Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

В соответствии с решением Совета министров иностранных дел государств - участников СНГ от 26 марта 2010 года, на основании письма Департамента общего образования Минобразования России от 13.12.2010 г. № 03-390 было рекомендовано в декабре 2010 г. - январе 2011 года провести в общеобразовательных учреждениях уроки (классные часы), посвященные Содружеству Независимых Государств. Неделя Единого классного часа Сегодня в современной школе важная роль в развитии ребенка отводится социализации - усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения, необходимых для развития положительных качеств личности. Необходимой частью развития личности является воспитание любви к родной стране, к ее законам и символам. Поэтому ключевыми задачами классного часа стали: на основе знаний, полученных школьниками на предыдущей ступени, расширить их представления о Содружестве Независимых Государств, о символике каждого государства и законодательно-правовой базе, о роли СНГ на международной арене, об экономическом взаимодействии государств - участников СНГ; содействовать воспитанию уважения к социальным нормам и ценностям, к законам и символам государств-участников СНГ.

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Цели и задачи единого урока Цель: Показать учащимся значение сотрудничества стран, входящих в состав Содружества Независимых Государств, в духовной, экономической, политической и социальных сферах Задачи: Познакомить учащихся с историей создания Содружества Независимых Государств, с достижениями стран СНГ в различных сферах общественной жизни. Формировать осмысленное отношение к межкультурным и межнациональным проблемам современного общества. Воспитывать толерантное, гуманное отношение и уважение к национальным различиям, стремление к культурному взаимодействию

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Что такое СНГ? СНГ расшифровывается как Содружество Независимых Государств, которое было образовано 8 декабря 1991 года в белорусской столице Минске. Первоначально в СНГ вошли Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, Украина и Белоруссия. Позднее к ним присоединились и другие союзные государства: Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан. Самым последним государством, вошедшим в СНГ, стала Грузия. СНГ создавалось для сотрудничества между странами во многих областях: политики, экономики, культуры, науки и т.д.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

История создания СНГ 8 декабря 1991 года – в Беловежской пуще (Белоруссия) руководители России – Президент Б.Ельцин и Госсекретарь Г.Бурбулис, Украины - Президент Л.Кравчук и Премьер-министр В.Фокин и Белоруссии – Председатель Верховного совета БССР С.Шушкевич и Председатель Совмина В.Кебич объявили о прекращении деятельности СССР “как субъекта международного права и геополитической реальности”. Было заявлено об образовании Содружества Независимых Государств, открытого для присоединения бывших членов Союза и иных государств, а также подписано соглашение о создании Содружества Независимых Государств. В Соглашении сформулированы основные направления и принципы сотрудничества, определена сфера совместной деятельности, реализуемая на равноправной основе через координирующие структуры Содружества. Договаривающиеся стороны обязались гарантировать все нормы, вытекающие для них из договоров и соглашений бывшего СССР.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Государства-члены организации Согласно действующему Уставу Содружества Независимых Государств государствами-учредителями организации являются те государства, которые к моменту принятия Устава подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года. Государствами-членами Содружества является те государства-учредители, которые приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, в течение 1 года после его принятия Советом глав государств. Для вступления в организацию потенциальный член должен разделять цели и принципы СНГ, приняв на себя обязательства содержащиеся в Уставе, а также получить согласие всех государств-членов. Кроме того, Уставом предусматриваются категории ассоциированных членов (это государства, участвующие в отдельных видах деятельности организации, на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве) и наблюдателей (это государства, чьи представители могут присутствовать на заседаниях органов Содружества по решению Совета глав государств). Действующим Уставом регламентируется порядок выхода государства-члена из Содружества. Для этого государство-член за 12 месяцев до выхода должно известить в письменном виде депозитария Устава. При этом государство обязано полностью выполнить обязательства, возникшие в период участия в Уставе.

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Основные этапы развития СНГ 11 декабря 1991 года Киргизия и Армения заявили о присоединении к СНГ. 13 декабря 1991 года по инициативе президента Казахстана Н.Назарбаева произошла встреча глав Казахстана и 4 республик Средней Азии в Ашхабаде. Они также выразили согласие войти в СНГ, но при условии абсолютного равенства со сторонами, подписавшими Беловежские соглашения. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы 9 республик: Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины подписали Декларацию об образовании Содружества Суверенных Государств. Позднее к ним присоединились Азербайджан, Грузия и Молдавия - всего в СНГ вошло 12 республик из 15, входивших в СССР. На последующих встречах их лидеров были созданы Советы глав государств, глав правительств, министров иностранных дел, обороны, Координационно-консультативный комитет, Совет коллективной безопасности и т.д. Была образована Межпарламентская ассамблея. В отличие от прежних союзных органов они не имели властных функций, а могли лишь согласовывать интересы республик. 22 января 1993 года в Минске был принят Устав Содружества Независимых Государств. В Уставе Содружества определены условия членства государств в СНГ, сформулированы цели и принципы межгосударственного сотрудничества, взаимодействия в экономической, социальной и правовой областях, в сфере межпарламентских связей, закреплено суверенное равенство всех его членов.

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

Государство Дата ратификации Соглашения о создании СНГ (от8 декабря1991) Дата ратификации Протокола к Соглашению о создании СНГ (от21 декабря1991) Дата ратификации Устава СНГ Азербайджан не подписано 24 сентября1993 14 декабря1993 Армения 18 февраля1992 18 февраля1992 16 марта1994 Белоруссия 10 декабря1991 10 декабря1991 18 января1994 Казахстан 23 декабря1991 23 декабря1991 20 апреля1994 Киргизия не подписано 6 марта1992 12 апреля1994 Молдавия 8 апреля1994 8 апреля1994 27 июня1994 Россия 12 декабря1991 12 декабря1991 20 июля1993 Таджикистан не подписано 26 июня1993 4 августа1993 Туркмения не подписано 26 декабря1991 не подписан Узбекистан 4 января1992 4 января1992 9 февраля1994 Украина 10 декабря1991 10 декабря1991 не подписан Грузия не подписано 3 декабря1993 19 апреля1994

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

Основные этапы развития СНГ В сентябре 1993 года главы государств Содружества Независимых Государств подписали Договор о создании Экономического союза, в котором заложена концепция трансформации хозяйственного взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств с учетом сложившихся в нем реалий. В марте 1994 года Генеральная Ассамблея ООН предоставила Содружеству Независимых Государств статус наблюдателя. Ключевыми этапами на пути становления СНГ стали заключение Соглашения о создании зоны свободной торговли 15 апреля 1994 года, а также Соглашения о создании Межгосударственного экономического комитета в качестве постоянно действующего органа Экономического союза, и Соглашения о создании Платежного союза государств-участников СНГ 21 октября 1994 года. Впоследствии развитие СНГ характеризовалось созданием межгосударственных субрегиональных структур, органов, отвечающих за решение специальных вопросов региональной повестки дня, дальнейшей разработкой нормативно-правовой базы Содружества, созданием координационных межведомственных наднациональных организаций.

