28 окрашены в зеленый цвет или помечены зелеными шлевками, также стропа 14 отмечена красным цветом для укладки. Длина строп 9 метров. На нижней кромке купола, слева от строп, указаны их порядковые номера. Между стропами 28 и 1 стоит за­водское клеймо.

ПОДВЕСНАЯ СИСТЕМА: предназначена для удобного размещения в ней пара­шютиста и является соединительным звеном между парашютистом и куполом. Она обеспечивает равномерное распределение нагрузки на парашютиста. Подвесная система изготовлена из капроновой ленты прочностью 1600 кг и

Состоит из:

Металлические полукольца.

2. Свободные концы.

3. Гибкий шланг.

4. Изогнутые пряжки.

5. 2 х наспинно-плечевых обхватов.

6. Главной лямки.

7. Карман для вытяжного кольца.

8. Грудная перемычка.

9. Скоба для крепления запасного парашюта.

10. Полупояс.

11. Прямоугольные пряжки.

12. 2 х ножных обхватов.

РАНЕЦ: предназначен для укладки в него купола со стропами, уложенны­ми в камеру, части свободных концов подвесной системы и размещения страхующего прибора, изготовлен из капронового авиазента и состоит из дна, правого и левого клапанов. Дно ранца двойное, в него вставлена рама жесткости. С внешней стороны, вверху рамы жесткости размещен двухконусный замок. У верхнего основания рамы имеются два окна. У верхнего основания дна ранца с левой стороны пришит гибкий шланг для троса вытяжного кольца. На дне ранца с внешней стороны настрочен клапан для прикрытия двухконусного замка. С внешней стороны пришит на левой косынке карман для паспорта, на правом клапане настрочен карман лентами-завязками для при­бора и ленты с предохранительным клапаном для фала гибкой шпильки, а в верхней части правого клапана прикреплена резиновая сота. В верхней части дна ранца имеется полукольцо.

ПЕРЕНОСНАЯ СУМКА: предназначена для укладки в нее парашюта при хранении и транспортировке. Изготовлена из грузового авиазента.

ПАРАШЮТНЫЙ ПРИБОР: предназначен для автоматического раскрытия двухконусного замка, состоит из основного корпуса, шланга и тросика с серьгой. Более подробно его будем изучать на дальнейших занятиях.

ПАСПОРТ: предназначен для записи сведений о приемке, передаче, эксплуатации и ремонте парашюта. Паспорт является неотъемлемой частью парашюта. Правила ведения паспорта изложены в нем же.


Г л а в а 2.

^ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ПАРАШЮТЫ

ПАРАШЮТ Д-1-5У

Управляемый парашют Д-1-5У (рис. 11) предназначен для выполнения тренировочных прыжков.

^

1. При общей массе парашюта и парашютиста 120 кг конструкция парашюта обеспечивает:

─ надежную работу на высоте до 1000 м как при немедленном введении его в действие на скорости горизонтального полета до 250 км/ч, так и с любой задержкой раскрытия ранца, при этом максимальные перегрузки, возникающие в момент наполнения купола, не превышают 10g;

─ минимальную высоту прыжка из горизонтально летящего самолета на скорости полета 180 км/ч при немедленном введении парашюта в действие ─ 150 м;

среднюю вертикальную скорость снижения, приведенную к стандартной атмосфере, замеренную на участке 0─35 м от земли, ─5,1 м/с;

─ устойчивость при снижении; управление парашютом при помощи двух строп управления;

─ разворот купола и горизонтальное перемещение парашютиста в процессе снижения, причем разворот купола на 360° в любую сторону за время не более 18 с при натяжении одной стропы управления и горизонтальное перемещение парашюта вперед со средней скоростью 2,47 м/с;

─ применение полуавтоматического прибора раскрытия парашюта ППК-У-575А или

КАП-ЗП-575;

─ отсоединение купола от подвесной системы как на земле, так и в воздухе; применение запасного парашюта типа 3-2, 3-Ш, 3-3, 3-4, 3-5;

─ усилие, необходимое для выдергивания вытяжного кольца или вытяжного троса как при принудительном раскрытии ранца, так и при ручном, ─ не более 16 кгс;

─ технический ресурс ─ 200 применений (уточняется в процессе эксплуатации) при условии своевременного ремонта и замены чехла купола.

