Административное деление Франции очень сложно устроено. Страна делится на административные районы, департаменты, округа, кантоны, коммуны. Помимо сухопутных владений Франция имеет ещё и приморские территории, которые находятся под ее властью.

Общая характеристика

Сухопутная часть Французской республики делится на 22 административных района и 96 департаментов. Заморских владений у Франции всего 10: 5 заморских территорий (Мартиника, Майотта, Реюньон, Гвиана, Гваделупа) и 5 департаментов (острова Уоллис и Футуна, Сен-Бартелеми, Французская Полинезия, Сен-Мартен, Сен-Пьер и Микелон). Помимо сухопутных и приморских в административном делении Французской республики имеются территории с особым статусом (Французские Южные и Антарктические территории, Клипертон, Новая Каледония).

Итак, в рассматриваемом государстве находится 27 административных единиц, 22 из которых- находятся на материковой части Европы, а 5 являются заморскими территориями.

В свою очередь, 27 регионов состоят из 101 департамента, 336 округов, 2074 кантонов. Основной административной единицей Франции являются коммуны, количество которых составляет 36 658 по всем уже государству. На протяжении последних пары лет во Французской республике проходят реформы устройства государства, в результате чего заморские территории и материковые владения государства претерпевают некоторые изменения. Правительство планирует уменьшить количество регионов с 22 до 13.

Количество департаментов остаётся все тем же. В настоящее время действует 2074 кантона и такое количество было не всегда. Данная административная единица уже претерпевала изменения и было принято решение уменьшить ее почти в 2 раза (было 4055 кантона, а осталось 2074). Что насчёт коммун и округов, их тоже планируют сократить. Будут убраны 6 округов и 123 коммуны. Несколько коммун собираются соединить в госучреждения для решения мелких вопросов правительства.

Административное деление Франции

Изменения

Изменения во Французской республике стали признаны официально с 1-го января 2016-го года. Административное деление республики сейчас представляет собой 18 регионов, в которых есть 101 департамент. Сегодняшние колебания в политике почти не имели влияние на заморские владения Республики и ее остальных владений, оставшихся от прошлого колониального режима.

Население и численность Франции

А вот на материковых французских краях много кто объединился в один регион, например: соединилось две части Нормандии, образовав один большой регион. Север – Па-де-Кале была объединена с Пикардией, Рона-Альпа с Овернью, а Бургундия стала единым целым с Франш-Конте, а Бретань осталась на прежнем месте. Страсбур стал столицей нового крупнейшего региона. Точно также повезло ещё одному городу республики -Бордо, который стал политическим центром региона.

Проведенная реформа имела цель перенесения власти и полномочий на местные органы государственной власти. Она носила название децентрализация и была проведена для усовершенствования распределения власти между высшими административными органами и местными органами управления. После проведения реформы местные власти получили право издавать нормативные акты, которые после издания утверждались высшими органами.

Особенности административных единиц республики

Также особенностью административного деления Французской республики является огромное количество коммун (36 000), в то время как в других европейских странах их всего лишь 12 000, 8 000 или еще меньше. Таким образом, мы замечаем, что это значит, что устройство Франции намного сложнее, нежели в других европейских государствах. Создание департаментов способствовало созданию коммун.

Правительство департаментов заключается в следующем- небольшая территория государства находится под управлением и под полномочиями того или иного департамента. А теперь подробнее о департаментах. Их общая площадь составляет более 5000 квадратных километров. У каждого департамента есть некая «столица», то есть главный город, за которым стоят непосредственно меньшие единицы-административные институты.

Документы на визу во Францию

Центр департаментов выбирается обычным способом, обычно, это самый большой город на его территории. Под их правительство попадает транспортное сообщение, экономика, культура, образование, социальное обеспечение, медицинское страхование. Главным направлением деятельности департаментов Французской республики является медицинское и социальное обеспечение.

