Риски, вызовы, угрозы . Здесь следует сделать важное методологическое пояснение. Риски, вызовы и угрозы мы рассматриваем как разные степени опасности. В этом терминологическом ряду риски – самый низкий уровень опасности, а угрозы – самый высокий уровень. При этом важнейший компонент политики национальной безопасности состоит в освоении и умелом применении технологий перевода угроз в вызовы, а вызовов – в риски. Если же риски перерастают в вызовы, а вызовы в угрозы, то это несомненный признак серьезных сбоев в системе национальной безопасности той или иной страны. Отсюда вывод: анализ любой проблемы национальной и международной безопасности должен начинаться с анализа рисков, вызовов и угроз и возможностей перевода угроз в вызовы, а вызовов - в риски.

Начало XXI в. характеризуются прогрессирующим во всем мире ростом количества социальных, экономических, техногенных и экологических угроз разного уровня. Для современных вызовов характер­на все возрастающая сложность, обусловленная усложнением технологических, финансовых и политических взаимосвязей в социально-экономических системах - они определяют все более трудно предсказуемые новые комбинации параметров риска угроз и масштабы их последствий. Более того, вызовы и угрозы все больше превращаются в самоподдерживающийся процесс, напоминая порочный круг из-за неопределенности причин и причинно-следственных связей, и неэффективного управления ими. Разница в типах угроз безопасности, их источниках и масштабе требует, соответственно, и различия в организации системы противостояния им.

Угроза национальной безопасности принимает все более разнообразный характер, перестает быть исключительно военной. Такие проблемы планетарного масштаба, как рост запасов оружия массового уничтожения, международный терроризм, организованное насилие и вооруженные конфликты, массовая бедность в развивающихся странах, деградация окружающей среды, потоки беженцев, наркотики, преступность, несут с собой глобальные угрозы, которым можно противостоять только коллективными усилиями. Эти проблемы не могут быть решены с помощью только военной силы или средствами отдельного национального государства. Необходим глобальный механизм координации и сотрудничества между странами.

Второй факт, подтверждающий, тенденцию стремления к глобальной взаимосвязанности, заключается в том, что во многих регионах происходит постепенный сдвиг в направлении к совместной обороне или многосторонним мерам безопасности. В настоящее время военная глобализация, угрозы и вызовы, имеющие глобальный характер, заставляют серьезно переосмыслить идею национальной безопасности и практическую ее реализацию. Доктрина национальной безопасности остается одним из самых важных принципов современной государственности.

Геополитические угрозы - это те явления, которые дестабилизируют геополитическую ситуацию в мире, и если им не противостоять, ими не управлять, могут привести к мировому хаосу. К геополитическим угрозам можно отнести региональные и локальные войны, нарушение режима ядерного нераспространения, современное производство и торговлю оружием, международный терроризм, современные конфликты, деградацию окружающей среды, проблему демографии и глобальной миграции.

В современном мире безопасность обеспечивают:

Организация Объединенных Наций, которую можно назвать межправительственной организацией глобального уровня.

В основных регионах мира наряду с уже существующими межправительственными организациями появляются новые. На евроатлантическом пространстве основной действующей международной военной и инфраструктурой остается НАТО (Организация Североатлантического договора)

Кроме НАТО, влиятельной структурой в сфере европейской безопасности является ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), В системе ОБСЕ - «три корзины».

Первая - вопросы собственно политической безопасности и контроля над вооружениями;

Вторая - развитие сотрудничества в области экономики, науки и техники, окружающей среды;

Третья - сотрудничество в гуманитарной и других областях (общественные контакты, информация, культура, образование), а также права человека.

Данная организация, в основном, акцентирует свое внимание на решение гуманитарных проблем и, прежде всего, проблемы прав человека.

Международной региональной структурой безопасности на постсоветском пространстве является Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

2. Основные современные международные конфликты: их причины, особенности и перспективы. (Ребят, тут думаю каждый должен взять для себя свой пример международного конфликта, их мы обсуждали на лекциях)

С точки зрения теории международных отношений международный конфликт рассматривается как особое политическое отношение двух или нескольких сторон - народов, государств или группы государств, - концентрированно воспроизводящее в форме косвенного или непосредственного столкновения экономические, социально-классовые, политические, территориальные, национальные, религиозные или иные по природе и характеру интересы. Международные конфликты, таким образом, являются разновидностью международных отношений, в которые вступают различные государства на почве противоречий интересов.