22 слайд

Описание слайда:

23 слайд

Описание слайда:

Какие страны входят в состав СНГ? Страны, которые объединились в СНГ, раньше входили в состав СССР, потом отделились, а потом снова объединились, но уже в составе Содружества Независимых Государств. В состав СНГ входят такие страны: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия и Россия. Также в состав СНГ вошли Украина, Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан. Туркменистан входит в СНГ в качестве наблюдателя. Столица этой страны - Ашхабад. Плотность населения в Туркменистане составляет 9,6 человек на один квадратный километр. Основные языки Туркменистана - русский и туркменский. Основная религия в этой стране - мусульманство.

24 слайд

Описание слайда:

25 слайд

Описание слайда:

26 слайд

Описание слайда:

Члены СНГ – 11 государств Рабочий язык – русский Исполнительный секретарь – Сергей Лебедев (РФ) Страна председатель (РФ) Образование – 8 декабря 1991г. Население 273 006 000 чел. Официальный сайт СНГ - http://cis.minsk.by/

27 слайд

Описание слайда:

Уставные цели и направления деятельности СНГ осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-участников в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция; развитие равноправного и взаимовыгодного партнерства в сфере экономики через формирование зоны свободной торговли; обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными нормами международного права и документами ОБСЕ; сотрудничество между государствами-участниками в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению гонки вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов ОМУ, достижение всеобщего и полного разоружения; достижение более тесного взаимодействия государств СНГ с ООН и другими международными организациями в сфере урегулирования международных конфликтов; содействие гражданам государств-участников в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве; взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений; объединение сил и средств в борьбе с организованной преступностью, международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма; мирное разрешение споров и конфликтов между членами Содружества.

28 слайд

Описание слайда:

Руководящие органы СНГ Взаимодействие стран в рамках Содружества Независимых Государств осуществляется через его координирующие институты: Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентскую Ассамблею, Исполнительный комитет и др.

29 слайд

Описание слайда:

30 слайд

Описание слайда:

Совет глав государств Совет глав государств как высший орган Содружества обсуждает и решает любые принципиальные вопросы Содружества, связанные с общими интересами государств-участников. Совет глав государств Содружества на своих заседаниях принимает решения, касающиеся: внесения поправок в Устав СНГ; создания новых или упразднения существующих органов Содружества; оптимизации структуры СНГ; совершенствования деятельности органов Содружества; заслушивания отчетов о деятельности органов СНГ; назначения (утверждения) руководителей органов отнесенных к его компетенции; делегирования полномочий нижестоящим органам; утверждения положений об органах СНГ, отнесенных к его компетенции.

31 слайд

Описание слайда:

32 слайд

Описание слайда:

Совет глав правительств Совет глав правительств СНГ координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов стран-членов СНГ. Совет глав правительств Содружества решает вопросы: реализации поручений Совета глав государств, данных Совету глав правительств; реализации положений, зафиксированных в Договоре о создании Экономического союза, а также практического функционирования зоны свободной торговли; принятия совместных программ развития промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики и их финансирования; развития систем транспорта, связи, энергетических систем, сотрудничества в вопросах тарифной, кредитно-финансовой и налоговой политики; разработки механизмов, направленных на формирование научно-технологического пространства; создания органов Содружества в рамках его компетенции; назначения (утверждения) руководителей органов Содружества, отнесенные к его компетенции; финансового обеспечения деятельности органов Содружества.

33 слайд

Описание слайда:

34 слайд

Описание слайда:

Руководящие органы СНГ Совет министров иностранных дел Содружества Независимых Государств (СМИД) создан Решением Совета глав государств Содружества от 24 сентября 1993 года для осуществления координации внешнеполитической деятельности. Межпарламентская Ассамблея Межпарламентская Ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств (МПА) была образована 27 марта 1992 года на основе Алма-Атинского соглашения, подписанного главами парламентов Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. Ассамблея была учреждена как консультативный институт для обсуждения вопросов и рассмотрения проектов документов, представляющих взаимный интерес.

35 слайд

Описание слайда:

36 слайд

Описание слайда:

37 слайд

Описание слайда:

Россия Россия - самое большое в мире государство, занимающее значительную часть Европы и Азии и одна из трех стран, которая омывается морями сразу трех океанов: Балтийским и Черным морями Атлантического океана; Баренцевым, Белым, Карским, Лаптевых, Восточно-Сибирским, Чукотским морями Северного Ледовитого океана; Беринговым, Охотским и Японским морями Тихого океана.

38 слайд

Описание слайда:

Молдавия Молдавия - государство в Восточной Европе, не имеющее выхода к морю. Страна получила название от реки Молдова в Румынии. Происхождение названия реки доподлинно неизвестно, сущес-твуют две основные версии: а) воды реки использовались для карьерной добычи полезных ископаемых, а «molde» - немец-кий термин для обозначения такой добычи б) название пришло из языка готов, на котором «mulda» означает «пыль». Молдавия входит в СНГ.

39 слайд

Описание слайда:

40 слайд

Описание слайда:

Украина Украина - государство в Восточной Европе; на юге омывается Азовским и Черным морями. Название «Украина» произошло, видимо, либо от славянского «пограничная территория» (окраина), либо от «страна» (край). Также, возможно, первый слог «ук» - это искаженное «юг». Украина входит в СНГ.

41 слайд

Описание слайда:

Территория государства – 33,7 тыс.кв.км. Численность населения на 01.01.2003 составляет 3 млн. 618,5 тыс.человек. Столица Молдовы – город Кишинев. В соответствии с Конституцией, принятой 29 июля 1994 года, Республика Молдова – суверенное и независимое, единое и неделимое государство. 27 июля 2000 года вступил в действие закон о введении в Республике Молдова парламентской формы правления. В соответствии с поправками в Конституцию, в стране введена парламентская форма правления. Президент остается главой государства, но за ним сохраняются, в основном, представительские функции. Президент, в частности, лишается права инициировать процедуру изменения Конституции, права назначать судей Конституционного суда. Закон предусматривает избрание Президента в парламенте. 17 сентября 2009 года Конституционный суд Молдовы официально признал временное исполнение обязанности Президента Республики Молдова председателем парламента Михай Гимпу.

42 слайд

Описание слайда:

43 слайд

Описание слайда:

Беларусь - государство в восточной Европе, не имеющее выхода к морю. Территория страны - равнинная, восточная часть находится на Среднерусской возвышенности. Самая высокая точка - гора Дзержинская, 345 м. В Беларуси около 11 000 озер, большое количество рек (крупнейшие: Днепр, Западная Двина, Неман, Западный Буг, Припять, Сож, Березина). Беларусь входит в СНГ.