Основным собранием является Генеральный совет, который избирается на заседаниях генеральных советников и переизбирается каждые 6 лет. Только члены меняются не в целом составе, а только наполовину. Совсем недавно появилась территориальная единица Франции-регион. В государстве имеется 26 регионов, 22 из которых расположены на материковой европейской части государства. Под правительством региона находится представитель высшего органа власти республики. Основными направлениями деятельности регионов является содействие санитарному, медицинскому,культурному, экономичсекому и социальному развитию его территории, а также обустройство региона. Граница региона проходит на границе департаментов, которые в нем состоят.

Франция с 2016 года разделена на 17 регионов (4 из них — это заморские владения), каждый из которых по-своему прекрасен. Мы посетим исторические регионы Франции — Нормандию, Эльзас, Прованс, Рону-Альпы и другие. Узнаем главное, что они могут предложить туристу.

Регионы Франции (информация 2016 года)

Сайт Dreamfrance.Ru существует с 2007 года. И очень долгое время на этой странице была опубликована информация об административном делении Франции на 26 регионов, 22 из которых расположены на европейском континенте. Но, начиная с января 2016 года, нам пришлось в срочном порядке вносить изменения - мы ощутили некоторую общность с законодательной палатой!

Дело в том, что президент Франсуа Олланд еще в 2014 году внес изменения в конституцию, и регионов во Франции осталось всего 13 (не считая заморских владений). Причем только 12 из них расположены в Европе. Корсика - 13-й регион - сохраняет обособленное положение в Средиземном море, на то она и остров.

Изменения в административном делении крупнейшего европейского государства (по площади) вступили в силу как раз с января 2016 года.

Что послужило причиной резкого сокращения областей Франции? Если отбросить все пространные рассуждения об историческом тяготении народов одного региона к другому и их давнему желанию «объединиться», то, несомненно, - деньги. Говорят, что французский бюджет начнет экономить от 10 до 15 млрд. евро в год. Как выйдут из положения главы самих регионов, которых хоть и стало меньше, но лишь на бумаге (территории, как и население ведь остались прежними), центр не слишком беспокоится. Как, впрочем, и всегда. Главное, разбрасываться такими деньгами в условиях кризиса уже не просто роскошь, а роскошь непозволительная.

Однако чужая страна потемки, а потому займемся самым интересным – изучением нового административного деления Франции 2016. Ведь исторические регионы Франции - Шампань, Эльзас, Аквитания и прочие - никуда не исчезнут. Наоборот, станут еще привлекательнее для путешественников.

Новые регионы Франции 2016:

  1. Бургундия - Франш-Конте (Бургундия и Франш-Конте, объединившиеся в одно целое). Столица - симпатичный город Дижон. Население новой области - около 2,8 млн. человек.
  2. Аквитания - Лимузен - Пуату - Шаранта (тут все еще проще - Аквитания, Лимузен, Пуанту - Шаранта). Столицей был выбран, конечно, один из крупнейших мегаполисов Франции - Бордо (главный город Аквитании). В объединенном регионе проживает почти 6 млн. человек.
  3. Нормандия . Пожалуй, единственный вариант, к объединению которого стремились долгие годы, в первую очередь - местные жители. В этом случае «слились воедино» Нижняя и Верхняя Нормандия. Столица - красавец Руан. Этот регион Франции объединил на своей территории 2,3 млн. жителей.
  4. Эльзас - Шампань - Арденны - Лотарингия . Области Эльзас и Лотарингия и без того имели немало общего - хотя бы периодическое нахождение под властью Германии. А вот включение Шампани в этот союз - довольно неожиданно! Столицей ожидаемо стал Страсбург (крупнейший город Эльзаса). Область объединяет более 5,5 млн. человек.
  5. Лангедок - Руссильон - Юг - Пиренеи (две области Лангедок - Руссильон и Юг - Пиренеи стали одной территорией). Прекрасная Тулуза стала главным городом нового административного региона (в прошлом - центр области Юг - Пиренеи). Население превышает 5,6 млн. жителей.
  6. Нор - Па-де-Кале - Пикардия (в этом случае составными частями стали не слишком растиражированные регионы Франции - Нор - Па-де-Кале и Пикардия). Столица их - Лилль, достаточно крупный город на самом севере страны. Население области велико - почти 6 млн. человек.
  7. Овернь - Рона - Альпы (красивейшая территория страны Рона - Альпы объединилась с Овернью). Крупнейший город в части Франции - Лион. Он и был назначен столицей региона. А население нового Овернь - Рона - Альпы - крупнейшее из всех нами перечисленных (7,8 млн. жителей). Забегая вперед: большим количеством человек может похвастаться только столичный Иль-де-Франс.

