Испытав в годы революционного подъема панический страх за свои капиталы и привилегии, английские капиталисты проникались ненавистью к демократическим институтам. Чем слабее становились мировые позиции Англии, тем больше чувство надменного островного «превосходства» охватывало мистера Форсайта - это прекрасно показал Голсуорси в последних книгах своей «Саги». Тревога за колонии усиливала расизм. Боязнь народа, «толпы», освободительных бурь эпохи порождала стремление замкнуться в своей среде, уйти от неразрешимых (для буржуа) социальных проблем в область интимных переживаний, религии, иррационализма. В конечном счете, именно этот пессимизм обреченного историей класса лежал в основе циничных и антигуманистических тенденций, характерных для модернистского искусства 20-х годов и последующего периода.

Почти полностью утрачивалось национальное своеобразие английской живописи, растворявшейся в общеевропейском, космополитическом декадансе. На первый взгляд в картинах и росписях С. Спенсера (1891-1959) было нечто общее с орнаментом из средневековой миниатюры или с работами прерафаэлитов. Но это лишь внешнее подобие. Хаотическое нагромождение деформированных образов, по существу, не имело ничего общего с плодами народной фантазии, запечатленными в миниатюрах. В эти же годы начал завоевывать известность скульптор Г. Мур (р. 1898), создатель деформированных фигур - скорее человекоподобных, чем человеческих.

Деформация человеческого тела в живописи и скульптуре так же направлена на развенчание человека, как и изображение нарочито алогичных и отвратительных поступков и эмоций в нашумевшем романе Джемса Джойса «Улисс» (1922). В этом произведении есть элементы сатиры на буржуазное общество, но пошлость, лицемерие, мещанская имитация мыслей и чувств предстают перед читателем не как социально обусловленные явления, а как черты, будто бы извечно присущие человеку. Принадлежа к школе «потока сознания», Джойс утрирует хаотичность мысли; точно так же художники-сюрреалисты, создавая абсурдные сочетания предметов, навязывали зрителю представление о хаотичности мира вообще. Известный писатель-реалист Ричард Олдингтон (1892-1962) имел все основания сказать, что «Улисс» Джойса - «чудовищная клевета на человечество».

Между тем «Улисс» стал знаменем модернистского искусства. Его подняла на щит «психологическая школа», считавшая единственной задачей искусства проникновение в глубины подсознательного. Кредо этой школы сформулировала Вирджиния Вульф - одаренная писательница, отдавшая, однако, свой талант внесоциальному, внеисторическому и потому бесперспективному психоанализу: «Давайте чертить узоры, которые оставляют в нашем сознании мимолетные впечатления и даже незначительные события, какими бы бессвязными и неясными они не представлялись». Антигуманизм Джойса, Вульф и других писателей этого направления сочетался с антидемократизмом. Он выражался в крайней усложненности формы, а следовательно - в расчете на узкий круг читателей, на интеллектуальную элиту.

Эта антидемократическая тенденция едва ли не наиболее ярко проявилась в стихах и публицистике Томаса Элиота, одного из вождей идеологической реакции. В поэме «Бесплодная земля» "(1922) он сталкивает реальных людей современности с героями мифов и литературы. Калейдоскоп имен, которые не известны даже читателю, прошедшему классическую школу Итона и Оксфорда, разноязычные цитаты, исторические и литературные намеки, понятные лишь крайне узкому кругу «высоколобых», - все это выражает презрение к читателю, к «необразованной демократии». «Бесплодная земля» - поэма ужаса перед гибелью цивилизации, ожидания катастрофы. При всей туманной символике поэмы нетрудно разглядеть, откуда пришли к автору его пессимистические прогнозы. Не столь уж туманен образ «орд в остроконечных шлемах, кишащих на бескрайних равнинах»! Октябрьская революция, революционный подъем в Англии и во всем мире - вот что порождает ощущение надвигающегося краха буржуазной цивилизации,

В 20-е годы широкое распространение получила «массовая культура»; декадентское искусство и литература с их модернистскими течениями были отличным орудием для интеллектуального и политического разоружения интеллигенции, но для такого же воздействия на миллионы трудящихся требовались иные средства - развлекательное чтиво детективного или эротического характера, неглубокие, но захватывающие зрелища, джазовая музыка. Одурманить сознание, развлечь, не дать человеку задуматься - такова социальная функция «массовой культуры», искусно насаждаемой «коммерческими» издательствами, театрами, газетными и журнальными империями. Огромную роль в комплексе идеологически отравляющих средств играло молодое киноискусство. В то время как его выдающиеся художественные возможности были доказаны гениальными фильмами Чаплина и Эйзенштейна, на английских экранах преобладали развлекательные фильмы голливудского происхождения.

В борьбе с реакционной, унижающей человека буржуазной культурой и эрзацами культуры, производимыми для массового потребления, росла и крепла подлинно народная демократическая культура. Выдающиеся писатели-реалисты старшего поколения Гарди, Шоу, Голсуорси, Уэллс остались верны реалистической традиции и продолжали развивать ее в новых условиях. В этот период Голсуорси пишет последние романы «Саги о Форсайтах» и три романа, составившие цикл «Современная комедия». Тем самым было завершено главное дело его жизни - создана художественная история деградации английской буржуазии.

Сколь бы сложны и противоречивы ни были идейные и художественные искания Г. Уэллса, он все же решительно выступил против политической реакции. Вместе с Гарди и Шоу он вступил в международную организацию прогрессивной интеллигенции «Клартэ», которая боролась против антисоветской интервенции. Во время известного визита в Советскую Россию (1920) он многого не понял, и это отразилось на страницах книги «Россия во мгле». Но здесь же честный писатель заявил: «Большевики морально выше всего того, что до сих пор с ними боролось».

Наибольшую идейную эволюцию в эти годы проделал Шоу: социалистическое строительство в СССР и общий кризис мирового капитализма углубили его сомнения в «фабианском социализме». В противовес модернистской аполитичности и асоциальности Шоу именно в эти годы переходит к собственно политической сатире, шаржу, гротеску. Беспощадному разоблачению подвергаются высшие слои политической иерархии - лидеры партий, министры и стоящие за их спиной подлинные хозяева - монополисты. В политической «экстраваганце» - «Тележке с яблоками» - перед судом сатирика оказывается сама буржуазная демократия.

Несколько необычным для Шоу был созданный им в пьесе «Святая Иоанна» образ Жанны Д"Арк, Отбрасывая мистические наслоения в трактовке «чудес» Жанны, Шоу создает героический народный характер, обаятельный, чистый. Безоговорочно признавая право народа на национально-освободительную, справедливую войну, Шоу остается сатириком в изображении предателей родины. Жанна написана как героиня народной трагедии, одерживающая духовную победу над врагами. Конечно, для Шоу важна полемика не столько с другими трактовками образа Жанны, сколько с декадентским представлением о ничтожности человека. Вот она - крупная личность, сказал Шоу своей пьесой; личность, обладающая силой, мудростью, поэтическим мировосприятием, свойственным народу. Недаром пьеса эта сразу же вошла в репертуар театров, придерживавшихся реалистического метода. В 1924 г. Жанну сыграла известная актриса Сибилла Торндайк. В 1929 г. в театре «Олд Вик» 25-летний актер Джон Гилгуд впервые сыграл Гамлета, причем, по свидетельству современников, вложил в этот образ все метания «потерянного поколения». Актер незаурядного дарования, обладавший великолепной техникой, Гилгуд впоследствии сыграл множество шекспировских ролей и - в качестве режиссера - поставил немало спектаклей.

Театры обращаются не только к Шекспиру, но и к другим классикам английской и мировой драматургии. Тяга передовых режиссеров и актеров к реализму, к глубокому воплощению «диалектики души» усилила интерес к русской драматургии, особенно - к Чехову. В Англии издаются труды К. С. Станиславского, его «систему» тщательно изучают и осваивают мастера английской сцены. Хотя модернистские веяния затронули некоторых деятелей английского театра, в целом он в этот период сделал шаг к углублению художественного анализа действительности.

В течение 20-х годов в рамках демократической культуры росли элементы культуры социалистической. Но особенно велик был взлет прогрессивной культуры в следующем десятилетии.

Михайлова Екатерина Михайловна
аспирант кафедры региональных исследований
факультета иностранных языков и регионоведения
МГУ имени М.В. Ломоносова

Британский дом 1920-х - 1930-х годов как пространство повседневности

Первая Мировая война ознаменовала наступление новой эпохи и привела к коренным изменениям в культуре повседневности большинства стран, в том числе Великобритании. Перемены коснулись социальной структуры общества, положения женщины, взглядов на брак, воспитание детей и семейные ценности, этикета, манер и образа жизни людей в целом. В докладе рассматривается отражение этих явлений в интерьере английского дома, обстановка которого демонстрирует сложное переплетение традиционных взглядов и ценностей с веяниями нового времени.

Ключевые слова : культура повседневности, Великобритания, английский дом, жилой интерьер.

The First World War marked the beginning of a new epoch and resulted in fundamental changes in the culture of everyday life in most countries including the Great Britain. The changes affected social structure, women"s position in the society, views on marriage, children"s upbringing and family values, etiquette, manners, and the way of life in the whole. The article concerns the reflection of these events in the interior of the English house which setting demonstrates the complicated combination of traditional views and values as well as trends of the new age.

Key words : culture of everyday life, the Great Britain, the English house, dwelling interior.