2. Габариты уложенного парашюта, мм:

длина ─ 570+20;

ширина ─ 377+20;

высота ─ 262+20.

Рис. 11. Общий вид раскрытого парашюта Д-1-5У

3. Масса парашюта не более 17,5 кг с полуавтоматическим прибором без переносной сумки.

Тактико-технические данные частей парашюта

1. Вытяжная веревка представляет собой капроновую ленту ЛТКМкрП-27-1200 прочностью 1200 кгс длиной 3000 мм с двумя петлями (вторая петля на расстоянии 1400 мм от первой). Для предохранения вытяжной веревки от ожогов на нее надет чехол из хлопчатобумажной ленты ЛХБМкр-35-260 в виде полого шланга. Такие же чехлы надеты на все петли веревки и у карабина.

2. Вытяжной шаровой бесстропный парашют состоит из основы парашюта и пружинного механизма. Полусферическая часть выполнена из капронового сетчатого полотна, а коническая ─ из капронового полотна (арт. 56005крП). Верхняя часть парашюта изготовлена также из капронового полотна. Площадь парашюта 0,22 м².

3. Чехол купола изготовлен из перкаля Б оранжевого цвета (арт. 7015кр), имеет форму рукава длиной 5280 мм, одну пару двойных съемных сот, 11 пар резиновых несъемных сот, фартук с двумя окнами для пропуска двойных резиновых сот.

4. Купол круглой формы, изготовлен из перкаля П (арт. 7019), состоит из четырех секторов общей площадью 82,5 м². Диаметр полюсного отверстия составляет 430 мм. Купол имеет 28 строп длиной 8870 мм из хлопчатобумажного шнура ШХБП-125 прочностью 125 кгс. На полотнищах купола между стропами № 27 и 28, 28 и 1, 1 и 2 устроены продольные отверстия. Для управления куполом к стропам № 26, 27, 28 и 3, 2, 1 монтируются стропы управления.

^ Рис. 11А Купол Д-1-5У в плане

1 ─Полотнища; 2 ─ Усилительный каркас; 3─Усилительная лента; 4 ─ Отверстия

5. Подвесная система из капроновой ленты ЛТК-44-1600 прочностью 1600 кгс снабжена замками ОСК. Для правильного присоединения свободных концов к замкам подвесной системы задние свободные концы отмечены словами, . Длина свободных концов подвесной системы ─ 560 мм.

6. Ранец парашюта изготовлен из авизента А (арт. 6700) и состоит из дна и четырех клапанов. Материал кольца, заменяющего средний конус, ─ шелковый шнур ШШ-80. Длина одинарной ранцевой резины с кулонами равна 370 мм, а двойной ─ 385 мм.

7. Гибкие шланги из металлического рукава обтянуты хлопчатобумажной лентой

ЛХХ-40-130, концы шлангов с лентой заправлены в колпачки.

Длина гибких шлангов ─ 515 мм.

8. Вытяжное кольцо состоит из корпуса, троса, трех шпилек и ограничителя. Корпус трапециевидной формы, из стальной проволоки диаметром 7 мм красного цвета. Шпильки троса расположены одна от другой на расстоянии 150 мм. Первая шпилька, считая от кольца, имеет длину 38 мм, остальные ─ по 32 мм. Длина троса от конца последней шпильки до ограничителя включительно равна 1070 мм.

9. Вытяжное кольцо с тросовой петлей предназначено для раскрытия парашюта в случае обрыва или незацепления вытяжной веревки и состоит из кольца, троса, петли и ограничителя. Длина троса от петли до ограничителя включительно равна 785 мм.

10. Вытяжной трос имеет на одном конце три шпильки, на другом ─ петлю. Петля троса оплетена хлопчатобумажным шнуром ШХБ-40. Шпильки расположены одна от другой на расстоянии 150 мм. Длина первой шпильки 38 мм, остальных ─ по 32 мм. Длина вытяжного троса от петли до последней шпильки включительно ─ 1015 мм.