Причинами международных конфликтов ученые называют:

» конкуренцию государств;

» несовпадение национальных интересов;

» территориальные притязания;

» социальную несправедливость в глобальном масштабе;

» неравномерное распределение в мире природных ресурсов;

» негативное восприятие сторонами друг друга;

» личную несовместимость руководителей и пр.

Для характеристики международных конфликтов используется различная терминология: «враждебность», «борьба», «кризис», «вооруженное противостояние» и пр. Общепринятого определения международного конфликта пока не существует из-за многообразия его признаков и свойств политического, экономического, социального, идеологического, дипломатического, военного и международно-правового характера. Одно из признанных в западной политической науке определений международного конфликта дано К. Райтом в середине 60-х годов: «Конфликт есть определенное отношение между государствами, которое может существовать на всех уровнях, в самых различных степенях. В широком смысле конфликт может быть подразделен на четыре стадии:

1. осознание несовместимости;

2. возрастающая напряженность;

3. давление без применения военной силы для разрешения несовместимости;

4. военная интервенция или война для навязывания решения.

Исследователи различают положительные и отрицательные функции международных конфликтов. К числу положительных относят:

♦предотвращениестагнациивмеждународныхотношениях;

♦стимулированиесозидательныхначалвпоискахвыходовиз сложных ситуаций;

♦определениестепенирассогласованностиинтересовицелей государств;

♦предотвращениеболеекрупныхконфликтовиобеспечение стабильности путем институционализации конфликтов малой интен­сивности.

Деструктивные функции международных конфликтов усматриваются в том, что они:

Вызывают беспорядок, нестабильность и насилие;

Усиливают стрессовое состояние психики населения в странах-участницах;

Порождают возможность неэффективных политических решений.

Специфика межгосударственных конфликтов определяется следующим:

Их субъектами выступают государства или коалиции;

В основе межгосударственных конфликтов лежит столкновение национально-государственных интересов конфликтующих сторон;

Межгосударственный конфликт является продолжением политики государств-участников;

Современные межгосударственные конфликты одновременно локально и глобально влияют на международные отношения;

Межгосударственный конфликт сегодня несет опасность массовой гибели людей в странах-участницах и во всем мире.

В основе классификаций межгосударственных конфликтов могут быть: число участников, масштабы, применяемые средства, стратегические цели участников, характер конфликта.

Понятие «угрозы». Внешние и внутренние угрозы.

Безопасность – это состояние защищенности от угроз ключевым ценностям, в особенности тех, которые могут привести к угрозе выживания объекта.

Угроза безопасности – потенциальное нарушение безопасности; действие или событитие, которое может привести к нанесению значительного ущерба или утрате ключевой ценности.

Кен бус: безопасность = «выживание+»

Угрозы могут быть различными в зависимости от видов безопасности: военные, политические, экономические и другие (см. вопрос №3).

Доклад группы высокого уровня (ООН), категории угроз:

1) Экономические и социальные, вкл.бедность, инфекции, экология

2) Межгос. конфликт,

3) Внутригос. конфликт, вкл. геноцид, гражданские войны

4) Оружие массового уничтожения

5) Терроризм

6) Транснациональная преступность.

Академ.. дебаты: делать упор на угрозы ключевым ценностям или сосредоточиться на проблематике вооруженных конфликтов и использования воор.силы.

По источнику угрозы подразделяются на внешние и внутренние.

В международных отношения основной субъект безопасности – гос-ва.

Внешние – те, что исходят извне рассматриваемого субъекта. То есть, если речь идет о безопасности государства, это такие угрозы, которые исходят из-за рубежа: недружественная политика других стран, деятельность международных преступных группировок, итд.

Внутренние – те, что исходят изнутри субъекта. Оставаясь в рамках категории гос.безопасности: «внутренние» экстремистские группировки, экономические явления, создающие угрозу безопасности (беднось, соц.неравенство).

На современном этапе в силу того, что происходит неолиберальная глобализация (мать её…), границы размываются и грань между внутренними и внешними угрозами также может оказаться более размытой. Пример – теракт 9/11 готовился во многом на территории самих США (обучение в лётных школах, итд), и вообще деятельность лиц, связанных с иностранными преступными организациями, внутри данной страны.

Трансграничные угрозы. (потоки беженцев из соседней страны, где идёт внутренний конфликт)

Внутригосударственные конфликты создают угрозу соседям, в ряде случаев – угроза попадания ОМУ не в те руки.

Еще пример – экологические угрозы. Для природы гос. границ не существует, поэтому они могут быть и внутренними, и внешними.

