Василий Павлович Аксенов

Остров Крым

Приступ молодости

Всякий знает в центре Симферополя среди его сумасшедших архитектурных экспрессий дерзкий в своей простоте, похожий на очиненный карандаш небоскреб газеты «Русский Курьер». К началу нашего повествования, на исходе довольно сумбурной редакционной ночи, весной, в конце текущего десятилетия или в начале будущего (зависит от времени выхода книги), мы видим издателя-редактора этой газеты, сорокашестилетнего Андрея Арсеньевича Лучникова в его личных апартаментах, на «верхотуре». Этим советским словечком холостяк Лучников с удовольствием именовал свой плейбойский пентхауз.

Лучников лежал на ковре в йоговской позе абсолютного покоя, пытаясь вообразить себя перышком, облачком, чтобы затем и вообще как бы отлететь от своего восьмидесятикилограммового тела, но ничего не получалось, в голове все время прокручивалась редакционная шелуха, в частности невразумительные сообщения из Западной Африки, поступающие на телетайпы ЮПИ и РТА: то ли марксистские племена опять ринулись на Шабу, то ли, наоборот, команда европейских головорезов атаковала Луанду. Полночи возились с этой дребеденью, звонили собкору в Айвори, но ничего толком не выяснили, и пришлось сдать в набор невразумительное: «По неопределенным сообщениям, поступающим из…»

Тут еще последовал совершенно неожиданный звонок личного характера: отец Андрея Арсеньевича просил его приехать, и непременно сегодня.

Лучников понял, что медитации не получится, поднялся с ковра и стал бриться, глядя, как солнце в соответствии с законами современной архитектуры располагает утренние тени и полосы света по пейзажу Симфи.

Когда-то был ведь заштатный городишко, лежащий на унылых серых холмах, но после экономического бума ранних сороковых Городская управа объявила Симферополь полем соревнования самых смелых архитекторов мира, и вот теперь столица Крыма может поразить любое туристское воображение.

Площадь Барона, несмотря на ранний час, была забита богатыми автомобилями. Уик-энд, сообразил Лучников и стал активно включаться на своем «Питере-турбо», подрезать носы, гулять из ряда в ряд, пока не влетел в привычную улочку, по которой обычно пробирался к Подземному Узлу, привычно остановился перед светофором и привычно перекрестился. Тут вдруг его обожгло непривычное: на что перекрестился? Привычной старой церкви Всех Святых в Земле Российской Воссиявших больше не было в конце улочки, на ее месте некая овальная сфера. На светофор, значит, перекрестился, ублюдок? Совсем я зашорился со своей «идеей», со своей газетой, отца Леонида уже год не посещал, крещусь на светофоры.

Эта его привычка класть кресты при виде православных маковок здорово забавляла новых друзей в Москве, а самый умный друг Марлен Кузенков даже увещевал его: Андрей, ведь ты почти марксист, но даже и не с марксистской, с чисто экзистенциальной точки зрения смешно употреблять эти наивные символы. Лучников в ответ только ухмылялся и всякий раз, увидев золотой крест в небе, быстренько, как бы формально, отмахивал знамение. Он-то как раз казнил себя за формальность, за суетность своей жизни, за удаление от Храма, и вот теперь ужаснулся тому, что перекрестился просто-напросто на светофор.

Мутная изжога, перегар газетной ночи, поднялась в душе. Симфи даже ностальгии не оставляет на своей территории. Переключили свет, и через минуту Лучников понял, что овальная, пронизанная светом сфера – это и есть теперь церковь Всех Святых в Земле Российской Воссиявших, последний шедевр архитектора Уго ван Плюса.

Автомобильное стадо вместе с лучниковским «Питером» стало втягиваться в Подземный Узел, сплетение туннелей, огромную развязку, прокрутившись по которой машины на большой скорости выскакивают в нужных местах Крымской системы фривеев. По идее, подземное движение устроено так, что машины набирают все большую скорость и выносятся на горбы магистралей, держа стрелки уже на второй половине спидометров. Однако идею эту с каждым годом осуществить становилось труднее, особенно во время уик-эндов. Скорость в устье туннеля была не столь высока, чтобы нельзя было прочесть аршинные буквы на бетонной стенке ворот. Этим пользовались молодежные организации столицы. Они спускали на канатах своих активистов, и те писали яркими красками лозунги их групп, рисовали символы и карикатуры. Зубры в Городской Думе требовали «обуздать мерзавцев», но либеральные силы, не без участия, конечно, лучниковской газеты, взяли верх, и с тех пор сорокаметровые бетонные стены на выездах из Узла, измазанные сверху донизу всеми красками спектра, считаются даже чем-то вроде достопримечательностей столицы, чуть ли не витринами островной демократии. Впрочем, в Крыму любая стенка – это витрина демократии.

Сейчас, выкатываясь из Восточных ворот, Лучников с усмешкой наблюдал за трудом юного энтузиаста, который висел паучком на середине стены и завершал огромный лозунг «Коммунизм – светлое будущее всего человечества», перекрывая красной краской многоцветные откровения вчерашнего дня. На заду паренька на выцветших джинсах красовался сверкающий знак «серп и молот». Временами он бросал вниз, в автомобильную реку, какие-то пакетики-хлопушки, которые взрывались в воздухе, опадая агитационным конфетти.

Лучников посмотрел по сторонам. Большинство водителей и пассажиров не обращали на энтузиаста никакого внимания, только через два ряда слева из «Каравана-фольксвагена» махали платками и делали снимки явно хмельные британские туристы да справа рядом в роскошном сверкающем «Руссо-Балте» хмурил брови пожилой врэвакуант.