11. Предохранительный чехол вытяжного троса из плащевого полотна (арт. 3101кр), имеет форму рукава длиной 990 мм. На одном конце расположена петля, которая присоединяется петлей-удавкой к петле вытяжного троса.

12. Прибор ППК-У-575А или КАП-ЗП-575 имеет шланг длиной 575 мм. Длина петли ─ 19 мм, длина троса ─ 732 мм. Фал гибкой шпильки в комплект прибора не входит, но входит в комплект парашюта.

13. Обрывная стропа ─ из хлопчатобумажного шнура ШХБ-60, перегнутого вдвое и простроченного зигзагообразной строчкой. При этом с одной стороны обрывной стропы образуется петля, с другой находятся два конца шнура длиной 505 и 605 мм. Петля присоединяется к уздечке купола, а концы стропы к петле вытяжной веревки. Присоединение концов обрывной стропы производится так, чтобы при натянутом состоянии одного конца обрывной стропы другой имел слабину, равную четверти натянутого конца стропы.

14. Фал гибкой шпильки изготовлен из капронового шнура ШКП-200 прочностью 200 кгс в два сложения и заканчивается петлями, одна из которых (петля-удавка) монтируется к гибкой шпильке прибора, другая ─ к концевой петле вытяжной веревки. Длина фала гибкой шпильки ─ 130 мм.

15. Переносная сумка прямоугольной формы, из авизента А (арт. 6700), имеет две ручки для переноски. Габарит сумки 600x260x740 мм.

16. Паспорт предназначен для записи сведений о приеме, передаче, эксплуатации и ремонте парашюта.

Паспорт является неотъемлемой частью парашюта.

^ ПАРАШЮТ Д-5 СЕРИИ 2

Парашют (рис. 12, 13) предназначен для учебно-тренировочных прыжков из транспортных самолетов.

^ Рис. 12. Схема раскрытия парашюта Д-5 серии 2:

1 ─ камера стабилизирующего купола; 2 ─ стабилизирующий купол; 3 ─ соединительное звено; 4 ─ камера основного купола; 5 ─ основной купол; 6 ─ ранец

Рис. 13. Общий вид уложенного парашюта Д-5 серии 2:

1 ─ карабин; 2 ─ лента зачековки

Тактико-технические данные парашюта

1. При общей массе парашютиста с парашютами не более 120 кг парашют Д-5 серии 2 обеспечивает:

─ не менее 80 применений на скорости полета до 400 км/ч по прибору и высотах до 8000 м при немедленном введении стабилизирующего парашюта в действие и последующем снижении на нем в течение 3 с и более;

─ устойчивость при снижении;

─ возможность прекращения снижения на стабилизирующем куполе в любой момент путем раскрытия двухконусного замка вытяжным кольцом;

─ минимальную безопасную высоту применения из горизонтально летящего самолета на скорости полета 160 км/ч по прибору со стабилизацией 3 с ─ 200 м, при этом время снижения на полностью наполненном куполе основного парашюта ─ не менее 10 с;

─ среднюю вертикальную скорость снижения, приведенную к стандартной атмосфере и общей массе парашютиста с парашютами 120 кг, на участке 30─35 м от земли ─ не более 5 м/с;

─ быструю потерю высоты при скольжении без явлений складывания купола;

─ применение двух страхующих приборов (основного и дублирующего) с длиной шланга 240 мм;

─ быстрое гашение купола после приземления при отсоединении правого свободного конца подвесной системы посредством замка ОСК-Д;

─ применение запасных парашютов типа 3-2 или 3-5;

─ усилие, необходимое для раскрытия двухконусного замка вытяжным кольцом или прибором, ─ не более 16 кгс.

2. Габаритные размеры уложенного парашюта, мм: длина без стабилизирующего купола в камере, смонтированного на ранце, ─ 595+10;

ширина без парашютного прибора ─ 335+10; высота ─ 220+10.

3. Масса парашюта без переносной сумки и приборов не более 13,8 кг.