Пространство дома во всех культурах является одним из самых устойчивых и консервативных феноменов. В течение многих веков оно оставалось местом бытования национальных, региональных, локальных и семейных традиций.Ещё со второй половины XIX века, ознаменовавшей собой эпоху технологического прогресса, урбанизации и ускорения жизненных темпов, традиционное отношение к жилому пространству оказывается поколебленным новыми социальными условиями, развитием массового производства и массовой культуры в целом. После окончания Первой Мировой войны наступил новый, современный этап в истории страны и её культуре, который находит яркое отражение в повседневной жизни людей и в пространстве английского дома.

По сравнению с культурой повседневности викторианской Англии британский дом 1920-х – 1930-х годов является малоизученной проблемой, однако ряд исследователей всё же касается данной темы в своих работах: Д. Джеремиа , Ф. МакКарти , A. Мэссей , T.M. МкБрайд и др.

Одной из форм репрезентации того, что представлял собой дом в его региональных вариантах и исторических формах, были печатные средства массовой информации, которые, «проникнув» в пространство дома в середине XIX века, не просто отражали, но и во многом влияли на формирование массовых представлений, норм, идеалов. Буквально с первых шагов массовые журналы печатали статьи с советами, рекомендациями, наставлениями и были проводниками брендов, технологий, психологии престижного потребления, благодаря чему мы можем судить о представлениях об идеальном доме для каждого исторического этапа.

В начале XX века и особенно в период Первой Мировой войны журналы, как и другие средства массовой информации, получают сильнейший толчок в развитии. В 1920-е годы количество как профессиональных, так и массовых журналов постоянно увеличивается, они становятся более разнообразными и доступными, тогда как у людей появляется больше свободного времени на их чтение. В это время читательская аудитория журналов стремительно растёт, что связано с расширением среднего класса за счёт постоянно увеличивающегося числа менеджеров среднего звена, офисных и государственных служащих.

Образ британского дома первой половины XX века, представленный на страницах массовых журналов, отражает как общеевропейскую ситуацию этого периода, так и особенности традиционной культуры этой страны, впервые подвергнувшейся столько сильному потрясению под воздействием новых социальных условий.

Последствия войны впервые столь масштабно затронули мирных жителей. Мобилизация коснулась представителей абсолютно всех сословий. Пострадало множество домов и частных владений. Война привела к обнищанию народных масс, распространению болезней и безработице и оказала большое влияние на сословную систему общества в целом, ускорив процесс сглаживания неравенства между наиболее обеспеченными представителями общества и средним классом, однако на этот раз в сторону обеднения обоих сословий, что привело к тому, что тема экономии и простоты в оформлении пространства дома становится в это время ещё более актуальной.

Тем не менее, несмотря на ущерб, причинённый войной, экономические и материальные трудности, тема приобретения и оформления дома в культуре повседневности Великобритании не потеряла своей актуальности. Напротив, уровень жизни людей постепенно повышался, ускоренное и удешевлённое жилищное строительство позволило многим обзавестись собственным жильём, а активно развивающееся массовое производство и дизайн – обеспечить дома всем необходимым. Как отмечает редактор журнала Our Homes and Gardens в 1919 году, «Каждый мечтает сделать свой дом как комфортабельным, так и элегантным и настолько удобным, насколько позволят средства; и главной задачей журнала будет неизменно помогать вам в этом намерении».

Однако по сравнению с викторианской Англией внешний вид, размеры и комфортабельность домов заметно изменяются. В центре внимания журналов оказываются экономичные варианты жилья, доступные для представителей среднего класса. Основным преимуществом периодических изданий, посвящённых дизайну и декору, становится их ориентация на человека, ограниченного в средствах, а значит нуждающегося в советах по экономичному строительству и декору жилья.

Уменьшение размеров домов и количества помещений в них стало результатом необходимости экономии, а также сокращения членов в среднестатистической семье, не говоря уже о прислуге, упоминания о которой в это время практически полностью исчезают со страниц журналов.

Количество комнат в среднестатическом доме уменьшается, но различные его пространства оказываются многофункциональными. Всё большую роль играет гостиная комната, постепенно обретающая значение средневекового холла. Здесь работают, отдыхают, читают и развлекаются. Нередко эта комната оказывается объединённой со столовой и кухней, что вызывает многочисленные дискуссии и несогласие англичан.

Ещё одной яркой особенностью английского отношения к дому является тот факт, что, даже когда речь идёт о небольшом и недорогом жилье, предпочтительным для англичанина останется не квартира, а собственный дом в пригороде, которые в это время непрерывно разрастаются и приобретают большую популярность во многом благодаря расширяющейся системе железных дорог, что особенно актуально для представителей профессий офисных и государственных служащих, которые не могли позволить себе приобретение автомобиля. Учитывая постоянно возрастающее количество небольших, спонсированных государством домов, журналы по декору не только уделяют им внимание, но внушают публике, что именно они являются идеалом с точки зрения современного комфортного жилья благодаря своей компактности и экономичности в содержании, тогда как большие дома начинают ассоциироваться со старыми и неоправданно дорогими, что не соответствует здравому смыслу. Таким образом, если в Викторианскую эпоху представители среднего класса подражали аристократии, стремясь к приобретению большого и роскошного жилья, то теперь они вырабатывают собственные критерии «хорошего» дома, который должен быть компактным, не содержащим «пространственных излишеств», рационально организованным и удобным.

Ещё одной яркой тенденцией, отражающей веяния нового времени, являются значительно возросшие по сравнению с Викторианской эпохой требования к комфорту. Это понятие в это время становится тесно связанным с функциональным оснащением дома, позволяющим экономить время и силы на создание домашнего уюта. Действительно, технические новшества, развивающиеся в это время с невероятной быстрой преобразуют традиционное пространство дома и жизнь общества в целом, внося новые, невиданные ранее возможности домашней деятельности и отдыха. Происходит технологическое и материальное усовершенствование пространства дома.

Повышение интереса к функциональной составляющей обстановки является яркой характеристикой данного периода - не случайно довольно поверхностное с точки зрения оформления пространства дома слово "decor" именно в это время заменяется термином "design", несущим семантику создания не только красивого, но и функционального, качественного и не слишком дорогого объекта. Помимо внешней привлекательности, удобства использования и гигиены, ключевыми элементами становятся качество, функциональность и экономичность.

В связи с этим заметным изменением в представлении об идеальном пространстве дома является возникновение такого понятия, как экономия времени и труда, что определяется новыми социальными условиями, когда большинству людей приходится отказаться от прислуги, а женщины получают больше прав и свобод и начинают работать наравне с мужчинами, что сокращает время, которое они могут уделить домашним делам. Тем не менее очевидно, что основная забота о доме, в том числе и о его строительстве, ложится на плечи женщины, о чем нередко пишут и авторы журнальных статей: «Вероятно девять десятых изменений в доме исходят от лица его хозяйки. Муж либо относится к этому безразлично - до того, как работа сделана, когда он с энтузиазмом получает признание за идею - либо накладывает вето на проект, заключая: «Мы не можем себе этого позволить». На протяжении всего XX века женщины остаются главной аудиторией журналов, и именно им адресуются статьи, посвящённые новшествам, способным сэкономить их время на ведении домашнего хозяйства.

Многие помещения дома, на которые раньше журналы практически не обращали внимания, делая вид, что они не существуют, приобретают новое значение и совсем иной статус. Речь идёт в первую очередь о кухне и ванной комнате.

Что касается кухни, то из подсобного помещения для прислуги, она становится не только одним из самых важных, но и наиболее технически оснащённым помещением в доме. Силы многочисленных производителей кухонной мебели и постоянно усовершенствующейся техники направляются именно на оборудование для кухни, способное сократить время пребывания хозяйки в этом помещении и сделать его более приятным. Теперь кухня не отдалённая комната для прислуги, но важнейшая часть домашнего пространства.

Отдельного внимания удостаиваются комфорт и безопасность детских комнат, что связано с изменением отношения к детям и проблеме детства в целом. Если раньше самые светлые и комфортные помещения отдавались под гостиную, то теперь такие комнаты становятся детскими. Несмотря на увеличившуюся занятость женщин вне стен дома, очевидно, что детям уделяется больше внимания со стороны родителей. Детство перестаёт восприниматься как недостаток, но превращается в важнейший период в жизни человека.

Что касается внутреннего убранства помещений, то в это время традиционный подход к оформлению жилого пространства уходит в прошлое. Периодические издания ратуют за необходимость нового, более современного дизайна для дома, отвечающего требованиям современности за счёт как эстетической, так и функциональной стороны.

Однако высокая роль дома в культуре Великобритании приводит к тому, что английское жилое пространство не вписывается в тенденции, приходящие из Европы. Так, отвечая на необходимость в недорогом и быстром жилищном строительстве, в европейских странах в это время рождается идея стандартизированного экономичного жилья, способного удовлетворить потребности современного человека при минимуме затрат. В тоже время роскошный стиль ар-деко становится реакцией на ностальгию людей по прошлому, когда красота, окружавшая человека, благодаря утверждению стиля модерн и расширению возможностей для декора, отражала высокий уровень жизни человека. Англичане несомненно видели примеры использования новых стилей в общественных зданиях, однако ни один из них не прижился в Великобритании по причине чужеродности этих идей для данной страны. Если ар-деко был экономически недоступен основной массе англичан, требуя использования дорогих и экзотических материалов, то минимализм противоречил английским традициям, требовавшим наличие в каждом доме индивидуальности и уюта. В представлениях жителей Великобритании, дом не может быть исключительно функциональным, но несёт важную эмоциональную нагрузку: «Комнаты неминуемо являются отражением людей, которые в них живут. Даже в самой пустой комнате, лишённой таких личных деталей, как цветы, фотографии или любимые книги – и такие комнаты, называемые рациональными, появляются в последнее время – демонстрируют, по меньшей мере, невыразительную и крайне неприятную, жалкую душу. В доме, в котором живут счастливые и успешные люди, не будет тёмного коридора или мрачной и суровой гостиной, но он будет наполнен интересными вещами, старыми и новыми, гармонично сочетающимися и самодостаточными символами на неотъемлемом для них фоне из света, цвета и комфорта». Таким образом, дом, согласно английским традициям, продолжает наделяться человеческими качествами и индивидуальностью, отражая душу своих хозяев.