Вылощенный, полный собственного достоинства мастодонт чуть повернул голову назад и что-то сказал своим пассажирам. Две мастодонтихи поднялись из мягчайших кожаных глубин «Руссо-Балта» и посмотрели в окно. Пожилая дама и молодая, обе красавицы, не без интереса, прищуренными глазами взирали – но не на паучка в небе – на Лучникова. Белогвардейская сволочь. Наверное, узнали: позавчера я был на ТВ. Впрочем, все врэвакуанты так или иначе знают друг друга. Должно быть, эти две сучки сейчас обсуждают, где они меня могли встретить – на вторниках у Беклемишевых, или на четвергах у Оболенских, или на пятницах у Нессельроде… Стекла в «Руссо-Балте» поползли вниз.

– Здравствуйте, Андрей Арсеньевич!

– Медам! – восторженно приветствовал попутчиц Лучников. – Исключительно рад! Вы замечательно выглядите! Едете для гольфа? Между прочим, как здоровье генерала?

Любого врэвакуанта можно смело спрашивать «между прочим, как здоровье генерала»: у каждого из них есть какой-нибудь одряхлевший генерал в родственниках.

– Вы, должно быть, не узнали нас, Андрей Арсеньевич, – мягко сказала пожилая красавица, а молодая улыбнулась. – Мы Нессельроде.

– Помилуйте, как я мог вас не узнать, – продолжал ерничать Лучников. – Мы встречались на вторниках у Беклемишевых, на четвергах у Оболенских, на пятницах у Нессельроде…

– Мы сами Нессельроде! – сказала пожилая красавица. – Это Лидочка Нессельроде, а я Варвара Александровна.

– Понимаю, понимаю, – закивал Лучников. – Вы Нессельроде, и мы, конечно же, встречались на вторниках у Беклемишевых, на четвергах у Оболенских и на пятницах у Нессельроде, не так ли?

– Диалог в стиле Ионеско, – сказала молодая Лидочка.

Обе дамы очаровательно оскалились. «Что это они так любезны со мной? Я им хамлю, а они не перестают улыбаться. Ах да, ведь в этом сезоне я жених. Левые взгляды не в счет, главное – я сейчас „жених из врэвакуантов. В наше время, милочка, это не так уж часто встретишь“.

– Вы, должно быть, сейчас припустите на своем «турбо»? – спросила Лидочка.

– Иес, мэм, – американский ответ Лучникова прозвучал весьма подозрительно для ушей русских дам.

– Наш папочка предпочитает «Руссо-Балт», а значит, плавное, размеренное движение, не лишенное, однако, стремительности. – Лидочка Нессельроде пыталась удержаться в «стиле Ионеско».

Остров Крым - роман Василия Аксенова.

История создания

О романе Василия Аксенова «Остров Крым» по сию пору не утихают споры, к какому жанру отнести это произведение - то ли это фантастика в ее чистом виде, то ли это политическая сатира, то ли это первое и второе вместе взятое.

Есть и другие варианты, но они, скорее всего, не более чем экзотические предположения досужих окололитературных фигур. Роман был написан в 1979 году. По фабуле этот роман - альтернативная история - что было бы, если бы…

Вначале роман был издан в 1981 году в США, а в 1990 году - в СССР.В 1977 году умерла мать Аксенова - Евгения Гинзбург. И этот роман писатель посвятил ее памяти.

Сюжет

Отправная точка романа - это предположение о том, что полуостров Крым - никакой не полуостров, а самый, что ни на есть, настоящий, полноценный остров в Черном море. Вроде бы, не очень существенная деталь, но именно она сыграла главную роль во время Гражданской войны в России. Именно этот момент и стал ключевым в «альтернативной истории» Крыма. Немногочисленные, изможденные войной отряды белогвардейцев, которых преследует Красная Армия, отступают на остров Крым.

Они ничего не могут противопоставить превосходящим силам большевиков, на всем острове Крым нет ничего, что могло бы помочь им защититься, спастись. И большевики начинают свое решительное наступление по льду пролива, отделяющего остров от материка. И в этот момент на сцену выходит Его Величество - Случай. Случай, какие во множестве встречаются в истории. Случай, предвидеть который не могли ни белогвардейцы, ни большевики.

Офицер одного из военных кораблей английского флота от нечего делать дал приказ произвести несколько выстрелов из корабельного орудия. И эти выстрелы определили дальнейшую судьбу острова Крым. Лед под ногами наступающих большевиков оказался настолько хрупким, что мог стать губительным для них. Наступление пришлось прервать и это стало поражением Советов. И не просто поражением, а стратегическим. Потому что момент для победоносного наступления был упущен, а белогвардейцы получили передышку, во время которой они сумели собраться с силами и превратить остров Крым в неприступную крепость.

Со временем Крым, получив помощь и поддержку западных государств, начинает крепнуть, развиваться и процветать, несмотря на небольшую территорию и очень ограниченные природные ресурсы. Он становится как бы государством в государстве - не поглощенным Советской Россией, а изолированным русским государством, живущим своей жизнью, которая разительно отличалась в лучшую сторону от жизни на материке. Получились, как бы две соседствующие России, живущие в состоянии вооруженного до зубов нейтралитета.