Есть у нас и хорошая новость для тех, кто не любит резких перемен - даже во Франции. 6 регионов страны остались без изменений, сохранили свои столицы и исторические особенности в неизменном виде!

Регионы Франции, оставшиеся без изменений:

  1. Бретань . Область Франции на берегу Ла-Манша со столицей в городе Ренн и населением 3,2 млн. жителей. По-прежнему одно из самых романтичных мест страны с множеством деликатесов.
  2. Центр - Долина Луары . Название говорит само за себя! Где самые красивые замки Европы, повидавшие самого Да Винчи и Людовика XIV? Конечно, в Долине Луары. Столица - городок Орлеан - и 2,5 млн. жителей всегда рады гостям!
  3. Корсика . На родине Бонапарта также все без изменений. Островной Аяччо - столица Корсики - и 320 тысяч гордых корсиканцев тоже по-своему рады туристам.
  4. Иль-де-Франс . Как и обещали, столичный регион Франции порадует вас огромным количеством жителей - 12 млн. человек - и крупнейшим городом не только Иль-де-Франса, но и всей страны. Конечно, это Париж.
  5. Земли Луары . Крупнейший город этой области - Нант. Местность имеет выход к океану и славится, например, проливной дорогой Пассаж дю Гуа. Население среднее - около 3,6 млн. жителей.
  6. Прованс - Альпы - Лазурный берег . Честное слово, чтобы добраться до этого региона Франции, стоило дочитать до конца. Когда дело касается Прованса и Лазурного берега, редакция Dreamfrance не может оставаться беспристрастной - это наша любимая территория! А Ницца - крупнейший город Прованса - по популярности может поспорить с самим Парижем. Местное население - почти 5 млн. человек. И это не учитывая отдыхающих, которые останавливаются на Французской Ривьере круглогодично.

Несмотря на то, что многие регионы Франции стали «единым целым», мы по-прежнему будет рассказывать вам об исторических землях страны. Вы сможете узнать, что такое Бургундия, Лангедок - Руссильон, Рона - Альпы и другие, в независимости от того, в какую группу они входят сегодня.

Заморские регионы Франции:

  • Гваделупа . Столица - Бас-Тер, население - около 400 000 человек.
  • Гвиана . Крупнейший город - Кайенна. Число жителей не превышает 250 000.
  • Остров Мартиника со столицей в Фор-де-Франс. Население - 385 000.
  • Остров Реюньон с главным городом Сен-Дени и численностью жителей более 800 000.

Что нужно для поездки во Францию?

1. Дешевые авиабилеты. Минимальные цены из вашего города:

Календарь низких цен на перелеты в Париж на год вперед:

2. Комфортное и недорогое жилье. Выгодные цены на отели Парижа:

Братчикова Екатерина ГМУ-132.

ФРАНЦИЯ.

Официальное название - Францу́зская Респу́блика;

Столица – Париж;

Форма правления - Президентско- парламентская республика;

Законодательный орган - двухпалатный парламент (Сенат и Национальное собрание);

Президент – Франсуа Олланд;

Премьер- министр – Жан-Марк Эро;

Административно-территориальное деление : 27 регионов (22 метрополии и 5 заморских регионов), включающих 101 департамент (96 в метрополии и 5 заморских департаментов).