Традиционные и новые угрозы, соотношение

Традиционными угрозами безопасности являются угрозы военно-политического характера. К примеру, понятие «международная безопасность» традиционно понималось как отсутствие войн между государствами. Обеспечение безопасности сводилось к тому, чтобы на нас никто не напал, а если бы и напал, то потерпел бы поражение. Средства – обеспечение баланса сил при помощи заключения союзов, укрепление армии и военного флота.


Новые угрозы – это те, которые стали актуальными в последние десятилетия. Ранее они не рассматривались в виду того, что соответствующие сферы не имели такой важности, какая присуща им сейчас (экономика), либо попросту отсутствовал реальный базис этих угроз (распространение ОМУ)

Классификация по Кулагину:

Новые угрозы:

Терроризм

Распространение ОМУ

Внутренние вооруженные конфликты

Эти угрозы все равно тесно связаны с военной безопасностью. Также Кулагин выделяет угрозы «второго ряда»:

Наркотраффик

Пиратство

Незаконная миграция

Транснациональная орг.преступность

Угрозы информационной и кибер-безопасности.

Эти угрозы отличаются от трёх других новых тем, что для борьбы с ними используются не военные, а полицейские, антинаркотические и подобные службы. Хотя в отдельных случаях они тоже очень серьезны (афганская наркота для России, стратегия кибербезопасности США)

Так же есть и невоенные угрозы: экономика, энергетика, экология, безопасность общества…

Изменившийся характер экономической структуры делает бессмысленным захват политического контроля над территорией.

Деление проблематики безопасности на традиционные и новые вызовы и угрозы довольно условно. Традиционные угрозы - такие как трансграничная агрессия - не столько отходят на второй план, сколько меняют форму. Угроза глобальной ядерной войны снизилась, но процесс распространения ядерного оружия привел к тому, что эта угроза возникла в регионах, считавшихся прежде периферийными. Идеологическая борьба между коммунизмом и либеральной демократией уступила место борьбе между демократией и религиозным экстремизмом. Религиозные войны, межэтнические конфликты, вооруженный сепаратизм и ирредентизм охватывают страны и целые регионы. При этом главным источником напряженности становятся внутристрановые проблемы. Угроза терроризма, возникшая еще в XIX веке, с развитием науки и техники поднялась до глобального уровня. Наука и техника открывают новые сферы противоборства, в том числе военного - такие, как киберпространство. Ряд угроз - от эпидемий смертельно опасных болезней до последствий изменения климата - не имеет источника в человеческом обществе, но представляет опасность для человечества в целом. Глобализация проблематики безопасности, тесное переплетение внутренних и внешних факторов ведут к формированию чрезвычайно широкой и разнообразной повестки дня. В этом состоит одна из главных особенностей международной среды начала XXI столетия по сравнению с более простой обстановкой второй половины XX века.

С точки зрения эволюции системы международных отношений, рубеж между современной эпохой и ее непосредственной предшественницей - периодом холодной войны - приходится на конец 1980-х - начало 1990-х гг. Прекращение военно-политического противостояния и идеологического противоборства между Востоком и Западом, Советским Союзом и КНР; начало эпохи реформ в Китае; ускорение экономического роста в Индии; начало формирования единой Европы под флагом Европейского союза; демократизация десятков государств от Латинской Америки и Африки до Восточной Европы и Юго-Восточной Азии: эти и другие важнейшие перемены ознаменовали становление нового качества международных отношений.

Это новое качество потребовало фундаментального пересмотра проблематики международной безопасности. В течение всего периода холодной войны с конца 1940-х по конец 1980-х гг. в ней преобладали вопросы отношений двух сверхдержав, в их ракетно-ядерной, политико-идеологической, блоковой редакции. Ядерное сдерживание на различных уровнях и в различных условиях обстановки оставалось доминирующей темой. Остальные важные темы - международные военно-политические кризисы, подобные Берлинским и Карибскому; региональные конфликты с участием третьих стран, типа Ближневосточного; локальные войны, типа Корейской, Вьетнамской и Афганской; партизанские движения в Азии, Африке и Латинской Америке дополняли картину всемирного противоборства двух блоков. Обеспечение минимального уровня международной безопасности в этих условиях ставило на первый план проблемы контроля над вооружениями, прежде всего ядерными, и обеспечение стабильности на центральном фронте холодной войны - на Европейском континенте.

Быстрое завершение холодной войны на рубеже 1980-х гг. практически в одночасье изменило повестку дня в сфере безопасности. Создалась ситуация, в которой все крупные державы оказались в состоянии мира между собой, а одна из держав - Соединенные Штаты Америки - выдвинулась на никем не оспаривавшуюся тогда позицию глобального лидера-гегемона.