44 слайд

Описание слайда:

45 слайд

Описание слайда:

Казахстан - большое государство в Средней Азии. Почти вся территория страны занята равнинами (степи, полупустыни, пустыни), за исключением центра страны, где расположены разрушенные горы Казахского мелкосопочника и востока с хребтами Тянь-Шаня, Алтая и Джунгарского Алатау. На востоке же находится и высочайшая точка страны - пик Хан-Тенгри, 6995 м. Крупнейшие реки - Иртыш, Сырдарья, Урал, Или, Ишым, Тобол. Казахстан имеет выход к Каспийскому и Аральскому морям (которые, по сути, являются озерами); на территории страны много и других крупных озер: Балхаш, Зайсан, Сассыколь, Алаколь, Камыстыбас, Тенгиз и другие. Название страны произошло от народа, ее –населяю-щего (казахи) и персидского суффикса -стан, означающего «земля» - т.е. «земля казахов». Казахстан входит в СНГ.

46 слайд

Описание слайда:

47 слайд

Описание слайда:

Азербайджанская Республика занимает юго-восточную часть Кавказского перешейка и занимает территорию свыше 86,6 тыс. кв. км. Население Азербайджанской Республики на 01.05.2004 составляет 8 млн. 289 тыс. человек. Столица – город Баку. В состав Азербайджана входит Нахичеванская автономная республика. Согласно Конституции, принятой 12 ноября 1995 года, Азербайджанское государство – демократическая, правовая, светская, унитарная республика c президентской формой правления. Главой государства является Президент, ему же принадлежит исполнительная власть. Президент избирается сроком на 5 лет. Законодательную власть осуществляет Милли Меджлис, избираемый на 5 лет. Президентом Азербайджанской Республики является Алиев Ильхам Гейдарович.

48 слайд

Описание слайда:

49 слайд

Описание слайда:

Республика Армения занимает площадь 29,8 тыс. кв. км, численность населения на 01.01.2003 составляет 3 млн. 210,8 тыс. человек. Столица Армении – город Ереван. Согласно Конституции, принятой 5 июля 1995 года, Республика Армения – суверенное демократическое, социальное, правовое государство. Законодательным органом Республики Армения является Национальное Собрание, состоящее из 131 депутата. Срок полномочий Национального Собрания – 4 года. Главой государства и исполнительной власти является Президент, избираемой на пятилетний срок. Исполнительную власть осуществляет Правительство, состоящее из Премьер-министра и министров. Президентом Республики Армения является Саргсян Cерж Азатович.

50 слайд

Описание слайда:

Киргизия Киргизия - государство в Средней Азии, не имеющее выхода к морю. «Кыргызстан», видимо, произошло от персидского «земля сорока племен». Киргизия входит в СНГ.

51 слайд

Описание слайда:

Территория государства – около 200 тыс.кв.км. Численность населения на 01.01.2003 составляет 5 млн. 012,5 тыс. человек. Столица государства – город Бишкек. Кыргызская Республика (Кыргызстан) согласно Конституции, принятой 5 мая 1993 года, – суверенная, унитарная, демократическая республика, построенная на началах правового, светского государства. 2 февраля 2003 года состоялся референдум. Большинством голосов избирателей одобрен и подписан Президентом А.Акаевым Закон № 40 от 18 февраля 2003 года " О новой редакции Конституции Кыргызской Республики. Президент является главой государства. Он избирается сроком на пять лет. Парламент – Жогорку Кенеш, является постоянно действующим высшим представительным органом. Жогорку Кенеш осуществляет законодательную власть, а также контрольные функции. Он избирается на пять лет. Исполнительную власть в Кыргызстане осуществляет Правительство, подчиненные ему министерства, государственные комитеты, административные ведомства, иные органы исполнительной власти и местная государственная администрация. Президент Кыргызской Республики– Отунбаева Роза Исаковна.

Слайд

Описание слайда:

Территория государства – 447,4 тыс. кв. км. Численность населения на 01.01.2001 составляет 24 млн. 916,4 тыс. человек. Столица Узбекистана – город Ташкент – является одним из самых крупных городов на востоке. В соответствии с Конституцией, принятой 8 декабря 1992 года, Узбекистан – суверенная демократическая республика. Высшим государственным представительным органом является Олий Мажлис, осуществляющий законодательную власть. Олий Мажлис избирается на 5 лет. Президент является главой государства и исполнительной власти, одновременно Председателем Кабинета Министров. Президент избирается сроком на пять лет. Президентом Республики Узбекистан является Каримов Ислам Абдуганиевич.

Описание слайда:

Территория Туркменистана – 488,1 тыс. кв. км. Численность населения на 01.05.2004 составляет 6 млн. 385,7 тыс. человек. Столица – город Ашхабад. Туркменистан провозглашен независимым государством в октябре 1991 года в результате всенародного референдума. Согласно Конституции, принятой 18 мая 1992 года, Туркменистан – демократическое правовое и светское государство. Государственное правление осуществляется в форме президентской республики. Президент является главой государства и исполнительной власти, высшим должностным лицом Туркменистана. Высшим представительным органом народной власти является Халк маслахаты (Народный совет) Туркменистана. Меджлис (парламент) является законодательным органом Туркменистана. Кабинет Министров является исполнительным и распорядительным органом. Возглавляет Кабинет Министров Президент. Президентом Туркменистана является Бердымухамедов Гурбангулы Мяликгулыевич.

58 слайд

Описание слайда:

Каждый народ создает и уважает собственную национально–государственную символику. Единство культуры и истории каждой страны строится на общем языке ее символов. В каждом элементе государственной символики заложен глубочайший смысл. Эти символы отражают историю происхождения государства, его структуру, его цели, принципы, национальные и иные традиции, особенности хозяйства и природы. Обращаясь к государственной символике, важно понимать, что кроме официальных, утвержденных в таком качестве ее элементов – герб, флаг, гимн, есть и другие значимые символы для каждого государства – Конституция, Президент, исторические памятники и др.

Описание слайда:

Вопросы Зачем нужен герб? Зачем нужен флаг? Где можно увидеть изображение флага и герба? Назовите цвета Государственного флага своей страны, сравните с цветовой гаммой флагов других государств.

61 слайд

Описание слайда:

Герб и флаг Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет мир и чистоту совести, красный – огонь и отвагу, синий – небо, верность и правду, зеленый – природное богатство. цвета Государственных флагов связаны с народными представлениями о красоте. Белый, красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной материи – нарядные сарафаны и другую одежду. В народном искусстве славянских народов белый и красный цвета имеют особое значение: белый цвет является символом чистоты, а красный – символом жизни. Синий цвет напоминает цвет неба, а значит, символизирует высокое и чистое. Зеленый цвет символизирует природное достояние. Именно поэтому эти цвета часто использовали крестьяне для своей одежды и украшения своих домов. Замечаем мы эти цвета и в архитектуре, например, белые соборы и красные стены, башни и нарядное сочетание синего и белого в убранстве храмов. Гости и туристы, приезжающие из других государств, видят на границе Государственный флаг и Государственный герб. Герб также мы видим на денежных знаках стран, на печатях, подтверждающих подлинность важных документов.

