Одежда защищает организм человека от неблагопри­ятных условий внешней среды и прежде всего обеспечи­вает оптимальное тепловое состояние. Гигиенические требования к одежде разрабатывают с учетом климати­ческих (или микроклиматических) условий и характера деятельности человека.

Гигиеническая характеристика одежды в целом зависит во многом от качества материалов, использованных при её изготовлении. При проведении гигиенической экс­пертизы тканей, предназначенных для изготовления дет ской одежды, определяют характер волокон и структуру ткани (приводят описание структуры ткани - трикотаж­ная, тканная и т. п.), массу ткани, объёмный вес и тол­щину, воздухопроницаемость, паропроницаемость, гигро­скопичность, максимальную и минимальную водоем-кость, смачиваемость, капиллярность. Все исследования одежды проводят как в отношении нестираных, так и стираных материалов.

При проведении опытной носки одежды неоднократ­но (2-4 раза) исследуют физико-химические и химиче­ские свойства ее, систематически регистрируют показа­тели, характеризующие тепловое состояние детей и их теплоощущение.

При оценке тканей и одежды с использованием поли­мерных материалов лабораторные исследования прово­дят с применением специальных методов, позволяющих установить, что одежда не является источником выде­ления вредных химических соединений, потенциально опасных для здоровья, и такие её свойства как сорбционные, электростатические и др.
Размещено на реф.рф
не снижают оптималь­ное состояние организма. В частности, напряженность электростатического поля на поверхности изделий не должна превышать 0,3 кВ/см2.

Особенно важное значение при гигиенической оценке одежды имеют физиолого-гигиенические исследования, проводимые в натурных условиях и направленные на исследование функциональных показателей организма ребенка. В таких условиях производят исследование теплозащитных свойств одежды.

В настоящее время контроль за выпуском новых об­разцов детской одежды опирается на следующие норма­тивные документы˸ ʼʼГигиенические требования к одежде детейʼʼ (методические указания), М., 1981 г. и ʼʼМетоди­ческие указания по гигиенической оценке одежды и обу­ви из полимерных материаловʼʼ № 1353-76, М., 1977 г. Изучение проводится по следующей схеме˸

1. Основные гигиенические требования к детской одежде.

2. Особенности санитарного надзора за выпуском детской одежды с использованием химических материа­лов.

3. Определение теплового сопротивления одежды.

Оценка данных лабораторных исследований физи­ко-механических показателей, характеризующих ткани и ʼʼпакетʼʼ тканей Оценка теплозащитных свойств детской одежды. При оценке теплозащитных свойств одежды можно использо­вать наблюдение за некоторыми общими реакциями ор­ганизма. Это определение величины расхода энергии, ко­личества выделенного пота, подсчет частоты пульса, ды­хания и т. п. При рассмотрении теплозащитных свойств одежды имеет значение и субъективная оценка этих свойств - словесный отчет о самочувствии. Однако наи­более полное представление относительно теплоизоляци­онных свойств одежды дают изучение энергозатрат орга­низма, изменение величины кожных температур и иссле­дование плотности теплового потока.

Спецодежда, предназначенная для рабочих горячих цехов, подвергающихся интенсивному облучению инфракрасной радиацией, должна изготовляться из нескольких слоев ткани: льняной (наружный слой), шерстяной, обладающий способностью поглощать тепловые лучи (средний слой), и мягкой гигроскопичной хлопчатобумажной ткани (внутренний слой). Кроме того, для местной защиты от облучения предложены особые виды тканей, покрытые слоем металла с большим коэффициентом отражения.

Примером приспособления покроя одежды к специфическим условиям труда может служить комбинезон, который предназначается для работ, опасных по вовлечению в движущиеся части механизмов. Этот комбинезон делают совершенно гладким (без хлястиков) и снабжают внутренними карманами, причем он должен изготовляться из непрочных, легко рвущихся тканей (бязь).

Другим примером специального покроя одежды является противо-пылевой костюм, который представляет собой глухой комбинезон, сшитый из плотного молескина, с прилегающим шлемом.

При оценке спецодежды следует учитывать не только защитные свойства, но и ее гигиенические качества: воздухопроницаемость, гигроскопичность и теплопроводность. В тех же случаях, когда избранная ткань не удовлетворяет этим требованиям, необходимо корригировать недостатки за счет конструктивных особенностей одежды в виде разрезов и отверстий, увеличивающих вентиляцию пододежного воздуха под одеждой.

