Что такое «семья»? Вслушайтесь в это слово! Семья — это семь «Я»! Ни один, и ни два человека составляют нормальную, полноценную семью. Настоящая семья — это семья, где есть и мама, и папа, и дети: один, два, три, а может, даже и семь, и еще больше! Только тогда каждый с гордостью может сказать: «Это — моя семья!» В семье у каждого распределены обязанности. Обычно папа зарабатывает деньги. Мама может работать, а может только заниматься домом. Дети ходят в детский садик, учатся в школе. Когда дети подрастут, они могут уезжать из семьи и жить своей жизнью, но всегда помнят о своем отчем доме, возвращаются в гости, не забывают родных и близких своих людей. Давайте нарисуем карандашом поэтапно настоящую счастливую семью: папу, маму и двоих детей.

Этап 1. На рисунке будет мама, папа, дочка и сын. Вначале нарисуем вспомогательные линии фигур папы и сына на его плечах. Рисуем круг — голова папы. Затем черточка шеи, прямоугольное тело,линии согнутых рук и немного скривленные линии ног с метками коленных сгибов. Выше фигуры отца фигура ребенка: круг — голова, туловище и поднятая линии руки.

Этап 2. Начнем прорисовку голов. Овал лица мальчика обводим вокруг круга. Поверх делаем волосы, показываем аккуратные ушки. У папы отмечаем также линии лица и прически.

Этап 3. Теперь рисуем тело мальчика. Линии шеи переходят в линии плеч и рук. Одна рука поднята вверх в приветственном жесте. На мальчике надета футболка, покажем ее вырез и рукава. Второй рукой он держит папу за шею.

Этап 4. Теперь вдоль линий-помощников рисуем руки папы. От локтей вверх плавными чертами изображаем большие руки с пальцами. Затем дорисуем ноги мальчика. Он свешивает их папе на грудь, а тот держит их пальцами рук.

Этап 5. Детализируем одежду папы. От линии шеи нарисуем воротник рубашки, потом плечевые линии и снизу саму рубашку на теле.

Этап 6. Теперь осталось в этой части картинки нарисовать брюки отца. Это вдоль вспомогательных линий в низу рисуем контуры брюк. Внизу под брючинами изобразим туфли.

Этап 7. Мы еще не показали глаза, брови, нос и рот у папы и у сына. Что и делаем в этом этапе.

Этап 8. Сейчас рядом с папой и мальчиком нарисуем вспомогательные линии фигур мамы и дочки. Это такие же круги и линии тела, а также линии рук и ног.

Этап 9. Рисуем прически у мамы и дочери. У мамы длинные волнистые линии волос, у дочки волосы забраны в хвостик.

Этап 10. Теперь покажем брови, глаза, нос и рот персонажей картинки.

Этап 12. Рисуем тело мамы в платье. Делаем это плавными штрихами. И также тело девочки, тоже в платьице.

Этап 13. Осталось дорисовать ножки мамы и дочери вдоль первичных линии. Внизу туфельки.

Беседы с психологом

Тест «РИСУНОК СЕМЬИ»
(тест «Моя семья»)

Хотите глубже заглянуть в душу ребенка и понять, чем он живет, что его беспокоит, о чем мечтает, его восприятие окружающего мира, семьи и Вас самих? С 4-5 лет Вы можете провести рисуночный тест «Моя семья». Дети воспринимают окружающий мир не как взрослые. Особые детские осмысления вызывают эмоциональные реакции, непонятные и непринимаемые взрослыми. Во внутреннем мире ребенка сплетается, казалось бы, несовместимое, случайное, создаются фантастические образы, собственные «теории».

Суть теста
Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш, ручку, стерку лучше не давать), просят: «Нарисуй свою семью». При этом не нужно напоминать, кто входит в состав семьи, пусть рисует так, как он представляет. Если ребенок спросит, кого рисовать, предоставьте ему полную свободу, пусть рисует хоть зверюшек, все равно рисунок будет достаточно информативным… После окончания рисования задайте наводящие вопросы: кто где нарисован, что делают члены семьи, кто в каком настроении и т.д.

Прежде, чем приступать к рисованию

  • Отследите обычное настроение ребенка. Не следует давать это задание после семейных конфликтов, ссор, встрясок. Иначе Вы получите ситуативный рисунок, соответствующий настроению ребенка в данный момент.
  • Не стойте над ребенком в момент выполнения задания, но незаметно отслеживайте порядок изображения персонажей и предметов.
  • Не поправляйте ребенка во время рисования («ты забыл нарисовать папу», «нарисуй ушки, ручки, т.д.»)
  • Не обсуждайте полученные результаты при ребенке – этот тест для Вас, для Ваших раздумий.
  • Чтобы получить более точную информацию, проведите тест 3-4 раза с промежутком в несколько дней и выявите часто повторяющиеся детали в рисунке.
  • При «объяснении» рисунка большое значение имеет положительный настрой «интерпретатора», необходимо подключить свое воображение и интуицию.
Интерпретация

В рисунке ничего случайного быть не может. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания. Вот несколько примеров творений детей.