Ядерное оружие осталось на вооружении тех немногих государств, которые им обладали, но ядерное сдерживание с авансцены мировой политики быстро ушло на «фоновый» уровень. Баланс обычных вооружений, постоянная борьба за поддержание которого давала неослабевающий импульс гонке вооружений, с прекращением военно-политической конфронтации утратил прежнее значение. Экономические связи и финансовые потоки, не сдерживаемые более закрытыми границами и идеологическими барьерами, создали подлинно глобальное пространство капитализма. Главными проблемами безопасности с начала 1990-х гг. стали формирование партнерских - а в ряде случаев союзнических - отношений между бывшими противниками в холодной войне и стабилизация стран и регионов, где с распадом биполярного порядка возник вакуум безопасности. С отступлением угрозы мировой ядерной катастрофы важнейшее значение приобрели вопросы нераспространения - за пределами «признанных» ядерных держав - оружия массового уничтожения, особенно ядерного, а также ракетных и других передовых военных технологий.

Центр тяжести проблематики международной безопасности сместился от отношений сверхдержав и возглавляемых ими коалиций на отношения внутри нестабильных стран и территорий, возникших в результате распада ряда государств - прежде всего на Балканах, а также на пространстве бывшего СССР, от Молдавии до Кавказа и Таджикистана. Появился термин «несостоявшееся (или падающее) государство» (failed state). Актуальной темой в этой связи стало миротворчество - от традиционных операций ООН по поддержанию мира до усилий по восстановлению мира и принуждения к нему. Необходимость обеспечения постконфликтного урегулирования вызвало необходимость международной помощи в становлении новых государств (nation/statebuilding). Все эти усилия осуществлялись, как правило, на коллективной основе, на основе мандата Организации Объединенных Наций, в Совете безопасности которой возникло небывалое прежде единодушие постоянных членов Совета.

Это единодушие, однако, длилось не долго. Возникшие во второй половине 1990-х гг. разногласия между Россией и странами Запада во главе с США заблокировали возможность принятия согласованных решений. Миротворчество в этих условиях трансформировалось в практику гуманитарных интервенций. В области теории были предприняты усилия по модернизации международного права с перенесением акцента с государственного суверенитета и территориальной целостности на права человека. Произошел поворот от усилий по прекращению конфликта между сторонами к вмешательству в пользу одного из участников конфликта и последующему «наведению порядка». Новый мировой порядок 1990-х отличался отчетливым доминированием одной державы, «организующей» остальной мир. Военные, политические и экономические возможности США позволяли осуществлять такое вмешательство практически в любом регионе мира. Операция США и НАТО против Югославии (1999 г.), воздушные удары по Ираку, Афганистану, Судану имели, однако, серьезные последствия для американо-российских отношений. В российской внешнеполитической концепции, стратегии национальной безопасности и военной доктрине появились элементы хеджирования потенциальных угроз, исходящих от партнера.

Террористические удары по Нью-Йорку и Вашингтону, нанесенные исламистами 11 сентября 2001 г., для США стали переворотом в развитии проблематики безопасности.

Исламский радикализм и экстремизм, взявший на вооружение терроризм и выведший его на глобальный уровень, стали восприниматься во всем мире как главная угроза международной безопасности.

Возникла широкая антитеррористическая коалиция, объединившая страны Запада, Россию, Китай, Индию, Иран и многие другие государства. Поиск путей эффективного противодействия терроризму и нейтрализации социально-экономических, политических и идеологических факторов, его порождающих, стал главным направлением исследований в сфере международной безопасности.

Антитеррористичекая коалиция, однако, не долго просуществовала в широком формате. Если операция США в Афганистане, начавшаяся в октябре 2001 г., была активно поддержана практически всеми государствами, то вторжение в Ирак в 2003 г. произошло без мандата СБ ООН. При этом если критиковавшие действия США союзники - Германия и Франция - спустя некоторое время восстановили прежнюю атмосферу в отношениях с Вашингтоном, то в отношениях с Россией разногласия по вопросам международной безопасности углубились и вскоре приобрели фундаментальный характер. В то время как в США актуальным направлением исследований стали контртеррористические и противоповстанческие операции, а также нациестроительство - применительно к таким странам, как Ирак и Афганистан, - в России обозначилась тенденция к противостоянию гегемонизму США. В яркой форме эта тенденция проявилась в речи президента Владимира Путина в Мюнхене в феврале 2007 г. Проблематика безопасности, таким образом, оказалась тесно увязанной с вопросами миропорядка и мирового управления (global governance).