Целесообразно также применять такие материалы в форме нашивок на отдельных частях одежды. У некоторых профессиональных групп рабочих, кроме предохранения кожных покровов, необходимо обеспечить и защиту головы от механических повреждений, ожогов и попадания воды. Для этого следует использовать специальные типы головных уборов, например каски и шлемы для шахтеров, суконные и войлочные шляпы для рабочих горячих цехов и т. д.

Кроме того, при проведении некоторых производственных процессов обязательно применение спецобуви, изготовляемой из специфических материалов (обувь для шахтеров, рабочих горячих цехов, для защиты от электрического тока и др.). На предприятиях должно быть предусмотрено раздельное хранение спецодежды и домашней одежды, а также регулярное проветривание спецодежды, обеспыливание и частая стирка.

«Гигиена», В.А.Покровский

Смотрите также:

Проблемы привлечения инвестиций

Одна из задач, стоящих в настоящий момент перед муниципальными образова­ниями, - создание условий для повышения качества жизни населения. При этом в условиях нынешней финансовой несостоятельности муниципальных образований ее невозможно решить без привлечения инвестиций в реальные секторы экономики.

В то же время согласно множеству данных сегодня муниципалитеты не готовы организовать деятельность по привлечению инвестиций на свою территорию.

СПРАВКА:

В период с декабря 2012 по февраль 2013 г. Всероссийский совет местного самоуправления совместно с Фондом поддержки законодательных инициатив «Консультант» провел опрос среди муниципальных образований (далее - опрос). В опросе участвовало более 700 му­ниципальных образований всех типов из всех федеральных округов Российской Федера­ции. Круг вопросов, на которые отвечали муниципалы, охватил практически весь спектр проблем, касающихся инвестиционной деятельности и текущего положения дел в эконо­мике и социальной сфере муниципальных образований. Полученные данные свидетель­ствуют, что у муниципальных служащих, участвовавших в опросе, отсутствует единое понимание того, что является мерой поддержки привлечения инвестиций, как оценить и куда (в какие секторы) эти инвестиции привлекать, в чем заключаются конкурентные преиму­щества муниципалитета, в котором они живут и работают.
Огромное значение для повышения инвестиционной привлекательности муници­пального образования имеет создание условий, благоприятных для роста инвестици­онной активности. При этом наблюдается тенденция к наличию или отсутствию всего спектра этих условий. Так, наличие в муниципальных образованиях программ поддерж­ки предпринимателей почти всегда корреспондирует с наличием банковских структур и Интернета. Кроме того, подобные данные, как правило, различаются в зависимости от типа муниципального образования. Особенно остро проблемы инвестиционной при­влекательности проявляются в городских и сельских поселениях.

СПРАВКА:

Результаты опроса показали, что:

  • доля трудоспособного населения муниципалитетов в независимости от федераль­ного округа и типа муниципального образования в среднем составляет 55%. При этом количество безработных граждан существенно больше в городских и сельских по­селениях (наилучшая картина - в городских округах);
  • средний месячный уровень оплаты труда в городских округах в 2 раза выше уровня в сельских поселениях (при этом в 40% сельских поселений эта разница достигает трехкратного размера);
  • банковские структуры присутствуют лишь в 73 сельских поселений;
  • всего в 2/3 сельских поселений есть Интернет, при этом, как отмечается регионами, чаще всего достаточно низкого качества (т. е. низкоскоростной и т. п.).

Инвестиционная привлекательность

Инвестиционный климат в муниципальном образовании определяется взаимо­действием двух его составных частей - инвестиционной привлекательности и инве­стиционной активности. Сопоставление фактической и возможной инвестиционной активности муниципального образования показывает степень реализации этой при­влекательности, т. е. реальное использование хозяйствующими субъектами и орга­нами местного самоуправления инвестиционного потенциала соответствующего муниципального образования.