Территория – 48я в мире;

Официальный язык – французский;

Девиз Республики - «Свобода, Равенство, Братство».

Принцип Республики - правление народа, народом и для народа;

Франция является ядерной державой и одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН.

Государственно-политическое устройство.

Государственный строй.

Франция - суверенная унитарная демократическая республика.

Действующая Конституция, принятая 4 октября 1958 года, регламентирует функционирование органов власти Пятой Республики: устанавливает республиканскую президентско- парламентскую форму правления (Конституция Французской Республики ).

Глава государства - президент, избираемый на 5 лет.

Глава правительства - премьер-министр.

Совет министров назначается президентом по согласованию с премьер-министром. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту, избираемому всеобщим голосованием.

Существует во Франции и Конституционный совет, который состоит из 9 членов и осуществляет контроль за правильностью проведения выборов и конституционностью законов, вносящих изменения в Конституцию, а также законов, переданных ему на рассмотрение.

Законодательная власть

Законодательная власть во Франции принадлежит Парламенту , включающему в себя две палаты - Сенат и Национальное собрание .

Сенат Республики, члены которого избираются на основе непрямого всеобщего голосования, состоит из 321 сенаторов (с 2011 года их 348), 305 из которых представляют метрополию, 9 - заморские территории, 5 - территории Французского сообщества и 12 - французских граждан, проживающих за границей.

Сенаторы избираются на шестилетний срок (с 2003 года, а до 2003 года - на 9 лет) коллегией выборщиков, состоящей из депутатов Национального собрания, генеральных советников и делегатов от муниципальных советов, при этом Сенат каждые три года обновляется на половину.

Национальное собрание , депутаты которой избираются на основе прямого всеобщего голосования сроком на 5 лет, состоит из 577 депутатов, 555 из которых представляют метрополию, а 22 - заморские территории.

Депутаты Национального собрания избираются прямым всеобщим голосованием на пятилетний срок.

Помимо своей функции - контроля за деятельностью правительства, обе палаты разрабатывают и принимают законы. В случае разногласий окончательное решение остаётся за Национальной Ассамблеей.

Исполнительная власть.

В «Пятой республике» премьер-министр отвечает за текущую внутреннюю и экономическую политику, а также имеет право издавать указы общего характера. Он считается ответственным за политику правительства. Премьер-министр руководит деятельностью правительства и обеспечивает исполнение законов.

Премьер-министр назначается президентом республики. Утверждения его кандидатуры Национальным собранием не требуется, так как Национальное собрание имеет право в любой момент объявить правительству вотум недоверия.

Обычно премьер-министр представляет ту партию, которая имеет большинство мест в Национальном собрании.

Премьер-министр составляет список министров своего кабинета и представляет его на утверждение президенту.

Премьер-министр инициирует принятие законов в Национальном Собрании и обеспечивает их выполнение, он же отвечает за национальную оборону.

Премьер-министр контрассигнует акты президента, замещает его в качестве председателя в советах и комитетах, определённых статьей 15 Конституции.

Судебная власть.

Судебная система Франции многоступенчатая, и её можно разделить на две ветви - саму судебную систему и систему административных судов. Низшую ступень в системе судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Дела в таком трибунале рассматриваются лично судьей. Однако при каждом из них состоит несколько магистратов. Трибунал малой инстанции рассматривает дела с незначительными суммами, а решения таких судов апелляционному обжалованию не подлежат.

При рассмотрении уголовных дел этот суд называется трибуналом полиции. Эти трибуналы делятся на палаты: по гражданским делам и исправительный суд .

Апелляционный суд всегда выносит решения коллегиально.

Гражданско-правовая часть апелляционного суда состоит из двух палат: по гражданским и социальным делам .