С другой стороны, все более тесное переплетение внутриполитических проблем с внешнеполитическими - в том числе в аспекте безопасности -привело к возрастанию роли идеологического фактора и новейших коммуникационных технологий. Вначале «цветные революции» в странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии в 2000-2005 гг., а затем события «арабской весны» 2011-2012 гг. и «майданная революция» на Украине 2013-2014 гг. стали возможными во многом благодаря применению протестными силами социальных сетей. При этом в Грузии, Сирии, Ливии и на Украине внутриполитические процессы привели к войнам с участием внешних сил.

Технологический прогресс создал новую сферу цифровых коммуникаций, которая стала полем не только сотрудничества и взаимодействия, но также и новых угроз. Зависимость всех современных обществ от информационных технологий заставляет искать методы противодействия различным киберугрозам и - одновременно - способы ведения наступательных операций против возможных противников. Речь сейчас идет не только о возможностях, но о реальных фактах противоборства государств в киберпространстве. Фактически впервые со времен появления ядерного оружия в 1940-х гг. появилась принципиально новая сфера применения силы в международных отношений. Обеспечение кибербезопасности, соответственно, становится одной из важнейших проблем современной международной безопасности.

Еще одним новым направлением политики безопасности является противодействие негативным изменениям климата на Земле. С 1990-х гг. идет процесс согласования усилий всех государств с целью сокращения выбросов углекислого газа в атмосферу, разрушающих озоновый слой вокруг Земли и создающих эффект глобального потепления. Несмотря на продолжающиеся научные споры вокруг причин повышения температуры Земли, сам факт повышения средней температуры является общепризнанным. Потепление способно вызвать серьезные последствия общепланетарного масштаба, такие как затопление обширных и ныне густонаселенных территорий, целых государств.

Многократно возросшая в последние десятилетия мобильность населения создала ряд серьезных проблем. Неконтролируемая миграция создает этнополитическую нестабильность в развивающихся государствах и дополнительную нагрузку на социальную сферу в развитых странах. Концентрация инокультурных элементов без их ассимиляции приводит к формированию социально-культурных анклавов, разрушающих традиционный уклад жизни и бросающих вызов ценностям принимающего общества. Во всех случаях внешняя среда оказывается источником серьезных угроз для внутреннего устройства современных обществ.

Развитие средств передвижения делает современные общества более уязвимыми по отношению к различного рода эпидемиям.

В принципе, угроза трансграничных эпидемий - одна из древнейших в истории человечества. Достаточно вспомнить Великую чуму 1348 г., существенно сократившую население средневековой Европы, или страшную эпидемию гриппа («испанку»), которая свела в могилу миллионы европейцев в 1918 г. Колоссальное снижение «болевого порога» современных обществ заставляет правительства ведущих государств заботиться о медицинской безопасности в самых отдаленных точках мира, купируя распространение эпидемий.

Развитие трансграничных связей создает также возможности для формирования трансграничных преступных сообществ. Международная преступность - от отмывания денег и торговли людьми до наркоторговли и тайной торговли оружием - оказывается тесно связанной с другими глобальными угрозами, в том числе международным терроризмом. В принципе, такая ситуация способствует объединению самых разных государств мира перед лицом грозящей им общей опасности. В реальной действительности, однако, политические разногласия, коренящиеся в различии или противоположности интересов отдельных государств, препятствуют эффективному взаимодействию.

Современные технологии привели к актуализации очень старых угроз безопасности, таких как пиратство или работорговля. В 2000-е гг. обстановка вакуума власти - и соответственно безопасности - в Сомали возродила пиратский промысел у восточных берегов Африки, для борьбы с которым пришлось создать международную коалицию в составе США и других стран НАТО, Китая, Индии, России и других стран.

Работорговля превратилась в выгодный бизнес, особенно на Ближнем и Среднем Востоке, а захваты заложников с последующим использованием их в пропагандистских целях стали одной из технологий современного терроризма.

Несмотря на перечисленные колоссальные сдвиги последних трех десятилетий, традиционная повестка дня не ушла окончательно в прошлое. Украинский кризис 2014 г. продемонстрировал, что процесс формирования многополярного мира не обязательно будет проходить бесконфликтно. Санкции, наложенные на Россию Соединенными Штатами Америки, Европейским союзом, Японией и рядом других стран, очевидно, подрывают процесс глобализации и совершенно в иной плоскости ставят вопросы экономической, а также информационной безопасности. Роль ядерного сдерживания в отношениях между великими державами вновь повысилась, при том, что число этих держав выросло. Очевидно, что возвращается - в обновленном, но в целом знакомом виде - проблематика европейской безопасности. На повестке дня стоит задача обеспечения безопасности в Азии - от Корейского полуострова и Восточно- и Южно-Китайского морей. Сложнейший комплекс проблем безопасности возник на Ближнем и Среднем Востоке. Появление исламистских образований в Ираке и Сирии, а также попытки их создания в Западной и Восточной Африке (Нигерия, Мали и Сомали) бросают новый вызов практикам и теоретикам международных отношений и внешней политики.