Под инвестиционной привлекательностью муниципальных образований по­нимается совокупность различных объективных возможностей и ограничений, об­условливающих интенсивность привлечения инвестиций, а также инвестиционную активность муниципальных образований. При этом инвестиционная активность му­ниципалитетов зависит прежде всего от кадрового потенциала органов местного самоуправления, уровня их профессионализма и подготовки в рассматриваемой сфере. В случае если у органов местного самоуправления нет понимания, для чего использовать территорию в приоритетном порядке, достичь планомерного и резуль­тативного социально-экономического развития муниципального образования не­возможно. Кроме того, успех будут иметь лишь те муниципалитеты, администрация которых не только содействует инициаторам проектов, но и активно ищет новые рыночные ниши, предлагая свои возможности.

Совершенствование законодательства

Один из главных факторов, влияющих на инвестиционный климат, - существую­щая система законодательства, которая определяет нормативно-правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирует принципы и механизм взаимо­отношений инвесторов с органами государственной власти и местного самоуправ­ления с одной стороны и иными участниками экономических отношений и субъек­тами хозяйствования - с другой.

Важнейшим нормативно-правовым актом, регулирующим инвестиционную дея­тельность в Российской Федерации, является Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», который определяет правовые и экономические основы ин­вестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на тер­ритории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

Кроме того, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» среди полномочий органов местного самоуправления выделяет необходимость принятия и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований, учитывающих прежде всего инвестиционную состав­ляющую. В то же время далеко не во всех муниципальных образованиях эта состав­ляющая учитывается, что подтверждается данными опроса.

Во многих муниципальных образованиях Российской Федерации (в основном в городских округах и муниципальных районах) вопросы формирования инвестиционной привлекательности территории действительно решаются через реализацию муни­ципальных программ или стратегий инвестиционного развития муниципального образования,

ПРИМЕР:

Проанализировав данные о наличии мер поддержки инвестиций на муници­пальном уровне, следует отметить, что далеко не все муниципалитеты разработа­ли и приняли программы поддержки инвестиций на территории муниципального образования. Так, по данным, полученным в ходе опроса, из 733 муниципальных образований, за исключением внутригородских территорий городов федераль­ного значения (Москва и Санкт-Петербург), программы по поддержке предпри­нимателей реализуются лишь в половине, при этом более 70% муниципалитетов, в которых не оказывается инвестиционная поддержка, приходится на сельские поселения.

На фоне этих данных вполне естественно выглядят и невысокий уровень качества инвестиционных программ, направленных на поддержку предпринимателей, и циф­ры, описывающие удовлетворенность потребности муниципальных образований в инвестиционных программах (лишь в 75 опрошенных муниципальных образованиях потребность удовлетворена наличием программ поддержки).

Кроме того, необходимо не только удовлетворять потребность в программах поддержки предпринимателей, но и повышать уровень их информированности о су­ществовании таких программ в муниципальном образовании.

Тип программы по поддержке предпринимательства, ее структуру и наполнение разделов следует выбирать, проанализировав непосредственно все типы программ, реализующихся в муниципальных образованиях, и проведя оценку их эффективности. В раздел о реализации программы обязательно включать положения о контроле за реализацией программы и предусматривать мониторинг ее реализации.

ПРИМЕР:

Помимо целей и задач в программе «Повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования Егорьевский район Алтайского края на 2012-2016 годы» изложены проблема и необходимость ее решения программными методами, а также ожи­даемые результаты от реализации программы. Реализация программы позволит достичь следующих результатов:

  • улучшение позиций территории в краевых рейтингах;
  • увеличение числа реализованных инвестиционных проектов в приоритетных от­раслях экономики;
  • рост инновационной активности предприятий;
  • увеличение притока инвестиций в экономику;
  • создание дополнительных рабочих мест и рост занятости населения;
  • увеличение темпов экономического роста и повышение благосостояния населения.

Маркетинг территории

Помимо нормативно-правовой базы одним из важных направлений инвестици­онной привлекательности муниципального образования является маркетинг терри­тории, или улучшение ее «инвестиционного имиджа» в глазах потенциальных инве­сторов. В основополагающих муниципальных актах данному направлению должно уделяться особое внимание.

ПРИМЕР:

В Стратегии инвестиционного развития муниципального образования «Город Краснодар» до 2030 г.* предусмотрено следующее.

