Благодаря нескольким документальным фильмам и художественному сериалу этот человек обрел мученический титул, а история его любви к Анне Тимиревой, похоже, готова встать в один ряд с классическими средневековыми историями типа Луиза и Абеляр или Данте и Беатриче. Вот только если приглядеться повнимательнее к биографии этого человека, понимаешь: советская историография во многом была права – особенно, что касается сотрудничества Колчака с Антантой. Он был замечательным мореплавателем, глубоким исследователем, но оказался плохим и недальновидным политиком.

Биография и деятельность Александра Колчака (1874-1920)

Место рождения Колчака – село Александровское Санкт-Петербургского уезда. Он окончил шестую Петербургскую классическую гимназию. Продолжил обучение в Морском кадетском корпусе. В сентябре 1894 года его производят в мичманы. В 1895 – 1899 состоялось его первое заграничное плавание. В 1898 году Александра производят в лейтенанты. Он плавает на броненосце «Петропавловск», принимает участие в Русской полярной экспедиции под руководством Э. В. Толля (1900-1902 гг.). Служит в Порт-Артуре. Попадает в японский плен, из которого возвращается только через полгода.

В 1906 году был прикомандирован к Академии наук, где занимался обработкой тех материалов, что удалось собрать за время Русской полярной экспедиции. Затем Колчака прикомандировывают к Морскому генеральному штабу. Он заведует отделением русской статистики, получает новые звания - капитан-лейтенанта и капитана 2 – го ранга. Командует строительством ледокольного транспорта «Вайгач». Совершает на нем плавание из Петербурга через южные моря в Арктику и обратно во Владивосток. Пишет и издает книгу «Лёд Карского и Сибирского морей».

С конца 1911 года Колчак в Петербурге, возвращается на службу в Морской генеральный штаб. С 1912 года местом его службы становится Балтийский флот, он вступает в должность командира эскадренного миноносца «Уссуриец». В начале 1915 года происходит его судьбоносное знакомство с А. В. Тимирёвой. В 1916 году Александра Васильевича производят в контр-адмиралы, затем в вице-адмиралы. Отныне под его началом находится весь Черноморский флот.

Февральскую революцию и развал армии он не принял, уехав в США. В 1918 году возвращается в Россию через Дальний Восток, приезжает в Омск. Там, в результате отстранения от власти т.н. Директории, он избирается Верховным правителем России. Генерал Деникин приказом по армии объявляет свои полномочия исчерпанными и передает их Колчаку. Ранней весной 1919 года начинается массированное наступление белых войск, взяты Уфа, Пермь и Чистополь. Однако наступление захлебывается.

Широкое партизанское движение, развернувшееся в Сибири и на Урале, серьезно осложняет положение колчаковцев. Местное население бойкотирует власть белых. Не способствует популярности и развернутый белый террор. Союзники отказывают в финансовой помощи. Последним ударом становится предательство белочехов. В январе 1920 года бронепоезд Колчака блокирован на станции Нижнеудинск. Адмирал арестован и передан т.н. Политцентру, а затем – большевистскому ревкому, который после серии допросов принимает решение о расстреле адмирала. В начале февраля 1920 года приговор был приведен в исполнение. Могилы Колчака не существует – его останки поглотила река Иртыш. Армия генерала Каппеля не смогла прийти на выручку – в том числе по причине смерти самого Каппеля от гангрены ног.

  • Анна Васильевна Тимирева, последняя любовь Колчака, пережила его более чем на 50 лет, пройдя через длительное тюремное заключение, ссылку и поражение в правах. Лишь незадолго до смерти она рассекретила тайну всей своей жизни.
  • Жена и сын Колчака были им заблаговременно отправлены в США, где и вынуждены были проживать до конца дней.

Российский политический деятель, вице-адмирал Российского Императорского флота (1916) и адмирал Сибирской Флотилии (1918). Полярный исследователь и учёный-океанограф, участник экспедиций 1900-1903 годов (награждён Императорским Русским географическим обществом Большой Константиновской медалью). Участник Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн. Вождь и руководитель Белого движения на Востоке России. Верховный Правитель России (1918-1920 гг.), был признан на этом посту руководством всех белых регионов, «де юре» - Королевством сербов, хорватов и словенцев, «де факто» - государствами Антанты.


Первым широко известным представителем рода Колчаков был крымскотатарский военачальник Илиас Колчак-паша, комендант крепости Хотин, взятый в плен фельдмаршалом Х. А. Минихом. После окончания войны Колчак-паша поселился в Польше, а в 1794 году его потомки переселились в Россию.

Александр Васильевич родился в семье представителя этого рода Василия Ивановича Колчака (1837-1913) - штабс-капитана морской артиллерии, впоследствии генерал-майора по Адмиралтейству. Свой первый офицерский чин В. И. Колчак выслужил тяжёлым ранением при обороне Севастополя во время Крымской войны 1853-1856 годов: он оказался одним из семерых выживших защитников Каменной башни на Малаховом Кургане, которых французы после штурма нашли среди трупов. После войны он закончил Горный институт в Петербурге и вплоть до отставки служил приёмщиком Морского министерства на Обуховском заводе, имея репутацию человека прямого и крайне щепетильного.

Сам Александр Васильевич родился 4 ноября 1874 в селе Александровское под Петербургом. Документ о рождении их сына-первенца свидетельствует:

«…в метрической 1874 года книге Троицкой церкви с.Александровского Санкт-Петербургского уезда под № 50 показано: Морской артиллерии у штабс-капитана Василия Иванова Колчак и законной жены его Ольги Ильиной, обоих православных и первобрачных, сын Александр родился 4 ноября, а крещен 15 декабря 1874 года. Воспреемниками его были: штабс-капитан морской Александр Иванов Колчак и вдова коллежского секретаря Дарья Филипповна Иванова»[источник не указан 35 дней].

Учёба

Начальное образование будущий адмирал получил дома, а затем обучался в 6-й Петербургской классической гимназии.

В 1894 г. Александр Васильевич Колчак закончил Морской кадетский корпус, а 6 августа 1894 года был назначен на крейсер 1-го ранга „Рюрик“ в качестве помощника вахтенного начальника и 15 ноября 1894 года был произведен в чин мичмана. На этом крейсере он отбыл на Дальний Восток. В конце 1896 года Колчак был назначен на крейсер 2-го ранга „Крейсер“ на должность вахтенного начальника. На этом корабле он на протяжении нескольких лет ходил в походы по Тихому океану, в 1899 году вернулся в Кронштадт. 6 декабря 1898 года он был произведен в лейтенанты. В походах Колчак не только выполнял свои служебные обязанности, но и активно занимался самообразованием. Также он увлёкся океанографией и гидрологией. В 1899 году он опубликовал статью «Наблюдения над поверхностными температурами и удельными весами морской воды, произведённые на крейсерах „Рюрик“ и „Крейсер“ с мая 1897 года по март 1898 года».

Экспедиция Толля

По прибытии в Кронштадт Колчак отправился к вице-адмиралу С. О. Макарову, готовившемуся к плаванью на ледоколе «Ермак» по Северному Ледовитому океану. Александр Васильевич обратился с просьбой принять его в состав экспедиции, однако получил отказ «по служебным обстоятельствам». После этого, некоторое время входя в личный состав судна «Князь Пожарский», Колчак в сентябре 1899 года перешёл на эскадренный броненосец «Петропавловск» и на нём отправился на Дальний Восток. Однако во время стоянки в греческом порту Пирей он получил приглашение из Академии наук от барона Э. В. Толля принять участие в упомянутой экспедиции. Из Греции через Одессу в январе 1900 года Колчак прибыл в Петербург. Начальник экспедиции предложил Александру Васильевичу руководить гидрологическими работами, а кроме того быть вторым магнитологом. Всю зиму и весну 1900 года Колчак готовился к экспедиции.

21 июля 1901 года экспедиция на шхуне «Заря» двинулась по Балтийскому, Северному и Норвежскому морям к берегам Таймырского полуострова, где предстояла первая зимовка. В октябре 1900 года Колчак участвовал в поездке Толля к фьорду Гафнера, а в апреле-мае 1901 года они вдвоем путешествовали по Таймыру. На протяжении всей экспедиции будущий адмирал вёл активную научную работу. В 1901 году Э. В. Толль увековечил имя А. В. Колчака, назвав его именем открытый экспедицией остров в Карском море и мыс. По итогам экспедиции в 1906 году был избран действительным членом Императорского Русского географического общества.