В Крыму создается профессиональная армия, быстро развивается промышленность, создаются и обустраиваются лучшие курорты в Европе. Крым превращается в богатую, процветающую страну. А люди, населяющие ее - русские и крымские татары - вобрали в себя все лучшее… Богатый дворянин Андрей Лучников (главный герой романа) задумался на «Идеей Общей Судьбы».

Суть этой идеи, ее красная нить в том, что СССР и остров Крым - это единое государство. И у них общая судьба. Поэтому эти два государства должны быть объединены. Лучников, одержимый этой идеей, становится лидером движения «Союз общей судьбы». Это движение побеждает на выборах и просит Верховный Совет СССР включить Крым в состав Советского Союза. В Крым входят советские войска. Многи герои романа трагически гибнут. Лучников же остался в живых и, будучи на похоронах близких ему людей, осознает, что совершил непоправимую ошибку.

Вместо послесловия

Роман читается достаточно легко, но перенасыщен ненормативной лексикой, порою очень грубой, а также чересчур натуралистичным описанием интимных сцен, что не всегда оправдано, но было, вероятно, просто данью тогдашней моде.

Странные ощущения возникают, когда открываешь эти страницы.
Во-первых, конечно окунаешься в имя, которое неразрывно связано с шестидесятыми теперь уже прошлого века. И эти шестидесятые возникают и не отпускают не потому, что столько сказано и написано, вроде как о декабристах ХХ века, заложивших чего-то там, что ожило и ярко разбросало свои плоды в начале девяностых, но главным образом потому, что сам был там, в этих шестидесятых, и хоть лично ничего такого не закладывал и не вспомнит никто, кроме самых близких друзей, те студенческие и первые трудовые, и вальс Мендельсона, и танец молодых под «Ночью, в узких улочках Риги...», но имя Василия Аксёнова именно оттуда, из его «Звёздного билета», с наивным и страстным ожиданием и у него, и у себя самого: невозможных свершений, чуда жизни и чего-то очень тонкого и святого, что ничуть не погибло и даёт плоды.
Скажете: «Поздновато!» - а ещё спросите: «А где плоды?» И будете правы. И поздновато. И плоды совсем не похожи на нечто съедобное и ожидаемое тогда. Поэтому и переходим к: «А во-вторых...».
Во-вторых, это очень важно! Если уж сказал «Во-первых», то «Во -вторых» должно быть обязательно, иначе будешь уличён в безграмотности и непоследовательности, а в этом конкретном случае, когда даже в названии заявлена попытка человека, совсем не осознавшего необходимость проникнуться и примкнуть, ещё не отмеченного всем необходимым, чтобы иметь право... , и кроме того, естественно для него: не члена, не участника, безлиткорочного и даже не … , то уж будь любезен - соблюдай хоть что-нибудь.
Итак, во-вторых.
А во-вторых началось давно, в те годы, когда ещё не возникла мода на подписные и можно было без особой очереди в магазине на улице Кинга заказать Пушкина, Маяковского, Толстого, который Лев, и второго, который Красный Граф. Ну, и так далее. Когда ещё без разнарядки и партийной прессы в приложении (вернее считалось, что всё, кроме партийной прессы - это так уж и быть) можно было... Вот мы и оформили с женой, а потом многократно повторяли подписку на тот самый журнал с названием возраста, в котором пребывать не надоест никогда - на журнал «Юность». Годовые подшивки читались, иногда по диагонали, а потом пылились в диванах и на антресолях.
Я не знаю, почему я открыл несколько дней назад этот не читанный номер 1 за 1990 год. Может быть именно потому, что человека уж нет, но он написал нечто, что должно быть прочитано. Мной прочитано. И не потому именно мной, что я такой уж замечательно умный, а потому, что это нужно именно мне, и именно, чтобы осознать. Осознать хоть что-то в этом мире и в себе.