62 слайд

Описание слайда:

Гимн страны гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях, во время национальных праздников, подъема Государственного флага, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны, люди встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Вспомните Олимпийские игры. Когда наши спортсмены выигрывают золотые медали, звучит гимн нашей страны и понимается флаг нашего государства. Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна, который звучит по радио.

Основные темы

  • Основные темы

  • курса


Основные темы

  • Основные темы

  • курса


Основные темы

  • Основные темы

  • курса



Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

  • Это субрегиональная международная организация, в которую входят 6 государств – Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан (15 июня 2001 г.).

  • Общая территория государств составляет 61% территории Евразии, демографический потенциал – 1/4 часть населения земли. Официальные языки – русский и китайский.

  • Штаб-квартира в Пекине.


Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

  • Целью Шанхайской организации сотрудничества является стабилизация обстановки в Центральной Азии, укрепление дружбы и добрососедства между государствами-участниками, развитие сотрудничества в политической, экономической, научной и других сферах.


Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

  • Основные задачи ШОС

  • -поддержание мира и стабильности в регионе,

  • -развитие торгово-экономического сотрудничества.


Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

  • Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы (1996).

  • Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (1997).

  • Декларация о поддержание и обеспечение мира, безопасности и стабильности в Ср. Азии, а также развитие сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической областях (2001).

  • Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001).


Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

  • Основные документы и соглашения ШОС:

  • Хартия Шанхайской организации сотрудничества, Соглашение между государствами – членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре и Декларация глав государств – членов ШОС (2002).

  • Соглашения, определяющие порядок работы основных органов ШОС, механизм формирования бюджета и другие вопросы, связанные с текущей работой различных подразделений ШОС (2003).


Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

  • Основные органы и структура ШОС:

  • 1. Совет глав государств – ежегодные саммиты ШОС в столицах стран-участниц.

  • 3. Совет министров иностранных дел (СМИД). Предваряет встречи на высшем уровни, согласовывает позиции участников и подготавливает ключевые документы для подписания главами государств.

  • 4. Совещания руководителей министерств и ведомств - проводятся на регулярной основе.

  • 5. Секретариат (Пекин) –численность до 40 чел.

  • 6. Региональная антитеррористическая структура (РАТС) (Бишкек).


Группа стран ГУУАМ

  • ГУУАМ


Группа стран ГУУАМ

  • 10 октября 1997 г. президенты этих государств (без Узбекистана) во время саммита Совета Европы в Страсбурге провели встречу, на которой речь шла о создании политико-консультативного форума ГУАМ.

  • 24 апреля 1999 г. на Вашингтонском саммите НАТО к ГУАМ присоединился Узбекистан.

  • На “саммите тысячелетия” в 2000 г. в Нью-Йорке было объявлено о превращении ГУУАМ в международную организацию.


Группа стран ГУУАМ

  • ГУУАМ была структурирована на Ялтинском саммите 2001 г.:

  • высший орган ГУУАМ названа ежегодная встреча глав государств блока;

  • рабочий орган –комитет национальных координаторов.

  • Принят уставной документ ГУУАМ – Ялтинская Хартия.


Группа стран ГУУАМ

  • Главная экономическая составляющая ГУУАМ - содействие направлению энергетической политики США в Каспийском регионе и в Центральной Азии, обеспечение собственных государственных национальных интересов, противодействие российскому влиянию, блокирование Ирана…


Группа стран ГУУАМ

  • Г+У+У+А+М


  • Многостороннее регулирование – это сравнительно новое явление в истории мировых отношений.


История формирования многостороннего регулирования в международных отношениях


История формирования многостороннего регулирования в международных отношениях


История формирования многостороннего регулирования в международных отношениях


История формирования многостороннего регулирования в международных отношениях


  • С 70-х годов начался интенсивный процесс формирования общего правового пространства. Этому в значительной мере способствовала деятельность, осуществляемая в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ-1947), направленная на установление совместимости национальных систем регулирования внешней торговли.

  • ГАТТ – это система сдерживания односторонних действий, поддержания нормального климата в международных торговых отношениях.


Генеральное соглашение по тарифам и торговле - ГАТТ

  • Функции ГАТТ:

  • осуществление согласованных на многосторонней основе правил, регулирующих поведение правительств в международной торговле;

  • выполнение роли форума для торговых переговоров, направленных на либерализацию торговли и обеспечение её большей предсказуемости;

  • выполнение роли международного суда, решающего мирохозяйственные споры и конфликтные ситуации.


Генеральное соглашение по тарифам и торговле - ГАТТ

  • Во время Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1993) было принято соглашение о создании Всемирной торговой организации (ВТО), частью которой становится ГАТТ.

  • С 1 января 1995 года ГАТТ структурно вошло в ВТО, но войдя в состав ВТО во многом сохраняет свою автономность.


  • ВТО начала действовать с 1.01.95 г.

  • Основные направления деятельности:

  • контроль за принятием и применением многосторонних торговых соглашений;

  • выполнение роли форума для многосторонних торговых переговоров;

  • урегулирование торговых споров между странами-членами;

  • наблюдение за торговой политикой стран;

  • сбор, изучение и предоставление информации по вопросам развития и использования механизмов международной торговли.


Всемирная торговая организация (ВТО)


Всемирная торговая организация (ВТО)


Всемирная торговая организация (ВТО)


Всемирная торговая организация (ВТО)


Международные отношенияМеждународные отношения – это неотъемлемая
часть современного мирового общества. Эта
сфера общественных отношений чрезвычайна
важна для разностороннего развития всей страны.
Взаимодействие между государствами, а также
такой серьезный аспект, как внешняя политика –
это довольно емкая и нелегкая тема, но в это
презентационном проекте я все-таки попытаюсь
раскрыть ее.

Необходимость международных отношений

Международные отношения
Необходимость международных
отношений
Необходимость международных отношений
можно
рассмотреть в простом, но наглядном примере.
Природные
ресурсы
Драгоценные
металлы
Государство Государство Государство
A
B
C
Интеллектуальный
ресурс и
технологии

На рисунке 1 мы видим три государства, обладающих ресурсами в разных
количественных соотношениях. Государство A обладает большим количеством
ресурсов, но других ей явно не хватает. У государства B преобладают высокие
технологии, другие показатели, однако, отстают. В свою очередь, государство C
имеет в изобилии драгоценные металлы, а остальных ресурсов мало.
Если каждое государство поделиться друг с другом изобилием своих
ресурсов, взамен на недостающие, то тогда получиться примерно такая картин
Природные
ресурсы
Драгоценные
металлы
Интеллектуальны
й ресурс и
технологии

Сферы взаимодействия государств

Экономическая
Международноправовая
Культурная
Военностратегическая
Политическая

Экономическая сфера

Эта сфера включает в себя:
международное разделение труда;
обмен научно-техническими результатами;
международная кооперация производства;
международная торговля;
информационные, валютно-финансовые и
кредитные связи между странами;
движение капитала и рабочей силы;
деятельность международных экономических
организаций, хозяйственное сотрудничество в
решении глобальных проблем.