Сегодня развитие мировой политики и международных отношений протекает в условиях весьма противоречивых процессов, отличающихся высоким динамизмом и взаимозависимостью событий. Возросла уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом как традиционных («старых»), так и «новых» вызовов и угроз.

Казалось бы, в связи с новыми научно-технологическими, экономическими и социальными достижениями, расширением круга пользователей глобальной сетью Интернет, распространением демократии, достижениями в области свобод и прав человека после окончания холодной войны и падения коммунизма возросли возможности трансграничного общения, обмена товарами и услугами, перемещения людей, повышения их уровня и качества жизни. В то же время утрата прежних и отсутствие новых рычагов регулирования мирового порядка серьезно деформировали традиционную связь между национальным суверенитетом и национальной безопасностью, привели к появлению новых проблем, не поддающихся урегулированию военным путем. В их числе ненадежность институтов и механизмов ООН в обеспечении глобальной безопасности; претензии США на мировое господство; доминирование в глобальном информационном пространстве западных СМИ; нищета и озлобленность населения глобального «Юга»; последствия распада многонациональных государств; деградация Вестфальской системы; политические устремления субнациональных групп и регионов; рост этнического и религиозного экстремизма; сепаратизм и политическое насилие; региональные и локальные вооруженные конфликты; сохранение целостности государств, распространение и диверсификация ОМП; киберпреступность и высокотехнологичный терроризм с использованием ОМП; международная коррупция и организованная преступность; неконтролируемые трансграничные потоки мигрантов; растущая деградация окружающей среды; планетарный дефицит продовольствия, питьевой воды, энергоресурсов и т. д. Все это повышает значение либерально-идеалистической парадигмы в исследовании мировой политики и международных отношений.

Как можно заметить, при относительном снижении значения угроз военного характера, потенциальными носителями которых остаются государства, в планетарном масштабе происходит нарастание невоенных угроз безопасности глобального характера. Все чаще источниками угроз и инструментами их нейтрализации становятся негосударственные действующие лица разнообразного толка, в том числе мультинациональные корпорации, финансовые, военно-политические, религиозные, экологические, правозащитные, преступные, террористические организации мирового масштаба, субнациональные акторы и регионы. «В такой обстановке, - указывает Павел Цыганков, - все более очевидной становится недостаточность имеющегося в международно-политической науке теоретического багажа. Возникла необходимость в новых концептуальных построениях, которые позволили бы не только рационально осмыслить меняющиеся реалии, но и выполнить роль операциональных инструментов влияния на них в целях снижения рисков и неуверенности, с которыми столкнулись международные акторы» .

Если раньше главным рычагом влияния на международную ситуацию рассматривали силу государства на основе его основной мощи (англ.: hard power), то в условиях глобализации государства и международные организации чаще стали уповать на применение мягкого влияния, или мягкой силы (англ.: soft power). Так, реагируя на трагические события 11 сентября 2001 г. , прочно связавшие безопасность США с глобальной безопасностью, американцы стали прилагать систематические усилия по расширению зон глобальной стабильности, устранению некоторых наиболее вопиющих причин политического насилия. Они также усилили поддержку политических режимов, которые, по их мнению, исходили из основополагающей ценности прав человека и конституционных механизмов.

Анализируя Стратегию национальной безопасности США 2002 г., Р. Каглер обращает внимание на то, что она нацелена не только на решение сложнейших проблем безопасности сегодняшнего дня и отражение угроз, «исходящих от террористов и тиранов», но и на оказание содействия глобальному экономическому прогрессу, борьбе с глобальной бедностью, укреплению открытого общества и демократии, обеспечению свобод человека в неблагоприятных регионах, отстаиванию стремления к уважению человеческого достоинства. По его мнению, решение этих задач имеет своим результатом «специфический американский интернационализм», нацеленный на создание равновесия сил, которое благоприятствует свободе человека и делает мир в условиях глобализации безопаснее и лучше.

