Наука в Южно-Африканской Республике - В истории науки в Южно Африканской Республике было несколько наиболее важных открытий и разработок. Сегодня, несмотря на старания правительства поощрять предпринимателей вкладывать в биотехнологии, информационные технологии и другие… … Википедия

    Белые в Южно-Африканской Республике - Белые южноафриканцы Современный ареал расселения и численность Всего: 4,590,200 (2010) (9,2 % населения) … Википедия

    Виноделие в Южно-Африканской Республике - ЮАР довольно крупный производитель вина (8 е место в мире, 1,157,895 млн тонн в 2005). Содержание 1 История виноделия 2 Основные регионы виноделия … Википедия

    Индуизм в Южно-Африканской Республике - Индуизм является третьей по числу последователей религией в ЮАР после христианства и ислама. Исторически, большинство южноафриканских индуистов проживали в провинции Квазулу Натал, но в настоящее время значительное количество индуистов можно… … Википедия

    Православие в Южно-Африканской Республике - Православие в ЮАР появилось прежде всего среди греков. Содержание 1 История 2 См. также 3 Примечания … Википедия

    Железнодорожный транспорт в Южно-Африканской Республике - Поезд метро возле Кейптауна Железнодорожный транспорт ЮАР сеть железных дорог в ЮАР, играющая важную роль в транспортной инфраструктуре страны. Являются наиболее … Википедия

    Округа Южно-Африканской Республики - (англ. Municipalities of South Africa) относятся к более низкому, чем провинции, уровню административно территориального деления. Они образуют самый низкий самоуправляемый уровень административно территориального деления, и функционируют на… … Википедия

    Языки Южно-Африканской Республики - В Южно Африканской Республике, согласно её Конституции 1996 года, признаётся 11 официальных языков (больше 23 только в Индии). Прежде официальными языками государства были английский и африкаанс, однако после падения апартеида на… … Википедия

Законодательно закреплена полная свобода вероисповедания.

Более 80% населения составляют христиане (большинство протестантов). Распространение христианства началось в серед. 17 в. и связано с деятельностью европейских миссионеров.

Старейшая в стране Голландская реформатская церковь Южной Африки (действует среди африканеров, цветных, индийцев и банту). Существуют дочерние национальные церкви.

Англиканская церковь объединяет англоюжноафриканцев (выходцы с Британских островов). Среди потомков выходцев из Шотландии есть Пресвитериане.

Действуют ряд христианско-африканских церквей, возникших в 1880-х на базе раскольнических движений среди банту. Около половины африканцев придерживается традиционных африканских верований (анимализм, фетишизм, культ предков, хранителей домашнего очага, сил природы и др.).

Существует значительная община индуистов.

Распространен иудаизм, насчитывается ок. 200 иудейских обществ.

Официальной религии нет. По данным переписи населения 2001 года, порядка 80 % населения составляют христиане различных толков, причём 11,1 % всех жителей являются приверженцами сионской церкви, 8,2 % — пятидесятники, 7,1 % — католики, 6,8 % — методисты, 6,7 % — прихожане Голландской реформатской церкви, 3,8 % — англикане. 15 % жителей придерживаются традиционных верований или не исповедуют никакой религии. На мусульман и индуистов приходится 1,5 и 1,3 % населения соответственно.

Кальвинизм стал одним из компонентов национального самосознания буров, предопределив такие черты политиков и простых людей, как упорство, стойкость перед лицом неудач, фатализм, умеренность и неприхотливость. С другой стороны, он способствовал складыванию представления об исключительности формирующегося народа.

Этнос, возникавший на основе нескольких поколений переселенцев и беженцев, воспринимался его представителями как новый «народ завета» (по аналогии с древними евреями, заключившими Ветхий Завет с Богом), избранный для великих свершений. Как следствие, массовые миграции буров в самой Африке («Великий трек»), вызванные преимущественно экономическими причинами, получали крепкое идейное обоснование, которое укрепляло решимость «треккеров», уходивших из-под власти британцев так же, как древние евреи однажды уходили из-под власти египетского фараона в Землю обетованную.

В эпоху апартеида государство спонсировало церкви, видя в них важный инструмент поддержания «традиционного» африканерского этноса. Одновременно христианство сыграло большую роль в идеологической аргументации разделения рас, подкрепляя стихийный расизм (практически неизбежный при контактах различных расовых групп) цитатами из Священного Писания и околобиблейской мифологией.

По мнению многих исследователей, в становлении расистского мировоззрения европейцев-христиан большую роль сыграл миф о потомках Хама («проклятие Ханаана»). В христианской среде считалось, что народы южных стран (в том числе африканцы) произошли от Хама — одного из сыновей Ноя, наказанного отцом за непочтительное отношение. Проклятие Ноя, произнесённое в отношении Ханаана — сына Хама, обрекало его и его потомство на рабство у братьев, что в дальнейшем стало у европейцев одним из оправданий для торговли африканскими рабами.