«5.1.2. Программа маркетинга и презентационная деятельность. Основные "комплектующие" имиджа города Краснодара

Концепция имиджа. Создание вербального образа. Каждая фраза, донесенная до целевой аудитории, каждый элемент дизайна должны сообщать адресатам определенный смысл. Для того чтобы все элементы имиджевой политики действовали эффективно и по назна­чению, необходима тщательная проработка вербального образа Краснодара.

Стиль города Краснодара. Создание графического образа. Стиль - это определенным образом сформировавшаяся эстетика, охватывающая все стороны жизни. Разработка "фирменного" стиля Краснодара дает возможность целевой аудитории выстраивать ассоциативные ряды. Соприкасаясь с элементами "фирменного" стиля Краснодара, замечая их в повседневной жизни, адресаты имиджевой политики переводят свои представления о Краснодаре из об­ласти пассивной в область активной памяти, что непосредственно влияет на формирование миграционных предпочтений и принятие решения об инвестировании.

Представление об определенном образе жизни. Создание образов потребления. Одна из задач имиджевой политики - развить у ее адресатов представления о том образе жизни, который они могут достичь в Краснодаре.Творчески мотивированные люди поедутв Крас­нодар, если они почувствуют, что в этом городе уже формируется творческая среда. Для это­го необходимы совокупность реальных мер по ее созданию и комплекс PR-решений. Раз­личных образов потребления должно быть сформировано столько, сколько целевых групп будет намечено. Временных мигрантов, которые займут рабочие места в индустриальном секторе, привлекает один стандарт потребления, а мигрантов, претендующих на занятость в четвертичном и пятеричном секторах, - другие. Этот блок имиджевой политики будет наиболее полно реализовываться в среде Интернет. Информация о Краснодаре будет рас­пространяться через систему социальных сетей, блогов и пр., вовлекая на "краснодарскую орбиту"максимально широкую аудиторию. Достоинством Интернета для продвижения брендов является возможность четко выделять целевые группы и количественно оценивать результаты работы.

Основные элементы имиджевой политики

1. Событийность. Основа продвижения "бренда" города - события, связанные с ним, форми­рующие ассоциативный ряд с этим городом. Краснодар как потенциально креативный город должен "специализироваться" на событиях не менее чем всероссийского масштаба. Мелкомас­штабные мероприятия могут негативно сказаться на имидже. Городу следует позиционировать себя как площадку для эксклюзивных событий. В качестве событий могут выступать фестивали, конференции, концерты, крупные политические встречи, международные спортивные меро­приятия и пр. Выбор конкретных событий стоит осуществлять сточки зрения позиционирова­ния Краснодара в России и мире. Авторы Стратегии видят Краснодар:

  • "полномочным представителем" Юга России на международной арене;
  • городом эксклюзивных презентационных мероприятий, городом, который является "законодателем мод" в сфере event-маркетинга;
  • всероссийской базой для поддержания тематических инициатив ЮНЕСКО;
  • активным акцептором инвестиций, привлекающим для реализации градостроитель­ной политики и нужд муниципального управления самых надежных и продвинутых партнеров;
  • "тыловой базой"Олимпиады"Сочи-2014".

С учетом специализации Краснодара, его географического положения и других конкурент­ных преимуществ можно предложить городу проведение таких мероприятий, как Между­народный симпозиум по проблемам транспортировки топливных ресурсов, Всемирный фестиваль достижений аграрной науки, Международная конференция по технологиям малоэтажного домостроения и т. д. Подобные мероприятия дадут также инновационный эффект соответствующим отраслям города и края. Мощным импульсом для развития ин­дустрии event-маркетинга может стать проведение ряда международных семинаров по этой тематике. Имиджевая политика должна содержать принципы конкурсного отбора мероприятий, которые предполагаются к проведению в Краснодаре».

Таким образом , привлечение инвестиций в экономику муниципального обра­зования является одной из наиболее важных задач, решение которой позволит достичь динамичного социально-экономического развития территории. Инвестици­онная политика муниципального образования напрямую зависит от политики региона. Поэтому необходима теснейшая взаимосвязь между региональной и муниципальной инвестиционной политикой. Политика региональных, муниципальных органов вла­сти и деятельность бизнес-структур существенно влияют на уровень инвестицион­ной активности и темпы экономического роста территорий. Инвестиционная и в целом хозяйственная деятельность во многом зависит от ряда объективных факто­ров и условий, в т. ч. от инвестиционного потенциала муниципальных образований, региона. Так, важнейшим условием повышения инвестиционного потенциала муни­ципального образования выступает наличие инфраструктурно обустроенных пло­щадок под строительство или размещение объектов инвестирования, которые тре­буют взаимоувязанной работы региональных органов власти и органов местного самоуправления.