Имеется также палата по торговым делам. Одной из функций обвинительной палаты является функция дисциплинарного суда в отношении офицеров судебной полиции (офицеров МВД, военной жандармерии и т. д.).

Есть также палата жандармерии по делам несовершеннолетних. В каждом департаменте есть суд присяжных (Cour d"assises ).

Кроме того, во Франции действуют судебные органы специального назначения: торговые суды и военные суды.

Высшая судебная инстанция - кассационный суд.

Местное самоуправление.

Система местных органов самоуправления во Франции строится в соответствии с административно-территориальным делением. Оно представлено коммунами, департаментами и регионами, где существуют выборные органы.

    Коммуна - наименьшая административно-территориальная единица. Во Франции насчитывается около 36 тыс. коммун, управляемых муниципальными советами, являющимися органами исполнительной власти. Совет же управляет делами коммуны, принимает решения по вопросам, затрагивающим интересы её граждан по всем социальным проблемам: распоряжается имуществом, создает необходимые социальные службы.

    Департаменты Франции является основной единицей административно-территориального деления Франции. Департаменты делятся на внутренние (96) и заморские департаменты. К ведению департаментского Совета относится принятие местного бюджета и контроль за его исполнением, организация департаментских служб, управление имуществом. Исполнительным органом департамента является председатель генерального совета.

    Регионы являются самой крупной единицей в административном делении страны. В каждом регионе учреждены экономические и социальные комитеты, и региональный комитет по займам. В регионе действует своя счётная палата. Региональный совет избирает своего председателя, который является исполнительной властью в регионе.

Территориальное деление Франции включает территориальные коллективы, т.е. самоуправляющиеся единицы, и иные территориальные образования, в которых местное самоуправление отсутствует. К числу первых относятся коммуны, департаменты и регионы, к числу вторых - кантоны и округа.

Коммуны, которых в стране насчитывается около 36 тыс., составляют основу территориальной организации Франции. Статус общин имеют не только сельские поселения, но и города. Основной орган самоуправления в коммуне - совет, избираемый населением коммуны сроком на 6 лет. Он, в свою очередь, тайным голосованием избирает мэра и его заместителей - тоже на 6 лет. Мэр является исполнительным органом местного самоуправления и одновременно представителем государственной власти в коммуне. К компетенции коммун относятся организация водоснабжения, торговли, содержание местных библиотек и музеев, дорог, взимание местных налогов и т.п.

Кантоны - это исторические территориальные единицы, не имеющие каких бы то ни было собственных органов: как управления, так и самоуправления. Они используются как избирательные округа при проведении выборов в советы департаментов и судебные округа.

Департаменты - это основные единицы местного деления. Во Франции насчитывается 96 департаментов. В каждом департаменте действует избираемый на 6 лет совет (генеральный совет). Он обновляется по 1/2 через каждые 3 года. Исполнительным органом является председатель совета, избираемый советом. Но в департаменте имеются не только органы самоуправления, но и орган государственного управления - назначаемый Правительством префект, осуществляющий административный надзор за деятельностью органов самоуправления департамента и контролирующий местные службы министерств.

Округ объединяет несколько департаментов и не имеет собственных органов самоуправления. Управление округом осуществляет- назначаемый Правительством супрефект, отвечающий за социальные вопросы, санитарию, благоустройство и т.п.

Регион, объединяющий от 3 до 5 департаментов, так же, как и департамент, имеет органы самоуправления и государственного управления. Органами самоуправления являются региональный совет, избираемый прямыми выборами на шесть лет, его председатель и бюро, избираемые советом, а также формируемые советом комитеты. Государственное управление в регионе осуществляет региональный префект, функции которого выполняет префект самого крупного в регионе департамента. Всего во Франции существует 22 региона.