Рисунок 1.
На этом рисунке ребенок очень тонко уловил особенности распределения семейных ролей. Мама – глава семьи, у нее все большое – глаза, нос, а особенно рот. Правда, глаза у мамы грустные, да и сердце цветочком прикрыто, рук нет, ничего изменить она не может. Папа по размерам (в восприятии ребенка) намного меньше мамы. По сторонам от мамы выписаны 12-летний брат с дыбом стоящими волосами и аккуратненький, но застегнутый на все пуговки сам 6-летний художник такого же роста. Маму любит слушать только папа, у него для этого даже ушки есть, а вот у детей стойкое нежелание слышать родителей.

Рисунок 2.
На этом рисунке тоже семья. Огромный дом с большим количеством пустых, необитаемых окон. На чердаке за решеткой живет сам художник. «Мама с папой на работе, я гуляю...» Постарайтесь рассмотреть автора рисунка внизу, рядом с машиной. Не правда ли, удивительно маленьким, ничтожным, одиноким чувствует себя малыш? Цветовая гамма тоже грустная: преобладает серый цвет и немного зеленого на машине (это папа иногда его катает). А огромные «руки» – антенны на крыше напоминают стоящих над ребенком родителей, которые подавляют чувства, запирающих его за решетку одиночества и тревоги. Видя такой рисунок, сразу понимаешь, что ребенку плохо, ему необходима помощь.

Рисунок 3.
А здесь все здорово! Семья в сборе, улыбки на лицах, все протягивают руки друг к другу, поддерживая и помогая. Ребенок любит всех и себя в том числе, много мелких деталей, яркие цвета. От рисунка веет радостью и свободой.

ПРАВИЛА ИНТЕРПРЕТАЦИИ
1. После окончания рисования расспросите ребенка, «кто есть кто», кто чем занимается.
Оговорки типа «а брата я забыл нарисовать» или «сестра не поместилась» не имеют значения. Если кто-то из семьи на рисунке отсутствует, то это может означать:

  • Наличие негативных бессознательных чувств к этому человеку. Например, сильная ревность к младшему брату; ребенок как бы рассуждает: «Я должен любить брата, а он меня раздражает, это плохо. Поэтому вообще ничего не нарисую».
  • Полное отсутствие эмоционального контакта с «забытым» на рисунке человеком. Этого человека как бы просто нет в эмоциональном мире ребенка.
  • Трудности в отношениях с близкими: « Меня здесь не замечают», «Я чувствую себя отвергнутым», «Мне трудно найти свое место в семье»
  • Ребенок «отторгается» от семьи: «Меня не принимают, ну и не надо, и без них неплохо»

    3. На рисунке – вымышленный член семьи. Ребенок пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье. Дети часто рисуют птиц, животных, которые на самом деле не живут в доме, это означает, что ребенок жаждет быть кому-то нужным и необходимым, значит родители не удовлетворяют потребность в любви, нежности, ласке.

    4. Размер изображенных персонажей
    показывает их значимость для ребенка (см. рисунок 4).
    Чем авторитетнее в глазах ребенка изображенный человек, тем он крупнее. Часто у маленьких детей не хватает листа, чтобы разместить всю фигуру.

    5. Размер ребенка на листе.
    Если ребенок рисует себя очень маленьким, расположенным в уголочке листа, у него низкая самооценка на данный момент, или он считает себя самым маленьким в семье. Дети с завышенной самооценкой рисуют себя очень большими, даже крупнее родителей (см. рисунок 5).

    6. Место расположения ребенка на рисунке
    отображает его положение в семье. Когда он в центре, между мамой и папой, или рисует себя первым, то это значит, что он ощущает себя нужным и необходимым в доме. Если ребенок изобразил себя отдельно от остальных, или нарисовал себя последним это признак ревности, неблагополучия.

    7. Расстояние между изображенными
    свидетельствуют об эмоциональной близости или, наоборот, разобщенности. Чем дальше фигуры расположены друг от друга, тем больше их эмоциональная разобщенность. На некоторых рисунках дети подчеркивают ощущаемую ими разобщенность включением в свободное пространство между членами семьи различных предметов (мебель, вазы, ...), чужих, выдуманных людей. При эмоциональной близости родственники нарисованы почти вплотную друг к другу, они соприкасаются руками. Чем ближе ребенок изображает себя к какому-либо члену семьи, тем выше его степень привязанности к этому человеку и наоборот.