Василий Аксёнов «Остров Крым», журнал «Юность», номера с января по май 1990 года.
Я не помню, почему перестал тогда читать журнал «Юность». Наверно в связи с тем, что реальные события жизни тогда были намного более фантастическими и ошарашивающими, чем любая проза о прошлом или будущем. Да и впечатление от прочитанного было бы тогда совершенно другим. Ну, что я почерпнул бы тогда, если бы прочитал роман? То, что жизнь на западе более свободна и обеспечена, чем в Союзе.? Что наши руководители не видят ничего, кроме своих догм? Что народ зашорен и пытается удержать сам уверенность в завтрашнем дне без достатка и громкой правды? Что есть вот такая раскованная половая страсть, перемежающаяся с распущенностью? Что мир меняется и лишь Портреты пытаются вставить тормозные башмаки под колёса мчащегося Локомотива Истории и Прогресса?
И какие выводы сделал бы для себя? Что надо ускорить крах этого государства, якобы рабочих и крестьян? Наверно так. Хотя, скорее всего не убедил бы себя в последнем тезисе, а старался бы, вслед за Генеральной тогдашней Линией, думать о том, что хорошо бы заменить звериный оскал человеческим лицом. Естественно, это всё теоретически, потому что ни сил, ни воли не хватило бы взять в руки нечто и встать в одну шеренгу... Вот тут интересно, в какую такую шеренгу понесло бы меня чисто теоретически встать вдали от Первопрестольной и даже Второй Столицы? Пустое. Маниловские предположения.
А если говорить по сути, то ещё раз посудачил бы с друзьями на кухне о наших Портретах, бестолковости, о «хорошо у Них», проглотил бы слюну на пикантных описаниях и... И это всё. Как же замечательно, что я не прочитал этот роман тогда. Потому что этот роман совсем о другом. И для того, чтобы прочувствовать и понять это, надо было услышать прошамканные слова Первым Лицом на открытии Олимпиады в Москве, узнать про грузы двести из Афгана, увидеть бегающие глаза и трясущиеся руки Вице Президента Советского Союза, посмотреть в прямом эфире, как рушатся башни Всемирного Торгового Центра, как вешают Саддама за то оружие, которого у него не было, узнать про ужас Чечни и Ирака, увидеть, как на терминале Чикаго обыскивают только людей со специфическим цветом кожи, увидеть горящие города Европы и руки Высоких Лиц за штурвалами боевых самолётов, узнать, что сам являешься оккупантом и ещё многое чего, с избытком содержащемся в потоке сегодняшних жёлтых, красных, чёрных, зелёных и другого цвета листочках и сообщениях СМИ. Надо было поработать в том числе в могучей мировой корпорации, а потом в единый миг лишиться всего.
Господа! Дамы и барышни! Товарищи и коллеги! Почитайте этот роман, ведь он совсем не про тогда, хоть даже может быть и сам Василий Аксёнов думал, что про тогда. Он про сегодня, про тот день, когда произошло наоборот, когда Остров Крым проглотил Великий и Могучий. Совсем не подавился, проглотив. Правда внутри его нечто булькает, как в том смешном мультике, когда и Медведь и Лиса, и другие робяты глотают поющего песенку, а потом поют её сами фальшиво и безумно. Лично во мне тоже звучит эта песенка нового монстра, некоего симбиоза Острова и Союза, в котором Остров постепенно исчезает, а могучий Союз, размерами с Шарик, совсем неважно под какими знамёнами и ведомый какими Портретами, уверено мчит Локомотив Истории и Прогресса туда, куда никто не хочет по правде, но другого пути уже нет. Или всё же есть?
Точно так, как в романе, уплывает лишь лодочка к неизведанным берегам, а Некто сверху может быть думает, а не шарахнуть ли и по ней?
Или может быть роман совсем не об этом?
Извините, Василий Павлович, за такую вольную интерпретацию Вашего романа. Может быть Вы и об этом думали, или что-то не очень далёкое от моих слов имели ввиду? Теперь Вы уже не ответите. Светлая Вам память. Память писателю. А писатель - это ведь далеко не только тот, и вообще не тот, кто удостоен, грамотно излагает и в кругу. Не так ли, Василий Павлович? Писатель ведь наверно что-то знает такое, что может и самому ему непонятно, но излагает без оглядки на, и без видимой личной пользы.

Сергей Эсте

Рецензии

Здравствуйте, Сергей.
Странное чувство, но с уходом Аксенова, который для меня был очень неоднозначен, появилось ощущение, что ушел последний русский классик.
Я помню то нетерпение, с которым ждали очередную "Юность" в 90-е с его "Островом Крым".
Знаете, мне кажется,что Аксенов раньше других почувствовал главное:
"сюр",непредсказуемость и нелепость времени, в которое тогда мы только
"вступали",абсурдность 21-го века,т.с. первый оценивающий взгляд в будущее.
Спасибо, Сергей.
С уважением,

Спасибо, Ирина, что высказались по поводу моей работы.
Что же касается классиков русских, то мне видится, что русские классики никуда не деваются, взамен ушедших появляются новые. Всегда появляются, во все времена. Что с того, что ни Вы ни я не в состоянии назвать следующих имён? Это совсем не говорит, что они не появятся, или может быть уже появились, но невидимками пока. Как там было? "К лицу лицом..." В своём отечестве с пророками тоже не совсем... Причём, это не только про Русь.
Да, Вы правы, неоднозначен Аксёнов. И в "Острове Крым" абсолютно однозначно читаются моменты, которые вставлены Василием Аксёновым "для продаваемости", в угоду вкусам и пристрастиям широкого круга читателей (скажем так, обтекаемо). Но это не умаляет того, что Аксёнов учуял и сказал.
А нам бы научиться если и не чуять самим что-то в атмосфере Королевства Датского, коим вся наша старушка Земля становится, то хотя бы внимательно вглядываться в мазки тех, кому это дано. На всякий случай, чтобы жизнь не прекращалась. Чтобы не всё равно, потоп после или нет.
С уважением,

В марте 2014 года премьер-министр Автономной Республики Крым Сергей Аксёнов обратился к Владимиру Путину с просьбой «об оказании содействия в обеспечении мира и спокойствия на территории АРК ». В интервью, прошедшему на фоне этих событий, которое взял С. Брилёв у Аксёнова, произошёл такой диалог:

Брилёв: Сергей Валерьевич, я не удержусь от такого вопроса. Василий Аксёнов, который написал «Остров Крым», вам не родственник случаем?

Аксёнов: К сожалению, нет.
Брилёв: Ну, вторую часть этого романа вы явно пишете…
Аксёнов: Постараемся дописать!

Аксёнов Васи́лий Па́влович (20 августа 1932- 6 июля 2009) - русский писатель, автор фантастического романа «Остров Крым».

«Остров Крым» - фантастический роман Василия Аксёнова. Написан в 1979 году, издан после переезда автора в США в 1981 году. Представляет собой альтернативную историю и географию, но тяготеет не столько к фантастике, сколько к политической сатире, разбавленной жизнеописаниями персонажей.

Роман написан в 1977-1979 годах, частично во время пребывания Аксёнова в Коктебеле . Аксенов работал над «Остров Крым» в Коктебеле в доме Ложко , под горой Сююрю-кая, на улице Гумилева , дом 1.Есть мнение, что образ старшего Лучникова списан с Вячеслава Федоровича Ложко .