Несмотря на новые социальные условия, возросшую мобильность населения и изменившиеся ценности, сохраняется представление об идеальном доме как олицетворении стабильности и постоянства, оплота семьи и семейных ценностей. Такой дом отражает самое лучшее, что есть в человеке, и служит своим хозяевам в течение всей жизни: «Под семейным гнездом мы подразумеваем дом, в который мужчина вкладывает самое лучшее, что у него есть, в надежде сделать его своим постоянным жильём и местом, где будут расти его дети. Это сильно отличается от дома, купленного, потому что он показался будущим хозяевам приятным в данный момент времени, от того, который они покинут, если настроение заставит их переселиться в другую часть страны или обратиться к другому архитектурному стилю, или если им предложат выгодную цену. <…> Необходимо, чтобы семейный дом продолжал существовать; чем здоровее становится нация, тем больше возрастает необходимость в семейных домах» .

Таким образом, на протяжении XX века в Великобритании формируется новое, более практичное отношение к пространству дома, наиболее явно проявляющееся в средствах массовой информации, стремящихся уловить любые изменения во взглядах и привычках людей и использовать эти наблюдения для более эффективного взаимодействия со своими читателями и навязывания им новых идей, товаров и услуг. На фоне серьёзных социальных изменений, спровоцированных Первой Мировой войной, демократических настроений и уменьшения сословного неравенства, развития массового производства и постепенного повышения уровня жизни большей части населения к 1930-м годам, на первый план среди обязательных выходят представления о таких понятиях, как комфорт, дизайн и экономичность. Однако несмотря на проникновение многочисленных технических новинок в дома британцев и распространение популярной идеи о современности, в отношении англичан к дому будет сохранятся немало традиционного, консервативного, что связано, с одной стороны, с потерей первенства английским дизайном и желанием соответствовать вкусам большей части населения – с другой. Такие черты, как любовь к жизни за городом, строительство дома и создание предметов декора своими руками, индивидуальность жилого пространства, а также влияние движения «Искусств и ремёсел» будут не только сохраняться в английской культуре повседневности, но и влиять на дальнейшее развитие дизайна в этой стране.

Список литературы:

  1. E.N. The family House and Garden – Home Entertainment // The Ideal Home. 1937, Vol. XXXVI(5).
  2. Family House // The Ideal Home. 1937, Vol. XXXVI(5)
  3. Ideal Home. London: 1920, Vol. 1(1)
  4. Jeremiah D. Architecture and Design for the Family in Britain, 1900-70. Manchester, NY, Manchester University Press, 2000.
  5. MacCarthy F. All Things Bright & Beautiful. Design in Britain 1830 to Today. London, George Allen&Unwin LTD.
  6. Massey A. Interior Design of the 20th Century. NY, Thames & Hudson, 1990
  7. McBride T.M. The Domestic Revolution. The Modernisation of Household Service in England and France 1820-1920. London: Croom Helm, 1976.
  8. Prendergarde T.K. The Financial Side of the Question // The Ideal Home. 1937. Vol. XXXVI(1).

Последствия Первой мировой войны для Великобритании определяются прежде всего тем, что она вышла победителем из этой войны, благодаря чему добилась многого. Например, перестала существовать опасность Германии. Увеличилась мощь военно-морского флота Великобритании, и выросло ее влияние в мире. В Лиге Наций она занимала одно из ведущих мест. Мандатная система, внедренная Лигой Наций, больше всего пользы принесла Великобритании. Например, большая часть колоний побежденных стран, Германии и Турции, отошли Великобритании. Великобритания получила право управлять на Ближнем Востоке Палестиной, Трансиорданией и Ираком. В Африке же она получила право управления частью Танганьики, Того и Камеруном. Кроме того, не остались в стороне и доминионы Великобритании. В частности, Лита Наций передала право управления Южно-Африканскому союзу немецкой Юго-Западной Африкой; Австралии - немецкими колониями в Новой Гвинее; а Новой Зеландии - островами Западного Самоа.

Однако необходимо особо отметить, что война принесла Великобритании не только успехи, она нанесла огромный урон и ее международному положению и ведущим позициям в международной торговле. Теперь она не была ведущей и в финансовой сфере. В результате Великобритания превратилась из страны кредитора в страну дебитора. Например, внутренний государственный долг Великобритании в 1914 году вырос с 650 тысяч фунтов стерлингов до 8 млрд фунтов стерлингов. Только США она задолжала 5 млрд долларов.

Резко снизилось промышленное производство. Объем внешней торговли страны сократился в два раза за счет резкого снижения конкурентоспособности выпущенной продукции.

После этого Великобритания уже не смогла восстановить звание «морской королевы». Военно-морская мощь Германии была сломлена, теперь США усиленно старались повысить свою военно-морскую силу. В результате Великобритания в 1920 году была вынуждена отказаться от содержания флота, равного военно-морском флоту двух государств. Эти факторы и национально-освободительное движение в колониях Великобритании привели к кризису колониальной системы.

Изменения в экономической жизни страны

Правящие круги Великобритании старались всеми возможными способами изменить положение в стране. К концу 1918 года в стране начался экономический подъем, который продолжался до середины 1920 года. Это было достигнуто благодаря растущему спросу населения на товары народного потребления и необходимости восстановления разрушенного хозяйства.

Об этом свидетельствовал и рост внешней торговли. Например, в течение этого периода экспорт вырос до 38,1%, но такой подъем наблюдался недолго. Осенью 1920 года начался экономический кризис, охвативший все отрасли экономики страны. В 1921 году объем промышленного производства снизился на треть и составил 68%. Добыча угля составила 30%, объем внешней торговли снизился в два раза по сравнению с довоенным уровнем.

Резкое сокращение производства повлекло за собой безработицу. Например, если число безработных в 1920 году составляло 375 тысяч человек, то в 1921 году - около 2,2 млн. В 1922-1923 гг, в экономике продолжался застой.

В 1924-1929 гг. в экономическом положении развитых стран начался период подъема. Однако экономика Великобритании стояла на месте. Например, объем промышленного производства в 1929 году с трудом достиг уровня 1913 года, благодаря развитию новых отраслей промышленности - машиностроения, самолетостроения, химической и автомобильной.

Если в 1913 году доля Великобритании в объеме промышленного производства развитых стран составляла 14,8%, то в 1929 она снизилась до 9,8%.

Основной причиной отставания Великобритании в экономике было малое расходование средств на обновление капитала, большой вклад инвестиций в «заморские» страны, неконкурентоспособность техники, используемой в промышленности. Правящие круги Англии вовремя не рассмотрели эти факторы. Из-за технического отставания Великобритания постепенно сдавала свои позиции на мировом рынке, экспорт сокращался, объем внешней торговли составлял 87% от довоенного уровня. Доля же импорта все возрастала. Это, конечно, оказало негативное влияние на уровень жизни простого народа, который заметно снизился, как и уровень заработной платы.

Политическая жизнь страны

Политическую жизнь в стране в этот период определяла борьба трех политических партий: либеральной, консервативной и лейбористской. Находившаяся во главе правительства в период Первой мировой войны либеральная партия день ото дня сдавала свои позиции. Руководитель либеральной партии, премьер-министр страны Д.Ллойд-Джордж (1863-1945) в целях сохранения позиций своей партии провел в декабре 1918 года выборы в парламент. Благодаря победе в Первой мировой войне либеральная партия имела внушительный вес среди военных. Либеральная и консервативная партии пошли на выборы вместе.

Они участвовали в выборах под лозунгом экономической и политической перестройки страны, обещали избирателям рабочие места, справедливую оплату труда, дешевое жилье, мир и проведение социальных преобразований.

Лейбористы посулили избирателям строительство нового общества, которое создаст возможность обобществления средств производства, создание правительства рабочих, национального транспорта, выкуп энергетических ресурсов и банков у их частных владельцев с целью их национализации.

На выборах победил союз либералов и консерваторов. Они заняли в парламенте 477 мест из 707 (из них 136 мест принадлежало либералам). Лейбористы завоевали 62 места: в 5 раз больше по сравнению с 1910 годом. За них проголосовало 2,5 тысячи избирателей. Таким образом, эта партия на политической арене борьбы стала оказывать давление на либеральную партию.

Ллойд-Джордж занял кресло премьер-министра и возглавлял правительство вплоть до 1922 года. В течение этого периода правительство столкнулось с неудачами как внутри страны, так и за ее пределами. Оно не смогло выполнить обещаний, данных избирателям. В результате начались первые мощные забастовки рабочих. В этом движении в 1919 году приняло участие более 2,5 тысячи человек.

Рабочие требовали 40-часовой рабочей недели и сохранения заработной платы. Особенно крупными были забастовки шахтеров, которые требовали повышения заработной платы на 30 % и установления 6-часового рабочего дня.