    8. Последовательность изображения членов семьи. Обычно первым ребенок рисует либо себя, либо самого любимого члена семьи, либо самого значимого, авторитетного, по мнению малыша, человека в семье. Обычно самый последний нарисованный родственник имеет самый низкий авторитет (это может быть и сам ребенок).

    9. Расположение фигур на листе.
    Внимательно рассмотрите, кто на рисунке расположен выше, кто ниже. Наиболее высоко расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей значимостью в семье (даже если он небольшой по размеру). Например, если на листе выше всех изображен телевизор или шестимесячная сестра, то, значит, в сознании ребенка именно они «управляют» остальными членами семьи (см. рисунок 6).

    10. Персонаж или предмет, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность. Изображается с усиленным нажимом карандаша, или сильно заштрихован, его контур обведен несколько раз, но бывает, что ребенок рисует такой персонаж еле заметной, «дрожащей» линией.

    11. Части тела.

    12. Цветовая гамма рисунка – индикатор палитры чувств. Самыми любимыми цветами ребенок рисует самых близких членов семьи, себя, нелюбимые, мрачные цвета достаются отвергаемым ребенком людям. Обратите внимание на общую цветовую палитру: преобладание ярких цветов говорит о хорошем настроении, мрачные же цвета указывают на тревожность, подавленность (если, конечно, черный цвет не является любимым для малыша). Мамы обычно изображаются в красивых платьях, с заколками в прическах, со множеством мелких деталей, цвет волос может быть самым необычным, тщательно прорисовываются детали, так ребенок показывает свою любовь. Себя дети с адекватной самооценкой тоже тщательно прорисовывают, нарядно одевают. Любимые папы тоже очень нарядные, как и все близкие и любимые ребенком родственники.

    13. Ребенок рисует только себя, «забыв» нарисовать всех остальных, то это чаще говорит о том, что он не ощущает себя членом семьи. Ребенка в семье отвергают, неблагополучие и эмоциональные проблемы давят на него. Фигура может быть маленькой, «спрятанной» в угу листа, темной, со смазанным лицом. Но бывает, что ребенок с завышенной самооценкой рисует одного себя , чтобы подчеркнуть свою значимость. Он тщательно прорисовывает детали одежды, лицо; фигура очень большая, яркая.

    13.Солнце на рисунке – символ защиты и тепла. Люди и предметы, которые находятся между ребенком и солнцем – то, что мешает ощущать себя защищенным, пользоваться энергией и теплом (см. рисунок 12).

    14. Обилие мелких деталей, закрытые детали (шарфы, пуговицы) сигнализируют о запретах, тайнах, до которых ребенок не допускается.

  • Ваш ребенок может помочь не только найти, но и обезвредить болевые точки семейных отношений с помощью обычного рисунка

    Попросите ребенка нарисовать семью. Пока он будет рисовать, не вмешивайтесь в сам процесс, но следите за очередностью появления домочадцев на бумаге. Когда рисунок будет готов, поинтересуйтесь у малыша, как зовут всех персонажей его картины и приступайте к анализу.

    По очередности

    Последовательность появления членов семьи указывает на отношение к ним юного художника. Обычно первым дети рисуют самого любимого или самого значительного члена семьи. Если он забыл нарисовать кого-то - это значит, что с этим человеком у ребенка натянутые отношения. Себя ребенок часто изображает в самом центре - значит он уверен в том, что родители любят его. И наоборот, он чувствует себя брошенным и одиноким, если не нарисовал себя вовсе.

    По составу

    Если на рисунке в виде групповой фотографии отсутствует один из членов семьи, спросите у ребенка, почему он его забыл. Такой неполный портрет - серьезный повод задуматься.

    По расстоянию

    Когда в доме мир и покой, все персонажи изображены почти вплотную друг к другу. Чем ближе малыш рисует себя к кому-то из родителей, тем сильней его привязанность к этому человеку. Любой предмет, нарисованный между людьми, символизирует барьер в отношениях между этими членами семьи.

    По цвету

    Все, что любимо Вашим чадом, он раскрасит теплыми тонами. Особую привязанность выразит сочным, ярким цветом. Если чью-то одежду малыш раскрасил синей краской, значит, рядом с этим человеком ему комфортно. Если зеленым - значит этот человек уважаем и значим для ребенка. Желтый будет означать импульсивность и руководство к действию, красный - агрессию, черный цвет сигнализирует об эмоциональном неприятии кого-то из родственников.