Весной 1902 года Толль принял решение направиться пешком к северу от Новосибирских островов вместе с магнитологом Ф. Г. Зебергом и двумя каюрами. Остальным же членам экспедиции из-за недостатка запаса продуктов предстояло пройти от острова Беннетта на юг, на материк, а в дальнейшем вернуться в Петербург. Колчак со своими спутниками вышли к устью Лены и через Якутск и Иркутск прибыли в столицу.

По прибытии в Санкт-Петербург Александр Васильевич доложил Академии о проделанной работе, а также сообщил о предприятии барона Толля, от которого ни к тому времени, ни позднее никаких вестей не поступило. В январе 1903 года было принято решение организовать экспедицию, целью которой являлось выяснение судьбы экспедиции Толля. Экспедиция проходила с 5 мая по 7 декабря 1903 года. В её составе было 17 человек на 12 нартах, запряжённых 160 собаками. Путь до острова Беннета занял три месяца, и был крайне тяжёлым. 4 августа 1903 года, достигнув острова Беннета, экспедиция обнаружила следы пребывания Толля и его спутников: были найдены документы экспедиции, коллекции, геодезические инструменты и дневник. Выяснилось, что Толль прибыл на остров летом 1902 г., и направился на юг, имея запас провизии лишь на 2-3 недели. Стало ясно, что экспедиция Толля погибла.

Супруга (Софья Фёдоровна Колчак)

Софья Фёдоровна Колчак (1876-1956) - жена Колчака Александра Васильевича. Софья Фёдоровна родилась в 1876 году в Каменец-Подольске Подольской губернии Российской империи (ныне Хмельницкой области Украины).

Родители Колчака

Отец - действительный тайный советник В.И.Колчак. Мать Ольга Ильинична Колчак, урождённая Каменская, была дочерью генерал-майора, директора Лесного института Ф. А. Каменского, сестрой скульптора Ф. Ф. Каменского. Среди дальних предков были барон Миних (брат фельдмаршала, елизаветинский вельможа) и генерал-аншеф М. В. Берг (разбивший Фридриха Великого в Семилетнюю войну).

Воспитание

Потомственная дворянка Подольской губернии, Софья Фёдоровна воспитывалась в Смольном институте и была очень образованной девушкой (знала семь языков, французский и немецкий знала в совершенстве). Была красивой, волевой и независимой по характеру.

Замужество

По договорённости с Александром Васильевичем Колчаком они должны были пожениться после его первой экспедиции. В честь Софьи (на тот момент невесты) был назван небольшой островок в архипелаге Литке и мыс на острове Беннета. Ожидание растянулось на несколько лет. Они обвенчались 5 марта 1904 года в Свято-Харлампиевском храме в Иркутске.

Дети

Софья Фёдоровна родила от Колчака троих детей:

первая девочка (ок. 1905 г.) не прожила и месяца;

дочь Маргарита (1912-1914) простудилась во время бегства от немцев из Либавы и скончалась.

Эмиграция

Во время Гражданской войны Софья Фёдоровна ждала мужа до последнего в Севастополе. В 1919 году ей удалось оттуда эмигрировать: британские союзники снабдили её деньгами и предоставили возможность выехать на корабле из Севастополя в Констанцу. Далее она перебралась в Бухарест, а затем уехала в Париж. Ростислава привезли туда же.

Несмотря на тяжелое материальное положение, Софья Фёдоровна сумела дать сыну неплохое образование. Ростислав Александрович Колчак закончил в Париже Высшую школу дипломатических и коммерческих наук, служил в алжирском банке. Женился на Екатерине Развозовой - дочери адмирала А. В. Развозова, убитого большевиками в Петрограде.

Софья Фёдоровна пережила немецкую оккупацию Парижа и плен сына - офицера французской армии.

Кончина

Софья Фёдоровна умерла в госпитале Люнжюмо в Италии в 1956 году. Похоронена на главном кладбище русского зарубежья - Сен-Женевьев де Буа.

Русско-японская война

В декабре 1903 года 29-летний лейтенант Колчак, измученный полярной экспедицией, отправился в обратный путь в Петербург, где собирался обвенчаться со своей невестой Софьей Омировой. Неподалеку от Иркутска его застало известие о начале Русско-японской войны. Он вызвал отца и невесту телеграммой в Сибирь и сразу после венчания отбыл в Порт-Артур.

Командующий Тихоокеанской эскадрой адмирал С. О. Макаров предложил ему служить на броненосце «Петропавловск», с января по апрель 1904 года являвшемся флагманом эскадры. Колчак отказался и попросил назначения на быстроходный крейсер «Аскольд», что вскоре спасло ему жизнь. Через несколько дней «Петропавловск» подорвался на мине и стремительно затонул, унеся на дно более 600 матросов и офицеров, в том числе самого Макарова и знаменитого художника-баталиста В. В. Верещагина. Вскоре после этого Колчак добился перевода на миноносец «Сердитый». Командовал эсминцем. К концу осады Порт-Артура ему пришлось командовать береговой артиллерийской батареей, так как тяжелейший ревматизм - следствие двух полярных экспедиций - заставил его покинуть боевой корабль. За этим последовало ранение, сдача Порт-Артура и японский плен, в котором Колчак провёл 4 месяца. По возвращении был награждён Георгиевским оружием - Золотой саблей с надписью «За храбрость».

Возрождение Русского флота

Освободившись из плена, Колчак получил чин капитана второго ранга. Главной задачей группы морских офицеров и адмиралов, в которую вошёл и Колчак, стала разработка планов дальнейшего развития российского военно-морского флота.

В 1906 году был создан Морской Генеральный штаб (в том числе и по инициативе Колчака), взявший на себя непосредственную боевую подготовку флота. Александр Васильевич был начальником его отдела, занимался разработками по реорганизации военно-морского флота, выступал в Государственной Думе в качестве эксперта по военно-морским вопросам. Затем была составлена судостроительная программа. Для получения дополнительных ассигнований офицеры и адмиралы активно лоббировали свою программу в Думе. Строительство новых судов продвигалось медленно - 6 (из 8) линкоров, около 10 крейсеров и несколько десятков эсминцев и подводных лодок вступили в строй только в 1915-1916 гг., в разгар Первой мировой войны, а некоторые из заложенных в то время кораблей достраивали уже в 1930-е годы.

Учитывая значительный численный перевес потенциального противника, Морской генштаб разработал новый план защиты Петербурга и Финского залива - при угрозе нападения все корабли Балтийского флота по условленному сигналу должны были выйти в море и выставить в устье Финского залива 8 линий минных заграждений, прикрывавшихся береговыми батареями.

Капитан Колчак принимал участие в проектировании специальных ледокольных судов «Таймыр» и «Вайгач», спущенных на воду 1909 г. Весной 1910 г. эти суда прибыли во Владивосток, затем отправились в картографическую экспедицию к Берингову проливу и мысу Дежнёва, вернувшись к осени обратно во Владивосток. Колчак в этой экспедиции командовал ледоколом «Вайгач». В 1908 году перешёл на работу в Морскую академию. В 1909 Колчак опубликовал своё наиболее крупное исследование - монографию, обобщавшую его гляциологические исследования в Арктике, - «Лёд Карского и Сибирского морей» (Записки Императорской академии наук. Сер. 8. Физ.-мат. отд-ние. СПб., 1909. Т.26, № 1.).

Участвовал в разработке проекта экспедиции с целью изучения Северного морского пути. В 1909-1910 гг. экспедиция, в составе которой Колчак командовал кораблём, совершила переход из Балтийского моря во Владивосток, а затем и плавание по направлению к мысу Дежнева.

С 1910 г. в Морском Генштабе занимался разработкой судостроительной программы России.

В 1912 Колчак переходит служить на Балтийский флот на должность флаг-капитана по оперативной части штаба командующего флотом. В декабре 1913 года был произведён в капитаны 1-го ранга.

Первая мировая война

Для защиты столицы от возможного нападения германского флота Минная дивизия по личному приказу адмирала Эссена в ночь на 18 июля 1914 выставила минные заграждения в водах Финского залива, не дожидаясь разрешения морского министра и Николая II.