В этих условиях в октябре 1920 года парламент страны выдал чрезвычайные полномочия правительству по подавлению рабочего движения. Хозяева шахт, не желавшие удовлетворить требования шахтеров, объявили I апреля 1921 года локаут. Правительство же объявило чрезвычайное положение и отправило на шахты армейские части.

Рабочие железных дорог и транспорта в знак солидарности с шахтерами тоже.объявили забастовку. Однако выступление рабочих было подавлено.

Правительство Ллойда-Джорджа, как указывалось выше, потерпело неудачи и во внешней политике. Национально-освободительное движение взорвало изнутри колониальную империю Великобритании. Например, в 1919 году усилилась борьба Индии за независимость, в 1919-1921 гг. прошли восстания в Египте, в 1919 году в Афганистане началась война за независимость против Великобритании. Правящие круги Великобритании вынуждены были пойти на уступки, чтобы сохранить колониальную империю. В частности, в 1918 году были внесены изменения в конституцию, которые давали право местным индийским кадрам принимать участие в управлении страной. На Парижской мирной конференции доминионам было предоставлено право участия в качестве независимого субъекта. Независимость Афганистана вынуждены были признать. Египет, хоть и на словах, также был признан независимым государством. Правительство Великобритании столкнулось с большими трудностями в отношении Ирландии.

Правящие круги Великобритании и в этот раз остались верными своему традиционному лозунгу «разделяй и властвуй». В национально- освободительном движении Ирландии произошел раскол. Его правое крыло вступило в переговоры с Великобританией. В 1921 году был подписан договор между Ирландией и Великобританией. В соответствии с ним Ирландия раскололась на две части. Южной Ирландии со столицей городом Дублином были предоставлены права доминиона. Северная же Ирландия осталась в составе Великобритании. После этого страна стала официально называться «Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии».

Борьба правительства Великобритании против Советской России закончилась неудачей. Кроме того, она была вынуждена 16 марта 1921 гола заключить торговый договор, что на деле означало признание России.

Кроме этого, агрессия, организованная Великобританией совместно с Грецией против Турции, потерпела поражение. Патриотические силы во главе с Кемалем Ататюрком смогли сохранить независимость Турции.

Подобное поражение во внешней политике сильно обеспокоило партию консерваторов, она решила выйти из состава коалиционного правительства. 19 октября 1922 года премьер-министр Великобритании Ллойд-Джордж был вынужден подать в отставку. Кресло премьер-министра ненадолго занял руководитель партии консерваторов Б.Лоу, а затем его сменил С.Болдуин. Основной задачей правительства С.Болдуина был вывод страны из экономического кризиса. Только в этом случае можно было бы положить конец основной болезни общества - безработице и запустить предприятия на полную мощность.

С этой целью правительство стало применять метод протекционизма. Однако это не дало желаемых результатов. Наоборот, к концу 1923 года экономика Великобритании зашла в тупик, что, естественно, вызвало недовольство народа. В этих условиях в стране в 1923 году были проведены выборы. Хотя в них и победила партия консерваторов (258 мест), но и партия лейбористов добилась внушительной победы (191 место). Эта партия обещала своим избирателям национализацию угольной промышленности.

Партия лейбористов совместно с партией либералов (совместно 158 мест) выразили недоверие правительству С.Болдуина. В результате правительство вынуждено было подать в отставку.

Теперь, впервые в истории Великобритании, право создания правительства было дано лейбористской партии. В январе 1924 года такое правительство под руководством лидера лейбористской партии Р.Макдональда (1866-1937) было создано. Просуществовало оно недолго, потому что, находясь под давлением крупного капитала, оно не смогло выполнить обещаний, данных избирателям (национализация угольной промышленности, сокращение безработицы, строительство жилья для рабочих и т.д.).

8 октября 1924 года депутаты от партии консерваторов выразили лейбористскому правительству, не имевшему большинства голосов, недоверие. Р.Макдональд был вынужден подать в отставку. На прошедших 29 октября выборах в парламент победу одержала партия консерваторов (415 мест). В ноябре месяце С.Болдуин вновь занял кресло премьер-министра.

События 1926 года.

Во времена пребывания С.Болдуина (1924-1929) в должности премьер-министра заметных изменений в экономике Великобритании не произошло. Хотя такие отрасли промышленности, как автомобильная, электротехническая и химическая развивались быстрыми темпами. Традиционные отрасли промышленности, как судостроительная, угольная находились все еше в застое.

Английские капиталисты предпочитали вывозить свой капитал, чем вкладывать его в реконструкцию промышленности страны на современный лад. Великобритания не смогла восстановить своего довоенного положения в мире, в доминионах и колониях стало развиваться свое национальное производство, усиливался ввоз американской валюты.

Когда-то процветавшая в Великобритании отрасль промышленности - угольная находилась в особенно тяжелых условиях. До войны в этой отрасли промышленности трудились 1 млн 200 тысяч человек, в год в стране добываюсь 290 тыс. тонн угля. После войны положение резко ухудшилось, эта отрасль превратилась в одну из самых отсталых. Основными причинами было то, что многие маленькие шахты закрылись, а их оборудование устарело. Кроме этого, очень высокой была стоимость земли, на которой находились месторождения угля, за нее надо, было выплатить хозяевам земли огромную сумму. Эти факторы привели к удорожанию себестоимости угля в стране. В результате дорогой английский уголь не выдержал конкуренции с дешевым немецким и польским.

Хозяева шахт пытались увеличить свою прибыль за счет снижения зарплаты рабочим и увеличения длительности рабочего дня, рабочие сильно этому сопротивлялись. Но в 1925 году им все же удалось снизить заработную плату. 31 июля 1925 года шахтеры решили выйти на забастовку, их поддержали работники транспорта и железной дороги, заявив о своей солидарности с ними. Правительство С.Болдуина в целях предотвращения общенародной забастовки решило выдать хозяевам шахт субсидии. Однако этой субсидии правительства хватило лишь на 9 месяцев.

В апреле 1926 года хозяева шахт выдвинули рабочим ультиматум. В нем были изложены следующие требования - снижение зарплаты шахтеров, увеличение длительности рабочего дня на 1 час, согласие на аннулирование соглашения между хозяевами шахт и тред-юнионами (профсоюзами). В случае отказа они угрожали объявлением локаута. Ультиматум стал причиной резкого недовольства в стране, но тем не менее 1 мая 1926 года было объявлено о снижении заработной платы.

В ответ на это 4 мая в Великобритании началась всеобщая забастовка. Всего в этой забастовке приняло участие 6 млн человек. Тредюнионы выдвигали чисто экономические требования. Однако появилась опасность перехода всеобщей забастовки в политический конфликт.

Зарубежные рабочие также выразили свою солидарность с английскими. Они прекратили погрузку грузов, предназначенных для Великобритании, стали собирать средства, чтобы передать их в качестве материальной помощи английским рабочим.

Верховный Совет тред-юнионов, испугавшись, что всеобщая забастовка перерастет в политический конфликт, решил объявить 12 мая днем окончания всеобщей забастовки и вступить в переговоры с правительством. Рабочие вынуждены были подчиниться решению Верховного Совета тред-юнионов. Шахтеры же продолжали борьбу вплоть до декабря, но и они, в конце концов, прекратили забастовку. Таким образом, всеобщая забастовка 1926 года потерпела поражение.

Это случилось потому, что руководство тред-юнионов поддерживало существующую социально-политическую систему и стремилось ее сохранить. Правящие круга решили укрепить свои позиции. Например, они приняли закон, запрещающий проведение забастовок. В соответствии с ним забастовка могла проводиться на одном предприятии либо в одной какой-либо отрасли промышленности.

Второе правительство лейбористов

В мае 1929 года в Великобритании прошли очередные выборы в парламент. Победу в них с небольшим отрывом одержали лейбористы (287 мест, партия консерваторов - 260).

Эту победу лейбористы одержали за счет своих обещаний, данных в 1927 году тред-юнионам, о национализации угольной промышленности, транспорта, банков, сокращении безработицы и восстановлении 7- часового рабочего дня. В июне месяце Р.Макдональд сформировал свое второе лейбористское правительство.

Начавшийся осенью 1929 года мировой экономический кризис осложнил выполнение правительством данных обещаний. Экономический кризис в Великобритания начался в 1930 году, а в 1932 году он достиг своего апогея. В этом году объем промышленной продукции по сравнению с 1929 годом сократился на 20%, численность безработных достигла 3-3,5 млн человек. Курс фунта стерлингов снизился на треть, соответственно и реальная зарплата. Также снизился и объем производства сельскохозяйственной продукции.

Такое же положение было и во внешней торговле. Усилился процесс вытравления Великобритании с традиционных рынков сбыта.

Но несмотря на это, даже в таких условиях правительство выполнило часть обещаний. Например, на угольных шахтах был установлен 7- часовой рабочий день, принят новый закон о пособии по безработице, срок получения пособия по безработице был продлен с трех месяцев до одного года.

Было образовано министерство по борьбе с безработицей, создан новый специальный комитет по трудоустройству безработных. Эти мероприятия некоторым образом способствовали улучшению положения безработных. Однако под давлением крупного капитала на повестке дня ребром стояли вопросы снижения заработной платы и пособий по безработице и косвенное повышение налогов. Это положение привело к расколу в партии лейбористов.