Международно-правовая сфера

Международно-правовой механизм позволяет участникам
защитить свои интересы;
предотвращать конфликты;
решать спорные вопросы;
поддерживать мир и безопасность в интересах всех народов.
Международно-правовые
отношения
носят
универсальный характер и основываются на системе
общепризнанных принципов. Кроме общепризнанных
норм,
регулирующих
все
виды
международных
отношений, существуют и специфические нормы,
которые регулируют их специальные направления
(дипломатическое право, морское торговое право,
международный арбитраж, суд и т.д.).

Военно-стратегическая сфера

Военно-стратегическая сфера - обширная
сфера международных отношений, так или иначе
связанных
с
прямым
или
опосредованным
созданием, наращиванием, перераспределением
военной силы

Культурная сфера

В основе этой сферы отношений лежат
процессы:
интернационализации общественной жизни;
взаимопроникновения и обогащения культур;
систем образования;
бурное развитие средств массовой информации.
В
большинстве
своем
основное
значение
в
их
развитии
имеют
неправительственные организации.

Политическая сфера

Политическая
сфера
включает
процессы
выработки, принятия и реализации решений,
затрагивающих интересы мирового сообщества.

Национальные интересы

Внешняя политика
Национальные интересы
Так как политика
предназначена для
осуществления
интересов, то внешняя
политика реализует
национальные интересы
Национальные интересы
Моргентау делил на
постоянные и
преходящие.
Моргентау, Ганс (1904-1979) -
американский политолог,
общепризнанный основатель и глава
школы прагматизма и политического
реализма, ведущий
теоретик США по
внешнеполитическим вопросам.

Постоянные
Преходящие
защита территории,
населения, государственных
институтов от внешней
интересы выживания нации и
опасности
государства
развитие внешней торговли
безопасность и
обеспечение роста
благосостояние общества
инвестиций
периферийные, локальные
защита частного капитала за
интересы
границей
взаимоотношения с
союзниками
выбор внешнего курса

Типы внешней политики

Реализуя свои национальные интересы, государства
действуют на международной арене по-разному.
Моргентау
политики:
выделяет
три
базовые
модели
на
внешней
1.
Политика,
ориентированная
консервацию власти.
сохранение,
2.
Политика, ориентированная на накопление властных
полномочий и возрастание власти.
3.
Политика демонстрации силы.

Функции внешней политики

Охранительн
ая
Информационнопредставительская
Регулирующая

Охранительная

Связана с охраной прав и интересов данной страны и ее
граждан за границей. Реализация направлена на
предотвращение угрозы для данного государства, на
поиск мирного политического решения возникших
спорных вопросов.
Угрозу для государства могут представлять:
территориальные претензии со стороны соседей
поддержка оппозиционных движений в собственной
стране со стороны другого государства.
Институтами, способствующими этой функции, являются
посольства, консульства, представительства и др.

Информационно-представительская

Информационнопредставительская
Органы внешней политики информируют свое
правительство о намерениях иных правительств,
обеспечивают контакты данного государства с
другими сторонами. Эти органы проводят анализ
складывающейся обстановки. В итоге можно
предполагать безошибочное принятие решений.

Регулирующая

Действия, направленные на поиски выгодных контактов
и создание благоприятных внешнеполитических условий
для деятельности государства. Большое значение имеет
деятельность центральных органов внешней политики
(МИД, посольства и др.).

Средства внешней политики

Информацион
нопропагандистс
кие
Политические
Экономические
Военные

Информационно-пропагандистские

Информационнопропагандистские
Пропагандистские
средства включают в себя весь
арсенал
современных
средств
массовой
информации, пропаганды и агитации, которые
используются
для
укрепления
авторитета
государства
на
международной
арене,
способствуют обеспечению доверия со стороны
союзников и возможных партнёров. С помощью
средств массовой информации формируется в
глазах мировой общественности положительный
образ своего государства, чувство симпатии к
нему, а в случае необходимости – антипатии и
осуждения по отношению к другим государствам.
Часто пропагандистские средства используются,
чтобы завуалировать те или иные интересы и
намерения.

Политические

Основной
инструмент

это
дипломатия.
Дипломатия осуществляется в виде переговоров,
визитов, специальных конференций и совещаний,
встреч, подготовки и заключения двусторонних и
многосторонних соглашений, дипломатической
переписки, участия в работе международных
организаций.

Экономические

Использование
экономического
потенциала
данной
страны
для
достижения
внешнеполитических целей, важным является
экономическая мощь страны.

Военные

К военным средствам внешней политики принято
относить военную мощь государства, которая
включает в себя армию, её численность и качество
вооружения, моральное состояние, наличие
военных баз, обладание ядерным оружием.
Военные средства могут использоваться как
средство прямого воздействия, так и косвенного. К
первым относятся войны, интервенции, блокады. Ко
вторым – испытание новых видов оружия, учения,
манёвры, угроза применения силы

Заключение

В ходе проекта
я старался вкратце, в
легкодоступной и простой форме рассмотреть
основные аспекты такой большой темы, как
международные отношения, и, в частности,
аспекты внешней политики. Поставленная цель
успешно достигнута.

Международная торговля - система
международных товарно-денежных отношений,
складывающаяся из внешней торговли всех стран
мира.
Валютно-кредитные отношения - финансовые
отношения между субъектами разных стран, т.е.
резидентами и нерезидентами.
Национальные интересы- объективно значимые
цели и задачи государства как целого.
Дипломатия - средство осуществления внешней
политики государств, представляющее собой
совокупность практических мероприятий,
приёмов и методов, применяемых с учётом
конкретных условий и характера решаемых задач

Основы сотрудничества Соглашение о торговле и сотрудничестве между ЕС и СССР (25 июня 1988 года) Соглашения о партнерстве и сотрудничестве («СПС») (подписано в июне 1994 г., вступило в силу 1 декабря 1997 г. по причине событий в Чечне).: Коллективная стратегия ЕС в отношении России (4 июня 1999 г.). Стратегия развития отношений РФ с ЕС на среднесрочную перспективу (гг.), (22 ноября 1999 г). Идея создания «четырех общих пространств»


Соглашение о торговле и сотрудничестве между ЕС и СССР 25 июня 1988 года после 15 лет переговоров заключено соглашение соглашение было скорее символическим включало сферы торговли, а также научных исследований, связей в области транспорта, окружающей среды


Подписано в июне 1994 г., вступило в силу 1 декабря 1997 г. по причине событий в Чечне Экономические связи: 1. асимметрия между уровнем таможенных пошлин, взимаемых Сообществом, и средним уровнем пошлин, принятым в России 2. иностранные инвестиции в России остаются очень слабыми Политический диалог: 1. Положения, связанные с правами человека: введении процедуры повторной консультации в случае трудностей или возникновения противоположных трактовок ситуации, связанной с правами человека Соглашения о партнерстве и сотрудничестве («СПС»)