Осенью 1914 г. при личном участии Колчака была разработана операция по минной блокаде немецких военно-морских баз. В 1914-1915 гг. эсминцы и крейсеры, в том числе и под командованием Колчака, выставили мины у Киля, Данцига (Гданьска), Пиллау (современный Балтийск), Виндавы и даже у острова Борнхольм. В результате на этих минных полях подорвалось 4 германских крейсера (2 из них затонули - «Фридрих Карл» и «Бремен» (по другим данным, потоплен ПЛ Е-9), 8 эсминцев и 11 транспортов.

При этом попытка перехвата немецкого конвоя, перевозившего руду из Швеции, в которой Колчак принимал непосредственное участие, закончилась неудачей.

Кроме успешной постановки мин, организовывал нападения на караваны германских торговых судов. С сентября 1915 года командовал минной дивизией, затем морскими силами в Рижском заливе.

В апреле 1916 года был произведён в контр-адмиралы.

В июле 1916 года приказом российского Императора Николая II Александр Васильевич был произведён в вице-адмиралы и назначен командующим Черноморским флотом.

После присяги временному правительству

После Февральской революции 1917 Колчак первым на Черноморском флоте присягнул на верность Временному правительству. Весной 1917 года Ставка начала подготовку десантной операции для захвата Константинополя, но из-за разложения армии и флота эту мысль пришлось оставить (во многом - в связи с активной большевистской агитацией). Удостоился благодарности от военного министра Гучкова за быстрые разумные свои действия, коими он способствовал сохранению порядка на Черноморском флоте.

Однако из-за пораженческой пропаганды и агитации, проникавших после Февраля 1917 г. в армию и флот под видом и прикрытием свободы слова, и армия, и флот стали двигаться к своему развалу. 25 апреля 1917 года Александр Васильевич выступил на собрании офицеров с докладом «Положение нашей вооружённой силы и взаимоотношения с союзниками». Кроме прочего Колчак отмечал: Мы стоим перед распадом и уничтожением нашей вооружённой силы, [ибо] старые формы дисциплины рухнули, а новые создать не удалось.

Колчак требовал прекратить доморощенные реформы, основанные на «самомнении невежества», и принять формы дисциплины и организации внутренней жизни, уже принятые у союзников. 29 апреля 1917 года с санкции Колчака из Севастополя выехала делегация в составе около 300 матросов и севастопольских рабочих с целью повлиять на Балтийский флот и армии фронта, «чтобы вели войну активно при полном напряжении сил».

В июне 1917 года Севастопольский совет постановил разоружить офицеров, заподозренных в контрреволюции, в том числе, отобрать и у Колчака его Георгиевское оружие - вручённую ему за Порт-Артур золотую саблю. Адмирал предпочёл выбросить клинок за борт со словами: «Газеты не хотят, чтобы у нас было оружие, так пусть идёт в море». В тот же день Александр Васильевич сдал дела контр-адмиралу В. К. Лукину. Через три недели водолазы подняли саблю со дна и вручили Колчаку, выгравировав на лезвии надпись: «Рыцарю чести адмиралу Колчаку от Союза офицеров армии и флота». В это время Колчак, наравне с Генерального штаба генералом от инфантерии Л. Г. Корниловым, рассматривался как потенциальный кандидат в военные диктаторы. Именно по этой причине в августе А. Ф. Керенский вызвал адмирала в Петроград, где принудил его подать в отставку, после чего он по приглашению командования американского флота направился в США для консультирования американских специалистов об опыте использования русскими моряками минного оружия на Балтийском и Чёрном морях в Первую мировую войну.

В Сан-Франциско Колчаку предложили остаться в США, обещав ему кафедру минного дела в лучшем военно-морском колледже и богатую жизнь в коттедже на берегу океана. Колчак ответил отказом и отправился назад в Россию.

Поражение и смерть

4 января 1920 в Нижнеудинске адмирал А. В. Колчак подписал свой последний Указ, в котором объявил о намерении передать полномочия «Верховной Всероссийской Власти» А. И. Деникину. Впредь до получения указаний от А. И. Деникина «вся полнота военной и гражданской власти на всей территории Российской Восточной Окраины» предоставлялась генерал-лейтенанту Г. М. Семёнову.

5 января 1920 в Иркутске произошёл переворот, город был захвачен эсеро-меньшевистским Политическим центром. 15 января А. В. Колчак, выехавший из Нижнеудинска в чехословацком эшелоне, в вагоне под флагами Великобритании, Франции, США, Японии и Чехословакии, прибыл к пригородам Иркутска. Чехословацкое командование по требованию эсеровского Политцентра, с санкции французского генерала Жанена, передало Колчака его представителям. 21 января Политцентр передал власть в Иркутске большевистскому ревкому. С 21 января по 6 февраля 1920 велись допросы Колчака Чрезвычайной следственной комиссией.

В ночь с 6 на 7 февраля 1920 адмирал А. В. Колчак и председатель Совета министров Российского правительства В. Н. Пепеляев были расстреляны на берегу реки Ушаковка, по постановлению Иркутского военно-революционного комитета. Постановление Иркутского военно-революционного комитета о расстреле Верховного Правителя адмирала Колчака и председателя Совета Министров Пепеляева было подписано Ширямовым, председателем комитета и его членами А. Своскаревым, М. Левенсоном и Отрадным.

По официальной версии, сделано это было из опасения, что прорывающиеся к Иркутску части генерала Каппеля имеют цель освободить Колчака. Согласно наиболее распространённой версии казнь произошла на берегу реки Ушаковки близ Знаменского женского монастыря. По легенде, сидя на льду в ожидании расстрела, адмирал пел романс «Гори, гори, моя звезда…». Есть версия, что Колчак сам командовал своим расстрелом. После расстрела тела убитых были сброшены в прорубь.

Могила Колчака

Недавно в Иркутской области были обнаружены неизвестные ранее документы, касающиеся расстрела и последующего захоронения адмирала Колчака. Документы с грифом «секретно» были найдены в ходе работы над спектаклем Иркутского городского театра «Звезда адмирала» по пьесе бывшего работника органов госбезопасности Сергея Остроумова. Согласно найденным документам, весной 1920 года неподалёку от станции Иннокентьевская (на берегу Ангары в 20 км ниже Иркутска) местные жители обнаружили труп в адмиральской форме, вынесенный течением на берег Ангары. Прибывшие представители следственных органов произвели дознание и идентифицировали тело расстрелянного адмирала Колчака. Впоследствии следователи и местные жители тайно похоронили адмирала по христианскому обычаю. Следователями была составлена карта, на которой могила Колчака была обозначена крестиком. В настоящее время все найденные документы находятся на экспертизе.

Исходя из данных документов, иркутским историком И. И. Козловым было установлено предполагаемое расположение могилы Колчака.

Одной из самых интересных и неоднозначных фигур в истории России ХХ века является А. В. Колчак. Адмирал, флотоводец, путешественник, океанограф и литератор. До сих пор эта историческая личность вызывает интерес у историков, писателей и режиссёров. Адмирал Колчак, биография которого окутана интересными фактами и событиями, представляет большой интерес для современников. На основе его биографических данных создаются книги, пишутся сценарии для театральных подмостков. Адмирал Колчак Александр Васильевич - герой документального кино и художественных фильмов. Невозможно до конца оценить значение этой личности в истории русского народа.

Первые шаги юного кадета

А. В. Колчак, адмирал Российской империи, появился на белый свет 4 ноября 1874 года в Санкт-Петербурге. Семья Колчаков происходит от древнего дворянского рода. Отец - Василий Иванович Колчак, генерал-майор морской артиллерии, мать - Ольга Ильинична Посохова, донская казачка. Семья будущего адмирала Российской империи была глубоко религиозной. В своих детских воспоминаниях адмирал Колчак Александр Васильевич отмечал: «Я православный, до времени своего поступления в начальную школу я получал семейное воспитание под руководством своих родителей». Проучившись три года (1885-1888) в Петербургской классической мужской гимназии, молодой Александр Колчак поступает в Морское училище. Именно там А. В. Колчак, адмирал Российского флота, впервые познаёт военно-морские науки, которые в дальнейшем станут делом его жизни. Учёба в Морском училище открыла незаурядные способности и талант А.В.Колчака к морскому делу.

Будущий адмирал Колчак, краткая биография которого свидетельствует, что основной его страстью стали путешествия и морские приключения. Именно в 1890 году шестнадцатилетним подростком молодой кадет впервые вышел на морские просторы. Случилось это на борту броненосного фрегата «Князь Пожарский». Учебное плавание длилось около трёх месяцев. За это время младший кадет Александр Колчак получил первые навыки и практические знания по морскому делу. В дальнейшем, за время обучения в Морском кадетском корпусе, А. В. Колчак неоднократно выходил в походы. Его учебными суднами были «Рюрик» и «Крейсер». Благодаря учебным походам, А. В. Колчак стал предметно изучать океанографию и гидрологию, а также навигационные карты подводных течений у берегов Кореи.