Кроме того, образы Дьявола и его слуг, в условиях нехватки достаточного количества детальных описаний в Библии, в значительной степени формировались под влиянием Священного Предания и христианских апокрифов, где силы Тьмы часто отождествлялись с географическим Югом (в том числе частью Африки, известной авторам этих сочинений) и чёрным цветом кожи. В дальнейшем это также способствовало формированию расистских стереотипов и оправданию неравенства рас.

С другой стороны, значительное число деноминаций выступало против практики апартеида. В Новейшей истории ЮАР религиозные сюжеты (часто в сектантской интерпретации) стали источником вдохновения для африканерских правых экстремистов.

Ответом африканцев на расистскую позицию Голландской реформатской церкви, не принимавшей в свои ряды чернокожих прихожан, и жизненные неурядицы колониальной эпохи и периода апартеида стало создание афрохристианских церквей, доктринально отличавшихся от других христианских деноминаций и в большей степей отвечавших духовным чаяниям африканцев.

В настоящее время в ЮАР, как и во многих других развивающихся странах, продолжается рост популярности пятидесятничества (одно из направлений христианства), что ряд исследователей объясняет наличием в этом учении посылок, которые многие африканцы связывают с прогрессом и успехом. Пятидесятничество предполагает символический разрыв с прошлым при крещении, считает богатство и благополучие более богоугодными, чем бедность, активно борется с алкоголизмом и другими общественными пороками. Таким образом, в сложный пореформенный период религия вновь позволяет значительной части населения страны обрести цель жизни и силы для её достижения.

Несмотря на то что религиозные организации сохраняют значение как участники благотворительной деятельности, в целом следует признать, что влияние религии на политику в современной ЮАР гораздо меньше, чем в период становления государственности и апартеида. В стране действует несколько христиане ко-демократических партий, однако их роль в политическом процессе весьма незначительна.

Бывший верховный иерарх англиканской церкви в ЮАР архиепископ Десмонд Туту, возглавлявший в 1996-2001 годах Комиссию правды и примирения, продолжает считаться важной фигурой в южноафриканской публичной политике, хотя оценки его деятельности и роли Комиссии в деле преодоления последствий апартеида весьма противоречивы.

Младшим партнёром Демократического альянса является Мусульманская партия Африки, не пользующаяся большой популярностью на выборах. О проблеме политизированного ислама см. в разделе «Внешние и внутренние угрозы безопасности государства».

Ситуация с традиционными африканскими верованиями разнится от городов к деревням. В первых значительная часть населения (в особенности — молодёжь) уже в значительной степени вестернизировалась, и влияние религии на образ жизни в основном проявляется в рудиментах старого мировоззрения (суевериях и пр.), формальном соблюдении религиозных норм и пр. Деревня продолжает демонстрировать более последовательный подход к традиционным верованиям.

Элементом традиционной культуры, до сих пор оказывающим влияние на поведение жителей ЮАР, является вера в разрушительную силу колдовства. Наиболее одиозным проявлением этой веры являются публичные расправы с подозреваемыми в колдовстве, периодически происходящие в отдельных населённых пунктах.

Рекламная индустрия ЮАР (Южно-Африканской Республики) активно эксплуатирует религиозность покупателей - к такому выводу пришли авторы исследования маркетинговой компании McCann Erickson. По мнению маркетологов, религия перестала быть табу для рекламщиков, которые не упускают возможности использовать ее, чтобы подстегнуть продажи, - сообщает Христианский Мегапортал invictory.org со ссылкой на Благовест-Инфо.

По мнению McCann Erickson, современные южноафриканцы все более открыто заявляют о своей принадлежности к той или иной религиозной группе, и маркетологи приспосабливают свой бизнес к этой тенденции.

В 2010 году в Южной Африке пройдет чемпионат мира по футболу, и все больше болельщиков, собирающихся посетить это событие, ищут себе "христианский отель", где их соседями могут быть единомышленники из разных стран, а бизнес ведется в соответствии с их верой. Запрос "христианский отель в ЮАР" - один из самых популярных на сайте religioustraveldirectory.com, говорит представитель компании Роб ван Ройен.

Мобильный оператор Cell C предлагает своим абонентам услугу по закачке на телефоны духовной музыки, которая очень популярна у южноамериканцев. Еще один популярный тренд в стране - сайты знакомств для христиан, мусульман и иудеев.

Два футбольных клуба страны создали совместное предприятие с Христианской церковью Сиона - деноминацией, большинство последователей которой живут в бедной провинции Лимпопо. Фирма, получившая название ZOK, продает членам церкви бытовую технику и мобильные телефоны. Торговля ведется в сельской местности с передвижных фургонов.

По словам ван Ройена, верующих людей труднее обмануть недобросовестной рекламой. "Если вы хотите "привязать" свою торговую марку к религии, реклама должна быть прозрачной и честной, иначе вы не добьетесь успеха", - говорит маркетолог.