Коллективная стратегия ЕС в отношении России Кёльн, 3-4 июня 1999 г. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОВЕТ Три блока взаимосвязанных проблем: а) статус России как самостоятельного центра многополярного мира; б) сотрудничество и партнерство РФ – ЕС непосредственно в двустороннем режиме; в) к их совместное представительстве, взаимодействие во внешнем мире в качестве партнерства именно РФ – ЕС. страна желает сохранить за собой право на самостоятельное определение своей внутренней и внешней политики


22 ноября 1999 г Отмечается, что партнерство будет строиться на взаимовыгодной основе. Задача присоединения РФ к ЕС не ставится. РФ должна сохранять свободу определения и проведения своей внутренней и внешней политики. В указанный период партнерство РФ с ЕС может выражаться в совместных усилиях по созданию коллективной системы безопасности в Европе, в деятельности по созданию зоны свободной торговли, в высоком уровне взаимного доверия и сотрудничества. Цели в военно-политической области: 1. Обеспечение европейской безопасности силами самих европейцев без изоляции от США и НАТО, но и без монополизма последних на континенте. 2. Практическое сотрудничество с Россией в сфере безопасности (миротворчество), урегулирование кризисов, различные аспекты ограничения и сокращения вооружений. 3. Военно-техническое сотрудничество с учетом перспективы создания европейской «оборонной идентичности», предотвращение и ликвидация локальных конфликтов и преступности в Европе. Стратегия развития отношений РФ с ЕС на среднесрочную перспективу (гг.).


Четыре пространства безопасности 31 мая 2003 год а общее экономическое пространство; общее пространство свободы, безопасности и правосудия; пространство сотрудничества в области внешней безопасности; пространство научных исследований и образования, включая культурные аспекты


«Дорожная карта» по общему экономическому пространству 1) Общие вопросы торгового и экономического сотрудничества: а) разработка гармонизированных и совместимых стандартов, регламентов и процедур оценки соответствия товаров б) Совершенствование законодательной и правоприменительной систем охраны прав интеллектуальной собственности с целью повышения конкурентоспособности и улучшения инвестиционного климата через сближение систем регулирования с наилучшими международными стандартами и соглашениями в) Улучшение инвестиционного климата, содействие и облегчение взаимных инвестиций 2. Содействие торговле и таможня: Облегчить, стандартизировать и автоматизировать процедуры, связанные с внешней торговлей, включая транзитные операции; 3.Телекоммуникации, информационное общество и электронная торговля: сотрудничество по созданию общего пространства Информационного общества Россия – ЕС 4) Окружающая среда: Содействие охране окружающей среды и соблюдению международных экологических соглашений, таких как Рамочная Конвенция ООН об изменении климата и Конвенция ООН по биологическому разнообразию, а также региональных конвенций, таких как Конвенция Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) по защите и использованию трансграничных водных путей и международных озер, в целях обеспечения устойчивого развития 5) Космос – совместная разработка технологий, совместное использование мкс и исследование космоса, прикладные космические разработки


"Дорожная карта" по общему пространству свободы, безопасности и правосудия 1)Приверженность общим ценностям, демократии и верховенству права, их применению судебными системами; 2)уважение прав человека; уважение и соблюдение принципов и норм МП, включая гуманитарные положения; уважение основных свобод, включая обеспечение свободы и независимости средств массовой информации. В сфере безопасности ставится задача совершенствовать сотрудничество для противодействия терроризму и всем формам организованной преступности, другим видам незаконной деятельности в целях обеспечения безопасности. В области правосудия ставится задача содействовать повышению эффективности судебной системы России и членов ЕС и независимости суда, развивать судебное сотрудничество.


"Дорожная карта" по общему пространству внешней безопасности 1) Россия и ЕС активизируют сотрудничество в борьбе с терроризмом путем обмена информацией, через консультации в Москве и Брюсселе. 2) Россия и ЕС намерены вести усиленный диалог и сотрудничество, бороться с терроризмом и сотрудничать в кризисном регулировании, в борьбе с распространением оружия массового уничтожения. Россия и ЕС намерены уделить особое внимание обеспечению международной стабильности.


Упрощение визовых процедур Содействовие принятию системы сопоставимых степеней высшего образования, интеграции сотрудничества в рамках европейского пространства высшего образования в соответствии с Болонским процессом.Болонским процессом В сфере культуры: структурированный подход к культурному сотрудничеству, содействовие повышению доступности культуры для населения, распространению искусства и культуры, межкультурному диалогу, углублению знания истории и культурного наследия народов Европы. "Дорожная карта" по общему пространству науки и образования


Сегодня ЕС потребляет 13% российской нефти и 24% российского газа 50% - доля ЕС в структуре внешнеэкономических связей России, из которых 75% приходится на нефть и газ. 4%- доля России в системе внешнеэкономических связей ЕС 40%- доля ПИИ в экономике России Россия имела возможность защищать свой рынок от экспорта некоторых европейских товаров до момента вступления в ВТО. Как следствие, средневзвешенный тариф ЕС в отношении России не превышал 1%, тогда как в РФ этот показатель оставался на уровне 16-18%. Экономические отношения. Торговля.


Поставки российского газа и нефти составляют более 25% от общего потребления энергоресурсов в странах - членах ЕС и существует потенциал их роста. Эстония, Литва, Латвия и Словакия практически полностью зависят от российского газа, а Венгрия, Польша и Чехия на две трети и более. Что касается нефти, то Россия поставляет в ЕС 44 % от её общего импорта. - около 80% российского экспорта, главным образом энергоносители, ввозятся беспошлинно; в настоящий момент объем капиталовложений европейских инвесторов в российский нефтегазовый комплекс составляет порядка $55-58 млрд. Объём капиталовложений российских инвесторов в странах - членах ЕС превышает $7 млрд Газовый кризис с Украиной затонул интересы ЕС Энергетический диалог


1. Последствия для России: Внешнеторговая переориентация Закрытие рынков присоединившихся стран от российского экспорта сельскохозяйственной продукции. Последствия для России от применения антидемпинговых правил ЕС:(Ущерб России от антидемпинговых процедур ЕС млн. долларов в год. На пространстве ЕС-26 -возрастет значительно.) 2. Угрозы: Планы расширения не учитывали интересы России Европа без России и СНГ Расширение ЕС на восток одновременно с НАТО Ж. Делор: членов ЕС (стратегия отрыва тяготеющих к России союзников постсоветского пространства) Вероятность появления внутри ЕС государств, подверженных антироссийской риторике Расширение ЕС