Полярные исследования

По окончании Морского училища молодой лейтенант Александр Колчак подаёт рапорт на морскую службу в Тихом океане. Прошение было одобрено, и он был направлен в один из морских гарнизонов Тихоокеанского флота. В 1900 году адмирал Колчак, биография которого тесно связана с научными исследованиями Северного Ледовитого океана, отправляется в первую полярную экспедицию. 10 октября 1900 года, по приглашению известного путешественника барона Эдуарда Толля, научная группа двинулась в путь. Целью экспедиции было установление географических координат загадочного острова Земля Санникова. В феврале 1901 года Колчак сделал большой доклад про Великую северную экспедицию. В 1902 году на деревянной китобойной шхуне «Заря» Колчак и Толль вновь двинулись в северное плавание. Летом того же года четверо полярников во главе с начальником экспедиции Эдуардом Толлем покинули шхуну и отправились на собачьих упряжках исследовать побережье Арктики. Обратно никто не вернулся. Долгие поиски пропавшей экспедиции результатов не принесли. Весь экипаж шхуны «Заря» был вынужден вернуться на большую землю. Спустя некоторое время А. В. Колчак подаёт прошение в Российскую академию наук о повторной экспедиции на Северные острова. Главной целью похода было отыскать членов команды . В результате поисков были обнаружены следы пропавшей группы. Однако живых членов команды уже не было. За участие в спасательной экспедиции А. В. Колчак был отмечен Императорским орденом "Святого Равноапостольного Князя Владимира" 4-й степени. По результатам работы исследовательской полярной группы Александр Васильевич Колчак был избран действительным членом Российского географического общества.

Военный конфликт с Японией (1904-1905)

С началом русско-японской войны А. В. Колчак просит перевести его из научной академии в Морское военное ведомство. Получив одобрение, он едет служить в Порт-Артур к адмиралу С. О. Макарову, командующему Тихоокеанским флотом. А. В. Колчак назначается командиром миноносца «Сердитый». Шесть месяцев будущий адмирал доблестно сражался за Порт-Артур. Однако, несмотря на героическое противостояние, крепость пала. Солдаты русской армии капитулировали. В одном из боёв Колчак получает ранение и попадает в японский госпиталь. Благодаря американским военным посредникам, Александр Колчак и другие офицеры Российской армии были возвращены на Родину. За проявленный героизм и мужество Александр Васильевич Колчак был награждён именной золотой саблей и серебряной медалью «В память русско-японской войны».

Продолжение научной деятельности

После шестимесячного отпуска Колчак вновь приступает к научно-исследовательской работе. Основной темой его научных трудов стала обработка материалов полярных экспедиций. Научные труды по океанологии и по истории полярных исследований помогли молодому учёному завоевать почёт и уважение в научной среде. В 1907 году вышел в свет его перевод труда Мартина Кнудсена «Таблицы точек замерзания морской воды». В 1909 году опубликована авторская монография «Лёд Карского и Сибирского морей». Значение трудов А. В. Колчака заключалось в том, что он впервые заложил учение о морских льдах. Русское географическое общество высоко оценило научную деятельность учёного, вручив ему высшую награду «Золотую Константиновскую медаль». А. В. Колчак стал самым молодым из полярных исследователей, которые удостоены этой высокой награды. Все предшественники были иностранцами, и только он стал первым в России обладателем высокого знака отличия.

Возрождение Российского флота

Проигрыш в русско-японской войне очень тяжело переносился русским офицерством. Не стал исключением и А.В. Колчак, адмирал по духу и исследователь по призванию. Продолжая изучать причины поражения русской армии, Колчак разрабатывает план по созданию Морского Генерального штаба. В своём научном докладе он высказывает свои соображения о причинах военного поражения в войне, о том, какой флот нужен России, а также указывает на недостатки в оборонительной способности морских судов. Выступление оратора в Государственной думе не находит должного одобрения, и покидает службу в Морском Генеральном штабе А. В. Колчак (адмирал). Биография и фото того времени подтверждают его переход на преподавательскую работу в Морскую Академию. Несмотря на отсутствие академического образования, руководство академии пригласило его читать лекции на тему совместных действий армии и флота. В апреле 1908 года А. В. Колчаку присвоено воинское звание капитана 2-го ранга. Спустя пять лет, в 1913 году, он был произведён в чин капитана 1-го ранга.

Участие А. В. Колчака в Первой мировой войне

С сентября 1915 года Александр Васильевич Колчак руководит Минной дивизией Балтийского флота. Местом дислокации был порт города Ревель (ныне Таллин). Основной задачей дивизии была разработка минных заграждений и их установка. Кроме того, командующий лично проводил морские рейды по устранению судов противника. Это вызывало восхищение у рядовых матросов, а также у офицерского состава дивизии. Храбрость и находчивость командира получили широкую признательность во флоте, и это дошло до столицы. 10 апреля 1916 года А.В.Колчак был произведён в чин контр-адмирала Российского флота. А в июне 1916 года по указу императора Николая II Колчаку присвоено звание вице-адмирала, и он назначен на должность командующего Черноморским флотом. Таким образом, Александр Васильевич Колчак, адмирал Российского флота, становится самым молодым из флотоводцев. Приход энергичного и грамотного командующего был принят с большим уважением. С первых дней работы Колчак установил жёсткую дисциплину и сменил командное руководство флота. Основная стратегическая задача - очистить море от вражеских военных кораблей. Для выполнения этой задачи предлагалась блокировка портов Болгарии и акватории Босфорского пролива. Началась операция по минированию вражеских береговых линий. Судно адмирала Колчака часто можно было видеть при выполнении боевых и тактических задач. Командующий флотом лично контролировал ситуацию на море. Спецоперация по минированию Босфорского пролива с нанесением стремительного удара по Константинополю получила одобрение у Николая II. Однако дерзкой военной операции не случилось, все планы нарушила Февральская революция.

Революционный мятеж 1917 года

События февральского переворота 1917 года застали Колчака в Батуми. Именно в этом грузинском городе адмирал проводил встречу с Великим князем Николаем Николаевичем, командующим Кавказским фронтом. Повесткой дня было обсуждение графика морских перевозок и строительство морского порта в Трапезунде (Турция). Получив секретную депешу из Генерального штаба о военном перевороте в Петрограде, адмирал срочно возвращается в Севастополь. По возвращении в штаб Черноморского флота адмирал А. В. Колчак отдаёт распоряжение о прекращении телеграфной и почтовой связи Крыма с другими областями Российской империи. Тем самым предотвращает распространение слухов и панических настроений на флоте. Все телеграммы поступали только в штаб Черноморского флота. В отличие от ситуации на Балтийском флоте, положение на Чёрном море было под контролем адмирала. А. В. Колчак долго удерживал черноморскую флотилию от революционного развала. Однако политические события не прошли мимо. В июне 1917 года решением Севастопольского Совета адмирал Колчак был отстранён от руководства Черноморским флотом. Во время разоружения Колчак перед строем своих подчинённых ломает наградную золотую саблю и произносит: «Море меня наградило, морю я и возвращаю награду».