Остров Крым: сюжет и краткое содержание

Основное допущение романа - полуостров Крым здесь является полноценным островом в бассейне Чёрного моря

Второе допущение романа - во время Второй мировой войны остров сохранял нейтралитет, не примкнув ни к «Оси», ни к Антигитлеровской коалиции, а после войны выстоял в вооруженном конфликте с Турцией.

Таким образом Крым превращается в изолированное «русское» государство в теле набирающей силу советской России. Несмотря на ограниченные территорию и природные ресурсы, остров Крым не только не поглощается СССР, но и процветает, заполучив помощь и поддержку европейских держав, а также благодаря вовремя проведенным реформам и продуманной внешней политике. Он превращается в своего рода вторую, «альтернативную», Россию, существующую в состоянии вооруженного нейтралитета по соседству с первой. Уровень жизни в Крыму разительно отличается - организована профессиональная армия, поднята промышленность, обустроены лучшие в Европе курорты. На момент начала действия романа Крым представляет собой небольшую, но богатую и процветающую страну, чье население - как русские, так и крымские татары - в равной мере вобрало в себя и «советское» и «европейское».

Представление Крыма как изолированного от мира симбиоза России, СССР и Европы в романе Аксёнова предоставило автору широкие возможности для социальной и политической сатиры, а также позволило в рамках «альтернативной истории» попытаться изобразить Россию в миниатюре, лишенную коммунистического влияния.

Биография Василия Аксенова

В 1937 году, когда Василию Аксёнову не было ещё и пяти лет, оба родителя (сначала мать, а затем вскоре - и отец) были арестованы и осуждены на 10 лет тюрьмы и лагерей. Старших детей - сестру Майю и брата Алёшу забрали к себе родственники. Вася был принудительно отправлен в детский дом для детей заключённых (его бабушкам не разрешили оставить ребёнка у себя).

В 1956 году Аксёнов окончил 1-й Ленинградский медицинский институт и получил распределение в Балтийское морское пароходство, где должен был работать врачом на судах дальнего плавания. Несмотря на то, что его родители уже были реабилитированы, допуск ему так и не дали. В дальнейшем упоминалось, что Аксёнов работал карантинным врачом на Крайнем Севере, в Карелии, в Ленинградском морском торговом порту и в туберкулёзной больнице в Москве (по другим данным, был консультантом в Московском научно-исследовательском институте туберкулёза).

5 марта 1966 года Василий Аксёнов участвовал в попытке демонстрации на Красной площади в Москве против предполагаемой реабилитации Сталина. Был задержан дружинниками. В 1967-1968 годы подписал ряд писем в защиту диссидентов, за что получил выговор с занесением в личное дело от Московского отделения Союза писателей СССР

Ещё в марте 1963 года на встрече с интеллигенцией в Кремле Никита Хрущёв подверг Аксёнова (вместе с Андреем Вознесенским) острой критике. А в 1970-е годы, после окончания «оттепели», произведения Аксёнова перестают публиковаться на родине. Романы «Ожог» (1975) и «Остров Крым» (1979) с самого начала создавались автором без расчёта на публикацию. В это время критика в адрес В. Аксёнова и его произведений становится всё более резкой: применяются такие эпитеты, как «несоветский» и «ненародный». В 1977-1978 годах произведения Аксёнова начали появляться за рубежом, прежде всего в США.
Самый читаемый среди школьников роман Василия Аксенова в соавторстве это все-таки «Джин Грин - неприкасаемый: карьера агента ЦРУ № 014». Книга написана в соавторстве тремя писателями (Василий Аксёнов, Овидий Горчаков и Григорий Поженян) под общим псевдонимом Гривадий Горпожакс в 1972 году.
Представляет собой роман-пародию на шпионский боевик и вместе с тем всерьез затрагивает аспекты социально-политического и военного противостояния социалистического лагеря и западного мира, а также имеет антивоенную направленность. Книга имела большую популярность в Советском Союзе и выдержала несколько переизданий. Как утверждали авторы в предисловии, их роман «приключенческий, документальный, детективный, криминальный, политический, пародийный, сатирический, научно-фантастический и, что самое главное, при всем при этом реалистический».
В жизненном пути Василия Аксенова несложно увидеть, что он скорее имел поддержку в США, чем в Советском Союзе. Реалии крымняш 2014-2015 крайне далеки от идей Василия Аксенова как и «харизма» его нынешнего «крымского» однофамильца, происходящего из молдавского города Бельцы.

=============
Публикуем без комментариев и без уважения. Просто пусть будет копия.

Это придумал Аксёнов. Что из пророчеств «Острова Крым» сбылось за год

Крымский публицист и очевидец холодной «Русской весны» 2014-го Павел Казарин комментирует цитаты из романа Василия Аксёнова, оказавшиеся пророческими

Алексей Батурин — 18.03.15 http://focus.ua/

Ровно год назад, 18 марта 2014 года был подписан не признанный миром «договор о вхождении Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации на правах субъектов Российской Федерации».

За 35 лет до аннексии полуострова Россией Василий Аксёнов написал фантастический роман «Остров Крым «.