Р.Макдональд, сторонник вышеупомянутых вопросов, 25 августа 1931 года сформировал новое коалиционное правительство (в его состав входили представители национал-лейбористской, национал- либеральной партий и партии консерваторов). В октябре 1931 года были проведены внеочередные выборы в парламент, на которых победила партия консерваторов (740 мест). Было сформировано национальное правительство (1931 - 1935). Его вновь возглавил Р.Макдональд. Правительство стало внедрять в жизнь программу выхода из кризиса за счет снижения затрат на зарплату и социальные вопросы. Правительство, напуганное утечкой английского капитала за границу, отменило обмен фунта стерлингов на золото. В то же время банки США и Франции выдали Великобритании в долг 80 млн фунтов стерлингов.

В области внешней торговли правительство пошло по пути протекционизма (защита национальной экономики). В соответствии с этим было установлено, что при ввозе товаров на территории, входящие в империю, таможенные сборы на английские товары устанавливаются на 10% ниже, чем на товары, ввозимые из других государств. Это мероприятие укрепило позиции Великобритании на рынках империи.

Предпринятые правительством меры дали свои результаты. И с конца 1932 года началось некоторое оздоровление экономики. К 1934 году объем промышленной продукции достиг уровня 1929 года.

На выборах в парламент, прошедших в конце 1935 года, победила партия консерваторов (385 мест). Руководитель этой партии С. Болдуин вo второй раз сформировал национальное правительство, которое продолжило политику полного оздоровления экономики. В частности, политика протекционизма была продолжена, что оказало положительное влияние на развитие автомобильной, авиационной, электротехнической и химической отраслей промышленности.

Продолжение отказа от обмена фунта стерлингов на золото также давало свои положительные результаты, это предотвратило вывоз английского капитала за границу. Теперь капиталисты старались вкладывать свой капитал внутри страны. Например, если в 1936 году вывоз за границу капитала Великобритании составил 61 млн фунтов стерлингов, то внутри страны было вложено 217 млн фунтов стерлингов. Это, в свою очередь, привело к еше более ускоренному развитию промышленности. Размещению частного капитала на внутреннем рынке помогла проводимая правительством финансовая политика. В частности, правительство внедрило порядок кредитования банками предпринимателей 2%. (Раньше он составлял 10-12%).

Однако Великобритания не смогла полностью справиться с экономическим кризисом. С осени 1937 года объем производства вновь стал падать, например, в 1938 году он снизился по сравнению с уровнем 1937года на 12%. Численность безработных оставалась высокой. Таким образом, к концу 30-х годов экономическое положение Великобритании в мире существенно снизилось. Теперь не только США были ее конкурентами, но и Германия, Италия и Япония.

Внешняя политика 1924-1939 гг.

Р. Макдональд начал свою политическую карьеру, когда Великобритания была сильным государством, а окончил свою деятельность, когда от ее былого величия остались одни воспоминания. Благодаря тому что Р. Макдональд был политиком-реалистом, то хорошо понимал, что нельзя возродить былого величия и мощи Великобритании. Но несмотря на это хотел видеть в будущем Великобританию государством, способным проводить в жизнь свои устремления и все для этого делал. Хотя он и был против Советов, но исходил из реального положения дел - признал в 1924 году это государство, установив с ним дипломатические отношения.

Великобритания была одним из инициаторов проведения в 1925 году. конференции в Локарно. Эта конференция, послужила поводом для примирения Германии с остальными западными странами. В то же время западные страны не создали систему гарантий преграды свободного продвижения Германии на восток Европы.

24 марта 1927 года Великобритания совершила военную интервенцию против Китая. Ее целью было установление в Китае правительства Чан Кайши, которое и было установлено 18 апреля в Нанкине.

В 30-х годах британская внешняя политика столкнулась с двумя серьезными проблемами. Во-первых , агрессивная политика Германии в Европе. Во-вторых , усиливающееся в колониальных: странах: национально-освободительное движение.

Великобритания, пытаясь ослабить влияние Франции в Европе, стала в этих целях использовать Германию. В доказательство этого 30 июня 1935 года Великобритания подписала с Германией морской договор. В соответствии с ним Германия приобрела право создать свой флот, составляющий 1/3 военно-морского флота Великобритании. Это было открытым нарушением Версальского договора.

Даже при вводе немецких войск в Рейнскую область Великобритания оставалась молчаливым наблюдателем происходящего. Это было равносильно разрешению Германии и в будущем продолжать такие нападения. В то время, когда в 1936 году Германия протягивала руку помощи Испании при установлении фашистской диктатуры Франко, Великобритания проводила политику невмешательства в дела Испании. Эта политика нашла свое подтверждение в том, что Великобритания приостановила экспорт оружия законному правительству Испании, тем самым помогла приходу к власти в Испании фашизма.

В 1937 году к власти в Великобритании пришел руководитель консервативной партии Н.Чемберлен (1869-1940). В течение своего 3- летнего пребывания в должности премьер-министра он выступил инициатором политики «умиротворения» Гитлера.

Поэтому на деле Великобритания помогла Германии при завоевании ею Австрии и Чехословакии. Она неоднократно повторяла, что своими малыми «уступками» сохраняет мир для целого поколения.

Однако до Великобритании в скором времени дошли слухи о том, что Германия в первую очередь собирается напасть на западные страны, а не на Советский Союз. Теперь Великобритания стала усиленно готовиться к войне. Она в два раза увеличила свои военные расходы.

Кроме этого, Великобритания разработала новую военную доктрину, в которой планировала защитить наряду с собой и Францию. 15 апреля 1939 года Великобритания впервые в истории в мирное время объявила о всеобщей воинской обязанности. В случае, если Германия нападет на Польшу, то Великобритания окажет ей военную помощь. Такие же гарантии она дала Греции и Румынии.

Однако Чемберлен до сего времени не отказывался от надежды сговориться с Германией. Его целью было направить острие агрессии против Советского Союза. После того, как Германия заняла Прагу, надежды Чемберлена рухнули. Теперь война была неизбежна. Это положение вынудило Великобританию провести переговоры с Москвой. Но по вине обеих сторон эти переговоры закончились безрезультатно. В частности, целью Великобритании и Франции было вменить Советскому Союзу односторонние обязательства, втянуть его в войну с Германией, а самим остаться сторонними наблюдателями.

Но Москва получила информацию о том, что Великобритания ведет с Германией тайные переговоры о разделе мира на сферы влияния. В результате советское правительство в ответ на это стало искать пути сближения с Германией. И 23 августа 1939 года Германия и Советский Союз подписали договор о взаимном ненападении. Германия, закрепившая свои позиции на востоке, в сентябре 1939 года напала на Польщу. Великобритания и Франция 2-3 сентября объявили войнуГермании. Таким образом, началась Вторая мировая война. Теперь Великобритания пожинала плоды политики Чемберлена по «умиротворению» Германии.

Положение в колониях и доминионах

Колонии Великобритании никогда не прекращали своей национально-освободительной борьбы, а доминионы продолжали борьбу за расширение своих прав. Поэтому Великобритания была вынуждена держать там многочисленную армию. В апреле 1930 года Индийский Национальный Конгресс призвал индийский народ к гражданскому неповиновению (первый этап происходил в 1919-1922 гг.). Это привело к масштабным массовым выступлениям. Английская администрация очень жестоко наказала руководителей этой манифестации.

В 1931 году Великобритания была вынуждена принять документ об аннулировании ограничения прав своих доминионов. Этот документ вошел в историю Великобритании как «Вестминстерский статут». Документ объявил о полной независимости их внутренней и внешней политики.

Теперь принятые доминионами (Канадой, Австралией, Новой Зеландией) решения не должны были утверждаться парламентом Великобритании. Таким образом, был отменен закон, предписывающий прохождение принятого доминионами решения в парламенте Великобритании, который мог его и аннулировать. Однако Великобритания не спешила придать статус доминиона Индии. В то же время правительство стремилось сохранить доминионы в сфере своего влияния,

В соответствии с «Вестминстерским статутом» доминионы объединились с Великобританией в «Британское содружество наций». (Это содружество существует и по сей день. Руководители бывших доминионов Канады, Австралии и Новой Зеландии и сегодня назначаются королевой Великобритании). В 30-х годах положение Ирландии опять осложнилось. В 1937 году Южная Ирландия объявила себя независимым государством, Северная же Ирландия осталась а составе империи.

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

Великобритания в 1918-1939гг Обновлено: Ноябрь 22, 2016 Автором: admin

Реформаторская деятельность Ллойд Джорджа.

С 1905 по 1922 гг. – последний взлет либеральной партии. Этот период отмечен проведением политики либерального реформизма, связанной прежде всего с именем Д. Ллойд Джорджа . Либеральный реформизм становится главным инструментом борьбы с распространением радикальных настроений и одновременно – способом модернизации общества.

1) Он стал инициатором довольно широкого социального законодательства (решить «рабочий вопрос») – самая развитая на то время система социального страхования.

Страхование на случай безработицы, болезни, инвалидности – взносы на паритетных началах), старости с 70 лет (за счет государства)

8-ми часовой рабочий день для горняков

Запрет ночного труда для женщин

Меры по охране труда: постоянный контроль за вредными отраслями производства (11)

Бесплатное начальное образование, беспл. питание в школах для детей из малоимущих семей

2) меры по воссозданию почти исчезнувшего класса мелких землевладельцев (выкупка земли у лендлордов и передача ее в пожизненное пользование безземельным или малоземельным крестьянам мелкими участками)

3) «революционный бюджет » 1909 г. (покрыть расходы на социальную политику + на армию и флот): вводил подоходный налог, налог на земельную собственность, на большие наследства.