Семейная жизнь русского адмирала

Софья Фёдоровна Колчак (Омирова), жена великого флотоводца, была потомственной дворянкой. Родилась Софья в 1876 г. в Каменец-Подольске. Отец - Фёдор Васильевич Омиров, тайный советник его Императорского Величества, мать - Дарья Фёдоровна Каменская, происходила из рода генерал-майора В.Ф. Каменского. Софья Фёдоровна получила воспитание в Смольном институте благородных девиц. Красивая, волевая женщина, знавшая несколько иностранных языков, она была очень независимой по характеру. Венчание с Александром Васильевичем произошло в Свято-Харлампиевской церкви г. Иркутска 5 марта 1904 года. После венчания молодой супруг покидает свою жену и отправляется в действующую армию на защиту Порт-Артура. С.Ф.Колчак вместе со свёкром отправляется в Петербург. Всю жизнь Софья Фёдоровна хранила верность и преданность своему законному супругу. Письма к нему она неизменно начинала со слов: «Дорогой и любимый мой, Сашенька». И заканчивала: «Любящая тебя Соня». Трогательные письма жены адмирал Колчак берег до последних дней. Постоянные разлуки не давали супругам часто видеться. Военная служба обязывала кисполнению долга. И всё-таки редкие минуты радостных встреч не обходили стороной любящих супругов. Софья Фёдоровна родила троих детей. Первая дочь Татьяна родилась в 1908 году, однако, не прожив и месяца, ребёнок умер. Сын Ростислав родился 9 марта 1910 года (умер в 1965 г.). Третьим ребёнком в семье была Маргарита (1912-1914). При побеге от немцев из Либавы (Лиепая, Латвия) девочка простудилась и вскоре умерла. Жена Колчака некоторое время жила в Гатчине, потом в Либаве. При обстреле города семья Колчака была вынуждена покинуть своё пристанище. Собрав свои вещи, Софья перебирается к мужу в Гельсингфорс, где на тот период находилась штабная резиденция Балтийского флота. Именно в этом городе произошло знакомство Софьи с Анной Тимиревой - последней любовью адмирала. Затем был переезд в Севастополь. Весь период Гражданской войны она ждала своего мужа. В 1919 году Софья Колчак вместе с сыном эмигрирует. Британские союзники помогают им добраться в Констанцу, затем был Бухарест и Париж. Испытывая тяжёлое материальное положение в эмиграции, Софья Колчак смогла дать приличное образование сыну. Ростислав Александрович Колчак окончил Высшую дипломатическую школу и некоторое время работал в алжирской банковской системе. В 1939 году сын Колчака поступает на службу во французскую армию и вскоре попадает в немецкий плен. Софья Колчак переживёт немецкую оккупацию Парижа. Смерть жены адмирала наступит в госпитале Люнжюмо (Франция) в 1956 году. Похоронили С.Ф.Колчак на кладбище русских эмигрантов в Париже. В 1965 году умирает Ростислав Александрович Колчак. Последним пристанищем жены и сына адмирала станет французская усыпальница в Сент-Женевьев-де-Буа.

Последняя любовь русского адмирала

Анна Васильевна Тимирева - дочь выдающегося русского дирижёра и музыканта В. И. Сафонова. Анна родилась в Кисловодске в 1893 году. Адмирал Колчак и Анна Тимирева встретились в 1915 году в Гельсингфорсе. Её первый муж - капитан 1-го ранга Сергей Николаевич Тимирев. История любви с адмиралом Колчаком до сих пор вызывает восхищение и уважение к этой русской женщине. Любовь и преданность заставили её пойти на добровольный арест вслед за своим возлюбленным. Бесконечные аресты и ссылки не смогли уничтожить нежные чувства, она любила своего адмирала до конца жизни. Пережив расстрел адмирала Колчака в 1920 году, Анна Тимирева ещё долгие годы находилась в изгнании. Лишь в 1960 году она была реабилитирована, проживала в столице. Умерла Анна Васильевна 31 января 1975 года.

Зарубежные поездки

По возвращении в Петроград в 1917 году адмирал Колчак (фото его представлены в нашей статье) получает официальное приглашение от американской дипломатической миссии. Зарубежные партнёры, зная его большой опыт в минном деле, просят Временное правительство направить А. В. Колчака в качестве военного эксперта по борьбе с подводными лодками. А.Ф. Керенский даёт своё согласие на его выезд. Вскоре адмирал Колчак отправляется в Англию, а затем в Америку. Там он проводил военные консультации, а также принимал активное участие в учебно-тренировочных манёврах военно-морского флота США. Тем не менее Колчак считал, что его зарубежный вояж не удался, и было принято решение о возвращении в Россию. Будучи в Сан-Франциско адмирал получает правительственную телеграмму о предложении баллотироваться в состав Учредительного Собрания. Грянула Октябрьская революция и нарушила все планы Колчака. Весть о революционном восстании застаёт его в японском порту Йокогама. Временная остановка продлилась до осени 1918 года.

События Гражданской войны в судьбе А. В. Колчака

После долгих заграничных скитаний А. В. Колчак 20 сентября 1918 года возвращается на русскую землю во Владивосток. В этом городе Колчак изучал положение военных дел и революционные настроения жителей восточных окраин страны. В это время к нему не раз обращается русская общественность с предложением возглавить борьбу с большевиками. 13 октября 1918 года Колчак прибывает в Омск для установления общего командования добровольческими армиями на востоке страны. Спустя некоторое время в городе происходит военный захват власти. А. В. Колчак - адмирал, Верховный правитель России. Именно эту должность русское офицерство доверило Александру Васильевичу.Армия Колчака насчитывала более 150 тыс. человек.

Приход к власти адмирала Колчака воодушевил весь восточный регион страны, надеявшийся на установление жёсткой диктатуры и порядка. Была установлена крепкая управленческая вертикаль и правильная организация государства. Главной целью нового военного образования было соединение с армией А. И. Деникина и поход на Москву. В период правления Колчака был издан ряд распоряжений, указов и назначений. А. В. Колчак одним из первых в России начал расследование гибели царской семьи. Была восстановлена наградная система царской России. В распоряжении армии Колчака находился огромный золотой запас страны, который был вывезен из Москвы в Казань с целью дальнейшего перемещения в Англию и Канаду. На эти деньги адмирал Колчак (фото которого можно увидеть выше) обеспечивал вооружением и обмундированием свою армию.

Боевой путь и арест адмирала

За всё время существования восточного фронта Колчак и его боевые товарищи осуществили несколько удачных боевых атак (Пермская, Казанская и Симбирская операция). Однако численное превосходство Красной Армии не дало осуществить грандиозный захват западных рубежей России. Немаловажным фактором стало и предательство союзников. 15 января 1920 года Колчака арестовывают и отправляют в Иркутскую тюрьму. Через несколько дней Чрезвычайная комиссия начала процедуру следственных мероприятий по допросу адмирала. А. В. Колчак, адмирал (протоколы допроса свидетельствуют об этом), во время проведения следственных мероприятий держался очень достойно.

Следователи ЧК отмечали, что на все вопросы адмирал отвечал охотно и чётко, при этом не выдав ни одной фамилии своих сослуживцев. Арест Колчака длился до 6 февраля, до тех пор когда остатки его армии вплотную подошли к Иркутску. 7 февраля 1920 года на берегу реки Ушаковки адмирал был расстрелян и сброшен в прорубь. Так закончил свой путь великий сын своей Отчизны. По событиям боевых действий на востоке России с осени 1918 по конец 1919 года была написана книга «Восточный фронт адмирала Колчака», автор - С. В. Волков.

Правда и вымысел

По сегодняшний день судьба этого человека до конца не изучена. А. В. Колчак - адмирал, неизвестные факты из жизни и смерти которого до сих пор вызывают интерес у историков и людей, неравнодушных к этой личности. Одно можно сказать вполне определённо: жизнь адмирала - это яркий пример мужества, героизма и высокой ответственности перед своей Родиной.

Александр Васильевич Колчак – один из интереснейших личностей в Российской истории начала двадцатого века. Океанограф, адмирал, путешественник и флотоводец. Общественность России знает кто такой Колчак. Верховный Главнокомандующий Русской армией и Верховный правитель России во время Гражданской войны в России.

Лишь узкому кругу людей известно, что будущий руководитель белого движения в Сибири большую часть своей активной жизни занимался научно-исследовательской деятельностью.

Происхождение рода

Александр Васильевич типичный представитель рода служивого дворянства России. Род его очень обширен. В википедии есть почти полное описание генеалогического древа Колчаков. Сейчас доподлинно известно, что прадед Александра Васильевича служил сотником в Бугском казачьем войске. За отличную службу по охране границы по Днестру получил надел земли на Херсонщине. У Лукьяна Колчака было три сына:

В 1843 году Лукьян Колчак указом Сената был утверждён в потомственное дворянство и внесён в родословную книгу Херсонских дворян.

После кончины отца сыновья разделили имение. Старший сын Лукьяна Иван (дедушка адмирала) был отцом многодетного семейства. Все три его сына избрали для себя карьеру военного, все трое стали морскими артиллеристами. Пётр, младший сын, дослужился до капитана первого ранга. Средний сын Александр, выйдя в отставку генерал-майором, обосновался на Тамбовщине. От него пошли помещики Тамбовской губернии, средняя линия Колчаков.