Претензии России к ЕС касаются: Предложений ЕС о ведении диалога с Россией в рамках программы «Новое партнерство» единого плана сотрудничества ЕС с граничащими с ним государствами, что ставит Россию на уровень североафриканских государств; Неурегулированности вопросов перевозки грузов и пассажиров между основной территорией России и Калинингардскаой области; Ущемления прав русскоязычных меньшинств в Латвии и Эстонии; Попыток ЕС противостоять сохранению внешнеполитического влияния(?) России на постсоветском пространстве; Претензии ЕС к России касаются: нарушений прав человека в Чечне и гражданских свобод; сохранения российских военных баз в Приднестровье и Грузии, вмешательства России во внутригрузинские конфликты; заниженных внутрироссийских цен на энергоносители по сравнению с мировыми ценами; взимания Россией компенсационных выплат с европейских авиакомпаний за использование ими беспосадочного транссибирского маршрута. Отсутствие прогресса в отношениях между Россией и ЕС привело, в частности, к переносу саммита Россия ЕС, планировавшегося на 11 ноября Саммит всё же состоялся 25 ноября 2004, но был практически полностью посвящён обсуждению итогов президентских выборов на Украине и не принёс никакого прогресса в отношениях между ЕС и Россией. Проблемы:



    Слайд 2

    Международные отношения в условиях современного мира

    Современный мир - мир конкуренции. Лучшей иллюстрацией этого служит развитие событий за несколько лет XXI века. Страны с высокоразвитой экономикой оттесняют менее развитых конкурентов с тех перспективных мировых рынков, где это оказывается им по силам. Но конкурируют не только экономики - идет соревнование между проектами будущего мирового устройства, между различными точками зрения на пути развития, между формами организации международной жизни и принципами отношений между странами.

    Слайд 3

    После распада СССР на его территории образовалось 15 суверенных государств. Причем на мировой карте появилось множество государств, которые либо ранее вообще не существовали (Белоруссия, Украина, Казахстан, Киргизия), либо имели, весьма ограниченный опыт самостоятельной государственности (Эстония, Латвия, Литва). Появилась также особая категория «непризнанных постсоветских государств», в числе которых оказались Нагорный Карабах, Приднестровская Молдавская Республика, Республика Абхазия и Южная Осетия. Возникшие на постсоветском пространстве государства изначально столкнулись с объективной необходимостью поиска своей «международно-структурной идентичности». Республики бывшего СССР встали перед выбором - начать процесс формирования нового международно-политического региона либо включиться в тот или иной уже существующий.

    Слайд 4

    Начало Истории

    8 декабря 1991 года в Беловежской пуще лидеры России Президент Б.Н.Ельцин и Госсекретарь Г.Э.Бурбулис, Украины - Президент Л.М.Кравчук и Премьер В.Фокин и Белоруссии -- Председатель Верховного совета БССР С.И.Шушкевич и Председатель Совмина В.Кебич объявили о прекращении деятельности СССР «как субъекта международного права и геополитической реальности». Было заявлено об образовании Содружества Независимых Государств, открытого для присоединения бывших членов Союза и иных государств.

    Слайд 5

    Состав

    11 декабря заявили о присоединении к СНГ Киргизия и Армения. 13 декабря по инициативе Назарбаева произошла встреча глав Казахстана и 4 республик Средней Азии в Ашхабаде. Они также выразили согласие войти в СНГ, но при условии абсолютного равенства с сторонами, подписавшими Беловежские соглашения. Признанием заслуги Назарбаева было решение собраться всем в столице Казахстана Алма-Ате. Там 21 декабря 1991 г. главы 9 республик: Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины подписали Декларацию об образовании Содружества Суверенных Государств. Вновь был подтвержден вывод Беловежских соглашений: «С образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование». Позднее к ним присоединились Азербайджан, Грузия и Молдавия - всего в СНГ вошло 12 республик из прежних 15. За бортом остались только республики Прибалтики.

    Слайд 6

    Цели создания союза

    – осуществление сотрудничества между государствами-членами в политической, экономической, правовой, культурной, экологической, гуманитарной и других областях, сотрудничества в деле обеспечения международного мира и безопасности, а также достижения разоружения; – создание общего экономического пространства, обеспечение межгосударственной кооперации и интеграции в интересах всестороннего и сбалансированного экономического и социального развития государств-членов; – взаимопомощь в целях создания мирных условий жизни народов, обеспечение коллективной безопасности; – мирное разрешение споров и конфликтов между странами-участниками; – содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении по территории стран, входящих в Содружество.

    Слайд 7

    Общая информация

    Отношения между государствами-членами СНГ основаны на принципах уважения суверенитета, самоопределения и территориальной целостности стран и невмешательства в их внешнюю политику и внутренние дела, нерушимости существующих границ, неприменения силы и разрешения споров мирными средствами, а также верховенства международного права. Общая территория государств, входящих в состав СНГ (без учета территории Туркменистана) – 21,6 млн. кв. км., население – св. 275 млн. чел. (2006). Штаб-квартира Содружества находится в г.Минск (Беларусь). В странах СНГ сосредоточено ок. 10% мирового промышленного потенциала и почти 25% разведанных мировых запасов природных ресурсов. Рабочим языком СНГ является русский язык. Содружество имеет собственную официальную символику и флаг.

    Слайд 8

    Современные изменения

    В августе 2005 Туркменистан вышел из действительных членов СНГ и получила статус ассоциированного члена-наблюдателя 12 августа 2008 года, после начала вооруженного конфликта в Южной Осетии президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о выходе Грузии из СНГ В 2008 году Афганистан заявил о своем желании вступить в СНГ

    Слайд 9

    Интеграционные процессы в СНГ

    Интеграционные процессы в СНГ проходят в условиях глубокого системного социально-экономического кризиса. Существенно ослабли хозяйственные связи между государствами Содружества. резко сократилась роль государств Содружества в динамично растущей мировой экономике. Упрочить свое положение в глобальной экономике страны СНГ могут лишь путем формирования регионального объединения государств, способного стать составной частью мирового постиндустриального центра в виде его четвертого регионального компонента наряду с ЕС, НАФТА и АТЭС. В противном случае они будут неизбежно вытеснены на отсталую периферию с господством добычи невоспроизводимых минерально-сырьевых ресурсов и производства низкотехнологичной, трудоемкой и ресурсоемкой продукции. В последние годы интеграционные процессы в СНГ идут параллельно с возникновением и активным развитием региональных объединений стран Содружества.

    Слайд 10

    Союзное государство: Россия и Белоруссия

    Наиболее тесные экономические связи еще с советских времен сохранили Россия и Беларусь. 8 декабря 1999 г. они подписали Договор о создании Союзного государства Беларуси и России (вступил в силу 26 января 2000 г.). Идет активная работа по формированию общей правовой базы, единого валютного, хозяйственного, оборонного, гуманитарного пространства. В Союзе предполагаются к учреждению единые Конституция и законодательство, президент, парламент, кабинет министров и другие органы верховной власти, символика (флаг, герб, гимн), валюта(предполагается, что единой валютой должен стать российский рубль), армия, паспорт и т. п. В настоящее время символы Союзного государства - флаг, герб и гимн не утверждены. Президент и единый Парламент Союза, возможно, будут избираться всеобщим голосованием.