Принятие мер по повышению инвестиционной привлекательности муниципаль­ных образований, формированию максимально комфортных условий работы для инвесторов может стать эффективным инструментом повышения благосостояния населения, будет способствовать финансовой устойчивости, стабильности, эффек­тивному развитию экономики муниципального образования и региона в целом. Сре­ди указанных необходимо в обязательном порядке предусмотреть меры, направлен­ные на повышение уровня квалификации муниципальных служащих в сфере при­влечения инвесторов на территории. Создание единого стандарта организации работ по привлечению инвестиций позволит выработать определенный алгоритм в работе с инвесторами и улучшить инвестиционный климат.

В целях изменения текущего положения оправдан и поиск новых подходов к воздействию на экономику муниципальных образований, в частности наименее развитых российских сельских поселений, которые, с одной стороны, малочислен­ны и непривлекательны для большинства сфер бизнеса (в силу, как правило, мало­численности и «бесперспективности» относительно других муниципальных об­разований), а с другой - являются основными держателями земельных ресурсов, необходимых для организации новых и расширения действующих производств. Это тоже необходимо иметь в виду и с учетом данных факторов разрабатывать программы и стратегии инвестиционного развития для этого типа муниципальных образований.

По материалам журнала "Практика муниципального управления"

Евгений Смирнов

Bsadsensedinamick

# Инвестиции

Лидеры рейтинга

Навигация по статье

  • Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2018–2019 года
  • Инвестиционная привлекательность субъектов РФ в 2019 году
  • АСИ: рейтинг инвестиционной привлекательности 2019 года
  • Двадцатка лидеров рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов РФ (2019 год)
  • Выводы

В июне этого года на Петербургском международном форуме был представлен рейтинг регионов России-2019, который показал все преимущества и недостатки бизнес-среды субъектов для отечественных и иностранных инвесторов. Были также озвучены наиболее эффективные практики повышения показателя и шаги по улучшению инвестиционного климата конкретных регионов. Однако полную картину можно получить, проанализировав показатели не только текущего года, но и прошлых лет.

Исходной информацией для оценки привлекательности инвестиций в конкретный субъект выступают законодательные акты, региональные исследования, публикации и опросы. Но самыми важными источниками для оценки являются статистические данные по развитию регионов, которые собираются уполномоченными органами. На основании полученных данных компания Эксперт РА составляет рейтинги, которые позволяют потенциальным инвесторам получить максимум информации по интересующему субъекту.

Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2018–2019 года

Существует множество методик оценки показателя бизнес-привлекательности субъектов Федерации. Они различаются между собой позициями в методологическом расчете и самими методами проведения расчетов. Национальный рейтинг субъектов Федерации базируется на официальной информации, которая собирается Росстатом и уполномоченными федеральными ведомствами. Среди них - Министерство экономического развития РФ.

За последние четыре года явно виден рост привлекательности некоторых регионов для успешной и долговременной инвестиционной деятельности. Однако в определенные периоды показатель лидирующих субъектов снижался. По данным прошлых лет, почти 80% всех иностранных инвестиционных вливаний получают лишь 16 регионов.

Инвестиционная привлекательность субъектов РФ в 2019 году

На лидирующих позициях в рейтинге 2019 года оказались мощные регионы с большим ресурсно-сырьевым потенциалом. Анализ показал падение бизнес-привлекательности субъектов-аутсайдеров. Исключением является Калужская область, власти которой приложили усилия для разработки выгодных условий для инвестиционных вложений, направленных на инновационные и технологичные отрасли.