А Василий Колчак (1837 г. р.), старший из братьев, в 1854 году из одесского лицея ушел добровольцем в армию защищать Крым от англо-французских интервентов. Служил в морской артиллерии. Отличился при обороне Малахова кургана и был награждён Георгиевским крестом. Произведён в прапорщики. Окончив в Санкт-Петербурге Горный институт, стал известным артиллерийским специалистом, опубликовал несколько трудов о выплавке стали. В 1889 году закончил военную службу в чине генерал-майора.

Мама Александра Колчака Ольга Ильинична родилась в 1855 году в семье одесского купца. Её отец был почётным гражданином Одессы, членом Одесской городской думы. Обвенчавшись в начале восьмидесятых годов девятнадцатого века, родители адмирала селятся деревне городом, но рядом с Обуховским заводом. В 1874 году, 4 ноября родился сын Александр.

Классическая гимназия и Морской корпус

С 1885 года по 1888 год Александр учился в классической мужской гимназии № 6 Санкт-Петербурга. Вместе с Александром Колчаком в этой гимназии учился Вячеслав Менжинский, будущий главный чекист СССР.

Учёба в гимназии Александру не давалась. Однажды его за неуспеваемость хотели оставить повторно обучаться во втором классе, но ему удалось повторный экзамен сдать на положительную оценку.

По окончании третьего класса в 1888 году отец переводит его из гимназии в Морское училище. И тут у подростка коренным образом изменилось отношение к учёбе. В 1991 году училище переименовали в Морской кадетский корпус. И юный Колчак становится одним из лучших его воспитанников.

Через два года учёбы шестнадцатилетние кадеты впервые вышли в море на практику. На броненосном фрегате «Князь Пожарский» подняли флаг командующего учебной эскадрой адмирала Ф. А. Геркена. Морская практика и учебное плавание продолжалось три месяца. За это время они заходили во многие порты Балтийского моря.

В 1892 году кадеты 1888 года набора производятся в гардемарины. Александру как лучшему в учёбе присваивают звание младшего унтер-офицера и назначают фельдфебелем-наставником в младшую роту.

В 1994 году после сложного месячного плавания гардемарины начали сдавать выпускные экзамены. Колчак все экзамены сдал на «отлично». 15 сентября 1894 года Приказом Военно-Морского министра гардемарины были произведены в мичманы.

Первые шаги в исследовательской деятельности

Выпускник Морского кадетского корпуса Колчак получил распределение в Кронштадт, в морскую обсерваторию. Но вскоре был назначен вахтенным офицером на крейсер «Рюрик», который из Балтийского моря убывал на Дальний Восток. В это время молодой мичман начал углублённо изучать гидрологию и океанографию . Особенно его интересовали полярные области Тихого океана. Его северные и южные моря. Было огромное желание продолжить исследования, начатые Лазаревым М. П. и Беллинсгаузеном Ф. Ф.

На Дальнем Востоке офицер начал изучение морских течений, но служба на флагмане тихоокеанской эскадры не позволяла всецело заняться научными исследованиями. Александр просит перевести его на канонерку «Кореец», направлявшийся к Командорским островам. Там он планировал начать исследовать полярные моря. Но командование флота сочло необходимым использовать офицера в должности вахтенного учителя по подготовке унтер-офицеров и боцманов на клипере «Крейсер».

Клипер «Крейсер» курсировал между Корейским полуостровом и японским Нагасаки. Всё своё свободное время Колчак проводил за гидрологическими исследованиями местных морей.

В декабре 1898 года клипер из Порт-Артура отправляют в Кронштадт в распоряжение командования Балтийского флота. И в это же время Колчаку присваивают звание лейтенанта. В Кронштадте офицер узнаёт, что для изучения арктических морей готовятся две научные экспедиции. Посыльное судно «Баклан» доставит русских и шведских учёных на остров Шпицберген, а адмирал Макаров С. О. на ледоколе «Ермак» готовится отплыть в глубины Арктики. Александр стремится попасть в одну из этих экспедиций, служебные обстоятельства не позволяют ему этого сделать.

В 1899 году Александр Васильевич систематизирует свои исследования течений Японского и Жёлтого морей и публикует свою первую научную статью. После публикации статьи лейтенант на броненосце «Петропавловск» отправляется во Владивосток. На полпути, когда корабль стоял в одном из греческих портов, пришла телеграмма о временном переводе Колчака с военной службы в распоряжение Императорской Академии наук.

Академия наук готовит полярную экспедицию, основной целью которой был маршрут от Кронштадта до Владивостока по Северному морскому пути. По пути нужно было исследовать области севернее Новосибирских островов, а также попытаться найти Землю Санникова. Начальником экспедиции назначили барона Толль, Эдуарда Васильевича.

Полярная экспедиция 1900-1902 годов

В январе 1900 года Колчака назначили руководителем гидрологических работ и параллельно помогать в работе магнитологу. Зима и весна ушли на обучение на специальных курсах. Некоторое время проходил стажировку у Нансена в Норвегии. И участвовал в наборе и обучении команды.

8 июня 1900 года шхуна «Заря» отправилась в путь вокруг Скандинавского полуострова. 22 сентября остановились в бухте на побережье полуострова Таймыр на зимовку. Лейтенант с головой ушёл в изучение севера. Занимался гидрологическими и гидрохимическими исследованиями. Осуществлял работы по барометрическому нивелированию и земному магнетизму. Делал маршрутную съёмку и топографические работы. Ясными ночами определял долготу и широту объектов, имеющих географическое значение. Потом, всю экспедицию Александр Васильевич подробно описывал острова и берега Северного Ледовитого океана, занимался определением состояния и развития льдов.

В октябре 1900 года первой санной поездки по малоисследованным частям полуострова внёс существенные уточнения астрономического характера некоторых точек и внёс исправления в карты, составленные в 1893 году экспедицией Нансена.

В апреле 1901 года Эдуард Толль и Александр Колчак, делая геологические и топографические съёмки, на санях прошли 500 вёрст. Часто им приходилось, помогая собакам, самим впрягаться в упряжки. Барон называл Колчака лучшим офицером экспедиции. И увековечил его имя, назвав именем Колчака мыс на Таймыре и открытый им остров в Таймырском заливе. А сам Александр Васильевич другой остров и мыс назвал именем своей невесты Софьи. Мыс Софьи носит это название до наших дней.

По окончании зимовки экспедиция на своей яхте прошла 1350 морских миль, по пути преодолев долготу мыса Челюскин. Яхта «Заря» стала четвертым морским судном, которая обогнула самую северную материковую точку Евразии. До неё там были:

  • Пароход «Вега».
  • Пароход «Лена».
  • Судно «Фрама».

В середине сентября 1901 года на острове Котельный экспедиция остановилась на вторую зимовку. Колчак, при любом удобном случае в группе с товарищами или же один, ходил и ездил на собачьих упряжках исследовать остров. Весной обследовал и соседний остров Бельковский. Он провёл фундаментальное изучение льдов Восточно-Сибирского и Карского. По итогам написал интересный отчёт, к которому приложил 24 фото видов и форм льдообразований.

Барон Толль не нашёл севернее Новосибирских островов легендарную Землю Санникова. И было решено исследовать острова, которые были неподалёку. 29 апреля 1902 года на остров Новая Сибирь отправляется группа под руководством старшего зоолога экспедиции Бялыницкого-Бируля, Алексея Андреевича. А 23 мая сам Толль с тремя товарищами отправился на остров Беннета.

Было уговорено, что яхта «Заря», освободившись от ледового плена, подберёт обе группы. Оставшимся членам экспедиции удалось высвободить судно из ледового плена лишь в начале августа . Восьмого числа они направились к островам на поиски ушедших групп. Две недели пытались пробиться через ледовые поля. Безуспешно. Судно получило значительные повреждения корпуса, и капитан яхты лейтенант Матисен Ф. А., возглавивший экспедицию, принял решение плыть на юг к бухте Тикси. 25 августа «Заря» с большим трудом дошла до устья реки Лены, где встала на вечный прикол. Оттуда Матисен отправил весть о положении дел в Якутск. Лишь история рассудит, почему команда яхты и члены экспедиции не продолжили поиски товарищей.

Матисен, Фёдор Андреевич, 1872 года рождения. Выпускник Морского кадетского корпуса, где учился с Колчаком. Участник нескольких экспедиций за Полярный круг:

Умер в декабре 1921 года в Иркутске от сыпного тифа.