Противостояние с палатой лордов. Итог – парламентская реформа 1911 г.: палата лордов отстранялась от решения финансовых вопросов, нефинансовые законы могли дважды отклонить, но если палата общин принимала в третий раз, вступали в силу. В результате этой реформы либералы получили больше возможности для проведения своего курса.

Итог: В начале ХХ в. позиции Англии на мировых рынках ослабли, страна вынуждена меняться, но постепенно, путем реформ.

Англия, по сравнению с Францией, выдержала испытания Первой мировой войной. Несмотря на человеческие потери, долг США, утрату промышленной и торговой монополии и общее ослабление позиций в мире, она сохраняла позиции великой мировой державы:

1) Англия не только отстояла свои колонии, но и расширила свои колониальные владения;

2) английский военно-морской флот оставался сильнейшим в мире;

3) ухудшение финансового положения было относительным (Англия должна Штатам, Европа должна Англии)

4) разгром главного довоенного конкурента – Германии, высокий международный престиж победителя в войне.

Англия : 1) новый избирательный закон, в частности, женщины с 30 лет получили права, 2) пособие для демобилизованных солдат, 3) всеобщее обязательное начальное бесплатное образование,3) программа жилищного строительства для малоимущих, 4) программа помощи безработным, пособия для рабочих военной промышленности (в связи с конверсией).


До 1922 г. сохранялось коалиционное правительство, сформированное еще в годы войны, пока консерваторы не приняли решения о разрыве сотрудничества с либералами.

После войны место либералов постепенно занимают лейбористы, влияние которых заметно возрастает. Программа, принятая в 1918 г., провозглашала своей целью установление общественной собственности на средства производства, а ближайшей задачей расширение социального законодательства и демократизацию политического строя. В 1924 г. лейбористы впервые, победив на выборах, сформировали правительство – но не надолго, всего на несколько месяцев (не имели четкого большинства в палате общин, могли действовать только очень осторожно). С 1924 по 1929 г. у власти консерваторы – правительство Стэнли Болдуина.

С 1924 по 1929 гг. у власти была консервативная партия – «эпоха Болдуина » (Стэнли Болдуин).

Главная задача – поднять английскую экономику (преодолеть структурный кризис) и вернуть Англии роль финансового центра мира.

1) усиливается процесс монополизации экономики (создание монополий, способных вести успешную конкурентную борьбу на мировых рынках). Например, Имперский химический трест, Английская стальная корпорация.

2) Для увеличения конкурентоспособности своих товаров на мировых рынках – рационализация производства , модернизация технико-технологической базы традиционных отраслей. Но процесс рационализации осложнялся наличием огромного числа старых предприятий и старого оборудования, для замены которых требовались большие капиталовложения (угольная, сталелитейная, текстильная, судостроительная)

Поэтому по темпам развития (и объему продукции) английская экономика отставала от экономики других стран – США и Германии, ее доля в мировой экономике падала.

Другая проблема – отношения с профсоюзами. 4 мая 1926 г. – первая в истории Англии всеобщая забастовка (начали шахтеры, их поддержали железнодорожники, транспортники, печатники, всего примерно 4 млн. бастующих). Причины – снижение зарплаты, отказ при заключении коллективных договоров от фиксированной минимальной зарплаты. Правительство использовало не только полицию, но и войска. 12 мая Генеральный совет тред-юнионов объявил о прекращении стачки, но горняки еще 7 месяцев продолжали бастовать, но в итоге приняли условия предпринимателей. С тех пор нормой стала практика решения трудовых споров мирным путем.

Итог: принятие в 1927 г. закона о профсоюзах и промышленных конфликтах, по которому всеобщие стачки объявлялись незаконными, устанавливался контроль и ограничение деятельности профсоюзов, в том числе и над финансовыми средствами профсоюзов.

План реферата:

2. Спад экономики


1. Форма правления и государственное устройство Великобритании

Великобритания - парламентская монархия во главе с королевой. Законодательный орган - двухпалатный парламент (Монарх + Палата общин и Палата лордов - так называемая система King (Queen) in Parliament). Парламент является высшим органом власти на всей территории, несмотря на наличие в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии собственных управленческих административных структур. Правительство возглавляет монарх, непосредственное управление осуществляется премьер-министром, назначаемым монархом, который, таким образом, является председателем Правительства Его (Её) Величества.

Отличительной характеристикой является отсутствие какого-либо единого документа, который можно было бы назвать основным законом страны, не существует письменной Конституции, более того, не существует даже точного перечня документов, которые бы относились к Конституции. Отношения между народом и правительством регулируются законодательными актами, неписаными законами и конвенциям и Английский империализм был одним из главных виновников первой мировой войны.

В этой войне английская буржуазия надеялась найти выход аз глубочайшего социального и Политического кризиса, в котором оказалась Англия подобно другим империалистическим государствам во втором десятилетии ХХ века. В ходе первой мировой войны английский империализм стремился упрочить классовые позиции буржуазии в самой Великобритании и укрепить Британскую колониальную империю, расширить ее владения, за счет захвата новых территорий.


2. Спад экономики

Затеянная империалистами всех стран война 1914 - 1918 годов привела к самым неожиданным для них результатам. Война еще больше обострила классовую борьбу между пролетариатом и буржуазией в каждой из стран - участниц войны - и создала предпосылки для созревания революционной ситуации в ряде стран. Со времени первой мировой империалистической воины и Великой Октябрьской социалистической революции капиталистический мир вступил в период общего кризиса капитализма.

Раскол мира на два лагеря и выпадение одной шестой части земного шара из системы капитализма, революционное воздействие Великой Октябрьской социалистической революции на угнетенные капитализмом народы значительно ослабили позиции британского империализма. Общий кризис капитализма в особенно острой форме проявился в Англии, представлявшей собой классический пример страны загнивающего капитализма.

Правда, Англия продолжала оставаться одной аз самых крупных колониальных держав. Она захватила большую часть германских колоний и территорий бывшей Оттоманской империи. Но английская буржуазия безвозвратно потеряла свою былую монополию на мировом промышленном и финансовом рынках. Центр финансовой эксплуатации капиталистического мира переместился из Англии в Соединенные Штаты Америки, чрезвычайно обогатившейся на войне.

Англия вступила в войну с государственным долгом в 650 млн. фунтов стерлингов, а в 1919 году ее государственный долг достиг огромной суммы в 7829 млн. фунтов стерлингов. После войны внешний долг Англии только США возрос до 5,5 млрд. долларов.

Материальные и человеческие потери, понесенные Англией (вместе с колониями и доминионами) в первой мировой войне, были весьма значительны. Великобритания потеряла в войне около З млн. человек (убито 875 тыс., ранено свыше 2 млн.человек). За время войны было потоплено 70 проц. торгового флота Англии.

По сравнению с другими общественными классами пролетариат Англии понес наибольшее количество жертв, так как английская армия состояла главным образом из рабочих. Но и по окончании войны британская буржуазия стремилась переложить все бремя военных расходов на трудящиеся массы. За военные долги расплачивался, прежде всего, рабочий класс, насильственно втянутый в войну и больше всего пострадавший от этой войны.

В то же время буржуазия, значительно наживаясь во время войны, продолжала обогащаться и в послевоенное время. Займы, сделанные британским правительством во время войны, стали одним из главных источников обогащения английской и американской финансовой олигархии. Британское правительство брало займы у американских и английских банкиров на очень невыгодных для Англии условиях. Проценты, которые правительство Великобритании платило по военному долгу, были в 2-З раза выше, чем на международной фондовой бирже.

В последствии на протяжении многих лет правительство Англии ежегодно затрачивало 40 проц. расходного бюджета (около 350 млн. ф. ст.) на оплату процентов по военным займам. Усилился процесс концентрации капитала, сращивания банковского и промышленного капитала, сращивания монополий с государственным аппаратом. Биржевики, банкиры и крупные промышленники занимали высокие государственные посты и оказывали решающее влияние на политику английского правительства. Ограбление трудящихся масс Великобритании и ее колоний не могло спасти английское капиталистическое хозяйство от тяжелого экономического и хронического финансового кризиса, проходившего на базе общего кризиса капитализма. После первой мировой войны английская экономика характеризуется все более и более усиливающимся упад основных отраслей промышленности (угольной, текстильной, металлургической), хронической недогрузкой предприятий и наличием миллионных армий безработных, превратившихся из резервных в постоянные армии безработных. Ярчайшим выражением кризисного состояния английской экономики было положение, создавшееся в промышленности.

На протяжении 20 послевоенных лет (с 1918 по 1938 г.) английская промышленность почти не превышала уровня 1913 года. В этот период промышленность Англии в целом топталась вокруг уровня 1913 года. Лишь в последние годы перед второй мировой войной в английской промышленности наблюдался некоторый подъем, но этот подъем был связан с оживлением военной конъюнктуры, подготовкой империалистических стран к новой войне.

В чрезвычайно тяжелом состоянии оказались и государственные финансы капиталистической Англии. Фунт стерлингов навсегда потерял устойчивость на международной фондовой бирже. Если в 1913 году английский фунт стерлингов был равен почти 5 долларам, то в 1920 году - немногим более З долларам. Тяготы войны и Октябрьский переворот в России привели к размаху массового рабочего движения. Кратковременное экономическое оживление в Англии сменилось во второй половине 1920 г. экономическим кризисом. Упал индекс промышленного производства, выросла безработица. Парламент принял Закон о введении чрезвычайного положения в стране. Для подавления движения трудящихся правительство могло применить силы полиции и армии. Попытка сохранить влияние Великобритании в регионе Среднего Востока за счет заключения договора с Ираном также не принесла успеха. Потерпело поражение греко-английское вторжение в Турцию. 19 октября 1922 г. Король Великобритании впервые поручил формирование правительства лидеру лейбористов Рамсею Макдональду. Лейбористское правительство должно было осуществить ряд мероприятий в интересах трудящихся. К их числу относился план, предусматривавший увеличение ассигнований на жилищное строительство. Была несколько улучшена система страхования безработных, увеличены пенсии старикам-инвалидам. Учитывая настроение народных масс, правительство Р. Макдональда 2 февраля 1924 г. установило дипломатические отношения с СССР.