Ряд бывших французских колоний сохранил государственно-правовые связи с метрополией, получив статус заморских территорий и департаментов. Это малонаселенные острова, находящиеся весьма далеко от метрополии. Наибольшей степенью юридической самостоятельности обладают заморские территории. Их четыре: Новая Каледония, Французская Полинезия, острова Уоллис и Футуна и Арктические земли. Они имеют собственные законодательные и исполнительные органы власти, которые обладают достаточно обширной компетенцией. Тем не менее, по некоторым вопросам законы для указанных территорий принимает Франция. Это вопросы обороны, общественного порядка, судебной и денежной систем. Кроме того, Правительство Франции назначает в каждую территорию представителя государства, который представляет его интересы и осуществляет контроль за соблюдением его законодательства. В июле 1998 г. в Конституцию было включено положение о необходимости проведения в Новой Каледонии референдума об утверждении соглашения, подписанного между Правительствюм Франции и двумя ведущими политическими силами территории (Национальным социалистическим фронтом освобождения канаков и Объединением за Каледонию в составе Республики). Соглашение предусматривает сохранение существующих взаимоотношений между Францией и Новой Каледонией на предстоящие 15-20 лет и проведение в конце этого периода референдума на данной территории по вопросу о приобретении независимости. Референдум был проведен 8 ноября 1988 г. В поддержку соглашения высказалось более 70% участников голосования.

Четыре заморских департамента Франции (Гваделупа, Гвиана, Мартиника и Реюньон) имеют одновременно статус регионов и департаментов при наличии соответствующих полномочий и органов, т.е. их статус аналогичен статусу французских регионов и департаментов.

Помимо перечисленных территориальных единиц в составе территории Франции есть еще одна, имеющая совершенно особый статус. Это Корсика - остров в Средиземном море, обладающий политической автономией. Здесь имеется собственный парламент с ограниченной компетенцией, избирающий председателя, единолично осуществляющего исполнительную власть.

31. Выборы в зарубежных странах: понятие, социальное предназначение, виды.

Выборы - это процедура формирования органа публичной вла­сти или наделения полномочиями должностного лица, осуществляе­мая путем голосования, при условии, что на каждый замещаемый ман­дат претендуют несколько кандидатов. Иными словами, именно альтернативностью выборы отличаются от других способов публич­ной власти, к числу которых относятся назначение, наследование, за­мещение тех или иных постов по должности и по жребию. Выборы - это исторически наиболее древний способ наделения лиц властными полномочиями. Их сохранение и широкое использование в демокра­тических государствах объясняется тем, что они выполняют целый ряд важных социальных функций, состоящих в следующем.

1. Выборы обеспечечивают легитимность власти, т.е. ее призна­ние населением, готовность добровольно выполнять ее веления.

2. Через выборы выявляется соотношение различных сил и инте­ресов в обществе.

3. Возможность выбора - это средство отбора политических ли­деров.

4. Выборы - это механизм обеспечения народного суверенитета и демократического политического режима.

Мировой практике известно множество видов выборов. Их можно классифицировать по ряду оснований. По территории проведения выборы делятся на национальные (посредством которых избираются высшие органы власти страны), региональные (например, выборы органов субъектов федерации) и местные (выборы органов местного самоуправления).

По времени проведения выборы бывают очередными (проводятся по окончании срока полномочий соответствующего органа или долж­ностного лица) и внеочередными (проводятся после досрочного пре­кращения их полномочий).

По максимально возможному количеству туров голосования вы­боры подразделяются на однотуровые, двухтуровые и многотуровые. Как правило, второй и последующий туры голосования (повторное голосование) проводятся в том случае, если первое голосование не дало результатов, т.е. нужное количество избираемых лиц не было избрано. Обычно повторное голосование требуется, если для избра­ния кандидату надо набрать более половины голосов избирателей, но в результате первого тура голосования такого большинства не полу­чил никто. При этом во втором туре участвуют два кандидата или бо­лее, за которых проголосовало больше избирателей, чем за других кандидатов

По количеству мандатов, замещаемых в избирательных округах, выборы бывают униноминальными (от каждого округа избирается одно лицо) и полиноминальными (от округа избирается несколько лиц).