Тактико-технические данные частей парашюта

1. Камера стабилизирующего купола цилиндрической формы, изготовлена из капронового авизента (арт. 56039). Длина камеры 300 мм, ширина в сложенном виде ─ 190 мм. В верхней части камеры имеется карабин, который крепится к камере капроновой лентой ЛТКкрП-26-600 прочностью 600 кгс. В нижней части камеры нашиты диаметрально противоположно четыре кольца НП-25-8 для контровки камеры с кольцами стабилизатора. В подгибку верхнего основания камеры вложен капроновый шнур-завязка ШКП-150 прочностью 150 кгс для затяжки верхнего основания камеры. В ушко карабина пропущена и прострочена зигзагообразной строчкой капроновая лента ЛТКкрП-26-600 прочностью 600 кгс для зачековки резиновой соты, смонтированной на ранце. Масса камеры ─ 0,155 кг.

Камера предназначена для укладки в нее стабилизирующего купола, строп и верхней части стабилизатора.

2. Стабилизирующий купол изготовлен из капронового полотна (арт. 56004П или 56008П) и состоит из основы и боковины. Купол имеет форму усеченного конуса с площадью большого основания 1,5 м². Для обеспечения наполняемости купола в его полюсной части нашито вытяжное устройство, состоящее из восьми карманов, материалом для которых служит крашеное каландрированное полотно (арт. 56005крПК или 56005крП). На внешнюю сторону основы купола настрочены в радиальном направлении усилительные ленты ЛТКП-15-185 прочностью 185 кгс и круговые ленты ЛТКП-13-70 прочностью 70 кгс. На куполе имеется 16 строп из капронового шнура ШКП-150 прочностью 150 кгс. Длина строп № 1,4, 5, 8, 9, 12, 13 и 16 в свободном состоянии от нижней кромки купола до петель стабилизатора ─ 520 мм, а строп № 2, 3, 6, 7, 10, 11, 14 и 15 ─ 500 мм.

На каждую боковую сторону пера нашито по ленте с кольцом для контровки с кольцами, нашитыми на камере стабилизирующего купола.

Масса стабилизирующего купола ─ 0,57 кг.

3. Соединительное звено из капроновой ленты ЛТКМкрП-27-1200 прочностью 1200 кгс в два сложения, предназначено для соединения стабилизирующего купола с ранцем на этапе стабилизированного снижения и с основным куполом на всех этапах работы.

В верхней части соединительное звено образует петлю размером 130 мм для присоединения коуша стабилизатора. На расстоянии 410 мм от верхней петли пришита петля из капроновой ленты ЛТКкрП-26-600 прочностью 600 кгс для присоединения фала гибкой шпильки прибора. Нижняя часть соединительного звена разветвляется, образуя силовые ленты, в концы которых вшиты пряжки двухконусного замка.

На силовые ленты с двух сторон нашиты перемычки из капроновой ленты ЛТК-44-1600 прочностью 1600 кгс. Между перемычками вшита капроновая лента прочностью 1200 кгс, образующая петлю для присоединения к уздечкам камеры и основного купола. Образовавшийся из лент соединительного звена треугольник с обеих сторон закрыт косынками, изготовленными из капроно─вого авизента серого цвета (арт. 56039).

Под одну из косынок соединительного звена с использованием капроновой ленты прочностью 600 кгс нашито направляющее кольцо для фала гибкой шпильки прибора. На силовых лентах около пряжек имеются стрелки для контроля правильности монтажа и постановки силовых лент на двухконусный замок. Длина соединительного звена ─ 1030 мм.

Масса соединительного звена ─ 0,275 кг.

4. Камера основного купола из капронового полотна серого цвета (арт. 56023крП), предназначенная для укладки основного купола и строп, имеет форму цилиндра высотой 635 мм и шириной (в сложенном виде) 450 мм. Продолжением нижнего основания служит специальный рукав, в подгибку которого вставлено эластичное кольцо для обеспечения упорядоченного выхода основного купола из камеры.

Поверхность камеры усилена двумя капроновыми лентами прочностью 600 кгс, которые образуют уздечку. Для удобства укладки купола на край камеры нашита косынка из капронового полотна серого цвета.

В подгибку верхнего основания для затяжки камеры

вложен капроновый шнур прочностью 150 кгс. В нижней части камеры прикреплены две пары съемных резиновых сот. На обратной стороне, на расстоянии 185 мм от нижнего основания камеры, пришит фартук, который имеет четыре окна, образованные люверсами, для пропуска съемных резиновых сот.