3. Военно-политическое господство

После заключения Мудросского перемирия практически все ближневосточные территории оказались под контролем Великобритании. Множество проблем послевоенного мироустройства, с которыми столкнулись державы Антанты, отодвинули принятие практических решений по поводу будущего ближневосточных территорий на довольно длительный срок. Тем не менее, в представлении многих британских политиков, Ближний Восток являлся регионом первостепенного значения. В силу этого, дискуссии вокруг ближневосточных проблем, в первые послевоенные годы были немаловажной составляющей деятельности коалиционного кабинета Д. Ллойд-Джорджа, впервые сформированного в конце 1916 г. В период войны традиционная система взаимоотношений парламента и правительства в Великобритании претерпела определенные изменения. В обстановке военного времени требовавшей оперативного принятия решений, премьер – министр и члены кабинета получили значительную свободу в своих действиях. Данный факт не исключал, однако, наличия координирующих механизмов, обеспечивавших сотрудничество двух ветвей власти и поддержку действий правительства со стороны парламентского большинства. Особенно важным, в этой связи, являлось наличие постоянного взаимодействия между премьер – министром и лидером консервативной партии и главой парламентского большинства Бонар Лоу. Тем не менее «интервенция» парламента в сферу внешней политики носила в годы войны весьма ограниченный характер. Все межсоюзные соглашения по Ближнему Востоку этого периода, в которых участвовала Великобритания, носили секретный характер и их полное содержание не было известно не только широкому общественному мнению, но и многим английским парламентариям. Окончание войны вызвало среди британских политиков оживленные дискуссии по поводу будущего мироустройства, и, в частности перспектив британской политики на Ближнем Востоке. Применительно к Леванту, объектами обсуждения являлись степень возможных уступок французской стороне и характер взаимоотношений с «правительством” Фейсала. Основной трудностью для британской дипломатии, являлась, в данном случае, необходимость следовать обязательствам, данным в период войны и носившим весьма противоречивый характер. Отсутствие четкой политической линии обуславливало ухудшение взаимоотношений Великобритании как с хашимитами, так и с основным союзником по Антанте - Францией. Применительно к иракским территориям, дискуссии носили иной характер. Британское присутствие в этой бывшей части Османской империи практически не оспаривалось, предметами обсуждения являлись лишь конкретные формы и механизм будущего управления Ираком. Ситуация усугублялась в силу столкновения на Ближнем Востоке интересов нескольких британских ведомств. Общую координацию политики в отношении Леванта осуществлял Форин Офис. Ирак находился в сфере компетенции англо-индийского правительства, хотя степень его влияния на ситуацию в регионе, по сравнению с предвоенным периодом снизилась. Немаловажным фактором, влиявшим на умонастроение многих британских политиков в первые послевоенные месяцы, было состояние победной эйфории, а также стремление получить максимальные дивиденды и компенсировать понесенные потери. Применительно к Ближнему Востоку, Великобритания стремилась полностью использовать фактор своего военно-политического господства на территориях Месопотамии, Палестины и Леванта, а также морально-психологический аргумент своего решающего вклада в разгром Османской империи. Представители британского руководства, в первую очередь, связанные с англо-индийскими властями, или имевшие опыт работы в Индии, надеялись добиться максимально возможных гарантий безопасности индийских владений. Дискуссии вокруг ближневосточных проблем проходили на фоне целого ряда трудностей, с которыми столкнулись Великобритания после окончания I Мировой войны. Финансовый кризис, массовая демобилизация, рост национально-освободительного движения во многих частях Британской империи побуждали кабинет Д. Ллойд-Джорджа к поиску более эффективных и экономных методов осуществления своей политики в различных регионах мира, и в том числе на Ближнем Востоке. Расширение сферы британского влияния за счет бывших ближневосточных провинций Османской империи, а также реформа системы управления в Индии и Египте, требовали значительных финансовых расходов. Многие британские политики ввиду сложности внутриполитической ситуации в метрополии, выступали с критикой ближневосточного курса правительства. Центром этой критики стал парламент. Одной из важных вопросов, обсуждавшихся парламентариями в конце 1918 – начале 1919 гг., являлось сокращение масштабов британского военного присутствия на Ближнем и Среднем Востоке. Контроль над этими обширными территориями был возможен лишь в условиях всеобщей воинской обязанности, введенной в Великобритании в годы войны. С 1916 г. в британском парламенте активно обсуждался вопрос об объеме и формах сокращения вооруженных сил страны после окончания военных действий. В то же время, по подсчетам, произведенным военным ведомством, контроль над занятыми в период войны территориями, требовал поддержания численности британских вооруженных сил на уровне не менее миллиона человек. По воспоминаниям У.Черчилля, даже Бонар Лоу не решался обсуждать вопрос о сохранении такой численности вооруженных сил в парламенте. Немаловажным фактором, оказывавшим влияние на политику британского кабинета в вопросе сокращения численности армии, являлась позиция промышленных кругов и профсоюзов, выступавших категорически против продления действия законов о военной службе, принятых в годы войны. Многие парламентарии и министры видели в этом один из основных источников сокращения бюджетных расходов и улучшения финансового положения правительства. Экономические трудности, с которыми столкнулась метрополия после окончания I Мировой войны, оставались основополагающим фактором, определившим эволюцию британского ближневосточного курса в 1919-1920 гг. Проблемы массовой демобилизации сочетались с постоянно возраставшим давлением парламента, требовавшего привести военные расходы в соответствии с нормами мирного времени. Общественное мнение в Великобритании, после четырех лет военного напряжения, негативно воспринимало сохранение довольно высокого уровня затрат на содержание вооруженных сил, обусловленного сложной ситуацией в Индии, Египте, Ираке и ряде других частей Британской империи. Общая численность английских и индийских войск на Ближнем Востоке, в Ираке и Закавказье, составляла, к августу 1919 г., 225 тыс. чел. Кроме того, в Египте размещалось еще 95 тыс. британских военнослужащих. ;.На территории Ирака находился 60-ти тысячный контингент, расходы на содержание которого составили в 1919-1920 финансовом году около 18 млн. ф.ст.. Таким образом, возникло острое противоречие между потенциальными задачами Великобритании на Ближнем и Среднем Востоке и ее реальными финансово – экономическими ресурсами. В августе 1919 г. глава военного ведомства У. Черчилль, находившийся в центре парламентской и общественной критики, был вынуждена отмену с марта 1920 г. военного призыва и сокращение численности вооруженных сил до 10% от предыдущего уровня. Отказавшись от принципа обязательной воинской службы, британское правительство решило, в итоге, вернуться к принципу комплектования арии добровольцами, заключавшими долгосрочные контракты. Однако, перспектива столь стремительного сокращения численности армии, вызвала негативную реакцию о стороны политиков и военных, связанных с ближневосточным регионом и отстаивавших необходимость сохранения длительного военного присутствия в этом стратегически значимом для Великобритании регионе. Все это побуждало правительство к постоянному лавированию и поиску компромиссных решений. В январе 1920 г. кабинет Д. Ллойд-Джорджа был вынужден утвердить государственный бюджет с дефицитом в 473 млн. ф.ст. Исходя из одобренных парламентом показателей, еженедельные расходы на содержание британских войск, размещенных на оккупированных территориях Османской империи, не должны были превышать 750 тыс. ф.ст. в то же время военное ведомство должно было завершить процесс демобилизации четырех миллионов человек. Большинство заинтересованных британских чиновников сходилось во мнении о желательности организации системы управления над подконтрольными ближневосточными территориями по египетской модели, предполагавшей достаточно большую степень самоуправления местного населения. В этой связи рассматривался проект Т.Э. Лоуренса, предложившего создать на территории Сирии, а также Южной и Центральной Месопотамии три арабских монархии во главе с сыновьями шерифа Мекки – Фейсалом, Абдаллахом и Зейдом. Полемика вокруг ближневосточных проблем, в которой участвовали высокопоставленные британские политики была обусловлена, в первую очередь, глобальными изменениями, произошедшими в мире после окончания I Мировой войны, и необходимостью поиска новых ориентиров внешней политики Великобритании. Прямым следствием этих изменений стал рост национально-освободительной борьбы в ряде британских колоний и протекторатов. В условиях серьезного обострения политической ситуации, глава Министерства по делам Индии Э. Монтэгю и вице-король лорд Челмсфорд разработали проект конституционной реформы, призванной смягчить антибританские настроения среди высших слоев индийского общества. Трудности, связанные с его реализацией побуждали англо-индийское правительство быть особо восприимчивым к настроениям мусульманской общины. Несмотря на то, что мусульмане Индии не откликнулись активно на призыв к «священной войне”, лозунги в защиту турецкого султана в 1918-1919 гг. были важной составляющей их политических требований. Выступая, в этой связи, за скорейшее урегулирование ближневосточных проблем и заключение мирного договора с Турцией, англо-индийские власти оппонировали ближневосточной политике руководства Форин Офиса, полагая его геополитические воззрения устаревшими. В начале 1920 г. У. Черчилль добился в полемике с руководством Форин Офиса решения о выводе британских войск с территории Ирана и Закавказья. Наметившаяся, в этой связи, некоторая стабилизация позиций Великобритании в регионе, была, однако, вскоре нарушена вследствие восстания в Ираке, ясно продемонстрировавшего кризис традиционных имперских методов управления и необходимость формирования новых подходов к контролю над ситуацией в ближневосточных владениях, учитывавших новые тенденции и историческую специфику региона. Значительный рост финансовых затрат вызвал новую волну критики ближневосточной политики кабинета. В редакционной статье «Таймс» от 6 ноября 1920 г. подчеркивалось: «… если Правительство … полагает, что политика в Месопотамии в течение последнего года способствовала процветанию Империи, - оно единственное, кто так думает». Еще ранее в «Таймс» подвергалась критике политика «индианизации», проводившаяся администрацией А.