В концепции миротворчества ООН в последние годы проводится комплексный подход к преодолению как военных, так и невоенных угроз. Поэтому поддержание и закрепление мира в каком-либо регионе сегодня не ограничивается только сдерживанием вооруженного насилия, принуждением к миру и созданием условий для организации переговорного процесса. На миротворцев возлагаются задачи по оказанию помощи сторонам конфликта в восстановлении экономики, обеспечении гражданского правопорядка, защите прав человека, подготовке и проведении выборов, передаче власти местным органам, организации местного самоуправления, здравоохранения, образования и т. д. Большое значение придается просветительской работе, направленной на примирение участников конфликта, формирование у них установок на ненасильственное разрешение спорных вопросов, толерантное поведение с использованием СМИ

Уже в середине XX в. стало очевидным, что в развитии общества возникли проблемы, которые, если они не будут решены при участии всех стран мира, грозят гибелью цивилизации на Земле. Их назвали глобальными проблемами современности. На рубеже XX-XXI вв. к ранее известным проблемам прибавились новые угрозы человечеству. Они связаны с процессом глобализации. Ученые, государственные деятели ищут пути решения всех этих проблем. Однако XXI век бросает вызов не только интеллектуалам и политикам, а всем живущим на Земле. Необходимо объединение усилий всех государств, всех народов, общественных организаций и движений, всех людей, чтобы совместными усилиями отвести существующие угрозы человеческому обществу. Какие проблемы требуют решения? Какие возможности для этого существуют?

Экологические проблемы . За годы учебы вы уже знакомились с ними на уроках географии, биологии, истории, обществознания. Вспомните: в чем состоят эти проблемы? Каковы пути их решения? Надеемся, что у вас достаточно знаний, чтобы самостоятельно оценить значение этих проблем и определить способы их преодоления.

Угроза термоядерной войны . Хотя военное противостояние двух мировых систем, о котором вы знаете из курса истории, ушло в прошлое и осуществлены меры по ограничению запасов ядерного оружия, оставшиеся арсеналы такого оружия достаточны для того, чтобы уничтожить все живое на Земле. Особенно опасна возможность создания ядерного оружия в странах, где у власти находятся^ агрессивные силы, склонные к авантюризму во внешней политике. Даже локальный ядерный конфликт грозит тяжелейшими последствиями для обширных территорий. Поэтому важнейшей проблемой является создание безъядерного ненасильственного мира, решение международных конфликтов не военными, а политическими средствами. Это необходимое условие сохранения жизни на нашей планете.

Международный терроризм . В конце XX - начале XXI в. значительно усилилась опасность террористической деятельности. Она не ограничивается теперь акциями отдельных групп террористов, а осуществляется систематически крупными организациями международного масштаба, охватывает целые страны, обширные регионы. Возросла степень тяжести последствий террористических актов. Если ранее жертвами террора становились отдельные лица, почему-либо ненавистные террористам, то ныне - тысячи и десятки тысяч ни в чем не повинных людей. Особую опасность представляет возможность получения террористическими организациями оружия массового поражения - ядерных боеприпасов, химических отравляющих веществ, биологических средств заражения смертельными болезнями. Такое оружие позволило бы им терроризировать целые государства и их правительства.

Борьба с терроризмом требует объединения усилий мирового сообщества, устранения причин, порождающих террористическую деятельность, активизации защитной функции государств.

Преодоление экономической отсталости, бедности и нищеты стран «третьего мира» . Сотни миллионов людей в этих странах живут в условиях, которые отдалены от условий жизни в развитых странах столетиями экономического и социального прогресса. (Вспомните сведения, полученные об этом в курсе географии.) Население высокоразвитых стран («золотой миллиард») потребляет 88% совокупного мирового продукта, тогда как пятая часть жителей Земли, проживающая в беднейших странах, - лишь 1,5% этого продукта. Ликвидация разрыва экономического и культурного развития между развитыми странами и развивающимся миром, голода, нищеты и неграмотности, в условиях которого существуют сотни миллионов людей, - одна из тяжелых проблем, доставшихся в наследство от XX века.

Социально-демографические проблемы . Они связаны прежде всего с увеличением темпов роста народонаселения мира («демографическим взрывом») за счет развивающихся стран. Это одна из причин массовых бедствий, голода, болезней, отсутствия нормального жилья, неграмотности, безработицы в этой зоне мира. Одновременно имеет место демографический кризис в экономически развитых странах из-за падения в них рождаемости ниже уровня, необходимого для смены поколений и сохранения численности населения. Разный уровень рождаемости в различных зонах мира порождает миграцию из экономически слаборазвитых стран в более благополучные страны, где возникают проблемы ассимиляции приезжих, не говорящих на языках этих стран и не соблюдающих местных обычаев.