На камере нашиты один средний газырь, группа правых и группа левых газырей для укладки строп, три ленты распределителя сот с сотами из ранцевого шнура для удержания строп в газырях.

Для удобства укладки строп на газырях нашиты капроновые ленты прочностью 150 кгс.

Масса камеры ─ 0,44 кг.

5. Купол (Рис. 14) из капронового полотна (арт. 56009П) имеет форму двадцативосьмиугольника и предназначен для безопасного снижения и приземления парашютиста. Площадь купола равна 83 м².

Для увеличения прочности нижняя кромка купола прошита капроновыми лентами прочностью 200 кгс, а его центральная часть ─ лентами прочностью 70 кгс.

На куполе крепится 28 строп из капронового шнура прочностью 150 кгс и длиной 9000 мм.

Масса купола ─ 8,136 кг.

Рис. 13. Форма купола парашюта Д-5 серии 2 в плане.

Цифры по кругу ─ номера строп, цифры внутри круга ─ номера квадратов:

1─ полотнища купола; 2, 4 ─ усилительный каркас; 3 ─ петли для строп.

6. Подвесная система из капроновой ленты ЛТК-44-1600 прочностью 1600 кгс, предназначена для удобного размещения парашютиста и является соединительным звеном между парашютистом и куполом.

Подвесная система снабжена замком ОСК-Д и состоит из следующих основных частей: главной лямки с наспинно-плечевыми обхватами, одной пары отделяемых свободных концов, ножных обхватов.

На свободных концах подвесной системы закреплены разъемные пряжки. С обратной стороны главной лямки (справа ─ ниже замка ОСК-Д, слева ─ ниже изогнутой пряжки) пришиты с помощью капроновой ленты ЛТКкрП-43-800 прочностью 800 кгс пряжки для крепления ремней грузового контейнера. В нижней части главная лямка раздвоена, ленты сшиты встык, а на них нашита ватная накладка для удобного сидения в подвесной системе.

В середине нижней части главной лямки с внешней стороны пришита петля из капроновой ленты прочностью 800 кгс для крепления звена грузового контейнера.

По обеим сторонам от петли на расстоянии 150 ─ 165 мм с использованием капроновой ленты прочностью 600 кгс пришиты пряжки-полукольца для подтягивания нижних углов ранца к главной лямке.

Плечевые обхваты, образовавшие грудную перемычку, далее проходят через окна главной лямки и при помощи прямоугольных пряжек, вшитых в концы плечевых обхватов, образуют поясной обхват.

Нижние концы наспинно-плечевых обхватов, пропущенные между лентами главной лямки и огибающие их нескольких местах, образуют ножные обхваты.

Масса подвесной системы 2 кг.

7. Ранец из капронового авизента состоит из дна, правого и левого клапанов. Дно ранца двойное, в него вставлена рама жесткости.

Ранец предназначен для размещения в нем купола со стропами, уложенными в камеру, части свободных концов подвесной системы и страхующего прибора. На ранце имеются двухконусный замок и гибкий шланг, обтянутый хлопчатобумажной лентой ЛХХ-40-130 цвета лаки прочностью 130 кгс.

Длина шланга ─ 380 мм.

Масса ранца ─ 2 кг.

8. Вытяжное кольцо с тросом предназначено для раскрытия двухконусного замка. Оно изготовлено из стального прутка и состоит из корпуса, ограничителя, троса и проволочной петли.

Масса кольца ─ 0,1 кг. Длина троса─ 600 мм.

9. Страхующий прибор (основной) АД-ЗУ-240, ППК-У-240Б или КАП-ЗП-240Б.

Длина шланга прибора 240 мм, длина троса 397 мм, длина петли 19 мм, длина фала гибкой шпильки

Масса страхующего прибора ─ 0,95 кг.

При установке на парашют только одного прибора для раскрытия двухконусного замка прибор может быть укомплектован петлей длиной 42 мм. Серьга в этом случае не применяется.

10. Страхующий прибор (дублирующий) АД-ЗУ-240, ППК-У-240Б или КАП-ЗП-240Б.