Что же касается субъектов по отдельности, то национальный рейтинг регионов России 2019 года охватил всех участников и отображает следующие результаты:

  • Два региона (Москва и Республика Татарстан) обладают отличным потенциалом и характеризуются минимальным риском для инвесторов.
  • Три субъекта (Санкт-Петербург, Тюменская и Калужская области) демонстрируют умеренные риски и высокий инвестиционный потенциал.
  • Оценка шести регионов, среди которых Ленинградская и Московская области, показала некоторое снижение инвестиционной привлекательности и минимальные риски.
  • В четырех регионах наблюдается низкий показатель и риск на экстремальном уровне.
  • Средний потенциал и высокий риск показали 10 субъектов.
  • Незначительным потенциалом с высокими рисками отличились 12 регионов.
  • У одиннадцати регионов оценка инвестиционной привлекательности выявила незначительный потенциал и риск на умеренном уровне.
  • Оставшиеся субъекты показали снижение потенциала, но умеренные риски.

На снижение показателей субъектов-аутсайдеров повлияли низкие темпы развития инфраструктуры, слабая экономика, отрицательные данные по притоку инвестиций, разработка неэффективных бюджетов и внушительная долговая нагрузка. В качестве метода создания приемлемых условий для инвесторов, регионам рекомендовано усилить государственную поддержку и расширить возможности бюджетов в данном направлении.

Специалистами Минэкономразвития и Агентства стратегических инициатив была разработана обширная «дорожная карта» по улучшению инвестиционного климата - как субъектов в отдельности, так и страны в целом. Её реализация стала одной из приоритетных задач, поставленных перед государством. Таким образом, рейтинг регионов России 2019 внушает инвестиционный оптимизм, о чем свидетельствуют уже проведенные оценки.

АСИ: рейтинг инвестиционной привлекательности 2019 года

Являясь совместным проектом АСИ (Агентства стратегических инициатив), Торгово-промышленной палаты, Российского союза предпринимателей и промышленников, а также других деловых объединений, рейтинг дает оценку предпринимаемым шагам региональных властей по улучшению инвестиционного климата субъектов. В процессе оценивания выявляются эффективные практики, а результаты рейтинга выполняют важную цель - создание конкурентоспособной инвестиционной среды и стимулирование регионов к борьбе за инвестиции.

В этом году на Петербургском международном экономическом форуме был представлен национальный рейтинг регионов России 2019 от АСИ. В оценке полученных данных важное место занимал не только анализ инвестиционного климата по традиционным показателям, но также критерии качества оказания различных государственных услуг. Здесь речь идет о выдаче разрешений и лицензий, регистрации юридических лиц, поддержке малого бизнеса и прочее.

По традиции последних лет была озвучена первая двадцатка лидеров, но специалисты отметили, что многие субъекты улучшили свои показатели благодаря ранее разработанной «дорожной карте» и предпринимаемым экономическим усилиям региональных и местных властей.

Двадцатка лидеров рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов РФ (2019 год)

  • Москва продемонстрировала рост на один показатель и получила первое место.
  • С первого на третье место переместилась Тюменская область. Татарстан стал вторым.
  • Настоящий прорыв по улучшению привлекательности бизнес-среды для инвестиций совершила Калужская область (+9 позиций, 4 место).
  • Санкт-Петербург снизил свои позиции и стал пятым в рейтинге.
  • В десятке лучших также оказались Тульская, Московская, Белгородская, Ленинградская и Ульяновская области.

Экспертами также был отмечен отличный результат Новгородской и Смоленской области, которые заняли 14 и 20 места соответственно в рейтинге инвестиционной привлекательности.

Рейтинг регионов РФ в 2018 году по инвестиционной привлекательности

Субъект Итоги 2019 года Итоги 2018 года Сравнение позиций
Москва 1 2 +1
Республика Татарстан 2 3 +1
Тюменская область 3 1 -2
Калужская область 4 13 +9
Санкт-Петербург 5 4 -1
Тульская область 6 5 -1
Московская область 7 9 +2
Белгородская область 8 11 +3
Ленинградская область 9 12 +3
Ульяновская область 10 10 0
Чувашская Республика 11 8 -3
Тамбовская область 12 16 +4
Краснодарский край 13 6 -7
Новгородская область 14 29 +15
Воронежская область 15 7 -8
Республика Башкортостан 16 23 +7
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 17 14 -3
Ярославская область 18 17 -1
Новосибирская область 19 19 0
Смоленская область 20 31 +11

Выводы

На основании данных рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов РФ за 2019 год, можно с уверенностью отметить - залогом первых мест в рейтинге становятся хорошие условия для ведения бизнеса, природные ресурсы и столичные преимущества.