    Слайд 11

    Евразийское экономическое сообщество

    10 октября 2000 года в Астане (Республика Казахстан) главами государств (Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан Узбекистан) был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. В Договоре заложена концепция тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения целей и задач, определённых Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Предусмотрены организационно-правовые инструменты реализации достигнутых договоренностей, система контроля за реализацией принимаемых решений и ответственности Сторон. В августе 2006 на Межгосударственном совете ЕврАзЭс было принято принципиальное решение о создании Таможенного союза в составе лишь трёх государств, готовых к этому, - Белоруссии, России и Казахстана. Страны-участники: Республика Беларусь (200 1) Республика Казахстан (2001) Республика Киргизия (2001) Российская Федерация (2001) Республика Таджикистан (2001) Республика Узбекистан (2006) Страны-наблюдатели: Армения (2003) Молдавия (2002) Украина (2002)

    Слайд 12

    Центрально-Азиатское сотрудничество

    Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС) образовано 28 февраля 2002 года Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном и Таджикистаном взамен Центральноазиатского экономического сообщества. Заявленная Цель - создание единого экономического пространства в центральноазиатском регионе. 18 октября 2004 года в Душанбе на саммите ЦАС Владимир Путин подписал протокол о присоединении России к этой организации. На саммите была подтверждена безусловно главенствующая роль, которая будет принадлежать России как инвестиционному донору и посреднику в разрешении конфликтных ситуаций. 6 октября 2005 в Петербурге на саммите ЦАС принято решение, в связи с предстоящим вступлением Узбекистана в ЕврАзЭС, подготовить документы для создания объединённой организации ЦАС-ЕврАзЭС - т. е. фактически решено упразднить ЦАС.

    Слайд 13

    ГУАМ

    ГУУАМ - организация, противопоставляющая себя региональным объединениям с участием России. Создавалась при активной поддержке «внешних сил», в частности, США. Ее участники - Грузия, Украина, Узбекистан(вышел в 2005), Азербайджан и Молдова - заявляют об общности стратегических интересов и координируют свою внешнеполитическую деятельность. Практикуются согласованные выступления представителей стран ГУУАМ в ООН и ОБСЕ. ГУАМ - военно-политический блок, созданный в октябре 1997 республиками - Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (с 1999 по 2005 в организацию также входил Узбекистан). Название организации сложилось из первых букв названий входящих в него стран. До выхода Узбекистана из организации именовалась ГУУАМ.

    Слайд 14

    Организация Договора о коллективной безопасности

    Углубленное военно-политическое сотрудничество между странами СНГ развивается в рамках Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года. В настоящее время в нем участвуют Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Цель ДКБ - предотвратить, а при необходимости ликвидировать военную угрозу суверенитету и территориальной целостности государств-участников. Члены ОДКБ: Республика Армения Республика Белоруссия Республика Казахстан Киргизская Республика Российская Федерация Республика Таджикистан Республика Узбекистан

    Слайд 15

    Единое экономическое пространство

    В 2003 году главы России, Беларуси, Казахстана и Украины заявили о намерении создать единое экономическое пространство (ЕЭП «четырех») с перспективой учреждения Организации региональной интеграции. Создание Единого экономического пространства призвано скоординировать усилия по сближению заинтересованных государств Содружества и представляет собой реальный шанс изменить ситуацию к лучшему. Прагматический экономический интерес очевиден для всех стран-участниц. Преобладающая часть российского товарооборота со странами Содружества - торговля с Белоруссией, Украиной и Казахстаном, главными партнерами РФ в СНГ. Действительно, на эти государства и Россию приходится 94 % ВВП и 88 % общего товарооборота Содружества. Концепция ЕЭП предполагает, что, помимо единого пространства для движения товаров, необходимо создать единое пространство для движения капиталов, услуг и рабочей силы. Сегодня на этом пространстве действует изрядное число барьеров, причем каждое государство проявляет высокую степень изощренности, возводя их на абсолютно легитимных основаниях и защищая отечественный бизнес.

    Слайд 16

    Дезинтегрирующие факторы

    К факторам, препятствующим интеграции постсоветских республик, прежде всего, относятся разновекторность и различная степень продвинутости экономических и политических преобразований в странах Содружества. День за днем в ходе реформ государства СНГ теряют сходные черты политико-правовых структур и экономической политики, параллельно накапливая все новые различия. Увеличивается внешнеторговый оборот со странами дальнего зарубежья за счет уменьшения объемов экспорта и импорта во взаимной торговле государств-членов Содружества. При этом СНГ превращается в ресурсный сегмент мирового рынка, в условиях которого обострится конкуренция между новыми независимыми государствами, как экспортерами сырья. Эти качественные характеристики экономики постсоветских государств также не способствуют углублению взаимодействия. К дезинтегрирующим факторам политического характера относят, прежде всего, авторитарные мотивы в поведении руководителей государств, недостаточно активную деятельность в направлении сплочения Содружества и повышения эффективности его институтов, расхождения в подходе к вопросам сотрудничества.

    Слайд 17

    В СНГ складывается ситуация: попытка сохранить единое экономическое пространство без единого государства либо надгосударственных структур, в условиях системной ломки, оказалось безрезультатной. Распад СССР и трансформационная рецессия вызвали мощные дезинтеграционные тенденции. В этих условиях реализация соглашений, во многом скопированных с основополагающих документов Евросоюза, была и остается невозможной. Использование опыта ЕС должно означать не заимствование, а изучение основных закономерностей интеграционного процесса, форм организации взаимодействия, с тем, чтобы выработать адекватную стратегию развития, учитывающую особенности современного состояния стран СНГ.

    Слайд 18

    Заключение

    В основу дальнейшего развития интеграционных процессов стран СНГ должны быть положены следующие принципы: - полное равноправие стран-участниц СНГ; - обеспечение гарантированного функционирования суверенитета, политической независимости и национальной самобытности каждого государства; добровольность участия в интеграционных процессах; - опора на собственный потенциал и внутренние национальные ресурсы; - взаимовыгодность, взаимопомощь и кооперация в экономике, которая включает свободу передвижения рабочей силы и капитала, объединение национальных ресурсов для реализации совместных экономических и научно-технических программ, непосильных для отдельно взятых стран; - поэтапность, разноуровневый и разноскоростной характер интеграции, недопустимость ее искусственного формирования; - наличие эффективных механизмов решения спорных вопросов, противоречий. Необходимость первого тезиса не вызывает сомнений - только при условии равноправия, открытости и доверия возможно эффективная интеграция. Как и требование сохранения суверенитета, взаимовыгодности, ориентация на собственные силы логичны и взаимообусловлены. Подлинная интеграция возможна лишь на основе добровольности, по мере созревания объективных условий.

Посмотреть все слайды