«У Аксёнова описан идеальный Крым, Крым-мечта, эдакий черноморский Сингапур. Поэтому роман был популярен в Крыму – крымчане хотели бы видеть полуостров таким, каким его изобразил писатель. Но реальный Крым в отличие от своего литературного прототипа никогда не был субъектом истории, а только лишь её объектом. Мы часто говорим, что в Крыму были пророссийские настроения, но это неправда. Там были просоветские настроения. Его «золотые годы» пришлись на 70-80-е годы и очень многие в Крыму хотели вернуться именно туда – в СССР. И в России они видели не столько реальную Российскую Федерацию, сколько реинкарнацию Советского Союза», – убеждён Павел Казарин.

Шутники
«Фофанов повернул ручку телевизора на московский канал. Там в этот глухой час вместо цветной сетки сидел скуластый диктор Арбенин в диком пиджаке и умиротворяющим монотонным голосом читал какое-то сообщение ТАСС

В ознаменование воссоединения народов Восточного Средиземноморья с нашим великим социалистическим содружеством Комитет физкультуры и спорта при Совете Министров СССР совместно с Министерством обороны СССР и ДОСААФ решили провести в секторе Чёрного моря военно-спортивный праздник под общим названием «Весна»… Репортажи о ходе праздника будут периодически транслироваться по второй программе Центрального телевидения»

В этом фрагменте есть очень любопытное совпадение - военно-спортивный праздник «Весна». Вообще, архитекторам «Крымской весны» сложно отказать в чувстве юмора. Есть такие параллели, которые при желании можно назвать забавными, начиная с фамилии одного из её фигурантов Аксёнова.

То, как подавали российские СМИ «Крымскую весну» – это не искажение реальности, а создание альтернативной реальности. В сюжетах не было российских военных, вооружённых по последнему слову техники, не показывали «Тигры», которые ездили по крымским дорогам. Когда было нужно, показывали ребят в разношёрстных камуфляжах из рядов «крымской самообороны». Российский обыватель где-нибудь в Саратове считал, что российская армия не имела никакого отношения к происходящему. Когда я говорил своим друзьям в России, что в Крыму действует их армия, они отмахивались от меня, предлагали не повторять чужую пропаганду. И в этом смысле отлаженность идеологического механизма напоминала тот, что описан у Аксёнова.

«Царило радостное возбуждение. Молодёжь развешивала по ветвям платанов лозунги типа: «Привет, Москва!», «Советский Остров приветствует советский материк!», «Крым + Кремль = Любовь!» и самый оригинальный: «Пусть вечно цветёт нерушимая дружба народов СССР! »
- Действительно, многие крымчане пребывали в эйфории. За 23 года Крым ментально так и не стал Украиной. Проводниками «украинскости» на полуострове служили в первую очередь крымские татары, а в Севастополе - украинские военно-морские силы.
Этого было слишком мало для полноценной диффузии, поэтому пророссийские настроения оказались очень сильны. Присоединение к России воспринимали как наступление «золотого века» с большими зарплатами, пенсиями и прочим изобилием.
«Надоели эти иностранные бл…ди! Хватит с нас иностранных бл…дей! Куда ни войдёшь, всюду иностранные бл…ди! Хватит! Тошнит! Теперь наши пришли! Русские войска пришли! Теперь мы всех иностранных бл…дей разгоним!»
- По моим ощущениям, ядро просоветской группы в Крыму составляло до 30% от всего населения. Именно из этих людей формировалось так называемое казачество и самооборона, которые проявляли силу по отношению к несогласным и считали это правильным. Убеждения ещё порядка 50% крымчан сводились к лозунгам «чтобы не было войны». Они радовались тому, что вся операция прошла бескровно. Эти люди не так уж и агрессивны. Для них один из основных жизненных запросов - стабильность. Поэтому одна часть в Крыму радовалась тому, что войны не произошло, а другая ждала крови, реванша, хотела мыть сапоги в Индийском океане.
Мне кажется, вот эта вторая часть населения может изменить свою позицию. Если Россия напугает их больше, чем год назад напугала Украина, если наша страна окажется более мирной и стабильной, они точно так же будут ратовать за совместную жизнь с ней.
«- Мир большой! - ликуя, кричала Кристина. Её вдруг охватил восторг. Она подумала вдруг, что этот день, может, будет вспоминаться ей, как самое захватывающее приключение жизни. - Мир такой большой, эй ты, красивый татарин! Есть куда сбежать!»
- Если сравнивать с Донбассом, то количество беженцев с полуострова значительно ниже. Во многом это связано с тем, что в Крыму не лилась кровь, там нет даже товарного дефицита, есть лишь сокращение ассортимента. Если люди бежали с Донбасса от войны, то из Крыма они уезжали не потому, что им нечего есть, а потому что им нечем дышать.
Таких людей всегда не так уж много.
Беженцы из Крыма были именно политическими эмигрантами.

Прорабы «Крымской весны»
«СОС (так читается аббревиатура Союза Общей Судьбы) - явление весьма неоднозначное. Во главе его стоит тесно сплочённая компания влиятельных лиц, так называемые одноклассники… Движение их базируется на идеалистическом предмете, так называемом комплексе вины перед исторической родиной, то есть перед Россией. Они знают, что успех дела их жизни обернётся для них полной потерей всех привилегий…».

Из всех триумфаторов «Крымской весны» идеалистом можно назвать только «народного мэра» Севастополя Алексея Чалого. По иронии судьбы, именно он не получил никакой реальной должности. Его отправили возглавлять законодательное собрание Севастополя, и сейчас он находится в непубличном противостоянии с назначенным губернатором Севастополя Сергеем Меняйло. До последнего времени Чалый зарабатывал на создании конкурентоспособных технологий. Он не стремился извлечь выгоду из своей пророссийской позиции. Более того, всё время в неё вкладывал: снимал исторические фильмы, восстанавливал музеи и так далее.