Вильсона, и активно поддерживались планы создания арабского государства и сокращения масштабов британского присутствия в Месопотамии. Парламентскую оппозицию ближневосточной политики кабинета возглавил бывший премьер-министр Х. Асквит. Выступая на заседании Палаты Общин 23 июня, он потребовал от правительства отказа от курса, который «… навлекает на Великобританию непосильные обязанности». Дебаты вокруг ситуации в Месопотамии достигли своего пика в декабре 1920 г., когда У. Черчиллю с большим трудом, удалось добиться санкции парламента на выделение в 1920-1921 финансовом году дополнительно 39 млн. 750 тыс. ф.с. для стабилизации ситуации в Ираке и Иране. Накануне обсуждения данного вопроса, со специальным заявлением выступил Д. Ллойд-Джордж. Суть его сводилась к тому, что Великобритания несет моральную ответственность за будущее Ирака и не может в настоящий момент оставить иракский народ в состоянии анархии и хаоса. Наряду с финансовыми проблемами, перед британским руководством, со всей очевидностью, встала задача формирования новой системы управления подмандатными владениями на Ближнем Востоке. 1 мая У. Черчилль обратился к главе кабинета с меморандумом «Бюджетные расходы в Месопотамии», в котором особо подчеркивалось, что существенный прогресс в сокращении финансовых затрат Великобритании может быть достигнут лишь в случае реализации следующих положений: «1. Передача Месопотамии и, возможно, других подмандатных территорий в ведение Министерства по делам колоний. 2. Четкое определение объема финансовых затрат путем отдельного соглашения между Казначейством и Министерством по делам колоний. 3. Скорейшая передача функций по поддержанию порядка в Месопотамии командованию ВВС. 4. Немедленное уменьшение оккупированной территории и концентрация усилий британских войск на охране железнодорожных коммуникаций». По убеждению У. Черчилля, управление Месопотамией должно быть передано «тому ведомству, которое обладает реальными знаниями и опытом администрирования и экономического освоения диких стран, которое способно к импровизации в поисках наиболее приемлемых методов контроля с учетом имеющихся в распоряжении сил и средств». В документе отмечалось, что Министерство по делам колоний известно своими успешными и весьма экономичными методами управления в Восточной Африке. В то же время, как полагал У. Черчилль, специфика деятельности Форин Офиса, состоявшая в осуществлении взаимоотношений с независимыми государствами, препятствовала ему столь же эффективно управлять подмандатными территориями. 7 декабря 1920 г. ответственный за руководство военными операциями в Месопотамии, генерал П. Рэдклиф представил кабинету доклад о ситуации в стране. Согласно его оценкам, для поддержания стабильного контроля над иракскими территориями, в рамках существовавшей административной системы, требовалось содержание 17 тыс. английских и 85 тыс. индийских военнослужащих. Ежегодные расходы на данные нужды оценивались докладчиком в 30 млн. ф.с., что на 6 млн. ф.с. превышало весь иракский бюджет. Основываясь на данной информации, У. Черчилль предложил в середине декабря проект радикального сокращения масштабов британского присутствия в Ираке, согласно которому Великобритания должна была сохранить контроль лишь над южной частью страны (т.е. территорией бывшего османского вилайета Басра – А.С.). Подобная мера позволила бы военному ведомству сократить свои ежемесячные расходы в Ираке с 30 до 8 млн. ф.с. 17 декабря кабинет проинструктировал П. Кокса относительно подготовки плана эвакуации британских войск и персонала из Багдада в Басру. Дебаты вокруг иракской проблемы, во многом связанные с парламентской критикой, поставили в декабре 1920 г. кабинет на грань кризиса. Предложение У. Черчилля подверглось критике со стороны Э. Монтэгю и лорда Керзона, полагавших, что ситуацией политического вакуума, которая неминуемо возникнет в результате вывода британских войск, не преминут воспользоваться кемалисты. Ситуация требовала немедленного разрешения. На заседании кабинета, прошедшем 31 декабря, при непосредственном участии Д. Ллойд-Джорджа были приняты программные решения относительно Месопотамии и всей системы управления подмандатными владениями на Ближнем Востоке. Предусматривалось, в частности, создание, в составе Министерства по делам колоний, отдельного Восточного департамента, координирующего политику в отношении подмандатных владений и обладавшего отдельным бюджетом. Выбор в пользу данного ведомства был обусловлен его довольно эффективной и экономичной политикой в африканских колониях, которая контрастировала с дорогостоящими акциями Форин Офиса в Закавказье, Персии и Египте. В связи с этим было окончательно отклонено предложение лорда Керзона передать создаваемый департамент внешнеполитическому ведомству. Руководство Министерством по делам колоний, которое было предложено переименовать в «Министерство по делам колоний и подмандатных территорий» было поручено У. Черчиллю, известному своей последовательной позицией в отношении необходимости реформирования механизма ближневосточной политики. 11 января 1921 г., в развитие принятых кабинетом решений, был создан Межведомственный комитет, включавший представителей Форин Офиса, Казначейства, Министерства по делам Индии и военного ведомства, во главе с министром труда Дж. М. Смитом, основной задачей которого было обеспечение плавного перехода необходимых полномочий к новому властному органу. 31 января комитет представил итоговый отчет, в котором были намечены будущая структура и сфера компетенции создаваемого Восточного департамента, который должен был начать свою деятельность с 1 марта 1921 г. Он был призван осуществлять контроль над Ираком, Палестиной (включая территории к востоку от реки Иордан) и Аденом. В силу отсутствия четко зафиксированных границ подмандатных владений, территория, переданная под контроль министерства по делам колоний, ограничивалась:на западе – Средиземным морем, на юго-западе – границей Египта и Красным морем, на юге и юго-востоке – Индийским океаном, на севере и северо-востоке – побережьем Персидского залива. В указанных пределах Восточный департамент Министерства по делам колоний был уполномочен осуществлять всю необходимую полноту управления подмандатными территориями Великобритании, контролировать процесс демаркации их границ, руководить всеми британскими гражданскими службами и военными подразделениями, координировать взаимоотношения с аравийскими государственными образованиями (за исключением Хиджаза – А.С.). Штат Восточного департамента должен был комплектоваться из чиновников смежных ведомств. Кроме того, в докладе содержалась рекомендация активно привлекать к работе на местах представителей местного арабского населения. Рекомендации Межведомственного комитета были рассмотрены на заседании кабинета 14 февраля. У. Черчиллю, несмотря на возражения лорда Керзона, удалось добиться включения в сферу компетенции Восточного департамента большей части Аравийского полуострова. Обосновывая свою позицию, он заявил: «Арабская проблема является единой, и любая попытка разделить ее неминуемо вызовет возврат к ситуации, существовавшей в течение предыдущих двух лет…». Кабинет утвердил, в целом, рекомендации комитета Смита, поручив главам Министерства по делам колоний и Форин Офиса выработать окончательное решение по разграничению сфер компетенции в Аравии путем двустороннего соглашения. Тогда же был утвержден и состав Восточного департамента, в штат которого вошли такие известные специалисты по ближневосточным проблемам, как Дж. Шукгург, Р. Вернон, Х. Янг, Р. Буллард, Ф. Адам, Г. Клейтон и полковник Мейнертзаген. Возглавить новое ведомство было поручено Т.Э. Лоуренсу. Передача всех полномочий по управлению подмандатными владениями на Ближнем Востоке единой структуре стала логичным итогом продолжавшихся в течение нескольких лет дискуссий вокруг ближневосточных проблем, поставивших британский кабинет в декабре 1920 г. на грань кризиса. Возглавивший с марта 1921 г. Министерство по делам колоний У. Черчилль видел своей важнейшей целью, в сочетании с сохранением общего контроля над ситуацией, постепенное сокращение уровня военного и административного присутствия Великобритании в регионе и приведения его в соответствие с финансовыми возможностями метрополии. Конкретная реализация данной задачи требовала, прежде всего, в Ираке, создания эффективной государственной системы и формирования иной модели взаимоотношений подмандатных территорий и державы-мандатария.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Великобритания: эпоха реформ / Под ред. А.А. Громыко. – М.: Издательство «Весь Мир», 2007 Демократия в меняющемся мире. – Н. Новгород: Издательство Волго-Вятского кадрового центра, 1995. – 150 с. Коданева С.И.

2. Британская конституционная реформа: Региональный аспект. Аналитический обзор / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. правоведения. – М., 2005. – 112.

3. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2005.Мэннинг Н. Реформа государственного управления: международный опыт. – М.: Издательство «Весь мир», 2003. – 496 с.Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 416 с.