Длина шланга ─240 мм, длина троса ─ 397 мм, длина петли─19 мм, длина фала гибкой шпильки ─ 360 мм.

Масса прибора ─ 0,95 кг.

11. Серьга, предназначенная для соединения основного и дублирующего приборов, изготовлена из стали. Толщина серьги ─ 2,5 мм. Серьга имеет два отверстия: одно предназначено для конуса затвора замка, другое ─ для петель основного и дублирующего приборов.

12. Переносная сумка прямоугольной формы, изготовлена из грузового авизента.

Габариты сумки ─ 260X740X600 мм. Масса сумки ─ 0,725 кг.

13. Паспорт предназначен для записи сведений о приеме, передаче, эксплуатации и ремонте парашюта.

Предназначен для учебно-тренировочных прыжков из транспортных самолетов с высоты до 8 000 метров при скорости летательного аппарата до 400 км/час

ПАРАШЮТ Д-5 СЕРИИ 2

Схема раскрытия парашюта Д-5 серии 2

1 ─ камера стабилизирующего купола; 2 ─ стабилизирующий купол; 3 ─ соединительное звено; 4 ─ камера основного купола; 5 ─ основной купол; 6 ─ ранец

Общий вид уложенного парашюта Д-5 серии 2

1 ─ карабин; 2 ─ лента зачековки

Тактико-технические данные парашюта Д-5 серии 2

1. При общей массе парашютиста с парашютами не более 120 кг парашют Д-5 серии 2 обеспечивает:

  • не менее 80 применений на скорости полета до 400 км/ч по прибору и высотах до 8000 м при немедленном введении стабилизирующего парашюта в действие и последующем снижении на нем в течение 3 с и более;
  • устойчивость при снижении;
  • возможность прекращения снижения на стабилизирующем куполе в любой момент путем раскрытия двухконусного замка вытяжным кольцом;
  • минимальную безопасную высоту применения из горизонтально летящего самолета на скорости полета 160 км/ч по прибору со стабилизацией 3 с ─ 200 м, при этом время снижения на полностью наполненном куполе основного парашюта ─ не менее 10 с;
  • среднюю вертикальную скорость снижения, приведенную к стандартной атмосфере и общей массе парашютиста с парашютами 120 кг, на участке 30─35 м от земли ─ не более 5 м/с;
  • быструю потерю высоты при скольжении без явлений складывания купола;
  • применение двух страхующих приборов (основного и дублирующего) с длиной шланга 240 мм;
  • быстрое гашение купола после приземления при отсоединении правого свободного конца подвесной системы посредством замка ОСК-Д;
  • применение запасных парашютов типа 3-2 или 3-5;
  • усилие, необходимое для раскрытия двухконусного замка вытяжным кольцом или прибором, ─ не более 16 кгс.

2. Габаритные размеры уложенного парашюта, мм: длина без стабилизирующего купола в камере, смонтированного на ранце, ─ 595+10;

ширина без парашютного прибора ─ 335+10; высота ─ 220+10.

3. Масса парашюта без переносной сумки и приборов не более 13,8 кг.

Тактико-технические данные частей парашюта Д-5 серии 2

1. Камера стабилизирующего купола цилиндрической формы, изготовлена из капронового авизента (арт. 56039). Длина камеры 300 мм, ширина в сложенном виде ─ 190 мм. В верхней части камеры имеется карабин, который крепится к камере капроновой лентой ЛТКкрП-26-600 прочностью 600 кгс. В нижней части камеры нашиты диаметрально противоположно четыре кольца НП-25-8 для контровки камеры с кольцами стабилизатора. В подгибку верхнего основания камеры вложен капроновый шнур-завязка ШКП-150 прочностью 150 кгс для затяжки верхнего основания камеры. В ушко карабина пропущена и прострочена зигзагообразной строчкой капроновая лента ЛТКкрП-26-600 прочностью 600 кгс для зачековки резиновой соты, смонтированной на ранце. Масса камеры ─ 0,155 кг.

Камера предназначена для укладки в нее стабилизирующего купола, строп и верхней части стабилизатора.