Весь груз, оборудование экспедиции и коллекции перегрузили на пароход «Лена», который пришёл из Якутска. В Якутске Ф. Матисен распорядился отправить несколько оленьих упряжек к Тикси и ждать остальных членов полярной экспедиции. Если до первого февраля они не выйдут к мысу, то по льду отправиться на остров Новую Сибирь на поиски.

В декабре 1902 года участники экспедиции добрались до Петербурга. За эту экспедицию все участники были награждены. Лейтенанту Колчак вручили орден Святого Владимира четвёртой степени.

Экспедиция по спасению группы Толля

В Санкт-Петербурге Ф. А. Матисен и А. В. Колчак стали набирать команду по спасению групп Толля и Бялыницкого-Бирули. Но Академия наук в спасательную экспедицию направила только Колчака с семнадцатью матросами, так как группа Бирули к этому времени самостоятельно выбралась на материк.

В начале апреля 1903 года спасатели начали шлюпочно-санный поход от селения Казачий на реке Яна. На вельботах достигли ледовых полей, и дальше одна группа пошла пешком. А другая на вельботах плыла по медленно открывающейся ото льда воде. Так как лёд становился рыхлым, люди впрягались в упряжки, помогая собакам. Только 23 мая дошли до острова Котельный. 4 августа достигли острова Беннет и нашли бутылку с запиской и планом острова, которую оставил Толль. На восточном берегу была найдена ещё одна, последняя, записка барона от 26 октября 1902 года. Это был краткий отчёт о проделанной на острове работе.

В это время вельботная группа спасателей проводила поиски на других островах Новосибирских группы. Но никаких следов не обнаружили. На острове Новая Сибирь запасы продовольствия были обнаружены в не тронутом виде. Группа пропала без вести.

Спасатели вернулись в Казачий только в начале декабря .

В истории исследований Арктики этот поход будущего белого адмирала получил название «Спасательная экспедиция 1903 года». До 1990 года кто-то предпочитал не упоминать этот период жизни адмирала, акцентируя внимание на историю Гражданской войны и роль Колчака в белом движении.

Заключение

В богатой биографии одного из руководителей белого движения много интересных фактов . Принимал участие в Русско-японской войне, воевал на Балтийском море с Германией, воевал на Чёрном море с Турцией. В одной маленькой статье невозможно полностью описать жизнь человека с такой богатой биографией.

Колчак Александр Васильевич




Не случись революции, Александр Васильевич Колчак, несомненно, стал бы гордостью России как полярный исследователь, ученый, флотоводец. На протяжении десятилетий это словосочетание «адмирал Колчак» воспринималось, с одной стороны, потерпевшими поражение в гражданской войне участниками «белого дела» с глубоким уважением, во всяком случае - с пониманием; с другой стороны, большевиками, красными, многими советскими людьми, воспитывавшимися на марксистско-ленинских принципах классовой нетерпимости с ненавистью или с резкой неприязнью. Белое движение ставило своей целью восстановление «единой и неделимой» России. Русский национализм белых совпал с неудержимо нараставшим местным национализмом на окраинах русского государства, где оказался центр борьбы с властью большевиков. Белое движение не имело вождя, авторитет которого признавался бы всеми, не имело руководителя, который понимал политический характер гражданской войны. Тем не менее, Колчак - лидер белого движения, и это несомненно. Трагическая судьба у этого великого человека, заслуги которого перед Родиной оказались стерты в долгой истории советского периода.

Александр Васильевич Колчак -- Верховный правитель России, выдающаяся личность с многогранным талантом и противоречивым характером. Русский адмирал, участник русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн, командующий Черноморским флотом (1916--1917 гг.), организатор белого движения в Сибири, Верховный правитель России (1918--1920 гг.). Участник экспедиций в Северном Ледовитом океане и Заполярье, действительный член Русского географического общества, автор статей по гидрологии и составитель карт моря и побережья. Награжден орденами Св. Георгия 4-й (1916 г.) и 3-й (1919 г.) степеней и др. орденами, большой Константиновской золотой медалью от Русского гидрографического общества.

Родился 4 ноября 1874 в семье морского офицера-артиллериста в Петербурге, в дворянской семье. Его отец, Василий Иванович Колчак, был уроженцем и потомственным дворянином Одессы, православным христианином. Отец его, в то время штабс-капитан, а впоследствии генерал-майор, был потомственным военным. Прадед будущего полководца Лука Колчак стал сотником Бугского казачьего войска, а отец Василий Иванович служил морским артиллеристом и вышел в отставку генерал-майором. Дядья по мужской линии имели высокие чины на флоте. Известен был и дворянский род матери, Ольги Ильиничны Посоховой, чей дед стал последним одесским градоначальником.

В детстве Колчак получил хорошее домашнее образование. В гимназии Саша проучился только три года и в 14 лет поступил в Морской кадетский корпус, который окончил вторым по успеваемости. Его успехи в обучении были отмечены премией адмирала П.И. Рикорда -- знаменитого мореплавателя и члена-корреспондента Академии наук. Послужной список Колчака состоит из двух частей: ратные деяния и научные экспедиции. Из морского корпуса он вышел в 1894 г. в звании мичмана. В следующем году Колчак был назначен помощником вахтенного начальника на броненосец «Рюрик» и совершил на нем плавание из Петербург во Владивосток. В 1896 г. его перевели вахтенным начальником на клипер «Крейсер», на котором он возвратился Петербург. Колчак вспоминал позже своей службе на «Рюрике» и «Крейсере»: «Это было первое мое плавание… Главная задача была чисто строевая на корабле, но, кроме того, я специально работал по океанографии и гидрологии. С этого времени я начал заниматься научными работами: «У меня была мечта найти Южный полюс; но я так и не попал в плавание на южный океан»Богданов К.А. Адмирал Колчак - биографическая повесть-хроника; Спб, 1993 с. 18 . Адмирал Цывинский, командовавший «Крейсером», вспоминал позже о мичмане Колчаке: «Это был необычайно способный и талантливый офицер, он обладал редкой памятью, владел прекрасно тремя европейскими языками, знал хорошо лоции всех морей, знал историю всех почти европейских флотов и морских сражений».

В 1898 г. Колчак был произведен в лейтенанты. Узнав, что барон Толль готовит высокоширотную экспедицию на китобойной яхте «Заря» (главной целью его был поиск легендарной Земли Санникова), Колчак обратился к академику Шмидту с просьбой принять его в экипаж. Ему предложили должность второго магнитолога с занятиями гидрологией. Чтобы подготовиться к возложенным на него обязанностям, Колчак попросил назначить его на работу в Главную физическую обсерваторию в Петербурге и Павловскую магнитную обсерваторию. Потом он уехал в Норвегию к Нансену для изучения новых методов магнитных измерений и для занятий гидрологией.

Экспедиция началась летом 1900 г. и продолжалась три года. Она была очень тяжелой. Первую зимовку Толль провел у острова Таймыр. Здесь Колчак проводил наблюдения над температурами и удельными весами поверхностного слоя морской воды, исследовал форму, состояние и толщину льда, участвовал в сборе ископаемых останков млекопитающих. Осенью 1901 г. «Заря» подошла к мысу Челюскина. Толль и Колчак совершили экспедицию на полуостров. За 41 день они в сильную пургу прошли 500 верст, причем Колчак постоянно вел съемку маршрута и магнитное наблюдение. Затем яхта по чистой воде двинулась к острову Беннета и начала поиски Земли Санникова к востоку от Новосибирского архипелага. На вторую зимовку экспедиция встала у западного берега острова Котельного в проливе Заря. Летом 1902 г. Толль стремя спутниками, с собачьими упряжками и байдарками отправился на исследование острова Беннета. Из этой экспедиции он предполагал вернуться самостоятельно. Тем временем «Заря», не сумев пробиться сквозь льды на север, добралась до устья Лены. Отсюда Колчак с частью экипажа через Якутск и Иркутск приехал в Петербург.

Поскольку в установленный срок барон Толль не вернулся, Академия наук стала снаряжать отряды для его поиска. Колчак возглавил один из них. Весной 1903 г. он по суше добрался до устья Лены, где стояла брошенная «Заря», и взял с нее один из хороших китобойных вельботов. Вместе с 16 спутниками, на собаках, тащивших на нартах вельбот, он перешел из устья Яны к острову Котельному, а летом на вельботе отправился к острову Беннета. Здесь Колчак нашел покинутое зимовье Толля и письмо, свидетельствующее о гибели всего отряда. Экспедиция эта проходила в чрезвычайно тяжелых условиях. Но все же он сумел добраться до Большой земли и доставил в столицу документы и геологические коллекции Толля. За мужество, проявленное в этой экспедиции, Колчак в 1903 г. был награжден орденом Святого Владимира. В 1905 г. Русское географическое общество наградило его большой Константиновской золотой медалью, а в феврале 1906 г он был избран в члены этого общества. Один из островов Карского моря был назван именем Колчака (в конце 30-х гг. его переименовали в остров Расторгуева).