Христиане составляют около 75% 45-миллионного населения ЮАР. Мусульман в стране - около 1,5%.

Читайте также:

1 130 900,

  • пресвитериане - 832 500,
  • баптисты - 691 100,
  • конгрегационалисты - 508 800,
  • Bandla Lama Nazaretha - 249 100,
  • Миссия апостольской веры - 246 200,
  • Учтены также верующие из мелких деноминаций по направлениям:

    • Другие Апостолические церкви (Other Apostolic churches) - 5 627 000,
    • Другие христианские церкви (Other Christian churches) - 2 890 000,
    • Другие Сионские церкви (Other Zionist churches) - 1 886 000,
    • Эфиопские церкви (Ethiopian type churches) - 1 150 000,
    • Другие Африканские независимые церкви (Other African independent churches) - 656 600,
    • Другие Реформатские церкви (Other Reformed churches) - 226 500.

    Другие религии

    • Африканские традиционные религии (African traditional belief) - 125 900,
    • Индуизм - 551 600,
    • Ислам - 654 100,
    • Другие верования (Other beliefs) - 283 800.

    Перепись 2007 года

    Перепись 2007 года показала следующие результаты:

    Вероисповедание Последователи % Последователи %
    2001 2007
    Христианство 35,750,641 79.77 29,684,861 73.52
    Нерелигиозность 6,767,165 15.10 3,262,428 8.08
    Другие 283,815 0.63
    Буддизм/Китайская традиционная религия 12,113 0.03
    Ислам 654,064 1.46 985,460 1.45
    Ответ не дан 610,974 1.36
    Индуизм 551,668 1.23 504,707 1.25
    Африканские традиционные религии 125,898 0.28 6,056,487 15.00
    Иудаизм 75,549 0.17 68,640 0.17

    См. также

    Напишите отзыв о статье "Религия в Южно-Африканской Республике"

    Примечания

    Отрывок, характеризующий Религия в Южно-Африканской Республике

    Княжна Марья возвратилась в свою комнату с грустным, испуганным выражением, которое редко покидало ее и делало ее некрасивое, болезненное лицо еще более некрасивым, села за свой письменный стол, уставленный миниатюрными портретами и заваленный тетрадями и книгами. Княжна была столь же беспорядочная, как отец ее порядочен. Она положила тетрадь геометрии и нетерпеливо распечатала письмо. Письмо было от ближайшего с детства друга княжны; друг этот была та самая Жюли Карагина, которая была на именинах у Ростовых:
    Жюли писала:
    «Chere et excellente amie, quelle chose terrible et effrayante que l"absence! J"ai beau me dire que la moitie de mon existence et de mon bonheur est en vous, que malgre la distance qui nous separe, nos coeurs sont unis par des liens indissolubles; le mien se revolte contre la destinee, et je ne puis, malgre les plaisirs et les distractions qui m"entourent, vaincre une certaine tristesse cachee que je ressens au fond du coeur depuis notre separation. Pourquoi ne sommes nous pas reunies, comme cet ete dans votre grand cabinet sur le canape bleu, le canape a confidences? Pourquoi ne puis je, comme il y a trois mois, puiser de nouvelles forces morales dans votre regard si doux, si calme et si penetrant, regard que j"aimais tant et que je crois voir devant moi, quand je vous ecris».
    [Милый и бесценный друг, какая страшная и ужасная вещь разлука! Сколько ни твержу себе, что половина моего существования и моего счастия в вас, что, несмотря на расстояние, которое нас разлучает, сердца наши соединены неразрывными узами, мое сердце возмущается против судьбы, и, несмотря на удовольствия и рассеяния, которые меня окружают, я не могу подавить некоторую скрытую грусть, которую испытываю в глубине сердца со времени нашей разлуки. Отчего мы не вместе, как в прошлое лето, в вашем большом кабинете, на голубом диване, на диване «признаний»? Отчего я не могу, как три месяца тому назад, почерпать новые нравственные силы в вашем взгляде, кротком, спокойном и проницательном, который я так любила и который я вижу перед собой в ту минуту, как пишу вам?]
    Прочтя до этого места, княжна Марья вздохнула и оглянулась в трюмо, которое стояло направо от нее. Зеркало отразило некрасивое слабое тело и худое лицо. Глаза, всегда грустные, теперь особенно безнадежно смотрели на себя в зеркало. «Она мне льстит», подумала княжна, отвернулась и продолжала читать. Жюли, однако, не льстила своему другу: действительно, и глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты. Но княжна никогда не видала хорошего выражения своих глаз, того выражения, которое они принимали в те минуты, когда она не думала о себе. Как и у всех людей, лицо ее принимало натянуто неестественное, дурное выражение, как скоро она смотрелась в зеркало. Она продолжала читать: 211