По данным ООН в 2000 г. число жителей нашей планеты составляло 6 млрд, а на 2050 г. прогнозируется 10- 12 млрд. Дальнейший рост населения Земли, по мнению многих ученых, вызовет острую нехватку ресурсов, необходимых для жизни людей. Перед человечеством в XXI в. стоит проблема регулирования численности народонаселения, осуществления в различных регионах мира продуманной демографической политики.

Наркомания и наркобизнес . Последствия употребления наркотиков губительны как для отдельного человека, так и для общества: деградация личности и, как следствие, ее несостоятельность в роли родителя, работника, члена общества; негативное влияние наркомании на генофонд нации; преступления, совершаемые с целью добыть средства для закупки наркотиков. Однако наркобизнес - одна из наиболее прибыльных форм преступной деятельности. Наркоторговля, имеющая международный характер, прокладывает пути транспортировки зловещего товара через границы и территории многих государств. Все это угрожает безопасности стран и народов и поэтому требует их значительных усилий, скоординированных действий правового, силового, социального и воспитательного плана.

Отставание с разработкой методов лечения и профилактики наиболее опасных болезней . Множество вопросов ставит перед человечеством СПИД. Эта болезнь, как считают ученые, грозит унести больше жизней, чем чума в средневековой Европе. Она не знает границ, и никому ее не удается остановить. Государства должны принимать меры, призванные оградить от заражения этой болезнью от уже инфицированных других людей. Необходимо искать средства для оплаты дорогостоящих лекарств, которые нужны для лечения больных СПИДом.

Появляются новые виды микроорганизмов, способных вызвать эпидемии опасных болезней, таких, как, например, атипичная пневмония, птичий грипп и т. п. Нередко не удается установить причины их возникновения. Высказываются предположения о возможности непредсказуемых мутаций существующих возбудителей болезней, следствием которых становятся их ранее неизвестные опасные свойства. Требуются согласованные действия мирового сообщества, чтобы противостоять этим опасностям.

Проблема предотвращения опасных последствий научно-технического прогресса, использования его результатов во вред человечеству . Специалисты говорят о зловещих возможностях генной инженерии. Не просчитаны вероятные последствия клонирования животных, тем более людей. Высказываются опасения возможного использования научно-технических достижений для установления тотального контроля и управления поведением людей. Большую опасность представляют преступления с использованием информационных технологий. Компьютерные вирусы, запущенные в мировую сеть, могут нанести огромный ущерб, угрожают экономической, военной, информационной безопасности. Необходимо предвидеть отрицательные последствия научно-технического прогресса, направлять его на благо общества и человека.

Опасность масштабных аварий в промышленности, энергетике, на транспорте. Чернобыльская катастрофа показала, что последствия аварий на ядерных объектах могут выйти далеко за пределы национальных границ. Число жертв достигает высокого уровня. Возрастает значение мер по обеспечению безопасности ядерных объектов. Необходим контроль безопасности химических производств, магистральных линий электропередачи, нефтепроводов.

Угрозы культуре, духовному развитию человека . Современная наука отмечает угрожающие масштабы ства, преступности, наркомании, отчуждения от культуры. Обращает внимание также и на чрезмерное распространение духа материального потребительства. Развитие современных технологий делает практически невозможным предотвращение появления в прессе, на экранах телевидения антиобщественной информации, пропагандирующей насилие, порнографию, оскорбляющей религиозные чувства, удовлетворяющей агрессивно настроенные группы. Высокое искусство, шедевры мировой культуры зачастую вытесняются с журнальных страниц, телевизионных экранов подделками массовой культуры, рассчитанными на примитивный вкус.

Современные идеологии, как и мировые религии, не смогли дать адекватные ответы на вызовы XXI века. Этим стремятся воспользоваться проповедники экстремистских взглядов, религиозные секты, деформирующие сознание и поведение человека.

Объем доступной информации превышает человеческие способности ее восприятия и использования. Люди не успевают приспособиться к коренным изменениям условий существования, происходящим за время жизни одного поколения, что порождает стресс, потерю ориентации, ощущение дискомфорта, тревогу и беспокойство.

Все это ставит вопросы о способах сохранения и защиты от разрушения ценностей национальной и мировой культуры, о модернизации всей системы образования и воспитания, о необходимости неустанной работы по укреплению нравственных основ общества. Многое зависит и от каждого человека, от его духовного богатства, способности следовать принципам морали в условиях усложнения духовной жизни общества, готовности самостоятельно отвечать на вызовы меняющегося мира.

Итак, на пороге XXI века наметились угрожающие тенденции в обществе. Но существует возможность выбора такого пути, на котором удастся избежать их опасного развития.