2. Стабилизирующий купол изготовлен из капронового полотна (арт. 56004П или 56008П) и состоит из основы и боковины. Купол имеет форму усеченного конуса с площадью большого основания 1,5 м². Для обеспечения наполняемости купола в его полюсной части нашито вытяжное устройство, состоящее из восьми карманов, материалом для которых служит крашеное каландрированное полотно (арт. 56005крПК или 56005крП). На внешнюю сторону основы купола настрочены в радиальном направлении усилительные ленты ЛТКП-15-185 прочностью 185 кгс и круговые ленты ЛТКП-13-70 прочностью 70 кгс. На куполе имеется 16 строп из капронового шнура ШКП-150 прочностью 150 кгс. Длина строп № 1,4, 5, 8, 9, 12, 13 и 16 в свободном состоянии от нижней кромки купола до петель стабилизатора ─ 520 мм, а строп № 2, 3, 6, 7, 10, 11, 14 и 15 ─ 500 мм.

На каждую боковую сторону пера нашито по ленте с кольцом для контровки с кольцами, нашитыми на камере стабилизирующего купола.

Масса стабилизирующего купола ─ 0,57 кг.

3. Соединительное звено из капроновой ленты ЛТКМкрП-27-1200 прочностью 1200 кгс в два сложения, предназначено для соединения стабилизирующего купола с ранцем на этапе стабилизированного снижения и с основным куполом на всех этапах работы.

В верхней части соединительное звено образует петлю размером 130 мм для присоединения коуша стабилизатора. На расстоянии 410 мм от верхней петли пришита петля из капроновой ленты ЛТКкрП-26-600 прочностью 600 кгс для присоединения фала гибкой шпильки прибора. Нижняя часть соединительного звена разветвляется, образуя силовые ленты, в концы которых вшиты пряжки двухконусного замка.

На силовые ленты с двух сторон нашиты перемычки из капроновой ленты ЛТК-44-1600 прочностью 1600 кгс. Между перемычками вшита капроновая лента прочностью 1200 кгс, образующая петлю для присоединения к уздечкам камеры и основного купола. Образовавшийся из лент соединительного звена треугольник с обеих сторон закрыт косынками, изготовленными из капроно─вого авизента серого цвета (арт. 56039).

Под одну из косынок соединительного звена с использованием капроновой ленты прочностью 600 кгс нашито направляющее кольцо для фала гибкой шпильки прибора. На силовых лентах около пряжек имеются стрелки для контроля правильности монтажа и постановки силовых лент на двухконусный замок. Длина соединительного звена ─ 1030 мм.

Масса соединительного звена ─ 0,275 кг.

4. Камера основного купола из капронового полотна серого цвета (арт. 56023крП), предназначенная для укладки основного купола и строп, имеет форму цилиндра высотой 635 мм и шириной (в сложенном виде) 450 мм. Продолжением нижнего основания служит специальный рукав, в подгибку которого вставлено эластичное кольцо для обеспечения упорядоченного выхода основного купола из камеры.

Поверхность камеры усилена двумя капроновыми лентами прочностью 600 кгс, которые образуют уздечку. Для удобства укладки купола на край камеры нашита косынка из капронового полотна серого цвета.

В подгибку верхнего основания для затяжки камеры

вложен капроновый шнур прочностью 150 кгс. В нижней части камеры прикреплены две пары съемных резиновых сот. На обратной стороне, на расстоянии 185 мм от нижнего основания камеры, пришит фартук, который имеет четыре окна, образованные люверсами, для пропуска съемных резиновых сот.

На камере нашиты один средний газырь, группа правых и группа левых газырей для укладки строп, три ленты распределителя сот с сотами из ранцевого шнура для удержания строп в газырях.

Для удобства укладки строп на газырях нашиты капроновые ленты прочностью 150 кгс.

Масса камеры ─ 0,44 кг.

5. Купол парашюта Д-5 серии 2 из капронового полотна (арт. 56009П) имеет форму двадцативосьмиугольника и предназначен для безопасного снижения и приземления парашютиста. Площадь купола равна 83 м².

Для увеличения прочности нижняя кромка купола прошита капроновыми лентами прочностью 200 кгс, а его центральная часть ─ лентами прочностью 70 кгс.