А вот Владимир Константинов был образцовым чиновником, у него огромное количество украинских наград, он директор и владелец одной из крупнейших строительных компаний «Консоль». Злые языки говорят, что на момент аннексии её суммарный долг перед украинскими банками превышал $200 млн. И, по мнению этих самых людей, для Константинова участие в аннексии было не только средством спасти свою политическую карьеру, но и возможностью избежать банкротства: тем самым он обнулил свой долг.

Сергей Аксёнов на момент аннексии - лидер маргинальной партии, которая, как говорят, создавалась на деньги Дмитрия Фирташа. Этот предприниматель имел активы в северном Крыму и хотел завести в крымский парламент фракцию для лоббирования своих интересов. У Аксёнова из ста депутатов крымского парламента было только три «штыка». Он всегда был украинским политиком, эксплуатирующим пророссийскую повестку в Крыму, не более.

Это же касается Рустама Темиргалиева, который политическое будущее связывал в своё время с социал-демократической партией Медведчука, потом с Инной Богословской, потом перешёл в Партию регионов.

«Со всех сторон к берегам подходят десантные суда, на пляжи высаживаются танковые колонны, в бухты - морская пехота, применяются суда на воздушной подушке. Аэропорт Симфи наводнён «Антеями». Радарные системы оповещают о приближающемся соединении истребительной авиации. Предполагаю, что речь идёт о блокаде наших баз»
- В этом фрагменте реальность описана довольно точно. Разница в том, что российские войска действовали без знаков отличия. А также во время аннексии не была использована тяжёлая бронетехника и истребительная авиация.

«Ти-Ви-Миг, как всегда, оказался на месте. На экране «ящика» уже можно было видеть пасть десантной рыбины, откуда один за другим выезжали набитые «голубыми беретами» джипы. Передача, правда, почему-то внезапно прервалась, когда несколько «голубых беретов» побежали прямо на камеру, на ходу поднимая приклады… »

Всю грязную работу выполняла так называемая самооборона Крыма. Сами военные не нападали на журналистов, вели себя максимально корректно и всячески пытались оправдывать статус «вежливых людей», который им присвоили.

«В Крыму хотели вернуться именно в СССР. И в России они видели не столько реальную Российскую Федерацию, сколько реинкарнацию Советского Союза».

Головы, обращённые назад
«С детства они знали о Крыме одну лишь исчерпывающую формулировку: «На этом клочке земли временно окопались белогвардейские последыши чёрного барона Врангеля. Наш народ никогда не прекратит борьбы против ошмётков белых банд, за осуществление законных надежд и чаяний простых тружеников территории, за воссоединение исконной русской земли с великим Советским Союзом»

Много десятилетий существовал миф о Крыме, как об исконно русской территории, овеянной славными победами предков и имеющей сакральное значение. А чем более популярной становилась в России реваншистская мысль о восстановлении империи, тем чаще взгляды утыкались в полуостров. С точки зрения носителей имперской идеологии, Крым больше всего подходил на роль той территории, которую в случае чего нужно вернуть в состав России.

«Симпатия к Советскому Союзу и даже тенденция к слиянию с ним - главенствующая идея на Острове, несмотря ни на что… Если бы в данный момент провести соответствующий референдум, то не менее семидесяти процентов населения высказалось бы за вхождение в СССР, однако тридцать процентов - это тоже немало, и любое неосторожное включение в сеть может вызвать короткое замыкание и пожар »

У Данте есть образ: грешники идут с головами, обращёнными назад. Это во многом характерно для полуострова. Он был нацелен не на перемены, не на развитие, а на консервацию старого. Крым оставался последним форпостом исчезнувшей империи, он продолжал обсуждать советскую проблематику, в то время как даже сама Россия уже сменила повестку. Синхронизация произошла в 2013–2014 годах, когда Россия окончательно решила вновь погрузиться в советскую риторику.

Есть результаты опроса Киевского международного института социологии, который проводился в начале февраля 2014 года. 41% крымчан поддержали вариант объединения России и Украины в одно государство. Я допускаю, что когда революция в Киеве достигла кульминации, этот процент мог вырасти до 60–65% за счёт испугавшихся. Ведь Крым получал информацию из рук коллективного Дмитрия Киселёва, а не от украинских каналов.
Военный конфликт мог случиться, поскольку в Крыму была дислоцирована 18-тысячная военная украинская группировка. Но все произошло бескровно. Мне кажется, украинская армия не стреляла по нескольким причинам. На тот момент существовала правовая дыра: юридически Янукович оставался президентом, а полномочия Александра Турчинова вызывали вопросы. Понятно, что у командира любой воинской части приказ, отданный из Киева лицом с неопределённым статусом, мог вызвать закономерные сомнения.
Второй момент: моральный дух офицеров и солдат был чрезвычайно низким.
Третье: украинская армия в Крыму в значительной части была укомплектована крымчанами, у которых очень сильна региональная идентичность. Многие пытались избежать вооружённого столкновения, потому что там жили их семьи. Неслучайно некоторые части, например, феодосийский или керченский батальоны морской пехоты, блокировали реальные российские спецназовцы. В то же время многие части блокировали условные казаки или мирные жители, потому что заранее существовала договорённость, что военнослужащие не будут сопротивляться аннексии.