В зависимости от роли населения различают прямые и непрямые выборы. Прямые означают непосредственное голосование избирате­лей по кандидатурам на выборные должности, а при непрямых воп­рос об их избрании окончательно решает не сам избирательный кор­пус, а избранные им лица (выборщики, депутаты). Иногда в литера­туре непрямые выборы подразделяются на косвенные и многостепен­ные. Косвенные выборы означают, что население выбирает коллегию, единственным предназначением которой является избрание того или иного должностного лица или органа публичной власти. Именно кос­венными выборами избирается, например, Президент США: населе­ние каждого штата голосует лишь за выборщиков от данного штата, выборщики затем избирают Президента и Вице-президента. При ис­пользовании же многостепенных выборов те или иные органы пуб­личной власти, избранные населением непосредственно, выбирают другие органы или должностных лиц. Например, в Китае нижестоя­щие собрания народных представителей избирают вышестоящие.

Выборы представляют собой сложную категорию, включающую три основных элемента. Это избирательное право, избирательный процесс и избирательная система.

2. Административно-территориальное устройство Франции

Французская республика – унитарное государство. Его составные части не являются ни государствами, ни государственными образованиями. Вплоть до недавнего времени административно–территориальная структура Франции и организация управления на местах воспроизводили те модели, которые были созданы в годы Французской революции и правления Наполеона I. Радикальные реформы были осуществлены в 80 –х годах посредством принятия законов о децентрализации.

В ст. 72 Конституции Франции говориться о том, что территориальными коллективами Республики являются коммуны, департаменты, заморские территории, которые свободно управляются выборными советами при соблюдении условий, предусмотренных законом. Компетенция местных выборных органов подробно регламентируется законодательством, и государство, в лице своих чиновников следит за тем, чтобы они не превышали своих полномочий.

Нижним звеном административно-территориальное деления во Франции является коммуна, которых насчитывается около 37 тысяч. Жители коммуны избирают сроком на 6 лет муниципальный совет, одновременно являющийся и низовым органом государственной власти, и органом местного самоуправления. Муниципальный совет из своего состава большинством голосов избирает председателя исполнительной власти – мэра.

Объединение нескольких коммун – это кантон, который введен для удобства управления государственными делами. В кантоне действует ряд должностных и ответственных лиц – судья, нотариус, руководитель жандармерии и т. п.

Коммуны объединены в округ. Во французском округе от 100 до 150 коммун, всего их около 300. главой округа является субпрефект, назначаемый правительством.

Следующим звеном управления является департамент, включающий около 400 коммун, или 35 кантонов. Руководит его деятельностью Генеральный Совет, куда каждый кантон назначает одного своего представителя - генерального советника. Во главе Генерального Совета стоит префект, которого назначает президент. При этом, префект не только решает общие вопросы, но и руководит работай департамента.

Крупнейшей административно-территориальной единицей Франции является регион. Регион имеет региональный совет, а возглавляется он префектом. Их создание в качестве объединения отдельных департаментов было начато еще в 1961 г. Однако попытка юридически сформулировать разделение всей страны на регионы путем вынесения соответствующего законопроекта на референдум в 1969 г. не получила поддержки у большинства населения. Несмотря на неодобрение проекта создания регионов на референдуме, уже несколько лет спустя, в 1972 г., был принят закон, придавший статус юридического лица. И только в 1982 г., с принятием Закона о децентрализации, было юридически оформлено образование региона в качестве территориального коллектива, а вся территория страны была разделена на регионы.

Из приведенных выше образований два – кантон и округ – по сути дела не обладают органами общей администрации и, скорее, выступают как территориальные пределы деятельности некоторых специальных административных органов. Кроме них во Франции существует целый ряд других специальных округов – это военные, судебные, школьные и другие округа, границы которых не всегда совпадают с границами административно- территориальных единиц. В современной Франции только коммуны, департаменты и регионы располагают органами самоуправления и служат территориальной основой деятельности самоуправляющихся территориальных коллективов. Именно в пределах этих трех единиц и функционирует сегодня система самоуправления во Франции.