На куполе крепится 28 строп из капронового шнура прочностью 150 кгс и длиной 9000 мм.

Масса купола ─ 8,136 кг.

Форма купола парашюта Д-5 серии 2 в плане.

Цифры по кругу ─ номера строп, цифры внутри круга ─ номера квадратов:

1─ полотнища купола; 2, 4 ─ усилительный каркас; 3 ─ петли для строп.

6. Подвесная система из капроновой ленты ЛТК-44-1600 прочностью 1600 кгс, предназначена для удобного размещения парашютиста и является соединительным звеном между парашютистом и куполом.

Подвесная система снабжена замком ОСК-Д и состоит из следующих основных частей: главной лямки с наспинно-плечевыми обхватами, одной пары отделяемых свободных концов, ножных обхватов.

На свободных концах подвесной системы закреплены разъемные пряжки. С обратной стороны главной лямки (справа ─ ниже замка ОСК-Д, слева ─ ниже изогнутой пряжки) пришиты с помощью капроновой ленты ЛТКкрП-43-800 прочностью 800 кгс пряжки для крепления ремней грузового контейнера. В нижней части главная лямка раздвоена, ленты сшиты встык, а на них нашита ватная накладка для удобного сидения в подвесной системе.

В середине нижней части главной лямки с внешней стороны пришита петля из капроновой ленты прочностью 800 кгс для крепления звена грузового контейнера.

По обеим сторонам от петли на расстоянии 150 ─ 165 мм с использованием капроновой ленты прочностью 600 кгс пришиты пряжки-полукольца для подтягивания нижних углов ранца к главной лямке.

Плечевые обхваты, образовавшие грудную перемычку, далее проходят через окна главной лямки и при помощи прямоугольных пряжек, вшитых в концы плечевых обхватов, образуют поясной обхват.

Нижние концы наспинно-плечевых обхватов, пропущенные между лентами главной лямки и огибающие их нескольких местах, образуют ножные обхваты.

Масса подвесной системы 2 кг.

7. Ранец из капронового авизента состоит из дна, правого и левого клапанов. Дно ранца двойное, в него вставлена рама жесткости.

Ранец предназначен для размещения в нем купола со стропами, уложенными в камеру, части свободных концов подвесной системы и страхующего прибора. На ранце имеются двухконусный замок и гибкий шланг, обтянутый хлопчатобумажной лентой ЛХХ-40-130 цвета лаки прочностью 130 кгс.

Длина шланга ─ 380 мм.

Масса ранца ─ 2 кг.

8. Вытяжное кольцо с тросом предназначено для раскрытия двухконусного замка. Оно изготовлено из стального прутка и состоит из корпуса, ограничителя, троса и проволочной петли.

Масса кольца ─ 0,1 кг. Длина троса─ 600 мм.

9. Страхующий прибор (основной) АД-ЗУ-240, ППК-У-240Б или КАП-ЗП-240Б.

Длина шланга прибора 240 мм, длина троса 397 мм, длина петли 19 мм, длина фала гибкой шпильки

Масса страхующего прибора ─ 0,95 кг.

При установке на парашют только одного прибора для раскрытия двухконусного замка прибор может быть укомплектован петлей длиной 42 мм. Серьга в этом случае не применяется.

10. Страхующий прибор (дублирующий) АД-ЗУ-240, ППК-У-240Б или КАП-ЗП-240Б.

Длина шланга ─240 мм, длина троса ─ 397 мм, длина петли─19 мм, длина фала гибкой шпильки ─ 360 мм.

Масса прибора ─ 0,95 кг.

11. Серьга, предназначенная для соединения основного и дублирующего приборов , изготовлена из стали. Толщина серьги ─ 2,5 мм. Серьга имеет два отверстия: одно предназначено для конуса затвора замка, другое ─ для петель основного и дублирующего приборов.

12. Переносная сумка прямоугольной формы, изготовлена из грузового авизента.

Габариты сумки ─ 260X740X600 мм. Масса сумки ─ 0,725 кг.

13. Паспорт парашюта предназначен для записи сведений о приеме, передаче, эксплуатации и ремонте парашюта.