«Советскому Союзу достаточно пошевелить пальцем, чтобы присоединить вас к себе. Остров находится в естественной сфере советского влияния. Население деморализовано неистовством демократии. Идея Общей Судьбы овладевает умами. Большинство не представляет себе и не хочет представлять последствий аншлюса. Стратегическая острота в современных условиях утрачена. Речь идёт только лишь о бессознательном физиологическом акте поглощения малого большим».
- Поглотить просоветски настроенный регион было легко для России, которая вновь попыталась стать Советским Союзом. Для многих крымчан история началась в 1954 году, с момента вхождения Крыма в состав Украины, и, по их мнению, 18 марта 2014 года история закончилась - кривизна исправлена, поставлена точка, можно двигаться дальше.
При этом большинство крымчан отказываются понимать, что 18 марта крымская история только началась. Для мировых игроков Крым - вопрос принципиальный. Потому что с 1945 года произошло всего пять аннексий, полуостров стал шестым. Каждая из аннексий была огромным взрывом в мире международного права. Запад не может закрыть глаза на Крым, а в Крыму этого не понимают. И, боюсь, не хотят понимать последствий прецедента, произошедшего год назад.
Думаю, определённые силы в России противились аннексии. Российские элиты, которые понимали значение международного права и соотношение сил на мировой геополитической шахматной доске, не хотели этого. Они отдавали себе отчёт, что аннексия повлечёт за собой экономический крах модели современной России. Но голоса системных либералов - людей, которые отвечают за экономический блок в правительстве – в тот момент не играли ключевой роли. На первый план вышли ястребы, силовики.

«Остров Крым» — роман В.П. Аксенова. Впервые опубликован в США в 1981 г. Роман создавался в 1977—1979 гг. Идейно и тематически к нему примыкает другой роман того же писателя «Ожог» (1968-1975 гг.), напечатанный в том же издательстве годом ранее. Романы были опубликованы вскоре после эмиграции писателя в США. В России впервые был опубликован в журнале «Юность» (1990, № 1 —5). Первое издание в полной авторской редакции — в Москве в 1997 г.

В подзаголовке последнего издания стоит обозначение «боевик», но в действительности роман «Остров Крым» Аксенова представляет собой сложный жанрово-стилистический синтез, который связал воедино утопию, антиутопию, политический роман-памфлет, детектив, американский вестерн с элементами эротики и сатиры.

Действие происходит в 70-е гг. в свободной зоне Восточного Средиземноморья — в государстве Крым, созданном в результате поражения Красной Армии в 1920 г. В итоге многолетнего параллельного сосуществования Крым стал процветающим, правда, полупризнанным в мире государством с развитой экономикой и многопартийной демократической системой, Россия же превратилась в загнивающего бюрократического монстра, в государство, пропитанное постсталинистской психологией и беспросветной чиновничьей тупостью. Таким образом, Аксенов смоделировал альтернативную историю: что было бы, если бы история пошла иным путем. В этом случае и Россию не миновала бы участь многих других стран, расколовшихся на части с капиталистическим и социалистическим секторами — Германия, Корея, Китай, Вьетнам и др.

Осознавая ненормальность двойственного пути, по которому развивалась Россия, главный герой романа издатель влиятельной газеты Андрей Лучников создает организацию Союз Обшей Судьбы (СОС). Он один из немногих, кто верит в необходимость воссоединения. Понимая опасность уничтожения демократии, он верит в важность сохранения национального единства, но главное, в историческую миссию Крыма — завершить процесс разложения и окончательного развала коммунистического государства.

Лучниковым движет любовь к подлинной России, свободной от национализма и сепаратизма правых, от политических распрей, коммунистической деспотии. Но идея Общей Судьбы, синоним «третьего пути» в истории, оказывается неосуществимой утопией, она терпит крах, а поиски главным героем выхода из тупика приобретают трагический характер. Альтернатива истории «нейтрализуется», история возвращается к своей закономерной и печальной неизбежности. Остров Крым перестает существовать, раздавленный советским колоссом.

Роман «Остров Крым» Аксенова прочитывается не только как полуфантастическое повествование о «курьезном политико-историческо-географическом понятии», но и как развернутая метафора несостоявшегося индивидуального, авторского и общественного идеала, понимаемого как слияние несоединимого: свободы и счастья, мечты и реальности, экономического процветания и подлинно национальной культуры, патриотизма и космополитизма, настоящего и будущего.

Острота многих вопросов романа придает ему характер яркого социально-политического памфлета. Изображая жизнь в СССР, Аксенов не только развенчивает лицемерие партийно-государственной верхушки, порочность нравов и психологии политиканов, но не упускает возможности поиронизировать над диссидентским движением с его беспомощностью и наивностью. Вместе с тем, при всей безысходности картины России 70-х гг., в романе сохраняется романтическая надежда на перемены к лучшему.

Важнейшая особенность аксеновской прозы в целом и этого романа в частности — интенсивный игровой момент, проявляющийся в стиле, в речи героев, в характерах. В игровом ключе раскрываются взаимоотношения друзей, любовников, изображены западные реалии, предметы быта и т.д. Жители Крыма «вревакуанты» говорят на «смеси татарщины и русятины» с сильной долей американизмов, язык яки — «среднее между якши и о’кей». Словесная ткань насыщена также вульгаризмами, скабрезностями, создавая особый «аксеновский» конгломерат романтики и грубоватой иронии. Аксенов использует элементы детектива и вестерна также с явным ироническим оттенком: мотивы покушения, сцены бегства, преследования, исчезновения.