Таким образом, в данном пункте нашей работы мы раскрыли особенности функционирования административно – территориального устройства Франции, указали органы управления каждой ступени административно-территориального деления.

3.Административно-территориальное устройство Италии

В соответствии с конституцией 1947 г. Италия - единое унитарное государство. Вместе с тем, основные нормы не препятствовали внедрению особой модели административно-территориального устройства, известной под названием «Областное государство» или «государство областных автономий». Более того, конституция закрепила два важнейших принципа «областного государства»: принцип политической децентрализации и принцип территориальных коллективов в рамках единого государства. На практике это означало предоставление самостоятельности, определенных административных полномочий всем территориальным коллективам: областям, провинциям, коммунам.

Самыми крупными единицами в Италии являются области (они могут создаваться при наличии не менее 1 млн жителей). В результате административно-территориальной реформы было образовано 20 областей, наделенных широкой автономией. Конституция 1947 г. признавала области автономными образованиями, обладающими законодательной, административной и финансовой самостоятельностью.

Особый статус имеют пять областей специальной автономии - Трентино-Альто-Адидже, Вале – д`Аоста, Фриули-Венеция-Джулия, Сицилия и Сардиния – они осуществляют власть и управление на основе собственных статутов – уставов, регламентирующих все вопросы организации и функционирования области. Остальные 15 областей обычной автономии действуют на основании предписаний Конституции и парламентских законов. В статутах таких областей вправе закрепляться только вопросы, касающиеся внутренней организации региона, осуществления права инициативы и референдума в отношении законов и административных актов области, порядка опубликования областных законов.

Конституционным путем областям были переданы полномочия, которые ранее входили в компетенцию государства. Прежде всего это законодательные полномочия. Определен перечень вопросов, по которым область вправе принимать собственные законодательные нормы. Законы областей не могут противоречить принципам национального порядка, международным обязательствам, интересам государства и других областей.

Провинции и коммуны по итальянскому законодательству одновременно являются территориальными единицами как государства, так и областного деления. Их функции и полномочия регулируются в общегосударственном порядке на основании единого закона от 17 мая 1990г.

Нижняя планка по численности населения провинции устанавливается в 200 тыс. жителей. Предусматривается возможность создания в провинциях административных округов в целях более эффективного осуществления управленческих функций. В соответствии с областными программами развития провинция принимает собственные многолетние программы и планы развития территории. На основании соответствующей программы провинция координирует деятельность коммун и самостоятельно действует в области экономики, производства, коммерции, туризма, а также социальной сферы.

Коммуны – низовые и самые многочисленные административно-территориальные единицы. При образовании коммун их население не должно быть менее 10 тыс. жителей. Коммуны обладают административными полномочиями в сфере социального обеспечения, благоустройства и использования территории, ее экономического развития, создания местных индустриальных зон землепользования.

В качестве самостоятельных административно-территориальных единиц, обладающих специальным статусом, согласно закону Италии об устройстве автономий 1990г., следует назвать девять крупных городов: Турин, Милан, Неаполь, Венеция, Генуя, Рим, Болонья, Флоренция, Бари.

Во всех территориальных единицах Италии есть представители центральной власти. В области эти функции возложены на правительственного комиссара. В провинции они возложены на префекта, который входит в систему министерства внутренних дел. В коммунах таким государственным чиновником является синдик, который информирует префекта о состоянии общественного порядка и безопасности, издает акты об осуществлении неотложных мер в сфере здравоохранения и гигиены, строительства и местной полиции. Синдик ведет реестр актов гражданского состояния и учет населения, выполняя предписания законодательства о статистике, регистрации избирателей, учете военнообязанных.