    По частям тела

    Тщательно прорисованные черты лица означают любовь и значимость родителя для ребенка. Если автор рисунка выделил свое лицо - это признак самолюбования или повышенного внимания к своей внешности, но до 4 лет такой рисунок можно считать нормой. Если маленький художник изобразил рот кого-то из родителя слишком большим, то возможно этот человек делает ребенку много замечаний.

    Если рта нет или он очень мал - персонаж в жизни скрывает свои чувства. Нарисованные зубы говорят об агрессии. Персонажи с большими глазами испытывают страх, а с маленькими - что-то скрывают. Длинные руки, как и полное их отсутствие, означают, что этот человек очень властный и психологически давит на ребенка. Короткие руки выдают внутреннюю слабость. А если ребенок нарисовал себя с поднятыми вверх руками, он желает самоутвердиться в семье, ему не хватает внимания.

    Ваш ребенок может помочь не только найти, но и обезвредить болевые точки семейных отношений

    Если Вы запуталась в толковании шедевра своего ребенка, то просто переверните лист бумаги и пройдите с ним тест на тему «Семья, которую я хочу». Попросите малыша нарисовать семью его мечты, и Вы увидите, чего не хватает каждому из вас, чтобы быть счастливым и дарить любовь близким.

    Анастасия Герасимова

    В нашем детском саду проводятся всевозможные выставки детских рисунков , поделок,фотовыставки . Воспитанники всех возрастных групп принимают в них самое активное участие.

    Ответственными за проведение выставки рисунков "Я и моя семья " довелось быть нам с напарницей Чужайкиной Е. Ю.

    В группах воспитатели объявили о том, что нужно нарисовать рисунок своей семьи . В назначенный день было собрано много работ. Активное участие в выставке приняли дети и родители старшей и подготовительной группы. Не остались в стороне и наши воспитанники (1(2) младшая группа).

    Семья Гориновых 1 (2) мл. группа


    Семья Князевых 1 (2) мл. группа


    Семья Шикиных старшая группа


    Семья Логвиных старшая группа


    Семья Барашкиных подготовит. группа


    Семья Герасимовых подготвит. группа


    И много других хороших и интересных работ.

    Публикации по теме:

    Здравствуйте, гости моей странички. Хочу вам показать какие мы научились делать красивые гвоздики. Полоски гофрированной бумаги складываем.

    Кто же лучше всех на свете? Мамочка моя! Милая, родная Я люблю тебя! Нарисую ей подарок, И на праздник подарю. Милая, родная Я тебя люблю.

    Летнее мероприятие. Выставка детских рисунков "Мы любим лето".В июне этого года мы решили устроить выставку детских рисунков на улице..

    Наступила осень. Чарующее время года. Яркие красоты природы. Особенно прекрасен период золотой осени,когда особенно хочется подчеркнуть утонченность.

    "Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. " А. С. Пушкин 9 мая вся наша огромная.

    Осенняя пора. Осенняя пора удивительное время года. Деревья одеваются в свои разноцветные наряды. Заходишь в лес, и тебе открывается разнообразная.

    Положение о выставке рисунков «Если хочешь быть здоров» Положение о выставке детских рисунков «Если хочешь быть здоров» 1. Общее положения. Выставка проводится в соответствии с годовым планом по.

    Галина Юркина

    Галина Юркина, воспитатель МБДОУ детский сад "Ромашка"

    "Очень люблю, когда все собираются.

    Белою скатертью стол накрывается.

    Бабушка с мамою, папа и я.

    Мы называемся вместе - семья . " (О. Высотская)

    Семья для ребёнка - это его дом, близкие люди, которые его любят и о нём заботятся. С давних пор о семье и доме всегда говорили с любовью и уважением. Из далёких времён до нас дошли пословицы и поговорки о семье : "Когда семья вместе , и сердце на месте"; "На свете всё найдёшь, кроме отца и матери"; "Каково в дому, таково и самому" и др.

    С малых лет ребёнку прививают любовь к близким людям и семье , а детский сад в том помощник .


    Недавно провели конкурс рисунков среди детей старшего дошкольного возраста на тему "Моя семья ". Вот несколько из них.

    Детям и родителям очень понравились рисунки . Столько было впечатлений и восторженных отзывов. Теперь будем проводить такой конкурс каждый год , ведь он способствует развитию творческих способностей, воображения, фантазии, создаёт радостное позитивное настроение. А, главное, способствует воспитанию любви к семье и близким людям .