Начало русско-японской войны застало Колчака в Якутске. В срочной телеграмме в Академию наук в январе 1904 г. он попросил разрешения выехать в Тихоокеанскую эскадру и получил согласие. В марте он женился на Софье Омировой, сдал дела своему помощнику Оленину и отправился в Порт-Артур. Вице-адмирал Макаров сначала назначил Колчака вахтенным начальником на крейсер «Аскольд», потом перевел на минный транспорт «Амур» и, наконец, сделал капитаном эсминца «Сердитый». Во время осады Порт-Артура этот эсминец совершил несколько смелых атак на японскую эскадру. Колчак был награжден орденом Святой Анны с надписью «За храбрость», золотой саблей с надписью «За храбрость» и орденом Святого Станислава с мечами за отличие. В ноябре 1904 г. его назначили командиром двух батарей на северо-восточном крыле обороны Порт-Артура. После капитуляции крепости, раненный, с тяжелой формой суставного ревматизма, Колчак оказался в плену у японцев, которые, впрочем, обошлись с ним очень мягко. Вместе с другими ранеными Колчаку было разрешено через США возвратиться в Россию. В апреле 1905 г. он уже был в Петербурге.

После долгого лечения и отдыха на водах Колчак вернулся в распоряжение Академии наук. До января 1906 г. он обрабатывал материалы полярной экспедиции и составил краткое описание плавания яхты «Заря». Когда было образовано Управление Морского Генштаба, Колчак занял в нем должность начальника статистического отдела, а потом отдела по разработке стратегических идей защиты Балтики. Одновременно он читал лекции в Морской академии и занимался научной деятельностью. В 1909 г. увидела свет его самая важная работа «Лед Карского и Сибирского морей», которая в дальнейшем на протяжении многих лет считалась важным пособием для любого полярника. Колчак мечтал совершить еще одну полярную экспедицию. В 1909 г. при его непосредственном участии строились ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач», перед которыми была поставлена задача пройти северным морским путем из Владивостока до Мурманска. Колчак был назначен капитаном «Вайгача». Осенью корабли отправились в плавание из Петербурга вокруг Европы и Азии в Тихий океан. Однако принять участие в полярном плавании Колчаку на этот раз не довелось. Летом 1910 г., когда суда прибыли во Владивосток, его срочно отозвали в столицу для разработки судостроительной программы. Вплоть до весны 1912 г. он занимался в Генштабе ее детализацией.

В 1912 г. Колчак вернулся в действующий флот. В апреле его назначил командиром эсминца «Уссуриец», а через год перевели на миноносец «Пограничник». В декабре 1913 г. Колчак был произведен в капитаны 1-го Ранга. После начала первой мировой войны он вновь сумел отличиться. В феврале 1915 г. четыре подчиненных ему миноносца произвели минирование моря у Данцига. На этих минах подорвались 23 германских корабля, в том числе 4 крейсера и 8 миноносцев. За эту и другие операции Колчак был награжден орденом Святого Георгия. Карьера его стремительно развивалась. В июне 1916 г. Колчак был произведен в контр-адмиралы, а через несколько месяцев назначен командующим Черноморским флотом с производством в вице-адмиралы. Явившись в Севастополь, Колчак сразу проявил себя энергичным командующим. Он немедленно вышел в море и напал на германский крейсер «Бреслау», который был принужден спасаться бегством. После этого начались работы по минированию прибрежных вод. Через месяц Колчак докладывал о результатах своего пребывания в должности командующего: «С первых дней... я принялся за приведение в порядок дел по минам заграждения, имея в виду постановку заграждения у Босфора... Делу этому в Черном море, видимо, не придавали серьезного значения... 10 дней тренировки и переборки мин наладили это дело, и новыми миноносцами была выполнена задача постановки заграждения и непосредственной близости Босфорских укреплений» Богданов К.А. Адмирал Колчак: Биографическая повесть-хроника; Спб, 1993 с. 25.

После Февральской революции 1917 Колчак первым на Черноморском флоте присягнул на верность Временному правительству. Весной 1917 года Ставка начала подготовку десантной операции для захвата Константинополя, но из-за разложения армии и флота эту мысль пришлось оставить. Колчак удостоился благодарности от военного министра Гучкова за быстрые разумные свои действия, которыми он способствовал сохранению порядка на Черноморском флоте.

Однако из-за пораженческой пропаганды и агитации, проникавших после Февраля 1917 г. в армию и флот под видом и прикрытием свободы слова, и армия, и флот стали двигаться к своему развалу. 25 апреля 1917 года Александр Васильевич выступил на собрании офицеров с докладом «Положение нашей вооружённой силы и взаимоотношения с союзниками». Кроме прочего Колчак отмечал: «Мы стоим перед распадом и уничтожением нашей вооружённой силы, [ибо] старые формы дисциплины рухнули, а новые создать не удалось».

Колчак требовал прекратить доморощенные реформы, основанные на «самомнении невежества», и принять формы дисциплины и организации внутренней жизни, уже принятые у союзников.

В июне 1917 года Севастопольский совет постановил разоружить офицеров, заподозренных в контрреволюции, в том числе, отобрать и у Колчака его Георгиевское оружие -- вручённую ему за Порт-Артур золотую саблю. Адмирал предпочёл выбросить клинок за борт со словами: «Газеты не хотят, чтобы у нас было оружие, так пусть идёт в море». В тот же день Александр Васильевич сдал дела контр-адмиралу В. К. Лукину. Через три недели водолазы подняли саблю со дна и вручили Колчаку, выгравировав на лезвии надпись: «Рыцарю чести адмиралу Колчаку от Союза офицеров армии и флота». В это время Колчак, наравне с Генерального штаба генералом от инфантерии Л.Г. Корниловым, рассматривался как потенциальный кандидат в военные диктаторы.

Именно по этой причине в августе А.Ф. Керенский вызвал адмирала в Петроград, где принудил его подать в отставку, после чего он по приглашению командования американского флота направился в США для консультирования американских специалистов об опыте использования русскими моряками минного оружия на Балтийском и Чёрном морях в Первую мировую войну. По словам Колчака существовала и иная, тайная, причина его поездки в США: «...адмирал Гленон совершенно секретно сообщил мне, что в Америке существует предположение предпринять активные действия американского флота в Средиземном море против турок и Дарданелл. Зная, что я занимался аналогичными операциями, адмирал Гленон сказал мне, что было бы желательно, чтобы я дал все сведения по вопросу о десантных операциях в Босфоре. Относительно этой десантной операции он просил меня никому ничего не говорить и не сообщать об этом даже правительству, так как он будет просить правительство командировать меня в Америку, официально для сообщения сведений по минному делу и борьбе с подводными лодками».

В Сан-Франциско Колчаку предложили остаться в США, обещав ему кафедру минного дела в лучшем военно-морском колледже. Колчак ответил отказом и отправился назад в Россию.

Прибыв в Японию, Колчак узнал об Октябрьской революции, ликвидации Ставки Верховного Главнокомандующего и начатых большевиками переговорах с немцами. Он ответил согласием на телеграмму с предложением свою кандидатуру в Учредительное собрание от кадетов и группы беспартийных по Черноморскому флотскому округу, однако его ответ был получен с опозданием. Адмирал выехал в Токио. Там он вручил британскому послу просьбу о приеме в английскую действующую армию. Посол, после консультаций с Лондоном, вручил Колчаку направление на Месопотамский фронт. По дороге туда, в Сингапуре, его настигла телеграмма русского посланника в Китае Кудашева, приглашавшего его в Маньчжурию для формирования русских воинских частей. Колчак поехал в Пекин, после чего приступил к организации русских вооруженных сил для защиты КВЖД. Однако из-за разногласий с атаманом Семёновым и управляющим КВЖД генералом Хорватом адмирал Колчак оставил Маньчжурию и выехал в Россию, намереваясь вступить в Добровольческую армию генералов Алексеева и Деникина.